Образ и характеристика васков в повести а зори здесь тихие васильева сочинение. «А зори здесь тихие» Борис Васильев


Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» была опубликована в 1969 году. По словам самого автора, сюжет был основан на реальных событиях. Васильева вдохновила история о том, как семеро солдат остановили немецкую диверсионную группу, не позволив ей взорвать стратегически важный участок Кировской железной дороги. В живых суждено было остаться только сержанту. Написав несколько страниц своего нового произведения, Васильев понял, что сюжет не отличается новизной. Повесть просто не заметят и не оценят. Тогда автор решил, что главными героями должны стать молодые девушки. О женщинах на войне в те годы писать было не принято. Новаторство Васильева позволило ему создать произведение, резко выделявшееся среди ему подобных.

Повесть Бориса Васильева была неоднократно экранизирована. Одной из самых оригинальных экранизаций стал русско-китайский проект 2005 года. В 2009 в Индии по сюжету произведения советского писателя вышел фильм «Доблесть».

Действие повести происходит в мае 1942 года. Главный герой Федот Евграфыч Васков несёт службу на 171-ом разъезде где-то в карельской глубинке. Васков не доволен поведением своих подчинённых. Вынужденные бездействовать солдаты устраивают от скуки пьяные дебоши, вступают в недозволенные связи с местными женщинами. Федот Евграфыч неоднократно обращался к начальству с просьбой прислать ему непьющих зенитчиков. В конце концов, в распоряжение Васкова поступает отделение девушек.

Между комендантом разъезда и новыми зенитчиками долго не устанавливаются доверительные отношения. «Пенёк замшелый» не способен вызвать у девушек ничего, кроме иронии. Васков же, не зная, как вести себя с подчинёнными противоположного пола, предпочитает грубо-безразличное общение.

Вскоре после прибытия отделения зенитчиц одна из девушек замечает в лесу двух фашистских диверсантов. Васков отправляется на боевое задание, взяв с собой небольшую группу бойцов, в которую вошли Соня Гурвич, Рита Осянина, Галя Четвертак, Лиза Бричкина и Женя Комелькова.

Федоту Евграфычу удалось остановить диверсантов. Живым с боевого задания вернулся он один.

Характеристика персонажей

Федот Васков

Старшине Васкову 32 года. Несколько лет назад от него ушла жена. Сын, которого Федот Евграфыч собирался воспитывать самостоятельно, умер. Жизнь главного героя постепенно утратила смысл. Он чувствует себя одиноким и никому не нужным человеком.

Малограмотность Васкова мешает ему правильно и красиво выражать свои эмоции. Но даже неловкая и комичная речь старшины не может скрыть его высоких душевных качеств. Он по-настоящему привязывается к каждой из девушек своего отряда, относясь к ним, как заботливый любящий отец. Перед оставшимися в живых Ритой и Женей Васков уже не скрывает своих чувств.

Соня Гурвич

Большая и дружная еврейская семья Гурвич жила в Минске. Отец Сони был участковым врачом. Поступив в Московский университет, Соня встретила свою любовь. Однако молодые люди так и не смогли получить высшее образование и создать семью. Возлюбленный Сони ушёл на фронт добровольцем. Девушка также последовала его примеру.

Гурвич отличает блестящая эрудиция. Соня всегда была отличницей, свободно владела немецким языком. Последнее обстоятельство стало главной причиной, по которой Васков взял Соню на задание. Ему необходим был переводчик, чтобы общаться с пленёнными диверсантами. Но определённую старшиной миссию Соня не выполнила: её убили немцы.

Рита Осянина

Рита рано осталась вдовой, потеряв мужа на второй день войны. Оставив сына Альберта у родителей, Рита отправляется мстить за своего супруга. Осянина, ставшая руководителем отделения зенитчиц, просит начальство перевести её на 171-й разъезд, который располагается недалеко от небольшого городка, где живут её родные. Теперь Рита имеет возможность часто бывать дома и носить своему сыну продукты.

Получив тяжёлое ранение в своём последнем бою, молодая вдова думает только о сыне, которого придётся воспитывать её матери. Осянина берёт с Федота Евграфыча обещание позаботиться об Альберте. Боясь попасть в плен живой, Рита принимает решение застрелиться.

Галя Четвертак

Четвертак выросла в детском доме, после которого поступила в библиотечный техникум. Галя всегда словно плыла по течению, точно не зная, куда и зачем она идёт. Девушка не испытывает одолевающей Риту Осянину ненависти к врагу. Она не способна ненавидеть даже своих непосредственных обидчиков, предпочитая детские слёзы взрослой агрессии.

Галя постоянно чувствует себя неловко, не на своём месте. Она с трудом адаптируется к окружающей обстановке. Боевые подруги обвиняют Галю в трусости. Но девушка не просто боится. Она испытывает стойкое отвращение к разрушению и смерти. Галя неосознанно толкает себя на гибель, чтобы раз и навсегда избавиться от ужасов войны.

Лиза Бричкина

Дочь лесника Лиза Бричкина стала единственной зенитчицей, полюбившей старшину Васкова с первого взгляда. Простая девушка, не сумевшая окончить школу из-за тяжёлой болезни матери, заметила в Федоте Евграфыче родственную душу. О своей героине автор говорит, как о человеке, который провёл большую часть жизни в ожидании счастья. Однако ожидания так и не оправдались.

Лиза Бричкина утонула во время перехода болота, отправившись по приказу старшины Васкова за подкреплением.

Женя Комелькова

Семью Комельковых расстреляли немцы прямо на глазах Жени за год до описываемых событий. Несмотря на тяжкую утрату, девушка не потеряла живости характера. Жажда жизни и любви толкает Женю в объятья женатого полковника Лужина. Комелькова не хочет разрушать семью. Она лишь боится не успеть получить от жизни самые сладкие её плоды.

Женя никогда ничего не боялась и была уверена в себе. Даже в последнем бою она не верит в то, что следующее мгновение может стать для неё последним. Умереть в 19 лет, будучи молодой и здоровой, просто невозможно.

Главная идея повести

Чрезвычайные обстоятельства не меняют людей. Они только помогают раскрыться уже имеющимся качествам характера. Каждая из девушек маленького отряда Васкова продолжает оставаться собой, придерживаться своих идеалов и взглядов на жизнь.

Анализ произведения

Краткое содержание «А зори здесь тихие…» (Васильев) может раскрыть лишь сущность этого глубокого по своему трагизму произведения. Автор стремится показать не просто смерть нескольких девушек. В каждой из них гибнет целый мир. Старшина Васков наблюдает не только угасание молодых жизней, он видит в этих смертях гибель будущего. Ни одна из зенитчиц уже не сможет стать ни женой, ни матерью. Их дети не успели родиться, а значит, не дадут жизнь следующим поколениям.

Популярность повести Васильева обусловлена использованным в ней контрастом. Зенитчики-юноши вряд ли привлекли бы внимание читателей. Появление девушек порождает надежду на интересный сюжет, в котором непременно будет присутствовать любовь. Вспоминая известный афоризм о том, что у войны не женское лицо, автор противопоставляет нежность, игривость и мягкость молодых девушек-зенитчиц жестокости, ненависти и бесчеловечности той обстановки, в которой они оказались.


Повесть «А зори здесь тихие» Бориса Васильева – одно из самых проникновенных и трагических произведений о Великой Отечественной войне. Впервые опубликована в 1969 году.
Повествование о пяти девушках-зенитчицах и старшине, вступивших в бой с шестнадцатью немецкими диверсантами. Герои говорят с нами со страниц повести о противоестественности войны, о личности на войне, о силе духа человека.

В главной теме повести – женщина на войне отражена вся «беспощадность войны», сама же тема до появления повести Васильева в литературе о войне не поднималась. Чтобы разобраться в событийном ряде повести, можно читать краткое содержание «А зори здесь тихие» по главам на нашем сайте.

Главные герои

Васков Федот Евграфыч – 32-х лет, старшина, комендант разъезда, куда прикомандированы на службу девушки-зенитчицы.

Бричкина Елизавета -19 лет, дочь лесника, жившая до войны на одном из кордонов в лесах Брянщины в «предчувствии ослепительного счастья».

Гурвич Соня – девушка из интеллигентной «очень большой и очень дружной семьи» минского врача. Отучившись год в московском университете, ушла на фронт. Любит театр и поэзию.

Комелькова Евгения – 19 лет. У Женьки свой счет к немцам: ее семью расстреляли. Несмотря на горе, «характер ее был весел и улыбчив».

Осянина Маргарита – первая из класса вышла замуж, через год родила сына. Муж, пограничник, погиб на второй день войны. Оставив ребенка маме, Рита ушла на фронт.

Четвертак Галина – воспитанница детдома, мечтательница. Жила в мире собственных фантазий, и на фронт ушла с убеждением, что война – это романтика.

Другие персонажи

Кирьянова – сержант, помкомвзвода девушек-зенитчиц.

Глава 1

В мае 1942 года на 171 железнодорожном разъезде, оказавшемся внутри идущих вокруг военных действий, уцелело несколько дворов. Немцы прекратили бомбежки. На случай налета командованием были оставлены две зенитные установки.

Жизнь на разъезде была тихой и спокойной, зенитчики не выдерживали искушения женским вниманием и самогоном, и по рапорту коменданта разъезда старшины Васкова один «опухший от веселья» и пьянства полувзвод сменял следующий…Васков просил прислать непьющих.

Прибыли «непьющие» зенитчики. Бойцы оказались совсем молоденькими, и были они… девушками.

На разъезде стало спокойно. Девушки над старшиной подтрунивали, Васков чувствовал себя неловко в присутствии «ученых» бойцов: образования у него было всего 4 класса. Главное же беспокойство вызывал внутренний «беспорядок» героинь – они все делали не «по уставу» .

Глава 2

Потеряв мужа, Рита Осянина, командир отделения зенитчиц, стала суровой и замкнутой. Однажды убили подносчицу, и вместо нее прислали красавицу Женю Комелькову, на глазах которой немцы расстреляли близких. Несмотря на пережитую трагедию. Женька открыта и озорна. Рита и Женя подружились, и Рита «оттаяла» .

Их подругой становится «заморыш» Галя Четвертак.

Услышав о возможности перевода с передовой на разъезд, Рита оживляется – оказывается, у нее рядом с разъездом в городе сын. По ночам Рита бегает навещать сына.

Глава 3

Возвращаясь из самовольной отлучки через лес, Осянина обнаруживает двух незнакомцев в маскировочных халатах, с оружием и пакетами в руках. Она спешит рассказать об этом коменданту разъезда. Внимательно выслушав Риту, старшина понимает, что она столкнулась с немецкими диверсантами, двигающимися в сторону железной дороги, и решает идти на перехват противника. В распоряжение Васкова выделены 5 девушек-зенитчиц. Беспокоясь за них, старшина старается подготовить свою «гвардию» к встрече с немцами и подбодрить, шутит, «чтоб засмеялись, чтоб бодрость появилась» .

Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич со старшим группы Васковым отправляются коротким путем к Вопь-озеру, где рассчитывают встретить и задержать диверсантов.

Глава 4

Федот Евграфыч благополучно проводит своих бойцов через болота, минуя топи (только Галя Четвертак теряет в болоте сапог), к озеру. Здесь тихо, «как во сне» . «И до войны края эти не очень-то людными были, а теперь и вовсе одичали, словно и лесорубы, и охотники, и рыбаки ушли на фронт» .

Глава 5

Рассчитывая быстро справиться с двумя диверсантами, Васков все-таки «для подстраховки» выбрал и путь отступления. В ожидании немцев девушки пообедали, старшина дал боевой приказ задержать немцев при их появлении, и все заняли позиции.

Галя Четвертак, промокшая в болоте, заболела.

Немцы появились только наутро: «из глубины все выходили и выходили серо-зеленые фигуры с автоматами наизготовку» , и оказалось их не двое, а шестнадцать.

Глава 6

Понимая, что «пятеркой смешливых девчат да пятью обоймами на винтовку» с фашистами не справиться, Васков посылает «лесную» жительницу Лизу Бричкину на разъезд, сообщить, что нужно подкрепление.

Стараясь спугнуть немцев и заставить их идти в обход, Васков с девушками делают вид, что в лесу работают лесорубы. Они громко перекликаются, палят костры, старшина рубит деревья, а отчаянная Женька даже купается в реке на виду у диверсантов.

Немцы ушли, и все хохотали «до слез, до изнеможения» , думая, что самое страшное миновало…

Глава 7

Лиза «летела через лес как на крыльях» , думая о Васкове, и пропустила приметную сосну, возле которой нужно было повернуть. С трудом двигаясь в болотной жиже, оступилась – и потеряла тропу. Чувствуя, как трясина поглощает ее, в последний раз увидела солнечный свет.

Глава 8

Васков, понимающий, что враг хоть и скрылся, но может напасть на отряд в любую минуту, идет с Ритой в разведку. Выяснив, что немцы обосновались на привале, старшина принимает решение поменять расположение группы и отправляет Осянину за девушками. Васков расстраивается, обнаружив, что забыл кисет. Увидев это, Соня Гурвич бежит забрать кисет.

Васков не успевает остановить девушку. Через некоторое время ему слышится «далекий, слабый, как вздох, голос, почти беззвучный крик» . Догадываясь, что может означать этот звук, Федот Евграфыч зовет с собой Женю Комелькову и идет на прежнюю позицию. Вдвоем они находят убитую врагами Соню.

Глава 9

Васков с яростью преследовал диверсантов, чтобы отомстить за смерть Сони. Незаметно подобравшись к идущим без опаски «фрицам», старшина убивает первого, на второго сил не хватает. Женя спасает Васкова от гибели, убивая немца прикладом. Федот Евграфыч «печалью был полон, по самое горло полон» из-за гибели Сони. Но, понимая состояние Женьки, которая мучительно переносит совершенное ею убийство, объясняет, что враги сами преступили человеческие законы и потому ей надо понять: «не люди это, не человеки, не звери даже – фашисты» .

Глава 10

Отряд похоронил Соню и двинулся дальше. Выглянув из-за очередного валуна, Васков увидел немцев – те шли прямо на них. Начав встречный бой, девушки с командиром заставили диверсантов отступить, только Галя Четвертак от страха отбросила винтовку и упала на землю.

После боя старшина отменил собрание, где девушки хотели судить Галю за трусость, он объяснил ее поведение неопытностью и растерянностью.

Васков идет в разведку и в целях воспитания берет с собой Галю.

Глава 11

Галя Четвертак шла вслед за Васковым. Она, всегда жившая в своем выдуманном мире, при виде убитой Сони была сломлена ужасом реальной войны.

Разведчики увидели трупы: раненых добили свои же. Диверсантов оставалось 12.

Спрятавшись с Галей в засаде, Васков готов расстреливать показавшихся немцев. Вдруг наперерез врагам кинулась ничего не соображающая Галя Четвертак, и была сражена автоматной очередью.

Старшина решил увести диверсантов как можно дальше от Риты и Жени. До ночи он метался между деревьями, шумел, кратко стрелял по мелькающим фигурам врага, кричал, увлекая немцев за собой все ближе к болотам. Раненый в руку, спрятался на болоте.

На рассвете, выбравшись из болота на землю, увидел старшина чернеющую на поверхности топи армейскую юбку Бричкиной, привязанную к шесту, и понял, что Лиза погибла в трясине.

Надежды на помощь теперь не было…

Глава 12

С тяжелыми мыслями о том, что «проиграл он вчера всю свою войну» , но с надеждой, что живы Рита и Женька, Васков отправляется на поиски диверсантов. Набредает на заброшенную избу, оказавшуюся убежищем немцев. Наблюдает, как прячут они взрывчатку и уходят на разведку. Одного из оставшихся в ските врагов Васков убивает и забирает оружие.

На берегу речки, где вчера «спектакль фрицам устраивали» , старшина и девушки встречаются – с радостью, как сестры и брат. Старшина говорит о том, что Галя и Лиза погибли смертью храбрых, и о том, что всем им предстоит принять последний, по всей видимости, бой.

Глава 13

Немцы вышли на берег, и бой начался. «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать» . Казалось Федоту Васкову, что он последний сын своей Родины и последний ее защитник. Отряд не давал немцам перейти на другой берег.

Риту тяжело ранило в живот осколком гранаты.

Отстреливаясь, Комелькова старалась увести за собой немцев. Веселая, улыбчивая и неунывающая Женька не даже не сразу поняла, что ее ранили – ведь глупо и невозможно было погибнуть в девятнадцать лет! Она стреляла, пока были патроны и силы. «Немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее гордое и прекрасное лицо…»

Глава 14

Понимая, что умирает, Рита рассказывает Васкову о сыне Альберте и просит о нем позаботиться. Старшина делится с Осяниной своим впервые появившимся сомнением: стоило ли беречь канал и дорогу ценой гибели девочек, впереди у которых была вся жизнь? Но Рита считает, что «Родина не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал» .

Васков направился навстречу врагам. Услышав слабый звук выстрела, вернулся. Рита застрелилась, не желая мучиться и быть обузой.

Похоронив Женю и Риту, почти обессилевший, Васков брел вперед, к заброшенному скиту. Ворвавшись к диверсантам, убил одного из них, четверых же взял в плен. В бреду ведет раненый Васков диверсантов к своим, и, только поняв, что дошел, теряет сознание.

Эпилог

Из письма туриста (оно написано много лет спустя после окончания войны), отдыхающего на тихих озерах, где «полное безмашинье и безлюдье» , мы узнаем, что приехавшие туда седой старик без руки и капитан-ракетчик Альберт Федотыч привезли мраморную плиту. Вместе с приезжими турист разыскивает могилу когда-то погибших здесь зенитчиц. Он замечает, какие здесь тихие зори…

Заключение

Много лет трагическая судьба героинь не оставляет равнодушными читателей любого возраста, заставляя осознавать цену мирной жизни, величие и красоту истинного патриотизма.

Пересказ «А зори здесь тихие» дает представление о сюжетной линии произведения, знакомит с его героями. Проникнуть же в суть, почувствовать прелесть лирического повествования и психологическую тонкость авторского рассказа возможно будет при чтении полного текста повести.

Тест по повести

После прочтения краткого содержания обязательно попробуйте ответить на вопросы этого теста.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1958.

Смерть - постоянная спутница войны. Солдаты погибают в бою, и это приносит неизгладимую боль их близким. Но их участь - защищать Родину, совершать героические подвиги. Смерть молодых женщин на войне - это трагедия, оправдания которой нет. Этой теме посвящена повесть «А зори здесь тихие». Характеристика героев, которые придуманы Борисом Васильевым, придает произведению особую трагичность.

Пять женских образов, таких разных и таких живых, создал талантливый писатель в повести, которая была впоследствии экранизирована не менее одаренным режиссером. Система образов в произведении играет важную роль. Историю о пяти жизнях, которые оборвались трагически рано, представляет собой повесть «А зори здесь тихие». Характеристика героев играет в сюжете центральное место.

Федот Васков

Старшина прошел Финскую войну. Он был женат, имел ребенка. Но к началу Отечественной войны стал человеком абсолютно одиноким. Малолетний сын умер. И не было на всем свете человека, который тосковал бы по Васкову, дожидался бы его с фронта и надеялся на то, что он выживет в этой войне. Но он выжил.

Главных героев нет в повести «А зори здесь тихие». Характеристика героев все же дана Васильевым довольно подробно. Тем самым автор изображает не просто людей, а судьбы пятерых девушек, едва успевших окончить школу, и немолодого фронтовика. У них нет ничего общего. Но война связала их навсегда. И даже спустя много лет Васков возвращается туда, где оборвались пять жизней молодых зенитчиц.

Женя Комелькова

Почему на протяжении многих лет не теряет интереса читателей повесть «А зори здесь тихие»? Характеристика героев в этой книге представлена столь объемно, что гибель, которая настигает каждую из девушек, начинаешь воспринимать как смерть знакомого человека.

Женя - рыжеволосая красивая девушка. Она отличается артистичностью и необыкновенным обаянием. Ею восхищаются подруги. Однако важными качествами ее характера являются сила и бесстрашие. На войне ею также движет желание мести. Характеристики героев произведения «А зори здесь тихие» связаны с их судьбами. Каждый из персонажей - человек со своей печальной историей.

У большинства девушек родителей отняла война. Но судьба Жени особенно трагична, потому как ее мать, сестру и брата немцы расстреляли у нее на глазах. Из девушек она погибает последней. Уводя за собой немцев, она вдруг задумывается о том, как глупо умирать в восемнадцать лет… Немцы расстреляли ее в упор, а потом долго всматривались в красивое гордое лицо.

Рита Осянина

Она казалась старше других девушек. Рита была единственной матерью из взвода зенитчиц, погибших в те дни в Карельских лесах. Она производит впечатление более серьезного и рассудительного человека по сравнению с другими девушками. После тяжелого ранения Рита выстрелила себе в висок, тем самым спасая жизнь старшине. Характеристика героев повести «А зори здесь тихие» - описание характеров и краткая предыстория довоенных лет. В отличие от своих подруг Осянина успела выйти замуж и даже родить сына. Муж погиб в самом начале войны. А сына воспитать ей не дала война.

Другие героини

Вышеприведенные персонажи являются самыми яркими в повести «А зори здесь тихие». Главные герои, характеристика которых представлена в статье, - это все же не только Васков, Комелькова и Осянина. Еще три женских образа изобразил в своем произведении Васильев.

Лиза Бричкина - девушка из Сибири, которая воспитывалась без матери и, как любая молодая женщина, мечтала о любви. Поэтому при встрече с немолодым офицером Васковым в ней пробуждается чувство. О нем старшина никогда не узнает. Выполняя его задание, Лиза тонет в болоте.

Галина Четвертак - бывшая воспитанница детского дома. Она никого не теряла во время войны, потому как на всем свете у нее не было ни одной родной души. Но ей так хотелось быть любимой и иметь семью, что она с самозабвением предавалась мечтам. Рита погибла первой. И когда пуля ее настигла, выкрикнула «Мама» - слово, которым она не называла ни одну женщину при жизни.

Когда-то у Сони Гурвич были родители, братья и сестры. В войну все члены большой еврейской семьи погибли. Соня осталась одна. Эта девушка отличалась от других утонченностью и образованностью. Погибла Гурвич, когда возвращалась за кисетом, забытым старшиной.

Существует теория, гласящая, что молодёжь не хочет и не будет смотреть старые фильмы. Правдива эта теория или нет – сказать сложно. Старые фильмы никто, естественно, в прокат не запускает, а количество скачиваний с трекеров надёжным показателем не является. Так или иначе, римейки фильмов или повторная экранизация литературных произведений – вещь неизбежная, хотя и вызывает недовольство тех, кто видел оригинал. Вот и я, запамятовав о двух фильмах: «Тонкая красная линия» (Thin Red Line) или «Отныне и вовеки веков» (From here to the eternity), встретил в штыки новость о выходе современной версии «А зори здесь тихие». И дело не в том, что доверия к российскому кинематографу нет. Просто картина 1972 года практически совершенна. И актерской работой, и режиссурой, и сценарием. Но, говорят, устарела. Тем не менее, сравнивать новый фильм приходится именно с ней, хотя его создатели и уверяют, что снимали не римейк, а делали новую экранизацию повести Васильева. С одной стороны, они не соврали, с другой – слукавили. Но об этом позже.

Мы разобрались с вопросом «зачем», а теперь переходим к исторической части обзора.

Действие повести и обоих фильмов разворачивается в мае 1942 года на небольшом переезде Кировской (Мурманской) железной дороги, связывавшей север страны с центральными областями. Стратегическая ценность этой дороги была огромна: по ней шли поставки союзной помощи, приходившей в северные порты. Если бы немцам удалось перерезать эту дорогу, Северные фронты и флот обрекались на гибель, что имело бы катастрофические последствия для хода всей войны. Прорваться к дороге немецким войскам и их финским союзникам не дали, но «Мурманка» стала объектом многочисленных диверсий, пик которых пришёлся на август 1942 – февраль 1943 годов. Тогда в малолюдном советском тылу развернулось настоящее сражение между пограничниками и партизанами с одной стороны и диверсантами (в том числе из знаменитого полка «Бранденбург-800») – с другой. Участниками этой «тихой войны» и стали герои повести Бориса Васильева.


Теперь подробнее о героях. Главный персонаж «Зорь», разумеется, старшина Федот Васков. Персонаж интересный и типичный для предвоенной и послевоенной Красной армии. Васков родился в 1909 или 1910 году в бедной семье, рано потерял отца и фактически в одиночку содержал родных. Получил четырёхклассное образование, проще говоря – научился читать-писать. Году в 1928–29 ему повезло в первый раз: смог попасть на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную армию. В то время служба в армии была весьма престижным делом и могла дать хороший карьерный толчок. И тут Васкову повезло ещё раз: его, как грамотного, определили в полковую школу. Такие школы существовали для того, чтобы готовить младший комсостав (отделённых и взводных командиров) из красноармейцев-сверхсрочников. При дальнейшем везении и выявлении дополнительных талантов можно было продолжить обучение и выслужиться в командирские звания.


Старшина Васков: всегда подтянут и аккуратен. Обратите внимание – на поясе у него не уставной НР-40, как в новом фильме, а финка с наборной рукоятью, скорее всего – трофей Зимней войны

Однако Васков таких высот не достиг. Десять лет понадобилось ему, чтобы дослужиться до старшины – потолок для младшего командира. Но старшина – звание особенное. Вот что пишет Борис Васильев о самоощущении Васкова: «Одно знал: он старше рядовых и лейтенантов, ровня всем майорам и всегда младше любого полковника. Дело тут не в субординации было - в мироощущении» . Васков живёт по Уставу. Он умён, но малообразован. Осознаёт это и стесняется этого. Васков, без всякого сомнения, храбрец: у него две медали, полученные в короткой Финской войне – «За Отвагу» и «За Боевые Заслуги». В тылу он оказался после неполного излечения от тяжёлых ран. Теперь он занят проверкой сохранности пакгауза, ежедневно проверяет пломбы и безуспешно пытается поддерживать порядок среди зенитчиков, которых занесло в тихое место.


Даже после похода через болото старшина Васков поддерживает аккуратный внешний вид, как того и требует Устав

Всю свою жизнь Федот Евграфыч выполнял приказания. Выполнял буквально, быстро и с удовольствием, ибо именно в этом пунктуальном исполнении чужой воли видел весь смысл своего существования. Как исполнителя, его ценило начальство, а большего от него и не требовалось. Он был передаточной шестернёй огромного, заботливо отлаженного механизма: вертелся и вертел других, не заботясь о том, откуда началось это вращение, куда направлено и чем заканчивается .

А тут складывается ситуация, когда ему впервые в жизни предстоит действовать самому, без начальства, опираясь исключительно на свои решения и на свой опыт. Именно такого Васкова играет в фильме Ростоцкого Андрей Мартынов (когда он снимался, ему было всего 26 лет). Его герой всегда выбрит, и хотя повседневная форма его поношена, выглядит она аккуратно, в полном соответствии с Уставом. Васков в исполнении Петра Фёдорова выглядит совершенно иначе: Фёдоров вообще актёр нервический. Он хорошо раскрывает образ старшины во второй половине фильма, когда наступает время действовать. А вот в первой половине его как бы и нет. Откровенно говоря, выглядит он не как старшина-«бурбон», тянущий лямку уж второй десяток лет, а так, будто призвался недавно и сам регулярно употребляет самогон вместе с мужиками-зенитчиками. Фёдорову пришлось решать сложную задачу – копировать Мартынова невозможно, играть другого Васкова – чрезвычайно трудно. Васильев прописал героя так, а не иначе, и иных толкований быть не может в принципе. И именно по этой причине фёдоровского Васкова в первой половине фильма особо и не видать. Ну, ходит комик какой-то. И, главное, не кажется он поначалу старше девушек-зенитчиц. Потом будет казаться, но не сначала.


«Новый» старшина Васков выглядит как актер Фёдоров, впервые надевший гимнастёрку за пять минут до входа в кадр

Зенитчицы. Красивые и гламурные девушки играют роли зенитчиц. И гламур этот из них никак не выбить. А нужно. Вот Шарлиз Терон не боится набрать килограммы и испортить свою внешность жутким гримом. Не побоялась Деми Мур обриться наголо при необходимости. Пошла Сигурни Уивер на то, чтобы выглядеть почти как скелет в третьем «Чужом». А вот барышни из новой экранизации «Зорь» никак не походят на девушек весны 1942 года. Хотя и честно стараются играть. И прически… Ладно, Комельковой по сюжету положено длинную гриву носить, но Осянина, вдова командира-пограничника! Вы знаете, что такое жены комсостава 1941 года? Все возможные степени значков БГТО, ПВХО и БГСО! Жена командира заставы, занявшая место рядом с ним в окопе и отстреливающая супостата из винтовки, – вот пропагандистский типаж предвоенного кинематографа. Посмотрите на фотографии военных лет – чаще всего волосы сзади подстрижены так, что не касаются воротника гимнастёрки. И вот эта прическа – при том, что актриса Микульчина неплохо справляется со своей ролью, – мешает. Превращает её в ряженую. Мелочи, но впечатление портят. Сравнивать современных актрис с теми, кто играл в фильме сорокалетней давности, не хочется. Другая актёрская школа, другие времена. Из новой команды лучше всех смотрится Софья Лебедева, исполнительница роли Бричкиной. Хуже всех, предсказуемо, – Агния Кузнецова в роли Гурвич.


Отчего-то современные кинематографисты считают, что если герой – полковник, то обязательно должен быть убелён сединами. На самом деле полковнику 1940–41 гг. могло ещё не быть и тридцати лет

Повесть Васильева настолько компактна, а сценарий, написанный им с Ростоцким, настолько подробный, что переснять фильм без цитат из оригинала было крайне сложно. В общем, практически все «оригинальные идеи» пришлись на «флэшбэки» – воспоминания девушек об их прошлом. Ростоцкий сделал их фантасмагоричными. Яркие цвета, павильонная съёмка. Всё «ненастоящее», как во снах. И тут повезло только Комельковой. Её история попала в фильм без изменений.

Бричкину сделали раскулаченной, хотя в книге Васильева тот факт, что она не из раскулаченных, оговаривается точно и конкретно:

- А тебя, часом, не раскулачили, Иван Петрович? - вдруг тихо спросил гость.

- Чего меня кулачить? - вздохнул лесник. - Прибытку у меня два кулака да жена с дочкой. Невыгодно им меня кулачить.

- Им?..

- Ну, нам!.. - Отец плеснул в стакан, чокнулся. - Я не волк, мил человек, я заяц.

Вдобавок, брянскую девушку, которую Ростоцкий прописал на Вологодщине, загнали теперь в Сибирь.

Гурвич «подарили» смерть её матери в Минском гетто, хотя разговора с Васковым в лесу, из которого всё становится понятным, кажется, достаточно. А ещё создатели фильма зачем-то убили студента, подарившего ей книгу стихов Блока. Хотя из текста Васильева мы знаем, что он ушёл на фронт на пятый день войны.

Больше всего «повезло» Четвертак. Согласно тексту книги, она сирота-подкидыш, подброшенная в детдом. Сценаристы сделали её ребёнком репрессированной женщины. Действительно, отчего бы не включить в фильм и сцены раскулачивания, и репрессии. И показать, как пятилетнюю Четвертак (фамилию, кстати, в детдоме дали) приводят в детский дом для детей изменников Родины. А тут начинается простая арифметика. Четвертак в момент действия фильма лет 18. Репрессировать её мать ранее 1937 года не могли (могли, конечно, но откуда сценаристу Короткову об этом знать?). Стало быть, в детдом бедная Галя должна попасть лет в 12–13. В самом деле, не забрали же её маму по каким-то экзотичным делам второй половины 20-х годов? А ведь Четвертак выведена Васильевым как патологическая лгунья, которая свои мечты выдаёт за реальность. И в её исходном флэшбэке она представляет себя не кем иным, как Любовью Орловой.

Что касается Осяниной, её флэшбэк вроде не противоречит сюжету, но содержит глупейшую сцену боя погранотряда (командир заставы стреляет из пулемёта с вышки(!!!). Именно эта сцена в трейлере и заставила любителей военной истории хвататься за бутылочки с корвалолом.

Вообще, создатели новых «Зорь» вполне могли обойтись без этих флэшбэков. Тем более что до какого-то момента они вполне обходились закадровым комментарием.

Другим признаком того, что мы всё-таки имеем дело именно с римейком, является эпизод со сбитием самолёта. В книге Осянина сбивает аэростат, а потом расстреливает выбросившегося с парашютом наблюдателя – но происходит это до того, как девушек переводят на переезд. Васильев и Ростоцкий перенесли эпизод в фильм. Оттуда он перекочевал в картину Давлетьярова. Кроме того, некоторые фразы, которые в книге произносит Васков, переданы сценаристами другим персонажам. Удивительно, но в обоих фильмах – одним и тем же. Таким образом, предположим всё-таки, что Ринат Давлетьяров снял римейк фильма Станислава Ростоцкого. И ничего ужасного в этом нет.

С установкой, из которой зенитчицы стреляют по самолётам, тоже проблемы: в книге Васильева говорится о «счетверёнке». Весной 1942 года таковой может считаться счетверённый зенитный пулемёт Максим, а точнее, зенитная пулемётная установка М-4 образца 1931 года. Счетверённый 12,7-мм пулемёт Браунинга барышням никто не дал бы, да и вряд ли в то время они вообще поставлялись в СССР. В фильме Ростоцкого фигурирует 14,5-мм установка ЗПУ-4. Штука красивая и эффективная, но послевоенная. Наконец, в новом фильме зенитчиц вооружили 37-мм установкой 61-К образца 1939 года. Она тоже хороша, но у неё есть один недостаток: она не «счетверёнка». Самое смешное, что и в 1971 году, и в наши дни найти М-4 не представляло большого труда.


С трудом, но можно различить, что в исходном фильме используется ЗПУ-4


ЗПУ-4


В новом фильме - 61-К


А вот это и есть «счетверёнка» М-4, которая на самом деле должна была быть в обоих фильмах


Сама сцена сбития самолёта в новом фильме потрясает и сопровождается душераздирающими подробностями. Зенитчицы стреляют по «Старой Тете Ю», Ju-52, тихоходной транспортной машине, которая применялась при высадке парашютных десантов, но не в операциях против «Мурманки». Солдат «Брандербурга» выбрасывали с FW-200 «Кондор», а финские диверсанты, отказывавшиеся прыгать с парашютом, добирались до места на моторных лодках и пешком. Ju-52 был крайне уязвим, плохо защищён, и единственной возможной реакцией пилота на обстрел с земли или вообще откуда-нибудь было развернуть машину и постараться улететь подальше. В фильме же Давлетьярова самолёт пикирует на зенитчиц, пытаясь расстрелять их из носовых пулемётов (!!!). Это в принципе невозможно, ибо огневая точка у Ju-52 одна и расположена она сзади. Кстати, сбитую «Тетю Ю» зенитчицы без труда могли бы опознать именно как транспортный самолёт. Для бомбометания он в 1942 году уже не применялся, зато был известен как «извозчик» для парашютистов. Его сбитие однозначно спровоцировало бы появление на переезде отряда пограничников, и старшине не пришлось бы вести девушек на погибель. Кстати, плакаты с силуэтами самолётов противника, которые должны висеть на стенах служебных помещений, в новом фильме отсутствуют, а вот в старом они есть.


Ju-52 был уязвим практически для любого огня с земли. Даже М-4, стрелявшая патронами винтовочного калибра, была для него смертельно опасна


Обратите внимание – слева как раз висит таблица с силуэтами самолётов

Между прочим, стоит подробнее остановиться на взаимоотношениях Васкова и зенитчиц. Дело в том, что старшина – старший по званию военный на разъезде 172, следовательно, он является начальником гарнизона. То есть, по дисциплинарным и строевым вопросам зенитчицы ему подчиняются, но не по вопросам стрельбы по самолётам. Зато когда возникает необходимость перехватить диверсантов, Васков отдаёт приказы, которые никто не может отменить либо оспорить.

Напоследок нельзя не упомянуть немецких диверсантов. Поразительно, но в 2015 году, когда в России и в мире полно реконструкторов и консультантов, не нашлось никого, кто подсказал бы реквизиторам, что немецкие парашютисты, в силу особенностей устройства парашютов, не могли прыгать с самолётов в стальном шлеме М-35. Для них был разработан в 1938 году специальный шлем. И в старом фильме диверсанты носят именно такие шлемы. Кроме того, части СС в диверсиях на Кировской железной дороге не участвовали. По этой причине немцы были либо в униформе вермахта, либо носили форму люфтваффе, как в фильме Ростоцкого.



Диверсанты в старом фильме носят «правильные» шлемы, но одеты в лётные комбинезоны люфтваффе



Кадр из трейлера, не попавший в фильм. На кадре видно, что «современные» диверсанты одеты в правильные прыжковые куртки (на солдатском слэнге – «мешки для костей»), но носят обычные пехотные стальные шлемы


А теперь о самом фильме. Если абстрагироваться от существования картины Ростоцкого, он вовсе не так плох, как может показаться при просмотре трейлера. Более того, на общем фоне серенькой и убогой отечественной военной кинопродукции он даже хорош. Это можно смотреть, на это можно водить детей. Надлежащее уважение проявлено и к памяти павших, и к тем, кто остался в живых. В общем, режиссер Ренат Давлетьяров и его группа отработали на «хорошо». Смотреть его фильм или удовлетвориться картиной Ростоцкого –дело ваше.


Май 1942 г. Сельская местность в России. Идёт война с фашистской Германией. 171-м железнодорожным разъездом командует старшина Федот Евграфыч Васков. Ему тридцать два года. Образования у него всего четыре класса. Васков был женат, но жена его сбежала с полковым ветеринаром, а сын вскоре умер.

На разъезде спокойно. Солдаты прибывают сюда, осматриваются, а потом начинают «пить да гулять». Васков упорно пишет рапорты, и, в конце концов, ему присылают взвод «непьющих» бойцов - девчат-зенитчиц. Поначалу девушки посмеиваются над Васковым, а он не знает, как ему с ними обходиться. Командует первым отделением взвода Рита Осянина. Муж Риты погиб на второй день войны. Сына Альберта она отправила к родителям. Вскоре Рита попала в полковую зенитную школу. Со смертью мужа она научилась ненавидеть немцев «тихо и беспощадно» и была сурова с девушками из своего отделения.

Немцы убивают подносчицу, вместо неё присылают Женю Комелькову, стройную рыжую красавицу. На глазах Жени год назад немцы расстреляли её близких. После их гибели Женя перешла фронт. Её подобрал, защитил «и не то чтобы воспользовался беззащитностью - прилепил к себе полковник Лужин». Был он семейный, и военное начальство, прознав про это, полковника «в оборот взяло», а Женю направило «в хороший коллектив». Несмотря ни на что, Женя «общительная и озорная». Её судьба сразу «перечёркивает Ритину исключительность». Женя и Рита сходятся, и последняя «оттаивает».

Когда речь заходит о переводе с передовой на разъезд, Рита воодушевляется и просит послать её отделение. Разъезд располагается неподалёку от города, где живут её мать и сын. По ночам тайком Рита бегает в город, носит своим продукты. Однажды, возвращаясь на рассвете, Рита видит в лесу двоих немцев. Она будит Васкова. Тот получает распоряжение от начальства «поймать» немцев. Васков вычисляет, что маршрут немцев лежит на Кировскую железную дорогу. Старшина решает идти коротким путём через болота к Синюхиной гряде, тянущейся между двумя озёрами, по которой только и можно добраться до железной дороги, и ждать там немцев - они наверняка пойдут окружным путём. С собой Васков берет Риту, Женю, Лизу Бричкину, Соню Гурвич и Галю Четвертак.

Лиза с Брянщины, она - дочь лесника. Пять лет ухаживала за смертельно больной матерью, не смогла из-за этого закончить школу. Заезжий охотник, разбудивший в Лизе первую любовь, обещал помочь ей поступить в техникум. Но началась война, Лиза попала в зенитную часть. Лизе нравится старшина Васков.

Соня Гурвич из Минска. Её отец был участковым врачом, у них была большая и дружная семья. Сама она проучилась год в Московском университете, знает немецкий. Сосед по лекциям, первая любовь Сони, с которым они провели всего один незабываемый вечер в парке культуры, ушёл добровольцем на фронт.

Галя Четвертак выросла в детском доме. Там её «настигла» первая любовь. После детского дома Галя попала в библиотечный техникум. Война застала её на третьем курсе.

Путь к озеру Вопь лежит через болота. Васков ведёт девушек по хорошо известной ему тропке, по обе стороны которой - трясина. Бойцы благополучно добираются до озера и, затаившись на Синюхиной гряде, ждут немцев. Те появляются на берегу озера только на следующее утро. Их оказывается не двое, а шестнадцать. Пока немцам остаётся около трёх часов ходу до Васкова и девушек, старшина посылает Лизу Бричкину обратно к разъезду - доложить об изменении обстановки. Но Лиза, переходя через болото, оступается и тонет. Об этом никто не знает, и все ждут подмоги. А до тех пор девушки решают ввести немцев в заблуждение. Они изображают лесорубов, громко кричат, Васков валит деревья.

Немцы отходят к Легонтову озеру, не решаясь идти по Синюхиной гряде, на которой, как они думают, кто-то валит лес. Васков с девушками перебирается на новое место. На прежнем месте он оставил свой кисет, и Соня Гурвич вызывается принести его. Торопясь, она натыкается на двоих немцев, которые убивают её. Васков с Женей убивают этих немцев. Соню хоронят.

Вскоре бойцы видят остальных немцев, приближающихся к ним. Спрятавшись за кустами и валунами, они стреляют первыми, немцы отходят, боясь невидимого противника. Женя и Рита обвиняют Галю в трусости, но Васков защищает её и берет с собой в разведку в «воспитательных целях». Но Васков не подозревает, какой след в душе Гали оставила Сонина смерть. Она напугана до ужаса и в самый ответственный момент выдаёт себя, и немцы убивают её.

Федот Евграфыч берет немцев на себя, чтоб увести их от Жени и Риты. Его ранят в руку. Но ему удаётся уйти и добраться до острова на болоте. В воде он замечает юбку Лизы и понимает, что помощь не придёт. Васков находит место, где остановились на отдых немцы, убивает одного из них и идёт искать девушек. Они готовятся принять последний бой. Появляются немцы. В неравном бою Васков и девушки убивают нескольких немцев. Риту смертельно ранят, и пока Васков оттаскивает её в безопасное место, немцы убивают Женю. Рита просит Васкова позаботиться о её сыне и стреляет себе в висок. Васков хоронит Женю и Риту. После этого он идёт к лесной избушке, где спят оставшиеся в живых пятеро немцев. Одного из них Васков убивает на месте, а четверых берет в плен. Они сами связывают друг друга ремнями, так как не верят, что Васков «на много вёрст один-одинёшенек». Он теряет сознание от боли только тогда, когда навстречу уже идут свои, русские.

Через много лет седой коренастый старик без руки и капитан-ракетчик, которого зовут Альберт Федотыч, привезут на могилу Риты мраморную плиту.