Краткая характеристика дикого из пьесы гроза. Дикой и Кабаниха


Гончаров Иван Александрович - это замечательный русский писатель-реалист. Его творчество прочно вошло в классическую литературу нашей страны. Своеобразие его художественного мира заключается, по словам Н.А. Добролюбова, в том, что он смог охватить в своем творчестве полный образ предмета, изваять, отчеканить его.

Основная мысль Гончарова в романе "Обломов"

В своем романе Иван Александрович осуждает дворянскую бездеятельность. Характеристика Обломова в романе "Обломов" это доказывает, и скоро вы в этом убедитесь. Автор приветствует деловитость класса предпринимателей, зарождавшегося в то время. Для Гончарова в характере Обломова существенной является его барская избалованность, а также бездеятельность, следующая из нее, бессилие воли и ума. Изображение этого героя под рукой столь именитого мастера вылилось в широкую картину, на которой читателю представлена предреформенная жизнь поместного дворянства страны. Более 100 лет назад было написано произведение, но оно привлекает к себе внимание до сих пор. Этот роман, безусловно, является классическим произведением, созданным прекрасным русским языком.

Илья Ильич Обломов

Какова же характеристика Обломова в романе "Обломов"? Прочитав его, каждый, наверное, хочет понять, кто ему ближе по духу: Штольц или Илья Ильич. Характеристика Обломова, на первый взгляд, лишена привлекательности. В романе этот герой предстает человеком уже не первой молодости. Он пытался в прошлом служить, однако от всякой деятельности отошел и стал неспособным вернуться к ней. Он не хочет не только чем-нибудь заниматься, но даже бывать в обществе, выходить на прогулку, одеваться, просто вставать с дивана. Безмятежное состояние этого героя нарушают лишь визитеры, которые приходят только с корыстными целями к Обломову. Например, Тарантьев его просто обворовывает, занимая деньги и не возвращая их. Обломов же оказывается в произведении жертвой своих посетителей, поскольку он не может понять истинной цели их визитов. Исключение составляет лишь Штольц, друг его юности, который приезжает его навестить в Обломовку.

Однако характеристика Обломова не так однозначно негативна. Мы к ней еще вернемся.

Андрей Иванович Штольц

Штольц является антиподом этого героя в романе. Гончаров его изобразил "новым человеком". Штольц с самого детства воспитывался в суровых условиях, привыкая постепенно к трудностям и невзгодам жизни. Это чуждый и служебного карьеризма, и дворянской лени делец, который отличается таким уровнем культуры и такой активностью, которые в то время не были свойственны русскому купечеству. Видимо, не зная, где такого человека отыскать среди деловых русских людей, Гончаров решил сделать своего героя отпрыском полунемецкой семьи. Штольц, тем не менее, воспитание получил у русской матери, которая была дворянкой, а также учился в столичном университете. Этот герой считает, что путем устройства шоссейных дорог, ярмарок, пристаней, школ патриархальные "обломовки" превратятся в приносящие доход благоустроенные имения.

Взгляды на жизнь Обломова

Не одной лишь апатией отмечена характеристика Обломова. Этот герой пытается "философствовать". Илья Ильич противопоставляет искренность и доброту патриархальной жизни нравственной испорченности представителей чиновничье-дворянского общества столицы. Он его осуждает за стремление к карьеризму, отсутствие серьезных интересов, прикрытое показной любезностью взаимное недоброжелательство. В этом отношении автор романа согласен с Ильей Ильичом. Характеристика Обломова дополняется тем, что он - романтик. Этот герой мечтает главным образом о тихом семейном счастье.

Отношение к жизни Штольца

Напротив, Штольц - враг "мечты", всего таинственного и загадочного. Однако он разумеет под "мечтою" не только лишь розовую романтику, но и всяческий идеализм. Автор, разъясняя убеждения этого героя, пишет, что в его глазах то, что не подвергается анализу практической истины, опыта, является оптическим обманом или фактом, до которого очередь опыта еще не дошла.

Значение любовного конфликта в раскрытии характеров главных героев

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца была бы неполной, если бы мы не раскрыли тему взаимоотношений этих героев с Ольгой Ильинской. Гончаров вводит своих персонажей в любовный конфликт для того, чтобы испытать их самой жизнью, которая покажет, чего каждый из них стоит. Поэтому незаурядной личностью должна была явиться героиня "Обломова". В Ольге Ильинской мы не найдем ни светского кокетства, ни барских причуд, ничего манерного, с умыслом сделанного для успеха в жизни. Эта девушка отличается красотой, а также естественной свободой поступка, слова и взгляда.

Оба главных героя, созданных Гончаровым, в любовных отношениях с этой женщиной терпят поражение, каждый по-своему. И это раскрывает несостоятельность иллюзий автора в оценке и того и другого. "Честное и верное", "золотое" сердце Обломова вдруг оказывается под сомнением вместе с его порядочностью. Отметим, что герой этот, обладающий "глубоким, как колодезь, сердцем", перед девушкой позорно лукавит, ссылаясь на то, что о своем характере он ее "предупреждал". Ольга понимает, что Илья Ильич "уже давно умер".

Последовательная характеристика Обломова и Штольца раскрывает все новые интересные детали. Опять в романе появляется Андрей Иванович. Он вновь возникает в произведении для того, чтобы занять место, которое ранее занимал Обломов. Характеристика героя Штольца в его взаимоотношениях с Ольгой раскрывает в его образе некоторые важные черты. Гончаров, показывая его парижскую жизнь с Ильинской, хочет показать читателю широту взглядов своего героя. Фактически же он его снижает, поскольку интересоваться всем означает ничем систематически, углубленно, всерьез не увлекаться. Это значит узнавать все с чужих слов, брать из чужих рук. Штольц едва мог поспевать за Ольгой в ее томительной торопливости воли и мысли. Вопреки воле автора, повествование о совместной жизни этих двух героев, которое должно было быть хвалой Штольцу, в конце концов оказалось средством его разоблачения. Штольц в конце романа представляется лишь самоуверенным резонером. Этому герою, который не смог спасти друга, дать любимой женщине счастья, читатель уже не верит. От полного краха Штольца спасает лишь тенденциозность автора. Ведь все-таки на его стороне был Гончаров ("Обломов"). Характеристика Обломова, созданная писателем, а также голос автора в романе позволяют нам судить об этом.

Слабость обоих героев и классов, которые они представляют

Помимо собственного желания, Гончаров смог показать, что не только русское барство вырождается. Слаб не только Обломов. Характеристика героя Штольца также не лишена этой черты. Добропорядочные предприниматели не могут исторически стать преемниками барства, поскольку они слабы, ограничены и не способны взять на себя ответственность за решение коренных вопросов жизни страны.

Значение образа Ольги Ильинской в русской литературе

Итак, сравнительная характеристика Обломова и Штольца показывает, что ни тот ни другой не могут, каждый по-своему, вызвать симпатию. А вот героиня произведения, Ольга Ильинская, станет прообразом просвещенной русской женщины. Этот прообраз в дальнейшем встретится в произведениях многих классиков 19 века.

Часто сравнение Ильи Ильича и Андрея Ивановича представляется как таблица. Характеристика Обломова и Штольца, представленная наглядно, помогает лучше запомнить информацию. Поэтому сравнительная таблица на уроках литературы как вид работы нередко используется в школе. Когда же требуется глубокий анализ, лучше от нее отказаться. А именно такая задача и стояла при создании этой статьи.

Характеристика Дикого из пьесы «Гроза» Островского важна для раскрытия идейного смысла произведения. Образ этого персонажа необходимо проанализировать для понимания, что хотел показать автор. Выдуман этот человек или имел прототип? Почему Островский назвал его именно так? Какими чертами наделил героя? Обо всем этом речь пойдет в сочинении.

Краткая характеристика Дикого из пьесы «Гроза»

Савел Прокофьич Дикой – житель городка Калинов, где разворачивается действие «Грозы». Купец с очень большим доходом. Деньги любят его, и он расстается с ними крайне тяжело. В своем городе Дикой – уважаемый человек. Его считают авторитетом и побаиваются. Главная причина этого – богатство. В Калинове Дикой – самый обеспеченный житель.

Островский дает достаточно скудную характеристику Дикому. Практически отсутствует описание внешности этого персонажа. Составить представление о герое читатель может, лишь «наблюдая» за его поведением по ходу сюжета.

Особенности образа Дикого

Образ Дикого можно назвать цельным. Ему не свойственны какие-либо колебания, сомнения, метания. Он не занят поисками смысла жизни, не стремится к каким-то вершинам, не мучится угрызениями совести. Это человек-бульдог. Он уверен в себе и во всем, что делает. Он идет по жизни словно танк, не заботясь о том, что по пути может кого-то раздавить.

При этом Дикой совершенно не образован и невежественен. Искусство, наука, политические и общественные процессы очень далеки от него и не интересны. Более того, все это Дикой считает пустым, смешным, недостойным уважением, а то и вредным. Живет богач, руководствуясь предрассудками или приметами.
Это ярко проявляется, когда Кулигин обращается к купцу за помощью в устройстве громоотвода. Жители Калинова очень боятся грозы, потому и возникает такая идея. Однако Дико высмеивает идею Кулигина и его самого. Он утверждает, что гроза с громом и молниями – это знак Божий людям. Напоминание о том, что жить нужно правильно. И глупо пытаться бороться с высшей силой при помощи каких-то «шестов да рожнов». Другого мнения богач не признает.

Единственное, что имеет значение для Дикого – это деньги. Если они попали к нему в карман, то Савел Прокофьич ни за что не расстанется с ними. Даже жалованье работникам Дикого приходится выклянчивать. Однако это не всегда получается, а если и выйдет, то придется выслушать от богача много брани.
Главная черта Дикого – это грубость. Она прослеживается по ходу всего произведения. Из уст Савела Прокофьича постоянно сыплются бранные слова. Он абсолютно не стесняется в выражениях, не сдерживает себя, без всякого зазрения совести унижает, оскорбляет собеседника. Называет всех вокруг «дармоедами», «аспидами».

Грубияном и самодуром купец проявляет себя везде. Однако больше других достается его семье. Племянника Бориса Дикой просто затравил. И все потому, что тот зависит от него материально. Супруга толстосума, доведенная до отчаяния, стыдясь поведения мужа, дрожа перед ним, со слезами на глазах просит всех знакомых и близких не сердить Савела Прокофьича. Однако выполнить ее просьбу сложно даже при желании. Агрессивность Дикого часто не обоснована. Ему может не понравиться внешний вид человека, какое-то его слово, взгляд – и начинается брань.

Значение образа купца в произведении

С какой целью автор ввел в свое произведения этого персонажа? Для понимания значения образа Дикого в «Грозе», нужно вспомнить еще об одной черте этого человека. Самый богатый и уважаемый человек Калинова на самом деле – обычный трус. Дикой ведет себя по-хамски только с теми, кто не может «дать сдачи», кто слабее морально.

Если на пути встречается человек, готовый дать отпор, буян и самодур «поджимает хвост». Например, отношения Дикого с его конторщиком Кудряшом. Он нисколько не боится начальника и может ответить ему грубостью. По этой причине купец предпочитает с работником не связываться. С уважением толстосум относится и к властной и жестокой Кабанихе. Рядом с подобными людьми агрессивность купца пропадает.

В пьесе «Гроза» Дикой – представитель «темного царства». Более того, его ревностный хранитель. Дикой – противоположность «царству света». Оно побеждает, если человек не склоняет головы, может дать отпор.
На такие мысли и наталкивает образ Дикого, которому автор дал даже красноречивую фамилию. Возможно, недостатки персонажа несколько преувеличены – здесь присутствует гипербола.

Оттого-то так и печальна Кабанова, оттого-то так и бешен Дикой: они до последнего момента не хотели укоротить своих широких замашек и теперь находятся в положении богатого купца накануне банкротства. Всё у него по-прежнему, и праздник он задает сегодня, и мильонный оборот порешил поутру, и кредит еще не подорван; но уже ходят какие-то темные слухи, что у него нет наличного капитала, что его аферы ненадежны, и завтра несколько кредиторов намерены предъявить свои требования; денег нет, отсрочки не будет, и все здание шарлатанского призрака богатства будет завтра опрокинуто. Дело плохо... Разумеется, в подобных случаях купец устремляет всю свою заботу на то, чтобы надуть своих кредиторов и заставить их верить в его богатство: так точно Кабановы и Дикие хлопочут теперь о том, чтобы только продолжалась вера в их силу. Поправить свои дела они уж и не рассчитывают; но они знают, что их своевольство еще будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними; и вот почему они так упорны, так высокомерны, так грозны даже в последние минуты, которых уже немного осталось им, как они сами чувствуют. Чем менее чувствуют они действительной силы, чем сильнее поражает их влияние свободного, здравого смысла, доказывающее им, что они лишены всякой разумной опоры, тем наглее и безумнее отрицают они всякие требования разума, ставя себя и свой произвол на их место. Наивность, с которой Дикой говорит Кулигину: «хочу считать тебя мошенником, так и считаю; и дела мне нет до того, что ты честный человек, и отчета, никому не даю, почему так думаю», — эта наивность не могла бы высказываться во всей своей самодурной нелепости, если бы Кулигин не вызвал ее скромным запросом: «да за что же вы обижаете честного человека?..»

Дикой хочет, видите, с первого же раза оборвать всякую попытку требовать от него отчета, хочет показать, что он выше не только отчетности, но и обыкновенной логики человеческой. Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого. И ведь в большей части случаев так, действительно, и выходит, — потому что его претензии бывают противны здравому смыслу. Отсюда и развивается в нем вечное недовольство и раздражительность. Он сам объясняет свое положение, когда говорит о том, как ему тяжело деньги выдавать. «Что ты мне прикажешь делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю. Я отдать — отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную разжигает, да и только... Ну, и в те поры ни за что обругаю человека». Отдача денег, как факт материальный и наглядный, даже в сознании самого Дикого пробуждает некоторое размышление: он сознает, как он нелеп, и сваливает вину на то, «что сердце у него такое»! В других случаях он даже и не сознает хорошенько своей нелепости; но по сущности своего характера непременно должен при всяком торжестве здравого смысла чувствовать такое же раздражение, как и тогда, когда приходится необходимость выдавать деньги. Ему тяжело расплачиваться вот почему: по естественному эгоизму он желает, чтобы ему было хорошо; все окружающее его убеждает, что это хорошее достается деньгами; отсюда прямая привязанность к деньгам. Но тут его развитие останавливается, эгоизм его остается в пределах отдельной личности и знать не хочет ее отношений к обществу, к своим ближним. Ему надо побольше денег, — это он знает, и потому желал бы их только получать, а не отдавать. Когда же, по естественному ходу дел, доходит до отдачи, то он сердится и ругается: он принимает это как несчастие, наказание, вроде пожара, наводнения, штрафа, а не как должную, законную расплату за то, что для него делают другие. Так и во всем: по желанию себе добра, он хочет простора, независимости; но знать не хочет закона, определяющего приобретение и пользование всякими правами в обществе. Он только хочет больше, как можно больше прав для себя; когда же нужно признать их и за другими, он считает это посягательством на его личное достоинство, и сердится, и старается всячески оттянуть дело и воспрепятствовать ему. Даже когда он и знает, что уж непременно надо уступить, и уступит потом, а все-таки прежде постарается напакостить. «Я отдать — отдам, а обругаю!» И надо полагать, что чем значительнее выдача денег и чем настоятельнее необходимость ее, тем сильнее ругается Дикой... Из этого следует, что, во-первых, ругательство и все бешенство его хотя и неприятны, но не особенно страшны, и кто, убоявшись их, отступился бы от денег и подумал, что их уж и получить нельзя, тот поступил бы очень глупо; во-вторых, что напрасно было бы надеяться на исправление Дикого посредством каких-нибудь вразумлений: привычка дурить уж в нем так сильна, что он подчиняется ей даже вопреки голосу собственного здравого смысла. Ясно, что его никакие разумные убеждения не остановят до тех пор, пока с ними не соединяется осязательная для него внешняя сила: Кулигина он ругает, не внимая никаким резонам; а когда его самого однажды на перевозе, на Волге, гусар обругал, так он с гусаром не посмел связаться, а опять-таки выместил свою обиду дома: две недели после этого все прятались от него по чердакам да по чуланам...

Добролюбов Н.А. "Луч света в темном царстве"

Читайте также другие темы анализа драмы "Гроза":

Добролюбов Н.А. "Луч света в темном царстве"

  • Дикой. Характеристика

Савел Прокофьевич Дикой является одним из главных персонажей произведения, представленный писателем в образе предприимчивого и властного купца, одного из зажиточных жителей уездного городка.

Характер Дикого отличается чрезмерным беззастенчивым эгоизмом и отчаянной жаждой денежного богатства, граничащей с умопомешательством. Моральные и нравственные принципы в натуре Дикого полностью отсутствуют, а соблюдение православных церковных обрядов больше относится к мнимой сделке со всевышним по отпущению грехов. Понятие совести и сострадания для Дикого незнакомо, причинив страдания людям, слабых и ниже его по положению, он не испытывает никаких моральных угрызений и душевных переживаний.

Писатель описывает купца как неконтролирующего свое поведение, неадекватного порой человека, подверженного приступам бешенства и ярости, манипулирующего людьми путем использования страха и давления. При Дикой получает не только моральное удовлетворение, но и материальную выгоду, поскольку недоплачивая забитым крестьянам денег за работу, он гарантирует себе постоянный дополнительный доход.

Дикой крайне невежественен и не образован, у него полностью отсутствует желание просвещаться и избавиться от своей дремучей темноты, его не интересуют ни современное общественное положение, ни историческое прошлое. Речь Савела Прокофьевича состоит из сплошных ругательств, желчи и грубостей, а внутренний мир персонажа является совершенно пустым. При этом он обожает выпить рюмочку, другую водочки.

Помимо жестоких черт нрава Дикого ему свойственна и трусость по отношению к тем, кто способен указать купцу его истинное место. Пасуя перед Кабанихой, еще одной представительницей темного царства, Дикой понимает, что купчиха является более умной и хитрой женщиной по сравнению с ним. Поэтому вымещает всю свою ненависть и злобу над ни в чем неповинными домашними. Грозы Дикой тоже боится, но в силу своей невежественности считает ее сверхъестественным явлением и старается спрятаться от нее.

Агрессивно расширяя свой жизненный потенциал, двигаясь на встречу алчности, жестокости, себялюбию, Дикого останавливает лишь власть и сила.

Сочинение про Дикого

Дикой является одним из героев пьесы «Гроза» Александра Николаевича Островского и носит говорящую фамилию. В произведении герой предстает богатейшим купцом, который пользуется чрезвычайным уважением среди всех окружающих. На его примере автор показывает проблему, существовавшую в России не только на тот момент, но и сейчас.

Действия произведения происходят в вымышленном городе с названием Калинов. Этот город отличается своей дикостью, ничтожностью и жителями с ограниченными потребностями и взглядами на жизнь. Проблемы, которые автор раскрывает с помощью города и его жителей, актуальны для всей России даже в настоящее время.

Одна из общественных проблем раскрывается и с помощью персонажа с именем Дикой. Он являлся одним из самых влиятельных и богатых людей в городе, купцом. О его внешности автор ни разу не упоминает, а вот о его характере известно очень многое. Это был человек чрезвычайно жестокий, грубый, бесцеремонный, агрессивный и вечно озлобленный, а его настроение было нестабильным. Ни его жена, ни даже он сам не знали, в каком настроении он будет в следующую минуту. Он возглавил себя хозяином города и жизни в целом, позволял себе унижать, оскорблять и ругать нецензурной бранью даже посторонних людей, которых не знает лично. Для него это стало нормой и обычным делом, в какой-то степени развлечением. Стоит заметить, что такое поведение Дикой позволяет себе исключительно по отношению к людям, которые находятся ниже его по статусу и не способны дать отпор. Это показывает его истинное лицо, ничтожность и гнилую душу, которая была испорчена деньгами и властью.

Дикой абсолютно точно является отрицательным персонажем произведения Александра Николаевича Островского. За все время развития сюжета герой ни разу не проявил хоть какую-либо положительную черту своего характера. От него исходит исключительно злость, гнев и жестокость, показывающая его гнилой внутренний мир. Возможно, отдавая во внешний мир беспрерывную и беспричинную злобу, он скрывает свою слабость, неуверенность и несчастную жизнь. Такие люди, как Дикой, существуют и в современном мире. Их когда-то существовавшую доброту и открытость портят деньги, превращая человека в бездушное существо, в приоритетах которого нет по-настоящему стоящих вещей.

Несколько интересных сочинений

  • Жанр Повестей Белкина Пушкина

    Произведение писателя представляет собой собрание пяти повестей, включенных в один сборник с предисловием, который выпускается без фамилии автора.

  • Русская литература необычайно богата на интересные произведения. Именно поэтому такое большое количество фильмов было снято по ним.

  • Сочинение по картине Ромадина Село Хмелевка 9 класс (описание)

    Картина была написана Ромадиным в 1944 году в Поволжье. Перед нами предстает деревушка с говорящим названием Хмелевка, будто сокрытая Господом Богов в этом уединенном и невидимом для глаз месте

  • Пушкин и Болдинская осень. Именно такое сочетание вызывает в памяти повесть «Станционный смотритель». В центре повести судьба «маленького человека» – Самсона Вырина и его дочери Дуни

  • Сочинение по картине Бабушкин сад Поленова 8 класс

    В 19 веке большинство российских художников работали в жанре пейзаж. Но Поленов Василий Дмитриевич работал в жанре «пейзаж настроения». Этот жанр лично придуман художником и в дальнейшем ни кем не использован.

Выступают две группы обитателей города. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства». Это Дикой и , угнетатели и враги всего живого и нового. К другой группе относятся , . Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «тёмного царства», угнетённые, одинаково ощущающие грубую силу «тёмного царства», но по-разному выражающие свой протест против этой силы. Дикого: В чужом пиру похмелье» так определяется значение слова самодур: «Самодур - это называется, коли вот никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он всё своё… Это - , властный человек, крутой сердцем».

Таким самодуром, поведением которого руководят только необузданный произвол и тупое упрямство, является Савёл Прокофьич Дикой. Дикой требует беспрекословного повиновения окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы какнибудь не прогневить его. Особенно тяжко приходится его домашним: дома Дикой распоясывается без всякого удержу, и члены семьи, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках да в чуланах. Вконец затравил Дикой племянника!Бориса Григорьевича, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости.

Нисколько не стесняется Дикой и с посторонними, над которыми можно безнаказанно «покуражиться». Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними. Особенно ярко черты самодурства проявляются у него в разгозоре с Кулигиным.

Кулигин обратился к Дикому с просьбой дать десять рублей на устройство солнечных часов для города.

Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает!..

Кулигин. За что, сударь, Савёл Прокофьевич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчёт что ли, я стану тебе давать? Я и поважней тебя никому отчёта не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и всё. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и коней! Что же ты судиться, что ли, со мной будешь Так, ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Дикой чувствует свою силу и власть - власть капитала. «Толстосумы» почитались тогда «именитыми людьми», перед которыми бедняки вынуждены были заискивать и пресмыкаться. Деньги - это его страсть. Расстаться с ними, если уж они попали в его карман, для мучительно. «У него в доме никто и пикнуть не смей о жалованье: изругает на чём свет стоит». Лучше всего говорит об этом сам же Дикой: «Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь, уж знаю, что надо9тДать, а всё добром не могу!.. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах» у меня всю нутренную разжигать станет: всю нутренную вот разжигает, да и только”; ну, и в те поры ни за что обругаю человека». «Пронзительный мужик»,- так характеризует Дикого за его грубость и ругательства Кудряш.

Пасует Дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. Раз на перевозе, на Волге, он не посмел связаться с проезжим гусаром, а после опять-таки выместил свою обиду дома, разогнав всех по чердакам да чуланам. Сдерживает он свой нрав и перед Кабанихой, видя в ней ровню себе.

Власть денег была, однако, не единственной причиной, создававшей почву для необузданного произвола. Другой причиной, помогавшей процветанию самодурства, было невежество. Невежество Дикого особенно наглядно проявляется в сцене его разговора с Кулигиным относительно устройства громоотвода.

Дикой. Да гроза-то что такое по-твоему, а? Ну, говоря!

Кулагин. Электричество.

Дикой (топнув ногой). Какое ещё там елгстричество? Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какимито, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?

Язык человека, манера говорить и самая интонация речи обычно соответствуют характеру человека. Это в полной мере находит подтверждение в языке Дикого. Речь его всегда груба и насыщена бранными, оскорбительными выражениями и эпитетами: разбойник, червяк, дармоед, дурак, проклятый и т. п. А искажение им иностранных слов (езуит, елестричество) только подчёркивает его невежество.

Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость - вот те черты, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя «тёмного царства».

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Основная характеристика Дикого в драме Островского «Гроза» . Литературные сочинения!