Здание синод при петре 1. Правительствующий сенат - конституционный суд рф


Первой постройкой на месте нынешних зданий Сената и Синода был фахверковый дом Светлейшего князя Меньшикова; после опалы и смерти Меньшикова дом перешел вице-канцлеру графу А. Остерману.
В 1744 г. императрица Елизавета Петровна пожаловала дворец канцлеру А. П. Бестужеву-Рюмину, для которого возвели постройку в модном тогда стиле барокко. После восшествия на престол Екатерины II в это здание, перестроенное для его нужд арх. А. Ф. Вистом в 1763 г., переехал Сенат, находившийся до того в здании Двенадцати коллегий. В 1780 -1890-х гг. здание было перестроено в стиле классицизм предположительно арх. И. Е. Старовым.

Главным фасадом к Неве, располагался дворец барона Остермана, а позже - особняк графини А.Г. Лаваль. В её салоне бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Накануне 14 декабря 1825 года в этом доме собирались декабристы.
К началу XIX века, после постройки существующего по сегодняшний день здания Адмиралтейства, все эти дома уже не соответствовали облику площади.

Император Николай I повелел строить новый дом Сената по образу и подобию здания Главного штаба. Тогда же было принято решение перевести сюда и Синод, полностью освободив таким образом здание Двенадцати коллегий для нужд университета. Для Синода приобрели дом купчихи Кусовниковой, располагавшийся дальше от Невы, за Галерной ул.

Проект Росси, представлявший собой два здания, соединенных аркой, был утверждён 18 февраля 1829 г. 24 августа состоялась торжественная закладка здания Сената. В фундамент положили памятную доску с надписью: "Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт".

26 августа 1830 г. когда дом Кусовниковой был выкуплен в государственную казну, было заложено здание Синода.
К началу октября 1832 г. возведение корпусов было завершено, приступили к внутренней отделке зданий. В феврале 1833 г. объект осматривал Император.

Новая триумфальная арка стала символизировать единство церкви и государства. Аттик венчает скульптурная группа, символизирующая веру в закон - "Правосудие и благочестие".
Арка фланкирована четырьмя парными колоннами с раскрепованным антаблементом.

Входы в здания оформлены гранитными лестницами по сторонам которых планировалось разместить чугунных львов, но Синод высказался против появления таких скульптур. Не закрывая существующего выхода к площади второстепенной Галерной улицы, арка максимально подчеркивает прежде всего цельность фасада объединенного здания. Этой задаче подчинена и композиция центра здания Сената и Синода с его необходимой здесь предельно насыщенной декоративной обработкой фасада и сравнительно узким пролетом арки.

На фасадах четырежды повторены лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. И фасады, и центральная арка украшены выступающими парами колонн.

Фасады обоих зданий отмечены восьмиколонными портиками коринфского ордера, лоджиями, гранитными лестницами и пандусами, Снаружи фасад здания Сената отмечен изогнутой по дуге монументальной колоннадой, обращенной к Неве. Высота зданий составляет 17 метров.

В создании скульптурного декора участвовали скульпторы Н. С. и С. С. Пименовы, В. И. Демут-Малиновский, П. П. Соколов, Н. А. Токарев, И. Леппе, Н. А. Устинов,
П. В. Свинцов. Отделку внутренних помещений выполнили художники-декораторы Б. Медичи, Ф. Рихтер, А. И. Соловьев, В. Г. Ширяев и др.
Эта постройка стала последним крупным проектом зодчего Росси.

В 1880 г. проводился капитальный ремонт здания.
В 1925 г. в здании разместился Российский государственный исторический архив.
Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от обстрелов. Интерьеры сохранились отчасти - лишь роспись и лепнина.
Во время блокады в здании находился детский распределитель. Отсюда сирот распределяли по детским домам.
В 2006 г. архив переехал в построенное для него здание на Заневском проспекте.
В 2007 г. произведена реставрация здания Сената. Сообщалось, что реставрация комплекса зданий Сената и Синода велась в строгом соответствии с требованиями российского законодательства по охране памятников истории и культуры, все работы согласовывались с Россвязьохранкультурой. Особое внимание уделялось ценным историческим помещениям.
К особо ценным помещениям относятся залы дома Лаваль, который с 1912 года входит в единый комплекс Сената-Синода, "зал Чернышевского" в здании Сената, названный в память о проходившем здесь суде над автором "Что делать?", помещения домовых церквей.

Торжественное освящение храма св. благоверного князя Александра Невского состоялось 24 марта 1834 г. в присутствии императора Николая I. Церковь расположена в среднем этаже здания. Интерьеры были оформлены по рисункам акад. арх. А. Е. Штауберта. Центральная часть крестообразного в плане здания с шестью колоннами перекрыта куполом на парусах. Стены храма были расписаны художником Б. Медичи и украшены лепными карнизами.
В сентябре 1919 г. церковь закрыли.

В настоящее время храм воссоздан на историческом месте. Торжественное освящение 22 сентября 2008 г. совершил патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

В мае 2008 г. В здание Сената переехал Конституционный суд.
После переезда суда в "Чернышевском" предполагалось устроить малый, совещательный зал КС. Для большого зала для публичных слушаний зал заседаний планировалось построить во внутреннем дворе Сената. Конструкция должна опираться на колонны, зависнув в воздухе на довольно приличной высоте, с основным зданием ее соединят два "воздушных" перехода. Сооружение предполагалось двухэтажным: на первом - собственно зал заседаний (на 200 мест), комната совещаний и технические помещения, второй этаж - антресольная часть, или, проще говоря, галерка. Общая площадь "воздушного замка" - 1,2 тысячи квадратных метров. Венчать конструкцию должен стеклянный фонарь-купол. Предлагается воссоздать подземный ход, когда-то соединявший Сенат и Синод. Его следы обнаружены лишь недавно. Восстановление подземного коридора решает проблему сообщения между зданиями, разделенными Галерной улицей.
Кабинеты судей размещены в здании Сената: семь на первом этаже, шесть на втором (в том числе кабинет председателя) и шесть на третьем.

Первым зданием на углу Сенатской площади и Английской набережной стал второй дворец князя Александра Даниловича Меншикова ("фахверковый дом"). В источниках он упоминается уже с 1714 года и нет единого мнения о точной дате его постройки. Предполагается, что участок мог быть занят Меншиковым самостоятельно, мог быть взят за долги у генерал-майора Григория Петровича Чернышёва, а мог быть построен после указа Петра I о начале застройки Нижней (Английской) набережной.

Если верить первым двум вариантам, то стоит принять во внимание сведения, которые упоминают о наличии здесь строения уже в 1710 году. Если это было так, то Меншикову было сделано исключение из правил, так как прямую линию берега к западу от Адмиралтейства Пётр I собирался использовать в служебных целях для верфи. И только в 1714 году им был издан указ о начале застройки этой территории. По описаниям очевидцев, второй дворец Меншикова был и первым в Петербурге доходным домом. Его называли "княжескими мазанками". М. И. Пыляев, основываясь на воспоминаниях очевидцев, так описывает этот дом:

"В 1716 году первый здесь выстроил князь Меншиков длинное и высокое мазанковое строение, покрытое черепицею, для постоялого двора, в которое и стал пускать за "постойные деньги от казны" разных приезжих иностранцев-мастеровых".

Таким образом, мы имеем ещё один вариант даты постройки первого дома на участке здания Сената - 1716 год.

На этом же участке располагались кабак для рабочих и первая в Санкт-Петербурге школа лепки и художественной резьбы. Здесь преподавал архитектор Ж.-Б. Леблон.

Участок здания Сената принадлежал Меншикову до 1727 года. После его ссылки дом находился в ведении конторы конфискаций, а в 1732 году стал принадлежать вице-канцлеру графу Генриху-Иоганну Фридриху (Андрею Ивановичу) Остерману. В 1741 году вице-канцлер был сослан Елизаветой Петровной в Сибирь, а в 1744 году участок подарен графу канцлеру Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину. Для него в 1744-1747 годах дом был перестроен в настоящий дворец в стиле барокко. Со стороны Старо-Исаакиевской (Галерной) улицы здание украшала трёхъярусная башня с часами, привезёнными канцлером из-за границы.

Участие Бестужева-Рюмина в дворцовых интригах послужило ему плохую службу. В 1758 году он был обвинён в заговоре и приговорён к смертной казни, заменённую на ссылку. После восшествия на престол Екатерины II канцлер был помилован, но в его дворец из здания Двенадцати коллегий переехал Сенат. Бывшему владельцу за дворец была заплачена денежная компенсация.

В 1780-х И. Е. Старовым здание Сената было перестроено в стиле классицизма. Изменялись и его интерьеры. В записках поэта Г. Р. Державина, служившего в Сенате, описывается переделка зала общих собраний Сената в 1779 году. Работали над интерьером скульптор Ж. Д. Рашетт, художник Г. И. Козлов. Принимал участие в этой работе и Н. А. Львов.

Несмотря на перестройки и обновления, старое здание быстро ветшало. В 1808 году его станы были укреплены "железными связями", а в большом зале устроены подпоры-колонны. В это же время проводились работы по замене балок и стропил под руководством А. Н. Воронихина.

В 1810-х годах со стороны Галерной улицы по проекту Л. И. Шарлемана к зданию Сената был пристроен новый трёхэтажный корпус для типографии.

К началу XIX века, после постройки существующего по сегодняшний день здания Адмиралтейства, все эти дома уже не соответствовали облику площади. После победы России в войне с Францией Сенат требовал себе соответствующих своему статусу помещений. Вместе с тем, увеличилось число его служащих. 10 августа 1827 года Николай I посетил Сенат и принял решение перестроить это здание.

Для проведения всех соответствующих работ был организован комитет под руководством министра юстиции князя Д. И. Лобанова-Ростовского.

Тогда же было принято решение перевести сюда и Синод, освободив, таким образом, полностью здание Двенадцати коллегий для нужд петербургского университета. Для Синода решили приобрести дом купчихи Кусовниковой.

Осматривавший старое здание Сената архитектор А. Е. Штауберт высказывал предположения, что возможности использования старых помещений после их модернизации. Однако, комитет настоял на полной перестройке дома. Император повелел строить новый дом Сената по образу и подобию здания Главного Штаба.

13 сентября 1827 года был объявлен конкурс на перестройку зданий. В нём участвовали К. Росси, В. Стасов, П. Жако, С. Шустов, В. Глинка. Поль Жако предлагал построить одно общее здание, напоминавшее галерею Лувра. Стасов планировал перестроить лишь здание Сената. Карл Росси же составил проект двух новых зданий. Несколько раз этот проект перерабатывался архитектором, в итоге возник проект двух корпусов, соединённых между собой аркой.

Замысел Росси пытался оспорить начальник Инженерного управления Военного министерства князь Долгоруков. Он доносил императору:

И без приведения всей западной стороны площади под один фасад она не потеряет величественного вида, лишь бы была одинаковая высота и в том же стиле... Когда же оба строения связать арками, тогда значительно умножатся издержки.

На эти доводы архитектор ответил тем, что собирается использовать стены старых строений, что издержки сократит. А новая арка будет напоминать арку здания Главного Штаба, что и задумывал Николай I.

Проект Росси был утверждён 18 февраля 1829 года. 24 августа состоялась торжественная закладка здания Сената. В фундамент положили памятную доску с надписью: "Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт". В 1830 году (26 августа), когда дом Кусовниковой удалось выкупить в государственную казну, было заложено здание Синода.

После закладки здания Синода Росси посещал эту стройку лишь изредка, так как в это же самое время он занимался строительством вокруг Александринской площади. Вместе с архитектором А. Е. Штаубертом работал его помощник Т. А. Угрюмов.

Проект скульптурного убранства был утверждён Николаем I 15 июля 1831 года. При этом император дал указание изобразить фигуры не "в рост", а сидячими, убрать трофеи, книги законов в руках гениев сделать без надписей, фигуры одеть в античные того или превратить в аллегорические.

К началу октября 1832 года возведение корпусов было завершено, приступили к внутренней отделке зданий. В феврале 1833 года объект осматривал император. Здание Сената было завершено к ноябрю 1835 года. В 1834 году, после завершения внутренних работ, здесь уже работал Сенат. А ещё через год было завершено строительство здания Синода.

Триумфальная арка над Галерной улицей стала символизировать единство церкви и государства. В её оформлении Росси использовал один из неосуществлённых проектов арки на Дворцовой площади. Высота арки вместе со скульптурой составляет 26 метров, высота свода - 12 метров, ширина арки - 20 метров. Над аркой размещена скульптурная группа "Благочестие и Правосудие", символизирующая веру в закон.

Скульптурное оформление сооружения создали скульпторы В. И, Демут-Малиновский, С. С. Пименов, Н. А. Токарев, П. П. Соколов, П. В. Свинцов, Н. А. Устинов, И. И. Леппе. Устиновым создана статуя "Вера" (первая ниша слева), Соколовым - "Благочестие" (вторая ниша слева). С. С. Пименов выполнил статуи "Закон" и "Правосудие". Во время работы над ними он скончался. 30 июля 1833 года модели завершил его сын Н. С. Пименов. Капители, львиные маски и другие декоративные детали выполнены Ф. Торичелли. Скульптуры Демут-Малиновского (скульптурная композиция на аттике, фигуры Гениев с книгами законов) были отлиты из меди на заводе Ч. Берда, установлены в августе 1835 года.

Декорирующие арку барельефы и горельефы аллегорически раскрывают историю русского законодательства, прославляют государственную власть. Самый крупный барельеф "Закон гражданский" - над аркой, выполнен П. В. Свинцовым и И. И. Леппе. На нём среди прочего изображены бюсты Петра I и Екатерины II. Этими же скульпторами создан барельеф в левой части арки - "Закон Божий" (посвящён Синоду), в правой части - "Закон естественный" (посвящён Сенату).

Входы в здания оформлены гранитными лестницами по бокам которых планировалось разместить чугунных львов. Однако против появления таких скульптур высказался Синод. Эта постройка стала последним крупным проектом Карла Росси.

У жителей города находились свои ассоциации с располагавшимися здесь учреждениями. Местные чиновники славились своей продажностью, процветала коррупция. Благодаря арке между домами родился каламбур: "Сенат и Синод живут ПОДарками".

Постройкой здания Сената и Синода завершилось архитектурное формирование западной границы Сенатской площади.

В 1909 году число служащих Сената возросло до такой величины, что потребовалось увеличить количество занимаемых ими помещений. Для этих целей был куплен соседний по набережной со зданием Сената особняк - дом Лавалей.

После 1917 года здание Сената и дом Лавалей передали Главному архивному управлению. В 1924 году был разобран иконостас церкви Сената, а помещение церкви приспособили под книгохранилище. В 1929 и 1936 годах проводилась реставрация фасадов и скульптурного убранства. Во время ленинградской блокады здание Сената и Синода сильно пострадало от артиллерийских обстрелов. В 1941-1942 годах в него попало восемь тяжёлых снарядов. Ремонт здания Сената и Синода начался уже в 1944 году. До 1952 года проводилась реставрация.

В 2006 году архив переехал в новое здание на Заневском проспекте, что позволило отреставрировать здание Сената и Синода. В 2008 году в здании Сената разместился Конституционный Суд. В 2009 году здание Синода заняла библиотека им. Б. Н. Ельцина.

Последними крупными произведениями Карла Ивановича Росси стали здания высших правительственных учреждений Российской империи — Сената и Святейшего правительствующего синода, связанные в единое целое великолепной аркой, переброшенной над Галерной улицей. Расположены они на одной из трех центральных площадей Санкт-Петербурга — Сенатской, очерчивая ее границы с западной стороны. Своим северным фасадом Сенат, как Зимний дворец и Адмиралтейство, обращен в сторону Невы, широкие водные просторы которой неразрывно связаны с перспективами грандиозных площадей и мощными массивами возвышающихся на них зданий. Торжественность Сената особенно помогает раскрыть величие и неповторимое своеобразие архитектурных панорам города.

В начале XVIII столетия участок, ныне занятый зданием Сената, принадлежал светлейшему князю А. Меншикову — сподвижнику Петра I и первому губернатору Петербурга. Именно здесь располагался его фахверковый дом. После опалы князя имение на набережной Невы перешло в собственность вице-канцлера А. Остермана. А в 1744 году дом был пожалован Елизаветой Петровной А. Бестужеву-Рюмину, который перестроил его в пышных барочных формах по проекту А. Квасова. В 1763 году после восшествия на престол Екатерины II он перешел в казну и был изменен архитектором А. Вистом для Сената, переведенного с Васильевского острова на Адмиралтейскую сторону. В 1780-1790-х годах барочное здание Сената было перестроено, его фасады получили новую архитектурную обработку, типичную для русского классицизма. Предположительно, проект был выполнен архитектором И. Старовым.

При проектировании отдельных зданий Росси одновременно решал и градостроительные задачи, поэтому часто современники высказывались о нем так: «Этому архитектору нужно строить не здания, а города»

После окончания в 1823 году перестройки Главного Адмиралтейства по проекту зодчего А. Захарова возникла необходимость реконструировать здание Сената, так как прежние сооружения уже не соответствовали новому облику Петровской (ныне Сенатской) площади. Решение этой задачи в 1827 году было поручено Инженерному департаменту, в котором вел проектирование его главный архитектор А. Штауберт. Однако он не сумел справиться с застройкой площади, что привело к отклонению его архитектурного замысла. Поэтому был организован конкурс, в котором приняли участие видные зодчие того времени: К. Росси, В. Стасов, С. Шустов, А. Михайлов II, П. Жако, В. Глинка. Лучшим был признан проект Росси, один из нескольких разработанных им вариантов. Карл Иванович с 1828 года занимался реконструкцией Петровской площади. Он предлагал возведение в том же стиле здания Синода через улицу от Здания Сената, более того, соединяя их триумфальной аркой. Но несмотря на все архитектурные достоинства проекта, его арочная композиция встретила возражение со стороны начальника Инженерного департамента князя Долгорукова, считавшего, что «и без приведения всей западной стороны Петровской площади под один фасад, она не потеряет величественного вида, лишь бы была одинаковая высота и в том же стиле... Когда же оба строения связать арками, тогда значительно умножатся издержки». Эту мысль старались внушить и Николаю I. Но проект Росси имел столь явные преимущества, даже экономические, что именно он и был утвержден 29 февраля 1829 года.

Закладка здания Сената состоялась 24 августа 1829 года. Возведение здания Синода на месте купленного в казну дома XVIII века купчихи Кусовниковой началось на год позже. Зодчий в своих разработках продуманно использовал стены старых построек. Руководить работами Росси отказался, ссылаясь на чрезмерную занятость и болезнь. Надзор за возведением, закончившимся в 1834 году, был поручен архитектору Штауберту, консультировавшемуся в случае необходимости у автора проекта.

И в этом произведении, как и в предыдущих, ясно виден градостроительный талант Росси, его мастерство в составлении композиции архитектурного ансамбля, умение вписать свои творения в пейзаж города. Сложное архитектурное окружение зодчий не только учел, но и умело использовал. Ансамбль Сената и Синода с высокой аркой в центре занимает всю западную границу Сенатской площади, начинаясь от Конногвардейского манежа и заканчиваясь уже на набережной Невы. Росси сыграл на сложном взаимодействии своего сооружения со строгим классическим Адмиралтейством (автор — А. Захаров) и с возводившимся в это же время архитектором О. Монферраном Исаакиевским собором, общий замысел и решение которого были уже иного характера.

Оба здания правительственных учреждений в плане представляют форму, близкую к квадрату, с обширным внутренним двором. Массивный рустованный цокольный этаж, мощные колоннады — все это созвучно Адмиралтейству и создает архитектурно-цельный облик площади. Композиционная связь особенно выразительно воспринимается с противоположного берега Невы и стрелки Васильевского острова. Широкие гранитные лестницы и покатые въезды к парадным дверям зданий своими выступами связывают их с площадью и со стоящим на ней памятником Петру I, который получил удачный фон для своей динамической композиции благодаря строгому ритму фасадов Сената и Синода. Росси закруглил угол здания Сената, обращенный к Неве, и этим создал плавный переход от застройки площади к панораме набережной, а также визуально скрыл разную длину двух зданий. За высокой аркой он открыл перспективу длинной, прямой, как стрела, Галерной улицы.

Значительная протяженность зданий Сената и Синода заставила Росси довести их высоту до 8,5 сажени (около 18 метров), поэтому здание Адмиралтейства оказалось ниже их на одну сажень (около 2,1 метра)

В зданиях Сената и Синода ясно проявилась склонность мастера к декоративной пышности. Росси широко использовал приемы, создающие игру светотени и подчеркивающие богатство форм: лоджии, сильно выступающие раскреповки карниза, глубокие ниши для статуй, сдвоенные маленькие колонны среднего этажа, поддерживающие балюстрады перед полукруглыми трехчастными арочными окнами. Подчеркнутую парадность и пластическую выразительность придает сооружению коринфский ордер. Единство достигается мастерски используемым Росси приемом ритмического повторения в различных вариациях однотипных элементов. На фасадах четырежды возобновляется мотив лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком, близкий зданиям Александрийского театра и Публичной библиотеки. Такая же колоннада по дуге огибает угловую часть здания, обращенную к набережной, и затем на невском фасаде повторяется в шестиколонном варианте. Тройные окна и портики со ступенчатыми аттиками перекликаются с отделкой соседнего дома А. Лаваль на Английской набережной, перестроенного в 1806-1809 годах архитектором Т. де Томоном. Здесь Росси вновь превратил старое здание как бы в продолжение своей постройки. Другой повторяющийся элемент структуры ансамбля Сената и Синода — выступающие пары колонн, которые фланкируют центральную арку. В композиции арки, напоминающей о Нарвских воротах архитектора Дж. Кваренги, варьируется в иных пропорциях тема, блестяще разработанная в здании Главного штаба. Несмотря на активную пластику ордера, арка Сената и Синода более статична. Ее скульптурное убранство, включая венчающую группу «Правосудие и благочестие», выполненную В. Демут-Малиновским, менее выразительно, чем в других образцах синтеза искусств в творчестве Росси.

Для интерьеров ансамбля зданий характерна некоторая несобранность и излишняя помпезность. Это связано с тем, что Росси не занимался прорисовкой деталей, а руководивший строительством Штауберт не обладал столь высоким архитектурным мастерством. Интерес представляет интерьер церковного помещения. Крестообразное в плане, оно украшено шестью колоннами композитного ордера, поддерживающего купол на парусах. Наиболее парадным выглядит двусветный зал заседаний Сената, перекрытый полуциркульным сводом, плафон которого был расписан художником Б. Медичи. Стены, пилястры и карнизы зала были отделаны искусственным мрамором. Размещенный в центре трон и мебель были обиты малиновым бархатом. Плафон парадной лестницы, ведущей в зал, расписывал Ф. Рихтер, другие помещения Сената — группа художников во главе с В. Ширяевым и А. Соловьевым.

Перед строителями здания Сената стояла задача: «...придать сооружению характер, соответствующий огромности площади, на которой оно находится»

Постройка зданий Сената и Синода завершила оформление центра города — ансамбля Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской площадей, одного из высших достижений русского и мирового градостроительства.

Архитектор и градостроитель Карл Иванович Росси мыслил масштабно, в своих работах старался решать не только художественные задачи, но и развивать инфраструктуру города. Он был великолепным декоратором, талант которого распространялся на украшение как интерьеров, так и фасадов возводимых им зданий. Это особенно заметно на последних его творениях — зданиях Главного штаба и ансамбля Сената и Синода, которые стали превосходным примером синтеза искусства и архитектуры. Такие профессиональные качества выделяли его из славной плеяды зодчих, сумевших не только создать национальную русскую архитектуру нового направления, но и возвысить ее до лучших образцов мировой архитектуры.

Здания Сената и Синода, расположенные на площади Декабристов (бывшей Сенатской) - памятники архитектуры Санкт‑Петербурга. Выполнены в стиле позднего классицизма. Были возведены в 1829‑1834 годах. Строительство велось под руководством архитектора Александра Штауберта по проекту Карло Росси. Здания были построены для двух государственных органов управления Российской империи ‑ Сената и Святейшего Правительствующего Синода.

Раньше на этом месте стояли две постройки XVIII века ‑ дом опального канцлера Алексея Бестужева‑Рюмина, в котором с 1763 года размещался Сенат, и дом купчихи Кусовниковой. В конце XVIII века барочный дом Бестужева‑Рюмина был перестроен архитектором Иваном Старовым в стиле классицизма, однако этого оказалось недостаточно: с возведением Адмиралтейства прежние постройки уже не соответствовали новому облику площади. Возникла необходимость в ее реконструкции.

Высочайшим повелением император Николай I утвердил строительство нового дома Сената по образу и подобию здания Главного штаба. Тогда же было принято решение о переезде к Сенату и Синода (высшего государственного органа церковно‑административной власти, заменявшего собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений). Для Синода решено было приобрести дом купчихи Кусовниковой.

В 1828 году конкурсе на перестройку зданий участвовали проекты Карла Росси, Василия Стасова, Поля Жако, Смарагда Шустова, Василия Глинки. Жако предлагал построить одно общее здание, напоминавшее галерею Лувра. Стасов планировал перестроить лишь здание Сената. Росси, в свою очередь, составил проект из двух корпусов, соединённых между собой аркой.

18 февраля 1829 года проект Росси, главной задачей которого было «придать зданию характер, соответствующий огромной площади», был утверждён. 24 августа состоялась торжественная закладка здания Сената. В фундамент была заложена памятная доска с надписью: «Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт». По проекту постройка органично включала в себя стены дома Бестужева‑Рюмина.

26 августа 1830 года, когда дом Кусовниковой удалось выкупить в государственную казну, на его месте было заложено здание Синода.

15 июля 1831 года Николай I утвердил проект скульптурного убранства здания. При этом император дал указание изобразить фигуры не «в рост», а сидячими, убрать трофеи, надписи на книгах, фигуры одеть в античные тоги или превратить в аллегорические.

К началу октября 1832 года возведение корпусов было завершено, началась внутренняя отделка зданий. В феврале 1833 года император совершил осмотр строящегося объекта. В 1934 году строительство было завершено.

Два прямоугольных в плане трехэтажных корпуса с большими внутренними дворами объединены богато украшенной триумфальной аркой, под которой проходит улица. Протяженный фасад с аркой ограничивает площадь с западной стороны. По замыслу архитектора , триумфальная арка над Галерной улицей является символом единства церкви и государства. В её оформлении Росси использовал один из неосуществлённых проектов арки на Дворцовой площади. Высота арки вместе со скульптурой составляет 26 метров, высота свода - 12 метров, ширина арки - 20 метров. Над аркой размещена скульптурная группа «Благочестие и Правосудие», символизирующая веру в закон. Лепные украшения, статуи, скульптурная группа на аттике придали арке торжественную, почти барочную пышность.

Входы в здания оформлены гранитными лестницами с пандусами и восьмиколонными лоджиями. Колонны коринфского ордера придают всему сооружению подчеркнуто парадный вид.

Несмотря на свою длину, здания Сената и Синода не выглядят монотонными. На фасадах четырежды повторены лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. И фасады, и центральная арка украшены выступающими парами колонн. Закругленный угол Сената, обращенный к Неве, также украшен лоджией с восемью колоннами.

В оформлении здания Сената и Синода принимали участие скульпторы Василий Демут‑Малиновский, Степан Пименов, Николай Токарев, Павел Соколов, Петр Свинцов, Николай Устинов, Иван Леппе. Устиновым создана статуя «Вера» (первая ниша слева), Соколовым ‑ «Благочестие» (вторая ниша слева). Пименов выполнил статуи «Закон» и «Правосудие». Во время работы над ними он скончался, модели завершил его сын Николай Пименов. Капители, львиные маски и другие декоративные детали выполнены Фридолино Торичелли. Скульптуры Демут‑Малиновского (скульптурная композиция на аттике, фигуры гениев с книгами законов), отлитые из меди на заводе Карла (Чарльза) Берда, установлены на здании в августе 1835 года.

27 мая 2008 года в здании Сената и Синода прошло первое заседание Конституционного суда РФ .

27 мая 2009 года в здании Синода была открыта Президентская библиотека имени первого президента РФ Бориса Ельцина.

В мае 2009 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода Санкт‑Петербурга под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась