Почему тихон самый необходимый в отряде. Тихон Щербатов самый важный человек в отряде (Толстой Лев Н.)


Занятия № 13-14

«Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Партизанская война в романе. Платон Каратаев и Тихон Щербатый.

Цели:

    воспитательная:

    воспитание любви к вдумчивому чтению произведений русской литературы, внимательного отношения к слову;

    воспитание активной жизненной позиции, гражданского долга и патриотизма на примере народного подвига в Отечественной войне 1812 г.;

    образовательная:

    создание условий для формирования представления о прославлении Л. Н. Толстым подвига народа в Отечественной войне 1812 года;

    обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе исследования романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» по теме занятия;

    развивающая:

    совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;

    предоставление возможности для раскрытия творческого потенциала студентов;

    формирование умения проводить поиск информации в источниках разного типа;

    формирование собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Вид урока: урок-практикум.

Методические приёмы: беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сообщения студентов.

Прогнозируемый результат:

    уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.

Оборудование : тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

    Слово преподавателя.

Толстой считал, что произведение может быть хорошим только тогда, когда писатель любит в нем свою главную мысль. В "Войне и мире" Толстой, по его признанию, любил «мысль народную». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации. Под словом «народ» Толстой понимал всё патриотически настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие.

    Обсуждение темы и целей урока.

III . Совершенствование знаний, умений и навыков.

    Слово преподавателя.

На страницах романа Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, монархов, и никто не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого – это так называемое «роевое начало», дух и воля не одного человека, а нации в целом, и насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. В Отечественной войне 1812 года, по мнению Толстого, столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли.

«Я старался писать историю народа»,- говорил Толстой.

В романе более сотни массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа.

    Анализ текста.

    Когда впервые Толстой изобразил массовый патриотизм русского народа?

    Расскажите сцену оставления Смоленска. (Просмотр эпизода из фильма).

Сцена оставления Смоленска отражает реакцию народа на происходившие события. Толстой показывает проявление «скрытой теплоты патриотизма» русских людей. Купец Феропонтов, который жалел сначала трех рублей за подводу, сейчас, когда сдают город, кричит солдатам: «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам! Решилась Рассея!.. Сам запалю. Решилась...». Наряду с Феропонтовым автор рисует единодушие двух солдат, поджигавших дом купца, людей из толпы, с изумленно - радостными лицами смотревшими на пожар. Толстой напишет, что партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.

    Слово преподавателя.

    Почему жители покидали Москву?

«Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего».

    В чем своеобразие войны, которую вел Наполеон в России?

Раньше во всех войнах победа одного войска над другим автоматически влекла за собой порабощение народа побежденного войска.

В России же «французами одержана победа под Москвой, Москва взята, но Россия не перестала существовать, а перестала существовать 600-тысячная армия, потом наполеоновская Франция». Этот факт доказывает, «что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже не в армиях и сражениях, а в чем-то другом».

    Почему, несмотря на выигранное сражение, перестала существовать армия-победительница?

Враждебность населения армии завоевателей, нежелание подчиниться ей решают, по мысли Толстого, участь войны.

Толстой пишет: «...дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою простотой... не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». В этих словах – гордость Толстого и преклонение его перед народной силой, которую он любил именно как силу стихийную .

    Как относится Толстой к такому способу ведения войны?

«И благо тому народу, – писал Лев Николаевич – который … в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ее до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью». Он воспевает «дубину народной войны», считает партизанскую войну выражением справедливой народной ненависти к врагу.

«Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались из иссохшего дерева - французского войска, и иногда трясли это дерево», - пишет автор. Толстой рассказывает о дерзости русских партизан, особенно мужиков, «лазивших между французами» и считавших, «что теперь уже все было возможно».

Партизанская война с французами приняла народный характер. Она несла с собой новые методы борьбы, «опрокидывая завоевательную стратегию Наполеона».

    О каких партизанских отрядах рассказывает писатель?

«Были партии... мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Более крупным планом автор рисует партизанские отряды Денисова и Долохова.

    Когда был учрежден первый партизанский отряд?

    Кто особенно выделяется в партизанском отряде?

Тихон Щербатый.

    Анализ образа Тихона Щербатова. (Сообщение «Крестьянин-партизан Тихон Щербатый»).

    Крестьянин Тихон Щербатый - самый полезный и храбрый человек в отряде.

    Просмотр эпизода «Первая встреча с Тихоном».

    Зачитайте описание внешности героя.

    Знакомо ли ему чувство жалости к французам?

Нет, когда он рассказывает о том, как убил француза, «вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку». Многие критики видят в Тихоне Щербатом олицетворение мысли Толстого о дубине народной войны, которая тоже «с глупой простотой» гвоздила французов. Глупый у Толстого не всегда антоним к слову умный, - нам уже приходилось об этом говорить. Глупый - не рассуждающий, а действующий. Таким и является перед нами Тихон.

    Как он попал к партизанам?

Он еще до того, как вступил в отряд Денисова, убивал французов.

    Чувствует ли он ненависть к французам, понимает ли патриотический характер своих действий?

«Мы французам худого не делаем.... Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали...» Он убивает лишь мародеров, видя в них что-то общее с мироедами. Сознательного патриотизма у него нет. Но, как утверждает Толстой в своих философских отступлениях, бессознательные поступки и приносили наибольшую пользу. «Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии», - пишет Толстой. Так что, действительно, в Тихоне Щербатом - олицетворение мысли о «глупой простоте» дубины народной войны. .

    С кем Толстой сравнивает Тихона?

С волком. Оружие Тихона «составляли мушкетон... пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выдирая им и блох из шерсти и перекусывая толстые кости».

    Как называют Тихона партизаны?

«...Меринина здоровенный». Ему поручалось «сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое - выворотить плечом из грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день 50 верст». Итак, все, что не под силу человеку или что человеку гадко, противно, поручается Тихону, «волку», «мерину».

    Слово преподавателя.

В Тихоне Щербатом воплощены лучшие типические черты характера крестьянина-мстителя, сильного, смелого, энергичного и смекалистого. Любимое оружие Тихона – топор, которым он «владел, как владеет волк зубами». Французы для него – враги, которых надо уничтожать. И он выслеживает французов днем и ночью.

Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах, находчивость и удаль отличают Тихона Щербатого среди партизан отряда.

    Анализ образа Платона Каратаева. (Сообщение о Платоне Каратаеве).

    Каково первое впечатление Пьера от Платона Каратаева?

В нем «Пьеру чувствовалось что-то приятное, успокоительное и круглое».

    Что же так подействовало на Пьера?

«Круглые, спорые, без замедления следовавшие одно за другим движения», «запах даже этого человека». Самое важное здесь - занятость Платона, завершенность всех его движений, слаженность этих движений («пока одна рука вешала бечевку, другая уже принималась разматывать другую ногу»).

    Какова манера речи Каратаева?

Язык его - народный. «Э, соколик, не тужи, - сказал он с тою нежно-певучею лаской, с которою говорят старые русские бабы»; «ну, буде, буде»; «картошки важнеющие»; «не думали - гадали»; «сам-сем косить выходил»; «христиане» (вместо крестьяне); «думали горе, ан радость». Другая особенность его речи - насыщенность ее пословицами и поговорками: «Где суд, там и неправда»; «Москва - она городам мать»; «Червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае»; «Не нашим умом, а божьим судом»; «Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки»; «Рок головы ищет»; «Лег - свернулся, встал - встряхнулся». И третья очень важная особенность - его манеры общения с собеседником: он с одинаковым интересом и готовностью слушал других и рассказывал о себе. Перед началом разговора с Пьером он «прямо уставился на него». Он сразу стал спрашивать Пьера о жизни. Впервые кто-то заинтересовался не пленным, «отказавшимся назвать свое имя», а человеком, Пьером Безуховым. В голосе у Платона - ласка.

    Зачитайте описание внешности Каратаева.

«...Вся фигура Платона, в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая. Голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие глаза были круглые».

    В чем же суть «круглого» каратаевского отношения к действительности?

«...Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого...». Отсутствие всего личного, осознание себя только как частицы целого - это уже было сказано о Кутузове. Кутузов и Каратаев в одинаковой степени выражают толстовскую мысль о том, что правда - в отказе от своего «я» и в полном подчинении его «общему».

    Как он попал в солдаты?

Попал он в солдаты незаконно, а оказалось, что от этого выиграла большая братнина семья: «Братцу бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят...». Все пословицы Каратаева сводятся к вере в неизбежность совершения того, что суждено, и это неизбежное - лучшее. Да, «червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае». Это его мысли о войне с французами. Французское нашествие въедается в Россию, как червь в капусту. Но Каратаев уверен, что червь пропадет раньше капусты. Это - вера в неизбежность совершения божьего суда. Сразу в ответ на просьбу Пьера разъяснить, что значит «червь капусту гложе...», Платон отвечает: «Я говорю: не нашим умом, а божьим судом». В этой поговорке - основа каратаевщины и ядро той философии, которую хотел проповедовать Толстой-мыслитель в «Войне и мире». Чем меньше человек думает, тем лучше. Разум не может повлиять на течение жизни. Все совершится по божьей воле. Если признать истинной эту философию (она называется квиетизмом), тогда можно не страдать оттого, что в мире столько зла. Надо просто отказаться от мысли что-либо изменить в мире. Толстой хочет доказать это, но, как мы видели раньше и как увидим из дальнейшего, жизнь опровергает эту философию и Толстой сам не может оставаться последовательно верным своей теории.

    Как повлияла эта каратаевская философия на Пьера?

Он чувствовал, «что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых незыблемых основах двигался в душе его».

    Как относился Платон Каратаев к людям?

«...Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком - не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом...» Так выразил Толстой основы своего миросозерцания.

    Слово преподавателя.

В образе Платона Каратаева показан иной тип русского мужика. Своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, чувством коллективизма этот неприметный «кругленький» мужичок сумел возвратить оказавшемуся в плену Пьеру Безухову веру в людей, добро, любовь, справедливость. Его душевные качества противопоставлены высокомерию, эгоизму и карьеризму высшего петербургского света. Платон Каратаев остался для Пьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением всего русского, доброго и круглого».

    Вывод.

В образах Тихона Щербатого и Платона Каратаева Толстой сосредоточил основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые писатель высоко ценил у русского крестьянства; Тихон – как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (Отечественная война 1812 года).

IV . Информация о домашнем задании.

1. Чтение текста.

Петя Ростов в партизанском отряде.

Индивидуальное задание. Пересказ эпизода «Петя и французский барабанщик».

Индивидуальное задание. Пересказ эпизода «Петя в разведке».

Индивидуальное задание. Пересказ эпизода «Смерть Пети».

V . Подведение итогов.

VI . Рефлексия.

Роман "Война и мир" Толстого - это произведение, в котором рассказывается о значимых событиях в истории нашей страны, о нравах, идеалах и взглядах различных слоев общества, о важных сторонах жизни народа. В романе-эпопее воссоздан целый исторический период. В нем представлены судьбы народов и отдельных людей. Герои этого романа оказываются в водовороте масштабных событий. При этом истинная ценность каждого персонажа определяется тем, насколько он вовлечен в них, насколько чувствует ответственность за происходящее.

"Люди, как реки"

Человеческая жизнь предстает перед читателями во всем ее многообразии и полноте. В этот огромный поток впадают многочисленные ручьи. Толстой говорил: "Люди, как реки". Этим писатель подчеркивал сложность и многогранность человеческой личности, а также непрерывное ее движение. Место и роль этой личности в жизни страны, в ее истории, во взаимоотношениях с русским народом - вопросы, которые ставит Лев Николаевич в "Войне и мире". Неприметные участники войны и деятели истории, карьеристы и лучшие представители своего времени проходят перед нами. В романе насчитывается более 500 действующих лиц. Множество различных характеров и типов создал Толстой. Он показал нам, что масса людей является настоящим творцом истории.

Ценность простых людей

Писатель считал, что не воля того или иного определяет путь развития страны, а духовная жизнь простых людей - партизан, рядовых солдат и офицеров, то есть тех, от действий которых зависит исход сражений. Автора восхищает и глубоко трогает проявление патриотизма в простых людях. Он считает, что любовь к родине выражается не убийством детей во имя спасения отечества, не пышными фразами или иными неестественными действиями, а проявляется просто, незаметно, поэтому всегда приводит к сильным результатам. его представлен ниже) убежден, что война имеет народный характер. порождает чувство мести, которым было наполнено в тяжелые дни 1812 года сердце каждого человека. Крупным планом писатель рисует Тихона Щербатого, мужика-партизана из отряда Денисова, в котором он является "самым полезным и храбрым человеком".

Характерная черта внешности Тихона Щербатого, род занятий

Этот крестьянин, выходец из села Покровское, безусловно, самый нужный человек в своем отряде. Следует отметить, что его внешняя характеристика выразительна и забавна. У героя имеется недостаток внешности, из-за которого он и получил свое прозвище, - у него нет одного зуба. Это придает Щербатому неунывающий и хитроватый вид.

Тихон Щербатый умеет делать все исправно и легко. Он без труда достает воду, раскладывает костры, обдирает коней для еды, готовит пищу, делает Однако основным занятием этого героя, конечно же, является военное дело.

Борьба с врагом как призвание Щербатого

Оставшись у Денисова, Тихон сначала выполнял всю черную работу. Он ухаживал за лошадьми, раскладывал костры. Однако оказалось, что Тихон Щербатый способен на большее. И он стал уходить по ночам на добычу, принося французское оружие и одежду, по приказу порой приводил и пленных. Через некоторое время героя зачислили в казаки. Лев Николаевич отмечает, что Тихон Щербатый всегда ходил пешком, однако не отставал при этом от кавалерии. Он носил с собой мушкетон, но больше для смеха. Настоящим оружием этого героя были топор и пика, которыми Щербатый владел в совершенстве, "как волк зубами".

Он отдает борьбе с врагом все свои силы, выносливость и смекалку. Щербатый по природе своей является тружеником земли, который создан для мирной жизни. Однако с необыкновенной естественностью этот герой вдруг превращается в защитника родины. Автор воплощает в его образе дух народа-мстителя, удаль и находчивость русских крестьян.

Проявление жестокости

Тихон Щербатый отправляется на врага с топором в руках. И не потому, что его кто-то заставляет защищать родину, а под влиянием ненависти к непрошенным гостям и большого патриотизма. Эти чувства так сильны в нем, что Тихон, добродушный по натуре, порой становится жестоким. Тогда французы представляются ему не людьми, а исключительно врагами своей родины.

Отношение товарищей к Щербатому

Образ Тихона Щербатого еще полнее раскрывается читателю в том, как о нем отзываются его товарищи по оружию. Чувствуется, что они восхищаются этим героем, уважают его. В их грубоватых словах слышна даже своеобразная ласка: "ну ловок", "эка шельма", "экая бестия".

Подвижность героя

Необходимо сказать и о том, что движения Щербатова быстры и ловки. Впервые он предстает перед читателем бегущим. Мы видим, как Тихон "бултыхнулся" в воду, затем "выбрался на четвереньках" из речки и "побежал дальше". Этот герой весь в действии, в порыве. Динамична даже его речь. Также следует отметить, что в произведении "Война и мир" Тихон Щербатый отличается способностью не терять чувство юмора в любых обстоятельствах.

Предлагаем теперь ознакомиться со двух героев - Платона Каратаева и Тихона Щербатого. Это поможет вам глубже понять роль последнего в произведении.

Платон Каратаев и Тихон Щербатый

Лев Николаевич Толстой, рисуя образ народного мстителя, показывает, что он отличается не только смелостью, энергией, решимостью, ненавистью к врагу. Ему присущ также великий гуманизм. В романе "Война и мир" "дух простоты, доброты и правды" олицетворяет солдат по имени Платон Каратаев. Герой этот является полной противоположностью Щербатому. Если Тихон Щербатый в романе беспощаден к врагу, то Платон любит всех людей, включая и французов. Тихон грубоват, а его юмор порой сочетается с жестокостью. Платон Каратаев везде хочет найти "торжественное благообразие". И его внешний облик, и "нежно-певучая ласка" в голосе, и характер его речей, которые полны раздумий о людях и жизни - все отличает этого героя от Щербатого.

Тихон Щербатый в романе "Война и мир" не вспоминает о боге. Он надеется лишь на себя, на собственную ловкость и силу. А Платон Каратаев постоянно думает о боге. Речь его наполнена пословицами. В некоторых из них слышны отголоски протеста крестьян против несправедливого общественного устройства (пример - "где суд, там и неправда"). Однако сам Платон не относится к числу тех, кто привык активно вмешиваться в течение жизни, несмотря на то, что в нем заметен дух правдоискательства, характерный в целом для русского крестьянства.

Платон Каратаев, так же как и Тихон Щербатый, в романе "Война и мир" является патриотом. Однако его очень трудно представить сражающимся. Дело не в его робости, а в том, что Платон не ощущает ненависти к врагу.

Щербатый - русский богатырь

В двух во многом разных образах Лев Николаевич Толстой создает единый емкий образ народа, своего рода единство духа. И Платон Каратаев, и Тихон Щербатый каждый по-своему вносят вклад в общее дело. Оба героя не просто осуществляют практические действия, участвуя в борьбе. Их роль более значима - они несут такие качества, как нравственная красота, теплота души и доброта. В романе "Война и мир" Тихон Щербатый, характеристика которого была нами рассмотрена, выражает активное начало души русского человека. Он символизирует способность русского народа смело бороться с захватчиками. Этот герой - воплощение богатырской силы, поднявшейся на защиту родины от врагов.

Щербатый и Петя Ростов

Следует отметить, что функция Тихона Щербатого в произведении не ограничивается олицетворением мужества и силы простого русского мужика. Личность его, как и многих других "проходных" персонажей произведения, служит для усиления характеристики главных героев. Догадавшись, что Щербатый убил человека во время своей вылазки за "языком", Петя Ростов ощущает сильную неловкость, хотя это чувство продолжается недолго. Автор отмечает, что Петя, сидя за одним столом с партизанами, пребывал в состоянии детской восторженной любви ко всем людям. Он хотел сделать каждому приятное, поэтому угощал всех изюмом, присланным из дома. Смерть Пети Ростова подчеркивает слабость наивных мальчиков-дворян и жестокое величие "Тихонов". После его смерти Долохов холодно сказал о Ростове: "Готов". Денисов, подъехав к его телу, вдруг вспомнил, как Петя Ростов говорил: "Отличный изюм, берите весь".

Итак, Тихон является собирательным образом народа, олицетворяющим его лучшие черты. Ему свойственны бесстрашие и самопожертвование во имя победы над захватчиками. На этом завершаем анализ образа Тихона Щербатого.

Весьма колоритный персонаж второго плана, Тихон Щербатый – собирательный образ простых русских мужиков, вставших на защиту отечества от захватчиков, французов. Свое прозвище Щербатый получил от физического недостатка – когда он улыбался, становилось заметно отсутствие одного зуба.

Его Лицо покрыто шрамами от оспы и морщинами. Голос басовитый, певучий. По своей натуре Тихон – весельчак, шут. Никогда не унывает, любит рассказывать товарищам смешные истории, сопровождая рассказ размашистыми жестами. Носил мушкетон и топор на поясе, при этом нет ни одного упоминания, чтобы Тихон использовал мушкетон. Зато топором как оружием владел мастерски. С готовностью брался за любую работу, какой бы трудной или гадкой та ни казалась. О физической силе и выносливости Тихона говорится, что он готов весь день пройти пешком, до 50 километров, и при этом не отстать от верховых.

Манеры у Тихона простые, грубоватые, исходят от чистого сердца. В глаза командирам и аристократам смотрит прямо, не пытается как-то снискать их расположение. Для него любой русский человек родная душа. Зато к французам он нетерпим, из всего отряда на счету Тихона больше всех убитых врагов. Такой человек никогда не станет маяться страданиями, которые настигли Пьера Безухова. Жизнь Тихона насыщена работой, которую нужно выполнить, и он берется за ее выполнение с весельем.

Родом из крестьянской семьи из Смоленской области, Тихон по собственному желанию присоединяется к партизанскому отряду Денисова. Поначалу выполняет самую простую работу – ухаживает за лошадьми, смотрит за кострами. По собственной инициативе совершает вылазки к французам, никогда не возвращается с пустыми руками, а приносит трофеи: еду, оружие, одежду. Денисов увидел и по достоинству оценил в нем эту инициативность и ловкость, повысил Тихона до казака. Теперь ему поручали захватывать языков, т.е. таких пленников, которые могли бы сообщить полезную информацию. Тихон интуитивно находил самых полезных пленников, и благополучно доставлял их в лагерь. Все товарищи Тихона любят его веселый нрав, восхищаются его ловкостью, с благодарностью ценят готовность выполнить малоприятную работу.

2 вариант

Часто в литературных произведениях изображают образ героя, человека который готов пойти на всё, дабы защитить свою родину и близких. В большинстве случаев построение данного образа связанного с войной, и необходимостью защиты своей страны, что и требуется от героя. Герои могут быть самыми разными. Они могут быть, как и идеалами человеческой личности, которым чуждо всё мирское, так и не очень хорошими личностями, которые при своих недостатках, всё же имеют право называться героями. Такие герои присутствуют в произведении Толстого “Война и мир”.

В прекрасном произведении Толстого “Война и мир” описываются поистине ужасные вещи. В нём автор рассказывает нам о войне, которая унесла огромное количество жизней и нанесла вред достаточно большой территории. Но он также описал в произведении жизнь людей во время войны. Написал о том, как они справляются с тяготами, как они борются со сложностями, и переживают невзгоды. Также в произведении описан интересный образ Тихона Щербатого.

Тихон Щербатый – один из солдат в армии, правда, не самый обычный. Он поистине является олицетворением солдатской чести и мужества. Во время боя он одним из первых несётся на противника, дабы дезориентировать его и привести в замешательство, ведь из оружия у него только топор да мушкет, которыми он владеет в идеале. Также во время сражения он имеет весьма и весьма устрашающий вид, так как после многих сражений у него на теле осталось множество заметных шрамов, который видит противник и понимает, что от этого человека пощады не будет.

Характером же Тихон довольно спокойный, добрый, и отзывчивый человек. Он всегда готов пойти на компромисс в каком-либо конфликте, дабы не создать ещё больший. Однако так он ведёт себя только со своими товарищами по оружию. С противником же у него разговор короткий. Он готов пойти на всё, но лишь бы защитить свою родину и людей, живущих на ней.

Таким образом, автор через его характер передаёт нам образ настоящего героя, который хоть и не идеализирован во всех аспектах человеческой личности, но всё же имеет полное право называться героем, ведь он таковым и является. Автор показывает, что даже в самое смутное время простой народ, вроде Тихона Щербатого, готов пойти на героические поступки, и проявлять не дюжую смелость, сравнимую только с некоторыми героями во всей истории человечества.

Я считаю, что именно данные черты преобладают в образе Тихона Щербатого из произведения “Война и мир” Толстого.

Сочинение на тему Тихон Щербатый

Главными героями романа являются представители дворянского сословия. Толстой желает нарисовать в своем романе «Война и мир» картину полную, описывая все стороны русской жизни. Описывает он эти стороны, далеко не всегда с положительной стороны. Именно поэтому в романе так же присутствуют простые люди, такие, как Тихон Щербатый. Он хочет, чтобы люди видели не только ту дворянскую жизнь, но и жизнь простых людей, жизнь всей России.

Образ Тихона несет тот самый русский дух, смелость и отвагу. Щербатого можно сравнить с богатырем на Древней Руси. Именно такие люди, как он за Отчизну идут до конца. Этот герой воплощение русского народа, прототип обычного русского человека.

Тихона Щербатого с уверенностью можно назвать самым смелым и отважным бойцом в отряде Денисова. Его роль в отряде была исключительно важной и неповторимой. Он был настолько предан делу, что не боялся рисковать своей жизнью ради других людей. Очень часто, по ночам, он уходил из отряда, чтобы добыть все самое важное для себя и товарищей. Тихона можно назвать настоящим мужчиной, который не боялся даже самой пыльной работы. Он ловко рубил дрова, защищал себя и творящей. Его все считали настоящим другой и каменной стеной.

Тихо обладал уникальным чувством юмора. Кажется, в этом человеке соединились все лучшие качества русского народа. Это тот человек, который никогда не унывал, не причитал и не падал духом. Безусловно, он был любимцем всего отряда. Тихон обладал жесткостью, но в те времена – это не назовёшь плохой чертой в характере. Шла Отечественная война 1812 года, времена были трудные, такие люди, как Тихон Щербатый были настоящими спасителями своей Родины.

Тихон очень ловок, смышлен и уверен в себе. Одной из особенностей внешности мужчина является то, что у него нет одного зуба. Его внешность весьма необычная, даже своеобразная. Ему больше, чем 50 лет. Волосы были, как у молодого, ни одного седого волоска. Его внешность больше указывала на то, что он мягкий человек, а характер – наоборот. Можно сказать, что внешность противоречила характеру.

Тихон никогда не обращается к Богу, все надежда, по его словам, только на себя одного. Он привык рассчитывать только на свою силу и ум. Тихон довольно резок, парой, бывает очень грубым. В Тихоне столько много патриотизма, что хватит, кажется, на весь русский народ вместе взятый. Он готов умереть за свою Отчизну.

Образ Тихона Щербатого в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого выражает активное начало русской души, изображает способность народа смело вступать в борьбу с иноземными захватчиками. Герой является воплощением богатырской силы народа, которая поднялась на защиту Отечества от врагов.

Тихон Щербатый – это также и олицетворение «дубины народной войны», он «самый полезный и храбрый человек» из всех, кто служит в партизанском отряде Денисова. Автор рассказывает на страницах своего романа о том, что «никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов».

Чем же отличался Тихон Щербатый от других героев?

В первую очередь, деятельностностью, трудолюбием, твердостью характера. Он уходил по ночам из отряда, чтобы добыть все, что требовалось для его товарищей и для их общего дела.

Если поступал приказ, герой с такой же легкостью приводил пленного.

Внешняя характеристика героя забавна и выразительна. У него есть один недостаток внешности, благодаря которому он получил свое прозвище – у Тихона отсутствует один зуб. Этот внешний недостаток придает Щербатому хитроватый и неунывающий вид.

Еще одной несомненной отличительной чертой Тихона является его умение никогда не падать духом, как бы тяжело ему ни было, а также искрометное чувство юмора.

Любая работа спорилась в его руках, ловко он колол топором бревна, а иногда этот самый топор становился в руках удальца грозным оружием.

Однако своим главным занятием герой считал ратное дело. Ему он отдается целиком и полностью, ему он посвящает все свои силы, свою смекалку и выносливость. Родом из села Покровское, во многих поколениях являвшийся тружеником земли, он создан для мирной жизни, но роль защитника родины он выполняет вполне естественно. Более того, иногда в военной жизни Щербатый проявляет жестокость, но она ему прощается, поскольку на войне все оценивается иначе.

Взяв топор в руки, Тихон идёт с ним на врага и руководствуется при этом не приказом командира, а патриотическим чувством и ненавистью к пришельцам.

Характер Тихона Щербатого раскрывают и его друзья по оружию. В их словах мы слышим уважение, восхищение, даже некоторую ласку: «ну ловок», «эка шельма», «экая бестия».

Герой быстр и порывист, он всегда полон движения. Во всех сценах, в которых мы встречаемся с Тихоном, он то бежит, то бросается в речку, то выбирается из нее и бежит дальше. Даже в речи его присутствует свойственный ему динамизм: « Один и навернись… Я его таким манером и сгрёб… Пойдём, говорю к полковнику. Как загалдит! А тут их четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами…».

Тихон Щербатый олицетворяет силу, мощь и неистощимую энергию русского народа. Автор противопоставляет его образу Платона Каратаева, но не для того, чтобы показать положительного и отрицательного народного героя, а для того, чтобы дать этому герою всестороннюю характеристику.

Тихон – собирательный образ народа, в котором проявились самые лучшие его черты. Он стал олицетворением бесстрашия и самопожертвования народа во имя победы над врагом.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Истинный патриотизм русского народа, доказанный не словом, а делом, воспел в своем романе-эпопее «Война и мир» Л.Н.Толстой. Изображая войну, Толстой показывает не скачущих воинов с развернутыми знаменами и их мудрых полководцев, не парад, не блеск побед, а военные будни, рядовых солдат, их повседневный тяжкий труд. Писатель раскрывает внутренний мир военного человека, обладающего неповторимой индивидуальностью, привлекающей своей душевной красотой. Толстой утверждает, что от воли и усилий массы таких вот простых, обыкновенных людей зависит исход исторических событий. Он отрицает решающую роль «великой» личности в истории человечества. Именно поэтому автор показывает дух народной войны на примере простых людей, солдат – выходцев из народа, Тихона Щербатого и Платона Каратаева, прямо противоположных друг другу, но заслуживающих уважения за свои несомненные заслуги.

Толстой на страницах романа, посвященных войне, показывает, что русские люди не нуждались в разговорах об отечестве и верности царю, о патриотизме и геройстве. Официальная патриотическая фразеология, высокопарность в разговоре были чужды людям, которые вели народную войну. Тема народной войны воплощена в образе Тихона Щербатого.

Тихон Щербатый, услышав от Денисова высокие патриотические слова, испугался. В «Войне и мире» немыслимы герои, которые, как полковник в лермонтовском «Бородино», «сверкнув очами», произнес бы перед солдатами речь с призывом умереть на поле битвы. Этот герой, несомненно, полезен в партизанской войне. Он жесток и безжалостен к врагам, характер его схож со множеством естественных характеров русских воинов. Толстой признает заслуги солдат, подобных Тихону Щербатому, однако образ этот ему самому мало симпатичен. Автор отдает предпочтение совершенно другому герою – Платону Каратаеву.

Платон Каратаев – полная противоположность Тихону Щербатому. Если тот беспощаден к врагу, то Платон любит всех людей, в том числе и французов. Во всем Платон хочет видеть «торжественное благообразие», речи его полны раздумий о жизни, о людях. Мыслит он афоризмами, которые являются отголосками крестьянского протеста против несправедливости устройства общества: «не нашим умом, а божьим судом», «где суд, там и неправда». С одной стороны, Платон Каратаев не из тех, кто активно вмешивается в жизнь, с другой – не готов «безвинно напрасно пострадать».

Каратаев наделен именем древнего философа Платона – так Толстой прямо указывает, что вот это-то и есть высший путь человека среди людей, участия в движении времени, истории. Образ Каратаева объединяет в книге всевозможные «картины жизни» и авторские рассуждения самого широкого охвата. Здесь открыто сходятся, взаимно «высвечивая» друг друга, искусство и философия истории. Философская мысль тут прямо внедряется в образ, «организует» его, образ же животворит собой, конкретизирует, заземляет ее построения, ищет им собственно человеческую оправданность и подтверждение.

В Платоне живет дух правдоискателя, столь характерный для русского крестьянства, и вековечная любовь к труду. В душе его та же боль за Отчизну, что и у всех русских людей. Он не робок, но любовь его не обернется ненавистью к врагу, даже к врагу, способному расстрелять ослабевшего от болезни пленного солдата, как был расстрелян и сам Платон. Отдельная человеческая жизнь, и его собственная в том числе, лишена для него значения: «Она имела смысл только как частица целого, которую он постоянно чувствовал».

Толстой в своем романе возлагает на Платона Каратаева особую нравственную задачу, доверяя своему герою светлую миссию нести душевный покой и ясность людям. Платон проникнут чувством всеобщего любовного единения людей. Толстой создает образ Каратаева как носителя многих характерных черт патриархального русского народа, чьими вековыми качествами являлись кротость, смирение, добросердечие и всепрощение. Очень характерно для развития творческого пути Толстого, что он уже в конце 60-х годов воплотил свой человеческий идеал в образе патриархального крестьянина. Но Каратаев с его чертами кротости, смирения, покорности и безотчетной любви ко всем людям не является типичным, обобщающим образом русского крестьянина. Роль его важна при изучении мировоззрения автора: в образе Каратаева впервые дано художественное выражение элементов будущего учения Толстого о непротивлении злу насилием.