За других себя забыть готов враг дерзости. Характеристика Молчалина из комедии «Горе от ума


Меню статьи:

В комедии Грибоедова «Горе от ума» основной противоборствующий массив событий приходится на образы Чацкого и Фамусова. Остальные действующие персонажи помогают раскрыть истинное положение вещей и глубину конфликта.

Происхождение и род деятельности

Одним из таких персонажей, с помощью которых усиливается трагичность происходящего, является образ Алексея Степановича Молчалина.

Предлагаем ознакомиться с в комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.

Молчалин не принадлежит к аристократии – он человек неблагородного происхождения, но благодаря своей службе, имеет доступ к высшему обществу.

Алексею Степановичу еще не удалось дослужиться до значительных высот – он пока что занимает всего лишь должность секретаря Фамусова, но подает надежды на скорое продвижение по карьерной лестнице, чем вызывает особую любовь Фамусова.

Павел Афанасьевич выделил у себя в доме комнату для Молчалина, хотя полноценной комнатой её назвать сложно: это, скорее всего, небольшой чуланчик, но обделенный судьбой Молчалин вполне доволен и этим.

Алексей Степанович уже третий год работает личным секретарем Фамусова, правда, оформлен он совсем на другой должности – исходя из официальных данных, Молчалин работает в архивном отделе, но на практике это фиктивность, он там всего лишь числится. Однако, не без пользы для себя – за время такой службы он получил три награды.

Конечно, в этом была исключительная работа Фамусова. Такое положение также выгодно Фамусову и позволило ему выйти из затруднительного положения – он обеспечил себя хорошим секретарем и к тому же платить ему пришлось не со своего кармана.

В тексте упоминается безродность Молчалина, но точного объяснения нет. Исходя из этого, можно сделать несколько предположений относительно сути подобного высказывания. Первое состоит в том, что Молчалин – человек простого происхождения, вторая, что он сирота, то есть человек, не имеющей рода.

Алексея Степановича Молчалина писатель изображает взрослым мужчиной. При этом Молчалин отторгает даже возможность своей инфантильности. Фамусов, у которого служит герой, пользуется положением Алексея. Официально герой работает в «Архивах», потому что так договорился Фамусов. Однако это простая формальность для получения чинов. Настоящее место работы Молчалина – дом Фамусова. Последний обеспечивает своему работнику еду, питье, кров, продвижение по карьерной лестнице. Молчалин, по всей видимости, знает, как угодить Фамусову.

До работы у Фамусова, в Москве, герой проживал в Твери. Молчалин, конечно, человек совсем не богатый. Простота происхождения героя заставляет сделать предположение, что Молчалин – мещанин. Согласно «Табели о рангах», герой занимает чин коллежского асессора. Этот чин дает право на дворянство, чего и достигает Молчалин. Мужчине даже удается получить награждения, в чем Молчалину, наверное, помог его господин.

Символичность фамилии

Образ Молчалина носит в себе черты символичности. Это связано в первую очередь с его фамилией. В ее основе лежит глагол «молчать». И действительно, это слово является точным отображением сути Молчалина. Он безмолвный и безликий слуга Фамусова. Даже его поступь лишена каких- либо звуков. Кажется, что он хочет быть как можно более незамеченным, тихим.


Время от времени Алексей Степанович передвигается на цыпочках, чтобы не тревожить домочадцев. Такое его поведение – это один из способов достичь своей жизненной цели.

Цель жизни

В то время как большинство аристократов лишены цели в жизни и лениво проживают свою жизнь, не наполняя ее никаким смыслом, жизнь Молчалина носит ярко выраженный характер. Его цель – состояться и добиться значительных достижений в жизни. Достижения в глазах Молчалина никоим образом не связаны с улучшением жизни простых, неблагородных людей или способствованием развития моральности аристократии. Высшая цель Алексея Степановича – стать полноценным представителем высшего общества.


Молчалин готов костьми лечь за очередное повышение, поэтому он со всей силы прислуживается Фамусову – именно Павел Афанасьевич может помочь достичь ему этой цели. И первую ступень на этой крутой лестнице Молчалин уже преодолел – благодаря своему умению подлизаться и угодить Фамусов ему дали чин коллежского асессора. Таким образом, Алексей Степанович из простолюдина превратился в нищего дворянина. Особую прелесть Молчалин находил в том, что его чин имел свойство переходить по наследству.

Молчалин и Софья Фамусова

Еще более улучшить свое положение в обществе можно за счет выгодного брака. Девушкам для этого необходимо было обладать прелестной фигурой и не менее прелестным личиком. В случае с мужской половиной общества достаточно было иметь услужливый характер. Именно возможность хорошо прислуживать становится критерием для благосклонности. Несмотря на свое низкое происхождение и финансовую несостоятельность в глазах Фамусова Алексей Степанович выглядит более привлекательным зятем, чем благородный аристократ Чацкий. Дело в том, что Павел Афанасьевич считает, что такое имение и прилежание, которым обладает Молчалин, сможет компенсировать его происхождение и добиться выгодного положения в социуме. Чтобы добиться окончательного преимущества перед другими молодыми людьми, Молчалину остается всего лишь накопить значительный капитал или же начать атаковать Фамусова с другого фронта – если Соня влюбиться в Алексея Степановича, то она сможет убедить своего отца в принятии решения в его пользу.

Алексей Степанович ускоряет этот процесс, начав проявлять интерес к дочери Фамусова – Софье.

Отношения молодых людей проходят в лучших традициях платонической любви – Молчалин не позволяет ничего лишнего по отношению к девушке.

Таким образом, он демонстрирует свое почтительное отношение к Софье и серьезность его намерений. К тому же, такое поведение способствует достижению его цели с замужеством – Молчалину не нужно обладать Соней, ему необходимо стать ее супругом, поэтому разврат для него – неприемлемое дело.

Предлагаем сравнить в комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.

В общении с Софьей Алексей Степанович придерживается того же принципа, что и с ее отцом – он все время ей угождает. Естественно, что поведение Молчалина резко отличается от поведения остальных аристократов по отношению к ней. Молодые люди знатного происхождения не готовы пресмыкаться перед Соней так, как делает это Молчалин, поэтому они и не вызывают у нее такой интерес.

В некоторой мере привязанность Фамусовой к Молчалину была вызвана отсутствием должных кандидатов – после уезда Чацкого девушка выбирает из оставшегося наименьшее зло. На момент возникновения привязанности и начала общения Соня не испытывала восторженности и любовного влечения к Молчалину, ее поступок можно было расценивать как месть Чацкому, но в результате должного эффекта такой поступок не принес, Соня со временем свыклась со странностями Молчалина и начала воспринимать их как обыденные вещи. В лице Молчалина Соня обрела замечательную «живую игрушку», он не только относится к ней с обоготворением (которое, как оказалось, было напускным), но и готов исполнять любые ее желания.

Чацкий и Молчалин

Конфликт Чацкого и Молчалина был априори предопределен – честный и благородный аристократ не может понять и принять позицию Фамусова и его общества, Алексей Степанович, который не только находится в зависимости от Фамусова, но и стремится стать таким, как они, мог бы стать прекрасным оппонентом Чацкому, если бы обладал большей настойчивостью и индивидуальностью, однако, так как Алексей Степанович привык быть молчаливым наблюдателем и никогда не выдавать своего отношения к тем или иным ситуациям, то острой дискуссии между персонажами не происходит.

Кроме того, проницательный Чацкий замечает странное отношение Алексея Степановича к Соне Фамусовой. Со временем он открывает истинное отношение Молчалина к девушке и его призрачную влюбленность. Чацкого поражают двойные стандарты Молчалина – с одной стороны он готов безмерно льстить, но, с другой стороны, тут же не пренебрегает за глаза огласить свое пренебрежение и даже отвращение к тем, кого он боготворил еще пару минут назад.

Попытки открыть глаза окружающим на ошибочность их мнения ни к чему хорошему не приводят – окружающим лестно воспринимать свое превосходство, чем осознать, что все почтение по отношению к ним было фарсом.

Молчалин и Лиза

Каким бы двуличным ни был Молчалин, все же порой он обнвруживает истинные свои чувства и намерения. Такое положение вещей не обличается в дискуссиях или светских разговорах (так как он заблаговременно старается не принимать в них участие).

Так, например, у Алексея Степановича возникает чувство привязанности и любви по отношению к служанке в доме Фамусова – Лизе. Герой повести оказывается перед выбором – до конца играть свою роль возлюбленного Сони или же признаться Лизе в своих чувствах.

К сожалению, как бесчестный человек Молчалин не ограничивается таким положением вещей и ухаживает за двумя девушками сразу.

Таким образом, Алексей Степанович Молчалин – классический вариант персонажа, ведущего двойную игру. Такая тенденция сохраняется в случае с Молчалиным во всех видах деятельности. Он лицемерит по отношению к Фамусову, играет чувствами Сони.

Для Алексея Степановича характерно безропотное и безмолвное угодничество. Ради продвижения по социальной лестнице он готов пойти даже на самые аморальные поступки. Образ Молчалина стал нарицательным и применяется по отношению к бесчестному, лицемерному человеку.

Характер Молчалина

Герой производит двоякое впечатление. С одной стороны, Молчалин всем угождает (в этом мужчина настоящий мастер), он застенчивый, услужливый, робкий, спокойный, несмелый, скромный, тихий, «бессловесный». Ему свойственна аккуратность, умеренность, отсутствие критики в адрес окружающих. За это они его и любят, пожалуй. Но с другой стороны, герою свойственна и двуличность, лицемерность. Молчалина считают воспитанным и вежливым человеком, герой вызывает симпатии у окружающих. Общество не видит истинную натуру героя. Наоборот, в Молчалине усматривают самоотверженного человека, готового забыть о собственных интересах ради других.

Однако Молчалин угождает и молчит ради корысти, ради достижения своей цели. Такое напутствие дал герою отец. Поведение героя зависит от обстоятельств. Например, с дочерью Фамусова мужчина ведет себя подчеркнуто вежливо и скромно. Но Молчалин не любит Софью по-настоящему. Влюблён же герой в Лизу. Однако с простой девушкой незачем вести себя прилично. Истинное лицо Молчалина видит, пожалуй, лишь Чацкий, считающий асессора глупым, трусливым и жалким человеком. Впрочем, Вяземский, напротив, подчеркивает благоразумие героя, рациональный подход к жизни. Душа Молчалина – холодная и черствая. Об этом позже говорит и служанка Лиза.

— главный герой произведения.

С этой цитаты начинается, так называемый, " ", в котором отвечает на критику в свой адрес (действие 2, явление 5).

Слова Чацкого (действие 3, явление 22). рассказывает Софии (дочь ), о том, что его расстроило преклонение русской знати перед европейцами (французами). Чацкий приводит слова княжен, которые преклоняются перед Францией и французами.

Слова о том, что из-за его долгого отсутствия, его бывшая возлюбленная София, видимо влюбилась в другого (действие 2, явление 4). Чацкий и София (дочь ) раньше любили друг друга. Чацкий уехал в путешествие и когда вернулся через три года, София встретила его холодно. Из разговора с Фамусовым у Чацкого родилось подозрение, что София, за время их разлуки, полюбила другого.

:

София рассказывает Чацкому о том, как она ждала его, пока тот отсутствовал. На это Чацкий ответил этой фразой (действие I, явление 7).

Слова в разговоре с Софией (дочь ). Чацкий вернулся в Москву после длительного путешествия и навестил дом Фамусова. До разлуки Чацкий и София любили друг друга, но София встретила его холодно. Чацкий говорит Софие что он готов ради нее пойти хоть в огонь (действие 1, явление 7).

Возбудит малость их, и малость утишит. (д. 4, явл. 10):

Но этот обморок? беспамятство откуда?-

Нерв избалованность, причуда,

Возбудит малость их, и малость утишит

Слова Чацкого (действие 4, явление 14). выяснил что его возлюбленная София (дочь ) стала встречаться с низким человеком, секретарем ее отца - . устроил скандал и набросился с необоснованными упреками как на Софию, так и на Чацкого. Чацкий разочаровался в своей возлюбленной, раскритиковал порядки, сложившиеся у московской знати и решил уехать из Москвы, от людей, которые ему опостылили.

Вот наши строгие ценители и судьи! (д. 2, явл. 5):

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все

Распроданы по одиночке!!!

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Слова из (действие 2, явление 5) в котором отвечает на критику в свой адрес . Чацкий говорит о том, что молодежи не на кого равняться.

Слова Чацкого (действие 3, явление 6). встретил в доме чиновника своего друга Платона Михайловича Горича. Его жена, Наталья Дмитриевна, жалуется на здоровье мужа. На что Чацкий советует поехать в деревню, чтобы поправить здоровье.

Слова , сказанные Софии (дочь ) про (действие I, явление 7). Чацкий презирает Молчалина, но уверен, что он сделает себе карьеру пресмыкаясь перед начальством. Выражение применено в значении - он далеко пойдет.

Слова (действие 2, явление 5), в ответ на слова и , что пожар 1812 года пошел Москве на пользу, так как было построено много новых домов. Чацкий говорит о том, что предрассудки аристократического общества остались, несмотря на то, что Москву застроили новыми домами.

Слова , который прервал льстивую и лживую речь своего знакомого Репетилова (действие 4, явление 4).

Слова , которые он произнес при первой встрече с Софией (дочь ), после его возвращения из длительного путешествия. До расставания Чацкий и София любили друг друга, но встретила София Чацкого холодно, так как за время их разлуки полюбила секретаря отца Молчалина (действие 1 явление 7).

Слова Чацкого (действие IV, явление 10). услышал, что его считают сумасшедшим. Кто-то распустил слух, что он сошел с ума. Чацкий очень расстроен и обескуражен этим обстоятельством и рассуждает о том, как нелепо формируется общественное мнение.

Слова в разговоре с Софией (дочь ). Чацкий вернулся в Москву из длительного путешествия (действие 1, явление 7).

Последние слова Чацкого (действие 4, явление 14). решил уехать из Москвы, от людей, которые ему опостылили.

Слова Чацкого, сказанные Молчалину (действие 3, явление 3). (секретарь ) спрашивает , почему тот не желает съездить с визитом к Татьяне Юрьевне, знакомой Чацкого, которая имеет важные связи у московской знати. Чацкий объясняет Молчалину, что он привык добиваться успеха сам, а не используя свои знакомства.

Слова (из ), обращенные к (действие 2, явление 5). Чацкий критикует глупое преклонение перед людьми в мундирах.

Слова Чацкого (действие 3, явление 22). говорит о том, как он страдает. Он любит Софию, дочь , а та, за время их разлуки, разлюбила Чацкого и влюбилась в секретаря Фамусова (). Московское общество раздражает Чацкого своими нравами.

Слова Чацкого, обращенные к Софии (действие 4, явление 13). ухаживает за бывшей возлюбленной — Софией (дочь ). Но потом неожиданно выясняется, что он тайком признался в любви и ее служанке Лизе.

На лбу написано: Театр и Маскерад. (д. 1 явл. 7):

"А наше солнышко? наш клад?

На лбу написано: Театр и Маскерад;

Дом зеленью раскрашен в виде рощи,

Сам толст, его артисты тощи."

Нам каждого признать велят историком и географом! (д. 1 явл. 7):

"В России, под великим штрафом,

Нам каждого признать велят

Историком и географом!"

Слова Чацкого, в ответ на слова Хлестовой про Загорецкого (действие 3, явление 10). Хлестова говорит про Загорецкого, который подарил ей слугу арапку. Затем она замечает, что тот "Лгунишка он, картежник, вор". На это и произносит эту фразу.

Слова Чацкого (действие 3, явление 22). рассказывает Софии (дочь ), о том, что его расстроило преклонение русской знати перед европейцами (французами).

Слова Чацкого (действие 3, явление 3). начинает догадываться, что София дочь ) влюблена в секретаря своего отца — . Он удивлен этим обстоятельством, так как считает Молчалина глупым и ничтожным человеком.

Слова Чацкого (действие 4, явление 10). услышал, что его считают сумасшедшим. Кто-то распустил слух, что он сошел с ума. Чацкий очень расстроен и обескуражен этим обстоятельством.

Певец зимой погоды летней. (д. 1 явл. 7):

"На бале, помните, открыли мы вдвоем

За ширмами, в одной из комнат посекретней,

Был спрятан человек и щелкал соловьем,

Певец зимой погоды летней."

Слова , который критикует образ жизни тех, кого ему ставят в пример (действие 2, явление 5). высказал свои взгляды и поставил в пример некоторых чиновников. не считает этих людей достойными и называет образ жизни людей круга и взглядов Фамусова, как "Прошедшего житья подлейшие черты".

Слова Чацкого (действие 3, явление 22). рассказывает Софии (дочь ) о «чужевластье мод», заставляющих русских людей перенимать европейскую одежду.

Слова в разговоре с (действие 2, явление 2). Фамусов рассказал о людях своего поколения. Чацкого поразило то, что пресмыкание перед начальством Фамусов превозносил как добродетель.

Спрашивает у как бы тот отнесся к тому, что если бы Чацкий женился на Софии, дочери Фамусова. Фамусов отвечает, что Чацкому надо бы устроиться на службу в государственное учреждение. На что Чацкий и ответил этой фразой (действие 2, явление 2).

Чацкий говорит Софье (действие I, явление 7) о том, что в свете принято говорить на французском языке. Но так как его хорошо знают немногие, то получается смесь языков французского с нижегородским.

Судьба любви - играть ей в жмурки. (д. 3 явл. 1):

"Молчалин прежде был так глуп!..

Жалчайшее созданье!

Уж разве поумнел?..

А тот - Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие маневров и мазурки!

Судьба любви, играть ей в жмурки,"

Слова Чацкого (действие 4, явление 10). увидел, что его возлюбленная София (дочь ) ищет . Чацкий решил спрятаться и выяснить, что происходит.

Слова в разговоре с Софией (дочь ), действие 1, явление 7. Чацкий, вернувшись из длительного путешествия, обнаружил, что София встретила его холодно (до разлуки молодые люди любили друг друга). Чацкий говорит о своем состоянии из-за этого.

Слова Чацкого, обращенные к Молчалину (действие 3, явление 3). (секретарь ) спрашивает , почему тот не преуспел в карьере. Чацкий отвечает этой фразой.

Числом поболее, ценою подешевле. (д. 1 явл. 7):

"Ах! к воспитанью перейдем.

Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?

Не то, чтобы в науке далеки;

В России, под великим штрафом,

Нам каждого признать велят

Историком и географом!"

Слова , обращенные к Софии (дочь ), из их первого разговора после возвращения Чацкого из длительного путешествия в Москву (действие 1, явление 7).

Слова , которые он произнес при первой встрече с Софией (дочь ), после его возвращения из длительного путешествия. До расставания Чацкий и София любили друг друга (действие 1 явление 7).

Цитаты Фамусова

— один из ключевых героев произведения. Московский дворянин средней руки. Служит управляющим в казённом месте. Жена умерла вскоре после родов, оставив единственную дочь Софью. До событий комедии, Чацкий и Софья были влюблены друг в друга.

Слова Фамусова обращенные к Чацкому (действие 4, явление 14). неожиданно застал свою дочь Софию в компании с и набросился на них, считая, что они тайные любовники. Фамусов угрожает отправить дочь в деревню и требует от Чацкого не встречаться с ней.

Слова Фамусова (действие 1, явление 4). увидел свою дочь Софию в компании со своим секретарем . Фамусов недоволен тем, что его незамужняя дочь встречается с Молчалиным, так как хочет женить ее на богатом человеке со связями в обществе.

Слова Фамусова (действие 4, явление14). встретил свою дочь Софию в компании с . Фамусов набрасывается на них с руганью, считая их тайными любовниками.

Софья рассказала Фамусову странный сон, который ее напугал. Выслушав ее рассказ Фамусов отвечает этой фразой (действие1, явление 4).

Слова Фамусова обращенные к дочери Софии (действие 4, явление 14). неожиданно застал свою дочь Софию в компании с и набросился на них, считая, что они тайные любовники. Этой фразой он угрожает дочери отправить ее из Москвы в грушь (к тетке, в Саратов).

Слова Фамусова (действие 2, явление 5). расспрашивает о намерениях того жениться (Фамусов хочет выдать свою дочь Софию замуж за Скалозуба). Во время разговора Фамусов говорит этой фразой о том, что в Москве много достойных полковника невест.

Слова (действие 2, явление 3). Фамусов, узнав, что к нему прибыл в гости , говорит о слухах, что его дочь София, якобы, собирается замуж за полковника. Говоря о слухах он и применяет эту фразу.

Слова , в разговоре с . Чацкий вернулся в Москву после длительного путешествия и навестил дом Фамусова. Он заметил, что дочь Фамусова София похорошела. На что Фамусов ответил этими словами (действие 1, явление 9).

Слова Фамусова, обращенные к своей служанке Лизе. Лиза, чтобы разбудить хозяев, поставила стрелки часов так, чтобы они сыграли музыку. Фамусов догадался, что она специально подвела часы (действие 1 явление 2).

Слова Фамусова, обращенные к Чацкому (действие 2, явление 2). рассказал какие умные и хитрые люди его поколения. Заканчил свою речь Фамусов этой фразой.

Из ответа Фамусова на рассказ Софьи о странном сне, который ее напугал (действие 1, явление 4).

Слова , обращенные к дочери Софье (действие 1, явление 4). Губителями карманов и сердец Фамусов назвал французов, которые привезли в Россию модные вещички, развлекательную французскую литературу.

Слова Фамусова, обращенные к полковнику Скалозубу (действие 2, явление 5). рассказывает о своей военной службе и ее перспективах. Во время разговора желает этой фразой Скалозубу здоровья и продвижения по службе.

Слова Фамусова из разговора с полковником Скалозубом (действие 2, явление 5). говорит о гостеприимстве аристократии Москвы.

Слова Фамусова (действие 2, явление 5). расспрашивает о намерениях того жениться (Фамусов хочет выдать свою дочь Софию замуж за Скалозуба). Во время разговора Фамусов говорит этой фразой о том, что Москва лучший город и в Москве много достойных полковника невест.

Слова в разговоре с (действие 2, явление 3). Фамусов узнал, что к нему прибыл знатный гость . Фамусов говорит Чацкому об идеях, которые тот только что высказал в их разговоре. Чацкий критиковал сложившиеся у аристократии Москвы порядки. Эти идеи Фамусов и назвал завиральными.

Софья влюблена в небогатого секретаря Молчалина, но отец не одобряет их отношений. Софья рассказывает Фамусову свой сон, в котором был небогатый молодой человек. Во время ее рассказа Фамусов и произносит эту фразу (действие 1, явление 4).

Слова Фамусова (действие 2, явление 5) из разговора с полковником Скалозубом. говорит о традициях и порядках, сложившихся у аристократии Москвы. Этой фразой он заключает, что предствители московской аристократии значительно отличаются от других.

Фамусов хвалится тем, как правильно он воспитывал свою дочь Софью (действие 1, явление 4).

Слова , обращенные к своему секретарю Молчалину (действие 1, явление 4). Фамусов встретил утром в своем доме своего секретаря Молчалина вместе со своей дочерью Софьей. Он против их близких отношений.

(управляющий в казенном месте) рассказывает про то, что он на службу подбирает только родственников (действие 2, явление 5).

Слова Фамусова, который заигрывает со своей служанкой Лизой (действие 1 явление 2).

Слова Фамусова в разговоре с полковником Скалозубом (действие 2, явление 5). говорит о том, что у аристократии Москвы принято судить о детях по достоинствам и достижениям их родителей.

Молчалин предлагает Фамусову обсудить бумаги, на что Фамусов, отказываясь тратить на обсуждение время, отвечает этой фразой (действие 1, явление 4).

Слова Фамусова (действие 2, явление 5). говорит о любящих поспорить старичках.

Слова Фамусова, обращенные к Чацкому (действие 2, явление 2). говорит о требованиях, которые бы он предъявил к Чацкому, если бы тот решил жениться на его дочери Софии.

Слова Фамусова (действие III, явление 21). говорит о вреде обучения и учености.

Слова Фамусова (действие III, явление 21). с собеседниками обсуждают причины, из-за которых Чацкий сошел с ума. Хлёстова высказала предположение, что главная причина в том, что Чацкий злоупотреблял алкоголем. На это Фамусов замелил, что причина сумасшедствия Чацкого другая — ученье и ученость.

Слова об (действие 2, явление 2). Фамусов рассказал Чацкому о людях своего поколения. Чацкого поразило то, что пресмыкание перед начальством Фамусов превозносил как добродетель. Чацкий осудил это качество, на что Фамусов ответил этой фразой.

Фамусов рассуждает о своей дочери (София) и двух молодых людях, влюбленных в нее ( и ). Оба молодых человека не нравятся Фамусову, так как они не богаты и не знатны.

Слова Фамусова о богатых москвичах, в разговоре со слугой Петрушкой (действие 2, явление 1). с восхищением говорит слуге о достоинствах человека, на похороны которого он собрался.

Цитаты Софьи

Софья Павловна — дочь Фамусова.

Слова Софии в разговоре со служанкой Лизой (действие 1, явление 5). София обсуждает со своей служанкой Лизой, как ее отец (), встретил Софью с ее возлюбленным Молчалиным и остался недоволен этим. София любит молодого человека, но Молчалин не богат и отец против их сближения.

Слова Софии (дочь ). вернулся из длительного путешествия. До расставания Чацкий и София любили друг друга, но София встретила молодого человека холодно, так как полюбила секретаря своего отца Молчалина. Чацкий, заметив холодность Софии, спрашивает, влюблена ли она в кого-либо? На что та отвечает этой фразой (действ. 1, явл. 7).

Слова Софии в разговоре с Лизой (служанка в доме ) о том, что возможным женихом Софии может стать полковник Скалозуб (действие 1 явление 5).

Слова Софии (дочь ), действие 3, явление 1. старается выяснить, любит ли кого-либо София. Когда он заговорил о , София ответила этими словами, намекая на то, что не любит полковника.

Слова Софьи (действие 1, явление 3). Софья (дочь ) долгое время находилась вместе со своим возлюбленным Молчалиным. Лиза (служанка в доме Фамусова) сказала Софье, что они слишком долго были вместе. На это Софья и ответила этой фразой.

Слова Софьи, обращенные к служанке отца Лизе (действие 1, явление 5). Отец Софьи, застал ее с Молчалиным в своем доме. Фамусов недоволен сближением своей дочери с безродным Молчалиным. Фраза из разговора Софии с Лизой, после ухода Фамусова.

  • Да эдакий ли ум семейство осчастливит? (д. 3. явл. 1)
  • Делить со всяким можно смех (д. 1. явл. 5)
  • Подумаешь, как счастье своенравно! (д. 1. явл. 5)

Цитаты Молчалина

— секретарь Фамусова, живущий у него в доме. Молчалин ухаживает за Софией.

Слова Молчалина в разговоре с Чацким (действие 3, явление 3). (секретарь ) рассказывает , что он не высказывает своего мнения, так как пока его положение в обществе не является значительным (говорят о навыках письма известного чиновника Фомы Фомича).

Горе от ума - известная комедия А. С. Грибоедова, в которой фигурируют дворяне, живущие в начале 19 века. В данный период идеи декабризма и консервативные взгляды стали провоцировать разногласия. Основой тематики является противостояние современного времени и уже ушедшего века, идеалы заменялись новыми, что отражалось на людях плачевно. При этом большая часть представителей комедии относятся к сторонникам ушедшего века, в эту категорию включены как имеющие вес в обществе личности, так и те, кто старается услужить. И Молчанов относится к тем, кто услуживает не по своей воле.

Характеристика героя

Молчалин Алексей Степанович - мужчина, он молод и работает секретарем Фамусова. Среди его основных черт имеется глупость, подлость в сочетании с хитростью, его целью является извлечение преимуществ для себя. Для этого он подстраивается под мнение других и встречается не с женщиной, которую любит, а с Софьей Фамусовой.

Среди положительных качеств можно выделить:

  • скромность. Как видно по его реакции на поведение пьяных, унижения и жеманство, герой может выдержать любые причуды;
  • тактичность. Алексей скрывает эмоции и не показывает некорректных действий по отношению к дочери хозяина;
  • умение промолчать;
  • вежливость. Умеет верно сформулировать фразы, правильно себя поставить;
  • умение завести дружеские отношения;
  • спокойное восприятие. Даже в самых неприятных ситуациях не выставляет напоказ эмоции.

Отрицательные качества также есть:

  • застенчивость - только маска, на самом деле герой двуличен, он ведет себя в зависимости от окружения;
  • угождает и заискивает ради выгоды. Романы также строятся с целью наживы, даже достаточно умная София готова быть с ним, но Молчалин только притворяется;
  • своего мнения не имеет, больше молчит.

Психологический склад ума Мочалина определяет целую категорию людей, они готовы на все ради повышения и забывают про свое мнение ради этого. Алексей постепенно потерял возможность судить логически и просто соглашался с общественностью, доходя в своей лести до максимума.

Образ героя в произведении

Алексей небогат и является дворянином из Твери, проживает в доме хозяина и в тайне имеет любовные отношения с его дочерью. Молчалин не может дотянуться до статуса зятя, ведь не имеет чинов и звезд, он нравится обществу, поскольку профессионально услужлив. Образу молодого дворянина он отвечает полностью, поскольку старается угодить всем, кто хоть как-то может повлиять на его карьеру. Сам он считает, что небольшие чины не дают возможности иметь собственное суждение.

Роль в обществе

На публике истинное лицо Молчалина скрыто, зато, общаясь с Лизой, он показывает себя, ведь яркий контраст скромника и тихони с повесой просто невозможно не заметить. Этот человек представляет опасность, поскольку двуличен. В нем нет любви и даже уважения к Софье, он боится открыть отношения, при этом строит настоящий спектакль. Он считает, что злые языки страшнее пистолета, а Софья наоборот не волнуется о мнении других. Молчалин живет так, как ему советовал отец - всем угождает.

Алексей гордится успешностью, наличием важных связей, и даже дает совет вести себя аналогично Чацкому, поскольку считает, что его поведение верное. Хотя взгляды героя и консервативной дворянской знати одинаковы, он несет вред для общества. Обманув дочку Фамусова и являясь ее любовником скорее как по должности, чем из чувств, он портит девушке жизнь. Молчалин имеет точное соответствие идеалам из ушедшего века, он легко адаптируется под ситуацию и дорожит только богатствами и званиями.

Что показывает собой Молчалин?

Основа характера персонажа - двуличие и хитрость, такие могут блаженствовать, и дойти до степеней известных, поскольку людям нравится такое безмолвие. Актуальность затронутой особенности героя остается, его образ сохранился до наших дней, повышения, обогащение для многих гораздо важнее таких вечных понятий, как достоинство, честность или любовь к родине. Молчалин четко делит людей по статусу и относится к ним соответственно.

В комедии Молчалин не слишком важен для развития сюжетной лини, он олицетворят общий дух людей того времени, показывая их унижение перед стоящими выше чинами. Также образ позволяет ярче показать Чацкого, ведь он противоположен по характеру, и выделяется сильной душой, гордостью и уверенностью.

“Молчалин за других себя забыть готов
Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело,
Ночь целую с кем можно так провесть!” Софья
“Бывало, песенок где новеньких тетрадь
Увидит, пристает: пожалуйте списать.
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных” Чацкий
“Почему вы с барышней скромны, а с горничной повесы?” Лиза
“При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием своим обезоружит,
От доброты души простит.
И, между прочим,
Веселостей

Искать бы мог,
Ничуть: от старичков не ступит за порог;
Мы резвимся, хохочем,
Он с ними целый день засядет, рад не рад,
Играет…” Софья
“Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства
И на душе поступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит…” Софья
“Услужлив, скромненький, в лице румянец есть” Чацкий
“Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет…” Чацкий
ВЫВОД: Молчалин – мелочный, двуличный и раболепный человек. Софья предпочитает это “жалкое создание” Чацкому. Если Чацкий – сын знатного московского дворянина и воспитывался он в его доме, то Молчалин – человек более низкого происхождения.

Он из милости “пригрет” Фамусовым, хотя, безусловно, ему “нужен”. Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован. Его безмолвие отнюдь не глупость.

Не случайно Белинский писал, что “Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выводы”.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Пьеса “Горе от ума” построена на конфликте одновременно личном и общественном. Общественный конфликт состоит в том, что главный герой не сходится во взглядах на жизнь с обществом. Личная же проблема героя – это неразделенная любовь. Он приезжает из-за границы в надежде увидеть возлюбленную и надеется на взаимность. Но, к сожалению, его место уже занял другой […]...
  2. Образ Софьи Павловны сложен. От природы она наделена хорошими качествами: умом, сильным и независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Для девушки из дворянского общества она получила хорошее образование и воспитание. Героиня увлекается чтением французской литературы. Фамусов, отец Софьи, говорит: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится. Но, […]...
  3. “Но будь военный, будь он статский, Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!” Софья “…Он славно Пересмеять умеет всех; Болтает, шутит, мне забавно; Делить со всяким можно смех” Софья “Остер, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив, Вот об себе задумал он высоко” Софья “Не человек, змея!” Софья “Ах, боже мой! Он […]...
  4. С Алексеем Степановичем Молчалиным мы встречаемся в самом начале комедии А. С. Грибоедова ” Горе от ума “. О нем с иронией и даже презрением отзывается Чацкий: А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. И сразу же мы узнаем, что его любит Софья. Возникает вопрос: Что за Софья полюбила Молчалина? Она […]...
  5. Недавно мы прочитали на уроках литературы произведение А. С. Грибоедова Горе от ума. В нем грибоедов показал Москву в начале 18 века, а если точнее, То он показал противостояние между старым и новым веком. А главными героями этого произведениями были Чацкий, представляющий новый век, и Молчалин, являющийся типичными представителем старого века. Грибоедов сделал их совершенно […]...
  6. СКАЛОЗУБ “Куда как мил! И весело мне страх Выслушивать о фрунте и рядах; Он слова умного не выговорил сроду, – Мне все равно, что за него, что в воду” Софья “И золотой мешок, и метит в генералы” Лиза “Речист, но больно не хитер” Лиза “Известный человек, солидный И знаков тьму отличья нахватал; Не по летам […]...
  7. Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова ” Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен Молчалину. Многие стороны души Грибоедова отразились в образе Чацкого. Он истинный и страстный […]...
  8. Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья – Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. А. С. Грибоедов “.. .Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку”, – так говорил о замысле своего произведения сам […]...
  9. Великая комедия А. С. Грибоедова, появившаяся в начале XIX века, открывает новый этап в развитии русской литературы. Созданные драматургом характеры имеют историко-литературное и общечеловеческое значение. Безусловная находка автора – образ Молчалина, вобравший в себя черты социально-психологического типа, которому на Руси суждена была, к сожалению, долгая жизнь. Тип этого героя, можно сказать, один из самых распространенных […]...
  10. Любовный конфликт комедии Александра Сергеевича Гри­боедова “Горе от ума” строится на взаимоотношениях четырех персонажей: Софьи, Чацкого, Молчалина и Лизы. В целом его можно охарактеризовать словами из стихотворения современ­ного поэта Александра Семеновича Кушнера: Друг милый, я люблю тебя, А ты его, а он другую… Чацкий любит Софью; Софья увлечена Молчалиным; Молчалин же добивается любви Лизы. Та […]...
  11. Д. И. Писарев – один из выдающихся литературных критиков 19 века. Его талант многообразен. В своих работах он охватывает все стороны современной ему российской действительности. Известно, что по своим политическим убеждениям Писарев относился к революционным демократам. Поэтому его взгляды, а, следовательно, и статьи связаны именно с этим политическим течением. В своей статье “Наши усыпители” критик […]...
  12. Какое место в системе персонажей занимает Со­фья? Почему она выбрала Молчалина? Чем можно объ­яснить ее озлобление против Чацкого, как характеризу­ет героиню поведение после разоблачения Молчалина? Молчалин в отношениях с Софьей выглядит откро­венно неприглядно. Он беден, невысокого чина, но уже оценен влиятельным Фамусовым как “деловой”. Тон­кий льстец, приспособленец, Молчалин обманывает Софью, подыгрывает чувствам девушки, не испытывая […]...
  13. В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” про­тивопоставляются две идеологии, два мира, два века – “век нынешний” и “век минувший”. Про­грессивные взгляды и убеждения молодого дво­рянина Чацкого противопоставлены традициям и нравам дворянского общества Москвы. Собы­тия пьесы развиваются в доме крепостника Фа­мусова, в котором собрался весь “свет” москов­ского дворянства. Здесь перед нами проходят многочисленные персонажи, […]...
  14. Изображение “деловых людей” в комедиях А.С. Грибоедова и А.Н. Островского (образы Молчалина и Буланова) I. Вступление Воссоздавая сатирическую картину нравов дворянского общества, Грибоедов и Островский уделили заметное место образам “деловых людей”, т.е. тех, кто, преодолевая свое ми­зерное общественное положение, стремится сделать карьеру, подняться на верх социальной лестницы, не гнушаясь при этом никакими способами, не думая […]...
  15. В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” поэт выводит образ Молчалина, значение которого не утратило своей актуальности и в наши дни. Черты подхалима, втихомолку с помощью неприкрытой откровенной лести выбивающегося в люди, первым подметил Н. В. Гоголь, а М. Е. Салтыков-Щедрин в присущей писателю гротескной манере изображает Молчалина чиновником с обагренными кровью руками, стремящимся […]...
  16. Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. А. Грибоедов Комедия “Горе от ума” занимает исключительное место в русской литературе. Напряженный сюжет, стихотворная форма и сами стихи, которые мигом разлетелись на крылатые фразы, – все это делает комедию Грибоедова интереснейшим произведением. Созданная почти 180 лет назад, она по-прежнему продолжает поражать нас своими “вечными” характерами – […]...
  17. Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал растлевающее влияние крепостническо-чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от фамусовского общества. С детства Молчалина учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Выполнение отцовского завета – всем угождать – помогло Молчалину и “награжденья брать, и весело пожить”. Что еще нужно было безродному чиновнику, коптевшему в захолустной Твери, откуда вытащил […]...
  18. Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что “вольнее всяких дышит”. Свобода личности – вот мотив времени и комедии А. С. Грибоедова. И свобода от обветшалых представлений о любви, […]...
  19. Сочинение по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Чацкий и Молчалин (Сравнительная характеристика). В произведении А. С. Грибоедова “Горе от ума” противопоставлены два героя А. А. Чацкий и А. С. Молчалин. Они разные по мировоззрению, отношению к службе и вышестоящим чинам. Так как комедия было написано в начале 19 века, автор затронул тему отношения […]...
  20. Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений между старым и новым поколениями. Представители уходящей эпохи – лживые, лицемерные люди – составляют фамусовское общество. В этом обществе отрицательно относятся ко […]...
  21. Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. В комедии автор поставил ряд важнейших проблем своего времени, которые и по сей день продолжают волновать человечество. Главный герой комедии Чацкий рассматривается как во взаимоотношениях с представителями фамусовского общества, так и с Софьей, которую он любит. Вот почему немаловажную […]...
  22. Комедия “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым, стала одним из самых ярких событий в литературе, при чем, не только в литературе начала девятнадцатого века. Главным персонажем этой сатирической комедии является персонаж Чацкого. Без этого образа, созданного Грибоедовым, как отмечают критики, не было бы самой комедии. Грибоедов был первым писателем, который человека – носителя высоких […]...
  23. Софья Павловна Фамусова – центральный женский персонаж комедии. Вокруг нее разворачиваются события. Софье 17 лет, ее воспитывал отец и старушка Розье. Мать она потеряла когда была совсем маленькой. Софья очень красива, умна, остроумна и сообразительна, но из-за чтения французких романов, она немного сентиментальна и романтична. Она старается жить по законам общества: в глазах других казаться […]...
  24. “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов…” – так охарактериховал пьесу И. Гончаров. Основу конфликта комедии А. С.Грибоедова “Горе от ума” составляет конфликт “века нынешнего” и “века минувшего”. К “веку минувшему” относятся Фамусов и его гости, к “веку нынешнему” Чацкий и несколько внесценических персонажей – князь Федор и брат Скалозуба. Чацкий […]...
  25. Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно. Конфуций Комедия “Горе от ума” была завершена А. С. Грибоедовым к осени 1824 года. Произведение поставило писателя в один ряд с первыми поэтами страны. И действительно, нельзя поспорить с гениальностью этой комедии – в ней полностью раскрываются самые важные проблемы России XIX века. […]...
  26. Комедия “горе от ума”- одно из наиболее ярких произведений русской классической драмы. Мнения литераторов и критиков о героях произведения были самые разнообразные и противоречивые, в том числе том, к какому обществу относятся персонажи, но одним из самых сложных лиц комедии А. С. Грибоедова стала Софья Фамусова. Софья, на мой взгляд, лучший женский персонаж. В комедии […]...
  27. Сопоставляя поведение героев комедий Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” и Николая Васильевича Гоголя “Ревизор”, Молчалина и Хлестакова, можно заметить немало схожего в их общении с окружающими. И Ивана Александровича, и Алексея Степановича принимают не за тех, кем персонажи являются. Хлестаков говорит, что он высокопоставленное лицо (“Хотели…меня коллежским асессором сделать”, “…меня приняли за главнокомандующего”), хотя […]...
  28. Милон – один из положительных героев комедии “Недоросль”, введенный автором для создания контраста характеров с Простаковыми и Скотининым. Милон – офицер, которого во главе отряда солдат мы впервые встречаем в комедии в деревне Простаковых. Милон – человек образованный, благородный, ответственно исполняющий свои обязанности перед государством. При встрече со своим приятелем Правдиным (членом правления наместничества, отправленным […]...
  29. В комедии ” Горе от ума ” А. С. Грибоедова представлены образы московских дворян начала 19 века, когда в обществе наметился раскол между консервативным дворянством и теми, кто воспринял идеи декабризма. Основная тема произведения – противоборство “века нынешнего” и “века минувшего”, болезненная и исторически закономерная смена старых дворянских идеалов новыми. Сторонники “века минувшего” в комедии […]...
  30. КОГО ПРЕДПОЧЛИ БЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЧАЦКОГО ИЛИ МОЛЧАЛИНА? “Молчалины блаженствуют на свете”, – восклицает Чацкий, когда окончательно убеждается, что Софья предпочла ему этого неисправимого подхалима и лицемера. Но Чацкий был охвачен пламенным чувством, и его обида понятна. Современному же читателю, свободному от предвзятого отношения к изображаемым персонажам, вполне под силу объективно оценить и Чацкого, […]...
  31. В комедии “Горе от ума” О. С. Грибоедов изобразил картину быта и обычаев дворянской Москвы периода 1815- 1825 годов. Нельзя не заметить контраст в характерах, убеждениях, взглядах на жизнь героев комедии. Чацкий и Молчалин находятся по разные стороны барьера моральных ценностей, и каждый из них символизирует образ части дворянства в свое время. Молчалин – человек […]...
  32. Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия “Фамусов” проис­ходит от латинского слова “фама”, что значит “молва”: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова “Фамусов” есть корень латинского слова “фамосус” – знаменитый, известный Алексей Степанович Молчалин Сергей Сергеевич Скалозуб Полковник. Лиза: “И золотой мешок, и метит […]...
  33. Образ Лужина Роман “Преступление и наказание” был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался “Пьяненькие”, но постепенно замысел романа трансформировался в “психологический отчет одного преступления”. Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию – и самую […]...
  34. Левин о Кити: “Когда он думал о ней, он мог себе живо представить ее всю, в особенности прелесть этой, с выражением детской ясности и доброты, небольшой белокурой головки, так свободно поставленной на статных девичьих плечах. Детскость выражения ее лица в соединении с тонкой красотою стана составляли ее особенною прелесть, которую он хорошо помнил; но, что […]...
  35. Анализ явлений 10 – 15 четвертого действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Комедия была написана одним из умнейших людей девятнадцатого века. Она рассказывает о герое, вернувшемся в Москву в надежде найти самое прекрасное, бесценное в его жизни – юношескую любовь. Но неожиданно он не находит то, что искал. Чувства в Чацком, конечно, ни […]...
  36. Соня – главная героиня романа великого русского классика Федора Михайловича Достоевского. На страницах книги разворачивается история любви Сони и Родиона Раскольникова, главного героя романа. ”Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами”. Судьба наградила Сонину юность отцом-алкоголиком, больной истеричной мачехой и тремя сводными братьями и […]...
  37. ”А подать сюда Землянику!” О непередаваемом равнодушии к службе людей, состоящих на ней, Гоголь говорит посредством характеристики Земляники: “человека толстого, но плута тонкого”. Земляника отличается внушительной внешностью, а вот по характеру он плут и проныра, что и создает комический эффект. Будучи уклюжим и неповоротливым, он способен проскользнуть к счастливому финалу в любых неприятностях […]...
  38. Впервые Владимир Ленский появляется на страницах романа, когда возвращается из Германии, где он учился в престижном Геттингенском университете. Он очень хорош собой: ”С душою прямо геттингенской, Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт”. Пылок и восторжен: ”Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч”. […]...
  39. Характеры Чацкого и Молчалина противопоставлены друг другу. Чацкий, несомненно, главный герой комедии, потому что именно с его появлением начинают развиваться события в доме Фамусова. Чацкий по своему происхождению небогатый человек, но это для него не главное. Другие говорят о нем хорошо: “Кто так чувствителен и весел, и остер…”. Раньше он служил чиновником, но бросил службу, […]...
  40. В повести “Княжна Мери” Печорин говорит о себе: “Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку”, “во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”, “одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие […]...

В комедии Грибоедова «Горе от ума» создано несколько типических характеров, хорошо узнаваемых независимо от эпохи. К таким образам принадлежит Молчалин, поэтому сейчас уместно будет кратко рассмотреть характеристику Молчалина, обратив внимание на те черты, которыми наделили этого персонажа Грибоедов.

Биография Молчалина из комедии «Горе от ума»

В пьесе сказано совсем немного о жизни Молчалина до появления в доме Фамусова. Читатель узнаёт, что Алексей Степанович Молчалин незнатного происхождения, бедный молодой человек.

Фамусов взял Молчалина к себе в секретари из Твери, смог «добыть» ему чин асессора, который достаточно высоко ценился и приравнивался к армейскому званию майора. Между тем герой ещё числится в Архиве коллегии иностранных дел и успевает получить три награжденья. Во времена Грибоедова к «архивным юношам» относились несколько презрительно, так как на туда зачислялись молодые люди, желавшие таким путём избежать службы в армии. Эта информация уже помогает составить характеристику Молчалина из комедии «Горе от ума».

В доме своего покровителя Молчалин живёт на первом этаже, где находятся комнаты прислуги, хозяйственные помещения. Ради карьеры Молчалин заводит роман с Софьей, дочерью Фамусова, при этом попутно ухаживает за горничной Лизой.

Молчалин и Софья

Что еще интересно в характеристике Молчалина? Он признаётся, что Софья ему неинтересна. Как ни пытается Молчалин разбудить в себе чувства к ней, ничего не получается, герой по-прежнему остаётся холодным: «Как свижусь – и простыну». Он волочится за дочкой начальника, надеясь получить выгоду. Зная непостоянство Софьи («любили Чацкого когда-то, меня разлюбит, как его»), он не тревожится, его больше волнует реакция Фамусова на их отношения.

Литературоведы не раз задавались вопросом: чем же привлёк Молчалин Софью, почему она предпочла его умному и благородному Чацкому? Вероятно, ответ в словах самой героини. Рассказывая о Молчалине, она выделяет такие его качества, как услужливость, внимательность, застенчивость, он готов предугадать каждое желание Софьи и демонстрирует ей свои нежные чувства.

Ещё одно качество, важное в характеристике Молчалина – его лицемерие и двуличие: изображая любовь к Софьи, он ухаживает за Лизой, соблазняя её подарками и не стесняясь довольно нагло и навязчиво высказывать свои чувства. В доме Фамусова Молчалин носит маску робкого влюблённого человека до тех пор, пока не наступает случайное разоблачение.

Характерные качества Молчалина из комедии «Горе от ума»

Грибоедов использует говорящую фамилию. Молчалин – молчаливый, тихий, он не решается иметь собственное мнение, боясь не угодить важным людям. Главная его цель – войти в доверие к тем, кто может оказать покровительство путём услужливости и угодничества им. Чацкий с горечью замечает: «Молчалины блаженствуют на свете».

Чтобы понять характеристику Молчалина в комедии «Горе от ума» Грибоедова, необходимо вспомнить, какой завет даёт Молчалину отец. Молодой человек рассказывает, что отец советовал ему «угождать всем людям без изъятья»: хозяину дома, где живёт, начальнику, слуге начальника, «швейцару, дворнику для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была». Этому принципу следует герой. Он старается угодить Фамусову, «старичкам» на балах. Ради этого он отказывается от танцев и веселья, а весь вечер играет в карты с пожилыми, но знатными господами. Услужливостью и скромностью Молчалин добился хорошего отношения влиятельной Татьяны Юрьевны и даже сварливой Хлёстовой.

Главными своими талантами Молчалин считает «умеренность и аккуратность». Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» показывает: Молчалин глуп, его разум направлен только на поиск выгодного поведения, низок, не обладает чувством собственного достоинства, способен на подлость и ложь.

Надеемся, что наша статья, в которой была кратко представлена характеристика Молчалина из комедии «Горе от ума» Грибоедова , помогла вам лучше познакомиться с этим персонажем. В нашем литературном блоге также читайте