Народы крыма кратко. памятник Геродоту в Галикарнасе


- Ноябрь, 10th 2013

В последние годы, после возвращения татар из депортации, обострились межнациональные и межрегиональные отношения на Крымском полуострове. Основа конфликта – спор: чья это земля и кто в Крыму коренной? Для начала давайте определимся, кого же историческая и этнографическая науки относят к категории коренных народов. Энциклопедия дает такой ответ:

Коренной народ – это этнос, освоивший территорию, до него никем не заселенную.

А теперь проследим изменения в крымском этногенезе (появлении различных народов), хотя это будет далеко не полная картина, но тем не менее и она впечатляет. Итак, в Крыму проживали в разное время.

Около 300 тыс. лет назад – первобытные люди (ранний палеолит); найдены орудия труда и охоты в местах стоянок на Южном берегу.

Около 100 тыс. лет назад – первобытные люди (средний палеолит); известно более 20-ти стоянок человека: Киик-Коба, Староселье, Чокурча, Шайтан-Коба, Аккая, Заскальная, Пролом, Кобази, Волчий грот и др.; религия – анимизм.

40-35 тыс. лет назад – люди верхнего палеолита; религия – тотемизм; найдены 4 стоянки, в том числе Сюрень I.

12-10-е тысячелетие – люди мезолита (среднекаменного века); найдено более 20-ти стоянок по всему Крыму: Шанкоба, Фатьмакоба, Алимов навес, Качинский навес и др.; религия – тотемизм.

8-е тысячелетие – люди неолита (новокаменного века); Кеми-Обинская культура (Ташаир); религия – тотемизм.

5-е тысячелетие (Бронзовый век) – приход в Крым племен «катакомбной» и «срубной» культур (захоронения в курганах).

Существование разных культур не проходило бесследно для них самих – они, несомненно, влияли друг на друга, изменялись и обогащались, а возможно и соединялись, давая начало новым культурам. Возможно, так было положено начало культуре киммерийцев (пришлых племен) и культуре тавров (племен местных):

3-е тысячелетие до н.э. (Железный век) – Киммерия, киммерийцы – воинственный народ, индо-арийцы – люди европейского типа; ареал их расселения: юг современной России, Украина, Северный Кавказ, Крым; религия – политеизм. Жили в долинах. Скорее всего они принесли в Крым умение добывать и обрабатывать железо.

Х в.до н.э. – Таврия, Таврика, Таврида, тавры (единым народом их можно называть лишь с известной натяжкой; скорее, это конгломерат различных племен: арихов, напеев, синхов и др.) Жили в горах, занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыбной ловлей; сохранились их захоронения – дольмены и крепостные сооружения: Уч-Баш, на мысе Харакс, на горе Кастель Сераус, Кошка, Караул-оба, на скалах Качинских ворот, Ай-Йори и в Каралезской долине; религия – культ Девы и других богов.

Эти племена объединили одним названием греки, уже в те времена посещавшие крымские берега. Однозначно не выяснено, почему они их так назвали: то ли за свирепый нрав, то ли за их несметные стада («таурос» - бык с греч.), то ли это слово означало «горцы» (тавр-тур-гора)…

VII-VIвв.до н.э. – греки. Херсонес Таврический, Боспор Киммерийский на берегах Понта Эвксинского (Черного моря) и Меотиды (Азовского моря). Греки основали эти два государства, а также сотни поселений по всему побережью; религия – многобожие, Пантеон олимпийских богов во главе с Зевсом (Кроносом); с Iв.н.э. – постепенная христианизация; греки первыми в Крыму стали торговать невольниками из местных «на вывоз» (как, кстати, могли относится к ним тавры, а потом и скифы, ведь они их и за людей не считали?)

VIII-VIIв.до н.э. – Скифия, скифы (сколоты), синды, меоты, саки, массагеты и др. индо-иранские кочевые племена, практически вытеснившие киммерийцев с крымских просторов и постепенно ставшие оседлыми на огромных территориях (столица Скифии была близ современного Никополя, а вторая – в Крыму (Симферополь) – Неаполь Скифский, построенный в IIIв. до н.э.) Религия – многобожие. Пантеон богов во главе с Папаем.

Вечный и непреодолимый процесс взаимного влияния и смешения народов привел к тому, что в первых веках нашей эры тавров от скифов уже не отделяли, а называли тавроскифами, а часть скифских поселений смешалась с греческими (например, татары уже в XIIIв. застали на месте Неаполя убогий греческий поселок, который назвали Керменчук). Но продолжим список.

II в.до н.э. Сарматия. Сарматы оттеснили родственноязычных скифов из Северного Причерноморья и Приазовья в Крым; религия – многобожие.

I в.до н.э. еврейская диаспора – семиты. Религия – монотеизмо (бог Яхве); намогильные плиты с семисвечниками и надписями на древнееврейском языке обнаружены на Керченском и Таманском полуостровах.

I в.дон.э. - Iв.н.э. – понтийцы (Боспор понтийский); обосновались на месте Боспорского киммерийского царства во главе с Митридатом VI Евпатором (Керчь); религия – многобожие. Вместе с понтийцами на полуострове появляются армяне.

Iв.дон.э. – IIIв.н.э. – римляне и фракийцы после разгрома Понтийского царства захватывают Крым (теперь это самая восточная окраина Римской империи); религия – многобожие, а с 325г. – христианство; римляне приобщили местных жителей к своей культуре, познакомили с достоинствами римского права.

До IVв.н.э. восточные славяне: анты, тиверцы (Артания) – с древних времен известны в Северном Причерноморье; оттеснены на север во времена Великого переселения народов, частично сохранились в Тамани – будущей Тмутаракани; религия – многобожие.

III в.н.э. – германские племена: готы и герулы (Готия, Капитанство Готия); пришли из Прибалтики, разрушили Скифию и создали свое государство Готию на Южном берегу Крыма. Позже - ушли от гуннов на запад, часть вернулась в VIIв. Готы явились толчком для объединения славян; религия – многобожие, а позднее – христианство.

IIIв.н.э. – аланы-ясы, родственные сарматам (дальние предки осетин); вместе с сарматами поселились среди скифов; наиболее известны в Крыму по их поселению Кырк-Орк (до XIVв., потом - Чуфут-Кале), когда их потеснили в горы гунны; религия – христианство.

IVв. – гунны, хунну (Гуннское княжество) – пращуры нынешних тувинцев; вторглись из заалтайских пределов, нанесли мощный удар по готам, угнали значительную часть населения, тем самым положив начало Великому переселению народов; религия – язычество, позднее – христианство.

IVв. – Византия (Восточно-Римская империя), Херсонская фема; после распада Римской империи Таврика как бы «по наследству» досталась Византии; опорные пункты в Крыму - Херсон, Боспор (Керчь), Гурзувиты (Гурзуф), Алустон (Алушта) и др. В 325г. принимают христианство.

VIв. – тюрки (тюркеты-монголоиды) набегом дошли до Крыма из Сибири, поставив в Хазарии (низовья Волги и Терека) свою династию Ашинов, на полуострове не закрепились; язычники.

VIв. – авары (обры) – создали в Приднестровье Аварский каганат, также совершали набеги на Крым, пока не были разгромлены булгарами; язычники.

VIIв. – булгары (болгары). Часть их оседает в Крыму, став из кочевых оседлыми, обживая предгорные долины и занимаясь земледелием (вообще, волжские булгары-тюрки двинулись на Запад; другая их волна ушла севернее, создав Казанское Ханство; на Балканах ассимилировали с южными славянами, основав Болгарию и приняв христианство); язычники, а с IXв. – православные христиане.

VIIв. – грецизированный суперэтнос (Готия, Дорос) – составил грекоязычную основу населения Мангупского княжества (Дори); Византия укрепляется, объединяя разноязычные народы, жившие в горном Крыму и по Южнобережью; религия – христианство, а также другие вероисповедания.

VIII-Xвв. – Хазарский каганат, хазары (тюркоязычные народы дагестанского типа); религия – язычество, позже часть приняла ислам, часть – иудаизм, а часть – христианство. Власть в Каганате сначала захватывают тюркеты-Ашины, затем евреи; Иудейская Хазария захватывает часть степного и прибрежного Крыма, соперничает с Византией, стремится подчинить Русь (разгромлена князем Святославом в 965г.).

VIII-Xвв. – караимы; пришли в Хазарию из Израиля через Персию и Кавказ; метизировались с хазарами; вытеснены евреями-рохданитами на окраины Хазарии, в том числе в Крым; язык – кынчакское наречие тюркского языка, близкое к крымскотатарскому; религия – иудаизм (признают только Пятикнижие – Тору).

VII-Iвв. – крымчаки (крымские евреи) – остались в Крыму и Тамани как осколки разгромленного Хазарского каганата (известны как жители Тмутараканского княжества и Киевской Руси); язык близок к караимскому; религия – ортодоксальный иудаизм-раввинизм.

Конец IX – нач.Xвв. – печенеги-беджаны (туркмены) – тюрки из Барабинских степей; разбиты половцами и гузами; рассредоточились кто в Крым, кто – в Нижнее Поднепровье (каракалпаки); были ассимилированы восточными славянами; религия – язычество.

X-XIвв. – гузы-огузы (туркмены) – тюрки. Вождь – Огуз-хан; вытеснили печенегов из Крыма и Северного Причерноморья, а затем, вместе с печенегами, выступили против русов (ругов), славян и половцев; религия – язычество.

X-XIIIвв. – восточные славяне (Тмутараканское княжество в составе Киевской руси). Это княжество (Тамань и Корчев-Керчь), основанное князем Владимиром в 988г., в 1222г. совместно с половцами отбивалось от турок; в битве на Калке в 1223г. атаман Тмутаракани Пласкиня выступил на стороне монголо-татар; религия – христианство.

XIв. – половцы (кыпчаки, куманы, команы). Создали в Причерноморье и в Крыму государство Оджаклар со столицей Саркел (на Дону). С Русью они попеременно то воюют, то заключают союзы; вместе с четырьмя русскими князьями Мстиславами и ханом Катяном разбиты на р.Калке в 1223г.; часть ушла в Венгрию и Египет (мамлюки), остальные ассимилировались татарами, славянами, венграми, греками и др. Религия – язычество.

XIв. – возможно, в Крыму в это время поселяются армяне (их родину терзают персы и турки-сельджуки). Горная Таврика восточнее нынешнего Белогорска с некоторых пор зовется Приморской Арменией; в лесистом урочище возникает армянский монастырь Сурб-хач (святой крест), известный даже за пределами Крыма; сам Белогорск – большой и богатый город - Солхат (населяют его кипчаки, аланы и русы, так же как и Солдайю, Сурож (Судак).

У древних авторов немало сообщений о росах (русах), живших с первых веков нашей эры в Северном Приазовье, Причерноморье и в Крыму. В византийских документах проскальзывало: «скифы, кои суть русские ». В IXв. Черное море арабами звалось Русским морем (ранее оно было Румским – «византийским»). В IXв. просветитель Кирилл видел в Таврике книги «русскими письменами писанные». Слово «рос» означает «светлый, белый». Тарханкутский полуостров обозначался как «белый берег», и жили там росы. Арабы называли русов славянами, греки – скифами, а родиной их считали Боспор Киммерийский. Есть версия, что новгородский князь Бравлин, который ходил на греческие поселения, был вождем местным, тавроскифским, а «русский новый город» - скорее всего Неаполь Скифский. В XIв. Керченский пролив зовется Русской рекой, а на его Крымском берегу, напротив Тмутаракани, стоит город Росиа – Белый город (Керчь?). Русский купец Афанасий Никитин в 1474г., когда возвращался из «Заморья», посетил Крым, где увидел много русских и вообще людей православной веры, а также крещеных татар (о чем он писал в своих дневниках).

XII-XVвв. – венецианцы, генуэзцы, пизанцы основали торговые фактории в Крыму: Кафа, Солдайя, Воспоро, Чембало. Они появились в Крыму еще во времена Византии, в войске Мамая участвовали в Куликовской битве. В 1475г. Кафа (современная Феодосия) пала под ударами турок и татар. Религия – католичество.

XII-XVвв. – в Крыму возникает полиэтническое мангупское княжество Феодоро, имеющее связи с Константинополем, Европой, Москвой и насчитывающее 200тыс. человек населения (большая часть – греки). Простиралось от Балаклавы до Алушты, располагалось в горном Крыму; разгромлено турками и татарами в 1475г. Через 300 лет в Крыму оставалось всего 30тыс. греков, из них половина урумов (татаризированных). В 1778 г. греки выехали в Приазовье (Мариуполь).

Начало XIIIв. – Крым населяют татары – Улус Золотой Орды. Столицей становится Эски-Крым – Старый Крым (бывший Солхат). Забайкальские племена татар и монголов во главе с Чингис-ханом, захватив енисейских и обских киргизов, покорили народы Средней Азии. В начале XIIIв. Чингис-Хан двинулся на запад, на кипчаков и Киевскую русь. В Крыму – с 1239г.; язычники, а с XIVв.- мусульмане-суниты.

Крымское ханство (татары) – с 1428г. столица из Солхата переместилась в Бахчисарай; образовалось после распада Золотой Орды. С 1475г. по 1774г. это государство – вассал Османской (турецкой) империи; ликвидировано в 1783г. Религия – мусульманство.

XIIIв. – цыгане – известны в Крыму со времен Крымского ханства. Возможно, впервые они появились в хазарские времена; религия – язычество, а затем частью христианство, частью – мусульманство.

XVв. – 1475-1774гг. – турки, Османская империя (первая попытка утвердиться в Крыму была в 1222г.) Турки захватывают Кафу, Судак, пещерные города Мангуп и Чуфут-Кале, и султан становится религиозным главой крымских татар. Религия – мусульманство.

XVIII - XXвв. – русские, украинцы, белорусы, болгары, немцы, чехи, эстонцы, молдаване, карские греки, валахи, грузины, азербайджанцы, казанские и сибирские татары, корейцы, венгры, итальянцы, казахи, киргизы и др.

После присоединения Крыма к России в 1783г. турки и большая часть татар уходят в Турцию, и начинается заселение Крыма и Новороссийского края славянскими и другими народами (в том числе из-за границы). Религия – различные вероисповедания и конфессии.

Послесловие

В статье использованы данные из статьи «Коренные и пристяжные» (газета «Крымская правда» от 27.01.2004), написанной кандидатом исторических наук, заслуженным работником образования Крыма, членом союза писателей Василием Потехиным, который утверждает:

Ни один из ныне проживающих в Крыму народов не является аборигенным – автохтонным, то есть коренным. Принцип нашего мирного полиэтнического существования сегодня отражен на гербе Автономной Республики Крым в виде девиза: «Процветание в единстве». Национализм непременно ведет к национал-фашизму . Крым был, есть и будет историческим полигоном сотворения многонациональной евразийской культуры.

Культура спасет мир .

Каждый уважающий себя человек старается изучить прошлое. Обладая таким багажом знаний, мы можем делать выводы о явлениях и процессах, которые происходили на определенной территории. Кроме того, говорят, что счастливое будущее можно построить только лишь после осознания ошибок предков.

Познание жизни и деятельности людей, которые жили много лет назад, еще и неимоверно захватывающее занятие. Все когда-либо существовавшие народы, этносы, страны по-своему интересны. Особое место в науке занимает история Крыма - прекрасного полуострова, не раз ставшего причиной разногласий между разными племенами и государствами.

Хронологическая справка по древнему Крыму:

1) Палеолит в истории Крыма:
От 5 млн. лет назад до середины 9-го тысячелетия до н.э..
В него входят:
Нижний (ранний) Палеолит периодами:
- Олдувай, от 5-7 млн. лет назад до 700 тыс. лет назад;
- Ашель, около 700 - 100 тыс. лет назад.
Средний (мустье) Палеолит: от 100 до 40 тыс. лет до н.э.
Верхний (поздний) Палеолит, от 35 тыс. лет до 9 тыс. лет до н.э.

2) Мезолит в истории Крыма: от конца 9 до 6 тыс. лет до н.э.

3) Неолит в истории Крыма: от 5 до начала 4 тыс. лет до н.э.

4) Энеолит в истории Крым: от середины 4 до 3 тыс. лет до н.э.

История появления первых людей
на территории древнего Крыма, их облик и ареал

Впрочем, вопрос о существовании самого полуострова остается открытым. В 1996 г. американские геологи из Колумбийского университета обнародовали научно обоснованное предположение о том, что древний Крым был частью массива суши приблизительно до 5600 г. до н. э. Они утверждали, что описанный в Библии Всемирный потоп - результат прорыва Средиземного моря, после чего под водой оказалось 155 000 кв. км. территории планеты, появилось Азовское море и Крымский полуостров . Эта версия то подтверждается, то снова опровергается. Но кажется вполне правдоподобной.

Как бы там ни было, науке известно, что 300-250 тыс. лет назад в Крыму уже жили неандертальцы. Они облюбовали пещеры предгорий. В отличие от питекантропов, которые селились, видимо, только на Южном берегу, эти люди заняли и восточную часть теперешнего полуострова . На сегодняшний день ученым удалось изучить около десяти стоянок, принадлежавших ашельской эпохе (ранний палеолит): Чернополье, Шары I—III, Цветочное, Бодрак I—III, Альма, Бакла и т. д.

Среди тех неандертальских стоянок древнего Крыма, которые известны историкам, наиболее популярной является Киик-Коба, расположенная у р. Зуя. Ее возраст - 150-100 тысяч лет.

На пути из Феодосии в Симферополь есть еще один свидетель ранней истории Крыма - стоянка «Волчий грот». Она возникла в эпоху среднего палеолита (мустье) и принадлежала типу человека, который еще не был кроманьонцем, но и отличался от питекантропа.

Также известны другие подобные жилища. Например, у мыса Меганом возле Судака, в Холодной балке, Чокурча в Симферопольском районе, пещера у горы Ак-Кая под Белогорском , стоянки Бахчисарайского района (Староселье, Шайтан-Коба, Кобази).

Среднепалеолитический период истории Крыма характеризуется освоением южного берега территории современного полуострова, его горной части и предгорий .

Неандертальцы были невысокими, имели сравнительно короткие ноги. При ходьбе они чуть сгибали колени и расставляли нижние конечности. Надбровные дуги людей эпохи древнего каменного века нависали над глазами. Наличие тяжелой нижней челюсти, которая уже почти не выступала, позволяет предположить начало развития речи.

После неандертальцев в эпоху позднего палеолита 38 тыс. лет назад появились кроманьонцы. Они были более похожими на нас, имели высокий лоб без нависающего валика, выступающий подбородок, поэтому называются людьми современного типа. Стоянки кроманьонцев есть в долине р. Бельбек , на Караби-яйле и над р. Кача . Древний Крым эпохи позднего палеолита являлся полностью заселенной территорией.

Конец 9-6 тыс. до н. э. в истории принято называть мезолитической эпохой. Тогда древний Крым приобретает более современные черты. Ученым известно немало стоянок, которые можно отнести к этому времени. В горной части полуострова это Ласпи, Мурзак-Коба VII, Фатьма-Коба и др.

Вишенное I и Кукрек - наиболее известные памятники истории эпохи мезолита в крымской степи.

Неолит приходится на 5500—3200 гг. до н. э. Новый каменный век в древнем Крыму ознаменовался началом использования глиняной кухонной утвари. В самом конце эпохи появились первые изделия из металла. На сегодняшний день изучено около полусотни неолитических стоянок открытого типа. В этот период истории Крыма жилищ, расположенных в гротах, было намного меньше. Самые известные поселения - Долинка в степной части полуострова и Таш-Аир I в горах.

С середины 4 тыс. до н. э. древние жители полуострова начали использовать медь. Этот период называют энеолитом. Он был сравнительно недолгим, плавно перешел в бронзовый век, но отметился рядом курганов и стоянок (например, Гурзуф, Ласпи I на юге, Дружное и последний слой Фатьма-Кобы в горном Крыму). Так называемые «раковинные кучи», которые находятся на участке побережья от Судака до Черноморского также принадлежат медно-каменной эпохе. Ареал земледельцев того времени - Керченский полуостров, долина р. Салгир , северо-запад Крыма.

Орудия труда и первое оружие в древнем Крыму

Люди, населявшие древний Крым, сначала пользовались каменными рубилами. 100-35 тыс. лет назад они начали изготавливать кремневые и обсидиановые отщипы, делали предметы из камня и дерева, например, топоры. Кроманьонцы догадались, что с помощью раздробленных костей можно шить. Неоантропы (люди эпохи позднего палеолита) охотились с помощью копья и остроконечников, изобрели скребла, метательные прутики, гарпуны. Появилась копьеметалка.

Наибольшее достижение мезолита - освоение лука и стрел. На сегодняшний день найдено большое количество микролитов, которые использовались в эту эпоху в качестве наконечников копий, стрел и т. д. В связи с появлением индивидуальной охоты, были придуманы ловушки для зверей.

В неолите совершенствуются орудия труда из костей и кремния. Наскальная живопись позволяет понять, что скотоводство и земледелие преобладали над охотой. Древний Крым этого периода истории начал жить другой жизнью, появились мотыги, сохи, серпы с кремниевыми вкладками, плитки для растирания зерна, ярма.

В начале энеолита древние крымчане уже досконально обрабатывали камень. На заре эпохи даже медные орудия повторяли форму ранее существовавших каменных изделий.

Быт, религия и культура обитателей древнего Крыма

Люди палеолитической эпохи вначале вели бродячий образ жизни, были, как примитивное стадо. Кровнородственная община появилась в мустьерский период. В каждом племени было от 50 до 100 и больше членов. Активные взаимоотношения внутри такой социальной группы порождали развитие речи. Облавная охота и собирательство были основными видами деятельности первых жителей Крыма. В позднем палеолите появился загонный метод охоты, неоантропы начали ловить рыбу.

Постепенно зарождалась охотничья магия, в среднем палеолите возник обряд погребения мертвых.

От холодного климата приходилось прятаться в пещерах. В Киик-Кобе ученые нашли золу, которая осталась после костра. Там же, прямо внутри первобытного дома, было обнаружено захоронение женщины и годовалого ребёнка. Поблизости располагался родник.

По мере потепления исчезали привычные холодолюбивые животные. Мамонтов, шерстистого носорога, степного бизона, мускусного быка, гигантского оленя, льва, гиену заменяли ранее неизвестные мелкие представители фауны. Дефицит продуктов питания заставлял задуматься о новых способах добычи еды. По мере развития умственных способностей жителей древнего Крыма появлялось революционное для того времени оружие.

С возникновением кроманьонца меняется семейный уклад жителей древнего Крыма - основой межличностных отношений становится родовая матриархальная община. Потомки пещерных жителей начали селиться на равнинах. Новые дома сооружались из костей и веток. Они были похожи на шалаши и полуземлянки. Поэтому в случае непогоды часто приходилось возвращаться в пещеры, где также проводились культовые поклонения. Кроманьонцы все еще жили большими родами примерно по 100 человек в каждом. Кровосмешение запрещалось, чтобы жениться, мужчины уходили в другую общину. Как и раньше, мертвых хоронили в гротах и пещерах, рядом с ними клали вещи, которые использовались при жизни. В могилах найдена красная и желтая охра. Покойников связывали. В позднем палеолите существовал культ женщины-матери. Незамедлительно появилось искусство. Наскальные изображения зверей и ритуальное использование их скелетов свидетельствуют о зарождении анимизма и тотемизма.

Освоение лука и стрел позволяло ходить на индивидуальную охоту. Жители древнего Крыма эпохи мезолита более активно стали заниматься собирательством. Параллельно начали приручать собак, строили загоны для молодняка диких коз, лошадей и кабанов. Искусство проявлялось в наскальной живописи и миниатюрной скульптуре. Покойников стали предавать земле, связывая в скорченном положении. Захоронения ориентировались на Восток.

В эпоху неолита, кроме основных жилищ, существовали временные стоянки. Их строили на сезон, преимущественно в степи, а с приходом холодов прятались в пещерах предгорий. Поселки состояли из деревянных домов, все еще похожих на шалаши. Характерной особенностью данного периода истории древнего Крыма является появление земледелия и скотоводства.

Этот процесс получил название «неолитическая революция». С тех пор свиньи, козы, овцы, лошади и крупный рогатый скот стали домашними животными. Кроме того, предки современного человека постепенно научились лепить глиняную посуду. Она была грубой, но позволяла реализовать основные хозяйственные потребности. Уже в конце неолита появились тонкостенные горшки с орнаментом. Зарождалась менная торговля.

Во время раскопок было найдено погребение, настоящее кладбище, где из года в год хоронили мертвых, предварительно обсыпая их красной охрой, украшая бусами из костей, зубами оленей. Изучение погребальных даров позволило сделать вывод о зарождении патриархального строя: в женских могилах предметов было меньше. Однако жители Крыма эпохи неолита все еще поклонялись женским божествам Деве-Охотнице и Богине Плодородия.

С приходом энеолита радикально меняется быт в древнем Крыму - появляются дома с глинобитными полами и очагами. Для их строительства уже использовали камень. Со временем вырастали города, возводились фортификационные укрепления. Настенная живопись стала более распространенной, на ящиках того времени, в которых хоронили прах, были найдены трехцветные геометрические орнаменты. Загадочные вертикальные стелы - менгиры - это феномен крымского энеолита, вероятно, культовое место. В Европе так поклонялись Солнцу.

Где хранятся археологические находки, представляющие древний Крым?

Многие археологические находки древнего Крыма сохраняются в Симферополе в виде экспонатов Крымского республиканского краеведческого музея .

В Бахчисарайском историко-архитектурном музее можно увидеть всемирно известные кремневые изделия, лепную утварь и орудия труда времен энеолита.

Чтобы изучить разнообразие артефактов древнего Крыма, стоит посетить Евпаторийский краеведческий музей, Керченский историко-археологический музей, музеи Ялты, Феодосии и других населенных пунктов полуострова.

История Крыма от палеолита в виде многочисленных орудий труда, разнообразной посуды, одежды, оружия, монолитов и других древних предметов - это своеобразное путешествие в мир предков.

Обязательно посетите музеи Крыма!

INLIGHT

Древние народы Крыма

Во времена Юрского периода Земли, когда человека еще не было, на месте горного Крыма располагалась северная окраина суши. Где сейчас расстилаются крымские и южно украинские степи, разливалось огромное море. Вид Земли постепенно менялся. Поднималось дно моря, и там, где были морские пучины, появлялись острова, выдвигались материки. В иных местах острова материки опускались, и их место занимала безбрежная морская гладь. Громадные трещины раскалывали материковые глыбы, доходили до расплавленных недр Земли, и гигантские потоки лавы изливались на поверхность. Груды пепла многометровой толщей отлагались в прибрежной полосе моря…История Крыма имеет похожие этапы.

Крым в разрезе

По тому месту, где теперь тянется полоса побережья от Феодосии до Балаклавы , в свое время прошла огромная трещина. Все, что располагалось к югу от нее, погрузилось на дно моря, что находилось севернее, поднялось. Там, где были морские глубины, появился низкий берег, где была прибрежная полоса — выросли горы. А из самой трещины вырвались огромные столбы огня в потоки расплавленных горных пород.

История формирования рельефа Крыма продолжалась, когда кончились извержения вулкана, затихли землетрясения и на вынырнувшей из глубин суше появились растения. Если внимательно присмотреться, например, к породам Кара-Дага можно заметить, что этот горный массив пронизан трещинами, здесь часть встречаются редкие минералы.

На протяжении лет Черное море оббивало прибрежные скалы и выбрасывало их осколки на берег и сегодня на пляжах мы ходим по гладенькой гальке, нам встречаются зеленая и розовая яшмы, полупрозрачные халцедоны, коричневые гальки с прослоями кальцита, белоснежные кварцевые и кварцитовые обломки. Иногда также можно встретить камешки, которые ранее были расплавленной лавой, они коричневого цвета, как бы наполненные пузырьками - пустотами или вкраплениями молочно-белого кварца.

Так сегодня каждый из нас может самостоятельно окунуться в это далекое историческое прошлое Крыма и даже прикоснуться к его каменным и минеральным свидетелям.

Доисторический период

Палеолит

Древнейшие следы обитания гоминид на территории Крыма относятся к среднему палеолиту - это стоянка неандертальцев в пещере Киик-Коба.

Мезолит

Согласно гипотезе Райана-Питмена, вплоть до 6 тыс. до н.э. территория Крыма не представляла собой полуострова, а была фрагментом более крупного массива суши, включавшего, в частности, территорию современного Азовского моря. Около 5500 тыс. г. до н.э., в результате прорыва вод из Средиземного моря и образования Боспорского пролива, за довольно краткий период были затоплены значительные территории, и образовался Крымский полуостров.

Неолит и энеолит

В 4-3 тыс. до н.э. через территории к северу от Крыма происходили миграции на запад племён, предположительно носителей индоевропейских языков. В 3 тыс. до н.э. на территории Крыма существовала Кеми-Обинская культура.

Кочевые народы Северного Причерноморья I тысячелетия до н.э.

В конце II тыс. до н.э. из индоевропейского сообщества выделилось племя киммерийцев. Это первый народ, проживавший на территории Украина, о котором упоминается в письменных источниках - «Одиссее» Гомера. Наибольшее и наиболее достоверно рассказал о киммерийцев греческий историк V в. до н.э. Геродот.

памятник Геродоту в Галикарнасе

Упоминания о них находим также в ассирийских источниках. Ассирийская название «киммираи» означает «великаны». По другой версии с древнеиранской - «подвижный конный отряд».

Киммериец

Есть три версии происхождения киммерийцев. Первая - это древнеиранской народ, пришедший на земле Украины через Кавказ. Вторая - киммерийцы появились вследствие постепенного исторического развития праиранской степной культуры, а прародиной их было Нижнее Поволжье. Третья -киммерийцы были местным населением.

Археологи находят вещественные памятники киммерийцев в Северном Причерноморье, на Северном Кавказе, в Поволжье, на нижнем течении Днестра и Дуная. Киммерийцы были ираноязычными.

Ранние киммерийцы вели оседлый образ жизни. Позже, в связи с наступлением засушливого климата, они стали кочевым народом и разводили в основном лошадей, на которых учились ездить верхом.

Племена киммерийцев объединялись в крупные союзы племен, которые возглавлял царь-вождь.

У них было большое войско. Оно состояло из подвижных отрядов всадников, вооруженных стальными и железными мечами и кинжалами, луками и стрелами, боевыми молотами и булавами. Киммерийцы воевали с царями Лидии, Урарту и Ассирии.

Киммерийские воины

Поселения киммерийцев были временными, в основном -лагеря, зимовщики. Но они имели свои кузницы и кузнецов, которые изготовляли железные и стальные мечи и кинжалы, лучшие на то время в Древнем Мире. Сами они металл не добывали, пользовались железом, добытым лесостеповиками или кавказскими племенами. Их мастера изготавливали лошадиные удила, наконечники стрел, украшения. Они имели высокий уровень развития керамического производства. Особенно хороши были кубки с лощеной поверхностью, украшенные геометрическим орнаментом.

Киммерийцы умели прекрасно обрабатывать кости. Очень красивыми были у них украшения, сделанные из полудрагоценных камней. Сохранились до наших дней сделаны киммерийцами каменные могильные плиты с изображением людей.

Жили киммерийцы патриархальными родами, которые состояли из семей. Постепенно у них выделяется военная знать. Этому в большой степени способствовали грабительские войны. Их основной целью было ограбление соседних племен и народов.

Религиозные представления киммерийцев известны по материалам захоронений. Знатных людей хоронили в больших курганах. Были мужские и женские захоронения. В мужские захоронения клали кинжалы, уздечки, набор наконечников для стрел, каменные бруски, жертвенную пищу, коня. В женские погребения клали золотые и бронзовые кольца, стеклянные и золотое ожерелье, глиняная посуда.

Археологические находки показывают, что у киммерийцев были связи с племенами Приазовья, Западной Сибири и Кавказа. Среди изделий искусства находили женские украшения, украшенное оружие, каменные стелы без изображение головы, но с тщательно отраженным кинжалом и колчаном со стрелами.

Наряду с киммерийцами центральную часть украинской лесостепи занимали потомки белогрудовской культуры эпохи бронзы, носители чернолесской культуры, которых считают предками восточных славян. Основным источником изучения жизни чорнолисцив есть поселения. Найдено как обычные поселки с 6-10 жилищ, так и укрепленные городища. Линия из 12-ти городищ, построенных на границе со степью, защищала чорнолисцив от нападений номидив. Расположены они были на закрытом природой площадках. Городища окружал вал, на котором строилась стена из деревянных срубов и ров. Чернолесской городище, южный форпост обороны, защищали три линии валов и рвов. Во время нападений за их стенами находили защиту жители соседних поселений.

Основу хозяйства чорнолисцив составляло пашенное земледелие и приусадебное скотоводство.

Незаурядного уровня развития достигло металлообрабатывающее ремесло. Железо использовалось прежде всего на производство оружия. На Субботовском городище найдено крупнейший в тогдашней Европе меч со стальным клинком общей длиной в 108 см.

Необходимость постоянной борьбы с нападениями киммерийцев заставила чорнолисцив создать пешее войско и конницу. В захоронениях найдено немало частей конской сбруи и даже скелет коня, положенного рядом с покойником. Находки археологов показали существование киммерийской суток в Лесостепи достаточно мощного объединения праславян-земледельцев, которое долгое время противостояло угрозе со Степи.

Жизнь и развитие киммерийских племен были прерваны на начала VII в. до н.э. нашествием скифских племен, с которыми связан следующий этап древней истории Украины.

2. Тавры

Почти одновременно с киммерийцами в южной части Крыма проживало коренное население - тавры (от греческого слова "Таврос" - тур). От тавров происходит и название Крымского полуострова -Таврида, введенная царским правительством после присоединения Крыма к России в1783 Древнегреческий историк Геродот в своей книге "История" рассказал, что тавры на горных плато занимались скотоводством, в долинах рек -земледелием, а на черноморском побережье - рыболовством. Они занимались также и ремеслами - были умелыми гончарами, умели прясть, обрабатывать камень, дерево, кости, рога, а также металлы.

Со второй половины I тысячелетия до н.э. в тавров, как и у других племен, появилась имущественное неравенство, сформировалась родовая аристократия. Вокруг своих поселений тавры сооружали укрепления. Совместно с соседями - скифами воевали против греческого города-государства Херсонеса, который захватывал их земли.

современные развалины Херсонеса

Дальнейшая судьба тавров была трагической: сначала - в II в. до н.э. - Их покорил понтийский царь Митридат VI Евпатор, а во второй половине I в. до н.э. захватили римские войска.

В средние века тавры были истреблены или ассимилированы татарами, завоевавших Крым. Самобытная культура тавров была утрачена.

Великая Скифия. Античные города-государства в Северном Причерноморье

3.Скифы

С VII в. к III в. до н.э. ужас на племена и государства Восточной Европы и Ближнего Востока нагоняли племена скифов, Пришедшие из глубин Азии и вторглись в Северное Причерноморье.

Скифы завоевали огромную по тем временам территорию между Доном, Дунаем и Днепром, часть Крыма (территорию современной Южной и Юго-Восточной Украине), образовав там государство Скифию. Обстоятельнее характеристику и описание жизни и быта скифов оставил Геродот.

В V в. до н.э. он лично посетил Скифию и описал ее. Скифы были потомками индоевропейских племен. Они имели свою мифологию, обрядность, поклонялись богам и горам, приносили им кровную жертву.

Геродот выделял среди скифов следующие группы: царские скифы, Живших в низовьях Днепра и Дона и считались верхушкой союза племен; скифы-пахари, Проживавших между Днепром и Днестром (историки считают, что это были побеждены скифами потомки чернолесской культуры); скифы-земледельцы, жившие в лесостепной зоне, и скифы-кочевники, которые поселились в степях Причерноморья. Среди названных Геродотом племен собственно скифами были племена царских скифов и скифов-кочевников. Они господствовали над всеми другими племенами.

Наряд скифского царя и военачальника

В конце VI в. до н.э. в причерноморских степях формируется мощное государственное объединение во главе со скифами - Большая Скифия, в состав которого вошло местное население степных и лесостепных регионов (сколоты). Великая Скифия, согласно Геродоту, делилась на три царства; одно из них возглавлял главный царь, а два других - младшие цари (вероятно, сыновья главного).

Скифское государство - первое политическое объединение на югеВосточной Европы в раннем железном веке (центром Скифии в V-III вв.до н.э. было Каменское городище близ Никополя). Скифия разделялась на округа (номы), которыми управляли вожди, назначенные скифскими царями.

Наивысшего подъема достигло Скифия в IV в. до н.э. Оно связано с именем царя Атея. Власти Атея распространялась на огромные территории от Дуная до Дона. Этот царь чеканил собственную монету. Мощь Скифии не пошатнулась даже после поражения от македонского царя Филиппа II (отца Александра Македонского).

Филипп II в походе

Мощной оставалась государство скифов и после смерти 90-летнего Атея в 339 г. до н.э. Однако на границе IV-III вв. до н.э. Скифия приходит в упадок. В конце III в. до н.э. Великая Скифия под натиском сарматов прекращает свое существование. Часть скифского населения отошла на юг и создала две Малые Скифии. Одну, которая называлась Скифское царство (III век до н.э. - III в.н.э.) со столицей в Неаполе скифском в Крыму, другую - в нижнем течении Днепра.

Скифское общество состояло из трех основных слоев: воинов, жрецов, рядовых общинников (земледельцев и скотоводов. Каждая из слоев вела свое происхождение от одного из сыновей первопредка и имела свой священный атрибут. Для воинов это был топор, для жрецов - чаша, для общинников - плуг сигом. Геродот говорит, что особым почетом у скифов пользовались семь богов; именно их считали прародителями людей и творцами всего сущего на Земле.

Письменные источники и археологические материалы свидетельствуют, что основу скифского производства составил скотоводство, поскольку оно давало почти все необходимое для жизни - лошадей, мясо, молоко, шерсть и войлок для одежды. Земледельческое население Скифии выращивало пшеницу, просо, конопля и др., причем хлеб сеяли не только для себя, но и на продажу. Земледельцы жили в поселениях (городищах), которые располагались на берегах рек и укреплялись рвами и валами.

Упадок, а затем - распад Скифии были вызваны рядом факторов: ухудшение климатических условий, высыхание степей, упадок экономических ресурсов лесостепи т.д. Кроме того, в III-I вв. до н.э. значительную часть Скифии завоевали сарматы.

Современные исследователи считают, что первые ростки государственности на территории Украины появились именно в скифские времена. Скифы создали самобытную культуру. В искусстве доминировал так называемый. «Звериный» стиль.

Широко известны памятники скифской эпохи курганы: Солоха и Гайманова Могилы на Запорожье, Толстая Могила и Чертомлык на Днепропетровщине, Куль-Оба и др. Найдено царские украшения (золотая пектораль), оружие и т.д.

Скифская золотая пектораль и ножны с Толстой Могилы

Серебряная амфора. Курган Чертомлык

Председатель Диониса.

Курган Чертомлык

Золотой гребешок. Курган Солоха

Интересно знать

Геродот описал обряд погребения скифского царя: Прежде чем похоронить своего царя священной территории - Герра (Приднепровье, на уровне Днепровских порогов), -скифы возили его забальзамированное тело по всем скифских племенах, где над ним совершали обряд памяти. В Герра тело хоронили в просторной гробнице вместе с женой, ближайшими слугами, лошадьми и пр. У царя клали золотые вещи, драгоценные украшения. Над гробницами насыпали огромные курганы - Чем знатнее царь, тем выше курган. Это свидетельствует о имущественное расслоение у скифов.

4. Война скифов с персидским царем Дарием I

Скифы были воинственным народом. Они активно вмешивались в конфликты между государствами Передней Азии (борьба скифов с персидским царем Дарием и др.).

Примерно в 514-512 гг до н.э. скифов решил покорить персидский царь Дарий I. Собрав огромное войско, он переправился наплавного моста через Дунай и двинулся вглубь Великой Скифии. Войско Дарья I, как утверждал Геродот, насчитывало 700 тыс. воинов, однако, как считают, эта цифра в несколько раз преувеличена. Скифское войско насчитывать, вероятно, около 150 тыс. бойцов. По плану скифских военачальников, их войско избегало открытого боя с персами и, постепенно уходя, заманивало врага в глубь страны, уничтожая на его пути колодцы и пастбища. В настоящее время скифы планировали собрать силы и нанести поражение ослабленным персам. Эта "скифская тактика", как назвали ее позднее, оказалась удачной.

в лагере Дария

Дарий построил лагерь на берегу Азовского моря. Преодолевая огромные расстояния, Персидская армия тщетно пыталась отыскать врага. Когда скифы решили, что силы персов подорваны, они стали действовать решительно. Накануне решающей битвы скифы прислали царю персов странные дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Содержание" Скифского дара" Дарию его советник истолковал так: "Если, персы, вы не станете птицами и не полетите высоко в небо, или мышами и не спрячетесь в землю, либо лягушками и не попрыгаешь в болота, то вы не вернетесь к себе, вас потеряют эти стрелы ". Неизвестно, о чем думал Дарий I, Несмотря на эти дары и на скифов, которые строили отряды в бой. Однако ночью, оставив в лагере раненых, которые могли поддерживать костры, он с остатками своей армии бежал.

Скопасис

Царя савроматов, жившего в VI веке до н. э., упоминает в своих книгах отец истории Геродот. Объединив скифские армии, Скопасис разгромил персидские войска под командованием Дария I, пришедшие к северным берегам Меотиды. Геродот пишет, что именно Скопасис регулярно вынуждал Дария отступать к Танаису и не давал ему вторгнуться в Великую Скифию.

Так позорно закончилась попытка одного из мощнейших обладателей тогдашнего мира покорить Великую Скифию. Благодаря победе над персидской армией, которая считалась тогда самой сильной, скифы завоевали славу непобедимых воинов.

5. Сарматы

В течение III в. до н.э. - III в. н.э. в Северном Причерноморье господствовали сарматы, Которые пришли из Приволжско-приуральских степей.

Украинские земли в III-I вв. до н.э.

Как называли себя эти племена мы не знаем. Греки и римляне называли их сарматами, что переводится с древнеиранской как «опоясаны мечом».Геродот утверждал, что предки сарматов жили к востоку от скифов за речкой Танаис (Дон). Он также рассказывал легенду о том, что сарматы ведут свою родословную от амазонок, которых взяли скифские юноши. Однако хорошо овладеть языком мужчин они не смогли и потому сарматы разговаривают испорченном скифском языке. Часть истины в утверждениях «отца истории» являются: сарматы, как и скифы принадлежали к ираноязычной группы народов, и у них очень высокий статус имели женщины.

Заселение причерноморских степей сарматами не было мирным. Они истребляли остатки скифского населения и превратили большую часть их страны в пустыню. Впоследствии на территории Сарматии, как называли эти земли римляне, появляется несколько сарматских племенных объединений - аорсы, сираки, роксоланы, языги, аланы.

Поселившись в украинских степях сарматы стали нападать на соседние римские провинции, античные города-государства и поселения земледельцев-прославь, львовян, зарубинецкой культуры, лесостепи. Свидетельством нападений на праславян стали многочисленные находки наконечников сарматских стрел при раскопках валов зарубинецких городищ.

Сарматский всадник

Сарматы были скотоводами-кочевниками. Необходимые продукты земледелия и ремесленные изделия они получали от оседлых соседей путемобмена, дани и обычного грабежа. Основой таких отношений была военное преимущество кочевников.

Большое значение в жизни сарматов имели войны за пастбищаи добычу.

Наряд сарматских воинов

Ни сарматского поселения археологами не найдено. Единственными памятниками, которые они оставили являются курганы. Среди раскопанных курганов есть много женских захоронений. У них найдены великолепные образцы украшений, выполненных в "Зверином" стиле. Непременным принадлежностью мужских захоронений является оружие и снаряжение для лошади.

Фибула. Нагайчинський курган. Крым

В начале нашей эры владычества сарматов в Причерноморье достигло высшей точки. Состоялась сарматизация греческих городов-государств, течение длительного времени сарматская династия правила Боспорским царством.

В них, как и у скифов, существовала частная собственность на скот был основным богатством и главным средством производства. Значительную роль в хозяйстве сарматов играла труд рабов, в которых они превращали захваченных во время непрерывных войн пленных. Однако родоплеменной строй сарматов держался довольно стойко.

Кочевой образ жизни сарматов и торговые связи со многими народами (Китая, Индии, Ирана, Египет) способствовали распространению среди них различных культурных влияний. Их культура сочетала в себе элементы культуры Востока, античного Юга и Запада.

С середины III в. н.э. сарматы теряют ведущее положение в причерноморских степях. В это время здесь появились выходцы из Северной Европы - готы. Совместно с местными племенами, среди которых были и аланы (одно из сарматских сообществ),готы совершали опустошительные нападения на города Северного Причерноморья.

Генуэзцы в Крыму

В начале XIII в., после того, как в результате четвертого крестового похода (1202-1204 гг.) рыцари-крестоносцы захватили Константинополь, возможность беспрепятственно проникать в Черное море получили принимавшие активное участие в организации похода венецианцы.

штурм Константинополя

Уже в середине XIII в. они регулярно посещали Солдайю (современный Судак), поселялись в этом городе. Известно, что дядя знаменитого путешественника Марко Поло, Маффео Поло, владел домом в Солдайе.

крепость Судак

В 1261 г. император Михаил Палеолог освобождает Константинополь от крестоносцев. В этом ему способствовала республика Генуя. Генуэзцы получают монопольное право мореплавания по Черному морю. В середине XIII в. генуэзцы победили в шестилетней войне венецианцев. Это было началом двухсотлетнего пребывания генуэзцев в Крыму.

В 60-е годы XIII века Генуя обосновывается в Каффе (современная Феодосия), которая становится крупнейшим портом и торговым центром в Причерноморье.

Феодосия

Постепенно генуэзцы расширяют свои владения. В 1357 г. захвачен Чембало (Балаклава), в 1365 г. - Сугдея (Судак). Во второй половине XIV в. захвачен южный берег Крыма, т. н. "Капитанство Готия", входившее ранее в состав княжества Феодоро - Лупико (Алупка), Музахори (Мисхор), Ялита (Ялта), Никита, Горзовиум (Гурзуф), Партенита, Луста (Алушта). Всего в Крыму, Приазовье и на Кавказе насчитывалось около 40 итальянских факторий-колоний. Основной вид деятельности генуэзцев в Крыму - торговля, в том числе и работорговля. Кафа в XIV - XV вв. была крупнейшим невольничьим рынком на Черном море. На кафинском рынке ежегодно продавалось более тысячи рабов, а постоянное рабское население Кафы достигало пятисот человек.

В то же время, к середине XIII в., складывается огромная империя монголов, образовавшаяся в результате завоевательных походов Чингисхана и его потомков. Владения монголов простирались от тихоокеанского побережья до степей Северного Причерноморья.

Кафа активно развивается в это же время. Однако ее существование было прервано в 1308 г. войсками золотоордынского хана Тохты. Генуэзцы успели бежать морем, но город и пристань были сожжены дотла. Только после того, как в Золотой Орде воцарился новый хан Узбек (1312-1342 гг.), генуэзцы вновь появились на берегах Феодосийского залива. К началу XV в. в Таврике складывается новая политическая ситуация. В это время окончательно ослабевает и начинает разваливаться на части Золотая Орда. Генуэзцы перестают считать себя вассалами татар. Но их новыми противниками становятся набирающее силу княжество Феодоро, претендовавшее на прибрежную Готию и Чембало, а также потомок Чингисхана Хаджи-Гирей, стремившийся к созданию в Крыму независимого от Золотой Орды татарского государства.

Борьба Генуи и Феодоро за Готию длилась с перерывами почти всю первую половину XV в., причем феодоритов поддерживал Хаджи- Гирей. Крупнейшее военное столкновение между противоборствующими сторонами произошло в 1433-1434 гг.

Хаджи-Гирей

На подступах к Солхату генуэзцы были неожиданно атакованы татарской конницей Хаджи-Гирея и в короткой битве потерпели поражение. После поражения в 1434 г. генуэзские колонии вынуждены были уплачивать ежегодную дань Крымскому ханству, которое возглавил Хаджи-Гирей, поклявшийся изгнать генуэзцев из их владений на полуострове. Вскоре у колоний появился еще один смертельный враг. В 1453г. турки-османы завладели Константинополем. Византийская империя окончательно перестала существовать, а морской путь, связывающий генуэзские колонии в Черном море с метрополией, был взят турками под контроль. Генуэзская республика оказалась перед лицом реальной угрозы потери всех своих черноморских владений.

Общая угроза со стороны турок-османов заставила сблизиться генуэзцев и с другим своим непримиримым врагом. В 1471 г. они заключили союз с владетелем Феодоро. Но никакие дипломатические победы не могли спасти колонии от гибели. 31 мая 1475 г. к Кафе подошла турецкая эскадра. К этому времени дал трещину антитурецкий блок "Крымское ханство - генуэзские колонии - Феодоро".

Осада Кафы продлилась с 1 по 6 июня. Генуэзцы капитулировали в момент, когда средства для обороны их черноморской столицы вовсе не были исчерпаны. По одной из версий власти города поверили обещаниям турок сохранить им жизнь и имущество. Так или иначе, но крупнейшая генуэзская колония досталась туркам на удивление легко. Новые хозяева города отобрали имущество генуэзцев, а их самих погрузили на корабли и вывезли в Константинополь.

Солдайя оказала туркам-османам более упорное сопротивление, чем Кафа. А после того, как осаждающим удалось ворваться в крепость, ее защитники заперлись в церкви и погибли в пожаре.

До захвата Крыма монголо-татарами и воцарения здесь Золотой Орды, на полуострове обитало много народов, их история уходит в века, и только археологические находки свидетельствуют о том, что коренные народы Крыма заселили полуостров еще 12 000 лет тому назад, во времена мезолита. Стоянки древних людей найдены в Шанкобе, в Качинском и Алимовом навесе, в Фатьмакобе и в других местах. Известно, что религией этих древних племен был тотемизм, а покойников они хоронили в срубах, насыпая поверх них высокие курганы.

Кимерийцы (IХ–VII века до н.э)

Первым народом, о котором писали историки, стали свирепые кимерийцы, населявшие равнины Крымского полуострова. Кимерийцы были индоевропейцами или иранцами и занимались земледелием; древнегреческий географ Страбон писал о существовании столицы кимерийцев - Кимериде, которая находилась на Таманском полуострове. Считается, что кимерийцы принесли в Крым обработку металлов и гончарное искусство, их тучные стада охраняли огромные псы-волкодавы. Кимерийцы носили кожаные куртки и штаны, а голову венчали остроконечные шапки. Сведения об этом народе существуют даже в архиве царя Ассирии Ашшуpбанипала: кимерийцы не раз вторгались в Малую Азию и во Фракию. О них писали Гомер и Геродот, эфесский поэт Каллин и милетский историк Гекатей.

Кимерийцы ушли из Крыма под натиском скифов, часть народа влилась в скифские племена, а часть ушла в Европу.

Тавры (VI век до н. э., - I век н.э.)

Тавры - так греки, посещавшие Крым, называли грозные племена, живущие здесь. Название, возможно, было связно со скотоводством, которым они занимались, ведь «таурос» - означает по-гречески «бык». Откуда пришли тавры неизвестно, одни ученые пытались связать их с индо-ариями, другие считали их готами. Именно с таврами связывают культуру дольменов – родовых захоронений.

Тавры возделывали землю и пасли скот, охотились в горах и не гнушались морским разбоем. Страбон упоминал о том, что тавры собираются в бухте Символон (Балаклава) сбиваются в банды и грабят корабли. Самыми злобными племенами считались арихи, синхи и напеи: их боевой клич заставлял кровь врагов леденеть; противников тавры закалывали, а головы прибивали на стены своих храмов. Историк Тацит писал, как тавры убили спасшихся после кораблекрушения римских легионеров. В I веке тавры исчезли с лица земли, растворившись среди скифов.

Скифы (VII в до н.э. – III век н.э.)

Скифские племена пришли в Крым, отступая под напором сарматов, здесь они перешли к оседлости и вобрали в себя часть тавров и даже смешивались к греками. В III веке на равнинах Крыма появилось скифское государство со столицей Неаполем (Симферополь), которое активно соперничало с Боспором, но в этом же веке оно пало под ударами сарматов. Тех, кто уцелел, добили готы и гунны; остатки скифов смешались с автохтонным населением и перестали существовать как отдельный народ.

Сарматы (IV-III века до н.э.)

Сартматы в свою очередь пополнили генетическую разнородность народов Крыма, растворившись в его населении. Роксоланы, языги и аорсы на протяжении веков воевали со скифами, проникая в Крым. С ними пришли и воинственные аланы, которые поселились на юго-западе полуострова и основали общность гото-аланов, приняв христианство. Страбон в «Географии» пишет об участии 50 000 роксоланов в неудачном походе на понтийцев.

Греки (VI в. до н. э.)

Первые греческие колонисты заселили побережье Крыма во времена тавров; здесь они построили города Керкинитида, Пантикапей, Херсонес и Феодосия, которые в V веке до н.э. образовали два государства: Боспор и Херсонес. Греки жили за счет садоводства и виноделия, ловили рыбу, вели торговлю и чеканили свою монету. С наступлением новой эры государства попали в подчинение к Понту, затем к Риму и к Византии.

С V по IX век н.э. в Крыму возник новый этнос «крымские греки», чьими потомками стали греки античности, тавры, скифы, готоалане и тюрки. В XIII веке центр Крыма занимало греческое княжество Феодоро, которое в конце XV века захватили османы. Часть крымских греков, сохранивших христианство, до сих пор живет в Крыму.

Римляне (I век н.э. – IV век н.э.)

Римляне появились в Крыму в конце I века, победив царя Пантикапеи (Керчь) Митридата VI Евпатора; вскоре под их защиту попросился Херсонес, страдавший от скифов. Римляне обогатили Крым своей культурой, построив крепости на мысе Ай-Тодор, в Балаклаве, на Альма-Кермен и покинули полуостров после развала империи - об этом в работе «Население горного Крыма в позднеримское время» пишет профессор симферопольского университета Игорь Храпунов.

Готы (III– XVII века)

В Крыму жили готы -германское племя, появившееся на полуострове во времена Великого переселения народов. Христианский святой Прокопий Кесарийский писал, что готы занимались земледелием, а их знать занимала военные должности в Боспоре, который готы взяли под контроль. Став владельцами боспорского флота, в 257 году германцы предприняли поход на Трапезунд, где захватили несметные сокровища.

Готы обосновались на северо-западе полуострова и в IV веке образовали свое государство – Готию, которая простояла девять веков и только потом частично вошла в княжество Феодоро, а сами готы были, очевидно, ассимилированы греками и турками-османами. Большинство готов со временем стали христианами, их духовным центром была крепость Дорос (Мангуп).

Долгое время Готия была буфером между ордами кочевников, напиравших на Крым с севера, и Византией на юге, пережила нашествия гуннов, хазар, татаро-монголов и прекратила свое существование после нашествия османов.

Католический священник Станислав Сестреневич-Богуш писал, что еще в XVIII веке готы жили у крепости Мангуп, их язык был похож немецкий, но все они были исламизированы.

Генуэзцы и венецианцы (XII–XV вв.)

Купцы из Венеции и Генуи появились на побережье Черного моря в середине ХII века; заключив договор с Золотой ордой, они основали торговые колонии, которые продержались до захвата побережья османами, после чего их немногочисленные жители были ассимилированы.

В IV веке в Крым вторгались жестокие гунны, часть которых осела в степях и смешалась с гото-аланами. А еще в Крым переселялись евреи, бежавшие от арабов армяне, сюда наведывались хазары, восточные славяне, половцы, печенеги и булгары, и совершенно немудрено, что народы Крыма не похожи друг на друга, ведь в их жилах течет кровь самых разных народов.

Крым — один из удивительных уголков Земли. В силу своего географического положения он находился на стыке обитания разных народов, стоял на пути их исторических перемещений. Интересы многих стран и целых цивилизаций сталкивались на такой небольшой территории. Полуостров Крым не раз становился ареной кровопролитных войн и сражений, входил в состав нескольких государств и империй.

Разнообразные природные условия привлекали в Крым народы самых разных культур и традиций Для кочевников здесь были обширные пастбища, для землепашцев — плодородные земли, для охотников — леса с множеством дичи, для мореходов — удобные бухты и заливы, много рыбы. Поэтому многие народы оседали здесь становясь частью крымского этнического конгломерата и участниками всех исторических событий на полуострове. По соседству жили люди, чьи традиции, обычаи, вероисповедания, уклад жизни отличались. Это приводило к недоразумениям и даже к кровопролитным столкновениям. Междоусобицы прекращались тогда, когда наступало понимание, что хорошо жить и процветать можно лишь в мире, согласии и взаимном уважении.