Анализ школьных программ по литературному чтению. Общая характеристика линии умк по литературному чтению


Для анализа одной программы мало, и мы для сравнения взяли учебники по "Литерному чтению" такого учебно-методического комплекта, как "Перспективная начальная школа". На 4 года обучения рассчитано семь учебников: 1 класс - один учебник - хрестоматия; 2,3 и 4 классы - это учебники в 2 частях. Автором учебников является Н.А. Чуракова.

Что же требует учебно-методическая программа по литературоведческой пропедевтике? К концу первого класса учащиеся познакомятся с:

Малыми фольклорными жанрами: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическому освоению (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка.

Средствами художественной выразительности. Обнаружению приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичному представлению об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

Жанрами литературы. Общими представлениями о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражению собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

Хрестоматия начинается со знакомства со сквозными героями. Первая сказка, которая встречается учащимся - это сказка Дональда Биссета "ШШШШШ!". В этой сказке есть звукопись, повторения. Автор учит детей работать с содержанием, находить нужные тексты быстрее, если знаешь на какой странице они находяться. Следующая сказка тоже Дональда Биссета - "Бац!", после неё у детей спрашивают их отношение к героям. На той же странице идёт интеграция с географией (ботаникой), дети перечисляют знакомые цветы, которые растут на клумбах. Знакомство со звукописью происходит в следующих стихотворениях: Андрей Усачёв "Шуршащие стихи", Марина Бородицкая "Разговор с пчелой", Елена Благинина "Над сугробом синь-синь". Дальше появляются такие жанры как: считалки, скороговорки и загадки, уже известного им автора - Е. Благининой.

После малых фольклорных жанров появляются сказки. Сказка Д. Биссета "Под ковром" и сказка русского писателя Николая Друка "Сказка" похожи поступками своих героев. После прочтения сказок детей спрашивают - чем они похожи, спрашивают их первое впечатление. В этом разделе вводится понятие герой и героиня. Далее Н. Чуракова знакомит первоклассников с новым писателем Борисом Заходером и его "Избранным": "Избранное - это какое? - с уважением в голосе спросил Миша. -Избранное - это самое лучшее, - то, что отобрали, избрали, - пояснил Михаил Потапович". Для детей открывается новое знание, что Б. Заходер - это не только поэт, но и писатель, и дальше они начинают читать его сказку "Серая звёздочка". "Серая звёздочка" в хрестоматии - это комулятивная сказка, в которой диалоги и действия повторяются и развиваются по мере развития сюжета. Эта сказка в учебнике представлена в нескольких частях, к которой постоянно возвращаются, после изучения других текстов. В ней есть повторы, олицетворения, звукопись ("дурр-р-рачок").

В стихотворении Агнии Барто "Я одна ничья сестра…" у детей спрашивается: "Агния Барто пишет о себе или о ком-то другом?" - дети учатся определять, от чьего лица рассказывается история. То же задание предлагается к стихотворению Виктора Лунина "Когда я стану взрослым". В этой сказке используется такой приём художественной речи, как олицетворение (говорящие животные). Приуменьшение, употребление уменьшительно-ласкательных форм детям нужно найти в стихотворении Саши Чёрного "Галчата", в этом же тексте есть описание галчат. Есть интересное задание к стихотворению Саши Чёрного "Песня солнечного луча": "Прочитайте стихотворение по цепочке вшестером. Какие части интереснее читать вслух?". Здесь, прежде чем прочитать, детям предстоит разделить стихотворение на смысловые части. Приём "звукопись" снова встречается в стихотворении С. Чёрного "Песня мухи", в котором повторяются звуки "зу зу зу", "зынь - дзынь". Мнение детей о поступке Вани спрашивается после рассказа Льва Толстого "Косточка". Далее, почти на половине учебника, встречается объяснение понятия рассказ: " - Хорошая сказка, но уж очень длинная, - сказал Незнайка. - В библиотеке есть книжка, которая мне очень нравится. Там рассказы. Они короткие и очень красочные".

И наконец, Н. Чуракова, знакомит первоклассников с жанром русских народных сказок. После сказок "Маша медведь" и "Три медведя" объясняется - почему народные сказки пересказывать легче, чем литературную: "Все народные сказки появились очень-очень давно, когда люди ещё е умели писать и читать. Их не записывали, а просто рассказывали друг другу. Они всегда легко запоминаются, потому что в них повторы" (вводится новое понятие - повтор). После сказки "Теремок" вводится ещё одно новое понятие - докучная сказка. Определение понятия не даётся, просто в пример приводится сказка "Теремок". Докучная сказка - сказка, в которой повторяется один и тот же фрагмент текста: "Теремок - теремок! Кто в тереме живёт?".

Последнее стихотворение этого учебника - С. Маршак "Багаж". В этом стихотворении есть повторы. Самый главный вопрос после текста: "Легко ли это стихотворение запомнить наизусть? Чем оно похоже на докучную сказку "Теремок"? Чем отличается от них?". Здесь нужно найти сходства стихотворения и русской народной сказки, вспомнить, что такое докучная сказка. На этом заканчивается хрестоматия для учеников 1 класса.

В курсе 1 класса дети познакомились с малыми литературными жанрами; сказкой, рассказом, стихотворением; средствами художественной выразительности. В учебнике представлено не так много писателей и поэтов, чтобы у детей сложилось общее представление об их творчестве.

Учебник для 2 класса составлен в 2 частях. К концу второго класса обучающиеся должны научиться:

Различать сказку о животных, волшебную сказку, бытовую сказку;

Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований: особенности построения и основная целевая установка повествования);

Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст; фигуры: повтор).

Первая часть учебника состоит из 5 блоков. Первый блок называется "В гостях у Учёного Кота". Сквозные герои напоминают детям о том, что сказки бывают народные и авторские. В диалоге Миши и Кота оговаривается, что не картинки рисуют к произведениям, а иллюстрации. Следом идёт произведение А.С. Пушкина "У лукоморья дуб зелёный…", где говориться, что этот текст - это вступление к произведению "Руслан и Людмила". В этом тексте встречается повтор слова "там". Для детей открываются новые знания о волшебной сказке, ведётся разговор о концовке сказки, так же спрашивается: "Являются ли рассказчики сказок частью волшебного мира?", то есть оговаривается ещё и то, что в волшебной сказке есть другой, вымышленный мир. Следующее произведение А. Пушкина - "Сказка о рыбаке и рыбке", и в нём есть выделения разными цветами. Выделение синим цветом - это место, где начинается новая часть, детям здесь нужно найти различия между ними и определённые сходства. Жёлтый цвет - это тоже разделение на части, только части выделенные синим и жёлтым цветами отличаются друг от друга и несут в себе разный смысл. Детям предлагается ещё подумать о том, что в сказке есть земной мир и волшебный, найти доказательства, найти представителей этих миров. Далее идёт небольшое вступление про сказки о животных, что существует множество народных сказок, где одни и те же животные могут действовать по-разному. Первая сказка про животных - это русская народная сказка "Петушок - золотой гребешок". После неё вспоминаются понятия: герой, сказка-цепочка, докучная сказка. Следом мы увидим американские сказки в пересказе Д. Харриса "Братец лис и братец кролик", "Почему у братца опоссума голый хвост". После сказок есть важное уточнение: "Хитрец и проказник в СКАЗКАХ О ЖИВОТНЫХ часто самый главный герой!" (с.40). Приметы волшебной сказки дети будут искать и в китайской сказке "Как собака с кошкой враждовать стали", в ней обязательно должны быть: волшебные помощники, волшебные предметы, чудеса. Детям ставится проблема: это сказка волшебная, но в ней участвуют животные, значит эта сказка о животных. Как поступить в такой ситуации? Что ответить? Сначала второклассники выдвигают свои гипотезы, а после, могут обратить внимание на рамочку, в которой синим шрифтом написано: "В сказках животные - ГЕРОИ. В волшебных сказках животные - ПОМОЩНИКИ героев". (с.49) И это является существенным примечанием для школьников (чего кстати нет в учебниках Кубасовой). С помощью этого дети лучше усвоят особенности и различия каждой из представленных сказок. В сравнение китайской сказке приводится отрывок из русской народной сказки "Волшебное кольцо". Дальше автор учебника знакомит детей с устным народным творчеством: небылицами, прибаутками, загадками, закличками, скороговорками.

Следующий блок называется "В гостях у Незнайки". Первое произведение этого блока - "Фантазёры" Н. Носова. В этом тексте дети должны научиться различать обман и выдумку. В этом тексте есть звукопись: "Ха-ха-ха", "э-э-э", "гхм". Звукопись встречается и в следующем рассказе Д. Родари, который называется "Бриф! Бруф! Браф!". Автор учебника знакомит с волшебными историями Б. Окуджавы " Прелестные приключения" (отрывок), Д. Биссета "Хочешь, хочешь, хочешь…".

Третий блок называется "В гостях у Барсука". Вопрос блока: "Что такое настоящее богатство?", этот вопрос будет сопровождать каждый текст. Такой сквозной герой, как Барсук, знакомит ребят с необычным стихотворением - хокку, или хайку. В этом блоке второклассники знакомятся со сказками С. Козлова "Ёжик в тумане" (отрывок) и "Красота". Уделяется большое внимание японской культуре, японским произведениям: японские сказки "Барсук - любитель стихов", "Луна на ветке", стихотворения авторов Иссё, Бусон, Тиё, Оницура. Также учащихся знакомят с книгой "Денискины рассказы" В. Драгунского, а конкретно с рассказами "Что я люблю", "Что любит Мишка". Параллельно с рассказами мы встретили стихотворения Сергея Махоткина, которые имеют параллель, общую идею, похожих героев с рассказами Драгунского. Дети ищут сходства. После всех произведений учащимся предстоит ответить на вопрос Барсука: "Что же такое настоящее богатство?".

Четвёртый блок - "В гостях у Ёжика и Медвежонка". Этот блок о любви, об уважении. Здесь все задания - это задания на понимание текста, на разделения его смысловых частей. Я просто перечислю те произведения, с которыми дети знакомятся: И. Тургенев "Воробей", М. Карем "Стихотворение", М. Бородицкая "Стихотворение", Э. Мошковская "Стихотворения", В. Драгунский "Друг детства", Л. Толстой "Акула". В конце этой части есть обобщающие вопросы, в которых у детей спрашивают: какие произведения им запомнились, кто их авторы, какие герои тебе запомнились? В конце учебника, как и в любом последующем, есть "Музейный дом", где приведены иллюстрации к произведениям книги.

Во второй части учебника четыре блока. Первый блок - "Точка зрения". Первое стихотворение - "Что я узнал!" А. Кушнира, в тексте которого можно найти определения понятий: пейзаж, натюрморт, портрет. В стихотворении Анны Ахундовой "Окно" есть повторения слова "больше", которые увеличивают у читателя впечатление о том, что видит главная героиня в окне. Стихотворение "Хомячок" М. Яснова предлагается разобрать по предложениям, и анализировать каждое по очереди (какое оно по цели высказывания, от лица... кого задаются вопросы). Здесь есть повторения, цель которых, нужно выяснить детям. Дети знакомятся также со стихотворениями других поэтов, в которых говорится: о детях, о животных, есть и юмористические стихотворения (П. Синявский "Федина конфетина"). В стихотворении Овсея Дриза "Кончилось лето" встречается звукопись (учащимся по ней нужно догадаться: о каких предметах идёт речь), описание окружающей среды, которое создаёт определённое настроение при прочтении. В ещё одном стихотворении О. Дриза "Синий дом" встречается новый приём для второклассников - сравнение. Автор учебника знакомит также с понятиями "переживание" и "тема", через задание: "- Только одно из высказываний является верным. 1. Картина "Синий дом" и стихотворение "Синий дом" написаны на одну и ту же ТЕМУ. 2.В картине и в стихотворении похожи ПЕРЕЖИВАНИЯ авторов." (с.50) Знакомство с понятием "контраст" происходит в стихотворении О. Дриза "Кто я?", где в соседних четверостишиях отличается настроение. В стихотворении Г. Юдина "Скучный Женя" есть и повторы выражений ("Ему говорю я") и сравнение ("как древний старик").

Второй блок - "Детские журналы". В начале блока автор знакомит второклассников с понятием "новости". Новости - это то, с чем ребята делятся друг с другом. Новости бывают важными и не очень важными, "свежими" и не очень "свежими. Новости сообщают журналисты - люди, которые одни из первых узнают о каких - либо событиях и умеют хорошо о них рассказывать. Знакомятся с понятием "периодика": "Газеты и журналы называют ПЕРИОДИКОЙ. Это означает, что они выходят ПЕРИОДИЧЕСКИ, то есть через одинаковые отрезки времени. Один раз в неделю, или один раз в месяц. Есть даже такие журналы, которые выходят раз в год - ежегодники". Также второклассники знакомятся с обложками журналом, их номерами, содержанием, заданиями.

Четвёртая, заключительная часть, называется "Почему нам бывает смешно". В этом блоке представлены юмористические рассказы, стихотворения. Вопросы, в основном, направлены на поиск секрета "смешного". Также есть три весомые заметки, выделенных синим шрифтом: "Смешно, когда есть контраст" (понятие, уже знакомое детям), "Нас делают смешными наши недостатки" и "Смешно бывает из-за ПОВТОРОВ". Хотя от повторов не всегда получается смешной текст, так например в стихотворении П. Синявского "Такса едет на такси". Сравнить сказку "Зеркальце" Л. Яхнина и народную сказку "Теремок" предлагается и для того, чтобы дети вспомнили особенности народных сказок. "Бесконечное" стихотворение встречается нам дальше, которое показывает как поэт из обычного стихотворения сделал "смешное" (Пётр Синявский "Ириски и редиски"). Слово "звукопись" появляется впервые со знакомством со стихотворением Андрея Усачёва "Жужжащие стихи", этот приём тоже превратил стихотворение в "смешное". Напоследок, мы встречаем стихотворение Петра Синявского" Хрюпельсин и хрюмидор". Это стихотворение - путаница, детям нужно догадаться, в чём же секрет этого смешного стихотворения.

К концу третьего обучающиеся научатся:

Различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;

Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований: особенности построения и основная целевая установка повествования;

Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст; фигуры: повтор).

Учебник для 3 класса так же, как и для 2, разработан в двух частях. Первая часть включает в себя 4 блока. Первый блок называется "Учимся наблюдать и копим впечатления", начинается он со стихотворения С. Козлова "Июль", где учащихся впервые знакомят с понятием "олицетворение": "Приём, с помощью которого предмет наделяется чертами живого одушевлённого ЛИЦА, называется оЛИЦЕтворением" (с.8). В рассказе Ю. Коваля "Берёзовый пирожок" третьеклассникам предстоит разобраться: герой-рассказчик - мальчик, молодой человек или старик; деревенский он, или городской, и подтвердить это фрагментами текста. Отработка нахождения таких приёмов, как: сравнение и олицетворение, наблюдается в стихотворениях В. Маяковского "Тучки" и С. Козлова (без названия). Олицетворения есть и в японских хокку авторов Дзёсо и Басё, они есть в тексте учебника. Через хокку Басё, учащиеся знакомятся с приёмом "противопоставление" ("Уродливый ворон/- И он прекрасен на первом снегу/ В зимнее утро!") (с. 22). Через стихотворение Эммы Мошковской "Где тихий-тихий пруд…" дети пополняют свои знания о приёмах. Приём "звукопись" уже встречался ребятам в учебниках 1 и 2 класса, и вот встречается снова: "Звукопись - приём редкий, но очень ценный!". На страницах учебника нам встретилось понятие "строфы": "Стихотворение делиться на части. Эти части называются строфами". Этот блок был очень информативным и на этом он заканчивается.

Переходим ко второму блоку - "Постигаем секреты сравнения". Автор учебника ас знакомит с "самыми древними сказками" - это сказка индецев Северной Америки "Откуда пошли болезни и лекарства", африканская сказка "Гиена и черепаха", алтайская сказка "Нарядный бурундук". В тексте учебника не только объясняется, что такое "самая древняя" сказка, но и приводятся "начала" таких сказок, основные идеи таких сказок. После "самых древних" сказок дети начинают проходить "просто древние" сказки, например, венгерская сказка "Два жадных медвежонка", корейская сказка "Как барсук и куница судились" (эти две сказки впоследствии сравнивают, так как в них герои совершают похожие поступки), индийская сказка "О собаке, кошке и обезьяне". После эти три сказки сравниваются: по событиям; по героям, характеру; по построению. Происходит знакомство с "бродячей" сказкой индийского народа. И наконец, "менее древней" кубинской сказкой "Черепаха, кролик и удав-маха". Задание к сказке: "Докажи что в ней есть черты "менее древней" сказки. А затем докажи, что в ней по-прежнему цениться то же, что всегда ценилось в "просто древней" сказке. Что же это?". К этому вопросу есть примечание: "Если сказка построена как цепочка, значит, в ней использовано построение "самой древней" сказки. Далее дети знакомятся с ещё одной индийской сказкой "хитрый шакал", где сравнивают её с "бродячей", "самой древней" и отвечают на вопрос, какие качества "менее древней" сказки отличают её от всех остальных, выше представленных видов. После прочтения еще двух сказок (бурятская сказка "Снег и заяц" и хакасская сказка "Как птицы царя выбирали") ребятам предстоит ответить на не менее сложные вопросы: "1. Это - сказки о животных или волшебные сказки?"; 2) Найди место этим сказочным историям на ЛЕНТЕ ВРЕМЕНИ. Черты каких именно сказок в них заметнее всего?".

Третий блок - "Пытаемся понять, почему люди фантазируют".

"Фантазёрам всё вокруг кажется одушевлённым и живым" - пишет автор. После - стихотворение Новеллы Матвеевой "Картофельные олени", в основе фантазии здесь применяются такие приёмы, как: олицетворение, сравнение, и звукопись. Далее появляется "плакат Летучей Мыши": "Цель небылицы - поразить воображение слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает. Цель сказки - приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевлёнными миром природы и с волшебным миром. Цель рассказа - "рассказать" случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей." (с.116). Второй "плакат Летучей Мыши" повествует детям о том, что: "В рассказе события развиваются так же, как в обычной жизни, то есть подчиняются СЛУЧАЮ. А в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным ЗАКОНАМ". (С. 117). Всего за две страницы Н. Чуракова объяснила - как же отличаются друг от друга близкие по духу жанры. Очень интересное стихотворение написал К. Бальмонт "Гномы", в котором одна лишь фраза может перенести читателей в волшебный мир.

Четвёртый блок называется "Учимся любить". В этом блоке собраны рассказы и сказки о любви, и не только к человеку, но и к природе. Задания направлены на понимание текстов. Ребята искали описание героев, охарактеризовывали их и искали главную мысль текстов. В этом блоке учащиеся знакомились со следующими произведениями: Т. Пономарёва "Прогноз погоды" и "Лето в чайнике", М. Вайсман "Лучший друг медуз", А. Куприн "Слон", К. Паустовский "Заячьи лапы", С. Козлов "Если меня совсем нет". На этом заканчивается первая часть.

Вторая часть включает 6 небольших блоков. Первый блок - "Родная сторона". Важные вопросы задаются после стихотворения Николая Рыленкова: "Объясни, чем отличаются эти действия: смотреть и всматриваться, слушать и вслушиваться?", "Какие глаголы точнее выражают впечатление от картины природы, созданной поэтом?". Рассматриваются понятия малой и большой родины через хокку Иссё. Далее идёт сказка "Стальное колечко" К. Паустовского. Сказка разделена на смысловые части, после которых идут вопросы на обобщение. По прочтению нужно чтобы дети вспомнили особенности сказки, соотнесли её с данной. Появляется новый термин - реалистичная картина (в сравнении со сказочной) на стихотворении А. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя…".

Второй блок называется "Мы нуждаемся в нашей защите". В этом блоке третьеклассники познакомятся с большим произведением Дмитрия Мамина-Сибиряка "Серая шейка". После третей части произведения автор просит найти приёмы, которые автор использовал, чтобы передать отчаяние Серой Шейки. После того, как учащиеся прочитают сказку, её нужно будет классифицировать к сказке о животных или к сказке о природе. В задании так же детей просят найти те фрагменты, которых не может быть в сказке о животных и фрагментов, которых не может быть в сказках о природе. А после - сделать вывод. Учащиеся пользуясь понятием "строфа" разбирают стихотворение по частям и дают им названия.

Третий блок называется "Лаборатория искусств". В хокку Бусона у ребят просят найти знакомый им приём во второй строчке: "Чётко вычерчен чёрным". Звукоподражание встречается в рассказе Юрия Коваля "Соловьи" ("тии-вить", "пуль,пуль"). В этом блоке происходит знакомство с приёмом "метафора" (особые обороты речи, придуманные слова).

Четвертый блок "Как трудно стать человеком" начинается с довольно большого отрывка из произведения "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" (автор - Сельма Лагерлёф). По ходу чтения этой сказочной повести задавались вопросы на понимание по прочитанному. Спрашивалось мнение учащихся о поступках героев. Автор просил дать характеристики героям. После повести мы встречаем стихотворение Б. Заходера "Ну и мышонок!", в котором мышонок хочет скорее стать взрослым и отрывок из повести "Детство Тёмы" "Тёма и Жучка" Н. Гарина-Михайловского, которые представлены для ознакомления и накопления видо-жанровых и литературных впечатлений.

Пятый блок - "Такой хрупкий и такой прочный мир чувств".Вопросы на знания о сказках встречаются после произведения Г.Х.Андерсена "Стойкий оловянный солдатик": "Народная сказка может быть такой же грустной, как и авторская?", "Есть ли в солдатике черты героя волшебной народной сказки?". В стихотворении Д. Кедрина "Всё мне мерещится поле с гречихою…" есть определения, которые повторяются дважды, ребятам опять же нужно объяснить, зачем поэт использовал приём повтора. Впервые появляется вопрос о жанре стихотворения: "Как ты определишь жанр стихотворения? Его можно напеть?".

Последний блок имеет очень громкое название - "Красота спасёт мир". В этом блоке все произведения направлены на поиск красоты, как в самих текстах, их идеи (основной мыли), так и поиск красоты в отношениях (дружбе), природе. В этом блоке учащихся знакомят со сказками С. Козлова "Как ёжик с Медвежонком протирали звёзды", "Разрешите с вами посумерничать", Бусон "Отсюда, оттуда…", В. Драгунский "Девочка на шаре", Исса "Чужих меж нами нет!...", М. Осечкина "Скрипач", Н. Матвеева "Галчонок", Ш. Перро "Рике с хохолком", Б. Заходер "Что красивей всего?". В конце учебника есть "Совет Консультантов" - словарь незнакомых слов или выражений. На этом заканчивается 3 курс обучения.

К концу 4 класса выпускники научатся:

Представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).

Учебник четвёртого класса состоит из двух частей. Здесь изучаются уже большие и серьёзные произведения. Первый блок первой части называется "Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире". В начале блока рассказывается о представлениях древних людей об окружающем мире. Много древних представлений о мире можно наблюдать в древних сказаниях. Дети знакомятся с древнегреческим сказанием "Персей". Это сказание сравнивается с историей из сказки Пушкина. Детям предстоит понять какой волшебный мир в это сказании, какие герои, предметы принадлежат этому миру. Далее идёт актуализация знаний о волшебных сказках: дети вспоминают какие сказки они читали или знают и хотят прочитать. Сквозной герой Евдокия Васильевна обращает внимание детей на особенность героя волшебной сказки: "ГЕРОЙ волшебной сказки - обычно самый младший ребёнок (сын или дочь) в семье или даже сирота". Волшебная сказка отражает несправедливость и борется с ней, там всегда восстанавливается порядок: "самый бедный и несчастный оказывается в конце сказки богатым и счастливым" (с. 30). Отмечаются ещё особенности героев в сказке: "1.Если братья или сёстры ленивы, то ГЕРОЙ трудолюбив (а иногда наоборот!); 2.если они высокие, то он мал ростом; 3.Если они умны (житейским умом), то он - дурачок (с их точки зрения); 4. Если у них нет связи с волшебным миром, то у ГЕРОЯ обязательно устанавливается эта связь: либо с самим волшебником, либо с волшебным животным, либо с волшебным предметом". После оговорённостей идёт русская народная сказка (в сокращении) "Сивка-Бурка". Вопросы связаны с героем сказки, его приключением в волшебный мир. После идут русские сказки "Крошечка-Хаврошечка", "Морской царь и Василиса Премудрая", о волшебном мире, о волшебных героях и предметах предлагается ответить по заметкам Евдокии Васильевны, увидеть и отметить основные особенности.

Второй блок называется "Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке - интерес к миру чувств". В начале блока ребята и учителя рассуждают о том, что такое былина (это повествование, в котором есть черты истории). Первая былина, с которой знакомятся четвероклассники, называется "Илья Муромец и Соловей-разбойник", она в стихотворной форме, а вот окончание - в прозаической (в прочем так же было в учебниках по литературному чтению в УМК "Гармония"). Далее на страницах учебника появляется отрывок из "Садко". Сказка "Русалочка" Г.Х. Андерсена представлена здесь как авторская литература.

Третий блок - "Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека". В этом блоке дети знакомятся с произведениями поэтов. В стихотворении Николая Заболоцкого "Оттепель" встречаются повторения, звукопись, встречаются такие выразительные средства, как метафоры, эпитеты. Разбирают подробно стихотворение Ивана Бунина "Нет солнца, но светлы пруды…", "Детство". Знакомятся с большим произведением Владимира Набокова "Обида" и его же стихотворением "Грибы".

Четвёртый блок - "Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас. Выясняем, насколько мы с ними похожи". В этой части четвероклассники знакомятся с тремя произведениями: Леонид Андреев "Петька на даче", Антон Чехов "Ванька" и "Мальчики".

Вторая часть учебника четвертого класса состоит из четырех блоков. Первый блок называется "Пытаемся понять, как на нас воздействует красота". Этот блок состоит из текстов, которые представлены здесь для ознакомления, понимания. В этих текстах дети ищут красоту: И. Пивоварова "Как провожают пароходы", Л. Улицкая "Бумажная победа", С. Козлов "Не улетай, пой, птица!" и "Давно бы так, Заяц!", В. Соколов " О умножение листвы…", Б. Пастернак "Опять весна", В. Соколов "Все чернила вышли".

Второй блок называется "приближаемся к разгадке ТАЙНЫ ОСОБОГО ЗРЕНИЯ. Выясняем, что помогает человек стать человеком". Автор возвращает детей к уже знакомому произведению С. Лагерлёфа "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями", оно здесь в отрывках и опять же нет никаких заданий на разбор, только на вопросы на воспроизведение, на понимание прочитанного. Далее дети знакомятся с потрясающим произведением А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Здесь представлено не полное произведение, а его отрывки, хотя если привести в сравнение: в программе "Гармония" в конце четвёртого класса дети проходят это произведение полностью.

Третий блок называется "Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда". В стихотворении Самуила Маршака "Как поработала зима!.." автор знакомит учащихся с рифмой: она бывает парная, перекрёстная и охватная рифма.

Четвёртый блок - "Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество". Сначала в блоке встречаются стихотворения и рассказы о родине, отечестве. В стихотворении А. Ахматовой "Памяти друга" спрашивается о таком выразительном приёме как контраст, в стихотворении Н. Рыленкова "К родине" вспоминается "противопоставление", а в "Всё мне мерещится поле с гречихою…" Д. Кедрина вспоминается повторение. Вопросы об использовании конкретных приёмов в этой части встречались очень редко, поэтому было уместным выделить те стихотворения, в которых вспоминаются и отрабатываются выразительные средства речи. В конце учебника Н. Чуракова знакомит нас с гимнами: "Древнегреческий гимн природе", "Государственный гимн Российской Федерации". На этом закончился весь начальный курс обучения литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа".

Курс формирует у детей потребность в систематическом чтении, анализе прочитанного и применении приобретенных знаний на практике. На занятиях школьники выполняют задания на поисковое, просмотровое, выборочное чтение, учатся представлять информацию в сжатой форме или в виде таблицы. Учебники для 1 и 2 класса построены по тематическому принципу, а 3 и 4 - по жанрово-авторскому, что дает возможность ученикам познакомиться с многообразием литературы и научиться сопоставлять тексты по различным признакам. В каждом разделе содержатся задания на развитие коммуникативных умений и специальные памятки, помогающие выполнять учебные задачи.

Программа «Литературное чтение. 1–4 классы» Ефросининой Л.А., отражает содержание обучения литературному чтению в современной начальной школе, содержит планируемые результаты обучения на начальном уровне образования.

Учебники для 1–4 классов предназначены для освоения курса литературного чтения на уровне начального общего образования и принадлежат к завершённой предметной линии учебников, разработанной в соответствии с требованиями, регламентированными ФГОС НОО.

В учебниках представлены задания, развивающие мотивацию к чтению и учению, творческие способности учащихся, а также задания, формирующие у младших школьников потребность в систематическом чтении и применении полученных знаний в практической деятельности. На протяжении всего курса литературного чтения учащиеся выполняют задания на выборочное, поисковое, просмотровое, изучающее чтение, представление информации прочитанного и прослушанного текста в сжатой форме, в форме плана, простой таблицы, что необходимо на данном этапе формирования навыков смыслового чтения.

Материал учебников для 1 и 2 классов организован по тематическому принципу, поскольку в этот период основной задачей является создание мотивации к чтению художественной литературы и накопление читательского опыта. Это отражено в структуре разделов учебника, способах отбора материала и последовательности его изложения.

Учебники для учащихся 3 и 4 классов построены по жанрово-авторскому принципу. В жанровых блоках учащиеся имеют возможность сравнивать произведения одного жанра (народные и авторские), обобщать жанровые признаки, в авторских блоках - получить представление о многообразии творчества одного автора, закрепляя представления о жанрах и формах художественной литературы, а также о некоторых особенностях авторского стиля. Такой переход от одного принципа организации материала к другому традиционен для учебников по литературному чтению в начальной школе, соответствует психофизиологическим возможностям учащихся и позволяет обеспечить преемственность между начальным и основным звеном общего образования, в котором ведущим становится монографический принцип.

К каждому произведению разработана система заданий, которая организует работу учащихся. Чёткость выделения и повторяемость компонентов структуры учебника поддерживается системой условных обозначений, единой для всей линии учебников. Это позволяет учащимся легко ориентироваться в учебнике при самостоятельной работе с текстами, осуществлять самоконтроль.

Учебники линии реализуют системно-деятельностный подход: каждый раздел учебника включает задания, позволяющие комплексно развивать коммуникативные умения учащихся. На это направлены и задания, способствующие персонализации процесса обучения, установлению межпредметных связей, обогащению словаря. В учебниках даны алгоритмы (памятки), которые служат формированию регулятивных учебных действий. Памятки помогают учащимся освоить и осознанно применять способы решения определённых (типовых) учебных задач (самостоятельная работа с произведением, подготовка выразительного чтения, чтения наизусть и по ролям, подробный и краткий пересказ, рассказ о герое произведения, написание отзыва о книге).

Рабочие тетради по литературному чтению содержат систему упражнений для самостоятельной работы учащихся с текстом произведений, входящих в учебник и учебную хрестоматию. Тетради содержат разнообразные задания развивающего и творческого характера, формирующие чувство слова, обогащающие речь, позволяющие осуществлять дифференцированное обучение на уроках литературного чтения.

УМК линии включают методические пособия, структура и содержание которых соответствуют структуре и содержанию учебников 1–4 классов. Методические пособия включают программу курса (в соответствии с классом), примерное поурочное планирование, необходимые методические комментарии к урокам, рекомендации по контролю уровня достижения планируемых результатов и по организации обучения.

Тетради для проверочных и контрольных работ по литературному чтению включают текущие и итоговые комплексные контрольные работы, а также тестовые задания по изученным произведениям и материал для самопроверки умения читать, позволяющие оценить результаты обучения.

Словарь-справочник «Книгочей» включает толковый словарь понятий и справочный материал к курсу «Литературное чтение. 1–4 классы», который поможет совершенствовать учебную и читательскую деятельность учащихся, углублять и обобщать знания, полученные на уроках. Выпущен в виде печатного издания и на CD (электронный образовательный ресурс), для работы в классе с использованием интерактивной или проекционной доски или дома на персональном компьютере.

1.1. По традиционной модели «Школа 2100». Программа «Чтение и начальное литературное образование» Рустэма Николаевича Бунеева, Екатерины Валерьевны Бунеевой является составной частью комплекта программ непрерывных курсов Общеобразовательной программы «Школа 2100». Содержание данной программы изложено в «Программе общеобразовательных учреждений начальные классы (1-4). Часть I.» (М.: Просвещение, 2000.- С. 183-197).

Образовательная программа «Школа 2100» - это одна из программ развития общего среднего образования, направленная на развитие и совершенствование содержания образования и обеспечение его программно-методическими и учебными материалами. Проект, выполненный группой академиков РАО А.А. Леонтьевым (научный руководитель), Ш.А. Амонашвили, С.К. Бондыревой и рядом ведущих российских ученых - Бунеевым Р.Н., Вахрушевым А.А., Горячевым А.В., Даниловым Д.Д., Ладыженской Т.А. и другими, построен на лучших российских педагогических традициях, исследованиях РАО последних лет и четко учитывает особенности детской психики и закономерности восприятия.

Ученым удалось создать образовательную систему, которая готовит молодых людей к реальной современной жизни, к продуктивной деятельности и вооружает их солидным творческим потенциалом, учит решать самые сложные жизненные задачи, приучает постоянно пополнять свои знания, принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Это удачный опыт системного построения образовательного пространства с учетом непрерывности и преемственности всех ступеней образования.

Данная программа рекомендована Министерством образования и науки РФ. В 2006-2007 годах Образовательная система «Школа 2100» и непрерывная линия учебников по литературе и русскому языку Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой прошла экспертизу ведущих научных и педагогических заведений РФ. Экспертиза была проведена по запросам Министерства образования и науки РФ; Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации.

Авторский коллектив Образовательной программы «Школа 2100» попытался разработать такую образовательную систему, которая: * во-первых, была бы системой развивающего образования, готовящей школьника нового типа - внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного не только решить старую, но и поставить новую проблему, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения; * во-вторых, была бы доступна массовой школе, не требовала бы от учителей переучиваться заново; * в-третьих, была бы разработана именно как целостная система - от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы повышения квалификации учителей, системы контроля и мониторинга результатов учения, системы внедрения в конкретные школы; * в-четвертых, была бы системой целостного и непрерывного образования.

Программа «Чтение и начальное литературное образование» предлагает реализацию системы чтения по серии книг «Свободный ум». В состав учебно- методического комплекса входит: -книга для чтения, -тетрадь по литературному чтению, -толковый словарик учебнику, -книги для внеклассного чтения, -методические рекомендации для учителя, -справочник для учителей начальных классов, приложение к книгам для чтения серии «Свободный ум». 1 класс обеспечивается следующими учебниками и дополнительными материалами: Авторы, описание состава УМК Назначение Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. («Капельки солнца»). Учебник для 1-го класса. Изд. 3-е., перераб. - М.: Баласс, 2001. - 208 с., илл. (Серия «Свободный ум».) предназначен для работы с первоклассниками после завершения курса обучения грамоте по учебнику «Букварь» авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Учебник развивает читательские умения детей, интерес к чтению, совершенствует технику чтения. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Тетрадь по литературному чтению, 1-й класс. - М.: Баласс, 2001. - 64 с. является приложением к учебнику «Литературное чтение» («Капельки солнца») 1-й класс и используется для работы с первоклассниками параллельно с учебником. Предназначена для совершенствования техники чтения, для развития умения понимать прочитанное, а также для выполнения творческих заданий. Шестакова Н.А., Кулюкина Т.В.

Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение» («Капельки солнца»), 1-й класс. - М.: Баласс, 2008. - 96 с., илл. предназначен для проведения словарной работы в ходе чтения текстов учебника «Литературное чтение», 1-й класс («Капельки солнца») авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.

Задача данного пособия - подготовить детей к работе с различными видами словарей: помочь освоить особенности оформления словарных статей, указать путь поиска необходимых сведений о слове. Уроки литературного чтения в 1-м классе по учебнику «Капельки солнца». Методические рекомендации для учителя. (Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, О.В. Чиндилова. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Баласс, 2006. -192 с. в пособие включены программа по чтению, варианты тематического планирования уроков, описана технология формирования у детей типа правильной читательской деятельности через систему уроков чтения в 1-м классе по учебнику Р.Н. и Е.В. Бунеевых «Капельки солнца» и «Тетради по чтению» для 1-го класса.

Примерно те же дополнительные материалы составляют УМК для 2-4 класса: Авторы, описание состава УМК Назначение Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. («Маленькая дверь в большой мир»). Учебник для 2-го класса. В 2-х ч. - М.: Баласс, 2003. (Серия «Свободный ум».) - Ч. 1 - 208 с., илл.; ч. 2 - 160 с. предназначен для работы во 2-м классе. Его отличительные особенности -- ориентация на общечеловеческие ценности, опора на детское мировосприятие, целостная система текстов разных жанров, коммуникативная направленность, ситуативность. В учебнике есть постоянно действующие герои, диалоги которых связывают тексты, мотивируют вопросы и задания к ним. Система вопросов и заданий направлена на развитие читательских и речевых умений детей. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. («В одном счастливом детстве»).

Учебник для 3-го класса. В 2-х ч. Изд. 3-е, перераб. - М.: Баласс, 2001. (Серия «Свободный ум».) - Ч. 1 - 192 с., ч. 2 - 224 с. предназначен для занятий с учащимися 3-го класса. Его цель -- формирование интереса к чтению, читательских умений; интеллектуальное и эстетическое развитие детей; подготовка к систематическому изучению литературы. Учебник построен в форме эвристической беседы, в нем есть постоянно действующие герои. Тексты ситуативно обусловлены и сгруппированы в четырнадцать разделов. Последовательность разделов отражает естественное течение жизни, события, происходящие в семье героев книги. Тексты сопровождены вопросами и заданиями. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. («В океане света»).

Учебник для 4-го класса. В 2-х ч. Изд. 4-е, перераб. - М.: Баласс, 2004. (Серия «Свободный ум».) - Ч. 1 - 240 с.; ч. 2 - 224 с. представляет собой курс истории русской детской литературы в виде хрестоматии для учащихся 4-го класса. Тексты отобраны в соответствии с возрастом детей и расположены в хронологической последовательности. Учебник формирует начальное представление об истории литературы как процессе, совершенствует навыки чтения, понимания и анализа текста, помогает осуществить переход к изучению курса литературы в основной школе.

К учебникам предлагаются в помощь учащимся и учителю следующие материалы: 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.Тетрадь по литературному чтению, 2,3,4-й класс. 2-е изд., испр. - М.: Баласс, 2004. - 64 с. (Серия «Свободный ум».) 2. Шестакова Н.А., Кулюкина Т.В. Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение» («Маленькая дверь в большой мир»), 2,3,4-й класс. - М.: Баласс, 2008. - 80 с. 3. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Уроки чтения по учебнику «Литературное чтение» («Маленькая дверь в большой мир»), 2-й класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, дополненное. - М.: Баласс, 2001. - 208 с. 4. Бунеева Е.В., Смирнова О.В., Яковлева М.А.Уроки чтения по учебнику «Литературное чтение» («В одном счастливом детстве»), 3-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2000. - 352 с. (Серия «Свободный ум».) 5. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Уроки чтения в 4-м классе по учебнику «Литературное чтение» («В океане света»).

Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, перераб. - М.: Баласс, 2006. - 192 с. (Серия «Свободный ум».) «Тетради по чтению» входят в УМК по чтению серии «Свободный ум» с 2001 года. Они подготовлены к каждой книге для чтения. Основная цель данной тетради указана в таблице. Материал в тетради распределен по урокам в соответствии с тематическим планированием, сгруппирован в соответствии с этапами работы с текстом. Здесь предлагаются упражнения и задания, которые целесообразно использовать на уроке. Причем задания сформулированы как для детей, так и для учителя. В тетради помещен необходимый теоретико- литературный материал. Рабочая тетрадь, по мнению авторов, должна органично включаться в ткань урока, не нарушая технологии работы с текстом. В середине тетради помещены листы с письменными проверочными работами, которые должны проводиться после каждого раздела книги.

В «Методические рекомендации для учителя» включены описание технологии работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, формирующей у детей тип правильной читательской деятельности; тематическое планирование уроков, подробные поурочные методические разработки по учебнику для литературного чтения 2-4 классы (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), а также разработки уроков внеклассного чтения. Кроме того, учебно- методический комплекс располагает следующими книгами: 1. Очерки о детских писателях.

Справочник для учителей начальных классов. Вып. 2. Приложение к книгам для чтения серии «Свободный ум» авт. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - М.: Баласс, 1999. - 240 с. Справочник адресован учителям начальных классов, работающим по учебникам литературного чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой «Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света», и содержит очерки о детских писателях. Он может быть рекомендован и учителям, работающим по другим учебникам чтения, а также студентам педагогических вузов и училищ в качестве пособия по курсу «Детская литература». 2. Книги для внеклассного чтения.

2.1. Синицына И.Ю. Буква-озорница. Веселые загадки для детей, которые уже умеют читать. В 2-х вып. - М.: «Баласс», 2004. - Вып. 1. - 32 с. В книгах собраны веселые загадки-путаницы. Для отгадывания предложенных автором загадок потребуется замена одной буквы внутри небольшого двустрочного стихотворения. Данный вид работы помогает развитию умения производить звуко-буквенный анализ слова, который лежит в основе обучения ребенка грамоте, развитию внимания и логического мышления детей, позволит повысить учебную мотивацию младшего школьника. Это хороший материал для совместного со взрослым или самостоятельного чтения. В первом выпуске «Буквы-озорницы» собраны загадки начальной степени трудности, во втором и последующих степень трудности загадок постепенно повышается. 2.2. Марья Моревна. Русская народная сказка. - М.: Баласс, 2004. - 48 с. Данная книга входит в серию книг для внеклассного чтения для детей 7-10 лет. Способствует формированию навыков продуктивного чтения и развитию познавательных способностей ребенка.

Цель уроков чтения по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой- научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего самостоятельно выбрать. Задачи: формирование техники чтения и приёмов понимания текста; приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями (на основе интереса к чтению); Развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей; Знакомство через литературу с миром человеческих отношений; формирование личности. За основу группировки учебного материала взят традиционный тематический принцип.

Все книги для чтения серии «Свободный ум» объединены внутренней логикой. Внутренняя логика системы чтения реализуется через следующие принципы: принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой»; монографический принцип; принцип актуализации тематики чтения; принцип самостоятельного домашнего чтения детей; принцип целостного восприятия художественного произведения.

Авторы составили программу так, что за 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, В. Драгунского, С. Маршака, Н. Матвеевой, К. Паустовского, С.Черного, А. Чехова и др. Учащиеся читают произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. Таким образом, в 4 классе дети видят «связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы».дети получают целостное представление о писателях. В книге «В океане света» тексты расположены в хронологической последовательности. У детей, таким образом, возникает первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения с личностью автора и его жизнью.

Так, например, в 1 классе школьники читают стихи С. Маршака, во 2 - переводы народных песенок и сказок, в 3- пьесу, в 4- статью-эссе о М.Пришвине и др. Программа по чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы: Тематика чтения. Техника чтения. Формирование приемов понимания прочитанного. Эстетическое переживание прочитанного, элементы литературоведческого анализа текста. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями. Речевое развитие.

На программу по "Чтение и начальное литературное образование" предусмотрено следующее количество часов 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 40 часов 136 часа 102 часа 102 часа В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор народов России и мира, русскую и зарубежную классику, современную отечественную и зарубежную литературу. Разделы программы включают произведения, составляющие золотой фонд детской литературы.

Учащиеся начальной школы изучают и произведения современных авторов детской и «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, отрывки из повестей, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэмы, пьесы- сказки. Круг чтения определен тематикой чтения: 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс «Попрыгать. Поиграть…» (стихи и маленькие рассказы) «Там на неведомых дорожках..» (волшебные народные и литературные сказки) -Сказочные человечки (сказочные повести) -Прощание с летом. -Летние путешествия и приключения. -Природа летом (стихи, рассказы, отрывки из повестей) Произведения современной детской литературы разных жанров (баллады, сказочные повести, фантастические повести) -Наш дом -Ребятам о зверятах -Сказочные богатыри (сказки и былины) -«Сказка мудростью богата…» -«Сказка- ложь, да в ней намек…» (сказки народов мира) -Уроки и переменки -«Глухая пора листопада…» -«И кот ученый свои мне сказки говорил…» -«Поет зима, аукает…» У истоков русской детской литературы (басни, литературные сказки, учебные книги для чтения и др.) Маленькие открытия -Самое обыкновенное чудо (авторские сказки) -Животные в нашем доме -Мы с мамой и папой и др. Детская литература XIX века, XX века, 30-50-х годов, 60-90-х годов На уроках в ходе чтения учитель знакомит учащихся с рядом литературоведческих понятий. Помогают в этом специально составленные авторами учебников диалоги действующих героев.

Перечислим примерные теоретические понятия, которые младший школьник должен уметь практически отличать и относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс стихотворение рифма ритм рассказ герой и автор рассказа -сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка. -«сказочные приметы» -тема, основная мысль; -литературная сказка -повесть, пьеса; -изобразительно- выразительные средства: сравнение, олицетворение, эпитет - пролог, эпилог; автобиографическое произведение; -басня, баллада, фантастическая повесть, юмор, сатира. Урокам внеклассного чтения авторы программы уделяют особое внимание, но описание раздела «Работа с детской книгой» не включили в программу, ссылаясь на известные труды Н.Н. Светловской, О.В. Джежелей и программу О.В. Джежелей «Чтение и литература».

Главными отличиями уроков внеклассного чтения состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения в 1 классе заключается в том, что дети читают «в рамках книг для чтения», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения.

В 1 классе уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков- индивидуальное дело учителя. В конце каждой книги для чтения приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Особенность уроков внеклассного чтения во 2 классе состоит в том, что они проводятся не параллельно основному курсу чтения, а тесно с нм связаны, находятся «в рамках» книги для чтения «Маленькая дверь в большой мир» и проводится в начале учебного года, после чтения каждого из 6 разделов и в конце учебного года. Обязательным требованием к уроку внеклассного чтения является наличие у детей детских книг. Большая часть деятельности, предлагаемой учебником, развивающая, имеет положительную мотивацию, направлена на развитие коммуникативной компетенции школьника.

Данная программа успешно реализуется в 37 % российских школ. Учебные книги 15 лет входят в Федеральный перечень учебников РФ и хорошо известны во всех регионах России, странах СНГ и Балтии. Большая часть российских школьников, занявших первое место в мировом тестировании PIRLS в 2006 году, учились по этим книгам.

Приведем ниже экспертные заключения различных организаций, которые оценивали эффетивность модели «Школа 2100»: «Работа по Системе устраняет ненужные школьные перегрузки, сохраняя здоровье, делает процесс обучения увлекательным и творческим. Гражданственность и патриотизм становятся убеждением, а умение понимать позицию другого человека - нормой. Но самое главное - эта образовательная система дает возможность развить у молодого человека его потенциальные способности, которые раньше часто оставались не раскрыты». Или другое: «Содержание соответствует государственному стандарту, но во всех учебниках рассматривается как ориентировочная основа для организации самостоятельной деятельности, формирования коммуникативных, социальных навыков.

В Системе решена одна из самых болезненных проблем нашего образования: непрерывности и преемственности на всех ступенях обучения. А это значит, что здесь нет стрессового включения ребенка в школьную жизнь, срывов во время перехода из начальной школы в среднюю, а старшие классы построены так, что продолжение образования является естественным процессом». Уникальность экспертизы заключалась в том, что были проанализированы учебники, реализующие образовательную систему, на предмет соответствия заявленным научным положениям системы. 16 ноября 2005 года на президиуме РАО был заслушан вопрос о результатах комплексной экспертизы образовательной системы "Школа 2100" и принято постановление о признании ее в качестве личностно-ориентированной, развивающей образовательной системы нового поколения, соответствующей государственной политике.

В настоящее время учебники Образовательной программы «Школа 2100» активно входят в практику массовой школы, авторы учебников регулярно проводят методические курсы, консультации и семинары для учителей, научно-практические конференции. В ОУ СОШ № 4 г. Сызрани по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой работает учитель начальных классов Абдряхимова Галия Игматуловна.

Система занятий, принципы подачи материала, творческие задания, подходы к изучению произведений и др.- все импонирует учителю. Класс в речевом развитии заметно отличается от сверстников, занимающихся по программе литературного чтения Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.И. Головановой. Дети нестандартно мыслят, активны, высказывают и отстаивают свое мнение.

А главное, к 4 классу школьники стали «читающими», интересуются и обмениваются друг с другом и учителем книгами! Родители положительно оценивают работу учителя по данной программе. На мой взгляд, работать по такой программе интересно: полное методическое обеспечение всех учебников, системное единство всех учебников и программ.

Позиции авторов подробно изложены в программе, в методических рекомендациях. Создана продуманная система работы по учебникам с 1 по 4 классы. Материал подается проблемно, что способствует организации мыслительной деятельности учащихся. Хорошие современные учебники позволяют интересно и приятно заниматься. Положительная мотивация позволяет избежать перегрузки и создать человечную атмосферу на уроке. Удачно подобраны тексты, которые позволяют осуществить дифференцированный подход к учащимся, учесть их интересы, степень усвоения материала.

Мир литературы представлен в его многообразии: здесь и классика русской и зарубежной детской литературы, и произведения русских писателей и поэтов XX века, и современная детская литература.

Мне показалось интересным, что учащиеся уже в младших классах получают представление об истории литературы как процесса. Система заданий направлена развитие интеллекта и личности школьника. Это система, рассчитанная на формирование учебно-познавательной деятельности ребенка, на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности. «Школа-2100» предполагает максимальное использование личного опыта педагогической деятельности каждого учителя. Бесспорно, это требует особой подготовки учителя, понимания цели и задач программы.

Литературное чтение

Послебукварный период. Введение в литературное чтение

Программа Е. И. Матвеевой

Программа по литературному чтению в первом классе призвана решать задачи, связанные с формированием читательской деятельности, расширением литературного кругозора, развитием чувства художественного слова, литературного вкуса.

Программа построена с учётом исследований о диалогической «встроенности» сознания современного читателя в культурное пространство мира, создаваемой особым подбором изучаемых произведений. Автор программы учитывает тот факт, что литература рассматривает образ , которому свойственна не логическая, а конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность. В связи с этим литературное чтение обращено, в первую очередь, к образной природе произведений, обладающих эстетическим достоинством, эстетической ценностью, являющейся важной составляющей формирующейся культуры читателя.

Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения.

Цель данного курса чтения – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста, открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребёнка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребёнка в творческом чтении

К концу первого класса дети должны знать:

  • особенности «взрослого» чтения: чтения по синтагмам (речевым звеньям) с выделением ключевых слов и расстановкой пауз;
  • особенности интонации конца и середины высказывания;
  • признаки поэтического и прозаического текстов;
  • что такое орфограмма;
  • некоторые творческие секреты автора, определяющие особенности его настроения при передаче чувств;
  • прямое и переносное значения слова;
  • критерии выразительного чтения дидактического текста;
  • некоторые законы русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности;
  • некоторые этикетные нормы общения.

уметь:

  • грамотно читать дидактический литературный текст и использовать все возможные приёмы понимания этого текста;
  • самостоятельно делить незнакомый текст на синтагмы, выделять в нём ключевые слова, расставлять паузы;
  • воспринимать художественный текст на слух;
  • выразительно читать небольшие по объёму художественные тексты после комментирования с целью выражения своего мнения по поводу прочитанного;
  • интонировать наизусть поэтические и прозаические тексты разного содержания;
  • отличать поэтические и прозаические тексты;
  • оперировать терминами «диалог», «многоточие», «образ», «пауза», «речевое звено», «темп», «тон», в работе над содержанием, исполнением и построением текста;
  • обращаться к словарю и книжным сноскам в случае разъяснения непонятных слов, терминов;
  • осмысливать художественное произведение, понимая предметное содержание текста, раскрывая творческие секреты автора, определяя особенности его настроения при передаче чувств;
  • находить некоторые способы передачи настроения героев и автора произведения;
  • исполнять роль какого-нибудь героя; принимать участие в разыгрывании сюжетной картинки по произведению, изученному на уроке;
  • отличать прямое и переносное значения слова;
  • фиксировать в разговоре о произведении различные переживания, выражать личное мнение о нём;
  • отвечать на вопросы к текстам, выполнять творческие задания;
  • высказывая гипотезы при исследовании «смыслов» текста;
  • участвовать в диалоге по поводу произведения;
  • формулировать критерии выразительного чтения;
  • оценивать чтение других и собственное чтение в соответствии с критериями выразительного чтения;
  • создавать небольшое письменное высказывание (ответ на вопрос) согласно творческому заданию и «исполнять» его выразительно перед классом для дальнейшего обсуждения;
  • читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения на конец 1 класса – 30-40 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Тематическое планирование

Введение в литературное чтение. Послебукварный период.

Программа Е. И. Матвеевой

4 ч на 9 уч. нед. = 36 ч

Тема

Кол-во часов

Урок знакомства. Чудеса природы . Оттенки смысла слов. Определение оттенков слова, настроений автора в поэтическом и прозаическом текстах о природе. Выбор заголовка к тексту. Знакомство с техникой понимания текста – «чтение островками». Чтение учебных текстов, стихотворений М. Бородицкой, Я. Акима, сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце».

2

Тема наступления весны, пробуждения природы в сказке. Описание героя-животного. Разговор героев. Способы передачи их речи. Выделение из текста непонятных слов, определение способов работы с ними. Знакомство с разными способами изображения природы разными авторами. Чтение учебного текста, сказки Э. Шима «Весна», стихотворений В. Орлова, З. Александровой, Р. Ругина.

2

Определение оттенков настроения автора прозаических текстов о весне. Выделение слов признаков для описания весны. Выбор заголовка к тексту. Чтение рассказа В. В. Бианки «…Прилетела красавица-весна…», отрывка из сказки К. Г. Паустовского «Стальное колечко»

1

Определение темы рассказа. Выделение слов-признаков для описания цветка в рассказе. Разговор героев. Способы передачи их речи и настроения. Постановка тактового ударение в тексте. Чтение учебного текста, сказки Э. Ю. Шима «Ландыш», рассказа И. Соколова-Микитова «Ландыши»

1

Определение понятия тон в поэтическом тексте. Способы изображения «живого» цветка в стихотворении разных авторов. Выделение слов-признаков и слов-действий для описания героя. Работа со словариком понятий. Определение оттенков настроения учителя во время чтения отрывков из сказки.

3

От дождя до радуги. Определение способов передачи настроения героев в юмористическом стихотворении. Определение темы стихотворения и рассказа. Рассуждение о мечте. Выделение главного смысла рассказа.

2

Определение понятия темп в поэтическом тексте со звукописью (понятие звукописи не вводится). Способы изображения «живого» дождя в шутливых стихотворениях разных авторов. Выделение слов-признаков и слов-действий для описания необычного героя. Работа со словариком понятий. Определение роли похожих по звучанию слов (омофонов) для создания образа.

3

Прогнозирование событий по рассказу. Определение темы и основной мысли текстов. Определение грустного, печального настроения истории как основного настроения текста. Способы изменения настроения.

2

Выбор заголовка к тексту. Определение темы и основной мысли текста. Выделение в рассказе слов-сравнений для создания образа радуги. Способы использования сравнений разными авторами. Определение роли сравнения в тексте.

2

Знакомство с одинаковыми образами явлений природы в сказке и стихотворении. Использование разных способов изображения «героев». Способы передачи настроения авторов в сказке и стихотворении. Объяснение смысла заголовка стихотворения.

2

Кто придумал чудеса? Составление высказывания (текста), содержащего описание. Сравнение текстов-описаний, определение их основного настроения. Способы передачи этого настроения. Выделение оттенков слова в описании одного явления разными авторами.

2

Определение способов создания чудес в природе, в жизни разными авторами поэтического жанра. Интонирование юмористического стихотворения с предварительным выделением слов-признаков, слов-действий для создания картины чуда.

2

Описание чуда в поэтическом тексте. Способы интонирования стихотворного текста вслух.

1

Способ прочтения и осмысления текста шуточного характера со словами, имеющими корни от названий разных овощей. Игра слов как способ создания образа чуда с помощью намеренного соединения таких корней. Ст-я Н. Кончаловской «Про овощи» и О. Григорьева «Человек с зонтом».

2

Осмысление понятия диалог героев . Способы передачи речи героев истории, выбор тона и темпа чтения. Сказка В. Берестова «Честное гусеничное».

2

Сопоставление разных образов – бабочки и солнечного зайчика – с целью выявления особенностей интонации автора и читателя, особенностей речи героев и слов-признаков. Рассказ героя о себе от первого лица. Способы создания автором «живого» существа. Чтение ст-й А. Фета «Бабочка» и Н. Матвеевой «Солнечный зайчик»

2

Сквозь волшебное стекло. Способ интонирования песни, в которой создаётся образ добра и света. Выбор средств для передачи радостного настроения. Ст-е С. Чёрного «Песня солнечного луча».

2

Знакомство с историей о чуде, содержащей повествование. Проникновение в замысел автора. Способ передачи и перемены настроения героев с помощью средств языка. Определение личного отношения читателя к событию, описанному автором. Н. Абрамцева «Стёклышко». Ю. Коваль «Фиолетовая птица».

2

Заключительный урок.

Чтение искусственного и художественного текста с попыткой переноса способа синтагматического чтения на незнакомое произведение.

1

Варианты проверочных/ контрольных работ по литературному чтению за 2 класс, УМК Перспектива. Задания отчасти на знание программы, отчасти на логику и внимательность.

Тесты помогут в подготовке к единой проверочной работе в 4 классе, поскольку она тоже дается в форме тестов.

Проверочная работа по литературному чтению №1

1. Что является устным народным творчеством?

 пословицы
 рассказы
поговорки

2. Собери пословицы (соедини начало и конец):

Жизнь дана и та горькая рябина.
Дружбу помни на добрые дела.
В сентябре одна ягода, а зло забывай.

3. Определи (соедини начало и конец):

Папирус кора берёзы
Пергамент травянистое растение Древнего Египта
Береста специально обработанная кожа животных

4. На чём писали наши предки – восточные славяне?

 пергамент
береста
 папирус

Рукописная книга – изображение, поясняющее или дополняющее текст.

Иллюстрация – сопоставление одного предмета (явления) с другим.

Сборник – текст, написанный от руки.

Сравнение – ряд произведений одного или нескольких авторов.

 А. Пушкин

 С. Есенин

 А. Плещеев

7. Кто не является художником-иллюстратором?

 Владимир Лебедев

 Алексей Пахомов

 Сергей Есенин

8. Какое имя отчество у Пушкина?

 Александр Сергеевич

 Евгений Иванович

 Борис Степанович

9. Где происходит действие произведения Н. Сладкова «Осень»

 в городе
 в деревне
 в лесу

10. Что означают слова (соедини начало и конец):

Залпом – глаза.
Очи – неуклюжий, неловкий человек.
Недотёпа – сразу, без передышки.
Быль – то, что было в прошлом.

11. Определи (соедини начало и конец):

Поэзия – ритмически связанная речь (рифма).
Проза – обычная форма устной и письменной речи.

Проверочная работа по литературному чтению №2.

1. Верно ли утверждение: сказки бывают: о животных, бытовые, волшебные?

□ да  □ нет

2. Сказка – это произведение народного устного творчества

□ да  □ нет

3. Сказочный персонаж – это вымышленный герой

□ да  □ нет

4. Кто не является собирателем сказок?

□А. Афанасьев □В. Даль  □С. Есенин

5. Определи (соедини начало и конец):

Зимовье – обманщица, хитрая, лукавая

Смекнуть – место, где зимуют животные

Плутовка – сообразить, догадаться о чём-нибудь

6. Из какой сказки эти слова:

«Битый небитого везёт»?

□ Хитрая лиса □Лисичка-сестричка и волк □Зимовье

7. Из какой сказки эти слова:

«Ты – человек. С тобой никто ничего сделать не сможет. Человек – везде хозяин. Теперь ты ничего бояться не будешь».

□ Кукушка □Идэ  □Айога

8. Из какой сказки эти слова:

«Стала разглядывать себя. И понравилась сама себе. То в медный таз смотрится, то на своё отражение в воде. Совсем ленивой стала».

□ Кукушка □Идэ  □Айога

9. Из какой сказки эти слова:

«Жила на свете бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера».

□ Кукушка □Идэ  □Айога

10. В сказке «Лиса и журавль» чем угощали друг друга:

лиса _______________________________

журавль____________________________

Контрольная работа по литературному чтению №3 по разделу "Чудеса случаются"

1 вариант

Слон сильный и умный.

Слон большой, слон сильный и умный, это все знают. Домашний слон в Индии носит тяжёлые грузы, таскает воду и даже нянчит маленьких детей.

А вот увидеть стадо диких слонов не каждому удается. У слона почти нет врагов. Но если слон почует опасность, он крадется тихо, как мышка.

Бывает, у слоновой тропы свернется кольцами гигантская змея питон и набросится на маленького слоненка, который отстал от стада. Слоненок затрубит, завизжит. Вмиг кинутся слоны спасать слоненка. Все стадо бегает кругом и топчет питона, как будто пляшет на нем. А уж когда спасут слоненка, попадет ему от слонихи – матери, чтобы слушался взрослых и не отставал от стада.

Г. Снегирёв

1. Отметь лишнее утверждение. Слон:

1) большой 3) умный

2) сильный 4) слабый

2. Отметь верное утверждение. Если слон почует опасность, он:

1) убегает

2) зовёт слонёнка

3) крадётся тихо, как мышка

4) крадётся тихо, как кошка

3. Как вы понимаете словосочетание «гигантская змея»?

1) большая

2) очень большая

4) сильная

4. К какому жанру относится этот текст?

1) Рассказ 3) Загадка

2) Басня 4) Сказка

5. Какую работу может выполнять домашний слон? Коротко запишите.

__________

2 вариант

Прочитайте текст. Выполните задания.

Брат и младшая сестра.

Идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

Что же ты, Саня… - говорит бабушка. – Маленькая – то больше набрала!

Ещё бы, - отвечает Санька. – Она к земле ближе, вот и набрала.

Во второй раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошел вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмёт и подсыплет.

Идём обратно. У Вари ягод больше. У Саньки – меньше.

Встречается бабушка.

Что же ты, - говорит, - Саня? Малина- то высоко растет!

Высоко,- соглашается Санька.

Так тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

Ещё бы! – отвечает Санька. – Варя у нас молодец. Варя у нас работница. За ней не угонишься!

1. Что Санька и Варя собирали в лесу?

1) грибы маслята 3) малину

2) грибы рыжики 4) рябину

2. Подберите синоним к слову тащат.

1) толкают 3) ползут

2) несут 4) везут

3. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

1) зимой 3) летом

2) весной 4) осенью

4. Что вам помогло определить время года?

_____________

_________________________

5. Согласны ли вы с таким высказыванием: «Автор восхищается своим героем Санькой»?

1) да 2) нет

Вариант 3

Прочитайте текст. Выполните задания.

Щенок и Змея

Обиделся Щенок на старых друзей и побежал новых искать. Вылезла из-под гнилого пенька Змея, свернулась кольцом и смотрит Щенку в глаза.

Вот ты на меня смотришь и молчишь…А дома на меня все ворчат, рычат и гавкают! – сказал Щенок Змее. – Все меня учат, ругают: и Барбос, и Шарик, и даже Шавка. Надоело мне их слушать!..

Пока Щенок жаловался, Змея молчала.

Пойдёшь ко мне в друзья? – спросил Щенок и спрыгнул с пенька, на котором сидел.

Развернулась Змея и ужалила Щенка. Молча…

С.Михалков

1. Почему Щенок побежал искать новых друзей?

1) потому что все его бросили 3) потому что никто с ним не играл

2) потому что все его учили 4) потому что не было старых

2. Что понравилось Щенку в поведении Змеи?

1) она молчала 3) она ему сочувствовала

2) она играла с ним 4) она хотела с ним подружиться

3. Согласны ли вы с таким утверждением: «Автор смеётся над своим героем»?

1) да 2) нет

4. Отметьте названия произведений С.Михалкова.

1) «Дядя Стёпа» 3) «Музыкант»

2) «Щенок и Змея» 4) «Ребята и утята»

5. Отметьте предложение, выражающее главную мысль текста.

1) Кого уважают, того и слушают

2) Без хорошего друга человек не знает своих ошибок.

3) Другу сколько можно – помогай.

4) Добрый пример лучше ста слов.

Ответы к контрольной работе по разделу «Чудеса случаются»

Вариант 1:

  1. Носит тяжелые грузы, таскает воду, нянчит маленьких детей.

Вариант 2

  1. То, что дети собирали ягоду

Вариант 3

Комплексный анализ текста.

Предлагаемый тест по литературному чтению позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся вторых классов соответствуют основным программным требованиям новых ФГОС. Тесты составлены таким образом, что показывают уровень сформированности учебных умений – воспринимать и выполнять учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения заданий. Время выполнения тестовой работы – 40 минут. Желаю успеха и отличных результатов.

Вы сидите за уроками в тёплой комнате осенью и замечаете, что запотели стёкла в окнах. Что же случилось?

Тёплый воздух комнаты коснулся охлаждённого стекла, водяные пары сгрудились и превратились в крохотные капельки воды. Так бывает не только в комнате, но и на улице, в лесу, над рекой, над лугом и полями, когда охлаждаются пары.

Вот закончился тёплый летний день. Село солнце, и над рекой или болотом начал стелиться туман. Откуда взялся этот туман?

Земля нагрелась за день, а к вечеру стала охлаждаться. Влажный воздух над рекой сделался холоднее и уже не может впитывать водяные пары. Они сгустились и стали видимыми. Как и на охлаждённом стекле в тёплой комнате, они кажутся белыми.

Туман – это сгустившиеся водяные пары.

Туманы бывают не только весной, летом и осенью – их можно наблюдать и зимой, когда дуют слабые тёплые ветры. Часто образуются они над незамёрзшей рекой, прорубью.

Ранние весенние туманы защищают посевы от холода.

1. Определи стиль речи.

1) художественный

2) научный

3) публицистический

2. Что в тексте происходит сначала, а что потом?

А. водяные пары сгрудились

Б. водяные пары превратились в капельки воды

В. тёплый воздух касается охлаждённого стекла

3. В какое время года бывают туманы?

1) во все времена года

2) только летом и осенью

3) только весной, летом и осенью

4. При каком условии зимой бывает туман?

1) когда температура воздуха очень низкая

2) когда светит яркое солнце

3) когда дуют слабые тёплые ветры

5. Укажи слово, противоположное по смыслу слову охлаждается.

1) холодает

2) нагревается

6. Укажи, какое объяснение правильно раскрывает смысл слова сгрудились.

1) собрались в тесную группу, в кучу

2) встали грудью вперёд

3) стали грустными

7. Какую пользу приносят ранние осенние туманы? Выпиши ответ из текста.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

8. Определи порядок пунктов плана.

А) Как появляется туман над рекой и болотом?

Б) Что такое туман?

В) Почему запотевают окна?

Г) Чем полезен ранний весенний туман для молодых посевов?

9. Сформулируй тему произведения вопросительным предложением.

________________________________________________

________________________________________________

10. Используя текст произведения, допиши словосочетания.

стекло (какое) …

капельки (какие?) …

пары (какие?) …

11. Используя текст произведения, восстанови предложения.

Ответ _____________________ за день, а к вечеру стала ____________________________ . Влажный воздух над рекой _________________ холоднее __________________________________водяные пары.

12. Сформулируй и напиши полный ответ.

Какую новую информацию ты получил (получила) при чтении данного произведения?

Ответ: ________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

_______________________________________________________.

13. Подбери антонимы к словам.

1) в тёплой - …

2) охлаждённого - …

3) село (солнце) - …

4) сгустились (водяные пары) - …