Окончание научной стажировки магистрантов из казахстана в ргсу. Научная стажировка магистрантов карагандинского экономического университета казпотребсоюза в сибупк «в связи с финансовыми трудностями»


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северо-Осетинский государственный педагогический институт»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра педагогики

ОТЧЕТ

о прохождении научно-исследовательской практики

Магистром _________ курса по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, профиль Управление образовательными системами

ФИО магистранта ____________________________________

Научный руководитель:

___________________________

________________________________

г. Владикавказ

Введение……………………………………………………..………...……….…...3

Основная часть……………………………………………….…….……….………4

Раздел 1. Сроки и место прохождения практики………………….……...………4

Раздел 2. Содержание практики……………………………………...……...…….4

2.1.Индивидуальное задание на практику….………………………………4

2.2. Анализ деятельности студентов в соответствии с планом работы и содержанием практики…………………………………………………………….5

2.3. Рефлексия собственных достижений………………………………….6

Заключение…………………………………………………………………………7

Список использованных источников……………………………………………..8

Приложения

Введение

Основной целью научно-исследовательской практики магистрантов является развитие способностей самостоятельного выполнения научно-исследовательских работ, связанных с решением профессиональных задач, необходимых для текущей или дальнейшей профессиональной деятельности, так же приобретение опыта управленческой, организационной и воспитательной работы в коллективе. Научно-исследовательская практика является рассредоточенной и выполняется студентом-магистрантом с руководителем. Направление научно-исследовательских практики определяется в соответствии с программой магистратуры и темой магистерской диссертации.

Основными задачами научно-исследовательской практики являются: развитие профессионального научно-исследовательского мышления магистрантов, формирование четкого представления об основных профессиональных задачах и способах их решений, формировать личность будущего научного работника, специализирующегося в сфере образования более того, формирование умения самостоятельной постановки профессиональных задач, планирования научно-исследовательской работы и выполнения практических исследований при решении профессиональных задач с использованием современных методов исследования, а также формирование умения грамотного использования современных технологий для сбора информации, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных, ведение библиографической работы по выполняемой теме выпускной квалификационной работы с привлечением современных информационных технологий.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сроки и место прохождения практики

В период с 28.11.2016 г. по 24.12.2016 г. в СОШ №25 «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25» я проходила научно - педагогическую практику.

Анализ деятельности

Тематикой научно – исследовательской практики стало название магистерской диссертации « Управление качеством педагогического процесса в общеобразовательной организации ». В рамках практики был рассмотрен ряд ключевых направлений написания работы, составлено введение и первая глава.

Главным вопросом работы стало изучение особенности управления основными направлениями деятельности, обеспечивающими качество результатов образовательного процесса в школе. В постоянном его повышении в соответствии с запросами личности, общества, государства и реальными возможностями традиционной системы образования.

Совместно с руководителем выявлена наиболее эффективная гипотеза, которая утверждает что: управление качеством результатов образовательного процесса в школе будет наиболее эффективным, если:

Расширить понятия «качество образования», «управление качеством образования».

Основными направлениями в обеспечении качества результатов образовательного процесса будут:

Работа с учащимися;

Самосознание личности;

Работа с педагогическим коллективом;

Работа по сплочению коллектива обучающихся.

Критериями качества результатов образовательного процесса выступят:

- педагогическое общение;

Сплоченность общешкольного коллектива;

- личностные результаты.

Эффективными показателями, к вышеуказанным критериям будут подходить такие как: качество общения, взаимодействие, уровень общительности, удовлетворенность обучающихся школьной жизнью, самоопределение, самооценка.

В XXI веке понимание качество образования - это не только соответствие знаний обучающихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого администратора и педагога в направлении обеспечения качества образовательных услуг в школе.

К данным критериям и показателям мы подобрали методики, для проведения диагностики.

1. Методика выявляет уровень компетентности учителя с точки зрения ученика, определяет степень симпатии ученика к учителю, показывает реальное взаимодействие учителя и ученика (разработана Е. И Роговым)

2. Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности школьной жизнью».

3. Методика изучения самооценки «Какой Я» (разработана на основе новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)).

Результаты диагностического среза на констатирующем этапе мы можем увидеть в таблицах «№ 1,2,3

Таблица№1. Развитие педагогического общения, методика «учитель-ученик».

Таблица №2 Уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Вопрос №

Уровень

Общая сумма

Низкий

Средний

Высокий

Таблица № 3 Методика изучения самооценки «какой Я»

На вопрос: подумай, как ты сам себя воспринимаешь и оцениваешь по десяти различным положительным качествам личности, был получен ответ.

Оцениваемые качества личности

Да

Нет

Иногда

Не знаю

Хороший

83%

17%

Добрый

83%

1%

12%

Умный

95%

4%

Аккуратный

70%

8%

20%

Послушный

50%

12%

17%

8%

Внимательный

80%

17%

4%

Вежливый

80%

12%

8%

Умелый(способный)

83%

4%

8%

4%

Трудолюбивый

83%

12%

4%

Честный

93%

4%

4%

Из приведенных выше рисунков проведенных методик, мы видим что уровень педагогического взаимодействия между учителем и учеником высокий, но также присутствуют обучающиеся уровень которых не достигает и среднего.

1. Психологу совместно с классным руководителем разработать тему, для классного часа.

2.Регулярно проводить родительские собрания, а также работать с определенными родителями.

3. Каждую четверть проводить тренинги, и т.д.

Так в ходе практики проводилось обобщение и систематизация полученных результатов опытно-экспериментального исследования, осуществлялась разработка образовательной программы. Проводилась диагностика эффективности качества образовательного процесса в школе№25. Оформлена аналитическая работа для оповещения оценки системе управления качества образовательного процесса, выработаны рекомендации по совершенствованию управленческой деятельности.

Заключение

В результате научно – исследовательской практики было проведено исследование в рамках написания магистерской диссертации, а именно проанализирован вопрос изучения особенностей управления основными направлениями деятельности, обеспечивающими качество результатов образовательного процесса в школе.

Мы получили результаты, которые позволили сделать вывод о том, что низкие результаты наших учащихся при проведении методик (анкетирования) на констатирующем этапе и положительная динамика результатов на экспериментальном этапе являются неслучайными и подтверждают необходимость постоянных;

Тренингов,

Психологу совместно с классным руководителем разрабатывать темы, для классного часа;

Организовать работу с родителями (родительским комитетом) для эффективного управления качеством образования в образовательном учреждении.

Диагностика и анализ качества образовательного процесса школьников могут рассматриваться как основное направление и способ работы, позволяющие целенаправленно управлять качеством образовательного процесса в школе. Это предполагает решение следующих задач:

Планирование образовательного процесса на основе диагностики уровня образованности и воспитанности учащихся.

Постоянное отслеживание динамики уровня качества образования учащихся и выработка практических рекомендаций по его повышению.

Диагностика ценностных ориентаций и уровня практической готовности педагогического коллектива, особенно классных руководителей к взаимодействию с обучающимися во внеурочной деятельности с целью отслеживания динамики качества образовательного процесса.

Диагностика уровня педагогических знаний родителей с целью выяснения родительской позиции.

Список используемых источников

1.Бабанский Ю.К. Педагогика М.2003.-С.366.

2.Болотов В. А. Оценка качества образования. Ретроспективы и перспективы //Управление школой – 2012 - № 5 – с. 9 – 11.

3. Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса: Монография. / Г.А. Бордовский, А.А.Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – С 37

4. Коротков Э.М. Управление качеством образования.- СПб.: Академический Проект, 2010.- С 320

5. Максимова В.Н. Диагностика обученности / / Педдиагностика. - 2004. - № 2. - С. 56

6. Шипарева Г.А. Мониторинг качества как элемент системы управления образовательным процессом. Диссертация. М: 2013-с.4,34

Магистрант Южно-Казахстанского государственного университета имени Мухтара Ауэзова в Шымкенте, представившийся Багдаулетом (большинство собеседников просили не указывать их фамилии), планировал поехать по академической программе мобильности в Польшу для проведения исследований по теме научной работы. Магистрант говорит, что руководство университета сообщило, что студенты поедут не в страны Европы, а в Россию.

Мы планировали ехать в Европу. Но теперь для прохождения обязательной двухнедельной стажировки нас отправляют в Петербург. Денег мало. Сказали, что выделят по 100–120 тысяч тенге (266–320 долларов США. - Ред.). Стоимость билета - 80 тысяч тенге, оставшихся денег на гостиницу и обучение не хватит. Прежде выдавали по 300 тысяч тенге, - говорит магистрант из Шымкента.

«НА 300 ТЫСЯЧ ТЕНГЕ ПОЕХАТЬ В США НЕВОЗМОЖНО»

В Казахстане также немало студентов, которые и вовсе не могут поехать за границу для прохождения двухнедельной стажировки. Магистрантка Международного казахско-турецкого университета в Туркестане Гульжан Серик - одна из них. По словам Гульжан, когда она стала готовиться к поездке и собирать необходимые для выезда за границу документы, руководство университета сообщило, что в этом году в зарубежную командировку магистранты не поедут.

По закону, за две недели зарубежной стажировки мы должны собрать материал для своей диссертации. Для этого государство должно выделить 300 тысяч тенге, - возмущается Гульжан Серик.

Студентка говорит, что написала на блог министра образования и науки о проблемах с поездкой на научную стажировку за рубеж и ей ответили, что индивидуальный план работы магистранта предусматривает обязательное прохождение зарубежной научной стажировки и что расходы магистрантов, обучающихся на основе государственного образовательного гранта, покрываются за счет бюджета.

Студент Казахского национального университета имени аль-Фараби в Алматы, по имени Алмасбек, говорит, что планировал поехать на стажировку в США, но отказался в связи с нехваткой финансов.

На 300 тысяч тенге (по нынешнему курсу 800 долларов США. - Ред) поехать в США невозможно. Стоимость билета составит 350 тысяч тенге. Поэтому поеду туда, куда направит университет, - говорит студент.

Некоторые студенты в этом году всё же успели пройти двухнедельную зарубежную стажировку в странах Европы. Например, магистранты Казахского национального технического университета имени Каныша Сатпаева в Алматы и Евразийского национального университета имени Льва Гумилева в Астане во время зимних каникул съездили на Запад по академической программе мобильности.

«В СВЯЗИ С ФИНАНСОВЫМИ ТРУДНОСТЯМИ»

Азаттык обратился в университеты, чтобы выяснить, как решается вопрос с двухнедельными зарубежными научными стажировками.

Сотрудница отдела международных связей Южно-Казахстанского государственного университета имени Мухтара Ауэзова, представившаяся Аридой, говорит, что «в связи с финансовыми трудностями магистранты для прохождения двухнедельной стажировки поедут в страны ближнего зарубежья».

Руководитель учебно-методического отдела Международного казахско-турецкого университета в Туркестане Берик Ахметов сообщил, что университет не будет выделять деньги на поездку, магистранты за границу могут поехать за собственный счет.

Не пожелавший представиться сотрудник Казахского национального университета имени аль-Фараби кратко ответил, что в вузе ждут поступления средств из министерства.

В соответствии с академической программой мобильности, студенты высших учебных заведений, обучающиеся на основе государственного образовательного гранта, в рамках проведения научно-исследовательских работ обязаны пройти стажировку в учебных или научно-исследовательских заведениях Казахстана или зарубежья. По завершении двухнедельной зарубежной стажировки студенты должны предоставить отчет о расходах и включить собранные ими сведения в свои диссертационные работы. На зарубежную поездку одного студента выделяется из бюджета 300 тысяч тенге. Однако большинство побывавших за рубежом студентов часто говорят, что выделенных денег хватает лишь на авиабилеты и оплату гостиницы, другие расходы они покрывают за счет собственных средств.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Казахский Национальный Технический университет им. К.И.Сатпаева

Горно-металлургический институт им. О.А.Байконурова

Кафедра Открытых горных работ

ОТЧЕТ

о прохождении зарубежной научно-исследовательской стажировки магистранта 2-го года обучения

6М070700 Горное дело

(шифр и наименование специальности)

Выполнил: Карагулов К.А.

Научный руководитель:

Академик НАН РК, профессор

(уч.степень, название)

Ракишев Б.Р.

Алматы 2015 г.

Отчет о прохождении зарубежной стажировки в Государственном Университете Фрайбергской горной академии магистранта второго курса Карагулова К.А.

Место работы и должность стажера: Казахский Национальный
Технический университет имени К.И.Сатпаева, магистрант второго курса

Тема стажировки: "Научно-исследовательская стажировка" (Государственный Университет Фрайбергская горная академия, г.Фрайберг, Германия)

Страна проведения стажировки: Германия

Научно - исследовательская практика является обязательным
элементом учебного процесса подготовки магистрантов по направлению. Она представляет собой вид учебных занятий, которые непосредственно
ориентированы на профессионально-практическую подготовку
обучающихся, включающую в себя развитие способностей вести
самостоятельный научный поиск и самостоятельную научную работу. Объем занятий и требования к учебным материалам определяется высшим учебным заведением, реализующим программу.

Научно-исследовательская практика предусматривает написание
аналитического обзора к своей статье, а также разработку учебных
материалов по профилю.

Программа научно-исследовательской практики разработана на
основе Государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования. Программа включает разделы: цели и
задачи практики, содержание и организация практики, порядок отчета.

Цели и задачи практики

Научно-исследовательская практика для магистрантов нацелена на
обеспечение взаимосвязи между теоретическими знаниями, полученными
при усвоении университетской образовательной программы в рамках
специальности и практической деятельности по применению этих знаний в ходе научно-исследовательской работы.

Целью научно-исследовательской практики является овладение
магистрантами основными приемами ведения научно-исследовательской
работы и оформление у них профессионального мировоззрения в этой
области, в соответствии с профилем избранной магистерской программы.
Проведение магистрантом научного исследования по избранной и
утвержденной на заседании кафедры тематике в соответствии с
современными требованиями, предъявляемыми к организации и содержанию научно-исследовательской работы.

Задачи практики:

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в
процессе изучения дисциплин магистерской программы;

Овладение современными методами и методологией научного
исследования, в наибольшей степени в соответствующие профилю избранной студентом докторской программы;

Совершенствование умений и навыков самостоятельной научно-
исследовательской деятельности;

Обретение опыта научной и аналитической деятельности, а также
овладение умения изложения полученных результатов в виде отчетов,
публикаций, докладов;

Формирование представления о современных образовательных
информационных технологиях;

Выявление магистрантами своих исследовательских способностей;

Привитие навыков самообразования и самосовершенствования;

Получение навыков от работников зарубежного университета в
научной области.

Исходя из поставленных целей и задач научно-исследовательской
практики, магистрант должен овладеть умениями:

Формулировать научную проблематику;

Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-
исследовательской и педагогической деятельности и требующие
углубленных профессиональных знаний;

Выбирать необходимые методы исследования, модифицировать
существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;

Обосновывать выбранное научное направление, адекватно подбирать
средства и методы для решения поставленных задач в научном
исследовании;

Владеть методами организации и проведения научно-
исследовательской работы;

Пользоваться различными методиками проведения научных исследований;

Владеть способами обработки получаемых эмпирических данных и их интерпретацией;

Делать обоснованные заключения по результатам проводимых и
исследований, в том числе в виде научных докладов и публикаций;

Реферировать и рецензировать научные публикации;

Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе написания
научной статьи или аналитического обзора;

Анализировать и систематизировать собранный материал;

Применять методы исторического познания и современные

образовательные технологии;

Владеть методами анализа и самоанализа, способствующими

развитию личности научного работника;

Вести научные дискуссии не нарушая законов логики и правил

аргументирования;

Строить взаимоотношения с коллегами и педагогами.

В период с 20 августа по 30 августа 2015 года были организована
научная стажировка в Германии в городе Фрайберг при Государственном
университете Фрайбергской горной академии. Стажировка во Фрайбергской горной академии стала уникальной возможностью для совершенствования моих профессиональных качеств, позволив мне на 10 дней погрузиться в академическую и научную среду одного из самых старых технических университетов горно-металлургического направления в Германии.

История Фрайбергской горной академии.

В 1765 году принц Франц Ксавер Саксонский по плану Фридриха
Вильгельма фон Оппеля (1720 - 1767), Карла Вильгельма Бенно фон Хейница и Фридриха Антона фон Хейница, основал школу профессионального обучения горняков под именем Курфюршеская саксонская горная академия Фрайберга (с 1806 года: Королевская саксонская горная академия Фрайберга). Главной причиной этого события являлось поражение в Семилетней войне и обязанность выплатить репарации, что в свою очередь требовало увеличения числа профессиональных горняков.

В академии в 1739 г. М.В. Ломоносов под руководством Й. Генкеля
изучал минералогию и металлургию.

Горная академия Фрайберга является старейшим из
горнопромышленных учебных заведений, так как четыре ранее основанные академии в Потоси (Боливия, 1557-1786), Конгсберге (Норвегия, 1757 – 1814), БанскаШтьявница (Словакия, 1762-1919) и Праге (Чехня, 1762 – 1772) более не существуют. Горная академия Фрайберга является также старейшим после Национальной школы мостов и дорог техническим учебным заведением.

Рис.1 Элемент Германий

В Горной академии Фрайберга были открыты два химических элемента: индий (Фердинанд Райх, 1863) и германий (Клемент Винклер, 1886).

До основания Дрезденского технического университета в 1871 году Горная академия Фрайберга была наивысшим учебным заведением Саксонии. В 1899 году академии было присвоено звание высшего учебного заведения, с 1905 года получил право выдачи степени «доктора инженерных наук» (нем. GradeinesDr.-Ing.), а с 1939 года – «доктора естественных наук» (нем. Grad eines Dr. rer. nat.). В 1940 году был основан факультет горного дела и металлургии, а с 1955 года инженерно-экономический и научно-математический факультеты. В 1955 году был основан факультет рабочих и строителей (нем. Arbeiter – und Bauernfakultät «Wilhelm Pieck»). Профессора Эрих Раммлер и Георг Билкенротх за открытие высокотемпературного кокса из бурого угля были награждены Национальной премией ГДР.

Рис. 2 Замок Фройденштайн

В процессе объединения Германии строительная и правовая
инфраструктура Горной академии были значительно изменены. В настоящее время в Горной академии активно ведутся исследования полупроводников, в результате чего в городе обосновываются предприятия, связанные с этой областью (Siltronic AG, дочернее предприятие SolarWorld AG).

Наряду с исследованиями в области гео – и материаловедении в Горной академии все большее значение придают экологии. Фрайберг утвердил себя как «университет закрытого круговорота ресурсов», а в мировой исследовательской области – как современное, экосберегающее учебное заведение.

С 2003 года за выдающиеся достижения в области экологических
исследований университет вручает студентам и молодым ученым
награду Ганса Карла фон Карловича, предоставляемую обществом партнеров местного междисциплинарного экологического центра.

Рис.3 Приветственная доска Горной Академии

Рис.4 Главное здание на Академиштрассе

Сегодня в мире имя Технического университета Горной академии
Фрайберга прочно связано с геонауками. Университет позиционирует себя
как «университет ресурсов». Основной профиль университета – геонауки,
материаловедение, энергетика и экология.

С октября 2008 года Горная академия выставляет в замке
Фройденштайн самую большую в мире частную коллекцию минералов.

Особенными специальностями Академии Фрайберга являются:
индустриальная археология (единственная в Германии), международный
менеджмент ресурсов и окружающей среды (анг. International Management of Resources and Environ, IMRE, диплом мастера, обучение на английском языке), а также международный бизнес на развивающихся рынках (анг. International Business in Developing & Emerging Markets, диплом мастера, обучение на английском языке).

В ходе стажировки был ознакомлен с электронным и каталоговым
фондом, библиографическими базами обширной библиотеки, получил
необходимые консультации у сотрудников Фрайбергской горной академии, а также, что наиболее важно, имела возможность посетить учебные лаборатории при Фрайберской горной академии.

За весь период прохождения стажировки всем магистрантам оказана
поддержка доктора, профессора Карстена Дребеншдтета, а также другими
сотрудниками Фрайбергской горной академии, также работники академии
дали возможность работать в богатой научной библиотеки и получать
консультации от профессоров в области горного дела.

Главной целью моей стажировки являлось проведение научного
исследования по избранной и утвержденной на заседании кафедры моей
темы, поиск и обработка материалов для диссертационного исследования,
аналитический обзор и написание научной статьи. Разумеется, были и другие цели: расширение круга профессиональных контактов, совершенствование практики ведения научных дискуссий на английском и немецком языках.

Самым первым из способов достижения поставленных мною целей
стало получение консультаций у профессоров Государственного
университета Фрайбергской горной академии, а также работников
проектного отдела при Фрайбергской горной академии, тематика которых
непосредственно сопряжена с моим профессиональными интересами.

Под руководством доктора, профессора Карстена Дребеншдтета была
организована экскурсия в нерабочую шахту "ReicheZeche", в которой за 800 лет было добыто примерно восемь тысяч тонн серебра. Экскурсия
продолжилась около 3-х часов. Экскурсовод горняк, работающий в этой
шахте рассказывал об истории шахты, способов добычи серебра, проходки и крепи горных выработок, также знакомил с минералами которые
встречаются по пути следования экскурсии.

Рис.5 Вагонетки с рудой, оставленных в шахте ввиде макета

Затем посетили минералогический музей "Terramineralia" при
Фрайбергской горной академии. Насчитывается свыше 3500 минералов,
драгоценных камней и метеоритов, "Terramineralia" является постоянной
выставкой горной академии и одновременно с этим крупнейшей, а также
красивейшей коллекцией минералов во всей Германии.


Рис.6 Минералы, представленные в музее "Terramineralia"

Также нам посчастливилось посетить научно – исследовательскую лабораторию при Фрайбергской Горной Академии. Хотя общее время посещения данной лаборатории было очень мало, но все же я был очень рад посетить научную лабораторию одной из самых передовых академий в мире, где проводились и до сих пор проводятся научные эксперименты и опыты на современных приборах и оборудованиях. Это был очень хороший и полезный, хотя и,визуальный, опыт лично для меня, как для магистранта ВУЗа.


Рис.7 Оборудования в лаборатории

Код вставки на сайт

С 5 по 16 марта 2018 года на кафедре эпидемиологии и доказательной медицины Сеченовского университета прошла научная стажировка магистрантов из Казахского Национального Медицинского Университета имени С.Д. Асфандиарова.

Казахские коллеги обучаются по магистерской программе на факультете общественного здравоохранения КазНМУ уже второй год и активно готовятся к защите выпускных квалификационных работ по направлениям, которые представляют высокую социальную и эпидемиологическую значимость для Республики Казахстан.

Программа научной стажировки оказалась очень насыщенной. В течение двух рабочих недель на кафедре эпидемиологии и доказательной медицины Сеченовского университета, других профессиональных площадках обсуждались вопросы доказательной медицины, виды эпидемиологических исследований, особенности эпидемиологического надзора за пневмококковыми инфекциями, туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, ИППП, а также эпидемиологическая безопасность и риск-менеджмент инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи. Магистранты познакомились с международными электронными базами данных, занимались поиском эпидемиологической информации, выполняли индивидуальные задания.

Коллегам из Казахстана была оказана помощь в подготовке и оформлении материалов собственных исследований по темам магистерских диссертаций. Индивидуально-ориентированный подход, реализованный в ходе научной стажировки, позволил участникам проекта повысить уровень доказательности результатов научных работ.

Помимо основной программы стажировки магистранты из КазНМУ посетили «Школу мастерства», организованную на кафедре эпидемиологии и доказательной медицины для студентов старших курсов МПФ. Также они приняли участие в работе XI Международного форума дерматовенерологов и косметологов, где в рамках дискуссионного клуба познакомились с концепцией контроля ВПЧ-ассоциированных заболеваний, представляющих серьезную угрозу общественному здоровью во многих странах мира.

Несмотря на плотный график работы молодые ученые из КазНМУ успели познакомиться с достопримечательности Москвы. Магистранты посетили Государственную Третьяковскую галерею, ВВЦ, любовались панорамами Красной площади и Александровского сада – излюбленного места встреч всех, кто приезжает в столицу.

Один из гостей, Даулет Аскаров, отметил: «Нам очень повезло с выбором базы научной стажировки. Преподаватели кафедры эпидемиологии и доказательной медицины Сеченовского университета во главе с заведующим кафедрой Академиком РАН РФ, профессором Николаем Брико провели колоссальную работу и передали нам бесценный опыт и знания, которые мы надеемся использовать в дальнейшей научной и практической деятельности».

Профессиональные и дружеские отношения между двумя ведущими кафедрами эпидемиологии России и Казахстана сложились более полувека назад. Контакты эпидемиологов заметно активизировались в последние годы по линии межуниверситетского сотрудничества. В Республике Казахстан при участии российских специалистов в соответствии с договором о сотрудничестве между КазНМУ и Сеченовским университетом был издан учебник «Эпидемиология» в 2-х томах, а также другие учебно-методические пособия для студентов высших медицинских учебных заведений на государственном языке. Преподаватели Сеченовского университета выезжали в Казахстан для проведения обучающих программ и мастер классов. Магистранты из Алматы регулярно приезжают в Москву для освоения новых методологических подходов в избранном виде профессиональной деятельности, углубления теоретических знаний и практических навыков по специальности, выполнения научных работ.

Скопировать в буфер обмена


КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Утверждаю

Первый проректор КарГТУ

А.З. Исагулов

«» 2018 г.
ОТЧЕТ ПО НАУЧНОЙ СТАЖИРОВКЕ

МАГИСТРАНТА МАТАЕВОЙ Г.Г.

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

6М070300 – «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»

Руководитель УПО ________ Л .М. Султанова
Научный руководитель ________ В.В. Яворский

Караганда 2018

Утверждаю

Первый проректор КарГТУ

А.З. Исагулов

о прохождении стажировки магистранта
Магистрант I курса Матаева Галина Геннадьевна

Специальность 6М070300 «Информационные системы»
Научный руководитель __________ Яворский В.В.

(фамилия, имя, отчество)

к.т.н., пофессор ИВС

(ученая степень, ученое звание, должность, кафедра)

Место прохождения стажировки Чешский Технический Университет в Праге, Чешская Республика я

(университет, страна)

Сроки стажировки с «02» апреля по «16» апреля 2018 г.
Количество дней: 10 дней

Цели стажировки
Была пройдена научно-практическая зарубежная стажировка на тему «Информационные системы» в г.Прага, Чешская Республика в период с 3 апреля по 16 апреля 2018 г. Принимающая сторона – Чешский технический университет.

Целью зарубежной стажировки является:

Консультации с профессорско-преподавательским составом университета по теме магистерского проекта «Оптимизация работы общественного транспорта посредством автоматизированной информационной системы»;

Работа в библиотеке, работа с библиотечным фондом университета по магистерской диссертации;

Знакомство с современными технологиями обучения, используемыми в Чешском техническом университете.

План научной стажировки

03.04.2018 Знакомство с факультетом , читальным залом и залом электронных ресурсов университета.

Введение
Главная задача международной стажировки по программе обучения магистратуры – обмен опытом и знаниями между учебными заведениями и студентами. Получение новых точек зрения на исследуемые научные задачи, поставленные в магистерском проекте, позволяет расширить область охвата исследуемой задачи.

Международная стажировка также позволяет сравнить дидактическую, организационную работу, ведущуюся в учебных заведениях, уровень технической оснащённости кафедр, а также уровень профессионализма преподавательского состава.

Чешский технический университет в Праге (ЧВУТ) является одним из самых крупных и старейших технических университетов Европы. В настоящее время он включает в себя 8 факультетов - строительный , машиностроения, электротехнический, биомедицины, ядерных технологий и физического инжиниринга, транспорта, информационных технологий, архитектуры, и учится здесь более 21 000 студентов. Университет предлагает своим студентам 119 учебных программ с 442 специальностями. Университет выпускает высококвалифицированных современных специалистов, ученых и менеджеров со знанием иностранных языков, динамичных, гибких и способных быстро адаптироваться к требованиям рынка.

При университете действует студенческий союз, благодаря которому университет является не только местом для обучения, но и предоставляет своим студентам возможности для творчества и спорта, проведения различных мероприятий, организации путешествий. Студенческий союз не только включает в себя огромное количество клубов и секций по различным направлениям, но и имеет собственное управление , структуру, правила и миссию, здесь реализуются интересы многих участников. Каждый студент ЧВУТ может участвовать в мероприятиях и жить студенческой жизнью в полной мере.

Чешский технический университет (České vysoké učení technické v Praze) входит в глобальный рейтинг лучших университетов мира, по данным QS World University Rankings и занимает лидирующие места по ряду специальностей в Чешской Республике в традиционном ежегодном рейтинге лучших университетов страны.

Это подтверждают и партнёры ČVUT, среди которых множество известных в научном сообществе институтов и лабораторий. Например, кафедра математики факультета ядерной физики и инженерии сотрудничает с Йельским университетом (Yale University a Reservoir Engineering Research Institute), а кафедра физической электроники – с Европейским космическим агентством ESA и Центром космических полётов им. Годдарда (лаборатория NASA).

Факультет информационных технологий Чешского технического университета (ФИТ ЧТУ ) был основан 1 июля 2009года и является восьмым факультетом ЧТУ . Его первым деканом стал профессор. Ing Pavel Tvrdík , CSc , в 2013 году был переизбран.

Предлагает обучение в различных областях информатики, от теоретической информатики к проектированию цифровых систем или сайтов и мультимедиа. Выпускники используются в основном как программисты, аналитики и архитекторы информационных систем, или постах нижнего и среднего звена в ИТ-компаниях и ИТ отделах. Также могут работать в фундаментальных и прикладных исследованиях.

Факультет в свои первые дни (с 5. августа 2009 года) обосновался в здании общежития Масарика ЧТУ , который до тех пор сдавался в аренду CSA . С мая 2011 года факультет занимает новое здание ЧТУ совместно с Факультетом архитектуры. В этом здании факультет использует все четыре лекционных зала и 3. этаж здания, где находится деканат факультета вместе с несколькими компьютерными и семинарскими классами. Кафедры, начиная с июня 2011 года занимают 9.-14. этажи в соседнем здании А, которое с новым зданием связано проходом. Остальную часть здания А использует Факультет строительства . Факультет с момента своего создания использует также Ballingův зал и один компьютерный класс в Национальной технической библиотеке .

Специальности:


  • Безопасность и информационные технологии

  • Информатика

  • Informatics (информатика) на английском

  • Информационные системы и управление

  • Дизайн и программирование встраиваемых систем

  • Компьютерная безопасность

  • Компьютерная инженерия

  • Компьютерные системы и сети

  • Системное программирование

  • Теоретическая информатика

  • Сайт и мультимедиа

  • Инженерия программного обеспечения и сайтов

  • Инженер знаний

В первый день нас ознакомили с университетом. Рассказали историю университета. Познакомились с кафедрой и научным руководителем. Прослушали презентацию о Чешском техническом университет и о факультете «Факультет информационных технологий» ЧВУТ.

Рассказали, что основным достоянием университета является высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Сегодня в университете проводится обучение по 115 программам по 419 специальностям. Университет выпускает высококвалифицированных современных специалистов, ученых и менеджеров со знанием иностранных языков, динамичных, гибких и способных быстро адаптироваться к требованиям рынка.

Рисунок 1.

03.04.2018 Экскурсия по университету ЧВУТ.

Чешский технический университет в Праге (ЧВУТ) является одним из самых крупных и старейших технических университетов Европы. В настоящее время он включает в себя 8 факультетов - строительный, машиностроения, электротехнический, биомедицины, ядерных технологий и физического инжиниринга, транспорта, информационных технологий, архитектуры, и учится здесь более 21 000 студентов. Университет предлагает своим студентам 119 учебных программ с 442 специальностями. Университет выпускает высококвалифицированных современных специалистов, ученых и менеджеров со знанием иностранных языков, динамичных, гибких и способных быстро адаптироваться к требованиям рынка.

При университете действует студенческий союз, благодаря которому университет является не только местом для обучения, но и предоставляет своим студентам возможности для творчества и спорта, проведения различных мероприятий, организации путешествий. Студенческий союз не только включает в себя огромное количество клубов и секций по различным направлениям, но и имеет собственное управление, структуру, правила и миссию, здесь реализуются интересы многих участников. Каждый студент ЧВУТ может участвовать в мероприятиях и жить студенческой жизнью в полной мере.

Рисунок 2.
04.04.2018 Лекционное занятие.Ассемблер.

Обсуждение с руководителем плана проведения практических научных работ, методики экспериментов, обработки результатов исследований.

Была произведена личная беседа с заместителем декана по внешним связям факультета «Факультет информационных технологий» Колаш Йозефом по плану проведения экспериментальных научных работ, методики экспериментов, обработки результатов исследований.

Был разработан план занятий , который включал в себя лекции и практические занятия по компьютерному моделированию и автоматизированному проектированию.

Начало изучения и сбора материалов по диссертационной работе. Исследования по тематике диссертационной работы.

В ходе прохождения научной стажировки мы изучали использование языка программирования Ассеммблер (от англ. Assembler - сборщик). Это компилятор исходного текста программы, написанной на языке ассемблера, в программу на машинном языке.

Как и сам язык ассемблеры, как правило, специфичны для конкретной архитектуры, операционной системы и варианта синтаксиса языка. Вместе с тем существуют мультиплатформенные или вовсе универсальные (точнее, ограниченно-универсальные, потому что на языке низкого уровня нельзя написать аппаратно-независимые программы) ассемблеры, которые могут работать на разных платформах и операционных системах. Среди последних можно также выделить группу кросс-ассемблеров, способных собирать машинный код и исполняемые модули (файлы) для других архитектур и ОС.

05.04.2018 Лабораторное занятие.Ассемблер.

Язык ассемблера – это символическое представление машинного языка. Ассемблер позволяет писать короткие и быстрые программы. Однако этот процесс чрезвычайно трудоёмкий. Для написания максимально эффективной программы необходимо хорошее знание особенностей команд языка ассемблера, внимание и аккуратность. Поэтому реально на языке ассемблера пишутся в основном программы, которые должны обеспечить эффективную работу с аппаратной частью. Также на языке ассемблера пишутся критичные по времени выполнения или расходованию памяти участки программы. Впоследствии они оформляются в виде подпрограмм и совмещаются с кодом на языке высокого уровня.

Регистры -это специальные ячейки памяти, расположенные непосредственно в процессоре. Работа с регистрами выполняется намного быстрее, чем с ячейками оперативной памяти, поэтому регистры активно используются как в программах на языке ассемблера, так и компиляторами языков высокого уровня.

Регистры можно разделить на регистры общего назначения , указатель команд , регистр флагов и сегментные регистры .

Названия регистров происходят от их назначения:


  • EAX/AX/AH/AL (accumulator register ) – аккумулятор;

  • EBX/BX/BH/BL (base register ) –регистр базы;

  • ECX/CX/CH/CL (counter register ) – счётчик;

  • EDX/DX/DH/DL (data register ) – регистр данных;

  • ESI/SI (source index register ) – индекс источника;

  • EDI/DI (destination index register ) – индекс приёмника (получателя);

  • ESP/SP (stack pointer register ) – регистр указателя стека.
Флаги состояния (биты 0, 2, 4, 6, 7 и 11) отражают результат выполнения арифметических инструкций, таких как ADD , SUB , MUL , DIV .

  • Флаг переноса CF устанавливается при переносе из старшего значащего бита/заёме в старший значащий бит и показывает наличие переполнения в беззнаковой целочисленной арифметике. Также используется в длинной арифметике.

  • Флаг чётности PF устанавливается, если младший значащий байт результата содержит чётное число единичных битов. Изначально этот флаг был ориентирован на использование в коммуникационных программах: при передаче данных по линиям связи для контроля мог также передаваться бит чётности и инструкции для проверки флага чётности облегчали проверку целостности данных.

  • Вспомогательный флаг переноса AF устанавливается при переносе из бита 3-го результата/заёме в 3-ий бит результата. Этот флаг ориентирован на использование в двоично-десятичной (binary coded decimal, BCD) арифметике.

  • Флаг нуля ZF устанавливается, если результат равен нулю.

  • Флаг знака SF равен значению старшего значащего бита результата , который является знаковым битом в знаковой арифметике.

  • Флаг переполнения OF устанавливается, если целочисленный результат слишком длинный для размещения в целевом операнде (регистре или ячейке памяти). Этот флаг показывает наличие переполнения в знаковой целочисленной арифметике.
06-09.04.2018 Лекционное занятие.Булева алгебра.

На этом уроке изучали Булеву алгебру.Алгебра логики (булева алгебра) - это раздел математики, изучающий высказывания, рассматриваемые со стороны их логических значений (истинности или ложности) и логических операций над ними. Алгебра логики позволяет закодировать любые утверждения, истинность или ложность которых нужно доказать, а затем манипулировать ими подобно обычным числам в математике.

Создание алгебры логики в середине ХIХ века в трудах Джорджа Буля представляло собой попытку решать традиционные логические задачи алгебраическими методами.

Функция от n переменных называется логической или булевой или переключательной или функцией алгебры логики, если сама функция и любой из ее аргументов могут принимать значения только из множества {0, 1}. Количество функций от n переменных равно 2 в степени n .

Значениям переменной в булевой алгебре соответствуют состояниям элементов микросхем компьютера или любого другого электронного устройства: сигнал присутствует (логическая "1") или сигнал отсутствует (логический "0").

На логических элементах, реализующих булевы функции, строятся логические схемы электронных устройств.

Законы булевой алгебры применяются и в программировании - при написании сложных логических условий и сложных запросов к базе данных. Один пример со скриптом на PHP приведён здесь (это статья о системе многокритериального поиска по сайту с базой данных). Ещё один пример - применение алгебры логики в создании многоуровневого меню сайта , в котором были бы открыты все пункты всех уровней, по которому пролегает путь к конечному открытому пункту меню.

Часто оказывается, что изначально построенное логическое выражение можно упростить, используя аксиомы, теоремы и законы алгебры логики.

Способы описания логических функций

Применяются следующие способы описания логических функций:

  • словесный;

  • табличный;

  • числовой;

  • аналитический;

  • координатный;

  • графический.

Аналитическое представление логических функций

В качестве исходного описания сложных логических функций обычно используется таблица истинности, однако упрощение функций удобнее производить в аналитической форме. При аналитической записи функция алгебры логики представляется либо в виде логической суммы элементарных логических произведений (дизъюнкции элементарных конъюнкций), либо в виде логического произведения элементарных логических сумм (конъюнкции элементарных дизъюнкций). Первая форма записи имеет название дизъюнктивной нормальной формы (ДНФ), вторая - конъюнктивной нормальной формы (КНФ). В этих названиях термин "нормальная" означает отсутствие общей инверсии (отрицания) над несколькими перемнными сразу.

Дизъюнктивная нормальная форма

.

Конъюнктивная нормальная форма

Аксиомы конъюнкции

Аксиомы дизъюнкции

Аксиомы отрицания

если , то ; если , то .
Теоремы исключения констант

Теоремы идемпотентности (тавтологии, повторения)

для n переменных

Теорема противоречия

Теорема "исключённого третьего"

Теорема двойного отрицания (инволюции)

Законы алгебры логики

Ассоциативный (сочетательный) закон

.

Коммутативный (переместительный) закон

Дистибутивный (распределительный) закон

Законы де Моргана (законы общей инверсии или дуальности)

Закон поглощения (элиминации)

Закон склеивания (исключения)

.

Рисунок 3.

10.04.2018 Лабораторное занятие.Булева алгебра.

На лабораторном занятии мы решали задачи по булевой алгебре. Типовые задачи:

Задача 1. Применяя равносильные преобразования привести булеву функцию к минимальной ДНФ.

Задача 2. Доказать полноту (или неполноту) приведенной системы булевых функций .

Задача 3. Проверить, является ли тавтологией формула:

Задача 4. Построить таблицу истинности и определить выполнимость формулы:
11.04.2018 Лекционное занятие. Рекурсивные алгоритмы.

Рекурсией называется ситуация, когда подпрограмма вызывает сама себя.

Пример рекурсивной процедуры:

procedure Rec(a: integer);

Рассмотрим, что произойдет, если в основной программе поставить вызов, например, вида Rec(3). Ниже представлена блок-схема , показывающая последовательность выполнения операторов.

Рис. 1. Блок схема работы рекурсивной процедуры.

Процедура Rec вызывается с параметром a = 3. В ней содержится вызов процедуры Rec с параметром a = 2. Предыдущий вызов еще не завершился, поэтому можете представить себе, что создается еще одна процедура и до окончания ее работы первая свою работу не заканчивает. Процесс вызова заканчивается, когда параметр a = 0. В этот момент одновременно выполняются 4 экземпляра процедуры. Количество одновременно выполняемых процедур называют глубиной рекурсии.

Четвертая вызванная процедура (Rec(0)) напечатает число 0 и закончит свою работу. После этого управление возвращается к процедуре, которая ее вызвала (Rec(1)) и печатается число 1. И так далее пока не завершатся все процедуры. Результатом исходного вызова будет печать четырех чисел: 0, 1, 2, 3.
12.04.2018 Лабораторное занятие. Рекурсивные алгоритмы.

Для примера сымитируем работу цикла for. Для этого нам потребуется переменная счетчик шагов, которую можно реализовать, например, как параметр процедуры.

procedure LoopImitation(i, n: integer);

{Первый параметр – счетчик шагов, второй параметр – общее количество шагов}

Writeln("Hello N ", i); //Здесь любые инструкции, которые будут повторятся

If i
LoopImitation(i+1, n); //значению n, повторяем инструкции путем вызова

//нового экземпляра процедуры

Результатом вызова вида LoopImitation(1, 10) станет десятикратное выполнение инструкций с изменением счетчика от 1 до 10. В данном случае будет напечатано:

13.04.2018 Работа в Чешской национальной технической библиотеке.

После открытия в библиотеку, получшившую название «Национальная техническая библиотека» (чеш. «Národní technická knihovna», сокр. «NTK») начали переезжать все технические библиотеки, расположенные в Праге. Теперь разрозненные библиотеки различных факультетов тех. университета находятся в одном месте, на станции метро Dejvická.

Кроме того, они постоянно пополняются очень современной и дорогой литературой на различных языках мира. Не нужно приобретать дорогостоящую редкую литературу – ее можно взять здесь практически бесплатно (полугодовой абонемент стоит 50 чешских крон, т.е. 80 руб).

Искали материалы для своего магистрского проекта. Некоторую информацию сделали копию и сохранили.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

16.04.2018 Подведение итогов. Вручение сертификатов.

Рисунок 6.

о научной стажировке магистранта

КарГТУ кафедры ИВС

Матаевой Галины Геннадьевны

Научный руководитель от КарГТУ
к.т.н., профессор Яворский В.В.

Предложения магистранта о совершенствовании организации подготовки бакалавров и магистров

Заключение
В период с 3 по 17 апреля 2018 года была проведена научная стажировка в Чешском техническом университете в Праге (Чешская Республика, г.Прага).

В ходе стажировки была ознакомлена с электронным и каталоговым фондом, библиографическими базами обширной библиотеки университета, получила необходимые консультации у сотрудников университета, а именно у доцента, д.т.н. Колар Йозефа для сбора информации по теме магистерского проекта: «Разработка распределенной системы автоматизации тестирования веб-приложения».

По окончании поездки были вручены сертификаты.