Театр и музыка. Нижегородский театр драмы


Архитектура 19 века является богатым наследием всего мирового общества. Какое огромное значение имеют такие здания, как храм Христа Спасителя в столице или Генерального штаба в Санкт-Петербурге! Без этих сооружений мы уже не можем представить себе архитектурный городов.

Русская архитектура 19 века характеризуется такими направлениями, как классицизм, ампир - последний этап развития классицизма, а также Что же принадлежит к каждому их этих направлений? Сейчас разберемся. Классицизм - это обращение к античности, а значит, это величественные здания, чаще всего с колоннами.

Архитектура 19 века в этом направлении была представлена следующими постройками.

Санкт-Петербург:

  • Смольный институт и здание Академии наук были построены Кваренги. Пожалуй, это единственные здания 19 века в этом стиле.
  • здесь нельзя не отметить Триумфальные ворота, здание Большого театра, Манеж и Александровский сад - это те здания, без которых наша столица будет уже не та. Архитектура Москвы 19 века в стиле классицизм была представлена такими выдающимися архитекторами, как Бове и Жилярди. Большой театр - это символ русского искусства и культурной жизни народа до сих пор, а Триумфальные ворота, возведенные в честь победы над Наполеоном, создают образ величия и могущества нашей Родины. К творчеству Жилярди нужно отнести Опекунский совет и усадьбу Кузьминки.

Ампир - следующее направление в архитектуре 19 века. Это последняя стадия развития классицизма. Стиль представлен в большом количестве на улицах :

  • Захаров перестроил Адмиралтейство, шпиль которого является одним из символов города; Казанский собор Воронихина - это символ Невского проспекта, а Горный институт - вершина развития этого направления.
  • К. Росси - один из величайших архитекторов Старой Пальмиры, его Михайловский дворец стал Русским музеем - хранилищем всех художественных традиций нашей страны. Здание Генерального штаба, - все это представляет собой не просто архитектурный ансамбль города, но и является неотъемлемой частью истории.
  • Великое детище Монферрана - Исаакиевский собор. В это большое, величественное здание просто нельзя не влюбиться: все детали и украшения собора заставляют замирать от восторга. Еще одним произведением искусства этого архитектора стала Александровская колонна.

Архитектура 19 века была представлена и русско-византийским стилем, распространенным преимущественно в Москве. Самыми известными являются следующие здания:

  • Храм Христа Спасителя, Большой и известная Оружейная палата дополнили Кремль (архитектор Тон).
  • Исторический музей Шервуда позволил сделать Красную площадь еще более значимым местом.

Таким образом, архитектура 19 века в России - это больше, чем сооружения. Эти здания оставили след в истории, в их помещениях совершались великие дела и решались важные вопросы. Без этих мы не можем представить себе нашу страну.

Архитектура. Первая половина XIX века для отечественной архитектуры стала временем позднего классицизма. Широкое распространение получила и такая его разновидность, как ампир (от франц. empire - империя). Для стиля ампир была особенно характерна величественность сооружений, монументальные формы, использование в оформлении военной символики (воинские доспехи, холодное оружие, знамена и др.). Все это символизировало могущество Российской империи, ратную славу русской армии, победившей Наполеона.

В 1811 году на Невском проспекте архитектор Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814) завершил строительство Казанского собора. В 1813 году в соборе был погребен главнокомандующий русскими войсками в Отечественной войне 1812 года фельдмаршал М. И. Кутузов.

Одним из наиболее замечательных произведений ампира стало величественное здание Адмиралтейства, построенное в 1806-1823 годах по проекту Андреяна Дмитриевича Захарова (1761-1811).

Выдающийся вклад в формирование архитектурного облика Санкт-Петербурга внес Карл Иванович Росси (1775-1849). Именно по его проектам и под его руководством были созданы многочисленные архитектурные ансамбли, до сих пор поражающие своим размахом и великолепием. В 1819-1825 годах был сооружен Михайловский дворец (ныне Русский музей), в 1819-1829 годах - комплекс зданий Главного штаба, завершивший формирование ансамбля Дворцовой площади. В 1832 году было окончено строительство нового здания Алексан-дринского театра, а к 1834-му - зданий Сената и Синода, которые придали завершенный вид Сенатской площади.

К числу наиболее выдающихся памятников относится Исаакиевский собор в Петербурге, строившийся с 1818 по 1858 год по проекту архитектора Августа Августовича Монферрана (1786-1858), француза по происхождению, с 1816 года работавшего в России. Собор олицетворял мощь и величие России.

В 1834 году на Дворцовой площади в Петербурге была воздвигнута Александровская колонна, созданная по проекту А. А. Монферрана. Монумент посвящен победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Колоссальный гранитный монолит увенчала фигура ангела, выполненного скульптором Борисом Ивановичем Орловским (1796-1837).

Наиболее значительным архитектурным памятником Петербурга того времени является и здание

Императорского Эрмитажа. Это главный российский музей, сосредоточивший богатейшие художественные коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур. Здесь представлены произведения искусства Западной и Восточной Европы, памятники русской культуры VIII-XIX веков.

В 1852 году собрание художественных произведений было открыто для широкой публики. Эрмитаж стал первым общедоступным музеем в России.

В 1817 году в Москве состоялось открытие огромного здания Манежа, предназначенного для проведения военных смотров, парадов и учений. В нем свободно мог разместиться пехотный полк (2 тыс. человек). Проект был выполнен под руководством инженера А. А. Бетанкура, а отделка фасада принадлежала замечательному архитектору Осипу Ивановичу Бове (1 784-1834). При его участии реконструирована Красная площадь (1815), созданы Театральная площадь (1821-1824), Александровский сад (1820-1822), Триумфальные ворота (1827-1834), Первая градская больница (1828-1832).

На Красной площади в 1818 году был установлен первый московский памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, выполненный скульптором Иваном Петровичем Мартосом (1754-1835).

На Сухаревской площади в 1807 году закончилось строительство большой больницы и приюта, получивших название Странноприимного дома. Это комплекс зданий (известный москвичам как Институт скорой медицинской помощи имени Н. В. Склифосовского) был создан архитекторами Елизвоем Семеновичем Назаровым (1747-1822) и Джакомо Кваренги (1744-1817).

Театр. В первой половине XIX века происходило становление отечественного театра. Ранее театральные труппы существовали либо в усадьбах богатых дворян, либо при дворе императора. Городских или, как тогда говорили, публичных театров было немного. Располагались они, как правило, в малоприспособленных темных помещениях, и зрительные залы не были рассчитаны на большое количество публики.

На театр смотрели как на забаву. Считалось, что зритель на спектаклях должен развлекаться, поэтому театральный репертуар состоял из веселых водевилей, легковесных пьесок, непременно с музыкой и танцами. В Петербурге существовали французский и немецкий театры, постоянно давали представления итальянские оперные артисты. На сценах двух крупнейших российских театров, Большого в Москве и Мариинского в Петербурге, шли в основном итальянские и французские оперные и балетные спектакли. В XIX веке положение постепенно менялось.

Театр становился общественным явлением. Создавались отечественные пьесы, затрагивавшие большие общественные проблемы (например, В. А. Каратыгин «Ревизор» Н. В. Гоголя).

На сцепе Александрийского театра в первой половине XIX века появилась Варвара Николаевна Асенкова (1817-1841), которой в равной степени удавались и водевили, и серьезные, значительные роли в таких пьесах, как «Ревизор» Н. В. Гоголя и «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Огромной популярностью пользовался Василий Андреевич Каратыгин (1802-1853), ставший общепризнанным первым трагиком русского драматического театра. Он прославился на сцене Александринского театра. Его актерское мастерство открыло зрителю глубину и величие пьес У. Шекспира. Его исполнение ролей Гамлета, короля Лира и Отелло публика и театральные критики признавали вершинами актерского мастерства.

В Москве крупнейшим драматическим театром стал основанный еще в XVIII веке Малый театр. В 1824 году для него было построено в центре города особое помещение, в котором он размещается и в наши дни. В пьесах отечественных и европейских драматургов на сцене Малого театра раскрылся талант многих выдающихся русских актеров. В их числе - Михаил Семенович Щепкин (1788-1863). Роли Фамусова в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» и городничего в «Ревизоре» Н. В. Гоголя сделали имя этого бывшего крепостного крестьянина известным всей России.

Другой замечательный актер, Пров Михайлович Садовский (1818-1872), прославился также на сцене Малого театра. Пик его славы пришелся на период, когда театр приступил к пьесам замечательного русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823-1886). Первый раз его пьеса, комедия «Не в свои сани не садись», была сыграна в 1853 году. Вскоре Малый театр стали называть Домом Островского, т. к. его пьесы начали преобладать в репертуаре этого театра.

Живопись. Русская живопись в первой половине XIX века представлена целым рядом крупных художников.

Карл Павлович Брюллов (1 799-1852) родился в Петербурге и с детских лет увлекался рисованием. Окончил Академию художеств с золотой медалью. За счет государства учился мастерству в Италии. Здесь он написал серию картин из римской жизни. Три года Брюллов работал над своей самой известной картиной «Последний день Помпеи», которая была закончена в 1833 году. Это полотно произвело в Италии настоящий фурор, а когда прибыло в Россию, им восхищались и художники и публика. К. П. Брюллов - блестящий мастер портрета («Всадница», «Вирсавия», «Итальянское утро», «Итальянский полдень» и др.).

К. П. Брюллов. Последний день Помпеи

Александр Андреевич Иванов (1806 - 1858) поступил в Академию художеств в 11 лет. Закончил ее с золотой медалью. Совершенствовался в технике живописи в Италии. Его особо интересовали религиозные темы, и он задался целью создать большое полотно, изображающее первое пришествие Христа. Несколько лет художник готовился к этой работе, делал наброски, написал серию подготовительных полотен, в том числе «Явление Христа Марии Магдалине», за которое получил звание академика. Более 20 лет художник работал над важнейшим полотном своей жизни - «Явлением Христа народу». В 1858 году он представил его на суд публики.

А. А. Иванов. Явлением Христа народу

Славу русского искусства составили Орест Адамович Кипренский (1782-1836), Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) и Павел Андреевич Федотов (1815-1852).

Первые два художника прославились портретами, в том числе и прижизненными изображениями А. С. Пушкина. П. А. Федотов явился автором целой серии жанровых полотен, отражавших быт и нравы России того времени. Среди них - «Свежий кавалер» (1846) и «Сватовство майора» (1848).

Музыка. В области музыкальной культуры в начале XIX века в России безраздельно господствовали сочинения иностранных авторов. С 1830-х годов положение изменилось, появились крупные музыкальные произведения, в которых были широко использованы национальные мотивы.

Александр Николаевич Верстовский (1799-1862) является основоположником русской национальной оперы. Его «Аскольдова могила» (1835) была создана на основе произведений русского фольклора.

Михаил Иванович Глинка (1804- 1857) считается родоначальником русской классической музыки. Его оперы «Жизнь за царя» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842) положили начало двум направлениям русской оперы - народно-музыкальной драме и опере-сказке. Глинке принадлежит музыкальная фантазия «Камаринская» (1848), состоявшая из оркестровых обработок русских народных песен. Русские мелодии пронизывали и оперные произведения Глинки. Он сумел соединить в своем творчестве совершенство формы и национальное музыкальное содержание.

Современниками М. И. Глинки являлись композиторы Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869), Александр Александрович Алябьев (1787-1851), Александр Егорович Варламов (1801-1848) и Александр Львович Гурилев (1803-1858). Даргомыжскому принадлежат замечательная опера «Русалка» (1855), ряд других крупных музыкальных сочинений. Алябьев, Гурилев и Варламов - авторы многих музыкальных композиций, а также романсов на стихи русских поэтов. Это родоначальники русского романса - самобытного вокально-музыкального произведения, чувственного и мелодичного.

В 1830-е годы поэт В. А. Жуковский и композитор А. Ф. Львов создали произведение, ставшее Государственным гимном России. Величественная музыка звучала в дни государственных торжеств до самого 1917 года.

Вопросы и задания

  1. Объясните, что явилось причиной подъема культуры в первой половине XIX в. Часто это время называют золотым веком русской культуры. Как вы думаете, почему?
  2. Охарактеризуйте крупнейшие достижения русской архитектуры первой половины XIX в. С какими именами связаны эти достижения?
  3. Укажите характерные черты русской живописи первой половины XIX в. В чем проявилась новизна в этом виде искусства?
  4. Какие архитектурные памятники Москвы и Петербурга связаны с классицизмом? В чем состоит их ценность? Какое впечатление они у вас вызывают?
  5. Какие новые виды музыкального искусства появились в первой половине XIX в.? Назовите известных вам композиторов этой эпохи.

Документ

Гимн Российской империи

        Боже, царя храни!
        Сильный, державный,
        Царствуй во славу, во славу нам.
        Царствуй на страх врагам,
        Царь православный!
        Боже, царя, царя храни!
        Боже, царя храни!
        Славному долгие дни
        Дай на земли.
        Гордых смирителю,
        Слабых хранителю,
        Всех утешителю
        Всё ниспошли!
        Перводержавную
        Русь православную,
        Боже, царя, царя храни!
        Царство ей стройное,
        В силе спокойное.
        Все ж недостойное
        Прочь отжени.
        О, провидение,
        Благословение
        Нам ниспошли!
        К благу стремление,
        Счастье, смирение,
        В скорби терпение
        Дай на земли!

  • Каким настроением пронизан текст гимна? Какое мировоззрение он выражает?

В первый понедельник октября ежегодно отмечается Всемирный день архитектуры. Разобраться во всех этих барокко, рококо и конструктивизме могут лишь профессионалы, которые, впрочем, также могут иногда допускать ошибки. В рамках борьбы за ликвидацию архитектурной безграмотности АиФ.ru подготовил специальную инфографику-памятку, которая позволит вам всего за пару минут разобраться во всём многообразии основных стилей.

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — стиль в европейской культуре XVII-XIX вв. Главная особенность — обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

Примеры зданий: Большой театр в Москве, Дом Пашкова в Москве, Пантеон в Париже.

Апмир (от фр. empire — имперский) — стиль, возникший во Франции в период правления императора Наполеона . Главная особенность — обязательное наличие колонн, лепных карнизов и других элементов, присущих классицизму, но при этом также мотивов, репродуцирующих такие античные образы, как грифоны, сфинксы, львиные лапы и тому подобные конструкции.

Примеры зданий: Казанский собор в Санкт-Петербурге, Триумфальные ворота в Москве, Арка Каррузель в Париже.

Барокко (от итал. barocco — причудливый, странный) — стиль, возникший в Европе в XVII-XVIII веках, в эпоху Позднего Возрождения. Главная особенность — отсутствие строгости, прямых линий и следования античным канонам. При этом в зданиях этого стиля можно увидеть пышность форм и множество золотых красок.

Примеры зданий: Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны в Риме, замок Версаль в Париже.

Рококо (от фр. rocaille — дробленый камень) — стиль, возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии и личному комфорту.

Примеры зданий: Китайский дворец в Ораниенбауме (пригород Санкт-Петербурга), базилика Фирценхайлиген в Бад-Штаффельштайне (Германия), Китайский домик в Потсдаме (Германия).

Псевдорусский стиль — стиль в русской архитектуре XIX — начала XX веков. Представляет собой стилизацию древних русских построек, но при этом с элементами классицизма или ампира.

Примеры зданий: ГУМ в Москве, Храм Христа Спасителя в Москве, Николо-Александровский храм в Санкт-Петербурге.

Готика — стиль, возникший в западной Европе в конце XII — начале XVI века. Главная особенность — острые формы, шпили, возможны круглые окна и квадратные башни.

Примеры зданий: Реймсский собор во Франции, Собор в Уэллсе, Собор Святого Вита в Праге.

Модерн (от фр. moderne — современный) — стиль, получивший распространение в последней декаде XIX — начале XX века, до начала Первой мировой войны. Модерн отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» очертаний, а также использование «новых» материалов, таких как металл и стекло.

Примеры зданий: Ярославский вокзал в Москве, ЦУМ в Москве, Obecný dum в Праге, дом С. М. Грибушина в Перми.

Модернизм (от итал. modernismo — современное течение) — стиль, получивший своё развитие в архитектуре с начала 1920-х годов и по 1970-е—1980-е годы. Его основные принципы: использование самых современных строительных материалов и конструкций, рациональный подход к решению внутренних пространств, отсутствие тенденций «украшательства» и отказ от исторических образов в облике сооружений.

Примеры зданий: музей современного искусства в бразильском Нитерое, здание Баухауз в Дессау (Германия).

Конструктивизм (от лат. constructio — построение) — стиль, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

Примеры зданий: Дом Культуры ЗИЛ в Москве, Белая башня в Екатеринбурге, Здание Центросоюза в Москве.

Деконструктивизм (от лат. deconstructio — антиконструктивный) — стиль, сформировавшийся в конце 1980-х годов. Является прямой противоположностью конструктивизму — в зданиях полностью отсутствует строгость и геометризм, для них характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы.

Примеры зданий: Современное крыло королевской галереи Онтарио в Торонто, Танцующий дом в Праге.

Хай-тек (от англ. high technology — высокие технологии) — стиль, зародившийся в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х годах. Его основные черты это: использование высоких технологий в зданиях и сооружениях, широкое применение стекла, пластика и металла, а также наличие лифтов и лестниц, вынесенных наружу здания. Широко используется серебристо-металлический цвет.

Примеры зданий: Башня Федерация в Москве (комплекс Москва-Сити), Башня Мэри-Экс в Лондоне, Центр Помпиду в Париже.

Биотек (от англ. bionic tech — природные технологии) — стиль, возникший в 1980-х годах. Он, в противоположность хай-теку, обращается не к элементам конструктивизма и кубизма, а к природным формам. Пространство организуется в виде форм неживой природы (яйца, гнёзда, пещеры), здания повторяют формы животных, людей или их частей, а также используются материалы, текстура которых подобна природной — в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций.

Примеры зданий: небоскрёб «Огурец» (арх. Норман Фостер ) в Лондоне, художественный музей Милуоки (США), национальный космический центр Великобритании.

  • © Globallookpress.com
  • © Globallookpress.com
  • © Globallookpress.com
  • © Globallookpress.com
  • © Globallookpress.com
  • © Globallookpress.com

  • © Globallookpress.com

Архитектура театра способна вызвать трепет восхищения не только у поклонников театрального искусства, но и у многих людей ценящих эстетическую красоту. Недаром, говорят, что подобна музыке, застывшей в камне. Несмотря на тот факт, что история каждого театра уникально, практически все они построены по определенным правилам, о которых и пойдет речь в этой статье.

Современная архитектура театров России

Многие современные театры, несмотря на свои внешние различия, построены по единой схеме. Практически каждый современный имеет зрительный зал включающий зрительные места, сцену и закулисье. Обычно, сцену от зрителей отделяет оркестровая яма. В зависимости от стиля и размера, в театре, кроме партера, могут быть ложи расположенные ярусами вдоль стен. Эта организация театра считается классической и ведет собственное начало со времен театров итальянского Ренессанса. Она дает великолепный акустический эффект усиления звука и отлично подходит для постановок оперы и балета.











Несмотря на наличие общепринятых схем, некоторые современные театры созданы по-своему. Некоторые, напоминают античный театр, где сцена располагается в центре, а зрительные места вокруг неё. Такое устройство дает хорошую видимость и слышимость, объединяет сцену и зрительный зал, а также позволяет каждому зрителю чувствовать себя на равных с остальными. К античной схеме сегодня прибегают, в основном, экспериментальные труппы, для постановок которых не требуются масштабные декорации и многоярусные кулисы. Как правило, в таких постановках задействовано немного актеров и основной акцент делается на экспрессию актеров и смысловую нагрузку.

Многие театры, построенные в двадцатом веке, похожи на классические итальянские театры, за исключением того что в них ложи заменены на обширные балкон. В некоторых случаях балконы могут располагаться в несколько ярусов. Несмотря на широкое использование аппаратуры для ретрансляции и усиления звука, предпочтение отдается живому звучанию. Поэтому акустика помещения театра и по сей день считается главным критерием качества помещения театра.