Онегин баритон татьяна сопрано ольга. Евгений онегин


ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
П. И. Чайковский

Лирические сцены в 3-х действиях, 7-ми картинах c двумя антрактами
Либретто П. И. Чайковского по одноименному роману в стихах А.С. Пушкина
Воссоздание исторической постановки К. С. Станиславского 1922 года
Продолжительность: 3 часа 20 минут

Режиссеры воссоздания - народный артист России Дмитрий Бертман, Галина Тимакова
Дирижер-постановщик – народный артист России Владимир Понькин
Сценограф воссоздания – Вячеслав Окунев
Художник по костюмам – Ника Велегжанинова
Художник по свету – Денис Енюков
Хормейстер-постановщик – Евгений Ильин
Хореограф-постановщик – Эдвальд Смирнов


«Евгений Онегин» - бестселлер мировой оперной сцены, на музыке которого воспитано не одно поколение. Это калейдоскоп человеческих эмоций, схваченных в гениальное музыкальное полотно.… Это череда нежных чувств, переплетение судеб, горечь поражения и радость любви… Словом, всё то, что переживает каждый, со времен зарождения человечества.
Легендарный спектакль К. С. Станиславского, поставленный в 1922 году его студийцами в Леонтьевском переулке, получил второе дыхание на новой сцене «Геликон-оперы» на Большой Никитской. Тот самый античный портик из квартиры-студии Станиславского переместился на сцену зала «Стравинский», и стал центром притяжения всех страстей, разыгранных молодыми талантливыми артистами «Геликон-оперы».
«Знаменитые белые колонны и ампирный фасад ларинской усадьбы, восстановленные по фотографиям и архивным материалам, соединяются в постановке Бертмана с его собственным видением драматургии оперы Чайковского и интерпретацией спектакля Станиславского , - пишет музыкальный критик и обозреватель «Российской газеты» Ирина Муравьева. – Сюрпризов в таком римейке достаточно: действие геликоновского «Онегина» охватывает и классический XIX век, и 1920-е годы, когда Станиславский ставил свой спектакль. Спектакль захватывает потоком молодой энергии: на сцену здесь выходит целое новое поколение геликоновцев».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Картина первая

Приезд гостей к Лариным

Сестры Татьяна и Ольга Ларины поют романтический дуэт на слова А.С. Пушкина: «Слыхали ль вы…». Их мать вместе с няней Филиппьевной отдыхают, предаваясь воспоминаниям и рассуждая: на смену погибшим мечтам приходит привычка – «замена счастию». Внезапно приезжают гости: влюбленный в Ольгу сосед Лариных, поэт Владимир Ленский, и его друг Евгений Онегин, недавно прибывший из Петербурга. Ленский пылко объясняется с Ольгой, Онегин занимает ее сестру светской беседой. Няня опасается, как бы Татьяне не приглянулся этот новый барин.

Картина вторая

Письмо

Ночью Татьяне не спится. Она пишет Онегину письмо с признанием в любви – такое, как в ее любимых книгах. Передать письмо поручается няне.

Картина третья

Свидание

Крестьянки собирают в саду ягоды. Онегин не отвечает письмом на письмо, но к смятению Татьяны приезжает сам и «исповедуется» перед ней. Чувства Татьяны остались без ответа. Напоследок Онегин дает ей совет: «Учитесь властвовать собою».

Картина четвертая

Ларинский бал

На именины Татьяны съехались все соседские помещики. Любители танцев наперебой благодарят ротного командира за то, что привез с собой военных музыкантов. Онегин скучает на провинциальном балу, его раздражают сплетни помещиц. Он решает слегка отомстить Ленскому, из-за которого пришлось поехать к Лариным, и приглашает Ольгу на все танцы. Француз Трике поет куплет в честь именинницы. Ленский затевает ссору с Онегиным и доходит до оскорблений. Он вызывает друга на дуэль. Тот принимает вызов.

Картина пятая

Дуэль

Ленский с секундантом вовремя прибыли на условленное место. Онегин в нарушение дуэльного кодекса появляется с большим опозданием и вместо секунданта привозит француза-слугу. Вопреки всему дуэль все же состоялась. Ленский убит.

Картина шестая

Греминский бал

Едва возвратившись в Петербург после бесцельных странствий, Онегин отправляется на бал, но и здесь ему скучно. Внезапно он видит Татьяну – ныне княгиню Гремину, жену его родственника и друга. Евгений потрясен тем, как она изменилась. Князь представляет Онегина жене. Гремины покидают бал.

Картина седьмая

Заключительная сцена

Онегин приходит к Татьяне с признанием в любви. Но она не забыла его совет: «Учитесь властвовать собою»

Лирические сцены в трех действиях; либретто П. И. Чайковского и К. С. Шиловского по одноименному роману в стихах А. С. Пушкина.
Первая постановка: Москва, Малый театр, 29 марта 1879 года. Официальная премьера: Москва, Большой театр, 23 января 1881 года.

Действующие лица:

Татьяна (сопрано), Ольга (контральто), Ларина (меццо-сопрано), Филиппьевна (меццо-сопрано), Евгений Онегин (баритон), Ленский (тенор), князь Гремин (бас), ротный (бас), Зарецкий (бас), Трике (тенор), Гильо (без речей); крестьяне, гости, помещики, офицеры.

Действие происходит в деревенском имении и в Петербурге в 1820-х годах.

Действие первое. Картина первая

Сад при усадьбе Лариных. Из дома доносится пение дочерей, Татьяны и Ольги («Слыхали ль вы за рощей глас ночной»). Ларина, слушая их, вспоминает свою молодость, к ней присоединяется няня Филиппьевна (квартет «Они поют, и я певала»). Крестьяне после окончания жатвы приходят воздать честь хозяйке, преподнося ей по обычаю украшенный лентами и цветами сноп («Болят мои скоры ноженьки»), В дом приезжают Ленский, который ухаживает за Ольгой, и вместе с ним, впервые, Онегин. Татьяна потрясена: это о нем, об Онегине, она мечтала, его ждала. Евгений также замечает другу, что Татьяна - наиболее привлекательная из двух сестер (квартет «Скажи, которая Татьяна?»). Ленский признается в любви Ольге («Я люблю вас, я люблю вас, Ольга»). Онегин несколько отчужденно беседует с Татьяной.

Картина вторая

Комната Татьяны. Девушка погружена в раздумье, ей не спится, и она просит няню рассказать что-нибудь, например, была ли она влюблена. Оставшись одна, Татьяна пишет Онегину любовное письмо («Пускай погибну я, но прежде»).

Картина третья

В саду Лариных девушки собирают ягоды («Девицы, красавицы»). Вбегает Татьяна и без сил опускается на скамью. Только что приехал Онегин, и девушка в смятении. Они встречаются в саду. Онегин ценит ее откровенность, но с такой же откровенностью разочаровывает ее: он чувствует к ней расположение, но он не тот человек, о котором она мечтает («Когда бы жизнь домашним кругом»).

Действие второе. Картина первая

Зал в доме Лариных. Гости танцуют на именинах Татьяны. Онегин слышит разные пересуды о себе и чувствует ко всему отвращение: хорошую услугу оказал ему Ленский, пригласив в круг таких людей, надо его проучить. Онегин назло другу начинает ухаживать за Ольгой. Француз Трике дарит Татьяне сочиненные им куплеты («Какой прекрасный этот день»). Танцы возобновляются, Онегин по-прежнему танцует с Ольгой, в то время как Ленский угрюмо стоит в стороне. Наконец Ленский в порыве ревности оскорбляет друга и бросает ему вызов (дуэт «Ты не танцуешь, Ленский?»). Присутствующие пытаются успокоить его, но он вновь оскорбляет Онегина и убегает из дома (финал «В вашем доме»).

Картина вторая

Рано утром у мельницы Ленский и его секундант Зарецкий ожидают противника (ария Ленского «Куда, куда, куда вы удалились»). Появляется Онегин. Соперники почти готовы забыть свои обиды, но соображения чести берут верх («Враги! Давно ли друг для друга»). Онегин стреляет первым и убивает Ленского.

Действие третье. Картина первая

Бал в одном из петербургских дворцов. Среди гостей - Онегин, преследуемый тягостными воспоминаниями об убийстве друга, одиночеством и угрызениями совести («И здесь мне скучно!»). В зал входит жена князя Гремина: это Татьяна. Она тоже узнает Онегина, но не выдает своего волнения. Князь рассказывает Онегину о своем счастье («Любви все возрасты покорны»). Онегин поражен, его охватывает любовь к Татьяне («Ужель та самая Татьяна?»).

Картина вторая

Комната в доме Гремина. Татьяна, плача, читает письмо Онегина. Он неслышно входит и бросается к ее ногам. Но уже поздно: она поклялась в верности Гремину («Онегин, я тогда моложе»). Онегин обречен на вечное одиночество.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - лирические сцены П. Чайковского в 3 д. (7 к.), либретто композитора при участии К. Шиловского по одноименному роману в стихах А. Пушкина. Премьеры первых постановок: Москва, Малый театр, 17 марта 1879 г., силами учащихся Московской консерватории под управлением Н. Рубинштейна; Москва, Большой театр, 11 января 1881 г., под управлением Э. Бевиньяни (П. Хохлов - Онегин, Д. Усатов - Ленский); Петербург, Музыкально-драматический кружок, 22 апреля 1883 г.; Мариинский театр, 19 октября 1884 г., под управлением Э. Направника (Э. Павловская - Татьяна, М. Славина - Ольга, А. Бичурина - Няня, И. Прянишников - Онегин, М. Михайлов - Ленский, М. Корякин - Гремин). С 90-х гг. XIX в. опера входит в репертуар всех русских оперных сцен и многих театров мира.

Композитор писал брату Модесту Ильичу 18 мая 1877 г.:
«На прошлой неделе я был как-то у Лавровской (оперной артистки и педагога. - А. Г.). Разговор зашел о сюжетах для оперы. <...>Лизавета Андреевна... вдруг сказала: «А что бы взять „Евгения Онегина"?» «Мысль показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая... о д и н, я вспомнил об „Онегине", задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина. <...>

Какая бездна поэзии в „Онегине". Я не заблуждаюсь; я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяет с лихвой эти недостатки».

Мысль, увлекшая Чайковского, была скептически встречена близкими ему людьми. Они тщетно пытались разубедить его, подчеркивая несценичность будущей оперы, отсутствие в ней внешнего действия и эффектов. Но композитор во имя психологической правды сознательно отказался от ложного драматизма. Он писал брату Модесту: «Пусть моя опера будет несценична, пусть в ней мало действия,- но я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина...» В другом письме, обращенном к Н. фон Мекк, говорится: «...те, для которых первое условие оперы сценическое движение, не будут удовлетворены ею. Те же, которые способны искать в опере музыкального воспроизведения далеких от трагичности, от театральности - обыденных, простых, общечеловеческих чувствований, могут (я надеюсь) остаться довольны моей оперой». С. Танееву, который, высоко оценив музыку, все же, подобно другим, высказывал сомнения в сценичности сочинения, Чайковский ответил: «Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку все, что в „Онегине" просится на музыку. Я это и сделал, как мог. Я работал с неописанным увлечением и наслаждением, мало заботясь о том, есть ли движение, эффекты и т. д. Да и что такое эффекты. <.. .> .. .Мне нужны люди, а не куклы: я охотно примусь за всякую оперу, где хотя и без сильных и неожиданных эффектов, но существа, подобные мне, испытывают ощущения, мною тоже испытанные и понимаемые».

Высказывания Чайковского свидетельствуют о новаторстве композитора: отказ от внешнего действия и сосредоточение внимания на раскрытии духовного мира героев были в оперном (и не только оперном) искусстве того времени явлением во многом новым. «Евгений Онегин» - высокое достижение русской психологической оперы. Задача перенесения гениального романа на подмостки музыкального театра была безмерно трудна. Хотя Чайковский определил жанр «Онегина» как лирические сцены, он не последовал по пути мастеров французской лирической оперы, которые спокойно укладывали на прокрустово ложе своего жанра трагедии Шекспира или Гёте, сводя их к банальной любовной интриге. Конечно, невозможно было вместить в рамки спектакля все событийное, философское, лирическое содержание пушкинского шедевра. Во многом композитор отошел от оригинала. Пушкин иронически характеризовал предсмертные стихи Ленского (они «полны любовной чепухи... он [Ленский] писал темно и вяло») - музыка дает им углубленно лирическое и драматическое воплощение. Переосмысление романа в контексте явлений современного Чайковскому искусства, прежде всего художественной литературы, было не произвольным, а естественным актом, знаменовавшим новое творческое истолкование произведения другой эпохи. По настроению, общей атмосфере опера близка к романам и повестям Тургенева - «Дворянскому гнезду» или «Асе». Эти сочинения, отражая новый этап духовной жизни России, развивали традиции Пушкина. Достоевский справедливо сопоставлял образы Татьяны Лариной и Лизы Калитиной.

Замысел оперы заинтересовал крупнейших деятелей русской литературы. Л. Толстой спрашивал в письме Тургенева: «Что „Евгений Онегин" Чайковского? Я не слышал еще его, но меня очень интересует». Тургенев в ответном письме восторженно отзывался о музыке и отрицательно о либретто. Он писал: «Несомненно замечательная музыка, особенно хороши лирические, мелодические места».

Первоначально композитор дал иное, чем у Пушкина, завершение последней встречи героев. В наброске сценария сказано: «Татьяна после объяснения поддается чувству любви к Евгению и борется. Он умоляет ее. Является муж». По свидетельству Модеста Чайковского, брата и биографа композитора, «держась и в расположении сцен и в стихах возможно ближе подлинника и позволяя себе только в редких местах вставки своего сочинения, либреттисты допустили одно капитальное уклонение от образца, заставив в последней картине оперы Татьяну пасть в объятия Онегина... Но в 1880 г. осенью, перед представлением оперы в Большом театре в Москве, П. И. привел конец оперы в тот вид, в котором мы его знаем теперь». Тем самым композитор снял единственную сделанную им уступку оперному шаблону.

Новизна музыкальной драматургии «Евгения Онегина», принципы которой резко расходились с общепринятыми канонами, требовала иного подхода со стороны театра. Музыка раскрывала внутренний мир героев (и прежде всего Татьяны, Ленского, Онегина), атмосферу их жизни и требовала чуткого вслушивания от артистов оркестра, хора, от дирижера, режиссера и художника. Казенный театр не мог дать ничего подобного. Чайковский отлично это понимал. Он страшился постановки оперы на казенной сцене, предпочитая учеников консерватории оперным артистам. Композитор писал К. Альбрехту:

«Я никогда не отдам этой оперы в Дирекцию театров, прежде чем она не пойдет в Консерватории. Я ее писал для консерватории потому, что мне нужна здесь не большая сцена с ее рутиной, условностью, с ее бездарными режиссерами, бессмысленной, хотя и роскошной постановкой, с ее махальными машинами вместо капельмейстера и т. д. и т. д. Для Онегина мне нужно вот что: 1) певцы средней руки, но хорошо промуштрованные и твердые, 2) певцы, которые вместе с тем будут просто, но хорошо играть, 3) нужна постановка не роскошная, но соответствующая времени очень строго; костюмы должны быть непременно того времени, в которое происходит действие оперы (20-е годы), 4) хоры должны быть не стадом овец, как на императорской сцене, а людьми, принимающими участие в действии оперы, 5) капельмейстер должен быть не машиной... <...> Я не отдам Онегина ни за какие блага ни петербургской, ни московской дирекции, и если ей [опере] не суждено идти в Консерватории, то она не пойдет нигде». В создании консерваторского спектакля участвовали такие выдающиеся деятели русского искусства, как Н. Рубинштейн, К. Альбрехт, И. Самарин. Среди исполнителей были только начинавшие свою творческую деятельность талантливые артисты М. Климентова и М. Медведев, небольшой оркестр - 32 музыканта, хор в 48 человек.

Большого успеха постановка не имела, но значительность происшедшего - рождение шедевра, открывшего новый путь в искусстве,- была ясна многим. Вместе с тем очевидны были и недочеты спектакля, отсутствие ряда подходящих исполнителей, маленький оркестр, бедность обстановки. Необходима была проверка на профессиональной сцене. Ею явилась постановка в Большом театре. Многое в ней было неудачным, рутинным, но в то же время партитура оперы впервые прозвучала в исполнении большого оркестра. Наконец, в этом спектакле появился едва ли не лучший исполнитель партии Онегина - П. Хохлов, на долгие годы определивший традицию ее интерпретации. С еще большим успехом опера была поставлена в Петербурге. Холодность, настороженность, встретившие ее, постепенно развеивались, она завоевывала все новых почитателей, входя в репертуар подавляющего числа музыкальных театров. Критика также в основном хорошо приняла «Онегина». Резко отрицательно отнесся к нему только Ц. Кюи.

Для постановки в 1885 г. в Мариинском театре Чайковский написал в сцене бала (6-я к.) экосез, с тех пор вошедший в партитуру. В 1888 г. «Онегина» поставили в Праге, и Чайковский был поражен исполнением партии Татьяны артисткой Б. Фёрстер-Лаутерер. «О такой Татьяне... я никогда и мечтать не мог. Овациям не было конца»,- писал он. Опера вызвала восхищение А. Дворжака, еще раньше - высокую оценку К. Сен-Санса. В 1892 г. она была поставлена в Гамбурге, в 1894-м - в Дармштадте, в 1897-м - в Вене (как и в Гамбурге, под управлением Г. Малера), в 1898-м - в Берлине, в 1899-м - в Варшаве (С. Крушельницкая - Татьяна, М. Батгистини - Онегин), в 1900-м - в Милане, в «Ла Скала», под управлением А. Тосканини (Э. Джиральдони - Онегин) и т. д. К этому времени в России не было ни одного крупного оперного театра, в репертуаре которого отсутствовал бы «Онегин». В основных его партиях выступали крупнейшие мастера отечественной сцены: М. Климентова, Н. Салина, Е. Мравина, М. Фигнер, М. Кузнецова, А. Нежданова, Н. Фигнер, И. Ершов, Л. Собинов, П. Хохлов, Л. Яковлев, И. Тартаков, И. Прянишников, Ф. Шаляпин (Онегин и Гремин) и др. В начале XX в. многие частные антрепризы, работавшие в России, в основном итальянские, обращались к постановке «Онегина». Замечательные в вокальном отношении образы героев оперы создали М. Баттистини и Э. Джиральдони (Онегин), А. Мазини и Дж. Ансельми (Ленский).

Традиция исполнения оперы сложилась не сразу. Это относится прежде всего к партии Ленского. Многие, даже талантливые певцы конца XIX - начала XX в. были бессильны воплотить его образ. У исполнителей в эту пору не было юности, поэтического лиризма, трепетной мечты и даже стремления передать внешний облик героя. Так, лучший из Ленских 90-х гг., талантливый певец и артист Н. Фигнер не пожелал расстаться со своими усами и эспаньолкой. Первым настоящим Ленским явился Л. Собинов, оставшийся непревзойденным истолкователем партии. В отличие от всех предшественников, драматизировавших образ, лишавших его молодости и свежести чувств, подчеркивавших его душевную надломленность, Собинов был молод, чист, вдохновенен. Это было едва ли не самое поэтическое явление русского музыкального театра. «Собинов великолепно схватил всю сущность лирики Чайковского, ее огромную задушевность и тихую грусть, все тончайшие оттенки этой лирики... Всё в исполнении артиста идеально отвечало образу, созданному поэтом и композитором... Весь его внешний облик, его стройный стан, его легкая, живая походка и все движения, исполненные простоты, естественной грации и жизненности, и наконец, лицо, бесконечно привлекательное лицо, ясное, очерченное чистыми, мягкими линиями и оттененное рамкою вьющихся темных кудрей,- все это было совершенно безупречно с точки зрения чисто пластической, с точки зрения внешней картинности образа»,- писал Зигфрид (Э. Старк). Великий певец-артист шел от Пушкина - Чайковского. Собинов указал другим исполнителям ключ не только к образу Ленского, но ко всей опере. По этому пути в дореволюционном театре шли такие выдающиеся артисты, как А. Нежданова - Татьяна, Ф. Шаляпин - Гремин. Но все же целостного во всех элементах спектакля, равно продуманного в музыкально-сценическом решении, не было. Попытка Театра музыкальной драмы (1912) освободить оперу от наслоений сценического штампа была неудачна, так как для постановки была характерна бытовая приземленность, будничность, несмотря на то что в спектакле была прекрасная Татьяна - М. Бриан.

Заслуга создания отвечающего природе музыки Чайковского спектакля принадлежит Станиславскому, осуществившему постановку «Евгения Онегина» в руководимой им студии (1922). Это был спектакль интимный, камерный. В опере, за исключением 4-й и 6-й к. (именины Татьяны и бал), все действие протекало в кругу нескольких персонажей. Режиссер сосредоточил на них внимание, показал крупным планом их внутренний мир, раскрыл интенсивность и действенность совершающегося в их душах процесса. Герои не были изолированы от окружающего мира, а, напротив, показывалась их зависимость от окружающего. Онегин, отвергающий любовь Татьяны,- пленник светской тюрьмы. Татьяна в последней картине жертвует долгу личным счастьем. В решении сцен и образов Станиславский шел от музыки, найдя правдивое, ясное и поэтическое решение. Трактовка Собиновым Ленского была близка подходу великого режиссера. Живой и обогащенной оказалась она в исполнении И. Козловского, С. Лемешева и других мастеров нашей оперы.

«Евгений Онегин» не сходит со сцен мира. В 1954 г. он был поставлен в миланском театре «Ла Скала» (Э. Бастьянини - Онегин), наиболее интересные спектакли осуществлены на Глайндборнском фестивале в 1994 г. и под управлением Г. Рождественского в 1996-м. К 1996 г. также относится постановка в Москве в Новой опере (дирижер Е. Колобов), а к 2000-му - в Большом театре (режиссер Б. Покровский). Среди выдающихся исполнителей партии Онегина - М. Бочаров, В. Сливинский, С. Мигай, П. Норцов, Ал. Иванов, Ю. Мазурок, С. Лейферкус, Э. Бастьянини, Д. Фишер-Дискау; Татьяны - Е. Катульская, Н. Шпиллер, Е. Кругликова, Г. Вишневская, К. Мальфитано, Д. Войт; Ленского - И. Козловский, С. Лемешев, Ю. Бьёрлинг, Ф. Вундерлих, А. Дермота, Н. Гедда.

Опера экранизирована на «Ленфильме» (1959, режиссер Р. Тихомиров).

Евгений Онегин (П.И.Чайковский)

«Евгений Онегин» - трагедия в трёх действиях. Композитор - Петр Ильич Чайковский, либретто автора в сотрудничестве с Константином Шиловским. Премьера состоялась 17 марта 1879 года в Малом театре в Москве.
Сценарий оперы основан на одноимённом романе Александра Сергеевича Пушкина.

Сюжет

Однажды летним вечером в саду в усадьбе Лариных две сестры - Татьяна и Ольга - поют романс. Приезжает жених Ольги - Владимир Ленский в сопровождении друга. Татьяна влюбляется в Евгения Онегина с первого взгляда и в тот же вечер пишет ему любовное послание. Молодой дворянин был тронут искренностью девушки, но отвечает на ее любовь отказом. Вскоре Ларины устраивают бал в честь именин Татьяны. Ради забавы Онегин начинает ухаживать за невестой Ленского. Тот вызывает «друга» на дуэль, где погибает от смертельной раны. И вот однажды, когда страсти поутихли, Евгений Онегин вновь встречает Татьяну. Но теперь она - княгиня Гремина. Охваченный внезапной любовью к девушке, дворянин раскаивается в былом отказе. В сердце Татьяны все еще теплится нежная любовь, но прошлого уж не вернуть. Собравшись с духом, Татьяна просит Онегина оставить ее в покое и тот остается один.

История создания

Для сюжета своей оперы Петр Ильич Чайковский искал историю о сильной личной драме, чтобы трагедия смогла задеть его за живое. Весной 1877 года певица Елизавета Андреевна Лавровская предложила ему написать оперу по сюжету романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» . Стоит отметить, что той же весной Чайковский сам оказывается в ситуации, чем-то схожей с сюжетом пьесы. Ему приходят страстные любовные письма от студентки консерватории, которую Петр Ильич едва припоминал. Пишет ему Антонина Милюкова. Композитор отвечает девушке холодным отказом. Однако юная особа оказывается настойчивой и вскоре Чайковский знакомится с ней ближе. Через пару месяцев (а именно 6 июля 1877 года) Петр Ильич женится на Антонине Милюковой, а уже спустя три недели спасается от брака бегством…

Композитор был большим почитателем творчества великого русского поэта. Он так увлекся интересной историей, что написал сценарий для будущей оперы всего за одну ночь. Работа над произведением длилась около года: Чайковский начал сочинять музыку в мае 1877 года и завершил в феврале 1878 года. Он очень переживал за судьбу своего необычного творения. В опере не было традиционных на то время сценических эффектов, а исполнение партий требовало от актеров максимальной искренности и простоты. Вот почему на премьере оперы «Евгений Онегин» играла молодежь - учащиеся Московской консерватории. Первые постановки не произвели на ценителей оперного искусства должного впечатления. Тем не менее, вскоре опера пришлась по вкусу широкой публике.
Опера «Евгений Онегин» по праву считается одной из лучших опер композитора, настоящим шедевром русской классики. Либретто хорошо сочетается с оркестровой партией. Пылкие речи главных героев отражаются в музыке, наполненной изящными порывами, мелодическими взлетами и музыкальными паузами. Чайковский сумел передать все тонкости сюжетной линии: тоску одиночества, безудержную грусть, роскошь и праздность светской жизни… Мастерство композитора представляет зрителю живописные картины народной и аристократической среды.

Евгений Онегин на Викискладе? Евгений Онегин … Википедия

Евгений Онегин Евгений Онегин Дуэль Онегина и Ленского И. Е. Репин, 1899 Жанр: роман в стихах (жанр)

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН, СССР, Ленфильм, 1958, цв., 108 мин. Фильм опера. По одноименному роману в стихах А.С.Пушкина и опере П.И.Чайковского. В ролях: Ариадна Шенгелая (см. ШЕНГЕЛАЯ Ариадна Всеволодовна), Светлана Немоляева (см. НЕМОЛЯЕВА Светлана… … Энциклопедия кино

У этого термина существуют и другие значения, см. Евгений Онегин (значения). Евгений Онегин Евгеній Онѣгинъ … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Евгений Онегин (значения). Евгений Онегин … Википедия

Евгений Онегин роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» опера П. И. Чайковского по роману Пушкина «Евгений Онегин» советский фильм опера 1958 года режиссёра Романа Тихомирова «Евгений Онегин» … … Википедия

- (ит., от лат. opus труд). Драматическое представление, текст которого поется с аккомпанементом инструментальной музыки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОПЕРА драматическое произведение, действующие… … Словарь иностранных слов русского языка

Евгений Нестеренко Полное имя Нестеренко, Евгений Евгеньевич Дата рождения 8 января 1938 Место рождения Москва Страны … Википедия

Полное имя Нестеренко, Евгений Евгеньевич Дата рождения 8 января 1938 Место рождения Москва Страны … Википедия

ОПЕРА, оперы, жен. (итал. opera от лат. мн. opera творения). 1. Музыкально вокальное произведение в драматической форме; драматическое произведение, в котором речи действующих лиц поются с сопровождением оркестра. Лирическая опера. Комическая… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Евгений Онегин. Опера. Клавир , Чайковский П.И.. "Евгений Онегин" П. И. Чайковского - один из шедевров русской и мировой оперной классики. Для концертно-педагогической практики и нотных библиотек…
  • Чайковский и музыкальный театр , Н. Туманина. Русская опера - ценнейший вклад в сокровищницу мирового музыкально-театрального искусства, и в этой сокровищнице одно из первых мест принадлежит оперному творчеству Чайковского. Его оперы -…

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
Лирические сцены в трех действиях (семи картинах)
Либретто написано П. И. Чайковским и К. С. Шиловским по одноименному роману в стихах А. С. Пушкина.
Премьера состоялась 29 марта 1879 г. в Москве, в помещении Малого театра, силами учащихся Московской консерватории.
Действующие лица
Ларина, помещица меццо-сопрано
Татьяна, ее дочь сопрано
Ольга, ее дочь контральто
Филиппьевна, няня меццо-сопрано
Евгений Онегин баритон
Ленский тенор
Князь Гремин бас
Ротный бас
Зарецкий бас
Трике, француз тенор
Гильо, камердинер без речей
Крестьяне, крестьянки, гости на балу, помещики и помещицы, офицеры.

Действие происходит в деревне и в Петербурге в 20-х годах XIX столетия.

Действие первое. Картина первая . Усадьба Лариных; помещичий дом с террасой, выходящей в старый запущенный сад. Недалеко от дома, под деревом, хозяйка варит варенье; ей помогает старушка няня. А из дома доносится пение дочерей Лариной - всегда задумчивой, мечтательной Татьяны и шаловливой хохотушки Ольги. Их юные голоса напоминают матери и няне далекую, ушедшую в прошлое молодость.
Вечереет. Крестьяне, окончившие жатву, по старинному обычаю, приносят барыне разукрашенный сноп. Неожиданно являются гости: сосед Лариных, молодой восторженный поэт Ленский - жених Ольги, страстно влюбленный в нее с детских лет, и его друг Онегин - холодный, надменный франт, недавно приехавший в свое имение из Петербурга. Приезд гостей вносит смятение. Все волнуются, с радостью и интересом встречая нового в поместье человека.
Молодежь вскоре отправляется в сад. Ольга увлечена разговором с Ленским; Татьяна необыкновенно смущена вниманием, которое оказывает ей столичный
гость.
Картина вторая . Комната Татьяны, скромно обставленная старинной мебелью; ночь... Татьяна вся полна новым чувством, так неожиданно захватившим ее. Напрасно Филиппьевна старается развлечь свою воспитанницу, рассказывая ей о старине. Татьяна плохо слушает и наконец просит няню оставить ее одну. Все ее мысли заняты Онегиным, который своим разговором, резкостью и необычностью суждений покорил воображение провинциальной девушки. Татьяна влюблена; она не сомневается, что Онегин - тот человек, которого она втайне ждала всю свою жизнь. «Ты в сновиденьях мне являлся, незримый, ты уж был мне мил...» - доверчиво поверяет она свое чувство в письме к нему. Целая гамма переживаний сменяется в эту ночь в душе Татьяны. Незаметно наступает рассвет. «Кончаю! Страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю... но мне порукой ваша честь, и смело ей себя вверяю!» По просьбе Татьяны Филиппьевна посылает внука передать письмо
Онегину.
Картина третья .В саду усадьбы Лариных звучит безмятежная песня девушек, собирающих ягоды. Сюда же в страшном смятении вбегает Татьяна - приехал Онегин: он получил ее письмо!.. Мучительное раскаяние охватывает девушку: «Ах, для чего, стенанью вняв души больной, не в силах совладать с собой, ему письмо я написала!». Но поздно! - Онегин уже здесь, в саду... С холодным достоинством читает он нравоучение Татьяне: «Учитесь властвовать собой: не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведет!»
Действие второе. Картина первая . Бал в доме Лариных: празднуются именины Татьяны. Онегина, привыкшего к столичным торжествам, тут раздражает все - старомодные наряды гостей, их провинциальные танцы, сплетни и пересуды... Свое раздражение он переносит на Ленского: «Зачем приехал я на этот глупый бал! Я не прощу Владимиру услугу эту!» Весь вечер Онегин танцует с Ольгой, наслаждаясь ревностью и страданием друга. Оскорбленный Ленский требует объяснения и в ответ на спокойный, иронический тон Онегина в пылу негодования вызывает его на дуэль.
Картина вторая. Ранним морозным утром прибыл к месту дуэли Ленский. «Что день грядущий мне готовит? Его мой взор напрасно ловит...» - с тоской и болью думает он о предстоящем поединке. Вместе с Ленским ожидает при езда Онегина секундант Зарецкий. Наконец Онегин является, все готово к дуэли но недавние друзья медлят - оба понимают всю случайность, всю нелепость происходящего: «Не засмеяться ль нам, пока не обагрилася рука, не разойтись ли полюбовно?»
Но нет! Секунданты разводят противников на свои места. Зарецкий дает знак сходиться. Онегин стреляет первым; Ленский падает. Бросившийся к нему Онегин с ужасом видит, что его друг мертв.
Действие третье. Картина первая . Бал в одном из аристократических домов Петербурга. В числе приглашенных князь Гремин - ветеран русских войн благосклонно принятый царским двором. Здесь, на великосветском празднестве" встречает он Онегина, своего старого друга, только что вернувшегося из-за границы. Онегин несколько лет не был в Петербурге; он не знает, что Гремин женат: «Давно ли?» - «Около двух лет».- «На ком?» - «На Лариной Татьяне».
Гремин представляет друга своей жене. Онегин поражен: он с трудом узнает в этой светской, полной благородства и достоинства даме прежнюю девочку, которой он когда-то читал нравоучения. «Увы, сомненья нет, влюблен я! Влюблен, как мальчик, полный страсти юной!» - с волнением признается себе Онегин.
Картина вторая . Много дней искал Евгений встречи с Татьяной, много слов любви сказал в своих письмах к ней, но... ответа нет. Онегин решает пренебречь правилами света и явиться в ее дом без приглашения. Неожиданно войдя в комнату княгини Греминой, он видит прежнюю Таню, склонившуюся над его письмами и плачущую над ними. Потрясенный Онегин бросается на колени, но «прошлого не воротить!» Татьяна просит оставить ее: «Я отдана теперь другому, моя судьба уж решена, я буду век ему верна». Онегин наконец понимает, что Татьяна навсегда потеряна для него.