Аккорды и текст песни Вальс-бостон (Розенбаум Александр). Осень в произведениях искусства


ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ...
размышления

А за окнами кружит танцовщица,
Осыпая весь лес серебром
Словно фея - и мудрость искриться
По ее неопрятным крылом...
Осень - время раздумий,
Осень - время плоды собирать...
Год прошел - умирает природа,..
Нет - всего лишь ложится СПАТЬ...

Лосева Елена


Приветствую, Вас, мои старшеклассники. Сегодня мы рассуждали о вечных темах.
Искусство - многогранно, искусство многолико. И не зря!

мы все очень разные люди. Живем в тесном мире своем.
Но есть в нашей жизни то,что объединяет нас.
Конечно сейчас, Вы еще не задумываетесь об этом,...
Но ваша душа - как и душа любого человека, живущего на земле - она едина - с нашей вселенной...
Наверное мудрецы придумали разные виды искусств...
ВЫ не задумывались почему они возникли: музыка, ИЗО, театр, литература, танец???
Для чего люди создавали эти стихии???
Может быть тот - кто умел видеть - сделал рисунок,.
А тот, кто умел слушать - создал мелодию?
Можно много и долго рассуждать...

НО как сказал один великий человек"Музыка не нуждается в словах - она и слово, она и мысль...."
В чем современность музыки?
На этот вопрос нам еще предстоит ответить.

А сегодня ОСЕНЬ!
И за окном кружатся листья....
И если и говорить о вечной теме - то ПРИРОДА - ВЕЧНА!
И темы природы находят отражение и в музыкальном и в изобразительном искусстве.
А сколько создано стихов о природе. Пушкин любил ОСЕНЬ!
И самое проникновенное музыкальное впечатление нарисовал в своем произведении "Октябрь. Осенняя песнь." Петр Ильич Чайковский....
Вслушайтесь в эти звуки.....
Я пыталась найти обработку этой музыки на современный лад.....но...................таковых просто нет....
и я поняла почему!
Эта музыка - музыка осени не нуждается в переложении....
Она прекрасна в оригинальном исполнении....
В этом и есть ценность искусства!
Чайковский гений, талант!!!

Октябрь. Осенняя песнь

Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени - это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы - это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни.

Вся пьеса - это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино. "Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, - писал композитор.

Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят...
А.К. Толстой

Осень вызывает у человека чувство чего-то торжественного и величавого. И вместе с тем «осень веет тоской, осень веет разлукой» (И. Бунин).

«Осенняя песня» - одна из лучших пьес «Времен года» П. Чайковского. Ее мелодия, пожалуй, самая прихотливая и проникновенная. Эту пьесу с полным правом можно назвать исповедью души, вдохновленной увядающей красотой осенней русской природы. Песня звучит спокойно, задумчиво, повествуя о чем-то сокровенном. Название пьесы не следует понимать буквально - это не песня в смысле музыкального жанра, имеющего свои определенные законы. Это скорее песня души. Она сродни тому, что мы имеем в виду, когда говорим «душа поет». В русской поэзии можно найти чудесные примеры, описывающие подобное состояние души, все его оттенки. Вот строки Тургенева:

Осенний вечер... Небо ясно,
А роща вся обнажена -
Ищу глазами я напрасно:
Нигде забытого листа
Нет - по песку аллей широких
Все улеглись - и тихо спят,
Как в сердце грустном дней далеких
Безмолвно спит печальный ряд...

В разных видах искусства мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Если вспомнить художников, наиболее близких Чайковскому, то это в первую очередь И. Левитан. Никто до Левитана не передавал столь выразительно красоту русской природы.

Чайковский лучше чем кто бы то ни было другой в музыке выразил это состояние грусти и меланхолии.

И в продолжении темы - мы слышали песню Александра Розембаумана - "Вальс - бостон"

Аккорды и текст песни Вальс-бостон (Розенбаум Александр)

Am Am7+ Am7+ На ковре из жёлтых листьев Am6 Dm7+ Dm7+ В платьице простом Dm7+ G7/4 G7 C7+ C9/7+ E9- E7 Из подаренного ветром крепдешина E7 Am Am7+ Am7+ Dm7+ Танцевала в подворотне осень вальс-бостон. F9 Hm7 Отлетал тёплый день, Dm6 E7 E9- E7 И хрипло пел саксофон. И со всей округи люди приходили к нам, И со всех окрестных крыш слетались птицы, Танцовщице золотой захлопав крыльями... Как давно, как давно звучала музыка там. E7 Am Hm7 В котором осень нам танцует вальс-бостон. E7 Dm Там листья падают вниз, Пластинки крутится диск: E7 E9- Am "Не уходи, побудь со мной, ты мой каприз". E7 Am Как часто вижу я сон, Мой удивительный сон, Am В котором осень нам танцует вальс-бостон. Опьянев от наслажденья, О годах забыв, Старый дом, давно влюблённый в свою юность, Всеми стенами качался, окна отворив, И всем тем, кто в нём жил, Он это чудо дарил. А когда затихли звуки в сумраке ночном - Всё имеет свой конец, своё начало, - Загрустив, всплакнула осень маленьким дождём... Ах, как жаль этот вальс, как хорошо было в нём. Как часто вижу я сон, Мой удивительный сон, В котором осень нам танцует вальс-бостон. Там листья падают вниз, Пластинки крутится диск: "Не уходи, побудь со мной, ты мой каприз". Как часто вижу я сон, Мой удивительный сон, В котором осень нам танцует вальс-бостон.

Am

← вар. →

Am7+

← вар. →

Am7

← вар. →

Am6

← вар. →

Dm7

← вар. →

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы.
Цель:
На примере произведений об осени показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы.
Задачи:
- Развивать умение детей соотносить по настроению музыкальные, художественные и поэтические образы; обогащать словарь, развивать образную речь детей.
- Закрепить и обобщить знания об осени и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.
- Воспитывать любовь к природе и развивать эстетический вкус дошкольников.
Ход занятия:

Дети входят в зал, встают полукругом лицом к гостям. Здороваются.
Музыкальный руководитель:
Ребята, наше сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки:
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
Дети:
Осенью!
Музыкальный руководитель:
Сегодня мы с вами поговорим об осени. Какое это чудесное время года! Осенью природа так красива! И о ней, русский народ придумал множество пословиц. А вы знаете пословицы об осени?
Дети:
Цыплят по осени считают.
Осень - время собирать урожай.
Придет осень, за все спросит.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
Осень - перемен восемь.
Осенью скот жиреет, а человек добреет.
Осень прикажет, весна свое скажет.
Осень непогодь несет.
Осенней озими в закрома не кладут.
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
Музыкальный руководитель:
Каждое время года по-своему прекрасно. Люди ждут прихода осени, ведь осень дарит дни, полные такой тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придёт ещё долго. Как приятно наслаждаться золотистыми красками осени, радоваться красотой деревьев, полей. Богатство красок, их оттенков восхищает, удивляет нас.
Помните, как мы с вами ждали прихода осени? Как хотелось увидеть неповторимую палитру осени, угоститься фруктами, овощами, ягодами, грибами, орехами, радоваться её по-своему чудесной погоде.
Осень всегда была порой, которую воспевали многие писатели, художники, музыканты и поэты. Александр Сергеевич Пушкин очень любил осень, вот как он говорит о её приходе:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Ребята, вспомните, а какие чувства вы испытали, когда увидели, что к нам пришла красавица-осень? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель:

Ребята, вспомните песню, рассказывающую об осени?

Исполняется песня «Осенний вальс», музыка и слова Л. П. Куклиной.

Дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель:

Осенью природа притихает, как будто готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомлённой. Деревья скидывают с себя листву. Птицы покидают нас и летят в тёплые страны. Когда смотришь на эту увядающую осеннюю природу, тебя охватывают разные чувства: нежность, удивление от любования красотой, и грусть от того, что прощаешься с летом, теплом, что красота осени уходит. Если сравнить время года с временем дня, то весна – это утро, ведь всё просыпается, приходит в движение, лето – это середина дня, а осень – сумерки, вечер, конец дня.

Скажите, а вам нравится осень? А какая бывает осень?

Давайте подойдём с вами к нашему волшебному осеннему дереву, будем снимать листочки с него, и, называть слово, характеризующее, какая бывает осень. (Ответы детей: золотая, дождливая, хмурая, красивая, холодная, ненастная, ветреная…)

Музыкальный руководитель:

Осень бывает такая разная! Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья опадают, вся сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи.

Давайте, обратим внимание на то, как в разных произведениях искусства музыканты, поэты и художники передают различные состояния осенней природы. Чтобы нарисовать картину: у художника есть краски, у поэтов - слова, у композитора - только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же, как это делает Пётр Ильич Чайковский.

Сейчас мы послушаем пьесу замечательного композитора П. И. Чайковского.

Скажите, какое настроение выражает эта музыка? (Ответы детей: грустная, жалобная, печальная, скучная, спокойная, медленная и т.д.).

Музыкальный руководитель:

Ребята, эту пьесу композитор назвал «Осенняя песнь».

Действительно, эта пьеса передаёт осеннее умирание природы, унылый пейзаж и грусть по уходящему лету. В мелодии преобладают грустные интонации – вздохи. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино.

Посмотрите, ребята, вот какую волшебную картину изобразил художник Исаак Ильич Левитан и назвал её «Золотая осень». Что вы видите на картине? (Ответы детей: деревья в жёлтых листьях; речка; пожелтевшая трава; солнце; облачное небо.)

Музыкальный руководитель:

На картине мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки - ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. Осенний день, изображенный художником, полон света.

К этой картине удивительно подходит стихотворение Сергея Есенина:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком…

Какие чувства у вас вызывает эта картина? (Ответы детей).

Музыкальный руководитель:

Эта картина создает ощущение свежести чувств в солнечный осенний день, осенняя погода в этой картине вызывает желание побродить в лесу, почувствовать его простор.

Скажите, а какое музыкальное произведение, которое мы с вами слушали раньше, по настроению перекликается с этой картиной? (Ответы детей: «Осень» из «Времена года» Вивальди).

Музыкальный руководитель:

Давайте еще раз послушаем эту пьесу, и вы мне расскажете, какую осень вы представляете, слушая эту музыку? (Ответы детей: разноцветная осень, разноцветные леса, осенние листочки собираются на бал и т.д.).

Музыкальный руководитель:

А какая музыка по характеру? (Ответы детей: торжественная, светлая, воспевает красоту осенней природы и т.д.).

Музыкальный руководитель:

Правильно, слушая музыку, мы можем представить себе такую картину: осенние листья, падая, кружатся в вальсе, светит солнышко, птицы плавно взмахивают крыльями, улетая на юг.

Оба музыкальных произведения, которые мы слушали, и картина «Золотая осень» изображают спокойную осеннюю погоду.

А ведь осень бывает очень разная! Давайте споем о ней.

Исполняется песня «Золотая осень».

Музыка И. Болдырева, Л. Маковской; слова О. Высотской.

Ребята, какими словами поэт в этой песне называет осень?

(Золотая, огневая).

Музыкальный руководитель:

Мы уже с вами говорили, что осенняя погода бывает разной: грустная и весёлая, солнечная и пасмурная, золотая и серая.

Давайте мы с вами возьмем в руки разноцветные осенние листочки и изобразим осенний листопад.

Исполняется танцевальная композиция «Танец осенних листьев» под музыку П. И. Чайковского «Осень.

Музыкальный руководитель:

В музыке выражено тоскливое, подавленное, печальное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы. Музыка монотонная, жалобная.

Ребята, кто помнит, какое стихотворение А. Плещеева изображает картину осенней непогоды?

Дети читают стихотворение «Осень»:

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели,
В теплые края.

Музыкальный руководитель:

А сейчас, ребята, мы поиграем с вами в весёлую игру «Кленовый листочек».

На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.

Музыкальный руководитель:

Сегодня на занятии мы с вами попытались разобраться в том, какая же она, осень? И выяснили, что она очень разная. Характер осени композиторы, поэты и художники видят по-разному, и по-разному передают свои впечатления с помощью разных красок, интонаций, сравнений: композиторы – в музыке, поэты – в стихах, художники – в своих картинах.

Дети прощаются с гостями и возвращаются в группу.

Список использованной литературы

О. П. Радынова «Слушаем музыку»: Москва – 2009 г.

Тема урока : Осень в произведениях искусства.

Цель урока : Формирование нравственно- эстетических и эмоциональных переживаний учащихся

на основе восприятия родной природы

Задачи урока : 1.Пробудить интерес к красоте окружающего мира, к её постижения.

2.Показать многогранность образного решения одной темы различными видами

искусства.

3.Способствовать развитию художественно-творческих способностей учащихся:

эстетического отношения к миру, художественного воображения.

Вид урока : Комплексный.

Тип урока : Углубление в тему.

Иллюстративно - наглядный материал : Репродукции картин И.И.Левитана «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники».

Музыкальный материал : П.И.Чайковский «Осенняя песнь».

Ход урока : Учащиеся входят в класс под музыку А.Самсонова «Дыхание осени».

Учитель : Ребята, а кто из вас обратил внимание на музыку которая, которая звучала в тот момент,

когда вы входили в класс? Прослушайте её ещё раз и скажите мне: какая это была по

настроению и подумайте, к какому времени года её можно отнести?

Ученики : Необычная, грустная, задумчивая, немного таинственная. В начале как будто капельки

капают. Скорее всего — это осень.

Учитель : Да, ребята. Сегодня мы с вами поговорим об осени. Я попрошу вас всех закрыть глаза и

представить себя в осеннем лесу.А теперь скажите, каким вы представили себе осенний

Ученики : Тихим, солнечным, дождливым, холодным, мрачным, разноцветным.

Учитель : А кто из вас любит осень? Почему она вам нравится?

Ученики : Осенью все деревья становятся разноцветными, красивыми и яркими.

Учитель : Ребята, а чем отличается ранняя осень от поздней?

Ученики : Ранняя осень – тёплая, красивая. Поздняя осень – дождливая, мрачная, холодная.

Учитель : А вы знаете ребята, что многие писатели, поэты, художники любили осень. В своих

произведениях посвящённых осени, они передавали свои чувства. Ведь у каждого из них

осень описывается по — разному. И это наверное связано с тем, что каждый человек, будь

то писатель, поэт или художник испытывает своё особое настроение, когда приходит

осень. И она ему нравилась всякая: холодная, дождливая или наоборот, тёплая,

солнечная, когда листья на деревьях приобретают различные оттенки цветов, будто

художник расписывал отдельно каждый из них. Осени А.С.Пушкин посвятил много своих

стихотворений. Сейчас вы услышите одно из них (звучит отрывок из стихотворения

А.С.Пушкина «Осень»)

Унылая пора, Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золотом одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Учитель: А теперь давайте посмотрим, как изображают осень художники. Обратите внимание на

картины И.И.Левитана. (демонстрация репродукции картин И.И.Левитана «Осенний

день. Сокольники», « Золотая осень).

Посмотрите на эту роботу («Золотая осень»). Какое время года изобразил художники, по

каким приметам вы это определили?

Ученики : Жёлтый лес, тёмная вода, пожелтевшая трава, серое небо.

Учитель : Как вы думаете, глядя на эту картину, можно сказать, что художник любил осень?

Ученики : Да. Яркие сочные краски, радостный общий настрой.

Учитель : А теперь обратите внимание на следующую работу И.И.Левитана

«Осенний день. Сокольники». Какую осень изобразил здесь художник? Можно ли

Сказать, что изображена поздняя осень?

Ученики : Нет. Ещё жёлтые клёны, листья на дорожке.

Учитель : Ребята, а представьте себе, если бы краски умели говорить, то как заявили они о себе в

каждой из этих картин?

Ученики : Они бы плакали, смеялись, радовались, кричали, пели, говорили шёпотом, говорили

нежно, ласково восторженно и т.д.

Учитель : Ребята, а теперь скажите, как бы вы назвали эти работы? (ответы учеников).

Хорошо, а сейчас вы прослушайте произведение русского композитора П.И.Чайковского

«Осенняя пора».

Как вы считаете, ребята, какие чувства хотел нам передать композитор? Каково

настроение этого произведения? Если бы изобразили это настроение красками, какие

цвета бы вы выбрали? Какими средствами музыкальной выразительности композитор

передал эту цветовую гамму? (обсудить сопоставление мажора и минора, связать с

лучами солнца, прорывающимися через осенние тучи, обсудить особенности ритма

(мерный, тяжёлый), направление интонации (поникшие, секундовые, нисходящие

ходы)). А как бы вы назвали это произведение? (ответы учеников).

Учитель: П.И.Чайковский назвал своё произведение «Осенняя песнь». Ребята, а если пойти в лес,

какие звуки можно там услышать?

Ученики: Шелест падающих листьев, шум дождя и т.д.

Учитель: Хорошо, а давайте сейчас представим, что мы в осеннем лесу…

(Игра «Звуки леса». Между детьми распределяются роли различных явлений погоды).

Капли дождя: редкие (металлофон).

Ветер, переносящие сухие листья (бубен).

Падающие листья (шелест бумаги).

Частый дождь (тихий стук пальцев по столу).

Молния, звук грома (хлопок ладоней над головой).

Пение кукушки.

А теперь, я буду руководить вами, дирижировать, а вы в своё время издавайте свой звук

и у нас получится в целом звучание лесного оркестра в осенний день.

Учитель : Хорошо, молодцы, а сейчас мы с вами послушаем одну песенку, в которой композитор

тоже при помощи определённых музыкальных средств изобразил природные явления, а

какие вы скажите сами (звучит на фортепиано песня Д.Кольцова «Дождик»).

Какое явление природы изобразил композитор? Какими средствами он добился

звукового эффекта?

Ученики : Отрывистое звучание мелких длительностей с постепенным увеличением темпа.

Учитель : Как вы думаете, в какое время года шёл дождь и почему?

Ученики : Осенью. Интонации грустные (минор), мрачный конец песни.

Учитель : Да, верно. Теперь мы разучим с вами песню « Чудная пора осень» Ю.Вержника.

Учитель : Ребята, сегодня мы с вами говорили об осени, об изображении этого времени года в

литературе, музыке, живописи. Какой может быть осень. Теперь, когда вы будете идти

по аллее в осенний день, посмотрите вокруг и подумайте, какими словами, звуками и

красками можно изобразить этот осенний день.

А домашнее задание будет таким: к любому стихотворению об осени, которое вам

нравится, подберите цветовую гамму и музыкальный аккомпанемент. Подумайте о том,

что если бы слова этого стихотворения положить на музыку, то какая должна быть

музыка: темп, ритм, движение мелодии и т.д.

Образы природы в искусстве

Кто сказал, что пишут красками?
Пользуются красками, а пишут чувствами.

(Жан Батист Симеон Шарден)

Общение с природой - большое счастье и жизненная потребность для любого человека. Природа привлекает художников, поэтов, музыкантов своей чарующей неповторимостью.

Каждое время года по-своему прекрасно, но эту красоту необходимо увидеть, почувствовать.

У вечности прекрасный календарь,
Оформленный и в злато, и в янтарь.
На нём снега и сонные долины,
И тихий вечер с песней соловьиной,
Цветущих вишен радостный полон
И пары, позабывшие про сон.

Колосьев спелых гордые поклоны,
И горсть зерна в мозолистых ладонях.
Краса лугов и леса изобилье
Иль ветки плеть, опущенной в бессильи.
С надеждою, что вновь всё повторится…
Листает время вечные страницы…

(Ю. Касилов)

Попытайтесь взглянуть на волшебный мир природы глазами художника, поэта, музыканта. Откройте своё сердце для восприятия красоты и гармонии красок, слов, звуков!

Пейзаж по праву считается самым лиричным жанром живописи.

В Китае жанр пейзажа начал развиваться раньше, чем где бы то ни было. И это неслучайно, ведь, согласно верованиям китайцев, любование природой - один из путей познания божественной истины.

Уже в первые века нашей эры в Китае изображениями видов природы украшали стены не только жилищ, но и культовых сооружений. Как ни удивительно, но пейзаж был одной из разновидностей религиозной живописи.

Интересно, что в европейской живописи пейзаж выделился в самостоятельный жанр и приобрёл популярность во время активного развития промышленности, когда всё больше людей переселялись в города. Оторвавшись от родной природы, они тосковали по её животворящей силе и красоте.

Пейзажная живопись отражает чувства, настроения и передаёт их особенно тонко, со всеми оттенками и переходами. Этим пейзажный жанр напоминает лирическую поэзию. Поэтические образы природы воплощены и в музыке.

Слушание (1 – 11 слайды): Бетховен. Пасторальная симфония (фрагмент).

Иван Иванович Шишкин на своей картине «Зима» изобразил могущественные, величественные деревья в роскошном белоснежном убранстве.

В своих многочисленных пейзажах художник органично соединил большое с малым, могущественное с нежно-хрупким - то, что он сам часто замечал в природе родного края. Он тонко чувствовал красоту природы, любил её и воспевал в своём творчестве.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна…
Заметает пурга белый пух.
Хочет в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути;
Ни проехать в лесу, ни пройти…

(С. Есенин)

Белоснежной красавицей изобразил зиму Константин Фёдорович Юон.

Главный мотив картины - белый, пушистый снег. Снег! Какая это радость для детей! Снег - это весёлые развлечения, катание на лыжах, санках, коньках…

Зима негаданно-нежданно
Пришла на чёрные поля,
Ещё вчера была туманна
Дождём умытая земля.

(Е. Благинина)

Деревья жалобно скрипели,
Ручьи холодные текли…
И вдруг метели налетели
И столько снега намели!

К. Ф. Юон написал свою картину в сдержанной, почти ахроматической цветовой гамме… Он отдал предпочтение белому, светло-серому, нежно-жемчужному цветам. Такое живописное решение позволило художнику воссоздать в пейзаже мотивы зимнего снегопада.

Слушание (12 – 18 слайды): Вивальди. «Зима» из цикла «Времена года».

Иное впечатление вызывает картина К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Кажется, что вся она будто пронизана солнцем, отчего снег сверкает ярким бело-розовым светом. Богатством цветовых сочетаний, яркостью красок картина приближается к живописи импрессионистов. Воздух в пейзаже насыщен голубизной, более всего заметной на фоне тёмных предметов: строений, леса. Тени - тоже синие. Это небо их окрасило. Ещё лежит снег, но он не скрипучий, январский, а влажный, рыхлый. Снег тает, осыпается с крыш на землю. Радуется теплу домашняя птица: петушок, курочки.

Исаак Ильич Левитан - выдающийся мастер лирического пейзажа. В своей живописи художник создал обобщённые образы природы родного края. Его пейзажи всегда наполнены поэзией.

Картина «Март» - одно из жизнеутверждающих произведений художника. В этом произведении И. Левитан трогательно показывает пробуждение земли, обновляющие её весенние силы.

Великий русский композитор П. И. Чайковский создал галерею образов природы, объединив их в цикле под названием «Времена года».

Слушание (19 – 20 слайды): Чайковский. «Март» из цикла «Времена года»

(А. Блок)

Картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» называют шедевром пейзажной живописи. Это - лирический образ национальной природы. Кисть художника воссоздала красоту родного края. Неспешно пробуждается от зимнего сна природа к новой жизни. Тает снег. Вода собирается в лужах, насыщая свежестью воздух, деревянные заборы, каменные стены церкви и колокольни, кору молодых берёзок. Суетятся, хлопочут птицы, строя гнёзда.

Слушание (21 - 22 слайды): Чайковский. «Апрель» из цикла «Времена года».

«В начале весны» - одно из известнейших пейзажных произведений Василия Николаевича Бакшеева. Художник создал обновлённый образ природы, захватывающий зрителя своей могущественной красотой.

«Голубая весна». Тонкий рисунок, светлый колорит картины ставят её в один ряд с лучшими произведениями мастеров пейзажного жанра.

Густой массой возвышаются светлые стволы берёз. Небо уже по-весеннему голубое, воздух - прозрачный и тёплый. Стройная направленность берёз вверх подчёркивает природную устремлённость деревьев к солнцу. Кажется, что слышны нежное дыхание ветра, звон весеннего ручейка, пение птиц.

Спасибо, кудесник-апрель!
Спасибо за звоны капели,
За пенье вернувшихся птиц.
Глаза у людей потеплели,
Всё больше приветливых лиц.
В сердцах и мечты, и желанья
Решительно гонят тревоги.
Зиме говорят: «До свиданья!
Нас ждут и дела, и дороги!»

(Ю. Касилов)

Как художник-пейзажист, мастер бытового жанра Василий Дмитриевич Поленов состоялся во время пребывания в Париже, где сошёлся с кружком А. П. Боголюбова, сплотившим талантливую творческую молодёжь. Большое влияние на творчество В. Поленова оказало и знакомство с кружком И. С. Тургенева.

В «Московском дворике» пейзаж и бытовые мотивы будто бы дополняют друг друга. Картина В. Поленова поражает своей жизнерадостностью, свежестью красок, мастерской техникой выполнения. В пейзаже исчезают серые и коричневые краски. Кажется, что цвет впитывает в себя голубизну неба, изменяясь под непосредственным влиянием окружающих красок.

Художники и поэты своим творчеством призывают нас взглянуть на обычные явления и вещи по-новому. Музыка помогает прислушаться к самому себе, почувствовать радости и печали.

Слушание (23 – 25 слайды): Вивальди. «Весна» из цикла «Времена года».

Золотая осень! Живописная осенняя пора!

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

(Ф. Тютчев)

Неповторимой красоте осенней природы посвящена картина И. Левитана «Золотая осень». Сюжет картины будто перекликается с пушкинскими строками:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…

Широким, свободным мазком передаёт И. Левитан прозрачную голубизну осеннего неба, холодную синь реки, золото листвы.

Смотришь на картину - и ощущаешь последнюю ласку осеннего солнца, тишину и тепло короткого дня, аромат пожелтевшей травы, прохладу, что веет от реки. В голубом небе - лёгкие облачка, вдали зеленеют озимые. На переднем плане - стройные нежные берёзки. Кажется, что они тоже любуются красотой осеннего дня. Мотив, изображённый художником на этой картине, можно назвать «праздничным днём осени». Но как быстро окончится этот праздник!

Никакое время года так не навевает грусть, как осень. Эта грусть звучит и в осенних пейзажах, созданных поэтом А. С. Пушкиным и композитором П. И. Чайковским.

Слушание (26 – 28 слайды): Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор.

Октябрь уж наступил... Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад. Дорога промерзает.
Журча бежит на мельницу ручей,
Но пруд уже застыл...

В картине «Ранний снег» В. Поленов воссоздал эту печальную пору. По настроению пейзаж художника приближается к тургеневской лирике.

Поздняя осень… Ещё немного - и в природе по-настоящему воцарится белоснежная красавица-зима... Её приближение слышно в стихах С. Есенина, поэта, умевшего понимать язык берёз и камней, земли и неба:

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Слушание (29 – 31 слайды): Чайковский. «Октябрь» из цикла «Времена года».

Для того чтобы понять состояние природы, изменяющееся в зависимости от сезона, времени суток, погоды, художнику необходимо воссоздать присущие определённому состоянию тональные и цветовые особенности. Различные живописные средства подчёркивают общее настроение произведения, усиливая его эмоциональное влияние на зрителя. Мастер может сосредоточиться на игре красок или заботиться о мастерстве форм, тщательно выписать передний план, а детали изобразить обобщённо, привлекая внимание зрителя к далёкому горизонту.

Картина А. Рылова «В голубом просторе» дышит оптимизмом, наполняя нас светлой верой в будущее.

Солнце, свежий воздух, весёлые облачка над синим морем, а в небо, стремительно взмахивая крыльями, летят красавцы-лебеди вдогонку за ветром, наполняющим белые паруса корабля. Получая от восприятия картины богатые впечатления, мы сами наполняемся переживаниями, воспоминаниями, ожиданием грядущего.

Слушание (33 – 34 слайды): Рубинштейн. Романс.

По материалам лекции-концерта «Образы природы в искусстве» Т. А. Агеенко, И. Р. Колчановой.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Пасторальная симфония (фрагмент), mp3;
Вивальди. «Весна» из цикла «Времена года», mp3;
Вивальди. «Зима» из цикла «Времена года», mp3;
Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор, mp3;
Рубинштейн. Романс, mp3;
Чайковский. «Апрель» из цикла «Времена года», mp3;
Чайковский. «Март» из цикла «Времена года», mp3;
Чайковский. «Октябрь» из цикла «Времена года», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.