Марио варгас льоса хронология родился. Марио Льоса - Капитан Панталеон и Рота Добрых услуг


Первое знакомство с перуанским автором, вполне заслужившим Нобелевскую премию, и знакомство очень приятное. Я поняла, что даже соскучилась по латиноамериканским авторам со времён обучения на факультете Страноведения.
"В ритме маринеры" написано в аннотации, и это идеально подобранная характеристика книги. Роман самый настоящий танец, волнующий, завораживающий, сексуальный и ускоряющий пульс. Не случайна на обложке эта неизвестная танцующая пара.

У Льосы всё как-то настолько гармонично слилось, все линии, сюжеты, темы, что после прочтения ощущаешь довольство от полноты и законченности. Он пишет живо и самобытно, без рефлексии и пространных отвлечённых размышлений, со стремительными, но не суетливыми действиями, с эмоциональными яркими диалогами. И в танце с читателем окружает его атмосферой Перу, приглашая почти физически ощутить душную жару, которая наступает, когда ещё нет даже 10 утра, выпить рюмку чичи, угоститься бифштексом с таку-таку и чувственно воскликнуть: че гуа!

Автор кружит постоянным переключением с одной сюжетной линии на другую, которые, по всем правилам, в конце находят точки соприкосновения. Кружит он и ещё одним приёмом, когда повествование скачет с настоящего времени в воспоминания неподготовленными скачками - это не путает, зато кружит голову. Помимо всех других явных достоинств книги, меня почти что с самого начала подкупило упоминание "Доктора Фаустуса" Манна и многократное обыгрывание некоторых моментов - это было неожиданно и прекрасно. Второе, чем купил Льоса, это упоминание отдельных шедевров классической музыки (2-й концерт Брамса, оратория Оннегера) и живописи. Всё это выдаёт в авторе самого настоящего эстета.

Немного о героях.

Фелисито Янаке, невысокий, очень худой и энергичный, держит свою транспортную компанию. У него неудачный брак, или скорее никакой, два сына, в отцовстве первого из них он сомневается, у него есть любовница, к которой он питает самые нежные чувства. Он всего добился своим трудом и несёт через всю жизнь благодарность своему отцу, который несмотря на все невзгоды и почти нищету поставил сына на ноги и дал ему образование. Он никогда не забудет завет отца и сделает его своим кредо: "Никому не позволяй топтать себя, сынок!". Именно поэтому, когда кто-то начинает его шантажировать и пытается стричь купоны с коммерсанта, он готов скорее умереть и позволить убить своих близких, чем прогнуться.

Аделаида, или Святоша, - верная подруга Фелисито, которая держит свою странную лавочку, ходит в одном и том же балахоне всю жизнь и делится с другом своими внезапными озарениями, которые считает проклятием.

Исмаэль Каррера - владелец страховой компании, который на 80-м с хвостиком году решил жениться на молоденькой служанке, так как он её полюбил и так как у него есть два мерзких сына-близнеца, которые только и ждут смерти папеньки. Он удивляет своей безмятежностью на фоне того ада, которые его сыновья устроили его 2-м верным друзьям по его же вине.

Ригоберто - один из тех самых верных друзей. И тут стоит сказать, что Льоса очень хорошо умеет показать, что такое верный друг и что такая дружба - это бесценное сокровище. В свои 62 года Ригоберто собирается уйти на пенсию и отправится с любимой семьёй, женой и сыном, отправится в грандиозное путешествие по Европе, которое, благодаря мутной истории с боссом, приходится отложить на неизвестный срок.

Фончито - сын-подросток Ригоберто. С ним и связана линия манновского Фаустуса, так как сыночек как будто бы не от мира сего и как более точно сформулировал друг-священник: гиперчувствительная душа. Несмотря на появления загадочного незнакомца, психолог и священник определили мальчика как совершенно нормального, в то время как родители как на иголках уже готовы поверить в появления дьявола. Задумчивый сорванец так и не даёт в нём полностью разобраться - ложь, галлюцинации или общение с потусторонним миром?

Полицейские, которые несмотря на славу полиции как самого продажного из всех государственных учреждений, в результате хорошо выполняют свою работу.

Ещё пара автораских черт.
Льоса любит перемещать своих героев из одного романа в другой и использовать одни и те же места. И хоть я не читала других книг автора, от сносок с указанием на то, что то или иное место или герой появляются у автора там-то и там-то, вызывало какое-то очень комфортное чувство.
Льоса потрясающе пишет о сексе. При всей откровенности, он не зацикливается на интимных описаниях, а очень гармонично их использует без грамма пошлости и без грамма скромности, а как-то очень идеально и свободно.

Скачать книгу (размер 1002Kb , формат fb2) Жанр: Историческая проза, Язык: en Аннотация: A subtle and enlightening novel about a neglected human rights pioneer by the Nobel Laureate Mario Vargas LlosaIn 1916, the Irish nationalist Roger Casement was hanged by the British government for treason. Casement had dedicated his extraordinary life to …

Жанр: Триллер, Язык: ru Аннотация: Живой классик латиноамериканского романа, перуанский писатель №1 – Марио Варгас Льоса (р. 1936) хорошо известен русскому читателю по книгам «Город и Псы», «Тетушка Хулия и писака» и др. «Литума в Андах» – это та сложная смесь высокой литературы, этнографического очерка и современного детектива, которую принято называть «магическим …

Жанр: Классическая проза, Язык: ru Аннотация: Марио Варгас Льоса (р. 1936) - перуанский прозаик, один из ведущих писателей-новаторов современной латиноамериканской литературы, автор популярных во всем мире романов: «Город и псы», «Капитан Панталеон и Рота добрых услуг», «Тетушка Хулия и писака» и многих других. В романе «Зеленый Дом» Варгас Льоса использует изощренную технику …

Жанр: Классическая проза, Язык: ru Аннотация: Всемирно известный перуанский писатель Марио Варгас Льоса (род. в 1936) -наряду с Габриэлем Гарсиа Маркесом, Хулио Кортасаром, Карлосом Фузнтесом является одним из крупнейших прозаиков Латинской Америки. Его романы «Город и псы», «Зеленый дом», «Разговор в «Соборе». «Панталеон и рота добрых услуг», «Война конца света» и другие …

Жанр: Криминальный детектив, Язык: ru Аннотация: Всемирно известный перуанский писатель Марио Варгас Льоса является одним из крупнейших прозаиков Латинской Америки. В своей детективной повести автор использует историю убийства молодого певца для исследования зыбких границ истины и справедливости.

Жанр: Классическая проза, Язык: ru Аннотация: Марио Варгас Льоса – лауреат так называемого «испанского Нобеля» – премии Сервантеса, международных премий Ромуло Гальегоса и «Гринцане Кавур», «ПЕН/Набоков» и многих других. Его книги сразу становились мировыми литературными сенсациями. Роман «Похвальное слово мачехе» (1988) привел в замешательство и читателей, и критиков неожиданно откровенным пряным эротизмом. …

Жанр: Классическая проза, Язык: ru Аннотация: Роман «Разговор в „Соборе“ - один из наиболее значимых в творчестве известного перуанского писателя Марио Варгаса Льосы (род. в 1936 г.). Оригинальное и сложное по стилю произведение является ярким образцом прозы XX века.

Скачать книгу (размер 168Kb , формат fb2) Жанр: Драматургия, Язык: ru Аннотация: Пьеса «Барышня из Такны» - первая зрелая проба перуанского писателя в драматургическом жанре. В одном из своих выступлений Варгас Льоса подробно рассказал об истории создания пьесы и о ее замысле, ниже приводим этот рассказ с некоторыми сокращениями: «На самом деле моим …

Жанр: Современная проза, Язык: ru Аннотация: Марио Варгас Льоса – всемирно известный перуанский романист, один из творцов «бума» латиноамериканской прозы, несомненный и очевидный претендент на Нобелевскую премию, лауреат так называемого «испанского Нобеля» – премии Сервантеса, премий Ромуло Гальегоса, «Гринцане Кавур», «ПЕН/Набоков» и других. Его книги «Город и псы», «Зеленый дом», «Тетушка Хулиа …

Жанр: Современная проза, Язык: ru Аннотация: Марио Варгас Льоса – відающийся перуанский романист. Его книги «Город и псы», «Зеленый дом», «Тетушка Хулиа и писака», «Война конца света», «Нечестивец, или Праздник Козла» становились мировыми сенсациями. «Похождения скверной девчонки» – роман о «любви без границ». Три континента служат декорациями бурных сцен и мучительных расставаний. …

Хорхе Марио Педро Варгас Льоса (исп. Jorge Mario Pedro Vargas Llosa; г/р 1936) - выдающийся перуанский прозаик и драматург, публицист и политический деятель.

Марио Варгас Льоса — классик мировой литературы, один из величайших латиноамериканских мастеров прозы новейшего времени. Исходя из количества тиражей его книг, автор является наиболее коммерчески успешным среди писателей испаноязычного мира в начале XXI в. Его произведения переведены на десятки языков, неоднократно экранизированы и отмечены многочисленными премиями, включая Нобелевскую премию по литературе. Продолжая линию великих латиноамериканских мастеров прозы, таких как , Варгас Льоса создает удивительные романы, балансирующие на грани реальности и вымысла.

Детство, юность

Хорхе Марио родился 28 марта 1936 г. в (исп. Arequipa), втором по величине городе , в семье водителя автобуса. Родители, Эрнесто Варгас Мальдонадо и Дора Льсо Урета , разошлись до появления ребенка на свет. Дора с малышом остались на попечении своего отца, консула Перу в городе (исп. Cochabamba; один из крупнейших боливийских городов). Первые годы жизни мальчика прошли в .

Дед Льоса, почетный консул и владелец хлопковых плантаций, обеспечивал дочь и любимого внука всем необходимым. Но строго ограждал мальчика от всяческой информации об отце. Однако, в 1946 г., когда Марио исполнилось 10 лет, родители помирились и решили сойтись. Впоследствии Варгас Льоса описал шок, испытанный 10-летним мальчиком, узнавшим, что его отец жив, а не умер, как рассказывали родные. Мир детских иллюзий часто возникает в произведениях писателя, где Перу предстает чудным, теплым домашним раем, лишь от отца веет холодом. Семья воссоединилась и вернулась в Перу, но холод в отношениях отца с сыном остался навсегда.

В городке Пьюра (исп. San Miguel de Piura) Марио окончил начальную школу. Затем под давлением отца поступил в военное училище им. Леонсио Прадо (исп. Colegio Militar de Leoncio Prado), впоследствии описанное им в романе «Город и псы». Вообще, именно отчуждением от дома прозаик объясняет свое раннее пристрастие к литературе: первое сочинение (пьеса) Марио написал в 15- летнем возрасте.

Суровая жизнь в училище настолько опротивела юноше, чье детство прошло в достатке и любви, что за год до выпуска Марио бросил учебу и устроился журналистом в газету «La Industria», выходившую в Пьюре. В 1953 г. он отправился в столицу и поступил на филологический факультет государственного Университета Сан-Маркос (исп. Universidad Nacional Mayor de San Marcos). Отец был разгневан поступком сына и отказал ему в финансовой поддержке.

Поэтому параллельно с учебой Марио брался за любую работу: от редактирования новостей на центральном радио до оформления надгробных табличек на кладбище. Однако, денег едва хватало на самое необходимое.

В 1959 г. молодой человек уехал в Испанию, где получил стипендию Мадридского Университета, защитил диссертацию по творчеству известного латиноамериканского поэта Рубена Дарио (исп. Rubén Darío; 1867-1916) и получил звание докторанта философии.

В 1960 г. Варгас Льоса уже с супругой переехал в столицу Франции. В Париже он работал журналистом на радио и телевидении, а также занимался переводами в тесном сотрудничестве с известным аргентинским писателем (исп. Julio Cortázar; 1914-1984). Некоторое время (1969-1970 гг.) Хорхе Марио преподавал в Англии и Испании, после чего он профессионально занялся литературной деятельностью.

В 1971 г. писатель защитил фундаментальную диссертацию по творчеству одного из своих кумиров — известного колумбийского прозаика, (исп. Gabriel García Marquez; 1927-2014). Поначалу два классика латиноамериканского «магического реализма» поддерживали дружественные отношения. Но постепенно у них появились разногласия по политическим вопросам. Взаимоотношения литераторов настолько накалились, что в 1976 г. Варгас Льоса публично дал своему «коллеге по цеху» пощечину в присутствии журналистов. (После той злополучной оплеухи писатели не общались долгих 30 лет! Только в 2007 г. обозначились признаки угасания давней вражды).

До 1974 г. семья проживала в Европе: в Париже, Лондоне, Барселоне.

В 1975 г. Варгас Льоса был избран президентом ПЕН-клуба (англ. PEN International — международная правозащитная организация, объединяющая профессиональных писателей, поэтов и журналистов).

В 1978 г. писатель вернулся в , но продолжал много путешествовать по миру. В Перу Варгас Льоса не прекращал активную общественную деятельность, в 1981 г. он вел на телевидении программу «La Torre de Babel».

Сейчас именитый писатель сотрудничает с изданием «El País» (Мадрид, Испания) и с ежемесячным культурным журналом «Letras Libres» (Мехико, Мексика; Мадрид, Испания).

Сегодня Варгас Льоса в основном проживает в Лондоне, но старается часто посещать родину, осмысление истории которой стало одной из центральных тем писателя.

Политическая деятельность

Начиная с 1987 г. литератор серьезно занялся политикой и возглавил политическое движение Movimiento Libertad. Он всегда говорил, что «писатель обязательно должен быть тесно связан с общественной жизнью».

Живя в Европе, литератор всегда внимательно следил за всем происходящим в родной стране и за тем, что вообще происходит в мире большой политики.

«Я уверен, — писал Варгас Льоса, — что литература и искусство имеют огромное влияние на реальную жизнь. Любой тоталитарный режим всегда стремится к тому, чтобы контролировать общество. Хорошие произведения искусства способствуют тому, что людьми становится труднее манипулировать… В этом смысле культура и искусство — серьезная поддержка для свободы. А свобода — …цель любого великого искусства».

В 1990 г. Варгас Льоса даже был выдвинут кандидатом в президенты Перу от партии «El Frente Democrático». В своей программе он предложил план радикального преобразования перуанской экономики, выступал за переход к свободному рынку и скорейшую приватизацию государственных активов. Политические противники в целях дискредитации писателя зачитывали по радио цитаты из его книги «Война конца света » под видом выдержек из предвыборной программы кандидата.

В I туре выборов Варгас Льоса набрал наибольшее количество голосов (34%), но во II туре уступил (исп. Alberto Ken’ya Fujimori; 45-й президент Перу, руководивший страной с 1990 по 2000 гг). После поражения в выборах писатель покинул страну. Он получил гражданство Испании, но поселился в Лондоне, где полностью окунулся в литературное творчество.

Опыт той избирательной кампании он использовал в своем романе «Рыба в воде», где описал «обнаженный трагизм национального беспамятства».

Творчество

Первый же роман «Город и псы » («La ciudad y los perros», 1963) произвел в Лиме скандал и заложил основы будущей мировой популярности Варгаса Льоса. Книга, основанная на жизненных впечатлениях молодого писателя от учебы в военном училище, где автор описывает атмосферу жестокости и насилия, был публично сожжен на плацу академии. Изображенные в «правдивой истории» дикие нравы училища Leoncio Prado заклеймили позором перуанскую военщину. В Перу роман вызвал скандал в среде высшего военного командования. Некоторые даже обвинили Варгаса Льосу в выполнении политического заказа от эквадорских эмигрантов.

Роман «Зеленый дом » («La casa verde»), вышедший в 1966 г., был удостоен премии (исп. Premio Internacional de Novela Rómulo Gallegos). Причем, при голосовании Варгас Льоса с большим отрывом обошел такого мощного конкурента, как Гарсия Маркеса.

Жестокость и насилие власти, описанные в повести «Щенки » («Los cachorros», 1967), вызывают протест против тотальной несправедливости в латиноамериканском обществе.

Роман «Разговор в Соборе » («Conversacin en La Catedral», 1969) вскрывает коррумпированность перуанского общества в эпоху диктатуры Мануэля Одрия (исп. Manuel Apolinario Odría; президент Перу в 1948-1956 гг). Место действия произведения ограничено кабачком на окраине Лимы, где беседуют два перуанца. В этой книге писатель пытается воссоздать дух диктатуры, под маской «упорядочения реальности» которой «скрывается разложение».

В это же самое время тема антиутопии в творчестве Варгаса Льоса сочетается с остросатирическими мотивами. История публичного дома для военных в романе «Капитан Панталеон и Рота добрых услуг » («Pantaleón y las visitadoras», 1973) может рассматриваться как пародия на жанр «документального романа».

В повести «Тетушка Хулия и писака » («La tía Julia y el escribidor», 1977) автор вывел в гротескно-карикатурной форме историю своего первого брака, используя приемы и язык «мыльных опер».

В конце 70-х Варгас Льоса начал пробовать себя в жанре исторического романа. Действие книги «Война конца света » («La guerra del fin del mundo», 1981) происходит в конца XIX в. Произведение знаменует радикальный сдвиг в мировоззрении Варгаса Льосы: переход от левоцентристских политических убеждений к правоцентристским взглядам. Роман написан в духе народного эпоса, точнее, сказания о крестовом походе. Сам писатель считает эту книгу своим главным произведением.

В центре романа «История Майты » («Historia de Mayta», 1984) - деятельность пожилого революционера, готовящего в Перу восстание в 1958 г. Почти одновременно с выходом книги в той же местности, где происходят описанные события, прокатилась волна крестьянских волнений. Позднее Варгаса Льосу неоднократно допрашивали в парламентской комиссии по расследованию того восстания.

Тем же повстанческим событиям посвящена повесть «Кто убил Паломино Молеро? » («Quién mató a Palomino Molero?», 1986).

Роман «Рыба в воде » («El pez en el agua», 1993) – особенное произведение. Еще в юности, ощутив призвание к литературе, Хорхе Марио решил, что судьба писателя наверняка сопряжена с миссией спасителя отечества. В случае победы на президентских выборах 1990 г., он, безусловно, попытался бы создать некое единение литературы и политики в целях построения «идеального государства». Это роман, ставший политической автобиографией латиноамериканского интеллектуала и одновременно портретом страны, увиденной его глазами.

Постмодернистская эротическая утопия раскрыта в романтической дилогии «Похвала мачехе » («Elogio de la madrastra», 1988) и «Дневники дона Ригоберто » («Los cuadernos de don Rigoberto», 1997).

Исследование «мифов диктатуры» в латиноамериканских обществах было продолжено Варгасом Льосой в романе «Праздник Козла » («La Fiesta del Chivo», 2000), где автор подробно описывает эпоху и социальные последствия жесткого правления диктатора Рафаэля Трухильо (исп. Rafael Leónidas Trujillo Molina; 39-й президент Доминиканской Республики, правивший в 1942-1952 гг). Это произведение — главная книга позднего периода литературной деятельности писателя, которая была создана в результате предварительного скрупулезного исследования диктаторского режима. Хотя, в отношении романа автор оговаривает: «Прежде всего, это художественное произведение, а не исторический трактат. При работе над текстом я позволил себе допустить …много вольностей» .

К числу редких литературных неудач писателя критики относят роман «Похождения скверной девчонки » («Travesuras de la niña mala», 2006), представляющий собой, по сути, осовремененную авторскую версию классического произведения Флобера «Госпожа Бовари» (1856).

В книге «Сон кельта » («El sueño del celta», 2010) писатель обращается к событиям конца XIX — начала XX вв. В романе ярко отображена судьба коренных народов Конго и , занятых каторжным трудом на каучуковых плантациях. Там описываются реальные события, происходившие с британским дипломатом Роджером Кейсментом (англ. Roger David Casement; 1864-1916), позже ставшим активистом ирландского национально-освободительного движения.

Роман «Скромный герой » («Héroe modesto», 2013), по словам автора, является притчей о современной стране. Книга была переведена более чем на 20 языков и стала бестселлером во многих странах.

В живом повествовании, исполненном теплого юмора, автором мастерски закручены две параллельные сюжетные линии. Главные герои — немолодые перуанцы: простой доверчивый трудяга, порядочностью которого часто пользуются прохвосты, и успешный бизнесмен, смерти которого ждут сыновья — бездельники. Они, конечно, вовсе не герои в привычном понимании этого слова; но в ситуациях, где другие малодушно отступают, эти двое тихо бунтуют и вовсе не собираются умирать.

Проза замечательного писателя Варгаса Льоса отличаются необычайной увлекательностью. Вместе с тем, многие из его произведений представляют собой яркий политико-исторический документ, основанный на реальных событиях. Именно в умении сочетать эти две черты и заключается особое искусство замечательного латиноамериканского прозаика.

Звания и награды

За свою плодотворную творческую жизнь выдающийся писатель удостоен многих титулов, премий и наград.

  • Член Испанской Королевской академии, почетный доктор ряда университетов Америки и Европы.
  • Кавалер Ордена Почетного легиона (1985).
  • Лауреат следующих Премий: Библиотеки Бреве (1962), Ромуло Гальегоса (1967), принца Астурийского (1986), Сервантеса (1994), Иерусалимской (1995), мира немецких книготорговцев (1996), Чино дель Дука (2008).
  • Лауреат Нобелевской премии по литературе (2010 г).

Нобелевская премия была присуждена 74- летнему писателю «за …яркое изображение восставшего народа против жестокости власти, сопротивления, борьбы и поражения человека».

Личная жизнь

Личная жизнь известного перуанского прозаика – необычайно бурная и насыщенная.

В конце 1950-х гг. у 18-летнего Хорхе Марио случился пылкий роман со своей тетей Хулией Уркиди , которая была почти на 10 лет старше него. К огромному возмущению родственников молодые люди стали жить в гражданском браке. Они прожили вместе более 10 лет, но детей у пары не было.

Впоследствии Хулия Уркиди стала прототипом главной героини яркого романа «Тетушка Хулия и писака». В своем почти автобиографическом произведении Варгас Льоса описывает прекрасную историю любви молодого человека со своей близкой родственницей, переросшей в брачные узы, чему не помешала значительная разница в возрасте.

С Хулией Уркиди

В 1964 г. Хорхе Марио признался Хулии, что влюблен в ее племянницу — свою кузину Патрисию, после чего супруги расстались.

Годом позже, в 1965 г. Хорхе Марио женился на Патрисии Льоса , которая родила мужу 3-х детей: Альваро (1966), Гонсало (1967) и Моргану (1974). Старший сын, Альваро Варгас Льоса (исп. Álvaro Vargas Llosa) пошел по стопам отца — стал писателем и публицистом.

После развода Хулия Уркиди, недовольная изложенной в романе версией их отношений, сама написала книгу «О чем не сказал Варгито». В своем романе экс-жена Варгаса Льоса рассказала, что расставание с писателем было для нее неожиданным ударом. Также она отметила, что продолжает считать себя его супругой. В марте 2010 г. «тетушка» Хулия скончалась в Боливии в возрасте 84 лет.

А в июне 2015 г. Марио Варгас Льоса, проживший с Патрисией Льоса полвека, открыто объявил о своем разводе с супругой.

79-летний писатель оставил 70-летнюю жену ради 64-летней Марии Исабель Прейслер (исп. María Isabel Preysler Arrastía), испано-филиппинской журналистки и телеведущей.

Ранее красавица Исабель трижды была замужем (первый ее муж — знаменитый певец Хулио Иглесиас) и является матерью 5-х детей.

Между тем, дети именитого писателя выступили с публичным заявлением, в котором отметили, что шокированы произошедшим событием и считают поступок отца предательством по отношению к матери. «Она оставила карьеру, чтобы полностью посвятить себя семье», - сказал сын Гонсало Варгас Льоса.

А влюбленный писатель в разговоре с Патрисией признался, что только «теперь он понял, что такое счастье». Как тут не вспомнить нетленные слова великого Пушкина, что «любви все возрасты покорны»!

Любопытные факты

  • Отец Марио, Эрнесто Варгас имел 2-х сыновей от любовницы-немки; следовательно, актеры Эрнесто (исп. Ernesto Vargas) и Энрике Варгас (исп. Enrique Vargas) приходятся перуанскому писателю единокровными братьями.
  • Первый роман Варгаса Льоса «Город и псы» был экранизирован в 2-х великих державах — США и в СССР. Советский фильм «Ягуар» был снят в 1986 г. на базе киностудии «Мосфильм».
  • В Бразилии и на Кубе роман «Война конца света» был расценен как оскорбительный антисоциалистический пасквиль.
  • «Я в первую очередь …писатель, а не политик, — поделился Варгас Льоса в одном из интервью. — Мое участие в политической жизни Перу было исключением…Я пошел в политику, чтобы защитить демократию».
  • Роджер Кейсмент никогда не был женат. Более того, считается доказанным фактом, что он являлся гомосексуалистом. После ареста революционера огромнейший резонанс получили его личные дневники, так наз. «Черные тетради», где он откровенно описывал свои любовные приключения. Судебная экспертиза, проведенная в 2002 г., показала, что нашумевшие записи действительно были сделаны Кейсментом.
  • «Все в мире идет к тому, чтобы сокращать армию и расходы на вооружение, — заявил в одном из интервью Варгас Льоса, — а сэкономленные средства пустить на медицину, образование и культуру. Это было бы гораздо полезней для человечества».
  • «Мне думается, что моя первая книга «Город и псы», рассказывающая о жизни военного училища, куда родители отдают своих сыновей, чтобы из них «сделали настоящих мужчин», в конечном счете достигла своей цели: многие читатели задумались о необходимости построения демократического общества», — рассуждает писатель.
  • Романы «Похождения скверной девчонки», «Похвальное слово мачехе» и «Тетради дона Ригоберто» – это своеобразная творческая монография на тему того, как организовать свою личную жизнь, чтобы достичь счастья.
  • В романе «Рыба в воде» представлены политические воззрения писателя. Эта книга — своего рода изложение предвыборной программы Варгаса Льоса.
  • Исабель Прейслер, которая является матерью суперзвезды Энрике Иглесиаса, испанской прессе более известна как «La Reina de Corazones» («Червовая королева»). Под этим же названием журналистка опубликовала свою биографическую книгу.
  • В 1991, 2002 и 2004 гг. испанские СМИ назвали Исабель Прейслер «Жемчужиной Манилы» («La Perla de Manila»). А читатели журнала «Hola!» признали ее «самой элегантной дамой Испании».
  • В 2010 г. в Нобелевском докладе Варгас Льоса написал: «Литература - ложь, но она становится правдой, … благодаря воображению читателя…подвергающему сомнению серую реальность».

За каждый Ваш репост - огромное Спасибо! Gracias!

Была ли статья полезна?

Ва́ргас Льоса Марио (полн. Хорхе Марио Педро Варгас Льоса, Jorge Mario Pedro Vargas Llosa) (р. 28 марта 1936, Арекипа , Перу) - перуанский писатель, общественный и политический деятель; прозаик, публицист, литературовед; лауреат Нобелевской премии по литературе (2010). Первые годы жизни Марио Варгас Льоса провел в доме деда по матери в боливийском городе Кочабамба. Его дед был обеспеченным человеком, владел хлопковыми плантациями. Родители Марио развелись, но в 1946 году возобновили совместную жизнь и поселились в Лиме. Марио был зачислен в военное училище. Армейская жизнь претила юноше, за год до выпуска он бросил учебу и начал работать в газете La Industria, выходившей в городе Пьюра. В 1953 году Марио Варгас Льоса поступил на филологический факультет университета Сан-Маркос, затем уехал в Европу, где получил стипендию Мадридского университета. В 1958 году он защитил там диссертацию о творчестве Рубена Дарио.

В 1960 году Варгас Льоса обосновался в Париже, где сотрудничал с Хулио Кортасаром , работал журналистом на радио и телевидении. Его первый роман «Город и псы» был написан на основе впечатлений об учебе в военном училище, натуралистически показал атмосферу жестокости и насилия в армейской среде. Роман вызвал скандал в Перу, писателя обвинили в клевете на армию, книга была публично сожжена на плацу училища в Лиме. Но эта книга принесла известность писателю, позднее была экранизирована как в США, так и в СССР («Ягуар», 1986, режиссер Себастьян Аларкон). В последующим произведениях Варгас Льоса проявлял интерес к социально-психологическим проблемам.

В его повести «Щенки» (1967) насилие выступает неотъемлемым элементом социального уклада жизни, выражает анархический протест против торжества тотальной несправедливости в латиноамериканском обществе. Местом действия романа «Зеленый дом» (1967) стал бордель в Пьюре . В названии произведения отразился зеленый цвет сельвы. Писатель придал зеленому значения естественности, дикости, эротики, использовал в повествование мотивы рыцарского романа. В романе «Разговор в «Соборе» сын высокопоставленного чиновника Сантьяго пытается выяснить судьбу своего отца, предположительно участвовавшего в антиправительственном заговоре, но сталкивается с герметической структурой государственного аппарата и отступается от своих намерений. В этой книге Варгас Льоса предпринял попытку воссоздать дух диктаторской власти. С 1970 года он был профессиональным литератором. Художественное мастерство выдвинуло его в ряд классиков латиноамериканского магического реализма.

Одним из кумиров молодого писателя был Габриэль Гарсиа Маркес , в 1971 году Варгас Льоса даже защитил фундаментальную диссертацию по его творчеству. Поначалу эти два гиганта латиноамериканской литературы поддерживали добрые отношения, но постепенно они расходились во мнениях по политическим и литературным вопросам. В 1976 году Варгас Льоса даже публично дал Гарсиа Маркесу пощечину, после чего отношения между писателями были разорваны. Политические взгляды Марио Варгаса Льосы претерпели сложный эволюционный путь. В молодости он с восторгом принял Кубинскую революцию, был горячим поклонником Фиделя Кастро. Лишь в конце 1970-х годов писатель начал разочаровываться в коммунистических идеях и в дальнейшем выступал противником не только социалистической диктатуры, но и правого авторитаризма.

Мотивы гротеска и самоиронии проявились в романе «Капитан Панталеон и рота добрых услуг» (Pantaleon y las visitadoras, 1974), в котором описывается история публичного дома для военнослужащих (в 2000 году роман был экранизирован и вышел в российском прокате под названием «Сексназ капитана Пантохи»), в повести «Тетушка Хулия и писака» (1977), в которой Варгас Льоса, используя язык и штампы «мыльных опер», вывел в гротескно-карикатурной форме историю своего первого брака. Повесть «Тетушка Хулия и писака» была экранизирована в 1990 году в Голливуде с участием Киану Ривза и Питера Фалька.

В 1976-1979 годах Марио Варгас Льоса занимал пост президента международного ПЕН-клуба . В 1978 году он вернулся в Лиму, однако продолжал много ездить по миру. В 1981 году был опубликован его исторический роман книги «Война конца света», действие которого происходит в Бразилии в конце 19 века, где в селении Канудос сложилась религиозная община, отменившая частную собственность. Этот роман ознаменовал сдвиг в мировоззрении Варгаса Льосы, его отход от левых взглядов. У писателя проявился интерес к мессианистским культам и психологической подоплеке иррационального в поведении человека.

В центре романа «История Майты» (1984) описана деятельность революционера-троцкиста , который уже на склоне лет в 1958 году готовит в Перу революцию. Почти одновременно с выходом романа в той же местности, где происходят его события, вспыхнули крестьянские волнения. Варгаса Льосу допрашивали в парламентской комиссии по расследованию этих событий. Писатель посвятил им повесть «Кто убил Паломино Молеро?» (1986), и впоследствии вернулся к этой теме в книге «Смерть в Андах» (1993). Главный герой романа «Говорун» (1987) перуанский еврей Саул Суратас, изучая этнографию, постепенно погружается в мифологию индейцев. В этом романе писателю интересны процессы взаимодействия языков латиноамериканской культуры. Эротическая утопия в стиле постмодернизма дана в дилогии «Похвала мачехе» (1988) и «Записки дона Ригоберто» (1997).

В конце 1980-х годов Марио Варгас Льоса всерьез занялся политической деятельностью, в 1990 году был выдвинут кандидатом в президенты Перу от партии «Демократический фронт». Он предложил план радикального преобразования перуанской экономики по рецептам чикагской экономической школы, выступил за переход к свободному рынку, сокращение бюджетного дефицита, приватизацию государственной собственности. В первом туре выборов Варгас Льоса занял первое место, получив 34 % голосов, но во втором туре его опередил Альберто Фухимори . Проиграв выборы, М. Варгас Льоса вновь покинул родину, поселился в Лондоне, получив испанское гражданство. Опыт своей избирательной кампании он использовал в автобиографическом романе «Рыба в воде» (1993).

Исследование феномена латиноамериканской диктатуры было предпринято в романе «Праздник Козла» (2001), где писатель подробно исследовал эпоху и социальные последствия правления диктатора Доминиканской Республики Рафаэля Трухильо . Действие развернулось в трех событийных пластах: одна сюжетная линия повествует о возвращении доминиканской беженки на родину через тридцать лет после убийства Трухильо в 1961 году, во второй сделана попытка реконструкции этого убийства, третья посвящена последним годам жизни диктатора. Роман «Похождения скверной девчонки» (2006) представляет собой осовремененную версию произведения Гюстава Флобера «Госпожа Бовари». В 2008 году Варгас Льоса опубликовал монографию, посвященную творчеству уругвайского писателя Хуана Онетти. В романе «Сон кельта» (2010) писатель обратился к событиям конца 19 - начала 20 веков, судьбе коренного населения Конго и Амазонии, трудившихся на каучуковых плантациях. Помимо прозы Марио Варгас Льоса обращался и к жанру драматургии.

Марио Варгас Льоса - известный перуанский прозаик и драматург, публицист, политический деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе 2010 года. С Габриэлем Гарсиа Маркесом его связывала крепкая дружба, продолжавшаяся до февраля 1976 года. Они познакомились в августе 1967 года в Каракасе, где проходил 13-й Международный конгресс иберо-американской литературы, организованный Питсбургским университетом. Марио Варгас Льоса был на девять лет младше Маркеса, в Венесуэлу он прибыл для того, чтобы получить литературную премию имени Ромуло Гальегоса, присужденную за его недавно изданный роман «Зеленый дом». Впервые они встретились в аэропорту, поселились в одной гостинице, и довольно быстро между ними завязались дружеские отношения. Несмотря на то, что Марио был моложе, он с 1959 года жил в Париже и Барселоне, где познакомился со многими другими писателями. Вскоре Варгас Льоса уехал в Лиму, но в начале сентября туда же прибыл Гарсиа Маркес, чтобы вместе с ним принять участие в литературной неделе. Потом Гарсиа Маркес стал крестным Гонсало Габриэля - второго сына Марио и Патрисии Варгас Льоса, что еще больше укрепило их дружбу. В 1971 году Льоса защитил докторскую диссертацию на тему «Гарсиа Маркес: история богоубийства».

Дружба двух писателей закончилась 12 февраля 1976 года. В этот день они встретились в Мехико на показе фильма «Выжившие в Андах». Когда Гарсиа Маркес раскрыл объятия, Марио Льоса встретил его сильным ударом по лицу, от которого тот упал. Более тридцати лет после этого причина инцидента была неизвестна. Версии назывались самые разные. Многие считали, что здесь замешаны политические взгляды писателей, известно, что Льоса в середине 1970-х годов стал придерживаться правых взглядов, в то время как Маркес всегда был левым. Но наиболее вероятно, что причиной стала женщина. Присутствовавший там фотограф Родриго Мойя рассказывал, что после драки Льоса сказал: «А как еще, по-твоему, я должен с тобой здороваться после того, что было с Патрисией в Барселоне?». Скорей всего речь шла о Патрисии Льосе, кузине и второй жене Льосы. Что подразумевалось под этими словами, известно только самим участникам инцидента. Только в 2007 году появились некоторые признаки охлаждения этой давней вражды, и Гарсиа Маркес даже разрешил использовать выдержки из работ Варгаса Льосы в академическом комментированном издании «Ста лет одиночества».

Биография

Полное имя писателя - Хорхе Марио Педро Варгас Льоса (исп. Jorge Mario Pedro Vargas Llosa). Он родился 28 марта 1936 года в городе Арекипа в Перу в семье среднего достатка. Вскоре после его рождения отец, работавший водителем автобуса, ушел из семьи. Мать будущего писателя перебралась с сыном к своему отцу, почетному консулу Перу в Боливии. Первые годы жизни он провел в доме деда в городе Кочабамба. Консул Льоса был владельцем хлопковых плантаций, он обеспечивал дочь и внука. В 1946 году супруги Льоса вновь стали жить вместе, поселившись в Лиме. Марио окончил школу, по настоянию отца поступил в военное училище имени Леонсио Прадо, позднее описанное им в романе «Город и псы». За год до окончания училища он бросил учебу, стал работать репортером в небольшой газете в городе Пьюра.

В 1953 году поступил в университет Сан-Маркос на филологический факультет, но вскоре после этого уехал в Европу, получил стипендию Мадридского университета и в 1958 году защитил диссертацию о творчестве всемирно известного латиноамериканского поэта Рубена Дарио. В 1960 году он из Мадрида переехал в Париж, где ему обещали грант на литературные исследования. Несмотря на то, что грант так и не был получен, в Мадрид Льоса не вернулся. В то время он жил в гражданском браке со своей двоюродной сестрой Хулией Уркиди, которая была намного его старше. Они расстались в 1964 году, а в 1965-м Марио женился на своей другой кузине Патрисии, в браке с которой у него родилось трое детей. В столице Франции он работал журналистом на радио и телевидении. В 1969-1970 годах Варгас Льоса жил и преподавал в Англии и Испании, после чего профессионально занялся литературной деятельностью.

Первый роман Варгаса Льосы под названием «Город и псы» был напечатан в 1963 году. В этом произведении автор очень реалистично изобразил дикие нравы, царившие в перуанском военном училище имени Леонсио Прадо. Книга стала культовой у молодежи Советского Союза, она была публично сожжена в Перу, что только увеличило ее популярность. Роман был экранизирован в США и СССР. В 1967 году, получив Международную премию им. Ромуло Гальегоса, Варгас Льоса произнес знаменитую речь о тесной связи писателя с общественной жизнью. Самые известные произведения Льосы: «Зеленый дом» (1968), «Щенки» (1967), «Разговор в "Соборе"» (1969), «Капитан Панталеон и Рота добрых услуг» (1973), «Кто убил Паломино Молеро?» (1986). Последний роман писателя, «Сон кельта», был опубликован в сентябре 2010. Варгас Льоса считается одним из величайших современных прозаиков. Его произведения переведены на десятки языков, книги печатаются миллионными тиражами во всем мире.

В настоящее время Марио Варгас Льоса живет в Лондоне, но каждый год старается посещать Перу, осмысление истории которого стало одной из главных тем писателя. Он много участвовал в политической жизни своей страны, в молодости поддерживал кубинский режим, но со временем разочаровался в коммунистических идеях, перейдя на позиции либерализма. В 1990 даже баллотировался в президенты Перу от партии «Демократический Фронт», но проиграл во втором туре Альберто Фухимори. В 1993 году писатель получил испанское гражданство. В 2010 году Марио Варгас Льоса получил Нобелевскую премию по литературе. В своей речи он сказал: «Литература - ложь, но она становится правдой в нас, читателях, преобразованных, зараженных стремлениями и благодаря воображению постоянно подвергающих сомнению серую реальность». Кроме этого, он является членом Испанской королевской академии, почетным доктором ряда университетов Европы и Америки, кавалером Ордена Почетного легиона (1985). Лауреат премии Библиотеки Бреве (1962), премии Ромуло Гальегоса (1967), премии принца Астурийского (1986), премии Сервантеса (1994), Иерусалимской премии (1995), премии мира немецких книготорговцев (1996), премии Чино дель Дука (2008).