Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика


Фактический материал:

В.Г.Распутин «Уроки французского».
«Уроки французского» 1978 год режиссёр Евгений Ташков

Задача занятия: сформировать навык анализа художественного произведения, мотивов поведения главных героев в составе универсальных учебных действий:
1) личностного – нравственно-этического оценивания усваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;
2) познавательных – извлечение необходимой информации из предоставленного материала; построения логической цепи рассуждений; установления причинно-следственных связей;
3) коммуникативных – учёта позиции других людей, умения слушать и вступать в диалог, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Планируемые результаты:

Предметные : анализировать художественное произведение с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики, высказывать собственное отношение к произведению, героям, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вступать в диалог, создавать устные монологические высказывания.

Метапредметные: понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Технология: развитие критического мышления.

Форма урока: урок-размышление.

ХОД УРОКА

Литература, на мой взгляд, – это прежде всего воспитание чувств, и, прежде всего, доброты, чистоты, благородства.

В.Г.Распутин

Оргмомент

Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.
– Ребята, настоящая доброта…Какая она? (Ответы ребят: не ищет награды, бескорыстна)
– Ребята, сегодня мы обратимся к самому лучшему рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». У вас на партах рабочие тетради, в которых мы и будем работать. Наш урок называется «Уроки французского» – уроки жизни.
– Прочитаем эпиграф к уроку. Вы согласны со словами писателя? (Ответы ребят).
– Вам понравился рассказ?
– Обратим внимание на название рассказа. Почему уроки? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Напишите слова-ассоциации в рабочей тетради. (школа, учебный предмет, знания, воспитание).

I стадия: вызов

– Посмотрите внимательно на эпиграф и название нашего урока и подумайте, в чём нам предстоит разобраться? (Формулируем цель урока)

Кто? Кому? Зачем?

II стадия: осмысление

– Кого вы считаете главным героем рассказа? Может быть, их несколько?
– Зачитаем цитаты из рассказа, определим, к кому они относятся:

«Чтобы учиться дальше…мне пришлось снаряжаться в райцентр».
«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска…».
«Не было в тот день…человека несчастнее меня».
«Мне нужен был рубль…на хлеб».
«Я шёл туда как на пытку».
– Узнали героя из рассказа? О чём свидетельствуют данные цитаты?
(Дети называют черты характера героя)
– Какое время показано в рассказе? (1948 год)
– Это было послевоенное время. Что вы знаете о нём?
(Война принесла много горя, лишила детства ребят, разрушила города и сёла, голод).
– Переверните страничку вашей рабочей тетради, выберите из столбика те качества мальчика, которыми он обладает, и подчеркните их.

(Зачитываем качества героя).

– Кто играет немаловажную роль в судьбе мальчика?

Зачитаем описание Лидии Михайловны:

«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая в одежде, и в своей женской молодой поре… Глаза у неё косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят… Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными глазами, тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы. Но при всём этом не было видно в её лице жестокости…, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорящее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?»
– Подчеркните в данном отрывке выражения, которые характеризуют Лидию Михайловну.
– Какие черты характера учителя вы увидели? (Доброта, внешняя скромность, неприметность, аккуратная – заполняем таблицу).
– Это рассказ автобиографичен. Распутин посвятил его Анастасии Прокопьевне Копыловой. В 1973 году Распутин пишет один из своих лучших рассказов «Уроки французского». «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Всё это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».
В образе Лидии Михайловне автор выразил свой идеал учителя. Личность учителя лучше всего раскрывается в отношении его к ученикам.

Просмотр эпизода №1

Давайте посмотрим отрывок №1 из фильма по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского».
– Что вы заметили в образе Лидии Михайловны, какой она учитель?
– Вы увидели героя, каким его создал режиссёр? Вы таким его представляли?

Зачитаем отрывок:

«В первое время я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку… он был каким-то мелким и лёгким, так что в него приходилось вслушиваться…Её голос начинал на меня действовать усыпляющее..»
«Лидия Михайловна …интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от неё что-либо было трудно. Она имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас».
– Какие черты характера мы с вами увидели в образе Лидии Михайловны? Подчеркните в тексте самое главное, характеризующее учителя. (Забота о детях, материнское начало, внимательность).
– Как главный герой относился к учителю?
– Почему Лидия Михайловна выбрала для занятий французским именно главного героя? (Покормить ребёнка).
Выберите из столбика те качества, которыми обладает Лидия Михайловна, и подчеркните их.

(Ребята зачитывают качества Лидии Михайловны).

Приём ловушки

– А почему вы не подчеркнули интерес к азартным играм?
– Мы с вами все знаем, какой поступок совершает учитель, чтобы помочь ребёнку – решается на запрещённую игру. Азартные игры, на деньги учителя с учеником всегда считались безнравственным поступком.

Просмотр эпизода №2

Почему же Лидия Михайловна решается на запрещённую игру? У неё был выбор – не играть? (Учитель поставил цель – помочь ребёнку любыми средствами, чтобы мальчик смог купить себе молока и хлеба).
– Почему Лидия Михайловна не стала объяснять директору свой поступок?

Зачитаем концовку рассказа:

«И больше я её никогда не видел.
Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я её открыл, достав опять топор из-под лестницы, – аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обёртке я нашёл три красных яблока.
Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
– Как вы думаете, символом чего являются яблоки в данном рассказе? (Символ душевной щедрости. Мальчик узнал, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь).
– Герой рассказа, несмотря на свои одиннадцать лет, прочувствовал уроки жизни. Кто преподал уроки жизни, кому и зачем?
– Какие уроки жизни?

Ответы ребят:

1. Разлука с близкими и одиночество.
2. Голод.
3. Нечестная драка.
4. Трудности с французским языком.
5. Расставание с учительницей, которая стала другом.

– Какой же главный урок преподала Лидия Михайловна?
– Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»? (Доброты, бескорыстия, душевной щедрости, бескорыстия).
– Как одним словом можно назвать эти чувства? (Нравственность).

Нравственность – это правила поведения, качества, необходимые человеку в обществе.
«Уроки французского» – уроки жизни, мужества, доброты.
Доброта, любовь, сочувствие, милосердие, внимание – составляют духовные ценности человечества. Люди, которые обладают такими качествами, – это люди с духовной красотой.
Духовную красоту человек получает от других. Так герой рассказа запомнил то, что молодая учительница спасла его от голода и позора.

III стадия: рефлексия

Заполняем Дерево Души

На Дереве Души нужно выращивать только красивые плоды (заполняем дерево, те качества, которые необходимы человеку).

Продолжите предложения:

  • Я научился (научилась) …
  • Я задумался (задумалась) над…
  • Я открыл (открыла) для себя…
  • Чему я хочу научиться?

Домашнее задание

1. Нарисуйте обложку книги В.Г.Распутина «Уроки французского».
2. Напишите сообщение «Советую прочитать «Уроки французского».

1 - вариант

    Фольклор – это:

    Устное народное творчество

    Художественная литература

    Жанр литературы

    Жанр устного народного творчества.

    Поговорка - это

1. меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения

2. вид художественного произведения

3. сказания, передающие представления древних народов о мире.

3. Какой из этих размеров стиха является трехсложным:

1. хорей

2. амфибрахий

3. ямб

    Заткнуть за пояс:

    Это пословица

    Это поговорка

    Это афоризм

    Это крылатое выражение

    Ломоносов

    Жуковский

    Дмитриев

    Карамзин

    От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:

    От лица самого Тургенева

    От лица охотника

    От лица крестьян

    От лица помещиков.

    Главная идея «Записок охотника» Тургенева:

    Изображение жизни помещиков

    Изображение жизни крестьян

    Борьба против крепостного права

    Изображение жизни России Х1Хвека

    Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:

    Крестьянские дети

    Взрослые крепостные крестьяне

    Помещики

    Сколько мальчиков участвуют в повествовании рассказа «Бежин луг»:

    Кто из русских поэтов описал строительство железной дороги:

    Некрасов

    Фет

    Тютчев

    Пушкин

    Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

1-«Уроки французского»

2-«Кладовая солнца»

3-«Тринадцатый подвиг Геракла»

4-«Срезал»

12. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1. А.П.Чехов а. «Дубровский»

2.А.С.Пушкин б. «Толстый и тонкий»

3. В.М.Шукшин в. «Бежин луг»

4. И.С.Тургенев г. «Срезал»

    Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «......была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы......отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки....»

2) «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая.....до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание...»

3) «.....воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать

14. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1) Платов а) «Левша»

2) Ассоль б) «Конь с розовой гривой»

3) Санька в) «Дубровский»

4) Троекуров г) «Алые паруса»

    Какой художественный приём использует

С ней ШЕПЧЕТСЯ ветер, зеленые ветви лаская…

(М.Ю. Лермонтов)

16. Выберите определение, соответствующее понятию «Аллегория»:

1) построение художественного произведения;

2) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;

3) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты

    Сатира – это:

    Высмеивание пороков общества

    Высмеивание порок людских характеров

    Реалистическое отображение действительности

    Фантастическое изображение действительности.

    Пришвин

    Платонов

    Распутин

    Астафьев

    Сколько подвигов совершил Геракл:

Итоговый тест по литературе 6 класс. (по учебнику Коровиной).

    - вариант

1 . Пословица – это:

1. краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;

2. краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

3. выражение насмешки.

2. Назовите основные роды литературы:

1.- эпос, повесть, драма

2- эпос, лирика, драма

3- роман, поэма, комедия

    Назовите жанры фольклора:

    Колядки

    Лирическая поэма

    Роман

    Афоризмы

    Назовите имя русского баснописца:

1- И.И.Дмитриев

2- В.А.Жуковский

3- А.А.Блок

4- В.М.Шукшин

    «Дубровский» Пушкина – это:

    Это повесть

    Это рассказ

    Это роман

    Это новелла

    Определите жанр произведения Н.С. Лескова «Левша»:

1.сказка, 3. сказ,

2. притча, 4. рассказ.

7. Композиция - это:

    Выразительное средство языка

    Это структурный элемент драмы

    Это последовательность событий в произведении

    Это построение художественного построения.

    Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:

1-А.С.Пушкин

2-А.А.Фет

3-Ф.И.Тютчев

4-М.Ю.Лермонтов

    Левша родом из:

    Москвы

    Санкт-Петербурга

    Вологды

    Тулы

    Левша в произведении Лескова символизирует:

    Русский народ

    Крепостное крестьянство

    Русскую интеллигенция

    Русское дворянство.

    Произведение Грина «Алые паруса» относится:

    К романтическим произведениям

    К реалистическим произведениям

    К фантастическим произведениям

    К приключенческим произведениям

    Главные герои произведения Грина «Алые паруса»:

    Дубровский и Маша

    Сильвио и графиня Б..

    Грей и Ассоль

    Ромео и Джульетта

    Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1) П. Мериме а) « Железная дорога»

2) В.Г. Распутин б) «Уроки французского»

3) А.С. Пушкин в) «Барышня-крестьянка»

4) Н.А.Некрасов г) «Маттео Фальконе»

14. Какой художественный прием использует

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер НЕЖЕН и УПРУГ. (А.А.Ахматова)

15. Выберите определение, соответствующее понятию: « Антитеза»

1. выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

    противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.

    Изображение одного предмета путем сравнения его с другим

16. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1) Марья Кириловна а) «Дубровский»

2) Грэй б) «Кладовая солнца»

3) Настя и Митраша в) «Алые паруса»

4) Лидия Михайловна г) «Уроки французского»

    Чей это портрет: «Была как золотая курочка на высоких ножках. По лицу были крупные, как монетки, веснушки:

    Митраша

    Настя

    Ассоль

    Маша Троекурова

    Как звали учительницу из рассказа Распутина «Уроки французского»:

    Лидия Валентиновна

    Анастасия Прокопьевна

    Анастасия Ивановна

    Лидия Михайловна.

Критерии оценивания.

«5» - 17-19 б

«4» - 14-16 б

«3» - 10-13 б

«2» - меньше 10 б

Вариант – 1

    1б, 2а, 3г, 4в

    1. Настя (Пришвин «Кладовая солнца»), 2. Лидия Михайловна (учительница фр.языка Распутин «Уроки фр.языка»), 3. Владимир Дубровский (Пушкин «Дубровский»)

    1а, 2г, 3б, 4в

    Олицетворение

Вариант – 2

    1г, 2б, 3в, 4а

    Эпитет

    1а, 2в, 3б, 4г

Вариант 1

1) В.Г. Распутин2) А.С. Пушкин3) М.М. Пришвин4) А. П. Платонов
а) «Неизвестный цветок»б) «Уроки французского»в) «Дубровский»г) «Кладовая солнца»

    Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1) Лидия Михайловна

2) Митраша

3) Казачий атаман Платов

4) Троекуров

а) «Дубровский»

б) «Левша»

в) «Кладовая солнца»

г) «Уроки французского»

    Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «...воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания и молодой человек получал из дому более нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости. ..»

2) «Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

«Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».

3) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван...»

4. Вставьте пропущенные в стихотворении слова:

Последние лучи ….
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни … птицы,
Над рощей - красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди … тишины.

Около леса, как в мягкой постели ,

Выспаться можно - покой и простор......(Н.А. Некрасов)

    Какой художественный приём использует

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась ,

На мутном небе мгла носилась.....(А.С. Пушкин)

    Какой художественный приём использует

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни....(Н.А. Некрасов)

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи. (А. Блок)

6 класс. Итоговая контрольная работа по литературе.

Вариант 2

1) А.С. Пушкин

2) И.А. Крылов

3) Н.С. Лесков

4) В.П. Астафьев

а) «Ларчик»

б) «Дубровский»

в) «Конь с розовой гривой»

г) «Левша»

2. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1) Настя и Митраша

2) Казачий атаман Платов

4) Марья Кириловна

а) «Левша»

б) «Кладовая солнца»

в) «Конь с розовой гривой»

г) «Дубровский»

3. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «......была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы......отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки....»

2) «Она сидела передо мнойаккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание..»

3) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени...Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума »

4. Вставьте пропущенные в стихотворении слова:

Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной ….

Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей - красный диск …,
И замирает … жницы
Среди вечерней тишины.

5. Какой художественный приём использует

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит ... (Н.А. Некрасов)

6. Какой художественный приём использует

Несутся тучи, льют дождём,

И ветер воет, замирая ! (А. Блок)

7. Какой художественный приём использует

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишённых крова...(А. Блок)

    Какой вид рифмы используется в данном отрывке?

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы. (С. Есенин)

а) перекрёстная б) смежная в) опоясывающая

Ответы к контрольной работе по литературе для 6А класса.

Оценивание

От 1 до 8 - «2».

9 – 14 – «3»

15 – 19 - «4»





    « Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ был впервые опубликован в 1973г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестареющей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой».


  • "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение...

  • Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.

  • Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".






    Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.




    Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.



  • Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнила, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами….Но, поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает…

  • Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.



  • человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
  • эти влечения преимущественно бессознательны;
  • попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
  • помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
  • конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее;
  • освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (творчество).

«…Стоя друг против друга на коленях, мы заспорили о счете. Перед тем тоже, кажется, о чем-то спорили

Пойми ты, голова садовая, - наползая на меня и размахивая руками, доказывала Лидия Михайловна, - зачем мне тебя обманывать? Я веду счет, а не ты, я лучше знаю. Я трижды подряд проиграла, а перед тем была «чика».

- «Чика» не считово.

Почему это не считово?

Мы кричали, перебивая друг друга, когда до нас донесся удивленный, если не сказать, пораженный, но твердый, звенящий голос:

Лидия Михайловна!

Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич.

Лидия Михайловна, что с вами? Что здесь происходит?

Лидия Михайловна медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная, и, пригладив волосы, сказала:

Я, Василий Андреевич, надеялась, что вы постучите, прежде чем входить сюда.

Я стучал. Мне никто не ответил. Что здесь происходит? - объясните, пожалуйста. Я имею право знать как директор.

Играем в «пристенок», - спокойно ответила Лидия Михайловна.

Вы играете на деньги с этим?.. - Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. - Играете с учеником?! Я правильно вас понял?

Правильно.

Ну, знаете…

Директор задыхался, ему не хватало воздуха. - Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…»

Директор абсолютно прав, ибо ещё чуть-чуть и Лидия Михайловна превратила бы 11-летнего ученика Валю в юного любовника.

«Лидии Михайловне, — пишет Распутин, — тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того… Теперь я думаю, что она к тому времени успела побывать замужем; по голосу, по походке - мягкой, но уверенной, свободной, по всему ее поведению в ней чувствовались смелость и опытность… я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?.. А, кроме того, я всегда придерживался мнения, что девушки, изучающие французский или испанский язык, становятся женщинами раньше своих сверстниц, которые занимаются, скажем, русским или немецким».

«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне. Не смея поднять глаза на нее, я не посмел и обмануть ее. Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?..»

«Лидия Михайловна вдруг решила, что времени в школе у нас до второй смены остается в обрез, и сказала, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру. Жила она рядом со школой, в учительских домах. На другой, большей половине дома Лидии Михайловны жил сам директор. Я шел туда как на пытку. И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка, в этой чистенькой, аккуратной квартире учительницы я в первое время буквально каменел и боялся дышать. Мне надо было говорить, чтобы я раздевался, проходил в комнату, садился - меня приходилось передвигать, словно вещь, и чуть ли не силой добывать из меня слова. Моим успехам во французском это никак не способствовало. Но, странное дело, мы и занимались здесь меньше, чем в школе, где нам будто бы мешала вторая смена. Больше того, Лидия Михайловна, хлопоча что-нибудь по квартире, расспрашивала меня или рассказывала о себе… Лидия Михайловна в простом домашнем платье, в мягких войлочных туфлях ходила по комнате, заставляя меня вздрагивать и замирать, когда она приближалась ко мне. Я никак не мог поверить, что сижу у нее в доме, все здесь было для меня слишком неожиданным и необыкновенным, даже воздух, пропитанный легкими и незнакомыми запахами иной, чем я знал, жизни. Невольно создавалось ощущение, словно я подглядываю эту жизнь со стороны, и от стыда и неловкости за себя я еще глубже запахивался в свой кургузый пиджачишко…»

«- Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому. - Она встряхнулась и сразу повеселела. - А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись…»

«Играла она шумно: вскрикивала, хлопала в ладоши, поддразнивала меня - одним словом, вела себя как обыкновенная девчонка, а не учительница, мне даже хотелось порой прикрикнуть…»

Нереализованный материнский инстинкт вкупе с сексуальной неудовлетворённостью побуждают молодую преподавательницу «французского» обратить внимание женского сердца на совсем ещё юного мальчика, который, впрочем, несмотря на вынужденное голодание, наотрез отказывается от пищи из её рук, проявляя тем самым сильный мужской характер. «Стыдно сейчас вспомнить, — признаётся Распутин, — как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет! (попытки осознания влечения приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов — З.Ф. ) Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить. Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле…».

Частные уроки французского языка на дому как повод для азартных игр со школьником с целью его финансовой подпитки как потенциального любовника. «И тут я неожиданно заметил, что Лидия Михайловна и не старается вовсе у меня выигрывать. При замерах ее пальцы горбились, не выстилаясь во всю длину, - там, где она якобы не могла дотянуться до монеты, я дотягивался без всякой натуги… Когда на следующий день я увидел, что Лидия Михайловна, чтобы коснуться монеты, исподтишка подталкивает ее к пальцу, я обомлел. Взглядывая на меня и почему-то не замечая, что я прекрасно вижу ее чистой воды мошенничество, она как ни в чем не бывало продолжала двигать монету… В этот день мы занимались французским минут пятнадцать-двадцать, а затем и того меньше. У нас появился другой интерес. Лидия Михайловна заставляла меня прочесть отрывок, делала замечания, по замечаниям выслушивала еще раз, и мы, не мешкая, переходили к игре. После двух небольших проигрышей я стал выигрывать. Я быстро приловчился к «замеряшкам», разобрался во всех секретах, знал, как и куда бить, что делать в роли разыгрывающего, чтобы не подставить свою монету под замер…И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко - теперь уже в мороженых кружках. Я осторожно срезал с кружка наплыв сливок, совал рассыпающиеся ледяные ломтики в рот и, ощущая во всем теле их сытую сладость, закрывал от удовольствия глаза. Затем переворачивал кружок вверх дном, и долбил ножом сладковатый молочный отстой. Остаткам позволял растаять и выпивал их, заедая куском черного хлеба. Ничего, жить можно было, а в скором будущем, как залечим раны войны, для всех обещали счастливое время…»

Валентин Распутин в своих произведениях всегда оставлял читателю пространство для фантазии и право додумывать.

Попытку освобождения от влияния бессознательного материала через творчество этим рассказом он сделал в 1973 году, в возрасте 36 лет. Однако, конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным, отягощённые смертью жены и дочери, в итоге, привели писателя к депрессии и страху. В последние годы он вёл замкнутый образ жизни.

Получая Государственную премию в Кремле в 2013 году, Валентин Григорьевич заикался…

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? – спрашивает он в самом начале «Уроков французского». — И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».

Вчера одна знакомая, моя ровесница, похвасталась украдкой, что живёт с молодым человеком, который младше её на четырнадцать лет. «Он у меня такой зая, я — в тренде!», — сказала она, пребывая, кажется, в полнейшем экстазе. А мне почему-то подумалось: «Одиннадцать плюс четырнадцать равно двадцать пять — Лидия Михайловна».

Уроки французского…

Сергей СУРАЗАКОВ