Поэма 12 блок краткое содержание о чем.


Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.

Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то - «должно быть, писатель - вития» - говорит о преданной России. Среди прохожих - «невесёлый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние самого поэта или кого-то из прохожих описывается как «злоба», «грустная злоба», «чёрная злоба, святая злоба».

Вторая глава: по ночному городу идёт отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого - «пальнём-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую». По дороге бойцы обсуждают своего приятеля - Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его «буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.

Глава третья - лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии. Последний куплет песни - обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Благословение на пожар и спрашивается, однако, у Бога.

Четвёртая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеётся.

Следующая глава - слова Ваньки, обращённые к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое - проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле - шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях («Аль, не вспомнила, холера?») солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего - «попляши!», «поблуди!», «спать с собою положи!», «согреши!»

Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооружённые люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остаётся лежать на снегу.

Отряд из двенадцати человек идёт дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, «революцьонным шагом». Лишь убийца - Петруха - грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его - «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба - гуляет нынче голытьба!»

Восьмая глава - путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами - «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку...».

Глава девятая - романс, посвящённый гибели старого мира. Вместо городового на перекрёстке стоит мёрзнущий буржуй, за ним - очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой - паршивый пёс.

Двенадцать идут дальше - сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, - это значит, что от Бога помощи не будет.

Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твёрдо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным - «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет...».

Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пёс - старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идёт впереди. «Так идут державным шагом - позади - голодный пёс, впереди - с кровавым флагом <…> Исус Христос».

Вы прочитали краткое содержание поэмы Двенадцать. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.

Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то – “должно быть, писатель – вития” – говорит о преданной России. Среди прохожих – “невеселый товарищ поп”, буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние самого поэта или кого-то из прохожих описывается как “злоба”, “грустная злоба”, “черная злоба, святая злоба”.

Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого – “пальнем-ка пулей в Святую Русь – в кондовую, в избяную, в толстозадую”. По дороге бойцы обсуждают своего приятеля – Ваньку, сошедшегося с “богатой” девкой Катькой, ругают его “буржуем”: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.

Глава третья – лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, “ребята” служат в Красной гвардии. Последний куплет песни – обещание мирового пожара, в котором сгинут все “буржуи”. Благословение на пожар и спрашивается, однако, у Бога.

Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется.

Следующая глава – слова Ваньки, обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое – проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле – шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях (“Аль, не вспомнила, холера?”) солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего – “попляши!”, “поблуди!”, “спать с собою положи!”, “согреши!”

Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение “чужой девочки”. Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу.

Отряд из двенадцати человек идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, “революцьонным шагом”. Лишь убийца – Петруха – грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его – “не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой”. Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: “Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба – гуляет нынче голытьба!”

Восьмая глава – путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами – “ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку…”.

Глава девятая – романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним – очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой – паршивый пес.

Двенадцать идут дальше – сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, – это значит, что от Бога помощи не будет.

Так, “без имени святого”, двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным – “и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…”.

Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пес – старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди. “Так идут державным шагом – позади – голодный пес, впереди – с кровавым флагом Исус Христос”.

Вариант 2

События разворачиваются в Петрограде в революционное время зимой 1917-1918 гг. Первая глава описывает улицы города в снегу, по которым двигаются прохожие и, видя лозунги, проклинают большевиков. На митингах кто-то выступает о преданной России. А на соседних собраниях также слышны какие-то выкрики. Но вскоре темнеет, и усиливается ветер.

Вторая глава повествует об отряде из 12 человек, которые решительно настроены защищать новые порядки. Они возмущены поведением их приятеля Ваньки, который сошелся с Катькой и стал “буржуем”, гуляющим в кабаках и забывшим о защите революции.

В третьей главе этот отряд исполняет песню о солдатах Красной гвардии, которые служат после войны в рваной одежде с австрийскими ружьями. Завершается песня просьбой о божьем благословении на всемирный пожар, в котором сгорят все “буржуи”.

В четвертой главе описываются Ванька с Катькой. Они едут по Петрограду на санях, о чем-то говорят и смеются.

В следующей главе солдат напоминает Катьке об ее прошлом, в котором она была проституткой для юнкеров и офицеров, а затем перешла к солдатам. На ее теле остались следы от ножей бывших любовников. Ванька напоминает девушке о ее причастности к убийству одного офицера, требует к себе внимания.

В шестой главе сани с любовниками выезжают навстречу отряду из 12 солдат, которые начинают стрелять и обещают убить Ваньку за дружбу с “чужой девочкой”. Катьку убивают выстрелом в голову, а ее возлюбленного успевает увезти извозчик.

В седьмой главе отряд продолжает свое шествие. Только Петруха, который убил девушку, расстроен, поскольку она была в прошлом его любовницей. Но товарищи успокаивают его и весело продолжают путь.

В следующей главе Петруха продолжает печалиться о Катьке, молится за ее упокой и собирается забыть все с помощью новых убийств.

Исчезновению старого мира посвящается романс. На перекрестке стоит буржуй, сгорбленный от холода, а рядом сидит паршивая собака. Несмотря на вьюгу, отряд продолжает идти дальше. Петруха от такой непогоды поминает Бога, но товарищи ему напоминают, что Господь ему не поможет, поскольку руки солдата в Катькиной крови. Солдаты с красным флагом идут дальше, а за ними бежит паршивый пес, как символ старого мира. Отряд пытается его прогнать штыками. В темноте они замечают какую-то фигуру, солдаты стреляют, а она продолжает двигаться.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Блок встретил революцию восторженно и упоенно. Близкий поэту человек писал: “Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами”. В числе очень немногих тогда представителей художественной и научной интеллигенции поэт сразу же заявил о своей готовности сотрудничать с большевиками, с молодой Read More ......
  2. Долгое время советские идеологи хвалили создателя “Двенадцати” за “верное понимание и воспевание революции”. Искренний в своем приятии и неприятии, А. Блок видел в революции возможность преобразования существующего порядка, а вернее, непорядка, во что-то лучшее и более справедливое. Музыка – это Read More ......
  3. России суждено пережить муки, Унижения, разделение; но она выйдет Из этих унижений новой и – По-новому – великой. А. Блок Поэма Александра Блока “Двенадцать” была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В стране постепенно устанавливается власть большевиков, между представителями Read More ......
  4. Блок воспринял Октябрьскую революцию как уникальную возможность для грандиозного духовного обновления, для построения новой жизни по законам красоты и гармонии. Эти настроения отразила поэма “Двенадцать”, которую поэт считал лучшим из всего им написанного, и статья “Интеллигенция и. Революция”, создававшиеся одновременно Read More ......
  5. По определению, символ – это один из способов скрытого сравнения. Литературные символы многозначны, то есть каждый человек воспринимает их так, как ему это нравится, и так, как он их лично понимает. В художественном тексте символы появляются не столько благодаря сознательному Read More ......
  6. Двенадцать месяцев В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лес за хворостом и дровами (послала ее жестокая Мачеха). Падчерица встречает в лесу Солдата, рассказывает ему об игре зверей. Read More ......
  7. Великий поэт “серебряного века” Александр Блок считал свою жизнь неразрывно связанной с родиной. По мнению одних критиков, он всем сердцем воспринял и принял революцию в России. По мнению других, людьми того круга, к которому относился А. Блок, все эти со­бытия Read More ......
  8. Незнакомка Уличный кабачок, вульгарный и дешевый, но с претензией на романтику: по обоям плывут огромные одинаковые корабли… Легкий налет нереальности: хозяин и половой похожи друг на друга, как близнецы, один из посетителей – “вылитый Верлен”, другой – “вылитый Гауптман”. Пьяные Read More ......
Краткое содержание Двенадцать Блок

Это не публицистические рассуждения о революции, не выверенные разумом ее картины, тут не найдете ее авангарда, вождей и рабочей, матросской, крестьянской массы. Это короткая поэма из двенадцати отрывков, пронумерованных и словно специально по количеству подогнанных к заглавию - «Двенадцать». В ней передается общее настроение, царившее в революционном Петрограде, снежные вихри по улицам и площадям. Но это не обывательский взгляд из окошка на то, что творится снаружи. Автор незримо присутствует, хотя в событиях не участвует.

Стих поэмы рваный, вся она писана отдельными контрастными мазками («Черный вечер. Белый снег»). Передается сумятица настроений, понятий, лозунгов, плакатов. «Вся власть Учредительному Собранию!» и «Ох, Матушка-Заступница!», «Мировой пожар раздуем» и «Господи, благослови!».

Двенадцать солдат - это красногвардейцы. Своим шагом они сметают все на своем пути, засnавляют трепетать тех, кто являет собой отжившую Россию. Это - «Товарищ поп», «Барыня в каракуле», «Бродяга», «Буржуй, как пес голодный». Точного определения революционной сущности двенадцати красногвардейцев в поэме нет:

В зубах - цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Свобода,свобода,
Эх-эх, без креста!
Тра-та-та!

«Бубновый туз» нашивали на спину каторжникам. Революция - вихрь, все в мутном кружении метели, полумраке. Блок воспринимает революцию честно, не злобствуя и не шаржируя, в принципе, он ее приветствует. Но видит он в основном стихийную сторону революции. А между тем красногвардейский патруль - уже страж порядка законной власти советов, олицетворение народной силы. Действия красногвардейцев иногда дают повод думать, что главная их цель - разгул страстей, месть, элементарное насыщение от голода:

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба,
Гуляет нынче голытьба!
Уж я семечки
Полущу, полущу...
Уж я ножичком
Полосну, полосну!

И все же брезгливо относится Блок только к старому миру, который теперь, «как пес безродный», поджал свой «хвост». Долго идут по вьюге Двенадцать, мерно печатая свой шаг, идут без «креста». Это сказано во второй главе поэмы, и в одиннадцатой идут они «без имени святого», только бьется в очи им красный флаг: как бы из самой вьюги начинает вырастать соотнесенность с народом, который стоит фоном позади шагающих Двенадцати:

Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!

В конце поэмы двенадцать красногвардейцев йдут уже «державным шагом», то есть они-то и есть законная власть. С плакатной броскостью Блок передал могучую поступь революции. Этой поступи двенадцати апостолов (цифра выбрана не случайно) он радуется: она - лейтмотив всей поэмы, с нею связан ветер истории, который опрокинул старую Русь. Заканчивает Блок поэму как символист:

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз
Впереди - Исус Христос.

/ / «Двенадцать»

Действие поэмы «Двенадцать» разворачивается зимой 1917/18 годов в Петрограде. В один из зимних дней, когда холодный ветер пронизывает до костей по улицам революционного города бегут куда-то его жители. Практически на каждом здании висят революционные растяжки с призывами передать власть Учредительному собранию. Проходящая мимо старуха и вовсе не понимает, зачем это все нужно. У нее в голове проскакивает мысль о том, что из этих растяжек можно было пошить что-то полезное для детишек. Затем она говорит, что эта революция ни к чему хорошему не приведет. В воздухе летают обрывки фраз о том, что «погибла Россия». Чуть дальше слышны разговоры проституток про установление новых цен на их услуги. В общем, атмосфера в городе царила грустная и злобная. Автор предупреждает: «Товарищ, гляди в оба!».

Во второй главе поэмы автор показывает нам, как по городу строевым шагом идут двенадцать солдат с винтовками за плечами. Они чувствуют себя свободно, готовы без промедления пуститься в бой, чтобы защитить свой новый порядок от старого. В их зубах дымятся сигареты. Солдаты обсуждают своего товарища Ваньку. Называют его «буржуем» за то что он предал революционные идеи и сейчас с Катькой жируют в кабаках да ресторанах.

Третья глава поэмы представляет собой песню, которую поют, идущие по городу солдаты. Со слов песни мы понимаем, что они добровольно отправились служить в красную армию, что обмундирование у них плохое («рваное пальтишко»), но они здесь за идею. Они пришли для борьбы с буржуями и для достижения своей цели готовы даже «Мировой пожар раздуть».

В пятой главе мы узнаем о судьбе Катьки. Раньше она была проституткой, крутила с офицерами и юнкерами, позже перешла на солдат. Любовные забавы отразились на ее теле множеством шрамов, которые оставили былые любовники. Также Ванька вспоминает про какого-то офицера, к убийству которого Катька имела отношение.

В шестой главе повозка Ваньки встречается с двенадцатью. Завязывается стрельба. Ваньку обвиняют в том, что он увел чужую девушку. Извозчик помогает Ваньке бежать, а Катька остается лежать с простреленной головой на снегу. Двенадцать продолжают свой революционный шаг по зимнему городу.

В седьмой главе мы видим, как двенадцать все также шагают по городу, только Петька помрачнел. Его терзала мысль об убийстве Катьки, ведь она была его подругой. К тому же, он был влюблен в нее. Остальные пытаются утешить его, говоря, что сейчас не время тосковать. Петька приободряется, и двенадцать снова возобновляют свой «победоносный» шаг.

Девятая глава воспевает падение старого режима и полного поражения буржуазии. На одном из перекрестков мы встречаем сгорбленного и прячущего от холода лицо буржуя, за которым плетется старый и облезлый пес.

В десятой главе поэмы мы видим, как портится погода. Ветер становится еще сильнее, начинается сильная метель. Петька обращает свои слова к богу и просит уберечь от непогоды. Другие ему возражают, что если ты убийца, то бог тебе не поможет.

В одиннадцатой главе продолжается движение двенадцати по городу. Они готовы на все.

В двенадцатой главе солдаты замечают впереди чей-то силуэт. Они начинают стрельбу, но силуэт продолжает движение. За двенадцатью увязывается старый пес. Так они и идут – старый пес, двенадцать, а впереди – Иисус Христос!

Год выпуска поэмы: 1918

Поэма Блока «12» читать которую в последнее время все активнее начинают любители поэзии, относится к одним из последних произведений автора. Ее относят к попытке переосмысления Октябрьской революции. В ней ощущается усталость автора от двух лет войны, восхищение «мировым пожаром» и трепет перед наступающей немецкой армией. Все это те кто поэму «12» читал, могут найти в ее строках. Такое сочетание вызвало шквал критики со всех сторон и вероятно поэма «Двенадцать» на данный момент остается самым неоднозначным произведением Блока.

Сюжет поэмы «Двенадцать» кратко

Поэма Блока «12» начинается с описания зимних улиц Петрограда. По ним шагает отряд красноармейцев в составе 12 человек. Они обсуждают своего сослуживца Ваньку, который бросил революционную деятельность, чтоб связаться с бывшей проституткой Катькой. Неожиданно отряд сталкивается с санями, на которых едет Ванька и Катька. Отряд атакует сани, в результате чего Ванька уезжает, но Катька получает пулю. Петька, который произвел смертельный выстрел, печалится, но отряд не осуждает его.

Дальше вы можете в поэме Блока «12» читать, как отряд продолжает движение. Увязавшегося за отрядом пса отгоняют штыками. Вдруг впереди появляется неясная тень. Двенадцать атакуют ее, но нечего не могут сделать. Ведь перед ними Иисус Христос. Так и продолжает движение отряд двенадцати с Иисусом Христом впереди и шелудивым псом сзади.

По мнению многочисленных критиков, поэму «Двенадцать» Блок написал в период душевного восхищения революции. Из-за нее многие его друзья отвернулись от него. Так считал недопустимым даже в бреду выдумывать такие поэмы. Сам же Блок всего через несколько лет, лежа на смертном одре, просил уничтожить все рукописи поэмы. Что достаточно показательно, что поэму «12» читать Блок не мог. В этом он всегда просил помочь свою жену, которую водил на концерты шансонье Савоярова. По мнению Блока «12» читать следует именно как Савояров, исполняя роль босяка.

Поэма «Двенадцать» на сайте Топ книг

Популярность поэму Блока «12» читать настолько велика, что это позволило произведению занять высокое место в нашем рейтинге . При этом интерес к произведению достаточно стабилен, что, по пришествию стольких лет с момента написания, свойственно только действительно знаковым произведениям в литературе.

Поэму Александра Блока «12» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .