О чем писал тургенев в своих произведениях. Доклад: Тургенев Иван Сергеевич


Русский писатель, член-корреспондент Путурбургской Академии Наук (1880). В цикле рассказов "Записки охотника" (1847 — 52) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах "Рудин" (1856), "Дворянское гнездо" (1859), "Накануне" (1860), "Отцы и дети" (1862), повестях "Ася" (1858), "Вешние воды" (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи — разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романе "Дым" (1867) и "Новь" (1877) изобразил жизнь русских крестьян за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские "Стихотворения в прозе" (1882). Мастер языка и психологического анализа. Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.

Биография

Родился 28 октября (9 ноября н.с.) в Орле в дворянской семье. Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара Петровна, — из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново. Рос он на попечении "гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек".

С переездом семьи в Москву в 1827 будущий писатель был отдан в пансион, провел там около двух с половиной лет. Дальнейшее образование продолжал под руководством частных учителей. С детства он знал французский, немецкий, английский языки.

Осенью 1833, не достигнув пятнадцатилетнего возраста, поступил в Московский университет, а в следующем году перевелся в Петербургский университет, который окончил в 1936 по словесному отделению философского факультета.

В мае 1838 он уехал в Берлин слушать лекции по классической филологии и философии. Познакомился и сдружился с Н. Станкевичем и М. Бакуниным, встречи с которыми имели гораздо большее значение, чем лекции берлинских профессоров. Провел за границей более двух учебных лет, сочетая занятия с продолжительными путешествиями: объездил Германию, побывал в Голландии и Франции, несколько месяцев жил в Италии.

Вернувшись в 1841 на родину, поселился в Москве, где готовился к магистерским экзаменам и посещал литературные кружки и салоны: познакомился с Гоголем, Аксаковым, Хомяковым. В одну из поездок в Петербург — с Герценым.

В 1842 успешно сдал магистерские экзамены, надеясь получить место профессора в Московском университете, но, поскольку философия была взята под подозрение николаевским правительством, кафедры философии были упразднены в русских университетах, стать профессором не удалось.

В 1843 Тургенев поступил на службу чиновником "особенной канцелярии" министра внутренних дел, где служил в течение двух лет. В этом же году состоялось знакомство с Белинским и его окружением. Общественные и литературные взгляды Тургенева определялись в этот период в основном влиянием Белинского. Тургенев публиковал свои стихотворения, поэмы, драматические произведения, повести. Критик направлял его работу своими оценками и дружескими советами.

В 1847 Тургенев надолго уехал за границу: любовь к знаменитой французской певице Полине Виардо, с которой он познакомился в 1843 во время ее гастролей в Петербурге, увела его из России. Три года прожил он в Германии, затем в Париже и в поместье семьи Виардо. Еще до отъезда отдал в "Современник" очерк "Хорь и Калиныч", который имел шумный успех. Следующие очерки из народной жизни публиковались в том же журнале на протяжении пяти лет. В 1852 вышли отдельной книгой под названием "Записки охотника".

В 1850 писатель возвратился в Россию, в качестве автора и критика сотрудничал в "Современнике", ставшем своеобразным центром русской литературной жизни.

Под впечатлением смерти Гоголя в 1852 он опубликовал некролог, запрещенный цензурой. За это был арестован на месяц, а затем выслан в свое имение под присмотр полиции без права выезда за пределы Орловской губернии.

В 1853 было разрешено приезжать в Петербург, но право выезда за границу было возвращено только в 1856.

Наряду с "охотничьими" рассказами Тургенев написал несколько пьес: "Нахлебник" (1848), "Холостяк" (1849), "Месяц в деревне" (1850), "Провинциалка" (1850). Во время ареста и ссылки создал повести "Муму" (1852) и "Постоялый двор" (1852) на "крестьянскую" тему. Однако его все больше занимала жизнь русской интеллигенции, которой посвящены повести "Дневник лишнего человека" (1850); "Яков Пасынков" (1855); "Переписка" (1856). Работа над повестями облегчила переход к роману.

Летом 1855 в Спасском был написан роман "Рудин" и в последующие годы романы: в 1859 — "Дворянское гнездо"; в 1860 — "Накануне", в 1862 — "Отцы и дети".

Ситуация в России быстро менялась: правительство объявило о намерении освободить крестьян от крепостной зависимости, началась подготовка реформы, порождая многочисленные планы предстоящего переустройства. Тургенев принимал активное участие в этом процессе, стал негласным сотрудником Герцена, посылая обличительный материал в журнал "Колокол", сотрудничал и с "Современником", собиравшим вокруг себя главные силы передовой литературы и публицистики. Литераторы разных направлений поначалу выступали единым фронтом, но скоро появились острые разногласия. Произошел разрыв Тургенева с журналом "Современник", причиной которого стала статья Добролюбова "Когда же придет настоящий день?", посвященная роману Тургенева "Накануне", в которой критик предсказывал скорое появление русского Инсарова, приближение дня революции. Тургенев не принял подобной трактовки романа и просил Некрасова не печатать эту статью. Некрасов стал на сторону Добролюбова и Чернышевского, и Тургенев ушел из "Современника". К 1862 — 1863 относится его полемика с Герценым по вопросу о дальнейших путях развития России, приведшая к расхождению между ними. Возлагая надежды на реформы "сверху", Тургенев считал необоснованной веру Герцена в революционные и социалистические устремления крестьянства.

С 1863 писатель поселился вместе с семьей Виардо в Баден-Бадене. Тогда же стал сотрудничать с либерально-буржуазным "Вестником Европы", в котором были опубликованы все его последующие крупные произведения, в том числе и последний роман "Новь" (1876).

Следуя за семьей Виардо, Тургенев переехал в Париж. В дни Парижской коммуны жил в Лондоне, после ее разгрома вернулся во Францию, где оставался до конца своей жизни, проводя зимы в Париже, а летние месяцы за городом, в Буживале, и совершая каждую весну непродолжительные поездки в Россию.

Общественный подъем 1870-х в России, связанный с попытками народников найти революционный выход из кризиса, писатель встретил с интересом, сблизился с руководителями движения, оказывал материальную помощь в издании сборника "Вперед". Вновь пробудился его давний интерес к народной теме, возвратился к "Запискам охотника", дополняя их новыми очерками, написал повести "Пунин и Бабурин" (1874), "Часы" (1875) и др.

Началось общественное оживление среди учащейся молодежи, среди широких слоев общества. Популярность Тургенева, в свое время поколебленная его разрывом с "Современником", теперь снова восстановилась и стала быстро расти. В феврале 1879, когда он приехал в Россию, его чествовали на литературных вечерах и торжественных обедах, усиленно приглашая остаться на родине. Тургенев даже склонен был прекратить добровольное изгнание, однако это намерение не было осуществлено. Весной 1882 обнаружились первые признаки тяжелой болезни, лишившей писателя возможности передвижения (рак позвоночника).

22 августа (3 сентября н.с.) 1883 Тургенев умер в Буживале. Согласно завещанию писателя, тело его было перевезено в Россию и похоронено в Петербурге.

Родился 28 октября (9 ноября н.с.) 1818 года в Орле в дворянской семье. Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара Петровна, - из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново. Рос он на попечении "гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек".

В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности (1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева, отразилось в повести «Первая любовь» (1860).

В студенческие годы Тургенев начал писать. Его первыми поэтическими опытами были переводы, небольшие поэмы, лирические стихотворения и драма «Стено» (1834), написанные в модном тогда романтическом духе. Среди университетских профессоров Тургенева выделялся Плетнев, один из близких друзей Пушкина, «наставник старого века… не ученый, но по-своему – мудрый». Познакомившись с первыми произведениями Тургенева, Плетнев объяснил юному студенту их незрелость, но выделил и напечатал 2 наиболее удачных стихотворения, побуждая ученика продолжить занятия литературой.
Ноябрь 1837 года – Тургенев официально заканчивает учебу и получает диплом философского факультета Петербургского университета на звание кандидата.

В 1838- 1840 гг. Тургенев продолжил свое образование за границей (в Берлинском университете изучал философию, историю и древние языки). Во время свободное от лекций Тургенев путешествовал. За два года с лишним своего пребывания за границей, Тургенев смог объездить всю Германию, побывать во Франции, Голландии и даже пожить в Италии. Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском языке).

В 1841г. Иван Сергеевич Тургенев вернулся на родину и начал готовиться к магистерским экзаменам. Как раз в это время Тургенев знакомится с такими велики людьми как Гоголь и Асаков. Еще в Берлине познакомившись с Бакуниным, в России он посещает их имение Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т. А. Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею).

В 1842 успешно сдал магистерские экзамены, надеясь получить место профессора в Московском университете, но, поскольку философия была взята под подозрение николаевским правительством, кафедры философии были упразднены в русских университетах, стать профессором не удалось.

Но в Тургеневе уже простыл жар к профессиональной учености; его все более и более начинает привлекать деятельность литературная. Он печатает небольшие стихотворения в "Отечественных Записках", а весной 1843 г. выпускает отдельной книжкой, под буквами Т. Л. (Тургенев-Лутовинов), поэму "Параша".

В 1843 поступил на службу чиновником "особенной канцелярии" министра внутренних дел, где служил в течение двух лет. В мае 1845 И.С. Тургенев выходит в отставку. К этому времени мать писателя, раздраженная его неспособностью к службе и непонятной личной жизнью, окончательно лишает Тургенева материальной поддержки, писатель живет в долг и впроголодь, сохраняя при этом видимость благополучия.

Влияние Белинского во многом определило становление общественной и творческой позиции Тургенева, Белинский помог ему встать на путь реализма. Но путь этот поначалу оказывается трудным. Молодой Тургенев пробует себя в самых разных жанрах: лирические стихотворения чередуются с критическими статьями, вслед за «Парашей» появляются стихотворные поэмы «Разговор» (1844), «Андрей» (1845). От романтизма Тургенев обращается к иронико-нравоописательным поэмам "Помещик" и прозе "Андрей Колосов" в 1844 году, "Три портрета" 1846 год, "Бретер" 1847 год.

1847 г. - Тургенев принес Некрасову в "Современник" свой рассказ "Хорь и Калиныч", к которому Некрасов сделал подзагаловок "Из записок охотника". Этим рассказом началась литературная деятельность Тургенева. В этот же год Тургенев увозит в Германию на лечение Белинского. Белинский умирает в Германии в 1848г.

В 1847 Тургенев надолго уехал за границу: любовь к знаменитой французской певице Полине Виардо, с которой он познакомился в 1843 во время ее гастролей в Петербурге, увела его из России. Три года прожил он в Германии, затем в Париже и в поместье семьи Виардо. В тесном общении с семьею Виардо Тургенев прожил 38 лет.

И.С. Тургенев написал несколько пьес: "Нахлебник" 1848 год, "Холостяк" 1849 год, "Месяц в деревне" 1850 год, "Провинциалка" 1850 год.

В 1850 писатель возвратился в Россию, в качестве автора и критика работал в "Современнике". В 1852 году очерки вышли отдельной книгой под названием "Записки охотника". Под впечатлением смерти Гоголя в 1852 году Тургенев опубликовал некролог, запрещенный цензурой. За это был арестован на месяц, а затем выслан в свое имение без права выезда за пределы Орловской губернии. В 1853 году Ивану Сергеевичу Тургеневу было разрешено приезжать в Петербург, но право выезда за границу было возвращено только в 1856 году.

Во время ареста и ссылки создал повести "Муму" 1852 год и "Постоялый двор" 1852 год на "крестьянскую" тему. Однако его все больше занимала жизнь русской интеллигенции, которой посвящены повести "Дневник лишнего человека" 1850 год, "Яков Пасынков" 1855 год, "Переписка" 1856 год.

В 1856 году Тургенев получает разрешение на выезд за границу, и отправляется в Европу, где он проживёт почти два года. В 1858 году Тургенев возвращается в Россию. О его повестях спорят, литературные критики дают противоположные оценки тургеневским произведениям. После своего возвращения Иван Сергеевич публикует повесть "Ася", вокруг которой разворачивается полемика известных критиков. В этом же году выходит в свет роман "Дворянское гнездо", а в 1860 году — роман "Накануне".

После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с радикализировавшимся «Современником» (в частности, с Н. А. Некрасовым ; их взаимная враждебность сохранялась до конца).

Летом 1861 произошла ссора с Л. Н. Толстым , едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878).

В феврале 1862 г. Тургенев печатает роман «Отцы и Дети», где пытается показать русскому обществу трагический характер нараставших конфликтов. Бестолковость и беспомощность всех сословий перед лицом социального кризиса угрожает перерасти в разброд и хаос.

С 1863 писатель поселился вместе с семьей Виардо в Баден-Бадене. Тогда же стал сотрудничать с либерально-буржуазным "Вестником Европы", в котором были опубликованы все его последующие крупные произведения.

В 60-ых годах опубликовал небольшую повесть «Призраки» (1864) и этюд «Довольно» (1865), где звучали грустные мысли об эфемерности всех человеческих ценностях. Почти 20 лет прожил он в Париже и Баден-Бадене интересуясь всем, что происходило в России.

1863 – 1871 годы – Тургенев и Виардо живут в Бадене, после окончания франко-прусской войны переезжают в Париж. В это время Тургенев сходится с Г. Флобером, братьями Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном. Постепенно Иван Сергеевич берет на себя функцию посредника между русской и западноевропейской литературами.

Общественный подъем 1870-х в России, связанный с попытками народников найти революционный выход из кризиса, писатель встретил с интересом, сблизился с руководителями движения, оказывал материальную помощь в издании сборника "Вперед". Вновь пробудился его давний интерес к народной теме, возвратился к "Запискам охотника", дополняя их новыми очерками, написал повести "Пунин и Бабурин" (1874), "Часы" (1875) и др. В результате жизни за границей получился самый крупный по объёму из романов Тургенева - «Новь» (1877).

Всемирное признание Тургенева выразилось в том, что его вместе с Виктором Гюго избрали сопредседателем Первого международного конгресса писателей, который состоялся в 1878 году в Париже. В 1879 он почетный доктор Оксфордского университета. На склоне жизни Тургенев пишет свои знаменитые «стихотворения в прозе», в которых представлены почти все мотивы его творчества.

В 1883г. 22 августа Иван Сергеевич Тургенев умер. Это печальное событие случилось в Буживале. Благодаря составленному завещанию, тело Тургенева перевезли и похоронили в России, в Петербурге.

Иван Тургенев (1818-1883) - всемирно известный русский писатель-прозаик поэт, драматург, критик, мемуарист и переводчик XIX века, признанный классиком мировой литературы. Его перу принадлежит множество выдающихся произведений, ставших литературной классикой, чтение которых обязательно для школьной и вузовской программ обучения.

Родом Иван Сергеевич Тургенев из города Орла, где он родился 9 ноября 1818 года в дворянской семье в родовом поместье его матери. Сергей Николаевич, отец - отставной гусар, служивший до рождения сына в кирасирском полку, Варвара Петровна, мать — представительница старинного дворянского семейства. Кроме Ивана в семье был еще один старший сын Николай, детство маленьких Тургеневых проходило под неусыпным присмотром многочисленной челяди и под влиянием довольно тяжелого и несгибаемого нрава их матери. Хотя матушка и отличалась особой властностью и суровость нрава, она слыла женщиной довольно образованной и просвещенной, именно она заинтересовала своих детей наукой и художественной литературой.

Поначалу мальчики обучались на дому, после переезда семьи в столицу они продолжили свое обучение у тамошних учителей. Затем следует новый виток судьбы семьи Тургеневых — поездка и последующая жизнь за границей, где Иван Тургенев живет и воспитывается в нескольких престижных пансионатах. По приезду на родину (1833 год), в пятнадцатилетнем возрасте он поступает на факультет словесности Московского государственного университета. После того как старший сын Николай становится гвардейским кавалеристом, семья переезжает в Санкт-Петербург и младший Иван становится студентом философского факультета местного университета. В 1834 году из под пера Тургенева появляются первые поэтические строки, пропитанные духом романтизма (модного в то время направления). Поэтическая лирика по достоинству была оценена его учителем и наставником Петром Плетневым (близким другом А. С. Пушкина).

После окончания Петербургского университета в 1837 году Тургенев уезжает для продолжения своего обучения за границу, там он посещает лекции и семинары в Берлинском университете, параллельно путешествуя по Европе. Вернувшись в Москву и удачно сдав магистерские экзамены, Тургенев надеется стать профессором Московского университета, однако вследствие упразднения кафедр философии во всех университетах России, этому желанию не суждено сбыться. В то время Тургенев все больше увлекается литературой, публикуются его несколько стихотворений в газете «Отечественные записки», весна 1843 года — время появления его первой небольшой книжки, где была напечатана поэма «Параша».

В 1843 году по настоянию матери он становится чиновником в «особенной канцелярии» при министерстве внутренних дел и служит там на протяжении двух лет, затем выходит в отставку. Властная и амбициозная мать, недовольная, тем что сын не оправдал её надежд как в карьерном так и в личном плане (не нашел себе достойную партию, и даже имел незаконнорожденную дочь Пелагею от связи с белошвейкой), отказывается от его содержания и Тургеневу приходится жить впроголодь и влезать в долги.

Знакомство со знаменитым критиком Белинским повернуло творчество Тургенева в сторону реализма, и он начинает писать стихотворные и иронично-нравоописательные поэмы, критические статьи и рассказы.

В 1847 году Тургенев приносит в журнал «Современник» рассказ «Хорь и Калиныч» который Некрасов печатает с подзаголовком «Из записок охотника», так начинается настоящая литературная деятельность Тургенева. В 1847 году он из-за любви к певице Полине Виардо (с ней он познакомился в 1843 году в Петербурге, куда она приезжала на гастроли) надолго уезжает из России и живет сначала в Германии, затем во Франции. Во время жизни за границей было написано несколько драматических пьес: «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне», «Провинциалка».

В 1850 году писатель возвращается в Москву, работает критиком в журнале «Современник», в 1852 году выпускает книгу своих очерков под названием «Записки охотника». Тогда же впечатленный смертью Николая Васильевича Гоголя, пишет и публикует некролог, официально запрещенной царской цезурой. Затем следует арест на один месяц, высылка в родовое имение без права покидать пределы Орловской губернии, запрет выезда за границу (до 1856 года). Во время ссылки были написаны повесть «Муму», «Постоялый двор», «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков», «Переписка», роман «Рудин» (1855 год).

После окончания запрета на выезд за границу, Тургенев уезжает из страны и два года живет в Европе. В 1858 году он возвращается на Родину и публикует свою повесть «Ася», вокруг неё среди критиков сразу же разгораются жаркие диспуты и споры. Затем появляется на свет роман «Дворянское гнездо» (1859), 1860 год - «Накануне». После этого происходит разрыв Тургенева с такими радикально настроенными писателями как Некрасов и Добролюбов, ссора с Львом Толстым и даже вызовом последнего на дуэль, который в итоге закончился миром. Февраль 1862 — печать романа «Отцы и дети», в котором автор показал трагизм нарастающего конфликта поколений в условиях набирающего обороты социального кризиса.

С 1863 года по 1883 года Тургенев живет сначала с семьей Виардо в Баден-Бадене, затем в Париже, не переставая интересоваться происходящими событиями в России и выступая своеобразным посредником между западноевропейскими и российскими литераторами. За время жизни за границей были дополнены «Записки охотника», написаны повести «Часы», «Пунин и Бабурин», самый крупный по объему из всех его романов «Новь».

Вместе с Виктором Гюго Тургенева избрали сопредседателем Первого международного конгресса писателей, проходившего в Париже в 1878 году, в 1879 году происходит избрание писателя почетным доктором старейшего университета Англии — Оксфорда. На склоне лет Тургеневский не перестает заниматься литературной деятельностью, и за несколько месяцев до его смерти в свет выходят «Стихотворения в прозе», прозаические фрагменты и миниатюры отличающиеся высокой степенью лиричности.

Умирает Тургенев в августе 1883 года от тяжелой болезни во французском Буживале (пригород Парижа). В соответствии с последней волей покойного, записанной в его завещании, его тело было перевезено в Россию и похоронено на петербургском кладбище Волково.

Тургенев Иван Сергеевич, рассказы, повести и романы которого знают и любят сегодня многие, родился 28 октября 1818 года в городе Орле, в старинной дворянской семье. Иван был вторым сыном Тургеневой Варвары Петровны (урожденной Лутовиновой) и Тургенева Сергея Николаевича.

Родители Тургенева

Отец его был на службе в Елисаветградском кавалерийском полку. После женитьбы он в звании полковника вышел в отставку. Сергей Николаевич принадлежал к старинному дворянскому роду. Его предки, как считается, были татарами. Мать Ивана Сергеевича не была такой же родовитой, как отец, однако она его превосходила богатством. Обширные земли, находящиеся в принадлежали Варваре Петровне. Сергей Николаевич выделялся изяществом манер и светской утонченностью. Он имел тонкую душу, был красив. Нрав матери был не такой. Эта женщина рано лишилась отца. Страшное потрясение пришлось испытать ей в отрочестве, когда ее пытался соблазнить отчим. Варвара убежала из дома. Мать Ивана, пережившая унижения и притеснения, пыталась воспользоваться властью, данной ей законом и природой, над сыновьями. Эта женщина отличалась силой воли. Она деспотично любила своих детей, а с крепостными была жестока, нередко за ничтожные провинности наказывала их поркой.

Случай в Берне

В 1822 году Тургеневы отправились в заграничное путешествие. В Берне, швейцарском городе, Иван Сергеевич едва не погиб. Дело в том, что отец поставил мальчика на перила ограды, которая окружала большую яму с городскими медведями, развлекавшими публику. Иван сорвался с перил. Сергей Николаевич в последний момент схватил сына за ногу.

Знакомство с изящной словесностью

Тургеневы из заграничной поездки вернулись в Спасское-Лутовиново, материнское имение, находившееся в десяти верстах от Мценска (Орловская губерния). Здесь Иван открыл для себя словесность: один дворовый человек из крепостных матери читал мальчику на старинный манер, распевно и мерно, поэму "Россиада" Хераскова. Херасков в торжественных стихах воспевал битвы за Казань татар и русских в годы правления Ивана Васильевича. Спустя много лет Тургенев в своей повести 1874 года "Пунин и Бабурин" наделил одного из героев произведения любовью к "Россиаде".

Первая любовь

Семья Ивана Сергеевича с конца 1820-х по первую половину 1830-х годов находилась в Москве. В 15 лет Тургенев впервые в жизни влюбился. В это время семейство находилось на даче Энгель. Соседями были со своей дочерью, княжной Екатериной, которая была на 3 года старше, чем Иван Тургенев. Первая любовь казалась Тургеневу пленительной, прекрасной. Он благоговел перед девушкой, боялся признаться в сладостном и томительном чувстве, овладевшем им. Однако конец радостям и мукам, страхам и надеждам пришел внезапно: Иван Сергеевич случайно узнал о том, что Екатерина - возлюбленная его отца. Тургенева долго преследовала боль. Свою историю любви к юной девушке он подарит герою повести 1860 года "Первая любовь". В этом произведении Екатерина стала прототипом княжны Зинаиды Засекиной.

Учеба в университетах Москвы и Петербурга, смерть отца

Биография Ивана Тургенева продолжается периодом учебы. Тургенев в сентябре 1834 года поступил в Московский университет, на словесный факультет. Однако он не был доволен учебой в университете. Ему нравился Погорельский, преподаватель математики, и Дубенский, который вел русский язык. Большинство педагогов и курсов оставили совершенно равнодушным студента Тургенева. А некоторые преподаватели вызывали даже явную антипатию. Особенно это относится к Победоносцеву, который нудно и долго рассуждал о литературе и не смог продвинуться в своих пристрастиях дальше Ломоносова. Через 5 лет Тургенев продолжит обучение в Германии. О Московском университете он скажет: "Он полон дураками".

Иван Сергеевич в Москве проучился лишь год. Уже летом 1834 года он перебрался в Петербург. Здесь на военной службе состоял его брат Николай. Иван Тургенев продолжил учиться в Его отец умер в октябре этого же года от почечнокаменной болезни, прямо на руках Ивана. Со своей супругой он к этому времени уже жил врозь. Отец Ивана Тургенева был влюбчивым и быстро охладел к своей жене. Варвара Петровна не простила ему измен и, преувеличивая собственные несчастья и болезни, выставила себя жертвой его бессердечия и безответственности.

Глубокую рану в душе Тургенева оставила Он начал задумываться о жизни и смерти, о смысле бытия. Тургенева в это время привлекали могучие страсти, яркие характеры, метания и борения души, выраженные необычным, возвышенным языком. Он упивался стихами В. Г. Бенедиктова и Н. В. Кукольника, повестями А. А. Бестужева-Марлинского. Иван Тургенев написал в подражание Байрону (автору "Манфреда") свою драматическую поэму под названием "Стено". Спустя более 30 лет он скажет о том, что это "совершенно нелепое произведение".

Сочинение стихов, республиканские идеи

Тургенев зимой 1834-1835 гг. тяжело заболел. У него была слабость в теле, он не мог есть и спать. Выздоровев, Иван Сергеевич очень переменился духовно и физически. Он сильно вытянулся, а также потерял интерес к математике, привлекавшей его прежде, и все сильнее начал интересоваться изящной словесностью. Тургенев стал сочинять множество стихов, однако еще подражательных и слабых. В это же время он увлекся республиканскими идеями. Существовавшее в стране крепостное право он ощущал как позор и величайшую несправедливость. В Тургеневе укрепилось чувство вины перед всеми крестьянами, ведь мать его поступала с ними жестоко. И он дал себе клятву сделать все для того, чтобы в России не было сословия "рабов".

Знакомство с Плетневым и Пушкиным, публикация первых стихотворений

Студент Тургенев на третьем курсе познакомился с П. А. Плетневым, профессором русской словесности. Это литературный критик, поэт, друг А. С. Пушкина, которому посвящен роман "Евгений Онегин". В начале 1837 года, на литературном вечере у него, Иван Сергеевич столкнулся и с самим Пушкиным.

В 1838 году в журнале "Современник" (первом и четвертом номерах) были напечатаны два стихотворения Тургенева: "К Венере Медицейской" и "Вечер". Иван Сергеевич и после этого публиковал стихи. Первые пробы пера, которые были напечатаны, не принесли ему известности.

Продолжение учебы в Германии

В 1837 году Тургенев закончил Петербургский университет (словесное отделение). Полученным образованием он не был доволен, ощущая провалы в своих знаниях. Эталоном того времени считались немецкие университеты. И вот весной 1838 года Иван Сергеевич отправился в эту страну. Он решил окончить Берлинский университет, в котором преподавали философию Гегеля.

За границей Иван Сергеевич сошелся с мыслителем и поэтом Н. В. Станкевичем, подружился также с М. А. Бакуниным, ставшим позднее известным революционером. Беседы на исторические и философские темы он вел с Т. Н. Грановским, будущим прославленным историком. Иван Сергеевич стал убежденным западником. Россия, по его мнению, должна брать пример с Европы, избавляясь от некультурности, лени, невежества.

Государственная служба

Тургенев, вернувшись в Россию в 1841 году, хотел преподавать философию. Однако планам его не суждено было осуществиться: кафедра, на которую он хотел поступить, не была восстановлена. Иван Сергеевич в июне 1843 года был зачислен в Министерство внутренних дел на службу. В то время изучался вопрос об освобождении крестьян, поэтому Тургенев отнесся к службе с энтузиазмом. Однако Иван Сергеевич недолго прослужил в министерстве: в полезности своей работы он быстро разочаровался. Его стала тяготить необходимость исполнять все указания начальства. В апреле 1845 года Иван Сергеевич вышел в отставку и больше не состоял на государственной службе никогда.

Тургенев становится известным

Тургенев в 1840-х годах начал играть роль светского льва в обществе: всегда ухоженный, аккуратный, с манерами аристократа. Ему хотелось успеха и внимания.

В 1843 году, в апреле, была опубликована поэма "Параша" Тургенева И. С. Сюжет ее - трогательная любовь дочери помещика к соседу по имению. Произведение представляет собой своего рода иронический отголосок "Евгения Онегина". Однако, в отличие от Пушкина, в поэме Тургенева все заканчивается благополучно женитьбой героев. Тем не менее счастье это обманчиво, сомнительно - это просто обыденное благополучие.

Произведение высоко оценил В. Г. Белинский, самый влиятельный и известный критик того времени. Тургенев познакомился с Дружининым, Панаевым, Некрасовым. Вслед за "Парашей" Иван Сергеевич написал следующие поэмы: в 1844 году - "Разговор", в 1845-м - "Андрей" и "Помещик". Также создал Тургенев Иван Сергеевич рассказы и повести (в 1844 году - "Андрей Колосов", в 1846-м - "Три портрета" и "Бретер", в 1847-м - "Петушков"). Кроме того, Тургенев написал в 1846 году комедию "Безденежье", а в 1843-м - драму "Неосторожность". Он следовал принципам "натуральной школы" литераторов, к которой принадлежал Григорович, Некрасов, Герцен, Гончаров. Писатели, относившиеся к этому направлению, изображали "непоэтические" предметы: повседневную жизнь людей, быт, преимущественное внимание уделяли влиянию обстоятельств и среды на судьбу и характер человека.

"Записки охотника"

Иван Сергеевич Тургенев в 1847 году опубликовал очерк "Хорь и Калиныч", созданный под впечатлением от охотничьих путешествий 1846 года по полям и лесам Тульской, Калужской и Орловской губерний. Два героя в нем - Хорь и Калиныч - представлены не просто как русские крестьяне. Это личности со своим собственным непростым внутренним миром. На страницах этого произведения, а также других очерков Ивана Сергеевича, изданных книгой "Записки охотника" в 1852 году, крестьяне имеют свой голос, отличающийся от манеры повествователя. Автор воссоздал нравы и быт помещичьей и крестьянской России. Книга его была оценена как протест против крепостного права. Общество приняло ее с воодушевлением.

Взаимоотношения с Полиной Виардо, смерть матери

1843 года прибыла с гастролями молодая оперная певица из Франции Полина Виардо. Ее встретили восторженно. Иван Тургенев также был восхищен ее талантом. Он был пленен этой женщиной на всю свою жизнь. Иван Сергеевич последовал во Францию за ней и ее семьей (Виардо была замужем), сопровождал Полину в турне по Европе. Жизнь его отныне была разделена между Францией и Россией. Любовь Ивана Тургенева прошла испытание временем - Иван Сергеевич два года ждал первого поцелуя. И лишь в июне 1849 года Полина стала его возлюбленной.

Мать Тургенева была категорически против этой связи. Она отказалась выдать ему средства, полученные от доходов с имений. Примирила их смерть: мать Тургенева тяжело умирала, задыхалась. Она скончалась в 1850 году 16 ноября в Москве. Иван слишком поздно был извещен о ее болезни и не успел проститься с нею.

Арест и ссылка

В 1852 году умер Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев написал по этому случаю некролог. В нем не было предосудительных мыслей. Однако в печати не было принято вспоминать о дуэли, которая привела к а также напоминать о смерти Лермонтова. 16 апреля этого же года Ивана Сергеевича на месяц посадили под арест. Затем его сослали в Спасское-Лутовиново, не разрешив покидать Орловскую губернию. По прошению ссыльного через 1,5 года ему разрешили выехать из Спасского, однако лишь в 1856 году предоставили право отправиться за границу.

Новые произведения

В годы ссылки написал новые произведения Иван Тургенев. Книги его приобретали все большую популярность. В 1852 году Иван Сергеевич создал повесть "Постоялый двор". В этом же году написал Иван Тургенев "Муму", одно из самых известных своих произведений. В период с конца 1840-х до середины 1850-х он создал и другие повести: в 1850 году - "Дневник лишнего человека", в 1853-м - "Два приятеля", в 1854-м - "Переписку" и "Затишье", в 1856-м - "Якова Пасынкова". Герои их - наивные и возвышенные идеалисты, которые терпят неудачу в своих попытках принести обществу пользу или же обрести счастье в личной жизни. Критика нарекла их "лишними людьми". Таким образом, создателем нового типа героя выступил Иван Тургенев. Книги его были интересны своей новизной и актуальностью проблематики.

"Рудин"

Славу, приобретенную к середине 1850-х годов Иваном Сергеевичем, упрочил роман "Рудин". Автор написал его в 1855 году за семь недель. Тургенев в первом своем романе предпринял попытку воссоздать тип идеолога и мыслителя, современного человека. Главный герой - "лишний человек", который изображен и в слабости, и в привлекательности одновременно. Писатель, создавая его, наделил своего героя чертами Бакунина.

"Дворянское гнездо" и новые романы

В 1858 году появился второй роман Тургенева - "Дворянское гнездо". Его темы - история одного старинного дворянского рода; любовь дворянина, по воле обстоятельств безнадежная. Поэзия любви, исполненная изящества и тонкости, бережное изображение переживаний персонажей, одухотворение природы - таковы отличительные особенности стиля Тургенева, возможно, наиболее отчетливо выраженные в "Дворянском гнезде". Они свойственны и некоторым повестям, таким как "Фауст" 1856 года, "Поездка в Полесье" (годы создания - 1853-1857), "Ася" и "Первая любовь" (оба произведения написаны в 1860 году). "Дворянское гнездо" было доброжелательно встречено. Его хвалили многие критики, в частности Анненков, Писарев, Григорьев. Однако следующий роман Тургенева ждала совсем иная участь.

«Накануне»

В 1860 году опубликовал роман "Накануне" Иван Сергеевич Тургенев. Краткое содержание его следующее. В центре произведения - Елена Стахова. Эта героиня - смелая, решительная, преданно любящая девушка. Она полюбила революционера Инсарова, болгарина, который посвятил свою жизнь освобождению родины от власти турок. История их взаимоотношений заканчивается, как обычно у Ивана Сергеевича, трагически. Революционер умирает, а ставшая его женой Елена решает продолжить дело покойного супруга. Таков сюжет нового романа, который создал Иван Тургенев. Краткое содержание его, конечно, мы описали лишь в общих чертах.

Разноречивые оценки вызвал этот роман. Добролюбов, например, поучительным тоном в своей статье выговорил автору, где тот не прав. Иван Сергеевич пришел в ярость. Радикально-демократические издания публиковали тексты со скандальными и ехидными намеками на подробности личной жизни Тургенева. Писатель порвал отношения с "Современником", где многие годы печатался. Молодое поколение перестало видеть в Иване Сергеевиче кумира.

«Отцы и дети»

В период с 1860 по 1861 год писал Иван Тургенев "Отцы и дети", новый свой роман. Он был опубликован в "Русском вестнике" в 1862 году. Большинство читателей и критиков его не оценило.

«Довольно»

В 1862-1864 гг. создавалась повесть-миниатюра "Довольно" (издана в 1864 году). Она проникнута мотивами разочарования в ценностях жизни, включая искусство и любовь, столь дорогие Тургеневу. Перед лицом неумолимой и слепой смерти все теряет смысл.

«Дым»

Написанный в 1865-1867 гг. роман "Дым" также проникнут мрачным настроением. Произведение было издано в 1867 году. В нем автор попытался воссоздать картину современного российского общества, господствовавших в нем идейных настроений.

«Новь»

Последний роман Тургенева появился в середине 1870-х годов. В 1877 году он был напечатан. Тургенев в нем представил революционеров-народников, которые пытаются донести до крестьян свои идеи. Их поступки он оценивал как жертвенный подвиг. Однако это подвиг обреченных.

Последние годы жизни И. С. Тургенева

Тургенев с середины 1860-х годов практически постоянно проживал за границей, лишь наездами бывая на родине. Он построил себе дом в Баден-Бадене, возле дома семьи Виардо. В 1870 году, после франко-прусской войны, Полина и Иван Сергеевич покинули город и поселились во Франции.

В 1882 году Тургенев заболел раком позвоночника. Тяжелыми были последние месяцы его жизни, тяжелой была и смерть. Жизнь Ивана Тургенева оборвалась 22 августа 1883 года. Он был похоронен в Петербурге на Волковском кладбище, возле могилы Белинского.

Иван Тургенев, рассказы, повести и романы которого включены в школьную программу и известны многим, - один из величайших русских писателей 19-го века.

Для раскрытия темы можно использовать несколько рассказов из сборника «Записки охотника» И.С.Тургенева и произведения из разных периодов творчества Н.А.Некрасова: из первого периода — стихотворения «В дороге» (1845), «Забытая деревня» (1855), «Школьник» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Песня Ерёмушке» (1859); из второго периода — поэмы «Мороз, Красный нос» (1863) и «Железная дорога» (1864); из последнего — поэму «Кому на Руси жить хорошо».

Тема — изображение русского крестьянства — появилась в творчестве Тургенева и Некрасова примерно в одно время — в середине 40-х годов XIX века. Оба писателя выражали в своих произведениях практически одну идею — сочувствие русскому крестьянству и решительное неприятие крепостного права и его пережитков после реформы 1861 года. Таким образом, можно отметить близость общественно-политических позиций в вышеназванных произведениях обоих авторов.

Одновременно идейные позиции Тургенева и Некрасова разнятся. Тургенев демонстрирует сочувствие и уважение к народу; Некрасов — возмущение угнетением и рабским положением крестьянства. Тургенев выражает в своих рассказах идею о нравственном превосходстве некоторых крепостных над помещиками; Некрасов в своих произведениях идёт дальше и доказывает социальную несправедливость современного общества. Так в художественном творчестве выразилось различие общественных взглядов двух авторов — либерализм Тургенева и революционный демократизм Некрасова.

«Записки охотника» состоят из очерков, объединённых общей антикрепостнической идеей. Антикрепостническое содержание у Тургенева проявляется в высокой оценке нравственных и духовных качеств русского крестьянина. Тургеневские крестьяне обладают любознательностью (мальчики из рассказа «Бежин луг»), глубоким умом и пониманием прекрасного (Хорь и Калиныч из одноимённого рассказа), талантом (Яшка Турок из рассказа «Певцы»), великодушием (Лукерья из рассказа «Живые мощи»), благородством (Матрёна из рассказа «Петр Петрович Каратаев»), Тургенев показывает, что крепостной гнёт не убил живую душу народа. Писатель, однако, не идеализирует крестьян: в «Записках охотника» есть и отрицательные образы крепостных — Виктор из рассказа «Свидание», Софрон из рассказа «Бурмистр».

Крестьяне сравниваются с помещиками: господин Полутыкин оказывается бестолковым хозяином, пустым человеком рядом со своими крепостными Хорем и Калинычем; господин Пеночкин из рассказа «Бурмистр», не заботясь ни о чём, кроме собственных доходов, отдал своих крестьян под власть беспощадного кулака Софрона. Пётр Петрович Каратаев — слабый, нерешительный человек.

Таким образом, Тургенев многосторонне изобразил русское крестьянство, не очерняя и не идеализируя его. При этом отличительной особенностью «Записок охотника» остаётся особый интерес к замечательным народным характерам, может быть и редким, но вполне реальным.

Антикрепостническое содержание произведений Некрасова выражается более остро: поэт показывает трагическую судьбу (Груши из стихотворения «В дороге», Дарьи из поэмы «Мороз, Красный нос»), бесправное, унизительное положение крепостного крестьянства (ходоки из стихотворения «Размышления у парадного подъезда»), беспощадную эксплуатацию народа (мужики-строители из поэмы «Железная дорога»). Как и в творчестве Тургенева, в произведениях Некрасова представлены разнообразные герои из крестьян. Рассказывая о деревенском пареньке в стихотворении «Школьник», поэт верит, что именно из народа выйдут новые, яркие таланты и прославят Россию:

Не бездарна та природа,
Не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай...

Кроме покорности и неразвитости (стихотворение «Забытая деревня»), некрасовским крестьянам присущи трудолюбие, сердечность (поэмы «Мороз, Красный нос», «Железная дорога»), мудрость (Яким Нагой из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»), чувство собственного достоинства (Матрёна Тимофеевна, Савелий из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»),

В произведениях двух авторов при всей схожести изображения крестьянства существуют и различия. У Тургенева конфликты крепостных и помещиков скрыты в глубине сюжета, строятся на нравственных противоречиях; у Некрасова ясно и открыто выражается социальная идея о нищете и бесправии народа:

Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
(«Размышления у парадного подъезда»)

Так же открыто воспевает Некрасов сопротивление социальной несправедливости —

Необузданную, дикую
К угнетателям вражду
И доверенность великую
К бескорыстному труду. («Песня Ерёмушке»)

Тургенев и Некрасов с различных позиций подходят к изображению крестьянства. Тургенев показывает народ со стороны: крестьяне в «Записках охотника» — это класс, состоящий из отдельных личностей, в которых автор внимательно всматривается, которых с интересом изучает. При таком описании очень важна личность автора-наблюдателя, его мировоззрение, общественные убеждения. Сквозной образ охотника-рассказчика, наравне с антикрепостнической идеей, скрепляет отдельные рассказы в целостное произведение — «Записки охотника». Охотник — местный помещик, «костомаровский барин» («Живые мощи»), но в нём нет барского пренебрежения и презрения к крестьянам. Ему присущи любовь к природе, любознательность, «чистота и возвышенность нравственного чувства» (В.Г.Белинский «Взгляд на русскую литературу 1847 г.»).

В начале творчества Некрасов также активно использует образ автора-рассказчика, который наблюдает крестьян со стороны и даёт свою оценку услышанному («В дороге»), увиденному («Размышления у парадного подъезда»). В последнем стихотворении из случайной городской сценки лирический герой создаёт широкое обобщение современной русской жизни; в поэме «Железная дорога» автор-рассказчик объясняет мальчику Ване, кто на самом деле построил Николаевскую железную дорогу и чего стоило это строительство. В поэме «Мороз, Красный нос» автор выражает горячее сочувствие русской крестьянке:

Ты с детства со мною знакома.
Ты вся — воплощённый испуг,
Ты вся — вековая истома!
Тот сердце в груди не носил,
Кто слёз над тобою не лил! (1, III)

Но в творчестве Некрасова представлен и другой взгляд на народ — взгляд изнутри, который характерен для фольклора. Суть этого взгляда изнутри раскрыл Гегель: «В народной песне опознаётся не отдельный индивид со своим субъективным своеобразием (...), а общенародное чувство (...), поскольку индивид (...) не обладает внутренним представлением и чувством, отделённым от нации, её быта и интересов» (Г.Гегель «Лекции по эстетике. Поэзия. Лирическая поэзия»), В поэме «Кому на Руси жить хорошо» образ автора почти исчезает, уступая место рассказчика и наблюдателя самому народу—семи мужикам-правдоискателям и их собеседникам.

В заключение можно привести слова В.Г.Белинского о новаторстве Тургенева в изображении крестьянства: «Он зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто ещё не заходил» («Взгляд на русскую литературу 1847 г.»). Но после «Записок охотника» крестьянская тема (кроме рассказа «Муму») уходит из творчества Тургенева; Некрасов, к творчеству которого с полным правом можно отнести те же слова Белинского, остаётся верен народной теме до конца жизни.

Следует отметить общие черты в описании крестьян у двух авторов: это уважение, сочувствие народу при реалистическом, то есть разностороннем, его изображении.

Различие двух подходов к описанию народа в русской литературе интересно сформулировано в знаменитой статье Н.Г.Чернышевского «Не начало ли перемены?» (1861). Разбирая в статье рассказы Н.Успенского, критик особенно высоко оценил их за то, что автор пишет правду о народе «без прикрас», без идеализации, то есть откровенно показывает инертность, неразвитость крестьян, «тупую нескладицу» в мыслях мужиков. Такая суровая правда, по мнению Чернышевского, полезнее народу, чем похвалы, сострадание и умиление, которые выражены, например, в рассказах Тургенева. Справедливо разграничив «доброе» изображение крепостных крестьян до реформы 1861 года и «критическое» изображение народа после 1861года, Чернышевский, кажется, несколько поторопился с оценками: русские до сих пор читают «Записки охотника», а расхваленные критиком рассказы Н.Успенского знают только специалисты. Нет ничего плохого в том, что «Тургенев... в эпоху крепостничества... искал в простом народе больше доброго, чем дурного» (Л.Н. Толстой).

Некрасов в своём творчестве после отмены крепостного права не боялся критически изображать покорность, неразвитость крестьян, наравне с их душевной силой, мудростью, великодушием. В стихах поэт выражал открытый протест против бесправного положения простых людей. Он создал народную по форме и содержанию поэму-эпопею, то есть произведение о народе для народа.