Что такое огни святого эльма. Что такое Огни святого Эльма


Огни святого Эльма – это красивое свечение, вызываемое накоплением большого электрического разряда в грозовое время. В основном это явление наблюдается на корабельных мачтах, возле самолетов, летящих через грозовые тучи, а иногда и на горных вершинах.

Согласно легендарным сказаниям тех временем, огни святого Эльма стали появляться после смерти святого Эльма в то время, когда на море был очень сильный шторм. Святой Эльм являлся покровителем моряков Средиземного моря. Незадолго до того, как Эльм лег на смертный одр, он пообещал, что будет извещать всех моряков, подавая им знаки о том, будут ли они спасены или нет. И вскоре моряки, находящиеся на мачте корабля, увидели некое свечение, которое никогда никто не видел, и которое было принято в качестве обещанного знака.

Сенека говорил, что во время грозы звезды начинают как бы сходить с неба и садиться на корабельные мачты.В древности Греция и Рим связывали это явление со снисхождением с небес двух близнецов, которые носили имена Поллукс и Кастор. С тех самых пор такие яркие мистические огни являлись отнюдь не злым, а добрым знаком для каждого моряка, так как толковалось оно, что покровитель - святой Эльм – рядом, а значит, он не допустит появления беды. В противном случае появление одного огня было плохим предзнаменованием, так как за этим следовало сильное и кораблекрушение.

Счастливое предзнаменование заключалось в том, что огни святого Эльма можно было увидеть только ближе к завершению штормовой погоды. Огни, к сожалению, иногда появлялись и не с очень хорошими намерениями. Если они спускались на палубную часть корабля, то считалось, что дух покойника бродит по кораблю и вернулся с целью предупреждения корабельного состава о скором несчастье. Случалось, что такое свечение оказывалось над каким-либо человеком, тогда этот «светящийся» должен в скорейшем времени погибнуть.

Огни святого Эльма появляются в разных формах. Их можно увидеть и как равномерное свечение, и как отдельные мерцающие огоньки, и как факелы. Бывает, что такие огоньки могут являться людям в виде языков пламени, поэтому иногда люди бегут их тушить.

Явление достаточно красивое, поэтому может заворожить каждого очевидца. Некоторые могут испугаться его. Но в этом нет ничего страшного. В первый раз такие огоньки действительно могут отпугнуть. Но если видеть их часто, к этому можно привыкнуть. И связать его с плохим предзнаменованием вряд ли получится.

Такое явление в 1957 году было замечено рыболовами на Плещеевском озере под Переславлем-Залесским.

Объяснение явления с точки зрения науки

Мифологических трактовок этого явления существует огромное количество. Но его можно объяснить и с точки зрения научных исследований. В 1749 году Бен Франклин приравнял Огонь к электричеству, возникающему в атмосфере.

Согласно научным исследованиям, огни святого Эльма – это обычный точечный разряд, возникающий в основном на одиночных объектах. И появляется он только тогда, когда значение электрического поля становится больше 1000 вольт на 1 см. Именно поэтому огни святого Эльма появляются только в грозу. Во время сильных грозовых явлений можно лицезреть, как светятся листья, трава и рога животных. Очень часто такое свечение наблюдается неподалеку от торнадо, во время снежных бурь и шквалов. Именно в это время в облаках и на земной поверхности скапливается большое количество электрического разряда.

Планету Земля окружает электрическое поле. Чаще всего воздух имеет положительный заряд, а земля – отрицательный, что приводит к ионизации воздуха. Так появляется электрическое поле. Когда «тихий» разряд случается из каких-либо острых выступов (например, шпилей, башен, мачт, деревьев, шестов), откуда выскакивают маленькие электрические искры, то он называется «коронным». Если искр достаточно много, а сам процесс происходит на протяжении более длительного времени, то можно увидеть сияние бледно-голубоватого цвета, которое похоже на язычки пламени.

Текст Сергея Борисова, журнальный вариант

Огни Святого Эльма

Saint Elmo " s light s

Еще римский философ Сенека говорил, что порой «звезды словно нисходят с небес и садятся на мачты кораблей».

Древние греки называли их огнями братьев-близнецов Диоскуров - Кастора и Полидевка, покровителей моряков, а зажигала огни их сестра - прекрасная Елена. Позднее, в трудах Тита Ливия, отмечалось: когда флот Лисандра выходил в море, чтобы сразиться с афинянами, на мачтах галеры полководца вспыхнули огни, и все воины восприняли это как доброе предзнаменование.

Много позже огни Диоскуров стали именовать огнями святого Эльма, потому что они часто появлялись на шпилях собора святого Эльма в Италии. Но как бы они ни назывались, эти огни всегда были символом надежды, их появление означало, что самое страшное уже позади.

Во время плавания Христофора Колумба в Америку разразилась буря. Что было дальше, гласит предание: «Измученные тяжелой работой, напуганные молниями и свирепым океаном матросы начали роптать. Во всех своих бедах они винили Колумба, затеявшего это безумное плавание, которому нет и не будет конца. Тогда Колумб приказал всем подняться на палубу и посмотреть на мачты. На их концах светились огоньки. И возрадовались матросы, ибо поняли, что святой Эльм милостив к ним, и плавание закончится благополучно, и все останутся живы».

Огни святого Эльма как добрый знак восприняли и спутники Магеллана. Летописец первого кругосветного плавания, рыцарь Пифагетта, оставил в своем дневнике такую запись: «Во время ненастья мы часто видели свечение, которое называют огнями святого Эльма. Как-то ночью оно явилось нам подобием доброго светоча. Огни оставались на верхушке грот-мачты в течение двух часов. В разгар свирепой бури это было для нас большим утешением. Перед тем, как исчезнуть, свечение вспыхнуло так ярко, что мы были восхищены и ошеломлены. Кто-то в неверии своем воскликнул, что сейчас мы погибнем, но в то же мгновение ветер стих».

В 1622 году тысячи «святых огней» усыпали мальтийские галеры, возвращавшиеся на родной остров, а 64 года спустя «святой огонь» буквально взял в плен французский корабль, направлявшийся к Мадагаскару. Находившийся на его борту аббат Шаузи записал: «Дул страшный ветер, лил дождь, сверкали молнии, все волны морские были в пламени. Вдруг я увидел огни святого Эльма на мачтах нашего корабля. Они были величиной с кулак и прыгали по реям, а некоторые спустились на палубу. Они сверкали и не обжигали, поскольку святость их не позволяла им творить зло. Они вели себя на корабле, как дома. Они веселились сами и веселили нас. И продолжалось это до рассвета».

И еще свидетельство - капитана парохода «Моравиа» А. Симпсона, относящееся к «случаю, имевшему место у островов Зеленого мыса» 30 декабря 1902 года: «В течение часа в небе полыхали молнии. Канаты, топы мачт и ноки рей - все светилось. Казалось, на всех штагах через четыре фута повесили зажженные фонари».

Как правило, огни святого Эльма представляют собой светящиеся шары, реже они напоминают пучки или кисточки, еще реже факелы. Но как бы эти огни ни выглядели, они не имеют ничего общего… с огнем.

Это - электрические разряды, возникающие при большой напряженности электрического поля в атмосфере, что чаще всего бывает во время грозы. Обычные молнии сопровождаются оглушительным громом, ведь молния - это сильный и быстрый электрический разряд. Однако при определенных условиях происходит не разряд, а истечение зарядов. Это тот же разряд, но только «тихий», его еще называют коронным, то есть венчающим какой-либо предмет подобно короне. При таком разряде из различных острых выступов - тех же корабельных мачт, - начинают выскакивать одна за другой электрические искры. Если искр много и процесс длится более или менее продолжительно, возникает сияние.

В общем, если ваша яхта вдруг засияет, как новогодняя елка, не хватайтесь за огнетушитель. Вам повезло - это огни святого Эльма, которые всегда приносят удачу морякам. Единственная неприятность, которая вам грозит, это радиопомехи. Но это можно пережить, зрелище стоит того!

Шаровая молния

Ball - lightning

Никто не знает, что это такое - шаровая молния. Величайшие умы человечества бились над разгадкой, пытаясь создать физическую теорию возникновения и протекания этого явления, однако вынуждены были ограничиться гипотезами, которые в устах простого человека звучат так: «Возможно… нельзя исключить… если предположить…» Таких гипотез на сегодняшний день более двухсот, и есть среди них совершенно экзотические, типа: «посланцы из параллельного мира» и «сублимированное единение квазичастиц». И это при том, что давно известно, из чего шаровая молния состоит: азот, кислород, озон, пары воды и т. д. Возможно, шаровая молния - это сгусток сверхкалорийного топлива с энергией до 1 млн. Дж и мощностью взрыва равного взрыву нескольких десятков килограммов тротила. При этом небольшая плотность шаровой молнии позволяет ей парить в воздухе, а собственный источник энергии — перемещаться с весьма приличной скоростью.

Но это все теории, практика же свидетельствует - шаровые молнии опасны и для людей, и для кораблей, ведь часто они возникают над водной поверхностью.

Вот, что случилось в 1726 году с шлюпом «Кэтрин и Мэри», согласно отчету его капитана Джона Хоуэлла: «Мы были у берегов Флориды. Внезапно в воздухе появился огненный шар, который ударился о нашу мачту и разнес ее на 1000 кусков. Потом он убил одного человека, ранил другого и попытался сжечь наши паруса, но ему помешал ливень».

В 1749 году шаровая молния атаковала «Монтего», корабль английского адмирала Чемберса. Доктор Грегори, находившийся на судне, свидетельствует: «Около полудня мы заметили большой огненный шар милях в трех от корабля. Адмирал приказал сменить курс, но шар догнал нас. Он летел в сорока-пятидесяти ярдах над морем. Оказавшись над судном, он с грохотом взорвался. Верхушка грот-мачты была снесена. Пятерых человек на палубе сбило с ног. Шар оставил после себя сильный запах серы. Господь уберег нас от дьявола».

В 1809 году английский военный корабль «Уоррен Гастингс» атаковали сразу три шаровые молнии. Вот строки из отчета о происшедшем: «Один из шаров спикировал и убил матроса. Его товарища, который бросился к нему на помощь, сбил с ног второй шар, опалив пламенем и оставив сильные ожоги. Третий шар убил еще одного человека».

Наконец, случай из нашего времени. В 1984 году шаровая молния едва не отправила на дно озера Эри яхту Уилфреда Дерри, жителя Чикаго. Она появилась после дождя, словно бы из ниоткуда. Заметили ее слишком поздно, а когда Уилфред попытался запустить двигатель, то не смог этого сделать, поскольку микроволновые излучения нарушили работу электросистемы. Минуту или две молния висела над судном, потом чуть опустилась… и взорвалась. Контуженный Дерри упал на палубу. Взрыв повредил его барабанные перепонки, а вспышка «в тысячу солнц» лишила зрения. Также Дерри получил термические ожоги. По счастью, он был не один на борту, в каюте спала его жена. Она и привела яхту, чей мотор вдруг волшебным образом «ожил», к берегу. Слух и зрение вернулись к пострадавшему от шаровой молнии только через несколько недель.

Надо заметить, что Уилфреду Дерри еще повезло - и что касается здоровья, и касательно его собственности. Его судно могло вспыхнуть, как свечка! Но молния взорвалась над яхтой, а не при соприкосновении с ней. Вещество шаровой молнии обладает свойством, во-первых, рассыпаться на тысячи маленьких огненных шариков, а во-вторых, как бы прилипать к поверхности. Тогда загорается дерево, из-за резкого перепада температур трескается стекло и коробится пластик. Наконец, молния могла прожечь борт или стекло иллюминатора, и взорваться в каюте. Короче, могло быть хуже.

Наблюдения показывают, что шаровые молнии обычно движутся навстречу загрязненному воздуху, например, дыму из трубы или от костра. Привлекают их и отработанные газы, что объясняет, почему шаровые молнии иногда преследуют суда.

Впрочем, парусные яхты тоже не могут чувствовать себя в безопасности, особенно идущие с приличной скоростью. За быстро движущимся судном образуется область пониженного давления в более теплом воздухе, а это для шаровой молнии, как «путеводная нить».

Так что же делать при встрече с шаровой молнией? Прежде всего надо постараться избежать лобового столкновения, а дальше - у вас есть выбор. Вариант №1. Вы глушите двигатель (если он работал), укрываетесь в каюте, закрыв дверь и задраив иллюминаторы, и ждете, когда незваная гостья отстанет от вас, ведь срок ее жизни недолог. Вариант №2. Если вы уверены в скоростных возможностях вашей лодки, вы пускаетесь наутек; запасов энергии шаровой молнии хватит минуты на две-три преследования, после чего она или взорвется у вас за кормой, или, израсходовав свои энергетические ресурсы, поднимется вверх и… исчезнет. Что и требуется.…
Огни святого Эльма и шаровая молния - явления со знаком «+» и знаком «-». Не бойтесь первого и опасайтесь второго. Мы вас предупредили, а кто предупрежден, тот защищен.

В самое «темечко»

Удар молнии в мачту может вывести судно из строя. Особую опасность в этом случае представляют незаземленные мачты, проходящие до киля — разряд молнии проходит через мачту почти без сопротивления и пробивает киль и обшивку.

Громоотвод на мачте, один конец которого соприкасается с водой, может считаться надежной защитой в том случае, если под водой имеется достаточно большая переходная площадь с сопротивлением в пределах 0,5 — 1 ом. При малой переходной площади в воде образуется «воронка напряжения» — гигантский перепад потенциалов между концом провода и водой. Эта разность может привести к тому, что яхта попадет под второй удар, который последует из воды и окажется сильнее первого, вследствие эффекта так называемого «каскадного наложения». Поэтому к килю необходимо прикреплять металлические пластины из нержавеющей стали, латуни, бронзы или меди. В общем, чем больше на судне металлических частей, обеспечивающих переход заряда из атмосферы в воду, тем лучше. Правда, обилие металла нередко отрицательно сказывается на радиосвязи, провоцируя помехи.

Монтируют громоотвод таким образом, чтобы он приблизительно на 10 см возвышался над клотиком мачты. В качестве собственно громоотвода обычно используется изолированный медный кабель сечением 35 мм2 или алюминиевый сечением 50 мм2. Внутри мачты или закрепленный вдоль нее, громоотвод спускается к палубе, проходит сквозь нее, уходит под пайолы и закрепляется на килевых болтах. Отрицательный полюс аккумулятора и антенна заземляются главным проводом; баллер руля, топливные баки, двигатель — боковыми отводами.

Следует иметь в виду, что даже при хорошей грозозащите молния может причинить неприятность. Например, девиационная таблица компаса требует коррекции после удара молнии, так как меняется магнетизм судна.

Огни святого Эльма

Огнями святого Эльма мореходы называют яркое свечение, вызываемое накоплением электрического заряда во время грозы, которое часто появляется на мачтах и реях кораблей. Это свечение можно увидеть и вокруг пробивающегося через тучу самолета, а иногда и просто в высокогорных районах, когда грозовая туча проходит над высоким пиком. Это поразительное природное явление с интригующе-романтическим названием относится к виду тихих электрических разрядов. В естественных условиях оно наблюдается исключительно в ночное время в виде светящихся кисточек, струй, шлейфов, покрывающих острия и шпили высоких строений, оснастку судов и вершины других возвышающихся предметов. Для неподготовленного человека это довольно пугающее зрелище - кажется, что окружающие предметы охвачены каким-то потусторонним пламенем, причем зачастую это сопровождается легким сухим потрескиванием, будто горит куча хвороста. «В течение целого часа в небе полыхали молнии. Стальные канаты, верхушки мачт, нок-рей, концы подъемных стрел - все светилось. Казалось, на всех штагах через каждые четыре фута повесили зажженные лампы, а на концах мачт и нок-рей засветили яркие огни. Словно мириады цикад поселились в оснастке, или с треском горел валежник и сухая трава», - писал капитан парохода «Моравия» А. Симпсон.

Легенда связывает появление чудесного свечения со святым Эльмом (Эразмом, или Эрасмусом), покровителем моряков Средиземноморья, который, как рассказывают, умер в море во время сильного шторма. Перед смертью он обещал морякам, что непременно явится им в том или ином виде, чтобы сообщить, суждено ли им спастись. Вскоре после этого на мачте появилось странное свечение, которое они и восприняли как явление либо самого святого, либо посланного им знака во исполнение своего обещания.

В некоторых других источниках происхождение термина «огни святого Эльма» связывают с названием религиозного праздника в честь святого Эльма, когда над одной из церквей верующие увидели светящиеся верхушку и крест. Быстро разнесшаяся молва, раздутая религиозным экстазом прихожан, обеспечила популярность этого «знамения». Загадочному феномену, возможно, было бы дано другое название, если бы верующие знали, что подобные «чудеса» наблюдались в другом месте и в другое время. Так, в Древней Греции это явление называлось «огнями Кастора и Поллукса» - по имени мифических братьев-близнецов, которым Зевс дал бессмертие, превратив их в две самые яркие звезды в созвездии Близнецов.

Исторические документы того времени зафиксировали появление огней святого Эльма среди греческих воинов перед решающими морскими и сухопутными сражениями, победы в которых прославили впоследствии греческое оружие. Позднее диковинные огни стали называться Еленой в честь сестры светящихся братьев-близнецов. Плиний сообщает, что в его времена путешественники считали добрым знаком появление двойных огней, ибо тогда судно явно находилось под покровительством Близнецов; если же огонь был одиночный, то это воспринималось как дурной знак и предзнаменование кораблекрушения. Греки-христиане без излишних затруднений переименовали их в огни святой Елены в честь благочестивой императрицы, совершившей поездку на Святую землю в поисках истинного Креста. В Испании и Португалии их называли «Corpus Santo», подразумевая воплощение святого Эльма. Подобные диковинные огни нашли документальное отражение и в летописях на Руси. Например, в Начальной летописи, датируемой 1618 г., можно прочесть следующее: «В день И февраля месяца в Печерском монастыре явился столп огнен от земли до небеси, а молния осветиша всю землю, и в небеси прогреме в час первый нощи, се же столп первее ста на трапезнице камяной, яко не видете бысть креста, и постояв мало, соступи на церковь и ста над гробом феодосевьевым».

Вполне закономерно, что суеверные люди принимали описываемое природное явление за небесное «знамение», особенно если видели свечение высоко расположенных над землей церковных крестов. Служители культа использовали этот феномен для усиления религиозности среди верующих. А в Швейцарских Альпах жители использовали огни святого Эльма для своеобразного прогноза грозы. На возвышенном месте (например, на стене замка) водружалось копье с деревянным древком. Стражник замка время от времени подносил к этому копью алебарду, и если появлялись искры, он звонил в колокол, предупреждая крестьян, пастухов и рыбаков о приближающейся грозе.

Но особенно благоговейно к этому явлению относились моряки. Их охватывал радостный трепет, когда в обстановке низко летящих облаков на концах мачт вдруг возникало свечение - символ того, что Святой Эрасмус принял судно под свое покровительство. И поскольку чудесные огни обычно появляются тогда, когда самый пик шторма уже позади, счастливое «знамение» обычно сбывалось, и корабль выходил победителем в битве с волнами. Так, Христофор Колумб сумел подбодрить свою упавшую духом команду, указав на священные огни на верхушке мачты как на предсказание скорого окончания их изнурительного похода. В дни парусного мореходства считалось счастливой приметой, когда волшебные огни оставались наверху среди мачт, и предвещало беду, если огни спускались на палубу. Некоторые моряки верили, что это душа погибшего капитана или другого морского товарища, возвращающаяся на корабль, чтобы предупредить о кораблекрушении или другом бедствии. Считалось опасным подходить к свечению близко или пытаться прикоснуться к нему, а если оно появлялось в виде нимба вокруг чьей-то головы, то это означало скорую смерть и переход в мир ангелов.

В настоящее время природа этого красивого и захватывающего явления разгадана наукой. Свечение огней святого Эльма возникает в наэлектризованной атмосфере, когда величина напряженности электрического поля в атмосфере у острия достигает порядка 500 В/м и выше. Этот тлеющий разряд сходен с огнями неоновых реклам и возникает вследствие стекания электрического заряда с острых концов различного рода предметов. Как известно, все тела состоят из положительно и отрицательно заряженных частиц. Эти частицы притягиваются друг к другу, и если их разъединить, то они всячески стремятся соединиться вновь. Когда у основания облака скапливаются отрицательно или положительно заряженные частицы, то они способствуют возникновению противоположного заряда на поверхности земли. Между землей и облаками образуются потоки заряженных частиц, и когда они начинают двигаться с большой скоростью, то на небе появляются яркие вспышки молний. Если заряды не имеют возможности накопиться до возникновения желаемой разрядки, так как где-то произошла их «утечка», то молнии не могут образоваться. Именно по такому принципу работают громоотводы - верхушка громоотвода способствует «утечке» электронов и предотвращает вспышки молний. Таким образом, огни святого Эльма - естественное свечение, которое сопровождает атмосферные электрические «утечки» зарядов.

Огни святого Эльма иногда можно видеть зимой во время метелей или в сухую погоду с пыльными ветрами (например, во время песчаных бурь). В этом случае необходимое условие для появления свечения - наличие в сухом воздухе твердых диэлектрических частиц песка, пыли или снега, переносимых ветром. При взаимном трении частицы «аэрозоля» электризуются, что приводит к локальному увеличению напряженности электрического поля и вызывает появление электрических разрядов. Порой эти огни, венчая коров, пасущихся в долинах предгорий, превращают их в невиданных сверхъестественных чудовищ.

Имеются свидетельства, что таинственное свечение возникает также во время извержений вулканов, когда воздух насыщен вулканических пеплом и частицами выбрасываемой породы.

Но чаще всего феномен чудесных огней наблюдают в горах, причем явление достигает максимума, когда основание облака почти касается земли. Не исключено, что горевший и несгоравший куст, в виде которого Бог беседовал с Моисеем на Синайской горе, был ни чем иным, как огнями святого Эльма. Полагают, что свечение более яркое и красноватое, когда грозовое облако на своей нижней границе имеет отрицательный заряд. А если нижняя часть облака заряжена положительно, свечение слабее и имеет голубоватый оттенок, что встречается значительно реже.

Впрочем, для корабельных радистов огни святого Эльма создают особые трудности, сильно электризуя радиоантенну. Порой этот светящийся феномен можно увидеть и на самолетах, где огнями венчаются винты и различные заостренные части корпуса. Но появление этого феномена отнюдь не радует пилотов вследствие сильных статических помех.

Для устранения негативного действия на самолетах устанавливаются специальные разрядники в виде металлических метелочек, закрепленных на некотором расстоянии друг от друга. Эти разрядники не дают накопиться на корпусе заряду большой величины, а появляющийся заряд постепенно «сцеживается» в атмосферу.

Из книги Моя летопись: 1999-2007 автора Москвина Татьяна Владимировна

ОГНИ ОТЕЧЕСТВА Мы примерно в пяти минутах от активного поиска иностранных шпионов, агентов и вредителейВ прошлой статье, написанной еще до выборов, я ляпнула следующее: «Наши простодушные предки, составлявшие летописи, давно сопрягли бы в уме фигуру правителя с

Из книги Газета Завтра 809 (21 2009) автора Завтра Газета

Андрей Смирнов ОГНИ БАРТО Барто. Секс, насилие и хорошее настроение. ("Восход") 2009Скандальный проект из "города-героя" Люберцы уже третий год беспокоит музыкальную аудиторию. Тандем Мария Любичева - Алексей Отраднов, несмотря на мягкие руссоистские фамилии, выдаёт городу и

Из книги Газета День Литературы # 99 (2004 11) автора День Литературы Газета

Сергей Шаргунов ПЛОДЫ И ОГНИ 1 Пусть хрусты хранит толстокожий арбуз, желания женские - дыня. Когда я подкидывал царственный груз, горела ладонь, как гордыня. Холеная дыня, сегодня тебя, в живот загорелый вжимая, подумал, сырыми когтями скребя: "А вдруг ты

Из книги Измененное состояние. История экстази и рейв-культуры автора Коллин Мэттью

Из книги Из боя в бой. Письма с фронта идеологической борьбы автора Жуков Юрий Александрович

Декабрь 1947. Огни Бродвея Обстоятельства сложились так, что мне довелось прожить подряд - в нынешнем и в прошлом году - по три месяца в Нью - Йорке в разгар театрального сезона. Я и мои друзья, освещавшие для советской печати сессии Генеральной Ассамблеи ООН, жили в

Из книги 100 знаменитых загадок природы автора Сядро Владимир Владимирович

ЭТИ ЗАГАДОЧНЫЕ БЛУЖДАЮЩИЕ ОГНИ Отправляясь в увлекательное путешествие в мир загадок и чудес природы, нельзя обойти вниманием такую интересную проблему как блуждающие огни. Ученые многих стран, рассматривая природу этого явления, выдвигают множество удивительных

Из книги Врата в будущее. Эссе, рассказы, очерки автора Рерих Николай Константинович

Огни испытания «И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?» (Коринф. 14:8) Про одного святого говорили, что даже при упоминании о зле, он чувствовал боль. Не следует считать такого святого белоручкой, но скорее нужно изумляться его

Из книги Литературная Газета 6446 (№ 3 2014) автора Литературная Газета

Какие огни ярче Перед самым Новым годом интернет взорвала очередная новость: отправлен в отставку главный редактор выходящего в Новосибирске журнала "Сибирские огни" Владимир Берязев. Решение было принято с сугубой чиновничьей «грамотностью»: впереди длинные

Из книги Вторая мировая (июнь 2007) автора Русская жизнь журнал

Огни небольшого города Вступил в силу приговор Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа, вынесенный в отношении Ольги Зайцевой по факту растраты и мошенничества.В ходе расследования преступления установлено, что неработающая жительница Югорска

Из книги С Потомака на Миссисипи: несентиментальное путешествие по Америке автора Стуруа Мэлор Георгиевич

Из книги Психоз планеты Земля автора Островский Борис Иосифович

Часть I Огни в океане Самое удивительное в тайнах то, что они существуют. Гильберт Кит Честертон Хроника, леденящая душу Этот день не предвещал ничего дурного. И уж тем более – страшного, эхом отозвавшегося во всех концах света. Между тем даже скупая хроника того дня

Из книги Дизайн техносферы [Очерки эволюции] автора Курушин Владимир Дмитриевич

Огни в океане Восемнадцать лет прошло с тех пор, как в голове Христофора Колумба зародился дерзкий и величественный замысел – достичь восточных берегов Индии, обогнув земной шар. И вот 3 августа 1492 года флотилия, состоявшая из трёх кораблей, покинула портовый город Палос,

Из книги Железный бульвар автора Лурье Самуил Аронович

Из книги Бабай всея Руси автора Мурзагулов Ростислав

ОГНИ БОЛЬШОГО ДОМА Все думаю: стоит ли разрушать Большой Дом - зловещее творение Ноя Троцкого на Литейном, - этот собор, так сказать, Пляса на крови?Разрушить до основания, вернее - вырвать с корнем, с подземными этажами - размолоть в щебень, вывезти и торжественно

Из книги Загадки звездных островов. Книга 3 автора Родиков Валерий

Огни После этого визита я понял, что ходить к Бабаю за вводными не надо, а надо ходить, если есть необходимость рассказать о чем-то, что ему стоит знать, сказать, что ты предпринимаешь и спросить, все ли ты правильно делаешь. Одним словом – нужно было задавать вопросы

Из книги автора

Огни в сумеречном небе ПЕТРОЗАВОДСК, 2 °CЕНТЯБРЯ 1977 ГОДАПеред самым рассветом над горизонтом вспыхнула яркая звезда. Прорезан небосвод, она довольно медленно поднималась вверх, пульсируя искрящимся красноватым спетом. Затем плавно повернула влево, обозначив дугу, и

На королевский я попал корабль. Повсюду там от носа до кормы. На палубе и в трюме, и в каютах Я сеял ужас; пламенем взвивался На мачте, на бушприте и на реях.

Эти строки, взятые эпиграфом, не поэтический вымысел. Имеется немало свидетельств очевидцев, которые наблюдали на мачтах, стеньгах, реях светящиеся султаны. Древние мореплаватели называли их «огнями святого Эльма».

Две тысячи лет назад римский философ Сенека говорил, что во время грозы «звезды как бы нисходят с неба и садятся на мачты кораблей». Он имел в виду разряды в виде пламени, которые возникают не только на рангоуте кораблей, но и на куполах церквей, верхушках башен, шпилях и высоко в горах. Однако чаще всего «святые огни» наблюдаются в океане. Иногда, когда грозовые облака проходят над судном, на мачтах видно свечение, обычно сопровождаемое легким потрескиванием. При дневном свете огни не видны, но ночью представляют эффектную, иногда жуткую картину.


Появление «огней Эльма» воспринималось моряками как знак, возвещающий об окончании шторма и тяжелой работы на корабле. Одно из преданий о плавании Христофора Колумба в Америку гласит: «Казалось, что буря никогда не утихнет. Измученные тяжелой работой, напуганные сверкающими молниями и свирепым океаном матросы начали роптать. Во всем винили Колумба, затеявшего это опасное плавание, которому, казалось, не будет конца. Тогда Великий мореплаватель приказал всем подняться на палубу и посмотреть на мачты. На их верхушках красовались огоньки синеватого цвета. Матросы обрадовались, посчитав рассыпавшиеся на мачтах огни вестником милости к ним святого Эльма».

С изумлением наблюдали в Атлантическом океане появление огней спутники Магеллана. Один из них, рыцарь Пигафетта, сделал в своем дневнике такую запись: «Во время бурь мы часто видели свечение, которое называют огнями святого Эльма. Как-то в темную ночь оно явилось нам подобием доброго светоча. Огни оставались на верхушке грот-мачты в течение двух часов. В разгар свирепой бури это было для нас большим утешением. Перед тем как исчезнуть, свечение вспыхнуло так ярко, что мы, можно сказать, были ошеломлены. Все считали, что теперь наступит гибель. Однако в то же мгновение ветер стих...»

Действительно, сильный ветер и высокие волны предшествуют грозе. Но когда гроза над головой и зажигаются огни Эльма, самое худшее уже позади.

Бывает, что свечение султанов продолжается длительное время. Зафиксированы случаи, когда огненный шар, спустившись к основанию мачты, катится затем по палубе. Иногда огни бегают по волнам. О подобных явлениях писали еще Гомер и Гораций. Тогда люди также считали эти огни счастливым предзнаменованием и обожествляли их, называя именами Кастора и Поллукса - полубогов, покровительствующих морякам. Английские моряки называли «огни святого Эльма» телом святого.

«Святые огни» нередко появлялись в больших количествах. В 1622 году после непогоды все галеры острова Мальта вдруг осветились этими огнями. Они как бы перепрыгивали с мачты на мачту, приветствуемые троекратным свистом и возгласами матросов.

11 июня 1686 года французский военный корабль, находясь на траверзе Мадагаскара, подвергся настоящей атаке «святого огня». Находящийся на борту корабля аббат Шаузи записал: «Дул страшный ветер, лил дождь сверкали молнии, все море было в огне. Вдруг я увидел на всех наших мачтах огни «святого Эльма», которые спускались на палубу. Они были величиной с кулак, сверкали, прыгали и вовсе не обжигали. Все почувствовали запах серы, но грома не было. Блуждающие огоньки вели себя на корабле, как у себя дома. Это продолжалось до рассвета».

30 декабря 1902 года пароход «Моравия» находился вблизи островов Зеленого мыса. Вся команда стала тогда свидетелем удивительного зрелища. Вот запись в судовом журнале, сделанная капитаном А. Симпсоном: «В течение целого часа в небе полыхали молнии. Стальные канаты, верхушки мачт, ноки рей и грузовых стрел - все светилось. Казалось, на всех штагах через каждые четыре фута повесили зажженные фонари...». Говоря далее о сопровождающем свечение странном шуме, капитан писал: «Словно мириады цикад поселились в оснастке или с треском горел валежник и сухая трава».

Нередко наблюдают это интересное явление и современные мореплаватели.

«В июле I960 года я участвовал в перегоне теплохода «Двина» из порта Провидение в порт Находка,- сообщает В. Алексеев из Приморского края, - и между мысом Олюторским и Командорскими островами стал свидетелем странного, таинственного явления природы. Когда в два часа ночи я заступил на вахту, небо было покрыто черно фиолетовыми облаками. Мы шли на буксире у парохода « Пугачев». Минут через 30 я вдруг увидел, что контуры его мачт, вант и надстройки стали как-то необычно четко видны. Еще через несколько минут на всех выступающих частях судна появилось свечение, а на клотиках мачт возникли как бы светящиеся кисточки. Вскоре, казалось, вся поверхность судна покрылась светящейся голубоватой бахромой. Особых звуков и запахов я не заметил. «Пугачев» наблюдался как сплошное светящееся пятно. Все это длилось часа два с половиной».

Что же такое огни Эльма? Какова причина столь загадочного на первый взгляд явления природы?

Они похожи на языки пламени, но в действительности не имеют ничего общего с огнем. Это так называемые тихие разряды атмосферного электричества, которые чаще всего наблюдаются во время гроз, снежных бурь, шквалов.

Фейерверки атмосферного электричества не всегда сопровождаются грозовыми явлениями. Во время грозы, иногда еще задолго до ее развития, напряженность электрического поля в атмосфере возрастает во много сот и даже тысяч раз. Вот тогда-то нередко и появляются особого рода светящиеся разряды на остриях и острых углах предметов, возвышающихся над земной поверхностью. Потенциал электрического поля на них может достигнуть такого критического значения, которое оказывается достаточным для электрического пробоя воздуха. Это явление сопровождается стеканием электрических зарядов, вызывающих образование светящейся «короны». Подобное свечение можно наблюдать в лампах дневного света.

«Огни Эльма» впервые были воспроизведены в лаборатории члена-корреспондента АН СССР Б. В. Войцеховского. В отношении этого явления Богдан Вячеславович высказал тогда свою, отличную от общепринятой, точку зрения: «Как и большинство явлений, связанных с атмосферным электричеством, «огни Эльма» протекают в облаках - в массе заряженных частиц, которые обычно несут отрицательный заряд. В ненастье облака могут очень низко опускаться и своей нижней частью касаться земных предметов: шпилей, башен, деревьев, корабельных мачт. Капли воды с отрицательным зарядом встречаются с этими заряженными положительно предметами, и возникают нескончаемые разряды, своего рода микромолнии. Они-то и заставляют светиться шпили и мачты».


«Святые огни» создают помехи и затрудняют радиосвязь. И хотя они безопасны, их все же следует избегать, так как они указывают на места возможной концентрации больших зарядов атмосферного электричества.

Это явление знакомо в основном морякам. Во время шторма на мачтах кораблей появляются светящиеся шары, которые могут спускаться на палубу или висеть на снастях.

Среди моряков огоньки считаются хорошим знаком. Говорят, что это сигнал о скором окончании шторма, который подает святой Эльм - покровитель мореходов. Святой скончался во время бури, но перед смертью он обещал своим товарищам помочь справиться со стихией и, указывая путь огнями, провел корабль сквозь волны в тихую гавань.

Огни святого Эльма не раз были описаны путешественниками. О появлении загадочного свечения вспоминал сам Христофор Колумб . Огоньки появились на мачте его кораблей незадолго до того, как великий мореплаватель наконец-то увидел землю. Еще одним свидетелем появления огней святого Эльма был Чарльз Дарвин. Он наблюдал таинственный свет во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль».

Так что же это за свечение? На самом деле ничего загадочного в появлении «голубого пламени» нет. Это всего лишь электрический разряд в атмосфере, который возникает во время грозы. Вокруг объектов с острыми верхушками, расположенных на большой высоте, потенциал электрического поля особенно велик, что и рождает свечение.

Огни святого Эльма могут появляться не только на мачтах кораблей, они часто возникают на вершинах гор, на линиях электропередач, макушках высоких деревьев, шпилях церквей. Свечение может образоваться и на обшивке самолета, когда лайнер попадает в облако вулканического пепла. Такой случай был зафиксирован в 1982 году. Инцидент произошел с британским лайнером, пролетавшим над островом Ява и попавшим в столб вулканического пепла. Ни экипаж, ни пассажиры ни о чем не подозревали, пока на борту не начались серьезные проблемы. Сначала пилоты заметили огни на лобовом стекле. Затем свечение появилось на крыльях самолета, при этом приборы не показывали наличия грозового фронта. Вскоре огни окружили двигатели самолета. Пассажиры могли наблюдать яркие всполохи, вырывавшиеся прямо из турбин.

Спустя несколько часов у самолета поочередно отказали все четыре двигателя. Командир корабля обратился к пассажирам с заявлением, которое впоследствии назвали самым большим преуменьшением в истории. «Дамы и господа! - сказал командир корабля. - На борту возникла небольшая проблема. Отказали все четыре двигателя. Мы делаем все возможное, чтобы их запустить.»

Завести двигатели так и не удалось - экипаж лишь на время запустил две вышедшие из строя турбины. Лайнер планировал, стараясь дотянуть до аэропорта Джакарты, где можно было совершить аварийную посадку. Незадолго до того, как самолет приблизился к порту, на ветровом стекле вновь появились огни святого Эльма. Пилоты сочли это добрым предзнаменованием. Самолет благополучно сел, несмотря на то, что лобовое стекло почти полностью потеряло прозрачность, руление оказалось невозможным, а большинство приборов отказало.

Брокенские видения

Горный массив Гарц в Германии с давних пор привлекает любителей острых ощущений. В окрестностях горы Брокен время от времени в небе появляются призрачные великаны - огромные подвижные тени, окруженные светящимися кольцами.

Говорили, что Брокен - место, где ведьмы собираются на свои шабаши. Ходили слухи, что в окрестностях горы живут колдуны огромного роста, способные растворяться в пространстве.

Тайна брокенских призраков была раскрыта лишь в XVIII веке. Разгадал ее физик Хауэ . Ему удалось встретиться с брокенским призраком. В момент появления светящегося привидения Хауэ не растерялся и снял шляпу, чтобы поздороваться с пришельцем. Призрак сделал такое же движение. Хауэ взмахнул рукой - призрак повторил и это. Тут-то ученый и догадался, что фигура в светящемся кольце - не что иное, как его собственная тень!

Объяснение оказалось довольно простым. Вокруг горы Брокен часто выпадают туманы, а облака частенько опускаются ниже вершины. В результате, когда солнце светит из-за спины человека, его тень проецируется в тумане или попадает на облака. И тут возникает оптический обман. Когда тень лежит на земле, наблюдатель вполне может оценить ее размер. А когда тень лежит на прозрачной поверхности, она становится объемной. При этом оценить точное расстояние до нее невозможно. В этом случае тень кажется несоизмеримо большой. Кроме того, тень, отображенная на земле, полностью повторяет движения «хозяина», и, когда тот неподвижен, тень тоже остается статичной. Другое дело тень, отброшенная в тумане или облаках. На такой поверхности тень может колебаться из-за движения воздуха, и создается ощущение, что силуэт движется сам по себе. Что касается световых колец, окружающих «призрак», то это всего лишь солнечный ореол, свет которого отражается от капель воды в облаках или в тумане. Таким образом создается эффект, подобный радуге.

Свеча покойника

Так называют блуждающие огоньки, появляющиеся в районе кладбищ и болот. Обычно свет возникает на уровне человеческой груди, и кажется, будто кто-то движется в темноте, освещая свой путь свечой. Встреча с такими огнями никогда не сулила добра - считалось, что призраки умерших огоньками заманивают живых в лесные чащи или болота.

За привидения часто принимают фосфористый водород, который образуется при гниении, - не случайно призраки обитают в основном в окрестностях кладбищ и болот, где под землей идет активное разложение органических останков. Светящийся газ поднимается до двух метров над землей и хорошо виден в темноте. При малейшем порыве ветра он начинает движение, таким образом, человеку может показаться, что призрак заманивает его в трясину.