История создания рассказа шукшина обида. Анализ произведения В.Шукшина «Обида»


Тема : « Людей не интересных в мире нет…» (по рассказу В.М.Шукшина « Обида».)

Цель:

    Познакомить учащихся с биографией писателя.

    Прочтение и осмысление рассказа В.М.Шукшина «Обида».

    Развитие творческих и аналитических способностей, коммуникативных умений.

Воспитательная цель: Обратить внимание учащихся на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности. Воспитывать в детях свойства человеческой души: доброту, справедливость, любовь к людям, чувство собственного достоинства.

Ведущий прием: Аналитическая беседа

Оборудование: Портрет В.М. Шукшина (слайд №2 ). . Выставка произведений писателя

Эпиграф к уроку (слайд № 3 )

Ход урока

I. Организационный момент

II . Вызов эмоционального настроения учащихся на восприятие рассказа.

    Обращение к эпиграфу.

­­1. Как вы понимаете значение слова «обида?»

А вот что говорит нам словарь Ожегова:

Обида – 1. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувством.

2. О досадном обидном случае (разговорное)

2. Ребята, что чувствуете и предпринимаете, если вас кто-то обидел?

От чего зависит эта реакция?

(Чувств, возмущение, гнев, огорчаются, расстраиваются, замыкаются в себе, кто-то старается доказать свою правоту, кто-то перестает разговаривать с человеком, который его обидел, кто-то хамит).

3. Как, по-вашему, следует вести, если тебя кто-то несправедливо обидел?

МНЕНИЯ

Восстановить справедливость, Ответить тем же, прекратить с этим

разобраться, почему с тобой так человеком отношения.

поступили.

4. Можете ли вы по названию определить, каким будет содержание рассказа?

I I I. Вступительное слово учителя о писателе

Русские писатели в своих лучших произведениях призывают нас быть добрее, милосерднее, сердечнее относиться друг к другу. Одним из таких писателей был В.М. Шукшин. Он вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель-романист, драматург, удивительный, неповторимый артист, умеющий сказать пронзительную, такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец замирали в едином порыве. В.М.Шукшину было дано такое счастье. Стремился познать душу народа, слиться с ней в неразрывном единстве. Невозможно понять В.М.Шукшина без его кровной связи с родным селом, родным домом, с матерью, которую любил невероятной сыновней любовью. Он все время рвался душой на родину в Сростки.

1.Чтение стихотворения ученицей

В своем признании В.М.Шукшин говорил: « Как где скажут Алтай, так вздрогнешь. Когда буду помирать, если буду в сознании, в последней момент успею подумать о матери, о детях, родине, которая живет во мне. Дороже у меня ничего нет». Он похож на свою родину, она воплотилась в нем, вылитая родная сторона. Герои Шукшина – люди, живущие просто, естественно, не делая другим зла. Но их стремление сделать “людям как лучше” постоянно натыкается на стену непонимания, отчужденность, даже враждебность Автор показывает, что истинная доброта и нравственность не могут исчезнуть. Творчество В.М. Шукшина зовет к обсуждению, спору. Хочется пробудить в вас интерес к его фильмам, к его книгам.

Писатель Валентин Распутин выделяет в творчестве Шукшина основополагающую грань: “Будь человеком”. Талант Шукшина – это прежде всего голос взыскующей совести. Нравственное здоровье современного общества – предмет особенно мучительных раздумий писателя: (слайд № 4 )

Главное для Шукшина – не где живет человек, а как он живет и какой это человек (слайд №5).

2. Изменилось ли ваше представление о названии и содержании рассказа после услышанного? (Очевидно герой рассказа необычно поведет себя, будет выяснять, что обидчики не правы, или простит обиду, или побьет обидчика).

Переходим к анализу рассказа “Обида”. Рассказ, казалось бы, ни о чем. Приняли за пьяницу человека в магазине, обошлись непочтительно, а один выпивший потом даже побил, чтоб не “возникал”. Мы с вами разделили рассказ « Обида» на 6 частей.

IV . Чтение и осмысление рассказа.

    Чтение I части

    Найдите и зачитайте «ключевые» слова в этой части.

    Какой литературный герой вспоминается, когда читаешь эти слова?

    Какая проблема поставлена во вступительной части рассказа?

    К чему готовит нас такое вступление?

Вывод: Итак, героя обидели. Пока мы не знаем, кто? Где? Почему?, но герой назван Сашка Ермолаев.

Кто мог обидеть Сашку?

(Кто угодно: одноклассники, родители, на улице, врач, жена и др.).

    Чтение II части

Ребята, подтвердились ли ваши предположения о дальнейших событиях рассказа?

    Почему действие рассказа происходит именно в магазине?

    Как, скорее всего, поступит наш герой? Почему вы так думаете?

Вывод: В этом эпизоде завязка. Развитие действия будет связано с нравственным выбором героя. (Визит к директору проблемы не решит).

    Чтение III части

Подтвердились ли ваши предположения?

1. Что не подтвердилось? Почему?

2. Каково психологическое состояние героя в этом эпизоде?

3. Почему заведующая отделом и продавщица не понимают Сашку? (В круг их жизненных ценностей не входят такие понятия, как честь, достоинство, уважение к человеку. Таким людям он ничего не докажет).

4. Как следовало бы поступить герою?

- Как он поступит?

- Почему вы так думаете?

Вывод: Сашка продолжает верить в то, что будут свидетели.

    Чтение IV части

Скажите, пожалуйста, какие ваши предположения подтвердились?

Человека в плаще?

2. Что чувствует Сашка, оказавшись перед враждебной ему очередью

3. Почему в рассказе несколько раз повторяются слова Сашкиной маленькой дочки?

Вывод: Единственное существо, чувствующее состояние Сашки. Она по-своему, по-детски, готова защитить, посочувствовать, поддержать словами, нравственную оценку происходящему дает ребенок, но что можно объяснить людям, которые тебя не слышат.

4. Какие возможны дальнейшие варианты в поведении героя? (Уйти, поколотить человека в плаще, поговорить с ним).

    Самостоятельное чтение V части

- работа в парах

Сформулируйте вопросы к этому эпизоду, чтобы лучше понять характер героя?

    Почему Сашка решил поговорить с «человеком в плаще?»

    Какие чувства испытывает к этому человеку?

    Почему ничего не сказал жене?

    Почему Сашка решил сходить к этому человеку?

Вывод: В Сашке живет великая потребность в справедливости и великая вера в нее. Способность болеть душой за других людей, за все человечество.

    Чтение VI части

Скажите, какое впечатление производит этот эпизод?

    Как изображен Чукалов?

    Почему Чукалов не заметил «спокойного, интеллигентного» настроя Сашки?

Вывод: Герой только что переживал за все человечество, а теперь готов поднять руку на человека. Сильна обида, страшная злоба бессилия. Что же делать, если тебя не понимают по-хорошему?

- самостоятельная работа

Попробуйте написать возможное окончание рассказа. Постарайтесь при этом учесть логику героев, авторскую позицию. (обсуждение).

    Чтение учителем финала

    Какое впечатление от финала?

    Смирился ли Сашка с хамством, несправедливостью?

    Найдите в тексте вопрос, который больше всего волнует Сашку?

Важен ли этот вопрос сегодня?

Ребята, вернемся к эпиграфу, как он соотносится с нашим рассказом? (слайд №7 )

V . Обобщение учителя

В рассказе “Обида” речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любом учреждении. Это, к сожалению, стало обыденной реальностью. Наш герой беспокойный, с обостренным чувством справедливости, он прост, открыт, он незаметный «маленький» человек, но задумывается над большими проблемами, но ему не по силам решить все проблемы: «мне интересен исследовательский характер человека – не догматика, человека, не посаженного на науку поведения, такой человек импульсивен, поддается порывам, а, следовательно, крайне естественен, но у него всегда разумная душа»,- писал В.М.Шукшин. Мы живем среди обозленных, агрессивно настроенных, грубых людей. И грубость, к несчастью, становится нормой поведения и общения. Поневоле задаешь тот же вопрос, что и Василий Макарович Шукшин: “Люди, что с нами происходит?” Да, что с нами происходит? К чему мы идем? В этом бешеном ритме жизни, наверное, обязательно нужно найти минуту и вспомнить простую истину: надо быть человеком... Вера в гуманные начала жизни, вера в силы человека, возможность одержать победу над злом побудила Шукшина написать рассказ. Шукшин абсолютно убеждает нас в том, что “людей неинтересных в мире нет” (слайд № 9 ).

VШ. Домашнее задание (слайд № 10 ).

Ответ оставил Гость

Одной из главных особенностей чудиков ВасилияШукшина является то, что они жаждут справедливости, жаждут добитьсяправды, во что бы то ни стало. Пусть они будут оступаться на пути кпоставленной цели, но они будут идти к ней преданно и до конца. Такимупорным, настойчивым, смелым и справедливым представляет читателю своегогероя Шукшин в рассказе «Обида». В этом произведении речь идет об обыкновенномжитейском случае, свидетелем или участником которого может оказатьсякаждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любомучреждении. Речь идет о... хамстве, обыкновенном хамстве. Сашка Ермолаевприходит в магазин, где обознавшаяся продавщица обвиняет его в том, чтовчера он «скандалил» на весь магазин. Чудика это возмущает, он пытаетсядоказать, что продавщица ошиблась, но не находит оправдания, асталкивается с подхалимами и обиженный уходит домой. У входа в магазингерой пытается объясниться с одним из тех людей, которые безосновательнообвиняли его, даже приходит к нему домой, чтобы добиться правды. Нополучает только удары от сынка этого подхалима. Главный персонаж рассказа - Сашка Ермолаев. Автортак и называет своего героя-чудика - Сашка («Сашку Ермолаева обидели…»,«В субботу утром Сашка…», «Сашка, милый…»), а не Александр Ермолаев.Этим Василий Шукшин определяет чудика, как простого человека, благодаряиспользованию такого имени возникает некое родство, близость читателя иперсонажа. В этом рассказе нет описания, ни внешности чудика, ни егожизни. Шукшин повествует читателю только об одном случае, произошедшем сглавным героем, потому что главное для Василия Макаровича - выявитьпричину, по которой его герой оказался непонятым в обществе, показатьего особенность. Сашка Ермолаев - удивительный человек. Егооскорбили, обвинили «всем магазином» в том, чего он не совершал, а онупорно доказывал, что ни в чем не виноват, пытался выяснить, почемунекоторые люди подхалимничают, объяснить им, что так делать не нужно. Онне думал ни о какой мести, а наоборот, размышляя, почему люди ведутсебя подло, льстят кому-то, предположил: «зря он так – не разобравшись,полез вступаться… Вообще поговорю. Может, он одинокий какой».Удивительная реакция: после всех унижений, чудика заботит то, чтопроисходит в жизни совершенно чужого человека, несправедливо обвинившегоего. Это характеризует героя рассказа, как человека доверчивого,добродушного, великодушного, честного, не способного на подхалимство,справедливого, упорного, ищущего и стремящегося к правде. Чудик, Сашка Ермолаев, человек ранимый,чувствительный, эмоциональный. Он очень переживает из-за ошибок, дажеслишком переживает, его постоянно «трясет», «в груди что-то вскипает»,он может плакать: «У Сашки навернулись на глаза слезы». А иногда «слезынаворачиваются» и от любви, от любви к родной дочке, от любви к самомудорогому, что у него есть. Чудик Василия Шукшина - совестливый, справедливыйчеловек. Он борется за правду, он борется с ненормальным. В данномрассказе, герой бьется против подхалимства: «с какой же кстати онвыскочил подхалимом? Что за манера? Что за проклятое желание угодитьпродавцу, чиновнику, хамоватому начальству?! Угодить во что бы то нистало! Ведь сами расплодили хамов, сами! Пора же им и укорот сделать.Они же уже меры не знают…». К, сожалению, справедливый, благородный идобрый чудик одинок, и нередко испытывает чувство страха. Но он не трус,он может бояться, ведь особенность шукшинского героя в том, что онвообще может чувствовать. Главное, чудик готов смотреть в лицоопасности, чтобы добиться высшей правды. Его может «сломать» толькобоязнь за своих близких, родных: «У Сашки подкосились ноги: он решил,что что-то случилось с детьми - с Машей или с другой маленькой, котораятолько-только ещё начала ходить. Сашка даже не смог от испугакрикнуть…», боязнь за тех, кого он любит, за тех, кому он предан.

Одной из главных особенностей чудиков Василия
Шукшина является то, что они жаждут справедливости, жаждут добиться
правды, во что бы то ни стало. Пусть они будут оступаться на пути к
поставленной цели, но они будут идти к ней преданно и до конца. Таким
упорным, настойчивым, смелым и справедливым представляет читателю своего
героя Шукшин в рассказе «Обида».
В этом произведении речь идет об обыкновенном
житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться
каждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любом
учреждении. Речь идет о… хамстве, обыкновенном хамстве. Сашка Ермолаев
приходит в магазин, где обознавшаяся продавщица обвиняет его в том, что
вчера он «скандалил» на весь магазин. Чудика это возмущает, он пытается
доказать, что продавщица ошиблась, но не находит оправдания, а
сталкивается с подхалимами и обиженный уходит домой. У входа в магазин
герой пытается объясниться с одним из тех людей, которые безосновательно
обвиняли его, даже приходит к нему домой, чтобы добиться правды. Но
получает только удары от сынка этого подхалима.
Главный персонаж рассказа — Сашка Ермолаев. Автор
так и называет своего героя-чудика — Сашка («Сашку Ермолаева обидели…»,
«В субботу утром Сашка…», «Сашка, милый…»), а не Александр Ермолаев.
Этим Василий Шукшин определяет чудика, как простого человека, благодаря
использованию такого имени возникает некое родство, близость читателя и
персонажа. В этом рассказе нет описания, ни внешности чудика, ни его
жизни. Шукшин повествует читателю только об одном случае, произошедшем с
главным героем, потому что главное для Василия Макаровича — выявить
причину, по которой его герой оказался непонятым в обществе, показать
его особенность.
Сашка Ермолаев — удивительный человек. Его
оскорбили, обвинили «всем магазином» в том, чего он не совершал, а он
упорно доказывал, что ни в чем не виноват, пытался выяснить, почему
некоторые люди подхалимничают, объяснить им, что так делать не нужно. Он
не думал ни о какой мести, а наоборот, размышляя, почему люди ведут
себя подло, льстят кому-то, предположил: «зря он так – не разобравшись,
полез вступаться… Вообще поговорю. Может, он одинокий какой».
Удивительная реакция: после всех унижений, чудика заботит то, что
происходит в жизни совершенно чужого человека, несправедливо обвинившего
его. Это характеризует героя рассказа, как человека доверчивого,
добродушного, великодушного, честного, не способного на подхалимство,
справедливого, упорного, ищущего и стремящегося к правде.
Чудик, Сашка Ермолаев, человек ранимый,
чувствительный, эмоциональный. Он очень переживает из-за ошибок, даже
слишком переживает, его постоянно «трясет», «в груди что-то вскипает»,
он может плакать: «У Сашки навернулись на глаза слезы». А иногда «слезы
наворачиваются» и от любви, от любви к родной дочке, от любви к самому
дорогому, что у него есть.
Чудик Василия Шукшина — совестливый, справедливый
человек. Он борется за правду, он борется с ненормальным. В данном
рассказе, герой бьется против подхалимства: «с какой же кстати он
выскочил подхалимом? Что за манера? Что за проклятое желание угодить
продавцу, чиновнику, хамоватому начальству?! Угодить во что бы то ни
стало! Ведь сами расплодили хамов, сами! Пора же им и укорот сделать.
Они же уже меры не знают…». К, сожалению, справедливый, благородный и
добрый чудик одинок, и нередко испытывает чувство страха. Но он не трус,
он может бояться, ведь особенность шукшинского героя в том, что он
вообще может чувствовать. Главное, чудик готов смотреть в лицо
опасности, чтобы добиться высшей правды. Его может «сломать» только
боязнь за своих близких, родных: «У Сашки подкосились ноги: он решил,
что что-то случилось с детьми — с Машей или с другой маленькой, которая
только-только ещё начала ходить. Сашка даже не смог от испуга
крикнуть…», боязнь за тех, кого он любит, за тех, кому он предан.

Анализ произведения В.Шукшина «Обида»

Наверно, нет такого человека, которого бы кто-нибудь не обидел. Конечно, каждый из нас был в такой ситуации, когда со стороны другого лица мы слышим беспричинные обвинения или даже оскорбления…Но стоит ли из-за этого переживать? Или можно просто улыбнуться Вашему обидчику?

«Обида». Так называется произведение В.Шукшина. И по короткому, простому, всем привычному слову читатель уже может составить некоторое представление о рассказе.

Образ обиды главный, центральный в произведении. Поэтому автор уже в названии его обозначает. Однако он представлен не просто как чувство, охватившее героя, а скорее как живое существо. Автор использует прием олицетворения, чтобы наделить образ обиды человеческими качествами: «толкнулась в грудь, как кулаком дали». Это и метафора, которая передает, как внезапно и быстро охватило героя чувство обиды и оставалось с ним до последнего слова рассказа. Все произведение построено на приеме градации. Поэтому чувство обиды развивается, усиливается с каждым действием: «толкнулась» - «сводит челюсть от обиды» - «лицо его горело» - «затряслись губы» - «опять затрясло» - «опять сводит челюсть». Повтор «опять» рисует беспрестанно усиливающееся чувство обиды. Это придает и динамичность, стремительность произведению. Автор не раскрывает в моменты возникающих волн обиды внутренний мир героя, его душевные переживания, однако через физиологические ощущения, через психологические жесты читатель легко может понять и почувствовать состояние героя, может ощутить его боль. Оно так ярко, подробно представлено, что мы невольно представляем себя на месте героя или становимся свидетелями, зрителями происходящего. В этом заключается своеобразный прием эмпатии, который использует автор: передача обиды как своей собственной. И читатель также проникается этим ощущением нанесенной обиды.

Все произведение будто пронизано различными ощущениями: «точно ему надавали пощечин» или ощущение заговора («заговор какой-то!»). Они помогают читателю еще лучше увидеть картину, изображаемую в произведении и почувствовать обстановку, в которой находятся герои.

Важную роль играет ощущение заговора. Словно все люди разделяют одну точку зрения, не совпадающую с мнением героя, и настроены очень агрессивно по отношению к нему. Образ очереди и символизирует эту толпу людей, серую массу. К ним относятся и более подробные, яркие образы «серого плаща», «тети» и завотделом. Они противопоставляются главному герою – Сашке. Однако очередь возникла не сразу. Снова используется автором прием восходящей градации: сначала появляется образ тети, потом тети и завотделом, затем тети, завотделом и «парня-мясника», и только потом – очереди. Тогда и возникает то самое мучительное ощущение заговора.

Возглавляет эту очередь и воплощает в себе все её характерные черты образ «одного пожилого в плаще». Даже фамилия этого героя (Чукалов) какая-то неблагозвучная. Автор овеществляет его, называя «плащом» («плащ остановился»). Это типичный городской житель: человек без души, без лица. Он как все, и такие как он преобладают в обществе. Автор поднимает проблему подхалимничества, угодничества. Главный герой не понимает и не разделяет позицию этих людей. В их глазах он чудик. Это особый тип героя, человека не от мира сего. Его поведение нетрадиционное и не понятное другим. Он сродни юродивому: он также не похож на остальных людей, отношение к нему порой несправедливое, однако, как известно, его уста глаголют истину. Так и позиция автора полностью совпадает с позицией Сашки. В.Шукшин обращается к теме маленького человека в образе чудика, продолжая традиции, начатые Пушкиным, Гоголем. Безразличие к главному герою людей, стоящих в очереди, их злость и агрессия к нему ярко иллюстрируют эту проблему.

Образ «серого плаща» неразрывно связан и с образом «тети». Между ними существует явная связь. Способом характеристики этих персонажей является их речь. Тетя-продавщица говорит строго, зло. Речь также рисует героиню как неразвитую, необразованную, недалекую женщину («плотют»). Все её жесты, действия говорят о её злом характере («глаза вспыхнули злостью»). Она сама создает напряженную обстановку, повышая голос на главного героя («тетя повысила голос, приглашая к скандалу других продавщиц»). Агрессивное поведение «тети» также раскрывает некоторые отрицательные стороны персонажа.

Автор меняет угол зрения, раскрывая события глазами ребенка, рисуя детское сознание. «Какие дяди похие…», - говорит маленькая девочка Маша о тете и о других людях в очереди. И с такой позицией нельзя не согласиться. Взгляды героев Саши и Маши слиты, и автор также разделяет их. На стороне главного героя находится и другой персонаж – его жена, которая прекрасно понимает его. Она противопоставляется злым, агрессивным людям в магазине. В.Шукшин указывает на социальный конфликт между ними.

Пространство города, которое представлено в произведение, враждебное, чужое, закрытое. Магазин же становится символом этого города. Автор обрисовал срез общества, обезличенных людей, заглянув в него (в магазин).

Произведение В.Шукшина отличается публицистической остротой постановки проблем. Все вопросы-проблемы рассказчик озвучивает. В рассказе множество риторических вопросов, которые ярко это иллюстрируют («Что за желание угодить продавцу, чиновнику, начальству?»). Продолжая традиции Чехова и Зощенко, Шукшин за юмором и иронией скрывает глубочайший смысл, за которым проглядывает и драматизм всей ситуации. Изображение боли главного героя способно вызвать катарсис, то есть очищение, просветление человеческой души через слезы.

Произведение небольшое по объёму, очень лаконичное, в нем представлено малое количество героев, и раскрывается одна сюжетная линия. Все это дает право говорить, что жанр данного творения – рассказ. В произведение, как правило, есть экспозиция, однако она очень интересная и нетрадиционная: в ней не рассказывается о предыстории героев. Автор размышляет о обиде и о поведении людей, которых обидели. Композиционное построение рассказа также отличается. Шукшин использует элементы кольцевой и рамочной композиции, чтобы отделить и выделить произведение. Ретроспективная композиция рисует воспоминания рассказчика об изображаемых событиях, что придает им достоверность. Создавая произведение в рамках реализма, автору удалось показать объективную картину действительности.

Риторическое восклицание «Трясуны мы, трясуны!» является опорным в рассказе, создает максимальную эмоциональную напряженность. Оно непосредственно обращено к читателю, на что указывает местоимение "мы". Тогда может и нам следует задуматься о роли маленького человека в современном обществе и быть внимательнее по отношению к окружающим нас людям.

Рецензия на рассказ В. М. Шукшина «Обида»

«Обида» — один из самых известных рассказов Шукшина, и это не случайно. В нем нашла отражение позиция Шукшина-гражданина: он мужественно признает не только существование непростых нравственных проблем в обществе, но и столь же мужественно утверждает, что нет простых решений этих проблем.

История обиды шукшинского героя Сашки на хамоватую продавщицу, а затем и на поддержавшего ее пожилого человека в плаще как будто снята скрытой камерой: настолько все правдиво и жизненно. Ссора в магазине разгорается из-за пустяка: продавщица рыбного отдела, оскорбила пришедшего в магазин с маленькой дочкой Сашку ни с того ни с сего. Он потребовал директора. Другая тетя, в кабинетике, не разрешила возникшего конфликта, а только усугубила Сашкину обиду. Его человеческое достоинство было задето, как говорит автор, потому что унижали его при дочери и потому, что в последнее время он наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда и выпивал. Перед нами обыкновенный рабочий парень. Шукшин нисколько не идеализирует его, но в то же время понимает, почему Сашка не готов пожать плечами, повернуться и уйти к черту.

Психология героя проста: он вспыльчив, не склонен анализировать ситуацию и вовремя благоразумно отступить. У него то и дело сводит челюсть, трясутся губы (слово затрясло автор повторяет особенно часто). Сашка пытается защищать свое достоинство в нелепой, почти комичной ситуации. Толпа (очередь) мыслит стереотипами: «Вас тут каждый вечер — не пробьешься. Вопросы, которые хочет задать Сашка наиболее рьяному защитнику продавщицы, звучат убедительно: до каких пор мы сами будем помогать хамству? И проблема эта не шуточная.

Шукшин справедливо упрекает нас за проклятое желание угодить хамоватому продавцу, чиновнику. Хамство плодит хамство. И вот уже человек в плаще издевательски отвечает на попытку Сашки объясниться: «Поговорите у меня в другом месте!». В ситуации, изображенной Шукшиным, особое внимание привлекают два героя. Это девочка, «крохотуля», которая «все понимает, и «человек в плаще», который долго жил, но не догадывается, что угодничать — нехорошо, скверно … У Шукшина «старый» не значит мудрый.

Когда Сашка приходит домой к Чукалову, «человека в плаще», движимый желанием поговорить с человеком и объясниться, то от него пахнет водкой. У него и его сына, спустившего Сашку с лестницы, темные злые глаза. Если в Сашке есть какая-то внутренняя интеллигентность, доброта к жене и дочерям, то Чукаловы — это только злоба и грубая сила. В сцене в их квартире звучат слова: громко позвал, уперся глазами, цепко … схватил, больно защемил, сгреб, пристукнул, протащил. Конфликт достигает кульминации, когда в голове Сашки возникает мысль о молотке, лежащем у него в прихожей. Напряженность действия усиливается тем, что авто показывает событие как бы уже свершившимся. Вот Сашка звонит в дверь, отталкивает пожилого, а если откроет сам Игорь, ставит ногу на упор, чтобы дверь не успели захлопнуть … Страшная развязка настолько близка, что становится жутко: из-за какой же мелочи, из-за какого пустяка может быть совершено преступление!

Однако Шукшин не доводит до такого финала: жена Вера успокаивает Сашку и уводит домой. В последних нескольких строках показано его душевное состояние. У Сашки навернулись на глаза слезы. Он нахмурился. Сердито кашлянул. Сунул руки в карманы, достал пачку сигарет, вытащил дрожащими пальцами одну, закурил. Все говорит о внутренней борьбе, о выборе, перед которым стоит Сашка. Видимо, ему не впервой выяснять отношения в драке. Вера, жена, говорит: С кем ты опять драку затеваешь!», «Опять на тебе лица нет!». Все решают слова жены: «Неужели тебе нас не жалко!» Выбор сделан: Сашка легким движением высвободил руку … И покорно пошел домой.

Финал рассказа воспринимается с облегчением, но остается ощущение неудовлетворенности, ведь зло не наказано. Через все повествование проходит важная мысль: с обидой, оскорблением не обязательно бороться, можно благоразумно уйти в сторону, не выяснять отношения, не возмущаться, не заводиться. Благоразумие, — иронизирует Шукшин, — вещь не из рыцарского сундука. Автор как будто приглашает читателя к диалогу на житейскую тему (у каждого в жизни был хоть один подобный случай), но в то же время затрагивает вопросы, выходящие за рамки обыденного: о внутренней культуре, совести, порядочности.