Телевидение в третьм рейхе. Довоенное телевидение в Третьем Рейхе, Великобритании и США (видео)


Первый немецкий «народный телевизор FE1

Что самое удивительное, эту роль телевещания сумели разглядеть ещё в Третьем Рейхе, где массированной пропаганде отводилось значительное место.
Общеизвестно также, что Третий Рейх был технократическим государством, а с телевидением тогда «игрались» во всём мире. В те годы телевещание было чем-то вроде экзотической технической штучки, в светлое будущее которой мало кто верил.
Считалось, что радио и газеты будут по-прежнему главными источниками информации в силу их доступности большинству населения. ТВ было слишком дорогим удовольствием, а телепрограммы не могли соперничать в увлекательности с фильмами, демонстрировавшимися в кинозалах. Тем не менее, именно в Третьем Рейхе телевидение получило если не массовое распространение, то хотя бы задумывалось, как массовое.
В современном немецком языке есть слово «Fernsehen» - буквально «дальновидение». Так пошло ещё с времён Третьего Рейха, когда предпочтение отдавалось «исконным немецким словам», а не международным, привычным во всём мире. Руководство «дальновидением» было поручено Рейхспочте.
Итак, первый телеэфир состоялся в 1935 году. У немецких телевизионщиков была тогда маленькая студия в Берлине, из которой три раза в неделю и велись программы.

Те немногочисленные кадры, которые сохранились в немецких архивах, говорят о том, что нацистское телевещание задумывалось, как сугубо «народное» зрелище для людей с низким уровнем интеллектуального развития. Новости там перемежались с эстрадными номерами, комплексы упражнений для поддержания стройности - с передачами, типа «Радости садоводства». Сохранились также кадры из «исторического сериала» - ненавязчивые костюмные сценки из жизни двора Фридриха Великого.
В рамках телепрограмм проводилось общеобязательное «расовое воспитание» населения. Так, телерепортёр Фриц Янике, бравший интервью у самых разных людей, не преминул заехать к учёному-расологу, который прямо в кадре измерил череп у маленькой девочки.
Передачи вели красивые и уверенные в себе дикторши - Эльза Эльстер и Урсула Патчке, девицы канонической «арийской» внешности. Бодрыми голосами они обращались к телезрителям, не забыв на прощанье крикнуть: «Хайль Гитлер!»
Персональных телевизоров было крайне мало - они были в распоряжении высших чинов Рейха. Зато существовали специальные телекомнаты, нечто вроде тех видеосалонов, которые имели место в перестроечном СССР. Так вот, в эти телекомнаты вход был совершенно бесплатным. Что это означало? Нацисты очень быстро поняли, что телеящик имеет большие возможности по части пропаганды и старались внедрить его в массы. Во-первых, прямой эфир. Где в кинотеатре можно увидеть прямой эфир? Конечно, перед каждым сеансом крутили общеобязательный еженедельник

«Die Deutsche Wochenschau», но всё это были новости вчерашнего дня в прямом смысле этого слова. Во-вторых - зрелищность. Да, по радио всегда можно услышать любую новостную информацию, но, как гласит народная мудрость, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так вот «Fernsehen» и было одной из пропагандистских задумок немецких нацистов. Интересно, что наци-телевидение не было коммерческим, его основная задача - «чтобы Фюрер вошёл в каждый дом».

Общеобязательный еженедельник «Die Deutsche Wochenschau

Руководство Рейхспочты даже представило Геббельсу «План обеспечения всех германских домашних хозяйств народным телевизором FE1». Считалось, что к Рождеству 1939 года в магазинах появятся первые образцы. Однако начавшаяся война помешала этим грандиозным планам.
Вернёмся немного назад - в 1936 год, ознаменовавшийся проведением Берлинской Олимпиады. Нацистам было важно, чтобы и немцы, и многочисленные гости столицы увидели всю ту показуху, которую приготовило гитлеровское руководство.
Зрители могли наблюдать за ходом Олимпиады из этих самых телевизионных салонов. Кроме того, специально для Олимпиады в помещении министерства

Телепередача для солдат Вермахта «Мы передаем веселье, мы жертвуем радость» (Wir senden Frohsinn, wir spenden Freude). 1941 г.

Рейхспочты был сооружен большой экран для 300 зрителей.
Интересно, что жена Геббельса - Магда Квандт, женщина крайне практичная, очень быстро поняла преимущества ТВ. Она принялась обращаться в самые разные инстанции, чтобы ей выделили средства для устроения телекомнат для женщин. Эти «красные уголки» должны были располагаться при специализированных прачечно-бытовых центрах. То есть образцовые арийские дамочки пойдут сдавать свои вещи в стирку, заодно и телевизор посмотрят. Однако эта идея не получила поддержки - в условиях начавшейся войны никому не было дела до женских телеуголков.

Два диктора нацистского ТВ: Урсула Пачке (Ursula Patzschke) и Аннемари Бек (Annemarie Beck)

Во время войны нацистское телевидение быстро перепрофилировалось - оно стало выпускать программы для раненых солдат, лежащих в госпиталях. Бодряческий тон информационных программ теперь перемежался с фривольными танцами в духе варьете.
Последний эфир гитлеровского «дальновидения» состоялся осенью 1944 года.
…Страшно себе даже представить, какой эффект могло бы иметь внедрение того самого «народного телевизора FE1» и распространение нацистского телевещания. Хотя в одном им следует отдать должное - именно в Германии впервые увидели в телевизоре уникальное средство для промывки мозгов населению. Прошло семь десятков лет, но доведенные до совершенства принципы этой технологии по-прежнему крайне актуальны и востребованы. В чем каждый может легко убедиться, скажем, на примере «Малахов +», «Ледниковый период» и программы «Время».

Увы, Советского Союза в заголовке нет. Хотя телетрансляции началось в Москве в 1931 году - мы были, если не первыми, то одними из первых. К великому сожалению, внятной хроники пока найти не удалось (а иллюстрировать пост про телевидение картинками - дурной тон). Под катом, вы можете посмотреть на немецкие, британские телепередачи тридцатых годов. Почему посмотреть на передачи, а не посмотреть сами передачи? Да, только потому лишь, что сохранилось кадры, которые обычные кинооператоры сняли на обычную пленку. А сняли они многое - студии, аппаратные, картинки на экранах первых телевизоров - так что перед нами, своего рода, "экранки" и репортажи из студии. Если кому интересно, посмотреть на ролики про телевидение тридцатых годов - прошу под кат (а привиденная картинка - работа телерепортеров на Берлинской Олимпиаде 1936-го года).

Начнем с Германии. Там телевидение заработало еще в 1929 году. Правда телевидением в современном понимании этого слова, то что работало в 29-ом году, назвать сложно. Начнем с того, что кинескоп к тому времени еще не изобрели (а на рассказ о том, что было вместо него, уйдет приличное количество букв). А почти современное телевидение заработало в Берлине заработало 15 января 1936 года.

Как видите, ничего с тех пор на телевидении не поменялось - музыка, танцы, плоские шутки юмористов. Да, разумеется, поменялись и музыка, и танцы, и шутки. А так - как был "зомбоящег" так и остался:). В качестве средства пафосной пропаганды нацисты стали использовать уже во время Второй Мировой. А в тридцатые годы - обычное "развлекалово".

В этой подборке отрывков можно найти и образцы пропаганды. Но пропаганды не совсем не пафосной.

В Лондоне телевизоры заработали в тот же год, что и Берлине. И тоже все началось с музыки. Говорю же - ничего на телевидении не меняется.

А это на экране дожившего до наших британского телевизора HMV 901 крутится "картинка" образца 1937-года. Как автору ролика удалось добиться выведения картинки на экран - читайте на английском в "полном описании" ролика.

Американская компания RCA c гордостью представляет! Встречайте! Вот оно - телевидение!
Как всегда - по-американски пафосно. Правда и повод для пафоса есть - в Америке считают, что кинескоп изобрел американский инженер русского происхождения В. К. Зворыкин. Свое эпохальное открытие он сделал в 1931 году. В нашей стране считают, что кинескоп изобрел советский инженер С. И. Катаев. И свое эпохальное он сделал в... 1931 году. Одним словом, опять та же история, что и с Поповым и Маркони.
Тем не менее, Зворыкин работал именно на RCA и пафосная рекламная короткометражка посвящена новому продукту от этой компании - массовому, доступному телевизору. Опять та же история - изобретать умеем, а превращать изобретение в коммерческий продукт - не умели тогда, не умеем и сейчас. Грустно, как-то.

«Внимание! Внимание! Говорит и показывает столица XI Олимпийских игр! Наши телекамеры и микрофоны установлены на одном из крупнейших стадионов мира «Олимпия», вместившем в себя 100 тысяч зрителей и сотни атлетов, прибывших со всего света на праздник мира, силы, радости, гармонии и красоты, - вещает восторженный голос телекомментатора и добавляет с не меньшим энтузиазмом: - Да здравствует Олимпийский Берлин! Хайль, Гитлер!». На календаре 1936 год. В сегодняшнем «Синескопе» продолжаем знакомство с историей первого в мире полноценного регулярного телевидения для широких масс.

Телереволюционная Олимпиада
Специально для показа спортивных состязаний XI Олимпиады были построены электронные телекамеры «Ikonoskop» (разработка инженера Владимира Заворыкина от 1928 г.), которые в духе национал-социализма называли «телепушками». Любопытно, что модернизированными аналогами этих камер пользуются до сих пор.


Именно в 1936 году, как отмечают историки, телевидение начало входить в сознание публики. Приблизительно 150 тысяч зрителей в Берлине, Потсдаме, Гамбурге и Лейпциге смогли следить за Играми в 28 «телевизионных комнатах». Специально для Олимпиады в помещении министерства рейхспочты на Лейпцигерштрассе, 13 был сооружён гигантский по тем временам экран размером 2 х 1,5 метра для 300 зрителей! Для передачи соревнований с различных спортивных объектов были созданы первые в мире ПТС - передвижные телестанции на базе автобусов, так удивительно похожих на современные. Объём прямых телетрансляций составлял 7-8 часов в сутки, что вполне сравнимо с нынешними показами олимпийских состязаний. В общей сложности в Германии 1936 года Олимпиаду смотрело по телевизору свыше 150 тысяч телезрителей.

Кабельный фатерлянд
В феврале 1937 года начались работы по созданию первого кабельного (!) ТВ, которое должно было быть доступным не только берлинцам, но и жителям других крупных городов. Широкополосный, самый длинный в мире, кабель длиною свыше 2500 км проложили между Берлином, Нюрнбергом, Лейпцигом, Мюнхеном и Кёльном. Общий хронометраж вещания стал двухчасовым. Не слишком много по нынешним понятиям, но даже больше, чем отпущено региональным телекомпаниям России 2015 года. В том же 1937-м германские телеинженеры чёткость изображения подняли до 441 строки (до 2008 года держался стандарт в 521 строку в США и 625 в России). Появилась аппаратура для цветного телевещания.

ТВЧ Третьего рейха
Как известно, в наши дни на телевидении происходит мировая технологическая революция. Телевидение высокой чёткости (ТВЧ), при котором «картинка» в 1026 строк даёт изумительно «сверхреальное», почти объёмное, изображение.

Новейший телестандарт, на который переходит сегодня весь мир, на деле оказался... не совсем новым. 78 лет назад инженеры нацистской Германии построили соответствующую съёмочную аппаратуру и телевизоры со стандартом «картинки» 1029 строк! Качество изображения повергло немногих зрителей в шок: создавалось впечатление, что экран - просто отверстие в телевизоре, за которым находится вполне реальная улица (камера была установлена неподалёку от здания студии). Однако работы по созданию ТВЧ в Третьем рейхе дальше экспериментов не пошли. Причина - крайняя дороговизна технологий. Вся электроника была тогда исключительно ламповая, являющая собой первоепоколение «аналоговой», а для недорогого ТВЧ всё же требовались «цифровые» технологии, освоенные лишь в XXI веке.

Арийские дикторы


Почти все телепередачи в Третьем рейхе вели красивые и уверенные в себе дикторши - Эльза Эльстер (см. фото) и Урсула Патчке, девицы стопроцентной «арийской» внешности (других даже близко не подпускали). Бодрыми голосами они обращались к телезрителям, не забыв на прощанье весело крикнуть: «Хайль, Гитлер!».

Сериалы, полиция, ток-шоу...
Именно в это время возникли предтечи популярных нынешних передач и сериалов. Хотя привычных сегодня боевиков ещё не было, полиция уже в середине 30-х начала использовать телевидение для розыска преступников. Было и то, что ныне называется ток-шоу: в 1937 году показали дискуссию с участием известных артистов на тему: «Могут ли быть поцелуи на сцене и в кино настоящими?». Надо заметить, что по большому счёту репертуар телепрограмм нацистской Германии был почти аполитичным и мало чем отличался от того, что смотрит современный зритель: те же передачи для домохозяек, игры, викторины, ток-шоу, телесериалы (серий только было поменьше), спортивные соревнования, реклама и т.д.

ТВ-патриоты и товарищи из НСДАП
По мере приближения войны телецензура становилась более жёсткой, эфир отдали выступлениям фюрера и патриотическим программам. По словам одного из первых немецких телерепортёров, нацисты прямого давления на журналистов не оказывали. Существовала... самоцензура. Например, диктор, рассуждая о состоянии современной музыки, не забывал упомянуть о тех, кто не согласен играть в унисон с «основным ритмом»: мол, их отправили в «музыкальные лагеря», где они поют, чтобы получить ужин.

Телевидение Германии становилось всё более пропагандистским. В новостных блоках были часты различные интервью с такими высокопоставленными лидерами НСДАП, как Иозеф Геббельс, Роберт Лей, Альберт Шпеер и т.п. Начиная с января 1938 года, стали появляться «тематические вечера».

Домашний телевечер с СС
Примерно так выглядела программа передач, посвящённая службе СС:

20.00 Актуальные сообщения.
20.38 Штурмовое подразделение СС 8/75 им. Эдмунда Бенке поёт старинную солдатскую песню на фоне занавеса с руническим символом СС.
20.39 «Слово о главном». Говорит член штурмового подразделения СС.
20.40 «Германское прошлое живёт». Фильм снят по заказу рейхсфюрера СС.
20.45 Штурмовое подразделение СС 8/75 им. Эдмунда Бенке поёт ещё одну солдатскую песню.
20.48 «Слово фюрера». Отрывки из фильма.
20.49 «В борьбе - к победе». Фильм, снятый по заказу рейхсфюрера СС.
21.00 Повторение программы.

Телевидение Второй мировой
С октября 1939 года телевещание Третьего рейха уже было полностью сосредоточено в руках военных. Солдаты и офицеры советской армии и армий союзников довольствовались в минуты отдыха просмотром картин с мобильных кинопередвижек. В тылу было то же самое, разве что фильмы шли в клубах и кинотеатрах. Немецкие военнослужащие помимо «полевого» кинематографа смотрели ещё и телевизоры (в тылу). В лазаретах, казармах и квартирах офицеров насчитывалось до 1000 телевизионных приёмников. Ещё около 500 телевизоров было установлено на производстве. Воюющая Германия инвестировала колоссальные деньги (63,3 млн рейхсмарок с 1939 по 1943 годы) в развитие телевидения. Во время войны немцы начали демонстрацию по TВ полнометражных художественных фильмов, среди которых были и будущие «трофейные картины», включая любимую картину фюрера «Девушка моей мечты». Немецкий телепередатчик был установлен даже в оккупированном Париже, на Эйфелевой башне.

Телефинал Третьего рейха


1943 год стал печальным финалом для первого в мире регулярного телевизионного вещания. 26 ноября очередная передача прервалась, и на сотнях голубых немецких телеэкранов появилась заставка: «Извините, у нас перерыв по техническим причинам», сопровождаемая лёгкой музыкой. Через несколько минут экраны покрылись характерным «снегом». «Перерыв» так и не закончился - в самый мощный телевизионный передатчик Третьего Рейха угодила бомба авиации союзников, совершавшей налёт на Берлин. Голубые экраны гитлеровской Германии погасли навсегда.

С самого начала телевизионной эры Йозеф Геббельс не дремал, оценив всю силу и пропагандистские возможности скромно нарождающегося нового СМИ: «Превосходство зрительной картинки над слуховой в том, что слуховая переводится в зрительную при помощи индивидуального воображения, которое нельзя держать под контролем: все равно каждый увидит свое. Поэтому следует сразу показать, как нужно, чтобы все увидели одно и то же».

Историк и писатель Елена Съянова рассказывает о том, как в Германии одновременно зарождались эра телевидения и эра фашизма.

Статья основана на материале передачи «Цена победы» радиостанции «Эхо Москвы». Эфир провел Виталий Дымарский. Полностью прочесть и послушать оригинальное интервью можно по ссылке .

Начнем с мечты. Желание людей видеть то, что выходит за границы взгляда, имеет довольно длительную историю. Например, в Средние века был изобретен магический кристалл — пирамида, в каждой из четырех граней которой люди надеялись увидеть то, что происходит в каждой части света. Но, конечно, к осуществлению этой мечты они подошли только где-то на рубеже XIX—XX вв. еков, научившись преобразовывать свет в электрические сигналы. Однако в самом начале вот это отстающее от мысли сознание все-таки стремилось видеть только реальность, еще не понимая, какое мощное средство уже заимел человек, чтобы эту реальность создавать. Вот именно этим и занимался министр пропаганды Йозеф Геббельс, который, как известно, использовал разные средства. И именно в этом плане он разработал концепцию немецкого телевидения. Нет, не технологическую, а, как сейчас говорят, контентную, содержательную. Сказать точно, когда он начал этим заниматься, нельзя. Где-то в районе 1937 года. Но, в общем, давайте начнем с первой трансляции.

Днем рождения немецкого телевидения принято считать 22 марта 1935 года. И первой такой «говорящей головой», которая появилась на экране, была голова геббельсовского чиновника, шефа службы радио Третьего рейха Ойгена Хадамовски. Довольно расплывчатое изображение и несколько хвалебных фраз в отношении фюрера — вот все, что тогда смогли выдать. Первая попытка телетрансляции — это берлинская Олимпиада 1936 года. Не совсем удачная, но все-таки…

И вот мы подходим к 1937 году, периоду, когда Геббельс начинает активно этим заниматься, а именно: наращивать свое министерство, формировать новые департаменты. Где-то к войне их будет уже четырнадцать, а пока только два — департамент радио и департамент кино. Но вот интересно, что в 1937 году Геббельс говорит о том, что кинорежиссеры не должны заниматься телевидением, и отдел телевидения создается при департаменте радио. Вопрос: «Почему?» Видимо, уже были какие-то пропагандистские технологии, наработанные департаментом радио, которые он хотел использовать на телевидении.

Радио Геббельс использовал очень активно. Тогда оно было, в общем-то, главным техническим средством пропаганды. (В рамках «Трудового фронта» населению даже раздавали бесплатные приемники.)


В 1937 году есть один очень интересный момент. Как вы думаете, кому Геббельс поручил заняться досугом граждан и особенно гражданок? Ну, возможно, кто-то знает, что его жена Магда работала в Комитете немецких женщин и занималась досугом работниц, но, как она сама говорила, «гораздо труднее оказалось решить задачу правильно занять время домохозяек». Вот небольшой отрывок из письма, которое пишет ее подруга Маргарита, сестра Рудольфа Гесса: «Это была идея Магды — устраивать при новых прачечных (бытовых комбинатах по-нашему) особые комнаты, в которых можно было бы собираться человек по 30−50, например, вокруг телефункена». («Телефункеном» назывался тогдашний телевизионный приемник). «Здесь же, — пишет она, — можно разместить книги, газеты, можно смотреть, разговаривать, обсуждать и прочее. Идея нам понравилась, и мы взялись за ее воплощение».

Дальше Маргарита пишет, что «Трудовой фронт» отказался выделить средства, и Магда обратилась в министерство пропаганды. «Йозеф обещал хоть миллион марок, если мы станем строго следовать его установкам, и написал такую инструкцию, что в семействе Геббельсов назревает очередной скандал. Антисемитизм необычайно скучен… (По этой фразе можно сделать вывод, что было очень много антисемитской пропаганды). Немки не захотят собираться вокруг телефункенов ради того, чтобы ненавидеть своих соседок-евреев. Немки хотят любить, воспитывать детей, учиться правильно проводить с ними досуг».

И вот интересно, что эту идею Магды создавать телекомнаты очень быстро «прихватизировал» Геббельс, чтобы распространить ее уже на мужчин.


Вообще нужно сказать, что в 1937 году Геббельс еще смотрел на телевизоры как на нечто такое с туманной перспективой. Может быть, с хорошей перспективой, но в будущем, потому что очень мала была аудитория. А еще он боялся прямых трансляций, так как невозможно наладить цензуру. У него было даже такое высказывание: «Ляпнут еще чего-нибудь. Нельзя так уж вот свободно давать высказываться». Но тем не менее с 1937 года Геббельс начинает уже размышлять о телевидении как о новом орудии пропаганды. «Превосходство, — пишет он, — зрительной картинки над слуховой в том, что слуховая переводится в зрительную при помощи индивидуального воображения, которое нельзя держать под контролем: все равно каждый увидит свое. Поэтому следует сразу показать, как нужно, чтобы все увидели одно и то же». То есть он свою лапу накладывает уже и на воображение. Как ни крути, а выдающийся пиарщик!..

И здесь он разрабатывает четкую инструкцию, по которой нужно работать вот этому отделу телевидения. Ее суть, Геббельс все время это пишет и подчеркивает, — «правильную картинку в каждый дом». Что значит «правильную»? Значит, все люди должны видеть ту реальность, которая нам нужна.

Идею телекомнат Геббельс «прихватизировал» у своей жены Магды


В 1939 году Геббельс все-таки выделяет средства, дает возможность Комитету немецких женщин заняться разработкой вот этих программ для женских телекомнат, то есть соглашается разбавить эту гляйхшалтунг (концепцию пропаганды) некими художественными фантазиями. «О технической стороне, — говорит он, — не беспокойтесь. Скоро мы получим в свои руки такие аппараты! Мы сможем показать, что угодно. Мы будем создавать реальность, которая нужна немецкому народу. Ваша задача, — пишет он жене и ее сотрудницам, — учить немок в ней жить». Ничего не напоминает?

И вот, смотрите, какие у него были приоритеты. Первое и главное — новости; потом репортажи из цехов и ферм; на третьем месте — спорт (четыре раза у него: спорт, спорт, спорт, спорт); далее развлекательные программы. Причем он пишет, что со временем развлекательных программ нужно будет делать больше, когда сознание народа будет подготовлено. Что касается фюрера: «С телевидением живой фюрер, — пишет Геббельс, — войдет в каждый дом. Это будет чудо, но оно не должно быть частым. Другое дело — мы. Мы, руководители партии, должны быть с народом каждый вечер после трудового дня и объяснять ему то, чего он днем недопонял».

Еще по поводу участия немецкого народа в политике. Геббельс считал, что народ должен участвовать в политике, но в форме митингов и голосований. 7 пункт его инструкции гласит: «Нужно не бояться погрузить зрителя в политический спор, в борьбу хорошего с лучшим… (Геббельсовская формула). А на другой день предоставить возможность выразить свое мнение у себя на предприятии голосованием, например». Ну и как вам это нравится?

Но Геббельс идет дальше. В этом же, 7 пункте: «Если в обществе назревает какое-то недовольство, нужно не бояться его персонифицировать и вывести на экран. Как только мы сможем обеспечить телефункенами пятой модели хотя бы половину населения, нужно посадить перед телепушкой нашего рабочего вождя, Лея, и пусть поет свои песни о тяготах рабочего человека». Ну, то есть выпускать пар таким образом. Великолепная разработка, не так ли?


А вот 9 пункт: «Департамент кино плохо учитывал женский контингент. Для домохозяек нужны телепрограммы, которые заставили бы женщин правильно влиять на своих мужей вечером, когда те возвращаются с работы». Как вам такое? Посмотрела днем телевизор — вечером поговорила с мужем.

И что интересно, Магда Геббельс очень серьезно занималась этим вопросом. Вообще, о Магде, о ее профессиональной деятельности, об общественной деятельности, мало что известно. И вот с 1939 года, когда Геббельс очень хорошо выделяет это пропагандистское направление, именно Комитет немецких женщин задает так называемое художественное направление. Но они ни в коем случае не взаимодействуют, они жестко конфликтуют. Для примера возьмем две программы. Одна составлена геббельсовским направлением, вот этим пропагандистским, другая — в Комитете женщин.

26 октября 1940 года. Программа передач на этот день (разработка). Пропагандистское направление.

14.00 — новостные сообщения.

15.00 — кинохроника военных побед.

16.00 — хор СС Кельна исполняет старинную песню на фоне знамен с руническими символами.

16.15 — новостные сообщения.

17.00 — «Их разыскивает народная полиция».

18.00 — новостные сообщения.

18.30 — 19.30 (как раз все возвращаются обычно с предприятий) — «Слово фюрера».

19.30 — хор СС Кельна поет ту же самую песню (повтор).

19.45 — новостные сообщения, кинохроника военных побед.

20.00 — «Слово фюрера» (повтор).

21.00 — новостные сообщения, кинохроника трудовых побед.

21.30 — стихи и песни на слова членов Союза немецкой молодежи.

22.00 — молитва членов Союза немецкой молодежи «Фюрер, мой фюрер, данный мне Господом».

14.00 — новости («Моя Германия»). (Вероятно, новости какого-то панорамного характера).

15.00 — «Час молодой матери».

16.00 — Виды Парижа. История. Игровые сценки времен Великой французской революции. Французские народные песни. (А это уже была оккупация Франции!)

17.00 — новости (Германия и Европа).

17.30 — час музыки, фортепианный концерт.

18.00 — актеры Эмиль Яннингс и Лил Даговер о работе в новом кинофильме, репортаж со съемочной площадки.

19.00 — телевизионный исторический фильм.

20.00 — новости («Моя Германия»), сокращенный повтор программы.

20.30 — национальный фольклорный праздник, кинохроника.

21.00 — полчаса музыки, отрывки из опер и оперетт.

21.30 — «Перед сном: читаем нашим детям».

Формула телевидения Геббельса: 25% — пропаганда, 75% — развлечения


Возвращаясь к Магде. Все-таки феномен ее личности многим непонятен. Не женщина, а какой-то монстр, который свалился неизвестно из какой преисподней, отравил своих детей. Магда Геббельс — действительно чудовищная личность, которая вложила в национал-социализм больше, чем в рождение своих детей. Поэтому когда это государство погибло, для нее погибло все.

Но самое фантастическое, что потрясает во всей этой телевизионной истории, — это 1938−1939 годы, с Тибета возвращается экспедиция Шефера, устанавливается радиомост Берлин-Лхаса. До нас дошло даже приглашение Гитлеру от регента Рединга Хутукту «в 18-й день 1-го тибетского месяца года земляного зайца». И оно было передано по радио. Но есть большое подозрение, что с Тибетом был установлен не только радиомост. На чем оно основано?

В 1940 году несколько сотрудников министерства Геббельса, которые разрабатывали вот это художественное, вышедшее из недр Комитета немецких женщин, направление, были посланы в Аненербе, как говорится в документе, «для прослушивания курса, который читал геноссе Эл». («Геноссе Эл», «сахиб» или «человек в алом», как называет его Скорцени, — это некий тибетский лама). Эта группа состояла из 20 человек. Чем она занималась? Она осваивала руническое письмо, чтобы, как пишет Скорцени, начать работать с некой сверхновой аппаратурой. Известно, что через некоторое время 16 человек из этой группы были отчислены и отправлены, кстати, на лечение к тем же самым медикам Аненербе. Потом были отчислены еще двое, заменены японцами.

Параллельно с этим Геббельс, который идет в пику художественному направлению, тоже поручает одному из разработчиков своего пропагандистского направления подготовить ему материал о «закладке в телекартинке неких гипнотических элементов». «Сотрудник с заданием не справился», — написано в отчете. Тогда Геббельс поручает это же самое задание Вальтеру Бруху (тому, кто осуществил первую трансляцию с Олимпийских игр).

Возникает вопрос: «Откуда у Геббельса вообще возникла вот эта идея о «закладке гипнотических элементов»?" Идею телекомнат он присвоил у Магды. А эту? Может быть, в группе «сахиба»?

С другой стороны, он мог додуматься и сам: если он считал пропаганду массовым гипнозом, а телевидение — орудием пропаганды, то почему бы это орудие не напичкать, не нафаршировать вот такими гипнотическими элементами?


И вот мы подошли к 1942 году. (1941 год мы пропустили, потому что в этот период все технические средства, которые были, попали в руки военных. Телевидение стало играть передовую роль в качестве средства теленаведения ракет).

Во время войны производство телефункенов велось в очень ограниченных количествах. Конечно, ими снабдили высших иерархов — партийных, эсэсовских. Есть интересные свидетельства о телекомнате Гитлера, телекомнате Гиммлера в Вевельсбурге. Члены «Трудового фронта» имели возможность смотреть какие-то передачи. В основном это были повторы отснятого до войны.

Так вот, в 1942 году Геббельс, собрав, видимо, все, что у него было, создает пятнадцатый департамент телевидения со штатом в 42 человека. 23 ноября 1943 года его начинание почило в бозе: союзники полностью разбомбили передатчик вермахта в Берлине. Тем и окончилась первая серия мыльной оперы по имени «телевидение».

А вот (внимание!) еще одна программа передач от 14 мая 1944 года. (Это одна из разработок, которые велись в недрах министерства пропаганды).

6.00 — «Германия, проснись». Марш, утренняя зарядка.

6.30 — новости, хроника.

7.00 — «Письма с фронта». Читают Вернер Краус и Анни Ондра.

8.00 — повтор вечернего киносеанса «День любви».

10.30 — встреча с актерами фильма «День любви». В дискуссии принимают участие работницы химического предприятия имени Роберта Лея.

11.30 — «Мы и наши дети». Сегодня: учимся готовить вместе.

12.00 — новости рабочего полдня, репортажи из цехов.

12.45, 14.00 — видовые фильмы: Мадрид, Вена, Афины.

14.00 — хроника.

14.30 — киносеанс «Старый замок». 1-я часть.

16.00 — криминальная хроника «Их разыскивает народная полиция».

16.30 — «Старый замок». 2-я часть.

18.00 — час музыки, сцены из оперы «Валькирия».

Потом новости, затем вечерний киносеанс под названием «Атлантида».

21.00 — «Письма с фронта», повтор.

21.30 — криминальная хроника, повтор.

22.00 — «Мозаика», семейный час.

23.00 — видовой фильм «Моя Германия».

Если же говорить о том, что реально было на экранах, то остановимся на телекомнате Гиммлера. Вот он-то смотрел телевизор действительно. Хотите знать, что именно? Генерал СС Бергер (тот самый, который напичкал бункер прослушками) после войны долгое время работал в антифашистском журнале «National Europe», и вот он оставил такое свидетельство, что его шеф Гиммлер иногда наблюдал за экспериментами, которые проводились в секретных лабораториях, расположенных в замке Вевельсбург, но делал это не непосредственно, поскольку был брезглив, а на экране телефункена. Вот такие велись трансляции.

В развитие телевидения Германия инвестировала колоссальные деньги


И еще несколько слов скажем по поводу вот этих самых лам, которые, вероятно, не просто радиомост установили. Вот еще одно свидетельство. Материалы Нюрнберга. Допрос некоего гауптштурмфюрера Курта Шульцмайера, который участвовал в расстреле 28 апреля 1945 года Германа Фегелейна, зятя Евы Браун. И вот, что он пишет. Следователь задает ему вопрос, на который он отвечает: «В это время трясущийся Фегелейн в одной белой рубашке прижался к дереву спиной и зажмурился. И все это наблюдал из-за деревьев тибетец, из тех, что прибыли из Лхасы и не носили свастики. Этот тибетец наставил на происходящее странный маленький продолговатый аппарат. Такого мы еще не видели». Далее комментарий Бергера: «Гиммлер хотел, чтобы происходящее здесь (в рейхсканцелярии) увидели еще в одном месте». «О каком месте, по-вашему, идет речь?» — задает вопрос следователь. Ответа нет. В протоколе сказано, что в ответ Шульцмайер только молча улыбнулся.

И все это было бы смешно, и все это можно было бы посчитать бредом, но вот последняя цитата, письмо от 2 августа 1972 года Рудольфа Гесса из тюрьмы Шпандау: «Гитлер делился со мной впечатлениями от внешности Хутукту (это имя регента Тибета, с которым был установлен радиомост). Прямой стальной взгляд, ирония, пульсирующая в уголках губ. Вскоре я и сам имел случай убедиться в этих непостижимых восточных переливах разнообразнейших выражений его лица — от фанатической одухотворенности до сладчайшего цинизма». В этих словах есть какая-то странная динамика. Что это за «пульсирующая», что это за «переливы»? Остается только гадать.

Если бы Ойген Хадамовский знал наперед, что случится совсем скоро, то в пламенной речи 22 марта 1935 года на открытии первой мире телепередачи наверняка нашел бы синоним слову «неугасимо». Шеф службы радио- и телевещания Третьего рейха, назначенный министром пропаганды Геббельсом, произнес с голубого экрана: «В этот час на нас возлагается величайшая и святейшая миссия -- неугасимо нести во все немецкие сердца лик фюрера». Чем, собственно говоря, хорошо телевидение, никто из его первых начальников в нацистской Германии толком не понимал: на премьеру не явился ни Гитлер, ни Геббельс.

Однако в августе 1935 года «неугасимый лик» погас. На радиотехнической выставке в Берлине из-за замыкания дотла выгорел первый в мире «передатчик звука и изображения». С этого пожара, как ни странно, и началась настоящая эра мирового телевидения.

Аппаратуру восстановили лишь к Рождеству, и 15 января 1936 года состоялось помпезное открытие нового германского телевещания. Теперь за ним согласно «Указу фюрера номер 2» присматривал лично вождь. Впрочем, народу от этого проку было мало: телевизор считался одной из высших партийных привилегий, аппараты выдавали по строго установленному списку в несколько десятков фамилий - функционерам и начальству рейхспочты, ведавшей технической стороной передач. Не попавшие в число избранных берлинцы с весны 1935 года могли ознакомиться с чудом техники в общественных «телевизионных комнатах», куда вход, в отличие от кино, был бесплатным.

Автогонщик Рудольф Карачола и его "Мерседес" - неоднократные победители, гордость нации.

В первые годы в эфир выходило все, что только попадалось под руку телевизионщикам-первопроходцам, - десятиминутные недельные обозрения, актуальные кинокадры, снятые на пленку исполнения музыкальных произведений, «живые» выступления артистов и отрывки из кинофильмов. Именно отрывки - представить, что зрители смогут высидеть перед голубым экраном весь полнометражный фильм, не могли даже самые отчаянные телеоптимисты.

Лишь пару лет спустя нацисты открыли для себя пропагандистские возможности вещания. Руководство рейхспочты даже представило фюреру «План обеспечения всех германских домашних хозяйств народным телевизором FE1», но его реализации помешала война. В предвоенные годы в Германии насчитывалось не более 500 телевизоров, а зона уверенного приема ограничивалась Берлином. Важной вехой стал 1936 год - берлинская Олимпиада.


Для показа состязаний сконструировали специальные электронные телекамеры Ikonoskop, которые в духе национал-социализма называли телепушками. Именно в 1936 году, как отмечают историки, телевидение начало входить в сознание публики. Приблизительно 150 тысяч зрителей в Берлине, Потсдаме и Лейпциге смогли следить за Играми в 28 «телевизионных комнатах». Специально для Олимпиады в помещении министерства рейхспочты на Лейпцигерштрассе, 13, был сооружен «гигантский» экран для 300 зрителей.

Телеавтобус у стадиона. Олимпиада 1936 года.

Очередной вехой должна была стать прямая трансляция футбольного матча между командами Германии и Италии в ноябре 1936 года. Учитывая политико-пропагандистское значение этой передачи, готовились к ней особо. Однако немцев ждало полное фиаско: едва только небо заволокли первые облака, качество передачи упало настолько, что трансляцию пришлось прервать из-за «плохих метеоусловий».

В феврале 1937 года начались работы по созданию первого кабельного телевидения, которое должно было быть доступным не только берлинцам, но и жителям других крупных городов. Широкополосный кабель длиною 2500 километров (как писали газеты рейха, самый длинный в мире) проложили между Берлином и Нюрнбергом. На экране появились телепостановки, например сценки из жизни Берлина XIX века, отрывки из опер и оперетт. Показывали и «полезные» вещи: какие учреждения рейха чем занимаются, как правильно делать семейную гимнастику и т.п.

Хорошая девочка - истинная арийка!

Именно в это время возникли предтечи нынешних популярных передач и серий. Хотя привычных сегодня боевиков еще не было, полиция уже в середине 30-х начала использовать телевидение для розыска преступников. Было и то, что ныне называется ток-шоу: в 1937 году показали дискуссию с участием известных артистов на тему: «Могут ли быть поцелуи на сцене и в кино настоящими?»

Подобным вольностям на голубом экране, правда, скоро поставили заслон - телевизионную цензуру. По мере приближения войны она становилась все более жесткой, эфир отдали выступлениям фюрера и патриотическим программам.

Телепередача для Вермахта. Wir senden Frohsenn, Wir spenden Freude. Мы передаем веселье, мы жертвуем радость.

24 августа 1939 года, накануне вторжения в Польшу, телеэкраны в Германии снова погасли на некоторое время, а с октября 1939 года вещание было полностью сосредоточено в руках командования вермахта. Рейх был единственным воюющим государством, которое вело регулярные телепередачи. В лазаретах, казармах и квартирах офицеров насчитывалось в общей сложности 500 телевизионных приемников. Еще около 200 «ящиков» было установлено на производстве. Воюющая Германия инвестировала колоссальные по тем временам деньги (63,3 млн рейхсмарок с 1939 по 1943 годы) в развитие телевидения. Но 23 ноября 1943 года союзники полностью разбомбили передатчик вермахта в Берлине. Тем и окончилась первая серия мыльной оперы по имени «телевидение».

Перед войной германское телевидение почти полностью перешло на трансляцию «тематических вечеров». Ниже приводится программа передач на 12 января 1938 года, специально посвященная службе СС.

20.00 Актуальные сообщения

20.38 Штурмовое подразделение СС 8/75 им. Эдмунда Бенке поет старинную солдатскую песню на фоне занавеса с руническим символом СС.

20.39 "Слово о главном". Говорит член штурмового подразделения СС

20.40 "Германское прошлое живет". Фильм снят по заказу рейхсфюрера СС.

20.45 Штурмовое подразделение СС 8/75 им. Эдмунда Бенке поет еще одну солдатскую песню.

20.48 «Слово фюрера». Отрывки из фильма.

20.49 «В борьбе - к победе». Фильм, снятый по заказу рейхсфюрера СС.

21.00 Повторение программы.