Биография Бедржиха Сметаны (Bedrich Smetana). Основоположник чешской композиторской школы


Творческая деятельноcть Сме́таны протекала в условиях национального возрождения Чехии. На протяжении нескольких столетий (с 1620 г.) эта страна входила в состав австрийской монархии на правах угнетенной нации. Отсюда - ее экономическая отсталость, запрещение родного языка, принижение чувства национального достоинства.

С конца XVIII века в Чехии развернулось движение «будителей» - чешских просветителей (ученых, писателей, общественных деятелей), которые боролись за возрождение национальной культуры. Благодаря их усилиям на рубеже XVIII-XIX веков были основаны кафедра чешского языка в Пражском университете, Пражская консерватория, Органная школа.

Протест против иноземного гнета достиг кульминации в Пражском восстании 1848 года, которое было жестоко подавлено. Политические репрессии, последовавшие за его разгромом, вынудили многих деятелей чешской культуры покинуть родину. В их числе был и Сметана, который с 56-61 гг. жил в Швеции, в Гётеборге. Здесь он организовал симфонический оркестр, с которым выступал в разных странах как дирижер и пианист.

Новая волна освободительного движения, способствовавшая подъему чешской культуры, начинается в 60х годах XIX века. Этот подъём неразрывно связан с деятельностью Сметаны. По складу личности он был ярко выраженным лидером, натурой необычайно деятельной, энергичной. Он всегда находился в самой гуще общественных событий. Не было такой области чешской музыкально-общественной жизни, в которой Сметана не принимал самого активного участия. Только за одно десятилетие - 60е годы XIX века - он открыл первую чешскую музыкальную школу; возглавил созданный по его инициативе «Временный театр», на сцене которого ставились спектакли на чешском языке; руководил музыкальной секцией в союзе деятелей чешской культуры «Умелецка беседа» и крупнейшим хоровым обществом «Глагол Пражский», для которого сочинил множество хоров; был организатором и дирижером симфонических и хоровых концертов.

Подобно Глинке в России, Сметана «заложил фундамент» национальной оперы и программной симфонической музыки.

Оперное творчество

Интерес композитора к оперному жанру был постоянным и это объясняется не только его творческими склонностями: Сметана прекрасно понимал, что именно опера способна ярче всего выразить национально-освободительные устремления чешского народа. Уже в первой своей опере - «Бранденбуржцы в Чехии» - он обращается к самой актуальной теме современности, теме освободительной борьбы. Сюжет из истории Чехии воскрешал события XIII века, когда на чешской земле хозяйничали немецкие феодалы, и прямо перекликался с борьбой против австрийской монархии, которую вели современники композитора.

От «Бранденбуржцев...» героическая линия в оперном творчестве идет к «Далибору», а затем к «Либуше». Наиболее яркая среди всех трех героических опер - «Далибор». Ее содержание остро драматично. Главный герой - благородный рыцарь, который возглавил антифеодальное крестьянское восстание и был казнен по приказу короля. В либретто переплетены реальные исторические факты и образы народных легенд. Отдельные моменты оперы напоминают «Фиделио» Бетховена (смелая девушка, переодевшись в мужское платье, пробирается в тюрьму, чтобы спасти возлюбленного). Однако, дело не только в сюжете: бетховенский свободолюбивый пафос ощущается в самой музыке оперы.

Наряду с героико-патриотическими операми Сметана сочинял и комические. Это «Проданная невеста», «Две вдовы», «Поцелуй», «Тайна». В них показана повседневная жизнь простых людей из народа. Лучшая среди комических опер Сметаны - «Проданная невеста» (1866 г.), которая стала первой чешской оперой, получившей мировое признание. Ее герои словно выхвачены из жизни чешского села: это батрак Еник - находчивый и смекалистый; его невеста нежная и лукавая Маженка; глуповатый и избалованный Вашек, самоуверенный деревенский сват Кецал; расчетливые родители Маженки, мечтающие о богатом зяте и др.

Одним из главных участников происходящих в опере событий является народ. Вместе с Маженкой крестьяне осуждают Еника за мнимое отступничество, а в финале оперы от всего сердца поздравляют влюбленную пару. Вот почему такое важное место в «Проданной невесте» занимают народно-массовые сцены. Ими начинаются и завершаются все три действия оперы.

Воплощая народные характеры, композитор естественно опирался на типичные особенности чешской народной музыки, в первую очередь - чешских танцев (это полька, скочна, фуриант). Так, например, в характере польки выдержан жизнерадостный хор «Как же нам не веселиться», открывающий I действие. Его мелодия звучит как подлинная народная песня .

Вокальный стиль «Проданной невесты» во многом напоминает стиль русской классической оперы своей опорой на народную песенность (при том, что цитат почти нет) и отказом от внешней виртуозности (примером может служить ариозо Еника - № 81).

В области симфонической музыки Сметана отдавал предпочтение жанру программной симфонической поэмы (видимо, благодаря влиянию Листа, с которым познакомился еще в молодые годы). Главное симфоническое произведение Сметаны - грандиозный цикл из 6 симфонических поэм "Моя Родина" («Вышеград», «Влтава», «Шарка», «В чешских лугах и лесах», «Табор», «Бланик») .

Наибольшую популярность приобрела симфоническая поэма «Влтава», где тема Родины раскрывается через образ могучей реки. Как поясняется в авторской программе, музыка поэмы рисует весь путь Влтавы от самых ее истоков. Сочетание неизменного (образ реки) с изменчивым (картины и явления, сопутствующие течению Влтавы) вызвало обращение к форме свободного рондо

В отличие от русского фольклора, в чешском почти нет широких протяжных мелодий. Большинство чешских песен имеет танцевальный характер, отличается бодрой жизнерадостностью.

Цикл возник в первые годы глухоты (это страшное несчастье постигло композитора в 50-летнем возрасте), когда были созданы и другие замечательные произведения: струнный квартет «Из моей жизни», «Чешские танцы» для фортепиано.

Композитор, вступивший в борьбу с глухотой, продолжавший творить вопреки болезни… ? Да, но такова и судьба Бедржиха Сметаны… Столкновение с болезнью – лишь одна из тех драматических ситуаций, которыми отмечен путь этого композитора, заложившего основы чешской композиторской школы. «Горечь жизни я вкусил в полной мере… но я испытал также минуты прекрасные, волшебные, да и величественные», – так говорил о своей жизни сам Сметана.

Бедржих Сметана появился на свет в Чехии… Увы, скорее, в Австрийской империи, частью которой была в то время Чехия. Уже почти две сотни лет чехи подвергались насильственному онемечиванию – на чешском языке не издавали книг, не было преподавания в школах и даже говорить на нем запрещалось. Впрочем, в доме Франтишека Сметаны – пивовара Литомишльского замка – этот запрет не соблюдался, зато здесь следовали давней традиции чехов, каковой является пристрастие к музыке. Отец будущего композитора играл на скрипке, и музыкальная атмосфера способствовала раннему проявлению способностей Бедржиха: игре на скрипке и фортепиано мальчик начал обучаться в пятилетнем возрасте, год спустя уже выступал, а в школьные годы уже сочинял музыку. Несмотря на столь явный талант, отец желал видеть сына экономистом. Бедржих отправился в Прагу, где поступил в академическую гимназию.

Но больше, чем уроки, увлекали юношу концерты и музицирование в кругу друзей. Важным событием в жизни молодого музыканта стал приезд Ференца Листа с концертами в Прагу. Потрясенный его исполнением, Сметана принимает решение бросить гимназию и полностью посвятить себя музыке.

В 1843 г. Бедржиху удается получить место домашнего учителя музыки детей графа Туна, и это избавляет его от материальных проблем, к тому же, в салоне этого страстного любителя музыки собираются интересные люди – общественные деятели, музыканты, здесь же Сметана встретился с и его супругой, когда те посетили Прагу. Но молодой музыкант жаждет деятельности, он предпринимает концертное турне по городам Чехии – но музыка композиторов-романтиков, не находит отклика у публики. Находясь в отчаянном положении, он написал Ференцу Листу, приложив к письму «Шесть характерных пьес», которые посвящались ему. Прославленный пианист-виртуоз и композитор получал немало подобных посланий, но пьесы Сметаны привлекли внимание, и стараниями Листа они были изданы в Праге.

Тяжелым ударом стало для Сметаны подавление восстания, вспыхнувшего в Праге 1848 г.: были арестованы и высланы многие его друзья. Принимал ли сам Сметана непосредственное участие в революционных событиях, точно неизвестно – но он определенно поучаствовал в них как композитор, создав «Песню свободы». В последующие годы Сметана много внимания уделяет созданию полек, поэтизируя этот жанр чешского музыкального фольклора.

1855-1856 гг. стали для композитора тяжелыми. Подобно многим другим соотечественникам, он возлагал большие надежды на бракосочетание императора с принцессой Елизаветой, которой приписывались демократические устремления, и в преддверии этого события он написал свою первую и единственную симфонию – «Триумфальную». Отправив ее в Вену, он не получил ответа, но премьера симфонии в Праге стала его дирижерским дебютом. Впоследствии композитор, убедившись в ложности своих надежд, запретил исполнять ее. В эти годы одна за другой умирают три дочери композитора и его друг Карел Гавличек, возвратившийся из ссылки. Единственным радостным событием становится встреча с , посетившим Прагу.

Политическая обстановка вынуждает композитора на некоторое время покинуть Чехию, и в 1856-1861 гг. Он живет в Гетеборге. В это время он создает симфонические поэмы по произведениям Фридриха Шиллера и Уильяма Шекспира, концертирует как пианист и дирижер. Вернувшись на родину, композитор начинает борьбу за открытие национального оперного театра. Его стараниями в 1862 г. в Праге создается Временный театр. На его сцене ставились оперы Бедржиха Сметаны, включая самую известную – «Проданную невесту», а в 1881 г. новый театр – Национальный – открывается постановкой его нового творения – оперы «Либуше».

Не в меньшей степени, чем в опере, талант композитора проявился в симфонической музыке. После «Триумфальной симфонии» он больше не писал в этом жанре, отдавая предпочтение поэме. Вершиной его творчества на этом поприще стал цикл поэм «Моя родина».

Деятельность Бедржиха Сметаны многообразна: он и преподавал, и руководил «Глаголом пражским» (хоровым обществом), и основал Филармоническое общество, и дирижировал оперными спектаклями. Предел этой кипучей деятельности положила только болезнь: в 1874 г. Сметана, теряющий слух и страдающий нервным заболеванием, покидает Прагу и проводит последние годы жизни в селе Ябкенице. Несмотря на прогрессирующее заболевание, он продолжает творить, создавая квартет «Из моей жизни» и иные сочинения.

Сметана скончался в 1884 г. На похоронах его в Праге собралась многотысячная толпа, звучал марш из «Далибора» и другие темы из его произведений. Памятники Сметане установлены в нескольких городах Чехии. Ежегодный музыкальный фестиваль «Пражская весна» открывается 12 мая – в годовщину его смерти, и в первый день фестиваля исполняется цикл «Моя родина».

Все права защищены. Копирование запрещено.

Сметана Б.

(Smetana) Бедржих (2 III 1824, Литомишль - 12 V 1884, Прага) - чеш. композитор, дирижёр, пианист, муз.-обществ. деятель. Учился игре на скрипке у отца, пивовара, любителя музыки. С 5-летнего возраста участвовал в домашнем музицировании, играя на скрипке. Игре на фп. вначале обучался под рук. Я. Хмелика, к-рый записал ранние композиторские опыты С. (записи утеряны). В 1830 впервые выступил публично как пианист; позднее учился у кантора Ф. Икавеца (фп.). В школьные годы в Праге и Пльзене С. играл в камерных ансамблях и оркестрах, сочинял для них танцы ("Луизина полька" и др., 1840-42). Затем совершенствовался в игре на фп. и изучал теорию композиции у известного чеш. педагога, слепого музыканта Й. Прокша в его школе в Праге (закончил курс обучения сочинением фп. сонаты g-moll). В эти годы С. познакомился с Г. Берлиозом, К. и Р. Шуманами, концертировавшими в Праге. Р. Шуман помог ему глубже понять музыку Шопена, ощутить патриотич. пафос творчества этого композитора. Фп. произв. Ф. Шопена и Ф. Листа С. исполнял во время первой конц. поездки по Чехии, предпринятой вскоре после окончания школы Прокша (концерты не имели успеха, и С. долго не выступал как пианист).
С сер. 1840-х гг. С. начал серьёзно заниматься композицией, зарабатывая на жизнь частными уроками фп. игры. Первое изданное произв.- "6 характерных пьес" для фп. (ор. 1, соч. 1848). Под впечатлением революц. событий в Праге в 1848 написал "Песнь свободы" для хора (её называли "чеш. Марсельезой"; распространялась среди восставших как листовка, позднее написан вариант для голоса с фп.), "Марш студенческого легиона" и "Марш Национальной гвардии" для симф. оркестра. Первое крупное симф. сочинение С.- "Торжественная увертюра" (1849). В 1849 С. открыл собств. муз. школу, в к-рой преподавала и его жена - пианистка Катаржина С. (урожд. Коларж), также ученица Прокша. Школа С. на протяжении многих лет была центром конц. и просветит. деятельности передовых чеш. музыкантов. В этот период С. сочинял преим. польки - "3 поэтические польки", "Нашим девушкам", "Свадебные сцены" и др. (все эти пьесы, в отличие от ранних, выходят за рамки жанра танц. музыки). Подобно Шопену, С. на основе нар. танца создавал поэтичные картины из нар. жизни.
Обстановка, сложившаяся в Чехии после подавления революции, смерть трёх дочерей и болезнь жены побудили С. временно оставить родину. В 1856-61 жил в Швеции; преподавал фп. игру и руководил муз. объединениями в Гётеборге, выступал как пианист и дирижёр, много сочинял. Под влиянием Листа, у к-рого С. неоднократно бывал в Веймаре, написал 3 программные симф. поэмы - "Ричард III", "Лагерь Валленштейна" и "Гакон Ярл" - первые значит. произв. чеш. музыки в этом жанре. Написанные на сюжеты произведений, созданных писателями разных стран, эпох и стилей (У. Шекспир, Ф. Шиллер, дат. поэт А. Эленшлегер), эти поэмы связаны идейной общностью; они отражают передовые свободолюбивые идеи борцов за независимость Чехии.
Вернувшись в Прагу весной 1861, С. возглавил движение за самобытное развитие нац. чеш. муз. культуры. Он организовывал концерты, выступал как дирижёр с муж. хором "Глагол пражский", для к-рого создал ряд хоров на слова чеш. поэтов, писал статьи, призывая к расширению муз. репертуара и популяризации музыки чеш. и др. слав. композиторов. Однако осн. усилия С. были направлены на создание нац. оперы. Это было особенно важно в период патриотич. подъёма, активизации т. н. будительского движения (возникло в кон. 18 в.; его деятели стремились к возрождению нац. культуры и чеш. языка, развитию к-рых препятствовали австр. власти). В Праге в эти годы шли гл. обр. нем. оперы. Однако с завершением строительства "Временного т-ра" возникла необходимость в чеш. репертуаре.
Поставив перед собой задачу заложить основы всех важнейших жанров нац. оперы, С. начал одноврем. работать над героико-патриотич. оперой "Бранденбуржцы в Чехии" и комической - "Проданная невеста" (обе на либр. К. Сабины), трагич. оперой "Далибор" и эпической "Либуше" (обе на либр. Й. Венцига).
Содержание первой оперы - изгнание чужеземцев из Чехии в 13 в. - живо ассоциировалось с современностью; музыка оперы, пронизанная песенно-маршевыми интонациями и ярко характеризующая нар. восстание, оказывала сильное воздействие на чеш. слушателя. Опера "Бранденбуржцы в Чехии" получила высокую оценку критики и была удостоена премии.
Музыка "Проданной невесты", основанная на интонациях чеш. нар. песен, а также танцев с их живыми ритмами (скочна, полька, дупак, фуриант), отличается проникновенным лиризмом; опера имела огромный успех, благодаря к-рому С. в 1866 получил пост гл. дирижёра оркестра "Временного т-ра" в Праге. По инициативе С. и под его руководством были поставлены оперы "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила" Глинки (дирижировать последней в Прагу по приглашению С. приезжал на премьеру в 1867 М. А. Балакирев), позднее - "Галька" Монюшки. С. продолжал быть активным организатором муз. жизни города - руководил муз. секцией "Умелецкой беседы", основал абонементные симф. концерты (проходили в здании т-ра), знакомившие чеш. публику с лучшими произв. мирового муз. иск-ва - включал в программы классич. музыку и сочинения совр. чеш. и др. слав. композиторов, в т. ч. орк. произв. М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского (позднее из абонементных концертов возникла Чеш. филармония).
В 1868 состоялась премьера оперы "Далибор", исполненной протеста против феод. гнёта (в основе сюжета - судьба благородного рыцаря, к-рый погиб, защищая угнетённых). Смелые модуляции, насыщенная звучность оркестра, героич. мелодии фанфарного характера дали повод реакц. критике упрекать С. в "вагнеризмах", отходе от традиций чеш. нац. музыки. Опера "Далибор" вскоре была снята с репертуара, и при жизни С. постановка не возобновлялась (клавир был издан друзьями С. незадолго до смерти композитора к его 60-летию). Патриотич. направленность творчества С. настораживала проавстрийски настроенные реакц. круги. Враждебные ему критики из лагеря т. н. старочехов препятствовали мн. патриотич. начинаниям С. В ответ на требование устранить С. с поста гл. дирижёра "Временного т-ра" с меморандумом в его защиту выступили представители передовой общественности (среди деятелей чеш. культуры - поэт Я. Неруда), высоко оценивавшие общенар. значение прогрессивной муз.-обществ. деятельности С. Начал выходить журн. "Dalibor", возглавивший кампанию по защите композитора и названный так в знак протеста против снятия оперы с репертуара. В 1874 С. создал комич. оперу "Две вдовы" (либр. Э. Цюнгеля), продолжавшую направление, к-рое он развивал в "Проданной невесте", но включавшую в муз. ткань интонации гор. песни. В том же году написаны первые 2 симф. поэмы из цикла "Моя родина", выдающегося произв. чеш. классики. (Симф. поэма "Вышеград" из этого цикла и опера "Две вдовы" были последними сочинениями, созданными композитором до наступления глухоты; С. полностью потерял слух в окт. 1874. Симф. поэмы "Влтава" - наиболее популярная из цикла "Моя родина", и "Шарка" были начаты при первых симптомах болезни.)
Вынужденный из-за глухоты оставить пост оперного дирижёра и испытывая материальные затруднения, С. поселился в доме мужа дочери, лесничего Й. Шварца в дер. Ябкенице (близ Праги). Однако он продолжал творч. деятельность, и в последние 10 лет жизни им были созданы: оперы "Поцелуй", "Тайна", "Чёртова стена" и I д. оперы "Виола" (все на либр. Э. Красногорской), а также "Пражский карнавал" для симф. оркестра, ряд вок. произв. (гл. обр. для муж. хора), 2 струн. квартета, "Чешские танцы" и др. фп. произв., а также последние симф. поэмы из цикла "Моя родина" - "Из чешских полей и лесов", "Табор", "Бланик". Согласно замыслу автора, музыка всего цикла должна была звучать единым гимном родине. Опираясь на традиции создателей романтич. программного симфонизма (гл. обр. Ф. Листа), С. в работе над симф. поэмами использовал историч. материалы, популярные нар. легенды и предания. Образы древней Чехии, символом к-рой является легендарный Вышеград - первооснова чеш. гос-ва, чередуются с поэтич. картинами природы и нар. празднеств. Через весь цикл проходит идея бессмертия и величия чеш. народа; воспеваются неприступная твердыня гуситов Табор и гора Бланик, в глубине к-рой спят воины, пока звук трубы не позовёт их на бой за освобождение родины. Музыка цикла ярко национальна, построена на интонациях чеш. нар. мелодий (в поэме "Табор" разрабатывается подлинная тема одной из лучших гуситских песен "Кто же вы, божьи воины?"). В сочинении ярко проявляются мастерство С. в области орк. колорита, его полифонич. иск-во (особенно в поэме "Из чешских полей и лесов"). В истории чеш. симфонизма цикл "Моя родина" занимает такое же важное место, как "Проданная невеста" в истории чеш. оперы. Этим циклом С. утвердил классич. традиции чеш. симф. музыки - демократизм, нац. самобытность, патриотич. устремлённость, традиции, получившие затем развитие в произв. А. Дворжака и сыгравшие решающую роль в формировании творчества чеш. композиторов след. поколений. (Из-за призывного, патриотич. характера музыки исполнение цикла "Моя родина" в оккупированной гитлеровцами Чехословакии было запрещено.)
Камерную музыку С. писал гл. обр. в периоды, связанные с трагич. событиями личной жизни. Свою скорбь, вызванную смертью первой дочери, он отразил в фп. трио. Потеряв слух, композитор излил свою горечь в 1-м струн. квартете "Из моей жизни", имеющем автобиографич. содержание. Но несмотря на субъективный характер чувств, выраженных в музыке, и трагич. окраску одного из финальных эпизодов (в болезненном состоянии композитор слышал мучившее его звучание - Аs-dur`ный секстаккорд в 4-й октаве; в квартете - это пронзительное верхнее е), музыка этого произв. отличается большими художеств. обобщениями; она говорит о мужественной борьбе с невзгодами, воспевает вечное обновление, радость творч. труда. Пражское об-во камерной музыки, куда С. представил это сочинение, сочло его технически неисполнимым. Лишь благодаря содействию друга С. поэта Й. Срб-Дебрнова 1-й струн. квартет был исполнен в 1878 в его доме, затем в публич. концерте (на альте играл А. Дворжак); вскоре квартет стал известен и в др. странах. 2-й струн. квартет по эмоциональному содержанию является продолжением 1-го; его программа - жизнь и страдания музыканта, потерявшего слух. Несмотря на полную потерю слуха, С. неск. раз выступил как пианист; сбор с концертов пошёл на восстановление здания сгоревшего Нац. т-ра. С той же целью С. 28 IX 1881 в последний раз дирижировал оркестром, будучи уверен, что оркестранты его не подведут, а имя привлечёт много слушателей.
Исполнение оперы "Либуше" состоялось в присутствии С. в 1883, в день открытия Нац. т-ра (автор назвал её "торжественной картиной"). Опера написана в монументально-эпич. стиле и посвящена воспеванию мудрости, славы и силы чеш. народа, это - муз. сказание о его деяниях и бессмертии; в опере отразились глубокие патриотич. чувства композитора. (Опера "Либуше", с её торжественной музыкой, исполняется в ЧССР в дни нац. празднеств; увертюра часто звучит как самостоят. симф. произв.)
25 II 1884 тяжело больной композитор вынужден был прекратить работу над партитурой оставшейся незавершённой оперы "Виола" (по "Двенадцатой ночи" Шекспира). Через два с половиной месяца С. умер. С. сыграл исключит. роль в развитии чеш. муз. культуры. Опираясь на опыт мастеров мирового муз. иск-ва, он творчески развил нац. муз. традиции, в т. ч. старших современников В. Томашека и P. Шкроупа. Произв. С., прозванного "чешским Глинкой", отличаются яркой нац. самобытностью, они положили начало расцвету чеш. нац. музыки и утвердили её мировое значение.
Реалистическое и в то же время обладающее романтич. чертами новаторское иск-во С. завоевало признание ещё при жизни композитора в разных странах, в т. ч. в России. 30 XII 1870 (11 I 1871) в Мариинском т-ре в Петербурге была впервые поставлена "Проданная невеста" (в СССР пост. в 1937; первая постановка - в Ленингр. Малом оперном т-ре); симф. камерные и хор. сочинения С. широко исполняются сов. оркестрами, ансамблями и хор. коллективами.
После смерти С. пачалась систематич. публикация его произв. В 1910-27 в Праге выходил прогрессивный муз. журн. "Smetana" (основан З. Неедлы). В ЧССР издаётся собрание сочинений С. (с 1940). Именем С. названы один из лучших конц. залов и Дом музыки в Праге. Здесь находится также Музей С., филиалы к-рого имеются в Литомишле и Ябкенице; Музей С. открылся и в Гётеборге. Ежегодно в день смерти С. исполнением симф. цикла "Моя родина" начинается междунар. муз. фестиваль "Пражская весна".
Основные даты жизни и деятельности

Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Бедржих Сметана (Шаблон:IPA-cs; чеш. Bedich Smetana, при крещении получил имя Фридрих (нем. Friedrich); 2 марта 1824, Литомишль - 12 мая 1884, Прага) - чешский композитор, пианист и дирижёр, основоположник чешской национальной композиторской школы.

Биография

Родился в семье пивовара Литомишльского замка Франтишка Сметаны и его супруги Барборы Линковой. Рос и воспитывался в немецкоязычной стране, но несмотря на запрет властей, дома говорили только по-чешски, и мальчика обучили грамоте на родном языке. У Бедржиха рано проявились музыкальные способности, он стал учиться игре на фортепиано и скрипке, в восемь лет начал сочинять, однако его отец хотел, чтобы сын стал экономистом. Тем не менее по окончании пльзеньского лицея молодой Сметана отправился в Прагу, где совершенствовал своё фортепианное мастерство. В эти годы финансовую поддержку ему оказывал Ференц Лист, высоко оценивший его талант. Благодаря Листу Сметану удалось в 1848 году издать некоторые из своих сочинений и открыть собственную музыкальную школу, где он преподавал игру на фортепиано. Среди его учеников - Ян Людевит Прохазка.

В 1856 году Сметана получил приглашение на пост дирижёра симфонических концертов в Гётеборге, где работал в течение следующих пяти лет также как педагог и музыкант камерного ансамбля. Вернувшись в Прагу в 1863 году, он основал ещё одну музыкальную школу с целью продвигать чешскую музыку. В 1866 году Сметана получил место главного дирижёра Национального оперного театра Чехии, в оркестре которого в то время играл на альте никому ещё не известный молодой музыкант и начинающий композитор Антонин Дворжак. В этом театре впервые были поставлены многие из опер Сметаны, написанные на чешские народные сюжеты. В 1874 году Сметана тяжело заболел (по одной из версий, сифилисом) и, из-за этого почти полностью потеряв слух, был вынужден оставить свой пост. Уйдя от активной общественной деятельности и поселившись у своей дочери Зофии и её мужа-лесничего на хуторе Ябкенице, он продолжал сочинять музыку. В 1883 году из-за прогрессировавшей меланхолии был помещён в психиатрическую больницу в Праге, где и умер 12 мая 1884 года. Композитор похоронен на Вышеградском кладбище.

Творчество

Сметана - один из крупнейших музыкантов Чехии, считающийся основоположником национальной композиторской школы. Он первым из композиторов использовал в своих сочинениях чешские народные сюжеты и мотивы. Ему также принадлежит первая в истории опера, целиком написанная на чешском языке, - «Бранденбуржцы в Чехии». Творчество Сметаны оказало огромное влияние на чешских композиторов последующих поколений - Антонина Дворжака, Зденека Фибиха и др.

Одна из симфонических поэм цикла «Моя Родина» - «Влтава» (Молдау) стала неофициальным чешским национальным гимном.

Память

  • В Праге с 1936 года открыт музей Бедржиха Сметаны.
  • В память о Сметане фестиваль «Пражская весна» открывается в день его смерти, 12 мая, исполнением самого известного сочинения композитора - цикла «Моя Родина».
  • Памятники выдающемуся композитору установлены в Литомишле, Пльзене, Оломоуце, Карловых Варах и других чешских городах.
  • В честь композитора назван астероид (2047) Сметана.

Кинематограф

  • В 1955 году вышел фильм «Из моей жизни» Вацлава Кршки, в котором роль композитора исполнил Карел Хёгер.

Основные сочинения

Оперы

  • «Браниборы в Чехии» (Braniboi v echch; 1863)
  • «Проданная невеста» (Prodan nevsta; 1866, вторая редакция 1870)
  • «Далибор» (Dalibor; 1867)
  • «Либуше» (Libue; 1872)
  • «Две вдовы» (Dv vdovy; 1874)
  • «Поцелуй» (Hubika; 1876)
  • «Тайна» (Tajemstv; 1878)
  • «Чёртова стена» (ertova stna; 1882)
  • «Виола» (Viola; 1872-1884, не окончена)

Симфонические произведения

  • «Шведские песни», цикл симфонических поэм: «Ричард III», «Лагерь Валленштейна», «Гакон Ярл» (1859-1861)
  • «Моя Родина», цикл симфонических поэм: «Вышеград», «Влтава», «Шарка», «В лесах и лугах Чехии», «Табор», «Бланик» (1874-1879)
  • Симфония E-dur «Триумфальная» (1853-1854)
  • «Пражский карнавал» (не окончен)

Камерные произведения

  • Фортепианное трио g-moll
  • Два струнных квартета (e-moll «Из моей жизни», 1876; d-moll, 1883)
  • Сюита «С родины» для скрипки и фортепиано

Сочинения для фортепиано

  • Соната e-moll для двух фортепиано в восемь рук (1846);
  • Шесть прелюдий;
  • Рондо C-dur;
  • Польки;
  • Чешские танцы;
  • Концертный этюд соль-диез минор (Op. 17, 1861).

Вокальные и хоровые сочинения

  • Пять песен для голоса и фортепиано на слова Витеслава Галека
  • Чешские песни для мужского хора a capella
  • Три песни для женского хора a capella
  • Кантата «Чешская песня» для смешанного хора и оркестра

Литература

  • Мартынов И. Бедржих Сметана. Очерк жизни и творчества. - М.: Музгиз, 1963.