Три операции и смерть художника Кустодиева - onoff49. История болезни Б


Пришедших проститься поразил внешний вид покойного: «Лицо спокойное, светлое, озарено доброй улыбкой». Звали художника Борисом Кустодиевым.

Говорят, что мужчины делятся на тех, кто предпочитает худых барышень, и на тех, кто с ума сходит по женщинам в теле. Самое беглое знакомство с полотнами Бориса Кустодиева способно перетянуть в лагерь вторых даже отъявленных поклонников манекенщиц. Маститые искусствоведы признавались, что после его выставок нестерпимо хочется огненной водки, горячих блинов с икрой и общения с жаркими пышными блондинками. Скажем, утончённый эстет Александр Бенуа в 1911 г. писал: «Счастливый, щедрый, праздничный талант! Настоящий Кустодиев - это русский посад и русское село с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями».

В общем, настоящий праздник жизни. Но есть один нюанс, знакомство с которым вызывает безмерное уважение: самые известные свои полотна, брызжущие жизненной силой, Борис Кустодиев написал, будучи прикованным к инвалидному креслу.

  • © Public Domain / Автопортрет Бориса Кустодиева, 1899 год
  • © Public Domain / «В усадьбе Высоково (Костромская губерния)», Борис Кустодиев, 1901 год

  • © Public Domain / «На базаре», Борис Кустодиев, 1903 год
  • © Public Domain / «Танцовщица в кабаре», Борис Кустодиев, 1904 год

  • © Public Domain / «Будочник», Борис Кустодиев, 1905 год

  • © Public Domain / «Чтение манифеста», Борис Кустодиев, 1909 год

  • © Public Domain / «Деревенский праздник», Борис Кустодиев, 1910 год

  • © Public Domain / «Усадьба в парке», Борис Кустодиев, 1912 год

  • © Public Domain / «Лес близ деревни Маурино», Борис Кустодиев, год неизвестен
  • © Public Domain / Автопортрет Бориса Кустодиева, 1912 год

Чем он болел?

Поначалу, впрочем, случалось лишь лёгкое недомогание. Вот Борису 19 лет, он пишет матери: «Опять что-то ноет то в правой руке, то в шее, как это у меня часто бывает». Но вот ему уже 31 год. И - запись в дневнике: «Страдаю очень, особенно по утрам. Подлая рука моя болит вовсю, и вместо улучшения с каждым днём чувствую себя всё хуже и хуже. Боль адская, доводящая до крика».

Боли усиливались, художник почти не мог спать. Врачи ставят страшный диагноз: костный туберкулёз позвоночника. Корсет, лечение за границей, санатории. Всё тщетно. И только спустя 2 года в Германии уточняют диагноз. Он не просто страшный, а безысходный: «Снимите корсет. Никакого туберкулёза нет. У вас заболевание спинного мозга, скорее всего опухоль. Нужна операция».

Впоследствии выяснилось, что нужна не одна, а целых три - в 1913, 1916 и 1923 гг. После первой операции боли уменьшились, но появилась слабость в ногах. Вторую описала дочь Кустодиева: «Нужно решать, что сохранить больному - руки или ноги. «Руки оставьте, руки, - умоляла мама. - Художник - без рук! Он жить не сможет…» Третью делали под мест-ным наркозом, и действовал он плохо. «Четыре с половиной часа нечеловеческих страданий. Врачи говорили, что каждую минуту ждали болевого шока, и тогда - конец».

Но Кустодиев не желал и не ждал никакого конца. Более того - даже в унизительном, казалось бы, положении, находил плюсы. Тогдашние вагоны не были предназначены для людей в креслах-каталках. Единственный вариант - оформить инвалида как багаж и разместить в вагоне для перевозки животных. Не беда: «Отец ехал с пуделем, бульдогом и терьером. Всю дорогу он их рисовал, а потом говорил: «Очень хорошо! Делай, что хочешь, - никто не мешает!»

Художник Борис Кустодиев за работой. 1926 год. Фото: РИА Новости

Как он работал?

Летом Кустодиев вставал в 6-7 часов утра и работал весь день, запоем. По утрам сердился только зимой и только на массажистку: «Опять Матильда спать не даёт!» Но понимал, что без полуторачасового сеанса массажа не будет никакой работы - рука попросту откажется двигаться.

«По ночам он кричит от боли, снится ему один и тот же кошмар - чёрные кошки впиваются в спину и раздирают позвонки», - вспоминала актриса Елена Полевицкая. А на самой известной его картине, «Купчиха за чаем», кошка не страшная - ласковая. И писана с натуры, как и всё остальное: «Только так будет настоящая жизнь, а иначе и работать незачем!»

Жизнь и любовь к жизни диктуют свои правила. О каждой из известных его работ можно написать длинную историю, но все они будут связаны с тем, что обездвиженный художник изводил своих ассистентов странными на первый взгляд фантазиями. Так, работая над «Красавицей», он настоял, чтобы сын отыскал и принёс непременно то самое атласное пуховое одеяло, что давным-давно было подарено художнику женой к дню рождения: «Я помню - в нём ласка, лёгкость и нега!» Когда писал «Русскую Венеру», заставлял дочь ежедневно взбивать мыло, добиваясь особенно пышных пузырей: «Их Венера-Афродита родилась из дикой пены морской, а наша - из чистой, здоровой, банной пены!»

Кстати, позировала сама Ирина Кустодиева - полненькая дочь художника идеально соответствовала образу: «Распускала волосы, выходила после ванны - для картины нужно было тело, разгорячённое после мытья». Домочадцы ладно, но Кустодиев был непреклонен даже с Фёдором Шаляпиным - всякий раз требовал надеть тяжёлую шубу. Мастерская была маленькая, душная, Шаляпин изнывал от жары. А холст был огромен, и Кустодиев писал портрет по частям, не видя целого, не имея возможности оценить свою работу. Её оценил сам Шаляпин - с этим портретом он не расставался до самой смерти.

Почему не уехал?

Только три русских живописца удостоились чести разместить свои прижизненные автопортреты в знаменитой итальянской галерее Уффици: Орест Кипренский, Иван Айвазовский и Борис Кустодиев. В 1910 г. к нему с этой просьбой обратился министр народного просвещения Италии Луиджи Кредаро: «Мы желаем пополнить нашу галерею произведением ныне живущего большого художника». Так что за границей Кустодиева не просто знали - почти боготворили. И, разумеется, после революции предлагали уехать. Дескать, что вам делить с этими большевиками, которые не понимают искусства. По воспоминаниям дочери, реакция Кустодиева была яростной: «Папа даже побледнел от возмущения. «Я русский, и, как бы трудно нам всем здесь сейчас ни было, я никогда не покину свою Родину!» Предлагавшему отъезд руки папа больше не подавал и всегда волновался, вспоминая этот разговор».

«Делить с большевиками» и впрямь было нечего. Революцию Кустодиев приветствовал не только словом, но и делом - свою усадьбу «Терем» под Кинешмой он подарил местному исполкому для устройства школы. И даже матросы, пришедшие в 1918 г. к нему в квартиру со словами «Сразу видно, здесь живёт буржуй», были сражены силой искусства: «Оглядев картины, матрос сказал: «Хорошее дело! Такие художники нужны пролетариату! Вот теперь какая начнётся прекрасная жизнь!»

26.05.1927. – Умер живописец Борис Михайлович Кустодиев

Б.М. Кустодиев: «Любовь к своему русскому»

Автопортрет. 1912

Борис Михайлович Кустодиев (23.2.1878–26.05.1927) – талантливый мастер изображения русских праздников, русского (часто купеческого) быта и русского характера. Родился в Астрахани. Отец, преподаватель гимназии, скончался рано, его воспитывала мать, которая арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Здесь мальчик получил первые яркие представления о быте провинциального купечества, которые затем питали его творчество. «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, – писал впоследствии Б.М. Кустодиев, – был как на ладони... Это были живые типы Островского...».

Мать хотела видеть сына священником. Его определили в духовное училище, потом в семинарию. Однако в 1887 г. под впечатлением выставки передвижников семинарист твердо решил стать художником. Мать предоставила ему возможность брать уроки у местного живописца П.А. Власова, которого Кустодиев всегда считал своим лучшим учителем. После окончания семинарии в 1896 г. Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Учителем его там был , который обнаружил в ученике дар портретиста и привлек его в помощники для работы над картиной "Торжественное заседание Государственного совета".

В 1900-1902 гг. собирал материал в Костромской губернии, где познакомился с будущей женой Ю.Е. Прошинской, летом 1903 г. Кустодиев совершил большую поездку (свадебное путешествие) по Волге от Рыбинска до Астрахани. Эти впечатления он использовал во многих своих работах, в том числе в дипломной картине "Базар в деревне", за которую при окончании Академии (в октябре 1903 г.) получил золотую медаль. Это дало ему право на оплаченную заграничную стажировку, в которую он отправился с увлечением (Париж, Мадрид). Однако уже через пять месяцев он вернулся в Россию, где чувствовал себя более на месте – в «благословенных краях нашей благословенной русской земли», как он написал другу.

Тем не менее в годы Кустодиев, будучи человеком вовсе не политическим, эмоционально заражается атмосферой окружавшей его либеральной интеллигенции и (возможно под влиянием своего учителя Репина) принимает активное участие в сатирических журналах того времени "Жупел", "Адская почта", помещает там антиправительственные карикатуры и революционные рисунки ("Агитатор", "Митинг", "Митинг на Путиловском заводе", "Забастовка", "Манифестация", "Первомайская демонстрация у Путиловского завода").

Затем Кустодиев часто работал книжным иллюстратором (произведений , ), постепенно набирая известность и как серьезный живописец-портретист, чутко отображающий психологию людей. Главной же его любовью было жизнерадостно идеализированное изображение старой русской жизни. Основой для этого служили воспоминания детства и впечатления от продолжительных посещений Заволжья, где в 1905 г. построил дом-мастерскую в Кинешемском уезде. Таковы картины "Ярмарка" (1906), "Праздник в деревне" (1907), "Гулянье на Волге" (1909), "Купчихи" (1912), "Купчиха", "Девушка на Волге", "Красавица" (все 1915), которые сочетают элементы народного искусства (лубка) и психологических оценок. Картина "Священнодействуют" (1916) изображает московских извозчиков в трактире за степенным ритуалом чаепития; картина полна забавных бытовых зарисовок. Эти произведения имели большой успех на выставках как в России, так и за рубежом. В 1909 г. Кустодиев получил звание академика живописи. Особенно впечатляет "Масленица" (1916) – над этой картиной Кустодиев работал уже больным: с 1916 г. опухоль позвоночника приковала его к креслу-коляске. Но болезнь лишь побуждала его к ее "компенсации" столь жизнерадостными картинами.

Революция, сначала , затем , стала смертельным ударом по национальной православной России, которую Кустодиев так любил, а теперь все ее наследие было объявлено «черносотенной культурой великороссов», с которой надо вести «смертельную борьбу». Поэтому трудно понять лояльность Кустодиева жидобольшевицкому режиму. Он работал книжным иллюстратором, театральным художником (пьесы Островского), но выполнял и идеологические заказы: например, картины в честь открытия II Конгресса Коминтерна, портреты , предназначенные для воспроизведения массовым тиражом, иллюстрации к ленинским сборникам: "Детям о Ленине", "Ленин и юные ленинцы", "Один день с Лениным". Впрочем, впечатление от знаменитой картины "Большевик" (1920) у внимательного зрителя получается совершенно обратное: исполин-фанатик с кровавым знаменем, простой русский человек, зомбированный и ничего не видящий перед собой, движется по городу прямо на церковь, вот-вот натолкнется на ее, и топчет людскую толпу... Было ли такое восприятие картины тайным намерением Бориса Михайловича?

Как бы то ни было, и в это время мы видим многочисленные картины прежнего духа о жизни старой России: "Балаганы" (1918), "Масленица" (1919), "Зима. Масленичное гулянье" (1921), и даже в известном портрете фоном сделано масленичное гулянье. В эти годы он по-прежнему писал и жизнь любимой им русской провинции: "Голубой домик", "Осень", "Троицын день" (все 1920). И продолжение знаменитой "Купчихи": "Купчиха за чаем" (1918), "Купчиха с зеркалом" (1920), "Русская Венера" (1926). В 1920 г. Кустодиев написал 20 акварелей "Русские типы" и серию "Автобиографические рисунки" (1923), в которых ностальгически отобразил свое детство.

Несмотря на жизнь в инвалидном кресле, Кустодиев бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране. Но организм слабел, парализовало ноги. В последние годы художник вынужден был работать полулежа с холстом, подвешенным над ним наклонно. Умер Борис Михайлович от воспаления легких.

«Не знаю, – писал Кустодиев, – удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому – это было всегда единственным "сюжетом" моих картин...». Этим Борис Михайлович и остался в нашей памяти.

В 2002 г. в Астрахани был открыт Дом-музей Б.М. Кустодиева (как филиал Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина, астраханского купца-основателя галереи), заведующая музеем – В.П. Ватаман. Коллекция кустодиевских работ необычно богата для провинциального музея, так как она была значительно пополнена за счет дарений родственников, в первую очередь дочери художника – Ирины Борисовны Кустодиевой (1905-1981) и внучки Татьяны Кирилловны Кустодиевой.


Государь Николай II. 1915.


Масленица. 1916.

.
Приходилось мне бывать в Астрахани. Город показался мне жутким.
Состоял он, в основном, из деревянных трущоб, пропылённых и грязных. Только в центре города, да на набережной Волги можно было понять, что Астрахань, всё-таки - город и даже разглядеть в ней особую прелесть.

Особенно огорчало почти полное отсутствие в городе деревьев, цветов, да и просто зелени: всё было жёлто- серым.
Спросишь у прохожего: «Как мне пройти туда- то?» и прохожий, показывая пальцем вдаль широкой пыльной улицы, скажет: «Видите вооон там, дерево? Поверните возле него направо и идите и идите себе!»
А вот народ в Астрахани – красивый! Смесь волгарей, татар и кавказцев: яркий, смелый и удивительно во всём свободный народ.
Пожив в Астрахани я долго не мог привыкнуть к забитости и убогости людей средней полосы. Ничего здесь не скажут прямо, всего опасаются и всё говорят только за глаза. У девушек, даже самых юных – обязательно «картофельные» животик.
Так что, если вам понадобятся красивые и свободные люди – ищите их по окраинам нашей империи! На Крайнем Севере, Дальнем Востоке, Астрахани и т.д.
И попал я в Астрахани в картинную галерею.
Тогда это было убогое одноэтажное здание. Но картины в ней были – замечательные: Врубель, Сомов, Кустодиев.
Мы в серьёз обсуждали с друзьями, как можно вынести из галереи маленькую картину Врубеля «Стрекоза». На ней изображена была голубая девушка со стрекозиными крыльями. Девушка эта летела в изломанной позе сквозь деревья ночного сада, освещённого луной.
Картины Кустодиева были «не выносными»: размеры не позволяли вынести их под рубашкой или в портфели, что предполагали мы сделать со «Стрекозой».
Но речь, как раз, о Кустодиеве.
Для моей грызшей меня тогда юношеской депрессии (хотя я и слова такого не знал «депрессия»!) они были эффективным противоядием.
Не стану я их описывать. Вы, наверное, и так их знаете, да и вклепал я в этот пост видео из YouTube.

Поражало то, что картины эти, радостные, наполненные светом и цветом, писал человек, страдающий сильнейшими болями, с парализованными ногами, пролежнями и тазовыми нарушениями!
Уже в молодости у Кустодиева появились мучительные боли в правой руке.
Молодой ещё совсем человек долго просто терпел их и к врачам не обращался.
Однако в 31 год отмахнуться от болезни уже не удавалось: боли в руке и шее все усиливались, не прошло и года, как он вынужден признаться:
«Страдаю очень, особенно по утрам. Подлая рука моя болит вовсю и вместо улучшения с каждым днем чувствую себя все хуже и хуже».
К болям в руке прибавились сильнейшие головные боли со рвотой.
Всё это заставляет Кустодиева наконец обратиться за консультацией к петербургскому неврологу, профессору Эрнесту Августовичу Гизе. «Вчера был у доктора Гизе…. Смотрел целый час – нашел невралгию правой руки и посоветовал сделать рентгеновский снимок плеча и шеи, чтобы узнать, нет ли какой внутренней причины этой страшной боли».
Неизвестно, сделали ли снимки, но известно, что рекомендацию Гезе прекратить работать Кустодиев не выполнял.
Именно в это время Кустодиев получает сообщение, что его картина «Гулянье», отправленная на международную выставку в Брюссель, удостоилась там серебряной медали.
А вскоре, еще более неожиданно, – приятное письмо от министра народного просвещения Италии с просьбой прислать свой автопортрет в коллекцию прославленной галереи Уффици.
Ведь об этом может мечтать каждый художник!
Конечно, он с удовольствием напишет портрет для знаменитой галереи. Вот только необходимо поправить свое здоровье, тем более что после некоторого улучшения вновь появляется с прежней силой боль.
Из письма к И.А.Рязановскому: «Вернулась опять-таки болезнь, но с еще большей силой – хожу из комнаты в комнату, боль в руке адская, а через две недели, вероятно, поеду в Швейцарию – доктора посылают. Я лечился, один говорит одно, другой – другое, а вот последний (профессор Яновский) нашел, что это какая-то железа, от какого-то процесса в легких (невылеченный старый бронхит) давит на нерв – оттого вся и боль. Это, конечно, меня не успокаивает, а еще хуже то, что надо бросать все – всю работу на полном ходу – и уезжать. Это обидно!».
В мае 1911 г. Б.М.Кустодиев в сопровождении жены и сына выезжает для лечения в Швейцарию, в местечко Лейзен под Лозанной. Он поступает в частную клинику, руководимую известным фтизиатром Огюстом Ролье.
Врачи клиники диагностируют у Кустодиева туберкулез шейного отдела позвоночника.
Согласно наработанному опыту клиники, Кустодиеву предписывается регулярно принимать солнечные ванны, а с целью максимальной разгрузки и ограничения движений шейного отдела позвоночника на шею художника надевается корсет.
В клинике Ролье Кустодиев пробыл 9 месяцев!
Однако никакого улучшения не наступило.
В 1913 году Кустодиев длительно и безуспешно лечился во Франции.
На обратном пути, в Берлине его осмотрел профессор Г.Оппенгейм
После тщательного обследования профессор Г.Оппенгейм делает неожиданное заключение:
«У вас никогда никакого костного туберкулеза не было. Снимите корсет. У вас заболевание спинного мозга, видимо, опухоль в нем, нужна операция. Отвезите детей домой и возвращайтесь в Берлин в клинику».
Трудно сказать, что нашёл Оппенгейм на операции. Описывается некая полость с жидкостью, которую «вскрыли».
В результате операции боли уменьшились незначительно, но присоединились новые симптомы: слабость в ногах
.
Вскоре Кустодиева вновь пошлют на бальнеотерапию в Ялту, что совершенно противопоказанно больным с опухолями.
И этот человек, страдающий от болей в рабочей руке, парализованный пишет самые радостные свои картины.
Его «Красавица» наделала много шума в столицах!
Рассказывают, как почти свихнулся некий митрополит, узрев одну из его картин:
«Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою «Красавицу», ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои».
В марте 1916 г. Кустодиев госпитализируется для очередного оперативного вмешательства. Оперировать художника решается профессор Лев Андреевич Стуккей.
О некоторых подробностях операции можно узнать из воспоминаний дочери художника: «Дали общий наркоз на пять часов. Мама ждет в коридоре… Наконец, профессор Цейдлер вышел сам и сказал, что обнаружен темный кусочек чего-то в самом веществе спинного мозга ближе к груди, возможно, придется перерезать нервы, чтобы добраться до опухоли, нужно решать, что сохранить больному – руки или ноги. «Руки оставьте, руки! – умоляла мама. – Художник – без рук! Он жить не сможет».
Врачи предупредили, что работоспособность вернется не сразу и в течение полугода лучше вообще никак не напрягать руки.
Отныне жизнь Кустодиева замкнута в четырёх стенах. Боли, почти полное отсутствие движений в ногах, начинающиеся «неприятности» с мочеиспусканием и дефекацией.
Но Кустодиев полон замыслов!
Прикованный к постели, художник пишет своей жене, Юлии Евстафьевне: «Несмотря на все, я иногда удивляюсь еще своей беспечности какой-то, где-то внутри лежащей, несмотря ни на что, радости жизни – просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы – и за это спасибо».
В декабpе 1923 г. О.Феpстеp произвёл Б.М.Кустодиеву очередную (третью) опеpацию по удалению опухоли позвоночного канала.
Однако и эта операция не привела к существенному изменению состояния художника.
Поражает то, что почти полностью обездвиженный человек, страдающий от болей, пролежней, мог писать такие светлые, полные жизни картины!
Такие, как «Русская Венера», например!
В марте 1927 г. художник получает разрешение Наркомпроса выехать в Германию для лечения в клинике О.Ферстера, но поездке этой не суждено было состояться. Ослабленный организм оказался не в силах противостоять возникшей инфекции. В конце мая после поездки на дачу к А.Н.Толстому художник заболевает пневмонией, ставшей для него фатальной.
Анализирую болезнь Кустодиева можно сделать такие выводы:
1. Опухоль спинномозгового канала была доброкачественной и находилась вне спинного мозга.
2. Хронология появления жалоб и симптомов указывает на то, что, вероятнее всего, это была опухоль исходящая из нервных корешков, идущих к правой руке.(Так называемая «неврома»)
3. 3. Хирурги того времени ошиблись уровнем операции. Известно, что «вскрыли» два первых грудных позвонка.
Но рука иннервируется корешками, исходящими из шейного отдела спинного мозга! За исключением волокна Th1, идущего к мизинцу руки.
4. Следует признать, что хирургическое лечение ухудшило состояние больного (присоединился нижний парапарез, тазовые нарушения)
В наше время, такая патология хорошо диагностируется и операции по поводу неврином излечивают больных.
Хорошо бы попасть в те времена, вооружённым всеми теперешними диагностическими и лечебными причиндалами!
Вылечили бы Кустодиева от опухоли, Чехова – от туберкулёза, Достоевского – от эпилепсии, Толстого – от депрессии и т.д.
Жаль, что это – невозможно.
Использованы материалы книги Л.И.Дворецкого «Живопись и медицина».

7 марта исполнилось 135 лет со дня рождения знаменитого русского художника Бориса Кустодиева.
И мы повторяем статью об этом замечательном художнике.

Он готовился стать священником - учился в духовном училище, потом в семинарии, был хорошо воспитанным юношей из интеллигентной семьи преподавателя гимназии.

Но стал знаменитым художником - Борисом Михайловичем Кустодиевым.

(Кустодиев обожал писать автопортреты... Вы видите его вверху на последнем его автопортрете на охоте...).

В 15 лет отец, видя интерес сына к живописи, привел его к своему знакомому - преподавателю Павлу Алексеевичу Власову.

Павел Алексеевич Власов получил образование в знаменитом Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Учился в мастерской Василия Григорьевича Перова.

Позже учился в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, по окончании которой получил звание классного художника второй степени за картину «Старец Приам умоляет Ахиллеса выдать ему тело Гектора».

Картина, как и большинство работ художника, находится в Астраханской картинной галерее имени П.М.Догадина...

«Прогулка на Волге». 1909, масло, холст. Изображена романовская сторона города Тутаева Ярославской области.

Ученик Кустодиев так понравился учителю, что тот посоветовал ему оставить семинарию и поступить в Императорскую Академию художеств.

В 1896 году, в возрасте 18 лет, юноша уехал в Петербург.

Кустодиев попал в мастерскую Ильи Репина. Юноша пришелся Мастеру по душе, что тот пригласил его в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета».

Более того, он поручил Кустодиеву весьма ответственную работу – набрасывать портреты депутатов.

Рисковал ли Мастер? Нет, дело в том, что большинство депутатов изображены сидящими спиной, и только часть из них изображена на отдаленном плане – мелко, без отдельных деталей лица.

Но Репин понял – перед ним интересный портретист, и дал ему клиентов – из петербургской знати.

И Кустодиев, еще будучи студентом, пишет серию первоклассных портретов - Мордовцева, Стеллецкого, Билибина, Василия Матэ.

В 1903 году Кустодиев за дипломную картину «Базар в деревне» получил золотую медаль и право на заграничную поездку за казенный счет.

И Кустодиев выбрал Париж.


Но... Ему, конечно, понравилась французская живопись – ее влияние чувствуется в прекрасной картине «Утро», написанной в 1904 году - во время пребывания в Париже.

На ней изображена жена художника - Юлия Евстафьевна, купающая сына-первенца Кирилла, умершего в 1971 году.

Картина написана на холсте, в масле, и находится в Государственном Русском музеи в Санкт-Петербурге, как и многие другие полотна Кустодиева.

Но Париж художнику не приглянулся, и он менее чем через полгода вернулся в Россию.

Нужно было зарабатывать на жизнь, и Кустодиев весьма удачно вписался в нишу книжной графики.

Издателям повезло – будущая знаменитость проиллюстрировала гоголевскую «Шинель» и другие книги. Более того, Кустодиев попробовал себя и в карикатуре - в сатирических журналах смутного периода первой русской революции.

И все же, вернулся к живописи полотен. В этот период он пишет несколько портретов, среди которых выделим три - «Портрет Р.И.Нотгафт», «Портрет священника и дьякона» и «Монахиня».

Два последних вы видите в коллаже.

Именно они стали архетипами того времени - представлением образа.

Кустодиев родился в Астрахани, но родной город не вдохновлял его на творчество.

Увы – говорю это, как тоже родившийся в этом старинном городе, на Волге, но, как и знаменитый художник, уехавший учиться «в столицы» и больше в него не вернувшийся.

Кустодиеву была по душе старая русская жизнь провинции. Сюжеты он черпал из воспоминаний детства, но натурой ему служили быт и ландшафты Заволжья – города Кинешма, расположенного на правом берегу Волги, в 400 км северо-восточнее Москвы.

Еще в 1905 году он построил здесь дом-мастерскую. Здесь были нарисованы его шедевры - многофигурная композиция «Ярмарка», «Деревенский праздник», прекрасная серия кустодиевских русских женщин - «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» и другие.

Как часто бывает в жизни, на пике творческой активности, в его жизнь, и, прежде всего – в мастерскую, ворвалась беда - тяжелое заболевание, частые мучительные боли, и с 1916 года он был прикован к креслу-каталке...

Вверху, слева направо: «Купчиха за чаем», «Русская Венера» и «П.Л.Капица и Н.Н.Семёнов». Внизу – «Масленица» .

«Масленицу» - идиллическую панораму праздника в русском провинциальном городе, красочную, с морозом и солнцем, полную счастью, веселья, задора, Кустодиев пишет, сидя в кресле...

Но человеческая воля, творческое желание создавать, подавляют у Мастера болезненные ощущения, придают ему силы, отрывают от мыслей о недуге...

В последнее десятилетие жизни Борис Кустодиев был неудержим – он работал, работал, работал.

Историки искусств удивляются – столько прекрасных полотен написаны за 10 лет, что другим хватило на всю жизнь.

Кустодиев написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала – того, судя по всему, требовали обстоятельства, и это самый мало описанный фрагмент творчества Мастера.

Кустодиев в этот период выполнил множество графических и живописных портретов - рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания.

Несмотря на болезнь, каким-то образом, сделал эскизы праздничного оформления Петрограда.

Изготовил массу настенных картинок, календарей, открыток, заочно оформил 11 театральных спектаклей.

Некоторые из них, несмотря на то, что они, как принято сейчас говорить, были проходные, стали шедеврами.

Это, прежде всего, литографии к сборнику «Шесть стихотворений Некрасова», рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» и «Леди Макбет Мценского уезда», спектакль «Блоха» Евгения Замятина, поставленная во МХАТе и ленинградском Большом драматическом театре.

Но и живопись Кустодиев не оставлял – в этот период появились его картины, акварели, рисунки – о жизни старой России, о людях небольших русских городков.

«Портрет Рене Нотгафт» и «Портрет Федора Шаляпина»

В этот период он пишет портрет Федора Шаляпина. Но настолько мастер любил народ, веселье, что фоном сделал гулянье.

Кустодиев написал серию из 20 акварелей «Русские типы». В них он с максимальной достоверностью изобразил собственное детство, и продолжил в серии «Автобиографические рисунки», шутливо утверждая – следовал зарисовкам любимого им Пушкина.

Тихая жизнь провинции, люди, многочисленные купчихи за чаем, с зеркалом, в бане – все интересовало умирающего Живописца.

Увы, Кустодиев знал – он умирает: болезнь прогрессировала, и когда он уже не мог сидеть, холст подвешивали над ним почти горизонтально и близко. Это мешало, не позволяло видеть написанное целиком, но позволяло работать.

Мастер ослаб... И банальная ничтожная простуда привела к воспалению легких, с которым сердце уже не справилось.

Борису Кустодиеву не было еще и 50...

Но я бы не смог, да и не хотел, представить вам Бориса Кустодиева как противоречивого художника.

И потому предлагаю вам мнение Александра Николаевича Бенуа́ - русского художника, историка искусств, художественного критика, к мнению которого прислушиваются и сегодня.

Вот что он пишет про Бориса Кустодиева.

«Русская Венера»

«...Настоящий Кустодиев - это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю - это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое - скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему»...

Иное мнение о Кустодиеве у хорошо знавшего его К.С.Петрова-Водкина.

«...Вышедший из недр передвижничества, он и не прерывал за всю свою многострадальную жизнь этой линии... Во многом он подражатель»...

Но обратитесь к своему собственному чувству – и вы, мне кажется, найдете – Кустодиев в чем-то вам близок...

Борис Михайлович Кустодиев за свою жизнь написал огромное множество картин. Многие из них полны ярких красок, солнца, веселья. А ведь не многие знают, что большую часть своей жизни он провел в инвалидном кресле. Несмотря на все тяготы и невзгоды, которые ему довелось пережить, его творчество поражает своей жизнерадостностью. Биография великого художника, а также интересные факты предлагаются вашему вниманию.

Талантливый ученик

Борис Михайлович Кустодиев по праву считается одним из известных художников прошлого столетия. Он был учеником великого Ильи Ефимовича Репина. Борис Михайлович не только унаследовал стиль своего учителя, но и внес в него нечто особенное. Задатки творческой натуры были заложены в нем еще в раннем детстве. Давайте поближе познакомимся с судьбой этого удивительно талантливого и мужественного человека.

Борис Кустодиев: биография

Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Отца своего он почти совсем не помнил. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Денег было очень мало, и семья часто жила впроголодь. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Такое воспитание позволило Борису Кустодиеву уже в девятилетнем возрасте определиться с выбором профессии. Ему очень нравилось наблюдать за любыми изменениями в природе и переносить это на лист бумаги. Дождь, гроза, солнечный день, любые другие явления окружающего мира находили свое отражение в его творчестве.

Когда Борису Кустодиеву исполнилось 15 лет, он стал брать уроки рисования у П. Власова - талантливого художника. Благодаря этим занятиям в 1896 году он поступил в Петербургскую Академию художеств. Популярность приходит, когда он начинает рисовать лица окружающих людей. Но душа требует чего-то другого. Ему нравится изображать жанровые сцены. Он отправляется в Костромскую губернию. Здесь ищет натуру для своей конкурсной картины «На базаре», а встречает будущую жену.

Плодотворное время

Блестяще окончив Академию, он получает право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Вместе с семьей отправляется в Париж. К этому времени у них уже родился сын. Творчество великих художников Борис Кустодиев изучал в поездках по Германии, Франции и в других странах. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. В его творчестве находят отражение новые идеи, а картины Бориса Кустодиева высоко оценивают критики. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников.

Любая информация о кумире всегда будет любопытна его поклонникам. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми деталями биографии Бориса Михайловича Кустодиева, о которых мало кто знает:

  1. Впервые мальчик стал рисовать в возрасте пяти лет.
  2. Родители очень любили русское искусство, литературу, философию.
  3. Вместе с И. Репиным дописывал известное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» Борис Кустодиев.
  4. Картины художника стали известны во всем мире, когда ему исполнилось всего лишь тридцать лет. Ему доверяли представлять Россию за её пределами, а его работы завоевывали многочисленные медали.
  5. Он был прекрасным фотографом.
  6. Работал в театре. Готовил декорации для спектаклей.
  7. Из-за своего заболевания Борис Кустодиев был вынужден носить корсет от подбородка до поясницы.
  8. Перед смертью художник попросил на его могиле посадить только березу, вместо могильной плиты.

Борис Кустодиев: творчество

Его самыми первыми картинами были портреты. Именно с них он начал свой творческий путь. Но особенность данного художника в том, что он не просто рисовал лица окружающих людей. Он раскрывал индивидуальность человеческой души через окружающий мир. Так были созданы самые яркие портреты: Шаляпина, Рериха и другие.

Позже творчество художника переключается на изображение жизни народа и быта русского купечества. Каждая деталь - на своем месте и несет определенную смысловую нагрузку. Его картины всегда полны жизни и красок. Кустодиеву нравилось воплощать в своих творениях окружающий его мир.

Самые известные работы

Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Всего их более пятисот. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева.

« Лошади во время грозы»

Талантливейший образец живописи, выполненной маслом, отражает любовь художника к природе. Одно из удивительных и страшных явлений природы - гроза - запечатлено на картине.

«Купчиха за чаем»

Детали здесь имеют большую смысловую нагрузку: толстый ленивый кот, трущийся о плечо хозяйки; сидящая на балконе неподалеку купеческая чета; на заднем плане картины можно увидеть город с торговыми лавками и церковью; неподдельное восхищение вызывает натюрморт продуктов, расположенных на столе. Все это написано невероятно ярко и красочно, что делает полотно почти осязаемым.

«Русская Венера»

Когда художник создавал это удивительно красивое творение, его мучили жесточайшие боли. Зная об этом, не перестаешь восхищаться талантом и силой духа великого человека. Моющаяся в бане девушка олицетворяет женскую красоту, здоровье, жизнь.

«Утро»

На этом холсте Борис Михайлович изобразил свою любимую супругу и их первого сына. С неподдельной любовью и нежностью он запечатлел на картине своих близких. Для написания этой картины художник использовал только светлые и воздушные цвета, он мастерски передает в работе игру светотени.

«Масленица»

Борис Кустодиев написал её после продолжительной болезни и операции, приведшей к инвалидному креслу. Несмотря на мучительные боли, он создает картину, полностью пронизанную светом, весельем и безудержным счастьем. Главное место на ней отводится мчащейся тройке, символизирующей движение. Помимо этого, на картине также можно видеть людей, участвующих в кулачных боях, гулянья и балаганы. Все это расписано так красочно, что еще больше усиливает вихрь головокружительных эмоций.

Семейное счастье

Его личной жизни можно только позавидовать. В возрасте 22 лет в Костромской губернии, куда он приезжает в поисках натуры, Борис Кустодиев знакомится со своей будущей женой. Юлии Евстафьевне было всего лишь 20 лет, когда они поженились. Но на всю жизнь она стала ему опорой и надежным другом. Именно жена помогла ему не сломаться после операции и продолжить писать картины, когда уже казалось, что он совсем потерял надежду.

В браке у них родилось трое детей. Самого первого - Кирилла - можно увидеть на одной из картин Бориса Кустодиева. Второй родилась девочка Ирина, а затем мальчик Игорь, но, к сожалению, он умер в младенчестве. Юлия Евстафьевна пережила мужа на целых пятнадцать лет, оставшись верной ему до конца своей жизни.

Страшная болезнь

В 1909 году у Бориса Кустодиева появляются первые признаки страшного заболевания - опухоли спинного мозга. Художник перенес несколько операций, но, увы, все они лишь временно облегчали боль. Скоро выясняется, что болезнь проникла намного глубже, и при проведении операции невозможно не задеть нервные окончания. Это грозит параличом рук или ног. Выбор встает перед супругой, и она понимает, как важно для ее мужа иметь хотя бы надежду на продолжение написания картин. И она выбирает руки.

Теперь Борис Кустодиев прикован к инвалидному креслу, но его силе воли можно было только позавидовать. Несмотря на свою болезнь, он продолжал писать картины лежа. Его мужеством и стойкостью духа невозможно не восхищаться. Ведь, несмотря на все перенесенные страдания и мучительные боли, все его работы пронизаны яркими красками и жизнерадостностью. Кажется, что даже болезнь на какое-то время отступала перед великой силой таланта.

Последние годы жизни

Несмотря на болезнь и дикую боль, которую он постоянно испытывал, художник до конца своей жизни писал картины. Борис Кустодиев умер в возрасте 49 лет. Он не изменил своему стилю написания, и даже последние его работы пронизаны светом, добром и счастьем.