Рассказы о шедеврах живописи.



Христос и грешница, 1888.
Холст, масло. 150 х 266.
Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачева.

Василий Дмитриевич Поленов был ярким разносторонним художником с широким кругом творческих интересов. Однако главное место в творчестве Поленова занимает огромное полотно «Христос и грешница (Кто без греха?)» (1888), в котором автор стремился рассказать библейскую историю как реальное жизненное событие.

Еще в юношеские годы под впечатлением картины Александра Иванова «Явление Христа народу» у Василия Поленова зародилась идея создать большое полотно этического содержания, способное воздействовать на зрителя силой своего драматизма. По мнению художника, именно такое произведение отвечало бы запросам времени, духовным потребностям людей.


Александр Андреевич Иванов. Явление Христа народу
1837–1857
Холст, масло
540 х 750

Написанию картины предшествовали поездки в Египет и Палестину, изучение быта, нравов и колорита древней Иудеи. Первые эскизы были сделаны во время пенсионерской поездки в 1873 и 1876 годах. Путешествие на Восток было необходимо художнику, чтобы "вжиться" в атмосферу библейского повествования, проникнуться его духом, создать в картине исторически достоверную обстановку.

Свой долг художника Поленов видел в концентрации сил для создания евангельского цикла картин «Из жизни Христа» (1899-1909), который он мыслил себе «рядом картин и сцен, связанных между собой эстетической атмосферой. Первой работой этого цикла оказалась картина «Христос и грешница».

Сюжетом этого полотна послужила легенда о Христе и грешнице, описанная в Евангелии от Иоанна, в главе VIII. Там говорится: «Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедовал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

Воплощая в произведении идею всепрощения, победы добра над злом, Поленов придавал большое значение названию. Авторское название «Кто из вас без греха?» было заменено цензурой на «Христос и грешница». Картина экспонировалась на XV Передвижной выставке в Петербурге и в Москве, где была куплена Александром III для своей коллекции.
Полотно Иркутского музея - уменьшенное повторение одноименной картины 1888 года, находящейся ныне в Русском музее.
Вот что писал об этом Д.В. Поленов, сын художника: «Оно (полотно Иркутского музея) было сделано потому, что купивший картину Александр III разрешил везти ее в Москву, а Христос и грешница - Картон для картины того же названия - В.Д. Поленов для дальнейшего путешествия по провинции велел сделать с нее копию. Копию сделал С.А. Коровин, писавший фигуры и пейзаж, а лица - сам В.Д. Поленов. Происходило это в Москве, в доме С.И. Мамонтова».


Христос и грешница. Картон для картины того же названия.1885.
Холст, уголь, мел. 308 х 586
В 1885 году Поленов исполнил угольный рисунок на холсте в размер картины (музей им. В.Д. Поленова), «который он оставил в таком виде и не стал записывать красками, потому что считал законченной вещью».

Спасибо за внимание!

http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0286/main_pics.htm

Оригинал записи и комментарии на

1888 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Описание картины Поленова В.Д. «Христос и грешница»

Знаменитое полотно Александра Иванова «Явление Христа народу» производило огромное впечатление на всех, кому доводилось увидеть его своими глазами. Каждый, кто имел отношение к живописи, пристально следил за созданием картины долгих 20 лет и мечтали в будущем написать столь же шедевральную и наполненную глубоким этическим содержанием работу. В их числе был и молодой художник Василий Поленов. Свои стремления к созданию духовного драматического полотна он воплотил в монументальной работе «Христос и грешница».

За основу сюжета, выбранного для написания картины, была взята библейская легенда о встрече Христа с грешницей. По легенде, к Иисусу в храм привели женщину, обвиняемую во греховном занятии – прелюбодеянии. Сопровождавшие ее мужчины обратились к нему с вопросом о том, как поступить с нечестивой – ведь еще Моисей учил бить камнями всех, совершивших этот грех. На что Христос ответил: «Если среди вас есть безгрешный, то пусть он бросит в нее камень». И продолжил писать, не проронив больше ни слова. Постепенно люди стали расходиться, и ни один камень не был брошен в женщину. Когда в храме никого, кроме них не осталось, Иисус сказал ей, что так же, как и все, не станет ее судить и отпустил домой, велев больше не грешить.

Написанию картины предшествовала тщательная подготовительная работа. Так, задуманное полотно должно было иметь достаточно большие размеры – 3,07 м на 5,85 м. В России же таких холстов не выпускали, поэтому художнику пришлось отправиться в Италию и заказывать холст там. Эта поездка была не последней – неоднократно Поленов посещал Египет, Палестину и Сирию, чтобы глубже изучить нравы, быт и колорит Иудеи времен Христа. Совершая путешествия на Восток, художник хотел на себе ощутить атмосферу библейских преданий, передав затем исторически достоверную обстановку на холсте. Всего за время работы над картиной Поленов сделал больше 150 предварительных рисунков, эскизов и этюдов, часть из которых сегодня хранятся в ГРМ.

Впервые художник представил свою работу в феврале 1887 года на XV выставке Товарищества передвижников. По первоначальному замыслу, название картины было иным – «Кто из вас без греха?». Поленов считал, что именно эта фраза олицетворяет идею всепрощающей любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Но цензоры позволили выставить картину при условии замены названия на «Христос и грешница». Работа в целом также была осуждена цензорами и определена как вредная для народа. Но, как ни странно, полотно впечатлило императора Александра III, который не только допустил ее к демонстрации, но и приобрел картину для своего музея.

Чем же вызвала картина столь жаркие споры и неоднозначные мнения? Дело в том, что Поленов в своей работе сломал канонические традиции художественного изображения Иисуса. Он писал не Бога, а мудрого странника-философа, сосредоточившись главным образом на его человеческих качествах. Иисус максимально приближен к простому человеку – изображен сидящим в спокойной, слегка усталой позе, облаченным в одежду, не выделяющуюся из одеяний других людей. Фон, на котором разворачивается действие картины, также лишен мистики и отражает повседневную жизнь восточного города. Художник добивался такого понимания картины, согласно которому Христос воспринимался бы не как Бог, а человек с огромной душой. И ему удалось это сделать.

Лучшие картины Поленова В.Д.

Христос и грешница

Раз утром пришел Иисус в храм. Окружил Иисуса народ, и тогда стал Спаситель говорить с ними. Но тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, которая совершила прелюбодеяние, поставили ее перед Иисусом и сказали: «Вот эта женщина совершила прелюбодеяние. По закону мы таких должны побивать камнями. Что Ты на это скажешь?»

Книжники и фарисеи намеренно искушали Иисуса. Они рассчитывали, что Он пойдет против древних установлений и тогда они смогут обвинить его в нарушении закона. Иисус, однако, не обращал на них внимания и, наклонившись, писал что-то пальцем на земле. Но поскольку те продолжали настаивать, Он поднял голову и сказал: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень». И снова, низко наклонившись, стал писать на земле. И когда те услышали это, устыдились и стали молча уходить один за другим. И осталась перед Иисусом одна эта женщина. И тогда Он сказал ей: «Женщина, где же твои обвинители? Неужели никто не осудил тебя?»

А женщина ответила Иисусу: «Никто, Господи».

«И Я не осуждаю тебя, - сказал Иисус, - иди и впредь не греши».

И опять обратился к народу Иисус, говоря: «Я свет миру. Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, а будет иметь свет жизни». А когда фарисеи сказали Ему, что Он Сам о Себе свидетельствует, а потому такое свидетельство не может быть истинным, Иисус ответил им: «Хотя Я и свидетельствую Сам о Себе, свидетельство Мое истинно, потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду, а вы не знаете, откуда Я и куда иду».

Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

ХРИСТОС И ГРЕШНИЦА. Иисус ни в тот день, означавший окончание праздника Кущей, ни на следующий не ушел из Иерусалима. Ночь он провел на горе Елеонской в доме одного из своих друзей, а наутро спустился в город и снова вошел в храм.По-видимому, фарисеи постоянно следили за ним,

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Меч обоюдоострый автора Рождественский Архиепископ Никон

Наше Солнце - Христос! Христос Воскресе! Что произошло бы с нашею землею, если бы погасло солнце? Без сомнения, что всякая жизнь на ней исчезла бы, погибли бы не только все живые существа, но и растения, океаны обратились бы в сплошные льдины, все погрузилось бы в

Из книги Размышления о Евангелии от Иоанна автора Чистяков Георгий Петрович

Глава 9 ИИСУС И ГРЕШНИЦА. СВЕТ МИРУ Василий Дмитриевич Поленов. Христос и грешницаВосьмая глава Евангелия от Иоанна (К) начинается с рассказа о грешнице – женщине, схваченной во время ее свидания с любовником. На этот сюжет В. Д. Поленов написал свое знаменитое полотно

Из книги Творения автора Лионский Ириней

Гл. XXII. Тридцать эонов не знаменуются тем, что Христос на тридцатом году крестился; и Христос пострадал не через двенадцать месяцев после крещения 1. Я уже показал, что их число тридцать во всяком случае несостоятельно, так как в Плироме оказывается то мало эонов, то очень

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Иисус Христос и Помилованная грешница (Иоан., гл. 8) Иисус же пошел на гору Елеонскую. 2А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. 3Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, 4сказали Ему: Учитель! эта

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Иисус и грешница. Евангелие от Луки 7:36-50 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлёг. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

40. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. 41. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? 42. Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? 43. Итак

Из книги Мария Магдалина. Тайная супруга Иисуса Христа автора Бенуа Софья

Глава 8 1. Жена грешница, прощенная Христом Повествование о прощении жены грешницы многими из новейших издателей Евангелия Иоанна (Лахман, Тишендорф и др.) и толкователями признается вставкою в Евангелие, сделанною в позднейшее время. В обосновании такого утверждения

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Прощеная грешница 36 Один из фарисеев пригласил Его к себе на обед; войдя в его дом, Иисус занял место за столом. 37 И одна женщина (грешница из того города), узнав, что Иисус в гостях у фарисея, принесла алебастровый сосуд с благовониями 38 и, склонившись к ногам Его, плакала. Ее

Из книги Жизнь Исуса Христа автора Фаррар Фредерик Вильям

Грешница омывает ноги Иисуса ароматным маслом (Мат. 26:6-13; Мк. 14:3–9; Ин. 12:1–8)36 Один из фарисеев пригласил Иисуса к себе на обед. Иисус пришел к нему в дом и возлег у стола. 37 В это время одна женщина из этого города, которая была известна как грешница, узнав, что Иисус обедает в

Из книги Дальний приход (сборник) автора Коняев Николай Михайлович

ГЛАВА XXI Грешница и фарисей Но не тем окончилась деятельность и проповедь Иисуса в этот достопамятный день. Согласно рассказа св. Луки, в тот же должно быть день и, может быть, в Наине или Магдале, Иисус получил и принял приглашение одного из фарисеев, по имени Симон. Имя

Из книги Книга о счастье автора Лоргус Андрей

Грешница Анна Петровна встала пораньше и, быстро собравшись, двинулась напрямик к шоссе через открытое, заметенное снегом поле.Можно было пойти и по дороге, но тогда пришлось бы огибать весь поселок, и Анна Петровна шла, проваливаясь в глубоких сугробах…И все равно не

Из книги Велик Бог наш автора Сент-Джон Патриция

«Я самая великая грешница!» Евангелие дает нам примеры того, как связь человека и Бога восстанавливается через прощение: это и благоразумный разбойник, и блудный сын, это и множество исцеленных и прощенных Господом людей. Вся история Церкви полна чудесных примеров

Из книги автора

Иисус Христос- путь, которым Бог приходит к нам. Почему Христос явился нам? (См.Евр. 1:1-2; 2:9-18) 4. Шейх Али и его сын Али, арабский шейх, сидел за столом в своём роскошном кабинете. Это была просторная комната, выходящая окнами в сад, где под сенью раскидистой шелковицы цвели

Евангельский рассказ

…утром опять пришел в храм , и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии , и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

Споры о подлинности рассказа

История с грешницей отсутствует во многих древних списках Нового Завета: в Синайском кодексе (IV век), Ватиканском кодексе (IV век), Сирийской синайской рукописи (IV или V век), в ряде переводов он помещается только в примечаниях.

Кроме сообщения Августина этот рассказ был известен:

Богословское толкование

Греческий текст сообщает, что женщина была взята за прелюбодеянием «επ αυτοφωρψ» то есть на месте преступления и при обстоятельствах, что никто не может возразить о её вине. Смертная казнь за прелюбодеяние была закреплена иудейским законодательством в Лев. и Втор. . Евфимий Зигабен пишет, что замысел фарисев заключался в том, что милосердный Иисус пощадит в нарушение закона женщину и даст этим повод для обвинений против него.

Действие Иисуса когда он не отвечая спросившим начал что-то писать пальцем на земле является жестом, который «делают те, которые не желают отвечать спрашивающим о чем-либо неуместном и неприличном. Зная лукавство их, Иисус Христос продолжал писать на земле и показывал вид, что Он не обращает внимания на то, что они говорили ». Затем он дал ответ «кто из вас без греха, первый брось на неё камень » и вновь продолжил писать на земле. Согласно Втор. свидетель преступления должен был первый кинуть камень в преступника и, произнеся такой ответ, Иисус рассматривает приведших к нему женщиину людей не как официальных судей, а лишь обвинителей. Одним из наиболее распространённых мнений является, то что Иисус написал на земле свой ответ и затем перечислил названия грехов, в которых были повинны обвинители женщины. В тексте место традиционного греческого «графеин » (писать) употреблено «катаграфеин », что может означать перечень чьих-то проступков, грехов. Так в Книге Иова есть фраза «Ибо Ты пишешь (катаграфеин) на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей» (Иов. ).

Заключительные слова Иисуса к прелюбодейке - «и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши », по мнению архиепископа Аверкия не должно пониматься как неосуждение греха так как Христос пришёл «взыскать и спасти погибших». Он предлагает следующую трактовку этих слов - «И Я не наказываю тебя за твой грех, но хочу, чтобы ты покаялась: иди, и впредь не греши ». У Зигабена даётся толкование, что Иисус Христос знал, что она раскаялась всем сердцем и достаточным для неё наказанием служила публичность её посрамления перед многочисленными свидетелями. Также отмечают, что хотя некоторые богословы считают, что Иисус простил грех прелюбодеяния этой женщине, но при этом в других случаях он обычно прямо говорит: прощаются тебе грехи (Мф. ; Мк. ; Лк. и др.). Б. И. Гладков считает, что правильнее понимать слова Христа как «не подвергаю ответственности за грех ».

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Христос и грешница" в других словарях:

    - (4 до н. э.? около 30 н. э.?), согласно христианскому вероучению, Богочеловек, в котором соединены божественная (как Бог Сын он Второе лицо Троицы) и человеческая (рождён от Девы Марии) природа, добровольно принявший страдания и смерть на… … Энциклопедический словарь

    I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ А: 1) имя ИИСУС (греч. ф ма (Иэсус) евр. имени Йешуа, в свою очередь являющегося более поздней формой от Йехошуа или Йошуа) означает Господь спасение. В Библии это имя носят многие лица (см. Иешуа см. Иисус). По … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Согласно традиционному христианскому вероучению Богочеловек, вмещающий в «ипостасном» единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (ср. Кол. 2:19) и всю конкретность человеческой природы; в одном лице Бог Сын, Логос, «не имеющий ни… … Энциклопедия культурологии

    Василий Дмитриевич Поленов В. Д. Поленов. Портрет работы И. Репина (1877) … Википедия

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И БИБЛИЯ. - Образы Свящ. ПИСАНИЯ занимают одно из центральных мест в И.и. тех народов, среди к–рых распространилась христ. вера. История библ. сюжетов в живописи (станковой и настенной), мозаике, *иконописи, пластике, витражах и книжной иллюстрации (см. ст.… … Библиологический словарь

    - (1844 1927), русский живописец. Народный художник Республики (1926). Учился у П. П. Чистякова и в петербургской АХ (1863 71). Преподавал в МУЖВЗ (1882 95); среди учеников И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов и др. Пенсионер АХ в… … Художественная энциклопедия

Василий Поленов.Христос и грешница (Кто из вас без греха?). 1888г.Холст, масло. 325 ; 611 см.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Картина «Христос и грешница» - это одна из самых известных работ Поленова и, пожалуй, самое мощное произведение из его евангельского цикла с точки зрения психологических портретов персонажей.

Ко времени начала работы над картиной, в русской живописи уже существовали такие известные полотна на евангельскую тематику, как «Тайная вечеря» Николая Ге, «Христос в пустыне» Ивана Крамского,Явление Христа народу Иванова.

Поленов поставил перед собой задачу «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Существенное влияние на трактовку сюжета оказала книга французского философа и писателя Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», в которой подчёркивалась человеческая сущность Христа.

"У Поленова есть очень много рассуждений о том, как стоит изображать Христа. И он приходит к выводу, что Христос на его картинах должен быть внешне здоровым и привлекательным - потому что человек, который создал такое учение не может быть в чем-то ущербным, он должен быть гармоничной, красивой личностью."

РАБОТА НАД КАРТИНОЙ

Над этой картиной художник работал почти 20 лет. В 1868 году он делает первый графический эскиз, а затем на долгое время оставляет свою задумку. Затем следует десятилетний перерыв, а в 1881-1882 гг. Поленов совершил путешествие в Палестину, где исследовал земной путь Христа, знакомился с реалиями восточной жизни, делал этюды, снимал фотографии, собирал костюмы, изучал особенности архитектуры, быта, природы - потому что ему хотелось подойти к своей работе над картиной с наибольшей исторической точностью, до самых мелких деталей.

Все, что он увидел там, произвело на него сильнейшее впечатление, и в результате художник показывает нам собственную реконструкцию Иерусалимского храма, которая, как многим кажется, получилось достаточно убедительной.

Он изобразил храм, камни которого накалены от палящего восточного солнца, столь роскошным и, видимо, так увлекся, что прежде всего при взгляде на картину в глаза нам бросаются солнце, оливы и тополя, уходящие вдаль и, конечно, этот великолепный храм царя Соломона. И только потом мы спускаемся ниже и видим Спасителя.

Из воспоминаний К. А. Коровина: "В большом особняке дома, у сада, в Кудальне, куда я пришел, Поленов показывал мне свои этюды Палестины. Они были разнообразны. От самых маленьких, не более вершка, до больших. Они были колоритны, талантливы. Генисаретское озеро, храм Соломона, часовня Гроба Господня и много других. - Я начинаю большую картину, - сказал он мне, - “Христос и грешница”. У меня к вам просьба. В свободное время вы немножко попозируйте мне, полчаса. Я с вас немного попишу. Мне нужно. У Поленова в большой комнате-мастерской было особенно нарядно. Висели старые восточные материи, какие-то особенные кувшины, оружие, костюмы. Все это он привез с Востока. Это все было так непохоже на нашу бедность…"

Летом 1885 года художник работал в усадьбе Меньшово, расположенной под Подольском, где он создал полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углём на холсте.

Окончательную версию картины Поленов писал в 1886-1887 годах в кабинете Саввы Мамонтова в его доме на Садовой-Спасской улице в Москве. Среди тех, с кем он советовался во время написания полотна, помимо родных и Саввы Мамонтова, были художники Константин Коровин и Виктор Васнецов, а также физиолог Пётр Спиро.

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ.

Действие происходит у Иродова придела Второго Иерусалимского храма, широкая лестница которого уступами спускается вниз. Слева, освещая каменную стену храма, падают косые лучи заходящего солнца. На лестнице видны фигуры идущих людей, на уступах в равнодушных позах сидят нищие.

С одной стороны, исходя из соображений исторической достоверности, Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма, так как во внутренний двор - так называемый «двор Израиля» - язычники и иностранцы не допускались под страхом смерти. Поэтому пёстрая толпа могла привести грешницу только к одному из внешних двориков, примыкающих к стенам храма.
События происходят на фоне обычной городской жизни: люди ходят по ступеням храма, общаются друг с другом, человек верхом на осле едет прямо на зрителя. В размеренный быт восточного города и вписан основной сюжет: толпа людей привели к Христу, беседующему с учениками, женщину, уличенную в грехе прелюбодеяния, и спросили его: «Что же делать с ней?» - ведь Моисей учил таких грешников бить камнями. Иисус ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень!» - после чего молча продолжил писать на земле. Все стали постепенно расходиться, а женщине Христос сказал, что если ее грех никто не осудил, то и он не осудит; велел ей идти домой и более не грешить.

По словам искусствоведа Тамары Юровой, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями»

Со слов Поленова, и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком Александром Соболевым, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру.

Из этого описания, в частности, следует, что мальчик, сидящий на уступе лестницы храма, - это Марк, один из будущих евангелистов. Справа от Христа изображён Иоанн, а слева - Иаков, за спиной которого, облокотившись на посох, привстал Пётр.

В том же ряду, что и Пётр, находятся Андрей, Филипп и Иаков Алфеев, а во втором ряду - Иуда, Клеопа и Матфей.

Человек с полузакрытым лицом, стоящий у кипариса позади учеников Христа, - фарисей Никодим, один из тайных последователей Христа.

На переднем плане, у плетёных корзин, сидит Мария - мать Марка, а рядом с ней - её служанка Рода.

Выходящий из храма вместе с молодым человеком старик - фарисей Гамалиил, учёный раввин, который впоследствии, после казни Христа, заступится в синедрионе за его учеников-апостолов.

Женщина, стоящая на ступенях храма, - евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит».

Изображённый в правой части картины человек, едущий на осле, - это Симон Киринеянин, которому в будущем суждено нести крест для распятия Христа на Голгофу

ОБРАЗ ХРИСТА.

В композиции картины наиболее выразителен образ Иисуса Христа, олицетворяющий собой «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности». С внутренней сущностью Христа хорошо ассоциируется его белый хитон, который оттеняет бледность печального и утомлённого лица.

В целом созданный Поленовым образ создаёт впечатление усталости и погружённости в грустные мысли, чувствуется его мягкость, благородная осанка, «свобода жеста и позы», а также сложная душевная жизнь - всё это отличает Христа от его учеников, более скованных в своих мыслях, чувствах и движениях.

При этом художник старался подчеркнуть человеческую сущность Христа, сделать его облик похожим на окружающих его обычных людей. По словам писателя Владимира Короленко, это «человек, - именно человек, - сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника»

Художник вывел на первый план его человеческую натуру, оставив божественное и мистическое вне своего произведения. Здесь Христос показан не Богом, он показан мудрым и бесконечно любящим людей человеком.

Полотно было представлено на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открылась в Петербурге 25 февраля 1887 года. На выставке полотно приобрел император Александр III. После этого картина находилась в Зимнем дворце, а затем, при образовании Русского музея, в 1897 году была передана в его коллекцию.