Основные методы исследования экономических процессов. Методология экономических исследований: основные подходы и проблемы


Понятие метод происходит от греческого слова методос, которое означает путь к чему-то, путь познания или исследования как метод науки оно означает совокупность или систему приемов и операций, применяемые ся экономистами для сбора, систематизации и анализа экономических фактов, явлений и процессов. Сначала экономист изучает и собирает факты, явления, касающиеся рассмотрения экономической проблемы. Далее собранные факт и и явления систематизирует, обнаруживает логические экономические связи между ними, делает обобщения, изучает их взаимодействующихдію.

В экономических исследованиях применяют методы индукции и дедукции. Под индукцией понимаем вывода принципов, законов есть анализа фактов. Метод индукции означает ход мыслей от анализа фактов к теории от частного к общему. Обратный процесс, то есть когда экономисты изучают те или иные проблемы, отталкиваясь от теории к отдельным фактам и проверяют или отвергают этим теоретические положения, называется я дедукцией. Индукция и дедукция - не противоположные, а взаимодополняющих методов исследованияення.

При исследовании экономических явлений и процессов широко применяется метод абстракции, означает очищение наших представлений от случайного, единичного и выделение из них устойчивого, типичного. Итак, абстрагуван ния - это обобщение. В экономике оно имеет практическое значение. Правильная теория основывается на анализе фактов и она является реалистической. Теории, не согласуются с фактами, является антинаучные; применение часто приводит искажения в экономической политикетиці.

Важным средством познания экономических процессов и явлений является использование методов анализа и синтеза. Анализ предполагает расчленение предмета (явления или процесса) на составные части, выделение отдельных сторон н, признаков. Синтез, наоборот, означает сочетание разрозненных ранее частей и сторон в целостность. Анализ способствует раскрытию существенного в явлении, а синтез завершает раскрытие сущности, дает возможность показать, в каких формах это явление присуще экономической действительности, ведет к обобщениюння.

Научное исследование экономических явлений предусматривает также сочетание логического и исторического подходов к изучению экономических процессов и явлений. Это означает, что нужно рассматривать условия, в которых явление начало развиваться, как оно менялось под влиянием изменения исторических условий. Логическими есть изменения, не противоречащие логическим принципам, а если противоречат, то нужно искать причину этогого.

Завершающей звеном познания экономических процессов и явлений, критерием истины является общественная практика

Отдельного внимания заслуживает использование графиков, таблиц при изучении экономических явлений и процессов. Графики и таблицы являются средствами, из которых делаются определенные выводы, выявляются определенные тенденции. На основании и аблица делаются определенные обобщения. Графики является инструментом, с помощью которого экономисты выражают свои теории, модели. Они показывают взаимосвязь между двумя группами экономических фактов. Поэтому такие прост и двумерные графики является удобным средством демонстрации взаимосвязей между экономическими явлениями, например, между доходами и потреблением, ценами и спросом, ценами и предложением товаров и др. інші.

Экономическую науку разделяют на макроэкономику и микроэкономику. Такое разделение обусловлено тем, что экономические явления и процессы можно исследовать на макро-и микроуровне. Микроэкономика изучает деятельность отдельных ных хозяйственных единиц во взаимосвязи с различными экономическими субъектами. Она исследует структуру их затрат и доходов, показатели хозяйственной деятельности, проблемы организации производства, сбыта, у правления, использования доходов и другие проблемы развития предприятий. Микроэкономика также исследует деятельность домохозяйств как поставщиков ресурсов, получателей доходов и потребителей товаров и послеслуг.

Макроэкономика изучает хозяйственную деятельность в масштабах национальной экономики, ее регионов, народнохозяйственных комплексов, сфер и отраслей и мирового хозяйства. На основе изучения макроекономи ичних процессов разрабатывается государственное прогнозирования и программирования, осуществляется социальное страхование, ценовая и налоговая политика, кредитование, таможенная политика и другое. Разделение экономической науки на м икрой-и макроэкономику носит условный характер. Микроэкономические процессы тесно переплетаются с макроэкономическими, четко разграничить их практически невозможноиво.

Все экономические науки делятся на два вида: теоретические и практические. Теоретические - это науки, изучающие законы и существенные экономические взаимосвязи в реальной деятельности на макроуровне. К ним относятся п политэкономия, макро-и микроэкономика. Прикладные - науки, изучающие, как проявляются экономические законы и взаимозависимости в конкретных областях и сферах хозяйствования. К ним относятся, например, е кономика промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговлиівлі.

Методы исследования экономических процессов

В экономике, как в науке, так и в учебном курсе обязательно присутствует методология. Методология - ϶ᴛᴏ наука о методах, учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

В экономике как науке используются самые различные формы и способы научного познания, в т.ч. наблюдения; обработка полученного материала посредством синтеза и анализа; индукции и дедукции; системного подхода; выработка гипотез и их проверка; проведение экспериментов; выработка моделœей в логических и математических формах.

Методы экономической науки – совокупность способов и приёмов познания экономических отношений и воспроизведение их в системе категорий и законов.

Рассматривая закономерности изменения экономических процессов, экономическая теория использует методы экономико-математического моделирования (изучение процессов и явлений ни непосредственно, а через вспомогательные объекты), появившегося в XX в.

В экономической науке широко используются методы научной абстракции, анализа и синтеза, системный подход, методы моделирования (прежде всœего графический, математический и компьютерного моделирования).

Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделœении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, к примеру, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности - категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию - товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, - это продукция, предназначенная для продажи.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез). К примеру, изучая главные свойства денег (деньги как мера стоимости, как средство обращения, платежа, сбережения), мы можем на этой базе попробовать сложить их вместе, обобщить (синтезировать) и сделать вывод, что деньги - особый товар, служащий всœеобщим эквивалентом. Сочетая анализ и синтез, мы обеспечиваем системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Широко используются также индукция и дедукция .

Индукция - ϶ᴛᴏ процесс создания теории из набора наблюдений. Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

Дедукция процесс прогнозирования будущих событий с помощью теории. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Важнейшим методом эк. теории является системный подход , исследующий функциональные связи – прямые и обратные зависимости между переменными величинами. Его использование показало, что эк. законы и категории носят не абсолютный, а относительный характер, что позволяет отойти от односторонности и категоричности суждений.

Экономическая модель - ϶ᴛᴏ формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целœевым характером исследования.

Модель в экономике даёт упрощённую картину реальности, позволяет сделать обобщения и предположения в абстрактной форме (графической, математической).

Моделирование, ᴛ.ᴇ. построение моделœей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи). В случае если в модели есть только самое общее описание показателœей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. В случае если этим показателям и связям задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели (данные, переменные).

Модели делятся на статические и динамические.

Статические модели - предназначены для изучения явления в определённый момент времени.

Динамические модели – модель иллюстрирует изменение изучаемого явления в течение определённого периода.

Экономико-математическое моделирование , являясь одним из системных методов исследования, позволяет определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов.

Также используется графический метод – предполагает использование графиков, таблиц для иллюстрации изображений.

Графический метод (метод графического моделирования) основан на построении моделœей с помощью различных рисунков - графиков, диаграмм, схем. Взаимозависимость экономических показателœей особенно хорошо демонстрируют графики - изображения зависимости между двумя и более переменными.

Зависимость должна быть линœейной (ᴛ.ᴇ. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями - вертикальной (ее обычно обозначают буквой У) и горизонтальной (Х).


В случае если линия графика идет слева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратная связь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объём его продажи - рис. 1,а). В случае если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере роста издержек производства товара обычно растут цены на него - рис. 1,6). Зависимость должна быть нелинœейной (ᴛ.ᴇ. изменяющейся), тогда график приобретает форму кривой линии (так, по мере уменьшения инфляции безработица имеет тенденцию к увеличению - кривая Филлипса, рис.1,в).

Рис. 1. Основные виды графиков: а - график обратной линœейной зависимости; б - график прямой линœейной зависимости; в - график нелинœейной зависимости

В рамках графического подхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношение между показателями. Οʜᴎ бывают круговыми, столбиковыми и др.
Размещено на реф.рф
(рис. 2).


Рис. 2. Примеры диаграмм: а - круговая; б - столбиковая

Схемы наглядно, графически демонстрируют показатели моделœей и их взаимосвязи. Примером бывают схемы хозяйственного кругооборота (см. рис. 4.1 и 4.2).

Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления формализованным языком с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств и т.д. При этом экономико-математические модели позволяют не просто формализовать экономическое явление, но и выявить его особенности. К примеру, в соответствии с так называемой формулой Фишера потребность экономики в деньгах выражается уравнением: MV = РТ, где М - объём денежной массы; v - скорость обращения денег; Р - общий уровень цен на товары; Т- объём текущих сделок купли-продажи товаров и услуг в стране. Отсюда следует, что,

M = P × T ÷ V

ᴛ.ᴇ. объём денежной массы зависит не только от общего уровня цен в стране и объёма совершаемых в ней сделок, но и от скорости обращения денеᴦ. В случае если далее преобразовать формулу Фишера:

P = M × V ÷ T

то можно сделать вывод, что уровень цен в стране зависит от объёма денежной массы и скорости обращения денег, а также объёма текущих сделок купли-продажи товаров и услуᴦ.

Метод компьютерного моделирования основывается на экономико-математических моделях и используется прежде всœего в тех случаях, когда моделируемое экономическое явление описываете сложной системой уравнений.

При изучении экономической жизни возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты. Но, конечно же, не всœегда можно спрогнозировать их вероятные результаты. Экономический эксперимент - ϶ᴛᴏ искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего критического изменения (Р. Оуэн, П. Ж. Прудон).

Вопрос 4

Методы исследования экономических процессов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы исследования экономических процессов" 2017, 2018.

В процессе экономического исследования используют большое количество методов и приемов. Остановимся на основных из них.

Сущность абстрактного метода состоит в том, что исследова­тель при изучении экономических процессов может мысленно от­влекаться от частных свойств и связей между экономическими явлениями, останавливаясь на характеризующих сущностные сторо­ны общих признаках. Результатом абстрагирования является фор­мирование общих понятий и законов в экономике таких, как по­требности, ресурсы, законы спроса и предложения и т.д. Форми­рование понятийного аппарата экономической науки создает ус­ловие для анализа и синтеза экономических явлений.

Метод анализа и синтеза заключается в том, что в процессе познания исследователь вначале мысленно производит разложение изучаемого объекта на составные элементы, анализирует особен­ности каждого из них, затем выявляет сущностные связи между ними, восстанавливает расчлененный объект.

Так, мы можем детально рассматривать все факторы, влияющие на величину рыночного предложения данного товара, определить, какие из них влияют на увеличение предложения, а какие приво­дят к сокращению предложения, дать всему этому количественную оценку. В дальнейшем путем синтеза, учитывая все за и против, можно спрогнозировать направление изменения рыночного предло­жения товара на перспективу.

При этом исследователь должен избегать ошибок, связанных с механическим перенесением результатов верных для отдельных частей совокупного процесса, но неприемлемых для целого. На­пример, для фирмы при прочих равных условиях эффективной фор­мой управления является командно-иерархическая. Управление фирмой предполагает строгую субординацию. Руководитель фирмы (менеджер) с помощью системы приказов, инструкций организует процесс производства и продажи товаров и услуг. В то же время распространение такой системы управления на макроуровень и создание командной экономической системы в рамках страны и группы стран показало свою несостоятельность.

Кроме того, при анализе и синтезе экономических явлений ши­роко используется допущение "при прочих равных условиях". Оно означает, что все переменные факторы, влияющие на экономичес­кие результаты, разбиваются на две группы: принимаемые в дан­ной научном исследовании в качестве неизменных и собственно переменные факторы. Например, при анализе рыночного спроса на какой-либо товар мы можем исходить из того, что на величину спроса оказывает влияние только один фактор - цена, абстраги­руясь от множества других факторов (количества покупателей, их вкусов, ожидаемого уровня инфляции и т.д.)

Продолжением метода анализа и синтеза является моделирова­ние. В экономике модель - это мысленно сконструированный и описанный образец, воспроизводящий в главных чертах реальный экономический процесс. Одной из первых экономических моделей были знаменитые "экономические таблицы" французского экономис­та XVIII века Ф.Кенэ. В них автор рассмотрел пропорции, кото­рые необходимо соблюдать в обществе при производстве матери­альных благ. В дальнейшем моделированием экономических процес­сов занимались К.Маркс, Л.Вальрас, В.Леонтьев и др. Со­временное экономическое моделирование широко использует мате­матический аппарат, математическое программирование, теорию вероятностей, математическую статистику.



В процессе построения экономических моделей большую роль играет функциональный анализ. Как известно из курса математики, чис­ловая функция у=ƒ(х) существует, если для какого-либо число­вого множества X указан закон ƒ, по которому каждому числу х из этого множества ставится в соответствие единственное число у.

Независимую величину х называют аргументом функции, а за­висимую переменную у - функцией. При этом, если с увеличением (уменьшением) аргумента значение функции растет (снижается), то между ними существует прямая связь. В том случае, когда ар­гумент и функция изменяются в разных направлениях, между ними существует обратная связь.

Функциональная зависимость может быть представлена анали­тически (задана алгебраической формулой), в виде таб­лицы или графика.

Общая форма аналитической записи у=ƒ(х), где ƒ - характе­ристика функции, указывающая на те действия, которые необхо­димо проделать с х, чтобы получить у. К примеру, уравнение у=а+bх показывает, что для получения у нам необходимо пере­менную величину х умножить на коэффициент b и полученное про­изведение сложить с постоянным числом а. Преимущество анали­тической формы записи в ее компактности, возможности произво­дить различные математические действия, облегчающие поиск зна­чений функции. В то же время аналитический подход не дает на­глядного представления о направлениях изменения функции. Так, нам известно, что при прочих равных условиях величина спроса на данный товар (Qd) зависит от цены на него (Р). В аналити­ческой форме это может быть представлено как Qd=f (P).Однако по формуле трудно определить, в каком направлении изменяется Qd при увеличении или снижении цены.

Табличная форма записи функциональной зависимости преодо­левает этот недостаток. Она обеспечивает возможность предста­вить количественную взаимосвязь между соответствующими пере­менными величинами. Например, в таблице мы можем показать ве­личину спроса на товар для каждого уровня цен. В то же время табличная форма записи не лишена недостатков: в таблице взаи­мосвязь между х и у показывается только для дискретных вели­чин, что затрудняет выявление общей тенденции изменений у при изменении х.

Для выявления взаимосвязи между аргументом и функцией для всех х € Х используется графическая форма. Графиком функции у= ƒ(х) называется множество всех точек декартовой системы координат вида (х; ƒ(х)), где х € Х. По графику можно легко най­ти значение функции для х € X.

Экспериментальный метод предполагает искусственное воспро­изведение какого-либо экономического процесса. С помощью экс­перимента можно выявить его положительные и отрицательные сто­роны, оценить возможность и необходимость практического внед­рения. Например, конвейерная система организации производства, прежде, чем получить всемирное признание, апробировалась в ав­томобилестроении Г.Фордом.

В качестве макроэкономического эксперимента можно рассма­тривать создание в 1917 году в нашей стране командной социаль­но-экономической системы. Реформирования рыночной экономики, проводившиеся в развитых странах по рецептам Дм.Кейнса, М.Фридмена, других экономистов, также носили экспериментальный ха­рактер.

Количественную сторону массовых социально-экономических яв­лений и процессов в их качественной определенности изучают с помощью специальных статистических методов и приемов. Их ши­рокое использование в экономике обусловлено тем, что в эконо­мических исследованиях, как правило, приходится иметь дело не с отдельными обособленными фактами, а со статистическими со­вокупностями взаимосвязанных фактов.

В экономике под статистической совокупностью понимается на­бор каких-либо социально-экономических объектов, имеющих об­щие качественные признаки. В частности, когда мы вводим в ми­кроэкономике понятие предпринимательской фирмы, то под ним по­нимаем всю совокупность организаций, занимающихся на платной основе переработкой ресурсов в товары и услуги и доведением их до потребителей. Для всех предпринимательских фирм харак­терны определенные качественные признаки: стремление к при­быльному ведению дела, переработка тех или иных экономических ресурсов, ориентация деятельности на удовлетворение рыночного спроса и т.д.

В целом методология экономических исследований имеет общие корни с другими естественными и общественными науками. Ее прин­ципиальное отличие от них заключается, главным образом, в объ­ектах исследования. Экономическая наука изучает проблемы, свя­занные с рациональным выбором экономических субъектов (домохозяйств, предпринимательских фирм, правительственных учрежде­ний). Этот выбор строится на основе сопоставления затрат и по­лучаемых выгод.

Тема 2. «Экономические системы. Содержание отношений собственности»

Экономическая наука использует общенаучные и специфические методы исследования. Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь к чему-либо». Методы экономической науки не только отражают познанные законы мира экономической реальности, но и выступают средством его дальнейшего познания.

Мир экономической реальности сложен и запутан, задача экономической теории в том и состоит, чтобы систематизировать хаотический набор фактов. Экономическая теория устанавливает связи между фактами, обобщает их и выводит на этой основе определенные закономерности. В построении закономерностей используются следующие методы познания:

1. Позитивный метод - это объективное описание и систематизация фактов экономической действительности.

2. Практика показывает, что в экономической науке имеет место также противоположный подход – нормативный анализ , предполагающий использование допущений и оценочных суждений, отражающих субъективную позицию экономиста. Наличие нормативного анализа связано с гуманитарным характером экономической науки и с выполнением ею идеологической функции.

3. Общенаучный метод анализа предполагает разделение исследуемого объекта на отдельные элементы. Выделенные элементы исследуются с разных сторон, в них выделяется главное и существенное.

4. Синтез - противоположный анализу метод, который предполагает соединение исследованных элементов и сторон предмета в единое целое. В ходе анализа и синтеза устанавливаются зависимости между экономическими процессами и явлениями, причинно-следственные связи, выявляются закономерности.

5. Метод научной абстракции - это начало любого, в том числе экономического исследования, заключается в отвлечении от несущественного, выделение наиболее важных фактов и взаимосвязей в экономике.

6. Допущение «при прочих равных условиях» (ceteris paribus) используется в процессе анализа и синтеза. Оно означает, что изменяются только исследуемые явления и взаимосвязи, а все остальные явления и взаимосвязи предполагаются неизменными.

7. Аналогия – метод, основанный на сравнении исследуемого объекта с другими объектами.

8. Метод математического моделирования - описание изучаемых экономических явлений при помощи математических знаков и символов. Переменные величины, меняющие свое значение под влиянием различных факторов, обозначаются стандартными буквенными символами. Например, латинскими буквами Р обозначается цена, Д спрос, S – предложение и т. д. Если две переменные величины экономического исследования x иy связаны функциональной зависимостью, то на математическом языке это означает, что y является функцией: x [ y=f(x)].

Для экономического анализа недостаточно показать эту зависимость, надо еще раскрыть каким, образом они связаны, т. е. как меняется y в зависимости от изменения x . Наиболее наглядно характер взаимоотношений двух величин определяет графическая форма функций. В экономической теории широко используется традиционная для математики декартова система координат, представляющая собой две взаимно перпендикулярные оси: ось ординат и ось абсцисс. Зависимость двух величин будет отражать кривая (с известной долей приближения). И чем больше исходных данных для построения графика, тем точнее кривая опишет характер зависимости этих величин (все остальные переменные фиксируются).


Экономическая теория выводит законы на основе двух уровней анализа: микроэкономического и макроэкономического. При микроэкономическом анализе исследуются конкретные экономические единицы: отдельная отрасль, конкретная фирма или экономические показатели деятельности отдельной фирмы. Микроэкономический анализ необходим для того, чтобы рассмотреть специфические компоненты экономической системы.

Макроэкономический анализ используется для исследования экономики в целом, либо ее основных составляющих, которые называются агрегированными показателями (например, государственный сектор, национальный продукт, национальный доход). Макроэкономический анализ применяется для характеристики общей картины экономики или связей между отдельными агрегатами. Поэтому макроэкономический анализ оперирует такими величинами, как валовой объем продукции, валовой объем дохода, общий уровень цен и т. д.

Хотя в микро = и макроанализе экономические явления рассматриваются под разным углом зрения, методы и инструменты исследования одни и те же.

Использование микро = и макроэкономического анализа не означает резкого деления экономической теории на отдельные разделы, когда одни темы относятся к микроэкономике, а другие – к макроэкономике. В последние годы в важных областях анализа происходит слияние микро= и макроэкономики. Так, например, современная безработица – проблема не только макроэкономического анализа. Для определения уровня важное значение имеет анализ функционирования конкретного товарного рынка и рынка рабочей силы.

Министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВОПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Новосибирский филиал

Торгово-экономическийфакультет

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

по дисциплине«Экономическая теория»

на тему «Методологияисследования экономических процессов и явлений»

Новосибирск 2010

Введение

1. Теория изучения методов экономическихпроцессов и явлений

1.1 Основные понятия

1.2 Характеристика основных приемов иметодов экономического анализа

1. Анализметодологии

2.1 Понятие и виды

2.2 Методика факторного анализа

3. Пути совершенствования

Заключение

Библиография


Введение

Для правильного пониманиякурса «Экономическая теория» необходимо определить методы экономической теории.Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школвысказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько разменялись представления об источниках богатства общества, о роли государства вхозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

Первым поводом кизучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такимипроблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужновыполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на условнуюединицу заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Каковавероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находитьподходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Экономическая теория призваннаяизучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этогоэкономическая теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрыватьзаконы и предсказывать пути их использования.

В экономических процессахможно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми: первый из них -поверхностный, внешне видимый, второй - внутренний, скрытый от наружногонаблюдения.

Изучение внешне видимыхэкономических отношений, естественно, доступно каждому человеку. Поэтому уже сдетства у людей складывается обыденное экономическое мышление, которое основанона непосредственном знании хозяйственной жизни. Такое мышление, как правило,отличается субъективным характером, в котором проявляется индивидуальнаяпсихология человека. Оно ограничено личным кругозором человека, частоосновывается на отрывочных и односторонних сведениях;

Экономическая теориястремится за внешней видимостью хозяйственных явлений обнаружить сущность - ихвнутреннее содержание, а также причинно-следственные зависимости одних явленийот других. Профессор Пол Хейне (США) привел интересное сопоставление:«Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хужеменеджеров, инженеров, механиков, словом, людей дела. Но экономисты знают, какразные вещи связаны между собой. Экономическая наука позволяет нам лучшепонимать то, что мы видим, более последовательно и логично размышлять о широкомкруге сложных общественных отношений.

Актуальность темы состоитв том, что, не зная методов исследования экономических явлений, невозможноправильно дать оценку тому или иному экономическому событию, рассчитать будетли предприятие приносить прибыль, ил же наоборот.

Целью курсовой являетсярассмотрение методов изучения экономических процессов и явлений.

Задачи курсовой работы:мы рассмотрим методологию в теории, проведем анализ, а также рассмотрим путисовершенствования данной темы.


1. Теория изученияметодов экономических процессов и явлений

1.1 Основные понятия

Для начала рассмотримсамо понятие методологии, что в него входит.

Методология науки, какизвестно, – учение о принципах построения, формах и методах научного познания.Поэтому методология экономической теории – это наука о принципах построенияэкономической системы, о методах изучения хозяйственной деятельности.

Методология экономическойтеории - наука о методахизучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличиеобщего подхода к изучению экономических явлений, единое пониманиедействительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решитьглавный вопрос: с помощью, каких научных способов, приемов познаниядействительности экономическая теория добивается истинного освещенияфункционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. Вметодологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

1) субъективистский(с позиций субъективного идеализма);

2) неопозитивистско-эмпирический(с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

3) рационалистический;

4)диалектико-материалистический.

При субъективистскомподходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений беретсяхозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное«я» относительно независимо, отсюда все равны. Объектомэкономического анализа является поведение субъекта экономики(«гомоэкономикса»), и поэтому экономическая теория рассматриваетсякак наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей.Главная категория при таком подходе - потребность, полезность. Экономикастановится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различныхвариантов.

Неопозитивистско-эмпирическийподход основан на болеетщательном изучении явлений и их оценке. Во главу ставится технический аппаратисследования, который из инструмента превращается в предмет познания(математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатомисследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесьявляются главными категориями. Этот подход предполагает деление намикроэкономику - экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли имакроэкономику - экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистическийподход ставит цельюоткрытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Этотребует исследования экономической системы в целом, экономических законов,регулирующих данную систему, изучения экономической «анатомии»общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ - вершина такого подхода. Цельюэкономической деятельности человека является стремление получить пользу, ацелью экономической теории - не изучение человеческого поведения, а изучениезаконов, регулирующих производство и распределение общественного продукта (Д. Рикардо). Такой подход признает деление общества на классы, вотличие от субъективистского, представляющего общество как совокупность равныхсубъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене,экономическим законам.

Диалектико-материалистическийподход считаетсяединственно правильным в решении научных проблем на основе не эмпирическогопозитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связиявлений, существующих в реальности. Экономические процессы и явления постоянновозникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, ив этом заключается их диалектика. Методологию нельзя смешивать с методами - инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и их воспроизведениемв системе экономических категорий и законов.

Характерными особенностямиметода экономического анализа являются: а) определение системы показателей,всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

б) установлениесоподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов ифакторов (основных и второстепенных), на них влияющих;

в) выявление формывзаимосвязи между факторами;

г) выбор приемов испособов для изучения взаимосвязи;

д) количественноеизмерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов испособов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методикуэкономического анализа. Методика экономического анализа базируется напересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики. Кэкономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый играфический методы. Статистические методы включают в себя использование среднихи относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализи др. Математические методы можно разделить на три группы: экономические(матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевогобаланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования(линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследованияопераций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массовогообслуживания).


1.2 Характеристикаосновных приемов и методов экономического анализа

Сравнение – сопоставление изучаемых данных ифактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ,который применяется для определения абсолютных и относительных отклоненийфактического уровня исследуемых показателей от базового. Вертикальный сравнительныйанализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовыйанализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и приростапоказателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядовдинамики.

Обязательным условиемсравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей,предполагающая:

· единство объемных,стоимостных, качественных, структурных показателей; · единство периодоввремени, за которые производится сравнение; · сопоставимость условий производстваи сопоставимость методики исчисления показателей.

Средние величины – исчисляются на основе массовыхданных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общиезакономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

Группировки – используются для исследованиязависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однороднымипоказателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокамввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двухкомплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяетвыявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель. Например,при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье,источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицитили избыток сырья.

Как вспомогательный,балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влиянияфакторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторовна результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то,следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенствасвидетельствует о неполном учтете факторов или о допущенных ошибках:

где у – результативныйпоказатель; x– факторы; /> – отклонениерезультативного показателя за счет фактора хi.

Балансовый метод применяюттакже для определения размера влияния отдельных факторов на изменениерезультативного показателя, если известно влияние остальных факторов:

Графический способ. Графики являются масштабнымизображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.

Графический способ неимеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрацииизмерений.

Индексный метод основывается на относительныхпоказателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятомув качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которыеприменяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

Использовав индексныепересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпускпромышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированнопроанализировать явления динамики.

Метод корреляционного ирегрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи междупоказателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связьпроявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.

С помощью корреляциирешаются две главные задачи:

· составляется модельдействующих факторов (уравнение регрессии);

· дается количественнаяоценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

Матричные модели представляют собой схематическоеотражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции.Наибольшее распространение здесь получил метод анализа «затраты-выпуск»,строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной формепредставить взаимосвязь затрат и результатов производства.

Математическоепрограммирование – этоосновное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственнойдеятельности.

Метод исследованияопераций направлен наизучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственнойдеятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурныхвзаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволитопределить наилучший экономический показатель из ряда возможных.

Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условияхнеопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.


2. Анализ методологии

2.1 Понятие и виды

Анализ - это мысленноерасчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этихчастей в отдельности. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единуюцелостную картину.

Широко распространены:индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход отизучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение)делает возможным переход от общих выводов к относительно частным. Анализ исинтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве. Ихсочетание обеспечивает системный (комплексный) подход к сложным(многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Важное место висследовании экономических явлений и процессов занимают исторический илогический методы. Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, посколькуисходный пункт исторического исследования совпадает, в общем и целом с исходнымпунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое)исследование экономических явлений и процессов не является зеркальнымотражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной странымогут возникнуть экономические явления, которые не обязательны длягосподствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеютместо, то в теоретическом анализе их можно игнорировать. Мы можем от нихотвлечься. Историк же не может игнорировать такого рода явления. Он должен ихописать.

Используя историческийметод, экономика исследует хозяйственные процессы и явления в тойпоследовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались исменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представитьособенности различных экономических систем.

Исторический методпоказывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному.Применительно к предмету экономики это означает, что во всей совокупностиэкономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболеепростые, возникающие раньше других и составляющие основу возникновения болеесложных. Например, в анализе рынка такое экономическое явление - обмен товаров.

Экономическим процессам иявлениям присуща качественная и количественная определенность. Поэтомуэкономическая теория (политическая экономия) широко использует математические истатистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявитьколичественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход вновое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую рольздесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод,являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованнойформе определять причины изменений экономических явлений, закономерности этихизменений, их последствия, возможности и издержки влияния, а также делаетреальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого методасоздаются экономические модели.

Экономическая модель -это формализованное описание экономического процесса или явления, структуракоторого обусловлена его объективными свойствами и субъективным целевымхарактером исследования.

В связи с построениеммоделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции - это переменныевеличины, зависящие от других переменных величин.

Функции встречаются внашей повседневной жизни, и мы чаще всего не осознаем это. Они имеют место втехнике, физике, геометрии, химии, экономике и т.д. Применительно к экономике,например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спросзависит от цены. Если повышается цена на товар, величина спроса на него при прочихравных условиях уменьшается. При этом цена является независимой переменной, илиаргументом, а спрос - зависимой переменной, или функцией. Таким образом, можнократко сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут менятьсяместами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена.Следовательно, цена может быть функцией спроса.

Экономико-математическоемоделирование как метод экономической теории получил широкое распространение вXX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногдаведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии французский экономист Морис Аллеписал 1989 г., что в течение 40 лет экономическая наука развивалась в ошибочномнаправлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизниматематических моделей с преобладанием математического формализма, чтопредставляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

Большинство моделей,принципов экономической теории можно выразить графически, в виде математическихуравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику иуметь составлять и читать графики.

Графики - это изображениезависимости между двумя и более переменными.

Зависимость может бытьлинейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию,расположенную под углом между двумя осями - вертикальной (ее обычно обозначаютбуквой Y) и горизонтальной (X).

Если линия графика идетслева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратнаясвязь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объем его продажи).Если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере ростаиздержек производства товара обычно растут цены на него -). Зависимость можетбыть нелинейной (т.е. изменяющейся), тогда график приобретает форму кривойлинии (так, по мере уменьшения инфляции безработица имеет тенденцию кувеличению - кривая Филлипса,).

В рамках графическогоподхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношение междупоказателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др.

Схемы нагляднодемонстрируют показатели моделей и их взаимосвязи. При анализе экономическихпроблем часто используют позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализдает нам возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие ониесть на самом деле: что было или что может быть. Позитивные утверждения необязательно должны быть верными, но любой спор относительно позитивногоутверждения можно решить проверкой фактов. Нормативный анализ основан наисследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение чаще всеговыводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинностьили ложность. При нормативном анализе выносятся оценки - справедливо илинесправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

2.2 Методика факторногоанализа

Все явления и процессыхозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи ивзаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другиекосвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализеявляется изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемыхэкономических показателей.

Под экономическимфакторным анализомпонимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечнойфакторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримыхфакторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя. Похарактеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного истохастического факторного анализа.

Детерминированныйфакторный анализпредставляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых срезультативным показателем носит функциональный характер.

Основные свойства детерминированногоподхода к анализу: построение детерминированной модели путем логическогоанализа; наличие полной (жесткой) связи между показателями; невозможностьразделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые неподдаются объединению в одной модели; изучение взаимосвязей в краткосрочномпериоде. Различают четыре типа детерминированных моделей:

Аддитивные модели представляют собой алгебраическуюсумму показателей и имеют вид

К таким моделям,например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затратна производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукциив его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска вотдельных подразделениях.

Мультипликативные модели в обобщенном виде могут бытьпредставлены формулой

Примероммультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации

где Ч - среднесписочнаячисленность работников;

CB - средняя выработка на одногоработника.

Кратные модели:

Примером кратной моделислужит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях). ТОБ.Т:

где ЗТ - средний запас товаров; ОР - однодневный объем реализации.

Смешанные модели представляют собой комбинациюперечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальныхвыражений:


Примерами таких моделейслужат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показателирентабельности и др.

Для изучения зависимостимежду показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявшихна результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей сцелью включения новых факторных показателей.

Для детализацииобобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляютинтерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторнойсистемы.

Если исходная факторнаямодель

то модель примет вид

Для выделения некоторогочисла новых факторов и построения необходимых для расчетов факторныхпоказателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель изнаменатель умножаются на одно и тоже число:


Для построения новыхфакторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. Прииспользовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то жечисло.

Детализация факторногоанализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можноколичественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторныемультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы:место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формированиирезультативного показателя; модель должна строиться из двухфакторной полноймодели путем последовательного расчленения факторов, как правило, качественных,на составляющие; при написании формулы многофакторной модели факторы должнырасполагаться слева направо в порядке их замены.

Построение факторноймодели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценкивлияния факторов.

Способ цепных подстановок заключается в определении рядапромежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной заменыбазисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан наэлиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всехфакторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходяиз того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначалаизменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения. потомизменяются два при неизменности остальных и т.д.

В общем виде применениеспособа цепных постановок можно описать следующим образом:

где a0, b0,c0 - базисные значения факторов, оказывающих влияние наобобщающий показатель у;

a1, b1,c1 -фактические значения факторов;

ya, yb,-промежуточные изменениярезультирующего показателя,связанного с изменением факторов а, b, соответственно.

Общее изменение Dу=у1–у0складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменениякаждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов:

Преимущества данногоспособа: универсальность применения, простота расчетов.

Недостаток метода состоитв том, что, в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результатыфакторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что врезультате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток,который прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практикеточностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимостьвлияния того или иного фактора. Однако существуют определенные правила,определяющие последовательность подстановки: при наличии в факторной моделиколичественных и качественных показателей в первую очередь рассматриваетсяизменение количественных факторов; если модель представлена несколькимиколичественными и качественными показателями, последовательность подстановкиопределяется путем логического анализа.

Под количественнымфакторами при анализепонимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могутбыть получены путем непосредственного учета (количество рабочих, станков, сырьяи т.д.).

Качественные факторы определяют внутренние качества,признаки и особенности изучаемых явлений (производительность труда, качествопродукции, средняя продолжительность рабочего дня и т.д.).

Способ абсолютных разниц является модификацией способа цепнойподстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактораспособом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора набазисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбраннойпоследовательности подстановки:

Способ относительныхразниц применяется дляизмерения влияния факторов на прирост результативного показателя вмультипликативных и смешанных моделях вида у = (а – в). с. Ониспользуется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранееотносительные отклонения факторных показателей в процентах.

Для мультипликативныхмоделей типа у = а. в. с методика анализа следующая:находят относительное отклонение каждого факторного показателя:

определяют отклонениерезультативного показателя у за счет каждого фактора

Интегральный метод позволяет избежать недостатков,присущих методу цепной подстановки, и не требует применения приемов пораспределению неразложимого остатка по факторам, т.к. в нем действуетлогарифмический закон перераспределения факторных нагрузок. Интегральный методпозволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторами носит универсальный характер, т.е. применим к мультипликативным, кратным исмешанным моделям. Операция вычисления определенного интеграла решается спомощью ПЭВМ и сводится к построению подынтегральных выражений, которые зависятот вида функции или модели факторной системы.


2. Путисовершенствования

Экономическаятеория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых(экономика торговли, промышленности, транспорта, строительства и т. д.);функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.);межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.).Экономическая теория - одна из общественных наук, наряду с историей,философией, правом и др. Она призвана раскрыть одну часть социальных явлений вжизнедеятельности человека, наука права - другую, наука нравственности - третьюи т.д., и только совокупность теоретических, социальных и исторических наук всостоянии объяснить функционирование общественной жизни. Экономическая теорияучитывает знания, заложенные в конкретных экономических науках, а такжесоциологии, психологи, истории и др., без учета которых полученные ею выводымогут оказаться ошибочными.

Связьэкономической теории с другими экономическими науками в самом общем виде можетбыть представлена в виде следующей схемы (схема 1).


Схема 1

Практическаязначимость экономическойтеории (известная формула О. Конта) в том, что знание ведет к предвидению, апредвидение - к действию. Экономическая теория должна лежать в основеэкономической политики, а через нее - пронизывать область хозяйственнойпрактики. Действие (практика) ведет к знанию, знание - к предвидению,предвидение - к правильному действию. Экономическая теория - это не наборправил о том, как стать богатым. Она не дает готовых ответов на все вопросы.Теория - лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности.Владение этим инструментом, знание основ экономической теории может помочькаждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях. Поэтому ненужно останавливаться на достигнутом знании, а постоянно искать путисовершенствования этих знаний.


Заключение

В даннойкурсовой работе мы рассмотрели основные понятия методологии, выявили четыреосновных подхода методологии в экономической теории. Дали характеристику основнымприемам и методам экономического анализа, рассмотрели понятие и методику факторногоанализа. Сделали вывод, что методы исследования лучше применять комплексно,чтобы четче увидеть результат.

Сегоднячеловек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он неизучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниямиэкономической теории. Ведь экономическая теория - это не набор правил о том,как стать богатым. Она не дает готовых ответов на все вопросы. Теория - лишьинструмент, способ осмысления экономической действительности. Владение этиминструментом, знание основ экономической теории может помочь каждому сделатьправильный выбор во многих жизненных ситуациях. Поэтому не нужноостанавливаться на достигнутом знании, а постоянно искать путисовершенствования этих знаний.

В заключение хочетсяпривести слова Дж.Кейнса о том, что «идеи экономистов и политическихмыслителей и когда они правы, и когда ошибаются, - имеют гораздо большеезначение, чем принято думать. В действительности только они и правятмиром». Отсюда следует вывод, что проблемы экономической организацииобщества - это серьезные вещи, которые требуют изучения и к которым нельзяотноситься легкомысленно.


Библиография

1. Абрютина М.С. Экономический анализторговой деятельности. Учебное пособие. – М.: « Дело и сервис», 2000.

2. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теорияэкономического анализа. - Н.: Учебник Финансы и статистика, 1997.

3. Ефимова О.В. Финансовый анализ. –М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 1998.

4. Риполь-Сарагоси Ф.Б. Финансовый иуправленческий анализ. –М.: Издательство Приор, 1999.

5. Ришар Жак. Аудит и анализхозяйственной деятельности предприятия. –М.: Аудит. ЮНИТИ, 1997.

6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственнойдеятельности предприятия АПК: Учебное пособие. – Мн.: ИП «Экоперспектива»,1999.

7. Шеремет А.Д. Комплексныйэкономический анализ деятельности предприятия (вопросы методологии). – М.:Экономика,1974.

8. Шеремет А.Д., Негашев Е.В.Методика финансового анализа. – М.: Инфра – М, 1999.

9. Экономико-математические методы ванализе хозяйственной деятельности предприятий и объединений. – М.: Финансы истатистика, 1982