Робер делоне картины. Как робера делоне вдохновляли авиаторы


Робе́р Делоне́ (фр. Robert Delaunay; 12 апреля 1885, Париж - 25 октября 1941, Монпелье) - французский художник, один из основоположников (вместе со своей женой - Соней Терк-Делоне) нового арт-стиля - «орфизма».

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Робер Делоне родился в 1885 г. в Париже. Специального художественного образования не получил.

В 1905 г. под впечатлением от творчества , и начал заниматься живописью. В процессе освоения системы дивизионизма увлекся теорией М. Э. Шеврёля, эффектом «симультанного цветового контраста». В 1912 г. примкнул к кубистической группировке «Золотое сечение».

К 1909-11 гг. Делоне были созданы серии на темы городского пейзажа («Сен-Северен», «Эйфелева башня», «Город», «Башни Лана»), в которых кубистически расчлененные формы включаются в экспрессивные динамические композиции («Город №2», 1910; «Красная Эйфелева башня», 1911).

В 1910 г. Делоне женился на русской художнице , которая в дальнейшем стала его единомышленником, соавтором его работ в области оформительского и прикладного искусства. Участие в мюнхенской выставке «Синего всадника» (1911) положило начало многолетним связям Делоне с немецкими художниками.

С 1912 г. Делоне обратился к беспредметной живописи. Композиции серии «Окна» (1912) выстраиваются из призматических форм, в гранях которых мерцают отражения невидимых предметов («Симультанные окна», 1912). В последующих сериях «Диски» и «Круглые формы» (1912-13) контрастные цвета создают оптическую иллюзию движения («Симультанные контрасты: солнце и луна», 1912-13). Абстрактные картины Делоне по замыслу художника являются «чисто пластическими конструкциями», исключающими какое-либо психологическое или метафизическое истолкование. Г. Аполлинер назвал направление, основанное Делоне, орфизмом. В некоторых работах, посвященных авиации и спорту, отвлеченные формы сочетаются с фигуративными элементами («Команда из Кардиффа», 1913).

В 1914-20 гг. Делоне жил в Португалии и Испании, где сотрудничал с балетной труппой С. П. Дягилева. Вернувшись в Париж в 1921 г., сблизился с дадаистами.

В период 1920-х гг., продолжая разрабатывать ранее найденные мотивы («Эйфелева башня», 1926), одновременно писал реалистические портреты своих друзей - А. Бретона, Т. Тцара, Л. Арагона, В. Маяковского, Г. Вальдена.

В 1930-х гг. вновь обратился к абстракции («Круглые формы», 1930). Серии «Цветные ритмы», «Бесконечные ритмы» строятся на системах окружностей разных диаметров, в которых вращаются радужные цвета («Радость жизни», 1930; «Бесконечный ритм», 1934). В этот период Делоне много занимался печатной графикой, плакатом.

Выполнил ряд монументально-декоративных работ для Всемирной выставки 1937 г. в Париже. Работал также в области прикладного искусства, был участником Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности 1925 г. в Париже.

С началом Второй мировой войны он укрылся в Оверни, но был уже тяжело болен и вскоре скончался от рака.

Работы Робера Делоне представлены во многих крупных музеях мира от Шотландии до Японии и Австралии.

ТВОРЧЕСТВО

В начале своей творческой деятельности Робер Делоне был сильно увлечен импрессионизмом и работами бретонского периода. а впоследствии, в 1906, испытал сильное влияние постимпрессионизма. Однако решающую роль в формировании художника сыграло творчество , которое привело Делоне к решению проблемы несоответствия цвета и объема. Эту центральную для кубизма проблему Делоне разрешил в очень индивидуальной форме («Автопортрет», 1909, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду). Кубизм Делоне также был весьма оригинален. В его картинах, созданных в 1906, освещенные предметы окружены светящимся ореолом.

В серии «Сен-Северен» (1909-1910, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма; Филадельфия, Музей искусства, Миннеаполис, Институт искусства; Стокгольм, Нац. музей), открывающей кубистический период в творчестве художника, световые потоки изменяют форму несущих конструкций и буквально ломают линии сводов и земли. Это расчленение формы усиливается в нескольких вариантах картины «Эйфелева башня» (1909-1911, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма; Базель, Художественный музей). Таким образом, традиционная композиционная схема картины становится очень гибкой, подверженной различным изменениям. Под разрушительным воздействием света, струящегося отовсюду, описательный образ распадается на несколько фрагментов, каждый из которых подчинен своей перспективе. Композиция не состоит больше из разных фигуративных элементов, но скорее синтезирует формально наложенные фрагменты, независимые и очень динамичные.


Впрочем, вскоре Делоне пришел к убеждению, что линейный рисунок является наследием классической эстетики, и любой возврат к линии, помимо воли художника, приводит к описательности — ошибке, которую он находил практически у всех современных ему кубистов.

Их «аналитические» картины казались ему «сплетенными пауками».

Поэтому, научившись ломать линии, Делоне стремился избавиться от них совсем. В серии «Города» (1910-1911, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду) он возвращается к «раздельному» мазку постимпрессионистского периода, что позволило разграничить формы, не прибегая к использованию контуров.

Позднее, в начале 1912, в пейзажах Дана художник использует колористическую технику, которую он будет отныне применять всегда. Таким образом, Делоне достигает желаемого: формы в его картинах создаются сопоставлением по-разному окрашенных плоскостей, а пространство — при помощи тональных различия. Огромная картина «Город Париж» (1909- 1912, там же) подводит итог этому периоду, который сам Делоне называл «деструктивным».

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПЕРИОД. ОРФИЗМ

В 1912, создавая серию «Окна» (Гренобль, Музей изящных искусств, Филадельфия, Музей искусств), художник пришел к мысли о создании такой живописи, техника которой заключалась бы не только в цвете и цветовых контрастах, но которая развивалась бы и во времени и воспринималась одновременно с первого же взгляда. Ни один французский художник, даже среди фовистов, не осмеливаются рассматривать цвет в качестве основного и единственного элемента живописи, но именно это утверждал Делоне, когда говорил, что до него цвет всегда считался лишь средством «раскрашивания». Для него же цвет был абсолютно самоценен, цветом он заменил почти все остальные элементы — рисунок, объем, перспективу, светотень.

Делоне вовсе не отрицал ту цель, для достижения которой нужны были все эти средства, но он стремился добиться того же результата одним лишь цветом, передать им и форму, и глубину, и композицию, и даже сюжет.

В этом состоит революционный характер творчества художника, любившего повторять: «Чтобы создать действительно новое, нужно прибегнуть к абсолютно новым средствам».

Так, в «Окнах» пространство передается уже не при помощи перспективы, линейной или воздушной, а при помощи цветовых контрастов, которые создают глубину без использования светотени.

В серии картин «Круглые формы» (1912-1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства, Амстердам. Гор. музей) Делоне открыл для себя еще одно качество цвета: его динамическую силу. Он обнаружил, что. располагая цвета рядом, можно добиться своеобразной вибрации, более или менее заметной в зависимости от соседствующих цветов, их интенсивности, площади поверхности. Зная эту особенность, художник теперь мог моделировать движение композиции. От динамизма футуристов его отличало то, что он не описывал движение, но выражал динамизм цвета в чисто физическом понимании.

АБСТРАКЦИЯ

Весьма оригинальным было и восприятие художником абстракции. Картины «Диск» и «Круглые формы» — нефигуративные произведения — позволяют говорить о Делоне как о пионере абстрактной живописи, но его концепция совершенно бессистемна.

Для него важно не столько то, существуют ли в картине какие-либо визуальные референции к окружающей действительности, сколько то, что ее техника «антидескриптивна».

Эта точка зрения отражена в таких произведениях, как «Команда Кардифа» (1912-1913, Париж, Гор. музей современного искусства) и «В честь Блерио» (1914, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду; Гренобль, Музей изящных искусств), сюжеты в них играют второстепенную роль, зато техника исполнения свидетельствует о большом мастерстве в обращении с цветом: контрасты более выразительны, ритмы не нарушают определенную связность.


В картине «В честь Блерио» винтообразные чередования, характерные для серии композиций «Круглые формы», трансформируются в дискообразные — это позволило художнику шире использовать контрастность и более последовательно передать движение.

ИБЕРИЙСКИЙ ПЕРИОД И ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

Находясь во время войны в Испании и Португалии, Делоне применил свою новую технику к изображению человеческого тела («Обнаженные женщины за чтением») и предметов («Португальский натюрморт», Балтимор, Музей искусства; Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду; Монпелье, музей). Кроме того, художник углубил созданное им понятие «диссонанс» в живописи, что в его собственном понимании было отношением между цветом и быстрым вибрированием. В те же годы Соня Делоне работала над пейзажами и натюрмортами. В этот период были созданы замечательные произведения — «Загон для свиней» (1922, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду), «Команда Кардифа» (1922-1923) и серия «Скаковые лошади» (1924-1930). В 1920-е Делоне совершенствовал свой художественный язык.

ВТОРОЙ АБСТРАКТНЫЙ ПЕРИОД

В 1930 начался еще один важный период в творчестве Делоне. Художник вновь обратился к проблемам, которые пытался разрешить в серии картин «Круглые формы». Он создал новые работы на ту же тему (1930-1931, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма; Цюрих, Кунстхалле), но более динамичные и более совершенные с точки зрения техники. Но подлинное решение было найдено в картинах «Радость жизни» (1930-1931). Если в предшествующих работах Делоне цветовые элементы, по его собственным словам, «хорошо контрастировали, но не имели законченного вида», то теперь художник прибегнул к новому формальному расположению в виде дисков, что позволило разграничить фрагменты и сконцентрировать внимание на композиции.

В его картине «Ритмы» (1930-1937, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду; Гренобль, Музей изящных искусств) цвета расположены во «вращательном» направлении, а в композиции «Бесконечные ритмы» (1933-1934, Париж, Нац. музей современного искусства. Центр Помпиду) — цветовые ритмы чередуются и взаимопроникают с разных сторон от серединной линии. Позже, в «Спиральных ритмах» (1934-1936) цветовые ритмы изображены в винтовом движении.

Rythm

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

К монуметальному искусству. Делоне первым усмотрел монументальный характер своих произведений. Друзьям и последователям зимой 1938-1939 он объяснял:

«Я считаю, что можно переходить от работы над одной картиной к работе над второй и третьей — в результате получится ансамбль. Я думаю также, что это подводит нас к архитектуре. Такой тип живописи вовсе не разрушает архитектуру, вы можете с успехом заставить цвета играть на стене».

В 1930 Делоне начал работу над «Рельефными ритмами» (1930- 1936), в которой он использовал, а порой и изобретал новые материалы, главным свойством которых являлась устойчивость к атмосферным воздействиям. Казалось, это внимание к материалу и подчинение рельефов плоскости приведут художника к монументальному искусству.

Организаторы Всемирной Выставки 1937, предложив ему оформление двух дворцов, дали художнику возможность реализовать его давнюю мечту: соединить свои произведения с архитектурой. Исполненные им огромные рельефные панно и рельефы подтвердили рождение совершенно нового искусства, ломающего рамки станковой живописи и дающего начало всеобщему синтезу пластических искусств. В этом же монументальном духе созданы и последние работы Делоне («Круговой ритм», 1937, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма, «Три ритма». 1938, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду), которые стали своеобразным духовным завещанием мастера.

Творческие искания художника были прерваны болезнью.

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

) нового арт-стиля - «орфизма». Динамику движения и музыкальность ритмов выражал с помощью выделенных им закономерностей взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей. Автор городских пейзажей ("Красная Эйфелева башня", 1910, Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк; "Город Париж", 1910-12, Национальный музей современного искусства, Париж), лаконичных натюрмортов ("Кофейник, португальский натюрморт", 1915-16, там же), портретов ("Ф. Супо", 1922, Национальный центр искусства и культуры им. Ж. Помпиду, Париж), росписей (в павильоне железных дорог и аэронавтики на Международной выставке 1937 в Париже).

Robert Delaunay, La Ville de Paris, 1910-1912

Робер Делоне. Три Грации. 1912

Р.Делоне. Эйфелева башня

Delaunay, Robert-Study of Tower

Delaunay, Robert-Homage to Bleriot.

Дань уважения Блерио, 1922, Художественный музей, Базель

Картина Робера Делоне «Дань уважения Блерио». В этой композиции, которая на первый взгляд кажется абстрактной, закрученные спирали и вращающиеся цветовые диски образуют некий лирический узор на поверхности листа бумаги. При более пристальном рассмотрении мы замечаем Эйфелеву башню справа, а также крылья и пропеллер аэроплана слева. Эти элементы, в сочетании с плывущими по небу формами, призваны прославить первый перелет через Ла-Манш, предпринятый Луи Блерио в 1909 году. Художники часто прибегали к бумаге, чтобы набросать свои идеи и разработать композицию. Эта акварель является предварительным эскизом большого коллажа того же названия, который находится в Художественном музее в Базеле.

Delaunay, Robert-Sun Tower and Plane

Delaunay, Robert-Propeller and melodic

Delaunay, Robert-Air iron and Water

Delaunay, Robert-Cadence 2

Delaunay, Robert-Cadence Color.

Delaunay, Robert-Electric.

Delaunay, Robert-The pig eddy

Delaunay, Robert-The nude female is reading

Delaunay, Robert-Portrait

Delaunay, Robert-Tall Portuguese-s fem.

Delaunay, Robert-Tall Portuguese-s fem 2

Delaunay, Robert-Window

Delaunay, Robert-The Window towards to City.

R.Dalaunay. NATURE MORTE PORTUGAISE.1916

R. Delaunay. NATURE MORTE PORTUGAISE. 1916

Delaunay, Robert-Parrot and Still life

Robert Delaunay, 1910-1911, Musée National d"Art Moderne, Centre George Pompidou, París

Delaunay, Robert-Self-Portrait

Delaunay, Robert-Tower 2

Saint-Séverin--1909-1910-Robert-Delaunay

Delaunay, Robert-Church.

R.Dalaunay. Portrait D"Helene Marre. 1923

Delaunay, Robert-The three Graces 2.

Delaunay, Robert-Dress

Delaunay, Robert-Dress

Delaunay, Robert-Dress.

Delaunay, Robert-The Fem holding parasol

Delaunay, Robert-Team

Delaunay, Robert-Tower

Delaunay, Robert-Tower

Delaunay, Robert-The Fam holding parasol


Delaunay, Robert-Propeller Motor and helm

Delaunay, Robert-Propeller

Делоне , Соня и Робер.

Робер Делоне родился 12 апреля 1885 года в Париже. Его родители рано развелись, он воспитывался дядей. После службы в армии в 1908 году - познакомился с приехавшей из Одессы Соней Терк, в 1910 году они поженились. Годы Первой мировой войны семья Делоне провела в Испании и Португалии, в 1921 году они вернулись в Париж. Начинал свой творческий путь Делоне под влиянием постимпрессионистов, прежде всего Сезанна. Он остро чувствовал движение, ритмику, динамичность изображаемых событий. В 1912 году вместе со своей женой Соней Терк-Делоне пришел от кубизма к своеобразной манере абстрактной живописи, которую Гийом Аполлинер назвал орфизмом. Был близок к творческому объединению «Синий всадник», переписывался с Кандинским и Марке. Делоне являлся автором ряда программных и теоретических работ о живописи, одну из них «О свете» перевел на немецкий язык Пауль Клее, она была опубликована в журнале «Шторм» в 1913 году.
Наиболее известные работы художника Делоне: «Эйфелева башня с деревьями» (1910), «Марсово поле: Красная башня» (1911-1923), «Одновременные окна» (1912), «Футбол» (1916), «Португалка» (1916), «Обнажённая с книгой» (ок. 1920), «Круговые формы» (1930), «Ритмы: Радость жизни» (1930), «Бесконечный ритм» (1934) и другие картины. В 1937 году Робер и Соня Делоне вместе участвовали в оформлении Всемирной выставки в Париже. С началом Второй мировой войны Делоне укрылся в Оверни, но был уже тяжело болен и вскоре скончался от рака 25 октября 1941 в Монпелье.
Делоне Соня (1885-1979), французская художница. Особую известность завоевала своими дизайнерскими работами (рисунки для тканей, сценография, монументально-оформительское искусство). Ее декоративные композиции в духе орфизма и футуризма - характерный пример арт деко. Они проникнуты тонким ощущением динамически меняющейся, праздничной или бытовой жизненной среды.
Сын Робера Делоне и Сони Терк, Шарль Делоне (1911-1988) был пропагандистом и историком джаза.

Делоне использовал цвет для создания чисто абстрактных картин: формы и образы в них порождались воображением и не имели никакого отношения к видимому миру. Этот стиль живописи, тесно связанный с музыкой, был назван орфизмом - термин, придуманный поэтом Гийомом Аполлинером.

Professor F. E. C. Culick California Institute of Technology, MC 205-45, Pasadena, CA 91125 [email protected] Tel: 626.395.4783 Fax: 626.395.8469 back to directory soleil, tour, aéroplane, 1913, delaunay "soleil, tour, aeroplane" by delaunay excerpt from: a passion for wings, aviation and the western imagination, 1908 - 1918, by robert wohl (yale university press)

We know that the enthusiasm Delaunay displayed for aviation was long-standing and deeply felt. In July 1909 he and Sonia followed "day by day" the preparation of Blériot"s flight across the English Channel. After its successful completion, they had been on the boulevards to welcome the triumphant aviator home. Delaunay had even written Blériot a letter of congratulation, to which Blériot had courteously responded. Later that fall Delaunay had sketched flying machines on exhibit at the Grand Palais during the first Salon de l"Aéronautique. In 1913 Delaunay and his wife often trudged by foot from the railroad station at Versailles to the airdrome at Buc in order to watch the planes take off and land in the late afternoon light. "By foot," Sonia later remembered, "like the pilgrims of old. He watched the take-offs with joyous eyes." Though Delaunay did not record his impressions in writing, another avant-garde artist Lyonel Feininger has left a description of what he perceived and felt while watching a similar sight: For a long time I watched the airplanes fly over the airport. I cannot find the words to describe the beauty of the landscape to the west which in the mist of evening appeared unreal. Some puddles of water in the field, after the rain of the night before, shined like gold at twilight and the only dark spot was formed by the mass of two immense hangars below. The hills around Paris, from Montrouge to the left to Saint-Cloud to the right, disappeared as night fell. Through the mist, innumerable factory smokestacks with their serpentines of smoke appeared totally deformed. Little by little, the sun, like an enormous ball of fire, disappeared in the clouds in the west and that extraordinary landscape seemed to me to be the perfect decor, worthy of the miracle of flying man. Furrowing the sky with long trains of smoke, the monoplanes and biplanes, in groups of two and three, climbed, descended, turned like dragonflies on sparkling wings, disappeared behind the apartment buildings, and reappeared in order to finally descend in gliding flight toward the ground, pitching, balancing, and vacillating before alighting. http://www.its.caltech.edu/~culick/delaunay.html

от /лат./ abstractio - удаление, отвлечение (с 1910 года)

Направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Символ , искусство, появилось в 1910-е годы, основав новую традицию, не связанную с изображением. Отказ от концепции , освободил искусство от необходимости подражать реальности и открыл широчайшие возможности для экспериментов с формой и цветом, что осуществляли многочисленные представители .

Рождение абстракции относится ко времени создания Кандинским - "Первой абстрактной акварели", датированной 1910 годом, возможно задним числом, поскольку настоящей датой появления абстракции следует считать выход его статьи "О духовном в искусстве" (1912). Последовательная трансформация реальности - что впервые стали делать импрессионисты и постимпрессионисты - закономерно привела к появлению абстрактного искусства. На его становление повлияло открытие изобразительной традиции востока, с его "иной" фигуративностью, примитивизм (от африканского искусства до народных икон). Его обогатили формальные находки Пикассо и Матисса. В своем удалении от реального мира, беспредметное искусство оставляло за собой сферу духовного и , обращаясь к идеалистической философии, теософии и музыке.

С самого начала абстрактное искусство развивалось в двух направлениях. Первое направление – геометрическая абстракция, для неё характерны правильные, четко очерченные конфигурации. В этом направлении работали русский художник Казимир Малевич, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне. Второе направление – лирическая абстракция. Художники, работающие в этом направлении, предпочитали свободно текущую форму, наполненную мерцающими, пульсирующими цветами. Основоположником этого направления абстракционизма был русский художник Василий Кандинский. Художник-абстракционист по особому воспринимает мир, он не копирует его, а вступает с ним в диалог. Абстракционизм стремится показать духовную реальность, которая лежит за пределами чувственного восприятия мира, это побуждает художника к напряженным философско-эстетическим поискам.

"Если художник использует абстрактные средства выражения, это ещё не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Существует не меньше мёртвых треугольников, будь они белыми или зелёными, чем мёртвых куриц, мёртвых лошадей и мёртвых гитар. Стать реалистическим академиком можно так же легко, как абстрактным академиком. Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом". - Василий Кандинский.

Художники: Василий Кандинский (Wassily Kandinsky), Казимир Малевич (Kazimir Malevich) , Пит Мондриан (Piet Mondriaan) , Джакомо Балла (Giacomo Balla) , Робер Делоне (Robert Delaunay) , Соня Терк-Делоне (Sonia Delaunay-Terk) , Пауль Клее (Paul Klee) , Франтишек Купка (Frantisek Kupka) , Фернан Леже (Joseph Fernand Henri Leger ;), Александр Родченко (Alexander Rodchenko ) , Тео Ван Дуйсбург (Theo van Doesburg) .

Выставка: 1936, Нью-Йорк, Музей современного искусства "Кубизм и абстрактное искусство".

Текст: В.Кандинский "О духовном в искусстве", 1912.

Описание некоторых произведений :

Пит Мондриан "Цветущая яблоня", 1912. Холст, масло. Гаага ( Нидерланды) , Гемеентемузеум. В картине "Цветущаяя яблоня", заявленная в названии связь с реальностью исчезает в сложной партитуре линий. Черные штрихи напоминают растительные формы, они структурируют растительную поверхность, составленную оттенками зеленого, голубого и розового. Мондриан изучал теософию. Он выбрал дерево, как символ духовного восхождения и оппозиции земли и неба. Этот мотив соответствовал диалектике взаимодействия горизонталей и вертикалей в его неопластических произведениях.

Пит Мондриан "Цветущая яблоня", 1912

Робер Делоне "Одновременно открытые окна", 1912. Холст, масло. Лондон, галерея Тейт. Картина входит в серию "Окна". Она состоит из двадцати трех картин и рисунков, выполненых художником в 1912 году и впервые показанных в Берлине в 1913-м. Делоне выбирает знаковый мотив европейской художественной традиции, окно, но приходит к формальному решению, в котором оптический эффект, явно преобладает над содержанием. "Эйфелева башня - Парижский сувенир", как гласит надпись внизу, - превратилась в призрак, едва различимый в сетке квадратов, из которых состоит композиция. Граненые поверхности и решетки, типичные для кубизма, здесь дополнены цветовым ритмом. Кубики окрашены в прозрачные и яркие тона цветовой призмы: "симультанные" цвета, как назвал их сам художник, обращаясь к разработанной неоимпрессионистами теории контрастов и оптического смешения.

Делоне Робер известен во всем мире как основоположник нового арт-стиля. Не имея художественного образования, он смог стать новатором, доверив все цвету. Его верным спутником и соавтором была супруга, которая эмигрировала во время революции из Одессы.

Всю свою жизнь он стремился достичь совершенства только при помощи цвета, возложив на него все функции. Ему удалось этого добиться, но развить свое творчество ему помешали болезнь и война.

Краткая биография

Делоне Робер появился на свет 12.04.1885 года в Париже. Из-за раннего развода родителей воспитанием мальчика занимался дядя. Юноша не прошел специального художественного обучения. Однако под влиянием творчества Гогена и Сезанна он в возрасте двадцати лет нашел себя в живописи.

Во время войны 1914-1918 гг. перебрался в Испанию и Португалию. В родной город вернулся только в 1921 году. Был задействован в монументальных работах для Всемирной выставки 1937 г., проходившей в столице Франции.

В начале Второй мировой войны художник уехал в Оверни, однако тяжелая болезнь уже прогрессировала. Умер Робер 25.10.1941 года, в возрасте пятидесяти шести лет. Причиной смерти стал рак.

Семейная жизнь

В двадцать три года Делоне Робер вернулся со службы в армии и познакомился с Соней Терк (эмигранткой из Одессы). Они поженились спустя два года - в 1910-м. Еще через год у них родился сын Шарль.

Супруга стала единомышленницей художника, кроме того, соавтором работ в дизайне и прикладном искусстве. Например, над шедевром для вышеупомянутой выставки 1937 года они трудились вдвоем.

Супруги заложили основы собственной художественной концепции. Она кардинально отличалась от той, которая развивалась со времен Ренессанса.

Главная цель

Делоне Робер считал, что его главная задача в живописи состоит в изображении хаоса цветовых пятен. Он не раз говорил, что прежде всего любит цвет, в отличие от общей массы людей, которые предпочитают свет. Из-за любви к свету наши предки изобрели огонь, а мастер противостоял ему и изображал это в каждой своей композиции.

Творческий путь

В начале своего пути в живописи Робер Делоне был воодушевлен импрессионизмом. Он увлекался работами Гогена (бретонский период). С 1906 года его привлек постимпрессионизм. Но более значимое влияние имели творения Сезанна.

Художник по-своему решил проблему несоответствия объема и цвета. Поэтому его кубизм был оригинальным. Это выражалось в картинах 1906 года, на которых предметы обрамлялись светящимся ореолом.

По мнению художника, линейный рисунок приводит к ошибке. Ее он находил у многих известных кубистов. Поняв, как ломать линии, он вовсе стремился от них уйти. Для этого он вернулся к «раздельному» мазку постимпрессионизма. Это дало возможность разграничить формы без применения контуров.

К 1912 году мастер перешел к колористической технике и остановился на ней. Она помогла художнику достичь желаемого, когда формы на полотнах создаются при помощи соотнесения по-разному закрашенных плоскостей. Пространство же получается при помощи тональных несоответствий.

Основные периоды творчества

Конструктивный

Художник Делоне Робер считал, что цвет самоценен, поэтому с его помощью он заменил большинство элементов, таких как рисунок с перспективой и объем со светотенью. Период начался с 1912 года. Он стремился, чтобы форма, композиция, сюжет передавались исключительно цветом.

Мастер открыл качество цвета, которое известно как динамическая сила. Он заметил, что цвета, расположенные рядом, могут привести к своеобразной вибрации. Это позволило творцу моделировать движение композиции.

Примером этого периода являются картины из ансамбля «Круглые формы».

Иберийский

Делоне Робер, о творчестве которого идет речь, во время боевых действий 1914-1917 гг. проживал в Португалии, Испании. Здесь же он начал применять новую технику, изображая человеческое тело и разные предметы.

Художник смог углубить сформировавшееся понятие «диссонанс» в изобразительном искусстве. В его было сопоставление цвета со стремительным вибрированием. В двадцатые годы прошлого века он совершенствовал собственный художественный язык.

Примером служит картина «Португальский натюрморт».

Второй абстрактный

Художник вернулся к проблемам, которые пытался обуздать в ансамбле «Круглые формы» в 1930 году. Делоне создал на эту же тему другие работы. Они оказались более динамичными и в целом совершеннее с технической точки зрения.

Истинное решение он смог найти в цикле «Радость жизни». В этих картинах художник прибегнул к технике, с помощью которой смог разграничить фрагменты и сфокусировать внимание лишь на композиции.

Примерами работ этого периода можно назвать «Ритмы», «Бесконечные ритмы».

Монументальный период

Робер Делоне (биография неразрывно связана с Соней Терк) увидел в своей характер. Своим товарищам и последователям он пояснял, что, совершая переход в работе над одним творением ко второму, а затем - к следующему, можно получить ансамбль. Подобная живопись, по его мнению, не разрушает архитектуру, а заставляет цвета играть на поверхности.

В своей работе с «Рельефными ритмами» французский художник использовал и даже изобретал материалы, которые были бы устойчивы к воздействию внешней среды.

В 1937 году организаторы парижской выставки предложили заняться оформлением двух зданий. Так, у Делоне появилась возможность объединить архитектуру со своими произведениями. Он создал огромные рельефные панно.

В подобном монументальном стиле были и последние творения, такие как «Круговой ритм», «Три ритма». Они стали неким духовным завещанием автора. Последующие творческие искания Делоне прервали болезнь и последующая смерть.

Серии картин

Мастер отказался в своих работах от привычных средств, от стандартного образа мыслей. Он решился доверить все цвету. Нынешние научные теории подтвердили творческие искания мастера. Исключительно цветом он сумел показать новое восприятие пространства, динамичность материала.

Будучи парижанином, не смог художник обойти стороной главное архитектурное сооружение современности. Поэтому изображал на полотнах символ родного города Робер Делоне. «Эйфелева башня» является серией картин, которые он писал с 1909 года. Свет в них струится отовсюду, в результате чего образ распадается на части. Каждый фрагмент подчинен собственной перспективе.

В 1912 году он создает ансамбль «Окна», в котором пространство изображается при помощи контрастов цвета. Они создали глубину, не нуждаясь в светотени.

В 1914 году он пишет картину «В честь Блерио» из цикла «Круглые формы». В ней сюжет имеет второстепенное значение. В творении последовательно передается движение с помощью дискообразных чередований. К этой серии он вернется в 1930 году, создав более совершенные и динамичные работы.

В 1920-м появляется его творение «Обнаженная с книгой», в котором художник применил новую технику передачи человеческого тела.

Истинное решение своих творческих исканий Робер найдет в серии тридцатых годов «Радость жизни».

Дополнительные сведения

Робер Делоне (французкий художник) создал полотна, которые хранятся по всему миру: в Великобритании, Японии, Австралии. В Париже Национальный музей отвел творчеству семьи Делоне отдельный зал (Центр Помпиду).

Сын Робера и Сони прожил 77 лет и скончался в 1988 году. Шарль изучал и пропагандировал этот стиль в музыке.