Жорж бизе очень краткая биография. Джордж Бизе – биография, молодые и зрелые годы великого композитора


Имя Жоржа Бизе (1838—1875), выдающегося! французского композитора, хорошо знакомо широчайшим кругам советских слушателей, а его замечательная опера «Кармен» завоевала всеобщее признание й любовь.
Музыкальная драматургия «Кармен» отражает и художественно обобщает свойственные действительной жизни столкновения, конфликты. Образы произведения жизненны, правдивы. Герои оперы — Кармен, Дон Хозе, Микаэла, Эскамильо — простые люди из народа. Они изображены живыми, яркими, темпераментными красками.

«Кармен» отличает своеобразный национальный колорит: цыганско-испанские напевы чутко воспроизведены композитором, в общем, без заимствования подлинно народных тем.
Музыкальный язык оперы, ее чудесные мелодии сочетают исключительную доходчивость с высоким мастерством; язык оперы демократичен и в; то жё время подлинно оригинален.
Жорж Бизе — один из наиболее значительных композиторов XIX века.

Биографы Бизе единодушно характеризуют его как человека жизнерадостного, сердечного, общительного, доброго и простого товарища, нежного к почтительного сына. Настойчивый в труде, работавший очень много и самозабвенно, Бизе охотно находил время для веселой вечеринки в дружеском кругу, для всевозможных забавных затей, шуток.

Жорж Бизе

Судьба мало баловала Бизе; он не раз встречался с непониманием, нападками со стороны профессиональной критики, в среде завсегдатаев театральных и концертных премьер. Но оптимизм не покидал его, и Бизе шел вперед, преодолевая тяжелые жизненные испытания.
Гениальный композитор, отличный пианист, превосходный, разносторонне одаренный музыкант-практик (Бизе, например, неподражаемо читал самые сложные оркестровые партитуры), он живо интересовался и литературой, и изобразительным искусством, и, конечно, театром.
Бизе не был последовательным сторонником какого-либо политического течения современной ему Франции. Он был совершенно чужд легитимистским настроениям — белые лилии Бурбонов его никогда не привлекали. Но его не влекло и знамя буржуазной монархии Луи Филиппа. Мы не находим его и среди приверженцев Наполеона III.
Несомненно, общественно-политические убеждения Бизе отличались известной расплывчатостью и противоречивостью. Однако свобода и независимость жизненных суждений и поступков композитора, некоторые его оппозиционные критические высказывания в адрес власть имущих, хотя бы в области искусства, позволяют причислить Бизе к людям демократического лагеря.

К миру музыки Бизе был приобщен с детских лет. Он рос в музыкальной семье: отец был учителем пения, мать — сестрой известного певца. Дарование Бизе обнаружились весьма рано, и в девять лет, в 1847 году, он уже был учеником Парижской консерватории.
Успехи его оказались блестящими и по классу фортепиано профессора Мармонтеля и по классу теории и композиции у профессоров Циммермана и Галеви.
Среди учителей Бизе был и молодой Гуно.
Сколь велик был пианистический дар Бизе, сколь ярки его виртуозные возможности, можно судить по интереснейшему свидетельству Листа3. Однажды Бизе — ему тогда было около тринадцати лет — оказался на музыкальном вечере у Галеви в обществе Листа. Лист познакомил присутствующих с "одним своим новым и весьма трудным произведением, выразив мнение, что кроме него самого пьесу подобной трудности может исполнить лишь Ганс Бюлов.
Бизе подошел к инструменту и, к удивлению гостей, сыграл эту пьесу с листа, притом так хорошо, что привел в восхищение автора.
В год окончания консерватории (1857) Бизе получает две премии: так называемую первую Большую
Римскую премию за кантату «Кловис и Клотильда», а также премию за сочинение оперетты «Доктор Миракль», последнюю — на внеконсерваторском конкурсе. Во время обучения в консерватории Бизе неоднократно завоевывал звание лауреата на исполнительских конкурсах по фортепиано, органу и по сольфеджио (1849).
Лауреат Римской премии мог провести пять лет, в целях совершенствования, в Италии и Германии.
Бизе прожил в Италии около трех лет (1857—1860). Он с большим увлечением знакомился с богатствами бессмертной классической итальянской живописи и скульптуры; но итальянские музыкальные впечатления Бизе были гораздо бледнее.
Во время пребывания в Италии Бизе много и упорно работал, композиторское мастерство его окрепло. В Италии он написал свою первую оперу («Дон Прокопио»), по стилю близкую Моцарту5 и Россини6. Великий, светлый гений Моцарта и великолепное дарование Россини пользовались и в дальнейшем неизменной любовью Бизе.

В 1860 году тяжелая болезнь матери прервала пребывание Бизе в Италии. Вскоре мать скончалась. Светлые и беззаботные годы оказались позади. Бизе было около двадцати лет. Началась вторая половина его краткой жизни, проведенная им почти безвыездно в Париже в непрерывном и напряженном труде.
Работая вдохновенно и. вдумчиво, композитор быстро воспроизводил на бумаге свои замыслы. Он детально представлял себе то иди иное сочинение еще до начала записи.
В периоды, когда какие-либо обстоятельства тормозили его творчество, Бизе находил утешение в другого рода музыкальной работе: например, он увлекался транскрипциями — делал переложения для фортепиано оперных отрывков, симфоний.
С начала и до конца своей творческой деятельности Бизе отличался высоким чувством долга и ответственности. Он дважды брал назад из оперного театра свои произведения, полагая, что они еще недостаточно совершенны. Бизе умел извлекать уроки из отдельных творческих неудач.
Среди сочинений Бизе есть несколько оркестровых, например, симфония «Родина», фортепианные пьесы и романсы. Но подлинным призванием Бизе была опера, музыка для театра.
Эта область его творчества увенчалась гениальной «Кармен», создание которой составляет целую эпоху в оперном искусстве.

Разумеется, глубоко реалистический и новаторский стиль «Кармен» мог появиться лишь как итог значительного и сложного предшествующего пути.
Яркой и доныне популярной оперой «раннего» Бизе была заказанная его другом Карвальо, руководителем «Лирического театра», опера «Искатели жемчуга» (1863). Экзотический сюжет побудил Бизе к поискам свежих красок. В опере сказался присущий его творчеству диризм. Об этом свидетельствует знаменитая теноровая ария Надира («В сиянье ночи лунной») — ария, которую охотно включали в свои концертные программы знаменитейшие певцы, например Л. В. Собинов. «Искатели жемчуга» показали весьма важное и ценное достоинство Бизе: его искусство писать для певцов удобно и эффектно.
По жанру «Искатели жемчуга» можно отнести к так называемой лирической опере. В этом раннем произведении уже намечаются штрихи письма, характерного для последних созданий Бизе.
Особенного успеха «Искатели жемчуга» не имели, так же как и в дальнейшем, при появлении новых произведений Бизе, публика не баловала его похвалами и благосклонностью.
Карвальо содействовал написанию и постановке и другой оперы Бизе —«Пертская красавица» (1867) на сюжет Вальтера Скотта8. Цыганский танец из этой оперы близок ряду эпизодов «Кармен». В некоторых постановках оперы (а также иногда в изданиях партитуры и клавира) этот танец включается в «Кармен», в четвертый акт после знаменитого Антракта.
В начале 70-х годов Бизе пишет два произведения, в которых уже обнаруживается его творческая зрелость: это тонкая по колориту одноактная опера «Джамиле» (по поэме А. Мюссе «Намуна») и в особенности музыка к «Арлезианке».


Кармен - народная артистка СССР Н.А. Обухова

«Арлезианка» — драма Альфонса Доде. Музыка Бизе к этой драме отличается исключительной красотой. Различные музыкальные номера были предназначены для исполнения между сценами драмы, а также во время действия. Из лучших номеров составлены две оркестровые сюиты для концертного исполнения: первая сюита из четырех номеров выполнена самим Бизе, а вторая, уже после смерти Бизе, — его близким другом, композитором Эрнестом Гиро. В «Арлезианке» очень ярко проявилась любовь Бизе к народной музыке: в связи с сюжетом драмы звучат провансальские напевы. Обработкой и развитием народных провансальских тем являются великолепный марш —первый номер первой сюиты, построенный в виде нескольких вариаций на неизменно повторяемую мелодию, и хор, музыка которого иногда звучит в четвертом акте «Кармен» (о чем речь шла выше). Для Бизе характерно широкое использование в «Арлезианке» танцев и маршевых ритмов. Здесь и марш, и менуэты, и быстрый вихревой танец фарандола (также в некоторых постановках включаемый в начало четвертого акта «Кармен»), и другие танцевальные эпизоды. В «Арлезианке» сказалась склонность Бизе к живописно-программной музыке — это обнаруживается далее в симфонических антрактах «Кармен». К программным номерам «Арлезианки» принадлежат, например, «Звон» и «Пастораль».
И «Джамиле» и «Арлезианка» (музыка к драме) прошли в театре со скромным успехом. Но две оркестровые сюиты из «Арлезианки» понравились сразу и удержались в концертном репертуаре по сей день.


Микаэла - народная артистка СССР А.В. Нежданова

Музыка «Кармен» — последнее и величайшее создание Бизе— сочинялась в 1874 году. Это произведение увидело свет рампы в «Комической опере» 3 марта 1875 года. Ровно через три месяца, 3 июня 1875 года, не достигнув тридцати семи лет, Бизе скончался.
По поводу ранней и неожиданной смерти Бизе существуют различные предположения. По-видимому," причиной смерти Бизе послужила острая ангина.
«Кармен» постигла судьба большинства произведений Бизе. Но если иные сочинения его принимались равнодушно, то гениальная «Кармен» определенной частью публики и критики была принята с прямым недоброжелательством. Печальную роль сыграло тут лицемерие аристократической и буржуазной публики, увековеченное еще в образе мольеровского Тартюфа.


Кармен — народная артистка РСФСР М. П. Максакова

«Кармен» показалась оперой слишком вольного содержания, шокирующей публику, даже неприличной.
Поводом к первоначальным отрицательным откликам на постановку «Кармен» послужили; также новизна музыки и новые черты развития драмы. Совсем не случайно, что первым слушателям «Кармен» относительно понравились лишь те номера, которые были более привычны: куплеты тореадора, ария Микаэлы. Так или иначе, но «Кармен» ни на премьере, ни после первых спектаклей успеха не имела. Это не могло не отразиться на Бизе. Сохранились рассказы, как после премьеры «Кармен» Бизе в отчаянии бродил по городу целую ночь. Несомненно, что тяжелые, мучительные переживания, душевные потрясения были одной из причин безвременной смерти Бизе.

Как звали композитора Бизе? Многие эрудиты тотчас ответят: Жорж. Это и правда, и не совсем. Имя Жорж великий музыкант получил при крещении, а на самом деле его звали Александр Сезар Леопольд.

Детство и ранние годы

Будущий композитор Бизе родился 25 октября 1838 года в столице Франции Париже. Его отец, Адольф Бизе, зарабатывал на жизнь парикмахерским делом и непосредственно изготовлением париков. Чуть позже Адольф начал давать уроки музыки, хотя у него не было никакого начального образования в сфере искусства. Мать Жоржа, Эме, работала пианисткой, а ее брат Франсуа Дельсарт прославился как талантливый певец и преподаватель вокала, выступавший при дворах и Наполеона III. Жорж был единственным ребенком в семье. С ранних лет он учился игре на пианино у своей матери, демонстрируя потрясающие способности, и уже 9 октября 1848 года, за две недели до десятого дня рождения, поступил в Парижскую Музыкальную Консерваторию. Именно в этом учебном заведении талантливый юноша сочинил свои первые известные композиции.

Музыкальная карьера

В ноябре 1855 года, в возрасте семнадцати лет, юный композитор Бизе написал первую симфонию в качестве домашнего задания. До 1933 года она оставалась безызвестной и впоследствии была совершенно случайно обнаружена в архивах библиотеки Парижской Консерватории. Впервые эту симфонию сыграли в 1935 году, и она мгновенно получила всеобщее признание в качестве шедевра, написанного юным, но способным и одухотворенным музыкантом.

В последующие годы молодой композитор участвовал в различных творческих конкурсах, стремясь завоевать денежные премии и престижные призы, и в итоге победил в соревновании авторов оперы, устроенном Оффенбахом. Первое место и приз в 1200 франков Жорж разделил с Шарлем Лекоком. В нескольких других конкурсах уже достаточно Бизе выиграл внушительный грант, на который безбедно жил следующие пять лет. Из них первые два года он провел в Риме, год - в Германии и последние два года - в Париже.

В расцвете сил

В июле 1860 года, после того как Жорж покинул Рим и все еще колесил по Италии, ему в голову пришла идея написать симфонию из четырех частей, в которой каждый фрагмент представлял бы собой музыкальное воплощение итальянского города - соответственно, Рима, Венеции, Флоренции и Неаполя. Однако в том же году композитор Бизе узнал о том, что его мать серьезно больна, и был вынужден закончить итальянские путешествия. В сентябре 1860 года он вернулся в Париж; спустя год мать музыканта скончалась. Только в 1866 году он наконец написал первую версию законченной симфонии. До 1871 года он всячески корректировал свое музыкальное сочинение - и скоропостижно скончался сам, так и не успев довести вдохновленное Италией творение до идеала. В 1880 году оно было опубликовано под названием "Римская симфония".

Чем же на самом деле прославился Бизе-композитор? "Кармен" - опера, написанная на основе одноименной новеллы французского писателя Проспера Мериме, стала его самой значительной и знаменитой работой. Главная роль по замыслу музыканта предназначалась для меццо-сопрано. Большую часть оперы автор написал летом 1873 года, однако она оставалась незавершенной вплоть до конца следующего, 1874 года. Вероятно, в связи с проблемами в личной жизни и расставанием с женой на целых два месяца. Хотя слушатели вначале не слишком тепло приняли "Кармен", она остается лучшим произведением Бизе.

Личная жизнь

Композитор Бизе женился на дочери своего покойного учителя, Женевьеве Галеви, 3 июня 1869 года. Когда в июле следующего года началась франко-прусская война, музыкант, как и многие другие его творческие соотечественники, присоединился к Французской Из-за войны и послевоенного хаоса Жорж приостановил работу над многими произведениями. 10 июля 1871 года Женевьева родила Жоржу первого и единственного ребенка - сына по имени Жак.

Смерть

Композитор Бизе, биография которого на сегодняшний день известна каждому профессиональному музыканту, умер от сердечного приступа в возрасте тридцати шести лет. Ходили слухи, что Эли-Мириам Делаборд, якобы приходившийся незаконнорожденным сыном Шарлю-Валентину Алькану, мог быть косвенно виновен в смерти Жоржа, так как незадолго до смерти последнего двое мужчин устроили соревнование по плаванию, после которого Бизе сильно простудился и слег с лихорадкой. В то время подозревали даже убийство и суицид, так как слева на шее у композитора обнаружили ранение, схожее с огнестрельным. Историки, впрочем, считают, что так выглядел лимфатический узел, который вследствие тяжелого заболевания и сердечного приступа набух и прорвался. Бизе умер в шестую годовщину собственного бракосочетания, ровно через три месяца после первого выступления "Кармен". Его кончина наступила внезапно именно тогда, когда он начал находить собственный "взрослый", неповторимый стиль. Жоржа Бизе похоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже рядом с не менее известными музыкантами Шопеном и Россини.

Бизе Жорж (1838-1875), французский композитор.

Родился 25 октября 1838 г. в Париже в семье учителя пения. Заметив музыкальный талант сына, отец отдал его учиться в Парижскую консерваторию. Бизе блестяще окончил её в 1857 г. по классу композиции Ф. Галеви. Уже на выпускном курсе им была написана оперетта «Доктор Миракль».

При окончании консерватории Бизе получил Римскую премию, которая давала право на длительную поездку за казённый счёт в Италию для совершенствования мастерства. В Италии он сочинил свою первую оперу «Дон Прокопио» (1859 г.).

Вернувшись на родину, Бизе дебютировал на парижской сцене оперой «Искатели жемчуга» (1863 г.). Вскоре была создана следующая опера - «Пертская красавица» (1866 г.) по роману В. Скотта.

Несмотря на все музыкальные достоинства, успеха оперы не принесли, и в 1867 г. Бизе вновь обратился к жанру оперетты («Мальбрук в поход собрался»), А в 1871 г. создал новую оперу - «Джамиле» по поэме А. Мюссе «Намуна».

Настоящую известность и славу принесла композитору симфоническая музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872 г.); впоследствии из неё были составлены две оркестровые сюиты. После «Арлезианки» Бизе опять обратился к опере - в 1875 г. была написана знаменитая «Кармен» по новелле П. Мериме.

Сейчас трудно поверить, что произведение, признанное вершиной французского оперного реализма, обошедшее все оперные сцены мира и ставшее одним из самых любимых и популярных в истории музыки, при первой постановке в Париже успеха не имело и вскоре было снято с репертуара. Провал любимого детища так подействовал на Бизе, с детства страдавшего пороком сердца, что привёл к трагическому концу - он скончался 3 июня 1875 г. в Париже.

После смерти композитора в его бумагах нашли партитуру оперы «Иван Грозный» (1865 г.), которая впервые была поставлена только в 1946 г.

Бизе Жорж (1838-1875), французский композитор.

Родился 25 октября 1838 г. в Париже в семье учителя пения. Заметив музыкальный талант сына, отец отдал его учиться в Парижскую консерваторию. Бизе блестяще окончил её в 1857 г. по классу композиции Ф. Галеви. Уже на выпускном курсе им была написана оперетта «Доктор Миракль».

При окончании консерватории Бизе получил Римскую премию, которая давала право на длительную поездку за казённый счёт в Италию для совершенствования мастерства. В Италии он сочинил свою первую оперу «Дон Прокопио» (1859 г.).

Вернувшись на родину, Бизе дебютировал на парижской сцене оперой «Искатели жемчуга» (1863 г.). Вскоре была создана следующая опера - «Пертская красавица» (1866 г.) по роману В. Скотта.

Несмотря на все музыкальные достоинства, успеха оперы не принесли, и в 1867 г. Бизе вновь обратился к жанру оперетты («Мальбрук в поход собрался»), А в 1871 г. создал новую оперу - «Джамиле» по поэме А. Мюссе «Намуна».

Настоящую известность и славу принесла композитору симфоническая музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872 г.); впоследствии из неё были составлены две оркестровые сюиты. После «Арлезианки» Бизе опять обратился к опере - в 1875 г. была написана знаменитая «Кармен» по новелле П. Мериме.

Сейчас трудно поверить, что произведение, признанное вершиной французского оперного реализма, обошедшее все оперные сцены мира и ставшее одним из самых любимых и популярных в истории музыки, при первой постановке в Париже успеха не имело и вскоре было снято с репертуара. Провал любимого детища так подействовал на Бизе, с детства страдавшего пороком сердца, что привёл к трагическому концу - он скончался 3 июня 1875 г. в Париже.

После смерти композитора в его бумагах нашли партитуру оперы «Иван Грозный» (1865 г.), которая впервые была поставлена только в 1946 г. Чайковский первый предсказал бессмертие оперы “Кармен”

«Кармен»

Бизе начал работать над оперой «Кармен» в 1874 году.Опера в четырех актах. Либретто А. Мельяка и Л. Галеви по одноимен новелле П.Мериме. Первое представ сост 3 марта 1875г а Париже.

Действующие лица:

Кармен, цыганка, работница сигарной фабрики меццо-сопрано

Дон Хозе, бригадир тенор

Эскамильо, тореадор баритон

Данкайро контрабандисты,
Ромендадо баринон

Цунига, капитан бас

Моралес, сержант баритон

Микаэла, невеста Хозе сопрано

Фраскита сопрано,

Мерседес цыганки, подруги Кармен

Лилас-Пастья, содержатель таверны без пения

Проводник без пения

Офицеры, солдаты, уличные мальчишки, работницы сигарной фабрики, молодые люди, цыгане и цыганки, контрабандисты, тореадоры, пикадоры, народ.



Действие происходит в Испании, около 1820 года.

СЮЖЕТ

На городской площади в Севилье, у сигарной фабрики, расположился сторожевой пост. В оживленной толпе мелькают драгуны, уличные мальчишки, работницы сигарной фабрики со своими возлюбленными. Появляется Кармен. Темпераментная и смелая, она привыкла властвовать над всеми. Встреча с драгуном Хозе пробуждает в ней страсть. Ее хабанера - песня свободной любви - звучит как вызов Хозе, а цветок, брошенный к его ногам, обещает любовь. Приход невесты Хозе Микаэлы на время заставляет его забыть о дерзкой цыганке. Он вспоминает родную деревню, дом, мать, предается светлым мечтам. И снова Кармен нарушает спокойствие. На этот раз она оказывается виновницей ссоры на фабрике, и Хозе должен доставить ее в тюрьму. Но чары цыганки всесильны. Покоренный ими, Хозе нарушает приказ и помогает Кармен бежать.

В таверне Лилас-Пастья веселье в разгаре. Это место тайных встреч контрабандистов, которым помогает Кармен. Вместе с подругами Фраскитой и Мерседес она проводит досуг в песнях и танцах. Желанный гость таверны - тореадор Эскамильо. Он всегда весел, уверен в себе и смел. Жизнь его полна тревог, опасна борьба на арене, но сладостна награда герою - слава и любовь красавиц. Темнеет. Посетители покидают таверну. Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел. На этот раз Кармен отказывается идти с ними. Она ждет друга. В таверну приходит Хозе, но радость их встречи кратковременна. Военный горн призывает драгуна в казармы. В его душе страсть борется с долгом. Кармен негодует. Между влюбленными назревает ссора. Неожиданно появляется Цунига - начальник Хозе, он надеется на благосклонность Кармен. В порыве ревности Хозе обнажает саблю. Воинская присяга нарушена, путь к возвращению в казармы отрезан. Хозе остается с Кармен, чтобы начать новую жизнь, полную тревог и опасностей.



Глухой ночью, в горах, контрабандисты устроили привал. С ними Кармен и Хозе. Ссора в таверне не забыта. Слишком велико различие между любовниками. Мечтающий о спокойной жизни крестьянина, Хозе страдает от измены долгу, от тоски по родному дому. Лишь страстная любовь к Кармен удерживает его в лагере контрабандистов. Но Кармен больше не любит Хозе, разрыв между ними неминуем. Что-то скажут ей карты? Подругам они предсказали счастье, только Кармен судьба не сулит радости: она прочла в картах свой смертный приговор. С глубокой скорбью размышляет она о будущем. Внезапно приходит Эскамильо - он спешит на свидание с Кармен. Хозе преграждает ему путь. Ревность и негодование вспыхивают в душе драгуна. Кармен останавливает поединок соперников. В этот момент Хозе замечает Микаэлу, которая, преодолев страх, явилась в лагерь контрабандистов, чтобы увести Хозе. Хозе не внемлет ее словам. Лишь принесенное Микаэлой известие о смертельной болезни матери заставляет Хозе покинуть Кармен. Но встреча их - впереди.

Яркий солнечный день. Площадь в Севилье полна народа. Собравшиеся с нетерпением ожидают начала боя быков. Шумно и радостно приветствуют они шествие героев корриды, возглавляемое всеобщим любимцем Эскамильо. Приветствует его и Кармен. Ее влечет к жизнерадостному, отважному Эскамильо. Фраскита и Мерседес предупреждают Кармен о грозящей опасности: за ней неотступно следит Хозе. Кармен не слушает их; она устремляется в цирк. Хозе останавливает ее. Нежно, с любовью обращается он к Кармен. Хозе не верит, что она разлюбила. Но ответ Кармен неумолим: между ними все кончено. «Свободной родилась - свободной и умру», - гордо бросает она в лицо Хозе. В порыве гнева он закалывает Кармен. Смертью она утверждает свою свободу.

«Кармен» - один из шедевров оперного искусства. Музыка, полная жизни и света, ярко утверждает свободу человеческой личности. Глубоко правдив драматизм столкновений и конфликтов. Герои оперы обрисованы сочно, темпераментно, во всей психологической сложности характеров. С большим мастерством воссоздан национальный испанский колорит и обстановка действия драмы. Сила оптимизма «Кармен» - в неразрывной внутренней связи героев и народа.

Жорж Бизе (1838-1875) приобрёл всемирную известность как автор одного, хотя и очень популярного, произведения. В истории музыки такие случаи нечасты. Этим произведением стала опера "Кармен". Бизе родился в Париже 25 октября 1838 года. Его нарекли звучными именами трёх полководцев: Александра - Цезаря - Леопольда, но в семье называли Жоржем. С этим новым именем Бизе вошёл в историю. Его родители отличались музыкальностью: отец был преподавателем пения, мать играла на фортепиано и стала его первой учительницей музыки; в доме много музицировали. выдающиеся способности мальчика обнаружились рано: четырёх лет он уже знал ноты, десяти - поступил в Парижскую консерваторию, где пробыл девять лет. Несмотря на то, что, как говорил позже Бизе, он "отдался музыке лишь скрепя сердце" - его более влекла литература, - занятия в консерватории проходили успешно. Юный музыкант неоднократно получал премии на внутриконсерваторских конкурсах - по фортепианной и органной игре, полифонии и композиции, что завершилось в 1857 году получением большой Римской премии, предоставлявшей право на длительную заграничную командировку.

Феноменально одаренный музыкальным слухом, памятью, творческой интуицией, Бизе без труда овладел теми знаниями, которые давала консерватория. Правда, курс теории композиции страдал догматичностью. Бизе большему учился вне стен консерватории у Гуно, с которым, несмотря на значительную разницу лет, у него установились теплые, дружеские отношения. Но надо отдать должное и его непосредственному учителю Фроманталю Галеви, тонкому и серьёзному музыканту, с которым Бизе впоследствии породнился, женившись на его дочери.

В годы консерваторского обучения Бизе создал немало произведений. Лучшее среди них - симфония, написанная семнадцатилетним автором в очень сжатые сроки - за семнадцать дней. Эта симфония, впервые опубликованная в 1935 году, ныне с успехом исполняется. Её музыка привлекает классической отточенностью формы, ясностью и живостью выражения, светлым колоритом, что позже станет неотъемлемым качеством индивидуального стиля Бизе. В год окончания консерватории, сочинив кантату на древний легендарный сюжет, он принял участие в конкурсе, объявленном Оффенбахом на написание одноактной оперетты. Вместе с произведением Лекока, в дальнейшем прославившегося в этом жанре, премии была удостоена оперетта Бизе "Доктор Миракль". Однако если к этому времени о Бизе-композиторе говорили лишь как о многообещающем даровании, то в качестве пианиста он добился всеобщего признания. Позже, в 1863 году, Берлиоз писал: "Бизе несравненно читает партитуры... Его пианистический талант настолько велик, что в фортепианной транскрипции оркестровых партитур, которую он делает с первого взгляда, его не могут остановить никакие трудности. После Листа и Мендельсона не много исполнителей его силы".

1857-1860 годы как лауреат консерватории Бизе провёл в Италии. Это годы жадного впитывания различных жизненных впечатлений, среди которых, однако, музыкальные стояли на последнем месте. "Дурной вкус отравляет Италию, - жаловался Бизе. - Это для искусства потерянная страна". Зато он много читал, путешествовал, знакомился с бытом крестьян, пастухов. Его творческая фантазия, как это будет и позже, загорается многими планами. "Голова полна Шекспира... Но где взять либреттиста!" - сетует Бизе. Его волнуют и сюжеты Мольера, Гюго, Гофмана, Гомера. Чувствуется, что он ещё не нащупал близкой себе темы, творчески разбрасывается. Но одно ясно - его интересы лежат в сфере театральной музыки. Отчасти это вызывалось практическими соображениями - здесь легче добиться успеха. Бизе полушутливо писал матери: "Когда я добуду 100 тысяч франков (то есть обеспечу себя до смерти), папа и я прекратим давать уроки. Мы начнём жизнь рантье, что совсем не плохо. 100 тысяч франков пустяк: два небольших успеха в комической опере. Успех, подобный "Пророку" (опера Мейербера), приносит почти миллион. Итак, это не воздушный замок!.."

Но не только меркантильные соображения, обусловленные более чем скромными материальными ресурсами семьи, побуждали его к этому. Музыкальный театр притягивал Бизе, его письма полны расспросов о парижских оперных премьерах. В результате он решился написать комическую оперу, названную "Дон Прокопио". Присланная в Париж партитура не получила одобрения со стороны маститых профессоров, хотя все же отмечалась "непринужденная и блестящая манера, свежий и смелый стиль" автора. Суровое порицание вызвала тематика этого сочинения. "Мы должны поставить на вид г. Бизе, - читаем в отзыве консерватории, - что он представил комическую оперу, когда правило требовало мессу". Но клерикальные сюжеты чужды Бизе. И после краткой творческой паузы он принялся за симфонию-кантату "Васко да Гама" на сюжет "Лузиады" - известной эпической поэмы классика португальской литературы Луиса Камоэнса. Он обратился к вокально-симфоническому жанру, распространённому во Франции со времён Берлиоза, и к ориентальной тематике, популярность которой была упрочена успехом оды-симфонии Фелисьена Давида "Пустыня" (1844). Далее Бизе создает ряд оркестровых пьес, некоторые впоследствии войдут в симфоническую сюиту "Воспоминания о Риме". Теперь уже отчетливее проявляются своеобразные черты стиля композитора с его тягой к воплощению красочных, колоритных народных сцен и картин жизни, полных динамики и движения. После трёхлетнего пребывания в Италии Бизе возвратился в Париж, уверенный в своих силах. Но его ждало горькое разочарование: путь к общественному признанию во Второй империи труден и тернист. Начинаются тяжёлые годы борьбы за существование.

Бизе содержит семью частными уроками, сочинением музыки в лёгком жанре, переложениями и корректурой чужих сочинений. В его письмах находим волнующие строки: "Три ночи не спал, на душе мрачно, а завтра надо писать веселую танцевальную музыку". Или в другом письме: "Я работаю, как негр, я истощён, я буквально разрываюсь на части, я обалдел, заканчивая четырёхручное переложение "Гамлета" (оперы А. Тома). Что за работа! Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги - к черту!.." В таком перенапряжении творческих сил проходит вся последующая жизнь Бизе. Это и явилось причиной столь ранней смерти гениального композитора.

Бизе не избирал более легкий путь в искусстве. Он отказался от карьеры пианиста, которая, несомненно, сулила ему более скорый и эффективный успех. Но Бизе хотел безраздельно отдаться композиторской деятельности и поэтому отбрасывал всё, что могло ей помешать. Его привлекали многие и разнообразные оперные замыслы, некоторые были доведены до конца, но требовательный автор забирал из театра уже законченные партитуры. Так произошло, например, с оперой "Иван Грозный", обнаруженной лишь в 30-х годах нашего века. Однако две оперы были поставлены на сцене. В 1863 году состоялась премьера оперы "Искатели жемчуга".

Её сюжет традиционен. Это модная в то время во Франции ориентальная тема. Опера Бизе находится в ряду произведений, которые открывают этот список. Её действие происходит на острове Цейлон, среди ловцов жемчуга. Несмотря на шаблонные драматургические ситуации и условность сценического действия, музыка Бизе убеждает мелодическим богатством, естественностью и красотой вокальных партий, полнотой жизнеощущения. Это не прошло мимо Берлиоза, отметившего в своей рецензии, что партитура оперы "содержит множество прекрасных выразительных моментов, полных огня и богатого колорита". Яркостью отличаются также массовые сцены, лирические либо драматические эпизоды оперы. Однако то свежее и новое, что содержалось в произведении Бизе, прошло незамеченным. Опера не имела большого успеха, хотя и выдержала восемнадцать спектаклей. За исключением Берлиоза, критика отнеслась к ней холодно. Премьера следующей оперы - "Пертской красавицы", состоялась в 1867 году. Сюжет одноименного романа Вальтера Скотта предстал в либретто в искаженном, примитивном виде; особенно много шаблонного и трафаретного в финальном акте. "Это эффектная пьеса, - писал Бизе, работая над оперой, - но характеры мало обрисованы". Композитору не удалось дорисовать их своей музыкой. Вместе с тем, по сравнению с предшествующей, эта опера содержит немало уступок господствующим вкусам буржуазной публики, что вызвало резкую отповедь со стороны некоторых прогрессивных критиков. С горечью Бизе был вынужден с ними согласиться.

Неудача на время разоружила Бизе. "Я прохожу через кризис", - говорит он. Осенью того же 1872 года состоялась премьера другого произведения Бизе. Это - великолепная по краскам и выразительности музыка к пьесе Альфонса Доде "Арлезианка". Композитор насытил спектакль большим количеством музыкальных номеров, порой представляющих собой художественно законченные пьесы. Музыка, обладающая такими выдающимися художественными достоинствами, пережила пьесу Доде, утвердившись на концертной эстраде. Две сюиты из "Арлезианки" - первая составлена самим автором (1872), вторая его другом Эрнестом Гиро (1885) - вошли в золотой фонд мировой симфонической литературы. Бизе отдавал себе отчёт в том, какую большую роль сыграла музыка к "Арлезианке" в его творческой эволюции. Он писал:

"Что бы ни произошло, я удовлетворён, что вступил на этот путь, который я не должен покинуть и с которого не сойду никогда. Я уверен, что нашёл свою дорогу". Эта дорога привела его к "Кармен". Бизе заинтересовался сюжетом "Кармен" ещё во время работы над оперой "Джамиле", а в 1873-1874 годах вплотную приступил к отделке либретто и написанию музыки. Сюжет оперы заимствован из новеллы Проспера Мериме "Кармен", точнее сказать, из её третьей главы, содержащей рассказ Хозе о драме его жизни. Опытные мастера театральной драматургии, Мельяк и Галеви, создали превосходное, сценически-действенное либретто, драматические ситуации и текст которого выпукло обрисовывают характеры героев пьесы. 3 марта 1875 года прошла премьера в театре "Комической оперы". Спустя же три месяца, 3 июня, Бизе внезапно скончался, не успев завершить ряд других своих работ.

Его преждевременная смерть, вероятно, была ускорена тем светским скандалом, который разыгрался вокруг "Кармен". Пресыщенные буржуа - обычные посетители лож и партера - нашли сюжет оперы скабрезным, а музыку - слишком серьёзной и сложной. Отзывы прессы были почти единодушно отрицательными. В начале следующего, 1876 года "Кармен" надолго исчезла из репертуара парижских театров, и в то же время начался её триумфальный успех на театральных подмостках зарубежных стран. Чайковский сразу же отметил её выдающуюся художественную ценность. Уже в 1875 году он имел клавир "Кармен", в начале 1876 года видел её на сцене парижской "Комической оперы". В 1877 году Чайковский писал: "...я выучил её наизусть, всю от начала до конца". А в 1880 году утверждал: "По-моему, это в полном смысле слова шедевр, то есть одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи". И далее пророчески предрекал: "Я убежден, что лет через десять "Кармен" будет самой популярной оперой в мире..." Музыка Бизе наделила Кармен чертами народного характера. Введение народных сцен, занимающих важное место в опере, придало иное освещение, другой колорит новелле Мериме. Силой жизнелюбия, излучаемой народными сценами, пронизан и образ героини. В прославлении открытых, простых и сильных чувств, непосредственного, импульсивного отношения к жизни основная особенность оперы Бизе, её высокая этическая ценность. "Кармен", - писал Ромен Роллан, - вся во вне, вся жизнь, вся свет без теней, без недосказанности".

Музыка Бизе ещё более подчеркнула контрастность и динамику драматургического развития: ей свойственны живость, блеск, разнообразие движений. Эти качества, типичные для композитора, как нельзя лучше соответствовали обрисовке действия испанского сюжета. Лишь в редких случаях, используя народные мелодии, Бизе метко передал испанский национальный колорит. Историческое значение оперы Бизе не только в её непреходящей художественной ценности, а и в том, что в ней впервые на подмостках оперной сцены была с таким мастерством обрисована драма простых людей, утверждающая этические права и достоинство человека, прославляющая народ как источник жизни, света, радости. В Париже постановка "Кармен" всё же была возобновлена в 1883 году. С тех пор "Кармен" занимает одно из первых мест в репертуаре мирового музыкального театра.