Что такое развитие действия в литературе определение. Развитие действия


Перечислите и охарактеризуйте стадии развития действия в композиции (в литературе) и получил лучший ответ

Ответ от Elivanch[гуру]
экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Выделение этих элементов целесообразно только в связи с конфликтом. (Дело в том, что в школе часто встречается упрощенный подход к определению элементов сюжета, по типу: «завязка – это когда завязывается действие») . Решающим для определения элементов сюжета является характер конфликта в каждый данный момент.
Экспозиция – часть произведения, как правило, начальная, которая предшествует завязке. Она обыкновенно знакомит нас с действующими лицами, обстоятельствами, местом и временем действия. Конфликт в экспозиции еще отсутствует.
Завязкой произведения называется момент возникновения или обнаружения конфликта.
Далее следует развитие действия, то есть ряд эпизодов, в которых действующие лица стараются активно разрешить конфликт, но тем не менее приобретает все большую остроту и напряженность.
Наконец конфликт доходит до момента, когда противоречия больше не могут существовать в своем прежнем виде и требуют немедленного разрешения, конфликт достигает максимального развития. На эту же точку по замыслу автора обыкновенно приходится и наибольшее напряжение читательского внимания и интереса. Это – кульминация.
Вслед за кульминацией в непосредственной близости к ней (иногда уже в следующей фразе или эпизоде) следует развязка – момент, когда конфликт исчерпывает себя, причем развязка может разрешать конфликт, либо наглядно демонстрировать его неразрешимость.
Следует заметить, что определение сюжетных элементов необходимо для того, чтобы точнее представить себе внешнюю структуру фабулы.
В определении элементов сюжета могут встретиться различные сложности, которые необходимо предусмотреть; особенно это касается крупных по объемы произведений. Во-первых, в произведении может быть не одна, а несколько сюжетных линий; для каждой из них, как правило, будет иметь место свой набор сюжетных элементов. Во-вторых, в крупном произведении обычно встречается не одна, а несколько кульминаций, после каждой из которых создается видимость ослабления конфликта и действие слегка идет на спад, а затем опять начинается восходящее движение к следующей кульминации. Кульминация в этом случае часто представляет собой мнимое решение конфликта, после которого читатель может перевести дух, но тут же новые события приводят к дальнейшему развитию сюжета, оказывается, что конфликт не исчерпан, и т. д. до новой кульминации.

ДЕЙСТВИЕ ДРАМАТИЧЕСКОЕ, термин имеет несколько значений.

1. В сценическом искусстве – важнейшее средство выражения актерского мастерства. Фактически является средством воплощения сценического образа, роли. Включает в себя сложный комплекс как физических (пластика, мимика, речь, жестикуляция и т.д.), так и психологических процессов (переживание, восприятие, оценка и т.д.).

Понятие сценического действия легло в основу «cистемы Станиславского» – теории и метода актерского искусства, разработанные К.С.Станиславским . В частности, К.С.Станиславским введены понятия «действенный анализ пьесы» (анализ психофизических действий каждого персонажа); «сквозное действие» (логическая цепь, непрерывное действие роли), «сверхзадача» (цель, к которой ведет весь комплекс актерского действия).

Актер на сцене вне действия невозможен, – вне зависимости от жанра, стилистики или творческого метода сценической работы. Именно действие является основополагающей видовой особенностью актерского творчества. Оно выносит в зрительный ряд характер персонажа, логику и процесс его развития, конфликтные взаимоотношения и т.д. – т.е., все, что составляет существо сценического произведения.

В зависимости от вида сценического искусства, меняется соотношение физических и психологических действий в работе актера. Скажем, в балетном или оперном спектакле наибольшее значение приобретают техника танца или вокала. Однако и в этом случае без наполнения образа психологическим действием роль остается формальной, из произведения искусства превращается к техническое упражнение.

2. В драматургии действие рассматривается как развитие событий, здесь термин тесно связан с понятиями «сюжет» и «фабула». В соответствии с этим возможна классификация действия по параметрам внешнего и внутреннего. Совокупность фактических событий, приводящих к изменениям в сложившейся ситуации, появление новых персонажей и новых обстоятельств – т.е., все то, что относится к фабуле пьесы, – относится к внешнему действию. Особенно часто действие по внешней линии развивается в водевилях, детективах, комедиях положений. Если же в драматургическом произведении за простыми или обыденными ситуациями встают серьезные проблемы, если изменения происходят не столько в ситуативном положении героев, сколько в их психологии, характерах и мировоззрении, – что входит в понятие сюжета пьесы, действие можно отнести к внутреннему. Ярчайший пример внутреннего действия представляют собой пьесы А.П.Чехова , где за обыденной жизнью встают грандиозные трагикомические проблемы персонажей. Тем не менее, деление на внешнее и внутреннее действия достаточно условно; это – две стороны одной медали, и они не могут существовать изолированно. Так, скажем, в пьесах Шекспира крайне динамичный событийный ряд приводит к не менее динамичному изменению и развитию характеров действующих лиц.

3. Как в драматургии, так и в ее сценическом воплощении термин «действие» зачастую употребляется в качестве синонима термина «акт», обозначающего законченную часть пьесы или спектакля, как правило, отделенную от других антрактом .

Татьяна Шабалина

Предлагает несколько определений понятия «сюжет». Согласно Ожегову, сюжет в литературе - это порядок и связь событий. Словарь Ушакова предлагает считать им совокупность действий, последовательность и мотивировку развертывания происходящего в произведении.

Взаимосвязь с фабулой

В современной русской критике фабула имеет совсем другое определение. Сюжет в литературе понимают как ход событий, на фоне которого раскрывается противостояние. Фабула же - основной художественный конфликт.

Однако в прошлом существовали и продолжают существовать другие точки зрения на этот вопрос. Русские критики середины XIX века, поддержанные Веселовским и Горьким, считали фабулой композиционную сторону, то есть то, как именно автор сообщает содержание своего произведения. А сюжет в литературе - это, по их мнению, действия и взаимоотношений персонажей.

Данное толкование прямо противоположно таковому в словаре Ушакова, у которого фабула - это содержание событий в их последовательной связи.

Наконец, есть и третья точка зрения. Те, кто придерживается ее, считают, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и при анализе вполне достаточно пользоваться терминами «сюжет», «композиция» и «схема сюжета».

Типы и варианты схем произведения

Современные аналитики выделяют два основных типа сюжета: хроникальный и концентрический. Друг от друга они отличаются характером связей между событиями. Главный фактор, если можно так выразиться, - время. Хроникальный тип воспроизводит естественное его течение. Концентрический - ориентируется больше не на физическое, а на психическое.

Концентрический сюжет в литературе - это детективы, триллеры, социальные и психологические романы, драмы. Хроникальный чаще встречается в мемуарах, сагах, приключенческих произведениях.

Концентрический сюжет и его особенности

В случае с таким типом течения событий прослеживается четкая причинно-следственная связь эпизодов. Развитие сюжета в литературе данного типа идет последовательно и логично. Здесь легко выделить завязку и развязку. Предыдущие действия являются причинами последующих, все события как бы стягиваются в один узел. Писатель исследует один конфликт.

Причем произведение может быть как линейным, так и многолинейным - причинно-следственная связь сохраняется так же четко, более того, любые новые сюжетные линии появляются в результате уже случившихся событий. Все части детектива, триллера или рассказа строятся на ясно выраженном конфликте.

Хроникальный сюжет

Его можно противопоставить концентрическому, хотя на самом деле здесь не противоположность, а совершенно другой принцип построения. Эти виды сюжетов в литературе могут взаимопроникать друг в друга, но чаще всего определяющим является или один, или другой.

Смена событий в произведении, построенном по хроникальному принципу, привязана ко времени. Может отсутствовать ярко выраженная завязка, нет строгой логической причинно-следственной связи (или, по крайней мере, эта связь неочевидна).

Речь в таком произведении может идти о множестве эпизодов, общее у которых только то, что они случаются в хронологической последовательности. Хроникальный сюжет в литературе - это многоконфликтное и многокомпонентное полотно, где противоречия возникают и гаснут, на смену одним приходят другие.

Завязка, кульминация, развязка

В произведениях, сюжет которых основан на конфликте, он является по своей сути схемой, формулой. В ней можно выделить составляющие части. Элементы сюжета в литературе включают экспозицию, завязку, конфликт, нарастающее действие, кризис, кульминацию, нисходящее действие и развязку.

Разумеется, все названные элементы присутствуют далеко не в каждом произведении. Чаще можно встретить несколько из них, например, завязку, конфликт, развитие действия, кризис, кульминацию и развязку. С другой стороны, имеет значение то, как именно анализировать произведение.

Экспозиция в этом плане - наиболее статичная часть. Ее задача - представить некоторых персонажей и обстановку действия.

Завязка описывает одно или несколько событий, которые дают толчок основному действию. Развитие сюжета в литературе идет через конфликт, нарастающее действие, кризис к кульминации. Она же - пик произведения, играющий существенную роль в раскрытии характеров героев и в развертывании конфликта. Развязка добавляет заключительные штрихи к рассказанной истории и к характерам действующих лиц.

В литературе сложилась определенная схема построения сюжета, психологически оправданная с точки зрения влияния на читателя. Каждый описанный элемент имеет свое место и значение.

Если рассказ не вписывается в схему, он кажется вялым, непонятным, нелогичным. Чтобы произведение было интересным, чтобы читатели сопереживали героям и вникали в происходящее с ними, все в нем должно иметь свое место и развиваться согласно этим психологическим законам.

Сюжеты древнерусской литературы

Древняя русская литература, по мнению Д. С. Лихачева, это «литература одной темы и одного сюжета». Мировая история и смысл человеческой жизни - вот основные, глубинные мотивы и темы писателей тех времен.

Сюжеты древнерусской литературы открываются нам в житиях, посланиях, хождениях (описаниях путешествий), летописях. Имена авторов большинства из них неизвестны. По временному интервалу к древнерусской группе относят произведения, написанные в XI-XVII вв.

Многообразие современной литературы

Попытки классифицировать и описать используемые сюжеты предпринимались не раз. В своей книге «Четыре цикла» Хорхе Луис Борхес предположил, что в мировой литературе существует всего четыре их типа:

  • о поиске;
  • о самоубийстве бога;
  • о долгом возвращении;
  • о штурме и обороне укрепленного города.

Кристофер Буккер выделял семь: «из грязи в князи» (или наоборот), приключение, «туда и обратно» (здесь на ум приходит «Хоббит» Толкиена), комедия, трагедия, воскресение и победа над чудовищем. Жорж Польти свел весь опыт мировой литературы к 36 сюжетным коллизиям, а Киплинг выделил 69 их вариантов.

Даже специалистов другого профиля не оставил равнодушными этот вопрос. По мнению Юнга, известного швейцарского психиатра и основоположника аналитической психологии, основные сюжеты литературы архетипичны, и их всего шесть - это тень, анима, анимус, мать, старик и ребенок.

Указатель фольклорной сказки

Больше всего, пожалуй, «выделила» писателям возможностей система Аарне-Томпсона-Утера - она признает существование примерно 2500 вариантов.

Речь, правда, здесь идет о фольклоре. Эта система - каталог, указатель сказочных сюжетов, известных науке на момент составления данного монументального труда.

Для хода событий здесь есть только одно определение. Сюжет в литературе такого плана выглядит следующим образом: «Гонимую падчерицу увозят в лес и бросают там. Баба-яга, или Морозко, или Леший, или 12 месяцев, или Зима испытывают ее и награждают. Родная дочь мачехи также хочет получить подарок, однако не проходит испытания и погибает».

Фактически сам Аарне установил не более тысячи вариантов развития событий в сказке, однако он допускал возможность появления новых и оставил для них место в своей оригинальной классификации. Это был первый вошедший в научный обиход и признанный большинством указатель. Впоследствии ученые многих стран внесли в него свои дополнения.

В 2004 году появилась редакция справочника, в которой описания сказочных типов были обновлены и сделаны более точными. Эта версия указателя содержала 250 новых типов.

Одно из течений в неоромантизме к.19-н. 20 веков. В центре внимания литературы «действия» активно действующий герой. Активность героя реализуется прежде всего в поступке, имеющем ощутимо действенный, культурно-исторический характер. Поступок героя есть ничто иное как «опредмечивание» его воли (см.: «Воля») в плоть национально-исторического бытия. Герой как бы устанавливает в результате проявления своей воли некий новый Закон и благодаря этому приобретает статус культурного героя в национальном предании. Весьма значим тот факт, что герой подобного типа не является героем мыслящим, героем-интеллектуалом, сверхчеловеческая активность которого сосредоточена в аналитических способностях, в мысли (Шерлок Холмс у К. Дойла, пастор Браун у Г. К. Честертона и другие персонажи т.н. аналитических жанров в неоромантизме), напротив, очень часто подчеркивается неспособность героя к сложным мыслительным операциям (герой «казарменных» баллад Р. Киплинга Томми Аткинс или капитан Мак-Вир из повести Д. Конрада «Тайфун»). Невысокий интеллект героев, а и иногда и отсутствие такового не является отрицательной характеристикой персонажа литературы «действия», напротив, эта ограниченность помогает герою сконцентрироваться на определенной цели и убедительно достичь ее. Мысль, умение рассуждать, отдаваться потоку умозрительно-логических операций выглядели бы как препятствия, мешающие герою, тормозящие процесс волевой активности персонажа. До недавнего времени принято было увязывать литературу «действия» с т. н. «империалистической» идеологией (в качестве примера часто фигурировало творчество «идеолога колонизации» Р. Киплинга), что, разумеется, не выдерживает критики: Джозеф Конрад, который подобно Р. Киплингу и Г. Р. Хаггарду, отдает дань этой литературе, не может быть назван «идеологом английской колонизации» и «певцом империализма» из-за своих демократических пристрастий. Лит-ра: Ю. И. Кагарлицкий. Редьярд Киплинг.// Редьярд Киплинг. Рассказы. Стихи. Сказки. – М., 1989.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

Структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки. По ходу Р. д. конфликт обостряется, а противоречия между действующими лицами углубляются и обостряются.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РАЗВИТИЕ в Словаре Аналитической психологии:
    (Development; Psychogenese) — психоанализ утверждает, что поведение человека можно рассматривать в его развитии, т. е. интерпретировать поведение взрослого как усложнение …
  • РАЗВИТИЕ в Новейшем философском словаре:
    характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и ново-ведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. …
  • ДЕЙСТВИЯ в Однотомном большом юридическом словаре:
    - один из видов фактов юридических, представляют собой такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. д. подразделяются …
  • ДЕЙСТВИЯ в Большом юридическом словаре:
    - один из видов фактов юридических, представляют собой такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Д. подразделяются …
  • РАЗВИТИЕ
    ЭКОНОМИКИ - абсолютное и огноситель-ное изменение макроэкономических показателей, характеризующих состояние экономики страны во времени в течение продолжительного периода. Используемые для …
  • ДЕЙСТВИЯ в Словаре экономических терминов:
    ТЕХНИЧЕСКИЕ - см ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ …
  • ДЕЙСТВИЯ в Словаре экономических терминов:
    СЛЕДСТВЕННЫЕ - см СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ …
  • ДЕЙСТВИЯ в Словаре экономических терминов:
    РАЗВРАТНЫЕ - см РАЗВРАТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ …
  • ДЕЙСТВИЯ в Словаре экономических терминов:
    ПРАВОМЕРНЫЕ - см ПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ …
  • ДЕЙСТВИЯ в Словаре экономических терминов:
    НОТАРИАЛЬНЫЕ - см НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ …
  • ДЕЙСТВИЯ в Словаре экономических терминов:
    НЕПРАВОМЕРНЫЕ - см НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ …
  • ДЕЙСТВИЯ в Словаре экономических терминов:
    МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ - см. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА …
  • ДЕЙСТВИЯ в Словаре экономических терминов:
    КОНКЛЮДЕНТНЫЕ - см КОНКЛЮ -ДЕНТНЫЕ …
  • ДЕЙСТВИЯ в Словаре экономических терминов:
    ВАЛЮТНЫЕ - см ВАЛЮТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ …
  • ДЕЙСТВИЯ в Словаре экономических терминов:
    В ОТНОШЕНИИ ЖЕРТВ ВОЙНЫ ЗАПРЕЩЕННЫЕ - см. ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ЖЕРТВ ВОЙНЫ …
  • ДЕЙСТВИЯ в Словаре экономических терминов:
    - такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей. Д. подразделяются на правомерные и неправомерные (правонарушения) …
  • РАЗВИТИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
    направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Различают две формы развития: …
  • РАЗВИТИЕ в Современном энциклопедическом словаре:
  • РАЗВИТИЕ в Энциклопедическом словарике:
    направленное, закономерное изменение в природе и обществе. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. …
  • РАЗВИТИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. 1. см. развить2, -ся2. 2. Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход …
  • РАЗВИТИЕ
    РАЗВ́ИТИЕ (биол.), процесс тесно взаимосвязанных количеств. (рост) и качеств. (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивид. Р., …
  • РАЗВИТИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РАЗВ́ИТИЕ, эволюция, направленное изменение к.-л. органического целого (биол., социального, культурно-ист.), в процесс к-рого развёртываются его внутр. возможности. Протекает во времени …
  • ДЕЙСТВИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Д́ЕЙСТВИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗАКОН (третий закон механики Ньютона), см. Ньютона законы …
  • РАЗВИТИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (филос.) ? см. …
  • РАЗВИТИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    разви"тие, разви"тия, разви"тия, разви"тий, разви"тию, разви"тиям, разви"тие, разви"тия, разви"тием, разви"тиями, разви"тии, …
  • РАЗВИТИЕ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -я, только ед. , с. 1) Постепенное улучшение, усиление, укрепление путем тренировки. Развитие мускулатуры. Развитие памяти. Развитие способностей. Из всех …
  • РАЗВИТИЕ
    1. Syn: прогресс, усовершенствование, эволюция, рост 2. Syn: вырабатывание, выковывание (редк., обр., усил.), формирование (кн.), воспитание 3. Syn: развитость, …
  • ДЕЙСТВИЯ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • РАЗВИТИЕ в Тезаурусе русского языка:
    1. Syn: прогресс, усовершенствование, эволюция, рост 2. Syn: вырабатывание, выковывание (редк. , обр. , усил.), формирование (кн. …
  • ДЕЙСТВИЯ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • РАЗВИТИЕ
    Syn: прогресс, усовершенствование, эволюция, рост Syn: вырабатывание, выковывание (редк.)обр. усил.), формирование (кн.), воспитание Syn: развитость, …
  • ДЕЙСТВИЯ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: см. …
  • РАЗВИТИЕ
    ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: развить, развиться. 2) Состояние по знач. глаг.: развиться. 3) Процесс закономерного изменения, перехода …
  • ДЕЙСТВИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    мн. 1) Военные операции. 2) Поведение, поступки …
  • РАЗВИТИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    разв`итие, …
  • РАЗВИТИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    развитие, …
  • РАЗВИТИЕ в Орфографическом словаре:
    разв`итие, …
  • РАЗВИТИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    <= развить 2, -ся 2 развитие степень сознательности, просвещенности, культурности Высокое умственное р. развитие процесс закономерного изменения, перехода из одного …
  • РАЗВИТИЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или …
  • РАЗВИТИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    развития, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Действие по глаг. развить-развивать. Развитие мускулов гимнастикой. 2. Состояние по глаг. развиться-развиваться. Развитие промышленности. …
  • РАЗВИТИЕ
    развитие ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: развить, развиться. 2) Состояние по знач. глаг.: развиться. 3) Процесс закономерного изменения, …
  • ДЕЙСТВИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    действия мн. 1) Военные операции. 2) Поведение, поступки …
  • РАЗВИТИЕ
    ср. 1. процесс действия по гл. развить, развиться 2. состояние по гл. развиться 3. Процесс закономерного изменения, перехода из одного …
  • ДЕЙСТВИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • РАЗВИТИЕ
    ср. 1. процесс действия по гл. развивать II, развить II, развиваться II 1., 2., 3., 4. 2. Результат такого действия; …
  • ДЕЙСТВИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    мн. 1. Военные операции. 2. Поведение, поступки …
  • ХАБЕРМАС в Словаре постмодернизма.
  • ФРАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
    Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием …
  • СССР. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной …