Урок портрет гоголя приложение к 1 сентября. Презентация на тему "Н


Класс: 8

Презентации к уроку

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.














Назад Вперёд

Цели урока:

  • показать, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества – вклад писателя в спор о предназначении искусства;
  • выяснить, какова идейно-композиционная роль второй части повести «Портрет» и как автор решает проблему истинного искусства.

Задачи урока:

  • Обучающая: совершенствование умений интерпретации литературного произведения и анализа художественной детали, навыков владения устной и письменной речью; раскрытие социального, нравственного, эстетического смысла повести.
  • Развивающая: развитие познавательных интересов и литературно-творческих способностей, образного мышления и «чувства интеллекта».
  • Воспитательная: воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести и чести.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, проектор, Презентация 1 , Презентация 2 (Тестирование по повести Н.В.Гоголя «Портрет»)

Кто заключил в себе талант, тот
чище всех должен быть душою..

Н.В.Гоголь

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя (Слайд №3)

– Как вы знаете, Николай Васильевич Гоголь свой писательский долг видел в служении великому искусству, в стремлении показать правду жизни. Он хотел, чтобы читатель через его творчество мог «постигнуть высокую тайну созданья». О том, что Гоголя волновали вопросы творчества и место художника в обществе, говорит тот факт, что именно в 1835 году Гоголь собрал статьи по искусству (“Живопись, скульптура и музыка”, “Несколько слов о Пушкине”, “Об архитектуре нынешнего времени”), лекции и статьи по истории и размышления об исторических лицах и напечатал их вместе с повестью “Портрет”.
(Сообщение цели урока) Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о проблеме истинного искусства в повести Гоголя «Портрет», старясь выяснить одновременно и идейно-композиционную роль второй части произведения.

II. Работа с эпиграфом (Слайд №4)

– Как вы понимаете слова Н.В.Гоголя?
– Каким, судя по высказыванию автора, должен быть настоящий художник?

III. Оценка повести критиком

Учитель. Так, критик В.Г.Белинский, оценивая талант великого прозаика, говорил: «Гоголь – поэт, поэт жизни действительной». А это больше всего ценилось в русской литературе. После выхода повести «Портрет» Гоголь рассчитывает на понимание
читателей и критиков, но каково же было разочарование писателя, когда В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести: (Слайд №5) “Портрет есть неудачная попытка г.
Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остаётся талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество фантастических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с неё портрет, и которая бранит балы и восхищается природою – и вы не откажете в достоинстве этой повести. Но вторая её часть решительно ничего не стоит; в ней не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал не ум, а фантазия не принимала никакого участия”.

– Какое значение придаёт критик слову «приделка» в данном контексте?

IV. Сообщение подготовленного ученика о пребывании Гоголя в Италии и дальнейшей судьбе повести «Портрет» (Слайд №6)

Ученик. Уехав из России после скандала, связанного с премьерой “Ревизора” Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в Риме. Но ничто не радует сердце писателя: ни тёплая погода, ни устроенный быт, ни местные красоты... Гоголь думает о России. Здесь, в Риме, он знакомится с художниками, в частности, с художником Ивановым, который работает над картиной “Явление Христа народу”.
Гоголь видит, как самоотверженно трудится художник, делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины, и цвет, озаряющий их и природу. Ему не даёт покоя критика В. Г. Белинского. И он решает переделать повесть “Портрет”.
К 1841 году эта работа была закончена. Появились существенные изменения: изменилась фамилия главного героя (раньше она была Чертков, что подчёркивало его связь с нечистой силой; Гоголь исключил отдельные мистические сцены, появились вполне реалистические персонажи: Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы-заказчицы. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна, а во второй редакции исчезает портрет, который пошёл по свету сеять несчастья.

V. Чтение учителем 1 абзаца 2-й части повести до слов «Длинная зала…»

VII. Работа с текстом (Слайд №7)

– Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией? (Есть гиперссылка – словарная статья о слове «аукцион»)

VIII. Ученик (индивидуальное исследование) рассказывает об этимологическом родстве двух слов: «искусство» и «искушение» (Слайд №8)

Искусство родственно словам «искушать», «искушение». «Искусити» (старосл.) значило «подвергать испытанию». «Искушенный человек» – это тот, кто многоопытен, много испытал.

– Кто, по вашему, в повести выступает в роли «искусителя» и почему?

IX. Работа с текстом продолжается

– Почему ростовщики необходимы «осадку человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?(Слайд№9) (Есть гиперссылка – словарная статья о слове «аукцион»)
– Какие детали в описании внешности ростовщика настораживают читателя? (Слайд №10)

«Он ходил в широком азиатском наряде; тёмная краска лица указывала на южное его происхождение, но какой именно он был нации… об этом никто не мог сказать
«..Глядит, глядит человеческими глазами !,
«..смуглое, тощее, запаленое лицо и какой-то непостижимо-страшный цвет его, большие, необыкновенного огня глаза , нависшие густые брови отличали его от.. жителей столицы»
«.. Что-то демоническое в глазах ..»
– Какая художественная деталь в описании внешности повторяется? («Необыкновенного огня глаза», «демоническое в глазах» – это глаза сатаны, нечистой силы, носителя ЗЛА)

– Почему к ростовщику постоянно обращаются люди за деньгами? (Слайд №11)
«Этот ростовщик отличался от других ростовщиков уже тем, что мог снабдить какою угодно суммою всех, начиная от нищей старухи до расточительного придворного вельможи». «Он давал деньги охотно…».
– Почему ростовщик давал деньги охотно и богатым, и бедным? (Ради наживы)
– Олицетворением чего является сам ростовщик и его портрет в повести? (Слайд №12)
– Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?

X. Сообщение микрогрупп (домашнее задание по теме «Какие искушения и испытания прошёл каждый из художников, выбирая свою дорогу к истинному искусству?») (Слайд №13)

  • Художник Андрей Петрович Чартков (1 группа) (Цитаты в помощь отвечающим – гиперссылка: слайд № 19 )

«..Прежним художникам уже чересчур много приписано», а «гений творит смело, быстро». «Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица...».
«... кисть его хладела и тупела, и он... заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы...».
«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства… Купивши картину,.. разрывал её,.. топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья.»

  • Товарищ Черткова (2 группа) (Цитаты в помощь отвечающим – гиперссылка: слайд № 20 )

С «ранних лет носил в себе страсть к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей душою, оторвался от друзей, от родных, от милых привычек..», «..как отшельник, погрузился от в труд», «..оставил себе в учители одного божественного Рафаэля.»
«Чистое, непорочное, прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто как гений возносилось оно над всеми… Видно было, как все, извлеченное из внешнего мира, художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника устремил его одной согласной, торжественной песнью…»

  • Художник, написавший портрет ростовщика (3 группа) (Цитаты в помощь отвечающим – гиперссылка: слайд № 21 )

«Он удалился с благословенья настоятеля в пустынь.. Там долго, в продолжение нескольких лет, изнурял своё тело, подкрепляя его в то же время живительною силой молитвы».
«Святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоём» – так сказал настоятель художнику, сумевшему очистить свою душу от зла.

Учитель. Итак, Гоголь убеждён, что талант – это Божий дар и человек искусства ни в коем случае не должен прикасаться в своём творчестве к ЗЛУ, так каконо невольно начинает проникать в его душу, сознание, а потом творчество.

Сообщение 3 микрогруппы (домашнее задание по теме «Советы и наставления отца художника Б. своему сыну») (Слайд №14)

– Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными?Почему?

Учитель. В своихрассуждениях об истинном искусстве и чистоте души художника, рассказывая языком повести о борьбе добра и зла, Н.В.Гоголь традиционно опирается на библейские легенды.

– В чём связь советов отца художника Б. с Нагорной проповедью Христа? Докажите текстом. Один из примеров: (Слайд №15)

В тексте:

«Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуту одним пятном грязи из-под колёс, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».

В Библии:

«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?... Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись не растерзали вас.» (Библия от Матфея: 7:1-14)

Вывод.

– Какова роль в обществе личности, наделённой «драгоценным даром Бога»? (Слайд №16)
– Как вы понимаете высказывания классиков об этом?

XI. Задание на дом: (задание учащийся выбирает по желанию)

  • Напишите сочинение на тему «Опровергает или подтверждает вторая часть «Портрета» мысль о всевластии зла?
  • Или создайте синквейны, рассказывающие о художниках (Чартков, его товарищ, отец художника Б.)

XII. Рефлексия. (тестированиеПрезентация 2 , Приложение 1 )

Использованная литература:

  1. Литература. 8 класс: Поурочные планы (по программе А.Г.Кутузова) / Сост. Л.М.Серёгина – Волгоград: Учитель, 2003.
  2. Б.Арапович и В.Маттелмяки. Детская Библия. Библейские рассказы в картинках. Издатель: Российское Библейское общество, Москва, 1994
  3. http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/materials/g1.html – Маранцман В.Г. Материала для изучения повести Н.В.Гоголя Портрет

Урок 21. Н.В.Гоголь. «Портрет». Место повести в цикле «Петербургские повести».
Цели урока:
Образовательная:
- проанализировать повесть Н.В. Гоголя «Портрет».
- определить тему и основные проблемы повести.

Развивающая:
- развить интерес к творчеству Н.В.Гоголя
- устную монологическую речь, аналитическое мышление учеников;
- умение работать с текстом, словарной статьей, репродукциями.

Воспитывающая:
воспитывать ответственность за свою жизнь, чувство уважение к людям талантливым;
- убедить учащихся, что чистота души человека зависит только от его самого;
- умение различать светлые и негативные стороны жизни.


«Спасай чистоту души своей.
Кто заключил в себе талант,
тот чище всех должен быть душою»

Н.В. Гоголь

ХОД УРОКА


1. Орг. момент.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества Н.В. Гоголя, нам предстоит трудная работа: проанализировать повесть «Портрет», определить ее тему и проблему; постараемся решить делему, которая стоит и пред гениями и перед обыкновенными людьми: жить, творить, идя тернистым путём, с чистой душой, либо быть модным, жить в достатке, растратив свой талант, жизнь, продав душу.

Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Н.В. Гоголя «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Как вы понимаете эти слова?

И как бы ни была дорога Гоголю Украина, ставшая его колыбелью, краем детства и отрочества, признание свое Гоголь обрел в России, в городе, навсегда слившемся с его судьбой... Что это за город? (Санкт – Петербург ) ... Город Пушкина, а затем и Достоевского, а далее - и Блока- город литературы непременно должен стать городом Гоголя.

Гоголевский Петербург , причудливо сочетающий в себе реальное и фантастическое, - страшный фантасмагорический город, воплощающий все силы зла и выражающий трагические противоречия российской действительности.

И сегодня на уроке мы попытаемся проанализировать одну из повестей - «Портрет».

Сейчас мы проверим домашнее задание.

План реферата записан на доске (или спроецирован).

1. Тема художественного творчества в повести «Портрет» (художник Чартков).
2. Проблема противостояния ремесла и искусства.
3. Художник, сумевший сохранить и возвеличить свой талант, пренебрегший всем.
Художник- творец, гений. (А.Иванов).
4. Художник, занимающийся религиозной живописью, служащий Богу, получивший прощение и благословение небес.
5. Творчество – дело, прежде всего духовное, его нельзя загрязнить тщеславием.

Что вы можете сказать по данному выступлению?
Учитель:
-Хорошо, а что такое тщеславие? Я просила посмотреть в словаре. (Тщеславие - кичливое высокомерие, любовь к славе, к почитанию.)
- Да, ребята, эстетическая система взглядов многопланова и позволяет по-разному понять творчество Н.В. Гоголя людям с разным типом эстетического и духовного опыта. Когда вы читали повесть, поняли что повесть читается тяжело и читать ее надо вдумчиво. Например, Белинский вообще не понял повесть и отозвался о ней резко отрицательно.

Ребята, в повести есть такие слова: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».

Как вы понимаете эти слова? (Гоголь был глубоко верующим, религиозным человеком мировоззрение его отразилось в повести «Портрет», где писатель обращается к теме художественного творчества и Добра и зла в искусстве.)

В чем проявляется борьба Добра со злом, светлого и дьявольского начал в жизни художника Чарткова? (Чартков - способный художник, но ему хочется скорее прославиться.).
- Какой портрет он купил однажды?
(Портрет ростовщика.)
Кто такой ростовщик, каково значение этого слова (Ростовщие - тот, кто дает деньги в долг под большие проценты).

Сейчас нам Маша расскажет о прототипе Чарткова.

Сообщение (Среди возможных прототипов гоголевского ростовщика исследователи называют известного в Петербурге ростовщика- индейца, которого описывает в своих мемуарах актер Каратыгин « Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, черные зрачки его, как угли, блистали на желтоватых белках с кровяными прожилками».)

О чем думал художник, писавший портрет ростовщика в облике дьявола для церковной росписи? Прочитайте это место в повести: «Экая сила! Если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов; они у меня побледнеют перед ним. Какая дьявольская сила!»

Убьет святых и ангелов... Сказано страшно, но верно: искусство способно нести зло и беды в мир, если служит злу. Искусство, выпускающее на волю нечистый дух, само становится жертвою; превращается в средство служения этому духу, как случилось в повести с мастером, создателем дьявольского портрета, либо вырождается в бездушное ремесло, что сказалось в судьбе художника Чарткова, соблазненного страстью корыстолюбия.

В первой редакции Н.В.Гоголь наделил главного героя фамилией Чертков, как вы, думаете от какого слова? (Черт - в старинных суеверных представлениях злой дух, сверхъестественное существо, олицетворяющее злое начало).
Почему же во второй редакции Гоголь изменил фамилию главного героя нам остается лишь догадываться.
- Что узнаем мы об этом молодом художнике в начале повести? (Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный.)

О чем предупреждал Чарткова профессор живописи ? («Смотри, брат, у тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец».)

У всех у нас жизнь состоит из белых и черных полос, а у Чарткова жизнь была сплошная черная полоса. И последней каплей явилось не только безденежье, но и выселение из квартиры. И здесь Чартков находит деньги.

О каких двух путях раздумывает Чартков, когда видит деньги, найденные в раме портрета? (Он думает, что можно спокойно поработать года три для себя, не торопясь, не на продажу, и быть славным художником. Но в нем раздался и другой голос, который хотел «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую... »)

Ребята, пред Чартковым два пути, два выбора, как в сказке. Первый путь - это Добро, второй - зло. Как вы понимаете Добро для Чарткова (Добро - это жить в бедности, но сохранить свой талант, душу) а Зло? («стать модным художником, жить в достатке и растратить свой талант) .

Какой путь выбрал художник? (Он выбрал зло. Приоделся «накупил духов, помад», дал о себе объявление в газету и стал писать картины и портреты для продажи.)
- Каким живописцем он стал, угождая неразборчивой публике, рисуя «портретики за деньги»? (Чартков стал модным живописцем.)
- Как Гоголь говорит о том, что он стал терять талант, мастерство? Найдите в тексте: « ... Кисть его хладела и тупела... »)

Понимал ли это сам художник? (Многие его знакомые не могли понять, «как мог в нем исчезнуть талант. признаки которого казались уже ярко в нем в самом начале, и напрасно старались разгадать каким образом может угаснуть дарованье в человеке... но этих толков не слышал упоенный художник..)

Действительно, ребята, все мы думаем, что талант, дарование вечно.
- Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили?

(Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии.)

В образе художника, живущего в Италии и приславшего на выставку своего гениальное произведение, литературоведы усматривают черты художника Иванова, чей труд над картиной «Явление Христа народу» стал для Гоголя образцом истинной преданности искусству. Сейчас мы с вами посмотрим репродукцию картины Иванова «Явление Христа народу»

Художник Александр Иванов много лет писал свое грандиозное полотно «Явление Мессии» (Спасителя, Иисуса Христа).

А теперь прослушайте слова самого Н.В.Гоголя, увидевшего эту картину (уч-ся) «Где мог найти он образец для того, чтобы изобразить главное, составляющее задачу всей картины - представить в лицах весь ход человеческого обращения к Христу?

Откуда мог он взять его? Из головы? Создать воображением? Постигнуть мыслию? Нет, пустяки! Холодна для этого мысль и ничтожно воображение. Нет, пока в самом художнике не произошло истинное обращенье к Христу, не изобразить ему того на полотне. Иванов молил Бога о ниспослании ему такого полного обращения, лил слезы в тишине, прося у Него же сил исполнить им же внушенную мысль... »

Что теперь понимает Чартков, хотя им полностью завладела страсть к золоту?

Найдите слова в тексте. (Ответ чтение цитаты: «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства, и порывы его были обращены к золоту».)

Да, дарование, талант дается Богом, но его нужно заслужить и сохранить.
-Греховна ли такая всепоглощающая страсть, какую проявил Чартков? (Да)
- Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?

(Чтение цитаты: (С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности, истребить, погасить искру огня... Им овладела, ужасная зависть до бешенства»)

Что такое зависть? (Зависть - один из смертных грехов. О ней говорил Христос в Нагорной проповеди. А Чартковым овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение носившее печать таланта».

Какое адское намерение родилось в его душе? Удалось ли ему привести его в исполнение ?(Нет).

Подтвердите текстом (Чтение цитаты: «Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения».)

Какое сравнение? (с бешенством тигра )

Как закончил жизнь Чартков? (У него началась «жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткой... K этому присоединились все признаки безнадежного, сумасшествия... Наконец, :жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания».)

Жизнь Чарткова закончена, а портрет ростовщика с его дьявольской силой, остался.
- Как отзывались люди о портрете ростовщика? «В нём сидит нечистая сила». «Переходя из рук в руки он приносил страдания и несчастья.)
-Как называется повесть? («Портрет»)

Так что же здесь главное? (Кто бы ни был хозяином портрета, он нёс ему горе..)
В чем заключается смысл названия?

А сейчас поговорим о судьбе живописца, авторе портрета ростовщика. Что вы можете сказать о нем? (До создания портрета художник был добрым семьянином, но бедным. С написания портрета жизнь резко меняется: вдруг повалили деньги, стал бить жену, стал злым и эгоистичным) .

Как он решил очиститься от греха, подумав, что его рукой водил дьявол? (Он ушел в монастырь каяться и молиться).

Простил ли его Бог? (Да, наверное.)
- Какую картину он написал в конце жизни? (Икону «Рождество Христово».)

Прочитайте выразительно описание картины, которую нарисовал художник, автор портрета ростовщика в образе дьявола в повести Гоголя «Портрет», чтобы замолить свой грех. (Чтение цитаты: «Предмет, взятый им, было Рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним, не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно. По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смиренья и кротости в лице Пречистой Матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах Божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчанье пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину. - все это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое».

Наверное, счастье этого художника, что он вовремя понял свою беду и решил уединиться в монастыре. Здесь же в келье посещает его уже взрослый сын.

Давайте прочитаем заповедь, которую произносит этот художник, напутствуя сына,. «Я ждал тебя, сын мой. Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя. путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар) Бога - не погуби его... Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку. который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуто одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечет множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».

Эти слова, ребята, можно назвать гимном жизни, не только для гениев, но и для нас, обыкновенных людей. Они и сейчас актуальны.

Это идеалы, достойные человека? (Да. В словах отца сыну есть духовная независимость от внешних обстоятельств, предпочтение ценностей духовных. Истинное искусство служит Добру. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», - пишет в конце повести Гоголь.)

Как вы понимаете эти слова (^ Дар дается не каждому человеку. Кому же он дан, тот -должен быть чище всех душою. Обязан не растерять, не разменять на мелочи.)

Какой мы может сделать вывод:

Черткова погубили не только страсть к наживе, не только развращающее влияние аристократической среды, но и отсутствие внутреннего сопротивления этому миру: он сам уничтожил в себе Божий дар.

Какова же главная тема в повести «Портрет» (Тема искусства, художественного творчества и Добра и зла в искусстве.)

А проблема? (Проблема противостояния ремесла и искусства.)

План реферата, который записан у нас на доске, и явился планом нашего урока.

Рефлексия:

О чем же мы говорили на уроке.

Ребята, я хочу еще раз вам сказать, что Гоголь раскрыл связь искусства с религией.

Из религиозной темы Н.В.Гоголь не сделал предмет теоретических или художественных изображений, он хотел, прежде всего, найти правду для самого себя, осуществить эту правду в самом себе, в своих произведениях.

Н.В.Гоголь. «Портрет». Место повести в цикле «Петербургские повести»

Цели урока:
Образовательная:
- проанализировать повесть Н.В. Гоголя «Портрет».
- определить тему и основные проблемы повести.
Развивающая:
- развить интерес к творчеству Н.В.Гоголя
- устную монологическую речь, аналитическое мышление учеников;
- умение работать с текстом, словарной статьей, репродукциями.
Воспитывающая:
воспитывать ответственность за свою жизнь, чувство уважение к людям талантливым;
- убедить учащихся, что чистота души человека зависит только от его самого;
- умение различать светлые и негативные стороны жизни.

«Спасай чистоту души своей.
Кто заключил в себе талант,
тот чище всех должен быть душою»

Н.В. Гоголь
ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества Н.В. Гоголя, нам предстоит трудная работа: проанализировать повесть «Портрет», определить ее тему и проблему; постараемся решить делему, которая стоит и пред гениями и перед обыкновенными людьми: жить, творить, идя тернистым путём, с чистой душой, либо быть модным, жить в достатке, растратив свой талант, жизнь, продав душу.

Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Н.В. Гоголя «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Как вы понимаете эти слова?

И как бы ни была дорога Гоголю Украина, ставшая его колыбелью, краем детства и отрочества, признание свое Гоголь обрел в России, в городе, навсегда слившемся с его судьбой... Что это за город? (Санкт – Петербург ) ... Город Пушкина, а затем и Достоевского, а далее - и Блока- город литературы непременно должен стать городом Гоголя.

Гоголевский Петербург , причудливо сочетающий в себе реальное и фантастическое, - страшный фантасмагорический город, воплощающий все силы зла и выражающий трагические противоречия российской действительности.

И сегодня на уроке мы попытаемся проанализировать одну из повестей - «Портрет».

Сейчас мы проверим домашнее задание.

План реферата записан на доске (или спроецирован).

1. Тема художественного творчества в повести «Портрет» (художник Чартков).
2. Проблема противостояния ремесла и искусства.
3. Художник, сумевший сохранить и возвеличить свой талант, пренебрегший всем.
Художник- творец, гений. (А.Иванов).
4. Художник, занимающийся религиозной живописью, служащий Богу, получивший прощение и благословение небес.
5. Творчество – дело, прежде всего духовное, его нельзя загрязнить тщеславием.

Что вы можете сказать по данному выступлению?
Учитель:
-Хорошо, а что такое тщеславие? Я просила посмотреть в словаре. (Тщеславие - кичливое высокомерие, любовь к славе, к почитанию.)
- Да, ребята, эстетическая система взглядов многопланова и позволяет по-разному понять творчество Н.В. Гоголя людям с разным типом эстетического и духовного опыта. Когда вы читали повесть, поняли что повесть читается тяжело и читать ее надо вдумчиво. Например, Белинский вообще не понял повесть и отозвался о ней резко отрицательно.

Ребята, в повести есть такие слова: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».

Как вы понимаете эти слова? (Гоголь был глубоко верующим, религиозным человеком мировоззрение его отразилось в повести «Портрет», где писатель обращается к теме художественного творчества и Добра и зла в искусстве.)

В чем проявляется борьба Добра со злом, светлого и дьявольского начал в жизни художника Чарткова? (Чартков - способный художник, но ему хочется скорее прославиться.).
- Какой портрет он купил однажды? (Портрет ростовщика.)
Кто такой ростовщик, каково значение этого слова (Ростовщие - тот, кто дает деньги в долг под большие проценты).

Сейчас нам Маша расскажет о прототипе Чарткова.

Сообщение (Среди возможных прототипов гоголевского ростовщика исследователи называют известного в Петербурге ростовщика- индейца, которого описывает в своих мемуарах актер Каратыгин « Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, черные зрачки его, как угли, блистали на желтоватых белках с кровяными прожилками».)

О чем думал художник, писавший портрет ростовщика в облике дьявола для церковной росписи? Прочитайте это место в повести: «Экая сила! Если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов; они у меня побледнеют перед ним. Какая дьявольская сила!»

Убьет святых и ангелов... Сказано страшно, но верно: искусство способно нести зло и беды в мир, если служит злу. Искусство, выпускающее на волю нечистый дух, само становится жертвою; превращается в средство служения этому духу, как случилось в повести с мастером, создателем дьявольского портрета, либо вырождается в бездушное ремесло, что сказалось в судьбе художника Чарткова, соблазненного страстью корыстолюбия.

В первой редакции Н.В.Гоголь наделил главного героя фамилией Чертков, как вы, думаете от какого слова? (Черт - в старинных суеверных представлениях злой дух, сверхъестественное существо, олицетворяющее злое начало).
Почему же во второй редакции Гоголь изменил фамилию главного героя нам остается лишь догадываться.
- Что узнаем мы об этом молодом художнике в начале повести? (Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный.)

О чем предупреждал Чарткова профессор живописи? («Смотри, брат, у тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец».)

У всех у нас жизнь состоит из белых и черных полос, а у Чарткова жизнь была сплошная черная полоса. И последней каплей явилось не только безденежье, но и выселение из квартиры. И здесь Чартков находит деньги.

О каких двух путях раздумывает Чартков, когда видит деньги, найденные в раме портрета? (Он думает, что можно спокойно поработать года три для себя, не торопясь, не на продажу, и быть славным художником. Но в нем раздался и другой голос, который хотел «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую... »)

Ребята, пред Чартковым два пути, два выбора, как в сказке. Первый путь - это Добро, второй - зло. Как вы понимаете Добро для Чарткова (Добро - это жить в бедности, но сохранить свой талант, душу) а Зло? («стать модным художником, жить в достатке и растратить свой талант) .

Какой путь выбрал художник? (Он выбрал зло. Приоделся «накупил духов, помад», дал о себе объявление в газету и стал писать картины и портреты для продажи.)
- Каким живописцем он стал, угождая неразборчивой публике, рисуя «портретики за деньги»? (Чартков стал модным живописцем.)
- Как Гоголь говорит о том, что он стал терять талант, мастерство? Найдите в тексте: « ... Кисть его хладела и тупела... »)

Понимал ли это сам художник? (Многие его знакомые не могли понять, «как мог в нем исчезнуть талант. признаки которого казались уже ярко в нем в самом начале, и напрасно старались разгадать каким образом может угаснуть дарованье в человеке... но этих толков не слышал упоенный художник..)

Действительно, ребята, все мы думаем, что талант, дарование вечно.
- Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили?

(Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии.)

В образе художника, живущего в Италии и приславшего на выставку своего гениальное произведение, литературоведы усматривают черты художника Иванова, чей труд над картиной «Явление Христа народу» стал для Гоголя образцом истинной преданности искусству. Сейчас мы с вами посмотрим репродукцию картины Иванова «Явление Христа народу»

Художник Александр Иванов много лет писал свое грандиозное полотно «Явление Мессии» (Спасителя, Иисуса Христа).

А теперь прослушайте слова самого Н.В.Гоголя, увидевшего эту картину (уч-ся) «Где мог найти он образец для того, чтобы изобразить главное, составляющее задачу всей картины - представить в лицах весь ход человеческого обращения к Христу?

Откуда мог он взять его? Из головы? Создать воображением? Постигнуть мыслию? Нет, пустяки! Холодна для этого мысль и ничтожно воображение. Нет, пока в самом художнике не произошло истинное обращенье к Христу, не изобразить ему того на полотне. Иванов молил Бога о ниспослании ему такого полного обращения, лил слезы в тишине, прося у Него же сил исполнить им же внушенную мысль... »

Что теперь понимает Чартков, хотя им полностью завладела страсть к золоту?

Найдите слова в тексте. (Ответ чтение цитаты: «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства, и порывы его были обращены к золоту».)

Да, дарование, талант дается Богом, но его нужно заслужить и сохранить.
-Греховна ли такая всепоглощающая страсть, какую проявил Чартков? (Да)
- Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?

(Чтение цитаты: (С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности, истребить, погасить искру огня... Им овладела, ужасная зависть до бешенства»)

Что такое зависть? (Зависть - один из смертных грехов. О ней говорил Христос в Нагорной проповеди. А Чартковым овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение носившее печать таланта».

Какое адское намерение родилось в его душе? Удалось ли ему привести его в исполнение?(Нет).

Подтвердите текстом (Чтение цитаты: «Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения».)

Какое сравнение? (с бешенством тигра )

Как закончил жизнь Чартков? (У него началась «жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткой... K этому присоединились все признаки безнадежного, сумасшествия... Наконец, :жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания».)

Жизнь Чарткова закончена, а портрет ростовщика с его дьявольской силой, остался.
- Как отзывались люди о портрете ростовщика? «В нём сидит нечистая сила». «Переходя из рук в руки он приносил страдания и несчастья.)
-Как называется повесть? («Портрет»)

Так что же здесь главное? (Кто бы ни был хозяином портрета, он нёс ему горе..)
В чем заключается смысл названия?

А сейчас поговорим о судьбе живописца, авторе портрета ростовщика. Что вы можете сказать о нем? (До создания портрета художник был добрым семьянином, но бедным. С написания портрета жизнь резко меняется: вдруг повалили деньги, стал бить жену, стал злым и эгоистичным) .

Как он решил очиститься от греха, подумав, что его рукой водил дьявол? (Он ушел в монастырь каяться и молиться).

Простил ли его Бог? (Да, наверное.)
- Какую картину он написал в конце жизни? (Икону «Рождество Христово».)

Прочитайте выразительно описание картины, которую нарисовал художник, автор портрета ростовщика в образе дьявола в повести Гоголя «Портрет», чтобы замолить свой грех. (Чтение цитаты: «Предмет, взятый им, было Рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним, не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно. По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смиренья и кротости в лице Пречистой Матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах Божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчанье пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину. - все это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое».

Наверное, счастье этого художника, что он вовремя понял свою беду и решил уединиться в монастыре. Здесь же в келье посещает его уже взрослый сын.

Давайте прочитаем заповедь, которую произносит этот художник, напутствуя сына,. «Я ждал тебя, сын мой. Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя. путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар) Бога - не погуби его... Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку. который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуто одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечет множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».

Эти слова, ребята, можно назвать гимном жизни, не только для гениев, но и для нас, обыкновенных людей. Они и сейчас актуальны.

Это идеалы, достойные человека? (Да. В словах отца сыну есть духовная независимость от внешних обстоятельств, предпочтение ценностей духовных. Истинное искусство служит Добру. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», - пишет в конце повести Гоголь.)

Как вы понимаете эти слова (^ Дар дается не каждому человеку. Кому же он дан, тот -должен быть чище всех душою. Обязан не растерять, не разменять на мелочи.)

Какой мы может сделать вывод:

Черткова погубили не только страсть к наживе, не только развращающее влияние аристократической среды, но и отсутствие внутреннего сопротивления этому миру: он сам уничтожил в себе Божий дар.

Какова же главная тема в повести «Портрет» (Тема искусства, художественного творчества и Добра и зла в искусстве.)

А проблема? (Проблема противостояния ремесла и искусства.)

План реферата, который записан у нас на доске, и явился планом нашего урока.

Рефлексия:

О чем же мы говорили на уроке.

Ребята, я хочу еще раз вам сказать, что Гоголь раскрыл связь искусства с религией.

Из религиозной темы Н.В.Гоголь не сделал предмет теоретических или художественных изображений, он хотел, прежде всего, найти правду для самого себя, осуществить эту правду в самом себе, в своих произведениях.

Д/з: написать мини сочинение - рассуждение:

1. «Тема искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет».
2. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

Класс: 8

Презентации к уроку

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.














Назад Вперёд

Цели урока:

  • показать, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества – вклад писателя в спор о предназначении искусства;
  • выяснить, какова идейно-композиционная роль второй части повести «Портрет» и как автор решает проблему истинного искусства.

Задачи урока:

  • Обучающая: совершенствование умений интерпретации литературного произведения и анализа художественной детали, навыков владения устной и письменной речью; раскрытие социального, нравственного, эстетического смысла повести.
  • Развивающая: развитие познавательных интересов и литературно-творческих способностей, образного мышления и «чувства интеллекта».
  • Воспитательная: воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести и чести.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, проектор, Презентация 1 , Презентация 2 (Тестирование по повести Н.В.Гоголя «Портрет»)

Кто заключил в себе талант, тот
чище всех должен быть душою..

Н.В.Гоголь

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя (Слайд №3)

– Как вы знаете, Николай Васильевич Гоголь свой писательский долг видел в служении великому искусству, в стремлении показать правду жизни. Он хотел, чтобы читатель через его творчество мог «постигнуть высокую тайну созданья». О том, что Гоголя волновали вопросы творчества и место художника в обществе, говорит тот факт, что именно в 1835 году Гоголь собрал статьи по искусству (“Живопись, скульптура и музыка”, “Несколько слов о Пушкине”, “Об архитектуре нынешнего времени”), лекции и статьи по истории и размышления об исторических лицах и напечатал их вместе с повестью “Портрет”.
(Сообщение цели урока) Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о проблеме истинного искусства в повести Гоголя «Портрет», старясь выяснить одновременно и идейно-композиционную роль второй части произведения.

II. Работа с эпиграфом (Слайд №4)

– Как вы понимаете слова Н.В.Гоголя?
– Каким, судя по высказыванию автора, должен быть настоящий художник?

III. Оценка повести критиком

Учитель. Так, критик В.Г.Белинский, оценивая талант великого прозаика, говорил: «Гоголь – поэт, поэт жизни действительной». А это больше всего ценилось в русской литературе. После выхода повести «Портрет» Гоголь рассчитывает на понимание
читателей и критиков, но каково же было разочарование писателя, когда В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести: (Слайд №5) “Портрет есть неудачная попытка г.
Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остаётся талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество фантастических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с неё портрет, и которая бранит балы и восхищается природою – и вы не откажете в достоинстве этой повести. Но вторая её часть решительно ничего не стоит; в ней не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал не ум, а фантазия не принимала никакого участия”.

– Какое значение придаёт критик слову «приделка» в данном контексте?

IV. Сообщение подготовленного ученика о пребывании Гоголя в Италии и дальнейшей судьбе повести «Портрет» (Слайд №6)

Ученик. Уехав из России после скандала, связанного с премьерой “Ревизора” Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в Риме. Но ничто не радует сердце писателя: ни тёплая погода, ни устроенный быт, ни местные красоты... Гоголь думает о России. Здесь, в Риме, он знакомится с художниками, в частности, с художником Ивановым, который работает над картиной “Явление Христа народу”.
Гоголь видит, как самоотверженно трудится художник, делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины, и цвет, озаряющий их и природу. Ему не даёт покоя критика В. Г. Белинского. И он решает переделать повесть “Портрет”.
К 1841 году эта работа была закончена. Появились существенные изменения: изменилась фамилия главного героя (раньше она была Чертков, что подчёркивало его связь с нечистой силой; Гоголь исключил отдельные мистические сцены, появились вполне реалистические персонажи: Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы-заказчицы. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна, а во второй редакции исчезает портрет, который пошёл по свету сеять несчастья.

V. Чтение учителем 1 абзаца 2-й части повести до слов «Длинная зала…»

VII. Работа с текстом (Слайд №7)

– Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией? (Есть гиперссылка – словарная статья о слове «аукцион»)

VIII. Ученик (индивидуальное исследование) рассказывает об этимологическом родстве двух слов: «искусство» и «искушение» (Слайд №8)

Искусство родственно словам «искушать», «искушение». «Искусити» (старосл.) значило «подвергать испытанию». «Искушенный человек» – это тот, кто многоопытен, много испытал.

– Кто, по вашему, в повести выступает в роли «искусителя» и почему?

IX. Работа с текстом продолжается

– Почему ростовщики необходимы «осадку человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?(Слайд№9) (Есть гиперссылка – словарная статья о слове «аукцион»)
– Какие детали в описании внешности ростовщика настораживают читателя? (Слайд №10)

«Он ходил в широком азиатском наряде; тёмная краска лица указывала на южное его происхождение, но какой именно он был нации… об этом никто не мог сказать
«..Глядит, глядит человеческими глазами !,
«..смуглое, тощее, запаленое лицо и какой-то непостижимо-страшный цвет его, большие, необыкновенного огня глаза , нависшие густые брови отличали его от.. жителей столицы»
«.. Что-то демоническое в глазах ..»
– Какая художественная деталь в описании внешности повторяется? («Необыкновенного огня глаза», «демоническое в глазах» – это глаза сатаны, нечистой силы, носителя ЗЛА)

– Почему к ростовщику постоянно обращаются люди за деньгами? (Слайд №11)
«Этот ростовщик отличался от других ростовщиков уже тем, что мог снабдить какою угодно суммою всех, начиная от нищей старухи до расточительного придворного вельможи». «Он давал деньги охотно…».
– Почему ростовщик давал деньги охотно и богатым, и бедным? (Ради наживы)
– Олицетворением чего является сам ростовщик и его портрет в повести? (Слайд №12)
– Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?

X. Сообщение микрогрупп (домашнее задание по теме «Какие искушения и испытания прошёл каждый из художников, выбирая свою дорогу к истинному искусству?») (Слайд №13)

  • Художник Андрей Петрович Чартков (1 группа) (Цитаты в помощь отвечающим – гиперссылка: слайд № 19 )

«..Прежним художникам уже чересчур много приписано», а «гений творит смело, быстро». «Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица...».
«... кисть его хладела и тупела, и он... заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы...».
«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства… Купивши картину,.. разрывал её,.. топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья.»

  • Товарищ Черткова (2 группа) (Цитаты в помощь отвечающим – гиперссылка: слайд № 20 )

С «ранних лет носил в себе страсть к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей душою, оторвался от друзей, от родных, от милых привычек..», «..как отшельник, погрузился от в труд», «..оставил себе в учители одного божественного Рафаэля.»
«Чистое, непорочное, прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто как гений возносилось оно над всеми… Видно было, как все, извлеченное из внешнего мира, художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника устремил его одной согласной, торжественной песнью…»

  • Художник, написавший портрет ростовщика (3 группа) (Цитаты в помощь отвечающим – гиперссылка: слайд № 21 )

«Он удалился с благословенья настоятеля в пустынь.. Там долго, в продолжение нескольких лет, изнурял своё тело, подкрепляя его в то же время живительною силой молитвы».
«Святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоём» – так сказал настоятель художнику, сумевшему очистить свою душу от зла.

Учитель. Итак, Гоголь убеждён, что талант – это Божий дар и человек искусства ни в коем случае не должен прикасаться в своём творчестве к ЗЛУ, так каконо невольно начинает проникать в его душу, сознание, а потом творчество.

Сообщение 3 микрогруппы (домашнее задание по теме «Советы и наставления отца художника Б. своему сыну») (Слайд №14)

– Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными?Почему?

Учитель. В своихрассуждениях об истинном искусстве и чистоте души художника, рассказывая языком повести о борьбе добра и зла, Н.В.Гоголь традиционно опирается на библейские легенды.

– В чём связь советов отца художника Б. с Нагорной проповедью Христа? Докажите текстом. Один из примеров: (Слайд №15)

В тексте:

«Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуту одним пятном грязи из-под колёс, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».

В Библии:

«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?... Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись не растерзали вас.» (Библия от Матфея: 7:1-14)

Вывод.

– Какова роль в обществе личности, наделённой «драгоценным даром Бога»? (Слайд №16)
– Как вы понимаете высказывания классиков об этом?

XI. Задание на дом: (задание учащийся выбирает по желанию)

  • Напишите сочинение на тему «Опровергает или подтверждает вторая часть «Портрета» мысль о всевластии зла?
  • Или создайте синквейны, рассказывающие о художниках (Чартков, его товарищ, отец художника Б.)

XII. Рефлексия. (тестированиеПрезентация 2 , Приложение 1 )

Использованная литература:

  1. Литература. 8 класс: Поурочные планы (по программе А.Г.Кутузова) / Сост. Л.М.Серёгина – Волгоград: Учитель, 2003.
  2. Б.Арапович и В.Маттелмяки. Детская Библия. Библейские рассказы в картинках. Издатель: Российское Библейское общество, Москва, 1994
  3. http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/materials/g1.html – Маранцман В.Г. Материала для изучения повести Н.В.Гоголя Портрет

«Портрет» повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Петербургские повести». Повесть была создана в годах и впервые опубликована в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя» в Вторая редакция (текст был значительно переработан в конце 1841начале 1842 года) была напечатана в 1842 в третьей книге «Современника».


Сюжет Живущий в бедности молодой художник Чартков, несмотря на то, что ему нечем расплатиться за аренду квартиры, в лавочке на Щукинском дворе покупает за двугривенный портрет неизвестного ему человека, старика в азиатских одеждах, который привлёк его внимание тем, что глаза изображённого выглядят совершенно как живые. Придя домой, он не может отделаться от впечатления, что старик смотрит на него, ночью Чарткову снятся кошмары, связанные с портретом. В одном из снов старик выходит из рамы с мешком, набитым деньгами, и художнику удаётся схватить один свёрток с надписью «1000 червонцев». Утром, когда появляется квартальный, требующий с Чарткова плату за квартиру, в раме портрета обнаруживается точно такой же свёрток, какой художник видел в своём кошмаре.


Чартков переезжает в роскошную квартиру на Невском проспекте, даёт объявление в газету, и вскоре у него появляется много заказчиков. Чартков становится модным художником, пишет множество портретов. Он удовлетворяет запросам клиентов, однако многие его прежние знакомые замечают, что талант его, раньше явно проявлявшийся, исчез. Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства. Чартков запирается в своей мастерской и пытается создать что-то подобное, однако у него ничего не получается; тогда он начинает скупать живописные шедевры и уничтожает их. Вскоре Чартков сходит с ума и скоропостижно умирает.


Через некоторое время на неком аукционе выставляется среди прочих предметов искусства портрет азиата, когда-то купленный Чартковым. Когда цена в ходе торгов значительно возрастает, появляется художник Б. и заявляет, что обладает особыми правами на эту картину. В подтверждение своих слов он рассказывает историю. Он описывает некогда жившего в петербургской Коломне ростовщика, который был известен тем, что мог ссудить любую сумму на казавшихся выгодными условиях, но при этом в результате всегда оказывалось, что на самом деле набегали огромные проценты. Сделка с ростовщиком неизменно приносила его клиентам несчастья.


Отец Б., тоже художник, живший неподалёку, получил заказ на портрет от азиата. Поскольку он давно думал о том, чтоб изобразить духа тьмы в облике своего соседа, он принял заказ. Однако в ходе работы над портретом (на котором особенно страшными получаются глаза) художник начинает испытывать непонятный ужас и в конце концов бросает работу и убегает из дома заказчика. На следующий же день ростовщик умирает, и служанка приносит художнику неоконченный портрет. Со временем художник начинает чувствовать в себе странные перемены. Он хочет сжечь портрет, но приятель отговаривает его и забирает себе; затем сам сбывает его своему племяннику. Каждого владельца портрета преследуют несчастья, а у его создателя вскоре умирают жена, дочь и сын.


Тогда художник, понявший, что в портрет вселилась часть души старика, отправляет оставшегося в живых старшего сына в Академию художеств, а сам уходит в монастырь, где через некоторое время ведения строгой жизни и самоотвержения пишет Рождество Христово, и его работа оказывается исполненной святости. Сын посещает его в монастыре, и отец сообщает ему некоторые наставления и мысли об искусстве, а также завещает ему найти портрет и уничтожить его. Художник Б. представляется сыном автора портрета и говорит, что после долгих лет поисков наконец нашёл картину. Но когда он, а вместе с ним и посетители аукциона, поворачивается к стене, где висело полотно, оказывается, что портрет исчез.