Фальшивый Шишкин и ошибки коллекционеров. Эксперт о подделках картин


Подделки, фейки

Целая индустрия по изготовлению подделок художественных произведений непрерывно развивается и совершенствуется вместе с антикварным рынком. Есть в ней свои ремесленники и свои творцы...

Знаменитая картина XVII века "Сводня" оказалась шедевром великого фальсификатора ван Меегерена, продавшего подделок на $100 млн.

Полотно изначально считалось подделкой, когда его нашли в 1947 году;

Картина была признана шедевром неизвестного мастера XVII века после экспертиз в 2008-2009 годах;

В 2011 году холст вновь признан подделкой, но уже приобрел знаменитого автора, ценность авторства которого сравнима с именами великих художников.


Около 2 млн фунтов стерлингов получит русский миллиардер Виктор Вексельберг от аукционного дома «Кристиз». Эти деньги были заплачены олигархом на аукционе за картину Бориса Кустодиева «Одалиска», которую позже признали подделкой. Аукционный дом отказался вернуть деньги добровольно, поэтому добиться отмены сделки Вексельбергу удалось только через суд в Лондоне.

По мнению экспертов, подделками являются от 10 до 30% картин, находящихся в частных российских коллекциях. В случае если речь идет о работах мастеров с мировыми именами, этот процент может достигать и более высоких значений. В оценке подлинности ошибаются даже признанные экспертные центры, которые функционируют при музеях. Так, в 2008 году стало известно о ста случаях ошибочных экспертиз, проведенных специалистами Третьяковки. Еще двумя годами раньше музеям запретили проводить частные экспертизы. Это было нужно, чтобы передать оценку произведений искусства в руки независимых экспертов и сделать ее более прозрачной.

«Одалиска»

Инвестиционный фонд «Аврора», подконтрольный Виктору Вексельбергу, приобрел «Одалиску» в 2005 году. На торгах за нее уплатили рекордную для полотен Бориса Кустодиева сумму в 1,7 млн фунтов стерлингов. Уже в России эксперты определили, что картина поддельная, однако аукционный дом отказался признать эти заключения.

На небольшом полотне изображена обнаженная женщина «в интерьере». На суде российские эксперты указали, что манера письма не соответствует «фирменному» стилю художника. «В целом картина похожа, Кустодиев и Кустодиев», — рассказал РИА Новости Владимир Петров, принимавший участие в одной из экспертиз. Несоответствия, по его словам, стали всплывать при детальном осмотре картины.

Характер мазков у Кустодиева экспрессивный, создает цветовую игру, а здесь цвета прорисованы примитивно и будто отделены друг от друга. Интерьер тоже рисовали не так: в нем смещены пропорции, не хватает характерных для мастера деталей и легкости. Претензии вызвала и подпись художника. Она была выполнена пигментом с содержанием алюминия, которого при жизни Кустодиева не было.

Эксперты со стороны ответчика оправдывались. Небрежность в написании возникла потому, что Кустодиев писал картину в спешке. Он уже был прикован к инвалидной коляске и остро нуждался в деньгах. Что касается подписи, то «алюминиевая» краска уже существовала, хотя и использовалась редко.

Судья принял сторону россиян. Впрочем, при оглашении вердикта уточнил, что определить с полной уверенностью, чьей рукой написана «Одалиска», он не может. Просто доводы истцов показались ему более убедительными.

Кошки-мышки

Ситуация с полотном Кустодиева наглядно демонстрирует, как сложно отличить подлинник от подделки. На вооружении экспертов новейшие методики, но даже они срабатывают далеко не всегда.

Рентген, химический анализ, инфракрасные лучи и ультрафиолет — все эти исследования позволяют «просканировать» картину. Рентген считывает слои краски. После этого становится понятно, как художник добивался того или иного оттенка, и можно говорить об авторской манере письма.

Ультрафиолет и инфракрасные лучи выявляют места, дописанные позже. С их помощью определяют, например, когда поверх подписей одних художников ставят автографы других. Так произошло во французском Гренобле, когда выявили подделку картины Густава Курбе, живописца XIX века. Под его именем стояла подпись «Кутюр». Фальсификатор закрасил последние три буквы, чтобы исправить подпись и таким образом увеличить стоимость картины.

Химический анализ определяет состав краски. Это позволяет экспертам говорить о дате написания полотна. Так в Лондонской национальной галерее в 1965 году обнаружили подделку Гойи. Оказалось, что при создании картины использовали краски, которыми стали пользоваться позже.

Наконец, существует методика, изучающая характер трещин на холстах. Она делает вывод, появились трещины в результате естественного старения или же были сделаны специально — скальпелем или иглой.

Однако как быть, если, например, именем известного художника подписывают безымянное полотно того же времени? Или когда новую картину пишут красками, которые соскоблили со старых холстов? Именно так в 2008 году Третьяковская галерея объяснила ошибки своих экспертов. «Краски те же. Работы одного года. Никакой химик здесь ничего не докажет», — заявил представитель Третьяковки в интервью Интерфаксу.

«Есть и еще один момент: беспристрастность самих экспертов, — говорит собеседник "Руси", имеющий отношение к закупкам предметов искусства на аукционах. — Нередко в спорных вопросах появляются два совершенно противоположных мнения экспертов. И тогда приходится выяснять, какие силы стоят за каждым. Не имели ли место теневые сделки между продавцом и оценщиком».

Мастера жанра

Самым известным изготовителем подделок считают голландца Хана ван Меегерена, жившего в первой половине XX века. На его счету десятки поддельных картин Вермеера Дельфтского, Питера де Хоха и других голландских живописцев XVII века.

В 1937 году Меегерен продал свое полотно «Христос в Эммаусе» за 2 млн долларов. Он выдал картину за раннего Вермеера, сообщив, что приобрел ее во время поездки в Италию у одной обедневшей семьи. И критики поверили.

Обман раскрыл сам Меегерен спустя десять лет. В Голландии его арестовали за связи с нацистами. Во время войны он продал очередную картину под Вермеера, выдав ее за оригинал, фашистскому лидеру Герману Герингу. Чтобы избежать тюрьмы, ему пришлось сознаться, что полотно было поддельным. Меегерен заявил: он специально продал подделку Герингу, чтобы навредить нацистам.

Для подтверждения этих сведений фальсификатора на шесть недель посадили под домашний арест. За это время он в присутствии наблюдателей создал еще одну подделку, масштабное полотно «Молодой Христос, проповедующий в храме».

Французский живописец XIX века Жан Батист Камиль Коро и сам был не против подделок. В его студии собирались подражатели, которые писали, имитируя манеру Коро. Шутки ради мастер нередко ставил на этих картинах свою подпись, чем основательно запутал искусствоведов.

Целая артель фальсификаторов под руководством француза Фернана Легро изготавливала в 60-е годы подделки под Пикассо, Матисса и Модильяни. Легро вез картины в Штаты, где на таможне их проверяли эксперты, как правило, не очень дотошные. Они выписывали ему сертификаты подлинности, что в тысячи раз увеличивало стоимость работ.

Методики исследования предметов искусства совершенствуются. Это привело к тому, что крупные аукционные дома объявляют «срок годности» на проданные лоты. Аукцион гарантирует подлинность, но эта гарантия длится всего лишь два-три года. Этим аукцион страхуется от того, что с развитием методик проданные им сегодня подлинники могут позже объявить фальшивками.

В истории подделок есть и истории-перевертыши. Так, в 2009 году полотно под названием «Сводня», которое раньше считали работой имитатора Меегерена, признали подлинником ван Бабюрена, живописца XVII века.

Проделайте необходимую работу. Исследуйте произведение, ознакомьтесь с другими работами автора, сравните подписи, рассмотрите их вблизи. Совершенствование своих знаний очень важно для оценки картины и понимания, на что обращать внимание для определения подлинности.

Посетите музей и осмотрите патину. Если вы попросите показать заднюю сторону картины, работники помогут сделать это. Оцените чувство и вид старых работ искусства. Оцените глубину и количество слоев, которые потребовалось использовать для достижения желанного для художника цвета.

Посмотрите на патину дерева, чтобы определить, является ли оно древним. Определите, как собрана рама, какие гвозди и крепления использованы.

Поищите волоски от кисточки. Копии картин иногда имеют волоски, оставшиеся из дешевых кисточек, на самом полотне.

Используйте обоняние. Если вам удалось подобраться к ней близко, понюхайте ее. Краска долго сохнет, годы уходят на то, чтобы картина полностью перестала пахнуть.

Определитесь, какие чувства вызывает у вас картина. Проанализируйте все в совокупности. К примеру, многие фальшивки не имеют достаточной глубины цвета, слоев. Фотокопировать произведение можно с легкостью, но при этом невозможно передать слои краски картины.

Все должно сочетаться. Проверьте, все ли сочетается в картине – к примеру, рама и полотно, также сложно подделать патину.

Закажите оценку работы. Если вам очень нравится какое-то произведение, нужно привлечь стороннее лицо, которое сможет беспристрастно оценить картину. Как можно убедиться в том, что оценщику можно доверять? У него должен быть сертификат от одной или больше профессиональных ассоциаций оценщиков искусств, опыт работы с определенным художником. Предпочтительно, чтобы он не был дилером или брокером предметов искусства. Примером является http://www.bernardewell.com , являющийся экспертом по Сальвадору Дали, чьи картины часто копируют. Исследуйте, как продаются картины этого художника – в каких аукционных домах они продаются, какой размер имеют, когда они продаются и при участии какого агента?

Учтите, что некоторые дилеры, в частности, те, кто находится на круизных суднах, могут попробовать обмануть покупателя, продав картину по завышенной цене. Ищите подпись и номер – они всегда должны быть. Картины без подписи представляют малый интерес, потому что таких копий можно сделать много.

Изучите галерею. Многие произведения будут иметь галерейные наклейки или информацию с задней стороны. Изучите галерею, чтобы понять, так ли это. В некоторых случаях на раме и полотне должны быть признаки износа. Деревянные края не могут оставаться такими же острыми спустя 50 или 100 лет, сама рама должна стать суше. Изучите репутацию художника. Узнайте о том, что некоторые писатели подписывали пустой бланк, после чего их подпись копировалась на картины. Это негативный признак, а потому их картины имеют менее высокую цену. Известно, что иногда так поступал Сальвадор Дали.

" Каждая десятая картина XX века - фальшивка"

Великий фальсификатор Джон Майат

Совсем недавно мир искусства пережил очередной громкий скандал, круживший вокруг известнейшей картины Рембрандта - «Мужчина в золотом шлеме». Раннее предполагаемый подлинник оказался фальшивкой. Рентгенограмма не выявила на полотне авторского знака художника.

С каждым днем цены на произведения искусства растут. Ежемесячно бьются все новые и новые ценовые рекорды. И весь этот сумасшедший ажиотаж, заставляет лишь насторожиться, ведь и мастера подделок не сидят на месте. С развитием технологий их возможности тоже набирают оборотов.

Техника подельщиков неизбежно развивается, они научились старить краски, делать трещины и даже забивать в картины якобы древнюю пыль. Но технологии разработчиков тоже не стоят на месте: благодаря им арт-арена еще может соперничать с подпольным производством.

Как отличить оригинал от подделки? И как картины проверяют на подлинность?

1 этап

В первую очередь, любая картина попадает в руки к реставратору для визуального анализа. Реставратор – это тот же хирург, в обязанностях которого входит как вернуть к жизни бесценные произведения искусства, так и определить подлинность творений великих мастеров.

Он, в свою очередь тщательно изучает лицевую и оборотную сторону полотна, а также анализирует структуру холста и гравировку подрамника. Затем сопоставляет манеру мазка художника, устанавливает, из чего был, предположительно, сделан верхний слой картины и в самом конце проверяет подпить автора.

Если у него возникают какие-то вопросы (а чаще всего так оно и бывает), то далее реставратор кладет картину под специальный исследовательский микроскоп, с помощью которого изучает трещины на ней, которые в свою очередь, говорят эксперту о многом. В первую очередь о возрасте и происхождении картины, которые подделать не так уж и просто.

Но, не смотря на многолетний опыт, любой эксперт может ошибиться, ведь подделка может быть выполнена очень хорошо, и все реставраторы знают об этом. Они дают всего лишь приблизительную характеристику картины. По этому, на достигнутом заказчики не останавливаются, а лишь переходят к следующим проверкам.

2 этап

Когда никакого визуального отличия не выявлено, помочь тут может физико-химический анализ картины. Это практически медицинская диагностика, которая поможет разобраться кто, когда и главное как, мастер подделки, выдал свою работу за оригинал.

Исследование картины поручают искусствоведам. А те, в свою очередь начинают свою работу из обычного рентгеновского снимка полотна.

У каждой картины есть свой «скелет»:

  • Основа (дерево, металл, холст и т.д.);
  • Грунт (мел смешанный с гипсом);
  • Краски;

И все эти слои, из-за разной плотности, по-разному пропускают рентгеновское излучение. Поэтому на фотоснимок проецируется очень контрастный облик картины, похожий на негатив.

Основа картины может сказать о месте и времени ее рождения, ибо до XVIII ст. картины писали исключительно на деревянной основе. В отдельные эпохи в качестве основы использовали металл, пергамент, бумагу и реже - кость, кожу, мрамор, шифер и другие материалы. Так, к примеру, голландцы и французы писали на дубе, сербские мастера писали на липе, для основ испанских картин характерно применение сосны, а итальянских – тополь.

Когда время и место установлено, а также идентифицирован «почерк» художника и следы реставрации, следует третий этап проверки.

3 этап

После анализа деревины полотно помещают под инфракрасное излучение – оно покажет первоначальный рисунок, который кроется за слоем краски, сделанный углем или карандашом. За частую, на первоначальном рисунке можно увидеть развитие художественной мысли автора. А иногда и объекты, которые позже были замазаны краской.

Но это ни о чем не говорит экспертам, лишь о личных поисках автора картины. Если и тут никаких зацепок, то самое интересное еще впереди. Ведь следующий шаг поможет определить пигменты картины, то бишь - материалы, использованные при изготовлении красок.

4 этап

До XX века художники сами изготовляли краски. Они использовали разные материалы: органику, минералы и красители. Поэтому, дальше искусствоведам, предстоит узнать, была ли картина действительно написана с древние эпохи.

Тонким лучом рентгеновского аппарата «стреляют» в определенные цвета картины. Их красители дают уже обратное свечение, которое выводится на мониторе компьютера в специальной программе. Она же и считывает всю информацию о химическом составе картины, а их действительность сопоставляется с историей их возникновения.

Но даже если подлинность красок совпадет, предстоит самый важный и заключительный момент в художественном исследовании – проверка на вместимость изотопов.

5 этап

Ядерные взрывы XX века привели к появлению двух новых изотопов (137Cs и 90Sr), которые осели на всевозможной растительности и впитались в землю. Так как ранее они не существовали, то их вместительность в красках и предстоит определить профессорам из химических лабораторий.

И даже если подельщики обманули все вышеупомянутые этапы, то при обнаружении этих изотопов на якобы картине эпохи возрождения, картина явно будет фальшивой.

Эпилог

«Точного определения „искусства“ нет. Но с полной уверенностью можно сказать, что не искусством, являются те несчастные потуги обученных студентов, введенных в заблуждение наивными наставниками».

Раз уж нет четкого определения искусства, то, что же выходит – поддельное картины мошенников тоже могут по праву считаться произведениями искусства? Но, оставим эти дискуссии арт-критикам. Точно сказать можно лишь одно - искусство живет вопреки художественным консерваториям и университетам. Они живет само по себе и приходит уже, когда человек достиг осмысленности и не зависит от мнения окружающих.




https://www.сайт/2017-02-17/iskusstvovedy_ustanavlivayut_podlinnost_i_avtorstvo_starinnyh_kartin_eto_pohozhe_na_detektiv

Как превратить 10 тыс. долларов в 100 тыс. долларов, используя интеллект

Искусствоведы устанавливают подлинность и авторство старинных картин. Это похоже на детектив

Наталья Махновская Наиль Фаттахов

Наталья Махновская работает в челябинском Музее изобразительных искусств и занимается атрибуцией живописи - установлением подлинности произведений, особенности техники письма и так далее. «Моя работа больше всего похожа на работу следователя», - признаётся она, объясняя свою увлечённость профессией. Её повседневный труд - самый настоящий интеллектуальный детектив.

Установление авторства, подлинности картины, конкретного времени её написания существенно увеличивает не только научную ценность полотна, но и его коммерческую стоимость. В результате произведение, которое оценивается в сумму порядка десятков тысяч долларов, может вырасти в цене до сотен тысяч. Впрочем, сотрудники музея об этом говорить не любят. В музее, разумеется, хорошая охрана и соблюдены все необходимые меры безопасности, но провоцировать преступников музейные работники очень боятся.

Недавно вновь произошло интересное открытие. Портрет красавицы графини Бобринской кисти Манизера и замечательный портрет девочки, сделанный популярнейшей в XIX веке художницей Фредерикой Эмилией О’Коннель пастелью, считались никак не связанными между собой. Как оказалось, связь есть, более того, она тянется через время к императрице Екатерине Великой.

Наиль Фаттахов

Это не единственное открытие. Наталья Махновская рассказала несколько самых ярких историй, которые произошли в стенах музея.

Привет из галантной эпохи

Первая вещь, которой я занялась, когда пришла в музей, - Юбер Робер «Пейзаж с прачками». Он известный пейзажист XVIII века, Россия обладает вторым по количеству собранием его произведений после Франции. Не так давно наш Робер нашёлся в каталоге одного японского музея, который купил его в 80-е годы.

Теперь картину надо везти на рентген и отправить рентгенограмму в Эрмитаж, где её сравнят со снимками подлинного Робера. Скорее всего, у нас очень хорошая копия, сделанная в XVIII веке. Робер был очень популярен, поэтому последователей и подражателей у него было очень много.

Есть у нас история с Жаном Батистом Удри, он жил раньше Робера и был королевским анималистом. Писал собак для Людовика XIII, представлен в Эрмитаже и в Пушкинском музее. У нас есть его картина «Собаки перед убитым зайцем». Это полотно пришло к нам из Третьяковской галереи и было атрибутировано как «Неизвестный художник немецкой школы». Представляете, как в процессе жизни картина меняет автора, школу, страну?

Наиль Фаттахов

Провенанс у неё тоже очень сложный. Ранее она была в каком-то филиале Третьяковки, Рогожско-Симоновский монастырь, далее история обрывается. Во время работы над Робером я заочно познакомилась со многими специалистами. В 2013 году пришло письмо от Гийома Нико, который написал диссертацию по западноевропейской живописи в коллекциях русских императоров от Екатерины II до Александра I. Тогда культура была показателем престижа, не как сейчас. Русские императорские коллекции были богатейшими.

Нико установил, что у нас действительно Удри, и не просто так Удри, а из дворца Бельвю маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV. Она заказала художнику серию из четырёх картин для десюдепортов - украшений над дверью - в своей столовой. У нас за собаками виден какой-то домик невзрачный, оказалось, это Бельвю и есть. Нико определил его по топографии. До наших дней замок не дожил. Его сначала бешеные революционеры ломали, потом снесли, один парк остался.

Самое поразительное - а для меня вообще экстаз - что из четырёх картин серии сохранилась лишь одна и она хранится у нас. Для нашего Челябинска это ничего не значит, к сожалению, это мы тут в своём сообществе можем умирать от счастья, а всем остальным до лампочки.

Тайна Хухтенбурга

— Я с детства любила западноевропейское искусство, собирала вырезки из «Огонька», мама дарила мне кое-какие открытки из Эрмитажа. Особенно полюбила голландскую живопись. А у нас на выставке висела картина на втором этаже, я взглянула на неё и подумала: «Какое небо! Наверняка это голландский художник». Картина была подписана «Батальная сцена. Неизвестный художник, фламандская школа». Я на тот момент не очень хорошо различала голландцев и фламандцев, хотя, сейчас, конечно, стала понимать гораздо больше.

А тогда опытных людей спросишь, они тебе что-то с пафосом в ответ нафыркают, и чувствуешь себя дура-дурой. Но в действительности это такие тонкости, что, я думаю, те опытные люди и сами их не знали. Как-то раз Google выдал в поиске картину точь-в-точь, как наша. А ты же уже свою коллекцию знаешь: вот тут небо большое, тут битва, тут деревья кулисные. Я по ниточке, по ниточке вытащила информацию, что эта картина продавалась на аукционе, по-моему, «Сотбис», под названием «Копия с картины Яна ван Хухтенбурга». Так впервые всплыло имя голландца, интуиция меня не подвела.

Наиль Фаттахов

В амстердамском Рейксмузеуме в открытом доступе имеется иконографический анализ творчества Хухтенбурга: любимые приёмы, которыми пользуется художник. По стаффажу - персонажам, изображённым на полотне - легко определить руку художника или под кого работает копиист. Я сравнила нашу картину с полотном «Битва при Рамильи между французами и союзниками 23 мая 1706 года» авторства Хухтенбурга и нашла порядка десяти совпадений.

Хухтенбург очень любил писать лошадей. Батальные сцены позволяли ему изображать лошадей в разнообразных позах. Я сравнила изображения и поняла, что случайности быть не может, оба полотна несли на себе один и тот же авторский почерк. Обычно, если у художника получаются какие-то образы, он будет дублировать их из картины в картину. Это - Хухтенбург. Но тут уже встал вопрос, подлинный ли у нас Хухтенбург или копия.

Стилистический анализ нужно было дополнить технологическим. Современные художники пишут фабричными красками, тогда же краски стирали вручную. Я сняла с картины планочки, дырочки от гвоздей в подрамнике позволили установить, что они были квадратными, коваными. На обороте были сургучные печати и марки от предыдущей владелицы - «её Сиятельства графини Чернышёвой-Безобразовой». Если бы картина подвергалась позднейшей реставрации, эти следы бы не сохранились. Графиня владела картиной до 1918 года, стало быть, позднее её не реставрировали.

Наиль Фаттахов

Исследования под микроскопом… Это… роскошно. Тон неба, который мы воспринимаем как голубой, под микроскопом виден иначе: это белила со вкраплениями ультрамарина или азурита, который голландцы стирали вручную. Эти лиловые кристаллы выглядят как драгоценности. Простите, мне просто всё это так нравится (улыбается ).

Картины XVIII века и старше доходят до нашего времени, в основном, «дублированными». От времени холст истончается, и, чтобы красочный слой не отпал, с тыльной стороны подкладывают новый, «дублирующий» холст. На нашем полотне обнаружились утраты авторского холста, затонированные позже. Екатеринбургские специалисты при помощи инфракрасной камеры обнаружили подпись, которую сложно различить глазом из-за кракелюра (сети трещин на лаке - прим. авт.). Остатки подписи утрачены вместе с холстом, но очевидно, что она принадлежала Яну ван Хухтенбургу.

Макроснимки подписи я послала замечательному исследователю Квентину Бувело в Гаагу, он специалист по художникам-баталистам. Обратиться к нему мне посоветовали в Рейксмузеуме. Конечно, в Голландии не было таких потрясений, как у нас, картины не перевозили на возах сумасшедшие революционеры. Не то что у нас. Бедненький Хухтенбург неизвестно что пережил. Но Бувело подлинность подписи подтвердил и нас поздравил. Я была счастлива (смеётся) .

Потом мы свозили картину на рентген в клинику «Лотос». Я долго сомневалась в настройках рентгена. Реставраторы в Омске рассказали, что они делают снимки своих картин в институте судебной медицины, выслали мне нужные параметры. Выяснилось, что требуется настроить рентген так же, как для снимка кисти человеческой руки.

Наиль Фаттахов

На рентгене заметна вся эволюция картины: вот художник сделал подмалёвок, вот начал заполнять форму. Или пентименто - когда ему не понравилось, как он, например, причёску написал, и он переписал её по-другому. Копиист работает иначе, на рентгенограмме копии вся эволюция картины не видна. Снимок же нашей картины все эти переделки показал. И как эти попочки лошадей изящно написаны и смоделированы, полный восторг! Это очень красиво, я вас уверяю!

Дело о жаровне

Откуда в челябинские музеи поступали картины? Либо из столичных музеев, либо покупались у челябинцев. А у челябинцев откуда картины? Трофейные. У нас же ни Демидовых, ни Строгановых не было своих. У нас в коллекции обнаружилась прелестная картинка «У жаровни». Там два священника каких-то, жаровенка какая-то, написано так живо, замечательно. Подпись есть, «А. Галлего». Экспертное заключение ГМИИ (Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина - прим. авт.), сделанное перед продажей нам, гласит, что это - Альварес-и-Галлего Доминго.

Я решила узнать его биографию, что хоть за художник-то? Поиск в интернете ничего не дал. Нашла только одну картинку, там какие-то виды, корабли, моря - ничего общего с нашим. Я уже говорила про иконографический анализ? Если художник Робер писал руины и пейзажи, то портреты он писал очень редко. Если художник работает в излюбленном жанре, то очень редко перестраивается.

Я пристала к нашему Сергею Михайловичу [Шабалину, главному хранителю Музея изобразительных искусств], он изумительный человек, очень много знает. Он сказал, что откуда-то помнит, что этот художник есть в музее Прадо (Мадрид, Испания - прим. авт.). Я воспользовалась переводчиком от Google, написала туда и через две недели получила ответ. Я всегда пишу куда-нибудь, как «на деревню дедушке», и всегда так удивляюсь, когда мне приходит ответ (смеётся). И вот прекрасная дама из Прадо сказала, что да, у них есть такой художник, только другой - Хосе Гальегос-и-Арноса, умерший в 1917 году.

Наиль Фаттахов

Через Википедию я нашла ссылку на сайт, посвящённый художнику и созданный его внуком, Полом Гальегосом. Я написала ему, выслав изображение нашей картины, и попросила образец подлинной подписи деда для сличения. Гальегос очень хорошо представлен на аукционах, его много продают. Он часто писал сюжеты из жизни католических священников в роскошных одеяниях, на фоне резной мебели, и даже эта жаровня фигурирует на других полотнах.

Одна вещь Гальегоса отыскалась в Эрмитаже. Я написала сотруднице, занимающейся Испанией, и получила ответ, где она пишет: «по случайному стечению обстоятельств, в тот момент, когда я получила от вас письмо, у меня в гостях был потомок художника, Паоло Серафини, который специально приехал для того, чтобы посмотреть картину. Я показала ему изображение вашего полотна, и он вспомнил жаровню, которая хранилась в их семье и которую он помнит с детства».

Лекция Натальи Махновской по атрибуции живописи, посвящённая портрету графини Бобринской и его связи с пастельным портретом девочки, состоится в Картинной галерее по улице Труда, 92, в субботу, 18 февраля, в 11 часов. Портрет девочки - пастель по бумаге - требует особых условий хранения и очень редко выставляется из-за хрупкости материала. У посетителей лекции будет возможность посмотреть на него своими глазами и поразиться мастерству Фредерики Эмилии О’Коннель, одной из самых знаменитых портретисток XIX века.

Одно из мест, где можно проверить картину на подлинность, - «Научно-исследовательская экспертиза имени П. М. Третьякова» (НИНЭ). «Мы обрабатываем больше сотни картин и других произведений искусства в месяц. Примерно 50-60% оказываются не подлинными», - рассказал Александр Попов, директор компании.

Самый простой способ подделки картин - перелицовка. Для этого берут старую, но не очень ценную картину, стирают подпись настоящего художника и подписывают ее именем известного мастера. Это, например, популярный метод подделки картин Айвазовского - кто из его коллег и современников не рисовал море?

Другой тип подделок - те, что создаются с нуля. Чтобы подделку нельзя было определить по возрасту холста, мошенники счищают краску со старых картин и пишут по холсту заново.

Третий тип - работы, ошибочно приписываемые тому или иному автору. «В основном это связано со всякими семейными легендами. Висит на стене картина со времен прадедушки, кто-то когда-то решил, что это Поленов или Айвазовский. Никто ее специально не подделывал, это просто ошибка», - объяснил Попов.

Как обнаружить подделку

Когда картина попадает на экспертизу, сначала ее осматривает специалист, который изучает творчество автора. Часть картин отсеивают уже на этом этапе. Если же есть шанс, что полотно окажется подлинным, исследование продолжается.

Так, перелицовку можно выявить, рассматривая подпись художника под микроскопом. Со временем на картине образуются трещины - кракелюр. Если подпись нанесена уже на старую картину, свежая краска подписи затекает в трещины и под микроскопом это видно.

Увидеть «подноготную» картины, не испортив ее, можно при помощи рентгена, а также в инфракрасном и ультрафиолетовом свете. Это позволяет выявить подготовительный рисунок или следы реставрации.

Например, известно, что Айвазовский, работая над картиной, обычно прочерчивал карандашом линию горизонта. Если картина приписывается Айвазовскому и под слоем краски обнаруживается такая линия, это один из аргументов в пользу подлинности полотна. Увидеть такие линии можно при помощи инфракрасной камеры. Она реагирует на графит, что позволяет увидеть подготовительный рисунок и всякие полустертые надписи карандашом.

«Важная часть исследования - сравнение рентгенограмм исследуемой работы с рентгенами работ того же художника, которые точно подлинные», - рассказал Попов.

Если картина поддельная, исследование слоев, скрытых под верхним слоем краски, может помочь обнаружить фальшивку. Это, например, произошло с картиной, приписываемой художнице Маревне , которая попала на экспертизу в НИНЭ.

Художница эмигрировала из России незадолго до революции, жила в Париже, затем в Англии. Картину пытались выдать за творчество Маревны 1930-х годов. Однако при исследовании в рентгеновском диапазоне под натюрмортом обнаружился советский плакат с фрагментами надписи «Мир. Труд. Май» и голубями. Маловероятно, что европейская художница могла нарисовать картину на советском плакате.

Из чего состоят краски

Подделку также можно определить по составу красок. Есть справочники, в которых указано, когда какую краску выпускали. Благодаря этому можно хотя бы примерно определить, когда была написана картина.

«Есть любопытная история, которая помогла нам датировать несколько картин. В 1921 году прекратили выпускать краску, которая называется „индийская желтая“. Получали ее из мочи коров, которых откармливали манговыми листьями. Для коров они ядовиты, и в конце концов ее выпуск был запрещен как слишком жестокий», - рассказал Александр Попов.

Определить, какими красками написана картина, можно с помощью спектроскопии. Например, можно узнать перечень всех химических элементов, из которых состоит образец, но без указания их количества.

«Пусть наш образец состоит из титана (Ti) и кислорода (O). Но если вы знаете только список элементов, „составить“ из них реальное вещество практически невозможно», - объяснила Ирина Балахнина, сотрудник Лаборатории лазерной диагностики биомолекул и методов фотоники в исследовании объектов культурного наследия физического факультета МГУ.

Можно с помощью спектроскопии выяснить, в каком количестве содержатся элементы в образце. «Пусть у нас один Ti и два О. Получилось TiO 2 . Это вещество - диоксид титана IV. А мог бы получиться Ti 2 O 5 - оксид титана V. Но даже этого недостаточно (особенно если элементов много). Нужно знать, как эти элементы связаны между собой. То есть понять, какие там связи есть и как они расположены между собой», - рассказала ученый.
Наконец, можно получить информацию о структурах молекул и связях атомов внутри них. Исследуемый образец (TiO 2) может оказаться в одной из трех кристаллических структур: рутил, анатаз или брукит. Состав у них одинаков, но связь Ti - O может быть по-разному расположена в пространстве. Поэтому их спектры будут сильно отличаться друг от друга.

«Благодаря этому мы без труда определим, что за вещество перед нами. Например, получился рутил. Что это нам может дать? Оксид титана - это титановые белила, часто встречающаяся белая краска. Известно, что до 1940-х годов титановые белила выпускались в кристаллической модификации - анатаз. А потом в основном в форме рутила. Можно определить подделку, если мы взяли образец с картины, которая „должна быть XVIII века“», - объяснила Балахнина.

При анализе художественных произведений используется колебательная спектроскопия. «Для получения данных о колебаниях есть два основных метода, основанных на разных физических эффектах, - спектроскопия комбинационного рассеяния и инфракрасная спектроскопия. Мы в лаборатории занимаемся обеими», - рассказала исследователь.

Кроме экспертизы искусства, у колебательной спектроскопии есть огромное количество применений. Так, использование данных инфракрасной спектроскопии при позволяет устанавливать скорость их движения, удаленность и химический состав. На орбитальном модуле проекта «Экзомарс» ИК-спектрометры предназначены для исследования химического состава атмосферы Марса.

На Земле колебательная спектроскопия также часто используется в криминалистике, так как позволяет выявлять наркотики, взрывчатку, биологические жидкости и другие вещества даже в микроскопических количествах.

«Существуют тысячи баз данных колебательных спектров различных веществ. Сопоставив спектр образца со спектрами из базы, можно определить состав любой краски. Кроме пигмента - порошка - в краску входит связующая основа. В акварели это вода, в масляных красках - масло: от растительного до синтетического. Спектр краски состоит из спектра пигмента и спектра масла. Каждое масло тоже имеет свой спектр», - рассказала Балахнина.

При высыхании молекулярный состав масла меняется, поэтому спектр тоже меняется, но, к сожалению, определить по спектру, давно ли масло сохнет, и таким образом точно датировать картину нельзя. Сотрудники лаборатории проанализировали ИК-спектры цинковых белил в более чем двухстах картинах, написанных в разное время, подлинность которых не вызывала сомнений. Однако оказалось, что построить кривую зависимости спектра от возраста картины нельзя, потому что на высыхание влияет не только время, но и условия хранения картин (температура, влажность и прочее).

Откуда берутся подделки

«Много поддельных картин приходит с западных аукционов. Кроме известных Sotheby’s и Christie’s есть огромное количество локальных аукционов в Европе и Америке», - объяснил Попов.

На таких аукционах нет экспертизы, а правила возврата часто бывают специфическими. Например, если вещь оказалась поддельной, ее принимают обратно лишь в течение недели, а то и не принимают вовсе. Участие в таких аукционах - это удел профессионалов. У любителя на таком мероприятии есть все шансы купить фальшивку.

«Собрание таких музеев, как Третьяковская галерея, часто сформировано из старых коллекций, которые были собраны еще при жизни художников. Поэтому поддельных вещей там не может быть в принципе», - рассказал Попов.

Подделки или неверно атрибутированные вещи чаще всего попадают в музей в качестве подарков. Какой-нибудь коллекционер решает подарить музею собранные им картины. Они попали к нему из разных источников, и какая-то их часть может быть поддельной или ошибочно приписанной известным художникам. Отказаться от части коллекции, сказав: «Вот за это спасибо, а вот такого нам не надо», музей не может из чисто человеческих соображений.

«Потом уже музейщики проводят исследование, выбраковывают вещи, которые не стоит выставлять. Все это хранится где-то в фондах, потому что все всё понимают, но и выкинуть их невозможно. Тем более что у музеев обычно нет места и для огромного количества безупречно подлинных картин и зачастую выставляется лишь 5% от всего собрания», - объяснил Попов.