Ленком главный режиссер. Булгаков, Дунаевский и Кукрыниксы под одной крышей


В 1927 году по инициативе Московского Комсомола на Малой Дмитровке, 6 был создан первый профессиональный театр рабочей молодежи, сокращенно - ТРАМ. 20 февраля 1938 года на его здании появилась надпись: «Московский театр имени Ленинского комсомола». С 1990 года театр носит название «Ленком».

В ТРАМе (Театре рабочей молодежи) начиналась будущая звездная карьера Н. Крючкова. Первые актерские призывы театра — талантливая самодеятельность, которая была готова учиться у высоких профессионалов. ТРАМу пришлось осознать, что для любителей есть только один путь. Чтобы стать не просто театром, а войти в число лучших, — предстояло овладевать профессией. И когда руководителем театра в январе 1938 года стал мхатовец, бывший руководитель МХАТа 2-го (театр был закрыт в 1936 г.) Иван Берсенев, который привел за собой своих коллег: С. Гиацинтову, С. Бирман, Р. Плятта, А. Вовси, Б.Ю.Оленина, — то о Театре Ленинского комсомола вскоре заговорила театральная Москва. В берсеневский период, а он руководил театром до 1951 года, были открыты дарования Е. Фадеевой, Т. Куневской, Н. Кутасиной, К. Кручининой, О. Фрелиха, А. Шатова, Н. Паркалаб, И. Мурзаевой, А. Козловой, В. Маруты, А. Петроченко, С. Килигина, Т. Альцевой, Г. Карновича, Г. Валуа, А. Шешко, Г. Матвеевой и многих других. Литературной частью театра заведовал Михаил Булгаков (и даже как режиссер поставил пьесу Ф. Кнорре «Тревога»), музыкальной — И. Дунаевский, танцы ставила Н. Глан, биомеханике учила молодых трамовцев дочь В.. Мейерхольда И. Хольд, актерскому мастерству — мхатовские корифеи Н. Баталов, Н. Хмелев, А. Грибов, В. Станицын, И. Судаков, сценографию делали Е. Кибрик, Ю. Пименов, Кукрыниксы. В ТРАМе сформировались такие актеры как П. Шпригнфельд, 3. Щенникова, В. Соловьев, В. Всеволодов, А. Пелевин.

В личности И. Бересеневе сочетались таланты актера, режиссера, руководителя театра. Сила его природного темперамента ярко проявилась в таких ролях, как Дон Гуан («Каменный гость» А. С. Пушкина, 1937), Федор Протасов («Живой труп», 1942), Сирано («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, 1943), — все три в постановке С. Бирман, с которой (как и со своей женой С. Гиацинтовой) Берсенев постоянно сотрудничал со времен Первой Студии МХТ. С 1925 занимался режиссурой, среди постановок: «Чудак» А. Афиногенова (совместно с А. Чебаном, 1929; Берсенев в роли Горского), «Мольба о жизни» Ж. Деваля (совместно с Б. Нордом, 1935; Берсенев в роли Пьера Массубра), «Нора» Г. Ибсена (1939, совместно с Гиацинтовой; Берсенев в роли Хельмера. Берсенев первым оценил талант К. Симонова. Сначала в Театре им. Ленинского комсомола будет поставлена пьеса «История одной любви» (1940), а за несколько дней до начала Великой Отечественной войны состоится премьера пьесы молодого автора «Парень из нашего города». Герой пьесы Сергей Луконин знал, что будет война, и был готов идти воевать. Эта пьеса возобновлялась дважды — в последний раз в 1977 году в постановке Марка Захарова и Юрия Махаева.

В 1944 году театр поставит спектакль по пьесе Симонова «Так и будет», в котором играла знаменитая Валентина Серова — жена К. Симонова, его муза, та, которой были посвящены стихи «жди меня», и «я вернусь» заменившие военному поколению молитву.

Как часто случается, после ухода лидера (Берсенев умер в 1951 г.), в театре наступает период безвременья. Менялись руководители, но творческой жизни не наступало. Власти в короткий период хрущевской оттепели делают кадровые послабления. После успеха спектаклей А.В. Эфроса в Центральном детском театре талантливого молодого режиссера назначают в 1963 году в Театр им. Ленинского комсомола. Эфрос будет руководить театром всего три года: в начале 1967 года его снимут. Однако вклад режиссера в историю театра как такового окажется весомым.

За три сезона режиссер вернул публику в театр, ему удалось сформировать уникальную труппу, в которую вошли В. Гафт, Л. Дуров, А. Дмитриева, А. Збруев, М. Державин, Ю. Колычев, В. Ларионов, А. Ширвиндт, О. Яковлева. А. Эфрос раскрыл талант таких актеров как Л. Круглый, М. Струнова, Л. Чикурова, В. Корецкий и др.

За короткий срок режиссеру удалось возродить театр. Как и ранее в Центральном детском, он отдавал предпочтение современной драматургии: ставил В. Розова, А. Арбузова, Э. Радзинского. Здесь Эфрос впервые соприкоснулся с классикой, поставив в 1966 году «Чайку» А. Чехова. Именно этого спектакля не простили неблагонадежному режиссеру. «Чайка» А. Эфроса бросала вызов мхатовской традиции, что побудил одних «заступиться за Чехова», других воспользоваться неоднозначными критическими суждениями и раздуть конфликт внутри театра. Последним спектаклем Эфроса в «Ленкоме» стал «Мольер» М. Булгакова, поставленный в конце 1966 года.

В течение последующих семи лет театр скорее терял публику, чем завоевывал, пока в 1973 году не был назначен главным режиссером Марк Захаров. Опыт Студенческого театра МГУ, его работа в Театре Сатиры сделали свое дело. Режиссер пришел не только ставить спектакли, но осуществлять строительство своего театра.

Начал М. Захаров с постановки музыкального спектакля, что в последствие оформится в устойчивую традицию репертуара. В 1974 году был поставлен «Тиль Уленшпигель», в котором по достоинству оценили талант малоизвестного тогда Н. Караченцова и известной И. Чуриковой. Позднее эта линия репертуара будет поддержана такими спектаклями как «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» А.Рыбникова и П.Грушко, «Юнона и Авось» А.Вознесенского и А.Рыбникова.

Захаров сгруппирует свою команду, в которую войдут композитор Алексей Рыбников, поэты Юлий Ким и Юрий Энтин, драматург Г. Горин. Конечно же, режиссер приступит к формированию труппы, которая станет уникальной, своеобразной на карте Москвы. О. Янковский, А. Абдулов, Е. Шанина, выдающийся актер Е. Леонов, перешедший из Театра им. Вл. Маяковского, Т Пельтцер, перешедшая из Театра сатиры, Л. Броневой, покинувший Малою Бронную, — все они помогли М. Захарову стать театром мощных и неповторимых индивидуальностей, как впрочем, и режиссер сумел подчинить известные авторитеты, которые стали частью ансамбля.

Театр, начиная с 1974 г., каждый сезон выпускает общественно значимые премьеры как: «В списках не значился» Б. Васильева, «Иванов» А. Чехова, «Вор» В. Мысливского, «Жестокие игры» А. Арбузова, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, «Три девушки в голубом» Л. Петрушевской, «Диктатура совести» М. Шатрова, «Мудрец» А. Островского, «Поминальная молитва» Г. Горина, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Чайка» А. Чехова, «Королевские игры» Г. Горина и Ш. Каллоша, «Пер Гюнт» Ибсена, «Испанские безумства», «Ложь во спасение» и другие. Органично вошли в труппу, сформировали так называемое второе поколение Ленкома такие актеры как: Д. Певцов, А. Захарова, Т. Кравченко, А. Лазарев, В. Раков, Н. Щукина, С. Степанченко, И. Агапов, А. Соколов, А. Леонов, А. Сирин, И. Фокин и другие. Также влились в труппу новые силы, проявив себя в репертуаре театра: среди них — М. Миронова, А. Большова, О. Железняк, А. Шагин, А. Юганова и др., что свидетельствует о продуманной стратегии, программе вверенного М. Захарову театру.

Исторические корни Московского государственного театра «Ленком» уходят в далекий 1907 год, когда в здании, разместившимся в доме №6 на Малой Дмитровке, был основан Купеческий клуб. Прекрасное строение в модном стиле модерн, возведенное архитектором Ивановым-Шицем, принимало известных в то время промышленников и меценатов, аристократов и знаменитых деятелей культуры и искусства. В Купеческом клубе ставились вокально-музыкальные репризы и драматические спектакли.

Марк Анатольевич Захаров, ныне возглавляющий театр, признается, что этот дом, несущий в себе особую энергетику, по-настоящему его завораживает. Богемная атмосфера была разрушена революцией и гражданской войной: сначала здание занял «дом анархии», а позже – коммунистический комитет, носящий имя Свердлова. Именно здесь в 1920 году на Третьем съезде комсомола выступал В. Ленин.

Таким образом, на этих театральных подмостках память о высокой культуре российского дореволюционного общества соединилась с энтузиазмом и энергией первых строителей «нового мира», по инициативе которых был основан ТРАМ (Театр рабочей молодежи), в 1929 году показавший спектакль «Зови фабком», начавший отсчет истории Ленкома. Молодые актеры вопреки пролеткультовской идеологии бережно и уважительно поддерживали традиции классического театра. Актерскому мастерству трамовцев учили прославленные мхатовцы В. Станицын, Н. Хмелев, А. Грибов, заведующим литературной частью был М. Булгаков, сценографией занимались, Ю. Пименов, Кукрыниксы и Е. Кибрик. Музыка к спектаклям писалась И. Дунаевским, а за танцы отвечала Н. Глан. Наряду с идеологическими постановками на сцене ТРАМа зрители видели спектакли, поставленные по произведениям А. Пушкина, А. Островского, М. Горького. Театр воспитал целую плеяду замечательных актеров. В частности, здесь началась карьера знаменитого киноактера Н. Крючкова.

В знаковом для истории театра 1938 году он стал именоваться Московским театром Ленинского комсомола. Тогда же в него из распущенного МХАТа пришел новый художественный руководитель – Иван Берсенев, взявший с собой блистательный коллектив – С. Бирман, Р. Плятта, С. Гиацинтову. По словам И. Берсенева, ему и бывшим мхатовцам поначалу пришлось нелегко, поскольку трамовская труппа сущность театра представляла себе несколько иначе. Но основную часть команды составляли энергичные и талантливые артисты, стремившиеся создать подлинный театр. С ними И. Берсеневу удалось сработаться, а бездарности постепенно отсеялись.

При Берсеневе Ленком в своем развитии поднялся на новую ступень, приобретя славу лучшего сценического коллектива во всей огромной стране. Тогда в репертуаре театра, не прекращавшего работы даже в суровое время Отечественной войны, появились знаменитые пьесы Парень из нашего города, Нора, Сирано де Бержерак, Живой труп, Так и будет, Месяц в деревне, Наш общий друг. И. Берсенев, обладавший незаурядным режиссерским талантом, направляющий сплоченный коллектив уверенной и сильной рукой, даже сам появлялся на подмостках любимого Ленкома в качестве актера.

Вопреки настороженному отношению к классическим произведениям Ч. Диккенса, Г. Ибсена, Э. Ростана, Л. Толстого театр продолжал ставить по ним спектакли. И. Берсенев полагал, что только такие постановки смогут воздействовать на сознание молодых людей, внушая им понятия о чести, долге, справедливости, нравственности, свободолюбии, чистоте и духовности. Сцена театра стала своеобразным источником, из которого новое поколение могло черпать познания о неумирающих ценностях. После кончины И. Берсенева в 1951 году в театре много лет не появлялось памятных спектаклей, способных стать знаменательным, этапным событием. Различные художественные руководители приходили и уходили, не оставляя после себя мало-мальски значительных следов. Так продолжалось до 1963 года, когда Ленкомом стал руководить знаменитый театральный режиссер А. Эфрос, поставивший 104 страницы про любовь, В день свадьбы, Мой бедный Марат, Чайка, Снимается кино, Мольер.

После его ухода в Драматический театр на Малой Бронной Ленком обрел нового главного режиссера – Марка Захарова, имя которого неотделимо от целой театральной эпохи. М. Захаров по сей день талантливо, смело и уверенно руководит блестящей актерской командой Ленкома. Для того чтобы на сцене одного из самых красивых российских театров увидеть великолепные спектакли, вам достаточно набрать телефонный номер, указанный на нашем сайте. Приобретая билеты в Ленком, вы дарите себе неповторимое свидание с прекрасным, обогащая свою духовную и культурную жизнь. Здесь каждого ожидает уникальное, волшебное зрелище. Билеты в театр Ленкома распахнут перед вами двери в чудесный мир. А купить их можно на нашем сайте – быстро, выгодно и просто.

Репертуар Ленкома
Репертуар театра Ленком всегда имел грандиозный успех, а в последнее время стал еще более востребованным. Некоторые спектакли не сходили со сцены свыше двенадцати лет. На этой странице вы можете получить всестороннюю информацию о спектаклях Ленкома и ознакомиться с его полным репертуаром. В разделе афиша Ленкома можно узнать о спектаклях, идущих в текущим месяце и запланированных на следующий, а также оставить заказ на билеты. Наши менеджеры, знающие о ленкомовских постановках практически все, охотно помогут вам выбрать лучшие из них.

В данное время репертуар Ленкома насчитывает 14 спектаклей, самые новые из которых Пер Гюнт и впервые показанная позапрошлой осенью Аквитанская львица. Самой «старой» постановкой является Юнона и Авось, не утратившая с годами своей привлекательности и симпатий зрителей, по-прежнему восторженно переживающих историю любви отправившегося в путешествие русского графа Резанова и красавицы Кончиты. Еще одна легенда – Безумный день, или Женитьба Фигаро. Кроме того – Город миллионеров, Tout paye, или Все оплачено, Ва-банк, Женитьба, Вишневый сад, Королевские игры, Шут Балакирев, Пролетая над гнездом кукушки, Тартюф, Визит дамы.

Молебен по случаю открытия Московского Купеческого клуба отслужили летом 1909. А фундамент здания по проекту архитектора Иванова-Шица, рьяного последователя стиля модерн, был заложен в 1907 году.

В тех местах, где остался целым дубовый паркет, мы ступаем сегодня по тем же половицам, по которым до нас прохаживались промышленник и меценат С.И. Мамонтов, композитор Н.Г. Рубинштейн, адвокат Ф.Н. Плевако, государственный муж К.П. Победоносцев, профессор Т.Н. Грановский и многие другие. С 1909 по 1917 купеческий клуб гостеприимно принимал представителей аристократических фамилий, усилиями которых Россия вошла в десятку самых развитых стран мира, - Волконских, Долгоруковых, Оболенских, Трубецких, Апраксиных.

В октябре 1917 года блестящий интерьер Купеческого клуба на Малой Дмитровке был осквернен людьми, непримиримо враждебными по отношению к бывшим хозяевам дома. Прежде здесь регулярно игрались драматические и музыкальные спектакли, давались музыкально-вокальные дивертисменты. Теперь здание превратилось в политический клуб - "дом анархии". С этого момента интерьер начал разрушаться самым непоправимым образом. Реставрация нижнего вестибюля сумела изменить очень немногое. И, увы, то, что воссоздано, не идёт ни в какое сравнение с оригиналом, запечатленным на исторических фотографиях.



В 1918 году очаг анархистского движения в Москве на Малой Дмитровке был ликвидирован с помощью оружия, что не замедлило сказаться на самом здании. После "дома анархии" в здании бывшего Купеческого клуба обосновался Коммунистический университет имени Я.М.Свердлова. Здесь 20 октября 1920 года состоялся III Всероссийский съезд РКСМ, где В.И.Ленин с обескураживающей простотой поведал миру о новой коммунистической морали: "Морально только то, что способствует победе пролетариата". Вождь мирового пролетариата первым в истории освободил вооруженную партию нового типа от такого досадного понятия, как совесть. Позднее у него появились знаменитые последователи. В 1923 году для коммерческой поддержки Коммунистического университета в его стенах был открыт кинотеатр, где шли преимущественно зарубежные фильмы.

Шедевры мирового кинематографа с участием Руфа Роллана, Гарри Пиля, Конрада Вейдта, Чарли Чаплина, Бастера Китона, Мэри Пикфорд, Дугласа Фербенкса демонстрировались не во всех кинотеатрах Москвы. Так что директор знаменитого кинотеатра "Кино Малая Дмитровка, 6" М. Бойтлер, по свидетельству историка нашего дома Л.Польской, "щедро раздавал контрамарки молодым студентам ГИКа - Сергею Эйзенштейну и Сергею Юткевичу, а также приезжавшим из Петрограда ученикам Фабрики эксцентрического актера - Льву Кулешову и Михаилу Ромму, будущим корифеям советского кинематографа.




Будто на роду у этого дома было написано служить Музам, - справедливо заметила Л. Польская,- и предопределение это каким-то неведомым образом сказывалось на решениях тех, кто волен был распоряжаться судьбами московских домов. Повезло не всем».

"Ленкому" повезло - он материализовался в стенах, которые благоприятствовали искусству. Пространство, в котором работает наш театр, бесспорно, обладает магическими свойствами. Сегодня это место знают все - и москвичи, и приезжие и завзятые театралы, и те, кто ходит на спектакли от силы раз или два в год. Здесь помещается "Ленком", - театр, который нельзя обойти стороной, театр актеров-звезд и суперзвезд, выдающихся режиссеров и драматургов, театр поразительной творческой молодости, новаторства, смелых экспериментов, долголетия и постоянства своего зрительского успеха.

У каждого храма искусств есть свои вехи в развитии, о которых мало кто из зрителей знает. Ведь все мы привыкли посещать театры в давно состоявшемся внешнем виде и просматривать современный репертуар. Как же появился, развивался и стал таким, как его знают современники, театр Ленком?

  • В далеком 1926 году активные и творческие молодые люди объединились весьма оригинальным для того времени образом: именно тогда на Малой Дмитровке, дом 6 и был организован первый ТРАМ - театр рабочей молодежи. Во главе стал В.И.Берсенев, который привел вслед за собой огромное количество талантливейших актеров из МХАТа. Во времена этого руководителя, театр получил признание во всей стране, стал одним из известнейших сценических коллективов. Тому способствовали жесткая манера руководства Берсенева, организованность, умение сплотить труппу и вести её к достижению целей.
  • В 1938 году театр получил новое название и стал именоваться Московским Театром Ленинского комсомола. Но, как часто это бывает, постоянные посетители дали ему более короткое имя - Ленком. Так его называют и в наши дни.
  • В 1963 году наступила "золотая пора" в истории театра. Пусть она была и недолгой, но очень яркой, давшей путевку в жизнь многим талантливым актерам. А виновником всего происходящего был никто иной, как А.В.Эфрос. Так называемая "плеяда Эфроса", под его чутким руководством, поставила и сыграла на сцене не один десяток великолепных спектаклей. Но местные власти усмотрели в молодом режиссёре опасность для только что заложенных основ социализма и Эфроса отстранили от работы. Ленком стал приходить в упадок, зрители его оставили.
  • Немного оживилась ситуация только с приходом Р.Г. Экимяна в 1973 году. Позже, кроме режиссера, появился и свой композитор, и художник, и драматург. А ещё Николай Караченцев сыграл Тиля Уиленшпигеля и на следующий день о нем и Ленкоме знала вся страна. Также прославила театр и Инна Чурикова. Стали ставить спектакли, о которых постоянно спорили зарубежные и отечественные критики. Новая эра театра Ленинского комсомола стартовала!

Театр Ленком в наши дни

Московский театр Ленком сейчас проводит свой 90 сезон под чутким руководством Марка Захарова, который возглавдяет коллектив с 1973 года и до сих пор. Благодаря его таланту и умению контролировать даже мельчайшие детали, зал на Малой Дмитровке всегда был полон.

Зрители посещают этот храм искусства потому, что тут всегда по-особенному ставят даже самые известные спектакли, по много раз прочитанным произведениям. Каждый раз чувствуешь и осознаешь нечто новое, постоянно пребываешь в приятном волнении от ожидания необычного прочтения давно знакомого сюжета. Ленком - один из самых популярных среди поклонников театрального искусства. Когда приходишь под его своды, кажется, что пришёл в гости к хорошему другу!

Актеры и спектакли

На сегодняшний день труппа театра представлена огромным количеством талантливых актеров и актрис, среди которых:

  • Инна Чурикова;
  • Леонид Броневой;
  • Александр Збруев;
  • Дмитрий Певцов;
  • Виктор Вержбицкий;
  • Елена Шанина.

Большинство из этих артистов не только исполняют роли на сцене Ленкома, но и постоянно снимаются в кино. И это одна из причин, почему приходят зрители на спектакли, ведь это нечто необычное - увидеть любимого героя с экрана в нескольких метрах от себя, на подмостках Ленкома.

Репертуар также богат на различные произведения, от классики до современных постановок, самыми популярными из которых являются:

  • «Вишневый сад»;
  • «Пролетая над гнездом кукушки»;
  • «Борис Годунов»;
  • «Женитьба Фигаро».

Московский государственный театр Ленком имеет давнюю и очень богатую историю. Многие считают, что отсчет ее начинается с появления ТРАМа, но на самом деле все куда интереснее. В далеком 1909 году в здании, где располагается и ныне Ленком, а именно, в доме 6 по Малой Дмитровке, появился Купеческий клуб.

Уже в те времена в этом прекрасном строении, выполненном в модном для былых и наших дней стиле модерн, возведенном известным архитектором Илларионом Александровичем Ивановым-Шицем, стало собираться культурное и прогрессивное общество. В доме, называемом сегодня историческим, встречались именитые промышленники и меценаты.

В Купеческом клубе на Малой Дмитровке ставились вокально-музыкальные репризы и давали драматические спектакли. Сюда приезжали аристократы. Здесь зажигались звезды и выступали легенды культуры и искусства. Меценатство процветало.

Марк Захаров, возглавивший прославленный Ленком, еще в прошлом веке, не раз упоминал о том, что дом этот несет на себе особую энергетику. Он притягивает и завораживает.

Даже крах богемной атмосферы Купеческого клуба, происшедший в период революции и усугубленный последующей гражданской войной, не смог положить конец харизме этого здания. С ним неразрывно связана история одной из легенд московской сцены. Театр имени Ленинского Комсомола был официально зарегистрирован как организация лишь в 1938 году.

Про здание Ленкома

С учетом вышеописанного первого пристанища Мельпомены можно утверждать, что возраст театра Ленком уже давно перевалил за столетний рубеж, хотя официально столетие пока не отмечается. Здание возводилось в течение двух лет - с 1907-го по 1909-й. Знаменитому архитектору Иванову-Шицу помогал В. К. Олтаржевский, который в дальнейшем стал крупнейшим специалистом по высотному строительству в СССР.

В 1913-1914 годах у Купеческого Клуба появилась пристройка, возведенная по проекту архитекторов Адамовича и Маята. Труды двух гениев архитектуры и их последователей, которые тоже получили путевку в жизнь на Малой Дмитровке, увенчались успехом.

Здание сегодня входит в список шедевров начала прошлого века и внесено в копилку московской архитектуры. Конечно, не все время оно работало на Мельпомену.

После революции и до размещения в нем Ленкома здесь базировался политический клуб «Дом анархии».

Здание было также перепрофилировано под размещение Коммунистического Университета им. Свердлова. Именно в этот период в его стенах состоялось несколько знаменательных выступлений Ильича, ценимых историками эпохи.

В 1923 году здание в очередной раз сменило ориентацию. Университет закрыли, а строение реконструировали под кинотеатр, названный скромно - «Малая Дмитровка».

Через 4 года существования кинотеатра его вновь реорганизовали. Появился Театр Рабочей Молодежи под управлением комсомольской организации - ТРАМ, прообраз целой серии театров а-ля комсомол.

В 1937 году легенду Комсомола объединили с театром Рубена Симонова. Объединенный коллектив был переименован в Театр имени Ленинского комсомола, который стал Ленкомом в 1990-м, но это уже другая история.

Первым художественным руководителем назначили Ивана Берсенева, который бессменно возглавлял любимую труппу до смерти. Далее театр доверили его вдове Софье Гиацинтовой. До 60-го года его возглавлял Майоров, затем 2 года Толмазов. В 1963 году роль главного режиссера начал успешно исполнять Анатолий Эфрос. После его ухода несколько лет трудился Владимир Монахов. Бессменным художественным руководителем театра с 1973 года является Марк Захаров, но это тоже следующая история.

Великие вехи развития театра Ленком

Если Купеческий клуб не принимать в расчет, то первые удачные попытки создать театр для молодежи были сделаны через 7 лет после революции. Улеглись боевые страсти, и молодежь обнаружила тягу к прекрасному.

Идеи революции, конечно, красной нитью проходили через все творчество первого коллектива энтузиастов, которым удалось сформировать что-то на подобии труппы. Ее незамысловато назвали ТРАМ - Театр Рабочей Молодежи. Коллектив ТРАМа стал первой профессиональной труппой в новой стране.

Вчерашние студенты театральных училищ, а порой и просто свободные люди, ведомые желанием приобщиться к миру искусства, давали первые спектакли, уверенно заявляя о наступлении новой советской театральной эры. Вряд ли кого-то удивит тот факт, что первые спектакли имели совершенно определенную идеологическую направленность.

Без духа революции нельзя было обойтись даже в актерской игре, а не то что в выборе пьес. Даже названия спектаклей напоминали лозунги. Давали «Зови фабком», «Дай пять», «Как закалялась сталь», «Страна должна знать» и аналогичные им.

Усилия талантливых молодых людей были оценены. Труппа привлекла к себе внимание активными культурными экспериментами. Случайные люди со сцены постепенно испарились. В театре постепенно сложилась группа профессиональных актеров, декораторов, режиссеров.

Выход Театра Рабочей Молодежи на профессиональный уровень привел к тому, что, трам,.. и на спектакли стала ходить культурная публика! В довоенные годы продвинутый советский зритель начал требовать качества драматургии и совершенного актерского мастерства.

Молодой коллектив учился у прославленных мастодонтов МХАТа, лучших представителей реалистического советского искусства, замешанного на классике. Пришли Станицын, Хмелев, Баталов, Соколова.

К художественному руководству труппой приступил Судаков, а чуть позже в коллектив вошла группа актеров из театра-студии Симонова. Постепенно ушел в прошлое схематизм, свойственный спектаклям-агитациям.

На сцене стали давать настоящие произведения искусства. На подмостках блистали такие великие актеры советского периода, как Соловьев, Всеволодов, Серова, Рюмина, Щенникова, Марута. Именно в этом прославленном коллективе начал свою творческую биографию Николай Крючков.

Появление Театра им. Ленинского Комсомола было предопределено уже существованием сплоченной, слаженной команды. Труппа была способна осваивать произведения Толстого, Ибсена, Диккенса и других великих творцов.

Особо знаменательным для истории театра стал 1938 год. В феврале на здании появилась новая вывеска. Зрителю представили Московский театр имени Ленинского комсомола, а труппу возглавил Иван Берсенев, пришедший из распущенного МХАТа.

С ним в Ленком перешел целый ряд звезд. На сцене театра блистали Плятт, Бирман, Гиацинтова. В этот довоенный период очень быстро прошел отсев бездарностей. В труппе осталась настоящая команда талантов, которые приняли мхатовскую школу. Звездный состав талантов не ограничивался труппой и режиссерами.

Литературным отделом театра управлял Михаил Булгаков.

Музыкальную часть вел Исаак Дунаевский.

За танцевальные номера отвечала Наталия Глан.

Ирина Хольд, дочь Мейерхольда, обучала творческий состав биомеханике.

Сценография была в ведении Кибрика, Пименова, Кукрыниксов.

На сцене молодежного экспериментального театра ставили классику. В основном это была идеологическая русская и советская тема - пьесы А. Островского и М. Горького, спектакли по произведениям А. Пушкина. Это было не просто второе, а новое дыхание театра.

Особая роль Берсенева в развитии театра Ленком

При Берсеневе театр прочно и уверенно вошел в список лучших сценических коллективов страны. Своей твердой рукой организатора этот талантливый актер и художественный руководитель сплотил и повел за собой труппу.

Сам он не только руководил, но и блистал на сцене. Его помнят по ролям в «Норе» Ибсена, «Живом трупе» Толстого, «Сирано де Бержераке» Ростана. Одним из знаменательных спектаклей театра стал «Парень из нашего города» по произведению тогда еще не прославленного, мало кому известного Симонова. Берсенев выступил в качестве режиссера-постановщика этого прославленного впоследствии шедевра.

Спектакль вышел за 2 месяца до начала Великой Отечественной войны и стал, словно, ее предвидением. После этой пьесы Симонов принял на себя обязанности постоянного драматурга Ленкома. Следующей значимой постановкой по его пьесе стал спектакль «Так и будет», где блистала любимица публики Серова. Именно ей были посвящены легендарные строки «Жди меня, и я вернусь...».

Пьеса не сошла со сцены. Она постоянно возобновлялась при разных руководителях. Что удалось донести до зрителя Берсеневу и Симонову? Стремление любого поколения к счастью. Это выходило за рамки советского пафоса тех лет, незримо влекло и вдохновляло зрителя.

Берсенев с наслаждением работал не только с Симоновым, но также с Афиногеновым, Горбатовым, Лавреневым. Он рушил установки, которые диктовали, что Ибсен - плохо, Толстой - хорошо.

Театр им. Ленинского комсомола прославлял всех гениев современности ради будущего молодого комсомольского поколения. Ставили же на его подмостках и Толстого, и Ибсена, и Диккенса, и Ростана, воздействуя на умы, формируя такие понятия, как честность и верность долгу, нравственность и чистота.

В 1951 году, на пике своего расцвета, Берсенев ушел из жизни. Театр много потерял, но выжил, несмотря на настоящую чехарду руководителей. В этот период не было таких легендарных спектаклей, как ставили при Берсеневе...

Так продолжалось вплоть до 1963 года, когда художественным руководителем Ленкома назначили еще одну легенду - Эфроса.

Театр Ленком при Эфросе

В 1963 году Ленкомом стал руководить знаменитый театральный режиссер Анатолий Эфрос. Именно с его легкой руки театр вновь стал предлагать ценителям спектакли-легенды. Среди них - «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Чайка», «Снимается кино», «Мольер» и другие. При Эфросе состоялся по-настоящему фантастический взлет театра, уже не равного среди прочих.

Анатолий Эфрос создал настоящую плеяду талантов. Буквально за 3 года, которые называют сегодня золотыми годами новой российской режиссуры, театральная Москва получила Гафта, Дурова, Дмитриева, Збруева, Державина, Ширвиндта, Яковлева и многих других. При Эфросе дали путевку в театральную жизнь многим талантливым и неповторимым артистам.

Отстранение Эфроса от руководства стало громом среди ясного неба. Он не вписался в политику партии и правительства. Более того, в нем усмотрели даже опасность для идейных основ соцреализма.

С уходом Эфроса театр на Малой Дмитровке начал стремительно терять поклонников! Надежда, которая появилась у труппы и театральной столицы с приходом Экимяна быстро канула в Лету. Попытки его выстроить новый Ленком не увенчались успехом.

Ленком при Захарове

Марк Захаров стал еще одной надеждой театра, и он выполнил свое предназначение. Это имя стало своего рода нарицательным для очередной театральной эпохи Ленкома. Это талантливый, смелый и уверенный руководитель, который изначально поставил цель вывести Ленком на новый виток развития.

С первых же дней своей деятельности в роли руководителя Захаров определил особый подход к режиссуре. Стали уделять внимание не только декорациям, костюмам, игре, но и поэтике, музыкальному ряду. Именно музыка оказалась тем звеном, которого не хватала. Они предопределила успех и помогла вновь рождать легенды.

При Марке Захарове появились в репертуаре спектакли, которые сегодня считаются визитными карточками Ленкома. Это «Тиль», «В списках не значился», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Мистификация».

В 1976 году взошла на сцене Ленкома легендарная звезда. Поставили рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» по мотивам произведений Пабло Неруды, посвященных национальному герою Чили. Однажды все исполнители и постановщики проснулись знаменитыми!

В главной роли блистал Александр Абдулов, без которого театр уже был немыслим. С ним в паре работали Николай Караченцов и Любовь Матюшина. Билеты на этот спектакль продавали, что называется, «из-под полы». Они уходили за бешеные деньги!

Рок-опера не утратила свои позиции. Она злободневна всегда. Бессмертные стихи Вознесенского и прекрасная музыка Рыбникова воссоединились с гениальным актерским составом. Успех первой рок-оперы требовал продолжения, и в 1981 году появилась очередная легенда - «Юнона и Авось»

Этот музыкальный спектакль перевернул весь театральный мир, срав настоящей революцией. В премьерной постановке блистали Абдулов, Караченцов, Смеян, Шанина. С «Юноной» Ленком гастролировал по Европе, выворачивал наизнанку Париж, Рим, Берлин, Афины. Состоялись ошеломляющие по своему успеху гастроли в Штатах, а Марк Захаров уже готовил основу для новых побед, искал свежие решения и экспериментировал. Каждый следующий спектакль собирал аншлаги.

Смена веков ознаменовалась появлением еще одной легенды - «Город миллионеров» с великолепной Инной Чуриковой и Арменом Джигарханяном. Спектакль, созданный вместе с Самгиным по пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано», по-прежнему появляется в афишах театра. У Чуриковой сменился партнер: им стал не менее блистательный Геннадий Хазанов.

Вот уже более 4 десятилетий Марк Захаров успешно «продвигает» свой любимый Ленком, фактически объяв необъятное. Театр стабильно входит в список ведущих сцен страны и даже мира, неизменно привлекая ценителей. Театральная публика и знатоки театрального искусства не пропускают ни одной премьеры.

Сегодня в театре блистают Чурикова, Броневой, Збруев, Лазарев, Захарова, Степанченко и многие другие талантливые актеры, включая молодежь. Уже известны и ценимы зрителем Мария Миронова, Анна Большова, Олеся Железняк, Антон Шагин, Алла Юганова и другие актеры. Преемственность поколений налицо.

Музыкальный ансамбль «Аракс» блистательно сопровождает постановки, а музыки в Ленкоме всегда много. Зрительный зал театра неизменно переполнен, а билеты, как и в прежние времена, бывает очень сложно не просто купить, а достать.