Медитация Випассана. Описание техник


В Европе, России и странах СНГ в последнее время открылось много центров, посвященных обучению и изучению методике випассаны. Все неизвестное и новое вполне ожидаемо вызывает у нас опасения: а не является ли это модное учение, сулящее открытие третьего глаза, какой-то авторитарной организацией, нацеленной исключительно на вытягивание денег у своих клиентов? Хотим вас заверить: випассана в ее первозданном значении и существовании – это древняя духовная практика, которая, помогая погрузиться в особое медитативное состояние, направленное на познание своего «Я», способствует достижению просветления.

Випассана: история возникновения методики

Випасана (випашьяна) переводится с санскрита как «видение как есть», «медитация прозрения». Випассаной называют и методику развития личности при помощи буддийской медитации, и отдельные направления этой медитации. Это одна из самых древних техник медитации. Считается, что эта духовная практика зародилась в Индии, а около 2500 лет назад была изучена Буддой Гаутамой, который обучил этой медитации своих учеников.

Согласно учению Будды, это учение является Искусством жизни, путем к обретению гармонии и здоровью. По сути, эта практика направлена на очищение ума и приобретения высшего счастья – свободы сознания. И именно через освобождения ума происходит не просто лечение, а полное исцеление всех болезней, как душевных, так и физических. Изначально Будда и его ученики употребляли словосочетание «випассана-бхавана». Человек, практикующий эту методику, постепенно должен принять непостоянство, неудовлетворенность и безличность опыта. Постепенно это принятие должно устранить предпосылки психологического и физического страдания, связанного с опытом жизни. Эта методика спокойствия со временем приобретала новые направления и подходы. На тибетский «випашьяна» перевели как «божественное видение» – «лха-тонг». Существует несколько направлений випассаны в тибетском буддизме, но в основном они все занимаются распознаванием пустотности мира и ума. Основные изменения в методику были внесены буддийскими монахами в XIX веке. А сегодня випассаной называют практику, которую преподавали Махаси Саядо и Сатья Гоенка.

Виды практики випассаны

Випасана по Сатье Гоенке

В России и странах СНГ особой популярностью пользуется десятидневная методика по Гоенке. Эти курсы випассаны направлены на:

  • обучение практике нравственности,
  • наблюдение за дыханием в районе верхней губы и ноздрей,
  • беспристрастное наблюдение за своим телом и его ощущениями,
  • развитие и раскрытие доброжелательности.

Курсы по Гоенке включают ежедневную 10-часовую медитацию и вечерние лекции, на которых учитель объясняет нюансы практики и отвечает на вопросы. Цель этих курсов –освобождение санскары, развитие щедрости, энергичности, честности, уравновешенности, доброты, самоотречения, нравственности. Освобождение памяти подразумевает уничтожение неверных, острых реакций на события, вызванных предыдущим опытом. Обучение не ограничивается 10 днями. Все желающие могут пройти дополнительный трехдневный курс или получить доступ к более длительному обучению, которое может длиться до 60 дней.

Випассана по Махаси Саядо

В Таиланде и Шри-Ланке чаще встречается методика по Саядо. Особенностью этой практики является то, что медиативное состояние достигается не только в положении сидя, но и при ходьбе. Практика проходит практически круглые сутки, но не приносит особого физического утомления и напряжения за счет чередования неподвижности и движения. Практик работает с осознанием, ведя круглосуточное наблюдение за своими ощущениями и реакциями. Этот курс подразумевает достаточно строгий подход. Человек, погруженный в медитативное состояние, должен испытать шестнадцать осознаний «випассана-няна», касающихся его самого и внешнего мира.

Випассана зародилась в Индии, а затем была изучена Буддой Гаутамой,
который обучил этой медитации своих учеников

Особенности и практика випассаны

Эта медитация помогает трансформироваться личности путем самонаблюдения. Основная идея этой практики – глубокая связь ума и тела, согласно которой все душевные страдания приводят к физическому недомоганию и боли. Во время этой медитации необходимо полное сосредоточение на физических ощущениях (то есть жизни тела) и состоянии ума. Это исследование себя помогает добраться до общих истоков тела и ума, а значит, убрать ментальные загрязнения и обрести уравновешенность, любовь и сострадание. Это путешествие в себя помогает увидеть скрытые процессы: как и почему происходит деградация или развитие личности, механизм увеличения страдания. Человек, который познал эти тонкие механизмы, может избавиться даже от неосознанных заблуждений, находит покой. При этом очень проста, ее может освоить даже ребенок. Дети даже легче выполняют эту практику, так как их сознание меньше загрязнено негативным опытом и суетными мыслями. Существует несколько способов освоить випассану самостоятельно.

Способы освоения випассаны самостоятельно

1. Осознание движения и мыслей

Этот способ подразумевает обучение осознанию собственных действий. Любое движение должно быть осознано вами. Вы должны четко понимать, что ваша рука двигается по вашей воле, вы идете по улице согласно собственному решению. Может показаться, что этот способ несколько наивен. Напротив, часто ли вы задумывались, почему вы откинули с лица прядь волос или поправили воротник рубашки? Эти все действия обычно производятся машинально, но именно от механики действия нужно уйти.

Отныне каждое ваше действие вы должны осознавать, четко зная, что руки или ноги двигаются только по вашей воле, без автоматизма. Эта практика направлена на отказ от бессознательных действий. Следите за собой, когда пережевываете пищу, принимаете ванну, поправляете одежду. Освоив наблюдение и осознание тела, переходите к осознанию своего ума. Наблюдайте за каждой своей мыслью, чувством. Не надо расценивать эмоции и мысли, не надо вовлекаться. Просто наблюдайте за своим разумом. Постепенно вы пройдете три шага: осознание тела, осознание ума, осознание настроения. Выйдя из медитативного состояния, вы будете лучше понимать механизм своей психологии и организма.

2. Осознание дыхания

В этом варианте ваше наблюдение будет вестись за животом. Ведь при дыхании живот опускается и поднимается, и именно на животе расположен пупок – жизненный источник, через который ребенок соединен с матерью. Движение живота напрямую связано с жизненной силой, на вдохе сила прибавляются, а на выдохе опускается вместе с животом. Когда вы полностью осознаете движение живота, эмоции утихнут, а ум замолчит. Этот способ легче дается женщинам, особенно рожавшим. Ведь все женщины внимательно следят за своим животом: во время месячных, во время беременности, оценивая свою красоту и подтянутость силуэта.

3. Наблюдение за верхней губой и ноздрями

Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда воздух входит в ваше тело, а затем выходит. На вдохе ноздри ощущают приятную прохладу, а на выдохе верхняя губа согревается. Этот способ легче дается мужчинам, им проще сконцентрироваться на дыхании, чем на животе. Проблема в том, что большинство мужчин плохо осознают свой живот и дышат, поднимая грудную клетку. Этот способ дыхания пришел из Европы, где стандартов красоты является широкая мужская грудь. А вот Японии люди от природы не развиты в плечах и не видят ничего страшного в выпирающем животе. Поэтому японским мужчинам одинаково легко дается второй и третий варианты випассаны. Эту культурную разницу можно проследить даже в изображении Будды: у индийского божества атлетические формы и плоский живот, а японская статуэтка отличается большим животом и узкой грудью. Поэтому европейским мужчинам проще дается именно осознание ноздрей.

Випассана помогает снять страдания и обрести собственное «Я»

Это три основных способа достичь особенного медитативного состояния випассаны. В принципе, их можно практиковать по отдельности, но лучше совмещать все три варианта, тогда эффективность духовной практики возрастет. Но помните, что эта методика требует концентрации, но не чрезмерных усилий. Для начала лучше освоить один способ, потом второй и, наконец, практиковать все три варианта одновременно.

Виды положений освоения випассаны

Випассана сидя

Вы можете осваивать технику сидя. Для этого примите удобную позу, в которой вы сможете просидеть 40 минут без ощущения дискомфорта. Но помните, что спины и головы должны быть прямыми. Закройте глаза и дышите спокойно в удобном для вас ритме. Постарайтесь избежать любых движений. Наблюдайте, движения живота в точке чуть выше пупка. Помните, что випассана, медитация этой методики предполагает не концентрацию, а наблюдение. Если какая-то мысль или предмет отвлекают вас, уделите этому должное внимание, а затем вернитесь к медитации.

Випассана при ходьбе

Это отдельное направление випассаны, цель которой – осознание ног, которые касаются земли. Ходить можно в парке или дома. Выберите приятный вам участок и начинайте практику. Ходить можно по кругу или по прямой, делая 15 шагов вперед и назад. Опустите глаза и смотрите на землю, которая впереди ваших нош. Наблюдайте, как ваши ноги поочередно касаются земли, как двигается ступня, наблюдайте за ощущением в ногах: как сгибается колено, как подошва попирает землю, как ступня поднимается в воздух. Если вас что-то отвлекает – устраните помеху и снова наблюдайте за ногами. Спустя какое-то время духовной практики вы достигните полной свободы, ощущения «я» растворится, ум умолкнет, а эмоции уйдут. Это и есть просветление. И ваша личность трансформируется, вместе с эго уйдут страхи, обиды, боль, алчность и другие пороки, но доброта и сострадания расцветут в вашей душе в полную силу.

Что это такое – випассана? К данному вопросу со временем приходит каждый, кому довелось осваивать медитативные практики с целью развития личности, познания своего «Я». Избавившись от всего лишнего, что таится в сознании и подсознании, человек достигает внутренней гармонии, избавляется от телесных и душевных болезней.

Являясь методом освобождения ума от ненужных эмоций, переживаний и терзаний, практика випассаны помогает достичь просветления, к которому стремятся в . Прийти к этому состоянию можно самостоятельно, используя многовековой опыт тех, кто испытал на себе силу «медитативного прозрения» – випассаны.

Випассана – особенности практики и ее виды

Випассана – это древнейшая духовная практика, признанная в буддизме как методика развития личности . С санскрита слово «випассана» (випашьяна) переводится как «медитация прозрения» и «видение как есть». Именно в этом переводе кроется основное значение и понимание сути методики.

Нацеленная на очищение ума от всего лишнего, мешающего познанию себя, практика заключается в погружении в особое медитативное состояние . С ее помощью человек учится познавать свое «Я», отбрасывать все лишнее, что мешает ощутить внутреннюю гармонию. Осваивая практику випассаны, человек становится ближе к просветлению.

Считается, что зародилась випассана в – там, где духовному всегда отводилась первоочередная роль . Якобы 2500 лет назад сам Будда Гаутама освоил эту практику и обучил ей своих учеников. Шакьямуни признал випассану путем обретения гармонии и здоровья, называя ее «искусством жизни». Она помогает исцелить многие телесные и душевные болезни, ставшие результатом физических и психологических страданий, возникающих в результате получения жизненного опыта.

Главная цель випассаны – обрести свободу сознания, которая является наивысшим счастьем. Достичь этого можно только с помощью постепенного принятия неудовлетворенности, непостоянства и безличности опыта.

Существуют разные направления випассаны в тибетском буддизме. Но, главные преобразования были осуществлены в XIX веке . Сегодня эта медитативная практика в основном ассоциируется с учениями Сатья Гоенка и Махаси Саядо.

Випассана по Сатье Гоенке – это десятидневная методика, направленная на :

  • Отрешенное наблюдение за собственным телом, его ощущениями.
  • Постижение практики нравственности.
  • Наблюдение за дыханием в районе ноздрей и верхней губы.
  • Развитие доброжелательности.

Данная методика – это курсы, включающие ежедневные медитации, продолжающиеся 10 часов, и вечерние лекции, на которых раскрываются все важные моменты випассаны и даются ответы на возникающие вопросы. Результатом этих курсов должно стать постепенное освобождение самскары (бессознательных впечатлений), раскрытие энергичности и доброты, развитие щедрости и честности, побуждения нравственности и самоотречения . Благодаря тому, что освобождается память от острых эмоциональных реакций, человек получает такой результат. Все, кто желает не ограничиваться десятидневными курсами, могут пройти дополнительные курсы, которые могут длиться 3 или даже 60 дней.

Випассана по Сатье Гоенке особенно распространена в странах СНГ, в том числе, России.

Випассана, интерпретированная Махаси Саядо, получила наибольшее распространение на острове Шри-Ланка и в Таиланде. Главная особенность практики – проведение медитации не только в положении сидя, но и в процессе ходьбы.

Несмотря на то, что випассана выполняется почти круглые сутки, особого утомления человек не испытывает. Это благодаря тому, что происходит чередование статичности (неподвижного положения) и динамичности (движения). Во время медитации необходимо испытать «випассана-няна» (шестнадцать осознаний). Только так можно считать, что должный результат был достигнут.

Как постичь випассану самостоятельно – способы освоения

Человек – существо эмоциональное, а потому у него накапливаются эмоции и переживания. Со временем они могут привести к болезням, от которых можно излечиться только путем избавления от негативных эмоций. Випассана помогает разобраться со «старыми» переживаниями и прекратить накапливаться новым. Как это сделать?

  • Во-первых, нужно избавиться от внешних раздражителей.
  • Во-вторых, следует успокоить свой ум.
  • В-третьих, необходимо научиться созерцанию своих эмоций и ощущений, но не реагировать на них.
  • В-четвертых, нужно дать возможность осознать все, что когда-то волновало и способствовало возникновению переживаний.

Медитация випассана дает понять, насколько тесна связь ума и тела . Во время выполнения практики необходимо сосредоточиться на состоянии ума и физических ощущениях. Для этого могут использоваться три действенных способа, позволяющие освоить випассану самостоятельно. Их мы рассмотрим ниже. Начинать выполнять их лучше по очереди и практиковать отдельно друг от друга. Когда придет осознание, делать их желательно все вместе.

Осознание движения и мыслей

Благодаря освоению этой техники можно научиться полностью осознавать собственные действия . Абсолютно любое движение должно быть осознанным. От чувства механического выполнения нужно полностью избавиться. Нужно понимать, что рука либо нога подчиняется вам, двигается по вашей воле. Может, этот способ покажется несколько наивным, но, на самом деле, он очень действенный.

Практикуя данную технику, вы отказываетесь от бессознательных действий. Вам необходимо следить за тем, как вы поправляете одежду, раскладываете вещи, убираетесь в жилище. Только после того, как у вас получилось осознать свое тело, у вас получится осознать и свой разум . Нужно избавиться от необходимости оценивания мыслей и эмоций. За ними необходимо просто наблюдать. Третьим шагом после осознания тела и разума станет осознание своего настроения.

После выхода из состояния медитации придет понимание своего тела и психологии.

Наблюдение за верхней губой и ноздрями

Эта техника направлена на то, чтобы вы наблюдали за своими ощущениями, когда воздух наполняет вас при вдохе и плавно покидает тело при выдохе. Вы осознаете, что на вдохе в области ноздрей ощущается прохлада, а на выдохе чувствуется тепло на верхней губе.

Такой способ гораздо быстрее и легче осваивается мужчинами ввиду того, что наблюдать за движениями живота для них сложнее.

Осознание дыхания

Движения живота означают движение жизненной силы . Наблюдение в данном случае ведется именно за животом, так как на нем расположен пупок, являющийся источником жизненной энергии. Ведь неспроста через него матерь соединена со своим дитем, которого она вынашивает под сердцем.

Постепенно, наблюдая за движениями своего живота, вы ощущаете, как мысли и эмоции утихают, не мешают вам чувствовать свое «Я».

Положения тела, используемые для освоения випассаны

Техника выполнения випассаны может быть представлена в двух вариантах – сидя и при ходьбе.

Для проведения медитации в положении сидя нужно принять позу, которая будет максимально удобной для того, чтобы в ней можно было просидеть 40 минут без смены положения тела. Спина и голова при этом должны быть прямыми, а глаза – закрытыми. Наблюдайте за движением живота в районе чуть выше пупка.

Випассана при ходьбе – это осознание ног, касающихся земли . Ходить можно как по прямой, так и по кругу. Делайте 15 шагов вперед и назад. При этом держите глаза опущенными вниз и наблюдайте за землей, которая находится перед вашими ногами.

Нужно наблюдать за каждым ощущением : как ступня поднимается в воздух и упирается в землю, как сгибается колено и пр. В том случае, если возникнет какая-то преграда, устраните ее и продолжайте свое наблюдение. Постепенно уйдут переживания, смолкнет ум. Все негативные эмоции (страхи, боль, зависть, обиды) покинут вас, а милосердие, доброта и сопереживание займут в вашей душе главное место .

Випассана – это та медитативная практика, которую с легкостью можно освоить самостоятельно . Детям она и вовсе поддается гораздо быстрее, так как их разум меньше заполнен лишними мыслями, переживаниями и негативным опытом.

Вот мы и узнали многое о технике випассана. Используя метод наблюдения за собой, человек постепенно придет к осознанию и просветлению.

Благодаря одному хорошему человеку пару лет назад я услышал про курс медитации Випассана (Vipassana). С тех пор медленно но уверенно приближался тот день, когда я таки подал заявку на участие в этом курсе. Процедура надо сказать не такая уж и доступная, спрос на курс с каждым годом растет и места разбирают в считаные часы, если не минуты. Но ничего, проснулся в 6:30, начало регистрации в 7:00. В 7:01 честно заполнена анкета и дело в шляпе, подтверждение получено. Спустя пару месяцев настал день “Ч” и я отправился на Випассану.

Что такое Випассана и как это работает?

Чтобы не пересказывать уже существующее официальное описание, приведу его 1:1 с официального сайта Випассаны:

Випассана, что означает «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле», - одна из древнейших техник медитации, зародившихся в Индии. Она была заново открыта Готамой Буддой более 2500 лет назад и преподавалась им как универсальное средство от всех несчастий - как Искусство жить. Эта несектантская техника имеет целью полное искоренение загрязнений ума и, как результат, высшее счастье - полное освобождение.

Випассана - это способ трансформации личности через самонаблюдение. Она фокусируется на глубокой взаимосвязи ума и тела, переживаемой на личном опыте путем сосредоточения внимания на физических ощущениях, из которых состоит жизнь тела, постоянно взаимодействующих с умом и обуславливающих его состояние. Именно это основанное на наблюдении самоисследование, путешествие к общим истокам ума и тела, устраняет ментальные загрязнения. Результат - уравновешенный ум, полный любви и сострадания.

Человеку становятся понятными научные законы, управляющие его мыслями, чувствами, суждениями и ощущениями. Благодаря непосредственному опыту приходит понимание природы развития и деградации человека, механизмов умножения страданий и освобождения от них. Человек становится более осознанным, избавляется от заблуждений, обретает покой и умение владеть собой.

Сразу отмечу, что меня, человека в определенной степени притязательного, приятно порадовала последовательность и логичность подачи курса. Каждый теоретический этап сразу же подкрепляется практикой и примерами. Что называется пофилософствовали о вечном - а теперь давайте поработаем. Грамотно.

Никаких богов, никакой религии, статуэток, поклонений или молитв. Интерьеры очень аскетичные, аккуратные, никаких излишеств.

В течении 10 дней вы полностью отключаетесь от внешнего мира. Все мобильные телефоны и другие отвлекающие гаджеты придется сдать. Десять дней нельзя ни с кем разговаривать, ничего писать или рисовать, никакой коммуникации. Исключение - вопросы менеджеру или ассистенту учителя. Необходимо строгое и волевое соблюдение всех правил. Первые дня два такие изменения переносятся довольно причудливо. Но потом привыкаешь, а на десятый день не очень-то и хочется возвращаться во всю эту городскую суету. Но именно для этого 10-й день и сделан адаптационным, когда за территорию центра выходить еще нельзя, но общаться уже можно.

Суть же самой практики основана на остро сфокусированном наблюдении за своим телом и ощущениями, которые то появляются то исчезают, тем самым иллюстрируя один из базовых законов природы - все меняется, ничто не вечно, все приходит и уходит. И хорошее и плохое. Всегда.
Осознав этот феномен мы перестаем испытывать одержимость к любому объекту, событию, процессам и даже привычкам. Одержимость любую, и со знаком плюс и со знаком минус. Любая одержимость в конечном итоге приводит к страданиям. Но любовь, сострадание, симпатию и страсть при этом никто не отменял, и это очень важный момент.
Если мы что-то или кого-то теряем, перестаем чем-то обладать, что-то не получается - это грустно, это вызывает негативные эмоции. Мы расстраиваемся, плачем, портиться настроение - это нормально и естественно, надо просто это принять, что так бывает, но мы не должны позволять этим событиям одолевать нами длительное время и оседать на глубинном уровне подсознания. Ровно тоже самое и с позитивными ситуациями. Свалилось на голову наследство в миллион? Это приятно, но эмоции надо обуздать, они не должны вскружить голову и породить глубокое переживание и привязанность к этому успеху (Санкхара). Успех и радость, как и горе - не вечны. Вспоминаем “зебру”: то черное, то белое - ну и что? Улыбаемся и машем:) Так вот через практику медитации Випассана мы на реальном опыте работы со своим телом перестраиваем наш ум так, что он не просто на поверхностном и теоретическом уровне начинает понимать что “и это пройдет”, а на глубинном уровне начинает автоматически сглаживать все пиковые эмоции и становиться более нейтральным и уравновешенным. И это круто.

Возвращаясь к наблюдению за ощущениями на своем теле. В повседневной жизни мы этого просто не замечаем и не можем замечать. От силы почувствуем что-то, если посадим синяк, если укусит комар и зачешется, появится зубная боль или начнет выпрыгивать из клетки сердце - это максимум на что мы способны. Наш ум очень грубый и поверхностный. На протяжении этого курса шаг за шагом я стал замечать все больше и больше тонких ощущений на теле. Это невероятно! Каждая часть тела, каждый участок кожи - везде и почти всегда что-то происходит. Тело постоянно живет, дышит и меняется. Конечно это не новость. Но пережить этот опыт не на словах а на деле - это совсем разные вещи с разным “выхлопом”. И даже тут я замечал как появляются привязанности к тем или иным хорошим ощущениям, в принципе, к их присутствию или их отсутствию. Фокус в том, что отсутствие ощущений в тот или иной момент на том или ином участке - это тоже нормально, не надо сидеть и пыхтеть в надежде что-то из себя выдавить. Подождал пару минут, понаблюдал, если сейчас ничего нет - значит нет. И с этим тоже надо работать.

Зачем люди проходят курс Випассана?

По сути это гигиена и очистка ума на нескольких уровнях. Как почистить зубы или постирать грязную одежду. Раз в какое-то время просто необходимо делать генеральную уборку в этом чулане, но поддерживать чистоту конечно надо постоянно, в идеале каждый день уделяя этому хотя бы какое-то время. Благо ни тренажерных залов ни дорогих абонементов для этого не надо. Медитировать можно фактически где угодно, сидя, лежа, стоя, даже на ходу.
Наведя порядок на всех уровнях нашего ума, работа мозга становится более эффективной, существенно повышаются шансы избавиться и от многих заболеваний, имеющих психосоматическую природу и не только. И тому тоже уже есть множество научных подтверждений.

Какие были замечены минусы в течении курса Випассана?

Ну, прям так больших минусов или разоблачений я как не старался но пока найти не сумел. Возможно со временем что-то всплывет. Но есть определенные вещи, которые мне показались странноватыми, во всяком случае здесь, в западном мире с западными традициями они выглядят чуть непривычно.

Одна из странностей - это так называемый “chanting”. Небольшие аудио записи с своеобразным пением на языке пали учителем Гоенкой. Не смотря на то, что смысл этих текстов весьма трезвый, добродушный и логичый, в любом случае эта традиция мне осталась не до конца ясна. Тем более что язык пали в западной цивилизации никто не понимает. Возможно это помогает сконцентрироваться? Благотворные вибрации? - Не знаю. Меня это скорее отвлекало. Но спишем это на древность учения и его зарождение в Индии, с соответствующими традициями.

В медитационном холле, согласно висящей инструкции, нельзя вытягивать ноги в сторону учителя. Не вяжется вообще никак и ни с чем, о чем они говорят и чему учат. В общем я это правило нарушал постоянно, не со зла конечно и не в пику, сохраняя уважение и почтение и учителю и его ассистенту. Просто нужно было размять колени и ноги, не тревожа своих соседей, никакого криминала.

Ассистент учителя сидит на небольшом возвышении. Во время интервью или вопросов, в непосредственной близости, чувствуешь себя не очень уютно. С другой стороны конечно такое положение оправданно в большом холле при работе с большим количеством людей, чтобы всем было видно “ведущего” и ему было видно всех.

Каких знаний мне не хватило на первом 10-ти дневном курсе Випассаны?

* * *
Необходимо заранее немного проработать растяжку ног, для более качественных ощущений в процессе медитации. Это необходимо молодым людям в более менее нормальной физической форме, они в основном сидят на полу на специальных подушках. Тем кто постарше или у кого проблемы со спиной или ногами, корячиться и мучаться совершенно нет смысла. Надо просто попросить стул или поддержку для спины, всем этим обычно центры оснащены. В общем просто попробуйте посидеть хотя бы 30 минут с ровной спиной не двигаясь на стуле или на полу, со скрещенными ногами, на коленях или на корточках - как угодно. Вы все сразу поймете сами, где и что следует подтянуть.

Идея техники совсем не в том, чтобы сесть в позу лотоса и левитировать. Сидеть вы можете как вам удобно. В любом случае, сидя сконцентрировано и на одном и том же месте вы рано или поздно почувствуете дискомфорт в том или ином месте, в той или иной мышце - это часть техники, этот дискомфорт или болевые ощущения необходимы и они вполне преодолимы, ничего страшного. Но порой попотеть придется.

UPD. обсудив этот вопрос с опытным бойцом, все же поправлюсь. Готовиться как-то особенно смысла все же нет. Надо переживать те ощущения, те индивидуальные чувства, которые у вас возникают. Растянуты вы или нет - не имеет никакого значения. Это все часть опыта, ценного опыта. Как только вы начнете пытаться создать “идеальные” условия - вы начнете препятствовать естественному ходу событий, “свободному потоку”.

* * *
На курсе часто используется термин Санкхара. Но что это такое (в деталях) понять было не просто. Формулировки были на мой вкус не достаточно точными и однозначными. В конце курса в результате дискуссии с коллегами по цеху мы вывели суть этого термина.
Санхкара - ментальный след, формирование, после пиковых переживаний и реакций, хороших или плохих. Он может остаться и осесть в нашем подсознании на долгие годы, что служит причиной появления самых разных комплексов, одержимостей, болезней, внутренней напряженности, и страданий.
Иллюстрирующий пример из курса: вы проводите рукой по воде - остается след но он пропадает быстро; по песку - след остается чуть дольше, но скоро его разметет ветер; если выцарапать линию ножом по дереву или камню - след останется на долгие долгие годы.
Практикуя медитацию, мы на глубинном уровне перестаиваем наш ум так, чтобы он реагировал на пиковые и эмоциональные нагрузки сдержанно и не так эмоционально и глубоко. Наблюдая (но не привязываясь) свои эмоции и ощущения на теле, мы не даем им слишком много воли и силы над нами же. Таким образом новые рубцы (Санкхары) не появляются, а старые рубцы постепенно выветриваются снимая глубинное внутреннее напряжение, обиды и переживания.

* * *
Упоминание слова “страсть” в русских аудио лекциях, которые они перевели с английского “passion” следует, с моей точки зрения, интерпретировать как “одержимость”. Философия учения не подразумевает, что все должны обриться в монахи и ограничить себя во всем. Основная мысль философии в Золотом правиле нравственности и совершении любых действий с добрым побуждением, даже если кому-то в итоге придется начистить до блеска петачок. Этот момент важен, чтобы не превратиться после техники в растение или божий одуванчик.

* * *
Если случится, что ночью вы не можете окунуться в глубокий сон - не страшно. Две ночи подряд я глубоко спал может часок-другой, находясь в основном в состоянии бодрствования, и в момент подъема ум привычно начинает ворчать “Ты же не выспался, тебе будет целый день плохо!” - но в этот раз он ошибся. Чувствовал я себя прекрасно по той причине, что сон по сути нам нужен как раз для того, чтобы дать отдохнуть телу и очистить ум. Если же тело и так особо не напрягается а ум очищен через медитацию - сон становится нужен постольку-поскольку. Пугаться этого не стоит, это нормально, хоть и необычно.

* * *
Что бы вам не говорили, что бы вы не слушали и не услышали - анализируйте сами. Задавайте себе и ассистенту учителя вопросы.

Диета и распорядок дня на Випассане

Записываясь на курс надо понимать, что наше тело и ум очень плотно переплетены и взаимосвязаны. Поэтому для более тонкой работы с умом нужно и более тонкое и здоровое тело. В течении 10 дней любителям алкоголя, сигарет, картошечки фри, чипсиков, колы, мяса и прочих “благ” цивилизации придется сделать как минимум паузу. Диета строго вегетарианская. Это овощи, тушеные, запеченные, вареные, жареные, свежие салаты, семечки, мед, овсянка, мюсли, вкусный хлеб, травяные чаи, вода, какао, пара видов молока, фрукты и так далее. Частенько балуют неплохими десертами на вегетарианкой основе. Иногда конечно еда бывает совсем непривычной и даже безвкусной. Но это еда, она нужна для того, чтобы наше тело функционировало, в первую очередь.

4:00 - Утренний колокол, подъем
4:30-6:30 - Медитация в зале или в своей комнате
6:30-8:00 - Перерыв на завтрак и отдых
8:00-9:00 - Общая медитация в зале
9:00-11:00 - Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя)
11:00-12:00 - Перерыв на обед, отдых
12:00-13:00 - Отдых и личные встречи с учителем
13:00-14:30 - Медитация в зале или в своей комнате
14:30-15:30 - Общая медитация в зале
15:30-17:00 - Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя)
17:00-18:00 - Перерыв на чай с фруктами
18:00-19:00 - Общая медитация в зале
19:00-20:15 - Лекция в зале или в наушниках на родном языке
20:15-21:00 - Общая медитация в зале
21:00-21:30 - Время для вопросов в зале
21:30 - Отход ко сну в своей комнате. Выключается свет

Как записаться на курс и сколько это стоит?

Запись происходит на официальном сайте Dhamma.org . Для этого вам надо выбрать ближайший центр и найти ближайший курс. Обычно запись надо производить за пару месяцев до проведения курса. В обязательном порядке все новички должны пройти 10-ти дневный курс. После этого разрешается посещать и короткие 3-5 дневные курсы или приезжать в центры помогать в качестве волонтера.

Курс проводится абсолютно бесплатно. Вся организация имеет огромное количество центров по всему миру и существует исключительно на пожертвованиях, при чем пожертвования вы можете оставить только по завершению курса, если сочтете уместным и нужным. В течении десяти дней проживание, питание и все остальное не будет стоить вам ни копейки, верней, чтобы быть более точным, ваше пребывание там оплатили через пожертвования другие студенты, прошедшие курс до вас.

Ни один человек на курсе не получает зарплату или финансовый доход с этого мероприятия. Во всяком случае такова их официальная позиция. Все задействованные в хозяйственных процессах люди - волонтеры.

Позже, осознав масштабность организации на общественных началах, я был просто поражен как это все потрясающе устроено и работает. Пожалуй, до сих пор я пока не видел ничего подобного. Формирование 21-го века, существующее и развивающееся фактически вне государства и вне капиталистических законов, несущее полезные и практические знания на благо всего человечества, вне религий, полов, рас, возраста, политических взглядов или гражданства. Потрясающе!

И как она жизнь после Випассаны?

Сам себе задаю этот вопрос и сам попытаюсь на него ответить. Конечно эффект определенный чувствуется. Пропало внутреннее напряжение, которое я испытывал ввиду весьма насыщенной жизни и плотного рабочего графика.
Как минимум я вернулся в свою идеальную форму по весу, скинув 4 кг за 10 дней. Начал видеть и запоминать интересные сны. Пережил давно забытый опыт сна во сне. На курсе я впервые почувствовал существенные изменения к лучшему с вяло тлеющим в фоновом режиме недугом, который меня сопровождал в течении лет уже 20-ти (желудок). Думаю заслуга режима, диеты и спокойствия. Сейчас же стараюсь два раза в день практиковать медитацию, утром и вечером минимум по пол часа, это совершенно не сложно и поскольку техника медитации сейчас ясна. Со знанием дела даже приятно этим заниматься.

На долго ли? Посмотрим. Надеюсь что да.

p.s. очень рекомендую детально изложенную публикацию доктора медицинских наук Пола Р. Флейшмана “Практический и духовный путь: Введение в медитацию випассана” . В ней Пол описывает свое видение Випассаны, с высоты 40-летнего опыта практики.

Пара затравочек:

* * *
“Хочу дополнить свое вступление учителя медитации словами о том, что медитацию нельзя свести к «технике, преподаваемой техником». Я собираюсь сделать упор на то, что медитация - это живой варьируемый личный опыт”

* * *
“Намерение медитирующего - наблюдать ощущения в теле, но подлинная сущность медитации проявляется во взаимосвязи ума и тела.”

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В мире существует немало различных видов медитации. Все они в той или иной мере способствуют улучшению качества жизни практикующего.

Одна из таких методик – випассана (випашьяна). 2500 лет назад она зародилась в Индии. Сегодня вы узнаете, какова техника выполнения випассаны, и какую пользу она может принести человеку.

Випассана в буддизме

В сборнике буддийских текстовТрипитака (иначе он называется Палийский канон, потому что все тексты в нём на языке пали) Будда дал понятие о медитации.

Умение медитировать развивалось в двух направлениях:

  • видеть вещи такими, какие они есть – випассана,
  • развивать спокойствие, сосредоточенность, собранность – саматха.

Мьянма XIX века стала местом, где буддийские монахи дополнили существующую методику випассаны своим подходом. В настоящее время эту методику связывают с именами бирманцев С.Н.Гоенка и Махаси-Саядо.

Первый из них – это мирянин. Болезнь побудила его обратиться к соотечественнику У Ба Кхину, который в свободное от работы время преподавал основы медитации.

Облегчение, которое принесла эта метода Гоенке, было настолько впечатляющим, что он посвятил целых четырнадцать лет изучению теории и практики випассаны.

Затем учитель уполномочил его передавать основы випассаны другим людям. Для этого Гоенка вернулся на родину этого вида практики, в Индию, и приступил к преподаванию.

Учить медитации всегда было уделом монахов в Бирме. Но С.Н. Гоенка смог излагать основы випассаны очень ясно, а результаты её были действительно значимыми.

Поэтому некоторые монахи Шри-Ланки, Индии и Бирмы обучились под его руководством. А обычных людей, прошедших через его центры обучения, созданные во многих странах мира, – тысячи.

Обучение в них безвозмездное. Добровольные пожертвования принимаются только от учеников, которые после десятидневного курса Випассаны ощутили реальные перемены в своей жизни и хотят сделать это возможным для других нуждающихся.


Последователи Гоенки работают сейчас в центрах

  • Индии,
  • России,
  • Украины,
  • Белоруссии,
  • Америки,
  • Австралии,
  • Израиля,
  • Новой Зеландии,
  • Монголии,
  • Тайваня,
  • Таиланда,
  • Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии,
  • Канады,
  • Африки.

Специальные курсы медитации предлагаются отбывающим наказание в тюрьмах. Есть курсы и для руководителей.

Особенностью преподавания в центрах Гоенки является то, что религиозность не ставится здесь во главу угла, обучающийся может быть неверующим.

Второй бирманец, Махаси-саядо, с двенадцатилетнего возраста получал образование в монастыре. В 37-летнем возрасте он стал учителем дхаммы. Параллельно Мингун Джетаван-саядо научил его медитировать.

Освоив эту практику, Махаси-саядо начал самостоятельно преподавать азы випассаны в своей деревне, затем в бирманском медитационном центре в Янгоне. Позже он открыл сеть центров в

  • Бирме,
  • Шри-Ланке,
  • Индонезии,
  • Таиланде,

Свыше 700000 человек освоили в них методу випассаны.


Суть метода

Давайте рассмотрим, в чём же заключается секрет этой практики. Во времена Будды «пассана» означало смотреть и видеть обычным образом, а «випассана» — видеть вещи такими, как они есть на самом деле, а не представляются нам.

Прежде всего, курс обучения обязывает практикующего дать возможность его уму успокоиться. Для этого нужно дать обет в течение практики воздерживаться от поступков и высказываний, которые могут навредить как обучаемому, так и другим людям:

  • умерщвления живых существ,
  • воровства,
  • половых контактов,
  • обмана,
  • принятия субстанций, затуманивающих рассудок,
  • чувственных развлечений и ношения украшений,
  • приёма пищи после полудня,
  • сна на роскошной постели с мягкими подушками.

После окончания интенсивной практики достаточно придерживаться первых пяти правил, с изменением третьего на «незаконных половых контактов», что подразумевает, скажем, изнасилование или прелюбодеяние.

Вторым шагом является развитие умения концентрироваться на дыхании. Его в этой технике никак не нужно изменять: ни задерживать, ни делать более глубоким.


Всё, что нужно – это спокойно наблюдать за своим естественным дыханием. Концентрация на дыхании тоже хорошо успокаивает ум.

Первые два шага – жить, не преступая нравственной черты, и овладеть своим беспокойным умом – являются хорошей подготовкой к третьему, главному шагу этой методики.

Он заключается в развитии в себе осознанности путём самонаблюдения. Наблюдать нужно за:

  • своим телом
  • эмоциями и чувствами
  • объектами ума

Нужно постоянно и отстранённо констатировать изменения происходящие в теле и уме, проникая всё глубже в собственную природу и очищаясь таким образом от умственных загрязнений.

Человек не может непосредственно очищать ум, однако древние мудрецы заметили одну особенность.Каждый раз при возникновении какого-либо негатива в уме, будь то гнев, зависть, ревность или какое-то другое отрицательное чувство, на физическом уровне проявляется соответствующая реакция.


Учащается дыхание, поднимается давление, потеют руки, примеры можно приводить ещё и ещё. Следовательно, ум и материальное тело взаимосвязаны.

Не имея возможности наблюдать за гневом и подобными проявлениями в уме, человек при достаточно развитой осознанности может замечать и предупреждать их развитие по телесным проявлениям.

Техника випассаны предлагает замечательный срединный, как это принято в буддизме, путь выхода из такой ситуации.Например, нужно не впадать в ярость и не подавлять в себе ярость, что тоже рано или поздно будет иметь печальные последствия, а просто её наблюдать.

Как проходит практическое занятие

На примере занятия в центре Гоенки покажем, как всё происходит. Девять дней практикующий находится вне связи со внешним миром, с другими участниками он тоже не общается.


Разговаривать можно только с учителем на тему медитации. Первые три дня отрабатывается успокоение ума, созерцая своё дыхание.

Сидя в удобной позе с закрытыми глазами и прямой спиной, слушатели наблюдают, как происходит вдох и выдох.

По описанию практикующих, ум поначалу очень трудно удержать на этом занятии. Но постепенно он приучается направляться на единственный объект и не отвлекаться.

С чётвертого дня и до конца занятий постепенно вводятся все элементы випассаны, так что обучающийся получает целостное представление о способе её выполнения.

Участники беспристрастно наблюдают за всеми процессами, происходящими в их теле, и учатся не реагировать на них, а лишь созерцать, не давая оценок.

В ходе медитации практикующие осознают, что

  • заниматься ею довольно нелегко,
  • их истинное лицо может отличаться от того, что они привыкли о себе думать,
  • с погружением в практику трудности исчезают, и метод работает.

Прилежно наблюдая себя всё это время, практикующие отучаются слепо реагировать на возникающие ситуации.


Это очень помогает им в дальнейшей жизни после курсов, потому что привычка реагировать автоматически на раздражители как раз и ведёт к страданию. Однако это не значит, что випассана учит их бездеятельности и пассивности.

Напротив, человек приобретает способность в уравновешенном состоянии делать разумный выбор в любой ситуации и совершать положительные поступки.

Во время прохождения курса участники питаются вегетарианской пищей.

Польза наблюдения

Наблюдение тех или иных негативных проявлений приводит к их постепенному ослаблению, и со временем, при регулярных занятиях, полному исчезновению.

Очищение от умственных загрязнений, в свою очередь, избавляет человека от страданий. Страданиям подвержены и буддисты, и христиане, и верующие других религиозных конфессий, и атеисты, ведь к ним ведут три общих для всех корня:

  • незнание,
  • страстное желание,
  • ненависть.

Випассана – это универсальное средство от этой беды, которое подходит всем. Она не делает различия также и по принадлежности к полу или классу общества.

Обретая в результате практики спокойный, чистый ум, человек становится счастливым и преисполняется желания помогать другим, сохраняя невозмутимость и уравновешенность.


Попутно исчезают и многие болезни на физическом уровне, которые являются следствием постоянного нахождения ума в нездоровом возбуждении.

Заключение

Если у человека возникло желание практиковать випассану дома, лучше предварительно освоить её хотя бы в общих чертах под руководством опытного учителя.И тогда действительно будет возможна безопасная регулярная практика в домашних условиях.

Всего доброго, друзья! Пусть эти знания помогут вам стать счастливее.

Ученикам которых обещают духовное просветление с использованием различных методик. Насколько они работают и работают ли вообще - однозначно сложно ответить, поскольку встречаются как положительные, так и отрицательные отзывы. Но одно известно точно: при отсутствии психических отклонений подобные занятия вряд ли смогут вам навредить. Сейчас мы расскажем об одной из наиболее популярных методик - випассане, а осваивать технику ее выполнения дома или нет, вы решите сами.

Что это?

Випассана является самым древним индийским способом медитации. Было время, когда эти знания считались практически утраченными, но 2500 лет назад Готама Будда снова возродил и расширил их. В переводе с древнеиндийского указанный термин означает «видеть такими, как они есть», а , практикующие випассану, утверждают, что это еще и хороший процесс самоочищения посредством самонаблюдения.

На начальном этапе наблюдает за своим естественным дыханием (это позволяет сконцентрировать ум), а затем, уже с обостренным сознанием, он продолжает наблюдать за изменчивой природой ума и тела, вместе с тем переживая истину непостоянства, отсутствия эго и страдания.

Постижение через свой непосредственный опыт и есть очищение - от всех проблем.

Важно! Описанная методика не имеет ничего общего с религиозными учениями, а люди, практикующие ее, не являются сектантами. Она доступна абсолютно всем, причем в любое удобное время и в любом месте.

Существует несколько ответов на вопрос «Что такое випассана?», причем для каждого он будет сугубо индивидуальным. Во-первых, это , искореняющая страдания, ведь, постигнув тайный смысл бытия в процессе медитации, вы становитесь выше этого. Во-вторых, это метод очищения ума, который позволяет уравновешенно и спокойно решать все проблемы, возникающие на жизненном пути. В-третьих, это просто , благодаря которому человек может работать, принося обществу.

Такая медитация преследует высочайшую духовную цель: тотальное освобождение от проблем и полное просветление. То есть перед вами стоит задание не просто излечить недуг, а прогнать все психосоматические болезни.

По факту, випассана способствует устранению трех основных причин всех несчастий человека: отвращения, неведения и влечения.

С помощью регулярной и непрерывной практики медитация освободит вас от напряжения повседневной и поможет развязать узлы, сформированные привычкой неадекватно реагировать на неприятные и приятные жизненные события.
Несмотря на то что современная випассана разрабатывалась Буддой, практиковать ее могут не только его последователи, поскольку нет никакой необходимости менять свою веру. Люди различных вероисповеданий по всему миру уже испытали пользу от такой медитации, причем никаких конфликтов со своей внутренней верой обнаружено не было.

Как выполнять випассану?

Существует три основных способа выполнения медитации випассаны, благодаря чему каждый человек может подобрать себе наиболее подходящую технику, комфортную для своего физического и психологического самочувствия.

Будет это осознание своих действий, дыхания или вдоха и выдоха - решать вам, но рекомендуем для начала испробовать все три.

Осознание действий

Возможно, на первый взгляд, описанные дальше техники покажутся вам предельно простыми и достаточно банальными, но правда в том, что далеко не все люди осознают, что они делают. Медитация для осознания своих действий позволяет научиться прислушиваться к своему телу, уму и сердцу даже в процессе элементарной прогулки.

То есть, поднимая или передвигая , мы часто выполняем эти действия механично, не принимая их умом.

Поэтому, так важно быть бдительным ко всем движениям своего тела в процессе самой различной деятельности: принимаете - сосредоточьтесь на прохладе падающих капель и на своих приятных ощущениях от этого, кушаете - обратите внимание на вкусовые качества пищи, наслаждаясь каждым кусочком.

Эти рекомендации касаются и ума.

Какая бы мысль ни посетила вас - продолжайте оставаться наблюдателем, какая бы эмоция ни возникала в сердце - продолжайте оставаться свидетелем, никак не оценивая и не отождествляя все происходящее. Не рассуждайте, что хорошо, а что плохо, - это не должно быть частью медитационного процесса.

Осознание дыхания

Не менее важной составляющей постижения тайного смысла бытия является осознание дыхания.

При вдохе наш поднимается вверх, а при выдохе опускается в исходное положение, поэтому вторым способом выполнения випассаны является сосредоточенность именно на этой части тела.

Просто прочувствуйте, как поднимается и опускается ваш живот, находящийся в непосредственной близости от жизненных источников ( соединен с матерью через пуп, и именно за ним находится источник его жизни).

Выполняя медитацию випассаны таким способом, вы должны полностью осознавать каждый свой вдох и выдох, ведь вместе с животом поднимается либо опускается ваша жизненная ; в целом, как и предыдущий вариант, это несложное искусство, чтобы жить осознанно.
По мере осознания своего живота, ум совсем умолкнет, исчезнут, а сердце успокоится.

Осознание вдоха и выдоха

Очень близко к предыдущему способу випассаны находится техника осознания вдоха и выдоха. То есть вашей задачей при дыхании является четкое определение места, где воздух входит в тело, и его полное ощущение в этой точке (почувствуйте, как он попадает в ноздри, охлаждая их, и после прохождения круга внутри тела выходит наружу).

В принципе, и в этом нет ничего сложного, однако нельзя не отметить, что такая медитация дается проще, чем . Представительницы прекрасной половины лучше осознают живот, в то время как большинство мужчин не умеют «дышать» им.
Во многом это объясняется стремлением к спортивному телосложению, ведь если грудная клетка высоко поднята, а живота практически нет - ваше тело будет иметь более красивые очертания.

Практически во всем мире (кроме Японии) сами спортсмены и их тренеры подчеркивают, что дыхание должно расширять грудную клетку, причем живот нужно обязательно втягивать. Примером для таких людей (гимнастов, атлетов и всех кто работает с телом) служит лев, отвечающий всем указанным параметрам.

Конечно, японский Будда может быть не настолько привлекательным, однако именно «дыхание животом» считается более естественным, так как позволяет лучше расслабиться.
Во время ночного сна мы дышим не грудью, а животом, поэтому только в это время нам и получается максимально хорошо отдохнуть. Утром большинство людей чувствуют себя посвежевшими и помолодевшими именно потому, что всю ночь дышали естественным образом.

В итоге получается, что тем, кто боится нарушить свою наблюдениями за поднятием и опусканием живота, лучше сосредоточить все внимание на ноздрях: наблюдаем за тем как дыхание входит в тело и выходит из него.

При желании можете совместить в своей практике сразу несколько способов випассаны, что сделает медитацию более интенсивно и повысит вероятность успеха, хотя лучше начинать с наиболее простого для себя варианта.

Сидение и ходьба по методу

Заниматься випассаной можно в любом удобном для вас положении: сидя или стоя, главное - комфортно сохранять бдительность в течение 40–60 минут. Голова и спина при этом должны быть полностью выпрямленными, глаза - закрытыми, а дыхание - ритмичным.
Постарайтесь не двигаться и менять позу только в случае крайней необходимости. При сидении вам должно быть очень просто наблюдать за вдохом и выдохом в точке чуть выше пупка, где они поднимают и опускают живот.

Учитывая, что это нельзя назвать техникой полной концентрации, неудивительно, что ваше будут отвлекать различные посторонние вещи. Однако в данной медитации ничто не может послужить помехой, поэтому при появлении любого отвлекающего фактора просто прекратите наблюдение и уделить внимание ему, а затем вы снова сможете вернуться к своему занятию.

К таким помехам относят суждение, телесные ощущения, чувства, впечатления, передаваемые из внешнего мира, и т. д.

Важным является само наблюдение, а то, что именно вы наблюдаете, уже не столь важно. Помните: не отождествляйте себя со всем тем, что приходит к вам, даже в проблемах и вопросах можно видеть таинства, которые приносят наслаждение.
Ходьба по методу випассаны предусматривает медленное перемещение тела, осознание своих ног, которые касаются земли. Вы можете ходить по кругу, по прямой линии (10–15 шагов туда и обратно), внутри или снаружи помещения.

При этом глаза должны быть опущенными и смотреть на землю в нескольких шагах впереди себя. В процессе такой прогулки направляйте внимание на то, как ноги (каждая из них) касаются земли, а при появлении какой-либо помехи просто переключите внимание с ног на нее и обратно. В целом, подобная ходьба не должна занимать у вас меньше 20–30 минут.

Как мы уже говорили, возможно, описание техник випассаны далеко от понимания обычных людей или даже выглядят смешно, но если вы всерьез хотите увидеть реальную суть окружающих вас вещей, тогда стоит попробовать. Как бы там ни было, вы точно ничего не потеряете.