Эссе «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр) (ЕГЭ обществознание)


Всех приветствую! Эта статья посвящена наиболее острой теме — социального неравенство в современной России. Кто из нас не задумывался, почему одни люди богатые, а другие бедные; почему одни перебиваются с воды на компот, а другие ездят на Бентли и все им нипочем? Уверен, что эта тема волновала тебя, дорогой читатель! Неважно, сколько тебе лет. Всегда есть ровесник, который удачливее, счастливее, богаче, лучше одет…. и пр. В чем причина? Каковы масштабы социального неравенства в современной России? Читай дальше и узнаешь.

Понятие социального неравенства

Социальное неравенство — это неравный доступ людей к социальным, экономическим и прочим благам. Под благом мы понимаем то (вещи, услуги и пр.), что человек считает полезным для себя (чисто экономическое определение). Вы должны понимать, что это понятие тесно связано с термином , о которой мы писали ранее.

Общество устроено так, что люди имеют неравный доступ к благам. Причины такого положения вещей разнообразны. Одна из них — ограниченность ресурсов для производства благ. На Земле сегодня свыше 6 миллиардов человек, и все хотят вкусно есть и сладко спать. А еды, земли, в конце концов крайне становится все меньше и меньше.

Понятно, что географический фактор тоже играет свою роль. В России при всей ее территории живет всего 140 миллионов человек, и население стремительно сокращается. А вот например в Японии — 120 миллионов — это на четырех островах-то. При дикой ограниченности ресурсов японцы неплохо живут: строят искусственную сушу. Китай при населении свыше миллиарда человек — тоже в принципе неплохо живет. Такие примеры вроде бы опровергают тезис о том, что чем больше людей, тем меньше благ и неравенство должно быть больше.

На самом деле на него влияют и множество других факторов: культура данного общества, трудовая этика, социальная ответственность государства, развитость промышленности, развитость денежных отношений и финансовых институтов и пр.

Кроме того, на социальное неравенство сильно влияет естественное неравенство. Например, человек родился без ног. Или потерял ноги и руки. Вот например, как этот индивидуум:

Разумеется, живет он за границей — и в принципе, я думаю неплохо живет. А вот в России он бы, я думаю, не выжил. У нас люди с руками и ногами с голоду умирают, а социальным службам никто вообще не нужен. Так что социальная ответственность государства крайне важна при сглаживании неравенства.

Очень часто на своих занятиях слышал от людей, что если они заболевают более-менее серьезно, то компания, в которой они работают, предлагает им уволиться. И они ничего сделать не могут. Даже свои права защитить не знают как. А если бы знали, то компании бы эти “попали” на приличную сумму и в следующий раз сто раз подумали бы, стоит ли так поступать со своими работниками. То есть, правовая безграмотность населения может быть фактором социального неравенства.

Важно понимать, что при исследовании этого явления, социологи используют так называемые многомерные модели: оценивают людей по нескольким критериям. К ним относятся: доход, образование, власть, престиж и пр.

Таким образом понятие это охватывает множество разных аспектов. И если Вы пишете эссе по обществознанию на эту тему, то раскрывайте эти аспекты!

Социальное неравенство в России

Наша страна одна из тех, в которой социальное неравенств проявляется в высшей степени. Очень большая разница между богатыми и бедными. Вот например, когда я еще был волонтером, к нам в Пермь приехал волонтер из Германии. Кто не в курсе, в Германии вместо службы в армии можно отволонтерить год в любой стране. Так вот, пристроили его жить в семью на год. Через день немецкий волонтер оттуда ушел. Потому что по его словам, даже по меркам Германии — это шикарная жизнь: шикарная квартира и пр. Он не может жить в таких шикарных условиях, когда видит что на улицах города просят подаяние бездомные и нищие.

Плюс в нашей стране социальное неравенство проявляется в крайне большой форме в отношении разных профессий. Школьный учитель — получает за полторы ставки дай Бог 25 000 р., а какой-нибудь маляр может получать и все 60 000 р., зарплата крановщика начинается от 80 000 рублей, газосварщика — от 50 000 р.

Причина такого социального неравенства большинство ученых видит в том, что в нашей стране наблюдается трансформация социальной системы. Она сломалась в 1991 году, в одночасье, вместе с государством. А новой не построено. Потому и мы имеем дело с таким вот социальным неравенством.

Другие примеры социального неравенства вы можете найти и . А на сегодня пока все — до новых публикаций! Не забывайте ставить лайки!

С уважением, Андрей Пучков


Одна из актуальных проблем в нашем обществе - это социальное неравенство, которое оказывает своё влияние на судьбу каждого человека. Люди из разных слоёв населения имеют неодинаковые жизненные шансы, условия существования и возможности. Различное у них и отношение к морали, искусству, творчеству. Поэтому здесь имеет место предвзятая оценка человека по его положению в системе, а не его личности, образованности, поведению и чувствам.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

В этом и выражается несправедливость нашего общества. Нередко бывает так, что люди опускаются на дно по независимым от них причинам. Но это может не только сыграть роковую роль и в одно мгновенье полностью изменить человека и отношение к нему других людей, но и погубить его жизнь окончательно.

Многие русские писатели и поэты поднимали проблему социального неравенства в своих произведениях. Об этом в рассказе "Гранатовый браслет" повествует А. И. Куприн на примере запретной любви бедного молодого человека Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной. Он любил её много лет, писал письма задолго до замужества Веры. Девушка не оценила знаков внимания тайного поклонника, а выбрала в мужья перспективного и богатого князя Шеина. С тех пор чувства Желткова стали предметом насмешек высшего общества, к которому принадлежала супружеская пара. Этим людям чужда чистая любовь, настоящие, искренние чувства. Так и брат главной героини был возмущён подарком молодого человека и вернул гранатовый браслет отправителю. На следующий день после встречи Желтков совершил самоубийство, потому что не видел себя в этом мире без любви к Вере Николаевне, ведь он потерял смысл своей жизни. Люди высокого общества не придавали значения этим невероятным чувствам, любви, которая встречается очень редко, один раз в тысячу лет. Но несмотря на такое отношение подавляющего количества светских людей к душе человека, в рассказе мы видим двух персонажей, которые отличаются от этой массы. Генерал Аносов, который всегда верил в любовь, и князь Шеин, муж Веры, который смог понять и даже принять трогательное чувство молодого человека к своей жене.

Именно это даёт надежду на то, что существуют настоящие люди, для которых на первом месте будет стоять человек, его душа, переживания и стремления, а не положение в обществе, уровень дохода и доступ к власти.

Обновлено: 2018-02-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Каждый из нас является членом общества, разница только в активности: кто-то охотно участвует в жизни других людей, кто-то их сторонится. Однако все мы являемся частью одного большого объединения, поэтому важно находить с другими его элементами общий язык. Но чрезмерно сильное влияние этой системы отношений может навредить нам и лишить нас индивидуальности. В итоге, мы пришли к тому, что необходимо найти золотую середину между двумя крайностями взаимосвязи с социумом. Поскольку сделать это сложно, нередко случается так, что человек оказывается вне общества, то есть является лишним в его иерархии, не может найти себе места в ней. В данной подборке представлены аргументы из литературы для итогового сочинения по направлению «Человек и общество», иллюстрирующие примеры, когда личность отчуждена от своего круга и разрывает все связи с ним.

  1. В комедии Грибоедова «Горе от ума» герой разочаровывается в фамусовском обществе и намеревается разорвать с ним отношения. Александр Андреевич хоть и является по праву рождения полноправным членом этого избранного круга, не находит в нем понимания. Его система ценностей коренным образом отличается от того, чему поклоняются Скалозубы, Репетиловы и Молчалины. Например, он не хочет прислуживаться, то есть добиваться карьерных высот лицемерием и подхалимством. Также его не устраивает консерватизм московской элиты, которая не чуждается жестокого обращения с крестьянами и подлости на службе, но боится положительных перемен и прогрессивных взглядов. Таким образом, Чацкий оказался перед выбором между сохранением верности своим идеалам и общением с порочным обществом. Он выбрал жизнь вне своего круга, чтобы сохранить себя от его пагубного влияния.
  2. В романе-эпопее Толстого «Война и мир» Андрей Болконский бежит из дворянских салонов на поле брани, лишь бы не слышать больше лицемерных речей и праздной болтовни. Ему чужда изнеженность и бесцельность жизни людей из его круга общения. Герою скучно даже с женой, которая разделяет их образ мыслей. Он не нашел общего языка с окружением из-за того, что отец воспитал его по-другому. Болконский-старший был суровым и дельным человеком, не терпел болтать попусту. Он редко отличался гостеприимством и сам не ходил по гостям. Зато он много работал и посвящал время воспитанию детей. Таким образом, можно сделать вывод, что неприятие традиционных общественных ценностей берет начало в семье, где личность формировалась под иным влиянием.
  3. В романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» Григорий идет против условностей своего сообщества. У казаков в приоритете всегда были семейные узы: дети слушались родителей, младшие – старших, жены были верны мужьям, мужья – женам и т.д. Все они работали на земле, и единство семьи было залогом выживания, ведь такое количество работы не мог делать один человек. Так вот, Мелехов нарушил вековые традиции, отказавшись жить по воле отца: он изменяет жене с замужней женщиной, а после череды скандалов уходит из деревни вообще, покидая семейство. Все это случилось потому, что герой был независимой и свободолюбивой натурой с незаурядным умом. Он понял, что традиции дедов и отцов могут быть неправильными или несправедливыми. Также он усомнился в авторитете отца и в праве общества осуждать его выбор. Конечно, герой сделал множество ошибок, но нельзя отказать ему в возможности стоить личное счастье без пересудов и мнений толпы. Перед нами пример того, что личность может взбунтоваться против социума и весьма успешно.
  4. Пример лишнего человека мы можем наблюдать в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин со своей индивидуальностью оказался вне общества с его ограниченностью и заурядностью. Он не хотел примерять на себя ни одну из популярных социальных ролей, поэтому всегда искал возможности стать исключением из правила. Так, он играет судьбами других людей, ставя себя в нетипичные обстоятельства, развлекаясь. То он убеждает себя в любви к Бэле, то разыгрывает ухаживания перед Мари, то пускается вслед за Ундиной. В погоне за новыми впечатлениями он игнорирует моральные нормы и интересы своих попутчиков, становясь опасным для общества. Исключительность Григория была направлена не на созидание, а на разрушение, деструктивное, безнравственное, пугающее. Его бунт против окружения был без смысла и без пощады, а ради чего? Он все равно был несчастен и болен своим отчуждением. В этом случае общество могло бы многому научить человека, спасти его, если бы тот прислушался к голосу со стороны. Он не слушал, поэтому ни один выходец из того или иного круга не смог помочь Григорию, будь то Бэла, Максим Максимыч или доктор Вернер.
  5. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главный герой был насильно отделен от общества. Нельзя сказать, что Мастер был ярым оппозиционером и как-то критиковал политический строй, но его не поняли, а, значит, не приняли. Критики унизили автора и его работу, редакторы отказались печатать, сосед написал донос, и кончилось все заключением в сумасшедшем доме. Весь окружающий мир, кроме одной единственной Марго, повернулся к герою спиной. Однако в процессе чтения мы понимаем, что настоящему художнику эта травля была необходимо, чтобы он не стал таким же бездарным и ручным, как графоманы на цепи у власти, которые его оболгали. Поэтому в данном случае человек должен был оказаться вне общества, чтобы понять свое истинное предназначение.
  6. В поэме Лермонтова «Мцыри» герой был пленен и томился в тюрьме далеко от родины. Расторжение родственных уз с тем обществом, членом которого он был по праву рождения, глубоко ранили его душу, лишили ее покоя и счастья. Юноша тосковал по дому, по людям, что были ему близки. Он не хотел того одиночества, на которое его обрекли. И не напрасно, ведь мы понимаем, как много Мцыри мог сделать для своей страны. Именно там он мог реализовать свой потенциал и согреть кого-то огнем своего сердца. Из этого примера мы можем сделать вывод, что отчуждение от общества – это далеко не всегда освобождение от зла или предел мечтаний талантливого человека. Это может быть и трагедией узника, нежно привязанного к родственным душам за пределами тюрьмы, где он заточен.
  7. В романе Тургенева «Отцы и дети» Базаров – лишний человек. Он не находит себе места в сложившейся сословной системе. Поэтому он демонстративно презирает дворян и тянется к народу, в котором видит больше свойственных ему черт. Однако и от простого люда он безнадежно далек, ведь его образованность и категоричность не понятны невежественным и консервативным крестьянам. Так он оказывается вне общества со своими прогрессивными идеями и научным мышлением. Одиночество и отчуждение терзают его, но это открывается только в финале романа, когда он лежит на смертном одре и сетует на свою неприкаянность. Таким образом, оторванность от людей не делает человека счастливым, напротив, зачастую приносит страдания.
  8. В рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» герой намеренно отчуждается от общества, ведь высокомерие не позволяет ему быть с окружающими на одной волне. Он всех мерит размером кошелька, а тех, чье состояние меньше его, и вовсе не замечает. Для него они всего лишь обслуживающий персонал, не достойный внимания. Казалось, такое расслоение социума естественно, богатые и бедные не найдут общий язык, но автор в символичном названии судна («Атлантида») намекает, что такой «естественный» уклад жизни ведет нас всех к катастрофе. Так и оказывается в финале: господин умирает, а его тело, которое уже не сулит чаевых, убирают в коробку из-под содовой. Очевидна уже наступившая нравственная катастрофа, которая привела всех пассажиров к повальному равнодушию друг к другу. Никто не выразил сожаления, никто не прекратил веселье и пляски, хотя рядом лежал труп того, кого так тщательно ублажали еще недавно. На этом примере видно, что конфликт личности и общества не всегда красив и романтичен. В реальной жизни он может привести к трагедии для всех его участников.
  9. В повести Булгакова «Собачье сердце» профессор находится вне общества, так как он является представителем интеллигенции в стране победившего пролетариата. Основная масса людей из-за пропаганды свыше ненавидит его «буржуазный» образ жизни и не понимает его ценностей. Преображенский, по их мнению, занимает незаслуженно много площади в доме и пользуется непозволительной роскошью, недоступной простым людям. Швондер и ему подобные не признают заслуг научного деятеля. Они готовы растерзать героя из зависти его к уму и положению. Но Филипп Филиппович не поддается на провокации. Ему удается абстрагироваться от большинства и сохранить лучшие качества прошлого: духовность, благородство, эрудированность. На фоне грубой и пошлой толпы профессор выглядит Гулливером среди лилипутов. Масштаб такой гениальной личности обществу никогда не разглядеть вблизи, для этого нужны столетия.
  10. В романе Достоевского «Преступление и наказание» человек идет против общества. Он принижает его в своих глазах, нарекая себя судьей и «право имеющим». Герой буквально заболевает идеей своего превосходства и в порыве «правосудия» губит две жизни. Причиной такого духовного нездоровья и последующих событий является тот факт, что Раскольников на некоторое время выбыл из социума: отчислился из университета, забросил подработки, был далек от семьи. Недостаток общения и понимания привел его к умопомрачению, которое смогли рассеять только люди. Обретая понимание в лице Сони, Родион выздоравливает и вновь возвращается в общество, из которого сам себя вычеркнул. Постепенно он осознает, что любовь к ближним – это истинное призвание любой души.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В данном высказывании И. Шерр поднимает проблему естественности социального неравенства. Иными словами, автор считает абсолютно органичным состояние общества, при котором одни индивиды имеют более широкий доступ к благам, нежели остальная часть социума.

Я полностью разделяю данный тезис. Действительно, общество состоит из многих социальных слоев, выделяемых в процессе социальной стратификации.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Существует множество критериев разделения общества на слои, но необходимо помнить, прежде всего, о четырех главных – это доход, власть, образование и престиж.

Кроме того, существуют исторические типы стратификации, многие из которых на века закрепили социальное неравенство. Главным образом, их четыре. Первый тип – рабовладельческая система – характеризуется тем, что определенная часть общества (рабы) была «вещью» других людей. Второй тип – кастовая система – базировалась на религиозных принципах и традициях и закрепляла наследственную принадлежность к касте без какой-либо возможности воспользоваться социальным лифтом (выслужиться на войне, заключить брак с представителем более высокой касты). Следующий тип – сословная система – в качестве опоры имела аппарат принуждения государственной власти, закрепляя правовой статус того или иного сословия в официальных документах. Данный тип позволял в исключительных случаях «повысить» привилегированность своего статуса.

К счастью, общественный прогресс привел нас к открытой системе стратификации – классовой. В данной системе индивиды получили возможность свободно переходить в другой социальный слой. Основой разделения между классами является форма и размер дохода человека. Поэтому и выделяют класс пролетариев (наемных рабочих, получающих заработную плату) и буржуазию (класс предпринимателей, получающих прибыль в том числе от эксплуатации наемного труда). Как мы видим, даже в открытых стратификационных системах наблюдается социальное неравенство: индивиды, прикладывающие большое количество усилий в работе с социальными лифтами (образование, карьера, служба) находятся выше по социальной лестнице, нежели менее активные члены социума. Необходимо упомянуть, что интенсивность и скорость социальной мобильности с современных обществах намного выше, чем в вышеописанных исторических типах.

Примеры социального неравенства можно с легкостью найти в классической литературе. К примеру, в романе Джека Лондона «Мартин Иден» главный герой проделывает обширный путь по социальной лестнице от бедняка-моряка до богача-писателя, попутно помогая своим нищим друзьям увеличить доход. Заполучив «путевку в высокое общество», герой понимает, что богатые люди не всегда благодушны и люди, нищие достатком, были куда более добры к нему. Это тоже своего рода «стратификация по нравственности», но она уже вне рамок курса обществознания.

Иногда социальное неравенство достигает угрожающих для общества масштабов. В газете «Русский репортер» недавно вышла аналитическая статья о стране Зимбабве, показывающей удручающие экономические показатели. Стоит заметить, что данная страна вывела из оборота национальную валюту. Высокий уровень коррупции и преступности позволяет чиновникам и некоторым коммерсантам получать баснословные доходы, в то время как более половины людей официально числятся безработными. Данный пример показывает нам, что даже естественное состояние общества, проявляющееся в неравенстве, нуждается в контроле, чтобы социум не превратился в хаос.

Таким образом, проблема естественности социального неравенства является актуальной и по сей день, имея научное и фактическое обоснование. И я надеюсь, что общество будет «неравным» там, где это необходимо!

Обновлено: 2017-07-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Текст из ЕГЭ

(1)На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. (2)Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. (3)Не хотелось ни думать, ни зевать… (4)Читать надоело ещё в незапамятные времена, в театр ещё рано, кататься лень ехать… (5)Что делать? (6)Чем бы развлечься?

- (7)Барышня какая-то пришла! - доложил Егор.

- (8)Вас спрашивает!

- (9)Барышня? Гм… (10)Кто же это?

(11)В кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто… даже очень просто. (12)Она вошла и поклонилась.
- (13)Извините, - начала она дрожащим дискантом.
- (14)Я, знаете ли… (15)Мне сказали, что вас… вас можно застать только в шесть часов…

(16)Я… я… дочь надворного советника Пальцева…

- (17)Очень приятно! (18)Чем могу быть полезен? (19)Садитесь, не стесняйтесь!

- (20)Я пришла к вам с просьбой… - продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. - (21)Я пришла… попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. (22)Вы, я слышала, даёте… (23)Я хочу ехать, а у меня… я небогата… (24)Мне от Петербурга до Курска…

- Гм… (25)Так-с… (26)А для чего вам в Курск ехать? (27)3десь нешто не нравится?

- (28)Нет, здесь нравится. (29)Я к родителям. (30)Давно уж у них не была… (31)Мама, пишут, больна…
- Гм… (32)Вы здесь служите или учитесь?

(33)И барышня рассказала, где и у кого она служила, сколько получала жалованья, много ли было работы…

- (34)Служили… (35)Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико…

(36)Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета… Гм… (37)Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? (38)Амурашка… (39)Женишок? (40)Покраснели? (41)Ну, что ж! (42)Дело хорошее. (43)Езжайте себе. (44)Вам уж пора замуж… (45)А кто он?

- (46)В чиновниках.

- (47)Дело хорошее. (48)Езжайте в Курск… (49)Говорят, что уже в ста вёрстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы… (50)Небось скука в этом Курске? (51)Да вы скидайте шляпу! (52)Егор, дай нам чаю!

(53)Барышня, не ожидавшая такого ласкового приёма, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения… (54)Она рассказала, что у неё есть брат-чиновник, кузены-гимназисты… (55)Егор подал чай.

(56)Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать…

(57)Милостивый государь глядел на неё и ухмылялся… (58)Он уже не чувствовал скуки… - (59)Ваш жених хорош собой? - спросил он. - (60)А как вы с ним сошлись?

(61)Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. (62)Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала… (63)Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. (64)Пробило восемь часов.
- (65)А у вашего отца неплохой почерк… (66)С какими он закорючками пишет! (67)Хе-хе…
:
(68)Но, однако, мне пора… (69)В театре уж началось… (70)Прощайте, Марья Ефимовна!
- (71)Так я могу надеяться? - спросила барышня, поднимаясь.
- (72)На что-с?
- (73)На то, что вы мне дадите бесплатный билет…

- (74)Билет?.. (75)Гм… (76)У меня нет билетов! (77)Вы, должно быть, ошиблись, сударыня…

(78)Хе-хе-хе… (79)Вы не туда попали, не на тот подъезд… рядом со мной, подлинно, живёт какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! (80)Егор, вели заложить! (81)Прощайте, Марья Семёновна! (82)Очень рад… рад очень…

(83)Барышня оделась и вышла… (84)У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого в Москву.

(По А.П. Чехову)

Введение

В жизни мы часто сталкиваемся с несправедливостью, с пренебрежительным отношением людей, обладающих какой-либо властью над другими. Люди, материально обеспеченные, не понимают бедняков, не считают нужным учитывать их мнение, попросту не воспринимают их как равных. Простые, «маленькие» люди становятся предметом насмешек и оскорблений со стороны власть имущих.

Комментарий

В представленном тексте поднимается тема взаимоотношений людей различных сословий – молодой бедной девушки, просящей денег, и скучающего «милостивого государя», не знающего, чем же занять себя в предстоящий день.

Девушке нужно срочно ехать домой, и она, услышав где-то, что барин раздает бесплатные билеты всем нуждающимся, пришла к нему за помощью. Тот выпытывает все подробности ее личной жизни, причины, по которым она так спешит в Курск. «Барышня», по наивности своей, делится надеждами и мечтаниями, радуясь столь теплому приему. Однако в конце концов выясняется, что она ошиблась подъездом, а «милостивый государь» всего лишь от скуки разговаривал с ней.

Вместо того, чтобы как-то помочь собеседнице, он уезжает прочь. Она выступала в роли своеобразной игрушки для банковского работника, и его нисколько не беспокоит ее дальнейшая судьба.

Вскоре девушка узнает, что железнодорожника из соседнего подъезда уже нет дома. Так она остается у разбитого корыта.

Тема, проблема, идея

В русской литературе тема маленького человека стала классической. Об этом много размышляли писатели-сатирики, обличающие несовершенства общественного устройства нашей Родины. Не исключением стал и А.П. Чехов, который много думал об общественном порядке, рассматривал вблизи множество типичных для своего времени образов – чиновников различных рангов, помещиков, крестьян, бедняков, нищих.

В тексте поставлена проблема социального неравенства, другими словами, проблема маленького человека.

Авторская позиция

Чехов явно негативно относится к «милостивому государю». Это видно уже из первой фразы текста, рассказывающей о «сытой, лоснящейся физиономии». Девушка же, напротив, вызывает у автора сочувствие. Описания ее приятны, без карикатурности: «хорошенькая брюнетка», «теребя дрожащими руками свои пуговицы». Можно сказать, что Чехов стоит на стороне «маленьких людей», боящихся всего в жизни, и осуждает бесчеловечность высших кругов.

Своя позиция

Очень хочется согласиться с автором, так как, зная все жизненные сложности молодой брюнетки, банковский работник мог хотя бы денег ей дать, если уж не получалось с билетом. В том и беда, что люди богатые во всем ищут выгоду только для себя, а окружающее их не беспокоит. Они словно мертвы внутренне. Чехов, на мой взгляд, поднимая эту проблему, хочет всколыхнуть общество, заставить людей высоко ранга взглянуть на себя со стороны.

Аргументы и примеры

В литературе неоднократно поднималась тема социального неравенства, отношений бедняков с богачами, людей бесправных с людьми высокого положения.

Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» представляет галерею людей, находящихся за гранью бедности. Основное сюжетное действие завязывается как раз в столкновении бедного студента и старухи-процентщицы, наживающейся на несчастьях других бедняков.

Нищета доводит Раскольникова до мыслей об убийстве. Этим действием он словно пытается сам себе доказать, что он не простой «маленький человек», который ни на что не способен повлиять, а «имеющий право» — вершащий судьбы людей.

Я думаю, что столь ужасный поступок Раскольникова вызван изначально его желанием избавить окружающих людей от социальной несправедливости в лице бабки-процентщицы.

Много примеров и в реальной жизни. По статистике больше половины населения России существует в очень тяжелых жизненных условиях, часто без работы, без денег и, собственно, без прав. Вспомните, сколько бездомных людей прошедшей зимой замерзло на улице, сколько больных бабушек и дедушек живут на свалках. Самое страшное, что им очень сложно выбраться из нищеты, потому что остальные не уважают их, считают людьми без будущего.

Заключение

К несчастью, пока люди в обществе делятся на бедных и богатых, пока процветает социальное неравенство, в нашем социуме найдется место черствости, безнравственности, равнодушию. Однако хотелось бы верить, что люди станут добрее и терпимее друг к другу, ведь все мы равны перед Богом!