Обучение чтению на английском языке вслух. Как научить ребенка читать по-английски – важные правила и частые ошибки при обучении


ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Бевз Елена Викторовна

МБОУ «СШ № 37»,

учитель английского языка

с.т.8-906-901-83-56

Я работаю учителем в МБОУ «СШ № 37» по этой теме уже несколько лет. Одной из важных задач в своей работе с детьми является то, чтобы уроки проходили интересно, увлекательно. В значительной мере это зависит от учителя, его умения увлечь детей, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности.

Актуальность этой темы заключается в том, что существует проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе, что многие дети не умеют читать на английском языке, не учат звуки и буквы.

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир, это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и извлечением нужной информации, закодированной графическими знаками (Пассов Е.И.)

Чтение нужно ученику не только для практического овладения иностранным языком и открытия другой культуры, а также оно является средством самообразования и творческой деятельности.

Формирование навыков и умений в чтении является одной из важнейших составляющих процесса обучения иностранному языку на всех его этапах. Ссылка на интернет –источник)

Овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для учащихся начальной школы, часто они вызваны графическими и орфографическими особенностями английского языка. Это - чтение гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, которые читаются в зависимости от положения в слове. Многие дети плохо запоминают правила чтения букв и буквосочетаний и неверно читают слова. Часто возникают сложности, связанные с психологическими особенностями детей, недостаточно хорошим развитием памяти, внимания, мышления.

Начиная обучение со второго класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик. Вместе с тем, умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, - задача весьма нелегкая и ответственная.

Проблема состоит в том, что при чтении учащийся испытывает очень сильное влияние родного языка. Отсюда возникают различного рода ошибки. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы не только помочь учащимся освоить новую для них систему символов, но и предотвратить их возможные ошибки.

И это объясняется многими причинами: английский алфавит состоит из 26 букв, 146 графем и 46 фонем. Соответственно, 26 пар печатных букв составляют 52 символа, при этом: 4 похожи на символы русского алфавита (K, k, М, T); 33 буквы – это совершенно новые символы для учащихся (b, D, d, F,f, G, g, h, I, i, J, j, L, l, m, N, n, Q, q, R, r, S, s, t, U, u, V, v, W, w, Y, Z, z); 15 букв (A, a, B, C, c, E, e, H, O, o, P, p, Y, X, x) встречаются в обоих языках, но читаются по-разному. Большую сложность представляют именно те буквы, которые встречаются и в русском, и в английском языках, но дают совершенно разные звуки. Например, букву «H» очень часто дети читают как русский звук [Н].

Успех обучения зависит также во многом от того, насколько интересно и учитель проводит уроки. В процессе обучения чтению на иностранном языке учащихся младшего школьного возраста большую роль играет игра. Чем больше игровых приемов, наглядности использует учитель, чем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал

При восприятии материала учащиеся младших классов обращать внимание на яркую подачу материала, наглядность, эмоциональную окраску. Так, для того, чтобы обучение правилам чтения не было для учащихся младшей школы скучным и утомительным, можно использовать цветные картинки.

Во многих учебниках обучение чтению на английском языке в младших классах ведётся по стандартному принципу: сначала дети учат буквы, потом в учебниках даются правила чтению открытого и закрытого слогов и подразумевается, что учащиеся сразу же начнут читать быстро, бегло и без ошибок. Конечно, алфавит дети должны знать для того, чтобы видеть буквы при чтении.

С опытом уже начинаешь понимать, что это просто невозможно сделать. Учащиеся знают алфавит, но не знают звуки. Им трудно читать по транскрипции. К тому же в английском языке так много исключений, что даже в старших классах трудно обойтись без словаря. Поэтому я пришла к выводу, что обучение чтению нужно начинать со знакомства с английскими звуками. Можно очень долго пытаться записывать английские звуки русскими буквами, но все рано или поздно приходят к выводу, что это безуспешно. Нужно знать английскую транскрипцию. Это дает возможность легко прочитать и правильно произнести незнакомое английское слово самостоятельно, без посторонней помощи

Как же сделать обучение не только интересным, но и эффективным? Существует много методик по обучению чтению на английском языке. Это методики Г.В.Роговой, И.Н.Верещагиной, М. Уэст и другие. Одним из ведущих современных методистов является Е.И.Пассов. Я в своей работе использую только общие его рекомендации и использую смешанный метод (звуковой и алфавитный).

Давайте рассмотрим, как я преодолеваю все сложности и повышаю качество обучения чтению учащихся 2-х классов.

I этап. Знакомство с алфавитом.

Знание ребенком песенки-алфавита дает очень многое:

Он знакомится с начертаниями букв и начинает связывать начертания с названиями.

1. Он запоминает названия букв и их последовательность. Учащийся еще не сможет самостоятельно называть или показывать любую букву, но ему будут известны названия букв.

    Они запомнят порядок букв в алфавите.

    Знание последовательности букв алфавита будет использоваться в дальнейшем для ведения бумажных словарей, записывать слово, диктуемое по буквам.

    Ему пригодится он при изучении открытых и закрытых слогов гласных звуков, так как в открытом слоге гласные читаются как в алфавите.

Существует много способов изучения алфавита. Можно выучить песенку, можно стихотворение, сыграть в игру и т.д. (например: поднимаю руку вверх - произносим буквы алфавита по порядку (A, B, C, D…), направляю руку горизонтально - произносим одну и ту же букву (S, S, S....»), руку вниз - в обратном порядке (Z, Y, X, W) и т.д.

Хорошо помогают задания по рисованию и раскрашиванию букв.

II этап. Знакомство со звуками и буквосочетаниями.

Я знакомлю учащихся со звуками, а не с названиями букв. Для прочтения подбираю слова, значения которых уже знакомы ребенку. Так можно набирать словарный запас одновременно с изучением звуков.

Я знакомлю учащихся с английскими звуками. Каждый звук вводится в стихотворной форме или использую фонетическую зарядку, например, показываю детям картинку с изображениями и говорю: - Дятел стучит по дереву: [t][t][t][d][d][d];- Выталкиваем воздух: [p],[p],[p],b],[b],[b].

Таким образом, в течение урока я ввожу до 7-10 звуков, и дети легко запоминают их, т.к. стихотворная форма и фонетическая зарядка помогут довольно быстро запомнить и усвоить данный звук

На этом этапе учащиеся моего класса создают карточки, на которых прописаны с одной стороны буквы, а на другой стороне карты транскрипция звука и как оно по-русски произносится. С карточками можно играть и одновременно запоминать, как выглядят буквы, которые дают определенные звуки. Произношение гласных звуков зависит от многих факторов. На него влияет место буквы в слове, соседние гласные и согласные буквы, в открытом или закрытом слоге находится гласная буква. Существует способ правильно произнести английские буквы и звуки, это транскрипция. К ней нужно обращаться, когда появляются сомнения, как читается или произносится то или иное слово.

Я стараюсь объяснить детям, почему я так много внимания уделяю транскрипционным знакам и показываю, как помогают значки при самостоятельной работе.

Многие учащиеся не всегда выполняют домашние задания и не делают карточки. Чтобы научить всех детей читать, я использую на уроке работу с карточками звуков и буквосочетаний, где сильные дети обучают по карточкам слабых детей. Учителям-детям очень нравиться обучать и контролировать друг друга.

Существует много разных способов, которые стимулируют детей к изучению звуков. Но самым эффективным я считаю на этом этапе – игра. Например:

а) пригласить несколько детей рисовать в воздухе буквы, а остальные будут отгадывать звуки и называть слово.

б) дети встают в круг. Играет музыка. Учащиеся передают мяч по кругу. Когда музыка останавливается, тот ребёнок, который остался с мячом в руках, выбирает карточку с буквой и называет звук.

Можно использовать много других игр. Сейчас их существует много. Игры используются из сборников или из интернет - ресурсов. Я сама переделываю их на свой лад и под определённую тему.

III этап. Чтение слов.

На этом этапе многие из моих учеников расстраиваются, начинают путаться, когда они начинают читать слова. Дети испытывают страх, увидев буквосочетания. Для того чтобы дети не волновались, я подготавливаю детей к тому, что большинство букв английского алфавита могут читаться по-разному. Дети постепенно привыкают к этому. Когда они начинают справляться с минимумом, у них просыпается любопытство и интерес к чтению. Здесь также можно использовать игры, которые помогут детям научить читать.

Например, дети делятся на две группы, я предлагаю одной группе слово, которое они должны изобразить с помощью собственных тел, а другая группа прочитывает слово, и наоборот.

Учащимся можно дать сыграть игру «Испорченный телефон». Учащиеся делятся на две команды. Я раскладываю на столе, картинки в одну стопку, а карточки со словами в другую стопку. Учащиеся выстраиваются в ряд. Впереди стоящий ученик, берёт верхнюю картинку, шепчет название картинки следующему и т.д. до последнего ученика. Последний ученик выбирает слово для картинки, показывает и прочитывает его. Затем, выбирает следующую картинку, шепчет слово впереди стоящему и т.д. Можно использовать картинки и карточки на разные темы.

В целях развития скорости чтения, я пользуюсь карточками с написанными на них словами. Я держу карточку со словом изображением к себе, затем быстро показываю учащимся и снова поворачиваю к себе. Дети угадывают и называют слово.

Также предложить соревнование на скорость и правильность прочтения слов.

IV этап. Чтение словосочетаний и связных предложений, текстов.

На этом этапе дети читают в первую очередь стихи и песенки со знакомыми словами, которые были изучены по проходящим темам уроков. Стихи учить не обязательно – это всего лишь помощь для лучшего освоения и запоминания.

Как же сделать так, чтобы уроки чтения полюбились учащимся? В соответствии с методикой обучения чтению на иностранном языке Солововой Е.Н. добиться этого возможно, если соблюдать несколько условий:

1.Следить за размером предлагаемого ученикам текста. Слишком длинные тексты будут утомлять детей, а некоторых просто испугают. И дети не будут читать такой текст. В текст могут входить рисунки и схемы. Порой даже они являются более информативными.

2. Необходимо подбирать текст, обращая внимание на месторасположение в нем основной идеи. Уже доказано, что дети лучше воспринимают текст, в котором основная идея находится в начале или в конце текста.

3. Важно, чтобы тема текста соответствовала уровню развития ребенка.

4. Необходимо учитывать проблемы, которые затрагивает текст. Ведь читая текст и обсуждая его в классе, ученики делают выводы о поступке главного героя и ставят себя на его место.

За вторую и третью четвери этого года во 2-х классах при регулярном использовании этой методики, мне удалось научить читать большинство детей осмысленно, а также повысить качество и скорость чтения, что наглядно демонстрируется на диаграммах (рис.1 и рис 2).

Заключение:

1. Всегда читайте вслух.

2. Уделяйте чтению минимум 30 минут своего времени в день.

4. Всегда проверяйте правильность чтения в словаре (особенно на начальном этапе)!

Это называется практика. Читая вслух, учащиеся слышат себя и тренируют своё произношение.

Правила чтения английского языка содержат много исключений. Мы их отдельно проговариваем вместе с детьми.

В настоящее время идет поиск новых технологий обучения и воспитания, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого конкретного учащегося.

Свою задачу я вижу в том, чтобы побудить в моих учениках познавательный интерес, используя разнообразные формы, методы работы, которые подходят моим детям и которые в конечном итоге дадут хороший результат.

Используемая литература:

    Рахманова И.В., Миролюбова А.А., Цетлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. /. М., 1967.

    Н.А.Бонк. Английский для самых маленьких./ М. 2006

    Шарова Т.М. «Учим, обучая» // Начальная школа 2002 №12

    Сажнева М.А. «Игра как способ развития интереса к изучению иностранного языка» // ИЯШ 2001 № 6

    Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка/ Вопросы психологии: -1966.- № 6

    Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов, С. К. Фоломкина, С. Ф. Шатилов. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник. -М.: Высш. школа, 373 с.. 1982

    Интернет-ресурсы

Учитель английского языка

МАОУ СОШ №2

Тихонова Юлия Александровна

«Разнообразные подходы при обучении чтению детей на английском языке»

2017год

Содержание.

Введение.

1. Подход современной методики обучения иностранным языкам к обучению чтению. Задачи обучения чтению.

а) Организация уроков 1 - го и 2 - го циклов.

5. Список использованной литературы.

l . Bведение.

С первых уроков сентября учителя первых классов замечают разницу в уровне подготовленности детей к школе. Дети одного и того же класса, одного и того же возраста имеют различные учебные способности. К сожалению, по мере усложнения учебной программы эта разница увеличивается и становится непреодолимым препятствием.

Сильные, способные к учёбе ученики, быстро понимают новый материал и готовы работать дальше, в то время как слабые не только не разобрались в новом, но и забыли предыдущий материал. Данная проблема далеко не нова. Возникает она и в разных классах, и на разных предметах, и у разных учителей. Возможным путём решения этой проблемы является организация дифференцированной работы с учащимися непосредственно на уроке.

Безусловно, учитель, планирующий ход урока, должен предусмотреть организацию учебной деятельности учеников, опираясь на их знания, умения, уровень подготовленности. Каждый учитель, идущий на урок, рассчитывает на хороший результат, успешное овладение учебным материалом, хорошее ориентирование в теме. Значительную трудность для учителя при подготовке представляют школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний и дети с пониженной успеваемостью.

Если снизить темп урока, сложность изучаемого материала, то сильным детям становится скучно, они начинают отвлекаться сами и отвлекать соседей, высмеивать неуспевающих. Если увеличить темп и сложность работы, то дети, имеющие пробелы в знаниях, теряют интерес к уроку, т.к. не могут успевать за классом, перестают понимать изучаемый материал.

Одной из главных задач первых лет обучения является обучение рецептивным видам речевой деятельности, в первую очередь чтению. Овладение чтением на английском языке всегда представляет для учащихся большие трудности, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка.

1. Подход современной методики обучения иностранным языкам к обучению чтению.

Устное и письменное общение реализуется в четырёх видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме, обучение которым должно осуществляться взаимосвязано, но при дифференцированном подходе к каждому из них. Это обусловлено не только тем, что в основе функционирования каждого вида лежат одинаковые психические процессы и психолингвистические закономерности. В реальном общении человек читает и обсуждает прочитанное с собеседниками, делает при чтении записи, позволяющие ему лучше запомнить и затем воспроизвести необходимую информацию.

Подход, при котором обучение начинается с обучения чтению, имеет ряд преимуществ:

1. Обучение чтению с первых уроков позволяет сразу же реализовывать познавательный аспект, который является одним из ведущих на первом году обучения. Если обучение чтению с самого первого урока строится на интересных и новых для учащихся реалиях, фактах культуры страны изучаемого языка, очень скоро иностранный язык начинает восприниматься как дополнительное средство познания.

3. Овладение чтением - процесс более лёгкий, чем овладение говорением.

Чтобы грамотно планировать уроки обучения чтению, необходимо знать две вещи: во-первых,

что значит - уметь читать, во-вторых, с помощью каких средств можно развивать это умение. Уметь читать - это, прежде всего, владеть техникой чтения, т.е. мгновенно узнавать зрительные образы речевых единиц и озвучивать их во внутренней или внешней речи. Любая речевая единица является оперативной единицей восприятия. Такой единицей может быть слово, или даже слог, или словосочетание из двух или нескольких слов (синтагма) и даже целая сложная фраза, чем крупнее оперативная единица восприятия, тем лучше техника чтения, а чем лучше техника чтения, тем выше уровень понимания текста.

Какие же задачи стоят при обучении чтению на английском языке? На начальной ступени обучения (1 - 2 год систематического изучения языка) учащиеся должны овладеть буквами алфавита английского языка, усвоить звукобуквенные соответствия, уметь читать вслух и про себя слова, сочетания слов, отдельные фразы и короткие связные тексты, построенные на программном языковом материале.

Обучение чтению на английском языке , является неотъемлемой частью обучающего процесса в целом. Знакомство с языком посредством чтения необходимо, так как это позволяет совершенствовать английский язык, расширять лексический запас, знакомиться с культурным наследием, иметь возможность знакомиться и наслаждаться чтением неадаптированной литературы в оригинале, впоследствии без необходимости использования словаря. Чтение и в современном мире является оптимальным способом передачи информации, и человек, свободно читающий и разбирающийся в качественной литературе, человек, свободно адаптирующийся в информационном потоке, имеет больше шансов к успешному развитию и расширению своих возможностей. Также, обучение чтению на английском языке , является прекрасным инструментом для развития устной речи, оттачивания навыков грамотного произношения и восприятия речи на слух.

Учащиеся знакомятся с тремя основными видами чтения: чтение с общим охватом содержания (reading for the main idea ), чтение с детальным пониманием (reading for detail ), чтение с целью извлечения конкретной информации (reading for specific information ).

В основе каждого вида чтения лежат базовые умения, которыми должны овладеть школьники:

1) понимание основного содержания: определять и выделять основную информацию текста; отделять информацию первостепенной важности от второстепенной; устанавливать связь (логическую, хронологическую) событий, фактов; предвосхищать возможное развитие (завершение) действия, событий; обобщать изложенные в тексте факты; делать выводы по прочитанному и др.;

2) извлечение полной информации из текста: полно и точно понимать факты / детали, выделять информацию, подтверждающую, уточняющую что-либо; устанавливать взаимосвязь событий; раскрывать причинно-следственные отношения между ними, определять главную идею, сравнивать (сопоставлять) информацию и др.;

3) понимание необходимой (интересующей) значимой информации: определять в общих чертах тему текста; определять жанр текста, выявлять информацию, относящуюся к какому-либо вопросу, определять важность (ценность) информации и др.

В результате обучения учащиеся должны научиться понимать аутентичный текст, не прибегая при каждой встрече с незнакомым языковым явлением к переводу (словарю). Для этого они должны усвоить несколько правил работы с текстом:

2) для понимания любого текста важную роль играет имеющийся у школьника жизненный опыт;

3) чтобы понять текст (или спрогнозировать, о чём будет идти речь в этом тексте), необходимо обратиться к помощи заголовка, рисунков, схем, таблиц и т.д., сопровождающих данный текст, его структуре;

4) при чтении текста важно опираться в первую очередь на то, что известно в нём (слова, выражения), и пытаться с опорой на известное прогнозировать содержание текста, догадываться о значении незнакомых слов;

5) обращаться к словарю следует лишь в тех случаях, когда все прочие возможности понять значение новых слов исчерпаны.

Итак, на уроке обучения чтению перед учителем ставятся следующие задачи:

1) увеличивать оперативную единицу восприятия текста,

2) учить воспринимать текст (его части) с однократного восприятия,

3) учить воспринимать и узнавать новые сочетания известных единиц,

4) развивать скорость чтения (в том числе и про себя),

5) развивать структурную антиципацию,

6) развивать содержательную антиципацию,

7) развивать умение догадываться о значении неизвестных единиц (по разным признакам)

8) обучать мгновенно, соотносить форму воспринимаемого с его значением,

9) развивать умение разбираться в логико-смысловых связях текстов разного характера,

10) развивать умение "игнорировать" неизвестное, если оно не мешает пониманию в целом.

2. Виды упражнений для обучения чтению.

Процесс обучения включает в себя работу над техникой чтения (вслух и про себя) и над развитием умений понимать содержание прочитанного.

Обучение технике чтения осуществляется на начальном этапе приобщения к языку. В это понятие вкладывается " умение школьников быстро узнавать и соотносить графические образы (буквы) с соответствующими слухомоторными образами и определёнными значениями, т.е. владение звуко -буквенными соотношениями, умение объединять зрительно воспринимаемый материал в смысловые группы (синтагмы).

Поэтому, упражнения в развитии техники чтения предусматривают работу над произношением и интонированием написанного (чтение вслух), развитие умений соотносить буквы и звуки иностранного языка, узнавать знакомые слова в незнакомом контексте, догадываться о значении незнакомых слов и т.д."

Рассмотрим виды упражнений, которые учитель может использовать на уроках обучения чтению. Для этого обратимся к методической литературе, соотнося советы методистов, авторов программ и УМК с собственным опытом.

а) Упражнения для обучения чтению на начальном этапе.

Методика обучения чтению на начальном этапе предлагает следующие упражнения:

    написание букв, буквосочетаний, слов по образцу;

    нахождение пар букв (строчная и заглавная);

    вписывание недостающих; пропущенных букв;

    списывание - запись - прочтение слов в соответствии с определённым признаком (в алфавитном порядке, в исходной форме слова, заполнение пропущенных букв в слове и др.);

    конструирование слов из разрозненных букв;

    поиск (прочтение, выписывание, подчёркивание) в тексте знакомых, незнакомых, интернациональных и др. слов (в разном скоростном режиме);

    чтение текста с пропущенными буквами / словами и т.д.

Всем этим заданиям можно придать игровой характер, например: заполнение кроссвордов, составление ребусов, расшифровка тайнописи (чтение текста, содержащего слова с перепутанными буквами), чтение текстов, содержащих картинки, вместо незнакомых слов, подписывание слов под картинками, соотнесение рисунков и записанных слов, командные игры на выявление самых лучших читающих и т.д.

б) Использование демонстрационных карточек с напечатанными словами.

В коммуникативной технологии все используемые упражнения должны быть по характеру речевыми, точнее, упражнениями в общении. Комплексы упражнений для формирования лексических, грамматических и перцептивных навыков направлены на становление психофизиологических механизмов и предполагают их последовательную отработку. В упражнения для формирования рецептивных лексических навыков входят упражнения для формирования механизма зрительного восприятия лексических единиц, упражнения для формирования механизма антиципации лексических единиц, для формирования механизма сличения - узнавания лексических единиц, механизма догадки.

Начиная с первого урока, можно вводить такие карточки. На первом уроке их всего три: " E ng l i sh ", " H i ! ", " H e ll o !". Но учащиеся уже видят, что есть буквы гласные (они выделены красным цветом, т.к. учащиеся привыкли за годы обучения в начальной школе при фонетическом разборе обозначать гласные звуки красным карандашом), есть согласные, которые читаются так, как пишутся (они обозначены чёрным цветом), есть особые сочетания букв, которые нужно запоминать (они написаны зелёным).

Наглядность обеспечивает правильное осмысление материала, служит для понимания материала на слух, средством привлечения (переключения) непроизвольного внимания, помогает сохранить в памяти зрительный образ слова, что особенно важно для детей с более развитой зрительной памятью.

Размер карточек довольно крупный, чтобы всем было видно (5,5 см x 30 см). Размер строчных букв 3 см. Цвет используется в каждом слове. Это обусловлено психологическими особенностями детей, данного возраста.

Конечно, правила чтения вводятся позже. Но ученики привыкают к цветному зрительному образу слова, быстрее запоминают его написание. Сильные ученики запоминают и правописание. Слабым ученикам цветовая опора помогает прочитать слово.

Карточки можно использовать и при фонетической зарядке, и при введении новой лексики, и при повторении изученных слов, и при проведении соревнования на скорость и правильность прочтения материала.

Возможна игра на проверку знания лексических значений слов. Например, ученик получает несколько карточек с заданием, которое он выполняет самостоятельно, а потом объясняет, комментирует своё выполнение, решение или просто показывает свой результат. Это может быть и сильный, подготовленный ребёнок, если это первые уроки по теме, и слабый ребёнок, если лексика не является новой.

Карточки можно разместить на столе, на доске, в любом порядке или дать ребёнку в руки. Задания можно варьировать: выбрать те слова, которые относятся к определённой теме (например, "Животные, которые живут в зоопарке", " Продукты питания", " Спортивные игры" и т.д., найти "лишние" слова (из другой темы), выбрать то, что ты любишь или терпеть не можешь.

Контроль выполнения задания также может быть различным. Учитель может попросить ребёнка прочитать выбранные слова, перевести карточки на русский язык, составить предложения с данными словами (например, "" l like ...."", "" l hate ...."", "" l " d like to visit ....."", "" l will buy ...."", "" l can play ...."" и т.д.).

Эти упражнения нравятся ученикам, т.к. они интересны, познавательны, увлекательны, их могут выполнять и сильные, и слабые ученики, а выбрать задание по силам ученика учителю не составит труда.

в) Использование при обучении чтению расширяющихся синтагм.

Наиболее желательным упражнением многие методисты считают чтение расширяющихся синтагм . Это упражнение преследует следующие цели:

    увеличивает оперативную единицу восприятия текста;

    развивает структурную антиципацию;

    способствует усвоению новых слов, которые затем могут встретиться в тексте (развивает контекстуальную догадку);

    настаивает учащихся на чтение текста, т.к. направляет их мысли в определённом направлении (развивает логическое понимание).

Главное достоинство чтения расширяющихся синтагм, безусловно, в том, что это упражнение способствует расширению поля охвата при чтении: ученик привыкает читать не по слогам, не пословно, а синтагмами, к тому же с каждым разом всё более крупными. И чем больше становится единица восприятия текста, тем лучше синтагматичность чтения, смысловое членение текста, а следовательно, тем выше скорость и лучше понимание.

Синтагма (какое-либо словосочетание, имеющее в речи самостоятельный смысл) в каждой последующей фразе распространяется и расширяется, но не прямолинейно, а трансформируясь. Однако ключевое слово повторяется в каждой фразе, хотя и в новом окружении. В первой фразе даётся значение нового слова, в последующих оно должно быть понято без перевода, и в результате многократного восприятия ученик должен запомнить его.

"Оптимальным вариантом выполнения этого упражнения является чтение под фонограмму вполголоса или шёпотом". Чтение расширяющихся синтагм может осуществляться в разных режимах:

1) учащиеся слушают запись и повторяют по одной синтагме громко хором в паузах вслед за диктором (учителем);

2) учащиеся повторяют по одной фразе громко хором в паузах вслед за диктором (учителем);

3) учащиеся читают про себя весь блок синтагм;

4) учащиеся читают индивидуально (2 - 3 человека) по одной фразе громко вслед за диктором (учителем) и сверяют каждую фразу с образцом чтения;

5) два - три ученика читают весь блок синтагм индивидуально (они сверяют своё чтение фраз с чтением диктора, или учитель сам исправляет их ошибки);

6) учащиеся читают все вместе хором одновременно с диктором;

7) три - четыре ученика читают индивидуально вместе с диктором.

Указанные режимы обладают разной степенью трудности, возрастающей от режима 1) к режиму 7).

Перед учениками при выполнении этого упражнения ставятся следующие задачи:

    пробегать взглядом всю синтагму (фразу), не делая пауз между словами;

    слушая диктора, постараться заметить, где сделана ошибка в собственном произношении;

    следить за изменением содержания каждой последующей фразы, в зависимости от вновь введённого в неё слова (компонента);

    стремиться, не прочитывать синтагмы или фразы пословно, а пытаться охватывать их одним взглядом, пробегать их глазами как можно скорее;

    не отчаиваться, если не успеваешь произносить за диктором, а постараться работать быстрее;

    обязательно произносить синтагмы, а не слушать, как это делают другие (не бояться сделать ошибку).

г) Развитие техники чтения при помощи фонограммы.

Для развития техники чтения часто используют чтение под фонограмму. Техника чтения тесно связана с пониманием читаемого. Чем лучше мы понимаем, тем быстрее мы читаем (т.е. знакомые слова и выражения ученики читают намного легче, чем неизвестные и непонятные). Чем быстрее мы читаем, тем лучше схватываем содержание. Неслучаен известный факт, говорящий о том, что в средних и старших классах школы лучше учатся те дети, которые имеют хорошую технику и скорость чтения на родном языке. Они быстрее работают с получаемой информацией, выделяют главное и второстепенное, составляют план изложения текста. Развивая технику чтения, ученик совершенствует и синтагматичность чтения, т.е. правильное его смысловое членение, а это способствует правильности понимания.

Чтение под фонограмму помогает и развитию аудирования, т.к. приучает учеников к определённому заданному темпу звучания, способствует формированию у них правильных слуховых образов речевых единиц.

Чтение под фонограмму способствует и обучению говорению, прежде всего произнесению звуков (в составе речевых единиц), а также правильному логическому ударению и синтагматичности речи. При чтении под фонограмму возрастает непроизвольное запоминание, поскольку это одно из немногих упражнений, в которых учащийся одновременно видит речевые единицы, слышит их и произносит (т.е. у ученика задействованы разные типы памяти: зрительная, слуховая, речедвигательная).

Чтение под фонограмму осуществляется в тех же режимах, что и чтение расширяющихся синтагм.

д) Формирование навыков чтения при помощи транскрипции.

Для усвоения правил чтения и дальнейшего пользования словарём учащиеся изучают знаки международной транскрипции. При этом ученикам сообщают, что в английском языке существует особая запись - звуковая, некоторые её знаки совпадают с буквами, дающими данный звук при чтении: [ b ], [ p ], [ m ], [ n ], [ s ], [ t ], [ d ], [ v ], [ f ] и т.д. Их можно специально не заучивать. Но есть и специфические значки, запоминание которых потребует усилий. Выработка умения читать знаки транскрипции, которое необходимо для дальнейшего пользования словарём, является одной из задач начального этапа.

Процесс взаимосвязанного формирования навыков чтения и навыков чтения по транскрипции проходит в два этапа - этап формирования и этап совершенствования. Особую важную роль играет этап формирования, который состоит из определённых стадий:

l этап. Формирование произносительных навыков и навыков чтения по транскрипции.

1. Восприятие. Учащиеся имеют зрительную опору при восприятии на слух звуков в высказываниях; в поле зрения учащихся находятся три строчки: графический образ слова, транскрипция этого слова и транслитерация. На подсознательном уровне начинают устанавливаться связи между звуковым и зрительным образами слова (транскрипционным и графическим); учащиеся воспринимают и запоминают зрительный образ отдельного транскрипционного знака соответствующего звука, воспринимаемого на слух.

2. Имитация. Учащиеся повторяют за диктором или учителем (сначала каждый по отдельности, затем хором) отдельные звуки. При этом учащиеся видят транскрипционные знаки звуков, которые они имитируют.

3. Дифференциация. Учащиеся видят транскрипционные знаки английских звуков при выявлении их сходств и различий в произношении в сравнении с соответствующими русскими звуками; при объяснении особенностей артикуляции английских звуков; выполняют упражнения, направленные на дифференциацию схожих между собой транскрипционных знаков и дифференциацию знаков и схожих с ними букв.

Здесь также возможно использовать карточки с написанными транскрипционными значками, причём к английским знакам можно добавлять и русские.

4. Изолированная репродукция. Учащиеся озвучивают транскрипционные знаки; читают знакомые слова и фразы с новыми звуками по транскрипции.

На этой стадии, для сильных учеников, возможно использовать задания на чтение слов по транскрипции без графического образа слов, такие записи могут быть вынесены на доску или выписаны на полоски бумаги крупным шрифтом (flash cards ). Для средних и слабых учеников проще совместить пары записей: графический образ и транскрипцию, записанных в разном порядке.

5. Комбинирование. Учащиеся читают по транскрипции новый речевой материал.

На этой стадии образец чтения могут давать и сильные учащиеся. Им будет интересно попробовать свои силы и знания при чтении незнакомых, неизученных слов. Правильное прочтение незнакомых слов будет свидетельствовать о сознательности сформированных графемно - морфемных соответствий. Задача для слабого ученика повторить чтение без ошибок.

Совершенствование произносительных навыков и навыков чтения по транскрипции.

На этом этапе учащиеся выполняют упражнения на формирование лексических и грамматических навыков с использованием транскрипции в качестве вспомогательного средства. (2, с. 28 - 29)

3. Упражнения для развития умения читать.

Для развития умения читать используются речевые упражнения, которые имеют специфику, диктуемую особенностями чтения как вида речевой деятельности. Последовательность этих упражнений строится с учётом уровней понимания текста. В качестве установок обязательны речемыслительные задачи.

Овладение техникой чтения ведётся неразрывно с работой по овладению умением извлекать информацию из прочитанного. На это нацеливают и задания к упражнениям для чтения. Это очень важно для осознания детьми коммуникативной функции чтения.

а) Использование предтекстовой подготовки.

Цель этого упражнения: пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта учащихся путём привлечения имеющихся знаний; прогнозирование содержания текста с опорой на жизненный опыт детей, на заголовок, иллюстрации текста.

Каждый текст сопровождается предтекстовым заданием, успешное выполнение которого после прочтения текста будет свидетельствовать о понимании учащимися прочитанного.

Читая текст, дети должны быть внимательны, отыскивая правильность или ошибочность своего предположения.

Для сильных учеников интерес будут представлять не только сведения о разных животных, которые живут на фермах, в зоопарках и в домах, но и сведения о парке сафари, который находится в Великобритании. Слабым ученикам, достаточно прочитав, понять, правильно ли он угадал.

Овладение умением чтения вслух и про себя происходит параллельно. Сначала учащиеся просматривают текст, а затем читают вслух. С помощью чтения вслух происходит овладение чтением про себя. Чтение вслух способствует совершенствованию произносительных навыков учащихся; оно используется как средство овладения лексикой и грамматикой английского языка. Однако роль чтения как средства обучения не ограничивается только этим. Чтение текстов является важным средством, способствующим формированию умений в говорении.

б) Использование упражнений на содержательную идентификацию.

Развитие коммуникативных умений в чтении происходит на каждом уроке, и работа над чтением обязательно завершается решением какой - либо коммуникативной задачи. Выполнение разнообразных заданий должно быть показателем успешности овладения данным видом речевой деятельности на английском языке.

Здесь уместно рассмотреть упражнения на содержательную идентификацию . Это упражнения, в которых ученик должен идентифицировать одни высказывания с другими, т.е. установить их сходство или различие в содержательном плане. Цель этого вида упражнений - развитие смысловой догадки, содержательной антиципации, скорости чтения.

При этом возможны следующие варианты этого вида упражнений:

а) найти в прочитанном рассказе предложения, схожие по содержанию с данными;

б) определить, соответствуют ли данные предложения содержанию рассказа;

в) выбрать предложения (из данных), которые соответствуют содержанию рассказа;

г) определить, идентично ли предложенное резюме основным мыслям рассказа;

д) установить разницу в двух текстах, которые напечатаны параллельно и представляют собой рассказ одного и того же содержания.

Для успешного выполнения таких упражнений учащийся должен:

а) прочесть данное предложение как можно быстрее;

б) запомнить его содержание и его зрительный образ;

в) держа это в памяти, быстро просматривать текст всего рассказа (или его части);

г) найти аналогичную (или близкую по содержанию, по форме) фразу."

Постоянное обращение к прочитанному, трёх- или четырёхкратное его просматривание в пределах выполнения одного упражнения и совершенствует умение читать. В качестве примера можно взять текст о Ричарде и его школе:

«I go to school. It"s not far from my house. I"m in the fifth form. School starts at 9.00. I don"t go to school on Saturdays or Sundays. We don"t cross the street near our school alone. The lollipop woman helps children to cross the street. Tuesday is not a good day at school. We have Maths and French. They are not my favourite subjects. I take a packed lunch. My friend doesn"t take his packed lunch. He goes to our school dining room but I don"t go there».

Прочитав (прослушав) текст, ученикам предлагается задание:

"" There is some information about Richard and his school. Is it right or wrong?" ("Здесь некоторая информация о Ричарде и его школе. Она правильная или нет?.") Это задание на сравнение предложений схожих по содержанию.

1. Richard doesn"t live far from school.

2. Children cross the street by themselves.

3. All days at school are good for Richard.

4. Richard doesn"t love Maths and French.

5. A lot of Richard"s friends don"t eat at the school dining room.

6. We go to school on Saturdays and Sundays.

7. Richard doesn"t take his packed lunch.

Чтобы выполнить задание правильно, учащимся приходится возвращаться к тексту, перечитывать его. В данном случае это оправдано, т.к. дети не получают информацию в готовом виде, им нужно быть внимательными, соотнося утвердительные и отрицательные предложения. А это развивает скорость чтения, смысловую догадку, содержательную антиципацию.

Возможны и другие варианты упражнения на содержательную идентификацию .

Например , ""Read about the strange town. Put in there is / there are. "" (""Прочитай о странном городе. Вставь выражения there is / there are "")

"" In a country ______ a very strange town. It is very small. But in that town _________ eight stadiums, ten toy shops. ______ a large supermarket and seven pet shops. ________ six swimming pools and a computer centre. _________ twelve discotheques and twenty cinemas. But in that town ________ (not) schools, ________ (not) a church and ________ (not) theatres and museums.""

в) Упражнения на содержательный поиск.

Для развития логического понимания, можно использовать содержательный поиск .

Варианты его могут быть различны:

а) Найти предложения, подтверждающие.....

б) Найти то, что характеризует......

в) Найти причины того, что.......

г) Найти те проблемы, которые волнуют.....

Основная задача этих упражнений заключается в том, чтобы развивать логическое понимание. Действия, которые совершает ученик при выполнении этих упражнений, называют содержательным поиском, поскольку ученик действительно ищет в прочитанном то, что требуется, и ищет это на основе того, насколько он понял прочитанное. Если он не понял основных мыслей текста, поиск не состоится.

Требуемые от ученика действия аналогичны тем, которые он должен производить в предыдущем виде упражнений.

г) Упражнения на смысловой выбор.

К смысловому выбору относятся такие упражнения:

а) выбери подходящее заглавие из данных;

б) выбери по смыслу ответ из предложенных;

в) выбери из абзацев рассказа по одному предложению, передающему их смысл.

Основная задача этих упражнений - развитие механизма логического понимания, но попутно они решают и другие задачи - развивают смысловую догадку, совершенствуют технику чтения.

Е.И.Пассов советует, чтобы учитель " не удовлетворялся правильным выбором, ибо он может быть случайным. Тогда следует попросить объяснить свой выбор, подтвердить его чем - либо. Для этого ученику можно дать время на обдумывание ответа, поиск его в тексте." (3,с. 117)

Характерной чертой этих упражнений является то, что они не только обучающие, но и контролирующие. Для ученика прямой контроль здесь будет скрыт, и в этом большое достоинство этих упражнений. Но учитель по факту выполнения упражнения, по характеру (процессу) и уровню выполнения может судить об успешности овладения чтением.

Упражнения на содержательный поиск и смысловой выбор в основном используются в более старших классах. В 5 - м классе ученики не обладают таким уровнем, чтобы легко справиться с такими заданиями.

4. Использование речевых зарядок, как упражнение для обучения чтению.

а) Организация уроков 1-го и 2-го циклов.

Каждый урок английского языка начинается с речевой зарядки.

Под речевой зарядкой обычно понимают способ психологически настроить учащихся на общение по определённой тематике. Она выполняет ту же роль, что и прямое сообщение учащимся целей данного занятия. Поэтому, если речевая зарядка применяется, то она является организационным приёмом. Например, аудитивной речевой зарядкой может служить и иноязычная формулировка цели урока.

Но речевая зарядка может перерасти и в этап тренировки. Речевая зарядка может служить упражнением в аудировании (если учитель сообщает какую - либо информацию), упражнением в развитии диалогической речи (если учитель задаёт вопросы, а ученики на них отвечают), повторением домашнего задания (если предметом разговора является текст из домашнего чтения или тема, изученная на предыдущем уроке и заданная на повторение на дом)

В пятом классе некоторые ученики имеют собственную базу знаний, опыт чтения и говорения на иностранном языке, в каждом классе есть сильные ученики, желающие помогать учителю. Почему бы не передать в их руки проведение речевых зарядок?

Желающих много, а умений в этом возрасте недостаточно. Почему бы не протянуть руку помощи детям и не дать им опору: речевую зарядку, записанную на листах бумаги? К тому же, при отработке грамматических явлений, это большая помощь учителю, ведь дети, отвечая на вопросы, заодно отрабатывают и грамотные ответы.

Кроме того, на уроках математики и русского языка, истории и географии, литературы и физики учащиеся работают с учебником и доской. Конечно, отличительной чертой будут географические и исторические карты, опыты, опорные таблицы и иллюстрации. Но основой содержания обучения всё же является учебник и записи на доске. Почему бы не разнообразить оборудование урока красиво оформленными разноцветными табличками?

Так на одном из первых уроков на доске появляются листы бумаги с напечатанными предложениями:

"" What is your name?

Where are you from?

What languages do you speak?""

Учитель знает имена детей, поэтому отвечать на вопрос учителя ученикам неинтересно. Намного интереснее самому спрашивать. Сильный ученик легко справится с вопросами. А у учителя появляется возможность помочь слабому.

Кроме того, подчеркнув подлежащее и сказуемое в вопросе, дается опора слабому ученику. Главные члены предложения изучаются детьми во втором классе. Они умеют определять подлежащее и сказуемое на русском языке. Поэтому им проще разобраться в построении предложения при ответе, видя подчёркнутую структуру.

Всего 3 - 5 минут урока, а сколько проведено работы. Ученики рады помочь учителю, "встав на его место". Они сами ведут урок, выбирая какой вопрос и кому они зададут. Сильные ученики тренируются в чтении длинных структур, построении диалога. Задача для слабого ученика повторить ответ. Тут им не отсидеться, ведь не ответить однокласснику стыдно. Повторяется грамматика, лексика, структура вопроса и ответа.

Усложняются темы уроков, усложняется лексика, удлиняются предложения. Одно остаётся на первых порах неизменным: построение блоков предложений.

Поэтому, на начальном периоде обучения обосновано включение предложений с повторяющимся началом.

Слабые ученики отвечают по-прежнему кратко, сильным хочется выделится полным ответом. И то, и другое допустимо и верно. Задача учителя потренировать детей в чтении и говорении, настроить на иностранный язык. И при кратком, и при полном ответе её следует решать.

Благодатная тема для говорения "" Animals "" . Можно использовать следующие блоки вопросов:

- «Have you got a cat? Have you got a dog? Have you got a cow?»

- «Has your friend got a pig? Has your friend got a duck? Has your friend got a guinea pig? Has your friend got fish?"» « Have you got a pet?» «What is its name? How old is it? What does it say?"»

- «Do cows live in a house? Do lions live in a town?" Do tigers live at the zoo?»

Do llamas live in the zoo? Do parrots live in the zoo? Do iguanas live on the farm? Do vipers live on the farm?""

б) Организация уроков 3, 4, 5, 6, 7 циклов.

С третьего цикла начинается систематизация тех грамматических явлений, которые были изучены до этого, и подготовка учащихся к восприятию основных видовременных форм, которые будут изучаться дальше. Поэтому, при отборе материала предпочтение отдаётся грамматике. Выбираются различные грамматические структуры, дающие возможность для анализирования и сравнения.

Возможно, при организации последующих циклов в этом учебном году будут внесены изменения, дополнения, т.к. нынешние пятиклассники совсем непохожи по уровню развития, способностям, подготовке на учеников прошлогодних. Возможно, появятся новые блоки, некоторые из существующих будут отложены или совсем убраны.

Процесс обучения - это процесс развития, он не может быть застывшим, постоянным, неизменным. Такова наша действительность. Но в работе учителя всегда есть место для творчества. Он обязан идти вперёд, вместе со своими учениками.

В прошлом году я использовала следующие блоки Spotlight 5:

Module 1 «School days», 1 а ) School! 1b) First day! 1c) Favourite subject

Do you go to school?

Do you live far from your school?

When does your school start?

What is your favourite subject?

What is a good day at school for you?""

Have you got a mother?

Have you got a father?

Have you got a sister?

Have you got a brother?

Where do you go every day?

When do you go to school?

When do you go to shop?

Where do you walk with your friends?

When do you do your homework?""

Повторение лингвострановедческих знаний

What colours has the flag of England?

What is the symbol of England?

What colours has the flag of Northern Ireland?

What is the symbol of Northern Ireland?

What is the old name of Northern Ireland?""

Module 2 «That’s time!» 2 а ) I am from… 2b) My things 2c) My collection

Where are you from?

How old are you?

Where do you live?

Do you have parents?

What are their names?

What countries do you know?

What nationalities do you know?

Do you have any collections?

What collection do you have?

Повторение лингвострановедческих знаний

What English-speaking countries do you know?

Which continents do you know?

Let’s speak about New Zealand?

Module 3 «My home, my castle». 3a) At home 3 b) Move in 3c) My bedroom

Where do you live?

With whom do you live?

What type of houses do you know?

What type of houses do you prefer to live?

Do you have a flat?

What rooms do you have in your flat?

Are there any furniture in your flat?

What furniture do you know?

Do you have a bedroom?

What kind of furniture do you have?

Can you describe your room?

Module 4 «Family ties» 4 а ) My family 4b) Who is who? 4c) Famous people.

Have you got a mother?

Have you got a father?

Have you got a sister?

Have you got a brother?""

What is your mother"s name?

How old is she?

Where was she born?

When is her birthday?

Where do she live?""

What is your father"s name?

How old is he?

Where was he born?

When is his birthday?

Where do he live?""

"" When were you born?

When was your mother born?

When was your father born?

When was your sister born?

When was your brother born?

How can you describe yourself?

How can you describe your parents?

How can you describe your brother/sister/friend?

What famous people do you know

What can you say about Shakira?

How can you describe Shakira?

Module 5 «World animals» 5a) Amazing creature 5b) At the zoo 5c) My pet

Do you like animals?

What animals do you know?

How can you describe wild animals?

What animals live in India?

Do you like the zoo?

What animals are over there?

How can you describe them?

What pets have you got?

What is the name of your pet?

Can you describe your pet (type of pet, name, age)?

Module 6 «Round the clock» 6 а ) Wake up 6b) At work 6c) Weekends

What is your daily routine?

What do you do in the morning/afternoon/evening?

What time do you usually get up/go to bed?

What do you know about Lara Croft?

What kind of jobs do you know?

What do you usually/often/sometimes/never do at the weekends?

What do your parents do at the weekend?

Do you know Big Ben?

Which city is it in?

How old is Big Ben?

Can you describe Big Ben?

Module 7 «In all weathers» 7a) Year after year 7b) Dress right 7c) It’s fun

What date is it today?

What day is it today?

What season is it now?

Is it cold or warm?

Which winter month is February?

Is September the first autumn month?

Is January the first winter month?

Is April the second spring month?

Is July the second spring month ?

Is August the third summer month?

Is October the second autumn month?

Is December the second winter month?

Is March the first spring month?

Is June the first spring month?

Is May the third summer month?

What clothes do you know?

Which clothes are for warm/cold?

What are you wearing now?

Повторение лингвострановедческих знаний

Where is Alaska ?

What do you know about weather?

What images come to mind?

Module 8 «Special days» 8a) Celebration 8b) Master chef 8c) It’s my birthday

What do you know about festivals?

How do people celebrate different festivals?

What do you usually eat for breakfast/lunch/dinner?

What names of the foods/drinks sound similar in English and Russian language?

When do you have your birthday?

How do the British and Chinese celebrate birthday?

How do you celebrate your birthday?

Module 9 «Modern living» 9 а ) Going shopping 9b) I was great! 9c) Don’t miss it!

How often do you go shopping and where?

What do you usually buy?

What did you buy last week?

Where do you most like to go in your free time?

What do you do there?

What did you do last Sunday?

What is your favourite film?

What is it about?

Where and when did you watch it?

Module 10 «Holidays» 10 а ) Travel and Leisure 10b) Summer fun 10c) Just a note

What is your favourite type of holiday?

Where do you usually go?

Where did you go last summer

Where do you want to spend your holiday this year?

Do you like to ride a car?

Do you like to ride a train?

Do you like to ride a bus?

Do you like to ride a bike?

Do you like to ride a trolley?

Do you go to the river in summer?

Do you go on a picnic on sunny days?

Do you go fishing on rainy days?

Do you listen to music at weekends?

Do you enjoy attraction every day?

Did you have toothache/stomachache/ a headache/a temperature/ a sunburn?

How can you resolve this problem?

Повторение лингвострановедческих знаний

What do you know about Scotland

Where is Scotland

What sightseen sights of Scotland do you know ? "

Подводя заключительную черту, можно сказать, что моим ученикам нравится такая форма работы. Они принимают активное участие на этом этапе урока, ждут новых предложений и блоков. Конечно, это очень трудоёмкая работа, она занимает много времени при подготовке урока. Но зато экономит время при организации урока и оформлении доски.

Список использованной литературы:

1. Гальскова Н.Д. " Современная методика обучения иностранным языкам." (пособие для учителя), М., "Аркти",2004.

2. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. "Английский в фокусе -5" (книга для учителя к учебнику для 5 кл. общеобразоват. учреждений), М., "Просвещение", 2012.

3. Пассов Е.И. " Урок иностранного языка в средней школе", М., "Просвещение", 1988.

4. "Английский в фокусе", учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В - 7 изд. - М., "Просвещение", 2012.

5. Пассов Е.И. "Программа - концепция коммуникативного иноязычного образования (5 - 11 кл.), М., "Просвещение", 2000.

6.Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. " Практическая методика обучения иностранному языку "(учебное пособие), М., Издательский центр "Академия", 2001.

В современном обществе утвердилось мнение, что раннее обучение иностранному языку способствует более легкому, свободному применению его на практике, а также несет в себе интеллектуальный, познавательный потенциал.

Чтение – это вид речевой деятельности, занимающий одно из главных мест по важности, доступности и использованию.
Каждый век придумывает свои методы приучения детей к чтению. В каждом есть своя прелесть. Однако давайте разберемся хотя бы в нескольких.

Чтение коротких книг с картинками (Picture books) в кругу

Занимает не более 5 минут и не каждый урок, чтобы этот приём не наскучил и запас пособий не исчерпал себя.

Берём настоящие детские книги (в интернете сейчас десятки групп, где их можно купить новые или б/у по вполне сносным ценам. Одна из самых старых - UkiBOOKi).

Phonics или Фониксы

Это метод обучения чтению, основанный на фонемах - звуках и их blends – блендах (слиянию нескольких звуков). Чем они лучше алфавита и транскрипции?

Вот пример: вы можете знать историю создания палочек для еды и чёткую их классификацию, а можете уметь ими есть. Второй вариант предпочтительнее.

Для своих пятилетних читателей я остановилась на серии Jolly Phonics. Даже не столько на всём УМК (в нём столько компонентов, что я даже не рискнула взять что-либо помимо Workbook), сколько на порядке подачи звуков - не алфавит, а частотность. То есть через месяц мои ученики могли находить и сами читать знакомые слова из 2-4 букв.

Бесплатные варианты тоже существуют, самый простой - SuperSimple Phonics . Все материалы предоставляются на сайте, видео - на официальном канале на youtube.com. Там же находится восхитительный мультфильм Alphablocks . Как и Jolly Phonics , он создан для маленьких англичан. Ненавязчиво и очень наглядно буквы-кубики берутся за руки, сливаются и даже удваиваются, чтобы показать, как они звучат.

Отлично, допустим, фонемы сдались под нашим напором. Что дальше?

Можно начать с того, что пока ученики собирают вещи в рюкзачки, учитель пишет на доске простые слова. Все удивляются, но читают.

Зачем? Теперь ученики искренне верят, что читать - это легко. Снимать в начальной школе страхи барьеры - трудно, проще их сразу не строить.

Методический Совет:

На сайтах вроде Teachers pay teachers учителя выкладывают хорошие разработки, некоторые - бесплатно.

Оттуда и берутся в моей коллекции буквы-тыквы, карандаши, снеговики и прочее. С ними мы работаем в кругу, на данном этапе исключаю соревновательный момент между учениками, иногда допускаю вариант группа против учителя.

Не секрет, что все учатся с разной скоростью, а мне, как учителю, важна высокая мотивация каждого ребёнка. Раскладываем по созвучию, называем или складываем слова, слушаем слова и указываем, какой из нескольких звуков в нём присутствует (g/t/p – cat? T!), настольные игры-бродилки (попал на квадрат - прочитал слово), домино и Доббли. На данном этапе нам важно, чтобы сформировалась чёткая связь между слышимым и графическим образом звука.

Фонетические игры

Игра из пособия Петра Степичева «Фонетическая битва» , но, в принципе, можно и самим напечатать красивые карточки с нужными словами (эстетика пособий важна в любом возрасте, с дошкольниками - особенно. Интонация преподавателя + красивые читаемые буквы + приятные на ощупь пособия = воздействие на все три канала восприятия.)

Суть игры:
Заранее отбираю те карточки, которые мои ребята смогут точно прочесть и те, которые дадутся не всем.

Кладём их на пол и садимся в круг.

Переворачиваем карточку, пробуем прочесть. Пока работает коллективный разум, цель - перевернуть и прочесть все слова.

Постепенно усложняем правила, теперь читаем по одному, не справился - вернул карточку на пол рубашкой вверх.

С «более продвинутыми читателями» ошибка - и помимо текущего слова преподаватель переворачивает ещё одно на свой выбор. Со школьниками можно перейти на индивидуальный зачёт - прочитанные слова они оставляют себе и в конце игры считают, кто же победил.

Данная методика подходит лишь для тех слов, которые читаются «по правилам». Все прочие сами англичане именуют sight words (зрительные слова). И их мы читаем, как «иероглифы».
В учебнике слово mother появляется раньше, чем я ввожу диграф th. Поэтому мы просто принимаем звучание этого слова как должное. И с этими сложными явлениями можно очень просто играть.

Виселица

Для уже знающих алфавит (вводится на следующий после фониксов год) классика - виселица, которую заменяем на поросёнка. Проигравшая сторона обязана хрюкать столько раз, сколько в слове букв. Ученики в восторге и просят загадывать длинные слова. Для них это отличная мотивация как следует повторить их перед уроком, ведь хрюкающий преподаватель - это весело.

Подвижные игры на чтении?

Конечно бывают!

  • В нашем “Зоопарке” постоянно пропадают таблички.
  • В магазине игрушек перепутаны ценники.
  • И кто-то же должен подписывать семейные фотоальбомы!

Методика проведения:

Развешиваем картинки или карточки в файлах по кабинету, а ученики за определённое время раскладывают слова в соответствующие кармашки.

Это - соревнование с учителем, ведь за каждые 5-10 слов они получают балл, за каждую ошибку - балл уходит педагогу.

Игра обезличена, никто не знает, кто ошибся, потому нет виноватого.

Хотим индивидуальности?

Печатаем списки на цветной бумаге.

Ещё сложнее?

Играем в шпионов. Картинки вешаются лицевой стороной к стене, то есть чтобы увидеть изображение, файл нужно немного приподнять, рядом - непрозрачный конверт для слов.

Разминка
В качестве разминки составляем заглавные буквы из учеников (T – это ноги вместе и руки в стороны, M, H, A – два человека по-разному держатся за руки). При достаточном количестве учеников можем писать целые слова.

Игры с карточками в кругу.

Для малышей - положи игрушку или картинку на верное слово (на помощь приходит мешок, из которого извлекать предметы куда интереснее). Или выкладываем на пол 2-4 слова, запоминаем порядок, перемешиваем, восстанавливаем. Можно спрятать одно из слов или подкинуть новое.

Азарт педагога и подача: «А вот угадаете? А так? А если усложнить?» делает знакомую игру интересной.

Ещё один важный фактор - время. Как только ученики постигли суть, ставим таймер. Игра не должна надоесть. Все ученики должны четко знать фразу «One more time, please!» (Ещё раз, пожалуйста!)

Таким образом, при раннем обучении чтению наиболее важными являются следующие факторы:
1) Снятие страхов и барьеров. Читать - это легко.

Когда вы изучаете иностранный язык, вы изучаете не только набор лексики и грамматики, вы в любом случае сталкиваетесь с культурой и особенностями менталитета народа, который говорит на этом языке. Наилучшее средство познания языка и культуры - это чтение в оригинале . А чтобы читать на иностранном языке, вы должны вначале научиться читать на этом языке .

You don"t have to burn books to destroy a culture. Just get people to stop reading them.

Чтобы разрушить культуру не обязательно сжигать книги. Можно просто заставить людей перестать их читать.

Но, если в школе или университете вы изучали немецкий или французский языки, или ваша школьная база оказалась меньшей, чем вы бы хотели, а сейчас решили учить английский, то давайте начнем с самого первичного и основного и узнаем несколько методик с чего начать, чтобы освоить правила чтения.

Алфавит английского языка

Думаю, вы знаете, что английский отличается от русского и немецкого, в которых мы, в основном, как пишем так и читаем. В английском языке система немного сложнее. Самое первое, что нам нужно сделать –это выучить алфавит.

В английском алфавите есть 26 букв, среди которых 21 согласная и 5 гласных. Знание букв и умение их правильно произносить- залог успешного и грамотного чтения на английском языке.

Английский алфавит с транскрипцией названия букв.

Очень легкий способ запомнить буквы визуально и на слух- это с помощью песни. Смотрите видео и пойте песенку, пока не запомните буквы алфавита.

Этот же способ вы можете применить, чтобы научить алфавиту ваших детей, и петь песенку вместе с вашими малышами.

Правила чтения в английском языке

После изучения алфавита приступим к изучению сочетания букв прочтению коротких слов. В английском языке существует некоторое количество правил, которые нужно выучить, практиковать и запомнить, если вы хотите грамотно читать английские слова.

Правила чтения английских согласных

Многие согласные читаются схоже с русскими согласными, например буквы m, n, l, b, f, z . Вы это можете увидеть в таких словах как mom, lemon,finger, boy, zebra .

Такие буквы как t и d звучат похоже, но произносятся с придыханием . Например словах table, teacher, dad, dirty .

Буква c имеет два варианта прочтения. Перед буквами i,e,y она читается как [s] - city, face, cyber . А перед остальными гласными читается как [k] - cat, cake, factory .

Правило с гласными i,e,y действует и с буквой g . Перед ними она читается как - gym, George, giant . Перед другими согласными буква читается как [g] .

Буква q всегда встречается в сочетании букв qu и читается как - quick, queen, square .

Буква j всегда читается как - jacket, jam, joy .

Таблица соотношения согласных букв и звуков в английском языке.

Как читаются гласные в английском языке

В английском языке слово может заканчиваться на открытый или закрытый слог, что влияет на произношение. Например слова cat, pot, sit заканчиваются на закрытый слог и в них гласные a, o, i дают звуки .

Такие слова как name, home, five заканчиваются на открытый слог, так как в окончании слова стоит буква e , которая не читается. Но, благодаря ей, гласные в середине слова читаются точно так же как они произносятся в алфавите, то есть слово name читается .

Типы чтения английских гласных букв в ударных слогах.

Чтение буквосочетаний гласных в английском языке

Есть определенные сочетания букв которые имеют устоявшиеся правила чтения, хотя английский язык- язык исключений, и при чтении более сложных слов следует обратиться к словарю. Ниже в таблице приводятся сочетания английских гласных с примерами , как они читаются и какой дают звук.

Таблица сочетаний гласных букв в английском языке.

И конечно же, во всех правилах есть исключения. Однако, не стоит переживать и думать, что вы никогда не сможете его выучить. Все можно понять, надо просто немного постараться и потренироваться.

Дифтонги английского языка с транскрипцией

Когда вы изучите основные правила чтения, вы увидите, что в английском есть довольно сложные для воспроизведения звуки-дифтонги, особенно если язык начинаешь изучать не с детства, а во взрослом возрасте.

Таблица английских дифтонгов с транскрипцией.

Транскрипция звуков в английском языке

Практика показывает, что когда дети изучают язык- они должны обязательно изучать транскрипцию, взрослые же, не хотят изучать ее и для них это бывает сложным.

Если вы все же захотите выучить написание и чтение транскрипции, то замечательно! А если нет, то вы можете пользоваться онлайн-словарями, где слово для вас произнесут. Одним из лучших словарей на сегодня являются Мультитран и онлайн словарь Лингво .

Важно!

Помните, что пользоваться надо именно словарями, а не переводчиками!

Вот пример чтения коротких слов с транскрипцией:

Таблица гласных звуков английского языка и транскрипция.

То, что мы живем в век интернета, имеет некоторые преимущества. Сидя дома, можно освоить разные знания онлайн. К вашему вниманию видео- урок , в котором объясняются базовые принципы чтения. Тем не менее, даже получив знания через онлайн урок, их нужно закрепить, чтобы сформировался навык.

Учите английские скороговорки

Здесь вам могут помочь скороговорки, которые часто направлены на отработку одного звука. Вот несколько примеров, которые вы можете использовать.

Скороговорка на английском Перевод на русский
Whether the weather be fine,
or whether the weather be not.
Whether the weather be cold,
or whether the weather be hot.
We"ll weather the weather
whether we like it or not.
Будет хорошей погода
или не будет погода хорошей.
Будет погода холодной
или погода будет жаркой.
Мы выдержим любую погоду
нравится это нам или нет.
Three swiss witch-bitches,
which wished to be switched swiss witch-bitches,
watch three swiss Swatch watch switches.
Which swiss witch-bitch",
which wishes to be a switched swiss witch-bitch,
wishes to watch which swiss Swatch switch?
Три швейцарских ведьмы-стервы,
желающих изменить свой пол,
разглядывают три кнопочки на часах "Свотч".
Какая из швейцарских ведьм-стервы,
желающих изменить свой пол,
разглядывает какую кнопочку на часах "Свотч"?

Не переживайте, что это скороговорки! На этом этапе, когда вы только учитесь читать и отрабатываете звуки, важно их произносить правильно, хоть и медленно. Ускориться вы всегда сможете.

Учитесь слышать английскую речь

После изучения основных, базовых правил чтения, вы можете использовать метод повторения за диктором. Ваша слуховая память также будет работать и вы будете слышать как правильно произносятся слова и какая интонация в предложениях.

Для этого вы можете использовать небольшие диалоги и аудиокниги для начинающих. На этом уровне идеально будет, если текст у вас перед глазами, вы слушаете, читаете и повторяете одновременно!

Вы можете использовать такой великолепный ресурс как Oxford bookworm Library , где представлены аудиокниги для всех уровней. Вы можете бесплатно скачать библиотеку

Для тех, кто продолжает изучать английский, рекомендуем изучать язык по фильмам, о чем вы можете прочитать в статье

Работайте над произношением

Умение читать- это только первый шаг на пути изучения языка. На равнее с изучением грамматики и лексики, учиться правильно произносить и слышать очень важно, если вы хотите понимать, что вам говорят и сказать так, чтобы вас поняли. Особенно, если вы будете говорить с носителем языка.

Как мы уже говорили немного выше, один из лучших способов- это внимательно слушать носителей языка и стараться скопировать их произношение и интонацию .

Особенное внимание нужно обратить на звуки, которых нет в вашем родном языке. Часто, у людей, изучающих английский, возникает проблема со звуком ‘r’, так как в русском, он твердый, а в английском более гортанный и рычащий.

Также возникают трудности с произношением двух звуков, которые дает сочетание букв ‘th’ . Учащиеся упорно произносят его как ‘c’ и ‘з’. Хотя стоит обратить внимание, что в таких словах как this, that, there этот звук говорится как между ‘з’ и ‘д’. А в таких словах как three, think, thief он произносится как звук между ‘ф" и ‘с’.

Вам это может показаться странным, так как в русском языке таких звуков нет, но если вы прислушаетесь к носителям, то поймете, что так они и говорят.

Не переживайте, когда у вас не выйдет сказать эти слова правильно с первого раза, для этого нужно немного попрактиковаться. Но, старайтесь учиться правильно с самого начала, потому что потому будет сложнее, когда вы вынуждены будете переучиваться.

Учитесь произносить фразы по-английски правильно

В английском языке слова в предложениях не произносятся отдельно, они часто сливаются, как будто в одно целое, особенно если это сочетание гласной и согласной букв. Посмотрите и потренируйтесь на этих примерах с транскрипцией.

Тоже касается таких фраз, где одно слово заканчивается на букву ‘r’, а следующее слово начинается на гласную. В таких случаях звук ‘r’ произносится. Вот несколько примеров.

Учитель английского языка: Тихонова Юлия Александровна

МАОУ СОШ №2, г. Троицк, г. Москва

Эффективное обучение чтению на английском языке.

Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В начальных классах закладываются основы этого важного вида речевой деятельности.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению. Он позволяет ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке. Процесс обучения чтению позволяет формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

В младшем школьном возрасте у учащихся еще не возникает психологического барьера при изучении иностранного языка. И учащиеся значительно быстрее овладевают необходимыми умениями и навыками.

Они учатся правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения иностранного языка, соблюдать интонацию основных типов предложения. Дети получают представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознают изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании, и используют их в устном общении, овладевают техникой чтения вслух, читают про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения.

Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения чтению на иностранном языке учащихся младшего школьного возраста большую роль играет игра. Чем больше игровых приемов, наглядности использует учитель, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал.

Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Однако практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у школьников очень низок. Данный вид речевой деятельности не является для школьников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия, а рассматривается ими как чисто учебная задача.

Чтобы чтение на иностранном языке способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей (а для этого следует разнообразить учебные материалы: тексты и задания к ним); включать школьников в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения; давать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу; учить преодолевать трудности в учебной деятельности. Ни для кого из вас не секрет, что овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для младших школьников, зачастую они вызваны графическими и орфографическими особенностями английского языка. Особенно чтение гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, которые читаются по-разному в зависимости от положения в слове. Некоторые учащиеся плохо запоминают правила чтения букв и буквосочетаний, читают неверно слова, заменяя другим правилом чтения. Не редко возникают сложности, связанные с психологическими особенностями детей данного возраста, недостаточно хорошим развитием памяти, внимания, мышления.

При восприятии материала младшие школьники склонны обращать внимание на яркую подачу материала, наглядность, эмоциональную окраску. Так, для того, чтобы обучение правилам чтения не было для учащихся младшей школы скучным и утомительным, можно использовать цветные картинки. Например, чтобы познакомить с чтением гласных букв под ударением, можно воспользоваться изображением бабочки с разноцветными крыльями, каждый цвет которых обозначает определённое правило . Такие же цвета учащиеся используют, когда подчёркивают орфограмму в словах.

Однако время от времени мы сталкиваемся с такой проблемой, когда в учебниках бывает недостаточно заданий для закрепления правил чтения.

В связи с введением нового стандарта обучения ФГОС ОО и началом изучения иностранного языка в общеобразовательных школах со второго класса, выявляются проблемы при использовании привычных учебно-методических комплексов. Методика преподавания иностранного языка во втором и пятом классах существенно отличается, поэтому авторы учебников стараются переориентировать содержание на восприятие ребенком восьми лет. Однако до сих пор основную трудность, особенно молодым педагогам, представляет обучение чтению во втором классе.

Общепринятой стратегии обучения чтению нет, поэтому молодые педагоги ищут поддержку у опытных педагогов или следуют методике обучения чтению авторов учебников, по которым проходит обучение.

С помощью анализа учебно-методических комплексов, одобренных министреством образования РФ были выделены основные стратегии обучения чтению:

  1. обучение по транскрипции отдельных слов (М.В. Вербицкая, О.В. Оралова);
  2. обучение по транскрипции предложений (В.П. Кузовлев);
  3. обучение по запоминанию графической формы новых слов и их устному воспроизведению (Н.И. Букова,Д.Дули, С.И. Азарова).

Каждая стратегия имеет свои минусы и плюсы. При обучении транскрипции учащиеся испытывают трудности в различии букв и знаков, обозначающих звуки, для второклассника данные знаковые системы сливаются. При запоминании графической формы слова и его устном воспроизведении учащиеся хорошо читают знакомые им слова, но новые, неизученные слова часто прочитать не могут.

Таким образом, интерес представляет обучение чтению в стране изучаемого языка. В Великобритании и США одной из эффективных методик обучения чтению является методика Jolly Phonics . Эта методика ориентирована на ребенка-носителя языка в возрасте пяти-шести лет, представляет собой курс, рассчитанный на изучение одной буквы или сочетания за занятие. Ребенок пяти и восьми лет (возраст обучающихся второклассников) отличается сформированностью навыков, интересами, поэтому использовать данную методику в полной мере не представляется возможным.

Описание методики и гид по работе с методикой находится в доступе в сети Интернет. Обучение чтению начинается сразу с обучением алфавита. Однако буквы изучаются не в алфавитном порядке. Порядок изучения букв – по частоте употребления в английском языке. Изучение начинается с буквы Ss. При обучении мы видим систему:

  1. изучение буквы (название, графическая форма);
  2. изучение звука, который дает буква;
  3. чтение незнакомых слов, содержащих новую букву/сочетание и пройденные ранее буквы;
  4. запись незнакомых слов, содержащих новую букву/сочетание и пройденные ранее буквы.

Таким образом, изучив три первые буквы – Ss, Aa, Tt- мы можем составить слова sat, at , прочитать их и написать. При изучении новой буквы – появляется все больше комбинаций для тренировки чтения, учащиеся повторяют пройденные буквы и легко запоминают новые. Кроме того, каждая буква сопровождается движением, которое помогает запоминанию звука.

При адаптации данной методики к современному уроку английского языка во втором классе были выведены вкратце следующие положения:

  • Каждый урок изучается по 3 буквы алфавита (не по порядку) и материал учебника, нетребующий навыков чтения;
  • На уроке после прохождения новых букв ученикам предлагается на слух записывать на доску и в тетрадь слова, состоящие из знакомых и пройденных на уроке букв;
  • Каждому ребенку выдается лист чтения (слова, составленные из пройденных букв), который используется на уроке и для практики дома;
  • Лист чтения сопровождается аудиоматериалом, который используется родителями для контроля;
  • После прохождения алфавита изучаются сочетания букв и другие правила чтения, подкрепленные практикой письма и чтения.

Также для повышения мотивации можно использовать карточки для чтения, предложенные методикой. В виду своих особенностей развития второклассники предпочитают не просто читать с листа, а перебирать карточки руками, выбирать любимый цвет, здесь также просматривается TPR методика.

Проблему представляют только слова, которые читаются не по правилам. С этими словами ученикам помогает учитель и приводит в пример ассоциации, помогающие запомнить звуковую и письменную форму слова.

Библиографический список:

1. Английский язык. 2 класс: учебник / [Н.И.Быкова, Дж.Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс]. М. : Просвещение, 2013. 152 с.

2. Английский язык. 2 класс: учебник / [М.В. Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс и др]. М. : Вентана-Граф, 2012. 80с.

3. Английский язык. 2 класс: учебник / [ В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др]. М. : Просвещение, 2013. 128 с.

4.Английский язык: Милли / Millie: учебник / . Обнинск: Титул, 2007. 128 с.

5. Jolly Learning (Educational Publisher)