Шпаргалка: Золотая роза и писательский труд в рассказе Драгоценная пыль. Зарубки на сердце


В "Золотой розе" писатель обнародовал мысль, что среди всех творений разума и рук человеческих именно искусство слова бессмертно.
Но оно бессмертно только тогда, когда самоотверженно уходит в жизнь всеми своими корнями, когда жадно вбирает в себя все ее соки, запахи, звуки, краски, ее надежды, страдания, борьбу и любовь.
Сам писатель считал, что своеобразие его художественной манеры заключается, помимо прочего, также и в том, что наряду с грубой, неприкрашенной действительностью, подобно "хотя бы и неяркому свету", сверкает у него "легкий романтический вымысел".
К. Паустовский, конечно же, романтик - по интенсивности чувства, по лирической напряженности интонации, по максимальному использованию всего спектра заложенных в природе красок, по своей рыцарской верной любви к прекрасной музе странствий, а главное, по возвышенному благородству своего духа, мятежности темперамента, презирающего покой, и воинствующей человечности.
Но это романтик совершенно особого склада.
Реалистически достоверная и романтически приподнятая проза Паустовского насыщена массой точных знаний и тем легким поэтическим вымыслом, от которого прозаическая строка начинает фосфоресцировать таинственным зыбким блеском.
Этот необыкновенный сплав - точности и лиризма, реальности и вымысла, трезвости и восторга - напоминает отчасти золотую розу Жана Шамета. Созданная из благородного твердого металла, она казалась одухотворенной, трепетной и нежной. Ей, наверное, был свойствен тот же легкий звон, какой мы постоянно слышим в большинстве неизменно музыкальных, как бы перезванивающихся между собой фраз-мелодий К. Паустовского. И в своем рассказе о Золотой розе писатель особо подчеркивал, что создана она была из мусора и сора жизни, то есть из того, что часто окружает людей в их повседневном бытии.
Слова об искусстве, растущем из сора жизни, очень напоминают знаменитые строки Анны Ахматовой, поэтической эмблемой которой была именно роза:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда...
В "Золотой розе" К. Паустовский пишет: "Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - все это крупинки золотой пыли..."
Обратим внимание: огонь, звезды и ночная лужа у К. Паустовского поэтически уравнены. Так же уравнены "незаметное" движение сердца и легкий пух тополя. Но это не натуралистическое всеядство и не эстетское демонстративное равнодушие к разнице между великим и малым, прекрасным и ничтожным. Писатель справедливо полагал, что предметом обостренного внимания искусства должен быть обязательно весь мир - как живая, бесконечно разнообразная сложная данность, как диа лектически противоречивая целостность, или, как говорят философы, универсум.
Но из этого разного и пестрого перепутанного клубка художник обязан выбрать необходимое - тот золотой материал искусства, который, будучи обработанным, даст в конце концов верное представление о многообразии и о сущности жизни, объяснит ее и явит взору ее истинную красоту.
Реалистическое искусство, по глубокому убеждению писателя, в своем постижении действительности ничем не должно брезговать, ничем не может высокомерно пренебрегать или равнодушно отворачиваться. Блеск далекой звезды не обязательно улавливать лишь на поверхности могучих морских вод, в каких-то случаях необходимой может оказаться и лужа.
Это требование реалистического искусства, относящееся к многомерности и объемности изображения жизни, было чрезвычайно близко самой натуре К. Паустовского. Он от природы был щедро одарен исключительно острой наблюдательностью, феноменальной художнической памятью и прямо-таки ненасытной жаждой все новых и новых впечатлений.

Казалось бы, «Драгоценная пыль» - рассказ о простом счастье человеческом. Но у этого рассказа есть еще одна трактовка. В своем рассказе Паустовский ассоциирует золотую розу с видом искусства – литературой.

Итак, в новелле «Драгоценная пыль» автор описывает нам историю парижского мусорщика Жана Шамета. Мы встречаемся с ним во время его службы в армии. Не участвовав ни в одном бою, Жана Шамета, по состоянию здоровья, отправляют на родину. Его полковой командир, воспользовавшись случаем, поручает ему отвезти свою маленькую дочь Сюзанну во Францию. Желая развлечь девочку, главный герой рассказывает о себе, и мы узнаем о нем, о его жизни в мельчайших подробностях. С той же целью он сочиняет истории, и одна из них связана с золотой розой, приносившей счастье своему обладателю. Девочка оставила в душе Шамета глубокий след на всю его жизнь, и позже, после их случайной встречи, Шамет решил подарить Сюзанне на счастье золотую розу, о которой рассказывал в одной из своих историй.

Именно золотая роза является главным элементом рассказа, его идеей и основой сюжета.

Именно золотая роза является той драгоценностью, которой является литература для любого человека. Она возвышает нас над обыденностью и суетой, открывает нам мир красоты и душу человека, устремляет нас к высоким идеалам.

Константин Георгиевич Паустовский уже в юности понял, что настоящим писателем может стать человек, который хорошо знает окружающую жизнь. Он решил отправиться «в люди», год за годом пополнял запас своих жизненных наблюдений.

Представление о сути К.Г.Паустовский изложил в одном из своих поздних произведений, удивительно глубокой по содержанию повести «Золотая роза». Книга состоит из нескольких глав-рассказов, не связанных между собой сюжетом, но направленных для достижения одной цели.

Очень важным для осмысления идеи всей книги является рассказ «Драгоценная пыль» , начинающий произведение. Именно в этой главе писатель открывает тайну золотой розы, появление которой так напоминает рождение истинного произведения художественной литературы.

Главный герой рассказа – Жан Шамет, бывший солдат, принимавший участие в колониальных войнах, впервые увидел дочь своего полкового командира Сюзанну, когда она была еще восьмилетним ребенком. Возвращающуюся на родину девочку впереди ждала неизвестность, поэтому она чувствовала себя одинокой и «все время молчала».

Добрый, чуткий к чужим страданиям солдат с воодушевлением рассказывал Сюзи истории из своей жизни, многие из которых превращались в выдумку. От него девочка узнала о золотой розе, которая, по легенде, приносит счастье всем, кто до нее дотронется. «Найдется и для тебя какой-нибудь чудак», — ответил Шамет, когда маленькая спутница поинтересовалась, подарит ли ей кто-нибудь такую розу.

Голодной и однообразной была жизнь ставшего парижским мусорщиком Шамета, запах «пыли и помоек» он ощущал везде, даже «в охапках мокрых цветов», продаваемых «чистенькими старушками на бульварах». Но и в «желтой мути» дней он умел замечать прекрасное. По-прежнему пахла фиалками синяя лента, оставшаяся у Жана Шамета на память о Сюзи, в воспоминаниях «легким розовым облачком» появлялось старенькое платьице девочки.

«Пять дней над Парижем поднималось необыкновенное солнце», когда рядом с бывшим солдатом снова оказалась Сюзанна, теперь уже молодая женщина. И опять великодушный Шамет проявляет участие в ее судьбе. Прощаясь с девушкой, он напоминает ей о золотой розе.

Золотая роза в рассказе К.Паустовского символизирует мечту о счастье. Выковать для Сюзанны эту волшебную розу – такую цель поставил перед собой Жан Шамет, превратившийся из бедного парижского мусорщика в творца человеческого счастья. Чтобы подарить девушке счастье, «всю нежность, давно уже загнанную в глубину сердца», он готов прослыть чудаком, прятаться, добывая из ювелирной пыли золото.

И когда, наконец, драгоценная пыль превратилась в слиток золота, Шамет осознает, каким непривлекательным он стал: «неуклюжей образиной, ковыляющей на ревматических ногах». Достигнув цели, путь к которой был долгим, Жан узнает, что той, для кого золотая роза была предназначена, уже нет в Париже.

Ожидание встречи превратилось в боль и безысходность, в «колючий осколок», застрявший около сердца. Но созданная для счастья и благодаря вере в это счастье тончайшая золотая роза преобразила жизнь Шамета, изменила ее к лучшему.

История жизни Жана Эрнеста Шамета помогла задуматься купившему розу литератору о сущности труда писателя. Умение выбрать из всего многообразия мира только по-настоящему прекрасное и доброе, из того, что окружает человека в повседневной жизни, из «драгоценной пыли», создать поэму, повесть, роман – значит создать свою золотую розу. И, безусловно, каждое произведение К.Г.Паустовского – это лепестки розы, рожденной творчеством талантливого русского писателя.

Казалось бы, «Драгоценная пыль» - рассказ о простом счастье человеческом. Но у этого рассказа есть еще одна трактовка. В своем рассказе Паустовский ассоциирует золотую розу с видом искусства – литературой.

Итак, в новелле «Драгоценная пыль» автор описывает нам историю парижского мусорщика Жана Шамета. Мы встречаемся с ним во время его службы в армии. Не участвовав ни в одном бою, Жана Шамета, по состоянию здоровья, отправляют на родину. Его полковой командир, воспользовавшись случаем, поручает ему отвезти свою маленькую дочь Сюзанну во Францию. Желая развлечь девочку, главный герой рассказывает о себе, и мы узнаем о нем, о его жизни в мельчайших подробностях. С той же целью он сочиняет истории, и одна из них связана с золотой розой, приносившей счастье своему обладателю. Девочка оставила в душе Шамета глубокий след на всю его жизнь, и позже, после их случайной встречи, Шамет решил подарить Сюзанне на счастье золотую розу, о которой рассказывал в одной из своих историй.

Именно золотая роза является главным элементом рассказа, его идеей и основой сюжета.

Именно золотая роза является той драгоценностью, которой является литература для любого человека. Она возвышает нас над обыденностью и суетой, открывает нам мир красоты и душу человека, устремляет нас к высоким идеалам.

Урок 1. Тема: Литература открывает мир.
Цель: дать представление о художественной литературе как особой форме
познания действительности; повторение изученного в 5 классе; знакомство с учебником – хрестоматией.
Ход урока
Когда я вижу вокруг себя, как люди, не
зная, куда девать своё свободное
время, изыскивают самые жалкие
занятия и развлечения, я разыскиваю
книгу и говорю себе: этого одного
довольно на целую жизнь.
Ф.М. Достоевский
Художественное произведение
Выразительное чтение и обсуждение статьи учебника «В дорогу зовущие» (из размышлений В.Б. Шкловского) (стр.3-5)
Ответить на вопросы учебника (стр.5)
Задание 1.
Почему В.Б. Шкловский называет книгу «дорогой»?
Книга – дорога, ведущая нас по жизни, помогающая нам теми знаниями, которые мы из неё узнали.
Как советует рассматривать и читать книгу В.Б. Шкловский?
Книгу нужно рассматривать и читать внимательно, как часовщик - часы или шофёр – машину.
Чего не надо бояться?
Не нужно бояться, что написано так много книг, не нужно бояться читать много самых разных книг – все они пригодятся.
Как относился к книге А.С. Пушкин?
Пушкин читал много, поэтому много знал. Его интересы были очень широки, поэтому он читал самые разные книги. Он умел правильно читать книги – серьёзно, внимательно.
Как относился к книге Л.Н. Толстой?
Толстой умел брать из книг больше, чем в них написано, поэтому, читая Жюля Верна, он размышлял о тяготении, невесомости...
«Книги для Пушкина и для Толстого – предмет для мысли, материал для мысли. Они на ней не останавливаются, она их как бы толкает вперёд и дальше. И дальше от неё уходят».
Как относился к книге Н.В. Гоголь?
Гоголь из знаний, полученных в книгах, составлял свои словари.
Задание 5
Какую книгу считал Л.Н. Толстой самой важной?
Л.Н. Толстой считал, что книга, которую читаешь сейчас, - самая важная.
Задание 2
Согласны ли вы с мнением Андре Моруа?
Андре Моруа (французский писатель): «А как следует читать? Если книга нас захватывает, то в первый раз мы читаем её быстро и увлечённо. Мы просто глотаем страницы. Но в дальнейшем (а хорошую книгу читают и перечитывают много раз) нужно читать с карандашом или пером в руке.
Ничто так не формирует хороший вкус и верность суждений, как привычка выписывать понравившийся отрывок или отмечать глубокую мысль.
Нужно дать себе слово ничего не пропускать при чтении писателей, которых по-настоящему ценишь».
Можно согласиться с имением А. Моруа. Интересную книгу всегда читаешь быстро, увлечённо листая одну страницу за другой. Нам интересно узнать, чем закончится история. Но в дальнейшем перечитываешь эту книгу уже с карандашом в руках. Мы выписываем понравившиеся нам выражения, отрывки, мысли автора. Для нас уже главное в чтении – не пропустить ничего интересного.
Согласны ли вы с мнением Сомерсет Моэмом?
Сомерсет Моэм (английский писатель): «Я до сих пор читаю много критики, потому что этот литературный жанр мне нравится. Интересно соглашаться с автором; интересно с ним спорить; и всегда интересно узнать, что думает умный человек о каком-нибудь писателе»
Моэм говорит о том, что он много читает критики, потому что ему нравится этот литературный жанр. Автору интересно спорить и соглашаться с критиком. И всегда интересно узнать, что думает критик о писателе. Я думаю, что Моэм прав.
К.Г. Паустовский о тайне писательского мастерства в книге «Золотая роза».
У К.Г. Паустовского есть книга о тайне писательского мастерства «Золотая роза». Она открывается историей, герой которой бывший солдат французской армии Жан Шамет мечтает подарить маленькой девочке Сюзане необыкновенную золотую розу, приносящую счастье. Но где взять золото мусорщику Шамету? «Обыкновенно он выбрасывал весь мусор, выметенный за день из ремесленных заведений. Но после этого он перестал выбрасывать пыль из ювелирных мастерских. Он начал собирать её тайком в мешок и уносил к себе в лачугу. Соседи решили, что мусорщик «тронулся». Мало кому было известно, что в этой пыли есть некоторое количество золотого порошка, так как ювелиры, работая всегда стачивают немного золота».
Шамет решил отсеять из ювелирной пыли золото, сделать из него небольшой слиток и выковать из этого слитка маленькую розу для счастья Сюзанны.
Сюзанна выросла, жизнь не баловала её, но она верила в цветок счастья, о котором ей рассказал Шамет. Но мусорщик умер, так и не встретившись больше с Сюзанной. А золотая роза попала к писателю, который написал в своих записках: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово или взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже – всё это крупинки золотой пыл.
Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» - повесть, роман или поэму».
Почему «золотая роза» стала символом писательского труда?
Писатель не просто пишет «по вдохновению», он долгое время по крупицам собирает жизненный материал, преобразует, «выковывает» произведение, котрое может принести читателю счастье.
Художественное произведение и автор.
- Что такое художественное произведение?
Рассмотрите обложку учебника с фрагментом картины И.И. Левитана «После дождя. Плёс»
- Если бы вы стояли на том самом месте, где стоял художник, с фотоаппаратом в руках и сфотографировали бы Волгу и город Плёс, какой получилась бы фотография?
- Была бы она похожа на картину?
- Что отличало бы фотографию от картины Левитана?
С помощью фотографии мы сможем более точно и подробно передать увиденный пейзаж, но не сможем отразить своё впечатление и настроение, которое эта местность вызывает у нас.
- С чем можно сравнить художественное произведение? Это фотография, которая точно отображает мир, или живописное полотно, в котором выражены настроения и мысли автора?
Художественное произведение – это произведение искусства, сказанное писателем или поэтом о мире, в котором отражается окружающая действительность и личность автора.
- Кто такой автор?
Автор – это создатель литературного произведения. В произведении автор высказывает свои мысли и чувства, свою оценку реальности.
- Для чего автор создаёт свои произведения?
Знакомство с учебником.
Домашнее задание.
1. Прочитать стр. 3 – 5. Составить памятку «Как нужно относиться к книге» (в тетради)
2. На выбор (письменно в тетради):
1. Подготовить сообщение «Книги и чтение в моей жизни» (6 – 10 предложений)
2. Написать заметку для школьной электронной газеты «Как я выбираю книги для чтения» (6 – 10 предложений)