Обломов тема любви. «Обломов» — роман о различных видах любви


  • Деятельность человека губит природу
  • Состояние природы зависит от человека
  • Сохранение окружающей среды – первоочередная задача общества
  • От состояния природы зависит будущее человечества
  • Любовь к природе делает человека чище
  • Люди, обладающие высокими нравственными качествами, защищают природу
  • Любовь к природе меняет человека к лучшему, способствует его нравственному развитию
  • Люди забыли, что природа – это их дом
  • Каждому свойственно иметь свой взгляд на роль природы в жизни человека

Аргументы

И.С. Тургенев “Отцы и дети”. В произведении встречаются два совершенно противоположных взгляда на место природы в жизни людей. Нигилист Евгений Базаров воспринимает окружающий мир как материал для практики, говоря, что “природа не храм, а мастерская”. Во всем он старается найти пользу, а не увидеть красоту вокруг. Герой считает живых существ лишь материалом для своих исследований. Для Аркадия Кирсанова, в первое время поддерживающего взгляды Евгения Базарова, природа является источником гармонии. Он чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, видит и чувствует красоту.

Н.А. Некрасов “Дедушка Мазай и зайцы”. История о спасении зайцев дедушкой Мазаем известна каждому человеку с детства. Из стихотворения великого поэта понятно, что наш герой – охотник, а значит, для него зайцы должны быть прежде всего добычей. Но дед Мазай не может обидеть животных, когда они абсолютно беспомощны, находятся между жизнью и смертью. Любовь к природе оказывается для человека выше возможности получить легкую добычу. Он кричит вслед спасенным зайцам, чтоб не попадались ему в период охоты, а на данный момент их отпускает.

А.И. Куприн “Олеся”. Отношение к природе главной героини произведения можно назвать поистине правильным. Жизнь Олеси неразрывно связана с окружающим ее миром. Она чувствует, что связана с лесом и что лес – нечто живое. Девушка любит все живое. Олеся готова защищать все, что связано с природой: травы, кустарники, огромные деревья. Единение с окружающим миром позволяет ей выжить на расстоянии от людей, в глуши леса.

В.П. Астафьев “Царь-рыба”. Судьба Гоши Герцева является ярким примером того, что природа может не только терпеть нападки человека, но и активно защищаться при помощи своей нравственно-карающей силы. Герой, показавший потребительское, циничное отношение к окружающей среде, несет наказание. Причем кара грозит не только ему, но и всему человечеству, если оно не осознает, насколько жестока его деятельность. Бездуховность, жажда наживы, бездумное использование достижений научно-технического прогресса – все это грозит гибелью общества.

Б.Л. Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”. Произведение показывает разное отношение людей к природе: мы видим и ее защитников, и врагов, деятельность которых носит лишь потребительский характер. Главный герой, Егор Полушкин, заботится о всем живом. Часто он становится объектом насмешек, потому что окружающие не поддерживают его взглядов на мир. Егор Полушкин, прокладывая трубу, решает обогнуть муравейник, что вызывает смех и осуждение со стороны людей. Когда герой нуждается в деньгах, он узнает, что население может получать вознаграждение за моченое лыко. Однако даже в непростой ситуации герой не может решиться на уничтожение живого, в то время как его двоюродный брат ради наживы губит целую рощу. Сын Егора Полушкина отличается такими же нравственными качествами: Колька отдает свой дорогой подарок (спиннинг, о котором мечтал каждый) Вовке для спасения щенка, которого мальчик хотел замучить. Сам главный герой оказывается убит злыми и завистливыми людьми за желание защищать природу.

Чингиз Айтманов “Плаха”. В произведении показано, как человек собственными руками разрушает окружающий мир. Люди издеваются на сайгаками, из-за устроенного человеком пожара погибают волчата. Не зная, куда направить свою материнскую любовь, волчица привязывается к человеческому ребенку. Люди, не понимая этого, стреляют в нее, но один из них в результате убивает собственного сына. В гибели ребенка можно обвинить не волчицу, а людей, варварски ворвавшихся на ее территорию, истребивших ее детей, а значит, ополчившихся против природы. Произведение “Плаха” показывает, чем чревато такое отношение к живому.

Д. Гранин “Зубр”. Главный герой с ужасом осознает, что почти все люди, в том числе и ученые, уверены в безграничности природы и ничтожном воздействии на нее человека. Зубр не понимает, как человек может утверждать научные и строительные проекты, наносящие непоправимый урон всему живому. Он считает, что наука в таком случае работает не во благо, а во вред человечеству. Герою больно от того, что почти ни к кому не пришло понимание истинной роли природы в жизни человека, ее неповторимости и уязвимости.

Э. Хемингуэй “Старик и море”. Для старого рыбака море является кормильцем. Во всем облике героя видна связь с природой. Ко всему старик относится с уважением и благодарностью: он просит прощения у пойманной рыбы. Произведение показывает роль щедрости природы в нашей жизни, а герой демонстрирует поистине правильное отношение к окружающему миру – благодарное.

И.А. Гончаров в романе «Обломов» изображает три любовные линии: Илья Обломов и Ольга Ильинская, Илья и Агафья Пшеницына, Андрей Штольц и Ольга. Герои по-разному видят жизнь, относятся к любви, у них несхожие цели, но одно их объединяет — умение любить.

Илья Обломов и Ольга Ильинская

Илья Ильич Обломов — барин, который привык ничего не делать, жить по течению. Даже деятельный Штольц не смог вывести его из состояния апатии и бездействия. Однако когда Обломов знакомится с Ольгой, и чувство любви поселяется в его сердце, душа молодого дворянина оживает. Он полюбил ее за естественность натуры, за отсутствие лжи и жеманства. А Ольга мечтала разбудить его ото сна и возродить к новой счастливой жизни, но постепенно сама влюбилась в его доброту, мягкость и романтичность.

С течением времени Обломов приходит к выводу, что они с Ольгой люди совершенно не подходящие друг другу, что Ольга любит не его, а того, кого создала в своем воображении. К тому же, когда он начинает думать, сколько хлопот предстоит с подготовкой к свадьбе, он постепенно отдаляется от возлюбленной, предпочитая покой и одиночество. Ольга также начинает осознавать, что Обломов никогда не станет таким, о котором она грезит, поэтому их отношения заканчиваются разрывом. Окончание отношений вместо ожидаемого облегчения приносит Обломову душевную боль, и он окончательно теряет остатки жизненной активности.

Илья Обломов и Агафья Пшеницына

Илья Ильич погружается в объятия безделья и пустых фантазий. Хлопоты по обустройству его жизни берет на себя Агафья Матвеевна Пшеницына — хозяйка его квартиры. Она не понимает, что в Обломове вызвало в ней такое сильное чувство, но для него она готова жертвовать многим. Обломова привлекает в ней эта готовность все отдать за него, ее ненавязчивая забота. Постепенно он привыкает к ней, они женятся, и у них появляется сын Андрей. Когда Обломов умирает, Агафья Матвеевна отдает сына на воспитание Ольге Ильинской и Андрею. Она мечтает, чтобы ее сын воспитывался в той же среде, что и отец, и стал настоящим дворянином.

Андрей Штольц и Ольга Ильинская

После расставания с Обломовым, Ольга долго восстанавливает свои душевные силы. Она уезжает в Европу, чтобы отвлечься, и встречает там Андрея Штольца. Серьезная, обретшая жизненный опыт Ольга становится для него идеалом, о котором он грезил всю жизнь. Он открывается ей в своих чувствах. Ольга боится ответить ему взаимностью, так как уверена, что настоящая любовь в жизни встречается лишь однажды. Но Штольц утверждает, что Обломова она не любила, что ее чувства были лишь своеобразной репетицией к настоящему счастью.

Брак Ольги и Андрея напоминают мечтания Обломова: уютный дом на берегу моря, детский смех, совместное чтение газет и споры на всевозможные темы. Но Ольге словно чего-то не хватает, что заставляет ее двигаться вперед к совершенному счастью.

Выводы

Мне кажется, что автор не случайно так свел и развел всех этих людей. Скорее всего, надежды на светлое будущее он возлагает на Андрея — сына Обломова, которого воспитывают Ольга и Штольц. Именно в нем смогут воплотиться лучшие черты деятельности и духовности, что сделает его по-настоящему гармоничным человеком.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №4 г. Навашино»

Урок литературы в 10 классе

«Обломов» как роман о любви.

Методическая разработка урока (2часа)

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Соловьева Галина Борисовна

2016 г.

Тема урока : «Обломов» как роман о любви.

Цель урока:

Повторить известное о романе и его авторе и определить, можно ли утверждать, что роман Гончарова - роман о любви.

Задачи урока:

Организовать деятельность учащихся по самостоятельному анализу темы любви в романе «Обломов»;

Продолжить работу над формированием умения и навыков анализа литературного текста, развитием навыка монологической речи;

Создать условия для эстетического воспитания личности учащегося;

Продолжить работу над развитием умения писать сочинения разных жанров.

Методические приемы:

Беседа, работа в группах, работа по тексту с элементами исследования, просмотр фрагментов фильма и их анализ, выступления учеников.

Оборудование : текст романа Гончарова «Обломов», рабочие тетради, проектор, видеофрагменты «Захар и Обломов», «Обломов и Ольга», аудиозапись арии «Каста Дива» из оперы Винченцо Беллини «Норма».

Оформление доски : иллюстрации к сценам романа, портрет Гончарова, эпиграф.

Любовь – это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих.

И . Анненский

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, мы сегодня продолжим разговор о романе Гончарова и на первом этапе урока сделаем это в форме игры. Цель – вспомнить известное и об авторе, и о его произведении. Итак, на мои вопросы ответьте словами «да» или «нет». Если ответ «нет», дайте комментарий, почему «нет».

    Гончаров родился в семье обедневшего помещика. (Нет, в семье богатого сибирского купца)

    Отец умер рано, не оставив семье ничего. (Нет, оставил крупное состояние)

    У Гончаровых было 4 детей (да)

    Воспитанием детей занимался друг семьи отставной морской офицер Трегубов (да)

    Начальное образование И.А. Гончаров получил дома (нет, в частном пансионе священника Троицкого)

    В 1822 году поступил в Московское коммерческое училище (да)

    Гончаров самостоятельно усиленно занимался науками, стремясь получить гуманитарное образование (да)

    В 1831 году поступил на филфак Московского университета (да)

    Гончаров – современник Белинского, Огарева, Лермонтова, Аксакова, Пушкина. (да)

    В студенческие годы Гончаров увлекался театром, посещал кружки, опубликовал в журнале «Телескоп» несколько глав романа французского писателя Е.Сю «Атар Гюль» (да)

    В русскую литературу вошел как один из зачинателей жанра социально-психологического романа (да)

    Гончаров в 1852 году совершил кругосветное путешествие (да)

    Гончарова как писателя узнали после публикации романа «Обрыв» (нет, «Обломов»)

    Скончался писатель на 80-м году жизни (да)

2. Беседа:

- Главная тема романа «Обломов»? (судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего его найти)

- Какова идея романа? (показать, как и отчего превращаются люди прежде времени в … кисель; показать условия, порождающие лень и апатию; проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу)

11 глава объясняет смысл «обломовщины». Как поняли, что такое «обломовщина» критики Добролюбов и Дружинин? (проверяем конспекты статей Добролюбова «Что такое обломовщина» и Дружинина «Обломов» Роман Гончарова »)

В чем заключается историко-философский смысл романа?

Мы очень часто задаем вопросы: для чего приходит в этот мир человек?, в чем смысл его жизни? – вопросы, над которыми размышлял Гончаров в романе «Обломов». Автор пытается выявить корни национального характера, осмыслить особенности национальных черт и подходов к жизни и ответить на вечные вопросы с позиций русских людей . Как он это делает?

(путем сравнения разных по характеру, по психологическому складу героев - Обломова и Штольца – дает представление об идеальных чертах русских людей, об идеальной русской жизни. Штольц изображен полурусским-полунемцем, в духе традиций изображения немцев в русской литературе (Вральман у Фонвизина, Герман в «Пиковой даме», Андрей Карлович в «Капитанской дочке» у Пушкина). И по мнению героев романа, немцы – люди скупые, жадные, расчетливые, думающие о своей выгоде, готовые предать во имя нее, не отличаются хорошим воспитанием, деликатностью, благородными манерами)

Гончаров не слепо следует традициям. Выражает свой взгляд на немецкий характер. Каков он? (отношение автора к Штольцу проникнуто чувством уважения, ему нравится «дельность» и «педантическая строгость» немцев).

Почему так тесно переплетаются судьбы этих героев? (Они необходимы были друг другу, дополняли друг друга, стали ключиком к пониманию общечеловеческих, философских вопросов бытия).

3. – Можно ли утверждать, что роман Гончарова – роман о любви?

Любовь… Кто о ней не мечтал, не говорил, не писал? В толковом словаре Ожегова читаем: Любовь – 1)чувство самоотверженной, сердечной привязанности (Л к родине, матери, к к.-либо человеку); 2) склонность, пристрастие к чему-нибудь (Лк музыке, искусству…)

Не случайно бытует мнение: кто не любил, тот не жил. Через испытания любовью проводили своих героев Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Куприн… Не стал исключением и Гончаров. Он верил во всемогущую силу этого чувства. «Вы правы, - писал он одной из своих знакомых, - подозревая меня… в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности».

Т.о., наша задача заключается в том, чтобы найти ответ на вопрос: «Обломов» - роман о любви? Для этого необходимо вспомнить, кого любит Обломов? (Захара, Штольца, Ольгу, Пшеницыну). Но всякий раз это не одна и та же любовь. Докажите.

(Класс делим на 4 группы, каждая получает задание: определить отношение героев к Обломову и Обломова к героям. Для этого в тетрадях нарисуем таблицу, которая будет заполняться по мере выступления представителей групп, таким образом, мы проследим за отношениями героев)

Итак, Захар – слуга Обломова. Предлагается посмотреть отрывок из фильма Н. Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Этот эпизод иллюстрирует отношения барина и его слуги. О Захаре расскажет 1-я группа, а вы заполняете таблицу.

Выступление группы.

Подведем итоги: Привязанность Захара к Обломову условно можно назвать любовью-враждой. Зачитайте, что вы вписали в таблицу.

- А кого можно назвать настоящим другом Обломова?

И назовем эти отношения любовь-дружба. (либо смотрим фрагмент фильма о дружбе Штольца и Обломова, либо инсценировку эпизода, иллюстрирующего встречу героев), затем слово предоставляем представителю 2-ой группы. «Штольц – друг детства Обломова»

Проверяем таблицу

- Послушайте арию «Каста Дива» из оперы «Норма» Винченцо Беллини.

Как вы думаете, зачем я ее включила? (ее пела Ольга, «все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, - все это уничтожило Обломова: он изнемог». Назовем это чувство любовь-любовь.

Члены 3-ей группы провели небольшое исследование: Что служило символом любви Ольги и Обломова? (ветка сирени). Читаем эпизод из романа (со слов «Она молча сорвала ветку сирени… до слов «Он зевнул во весь рот»)

Ольга потребовала от Обломова деятельности и целеустремленности. Она искала приложения своим силам и, встретив Обломова, загорелась мечтой воскресить его, пробудить к жизни. Но это оказалось для нее непосильной задачей.

Итог:

Другой любящей женщиной в жизни Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына. Как можно назвать эти отношения? (измена высоким идеалам)

Чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина? Она сама расскажет о себе (представители 4-ой группы подготовили рассказ о Пшеницыной от ее лица). Рассказ А.М. Пшеницыной о себе.

Проверяем таблицу.

Ольга старалась спасти Обломова, а Пшеницына своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым.

Как вы думаете, кто сыграл большую роль в жизни Обломова? (никто. Они не уберегли его от деградации).

4. Подведем итоги . «Обломов» - роман о любви. Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным, например, характер Обломова. Чем были бы слова Штольца о «кристальной, чистой и светлой» душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных, искренних страниц о всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили б этот образ.

Таким образом, любовь – главная, важнейшая составляющая «нормы» жизни, часть идеала, к которому должен быть устремлен человек, потому что счастливой, пронесенной через всю жизнь любви дано превращаться в могучую бытийную силу, способную гармонизировать и другие связи людей, не исключая и социальные.

Еще раз перечитайте эпиграф и скажите, выдержал ли главный герой испытание любовью?

Гончаров будто хотел сказать: не теряйте себя в круговороте жизни. Думайте, решайте, советуйтесь с героями русских романов, выбирайте свой путь и помните: все началось с неумения надевать чулки, а закончилось неумением жить.

5. Д/З: сочинение-миниатюра «Любовь – это испытание»;

Критики о творчестве Гончарова; Гончаров – критик.

Гончаров сказал: «Любовь движет ми­ром с силой архимедова рычага». Эти слова можно взять эпиграфом не только к роману Гончарова «Обломов», но и ко всей человеческой жизни в целом.

Любовь в «Обломове», как и в других романах, играет огромную роль. Ею мож­но объяснить многие поступки героев, она - причина радости и страданий. Лю­бовь - это то, что есть в человеке самое прекрасное, что заставляет его совер­шать прекрасные поступки.

Каждый герой романа, как и любой из нас, воспринимает любовь по-своему, каждый рисует в воображении свой иде­ал любимой или любимого. В романе Гончаров показывает несколько любов­ных линий: Обломов и Ольга, Штольц и Ольга, Обломов и Пшеницына, Захар и Анисья. Все они, несмотря на различия, имеют общие черты.

Любовь Ольги и Обломова появилась в результате заботы Штольца. Этот дея­тельный человек не может смириться с апатией друга, поэтому предпринимает попытки возродить его к жизни. Штольц описывает Ольге прекрасные душевные качества Обломова: его нежность, добро­ту, ум. Ольга пытается «растормошить Обломова». Сначала это кажется ей заба­вой, тем более что Обломов прямо на гла­зах начинает возрождаться. Он и сам жи­вет любовью: «...встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. Но нем появи­лись даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, само­уверенности». Но Ольга и в самом деле влюбляется в Обломова. Теперь это уже не игра. Ольга готова многое дать своему избраннику, но и от него ждет самоотвер­женной отдачи. И, увы, сталкивается с инертностью Обломова. Любовь начи­нает тяготить Илью Ильича. Он понимает, что «и в любви нет покоя». Трагичный итог неминуем, герои расстаются. Мне кажет­ся, причина в том, что оба любили создан­ный ими образ, а не конкретного челове­ка. Илья Ильич понял это и в письме к Оль­ге пишет: «...ваше настоящее «люблю» не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность лю­бить, которая за недостатком настоящей пищи... высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, да­же просто в слезах или истерических при­падках... Вы ошибаетесь, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Пого­дите - он придет, и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку». Вскоре и сама Ольга поняла всю призрачность своей любви. В разговоре со Штольцем об Обломове она создала для себя идеальный образ и полюбила его. Ольга любила не того Обломова, ка­кой он есть на самом деле, а свое творе­ние, то, что могло получиться потом, в бу­дущем. А Обломов? Он вернулся к преж­ней жизни, к дивану и к халату. Ему больно потерять Ольгу. Но ведь и Обломов любит не живого человека, а придуманный им образ. Осознай он настоящую натуру Оль­ги, ему бы и в голову не пришло помес­тить ее в свой будущий воображаемый мир. Для Обломова идеальный брак - это нечто другое: «...а подле гордо-стыдли­вой покойной подруги спит беззаботный человек. Он засыпает с уверенностью, проснувшись, встретить тот же кроткий симпатичный взгляд. И через двадцать, тридцать лет...» Он, выросший в Обломовке и усвоивший с детства только одну философию: все должно находиться в со­стоянии покоя, никогда не поймет дея­тельную натуру Ольги.

Но любовь, какая бы она ни была, не проходит бесследно. Она разбудила в Обломове лучшие его качества. Теперь мы симпатизируем ему, видим в нем нечто большее, чем просто бездеятельного че­ловека. Любовь изменила и Ольгу. Пер­вым это заметил Штольц. «Как она созре­ла, боже мой! Как развилась эта девочка! Кто же был ее учителем? Где она брала уроки жизни? У барона? Там гладко, не почерпнешь ничего в его щегольских фра­зах! Не у Ильи же!..» Если разобраться, то и сам Штольц хочет спокойной долгой любви. Только, в отличие от Обломова, в любви Штольц, как и в жизни, не терпит ни малейшей неопределенности, недо­сказанности. Все должно быть разобрано и разложено по полочкам, чтобы противо­речия не накапливались и не угрожали жизни супругов в будущем. Штольц счаст­лив в браке. Он добился, чего хотел, и на­шел в Ольге то, что искал: способность думать, как он, быть наравне с ним. Они не находятся на разных полюсах, как Об­ломов и Ольга, они оба передовые люди: умные, откровенные, стремящиеся к зна­ниям. Но в душу Ольги закрадываются со­мнения, ей кажется, что чего-то в ее жиз­ни все же недостает, она мечтает о чем-то несбыточном. Быть может, идеал Ольги - это мужчина, который воплотил бы в себе душевные качества Обломова и деятель­ную натуру Штольца.

Обломов же находит свой идеал в Пшеницыной. Произошло это тихо и не­заметно. Лежа на диване, видя перед со­бой старательную Агафью Матвеевну, Обломов влюбляется в нее. Она отлич­ная хозяйка, добрая и верная жена. Но главное в том, что она создала для Ильи Ильича его Обломовку, к которой он стремился. Дом Пшеницыной и есть Обломовка. Обломов снова попал в ту среду, воспоминания о которой у него со­хранились с детства. С того самого мо­мента, когда Илья Ильич переступил порог дома Агафьи Матвеевны, он был обречен вернуться в Обломовку, вер­нуться к своей прежней жизни, умереть для окружающих и начать жить по своей мечте. Любовь Пшеницыной ничего не требует от Обломова, более того, хозяй­ка сама идет на жертвы во имя этой люб­ви. «...Она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя, а перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без трепета, без страсти, без смутных пред­чувствий, томлений, без игры и музыки нерв... Полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечи­мую лихорадку». Любовь Пшеницыной самоотверженна и преданна. Кажется, что вся ее жизнь прошла в ожидании че­ловека, которого можно бы было предан­но любить и окружать заботой. Она взяла на себя роль полновластной хозяйки и от­лично с ней справляется. Она готовит воскресные пироги, закладывает свои вещи, о чем совсем не догадывается Об­ломов, только бы барин ни в чем не нуж­дался. Такая любовь очень похожа на ма­теринскую любовь и заботу. Но, может быть, Обломову и нужна была такая жена, которая воплотила в себе качества жены и матери одновременно.

В романе есть еще одна линия любви. Она прослеживается в отношениях между слугой Обломова Захаром и Анисьей. Эти люди по-своему счастливы, они тоже на­шли в жизни свой идеал. Захар считает себя человеком умным и делает вид, что не прислушивается к женским советам, но потом поступает так, как говорит ему жена. Анисья все это видит, воспринима­ет как должное и счастлива.

Все эти состоявшиеся браки разные, но нельзя сказать, какой из них лучше, какой хуже. Важно то, что в них каждый из партнеров нашел то, чего искал. Сча­стлив Обломов, потому что жена от него ничего не требует, в то же время всеце­ло заботясь о нем. Счастлива и Агафья, потому что ее каждодневные хлопоты и вечное движение приобрели высший смысл. Штольц тоже нашел свой идеал женщины.

Тема любви вечна, и, пока на земле есть люди, есть и любовь.

Есть такой тип книг, где читатель увлекается повествованием не с первых страниц, а постепенно. Я думаю, что “Обломов” - именно такая книга. Читая первую часть романа, я невыразимо скучала и даже не предполагала, что эта леность Обломова приведет его к какому-нибудь возвышенному чувству. Постепенно скука стала уходить, и роман захватывал меня, я читала уже с интересом. Мне всегда нравились книги про любовь, но у Гончарова она получила неизвестную мне интерпретацию.

Мне казалось, что скука, однообразие, лень, которые олицетворялись в лице Ильи Ильича, не могли быть совместимы с этим горячим и страстным чувством. Мне кажется, что он и сам не подозревал, что способен любить. Илья Ильич спокойно существовал на свете, никому не мешал, но особенно никому и не был нужен. Конечно, приходили к нему и молчаливый Алексеев, и невыносимый ужасный Тарантьев. Однако они могли быть, могло их и не быть. Ничто не могло вывести его из сонной дремы.

Однако я ошибалась. Обломов любил и был любим. Его избранницей стала молодая и симпатичная Ольга Сергеевна Ильинская, с которой его познакомил единственный друг Обломова - его школьный товарищ Штольц. Необычное поведение Ильи Ильича и его отчужденность от общества заинтересовали Ольгу. Затем интерес перешел в необходимость постоянного общения, в нетерпеливое ожидание встреч. Так родилась любовь.

Девушка взялась за перевоспитание ленивого увальня Обломова. То, что он несколько опустился, обленился, не означало, что душа его огрубела и почерствела. Нет, это была чистая душа, душа ребенка, “голубиное сердце”, как говорила впоследствии Ольга. Она разбудила ее своим страстным великолепным пением. Она разбудила не только душу Обломова, но и любовь к себе. Илья Ильич влюбился. Влюбился, как мальчишка, в девушку намного младше себя. И ради нее он готов был сдвинуть горы.

Познакомившись с Обломовым поближе, Ольга поняла, что Штольц говорил о нем правильно. Илья Ильич - чистый и наивный человек. К тому же он влюблен в нее, а это приятно тешило самолюбие. Вскоре Ольга признается в любви. Они проводят вместе дни напролет. Обломов уже не лежит на диване, он повсюду ездит с Ольгиными поручениями, а потом спешит на свидание к любимой. Он забыл обо всех прежних горестях, он как бы в радостной лихорадке, даже появление Тарантьева, которого он побаивался, вызывает лишь досаду. Сонное существование переросло в жизнь, полную красоты, любви и радостных надежд, полную небывалого счастья. Но в этом мире не может быть постоянно хорошо. Что-то обязательно должно испортить праздник. Так портит и вредит любви то, что Обломов считает себя недостойным Ольгиных чувств. Он и она боятся мнения света, сплетен. И огонь любви постепенно угасает. Влюбленные встречаются все реже, и ничто уже не возвратит весны их любви. В их отношениях нет прежней поэзии. К тому же, я считаю, в любви оба должны быть равны, а Ольге слишком нравилась роль центра вселенной для Обломова. И настоящая любовь не должна бояться каких-то неприятностей, ей безразлично мнение общества. Связь оборвалась из-за пустяка, из-за невыполненного Ольгиного каприза. Тем не менее Ольга долго переживала разрыв с Обломовым. Но вскоре Штольц занимает место в сердце девушки. Штольц - светский человек, любовь к нему не постыдна, а вполне оправдана и принята светом. Через некоторое время Штольц и Ольга уже не могут существовать друг без друга. Андрей привыкает размышлять вслух при Ольге, ему приятно, что она рядом, что она его слушает. Ольга становится женой Штольца. Казалось бы, чего еще желать: прекрасный, деятельный, любящий муж, дом - все, о чем мечталось. Но Ольга грустит, ей хочется чего-то, но она не может выразить свое желание словами. Штольц объясняет это тем, что уже все в жизни познано, ничего нового уже не будет. Ольге обидно, что он ее не понял до конца. Но, вообще-то, Ольга счастлива со Штольцем. Итак, Ольга нашла свою любовь.

Хотя эта любовь и бескрылая, и слишком уж приземленная, но все же любовь. А что же Обломов? Первое время он очень переживал, сожалел о разрыве. Но постепенно свыкся с этой мыслью и даже полюбил другую женщину. Обломов полюбил Агафью Матвеевну Пшеницыну. Она не была так красива, как Ольга. Но простота, доброта ее сердца, забота о нем с успехом заменили красоту. Было в ней то, что восхищало Обломова - ее умелые руки с необычайно красивыми локтями. Вдова Пшеницына стала вдовой Ильи Ильича. Любовь между ними была тихая и спокойная, без особой страсти, какая бывает в молодости, без сумбурных ласк, без признаний в вечной любви. Это была любовь двух зрелых людей, умудренных жизненным опытом. Вскоре у Агафьи Матвеевны и Ильи Ильича родился мальчик, что еще больше упрочило их отношения. Обломов умер от очередного “удара”, но последние годы его жизни были согреты теплом их искренней любви.

Я не могу сказать, чья любовь мне ближе. Я предпочла бы любовь с таким же началом, как у Ольги и Обломова, с такой же общностью интересов, как у Ольги и Штольца, с таким же счастьем в старости, как у Агафьи Матвеевны и Обломова.