Кнут гамсун. Кнут гамсун - краткая биография


В истории литературы немало великих мыслителей и художников, чьи произведения остаются непризнанными. Есть писатели, которых просто не читают. Жребий других – издавать свои книги сотнями тиражей, но оставаться в забытьи. Есть авторы, чье поведение или взгляды оскорбительны для читателя, но он читает их произведения и возвращается к ним снова и снова.

К таковым, пожалуй, и можно отнести Кнута Гамсуна, норвежского писателя. Один из самых противоречивых творцов прошлого века, он открыто поддерживал нацистов и, в то же время считался одним из величайших романистов.

Об авторе

Настоящее имя писателя Кнуд Педерсен, он сын портного из Норвегии. Родился в 1859 году в сельской местности, в Гудбрандсдалене. Три года спустя семья переехала в Хамарой, чтобы работать в Хамсунне, на ферме своего родственника.

Гамсун до девяти лет не посещал школу. Его дядя, в доме которого они жили, был властным, к тому же «скупым и вспыльчивым», как писал сам Гамсун, человеком; мог оскорбить и избить по любому поводу. Но он также заведовал и местной библиотекой, где Кнут самостоятельно обучался читать и писать.

Несмотря на скромное происхождение и отсутствие формального образования, две неуклюжие истории, принадлежавшие перу юного писателя-фермера, в малоизвестных изданиях, но были опубликованы. И Гамсун Кнут попросил у богатого норвежского купца Э. Захла финансовую поддержку.

Жизнь в Америке

Гамсун отправился в Копенгаген и изо всех сил пытался выжить. В 18 лет он перебрался в Америку. В Нью-Йорке он был потрясен воздушной железной дорогой, которая шла «по воздуху, над домами», но жил будущий писатель в основном в Висконсине и Миннесоте. Восемь месяцев в Чикаго, где работал на канатной дороге, потом на ферме в Дакоте. Он восхищался принципами, изложенными в «Декларации независимости», Марком Твеном, лекции которого посещал в Нью-Йорке.

Гамсун брался за любую работу, голодал, доводил себя до нервного истощения, но вынужден был вернуться на родину. Несколько статей, которые ему удалось опубликовать, не улучшили его материального положения. И он второй раз едет в Америку – работает кондуктором трамвая, батрачит, выступает с лекциями по литературе. В 1877 году вышла первая книга - «Загадочный человек». Через год – баллада «Свидание» и повесть «Бьергер». В 1888-м он вернулся в Европу и обосновался в Копенгагене. Вскоре в одном из журналов выходят несколько глав романа «Голод».

Возвращение в Норвегию

Гамсун считается самой эпатажной фигурой в литературе того времени. В биографии Кнута Гамсуна много поступков, которые шокировали современников. Например, разъезжая по стране с лекциями, он откровенно провоцировал своими заявлениями норвежских классиков. Однажды пригласил Ибсена на свою лекцию в Осло и при всех обвинил, что тот не пишет, а «царапает дрожащими руками» и несет свое «грубое и ложное» психологическое понимание в массы. Самой шокирующей его выходкой считается заявление в адрес Ибсена: «Вам пора уходить!»

Откровенно говоря, своим поведением он приводил в шок и раньше. Когда он жил в Америке, его сосед по комнате вспоминал, что однажды ночью вернулся домой, Гамсун уже спал, лампа на столе все еще горела, а на столе лежала сигара, нож и записка: «Выкури сигару и воткни нож в мое сердце. P. S. эта записка станет твоим оправданием в суде». А на потолке был нарисован ангел смерти.

Кнут Гамсун не один раз поджигал занавески своего домовладельца и раскалывал голыми руками керамическую плитку. Когда умер отец, Гамсун отказался идти на похороны, а написал вместо этого статью, где утверждал, что четвертая заповедь «устарела» и родители должны чтить своих детей.

Личная жизнь

Поведение Гамсуна отличалось от общепринятого в обществе, он и не старался скрывать свои недостатки. И некоторые проступки, которые порядочный человек просто не мог позволить себе, казались мелкими по сравнению с тем, что Гамсун мог «выкинуть». История его первого брака с Берглиот Бех в 1898 году долгие была поводом для обсуждения. Берглиот была замужем много лет, у нее была дочь. Но Гамсун уговорил ее оставить мужа.

Они прожили вместе восемь лет, и тут их знакомые стали получать клеветнические письма, в которых было предостережение женщинам от какой-либо связи с Гамсуном. Он обвинил в этом супругу и сказал, что не хочет иметь с ней ничего общего. Но при этом забрал все ее деньги и оставил в Бельгии. Он не скрывал этого и признался, что поступил не как «самый порядочный человек», а позже обвинил во всем Бога: «Он меня сделал тем, кто я есть, и несет ответственность».

Второй раз Гамсун женился на красавице Мэри Андерсен в 1909 году. Мэри оставила карьеру актрисы и оставалась с ним до конца жизни. Как бы там ни было, книгами Гамсуна Кнута восхищался весь мир, и сложный характер не помешал ему создать великие произведения.

Мировоззрение писателя

Прежде чем познакомиться с произведениями Гамсуна, нужно немного сказать и о его мировоззрении. Эту тему невозможно обойти, потому что его отношение к Гитлеру подверглось критике тогда и осуждается сейчас. Было бы неправильным утверждать, что писатель был безоглядно предан идеям нацизма. В характере Гамсуна всегда присутствовал некий природный цинизм. Он был уверен, что за его произведения ему все обязаны помогать и финансово, и протежируя его сочинения. Что, собственно, и делали представители как норвежской, так и мировой культуры, понимая, насколько Гамсун важен для них.

В своих статьях и лекциях Гамсун Кнут неоднократно предостерегал читателей и слушателей от пацифизма, утверждая, что война не нечто неестественное. Война ради потребностей - это часть жизни. В пример приводил крестьян, которые убивают животных по необходимости, и назвать это жестокостью может только городской житель, который не жил в деревне. Гамсун был уверен, что мир очистится от всей этой шелухи, которая пришла с Запада. Он без оглядки злословил в адрес Америки и Англии, и считал, что в этот затхлый мир придет новое время, благодаря молодой Германии.

Гамсун был искренен в своих утверждениях и верил, что Норвегия расцветет только под руководством Германии. Оккупацию он считал недоразумением, но был непоколебимым сторонником Третьего Рейха. Свою Нобелевскую медаль, которую получил за роман «Плоды земли», он в 1943 году передал Йозефу Геббельсу. Гамсун встречался с Гитлером, а когда фюрер покончил жизнь самоубийством, написал некролог, где назвал лидера нацистов «борцом за права народов».

Судебный процесс

После войны, на суде, Гамсун Кнут говорил, что ничего не знал о преступлениях фашизма, а был лишь затворником в рабочем кабинете своего дома. На самом деле с 1938 года он не написал ни строчки. Норвежские министры требовали судить военных преступников по всей строгости закона. Но Молотов (дело Гамсуна решалось в Москве) сказал, что надо сохранить жизнь автору «Пана» и «Виктории», создателю лучших произведений Кнуту Гамсуну, и нельзя его судить, как остальных.

На суде Гамсун рассказывал, как горячо любит Норвегию, и все делал для ее блага. Сказал, что ничего не слышал о войне и не заслуживает наказания. И в то же время не принес никаких извинений и не отказался от своих воззрений. Суд признал его виновным в пособничестве фашистам и приговорил к большому штрафу - 425 000 норвежских крон. Гамсун лишился состояния, но остался свободен.

Последние годы жизни

Судебный процесс он описал в своей последней книге «На заросших тропинках», над которой начал работать в психиатрической лечебнице, а продолжил в доме престарелых. Трудно было найти издателя, который бы решился на публикацию. Имя Гамсуна на обложке не принесло бы ничего хорошего. Многие были уверены, что его поддержка нацистов – это оскорбление всего народа.

Кто-то утверждал, что его поведение в военное время нельзя судить столь строго, потому что это поведение старика и безумца, человека, глухого к реальности. Гамсун поставил на карту все свое состояние, оставшееся после суда, и выиграл. Книга была опубликована еще при жизни писателя в 1950 году, имела большой успех, и всем стало ясно, что ни о каком слабоумии писателя не может быть речи.

Личность этого человека не умещается в обычные рамки. Удивительно, но умирающие от голода люди, находившиеся в еще худшем положении, чем герой книги «Голод», не перестали его читать. Книги Гамсуна издавались в СССР и во многих других странах. Конечно, есть режиссеры, которые отказываются от его пьес, читатели, которые не покупают книг Гамсуна.

Кто-то пытается разделять его личность на писателя и политика. Примирить злодея с художником. Но те, кому не безразлична история европейского романа, история литературы, соглашаются, что Гамсун – писатель, без которого трудно представить модернизм в литературе. Кнут Гамсун изобрел новый вид письма – «психологический» роман. Интерес к его творчеству не иссякает и после смерти писателя. Умер Гамсун в феврале 1952 года.

Экранизации Кнута Гамсуна

  • Первые фильмы по книгам Гамсуна были сняты в России актерами МХАТа. Они долго присматривались к совершенно новому искусству и в 1916 году во главе с Б. Сушкевичем взялись за создание фильма «Рабы любви», в 1917-м была снята кинолента «Виктория» под руководством О. Преображенской. Эти постановки не оказали большого влияния на российский кинематограф. Фильмы были немые, и ни один из них не сохранился.
  • В 1921 году в Норвегии выходит фильм по роману «Соки земли», он стал не только первым по произведениям Гамсуна, но и одной из первых немых кинолент Норвегии. Режиссером фильма стал датчанин Г. Соммерфельдт. Премьера пришлась на рождественские праздники и стала важным событием в культуре Норвегии. Этот фильм долгое время считался частично утерянным, но в честь 150-летия писателя в 2009 году он был восстановлен.
  • Новая экранизация по роману Гамсуна «Пан» выходит в Норвегии в 1922 году. Эпилог фильма снимали в Алжире, чем еще больше подогрели интерес публики. В этом же году в Чехословакии выходит кинолента «Последняя радость».
  • В 1923 году в Швеции снимают картину «Сильные волей» по роману «Телеграфист» («Мечтатель»). Над созданием фильма работал профессиональный режиссер, и премьера имела огромный успех.
  • Первый звуковой фильм «Виктория» вышел в Германии в 1935 году, режиссером был известный кинооператор К. Хоффман.
  • В 1937 году в Германии режиссер О. Фьорд снимает фильм по роману «Пан».
  • Очередная кинолента «Последняя глава» по роману Гамсуна выходит лишь в 1961 году в Германии. Режиссером фильма стал В. Лейбнер. Съемки проходили на родине писателя.
  • В 1962-м в Швеции под руководством режиссера Б. Хеннинга выходит фильм «Короткое лето» по роману «Пан».
  • В 1966 году выходит фильм «Голод» режиссера Х. Карлсена, в главной роли с П. Оскарссоном, за которую он получил приз в этом же году на Каннском фестивале, а фильм - «Золотую пальмовую ветвь».
  • Следующая экранизация - «Ледниковый период» - выходит в 1973 году в Германии. Фильм был снят по пьесе Т. Дорста «Толлер», которая была основана на последней книге - «По заросшим тропинкам».
  • В 1989 г. выходит экранизация «Бродяги» режиссера О. Солума.
  • В 1989 г. выходит фильм латышского режиссера О. Дункерса «Виктория».
  • В 1994 г. «Телеграфист» Э. Густавсона по сценарию Л. Кристенсена.
  • В 1995 г. снят фильм Х. Карлсена «Пан».
  • В 1999 г. снимают три короткометражных фильма по рассказам Гамсуна.
  • А в 2007 году появился мультфильм «Муха» С. Эльвестада по рассказу писателя «Обыкновенная муха».

Творчество Гамсуна

Писатель с легкостью играет с читателем, вызывая бурю самых разнообразных эмоций и мыслей, воздействуя на его чувства и сознание. При этом пишет он довольно просто, не пытается приукрасить язык, а порой намеренно добавляет «неотесанные», грубоватые фразы. Вот этим, собственно, он и упрекал тех писателей, которые заботились о вычурности своих сочинений. Он критиковал их за увлечение стилистическими изысками и за отсутствие личностных портретов.

Ранние произведения

Творчество Гамсуна удобно подразделять на периоды. Произведения, относящиеся к раннему творчеству, – «Бьергер», «Свидание», «Загадочный человек», написанные им еще в подростковом возрасте, привлекают внимание скорее с точки зрения эволюции писателя. Здесь тема странствий, любовь к природе, крестьянская жизнь.

К творчеству, богатому любовными историями, человеческими отношениями и психологизмом, можно отнести произведения «Виктория», «Пан», «Мистерии», «Голод». Они принесли автору мировую известность и буквально «разобраны» на цитаты.

Кнут Гамсун больше не коснется тем, затронутых в этих романах, они никогда его не привлекут. Критики скажут, что на это повлияли его убеждения и личностные изменения, которые произошли с ним: он невзлюбил городскую жизнь, технократические процессы, происходившие в то время, и все отчетливее ощущал неприязнь к английской цивилизации.

  • «Мистерии», опубликованные в 1892 году, обозначили новый виток в его творчестве. Сюжет, положенный в основу произведения, был отмечен оригинальностью и новизной. Если норвежские классики Ибсен и Бьернсон, стремились предельно ясно выявить суть характера человека, то в «Мистерии» у Гамсуна чувствуется какая-то недосказанность и недоговоренность.
  • В произведении «Пан» (1894) отчетливо заметно, в каком направлении писатель будет двигаться в дальнейшем. В этом романе Гамсун подошел к человеку как к неотъемлемой части природы. Лейтенант Глан, главный герой, живет в лесу и ощущает свободу и счастье лишь наедине с северным летом, вслушиваясь в дыхание природы. В цивилизованном мире ему неуютно и неловко.
  • «Виктория» (1898) – одно из значительных сочинений мировой литературы, посвященных теме любви. Простой и драматичный сюжет произведения рассказывает о двух людях, об их глубокой и несбывшейся любви, разделенной ложной моралью, имущественными интересами и сословными преградами.
  • Роман «Голод» во многом автобиографический. Он повествует о жизни молодого интеллигента, который пытается заработать на жизнь публикацией своих статей. Гамсун настолько ярко передал сложные настроения своего героя, его отчаяние, гнев и состояние эйфории, что читатель невольно страдает вместе с ним от недоедания, переживает, надеется и мечется в поисках.

В последнем романе есть сходство с произведениями Достоевского. Автор и сам много говорил о русской литературе.

Поздние романы

После многих лет работы над собой, отчаянной борьбы с голодом и бедностью, самоучка, который учился в школе меньше года, Гамсун становится профессиональным писателем. Его более поздние работы поражают широким кругозором автора и свидетельствуют о его прекрасной осведомленности в области истории, философии, культуры, религии и т. д.

  • В работах «Под осенней звездой» (1906) и «Странник, играющий под сурдинку» (1909) появилось что-то новое: героем своих романов становится сам писатель. Он говорит от первого лица, скитается по Норвегии: то уходит в леса, то возвращается в общество, где его ожидает разнообразие человеческих отношений.
  • В 1908 году, в романах «Роза» и «Бенони», Гамсун вернулся к героям произведения «Пан», словно не в силах расстаться с молодостью.
  • «Дети века» и продолжение романа «Местечко Сегельфосс» (1915) раскрывают особенность человеческих отношений. Гамсуну всегда казалась важной тема закрытости, неспособность любящих друг друга людей прорваться через стену непонимания.
  • Роман «Соки земли», за который писатель был удостоен Нобелевской премии в 1920 году, - это гимн крестьянскому труду. Герой произведения Исаак превращает в плодородную землю дикий лесной край.
  • «Женщина у колодца» - произведение, опубликованное в 1920 году, - проникнуто горечью и печалью. Оливер Андерсен, герой романа, - это отражение городской жизни. В прошлом бойкий матрос, он возвращается домой калекой. Так и идет по жизни, искалеченный не только физически, но и духовно.
  • В романе «Последняя глава» (1923) сказалось скептическое отношение Гамсуна к западной цивилизации. Действие произведения протекает в санатории, уменьшенном подобии общества. Здание дало трещину, как и весь мир, над которым пронесся ураган революции и войны. Завершается роман апокалиптической картиной: пожар в санатории уносит жизни всех его обитателей.
  • Время не стоит на месте, и меняется все: человеческая психология и отношения, города, деревни. Все становится другим. Автор пытается уловить то, что меняет историю, и предстает перед читателем в облике предприимчивого Августа – главного героя трилогии «Скитальцы» (1927-1933 гг.).
  • «Замкнутый круг» (1936) – это книга, которой завершилась творческая деятельность писателя. Главный герой страдает не от голода и нищеты, а от обеспеченной жизни. Он не может жить в роскоши, бессмысленно тратит деньги, живет в долг, ему не нравится оседлость, его стихия – это скитания и бродяжничество.
  • Последняя книга Гамсуна «На заросших тропинках» была опубликована в 1949 году. Написал он ее в возрасте 90 лет, но она была, по мнению критиков, «по-прежнему живой и яркой».

Долгое время талант писателя оставался непризнанным на родине – в Норвегии. Музей Кнута Гамсуна, первый в мире, открылся лишь в 2009 году в местечке Хамарой, к 150-летию со дня его рождения. Несмотря на противоречивые элементы биографии этого автора, его произведения достойны прочтения. Достаточно прочесть хотя бы одно из них, чтобы ответить на вопрос, который несколько десятков лет волнует многих, - «Кто такой Гамсун?».

(настоящая фамилия - Педерсен) (1859-1952) норвежский писатель

Кнут Педерсен родился в семье портного в небольшой деревушке Лом, находившейся в самом сердце Гудсбранс-далленской долины, главного сельскохозяйственного района Норвегии. Он был младшим из четырех детей. Когда ему исполнилось три года, семья перебралась на север страны и поселилась на хуторе Гамсунд, расположенном неподалеку от городка Хаморой. Хутор принадлежал дяде Кнута по материнской линии, который предоставил жилье семье своей племянницы, обязав их работать вместо наемных батраков. До девятилетнего возраста Кнут прожил в традиционной обстановке северной деревни: помогал братьям пасти коров, ходил за водой, чистил хлев. После смерти отца семья оказалась в долгах. Чтобы рассчитаться с дядей, Кнуту с братьями пришлось трудиться не покладая рук. Впоследствии он вспоминал эти годы как самый тяжелый период в своей жизни.

Когда ему исполнилось четырнадцать лет, он убежал из дома к родственникам в Лом. В течение нескольких месяцев мальчик прожил у них, но потом вернулся к матери. Правда, он отказался жить в доме дяди и начал работать помощником продавца в сельском магазине. Поскольку у него впервые появилось свободное время, Кнут начал учиться. За два года он освоил программу начальной школы. Получив аттестат, Кнут стал бродячим торговцем, но ожидаемого заработка не получил.

Тогда он снова изменил профессию: переехал в норвежский город Буде и поступил в сапожную мастерскую. В течение двух лет Кнут работал подмастерьем и одновременно учился на курсах сельских учителей. Тогда он и написал свое первое произведение - повесть «Загадочный человек». Ее удалось напечатать на средства богатого благотворителя, но она осталась практически не замеченной критиками. Однако читатели охотно раскупали незатейливое повествование о любви сельского учителя и дочери священника. Первый небольшой заработок позволил Кнуту продолжить занятия литературой. Всего за несколько недель он написал стихотворную балладу «Свидание», которая была напечатана в городской газете. Кнут стал известной личностью в городке и получил должность помощника шерифа. Теперь у него появился не только стабильный заработок, но и возможность бесплатно заниматься в городской библиотеке, где он проводил все свободные вечера.

За три последующих года Кнут написал свое первое большое произведение - роман «Бьергер», в котором рассказал о жизни выходца из простого народа. Готовя его к публикации, Педерсен подписал роман псевдонимом Гамсунд, в память о месте, где прошло его детство, но по вине печатника «д» отпало, и Кнут Педерсен стал Гамсуном.

Скопив немного денег, он решил попытать счастья в столице и в 1878 г. отправился в Христианию (современный Осло). Там Кнут Гамсун предлагал свои произведения столичным издателям. Но никто не хотел печатать прозу начинающего автора. Гамсуну удается передать свой роман видному норвежскому писателю Б. Бьернсону. Прочитав произведение, тот откровенно признался автору, что у него есть литературный талант, но необходимо работать над стилем.

Но Кнут Гамсун не смог продержаться на случайные литературные заработки, поскольку ему удавалось печатать лишь небольшие газетные статьи и рецензии. Истратив все сбережения, он решил отправиться в Америку. Друзья снабдили его рекомендательными письмами, и в 1882 г. Гамсун приехал в США, где поселился в штате Висконсин.

Он не чурается никакой работы: служит приказчиком в лавке, конторщиком, разводит на свиноводческой ферме, но все свободное время посвящает литературному труду. Ему удается напечатать несколько очерков о жизни в США. На полученные деньги он даже смог совершить небольшое путешествие по стране. Через два года от тяжелого труда и недоедания Гамсун серьезно заболевает тяжелой формой бронхита и по совету врача возвращается на родину. В Норвегии он поселяется в усадьбе своих знакомых. Постепенно его состояние улучшается, и писатель возвращается к работе.

В 1885 г. Кнут Гамсун печатает книгу о творчестве Марка Твена и переводы нескольких его рассказов. На полученные деньги он снова отправляется в США. Поселившись в Чикаго, зимой Гамсун работает кондуктором трамвая, а летом ездит по стране, перебиваясь случайными заработками. По вечерам он работает над новой повестью. Но так и не сумев обустроиться в Америке, писатель возвращается в Норвегию. По совету знакомых он посещает Копенгаген, где показывает начатую повесть редактору ежедневной газеты Э. Брандесу. Тот приходит в восторг от прозы Гамсуна и убеждает его написать роман на данном материале.

Кнут Гамсун приступает к работе, и через несколько месяцев в одном из копенгагенских издательств выходит его роман «Голод». В нем писатель рассказывает историю становления художника. Главный герой во многом напоминает персонажей Достоевского, под влиянием которого в то время находился Гамсун. Писатель наделяет своего героя богатым воображением, он живет в мире, полном видений и снов.

Критика восторженно оценила роман, который был переиздан большим тиражом. Гамсун становится профессиональным писателем и теперь уже может позволить себе сосредоточиться только на литературной работе. Издатели наперебой приглашают его выступить со статьями, обзорами, критическими эссе. Кнут Гамсун печатает книгу впечатлений о США «Духовная жизнь Америки» . Через два года выходит его второй роман «Мистерии», в котором рассказано о жизни небольшой норвежской деревушки, все жители которой занимаются рыболовством.

После выхода романа в творчестве Гамсуна четко определились две линии: почвенническая и психологическая. Первая предполагала рассказы о жизни норвежской глубинки, а вторая - глубокое исследование психологии личности. В романе «Пан» (1894) Гамсун рассказывает о жизни философа и художника Т. Глана. Тот покидает город и живет кочевой жизнью охотника в прибрежных районах Норвегии. Писатель поэтически описывает норвежскую природу, которая становится полноправным художественным персонажем романа. Гамсун показывает, что нельзя абстрагироваться от окружающего мира, иначе наступает душевный надлом. Поэтому главный герой в конце романа и кончает жизнь самоубийством.

Параллельно с прозой, Кнут Гамсун пишет и драматургические произведения, в частности трилогию, в которой показывает пессимистические настроения героя, принадлежащего к высшему обществу. Внешне его жизнь благополучна, но на самом деле, как и другие герои писателя, он страдает от неразрешимых противоречий, приводящих его к гибели. Хотя пьесы Гамсуна были поставлены в нескольких театрах, они не имели такой популярности, как его романы.

В 1898 г. Кнут Гамсун женился на своей давней знакомой Б. Бех, вскоре у них родилась дочь. Правда, брак продолжался недолго: в 1906 г. супруги развелись. Через два года писатель женился на известной норвежской актрисе М. Андерсен, в браке родилось четверо детей: два сына и две дочери. Супруги счастливо прожили почти сорок лет, но в 1947 г., во время судебного разбирательства, они поссорились. Гамсун покинул семью и в течение трех лет не встречался со своей женой. Только в 1950 г. супруги вновь стали жить вместе.

В начале XX в. писатель создает объемные романы, действие которых происходит на хуторах и в селах Норвегии. После развода с первой женой он приобретает небольшую ферму на юге страны в местечке Гримстаад. Там писатель ведет уединенный образ жизни, занимаясь сельскохозяйственным трудом.

Гамсун вновь возвращается к истории Т. Глана. Но теперь он ведет повествование в подчеркнуто элегическом тоне, изображая норвежскую деревню как идеальное общество. В романе «Городок Сегельфос» он рассказывает историю двух богатых норвежских семейств. Сюжет произведения - приключенческая история о поисках клада - является лишь фоном, на котором писатель разворачивает перед читателями панораму жизни провинциального городка. Каждая глава романа представляет собой законченный эпизод с локальной интригой.

Одновременно Кнут Гамсун работает над своим самым крупным произведением - романом «Соки земли» (1917). В нем писатель рассказывает историю любви двух норвежских крестьян, основой сюжета становится эпизод из библейской Книги Руфи. Главная героиня романа Ингер нанимается работницей в богатое имение, а затем становится женой хозяина. Гамсун показывает, что только связь с землей помогает героям выстоять в сложных жизненных обстоятельствах.

После выхода «Соков земли» Гамсун ненадолго переехал в Осло. Вскоре он приобретает усадьбу Нерхольм и навсегда уезжает из города. В. Нерхольме Гамсун прожил почти безвыездно до конца своих дней. Он писал и работал в поле. Известность его продолжала расти. Сразу же после публикации в Норвегии роман «Соки земли» был переведен на многие европейские языки.

В 1920 г. Кнут Гамсун был отмечен Нобелевской премией по литературе. В постановлении о награждении говорилось, что премия присуждена за «монументальное произведение, в котором рассказывается о той жизни, какой живет любой человек, где бы он ни находился». К этому времени у Гамсуна нарастает отчуждение от мира. Он пытается отгородиться от происходящих в нем перемен и даже отказывается выступить с традиционной нобелевской лекцией.

Со временем, начинают меняться и политические убеждения Кнута Гамсуна. Из сторонника прогрессивных взглядов он превращается в приверженца фашизма. В 1934 г. писатель публикует статьи, в которых приветствует приход фашистов к власти в Германии и призывает к установлению подобного режима в Норвегии. Поступок Гамсуна вызывает яростные протесты со стороны его читателей, из многих стран ему приходят бандероли с книгами, которые возвращают писателю разочарованные поклонники.

Хотя Кнут Гамсун никогда не состоял в фашистской партии, после начала оккупации Норвегии он активно сотрудничает с немецкими властями. Писатель выступает в профашистской печати, призывает прекратить сопротивление новой власти. В 1943 г. он совершает поездку в Германию по личному приглашению Гитлера. Он встречается с Геббельсом и Гитлером и выступает с восторженными статьями, в которых одобряет то, что происходило в Германии.

Осенью 1945 г. Кнута Гамсуна и его жену арестовали по обвинению в сотрудничестве с фашистами. Писатель пробыл в тюрьме четыре месяца, но после инсульта его перевели в психиатрическую клинику, а затем в дом для престарелых. В 1947 г., когда врачи нашли состояние здоровья Гамсуна удовлетворительным, он предстал перед судом, был признан виновным и приговорен к штрафу в 500 000 норвежских крон (около 100 000 долларов). После Гамсун вернулся в свое имение, где возвратился к литературной работе. В 1949 г., когда писателю исполнилось 90 лет, он выпускает свою последнюю книгу - «По заросшим тропам», в которой рассказывает о собственном судебном процессе.

Кнут Гамсун был полон творческих планов и даже начал работу над новым романом, но последовавшие один за другим два инсульта помешали ему завершить задуманное. В начале 1952 г. Гамсун скончался. На его похоронах присутствовал весь цвет норвежской интеллигенции. Кнут Гамсун является третьим норвежским писателем (наряду с Г. Ибсеном и С. Унсетт), которого считают классиком мировой литературы.

Гамсун Кнут - известный норвежский писатель-импрессионист, драматург, поэт, публицист и литературный критик. В 1920 году стал лауреатом Нобелевской премии за книгу «Соки земли».

Детство

Гамсун Кнут родился в Ломе (район Центральной Норвегии). Его родители (Педер Педерсен и Тора Олдсдаттер) поселились на небольшом хуторе в Гармутрете. У Гамсуна было две младшие сестры и три старших брата.

Когда мальчику исполнилось 3 года, всё семейство переехало в Хамарой. Там они арендовали ферму у Ханса Олсена (дядя Гамсуна по матери). Следующие шесть лет жизни будущего писателя прошли в идиллической атмосфере: он пас коров и постоянно любовался красотой заснеженных гор и норвежских фиордов.

Аренда фермы закончилась для семьи долговой кабалой, и 9-летний Кнут стал работать на дядю. Тот был набожным человеком, не давал ему есть и часто бил. В 1873 году, устав от издевательств, мальчик сбежал в соседний город, но через год вернулся и устроился работать в местный магазин.

Первое произведение

В 1875 году юноша стал бродячим торговцем. Когда это занятие ему поднадоело, Гамсун Кнут остановился в городе Буде и устроился помощником башмачника. Именно тогда он и написал свою первую повесть «Загадочный человек». Опубликована она была в 1877 году, когда юноше исполнилось 18 лет.

Через год Гамсун преподаёт в школе, а потом решает стать помощником судебного шерифа. В его библиотеке он знакомится с произведениями таких скандинавских писателей, как Бьернстерн Бьернсон и т.д. В 1878 году Кнут выпустил роман «Бергер», где главный герой пишет стихи о своей нелёгкой жизни. Однако славы ему это не приносит и, заняв деньги у нурланского торговца, он уезжает в Осло. В последующие годы юноша растрачивает все средства, так как не может заработать писательством. В итоге Гамсун Кнут становится дорожным рабочим.

Переезд в США и болезнь

Первый успех

Разочаровавшись в жизни и литературных начинаниях, автор возвращается в Европу (Копенгаген) и показывает одно из начатых произведений Эдварду Брандесу - редактору ежедневной газеты. И измождённый писатель, и отрывок из повести произвели на Эдварда сильное впечатление. В 1890 году в Копенгагене вышла книга, на обложке которой красовалась надпись «Кнут Гамсун "Голод"». Эта повесть произвела сенсацию и наделила автора репутацией серьёзного писателя.

Повесть «Голод»

В этом произведении Кнут отказался не только от традиции обличительного реализма, характерного для скандинавской прозы, но и от господствовавшей в то время идеи о том, что литература должна улучшать условия человеческого существования. По сути, сочинение не имеет сюжета и рассказывает о молодом человеке, живущем в Осло и мечтающем стать писателем. Ну, понятное дело, что повесть автобиографическая и прототип главного героя - Кнут Гамсун. «Голод» получил восторженные отзывы критиков. Например, Альрик Густафсон написал: «Это словно герой Достоевского, который болен телом и душой, испытывает муки голода и делает свою внутреннюю жизнь сплошной галлюцинацией».

Главный персонаж произведения страдает не только от отсутствия еды, но и от нехватки социальных контактов, невозможности самовыражения и сексуальной неудовлетворённости. Уверенный в своей гениальности, он предпочитает нищенствовать, чем отказаться от мечты и амбиций. Многие критики писали, что своей отчуждённостью данный герой предвосхитил антигероя литературы 20 века. Кстати, повесть до сих пор очень популярна. Об этом свидетельствует высокая частота поискового запроса, когда люди ищут «Голод» (книга). Кнут Гамсун известен и в 21 веке.

Развитие собственной концепции

Не менее важно и то, что в своём первом успешном произведении писатель выработал специфический стиль. «Голод» был написан короткими и ёмкими фразами. А ясные и чёткие описания намеренно чередовались с многозначительными и субъективными. Создание «Голода» совпало со временем, когда Стриндберг, Ницше, Гартман и Шопенгауэр призывали обращать внимание на подсознательные силы, управляющие человеческой личностью.

Собственную субъективную концепцию прозы Кнут Гамсун, собрание сочинений которого можно купить почти в любом книжном магазине, сформулировал в эссе под названием «Из подсознательной жизни души». Это произведение появилось в том же году, что и «Голод». В нём автор отказался от особенностей объективной прозы и предлагал изучать «движения души в отдалённых уголках подсознания и анализировать хаос впечатлений».

Второй и третий романы

Второе удачное произведение, которое написал Кнут Гамсун - «Мистерии». В романе рассказывается о шарлатане, появляющемся в приморской деревушке и удивляющем жителей странным поведением. Так же как и в «Голоде», писатель вновь использовал субъективный метод, и это отлично сработало, обеспечив книге популярность.

«Пан», изданный в 1894 году, стал третьим успешным романом автора. Кнут Гамсун, биография которого была насыщена событиями, написал его в форме воспоминаний некоего Томаса Глана. Главному герою чуждо цивилизованное существование, и он живёт за городом в Нурлане, занимаясь рыболовством и охотой. По аналогии с Руссо, автор хотел показать культ природы и сверхчувствительности души. Эйфорию главного героя Кнут выражал с помощью возвышенных описаний природы и пытался отождествить его личность с нурланской деревней. Пламенная страсть Томаса к Эдварде, своевольной, избалованной дочери купца, создаёт в его душе настоящий эмоциональный хаос и в итоге приводит к самоубийству.

Четвёртый роман

Четвёртое монументальное произведение, которое написал Кнут Гамсун - «Соки земли» (издано в 1917 году). В романе отразилась атмосфера 1911 года, когда писатель переехал жить на ферму и оказался в отчуждении от общества. Автор с большой любовью рассказывает о жизни двух норвежских крестьян Ингер и Исака, которые, несмотря на все проблемы, смогли сохранить верность патриархальным традициям и преданность своей земле. В 1920 году его удостоили за это произведение Нобелевской премии.

Многие считают, что существует ещё один роман, который написал Кнут Гамсун - «Плоды земли». На самом деле они ошибаются. Это просто другой перевод оригинального норвежского названия «Соков земли».

Поддержка нацизма

С возрастом Кнут становится всё более реакционным. С 1934 года он открыто поддерживает нацистов. Гамсун не вступал в фашистскую партию, но ездил в Германию на встречу с Гитлером. Когда немцы оккупировали Норвегию, вышло много профашистских статей, под которыми стояла подпись «Гамсун Кнут». Книги писателя были возвращены ему тысячами читателей в знак протеста.

Арест и суд

В конце войны он был арестован вместе с супругой. Осенью 1945 года Гамсуна поместили в психиатрическую клинику. После четырёх месяцев лечения его перевели в Ландвик в дом престарелых. Спустя два года писателя судили и признали виновным в пособничестве врагу. Также его обязали выплатить 425 000 Тюремного заключения Кнуту удалось избежать из-за «интеллектуальной деградации».

Последнее произведение

Очерки «На заросших тропинках» стали последним произведением писателя. Трагизм книги копился на протяжении нескольких десятилетий. Кнут Гамсун (цитаты из его произведений можно прочесть ниже) мечтал восстановить былое величие скандинавов. Речи Гитлера о возвышении (в частности норвежской) сильно «зацепили» писателя. Именно поэтому Гамсун проникся идеологией фашизма и лишь спустя годы осознал собственную неправоту. В книге «На заросших тропинках» Кнут рассказывает о своих трагических ошибках, но не просит за них прощения у народа. Писатель никогда не признавал собственной неправоты.

Смерть

Кнут Гамсун, биография которого была представлена в этой статье, умер в своём имении Норнхольм. Послевоенные издания драматурга стали появляться в Норвегии только с 1962 года: его простили как писателя, но не смогли простить как общественного деятеля. В заключение приведём наиболее известные цитаты автора из его произведений.

Цитаты

«Не злитесь на жизнь. Не нужно быть жестоким, строгим и справедливым к жизни. Будьте милосердны и возьмите её под свою защиту. Вы даже не представляете, с какими игроками ей приходится иметь дело».

«Сочинять - это значит, вершить над собой суд».

«Для всех я чужой, поэтому часто разговариваю сам с собой».

«Самым великим является тот, кто придаёт человеческому существованию смысл и оставляет после себя наследие».

«Чаще всего хорошее проходит бесследно, а злое влечёт за собой последствия».

«Со скамейки я вижу звёзды, и мои мысли уносятся вверх с вихрем света».

«Жизнь - это ежедневная война с демонами в своём мозге и сердце».

Исаак Башевис-Зингер как-то назвала Кнута Гамсуна отцом модернистской литературы. Но его смело можно назвать также и отцом постмодернистской литературы. После выхода в свет в 1890 году романа «Голод», Кнут Гамсун дал жизнь первому в серии романов, предполагающих всё: от ужасающей абсурдности Кафки до сухой апатии экзистенциалистов, и даже автобиографические исследования Чарльза Буковски.

Несмотря на это, Кнут Гамсун сейчас считается писателем, которого старается избегать литературный истеблишмент. И не потому, что его книги со временем утратили свою значимость, а из-за его крайне правых политических взглядов, которые пришли ему в голову во время Второй мировой войны. Тогда он открыто поддержал Гитлера и норвежское нацистское марионеточное правление.

Мы не будем защищать политические взгляды Гамсуна. Он не только предал свою страну, но, что важнее, человечество в целом, и заслуживает каждую минуту презрения, которые на него свалились. Но литература Гамсуна это совсем другое дело. Хотим мы этого или нет, но игнорировать значимость работ Кнута Гамсуна просто нелепо. Он сыграл важную роль в литературной эволюции, и отрицание этого лишь усложнит ваше восприятие других писателей и литературы в целом.

«В современной литературе я не вижу никого, равного ему по оригинальности творчества»

Максим Горький, 1928 год

Что касается литературной эволюции Гамсуна, очень трудно описать, что именно пришло за писателем. В отличие от любого другого писателя, Гамсун, кажется, возник совершенно сформированным, свободным от любой задаваемой литературой традиции и даже явного влияния. Кнут Гамсун родился в бедной семье в сельском районе Норвегии, будущий писатель занимался самообразованием, но ему не доставало социального и интеллектуального фона, который часто ассоциировался с европейскими писателями того времени. Он начал писать с 17 лет. После долгого периода написания юношеских произведений, к тридцати годам Гамсун нашел свой истинный голос, который не был похож ни на что известное до этого.

По словам Гамсуна, в литературе в те времена преобладали старательно прописанные тома, заполненные разговорами в гостиной и высокопарной прозой, в которой было мало психологического и эмоционального содержания. Гамсун выступал против такой концепции. Используя стиль, который был бы бескомпромиссным и на удивление лирическим, он писал небольшие истории, часто от первого лица, построенные больше на запутанности, чем на действии, противоречивые и зачастую содержащие брутальные махинации человеческого сердца и разума. Как результат, появилась серия захватывающих психологических романов, которые поразили как критиков, так и писателей.

«Гамсун не создаст школы. Он слишком оригинален, а подражатели его всегда будут смешны. Он пишет так же, как говорит, как думает, как мечтает, как поёт птица, как растёт дерево. Все его отступления, сказки, сны, восторги, бред, которые были бы нелепы и тяжелы у другого, составляют его тонкую и пышную прелесть. И самый язык его неподражаем — этот небрежный, интимный, с грубоватым юмором, непринуждённый и несколько растрёпанный разговорный язык, которым он как будто бы рассказывает свои повести, один на один, самому близкому человеку и за которым так и чувствуется живой жест, презрительный блеск глаз и нежная улыбка».

Александр Куприн, «О Кнуте Гамсуне», 1907 год

Некоторые спорят с тем, что Кнут Гамсун создал свои лучшие произведения в первой половине своего творчества, когда были написаны романы «Мистерии», «Пан», «Виктория» и вышеупомянутый «Голод». В этом есть доля правды. С возрастом Кнут Гамсун стал отворачиваться от многих своих инноваций и начал писать эпосы в традициях таких писателей как Толстой и Достоевский. И, тем не менее, в течение этого позднего периода творчества Гамсун создал несколько замечательных произведений, включая романы «Плоды земли», за который он удостоился Нобелевской премии в 1927 году, и «Круг замкнулся», преступно недооцененное размышление о значении работы и жизни, которое является одной из истинных жемчужин западной литературы.

В последние десятилетия жизни Гамсуна его политические взгляды, которые на протяжении многих лет тяготели к правым, выкристаллизовались в странном видении «пан-Тевтонского единства» и достигли своего идеала в поддержке нацистской партии, что привело к падению писателя как общественного человека. Как бы это до сих пор не было грустно для многих, это всё же не отменяет значимости Гамсуна как писателя и его влияния на следующее поколение писателей.

Роман, в современном понимании, во многом состоит сегодня из того, что вложил в него Кнут Гамсун , и никакие концепции этого уже не изменят. Сегодня книги Гамсуна и его имя постепенно возвращается в литературную среду, оставляя его политику позади, где ей и место.

Гамсун Кнут Га́мсун Кнут

(Hamsun), настоящая фамилия Педерсен (Pedersen) (1859-1952), норвежский писатель. В психологических романах «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898) изобразил бунт личности против обывательской среды, сложную жизнь человеческого сердца, воспел красоту и силу любви. Городской жизни противопоставлял патриархальный крестьянский уклад жизни, близкий к естественному круговороту природы; в романе «Соки земли» (1917) воспел труд земледельца. В драматической трилогии «У врат царства» (1895), «Игра жизни» (1896) и «Вечерняя заря» (1898) - ницшеанские мотивы. В романах 20-30-х гг. («Женщины у колодца», 1920, «Кольцо замыкается», 1936) - мотивы одиночества и беспомощности человека в современном мире. В творчестве Гамсуна - сложное переплетение реализма, иррационализма и мистики. Нобелевская премия (1920).

ГАМСУН Кнут

ГА́МСУН (Hamsun) (наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (1859-1952), норвежский писатель. В психологических романах «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898) изобразил бунт личности против обывательской среды, сложную жизнь человеческого сердца, воспел красоту и силу любви. Городской жизни противопоставлял патриархальный крестьянский уклад жизни, близкий к естественному круговороту природы; в романе «Соки земли» (1917) воспет труд земледельца. В драматической трилогии «У врат царства» (1895), «Игра жизни» (1896) и «Вечерняя заря» (1898) - ницшеанские мотивы. В романах 1920-30-х гг. («Женщины у колодца», 1920; «Кольцо замыкается», 1936) - мотивы одиночества и беспомощности человека в современном мире. Нобелевская премия (1920).
* * *
ГА́МСУН (Hamsun; наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (4 августа 1859, Лом - 19 февраля 1952, Норхольм), норвежский писатель.
Детство и годы странствий
Родился в многодетной крестьянской семье. Детство провел на севере страны, на острове Хамарей, в 1862-1867 - на хуторе Гамсунд (отсюда его писательский псевдоним). Четырнадцати лет Кнут начинает самостоятельную жизнь, работая продавцом в магазине, грузчиком, школьным учителем, каменщиком, помощником полицейского, но, главным образом, коробейником, разъезжающим с мелким товаром по всей северной Норвегии.
Выпустив в провинциальном издательстве первые сентиментально-романтические произведения - повесть «Загадочный. Любовная история из Нурланна» (1877), балладу «Свидание» (1878) и повесть «Бьергер» (1878), окрыленный успехом юноша отправляется на юг и совершает короткую поездку в Копенгаген, где тщетно ищет издателя для новой повести «Фрида». Он добивается встречи с влиятельным норвежским писателем Б. Бьернсоном (см. БЬЕРНСОН Бьернстьерне Мартиниус) , но тот, не обнаруживая в нем таланта, советует ему: «Вы такой большой и красивый. Вам следует стать актером».
В последующие два года Гамсун безуспешно пытается утвердить себя в журналистике и влачит полуголодное существование на случайные заработки. Исчерпав, как казалось, на родине все возможности, Гамсун уезжает в США, где от профессора Р. В. Андерсона, к которому послал его с рекомендательным письмом Бьернсон, получает совет: «В Америке каждый устраивается, как может». Некоторое время он работает батраком на фермах, приказчиком в магазине, позже - помощником проповедника в Миннесоте. К осени 1884 здоровье Гамсуна ухудшается настолько, что друзья, собрав деньги, отправляют его на родину, но уже ранней осенью 1886, потерпев в Осло очередное литературное фиаско, Гамсун возвращается в США. Работает кондуктором омнибуса в Чикаго и батраком на большой ферме в долине Ред-ривер, после чего опять обосновывается в Миннеаполисе, где выступает с лекциями и статьями о современной скандинавской литературе.
«Голод»
Летом 1888 Гамсун едет на родину, но, не сходя в Осло (из-за связанных с этим городом болезненных воспоминаний), тем же пароходным рейсом отправляется далее в Копенгаген. Там он пишет и публикует роман «Голод» (1890), выход которого обозначает его настоящий дебют в литературе. Отныне творчеству Гамсуна сопутствует постоянный успех.
«То, что я описал в «Голоде», действительно пережито мной. Боже, как мне досталось! Но я выжил». Бедность, нищета и голод доводят оказавшегося в столице героя до экстатического состояния - чуждый всем, он воспринимает действительность через дымку обостренных до крайности чувств. Но полностью владеет собой, или, вернее, языком, при помощи которого фиксирует тончайшие, иногда парадоксальные движения души - единственную для него реальность. В романе пунктиром намечена любовная интрига: герой не хочет, чтобы любимая делила его отчаяние, и покидает ее.
Почти через 30 лет Гамсун напишет, что завершая роман, читал «Бесов» и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) , влияние которого прочитывается и в следующей его книге «Мистерии» - прежде всего в более объективной манере повествования.
«Мистерии» (1892)
Мистерии, или таинства, совершаются в душе Нагеля, человека ниоткуда, самовлюбленного и ненавидящего самого себя, склонного к необъяснимым переменам настроения, восстающего против общепризнанных понятий типа «прогресса», «свободомыслия», «веры в науку и демократию». Нагель исповедует ницшеанскую «религию жизни», законы которой одинаково глубоки и непостижимы в природе и в человеке. Его идеал - цельная лишенная сомнений личность, только в таких людях происходит великая самореализация жизни. Однако к ним Нагель причислить себя не может. Воплощение его слабости - это Минутка, человек с извращенным самомнением и нечистой совестью, герой видит в нем свое отражение и избавляется от него, покончив с собой.
«Пан»
В 1894 Гамсун выпускает самую известную свою книгу - повесть «Пан», своего рода поэму в прозе. Ее главный и очень верный в деталях образ природы одушевлен противоречивыми порывами чувств героя, одиночки и поэта, ищущего мистического слияния с мирозданием. Примечательно, что постижения тайны жизни лейтенант Глан ищет не за счет опрощения или приближения к примитиву - оно требует высокого интеллекта. И далеко не всегда познание радостно: нелепо погибает любовница лейтенанта, дочь кузнеца, Ева, заканчивается поражением его любовь, более походящая на поединок гордости, к Эдварде, дочери купца Мака. Природа в изображении Гамсуна - не только идиллия, она также оборачивается мучительной загадкой.
Виктория
В мае 1898 Гамсун в возрасте 46 лет женится на 25-летней Бергльот Бек, осенью того же года он заканчивает свой лучший роман о любви «Виктория». Герой ее, сын мельника Юханнес, настойчиво, как Гамсун, пробивает себе дорогу в жизни и становится писателем. Но он теряет свою любимую, ибо главное для него в любви - это чувство гордости. С бескомпромиссной одержимостью персонажей Достоевского романтический герой Гамсуна готов скорее отказаться от счастья, чем потерять свободу воли, выступающую у него под маской гордости. Юханнес обретает Викторию лишь после того, как та умирает: его победа с большой буквы - мертва.
Завершение романтического периода
Романы и повести 1890-х гг.: «Голод», «Мистерии», «Пан» и «Виктория» - это самые известные и значительные произведения Гамсуна. Но они - лишь часть его литературного наследия, создававшегося на протяжении 72 лет. На рубеже веков писатель публикует ряд других художественно значительных произведений - драматическую трилогию о борьбе ученого Карено, ницшеанца и антилиберала, за свои идеалы («У врат царства», 1895; «Игра жизни», 1896; «Вечерняя заря», 1898), антицерковную драматическую поэму («Мункен Вендт», 1902), драму о любви («Царица Тамара», 1903), интересные путевые записки о путешествии по России и Кавказу («В сказочной стране», 1903), сборник стихотворений «Дикий хор» (1904) и написанный в новом реалистическом ключе роман о рыбацком поселке в родном Нурланне («Мечтатель», 1904).
Старость
В 1906 брак Гамсуна распался, а в 1909 он женился на Марии Андерсен, умной и одаренной женщине, с которой прожил большую часть жизни. Одна из проблем, волновавших писателя в это время, - старость. В романе «Под осенней звездой» (1907) его вымышленный герой (хотя имя его - Кнуд Педерсен) предпринимает попытку вернуться в мир молодости: он скитается по хуторам, перебивается случайными заработками, влюбляется, водит дружбу с другими бродягами - он сравнивает свое прошлое и настоящее. Увы, возвращение в молодость невозможно. В продолжении романа «Странник играет под сурдинку» (1909) герой приходит к выводу, что увядания всего живого требует сама природа, по сравнению с которой человеческие амбиции - ненужная мелочь. Теме старения посвящена также пьеса «У жизни в лапах» (1910).
«Мне не остановить чумы»
С конца 1910-х гг. писатель все активнее работает в жанре публицистики: защищает патриархальный уклад жизни, которому угрожает индустриализация, или «американизм», - против него Гамсун выступал еще в 1889 после возвращения из США. Неприятие технического прогресса и осуждение либерально-буржуазных ценностей становится магистральной тенденцией всего его последующего творчества, в частности, в романах «Последняя радость» (1912), «Дети века» (1913), «Местечко Сегельфосс» (1915), она же прослеживается в романе «Соки земли» (1917), по-библейски сильно воспевающем основу существования человека - патриархальное земледелие. В эпоху революций и войн эта книга идеально отвечала чаяниям уставших от политических потрясений европейцев - в 1920 Гамсун получил за нее Нобелевскую премию.
Следующие два романа, «Женщины у колодца» (1920) и «Последняя глава» (1923), явились, по-видимому, следствием кризиса - в них утверждается пессимистический взгляд на природу человека и обреченность общества. Впрочем, не свойственный Гамсуну нигилистический пессимизм скоро опровергается его трилогией об Августе («Бродяги», 1927; «Август» , 1930; «А жизнь идет», 1933) - панорамной картиной Норвегии за предшествующие мировой войне 50 лет. Герой романов, бродяга и авантюрист, воплощает собой дух предприимчивости, он переживает взлеты и падения, подвигает людей на технические и общественные нововведения, он обманывает, обманывается и благодетельствует, и его предприятия чаще всего оборачиваются разорением и бедой. В то же время движет Августом не стяжательство, а неуемная жажда деятельности и желание изменить жизнь: возможно, поэтому, наставительно осуждая его, писатель не может не относиться к нему с сочувственным юмором, хотя в конце концов заставляет пасть жертвой собственного начинания - Августа увлекает за собой в пропасть его собственное образцовое стадо овец.
«Англосаксы пустили жизнь под откос»
Драматические для Норвегии события Второй мировой войны не оставили Гамсуна безучастным. Он публично приветствовал оккупацию страны нацистами. Будучи недовольным режимом В. Квислинга (см. КВИСЛИНГ Видкун) , Гамсун пытался во время визита к Гитлеру повлиять на смещение норвежского премьер-министра, но фюрер аудиенцию оборвал. Тем не менее, Гамсун опубликовал в прессе 7 мая 1945 некролог Гитлеру, в котором воздал ему должное как борцу за «права всех народов».
На сторону нацизма Гамсуна могло склонить несколько факторов: его давняя нелюбовь к Великобритании и США, симпатии к немецкой культуре и Германии, где его много печатали (как, впрочем, и в России), его принципиальная ориентация на иррациональное «природное» начало и известный антиинтеллектуализм (вспомним, как трудно далось ему вхождение в литературу), наконец, главное - стойкая привычка всегда и во всем идти против течения.
26 мая 1945 Гамсун был арестован за пособничество нацистам и помещен под домашний арест, затем переведен в больницу и позднее в дом для престарелых, после чего был подвергнут психиатрическому обследованию, констатировавшему у него «лишь незначительное возрастное ослабление умственных способностей». В декабре 1947 Гамсун был осужден, его присудили к штрафу и аресту имущества. Последние годы он провел в своем поместье Норхольм, выкупленном для него издательством.
«По заросшим тропам»
В 1949 Гамсун в девяносто лет выпустил последнюю свою книгу, об ослаблении умственных способностей отнюдь не свидетельствовавшую. В ней описываются его переживания с момента ареста до подтверждения приговора Верховным судом в 1948 и отражены чувства горечи и обиды. Автор считает, что заслуживает если не сочувствия соотечественников, то хотя бы большего уважения. Но он не впадает в пафос и не обличает, чаще всего снимая вопросы иронией и самоиронией. Гамсун по-прежнему превосходно владеет стилем и, описывая совершенно глухого человека, демонстрирует, как всегда, абсолютный стилистический слух. В последней его книге читатель встречается не с осужденным политиком, а с уникальным по таланту писателем, которого подарила миру Норвегия.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Гамсун Кнут" в других словарях:

    Гамсун, Кнут - Кнут Гамсун. ГАМСУН (Hamsun) (настоящая фамилия Педерсен) Кнут (1859 1952), норвежский писатель. В психологических романах “Голод” (1890), “Мистерии” (1892), “Пан” (1894), “Виктория” (1898) изобразил бунт личности против обывательской среды,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ГАМСУН (Hamsun) Кнут (1859 1952), норв. писатель. В кн. «В сказочной стране» («In eventyrland», 1903), написанной после путешествия на Кавказ, Г. говорит о Л., относя его к числу «величайших гигантов поэзии, известных всему миру великих русских… … Лермонтовская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Кнут. Кнут Гамсун Knut Hamsun … Википедия

    Гамсун (Hamsun) (псевдоним; настоящая фамилия Педерсен, Pedersen) Кнут (4.8.1859, Лом, 19.2.1952, Норхольм), норвежский писатель. Сын деревенского портного, Г. с 14 лет вёл скитальческую жизнь, менял профессии. Литературную деятельность начал в… … Большая советская энциклопедия

    - (Hamsun, Knut) (1859 1952), норвежский писатель. Кнут Педерсен (наст. фамилия) родился в семье деревенского портного 4 августа 1859 в приходе Лом в Гудбрандсдалене. С девяти лет работал в конторе у своего дяди, затем начались годы странствий (с… … Энциклопедия Кольера

    - (наст. фам. Педерсен; 1859–1952) – норв. писатель. Род. в семье деревенского портного. В детстве жил на С. Норвегии (Нурланн), где отец занимался сельским хозяйством в маленькой усадьбе Гамсун (отсюда пс.). Литер. деятельность начал в 1877. В… … Энциклопедический словарь псевдонимов

    ГАМСУН Кнут - ГАМСУН (Hamsun) (наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (1859—1952), норвежский писатель. Ром. «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898), «Под осенними звездами» (1906), «Бенони» (1908), «Странник играет под сурдинку»… … Литературный энциклопедический словарь