Биография вербицкой анастасии алексеевны. Анастасия Вербицкая: Наденька Анастасия вербицкая писательница


ВЕРБИЦКАЯ, АНАСТАСИЯ АЛЕКСЕЕВНА (1861–1928), русская писательница. Родилась 11 (23) февраля 1861 в Воронеже в небогатой дворянской семье Зябловых, тесно связанной с миром провинциального театра. Окончила Московский Елизаветинский женский институт (1870–1877), была гувернанткой, затем училась в Московской консерватории (1879–1881) по классу вокала (прервала учебу из-за недостатка средств), работала учительницей музыки и регентом хора в Елизаветинском институте, который, согласно уставу, оставила, выйдя замуж в 1882. В 1882–1901 – учительница пения в гимназиях; с 1883 работала корректором в газете «Русский курьер», до 1885 печаталась в этой газете и в газете «Жизнь» с компилятивными обзорами политической жизни.

Первая беллетристическая публикация – повесть Разлад (1887; отд. издание под назв. Первые ласточки , 1900). Писала пьесы (Миражи , 1895; отд. издание под назв. Мираж !, 1909, Бесплодные жертвы. Семейство Волгиных , 1897–1902, Дети века. (Эфемериды , 1900, Чья вина ?, 1901), рассказы, впервые собранные в книге Сны жизни (1899). Считая литературные сочинения «орудием борьбы и пропаганды», Вербицкая в своих многочисленных произведениях на «семейные» темы стремилась к воспитанию новой, эмансипированной женщины, чья жизнь наполнена «упорным трудом над развитием своей личности», выступая противницей существующей формы брака, препятствующей, по ее убеждению, женской самореализации. В духе А.И.Герцена (Кто виноват ?) и Н.Г.Чернышевского (Что делать ?), Вербицкая, не прокламируя отказа от семьи и материнства, призывала «не делать из любви драму», а «отвести ей второе место в жизни», уверяя, – не без влияния актуальной в начале века ницшеанской концепции «сильной личности» – что только «одинокие и свободные» женщины «сильны душой» и «только им принадлежит будущее» (романы Вавочка , 1898, Освободилась !, 1899, Дух времени , 1907–1908, отразивший события Революции 1905–1907 в Москве; повести По-новому . (Роман учительницы ), 1902, Злая роса , 1903, История одной жизни , 1903 (отд. изд. 1904), героиня которой вступает на путь революционной борьбы; рассказы Пробуждение , Преступление Марьи Ивановны и др.).

Злободневная «феминистская» направленность творчества Вербицкой, обеспечившая ей благожелательный прием свободомыслящей критики и публики (чему способствовала и психологическая достоверность, и сюжетная занимательность, и антимещанский пафос произведений Вербицкой), не спасали, однако, ее сочинения от некоторого однообразия и надуманности контрастно-упрощенного видения мира, сочетающегося порою с поверхностным «мудрствованиям» (апелляцией к теориям К.Маркса и К.Каутского, Ф.Ницше и О.Уайльда и т.п.).

С 1902 писательница занималась издательской деятельностью; была близка по духу и направлению к писателям-«знаньевцам» (особенно – В.Г.Короленко и М.Горькому); в 1905 – председатель Общества улучшения участи женщин, в том же году предоставляла свою квартиру для заседания комитета РСДРП(б) (впечатления от событий 9 января отразились в ее повестях Светает , 1906, и Крылья взмахнули , 1907).

Апогей популярности Вербицкой, в начале века опередившей по масштабам читательской аудитории даже Л.Н.Толстого, пришелся на годы издания романа Ключи счастья (1909–1913; экранизирован в 1913, режиссеры В.Гарден и Я.Протазанов, и в 1917 под назв. Победители и побежденные , реж. Б.Светлов, совм. с Вербицкой, по сценарию писательницы; вызвал также многочисленные подражания, продолжения и пародии). В основе произведения – проблема взаимоотношений художника и общества, в решении которой Вербицкая утверждает, в русле набирающей силу модернистской этики и эстетики, безграничную свободу творческой личности, в т.ч. в половой сфере. Парафразом основных идей этого романа читается трилогия Иго любви : Актриса , Огни заката , Спешите жить (1914–1920), построенная на сюжетах биографии матери и бабушки Вербицкой.

С начала 1920-х годов произведения Вербицкой стали восприниматься как образцовый продукт «бульварной» литературы, писательница сочиняет рассказы для детей под псевдонимом Игорь Ольгович, А.Алексеева и др.

Удивительно, но ей казалось, что написав строку, она остановит шаги смерти, которая приближалась к ней. Раньше, еще до болезни. Потому, что смерть наступила, когда ее перестали печатать...

Сколько осталось в рукописях, сколько в набросках, а сколько в голове! Сын, найдя все это в ящиках ее письменного стола, только молча вздохнет и схватится за голову... Не вернуть ушедшее время. Но можно почувствовать его дух, окунувшись в плен слов и образов Анастасии Вербицкой.

Так сложилось в ее семье, что женщинам и театру, искусству и дарованиям всегда Судьба, Бог отдавали первую роль. Бабушка Настеньки по матери, Анастасия Никитична Мочалова, выросшая в бедной и полуграмотной купеческой семье, благодаря случайному знакомству попала на сцену и очень быстро стала выдающейся актрисой. Её талант признавала сама Мария Николаевна Ермолова! Анастасия Никитична с блеском играла на крупных театральных сценах: в Харькове, Одессе, Киеве, Казани. Нередко ее партнерами были Пров Садовский, Мочалов, Самарин. Властная, горячая, до самой смерти она поражала блестящим умом, острым языком, оставаясь "барыней с головы до ног"!

За кулисами сцены прошло детство матери нашей героини, Марии Ивановны Мочаловой, незауряднейшей и талантливой женщины. Но чем больше расцветали красота и талант Машеньки, тем упорнее не пускала ее на профессиональную сцену мать-актриса, хотя не раз они играли вместе в больших благотворительных спектаклях и потрясали публику!

Мария Ивановна получила блестящее образование, читала и писала на трех языках, выписывала множество журналов, серьезно занималась пением и музыкой. Уже выйдя замуж за майора Алексея Зяблова и будучи матерью, Мария Ивановна со всей силой своей незаурядной натуры влюбилась в женатого человека - светского красавца, аристократа... (Истории этой трагичной любви матери Вербицкая потом посвятила свой роман "Огни заката".)

Властная, деспотичная, независимая, отличающаяся незаурядностью мнений и поступков, Мария Ивановна оказывала сильнейшее влияние на детей. Пока она была жива, ей первой Анастасия читала свои произведения, все написанное. Мать являла собой непререкаемый литературный авторитет.

Детство будущей писательницы прошло в большом воронежском имении родителей. Игры, книги, участие в детских любительских спектаклях и концертах - все это наложило отпечаток на впечатлительную артистичную натуру девочки. В девятилетнем возрасте ее, вместе с сестрой Шурой, отдали в Елизаветинский женский институт. Годы, проведенные в нем, оставили большой след в душе писательницы. Елизаветинский институт в Воронеже ничем не отличался от знаменитого петербургского Смольного или Павловского. Тот же строгий, почти монастырский, стиль жизни, бесконечные уроки и упражнения, танцы, вышивание, музыка... Только начальница была, может быть, более властной и деспотичной и пансионерки часто чувствовали на себе ее "ежовые рукавицы".

Сначала Настенька занимала среди девочек первое место по красоте и по учебе (у них была разработана целая система оценок по 30-тибальной шкале, наподобие институтской). Но после того, как начальница узнала, что бабушка Насти была "актеркой", девочка из фавориток попала в опальные. Ее презирали, с нею едва здоровались. В такой атмосфере быстро стал пропадать ее интерес к институту: несмотря на феноменальную память, она дошла через два года до предпоследней - 29-ой, ученицы по успеваемости и последней, 30-й, по красоте. Что-то сломалось, пропало, угас интерес к жизни. Уже ничто не было страшным: ни угрозы жестокого наказания, исключения из института - ничто! Как вспоминала она, "густая тень легла на эти годы золотого детства". Нечто похожее будет происходить и с героиней ее знаменитого романа "Ключи счастья" - Маней Ельцовой. Многое в этом великолепном образе будто списано с натуры.

Лучшие дня

И вдруг всё переменилось в один миг, как и бывает в жизни, ведомой Судьбой: ее ответ как блестящий отметил на уроке новый учитель географии, а случайно оказавшись на вечере взрослых учениц, Анастасия потрясла их знанием поэзии и умением декламировать стихи! Неожиданно проснулось сознание своей силы, своих возможностей и она вступила в отчаянную борьбу за "поруганную личность". Духовный кризис был преодолен. Французский, литература, география, история - она стала заниматься усердно, по ночам, до глубокой усталости. В этой безмолвной борьбе с классом закалялся ее дух.

Также случайно, оттого, что знала назубок чужую роль, попала Настя на институтский спектакль и ошеломила всех талантом. Она вообще любила ошеломлять... Оказавшись в лазарете, нечаянно открыла в себе талант рассказчицы и несколько дней подряд очаровывала всех увлекательнейшими рассказами о приключениях красавицы-графини, влюбленной в благородного, но бедного человека. Она не заметила, как проснулся в ней талант сочинителя, а вместе с ним и огромная жажда сочинительства! Ее прекрасная, бурная фантазия почти не нуждалась в черновиках. Она записывала в тетрадь один рассказ, а на следующий день сочиняла новый. "...Я начинала рассказывать: стихотворения в прозе, новеллы, романы... - вспоминала она. - Приподнятые чувства, мелодраматическая ситуация, необычайно запутанная интрига и истинная любовь..." (А. Вербицкая. Моему читателю. Автобиография.) Неудивительно, что к концу курса Анастасия сделалась всеобщей любимицей, особенно среди учениц старших классов. Они ее буквально "носили на руках".

К пятнадцати годам она превратилась в высокую, стройную девушку с гордой осанкой. Глаза ее были так блестящи, что подруги спрашивали ее, а не капает ли она в них тайком белладонну. Черты ее лица были не совсем правильны, но ярки и столь индивидуальны, что запоминались сразу. Пожалуй, ее можно было отнести к категории девушек-женщин из породы "принцесс".

Она считала всегда, что рождаются женщины 3-х типов: кухарки, гувернантки и принцессы. Так ей говорила еще ее бабушка. "Принцессы" не столь уж редки, но им трудно выжить в любом обществе, особенно если они обладают щедрым и добрым сердцем, не меркантильны и впечатлительны. "И еще - не трудяги! - с усмешкой добавляла бабушка. - Надо много работать над собой, чтоб развить талант и быть независимой!" - наставляла она внучку.

Анастасия хорошо усвоила ее уроки. После окончания курса, она уделила серьезное внимание занятиям музыкой, вокалом. Ей пророчили серьезное консерваторское будущее блестящей певицы, но средств не хватало и о карьере артистки приходилось лишь мечтать.

На жизнь приходилось зарабатывать - давать частные уроки. Но она не сдавалась. В 1879 году Вербицкая поступает на вокальное отделение Московской консерватории, но оставляет ее не закончив двух курсов - из-за материальных затруднений.

Она становится учительницей музыки и пения в Елизаветинском институте. Через некоторое время хор, регентом которого она является, уже выступает в Петербурге, известен в Воронеже, в музыкальных кругах... Но из-за замужества и рождения детей (у нее было три сына), Анастасия Алексеевна оставила службу в институте и высокооплачиваемую должность "музыкальной инспектрисы" - по уставу в институте могли служить лишь вдовы или незамужние. Она устраивается преподавательницей пения в женские гимназии и отдает профессии педагога в общей сложности 19 лет своей жизни.

Она любила свой труд и работала не только потому, что росли дети и требовались деньги. Труд для нее был и духовной потребностью и средством самоутверждения. Кстати, даже в то время, когда появились в обществе первые ласточки женской эмансипации, не так легко было встретить работающую женщину, имеющую семью... Курсистки, студентки - другое дело... Но молодая дама, супруга инженера!.. Вербицкая и здесь не подчинялась традициям!

Когда она занялась журналистикой - работая корректором в газете "Жизнь", потом заведуя там отделом политической хроники - и вовсе изумились: не женское это дело разбираться в политике! Она не обращала внимания. Публиковала статьи небольшого размера, компилятивные обзоры, рецензии, переводы.

К слову сказать, в большую литературу она пришла с уже сложившимися убеждениями и принципами. Их она тоже изложила в своей автобиографической исповеди "Моему читателю". Обращаясь к далекой, но родной, "звучащей в унисон" душе, она ищет своего союзника среди тех, кто в утверждении и росте личности видит "зарю далекой, но новой и блестящей жизни", кто чувствует ценность протеста и борьбы с молохом - жизнью, кого радует "даже ничтожная победа духа"!

Любовь - свобода, Жизнь - свобода, любимое дело - свобода, Творчество - подлинная Свобода Духа - вот основные мысли, которые вкладывала в свои романы и повести Анастасия Вербицкая, начиная с самых первых эскизов и набросков и кончая зрелыми, мастерски написанными романами.

Такими, например, как "Дух времени" - без преувеличения, целая эпоха в литературе, если можно так выразиться, массового жанра, и "Ключи счастья" - нашумевшая многотомная эпопея-роман о прелестной балерине-босоножке. Остановимся на этих двух крупнейших литературных удачах Вербицкой. Их не назовешь" бульварными" романами, так как соблюдены все законы, литературные традиции, каноны жанра, стиль и так далее. Человек, который писал эти романы, привык слышать вокруг себя хорошую русскую речь, неординарные суждения о литературе, искусстве, психологии. Вероятно, Анастасия Алексеевна (благодаря близкому знакомству с театром и педагогической деятельностью) мастерски владела искусством диалога, правилами написания основных сцен между главными героями. Они набросаны всего лишь несколькими штрихами, но так ярко, что запоминаются навсегда. Они как бы вырезаны из камня. Чего стоит одна только Лиза Тобольцева из "Духа времени"! Один выразительный жест, взгляд, интонация, фраза, немногословное описание манеры одеваться, слушать и говорить - и образ готов. Да такой живой, что когда исчезает Лиза со страниц романа, наполненного шумом революционных событий 1905 года, трагедиями несостоявшейся любви, развала семьи и много-много чем еще, то кажется, что книга потеряла душу и омертвела. Хочется закрыть ее, хотя сюжет еще в развитии и судьбы не всех главных героев ясны.

Впервые в этом романе Вербицкая очень сильно затрагивает тему трагической любви к одному человеку сразу нескольких женщин. Каждой из них эта любовь приносит больше горечи и слез, чем сладостного счастья. А проповедуемая главным героем - Андреем Тобольцевым - эстетом, последователем философии Ницше - свобода чувств и свобода духа, свобода взаимоотношений мужчины и женщины, как бы входит в диссонанс с окружающей действительностью и похожа на разрушающий, гибельный шквал революции!

Кстати, Анастасия Алексеевна принимала в первом революционном движении самое деятельное участие: распространяла и печатала у себя на московской квартире нелегальную литературу, прокламации, листовки, там же в квартире было нечто вроде временного пристанища-госпиталя для раненых в уличных боях. Происходили в этом уютном доме и тайные собрания революционеров, хранилось в нем и оружие. Словом, сама писательница жила как бы в атмосфере авантюрного романа, часто находясь на грани ареста! После подавления мятежа 1905 года Анастасия Алексеевна многим сосланным и заключенным помогала деньгами, заботилась об их семьях и детях.

Роман "Дух времени", выдержавший множество переизданий, вышедший тиражом 510.000 экземпляров, написанный Вербицкой на основе не только частных, но и общественных, "большей частью горьких" впечатлений, принес ей небывалый успех! На чтение романа в библиотеках стояли очереди, его обсуждали во всех светских гостиных, вплоть до Александровского дворца (резиденция императорской семьи).

Два слова о жанре. Роман основан на поэтике исключительного. Все герои его - недюжинные натуры, гениальны или талантливы до безумия! Словно ожили герои давних, детских рассказов Анастасии "все красавцы и красавицы, все князья и графини". А если герой и не обладал каким-либо талантом, то уж внешними данными - непременно! Изменились и принципы сюжетосложения. На смену однолинейному, "жизнеподобному" повествованию пришла свойственная авантюрному роману сложность и запутанность сюжетных линий, ложных кульминаций, завязок и развязок. Эти приемы все время держали читателя в напряжении. "Сюжетная сжатость" развития России тех лет как бы диктовала иные формы повествования, чем последовательная неспешность привычного реалистического романа или внешняя однообразная бесцветность идейного рассказа, в традициях Вересаева или Чехова. Люди спешили жить, Россия шла вперед гигантскими шагами, с шумными и бурными выплесками революционных манифестов, конституций, забастовок, открытий.

В какой-то степени авантюрный дух был присущ времени и обращение писательницы к форме авантюрного романа было как бы первой ласточкой той революции художественной формы, к которой чуть позже придут последователи русского авангарда в литературе и искусстве (А. Белый, С. Городецкий, Ф. Соллогуб, В. Брюсов).

В том же ключе, в том же стиле создала Вербицкая и свой второй знаменитейший роман "Ключи счастья"(1908-13гг), который побил все рекорды тиражей и не только переиздавался, но и экранизировался, что в то время было невиданной сенсацией! В новом романе Вербицкая опять рассказывает "сказку о Золушке" - талантливейшей, незаурядной натуре с тонким художественным чутьем - Марии Ельцовой, - повстречавшей на своем пути две любви, одна из которых стала потребностью творящей искусство души, другая - трагедией для жизни. Главной целью романистки было поведать историю "новой женщины", которая осмелилась бы сбросить путы "старой морали". Сама писательница так объясняла критику и цензору Н.В. Дризену идею своего произведения: "Женщина, не ставь любовь в центр своей жизни, чтобы потом не сделаться банкротом, когда любовь уйдет. Посвяти себя науке, искусству, творчеству, деятельной любви к людям. Не гонись за маленьким личным счастьем... и тогда ключи счастья точно будут в твоих руках".

Представители духовной элиты по-прежнему говорили о "бульварности" творчества А. Вербицкой, но и сами ждали новые части романа (они выходили отдельными выпусками, как газета, писательница сама занималась изданием и редактированием), чтобы с удовольствием прочесть о приключениях босоножки-балерины, а наутро, в рецензии, отругать и стиль, и манеру, и жанр романа, назвав все грезой и фантазией.

Умная и тонкая женщина, Анастасия Алексеевна прекрасно все понимала. В одном из ответов на критику, сохранившемся в ее архиве, мы можем прочесть точные и горькие слова: "Я хорошо знаю себе цену, не страдаю манией величия и не считаю себя талантливой. О, нет! Но я понимаю, почему меня читают в данную минуту. Я вижу, что влечет ко мне читателя Я затрагиваю всё те же вопросы, старые вопросы о любви, о браке, о борьбе личности с обществом. Очевидно, я вкладываю в решение этих вопросов тот темперамент, ту искренность, то несомненное своё, что и отличает меня от других. Может быть, именно то, что я пишу по-женски? И чувствую, и думаю - тоже по-женски? А может утешительные слова теперь именно нужнее всего! Или я освещаю эти вопросы по-своему? Или читатель чувствует, что мои слова выстраданы мною, что моё миросозерцание стоило мне дорого?"

Она и впрямь заплатит за свое литературное дарование и ошеломляющий успех слишком дорогую цену. Октябрь 1917 года положит конец литературной карьере Вербицкой.

Правда, в последние перед переворотом годы ее новые романы не пользовались прежним успехом, но ее знали как крупного издателя, публициста, горячего сторонника женского движения, переводчицу, мецената, позволяющего раскрыться новым талантам, особенно среди женщин-писательниц... Но в 1919 году ее книги были объявлены порнографическими и склад ее изданий, только благодаря вмешательству Горького, был спасен от уничтожения. Чтобы проверить обвинения против Вербицкой, В. Воровский назначил комиссию из 12 человек, которая заседала три месяца и пришла к выводу о совершенной "безвредности" книг Вербицкой. Роман "Дух времени" был даже рекомендован для переиздания.

В 1924 году книги Вербицкой были окончательно запрещены. Она пыталась писать, переводить, сотрудничать в различных изданиях под псевдонимами, писала внутренние рецензии.

Но может быть, вынужденное молчание, невозможность творить новые образы, записывать новые строчки, не пряча в стол, для нее и было самым настоящим расстрелом? Расстрелом души, жизнь которой она ценила превыше всего на свете!

Она сказала перед смертью: "Надеюсь, что и для потомства, далекого от уличной брани газет, давно исчезнувших в круговороте жизни, мои книги, хранящиеся в Румянцевском музее и Публичной библиотеке, откроют мое истинное лицо, и для будущего поколения я займу свое скромное, но неповторимое место в русской литературе..."

Ее надежды сбылись. Книги вернулись. А вместе с ними ее пленительный образ, дух давно ушедшего времени, золотая паутина прошлого, где может быть до сих пор хранятся ключи человеческого счастья... Кому суждено их отыскать? Быть может - новым читателям романов Вербицкой?

Вербицкая (урожденная Зяблова) Анастасия Алексеевна — прозаик, драматург, мемуаристка.

Вербицкая родилась в семье майора А.А.Зяблова, по матери происходила из артистической среды, была родственницей артиста П.Мочалова. После окончания Московского Елизаветинского женского института (1870-77) служила гувернанткой. Обладая прекрасным голосом, в 1879-81 училась в Московской консерватории по классу вокала, прервала обучение из-за недостатка средств. Преподавала музыку и пение в Елизаветинском институте, но была вынуждена оставить службу по уставу учебного заведения, так как в 1882 вышла замуж за небогатого межевого инженера А.В.Вербицкого. Имела троих сыновей, но продолжала работать преподавательницей музыки в женской гимназии, корректором, журналисткой. Служба была для Вербицкой не только источником существования, но и способом борьбы за женское равноправие.

Женщина, не ставь любовь в центр своей жизни, чтобы потом не сделаться банкротом, когда любовь уйдет. Посвяти себя науке, искусству, творчеству, деятельной любви к людям. Не гонись за маленьким личным счастьем… и тогда ключи счастья точно будут в твоих руках.

Вербицкая Анастасия Алексеевна

Первое художественное произведение — повесть «Разлад» (1887) — посвящено теме женской эмансипации, ставшей одной из центральных тем всего творчества Вербицкой. В главной героине — писательнице Каменевой обозначен излюбленный тип героини Вербицкая — женщина, борющаяся за свое счастье и равноправие.

Постоянная литературная деятельность Вербицкая началась в 1894. Она печаталась в журналах «Образование», «Жизнь», «Мир Божий», «Начало» и др. Ранние рассказы Вербицкой, объединенные в книге «Сны жизни» (1899), написаны в традициях реалистической прозы конца XIX в. Их герои — «серенькие», «хмурые» интеллигенты, влачащие существование под гнетом среды и обстоятельств. Вербицкая талантливо изображала катастрофический ужас одинокого существования человека в большом городе.

С 1899 Вербицкая сама выступала как издатель своих произведений, а также помогала женщинам-переводчицам, публикуя переводные романы о женской эмансипации. Героини ее прозы 1890-х — начала 1900-х стремились вырваться из косной мещанской среды, порвать путы фальшивой семейной морали: романы «Вавочка» (1898), «Освободилась» (1899), повесть «История одной жизни» (1903) и др. Много сил отдавала Вербицкая работе в различных обществах, способствующих улучшению положения женщин и учащейся молодежи.

Вербицкая восторженно встретила революцию 1905. 7 дек. 1905 писательница предоставила свою квартиру для заседания комитета РСДРП(б), что было актом гражданского мужества. Впечатления от «Кровавого воскресенья» повлияли на повести «Светает» (1906) и «Крылья взмахнули» (1907). События московского вооруженного восстания — историческая канва романа «Дух времени» (1905-07). Это произведение стало выражением не только революционных идей, но и нового стиля Вербицкой.

В поисках художественных средств, адекватных времени, Вербицкая обратилась к аккумуляции эстетических принципов модерна и к романтическим традициям, которые к началу XX в. стали достоянием «массовой» литературы. В «Духе времени» Вербицкая произвела реабилитацию формы бульварного или сенсационного романа, основанного на поэтике исключительного и атипического. Точность в изображении революционных событий явилась основой для создания «творимой легенды» о революции. Главный герой романа — артист, потомок богатого купеческого семейства Андрей Тобольцев, увлеченный вихрем революции, являлся воплощением ницшеанского типа «человека-артиста», разрушителя старой морали. Постоянная для Вербицкой тема женской эмансипации теперь была истолкована как требование сексуальной революции, разрушения «исконно женских» моральных догм, сковывающих совр женщину. «Дух времени» имел оглушительный успех у читателей, за 4 года выдержал 3 изданий общим тиражом 51 тысяч экземпляров, что было рекордным для начала века. Рецензенты подвергли роман резкой критике, обвиняя Вербицкую в легкомысленной трактовке «серьезных» проблем и порнографии. Однако за границей «Дух времени» был воспринят как талантливое отражение революционных событий в России и сразу же переведен на несколько европейских яз.

Не меньший успех имел и роман «Ключи счастья» (1908-13), созданный в той же художественной манере. В нем Вербицкая рассказывала «сказку о Золушке» — бедной девушке Мане Ельцовой, встретившей миллионера Штейнбаха, полюбившего ее и помогшего стать знаменитой балериной. Поставив в центр повествования судьбу актирсы, Вербицкая уделила много места изображению панорамы художественной жизни России 1910-х. И в «Ключах счастья» авторские симпатии принадлежали революционным силам. Но теперь в центре внимания оказались не социал-демократы, как в «Духе времени», а представители наиболее «эффектных» революционных партий — эсеры и анархисты. И все же революционный «антураж» являлся лишь частью бытового фона, на котором разворачивалась драма любви героини и двух ее возлюбленных — Штейнбаха и аристократа Нелидова. В образе Мани Ельцовой Вербицкая стремилась смоделировать образ «новой женщины», которую безуспешно искал в обликах своих возлюбленных Андрей Тобольцев. Один из идейных учителей героини так говорил о сути новой морали, заключенной в этом женском типе: «Не поступайтесь своей мечтой и желанием ни из страха, ни из долга, ни из сострадания... Пусть камни летят в вашу голову за то, что вы имеете слабость говорить, чувствовать и поступать вне шаблона! <...> Если вы утром целовали мужа, а вечером желание толкнет вас в объятия другого, повинуйтесь вашему желанию... В этом вся правда жизни. Помните главное: нет судьи в этих вопросах, ваше тело, ваши чувства, ваша жизнь принадлежат вам!.. Вам одной!» Трагический финал романа свидетельствовал о том, что писательница осталась верна художественной правде. «Новая женщина», ницшеанка, легко переступающая через чужие жизни, осталась лишь теоретической фантазией героев романа.

ВЕРБИЦКАЯ, АНАСТАСИЯ АЛЕКСЕЕВНА (1861–1928), русская писательница. Родилась 11 (23) февраля 1861 в Воронеже в небогатой дворянской семье Зябловых, тесно связанной с миром провинциального театра. Окончила Московский Елизаветинский женский институт (1870–1877), была гувернанткой, затем училась в Московской консерватории (1879–1881) по классу вокала (прервала учебу из-за недостатка средств), работала учительницей музыки и регентом хора в Елизаветинском институте, который, согласно уставу, оставила, выйдя замуж в 1882. В 1882–1901 – учительница пения в гимназиях; с 1883 работала корректором в газете «Русский курьер», до 1885 печаталась в этой газете и в газете «Жизнь» «Жизнь», русский дореволюционный литературно-политический журнал. Издавался в 1897-1901 в Петербурге, в 1902 - в Лондоне и Женеве. Фактическим руководителем журнала, ставшего органом «легального маркс с компилятивными обзорами политической жизни.Первая беллетристическая публикация – повесть Разлад (1887; отд. издание под назв. Первые ласточки, 1900). Писала пьесы (Миражи, 1895; отд. издание под назв. Мираж!, 1909, Бесплодные жертвы. Семейство Волгиных, 1897–1902, Дети века. (Эфемериды, 1900, Чья вина?, 1901), рассказы, впервые собранные в книге Сны жизни (1899). Считая литературные сочинения «орудием борьбы и пропаганды», Вербицкая в своих многочисленных произведениях на «семейные» темы стремилась к воспитанию новой, эмансипированной женщины, чья жизнь наполнена «упорным трудом над развитием своей личности», выступая противницей существующей формы брака, препятствующей, по ее убеждению, женской самореализации. В духе А.И.Герцена (Кто виноват?) и Н.Г.Чернышевского (Что делать?), Вербицкая, не прокламируя отказа от семьи и материнства, призывала «не делать из любви драму», а «отвести ей второе место в жизни», уверяя, – не без влияния актуальной в начале века ницшеанской концепции «сильной личности» – что только «одинокие и свободные» женщины «сильны душой» и «только им принадлежит будущее» (романы Вавочка, 1898, Освободилась!, 1899, Дух времени, 1907–1908, отразивший события Революции 1905–1907 в Москве; повести По-новому. (Роман учительницы), 1902, Злая роса, 1903, История одной жизни, 1903 (отд. изд. 1904), героиня которой вступает на путь революционной борьбы; рассказы Пробуждение, Преступление Марьи Ивановны и др.).Злободневная «феминистская» направленность творчества Вербицкой, обеспечившая ей благожелательный прием свободомыслящей критики и публики (чему способствовала и психологическая достоверность, и сюжетная занимательность, и антимещанский пафос произведений Вербицкой), не спасали, однако, ее сочинения от некоторого однообразия и надуманности контрастно-упрощенного видения мира, сочетающегося порою с поверхностным «мудрствованиям» (апелляцией к теориям К.Маркса и К.Каутского, Ф.Ницше и О.Уайльда и т.п.).С 1902 писательница занималась издательской деятельностью; была близка по духу и направлению к писателям-«знаньевцам» (особенно – В.Г.Короленко и М.Горькому); в 1905 – председатель Общества улучшения участи женщин, в том же году предоставляла свою квартиру для заседания комитета РСДРП(б) (впечатления от событий 9 января отразились в ее повестях Светает, 1906, и Крылья взмахнули, 1907).Апогей популярности Вербицкой, в начале века опередившей по масштабам читательской аудитории даже Л.Н.Толстого, пришелся на годы издания романа Ключи счастья (1909–1913; экранизирован в 1913, режиссеры В.Гарден и Я.Протазанов, и в 1917 под назв. Победители и побежденные, реж. Б.Светлов, совм. с Вербицкой, по сценарию писательницы; вызвал также многочисленные подражания, продолжения и пародии). В основе произведения – проблема взаимоотношений художника и общества, в решении которой Вербицкая утверждает, в русле набирающей силу модернистской этики и эстетики, безграничную свободу творческой личности, в т.ч. в половой сфере. Парафразом основных идей этого романа читается трилогия...Логия (от греч. lógos - слово, учение), часть сложных слов, означающая: учение, знание, наука, например геология, биология, социология. Иго любви: Актриса, Огни заката, Спешите жить (1914–1920), построенная на сюжетах биографии...графия (от греч. grapho - пишу, черчу, рисую), часть сложных слов, означающих: 1) название науки, изучающей, описывающей предмет, указанный в первой части слова (например, география, историография) матери и бабушки Вербицкой.С начала 1920-х годов произведения Вербицкой стали восприниматься как образцовый продукт «бульварной» литературы, писательница сочиняет рассказы для детей под псевдонимом Игорь Ольгович, А.Алексеева и др.Умерла Вербицкая в Москве 16 января 1928.

Удивительно, но ей казалось, что, написав строку, она остановит шаги смерти, которая приближалась к ней. Раньше, еще до болезни. Потому что смерть наступила, когда ее перестали печатать...
Сколько осталось в рукописях, сколько в набросках, а сколько в голове! Сын, найдя все это в ящиках ее письменного стола, только молча вздохнет и схватится за голову... Не вернуть ушедшее время. Но можно почувствовать его дух, окунувшись в плен слов и образов Анастасии Вербицкой.
Так сложилось в ее семье, что женщинам и театру, искусству и дарованиям всегда Судьба, Бог отдавали первую роль. Бабушка Настеньки по матери, Анастасия Никитична Мочалова, выросшая в бедной и полуграмотной купеческой семье, благодаря случайному знакомству попала на сцену и очень быстро стала выдающейся актрисой. Её талант признавала сама Мария Николаевна Ермолова! Анастасия Никитична с блеском играла на крупных театральных сценах: в Харькове, Одессе, Киеве, Казани. Нередко ее партнерами были Пров Садовский, Мочалов, Самарин. Властная, горячая, до самой смерти она поражала блестящим умом, острым языком, оставаясь "барыней с головы до ног"!
За кулисами сцены прошло детство матери нашей героини, Марии Ивановны Мочаловой, незауряднейшей и талантливой женщины. Но чем больше расцветали красота и талант Машеньки, тем упорнее не пускала ее на профессиональную сцену мать-актриса, хотя не раз они играли вместе в больших благотворительных спектаклях и потрясали публику!
Мария Ивановна получила блестящее образование, читала и писала на трех языках, выписывала множество журналов, серьезно занималась пением и музыкой. Уже выйдя замуж за майора Алексея Зяблова и будучи матерью, Мария Ивановна со всей силой своей незаурядной натуры влюбилась в женатого человека - светского красавца, аристократа... (Истории этой трагичной любви матери Вербицкая потом посвятила свой роман "Огни заката".)
Властная, деспотичная, независимая, отличающаяся незаурядностью мнений и поступков, Мария Ивановна оказывала сильнейшее влияние на детей. Пока она была жива, ей первой Анастасия читала свои произведения, все написанное. Мать являла собой непререкаемый литературный авторитет.
Детство будущей писательницы прошло в большом воронежском имении родителей. Игры, книги, участие в детских любительских спектаклях и концертах - все это наложило отпечаток на впечатлительную артистичную натуру девочки. В девятилетнем возрасте ее, вместе с сестрой Шурой, отдали в Елизаветинский женский институт. Годы, проведенные в нем, оставили большой след в душе писательницы. Елизаветинский институт в Воронеже ничем не отличался от знаменитого петербургского Смольного или Павловского. Тот же строгий, почти монастырский, стиль жизни, бесконечные уроки и упражнения, танцы, вышивание, музыка... Только начальница была, может быть, более властной и деспотичной и пансионерки часто чувствовали на себе ее "ежовые рукавицы".
Сначала Настенька занимала среди девочек первое место по красоте и по учебе (у них была разработана целая система оценок по 30-тибальной шкале, наподобие институтской). Но после того, как начальница узнала, что бабушка Насти была "актеркой", девочка из фавориток попала в опальные. Ее презирали, с нею едва здоровались. В такой атмосфере быстро стал пропадать ее интерес к институту: несмотря на феноменальную память, она дошла через два года до предпоследней - 29-ой, ученицы по успеваемости и последней, 30-й, по красоте. Что-то сломалось, пропало, угас интерес к жизни. Уже ничто не было страшным: ни угрозы жестокого наказания, исключения из института - ничто! Как вспоминала она, "густая тень легла на эти годы золотого детства". Нечто похожее будет происходить и с героиней ее знаменитого романа "Ключи счастья" - Маней Ельцовой. Многое в этом великолепном образе будто списано с натуры.
И вдруг всё переменилось в один миг, как и бывает в жизни, ведомой Судьбой: ее ответ как блестящий отметил на уроке новый учитель географии, а случайно оказавшись на вечере взрослых учениц, Анастасия потрясла их знанием поэзии и умением декламировать стихи! Неожиданно проснулось сознание своей силы, своих возможностей, и она вступила в отчаянную борьбу за "поруганную личность". Духовный кризис был преодолен. Французский, литература, география, история - она стала заниматься усердно, по ночам, до глубокой усталости. В этой безмолвной борьбе с классом закалялся ее дух.
Также случайно, оттого, что знала назубок чужую роль, попала Настя на институтский спектакль и ошеломила всех талантом. Она вообще любила ошеломлять... Оказавшись в лазарете, нечаянно открыла в себе талант рассказчицы и несколько дней подряд очаровывала всех увлекательнейшими рассказами о приключениях красавицы-графини, влюбленной в благородного, но бедного человека. Она не заметила, как проснулся в ней талант сочинителя, а вместе с ним и огромная жажда сочинительства! Ее прекрасная, бурная фантазия почти не нуждалась в черновиках. Она записывала в тетрадь один рассказ, а на следующий день сочиняла новый. "...Я начинала рассказывать: стихотворения в прозе, новеллы, романы... - вспоминала она. - Приподнятые чувства, мелодраматическая ситуация, необычайно запутанная интрига и истинная любовь..." (А. Вербицкая. Моему читателю. Автобиография.) Неудивительно, что к концу курса Анастасия сделалась всеобщей любимицей, особенно среди учениц старших классов. Они ее буквально "носили на руках".

К пятнадцати годам она превратилась в высокую, стройную девушку с гордой осанкой. Глаза ее были так блестящи, что подруги спрашивали ее, а не капает ли она в них тайком белладонну. Черты ее лица были не совсем правильны, но ярки и столь индивидуальны, что запоминались сразу. Пожалуй, ее можно было отнести к категории девушек-женщин из породы "принцесс".
Она считала всегда, что рождаются женщины 3-х типов: кухарки, гувернантки и принцессы. Так ей говорила еще ее бабушка. "Принцессы" не столь уж редки, но им трудно выжить в любом обществе, особенно если они обладают щедрым и добрым сердцем, не меркантильны и впечатлительны. "И еще - не трудяги! - с усмешкой добавляла бабушка. - Надо много работать над собой, чтоб развить талант и быть независимой!" - наставляла она внучку.
Анастасия хорошо усвоила ее уроки. После окончания курса, она уделила серьезное внимание занятиям музыкой, вокалом. Ей пророчили серьезное консерваторское будущее блестящей певицы, но средств не хватало и о карьере артистки приходилось лишь мечтать.
На жизнь приходилось зарабатывать - давать частные уроки. Но она не сдавалась. В 1879 году Вербицкая поступает на вокальное отделение Московской консерватории, но оставляет ее не закончив двух курсов - из-за материальных затруднений.
Она становится учительницей музыки и пения в Елизаветинском институте. Через некоторое время хор, регентом которого она является, уже выступает в Петербурге, известен в Воронеже, в музыкальных кругах... Но из-за замужества и рождения детей (у нее было три сына) Анастасия Алексеевна оставила службу в институте и высокооплачиваемую должность "музыкальной инспектрисы" - по уставу в институте могли служить лишь вдовы или незамужние. Она устраивается преподавательницей пения в женские гимназии и отдает профессии педагога в общей сложности 19 лет своей жизни.
Она любила свой труд и работала не только потому, что росли дети и требовались деньги. Труд для нее был и духовной потребностью и средством самоутверждения. Кстати, даже в то время, когда появились в обществе первые ласточки женской эмансипации, не так легко было встретить работающую женщину, имеющую семью... Курсистки, студентки - другое дело... Но молодая дама, супруга инженера!.. Вербицкая и здесь не подчинялась традициям!
Когда она занялась журналистикой - работая корректором в газете "Жизнь", потом заведуя там отделом политической хроники - и вовсе изумились: не женское это дело разбираться в политике! Она не обращала внимания. Публиковала статьи небольшого размера, компилятивные обзоры, рецензии, переводы.

К слову сказать, в большую литературу она пришла с уже сложившимися убеждениями и принципами. Их она тоже изложила в своей автобиографической исповеди "Моему читателю". Обращаясь к далекой, но родной, "звучащей в унисон" душе, она ищет своего союзника среди тех, кто в утверждении и росте личности видит "зарю далекой, но новой и блестящей жизни", кто чувствует ценность протеста и борьбы с молохом - жизнью, кого радует "даже ничтожная победа духа"!
Любовь - свобода, Жизнь - свобода, любимое дело - свобода, Творчество - подлинная Свобода Духа - вот основные мысли, которые вкладывала в свои романы и повести Анастасия Вербицкая, начиная с самых первых эскизов и набросков и кончая зрелыми, мастерски написанными романами.
Такими, например, как "Дух времени" - без преувеличения, целая эпоха в литературе, если можно так выразиться, массового жанра, и "Ключи счастья" - нашумевшая многотомная эпопея-роман о прелестной балерине-босоножке. Остановимся на этих двух крупнейших литературных удачах Вербицкой. Их не назовешь" бульварными" романами, так как соблюдены все законы, литературные традиции, каноны жанра, стиль и так далее. Человек, который писал эти романы, привык слышать вокруг себя хорошую русскую речь, неординарные суждения о литературе, искусстве, психологии. Вероятно, Анастасия Алексеевна (благодаря близкому знакомству с театром и педагогической деятельностью) мастерски владела искусством диалога, правилами написания основных сцен между главными героями. Они набросаны всего лишь несколькими штрихами, но так ярко, что запоминаются навсегда. Они как бы вырезаны из камня. Чего стоит одна только Лиза Тобольцева из "Духа времени"! Один выразительный жест, взгляд, интонация, фраза, немногословное описание манеры одеваться, слушать и говорить - и образ готов. Да такой живой, что, когда исчезает Лиза со страниц романа, наполненного шумом революционных событий 1905 года, трагедиями несостоявшейся любви, развала семьи и много-много чем еще, то кажется, что книга потеряла душу и омертвела. Хочется закрыть ее, хотя сюжет еще в развитии и судьбы не всех главных героев ясны.

Впервые в этом романе Вербицкая очень сильно затрагивает тему трагической любви к одному человеку сразу нескольких женщин. Каждой из них эта любовь приносит больше горечи и слез, чем сладостного счастья. А проповедуемая главным героем - Андреем Тобольцевым - эстетом, последователем философии Ницше - свобода чувств и свобода духа, свобода взаимоотношений мужчины и женщины, как бы входит в диссонанс с окружающей действительностью и похожа на разрушающий, гибельный шквал революции!
Кстати, Анастасия Алексеевна принимала в первом революционном движении самое деятельное участие: распространяла и печатала у себя на московской квартире нелегальную литературу, прокламации, листовки, там же в квартире было нечто вроде временного пристанища-госпиталя для раненых в уличных боях. Происходили в этом уютном доме и тайные собрания революционеров, хранилось в нем и оружие. Словом, сама писательница жила как бы в атмосфере авантюрного романа, часто находясь на грани ареста! После подавления мятежа 1905 года Анастасия Алексеевна многим сосланным и заключенным помогала деньгами, заботилась об их семьях и детях.
Роман "Дух времени", выдержавший множество переизданий, вышедший тиражом 510 тысяч экземпляров, написанный Вербицкой на основе не только частных, но и общественных, "большей частью горьких", впечатлений, принес ей небывалый успех! На чтение романа в библиотеках стояли очереди, его обсуждали во всех светских гостиных, вплоть до Александровского дворца (резиденция императорской семьи).
Два слова о жанре. Роман основан на поэтике исключительного. Все герои его - недюжинные натуры, гениальны или талантливы до безумия! Словно ожили герои давних, детских рассказов Анастасии "все красавцы и красавицы, все князья и графини". А если герой и не обладал каким-либо талантом, то уж внешними данными - непременно! Изменились и принципы сюжетосложения. На смену однолинейному, "жизнеподобному" повествованию пришла свойственная авантюрному роману сложность и запутанность сюжетных линий, ложных кульминаций, завязок и развязок. Эти приемы все время держали читателя в напряжении. "Сюжетная сжатость" развития России тех лет как бы диктовала иные формы повествования, чем последовательная неспешность привычного реалистического романа или внешняя однообразная бесцветность идейного рассказа, в традициях Вересаева или Чехова. Люди спешили жить, Россия шла вперед гигантскими шагами, с шумными и бурными выплесками революционных манифестов, конституций, забастовок, открытий.
В какой-то степени авантюрный дух был присущ времени, и обращение писательницы к форме авантюрного романа было как бы первой ласточкой той революции художественной формы, к которой чуть позже придут последователи русского авангарда в литературе и искусстве (А. Белый, С. Городецкий, Ф. Соллогуб, В. Брюсов).
В том же ключе, в том же стиле создала Вербицкая и свой второй знаменитейший роман "Ключи счастья"(1908-13гг), который побил все рекорды тиражей и не только переиздавался, но и экранизировался, что в то время было невиданной сенсацией! В новом романе Вербицкая опять рассказывает "сказку о Золушке" - талантливейшей, незаурядной натуре с тонким художественным чутьем - Марии Ельцовой, - повстречавшей на своем пути две любви, одна из которых стала потребностью творящей искусство души, другая - трагедией для жизни. Главной целью романистки было поведать историю "новой женщины", которая осмелилась бы сбросить путы "старой морали". Сама писательница так объясняла критику и цензору Н.В. Дризену идею своего произведения: "Женщина, не ставь любовь в центр своей жизни, чтобы потом не сделаться банкротом, когда любовь уйдет. Посвяти себя науке, искусству, творчеству, деятельной любви к людям. Не гонись за маленьким личным счастьем... и тогда ключи счастья точно будут в твоих руках".
Представители духовной элиты по-прежнему говорили о "бульварности" творчества А. Вербицкой, но и сами ждали новые части романа (они выходили отдельными выпусками, как газета, писательница сама занималась изданием и редактированием), чтобы с удовольствием прочесть о приключениях босоножки-балерины, а наутро, в рецензии, отругать и стиль, и манеру, и жанр романа, назвав все грезой и фантазией.
Умная и тонкая женщина, Анастасия Алексеевна прекрасно все понимала. В одном из ответов на критику, сохранившемся в ее архиве, мы можем прочесть точные и горькие слова: "Я хорошо знаю себе цену, не страдаю манией величия и не считаю себя талантливой. О, нет! Но я понимаю, почему меня читают в данную минуту. Я вижу, что влечет ко мне читателя. Я затрагиваю всё те же вопросы, старые вопросы о любви, о браке, о борьбе личности с обществом. Очевидно, я вкладываю в решение этих вопросов тот темперамент, ту искренность, то несомненное своё, что и отличает меня от других. Может быть, именно то, что я пишу по-женски? И чувствую, и думаю - тоже по-женски? А может, утешительные слова теперь именно нужнее всего! Или я освещаю эти вопросы по-своему? Или читатель чувствует, что мои слова выстраданы мною, что моё миросозерцание стоило мне дорого?"
Она и впрямь заплатит за свое литературное дарование и ошеломляющий успех слишком дорогую цену. Октябрь 1917 года положит конец литературной карьере Вербицкой.
Правда, в последние перед переворотом годы ее новые романы не пользовались прежним успехом, но ее знали как крупного издателя, публициста, горячего сторонника женского движения, переводчицу, мецената, позволяющего раскрыться новым талантам, особенно среди женщин-писательниц... Но в 1919 году ее книги были объявлены порнографическими и склад ее изданий, только благодаря вмешательству Горького, был спасен от уничтожения. Чтобы проверить обвинения против Вербицкой, В. Воровский назначил комиссию из 12 человек, которая заседала три месяца и пришла к выводу о совершенной "безвредности" книг Вербицкой. Роман "Дух времени" был даже рекомендован для переиздания.

В 1924 году книги Вербицкой были окончательно запрещены. Она пыталась писать, переводить, сотрудничать в различных изданиях под псевдонимами, писала внутренние рецензии.
Она чудом избежала ссылки или ареста, благодаря имени своего сына Александра - основателя 2-ой студии МХАТа, народного артиста Республики, заслуженного деятеля искусств, знавшего самого Станиславского!
Но может быть, вынужденное молчание, невозможность творить новые образы, записывать новые строчки, не пряча в стол, для нее и было самым настоящим расстрелом? Расстрелом души, жизнь которой она ценила превыше всего на свете!
Она сказала перед смертью: "Надеюсь, что и для потомства, далекого от уличной брани газет, давно исчезнувших в круговороте жизни, мои книги, хранящиеся в Румянцевском музее и Публичной библиотеке, откроют мое истинное лицо, и для будущего поколения я займу свое скромное, но неповторимое место в русской литературе..."
Ее надежды сбылись. Книги вернулись. А вместе с ними ее пленительный образ, дух давно ушедшего времени, золотая паутина прошлого, где, может быть, до сих пор хранятся ключи человеческого счастья... Кому суждено их отыскать? Быть может, нам, новым читателя книг Анастасии Вербицкой?