Управление новгородской земли в 12 13 веках. Государственное устройство и система управления новгородской земли


Культ Александра Невского. В национальном самосознании подвиги "святого и благоверного Александра Невского" стоят особняком. Имя знаменитого князя-воина удивительно гармонично вошло в нашу историческую память. Культ Александра Невского возник чуть ли не сразу после его кончины. Пожалуй, нет другого русского князя, канонизированного церковью, который бы так часто изображался на иконах. С другой стороны, Александр Невский - один из наиболее чтимых героев военной и гражданской истории Руси - России, вплоть до сего дня. А сражения против шведов и тевтонов стали частью национально-политического мифа.

Славные предшественники: дед и отец Александра. Стоит отметить, что деяния и посмертная слава князя Александра Ярославича затмили жизнь и ратные подвиги его предков, а ведь воинская удаль победителя шведских и немецких рыцарей была, если так можно сказать, наследственной. Его дед Мстислав Удалой, пользовавшийся необычайной популярностью среди новгородцев, отличался редкостной воинской доблестью.

В 1216 г. во главе новгородских полков он наголову разбил в битве на Липице владимиро-суздальские полки. Это сражение было одним из наиболее кровавых в междоусобной борьбе русских князей. Сменив несколько княжеств и завоевав наконец Галич, дед великого русского полководца подчинил своей власти спесивых галицких бояр. Лишь раз бежал он с поля боя, в роковой для Руси битве на Калке.

Отец будущего Александра Невского князь Ярослав Всеволодович также княжил в Новгороде, но, не поладив с боярами, покинул его, оставив в городе своих детей: 10-летнего Федора и 8-летнего Александра. До нашествия татар на Русь князь Ярослав ходил в походы на мордву, чудь, литву. В 1236 г. он завоевал киевский престол, а после гибели своего брата Юрия на реке Сить взошел на Владимирский престол, став первым русским князем, получившим от татар сразу после завоевания ими Руси ярлык на великое княжение.

Опасность с Запада. С установлением татарского ига беды Руси не закончились, правивший в Новгороде юный князь Александр Ярославич (родившийся, вероятнее всего, в 1220 г.) столкнулся с воинственными планами и действиями западных соседей в 1240-е гг.

После разгрома Северо-восточной и Южной Руси татарами опасность нависла и над Северо-западом Руси, в первую очередь над Новгородом.

Новгородская земля: хозяйство, государственное устройство, система управления. Новгородские земли занимали огромную территорию от Ледовитого океана до верховий Волги, от Прибалтики до Урала. По климатическим условиям в Новгороде не могло быть обилия хлеба, поэтому основу экономики составляли промысловое хозяйство (охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество) и торговля. Исключительно выгодное географическое положение Новгорода Великого способствовало развитию обширной торговли: город находился на перекрестке торговых магистралей, связывавших Западную Европу с Русью, а через нее - с Востоком и Византией.


Первоначально, Новгородом владел князь Киевский, а управлял один из его сыновей. Удаленность Северо-западных земель от границ со степью давала возможность для стабильного, спокойного развития. Интенсивность и обширность торговых связей способствовала возвышению торгового боярства.

После восстания 1136 г. и изгнания князя Новгород стал боярской республикой.

Весь город был разделен по течению Волхова на две стороны: Софийскую и Торговую. Высшим органом управления в Новгороде было общегородское вече (на Софийской стороне), избиравшее должностных лиц, решавшее все вопросы внутренней и внешней политики. Кроме общегородского вече, существовали "кончанские вече" (город делился на пять районов-концов) и "уличанские" вече (объединявшие представителей улиц, на которых, как правило, селились представители одной профессии). Реальная власть в Новгороде принадлежала боярской элите, т.н. "300 золотым поясам".

Главным должностным лицом в Новгороде был посадник, избиравшийся из числа крупнейших бояр, в его руках были управление и суд. Вече выбирало главу новгородской церкви - епископа (впоследствии архиепископа). Владыка распоряжался казной, ведал вопросами внешней политики Великого Новгорода, определял торговые меры веса и прочее. Глава новгородской церкви имел даже свой полк. Важное значение в системе городского управления имел тысяцкий, распоряжавшийся городским ополчением, судом по торговым делам, сбором налогов.


Вече приглашало (или изгоняло) князя, управлявшего войсками во время военных походов; княжеская дружина обеспечивала порядок в городе. Власть князя ограничивалась городской администрацией, законами Новгорода и распоряжениями вече. Княжеская резиденция находилась на Ярославовом дворище, на Торговой стороне, а затем в нескольких километрах от кремля - на Городище. Князь не имел права владеть земельной собственностью в пределах Новгородской земли. Пределы власти и полномочий князя четко оговаривались: "Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не иметь, грамот не давать". Тем не менее, князья, ограниченные сначала устными, а затем и письменными договорами, активно участвовали в судебно-административном и военном управлении, поддерживали единство Новгорода с другими княжествами и землями Руси.


Военная организация Новгорода. Новгородская земля отличалась от других русских земель и княжеств не только политическим устройством, но и военной организацией. Верховным военачальником великого Новгорода был князь, имевший собственную дружину. При князе находился посадник, исполнявший обязанности главы новгородского ополчения, кроме того, собственную дружину имел и новгородский владыка. Посадник распоряжался "гридями", несшими гарнизонную службу в пригородах Новгорода: Пскове, Ладоге, Изборске и других городах. В случае необходимости Новгород формировал т.н. "кончанские" полки (весь город делился на пять концов - районов, имевших собственное самоуправление) и ополчение посадов. Каждый такой полк делился на две сотни во главе с воеводами, подчинявшимися князю. Конные войска содержались за счет богатых новгородцев, малоимущее население выставляло пешее войско.

Воинственные потомки варягов. Северными соседями Руси были скандинавы. Примерно в то же время, что и у славян, у них стали возникать государства, начала укрепляться знать. Источником ее богатства и могущества были стада скота и все то, что удавалось захватить во время морских военных набегов. Не только в IX-XI вв., но и в XII-XIII вв. эти набеги оставались важной частью жизненных интересов всех скандинавов, в том числе и шведов. Они-то и попытались прощупать силы Руси на северо-западе.

Читайте также другие темы части IX "Русь между Востоком и Западом: битвы XIII и XV вв." раздела "Русь и славянские страны в средние века":

  • 39. "Кто суть и отколе изыдоша": татаро-монголы к началу XIII в.
  • 41. Чингисхан и "мусульманский фронт": походы, осады, завоевания
  • 42. Русь и половцы накануне Калки
    • Половцы. Военно-политическая организация и социальная структура половецких орд
    • Князь Мстислав Удалой. Княжеский съезд в Киеве - решение помочь половцам
  • 44. Крестоносцы в Восточной Прибалтике
    • Вторжения немцев и шведов в Восточную Прибалтику. Основание ордена меченосцев
  • 45. Невская битва
    • Александр Невский. Новгородская земля: хозяйство, государственное устройство, система управления

Причины усиления Новгорода. Новгородская земля распола­галась между озё­рами Ильмень и Чудским, по берегам р. Вóлхов, Лó­вать. Города: Псков, Ладога, Руса (ныне Старая Русса), Торжок, Великие Луки и др. В резуль­тате колонизации в состав Новгородской земли во­шли финно-угор­ские племена – карелы, заволоч­ская чудь. Как пола­гает академик В. Янин, Нов­город возник как объе­динение-федерация трёх племенных поселе­ний: славянского и двух фи́нно-угорских – мерянского и чудского. Новгород являлся одним из крупнейших и богатейших городов Ев­ропы. Здесь уже в 1044 г. были построены каменные укрепления. Го­род имел высокий уровень благоустройства: деревянные мос­товые появились здесь раньше, чем в Париже, система дренажа отводила грунтовые воды. Новгород распола­гался на торговых путях, связывающих Балтий­ское море с Чёрным и Кас­пийским. Город торговал со Скандина­вией и северо­немецкими горо­дами, заключив­шими в XIV в. тор­гово-политический союз Г á нза . Археологи нашли в Новгороде остатки немец­кого торгового двора. Нов­городский экспорт составляли пушнина, мёд, воск, соль, кожа, рыба, моржовая кость. Слабое место Новгорода: неблагоприятные условия для земледелия, необхо­димость импортировать хлеб. Главный противник Новгорода – Влади­миро-Суздальское княжество – часто перекрывал ему поставки хлеба.

Особенности Новгородской республики . В Новгороде не было мо­нархической княжеской системы власти. Здесь ус­тановилась боярская феодальная республика . Новгород­ские бояре, в отличие от владимиро-суздальских, были по происхо­ждению не княжескими дружинниками, а потомками местной племенной знати. Они составляли замкнутую группу родов. В Новго­роде боярином нельзя было стать, им можно было только ро­диться. Здесь рано сло­жилось боярское земле­владение. Князей присылали сюда в качестве наместников. Кроме Новгородской, в 1348–1510 гг. существовала Псковская республика.

Система управления. Новгород первым отделился от Киева. В ходе восстания 1136 г. был изгнан князь Все­волод Мстиславич за «небреже­ние» городских интересов. Новгород считался «оплотом вольности». Высшим органом власти являлось вече собрание мужского населения города, орган государственного управления и самоуправления . Первое упоминание в летописях о вече относится к 997 г. Вече состояло из 300–500 человек, решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало за­коны, заключало дого­воры с другими землями. Оно собиралось на Яро­славовом двóрище – площади, вымощенной коровьими челюстями, или на Софий­ской площади. Вече было гласным – го­лосовали при помощи крика, иногда решение принималось посредством драки: осилившая сторона и призна­валась большинством.

На вече избирались посадник, ты́сяцкий, епископ .

-Посадник осу­ществлял управление городом, дипломатические пере­говоры, вершил суд, контролировал дея­тель­ность князя.

-Ты́сяцкий – глава народного ополчения, он также вершил суд по торговым делам, решал финансовые вопросы. Ему подчинялись с ó тские , которые собирали подати (налоги).

-Епископ (с 1165 г. – архиепископ ), «владыка», выбирался пожизненно на вече и затем утверждался митрополитом. Он воз­главлял церковь и церковный суд, распоряжался казной и «владычным» полком, своей личной печатью скреплял междуна­родные соглашения.

-Князь новгородский – военачальник, глава дру­жины, исполнял военно-поли­цейские функции, в мирное время поддерживал порядок в городе. Для Новгорода со времён «призвания варягов» было характерно приглашение князя (вспомним Рюрика). С князем заключался «ряд » (договор), запрещавший князю вмешиваться в дела городского управления, сменять должностных лиц, присутствовать на вече, приобретать земли и недвижимость, селиться в городе. Князь с дружиной жил в загородной резиденции – на Рюриковом Городище, в трёх километрах от Новгорода. Вече имело право изгнать князя в случае нарушения им «ряда» со словами: «княже, ты – собе, а мы – собе». Изгнание князей (как и посадников) было обычным явлением. За XII–XIII вв. князья в Новгороде менялись 68 раз. Участи изгнанника не избежал и знаменитый Александр Невский . В 1097–1117 гг. новгородским князем был Мстислав Великий , сын Владимира Мономаха. Когда в 1102 г. князь киевский Святополк Изяславич захотел заменить его своим сыном, новгородцы ответили: «Не хотим ни Святополка, ни его сына… Если у твоего сына две головы, то посылай его к нам!».

Территория республики делилась на регионы – пяти́ны . Город Новгород р. Вóлхов разделяла на две стороны: Софийскую (Кремль) и Торговую, а также концы (районы) и улицы с кончанскими и уличанскими вече. Рядовое население участвовало в кончанских и уличан­ских вече, избирая старост концов и улиц.

Вечевой строй Новгорода не обеспечивал подлинного народовла­стия. Фактически республикой правила новгородская госпóда (властная элита) в лице боярства и богатого ку­пече­ства. Должности посадников и ты́сяцких занимали только богатые бояре («Совет господ », или «300 золотых поясов »). Новгород можно считать аристократической, олигархической республикой . Поэтому здесь часто вспыхивали восстания простого народа (1136 г., 1207 г., 1229 г. и т. д.).

Галицко-Волынская земля.

Галицко-Волынское княжество – юго-западная окраина Руси. Благо­приятный климат, плодородные почвы, торговые пути в Польшу и Венгрию способствовали его усилению. Пер­вона­чально Галиция и Волынь были отдельными княжествами. После смерти Ярослава Мудрого на Волыни стал править его внук Давыд Игоревич , а в Галиции – правнуки Василько и Володарь . Но княжеский съезд изгнал Давыда за ослепление Василька Теребовльского после Любечского съезда. На Волыни укрепилась династия Мономашичей – потомков Владимира Мономаха. Галицкое княжество достигло могущества при внуке Володаря Ярославе Осмомысле (1119–1187; 1153–1157 гг. ), женатом на дочери Юрия Долгорукого Ольге .

В 1199 г. Галицкое и Волынское княжества объединил Роман Мстиславович Волынский (1150–1205; 1199 1205 гг.) . Роман стремился подчинить мятежных галицких бояр. О боярах он говорил: «Не передавивши пчёл, меду не есть». В 1203 г. Роман занял Киев и принял титул великого князя. Папа рим­ский предла­гал Ро­ману королев­скую корону, но тот отверг её. В 1205 г. Роман погиб в Польше в битве с князем Краковским Лешком Белым . Начались усобицы.

Четырёхлетний сын Романа – Даниил (Данило) Романо­вич (1201 или 1204–1264; 1238 1264 гг .) был изгнан вместе с матерью из Галича, но, возмужав, к 1238 г. сумел вернуть себе Владимир Волынский, Галич, присоединил Киевское и Ту­рово-Пинское княжества, основал г. Львов и Холм. В 1240 г. владения Даниила были разорены Ба­тыем. В 1254 г. он получил от папы римского титул короля.

Таким образом, раздробленность, с одной стороны, была прогрес­сивным явле­нием для экономического развития, но, с другой стороны, подорвала обо­роноспо­собность Руси и привела к монгольскому игу.

В X-XI веках Новгород ничем не отличался от других русских городов ни по образу жизни, ни по форме правления. Кто княжил в Киеве, тот владел и Новгородом. Киевские великие князья держали в Новгороде своего наместника, обычно одного из своих сыновей. И управляли Новгородской областью в общем порядке, как управляли Киевом. Но когда в Киевской Руси, после смерти Владимира Мономаха в 1125 г., начались непрерывные распри князей за Киев, Новгород воспользовался княжескими усобицами и перестал послушно принимать у себя князей из рук киевского князя.

До второй четверти XII в. киевские князья без особого успеха боролись с древней, еще племенной традицией вечевой власти Новгорода, постепенно отдавая городу все больше прав. С середины XII в. Новгород становится боярской республикой с самобытным вечевым политическим устройством, при котором важнейшие государственные дела решались на городском собрании - вече, в то время как в других землях и княжествах Древней Руси главным законом была воля князя.

Князь более не был полновластным господином в Новгороде. Новгородцы приглашали князей сами, придирчиво выбирая наиболее подходящего из кандидатов и ограничивая его пребывание в городе жесткими рамками: приглашенным князьям запрещалось приобретать земельные владения в Новгородской земле для себя и своей дружины, они не могли пользоваться доходами сверх строго определенных размеров и распоряжаться городской казной.

Избирая себе князя, новгородское вече вступало с ним в договор, или «ряд». Оно обязывало князя целовать крест на том, на чем целовали народу крест его предки: «Новгород держати в старине по пошлине». Само же вече целовало князю крест на том, чтобы его «княжение держати честно и грозно, без обиды». По новгородской «пошлине», т. е. по старому обычаю, князь в Новгороде был высшею военною и правительственною властью. Он предводительствовал новгородской ратью, был верховным судьею и правителем новгородским. Среди своих внутренних ссор и усобиц новгородцы очень нуждались в справедливом посреднике, который бы ни от кого из них не зависел, «любил добрых и казнил злых». Таким посредником и являлся князь.

Править Новгородом князь обязывался, не изменяя новгородских законов и порядков. В ту минуту, когда вече «показывало ему путь из Новгорода», т. е. отказывало ему во власти, князь терял всякую связь с Новгородом и сейчас же мог оставить его пределы. Как постороннее Новгороду лицо, князь и жил не в самом Новгороде, а верстах в трех от него, ближе к Ильменю, в так называемом городище. Править Новгородом князь обязывался, не изменяя его законов и порядков, притом с постоянным участием посадника, избранного на вече.

Вече устанавливало новые законы, утверждало договоры с иноземцами, решало вопросы о войне и мире. Вече судило важнейших лиц и важнейшие дела - от столкновений князя с новгородскими сановниками до преступлений самих горожан. Словом, новгородское вече направляло всю политическую жизнь города и его земель. Местом собрания вече был Ярославский двор (площадь торга на Торговой стороне) или же площадь в Детинце у Софийского собора. На вече шел каждый свободный гражданин Новгорода, имевший свое хозяйство (дети, даже взрослые, но жившие в хозяйстве отца, не считались в Древней Руси полноправными гражданами).

Одинаково с новгородцами на вече могли идти и жители пригородов, приезжавшие в Новгород. Дела на вече решались не по большинству голосов, а общим криком. На наш, современный взгляд, этот способ кажется странным и беспорядочным. Чтобы понять его, нужно помнить, что Новгород состоял из нескольких общин - концов, делившихся, в свою очередь, на меньшие общины - сотни и улицы.

На вече члены этих общин стояли, конечно, вместе, и легко могли сговориться между собою по каждому делу, так что после переговоров выяснялось мнение каждой общины. А из суммы этих мнений и составлялось общее мнение вече. Таким образом не нужно было считать отдельные голоса людей, составлявших тысячную толпу: необходимо было только убедиться, что все общины, составлявшие Великий Новгород, сошлись на том или другом решении. В случае их согласия дело считалось решенным. Если же согласия не достигали, то ссорились и даже дрались. Иногда из одного вече образовывалось два взаимно враждебных. Начиналось междоусобие; чаще всего на мосту через Волхов сходились враги для боя, и владыка новгородский с духовенством спешили примирить сограждан.

При таких порядках, понятно, вече не могло толково обсуждать подробности сложных и важных дел. Оно могло только, выслушав готовый доклад по делу, принять его или отвергнуть. Такие доклады готовились для вечевых собраний особым правительственным советом. В него входили все важнейшие новгородские сановники - посадники и тысяцкие. Во главе совета стоял в древнейшие времена князь, а потом - владыка. Совет назывался по-новгородски, «господою». Вся государственная жизнь Новгорода велась «господою»; она руководила и внешними отношениями, и вечевой деятельностью. Со временем именно этот аристократический совет стал самым влиятельным в Новгороде.

Выборные новгородские сановники, посадник и тысяцкий, вели текущие дела управления, помогая князю и в то же время наблюдая за ним. Посадник ведал гражданские дела, а тысяцкий был предводителем новгородской тысячи, т. е. ополчения. Под ведением посадника находились выборные старосты концов (кончанские) и улиц (уличанские). Тысяцкому были подчинены сотские - начальники десяти сотен, составлявших тысячу. Каждый чиновник не только управлял, но и судил своих подчиненных; был свой суд и у посадника, и у тысяцкого. Вече выбирало этих сановников без срока; они исполняли свою должность, пока были угодны вече. Посадник всегда выбирался из знатнейших и богатейших новгородцев, из больших бояр, и потому был представителем новгородской аристократии. Напротив, тысяцкий представлял собою всю новгородскую массу, входившую в тысячу.

Управление пятин новгородских и пригородов находилось в руках выборных новгородских властей.

Новгородскими волостями правили новгородские промышленники, которые в них заводили свои промыслы и устраивали свое частное, вотчинное управление.

Новгородский владыка, архиепископ, не только ведал церковью, но имел большое значение и в политической жизни Новгорода. Он занимал первое место в правительственном совете. Он следил за деятельностью вече: всякое решение вече требовало благословения владыки; в вечевых распрях владыка являлся примирителем, входя в бушующую толпу в священном облачении и с крестом. В отношениях с иностранцами владыка играл первостепенную роль: он своею печатью скреплял договорные грамоты; к нему иностранцы обращались за покровительством и защитой, когда их обижали в Новгороде.

Двор владыки у Софийского собора и сам собор Святой Софии были правительственным центром, где собиралась «господа», хранился государственный архив Новгорода и богатая софийская церковная казна, на которую новгородцы смотрели как на государственную. Владыка управлял огромным количеством церковных земель. У него был штат чиновников и свой полк, отдельный от общего новгородского ополчения. Именно поэтому новгородцам было важно самим выбирать своего архиепископа, а не получать назначенного со стороны.

В период Средневековья на территории Руси находилось 15 княжеств, но их число в результате феодальной раздробленности увеличилось до 50. Однако особую роль играли 3 из них, самых крупных. Это были Галицко-Волынское, Владимирско-Суздальское и Новгородское. О последнем можно что-то более-менее достоверно узнать только с IХ века. Датой официального основания Новгорода считается 859 год, но историки отмечают, что сам город появился значительно раньше, просто установить точное время не представляется возможным.

Дело в том, что все здания в то время были полностью деревянными. Следовательно, они легко сгорали и сгнивали, от них мало что оставалось. А деятельность людей, живших на этой же земле в более поздние века, практически окончательно похоронила надежды археологов что-то достоверно установить о тех временах. Кроме того, многие письменные упоминания о княжестве Новгородском пропали в связи с татаро-монгольским нашествием. Огромное количество документов просто-напросто погибло в огне.

Однако из того, что удалось установить, становится понятно, что Новгородское княжество познакомилось с государственностью довольно рано. А местные краеведы и вовсе предполагают, что здесь был Рюрик. Но подтверждений пока не найдено, одни только предположения.

Самые ранние записи касаются сыновей Святослава, Олега и Ярополка. Между ними разгорелась борьба за власть. В результате ожесточённых битв Ярополк победил своего брата, стал Великим князем, захватив Киев. Для управления Новгородом он выбрал посадников. Которых убил младший брат, Владимир, бежавший к варягам, откуда вернулся с наёмным войском, получил власть сначала в Новгороде, а потом и в Киеве. И именно его сын, Ярослав Мудрый, отказался платить дань Киеву. Владимир, собиравший дружину, чтобы разобраться с этой проблемой, внезапно умер. Власть захватил Святополк Окаянный, который довольно жестоко сражался за власть, не выбирая методы. Но в итоге Ярослав победил, во многом при помощи поддержки народа, боявшегося более жестокого князя. Теперь уже Ярослав стал Великим Князем, а в Новгород он стал отправлять своих сыновей.

Даже краткий пересказ относительно небольшого временного отрезка, касающегося событий с IX по XI века, наглядно показывает, что Новгородское княжество успело привыкнуть и к частой смене князей, и к постоянной борьбе за власть между ними. Заметно, что большинство стремились захватить престол, в конечном счёте, в Киеве. Пребывание же в Новгороде рассматривался часто как промежуточный вариант. Что сказалось на определённом восприятии княжеской власти народом: во-первых, как временной, во-вторых, неразрывно связанной с войной, дружиной и походами.

В то же время Новгород был довольно крупным городом, где постепенно начала формироваться своеобразная демократия с элементами олигархии. Особенно сильно это стало заметно в период феодальной раздробленности, когда князь был вынужден подписывать грамоту (договор), на основании которого он мог законно находиться в городе. При этом его полномочия сильно ограничивались. В частности, князь не мог объявлять войну или заключать мир, самостоятельно торговать, раздавать земли, предоставлять кому-то привилегии. Он не имел права даже охотиться в неположенном месте или же держать дружину в самом городе: последнее было связано с опасением, что власть захватят силой.

Фактически, фигура князя сводилась к роли военачальника, полководца, который обязан был защищать город и получал в связи с этим определённые привилегии. Но его положение оставалось часто шатким. Чтобы собрать людей, кроме собственной дружины, например, для военного похода, князь мог обратиться к жителям на народном вече, оставшемся высшим органом власти. Но он не имел права приказывать.

В вече мог принимать участие любой свободный мужчина. Созывали собрание посадник или тысяцкий, которых вече и назначало, отобрав это право со временем у князя. Высшим судебным органом тоже считалось собрание. Посадник был высшим должностным лицом, принимавшим в отсутствие князя послов, возглавлявшим в таких же условиях вооруженные силы. Тысяцкий являлся его правой рукой и помощником. Точного срока действия их полномочий не оговаривалось, но каждый мог потерять своё положение, утратив доверие народа. Вече имело право снять любого, кого назначило, с соответствующей должности. Вообще широта полномочий ярко демонстрируется тем, что в Новгороде на народном собрании выбирали даже епископа.

Что же касается Боярского совета, то он, по факту, занимался торговыми вопросами. Ещё носил функцию совещательного органа. Объединял всех влиятельных людей, возглавлялся князем. Занимался подготовкой вопросов, которые стоило вынести на вече.

Времена феодальной раздробленности

Уникальность Новгородского княжества в полную меру проявилась и в период феодальной раздробленности. Исторически такое разделение принято оценивать негативно, и оно действительно крайне отрицательно сказалось на славянах, сделав их уязвимыми перед лицом татаро-монгольского ига. Но для отдельных земель в этом были свои преимущества. В частности, географическое расположение Новгородского княжества подарило ему определённую защиту: оно оказалось довольно далеко даже для кочевников, в итоге меньше всех остальных земель пострадало от действий монголов. Защищать западные границы у русских князей же получалось намного лучше. А благодаря раздробленности новгородцы не ввязывались в проблемы своих соседей.

Также не стоит забывать, что Новгородская земля сама по себе была довольно большой. Размерами она была сопоставима с европейскими государствами того же периода. А выгодное географическое положение позволило ей наладить торговлю с Ганзой и с некоторыми другими соседями. Кроме самого Новгорода, в княжество входил Псков, Юрьев, Ладога, Торжок и прочие территории, включая даже часть Урала. Через Новгород можно было получить доступ к Неве и Балтийскому морю. Но не только географическое положение сделало княжество таким уникальным, а сочетание различных факторов, политических, экономических и культурных. И религиозных, в том числе.

Быт, религия и культура

В отношении такого государственного явления как Новгородское княжество характеристика не будет полной, если не уделить внимание вопросам религии, культуры и быта. Крещение Новгорода произошло вскоре после Киева, откуда прислали для этих целей византийского священника Иоакима Корсунянина. Но, как и многие славяне, новгородцы далеко не сразу отказались от языческих верований. Дошло до того, что христианская религия, не желая постоянно сталкиваться с сопротивлением паствы, впитала в себя некоторые традиции, объединив их с Рождеством (гадания и прочие обряды).

Что же касается культуры, то внимательное изучение летописей показывает, что здесь вплоть до захвата Новгородского княжества в XV веке Иваном III сохранялся довольно неплохой уровень письменности и образованности. Сказалось и то, что эти земли меньше остальных пострадали от нашествия татаро-монгольского ига. Многие знания передавались от родителей к детям и сохранились. Что, в свою очередь, повлияло на быт. Так, новгородцы были ярыми приверженцами деревянного домостроения, чистоты, определённых обрядов, связанных с природой. Выявленный культурный пласт настолько мощный, что его до сих пор изучают.

§ 26. Государственное устройство и управление Новгорода

В древнейшее время своего существования под властью киевских князей, то есть в X и XI вв., Новгород ничем не отличался от прочих русских городов. Кто княжил в Киеве, тот владел и Новгородом. Киевские великие князья держали в Новгороде своего наместника, обыкновенно одного из своих сыновей, и управляли Новгородскою областью по общему порядку, как управляли Киевом. Но когда в Киевской Руси, после смерти Владимира Мономаха (1125), начались непрерывные распри князей за Киев, Новгород воспользовался княжескими усобицами и перестал послушно принимать себе князей из руки Киевского князя. Новгородское вече стало само приглашать князей в Новгород , избирая их из разных ветвей русского княжеского рода и предлагая им от себя известные условия. Такой порядок мог утвердиться в Новгороде в XII в. потому, что Новгородская земля была далека от Киева: с одной стороны, ослабевшие князья киевские не имели сил держать дальний Новгород в подчинении себе; а с другой стороны, князья, искавшие Киева, не хотели связывать свою судьбу с Новгородом, они боялись, сидя в Новгороде, упустить Киев и оттого держались на юге, предоставляя Новгородский стол младшей братье. Усвоив себе обычай избирать князя, новгородцы в то же время начали избирать себе и «владыку». До середины XII в. архиерея (сперва епископа, потом архиепископа) присылал в Новгород Киевский митрополит по своему собственному выбору. С середины XII в. новгородцы стали сами выбирать архиепископа из местного духовенства и посылали его от себя к митрополиту для доставления в сан. Наконец, новгородцы стали взамен прежних княжеских посадников и тысяцких выбирать своих и, таким образом, окружили князя своими чиновниками, требуя, чтобы он управлял в Новгороде только с «новгородскими мужами», а не со своею княжескою дружиною .

Добившись такого порядка, Новгород добился полной политической независимости и обособленности. Он превратился в самостоятельное государство, в котором верховная власть принадлежала вечу. Вече избирает князей и изгоняет их; избирает владык и в случае недовольства ими сводит их; избирает и увольняет сановников, управляющих делами Новгорода. Вече установляет новые законы, утверждает договоры с иноземцами, решает вопросы о войне и мире. Вече судит важнейших лиц и важнейшие дела - от столкновений князя с новгородскими сановниками до преступлений пригорожан новгородских. Словом, новгородское вече направляет всю политическую жизнь Новгорода и его земель. Местом собрания веча бывал «Ярославов двор» (площадь у торга на Торговой стороне) или же площадь в Детинце у святой Софии . На вече шел всякий свободный граждански новгородец, имевший свое хозяйство (дети, хотя бы и взрослые, но жившие в хозяйстве отца, не считались в древней Руси полноправными гражданами). Одинаково с новгородцами на вече могли идти и жители пригородов, приезжавшие в Новгород. Дела на вечах решались не по большинству голосов, а общим криком (предполагалось – единодушно). На наш современный взгляд, этот способ кажется странным и беспорядочным. Чтобы понять его, надобно помнить, что Новгород состоял из нескольких общин - «концов», делившихся в свою очередь на меньшие общины - «сотни» и «улицы». На вечах члены этих общин стояли, конечно, вместе и легко могли сговориться между собою по каждому делу, так что после переговоров выяснялось мнение каждой общины. А из суммы этих мнений и составлялось мнение веча. Стало быть, не было нужды считать отдельные голоса людей, составлявших тысячную толпу: надобно было только убедиться, что все общины, составлявшие Великий Новгород, сошлись на том или другом решении. В случае согласия их дело считалось решенным. Если же согласия не достигали, то ссорились и даже дрались. Иногда из одного веча образовывалось два взаимно враждебных. Начиналось междоусобие; всего чаще на мосту через Волхов сходились враги для боя, и владыка новгородский с духовенством спешил мирить сограждан.

При таких порядках, понятно, вече не могло толково обсуждать подробности сложных и важных дел. Оно могло только, выслушав готовый доклад по делу, принять его или отвергнуть. Такие доклады подготовлялись для вечевых собраний особым правительственным советом . В него входили все важнейшие новгородские сановники - посадники и тысяцкие , как те, которые были в должности («степенные»), так и те, кто уже оставил должность («старые»). Во главе совета стоял в древнейшее время князь, а потом - «владыка». Совет назывался по-новгородски «господою»; немцы, торговавшие с Новгородом, называли его «Herren». Вся государственная жизнь Новгорода подлежала владению «господы»; она руководила и внешними сношениями, и вечевою деятельностью. Чем далее шло время, тем влиятельнее становился в Новгороде этот аристократический совет.

Избирая себе князя, новгородское вече вступало с ним в договор, или «ряд». Оно обязывало князя целовать крест на том, на чем целовали Новгороду крест его предки: «Новгород держати в старине по пошлине». Само же вече целовало князю крест на том, чтобы его «княжение держати честно и грозно без обиды». По новгородской «пошлине», то есть по старому обычаю, князь в Новгороде был высшею военною и правительственною властью. Он предводительствовал новгородскою ратью, был верховным судьею и правителем новгородским. Среди своих внутренних ссор и усобиц новгородцы очень нуждались в справедливом посреднике, который бы ни от кого из них не зависел, «любил добрых и казнил злых». Таким посредником и являлся князь. Но чтобы сам князь не обратил своей власти против Новгорода, новгородцы ставили ему ряд условий. Они рассматривали князя как постороннего Новгороду иноземца и потому обязывали его и его дружину не приобретать в Новгородских владениях земли и челяди и не торговать самому, без посредства новгородских купцов, с немцами на немецком дворе. Таким образом, князь не мог никакими путями войти в состав новгородского общества и всегда оставался для Новгорода посторонним. В ту минуту, когда вече «показывало ему путь из Новгорода», то есть отказывало ему от власти, князь терял всякую связь с Новгородом и сейчас же мог оставить Новгородские пределы. Как постороннее Новгороду лицо, князь и жил не в самом Новгороде, а верстах в трех от Новгорода, ближе к Ильменю, в так называемом Городище. Править Новгородом князь обязывался, не изменяя новгородских законов и порядков, притом с постоянным участием посадника, избранного вечем. Посадник сопровождал князя на войну, присутствовал при княжеском суде, вместе с князем назначал должностных лиц на низшие должности, словом, контролировал каждое действие князя. Управлять Новгородом князь должен был исключительно посредством новгородцев, никуда не назначая своих дружинников; кроме того, и сам он должен был находиться в Новгородских пределах, а если уезжал оттуда, то терял право управлять Новгородом. За свою службу Новгороду князь получал «дары» и «дань» в точно определенном размере и, сверх того, пользовался разными угодьями и правом охоты в особо отведенных местах. В свою очередь, князь давал новгородцам различные льготы в своем княжестве, откуда он был приглашен в Новгород.

Выборные новгородские сановники, посадник и тысяцкий , вели текущие дела управления, помогая князю и в то же время наблюдая за ним. Посадник ведал гражданские дела, а тысяцкий был предводителем новгородской «тысячи», то есть ополчения. Под ведением посадника находились выборные старосты концов («кончанские», или «конецкие») и улиц («уличанские», или «улицкие»). Тысяцкому были подчинены сотские - начальники десяти «сотен», составлявших тысячу. В древности всегда бывало так, что каждый чиновник не только управлял, но и судил своих подчиненных; по общему обычаю был свой суд и у посадника, и у тысяцкого. Вече выбирало этих сановников без срока; они были на степени, то есть правили свою должность, пока были угодны вечу. Посадник всегда выбирался из знатнейших и богатейших новгородцев, из больших «бояр », и поэтому был представителем новгородской аристократии. Напротив, тысяцкий представлял собою всю новгородскую массу, входившую в «тысячу».

Управление пятин новгородских и пригородов находилось в руках выборных новгородских властей. Пятины и пригороды были приписаны к «концам» Новгорода и сносились с Новгородом через свой «конец». Что же касается до новгородских «земель» и «волостей», то степень и порядок их зависимости от Новгорода трудно определить. Ими правили скорее всего новгородские промышленники, которые в них заводили свои промысла и устраивали свое частное вотчинное управление.

Новгородский владыка , архиепископ, не только ведал новгородскую церковь, но имел большое значение и в политической жизни Новгорода. Он занимал первое место в новгородском правительственном совете. Он следил за деятельностью веча: всякое решение веча обыкновенно требовало «благословения» владыки; в вечевых распрях владыка являлся примирителем, входя в бушующую толпу в священном облачении и с крестом. В сношениях с иноземцами владыка часто являлся на первом месте: он своею печатью скреплял договорные грамоты; к нему иноземцы обращались за покровительством и защитою, когда их обижали в Новгороде. Двор владыки у Софийского собора и самый собор св. Софии были правительственным центром, где собиралась «господа», хранился государственный архив Новгорода и богатая Софийская церковная казна, на которую новгородцы смотрели как на государственную. Владыка управлял громадным количеством церковных новгородских земель. У него был свой штат чиновников и служни («софияне») и свой «полк», отдельно от общего новгородского ополчения. Понятно, почему новгородцам было важно самим выбирать своего владыку, а не получать назначенного со стороны.