Джонни свифт биография. Краткая биография джонатан свифт самое главное из жизни английского сатирика


Джонатан Свифт (Swift) – знаменитый английский поэт, юморист и политический деятель, родился в 1667 г. в Дублине. Рано познакомившись с тяжелой нуждой, он вынужден был избрать духовную карьеру, к которой не чувствовал никакого призвания, прошел Дублинскую коллегию, в Оксфорде получил звание магистра, был некоторое время сельским священником в Ирландии, но, исполненный сознания своих сил и самых честолюбивых стремлений, старался выйти из деревенской глуши и приблизиться к правящим классам.

Портрет Джонатана Свифта. Художник Ч. Джервес, 1710

С этой целью Свифт сближался то с одной, то с другой политическою партиею. Еще проживая в доме своего родственника, известного политического деятеля Вильяма Темпля, как его секретарь Свифт проявил себя остроумным памфлетистом в изданной им безымянной сатире «Битва книг» (1697), где он поддерживал мнение Темпля о превосходстве произведений классической древности. Но произведением, которое поставило Свифта в ряд знаменитейших английских писателей и сблизило его с либералами-вигами , была «Сказка о бочке» (1704 г.), с уничтожающим остроумием осмеивавшая в аллегорической форме и католиков, и кальвинистов , и лютеран . С 1710, по поручению архиепископа Кинга, примаса Ирландии, он вел в Англии, где у него были друзья среди государственных деятелей-вигов, переговоры об отмене десятины, выплачиваемой католиками-ирландцами английскому правительству. Старания Свифта увенчались полным успехом, так что по возращении в Ирландию его встретили колокольным звоном.

Джонатан Свифт, биография

С падением вигов, Свифт, желая добиться епископства, сделался ревностным консерватором-торием, издавая торийский журнал «The Examiner»; но и тут его политические надежды не оправдались. В 1723 г. вышли его сатирические «Письма суконщика», направленные против английских министров, сделавшие имя Свифта ещё популярнее в Ирландии, но навлекшие на него негодование английского правительства, как на ирландского революционера. С этих пор все дороги к высшим должностям оказались для него закрытыми (он достиг лишь звания декана, т. е. настоятеля собора). Около этого времени приключился трагический исход двойной любви Свифта: к Эстер Джонсон, называемой им Стелла, и Эстер Ваномри – Ванесса. В 1723 последняя умерла с горя и от туберкулёза, в 1728 умерла и Стелла.

Все эти невзгоды ввергли Свифта в отчаяние. Раздраженный неудавшеюся жизнью, озлобленный на людей, он стал изливать свое мучительно-злобное настроение в пасквилях и цинических стихотворениях, пока, больной и измученный духовно и физически, не умер в 1745 г., впав стариком в психическое расстройство. В 1742 он потерял дееспособность после инсульта.

Путешествия Гулливера. Мультфильм

Произведением, доставившим Свифту европейскую известность, были его «Путешествия Гулливера » (1720 – 1725 гг.). С поразительным искусством сочетая фантастическое и чудесное с реальным, оно является беспримерною по остроумию сатирою на человеческую глупость и людские слабости и, несмотря на массу малоинтересных теперь намеков на современную писателю английскую политическую и общественную жизнь, привлекает читателя художественными достоинствами и является одною из любимейших книг для детского чтения. Богатая изобретательность фантазии, сила речи и неистощимое остроумие составляют удивительные качества таланта Свифта. Но слишком часто пробивающееся у него презрение к людям, холодная, язвительная насмешливость и бессердечное ожесточение показывают в нем отсутствие привлекательнейшей черты всех великих юмористов – теплого отношения к осмеиваемому, смеха сквозь слезы.

Биография Джонатана Свифта - это история ирландского писателя, который творил в сатирическом жанре, высмеивая пороки общества. «Приключения Гулливера» - самая любимая у многих читателей книга, в которой и взрослый, и ребенок найдут возможность для философского открытия.

Рождение писателя

Биография Джонатана Свифта начинается в Ирландии, в городе Дублине, 30 ноября 1667 года. Отец умер еще до рождения сына, мелкий чиновник не оставил семье средств к существованию. Мальчика на воспитание взял дядя Годвин. Сестра осталась с матерью, своих родных Джонатан почти не видел.

В 1682 году поступил в Тринити - колледж, который окончил со степенью бакалавра. Во время свержения Второго в Ирландии началась гражданская война. Свифт уехал в Англию к дальнему родственнику матери Уильяму Темпла и прослужил у него в качестве секретаря два года. Темпл, состоятельный дипломат, принимает в судьбе Джонатана самое активное участие. Именно он раскрывает литературные способности молодого писателя и помогает найти хорошую работу.

Публикации

Биография Джонатана Свифта как автора рождается с публикациями в 1704 году двух произведений: «Сказка бочки» и притча «Битва книг», а также поэм и стихов. С 1705 несколько лет он служил в приходе Ларакор (Ирландия), а в 1713 году Свифт получает место декана в соборе Святого Патрика. Эта должность дает хороший доход и возможность писательской и общественной деятельности.

В 1724 году под псевдонимом выпускает «Письма суконщика». В 1726 году выходят «Путешествия Гулливера» в 2-х томах. В 1742 году Свифт переносит сильный инсульт, в результате которого теряет речь и частично умственные способности. В преддверии своей смерти пишет эпитафию на могилу, которая по желанию, высказанному в завещании, была выбита на ней: «Суровое негодование утихло уже в его груди. Иди, путник, и подражай тому, кто всегда боролся за свободу».

Творчество Свифта

Джонатан Свифт, произведения которого были написаны на рубеже смены литературного стиля, сумел ухватить не только настроение революционной Ирландии, но и недовольство соотечественников английской политической тиранией. Уже ушло иносказание, но чопорность и прилизанность не вошли в моду. Именно в эту эпоху сатирический язык автора, его обличение пороков и глупости во имя добра и справедливости, здравого смысла нашли дорогу к сердцам читателей. Юмор и сатира - самые короткие пути для успеха во все времена.

Идеи Джонатана Свифта, высказанные в «Путешествии Гулливера», актуальны и на сегодняшний день. Политические распри и интриги выглядят смешно в Стране лилипутов, где миниатюрные люди борются за власть. С высоты своего роста Гулливер видит, как мелки страсти и желание наживы. В Стране великанов, напротив, слава и величие его страны выглядят смехотворно. На летающем острове Лапуту путешественник встречается с учеными умами, которые добились бессмертия, переписывая историю мира каждый для себя. Последняя страна, где Гулливер знакомится с расой разумных лошадей и народом слуг йеху. Уродливый образ звероподобных людей - это доказательство идеи Свифта, что если страсти и пороки господствуют над человеком сильнее разума, то он может превратиться в животное.

Личная жизнь Джонатана Свифта

В поместье своего покровителя Темпла Джонатан познакомился с очаровательной девочкой Эстер Джонсон, которой на тот момент исполнилось 8 лет. Дочь служанки, она воспитывалась без отца, и великий литератор становится другом, а также непосредственным учителем и собеседником. В своих письмах он называет ее Стеллой. Эстер-Стелла после смерти матери поселилась на правах воспитанницы в поместье Джонатана. Друзья-современники писателя утверждают, что они тайно поженились, но прямых доказательств этому и документов найти не удалось.

В 1707 году он встречает 19-тилетнюю Эстер Ваномри, которую в обширной переписке называет Ванессой. Она тоже росла без внимания отца и безоглядно влюбилась в уже состоявшегося автора. Они писали друг другу до кончины Эстер-Ванессы, она умерла от туберкулеза. Весть о ее смерти глубоко потрясла Джонатана.

Политическая деятельность

Ирландия, где родился Джонатан Свифт, навсегда оставалась для него и родиной, и местом борьбы за справедливость. Искренне переживая за своих соотечественников, погрязших в гражданской войне и пороках, автор публиковал статьи, читал проповеди и издавал памфлеты. Он яростно выступал за изобличал сословную спесь и религиозный фанатизм, боролся против угнетения ирландцев.

Репутация декана Свифта была столь высока, что в воспоминании одного из друзей можно прочитать историю о затмении. Однажды перед собором собралась толпа народа, чтобы увидеть солнечное затмение. Шум праздных зевак мешал Джонатану работать, он вышел на площадь и объявил, что затмение отменяется. Толпа почтительно выслушала декана и разошлась.

Биография Джонатана Свифта открывает несколько фактов о его жизни, которые характеризуют писателя как человека в высшей степени остроумного и смелого.

  • Борясь с запущенностью могил своего собора, декан выслал послания родственникам с требованием позаботиться о памяти предков или отправить деньги на В случае отказа и равнодушного отношения обещал добавить к надписям слова о неблагодарности родственников. Одно из таких посланий доставили Георгу Второму лично. Но так как действий со стороны короля не последовало, надпись о скупости монарха на плите появилась.
  • Любитель путешествий Джонатан обожал рассказывать анекдот об одном постоялом дворе. Там ему досталась только половина постели, вторую он должен был делить с фермером. Но писатель вскользь упомянул, что работает палачом, и спал один.
  • Однажды, собираясь на прогулку, попросил слугу подать сапоги. Юноша, не успев их почистить, принес Свифту грязную обувь со словами: "Вы все равно их замараете". Джонатан приказал не кормить завтраком «находчивого» беднягу, так как он все равно проголодается.

Мудрость в каждом слове

Был далеко не глупым человеком Джонатан Свифт. Цитаты его и изречения из жизни сохранились до наших дней:

  • Гнев - это месть самому себе за другого.
  • Лучшие лекари на свете - покой, диета и веселый нрав.
  • Клевета - это удар по достойным людям, как черви любят только здоровые плоды.
  • Если вы пошутили над кем-то, то готовьтесь принять ответную остроту с терпением.
  • Можно ненавидеть автора, но читать его книгу с удовольствием.
  • Из свиной кожи золотого кошелька не сошьешь.
  • Мудрец менее всего ощущает одиночество, находясь один.
  • Счастье в браке обусловлено каждым невысказанным, но понятым женой словом.

Слова Джонатана Свифта о справедливости и рабстве - это острая сатирическая шпилька в сторону политики своей страны и прогнившего духовенства:

  • Если правительство решило править без согласия народа, это уже рабовладельческий строй.
  • На небесах нет золота, поэтому его отдают на земле негодяям.
  • Религия - это страшная болезнь чистой души.

Наследие Свифта

Джонатан Свифт произведения оставил, которые даже при жесткой редактуре не теряют своего сатирического настроения в области политики и человеческого несовершенства. Это настоящее наследие великого писателя. Уже при жизни его знаменитый «Гулливер» издавался на нескольких языках. Адаптированные детские издания настолько перерабатывались цензорами, что становились похожими на веселую сказку в жанре фэнтези. Но даже в таком укороченном варианте его книги учат, что все мы разные, но все равно люди.

Соотечественники гордятся талантом и умом великого автора. Джонатан Свифт (страна рождения и творчества - Ирландия) оставил после своей кончины веру в светлое и справедливое будущее.

Английская литература

Джонатан Свифт

Биография

Свифт Джонатан (1667−1745).

Родился в Дублине, в Ирландии, в семье мелкого судейского чиновника-англичанина, однако отец вскоре умер, мать уехала в Англию, и мальчик провёл детство в доме дяди-ирландца.Свифт окончил богословский колледж Дублинского университета, по окончании колледжа десять лет служил литературным секретарём у У. Темпла - писателя, бывшего некогда дипломатом.

Наконец Свифт получил приход в глухой ирландской деревушке Ларакор. Здесь он занимался античной литературой, а также внимательно следил за современной английской, ирландской и шотландской литературой. Свифт часто бывал в Лондоне, был принят при дворе, учавствовал в борьбе парламентских партий своими статьями и памфлетами. В 1704 г. он написал «Сказку о бочке», в которой дезавуировал католицизм, англиканство и пуританизм. «Сказку» восторженно встретил Вольтер и внёс в индекс запрещённых книг Ватикан. За эту книгу Свифт был отправлен настоятелем собора Святого Патрика в Дублин, где и дожил до конца своих дней. В дублине Свифт пользовался непререкаемым авторитетом. Наместник Англии в Ирландии говорил: «Я правлю Ирландией с соизволения доктора Свифта». Здесь, в Дублине, Свифт написал свой единственный роман, принесший ему сразу же необычайную популярность, «путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера» (1726), избрав мишенью своей сатиры несовершенство человеческой цивилизации. Традиции Свифта были продолжены всеми сатириками Англии. Джонатан Свифт скончался на родине, в Дублине. Эпитафия на его могиле гласит: «Жестокое негодование уже больше не может терзать его сердца. Иди, путник, подражай, если можешь, ревностному защитнику дела доблестной свободы!».

Джонатан Свифт родился 1667 года в семье чиновника, жившего в Дублине, Ирландия. Незадолго после рождения отец – судейский чиновник – умирает, а мать Джонатана переезжает в Англию. Свифт проводит свое детство без матери, лишь с родным дядей в его доме. Учиться идет в колледж при Дублинском университете, по окончанию которого устраивается на работу к У.Темплу литературным секретарем, у которого и остается работать еще 10 лет.

В скорее Свифта удостаивают приходом в некой деревне Ларакор, которая располагалась в самой глуши. Переехав туда, автор вплотную начинает изучать литературу античных времен, но также интересуется и литературой своего времени: шотландская, английская и ирландская. Частенько ездил в Лондон, виделся с королевой, вел активную борьбу своими статьями с партиями парламента. В 1704 стает автором «Сказка о бочке», высказывая в ней свое несогласие с пуританизмом, католицизмом и англиканством, за что и был внесен Вольтером в список запрещенных изданий Ватикана. Джонатана отправили в Дублин, где он и прожил оставшуюся жизнь. В 1707 году Джонатан знакомится с девушкой, 19-ти летней Эстер Ваномри, которую в дальнейшем называл Ванессой. И, несмотря на знакомство с девушкой, Свифт ведет ежедневную переписку с Эстер Джонсон, которую в письмах называл Стеллой. Все письма переписки автор поместил в одну книгу, которую назвал «Дневник для Стеллы». За период проживания в деревне Джонатан стал автором единственного своего издания, что принесло ему неслыханную известность и славу – «Путешествие в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера» в 1726 году, взяв за основу своего юмора большие пробелы в человеческой цивилизации. Благодаря этой книге, со Свифтом Джонатаном в его деревни обращались как с «королем».

Произведения

Сказка бочки Путешествия Гулливера Путешествия в некоторые отдаленные части света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга,а потом капитана нескольких кораблей

Джонатан Свифт - англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, поэт и общественный деятель. Наиболее известен как автор фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера», в которой остроумно высмеял человеческие и общественные пороки. Жил в Дублине (Ирландия), где служил деканом (настоятелем) собора Святого Патрика. Несмотря на своё английское происхождение, Свифт энергично защищал права простых ирландцев и заслужил искреннее уважение с их стороны.

Биография:

Основным источником сведений о семье Свифта и его ранних годах является «Автобиографический фрагмент», который был написан Свифтом в 1731 году и охватывает события до 1700 года. Там говорится, что в годы гражданской войны семья деда Свифта переселилась из Кентербери в Ирландию.

Свифт родился в ирландском городе Дублин в небогатой протестантской семье. Отец, мелкий судейский чиновник, умер, когда сын ещё не родился, оставив семью (жену, дочь и сына) в бедственном положении. Поэтому воспитанием мальчика занимался дядя Годвин, с матерью Джонатан почти не встречался. После школы он поступил в Тринити-колледж Дублинского университета (1682), который закончил в 1686 году. В результате обучения Свифт получил степень бакалавра и пожизненное скептическое отношение к научным премудростям.

В связи с гражданской войной, начавшейся в Ирландии после свержения короля Якова II (1688), Свифт уехал в Англию, где пробыл 2 года. В Англии он служил секретарём у сына знакомого матери (по другим сведениям, её дальнего родственника) - состоятельного отставного дипломата Уильяма Темпла (англ. Sir William Temple). В имении Темпла Свифт впервые встретил Эстер Джонсон (1681-1728), дочь служанки, рано потерявшую отца. Эстер тогда было всего 8 лет; Свифт стал её другом и учителем.

В 1690 году он вернулся в Ирландию, хотя позже неоднократно посещал Темпла. Для поиска должности Темпл вручил ему характеристику-рекомендацию, в которой отмечались хорошее знание латинского и греческого языков, знакомство с французским и отменные литературные способности. Темпл, сам известный эссеист, сумел оценить незаурядный литературный талант своего секретаря, предоставил ему свою библиотеку и дружескую помощь в житейских делах; взамен Свифт помогал Темплу в подготовке его обширных мемуаров. Именно в эти годы Свифт начинает литературное творчество, сначала как поэт. Отметим, что влиятельного Темпла посещали многочисленные именитые гости, включая короля Вильгельма, и наблюдение за их беседами дало неоценимый материал будущему великому сатирику.

В 1692 году Свифт получил звание магистра в Оксфорде, а в 1694 году принял духовный сан англиканской церкви. Он был назначен священником в ирландский посёлок Килрут (англ. Kilroot). Однако вскоре Свифт, по его собственным словам, «утомившись своими обязанностями за несколько месяцев», вернулся на службу к Темплу. В 1696-1699 годах пишет сатирические повести-притчи «Сказка бочки» и «Битва книг» (опубликованы в 1704 году), а также несколько поэм.

В январе 1699 года умер покровитель, Уильям Темпл. Он был одним из тех немногих знакомых Свифта, о ком даже этот язвительный сатирик написал лишь добрые слова. Свифт занимается поисками новой должности, обращается к лондонским вельможам. Долгое время эти поиски успеха не имели, но зато Свифт близко познакомился с придворными нравами. Наконец, в 1700 году он назначен служителем (пребендарием) собора Святого Патрика в Дублине. В этот период он публикует несколько анонимных памфлетов. Современники сразу отметили особенности сатирического стиля Свифта: яркость, бескомпромиссность, отсутствие прямой проповеди - автор иронически описывает события, оставляя выводы на усмотрение читателя.

В 1702 году Свифт получил степень доктора богословия в Тринити-колледже. Сближается с оппозиционной партией вигов. Авторитет Свифта как писателя и мыслителя растёт. В эти годы Свифт часто посещает Англию, заводит знакомства в литературных кругах. Издаёт (анонимно, под одной обложкой) «Сказку бочки» и «Битву книг» (1704); первая из них снабжена многозначительным подзаголовком, который можно отнести ко всему творчеству Свифта: «Написано ради общего совершенствования рода человеческого». Книга сразу становится популярной и в первый же год выходит тремя изданиями. Отметим, что почти все произведения Свифта выходили под разными псевдонимами или вообще анонимно, хотя его авторство обычно не составляло секрета.

В 1705 году виги на несколько лет завоевали большинство в парламенте, однако улучшения нравов не произошло. Свифт вернулся в Ирландию, где ему предоставили приход (в деревне Ларакор) и проживал там до конца 1707 года. В одном из писем он сравнил распри вигов и тори с кошачьими концертами на крышах.

Около 1707 года Свифт познакомился с другой девушкой, 19-летней Эстер Ваномри (англ. Esther Vanhomrigh, 1688-1723), которую Свифт в своих письмах называл Ванессой. Она, как и Эстер Джонсон, росла без отца (торговца-голландца). Сохранилась часть писем Ванессы к Свифту - «грустные, нежные и восхищённые»: «Если Вы находите, что я пишу слишком часто к Вам, то Вы должны сообщить мне об этом или вообще написать мне снова, чтобы я знала, что Вы не совершенно позабыли обо мне…»

В то же время Свифт почти ежедневно пишет Эстер Джонсон (её Свифт именовал Стеллой); позднее эти письма составили его книгу «Дневник для Стеллы», изданный посмертно. Эстер-Стелла, оставшись сиротой, поселилась в ирландском поместье Свифта вместе со своей компаньонкой, на правах воспитанницы. Часть биографов, опираясь на свидетельства друзей Свифта, предполагает, что он и Стелла тайно обвенчались около 1716 года, но документальных подтверждений этому не обнаружено.

В 1710 году тори во главе с Генри Сент-Джоном, впоследствии виконтом Болингброком, пришли к власти в Англии, и Свифт, разочаровавшийся в политике вигов, выступил в поддержку правительства. В некоторых областях их интересы действительно совпадали: тори свернули войну с Людовиком XIV (Утрехтский мир), осудили коррупцию и пуританский фанатизм. Именно к этому и призывал ранее Свифт. Кроме того, они с Болингброком, талантливым и остроумным писателем, подружились. В знак благодарности Свифту предоставили страницы консервативного еженедельника (англ. The Examiner), где в течение нескольких лет публиковались памфлеты Свифта.

1713: с помощью друзей из лагеря тори Свифт назначен деканом собора Святого Патрика. Это место, помимо финансовой независимости, даёт ему прочную политическую трибуну для открытой борьбы, однако отдаляет от большой лондонской политики. Тем не менее Свифт из Ирландии продолжает активное участие в общественной жизни страны, публикуя статьи и памфлеты по насущным проблемам. Гневно выступает против социальной несправедливости, сословной спеси, угнетения, религиозного фанатизма и др.

В 1714 году виги вновь вернулись к власти. Болингброк, обвинённый в сношениях с якобитами, эмигрировал во Францию. Свифт направил письмо изгнаннику, где просил располагать им, Свифтом, по своему усмотрению. Он добавил, что это первый случай, когда он обращается к Болингброку с личной просьбой. В этом же году умерла мать Ванессы. Оставшись сиротой, она переезжает в Ирландию, поближе к Свифту.

В 1720 году палата лордов ирландского парламента, сформированная из английских ставленников, передала британской короне все законодательные функции в отношении Ирландии. Лондон немедленно использовал новые права для создания привилегий английским товарам. С этого момента Свифт включился в борьбу за автономию Ирландии, разоряемой в интересах английской метрополии.

В эти же годы Свифт начинает работу над «Путешествиями Гулливера».

1723: смерть Ванессы. Она заразилась туберкулёзом, ухаживая за младшей сестрой. Переписка её со Свифтом за последний год была по какой-то причине уничтожена.

1724: анонимно изданы и разошлись многотысячным тиражом мятежные «Письма суконщика», призывающие к бойкоту английских товаров и неполновесной английской монеты. Резонанс от «Писем» был оглушительным и повсеместным, так что Лондону пришлось срочно назначать нового наместника, Картерета, для успокоения ирландцев. Премия, назначенная Картеретом тому, кто укажет имя автора, осталась невручённой. Удалось найти и отдать под суд печатника «Писем», однако присяжные единодушно его оправдали. Премьер-министр лорд Уолпол предложил арест «подстрекателя», но Картерет пояснил, что для этого понадобится целая армия.

В конечном счёте Англия сочла за лучшее пойти на некоторые экономические уступки (1725), и с этого момента англиканский декан Свифт стал национальным героем и неофициальным лидером католической Ирландии. Современник отмечает: «Его портреты были выставлены на всех улицах Дублина… Приветствия и благословения сопровождали его всюду, где бы он ни проходил». По воспоминаниям друзей, Свифт говорил: «Что касается Ирландии, то здесь меня любят только мои старые друзья - чернь, и я отвечаю на их любовь взаимностью, ибо не знаю никого другого, кто бы этого заслуживал».

В ответ на продолжавшееся экономическое давление метрополии, Свифт из собственных средств учредил фонд помощи дублинским горожанам, которым грозило разорение, причём не делал различия между католиками и англиканами. Бурный скандал по всей Англии и Ирландии вызвал знаменитый памфлет Свифта «Скромное предложение», в котором он издевательски посоветовал: если мы не в состоянии прокормить детей ирландских бедняков, обрекая их на нищету и голод, давайте лучше продавать их на мясо, а из кожи делать перчатки.

В 1726 году выходят первые два тома «Путешествий Гулливера» (без указания имени настоящего автора); остальные два были опубликованы в следующем году. Книга, несколько подпорченная цензурой, пользуется невиданным успехом. За несколько месяцев она переиздавалась трижды, вскоре появились её переводы на другие языки.

В 1728 году умерла Стелла. Физическое и душевное состояние Свифта ухудшаются. Популярность его продолжает расти: в 1729 году Свифту присваивается звание почётного гражданина Дублина, выходят его собрания сочинений: первое в 1727 году, второе - в 1735 году.

В последние годы Свифт страдал от серьёзного душевного расстройства; в одном из писем он упоминал «смертельную скорбь», убивающую его тело и душу. В 1742 году после инсульта Свифт потерял речь и (частично) умственные способности, после чего был признан недееспособным. Три года спустя (1745) Свифт скончался. Похоронен в центральном нефе своего собора рядом с могилой Эстер Джонсон, эпитафию на надгробной плите он сам сочинил заранее, ещё в 1740 году, в тексте завещания:

«Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Ступай, путник, и подражай, если можешь, тому, кто мужественно боролся за дело свободы.»

Бо́льшую часть своего состояния Свифт завещал употребить на создание лечебницы для душевнобольных; «Госпиталь Святого Патрика для имбецилов» был открыт в Дублине в 1757 году и существует по сей день, являясь старейшей в Ирландии психиатрической клиникой.

Творчество:

В своё время Свифта характеризовали как «мастера политического памфлета». Немалую часть свифтовской публицистики занимают разного рода мистификации. Например, в 1708 году Свифт атаковал астрологов, которых считал отъявленными мошенниками. Он издал, под именем «Исаак Бикерстафф» альманах с предсказаниями грядущих событий. Альманах Свифта добросовестно пародировал аналогичные популярные издания, которые публиковал в Англии некий Джон Партридж, бывший сапожник; он содержал, помимо обычных туманных заявлений («в этом месяце значительному лицу будет угрожать смерть или болезнь»), также и вполне конкретные предсказания, в том числе скорый день смерти упомянутого Партриджа. Когда этот день настал, Свифт распространил сообщение (от имени знакомого Партриджа) о его кончине «в полном соответствии с предсказанием». Злополучному астрологу стоило большого труда доказать, что он жив, и восстановиться в списке издателей, откуда его поспешили вычеркнуть.

По прошествии времени его произведения утратили сиюминутную политическую остроту, но стали образцом иронической сатиры. Его книги еще при жизни были исключительно популярны как в Ирландии, так и в Англии, где они выходили большими тиражами. Некоторые его произведения, вне зависимости от породивших их политических обстоятельств, зажили собственной литературно-художественной жизнью.

В первую очередь это относится к фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера», которая стала одной из классических и наиболее часто читаемых книг во многих странах мира, а также десятки раз экранизировалась. Правда, при адаптации для детей и в кино сатирический заряд этой книги выхолащивается.

Свифт использовал жанр фантастического путешествия в сатирических целях, не особо заботясь о связности или правдоподобии вымыслов. Тем не менее многие плоды его фантазии приобрели со временем самоценность, освободились от контекста авторского замысла.

В первую очередь это, конечно, лилипуты - название крошечных людей, ставшее нарицательным. Интересно, что бробдингнеги нарицательным не стали.

Мудрые лошади гуигнгнмы построили общество, напоминающее биологическую цивилизацию. В качестве тяглового скота они используют йеху, существ, имеющих человеческий облик, но неразумных. Это философская утопия Свифта, очень традиционалистская по духу.

Летающий остров Лапута придуман с целью высмеять оторванных от жизни ученых, которые занимаются активной, но бессмысленной деятельностью. Побочным продуктом этой сатиры стало упоминание спутников Марса, к тому времени еще неоткрытых. Это тем более удивительно, поскольку астрономия для Свифта (как и другие науки) - занятие неподобающее и нелепое, не приносящее практической пользы.

И охватывает события до 1700 года . Там говорится, что в годы гражданской войны семья деда Свифта переселилась из Кентербери в Ирландию.

В то же время Свифт почти ежедневно пишет Эстер Джонсон (её Свифт именовал Стеллой); позднее эти письма составили его книгу «Дневник для Стеллы», изданный посмертно. Эстер-Стелла, оставшись сиротой, поселилась в ирландском поместье Свифта вместе со своей компаньонкой, на правах воспитанницы. Часть биографов, опираясь на свидетельства друзей Свифта, предполагает, что он и Стелла тайно обвенчались около 1716 года , но документальных подтверждений этому не обнаружено.

Всякое управление без согласия управляемых есть самое настоящее рабство… По законам Бога, природы, государства, а также по вашим собственным законам вы можете и должны быть такими же свободными людьми, как ваши братья в Англии.

В эти же годы Свифт начинает работу над «Путешествиями Гулливера».

Воззвание к народу Ирландии («Письма суконщика», 1724)

В конечном счёте Англия сочла за лучшее пойти на некоторые экономические уступки (), и с этого момента англиканский декан Свифт стал национальным героем и неофициальным лидером католической Ирландии. Современник отмечает: «Его портреты были выставлены на всех улицах Дублина… Приветствия и благословения сопровождали его всюду, где бы он ни проходил». По воспоминаниям друзей, Свифт говорил: «Что касается Ирландии, то здесь меня любят только мои старые друзья - чернь, и я отвечаю на их любовь взаимностью, ибо не знаю никого другого, кто бы этого заслуживал».

В ответ на продолжавшееся экономическое давление метрополии, Свифт из собственных средств учредил фонд помощи дублинским горожанам, которым грозило разорение, причём не делал различия между католиками и англиканами. Бурный скандал по всей Англии и Ирландии вызвал знаменитый памфлет Свифта «Скромное предложение », в котором он издевательски посоветовал: если мы не в состоянии прокормить детей ирландских бедняков, обрекая их на нищету и голод, давайте лучше продавать их на мясо, а из кожи делать перчатки.

Последние годы (1727-1745)

Титульный лист первого издания «Путешествий Гулливера»

В последние годы Свифт страдал от серьёзного душевного расстройства; в одном из писем он упоминал «смертельную скорбь», убивающую его тело и душу. В 1742 году после инсульта Свифт потерял речь и (частично) умственные способности, после чего был признан недееспособным. Три года спустя () Свифт скончался. Похоронен в центральном нефе своего собора рядом с могилой Эстер Джонсон, эпитафию на надгробной плите он сам сочинил заранее, ещё в 1740 году , в тексте завещания :

Бо́льшую часть своего состояния Свифт завещал употребить на создание лечебницы для душевнобольных; «Госпиталь Святого Патрика для имбецилов» был открыт в Дублине в 1757 году и существует по сей день, являясь старейшей в Ирландии психиатрической клиникой.

Творчество

Рисунок на обложке сборника сочинений Свифта (1735): Ирландия благодарит Свифта, и ангелы дарят ему лавровый венок

В своё время Свифта характеризовали как «мастера политического памфлета». По прошествии времени его произведения утратили сиюминутную политическую остроту, но стали образцом иронической сатиры. Его книги ещё при жизни были исключительно популярны как в Ирландии, так и в Англии, где они выходили большими тиражами. Некоторые его произведения, вне зависимости от породивших их политических обстоятельств, зажили собственной литературно-художественной жизнью.

В первую очередь это относится к тетралогии «Путешествия Гулливера », которая стала одной из классических и наиболее часто читаемых книг во многих странах мира, а также десятки раз экранизировалась. Правда, при адаптации для детей и в кино сатирический заряд этой книги выхолащивается.

Философская и политическая позиция

Мировоззрение Свифта, по его собственным словам, окончательно сложилось ещё в 1690-е годы. Позднее, в письме от 26 ноября 1725 года своему другу, поэту Александру Поупу . Свифт пишет, что мизантропы получаются из людей, которые считали людей лучше, чем они есть, а затем поняли, что обманулись. Свифт же «не питает ненависти к человечеству», потому что никогда не имел никаких иллюзий на его счёт. «Вы и все мои друзья должны позаботиться о том, чтобы мою нелюбовь к миру не приписывали возрасту; в моём распоряжении есть надёжные свидетели, которые готовы подтвердить: с двадцати до пятидесяти восьми лет это чувство оставалось неизменным». Свифт не разделял либеральной идеи о высшей ценности прав отдельного человека; он считал, что, предоставленный самому себе, человек неизбежно скатится к скотскому аморализму йеху. Для самого же Свифта мораль всегда стояла в начале списка человеческих ценностей. Нравственного прогресса человечества он не видел (скорее, наоборот, отмечал деградацию), а к научному прогрессу он относился скептически и ясно показал это в «Путешествиях Гулливера».

Важную роль в поддержании общественной морали Свифт отводил англиканской церкви, которая, по его мнению, относительно меньше испорчена пороками, фанатизмом и произвольными извращениями христианской идеи - по сравнению с католицизмом и радикальным пуританизмом . В «Сказке бочки» Свифт высмеивал теологические споры, а в «Путешествиях Гулливера» описал знаменитую аллегорию непримиримой борьбы тупоконечников против остроконечников . В этом, как ни странно, причина его неизменных выступлений против религиозной свободы в британском королевстве - он считал, что религиозный разброд подрывает общественную мораль и человеческое братство. Никакие богословские разногласия, по мнению Свифта, не являются серьёзной причиной для церковных расколов, и тем более - для конфликтов. В памфлете «Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии» () Свифт протестует против либерализации религиозного законодательства в стране. По его мнению, это приведёт к размыву, а в перспективе - к «отмене» в Англии и христианства, и всех связанных с ним моральных ценностей.

В таком же духе выдержаны и другие саркастические памфлеты Свифта, а также - с поправкой на стиль - его письма. В целом творчество Свифта можно рассматривать как призыв найти пути улучшить человеческую природу, отыскать способ возвысить её духовную и разумную составляющие. Свою Утопию Свифт предложил в виде идеального общества благородных гуигнгнмов .

Политические взгляды Свифта, как и религиозные, отражают его стремление к «золотой середине». Свифт решительно выступал против всех видов тирании, однако столь же решительно требовал, чтобы недовольное политическое меньшинство подчинялось большинству, воздерживаясь от насилия и беззакония. Биографы отмечают, что несмотря на переменчивость партийной позиции Свифта, его взгляды оставались неизменными на протяжении всей его жизни. Отношение Свифта к профессиональным политикам лучше всего передают известные слова мудрого короля великанов: «всякий, кто вместо одного колоса или одного стебля травы сумеет вырастить на том же поле два, окажет человечеству и своей родине бо́льшую услугу, чем все политики, взятые вместе».

Я всегда ненавидел все нации, профессии и всякого рода сообщества; вся моя любовь обращена к отдельным людям: я ненавижу, например, породу законников, но люблю адвоката имярек и судью имярек ; то же самое относится и к врачам (о собственной профессии говорить не стану), солдатам, англичанам, шотландцам, французам и прочим. Но прежде всего я ненавижу и презираю животное, именуемое человеком, хотя от всего сердца люблю Джона, Питера, Томаса и т. д. Таковы воззрения, коими я руководствовался на протяжении многих лет, хотя и не высказывал их, и буду продолжать в том же духе, пока буду иметь дело с людьми.

Книги

  • «Битва книг (англ. )», (The Battle of the Books , ).
  • «Сказка бочки (англ. )», (A Tale of a Tub , ).
  • «Дневник для Стеллы» (англ. The Journal to Stella , -).
  • «Путешествия Гулливера » (англ. Travels into Several Remote Nations of the World, in Four Parts. By Lemuel Gulliver, First a Surgeon, and then a Captain of Several Ships ) ().

Свифт впервые обратил на себя внимание читателей в 1704 году , издав «Битву книг» - нечто среднее между притчей, пародией и памфлетом, основная идея которой состоит в том, что произведения античных авторов стоя́т выше, нежели современные сочинения - как в художественном, так и нравственном отношении.

«Сказка бочки» - тоже притча, повествующая о приключениях троих братьев, которые олицетворяют три ветви христианства - англиканство, католицизм и кальвинизм. Книга аллегорически доказывает превосходство благоразумного англиканства над двумя другими конфессиями, извратившими, по мнению автора, первоначальное христианское учение. Надо отметить характерную для Свифта особенность - в критике чужих конфессий он не опирается ни на цитаты из Библии, ни на церковные авторитеты - он апеллирует только к разуму и здравому смыслу.

Часть произведений Свифта носит лирический характер: сборник писем «Дневник для Стеллы», поэма «Каденус и Ванесса» (Cadenus - анаграмма от decanus , то есть «декан») и ряд других поэм. Биографы спорят о том, каковы были отношения Свифта с двумя его воспитанницами - одни считают их платоническими, другие любовными, но в любом случае они были тёплыми и дружескими, и мы видим в этой части творчества «другого Свифта» - верного и заботливого друга.

Большую выгоду для общества усматривают ещё и в том, что если мы откажемся от евангельского учения, всякая религия, конечно, будет изгнана навеки, и вместе с нею - все те печальные следствия воспитания, которые, под названием добродетели, совести, чести, справедливости и т. п., столь губительно действуют на спокойствие человеческого ума и представление о которых так трудно искоренить здравым смыслом и свободомыслием иногда даже на протяжении всей жизни.

К борьбе против грабительской политики английского правительства в отношении Ирландии Свифт призывал под маской «суконщика М. Б.» (возможно, намёк на Марка Брута , которым Свифт всегда восхищался). Предельно гротескна и цинична маска в «Скромном предложении», однако весь стиль этого памфлета, по замыслу автора, убедительно подводит к заключению: уровень бессовестности авторской маски вполне соответствует морали тех, кто обрекает ирландских детей на безнадёжно-нищенское существование.

В некоторых публичных материалах Свифт излагает свои взгляды прямо, обходясь (или почти совсем обходясь) без иронии. Например, в письме «Предложение об исправлении, улучшении и закреплении английского языка» он искренне протестует против порчи литературного языка жаргонизмами, диалектными и просто неграмотными выражениями.

Немалую часть свифтовской публицистики занимают разного рода мистификации. Например, в 1708 году Свифт атаковал астрологов, которых считал отъявленными мошенниками. Он издал, под именем «Исаак Бикерстафф» (англ. Isaac Bickerstaff ), альманах с предсказаниями грядущих событий. Альманах Свифта добросовестно пародировал аналогичные популярные издания, которые публиковал в Англии некий Джон Партридж, бывший сапожник; он содержал, помимо обычных туманных заявлений («в этом месяце значительному лицу будет угрожать смерть или болезнь»), также и вполне конкретные предсказания, в том числе скорый день смерти упомянутого Партриджа. Когда этот день настал, Свифт распространил сообщение (от имени знакомого Партриджа) о его кончине «в полном соответствии с предсказанием». Злополучному астрологу стоило большого труда доказать, что он жив, и восстановиться в списке издателей, откуда его поспешили вычеркнуть.

Память

Почтовая марка Румынии, посвящённая Дж. Свифту

В честь Свифта названы:

  • кратер на Луне;
  • кратер на одном из угаданных им спутников Марса ;
  • площадь (англ. Dean Swift Square ) и улица в Дублине, а также улицы в нескольких других городах.

В Дублине установлены два бюста Свифта :

  • в Тринити-колледже , мраморный, Louis François Roubillac ), 1749;
  • в соборе св. Патрика, Patrick Cunningham ), 1766.

Джонатан Свифт в современном искусстве

  • Дом, который построил Свифт - телевизионный художественный фильм 1982 года режиссёра Марка Захарова по одноимённой пьесе Григория Горина .

Примечания

Литература

  • Джонатан Свифт. Дневник для Стеллы. - М .: Наука, 1981. - 624 с. - (Литературные памятники).
  • Джонатан Свифт. Избранное. - Л. : Художественная литература, 1987.
  • Джонатан Свифт. Памфлеты. - М .: ГИХЛ, 1955. - 334 с.
  • Джонатан Свифт. Путешествия Гулливера. Сказка бочки. Дневник для Стеллы. Письма. Памфлеты. Стихи на смерть доктора Свифта. - М .: НФ «Пушкинская библиотека», 2003. - 848 с. - (Золотой фонд мировой классики). - ISBN 5-17-018616-9
  • Дейч А. И., Зозуля Е. Д. Свифт. - 1933. - 168 с. - (Жизнь замечательных людей).
  • Кагарлицкий Ю. Был ли Свифт научным фантастом? // Фантастика . - М .: Молодая гвардия, 1965. - № 3.
  • Левидов М. Ю. Джонатан Свифт. Путешествие в некоторые отдалённые страны мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. - М .: Вагриус, 2008. - 512 с. - (Одинокие сердца). - ISBN 978-5-9697-0571-5
  • Муравьёв В. Джонатан Свифт. - М .: Просвещение, 1968. - 304 с.
  • Муравьёв В. Путешествие с Гулливером. - М .: Книга, 1972. - 208 с.
  • Яковенко В. И. Джонатан Свифт. Его жизнь и литературная деятельность . - СПб. , 1891. - 109 с. - (Биографическая библиотека Флорентия Павленкова).

Ссылки