Кто сказал за попытку спасибо. За попытку - спасибо


    Оценил книгу

    Потрясающее произведение, подарившее мне три восхитительные бессонные ночи!

    В центре этого замечательного романа-эпопеи противоречивая личность Петра I – великого русского царя, воина, строителя, реформатора, борца с закосневшим боярством. Заслуги Петра I неоспоримы, хоть деятельность его до сих пор является объектом споров историков. Толстой показал его становление и эволюционирование от ранимого ребенка к порой жестокому, буйному, порывистому правителю, несущему в себе множество отрицательных черт, но при этом, правителю, не имевшему, как такового, светского образования, самостоятельно обучившемуся четырнадцати ремеслам, радеющему за отчизну, испытавшему горечь поражений и радость побед, а оттого, лишь сильнее стремящемуся во что бы то ни стало изменить жизнь своего народа и возвысить Россию. Личность неординарного человека раскрывается перед читателем, его поступки обосновываются и становятся понятны.

    Петр I изображается на фоне драматичного полотна исторической диорамы, но он не единственный главный герой эпопеи – наравне с ним отводится роль русскому народу, нашедшему олицетворение во многих героях, зачастую выдуманных. Это свободолюбивый Федька Умойся Грязью, чувствующий и взращивающий красоту Андрей Голиков, изобретательные Кузьма Жемов и Баженины, мастеровые Воробьевы, кузнец Антуфьев, умом и хитростью прогрызающий свой путь наверх Алексашка Меньшиков,..

    Все события показаны в живой динамике судеб героев. Рассказ ведется плавно и неторопливо, мастерские хитросплетения сюжета не позволят заскучать даже на батальных сценах, масштабность повествования поражает, каждая строчка сквозит любовью к России, к жизни. Язык романа очень красив, пластичен, стилизован соответственно описываемому времени, но при этом в нём абсолютно нет искусственности.

    Недаром роман-эпопея "Петр I" завоевал мировое признание, это действительно шедевр советской исторической прозы, и пусть иногда автор довольно вольно обращался с историческим материалом, но ведь он и не претендовал на документальность. Очень жаль, что Алексей Николаевич Толстой не успел выполнить задуманное и завершить роман.

    "Петр I" Портрет кисти Я. Веникса, 1697 год

    Автограф Петра I и А. Д. Меншикова в альбоме Ф. Рюйша. 17 сентября 1697 г. Первая известная подпись Меншикова: «Александръ Меньшикофъ»

    "Дедушка русского флота" (Франц Тиммерман объясняет Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688 год). Художник - Григорий Мясоедов

    "Переславская потешная флотилия на озере Плещеево 25 августа 1692 года" Художник Дмитрий Кардовский

    "Немецкая слобода, дом Анны Монс", Художник Александр Бенуа, 1911

    Азовская крепость

    Портрет адмирала Франца Яковлевича Лефорта

    Фрагмент диорамы "Взятие турецкой крепости Азов войсками Петра I в 1696 году" Художник Арсений Чернышов

    "Бородовой знак" выдавался мужчинам, откупившимся от бритья бороды, весил он немало, да и стоил 100 руб. с купеческой бороды, 60 рублей с дворянской, 30 рублей с прочей.

    "Новое в России дело! Спуск галеры "Принципиум" на воронежской верфи 3 апреля 1696 года". Художник Юрий Кушевский

    "Петр лично принимает экзамен у вернувшихся из-за границы пенсионеров(молодых людей дворянского сословия, отправленных в Европу для овладения науками)" Художник Юрий Кушевский

    Оценил книгу

    Роман «Петр Первый» - лучший образец жанра исторического романа в советской литературе.

    Так гласит аннотация к книге, и с этим утверждением невозможно не согласиться. Даже знаменитый Валентин Пикуль со своими очень неплохими историческими романами выглядит лишь подражателем на фоне монументального, но, к великому сожалению, незаконченного труда Алексея Толстого.

    Роман охватывает небольшой, по историческим меркам, период в 20 с небольшим лет, беря свое начало со времени смерти царя Федора Алексеевича в 1682 году и последующим приходом к власти царевны Софьи, и обрываясь на моменте взятия Нарвы у шведов в 1704 году. Личность Петра I, последнего царя Руси и первого императора России, является одной из самых противоречивых фигур в исторических процессах нашей страны и постоянно вызывает жаркие споры между "знатоками истории", которые сравнимы по своей лютости со спорами о Сталине. Заслуги Петра, как великого реформатора, трудно оспаривать. Человек, который перетряхнул всю Русь после почти столетнего сна под руководством первых Романовых, никогда не стоял за ценой этих перемен. Он был сторонником репрессий и никогда не боялся пустить кровь, потрепать закрома церкви, раздавить боярство или раздеть догола простой люд. Но при всем этом он имел сверхцель, достижение которой могло простить ему многое в глазах благодарных потомков.

    К концу 17 века научно-технический прогресс в Европе далеко шагнул вперед. Делались новые научные открытия, способствующие коренным изменениям в тех или иных областях, менялись принципы ведения войн, европейские государства вели активную колониальную политику, используя ресурсы колоний для перераспределения зон влияния в самих метрополиях. Русь же отставала и отставала серьезно, будучи практически выключенной из европейских геополитических процессов.

    Приход к власти Петра, всю свою юность проведшего на Немецкой слободе и с удовольствием впитавшего быт и привычки друзей-иноземцев, и видевшего в старой архаичной России угрозу своему существованию (привет отголоскам пережитых ужасов Стрелецкого бунта 1682 года), не замедлил сказаться на картине внутриполитической жизни Руси. Оглобли исторического пути России разворачиваются в сторону Запада. Азовские походы Петра в 1695 и 1696 годах выявили плачевное состояние русской армии, а также невозможность ее быстрой и спонтанной реорганизации в армию, отвечающую требованиям своего времени. Петр вместе с Великим посольством отправляется в Европу - впитывать новые знания. Именно после этой поездки по Европе, продлившейся больше года, и подавления очередного стрелецкого бунта, реформы, в корне меняющие жизнь на Руси, посыпались как из рога изобилия. Петр сильно торопится и допускает немало ошибок. Не готовый к новой большой войне, он, тем не менее, жаждет выхода на Балтийское море и оказывается втянут в борьбу со Швецией в составе крайне слабого союза России, Польши, Саксонии и Дании. Тяжелое поражение русских по Нарвой сводит на нет многолетнюю подготовку армии, и Петр вынужден аврально реорганизовывать ее наново. "За одного битого двух небитых дают" - эту поговорку всецело можно отнести к Петру во всем ее положительном смысле. Уже через год русские войска начинают одерживать победы в мелких сражениях, а в 1704 году берут крепость Нарву - ключ для входа в Прибалтику. На этом месте, без сомнения, великий исторический роман о великом историческом персонаже обрывается...

    Роман "Петр Первый" Алексея Толстого не просто лучший образец исторической литературы, а ее эталон, обладающий высокой степенью отражения исторической действительности (одни сцены баталий чего только стоят!!!), который можно смело рекомендовать каждому неравнодушному к истории России читателю.

    Про такие книги, как "Петр I" говорить что-то конкретное очень сложно. Как бы вам это на сравнении?.. А! Вот! Попробуйте кому-то рассказать про Эрмитаж. А? Во-о-от, то-то и оно. Ощущений на всю жизнь, а с чего начать рассказ не знаешь.

    Скажу примерно так. Я не люблю исторические романы за то, что они не шибко достоверны, не очень интересны, и редко имеют четкую идею, обрамляющую художественный замысел. "Петр I" в целом достоверен (хотя и не без перегибов), очень интересен и вполне идеен. Идеи две - роль личности в истории народа и роль народа в истории государства.

    Вторая идея еще больше оживляет роман (хотя местами неоправданно и растягивает его). Благодаря этому мы не только видим выдающихся людей, но понимаем всю историческую глубину бюрократии, мздоимства, подлости, злобы, бунташества (нынче это называется более модным словом "экстремизм"). Ну и в целом понятен народный менталитет.

    Значимость царя Петра в том, что он уродился с другим менталитетом. Вот он, исторический парадокс - все дети царя Алексея Михайловича (во всяком случает по мужской линии) были больны и по очереди упокоились. Один лишь, более здоровый, уродился совершенно не таким. И встряхнул Россию.

Во вторник состоялся ряд ответных матчей 2-го квалификационного раунда Лиги чемпионов. Многие неудачники первых встреч победили, но дальше всё равно не прошли.Лига чемпионов. 2-й отборочный раунд

Ренова (Македония) - Омония (Кипр) - 0:2
Хавнар Болтфелаг (Фарерские острова) - Ред Булл Зальцбург (Австрия) - 1:0
Динамо Т (Албания) - Шериф (Молдавия) - 1:0
Нью-Сейнтс (Уэльс) - Богемианс (Ирландия) - 4:0
Копер (Словения) - Динамо З (Хорватия) - 3:0
Рудар П (Черногория) - Литекс (Болгария) - 0:4

Несмотря на сокрушительную победу в первом матчей с "Хавнар Болтфелаг", Хуб Стивенс взял с собой в поездку на Фареры всех основных игроков. Однако от поражения на островах это "Ред Булл"не спасло. Гости действовали чересчур вальяжно, а вот "Хавнар" был настроен если не отыграть пять мячей, то уж добиться победы в конкретной встрече – точно. И в итоге добился, хотя и минимальной. Единственный гол во втором тайме провёл Симун Самуэльсен.

Соперником австрийцев в борьбе за выход в групповой этап будет "Омония". Уверенной победы в родной Никосии киприотам показалось мало, и они окончательно добили "Ренову" в первые полчаса ответной встречи. Счёт точным ударом с угла штрафной открыл Эфстатиос Алонефтис. А затем подачу Эфрема с правого фланга легко замкнул бразилец с венгерским паспортом и популярным именем Леандро.

Не без труда в следующий раунд пробился молдавский "Шериф". Несмотря на поражение в гостях, албанское "Динамо" сохраняло надежду на успех – в идеале нужно было выигрывать со счётом 2:0. Перед игрой тренер "Шерифа" Андрей Сосницкий заявил, что его команда "будет как атаковать, так и обороняться".

Поначалу больше внимания пришлось уделять всё же защите. Хозяева бросились в атаку и могли отличиться уже в дебюте встречи – опасный удар Сефы головой вполне мог стать голевым. И всё же без быстрого гола не обошлось. Эмильян Вила замкнул подачу Музаки с углового, и задача-минимум командой из Тираны была выполнена.

Однако "Шериф" собрался с мыслями и силами, и характер игры изменился. Динамовцы по-прежнему владели инициативой, но до реальных угроз воротам Стоянова дело почти не доходило. А бразильский форвард Джими Франса в одной из контратак вполне мог укрепить позиции гостей, но промахнулся. И всё же минимальное поражение вполне устроило подопечных Сосницкого.

Теперь "Шериф" ждёт другое "Динамо", сулящее более тяжёлое испытание – загребское. Хорватская команда могла себя чувствовать вполне уверенно после домашнего разгрома дебютанта Лиги чемпионов – 5:1. Но не тут-то было. В поездку в Словению Велимир Заец уже не смог взять своего лидера, сделавшего игру в первом поединке. Марио Манджукич перешёл в "Вольфсбург", и это незамедлительно сказалось на командной игре – и психологически, и фактически.

В Нова Горице хорваты уже не выглядели грозной силой, и настала пора "Коперу" отыграться за разгром. Злым гением загребцев стал Амир Карич, чьи стандарты постоянно несли угрозу воротам Бутины. Уже на 11-й минуте его подачу с углового воплотил в гол Энес Ханданагич.

А вскоре после перерыва другой навес Карича от углового флажка замкнул вышедший на замену Ивица Губерац. Динамовцы пребывали в прострации, а чемпион Словении давил и давил. И в итоге незадолго до финального свистка нервы сдали у многоопытного Бишчана, сфолившего в своей штрафной. Брулц с "точки" не промахнулся, но сил на большее у словенцев уже не осталось. Они до последнего пытались добить деморализованных хорватов, но не получилось.

Черногорские клубы продолжают набивать шишки в еврокубках. Не хватает и опыта, и класса. С "Тре Фиори" из Сан-Марино "Рудар" разобрался легко, а вот "Литекс" оказался слишком крепким орешком. Минимальное поражение в Болгарии оставляло черногорцам хорошие шансы на общий успех, но в ответной игре они были разбиты в пух и прах – 0:4.

В последнем вторничном матче определился соперник "Андерлехта" по следующему раунду. Единственной командой, которая после неудачи в первой встрече смогла не просто выиграть вторую, а пройти дальше, стал валлийский "Нью-Сейнтс". Уступив в Дублине с минимальным счётом, в ответном поединке футболисты из Уэльса взяли с места в карьер и уже к 20-й минуте громили соперника.


1959. Шоссе в Россию. Ближе, чем вы думаете

В 1890 году губернатор штата Колорадо Уильям Гилпин высказывает идею соединить Северную Америку и Евразию железнодорожной паромной связью. Идея поддержана руководителем Союза тихоокеанских дорог США и входит в план американского железнодорожного магната Эдварда Гарримана, который собирался расширить проект и включить в него строительство железной дороги в Восточной Сибири. С этой целью даже создаётся акционерное общество «Транс Аляска-Сибирь». После отказа российского правительства отвести для строительства железной дороги участки земли, общество обанкротилось.


В 1900 году французский магнат Лоик де Лобель обращается к Техническому Императорскому Обществу России с идеей проекта и предложением произвести разведку трассы от Якутска до Берингова пролива и далее до Аляски. Проект предусматривал передачу американской стороне в полную собственность территории вдоль железной дороги шириной 16 миль (25,7 км) на 90 лет. Правительство Российской Империи не может вынести никакого решения по этому проекту: мнения разделились. В 1905 году особое совещание Совета Министров во главе с Витте даёт добро на проект, после чего проект отправляют на согласование в других ведомствах. В итоге Совет Министров постановил отклонить проект.

1943-1953 годы
Реализуется проект строительства железнодорожной магистрали от Воркуты до Анадыря (Трансполярная магистраль) . Большинство участков находятся за тысячи километров от Берингова пролива и в настоящее время заброшены.

1960-е годы
Американские инженеры высказывают предложение об объединении энергосистем СССР и США через тоннель. Реализация мультитранспортного коридора ICL - World Link, включающего ЛЭП, создаёт предпосылки создания «энергетического моста» СССР - Америка. Экспертные оценки предрекают экономию в 20 миллиардов долларов ежегодно.

1991 год
В Вашингтоне зарегистрирована Международная некоммерческая корпорация «Interhemispheric Bering Strait Tunnel and Railroad Group», российское название - «Трансконтиненталь». Учредителями корпорации с американской стороны выступили штат Аляска, Американская ассоциация железных дорог, Ассоциация малых народов, владеющая землёй в районе Берингова пролива, крупные железнодорожные, строительные и консалтинговые компании, фирмы, специализирующиеся в области добычи и переработки сырья. В России зарегистрировано российское отделение Корпорации IBSTRG и создан Координационный научно-технический совет.

1996 год
Правительство США выделило бюджет размером 10 миллионов долларов на исследования по проекту ICL - World Link.
Проект включён в состав приоритетных программ Комитета по сотрудничеству Стран Азиатско-Тихоокеанского Региона.
Штат Аляска принял специальное постановление о резервировании земель под трассу будущей дороги.

2007 год
В России одобрено решение о строительстве дороги Беркакит - Томмот - Якутск до Магадана, являющейся важным элементом проекта «ICL - World Link» на территории России.
Принципиально одобрено строительство трансконтинентальной железнодорожной магистрали Правая Лена - Зырянка - Уэлен протяжённостью свыше 3,5 тысячи километров с выходом к Берингову проливу. Эта магистраль - ключевой элемент проекта ICL - World Link на территории России.
Министр транспорта России Игорь Левитин заявляет, что бюджетные средства на строительство тоннеля под Беринговым проливом тратиться не будут. По его словам, «тоннель может быть профинансирован частными компаниями, если они сочтут его выгодным»

2010 год
Несколько раз прерывается авиасообщение над Северной Атлантикой и Северной Европой, вызванное извержением вулкана Эйяфьядлайёкюдль в Исландии. В связи с мировым «авиаколлапсом» выросло стратегическое значение железнодорожного транспорта как бесперебойного вида пассажирских и грузовых перевозок. Вопрос о строительстве транспортного коридора Евразия-Америка, являющегося недостающим звеном в мировой глобальной транспортной системе, имеет шансы вновь стать актуальным.

Так сложилась жизнь, что если уж берешься повторять великое, ты обязан сделать это как минимум не хуже предшественников. Иначе тебя не поймут, причем ни соратники, ни злопыхатели. Первым ты дашь повод сомневаться в тебе, вторым – предоставишь отменный шанс тебя уколоть. Когда в 1978 году Алексей Рыбников и Андрей Вознесенский сошлись в творческом союзе и создали «Юнону и Авось», которую чуть позже поставил на сцене «Ленкома», они едва ли представляли, что их творение станет культовым, а исполнители главных ролей и войдут в историю «Юноны...» недосягаемыми идеалами.

Питерская «Рок-опера» включила спектакль в репертуар довольно давно. К сожалению, у автора не было возможности следить за жизнью постановки на этой сцене, однако оная представилась, когда российский театр наведался с гастролями в Киев.

По традиции, несколько слов о публике. Вопреки предположениям, она оказалась очень разнообразной и разносоциальной. Приятно удивило огромное количество юных девушек и мальчишек, которые, судя по подслушанным разговорам, познакомились с произведением впервые. Ажиотажа спектакль не вызвал, и свободных мест было в избытке. Первая яркая личность явилась в зал в спортивном костюме и бадминтонной ракеткой на плече. Один вполне взрослый и солидный мужчина попался на том, что ел в зале бутерброд, причем приключилось сие сразу после антракта, то есть предположить жизненную необходимость поедания добытого в боях продовольствия (история появления бутерброда – отдельная поэма) не представляется возможным. Ну а лидером среди этих фриков стала дамочка, возмущенно заявившая, что не может выносить такой громкой музыки.
Но, тем не менее, мобильные телефоны не звонили, обертки от шоколадок не шуршали. Уровень культуры, несомненно, растет. Или это все же громкость?

Признаться, шла на спектакль, переполненная надежд и волнительного ожидания встречи с мечтой (пусть и в несколько ином ее воплощении). И колокол на сцене (первое, что видит зритель, переступая порог зала), и стартовые аккорды, и блестяще воплощенный образ Звонаря (Дмитрий Голощапов) лишь укрепили эти чувства. Итак, Николаю Резанову (Александр Трофимов) выпала честь возглавить русскую экспедицию в штаты, где ему суждено встретить юную Кончиту (Анна Позднякова), полюбить ее, обручиться, сойтись в дуэли с Федерико (Владимир Дяденистов), женихом Кончиты, который будет умолять соперника не бросать девушку, отправиться на родину за разрешением на женитьбу, заболеть и умереть в дороге. В общем, сюжет известен. А потому вопросы были исключительно к реализации замысла.

Романс офицеров, обе молитвы были исполнены замечательно. А потом возникло чувство, схожее с тем, которое возникает, когда самолет попадает в зону турбулентности. Удачное исполнение сочеталось с невесть откуда взявшимися разнобоями. Инструментальное сопровождение временами оставляло желать лучшего. То ударные слишком резки, то клавишные излишне бьющи, в результате чего исполнители временами сбивались на крик: в тех местах, где нужно было усилить голос, певцы издавали кричащие звуки, совершенно неуместные в данном произведении. Единственная, в чьем пении не было истеричного надрыва, - это Анна Позднякова, которая свою партию спела блестяще. Она передала и нежность невинной девушки, и страдания мудреющей влюбленной женщины, ожидающей любимого 30 (!) лет. Причем сцена ожидания написана таким образом, что каждый из куплетов разделяет десятилетия – из 15-летней девушки, полной надежд, Кончита превращается в уставшую 45-летнюю женщину, и этот переход актрисе откровенно удался.

Что касается озвученных выше неприятных моментов, которые помешали получить полноценное наслаждение, наверное, надо сказать и о том, что зал – не самое удачное место для подобных мероприятий. Акустически слабый, он, наверное, просто не справился с распространением насыщенного звука, что и придавало ему резкости и кричащести в кульминационных моментах оперы.
Конечно, нельзя не сказать о том, ради чего публика, возможно, и посетила «Юнону...». Легендарная и бессмертная «Я тебя никогда не забуду», вызвавшая шквал аплодисментов. Признаться, исполнителям главных ролей удалось и вернуть зрителя в оригинальную постановку, и добавить свое видение сильнейшей сцены прощания влюбленных. Актерская игра и исполнение партий произвели неизгладимое впечатление и просто задавили своей мощью. Равно как и эпилоговая композиция «Аллилуйя» описать которую можно только одним словом – гениально. Мощный хор, в который органично влились солисты, поразил до глубины души. Поразил и невероятным эмоциональным накалом, от которого по спине пробегают мурашки, и чистотой исполнения, и красотой самой сцены.

Пожалуй, довольны остались все, и лишь представители публики постарше ностальгически вздохнули: «Не ». Увы, но этих сравнений не избежать. И как бы ни была хороша постановка, она даже не приблизилась к оригиналу, абстрагироваться от которого невозможно…
Остается лишь процитировать Вознесенского: «Но затея не удалась. За попытку – спасибо!»