Экскурсии для дошкольников в краеведческий музей. Обзорная экскурсия по краеведческому музею села кулясово Экскурсия в краеведческий музей


Целевая прогулка

Тема: «Экскурсия в краеведческий музей»

Учитель:

Воробьёва Е. А.

Школа-интернат № 2

г. Вышний Волочёк

Тема занятия: экскурсия в краеведческий музей.


Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников.
Задачи:
закрепить понятия «музей», «исторические источники»; сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного города;
развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.


Ход занятия:

Кто из вас был в музее?

Что означает слово «музей»?

Музе́й (от греч. μουσε ῖ ον - дом Муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории , материальной и духовной культуры , а также просветительской деятельностью.

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов ) по искусству и науке , затем, с 18 века , оно включает в себя также здание , где располагаются экспонаты. С 19 века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов 20 века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).

В мире очень много музеев самой разной тематики.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)

Что такое краеведение?

Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем.


- Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей нашего города.

Рассказ об истории музея.

Вышневлоцкий музей краеведения имени 15-й годовщины Октябрьской революции был открыт 7 ноября 1932 года.

Наш музей возник на базе коллекций реального училища, где были собраны материалы по геологии, флоре и фауне родного края.

У истоков местного краеведения стояли такие замечательные педагоги, как Александр Васильевич Весский – преподаватель училища, Семён Аронович Стром – преподаватель географии в женской гимназии (ныне средняя школа № 5) и другие. Благодаря этим людям в музейных коллекциях сохранились многие предметы уходящей эпохи.

В экспозиции музея долгое время преобладал археологический материал в ущерб другим темам.

Это обстоятельство постоянно отмечалось посетителями и прессой как недостаток. Другим недостатком была ограниченность площади музея, в то время он находился в двухэтажном кирпичном здании, общей площадью 266 квадратных метров, отапливался 6 печами.

Кто из вас знает, что такое экспозиция? (Экспозиция - выставление на показ предметов искусства).

С 1977 года Вышневолоцкий музей стал филиалом Тверского государственного объединенного музея. Требования к его работе были значительно повышены.

В 2005 году реконструкция нашего краеведческого музея была завершена. Общая площадь увеличилась в 5 раз. В музее впервые появились выставочный и лекционный залы, помещение под научную библиотеку, кабинеты сотрудников.

Как надо вести себя в музее?

Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод.

Я советую вам слушать внимательно, так как после экскурсии мы со старшими ребятами спросим, что вы запомнили.

Предоставляю слово экскурсоводу.
Экскурсовод:

  1. Вышний Волочек в годы войны.

Экскурсовод:

2. Коллекция «Флора и фауна Вышневолоцкого района»

Уникальное географическое положение создало предпосылки для сохранения на территории района в естественных условиях многих видов птиц и животных.

Сначала мы с вами вспомним наших пернатых друзей – птиц.

Кто такие птицы?

Пти́цы - класс оперённых , теплокровных , яйцекладущих позвоночных , чьи передние конечности имеют форму крыльев . Изначально строение птиц приспособлено к полёту, хотя в настоящее время существует и много видов нелетающих птиц . Ещё одним отличительным признаком птиц является также наличие клюва . На сегодняшний день на Земле обитает более 9800 различных видов (в России - 600 видов ).

Чем отличаются птицы от других летающих животных, например, от летучих мышей.

Много ли вы знаете птиц? (называем по одной, по очереди).

Посмотрите вокруг, какую самую большую птицу вы видите?

А самую маленькую?

Отгадайте загадки.

а) Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять

(Снегирь)

б) Прилетает на кормушку,

Бойко семечки клюет,

А еще перед весною

Звонко песенку поет.

(Синица)

Как отличить синицу от снегиря?

Посмотрите на чучела настоящих птиц и скажите, какую птицу вы видите впервые.

- (указывая на ворону) Эта что за птица? Какого цвета у неё перья? Какой клюв – большой или маленький? Чем питаются вороны? Знаете ли вы, что ворона может повторить звуки, которые слышит и даже слова?

А какие птицы остаются с нами зимовать?

Чем питаются зимующие птицы?

Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.

А теперь давайте познакомимся, какие животные живут в лесах нашего района.

Животные которые живут в лесу, как мы их называем? (дикие)

У всех ли животных есть своё жилище?

Медведь – … в берлоге.

Лиса – … в норе.

Заяц – … под кустом.

Белка – … в дупле.

А волчий дом называется – логово.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем

Слушайте загадку и подойдите к отгадке.

Загадки.

Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу. (Медведь)

Повыше кошки рост,

Живет в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы … (Лису)

Что за зверь зимой холодный

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверек пугается,

Под кустом спасается,

Да на зуб волку попадается. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

Водяные мастера, строят дом без топора.
(Бобры)

Экскурсовод:

  1. Теперь мы предлагаем посмотреть этнографическую коллекцию.

Музей краеведения богат изделиями прикладного искусства. В музейной коллекции много образцов вышивки, ткачества, резьбы по дереву.

За годы работы собрано много мебели: столов, стульев, зеркал, диванов, тумбочек, буфетов с декоративной резьбой, а так же изделия из металла с чеканкой и гравировкой.

Наш далёкий предок жил среди дремучих лесов и поэтому дерево считал самым ценным материалом. Оно всегда было под рукой на все годилось, легко поддавалось обработке. Именно из дерева создавал русский человек всё, что окружало его в повседневной жизни.

Вышневолоцкие плотники сооружали не только хозяйственные и жилые постройки, но искусно изготавливали предметы обихода, орудия труда, детали лодки.

В нашем крае широко была развита резьба и роспись по дереву.об этом свидетельствуют повседневные изделия крестьянского обихода 19 и начала 20 века, представлена в собрании музея различными образцами. Коллекция обычной домашней утвари состоит, главным образом, из долблёной, резной и токарной посуды. Это скобкари, ковши, чаши, миски, солонки, ложки. Среди орудий труда самую большую часть составляют прялки, которые долго находили применение в быту, либо сохранялись, как память.

Как вы думаете, для чего служили прялки?

Среди разнообразных предметов для напитков преобладали плоскодонные сосуды, которые по традиции сохраняли естественный цвет древесины, изредка окрашивались коричневой или красной краской либо покрывались олифой. Все изделия местных мастеров отличаются красивой формой, выразительным силуэтом с плавными линиями. В частности к таким сосудам относятся вышневолоцкий скобкарь с двумя слегка изогнутыми длинными ручками. Его несколько удлиненный корпус напоминает водоплавающую птицу.

Кто из вас уже встречался с этим предметом утвари и где?

Повсеместно изготавливали различные долблёные солонки.

Заметное развитие в Вышневолоцком уезде получило изготовление резной деревянной скульптуры. Наиболее часто встречается скульптура святого Нила Столбенского.

Что основал Нил Столбенский? (он является основателем Ниловой Пустыни на Селигере)

Нил Столобенский изображается сидящим со склоненной на грудь головой и опирающимся на деревянные костыли. В таком необычном положении изможденный старец скончался во время молитвы. Его монашеская одежда со слегка проработанными складками всегда окрашивается в черный цвет.

По воспоминаниям, полученных от коренных жителей вышневолоцкого края, в каждом уезде были свои мастера, которые изготавливали и украшали различные предметы.

Одним из древних видов народного искусства является художественная обработка металла. Вышневолоцкие кузнецы умели искустно ковать железо, мебель. Работали здесь и мастера художественного дела. В коллекции музея много образцов кузнечного мастерства 18-19 века светцы для лучины, амбарные замки, ключи, бубенчики и т. д.

К наиболее древним видам народного прикладного творчества, распространенного в нашем крае, относится гончарное производство. Его развитию способствовали месторождения красной, белой, синей и серой глин, имеющиеся на территории района. Многие гончары работали семьями в своих жилых домах, обжигая свои изделия в обычных печах.

На этом наша экскурсия подходит к кону.

III. Подведение итогов.

В каком году основан наш краеведческий музей? (1932г.)

Кто водил нас в музее? (экскурсовод)

О чём рассказывал экскурсовод?

С каким разделом музея нас познакомили Настя и Иль.

Ребята после того как мы познакомились с животным миром нашего края мы перешли в другой зал. В какой? (Исторический)
- С чем вас познакомили там? (с бытом, как жили раньше люди, какую одежду носили, с народными промыслами).

Что за мебель находиться в зале?

Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?

Коллекция «Флора и фауна Вышневолоцкого района»


Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое и художественно - эстетическое развитие.

Цели:

  • приобщение к истокам духовной культуры русского народа;
  • знакомство с историей возникновения куклы, вызвать эмоциональный отклик;
  • бережное отношение к окружающему предметному миру, желание своими руками смастерить игрушку.

1-я часть. Вводная

Воспитатель. Ребята, а вы когда-нибудь были в музее? Как вы можете объяснить слово «музей»?

Музей - это собрание редких и замечательных предметов. А вы хотели бы, все вместе отправиться в удивительное путешествие и узнать много интересного о возникновении, наверное, самой любимой детской игрушки?

2-я часть. Информационная (Проходит в музее.)

Экскурсовод. Ребята, у вас дома, я думаю, есть много игрушек. А куклы у вас есть? А хотели бы вы узнать, как появились самые первые куклы, и, какими они были?

Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находить свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь - кукла неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Самые первые куклы изготовляли из кусочков ткани - лоскуточков. Изготовление этих кукол не требует шитья иглой, поэтому их можно делать даже с очень маленькими детьми. Так и было в давние времена - играли детишки лоскутными игрушками: куклами, зайчиками и даже лошадками. Сядут вечерком мама, а может быть бабушка с маленькой девчушкой и мастерят куклу - детали не сшивают, а связывают нитками. Боясь, что в куклу вселится злой дух, на ней не обозначали лица, оберегая этим ребенка от злых сил. Обычай не расписывать лицо куклы долго сохранялся у многих народов, был распространен в древнейшие времена и на Руси.

3-я часть. Проблемная

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что нужно, чтобы смастерить такую куклу?

Дети. Ткань белого цвета для лица, лоскуточки цветной ткани для косынки и сарафана, разноцветные нитки, тесемки и ленточки.

Воспитатель. Все ли куклы выполнены одним способом, ведь они такие разные? Действительно существует много способов изготовления кукол. И называются куклы по-своему. А вы хотели бы больше узнать о них и научиться мастерить такие куклы?

4-я часть. Стимулирование детских, вопросов

Дети проходят по выставочному залу, рассматривают представленные экспонаты и задают вопросы экскурсоводу о названиях кукол и технике их изготовления.

Техники изготовления кукол весьма разнообразны. Кукла - кувадка и неразлучники делаются из одних только лоскутков, перевязанных ниткой, вежская кукла состоит из трех «шариков» - комочков шерсти, обернутых тряпицей, а в основе разнообразных столбушек - столбик, скрученный из ткани. Если нарядить две связанные крест-накрест палочки, получится кукла - крестушка, если мешочек с зерном - зернушка.

Экскурсовод обращает внимание детей на куклу в избушке на курьих ножках и предлагает закрыть глаза.

Звучит музыка. Появляется Баба Яга и предлагает детям отгадать загадки о лесных жителях:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши выше головы? (Заяц.)

Мастер шубу себе сшил.

Иглы вынуть позабыл. (Еж.)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубе дорогой.

Хвост пушистый и большой. (Лиса.)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь.)

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины,

Называемый плотиной. (Бобры.)

Затем Баба Яга предлагает игру «Кто быстрее пролетит вокруг елки на помеле», и угощает детей конфетами.


Постановка новой проблемы

Воспитатель. Ребята, а вы хотели бы сами смастерить куклу? Дома вместе со взрослыми выберите лоскутки ткани, разноцветные нити и ленточки и тогда в группе, мы с вами изготовим куклы - пеленашки. Подумайте, для кого это будет кукла: для себя или может быть, это будет подарок?

5-я часть. Символизация

Продуктивная деятельность. Художественно-ручной труд: «Кукла - пеленашка».


Конспект экскурсии в краеведческий музей имени А. С. Пушкина

для детей 6 – 7 лет

Цель: дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников; материальной и духовной культуры нашего города. Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.

Задачи.

Обучающие:

Познакомить детей с жизнью коренных народов, населяющих наш город;

Сформировать представление о краеведческом музее.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, любознательность.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей города.

Интеграция образовательных областей :

Речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Словарная работа:

Активизация словаря: купцы.

Обогащение словаря : экспонаты, экспозиция.

Предварительная работа :

Рассматривание альбома «Край, в котором мы живем»;

Беседа о том, какую ценность представляет собой музей;

Рассказ воспитателя о купцах Чердыни, о том какой вклад они внесли для нашего города.

Форма проведения: экскурсия.

Объект экскурсии: экспонаты музея.

Ход экскурсии.

Воспитатель: Дети, скажите, куда мы с вами пришли? Верно, мы пришли на экскурсию в краеведческий музей имени А.С. Пушкина. Здесь собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена.

Воспитатель : Но прежде чем мы зайдем в здание, давайте вспомним правила поведения в музее(ответы детей)

Воспитатель: Вы правы, в музее нельзя громко разговаривать. И, конечно же, нельзя ничего трогать руками.

Воспитатель и дети проходят в здание, раздеваются в фойе

Воспитатель: Музей был основан в год празднования столетнего юбилея со дня рождения поэта, Александра Сергеевича Пушкина в 1899 году. Музей обладает одной из самых старых и интересных музейныхэкспозиций в Пермском крае, т.е. выставок на определенную тематику. Он повествует об истории Чердыни и народов, населявших эти земли.

Воспитатель: Сегодня в залах и хранилищах собрано более 120 тысяч ценнейших экспонатов. Здесь хранятся наиболее ценные коллекции материалов о древних поселениях. В музее находятся материалы о городском быте минувших веков, купеческих династиях. А вы, знаете кто такие купцы? (предположения детей). Верно, купцов называли тех людей, которые занимались торговлей. Каких наиболее известных купцов, нашего города вы знаете? (ответы детей). Вы правы, такие династии купцов как Алины, Углицких, Ржевины, Лунеговы, Черных, Гусевы, Надымовы, Ремянниковы внесли для нашего города большой вклад.

Воспитатель: Здесь, в музее экспонируются одни из первых поступлений музея. Они перед вами. Это чучела редких животных – альбиносов лисицы и белки из коллекции купца Н. П. Алина; нильского крокодила, присланного учителем В. Г. Бортновским в 1914 году из Одессы вместе с двумя страусиными яйцами и кокосовым орехом. Привлекает внимание своими размерами и кристалл кварца (горный хрусталь). Можете осмотреться вокруг.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 814»

(ГБОУ ШКОЛА № 814)

Конспект консультации для воспитателей и родителей

Тема: " Экскурсия в музей с детьми дошкольного возраста"

Воспитатель: Дудникова Н.В.

Москва 2015

Консультация для воспитателей и родителей "Экскурсия в музей с детьми дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Одной из форм работы с детьми по формированию любви к родному краю являются экскурсии в музей.

Все виды экскурсий развивают внимание дошкольников, т.к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком-то определённом объекте или явлении. Они могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

Экскурсии для дошкольников, как один из способов организации непосредственной образовательной деятельности с детьми практикуются сейчас не так часто. В первую очередь это связано с трудностями организации подобной работы. Однако мы должны понимать, что экскурсионная деятельность наилучшим образом позволяет познакомить детей с объектами и явлениями природы, с особенностями организации человеческой жизнедеятельности в естественной обстановке…

Экскурсии в музеи помогают по-новому взглянуть на мир. Знакомство с экспонатами музеев помогает приобщить детей к прекрасному.

Оказавшись в необычной торжественной обстановке, маленькие экскурсанты начинают понимать, что узнать, увидеть много интересного можно не только сидя у телевизора, компьютера или читая книгу, но и рассматривая скульптуры, картины, общаясь с экскурсоводом.

Цель : создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников.

Задачи:

Сформировать представление о музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного края;

Развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей района или города

Посещение музея с дошкольниками – дело не простое, требующее вдумчивой подготовки и чёткой организации.

Чтобы экскурсии получились интересными и продуктивными, требуется:

Установить контакт с экскурсионным бюро или администрацией музея ( представитель музея может порекомендовать обратиться к экскурсоводу, который работает с детьми дошкольного возраста: он умеет просто, но при этом занимательно и увлекательно рассказать малышам о многих экспонатах музея и о самом музее).

Провести работу с родителями (оповестить родителей о походе в музей, сообщить тему экскурсии, предложить посетить музей вместе с детьми).

Подготовить детей к посещению музея.

Дать представление о том, что такое музей. Провести беседы на темы «Зачем нужны музеи».

Кто из вас был в музее? Что означает слово «музей»?

(Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.)

В мире очень много разных музеев.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)

Что такое краеведение?

(Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.)

Познакомить с правилами поведения в музее

Правила поведения в музее мало чем отличаются от правил в других местах культуры - на выставках, в театре или библиотеке. Однако и здесь есть свои существенные особенности. - Не шуметь, не бегать по залам, не расталкивать посетителей, не трогать экспонаты - эти правила знают все, но ими нормы поведения в музее не ограничиваются. Все музеи мира распахивают свои двери для посетителей в надежде на то, что в ответ получат уважение и восхищение сокровищами нации.

Поход в музей - всегда маленький праздник. Посетитель заходит в это учреждение культуры в особом состоянии духа и души, предвкушая встречу с прекрасным и вечным искусством, желая получить вдохновение и восторг.

- Потому с первого же шага в музее нужно сдать всю верхнюю одежду и громоздкие вещи в гардероб.

Задача стоит конкретная - получить как можно больше информации об экспонатах или же увидеть самые дорогие сердцу картины и скульптуры.

После посещения музея дети, бывшие на экскурсии, рассказывают своим друзьям об этом событии, делятся впечатлениями.