Государственное и муниципальное управление бакалавриат. Специальность — государственное и муниципальное управление: кем можно работать


Отвечу на Ваш вопрос как студент направления Государственное и муниципальное управление. И сразу извините, что столь много букв, хотя пыталась сказать лишь самое главное. В данный момент мною было пройдено три года обучения. Попробую ответить на вопросы, которые возникают в голове каждого абитуриента, рассматривающего данное направление.

1. Зачем мне ГМУ?

Скажу честно, около 75% моих одногруппников задают этот вопрос и по сей день. Звучит данное словосочетание, возможно, очень здорово, и сразу же представляются важные дяди и тёти в кожаных креслах, обсуждающие использование миллиардов государственных рублей. Но, увы, до этого доходят единицы. ГМУ - это для тех, кто хочет работать с народом. На государственную службу попасть очень сложно (но возможно!), на муниципальную легче, так как в муниципальных органах власти высокий показатель текучести кадров. Люди увольняются, не выдерживают, так как встречаются далеко не с тем, что мечтали в свои 18 лет увидеть - Президента, те самые кожаные кресла и разговоры с различными послами. Ваша первая работа - печать грамот для юбиляров, формирование номенклатур, нумерация страниц. На практике мне приходилось наблюдать процесс «переезда» дел в городской архив, анализировать обращения граждан, слушать о том, что работники администрации вообще бездари, а сам человек знает намного лучше. Только зачем он обратился - вопросы:) Но тут мы отходим от темы. Главная мысль - поймите, зачем Вы идёте учиться на ГМУ: от гордости произношения своей будущей должности (а в начале она будет, к примеру, «младший специалист комитета по дорожному хозяйству») или для улучшения качества жизни населения муниципального образования (региона/страны).

2. Чему меня будут учить?

Все предметы, которые будут в программе, можно разделить на четыре группы:

а) общие: логика, математика (!), информатика, экономика, психология, социология, социальная психология, история (у меня их аж было три штуки) и др. Как правило, всё это в первые три семестра;

б) юридические. Здесь объяснять не надо: конституционное и муниципальное права знать необходимо досконально. Пробелы каких-либо знаний в этих областях будут выдавать в Вас абсолютно безграмотного специалиста. Впоследствии добавляются административное, уголовное, гражданское, трудовое, земельное и др. права с отдельным акцентом на управленческие аспекты (например, административная и уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями). Трудовое право НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ для гражданских и муниципальных служащих, так как это не работа, а служба. Регулируется отдельными федеральными законами, которые тоже знать. Но знать трудовое надо. Как и ещё парочку десятков законов;

в) управленческие: теория управления, демография, региональное управление, государственное регулирование экономики, основы ГМУ, государственная и муниципальная службы, принятие и исполнение управленческих решений и др.;

г) вспомогательные - те предметы, которые будут зависеть от конкретно выбранного Вами комитета/отдела/министерства да и вообще органа власти. Это и кадровое делопроизводство, и предметы об организациях (проектирование организаций, управление коммерческими организациями и др.), и экономические предметы.

3. Если не Президентом, то стану я Премьер-министром? Или хотя бы мэром?

Когда выучите все термины, и узнаете, что в официальной терминологии законодательства нет ни премьера-министра, ни мэра, то у Вас уже появится шанс! Подводя итоги, хочется сказать, что если Вы просто интересуетесь политикой, то далеко не факт, что ГМУ - это Ваше. Если Вы в начале своего пути готовы работать в местной администрации 12 часов в день, сгорбатившись над грудой официальных-официальных бумаг, - бегите! ГМУ вас ждёт:) Кто усердно работает (или служит в нашем случае), тот и добивается бОльшего.

Вадим, выбор за Вами! Я старалась крайне нейтрально рассказать об этом направлении. Есть и положительные моменты: мне, например, безумно интересна система управления с точки законодательства. Кому-то нравится именно практическая составляющая (да, ребята с удовольствием рассматривают документы, анализируют, допустим). Просто пообщавшись со своими сверстниками, поняла, что все рассчитывали в свои 18 на что-то крутое, но как только человек начинает погружаться в эти властно-управленческие дебри, ему становится не по себе. Тут нужно иметь не просто желание, а именно внутренний стержень. Есть люди - настоящие управленцы. Их видно уже со второго года обучения. Возможно, одним из них и будете Вы! :) Старайтесь при выборе будущей специальности ориентироваться на реальные факты, а не на то, что передаёт «сарафанное радио». Могу Вас уверить, что после учёбы по направлению ГМУ у Вас точно будет работа, хоть и не высокооплачиваемая, но она будет. Но в кожаные кресла садятся не сразу.

Ответить

Прокомментировать

Органы государственного и муниципальное управления – это государственные организации, которые решают административные вопросы и работают над повышением качества жизни населения. Они решают задачи безопасности жителей, соблюдения гражданских прав и свобод, благоустройства городов и областей, улучшения образования и здравоохранения.
Государственный аппарат имеют сложную иерархию, к нему относятся:

Правительство страны
Министерства
Городские администрации
Префектуры
Федеральные службы
И другие государственные организации федерального и регионального уровня

Специалист в области государственного и муниципального управления (чиновник) – сотрудник органов управления, который
✔ решает теоретические и практические вопросы работы организации
✔ разрабатывает методы повышения эффективности в административной работе
✔ налаживает связи с коммерческими организациями для социальных проектов
✔ распределяет выделенные бюджетные средства на социальные нужды
✔ занимается научно-исследовательской деятельностью в области кадровой политики, социологии, политологии

Особенности госслужбы
Если вы хотите работать в государственном и муниципальном управлении, то следует понимать, что это государственная служба, то есть, служение гражданам своей страны. Идти в госуправленцы стоит только с твердыми моральными принципами и желанием изменить социально-экономическую жизнь в стране к лучшему.
В отличие от коммерческих компаний, где основная цель – это прибыль компании, а эффективность работы измеряется финансовыми показателями, в государственном и муниципальном управлении результат работы труднее оценить . Во-первых , он редко выражается материально. Во-вторых , не всегда виден сразу: государственные программы могут длиться несколько десятков лет, например, реформа , программы реновации жилья или выплаты материнского капитала. В-третьих , управленческие решения, законопроекты и госпрограммы могут оцениваться неоднозначно разными группами населения, быть непопулярными среди граждан, но при этом необходимыми.

Должностные обязанности специалиста в области госуправления
✎ Написание нормативных актов, приказов и проектов
✎ Общение и помощь гражданам
✎ Работа со СМИ
✎ Деловые переговоры
✎ Аналитическая деятельность, подсчет статистики, прогнозирование
✎ Написание документов, отчетов, докладных
✎ Выступление на собраниях

Если государственная структура имеет много подразделений, то эти функции распределены между разными сотрудниками: есть , исследователи, и т.д.

Какие универсальные компетенции нужны специалисту в области госуправления
✔ Инициативность
✔ Ответственность
✔ Коммуникабельность
✔ Грамотная устная и письменная речь

✔ Умение работать в команде
✔ Лидерские качества
✔ Уверенность в себе и умение владеть собой
✔ Дружелюбие

✔ Организованность

✔ Умение принимать решения и стратегически планировать
✔ Критическое мышление
✔ Аналитический склад ума

Средняя заработная плата
Привлекательная сторона госслужбы – это стабильный доход, который состоит из собственно зарплаты, надбавок, ежеквартальных и ежегодных премий. Разброс зарплат очень велик и зависит от занимаемой должности и места работы:
25 000 – 300 000 в месяц


Где учиться
Для работы в сфере госуправления требуются знания разных научных дисциплин - социологии, экономики, юриспруденции и других. Подготовку кадров ведут на соответствующих гуманитарных факультетах или факультетах государственного и муниципального управления:

    ✔ Факультет государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова
    ✔ Факультет управления Института экономики, управления и права РГГУ
    ✔ Факультет гуманитарных и социальных наук РУДН
    ✔ Институт государственного управления и права ГУУ
    ✔ Факультет государственного управления и финансового контроля Финансового университета при Правительстве РФ
    ✔ Институт государственной службы и управления РАНХиГС
    ✔ Международный институт управления МГИМО МИД РФ
    ✔ Кафедра государственного и муниципального управления РЭУ им. Г. В. Плеханова
    ✔ Факультет социальных наук НИУ ВШЭ
    ✔ "Управление социально-культурным развитием мегаполиса" МГУУ Правительства Москвы
    ✔ Факультет государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного университета
    ✔ Факультет государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики
    ✔ Факультет государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" в Санкт-Петербурге
    ✔ Факультет государственного и муниципального управления Балтийского государственного технического университета "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова
    ✔ Факультет государственного и муниципального управления Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова
Где работать
Правительство Москвы
Администрация президента
Федеральная налоговая служба
Префектуры городских округов
Росреестр
Министерство образования
И во многих других государственных организациях и госкорпорациях.

Востребованность
Специальность "Государственное и муниципальное управление" нельзя отнести к перспективным. В будущем государственный управленческий аппарат, скорее всего, сократится. Благодаря информационным технологиям рутинной работы по приему и оформлению документов, которой занимается часть госслужащих, можно будет избежать. Общественные приемные будут полностью перенесены в интернет. Некоторые футурологи предсказывают, что формы управления государствами кардинально изменятся или госуправление может исчезнуть вообще: сегодня некоторые крупные компании успешно экспериментируют с работой без начальников, что вполне может найти применение и на государственном уровне.

Если вы хотите получать свежие статьи по вопросам карьеры, информацию о бесплатных событиях и акциях Центра, подпишитесь на нашу рассылку .

Истории, иностранному языку, не знают о некоторых специальностях, для которых нужны перечисленные предметы. Например, что такое государственное и муниципальное управление, кем работать после учебы, какие есть профессии в этой сфере. Эта специальность появилась не так давно, но с каждым годом становится все популярней. Так что же это такое.

Государственное управление – это действия структур правительственной власти и их должностных лиц, направленные на реализацию выбранного политического курса. Муниципальное управление – действия органов власти на местах. Работает в тех же целях, но на местном уровне.

Главная цель управленческого подхода – обеспечение максимальной эффективности работы государственной системы. Для этого существуют управленческие институты. В России действует принцип разделения властей.

Власть делится на три вида:

  • исполнительную (сосредоточенную в руках мэра);
  • законодательную (полномочия городского совета);
  • судебную (местные суды и подразделения министерства юстиции).

Любое управление осуществляется на определенной территории и связано с группой людей, проживающих на этой территории. Рассмотрим подробнее, что это за профессия и кем можно работать.

Функции

Государственное управление выполняет работу на территории всего государства, а муниципальное – на территории региона. Но это не единственное их различие.

Интересная особенность! Население небольших городов и сельских поселений часто выражают недовольство уровнем жизни. При этом, инициативность населения на периферии низкая.

Для эффективной работы властей муниципалитетов необходимо искреннее желание населения участвовать в управлении.

Для улучшения жизни необходимо желание населения участвовать в управлении.

Что представляет собой профессия

Внутреннее устройство страны подразделяется на 3 уровня:

  • федеральный,
  • региональный,
  • муниципальный.

Система построена таким образом, что каждый уровень должен решать свои вопросы в пределах своей компетенции. Чтобы эти системы работали эффективно, нужны высококвалифицированные специалисты. Профессия заключается в грамотной организации деятельности властных структур: распределении бюджета, стабилизации экономики, обработки обращений граждан. Организация деятельности может быть различной.

Приведем несколько примеров:

  • уборка территорий;
  • обеспечение порядка и правовой защиты граждан;
  • принятие законодательства.

Эта деятельность осуществляется в интересах граждан для улучшения их качества жизни и сохранения благополучия.

3 уровня бюджета

Специальность

Для осуществления вышеописанной деятельности создана специальность в Вузах и средне-специальных учебных заведениях. Впервые стандарты обучения были выпущены в 1995 году. Тогда были необходимы специалисты, способные стабилизировать ситуацию в стране.

В то время желающих обучаться по этой специальности было мало, потому что никто не знал, что она собой представляет. Высококвалифицированные специалисты стали появляться только после 2000-х годов. В настоящее время сфера государственного и муниципального управления пользуется большой популярностью. Получить образование можно в любых крупных городах.

Выпускник этой специальности – менеджер, обеспечивающий оказание государственных услуг на высоком уровне.

Полезное видео: специальность ГМУ

Знания и умения выпускников

Государственная и муниципальная служба – работа сложная. Она требует подкованности во многих сферах.

Что должен знать и уметь выпускник:

  • Конституцию РФ, региональные и федеративные законы;
  • как осуществляется управление государством;
  • находить достоверную информацию и проверять сведения на достоверность;
  • политическую ситуацию в стране, экономические и социальные проблемы;
  • анализировать, составлять статистику, вести отчетность;
  • принимать решения относительно управления.

Также стоит заранее определиться, в какой сфере управления выпускник хочет работать, и потом развиваться в этом направлении.

Кем можно работать

Понятие о том, кем работать с полученным дипломом, у многих довольно размытое.

Куда пойти работать после учебы молодому специалисту:

  1. Администрация любого уровня. Даже администрация президента при соответствующей квалификации.
  2. Комитеты исполнительной власти, которые занимаются вопросами жизни граждан. Например: органы соц. защиты, охрана здоровья, ЖКХ.
  3. Органы законодательной власти. Например: народное собрание, верховные советы, или даже Государственная Дума.
  4. Ведомства, отвечающие за внешние экономические связи.
  5. Органы надзора. Например: налоговая служба, правовая защита.
  6. Комитеты, отвечающие за оказание гос. услуг населению.

Можно остаться преподавать в университете. Кроме того, некоторые коммерческие организации предпочитают брать на работу кадры с дипломом по данной специальности. Выбор того, кем работать после обучения большой.

Примеры должностей:

  • секретарь директора;
  • начальник отдела кадров,
  • налоговый инспектор,
  • советник,
  • специалист,
  • работник ЖКХ,
  • депутат.

Секретарь директора

Изучаемые предметы

Дисциплины определяются в зависимости от квалификации и сферы профессиональной деятельности.

Список основных изучаемых дисциплин для 1-го курса выглядит так:

  • иностранный язык;
  • теория государства и права;
  • философия;
  • введение в специальность;
  • психология;
  • теория управления;
  • политология;
  • русский язык и культура речи;
  • финансы;
  • математика;
  • физическая культура;
  • логистика;
  • административное право;
  • конституционное право;
  • социология;
  • безопасность жизнедеятельности.

Какие экзамены сдают

Обязательные предметы при сдаче ЕГЭ – русский язык и математика. Другие экзамены каждый вуз выбирает самостоятельно.

Предметы, которые может выбрать вуз:

  • обществознание,
  • иностранный язык,
  • история,
  • информатика.

Узнавать, какой требуется сдавать предмет, нужно в конкретном вузе.

Студенты

Вузы

Всего в Российской Федерации занимаются подготовкой студентов по специальности государственное и муниципальное управление 408 вузов в разных городах. Обучение проводится по формам: очная, заочная, очно-заочная.

Бюджетные места найти можно, но далеко не все вузы их предоставляют. Стоимость учебы от 45 до 500 тысяч в год. Срок обучения по программе бакалавриата – 4 года, магистра – 2 года. Если хорошо зарекомендовать себя во время учебы, шансы на поступление в магистратуру и аспирантуру значительно повысятся.

Можно выучиться и в среднем специальном заведении. Но при таком образовании закрыт доступ к некоторым должностям. Например, нельзя будет стать чиновником. Для поступления в учебное заведение высшего звена при наличии среднего специального образования, требуется пройти собеседование.

Вакансии

В интернете можно найти много вакансий в разных направлениях. Чтобы выбрать, кем можно работать, нужно лишь определить для себя приоритеты. Если в приоритете - карьерный рост, то можно поискать себе должность в государственных структурах, если хороший заработок – в частных фирмах.

Обратите внимание! Частные компании заинтересованы в том, чтобы брать на работу людей с дипломом данной специальности.

Примеры того, какие можно найти вакансии, связанные с государственным и муниципальным управлением в Москве:

  • менеджер ресторана,
  • руководитель отдела,
  • директор магазина,
  • экономист,
  • главный специалист.

Но прежде чем можно будет рассчитывать на хорошую должность, придется набраться опыта. В начале деятельности, когда опыта нет, больших заработков ждать не стоит. Многие начальники, получающие приличный доход, начинали чуть ли не с волонтерской деятельности. В центральных областях первое время зарплата будет около 20-25 тысяч рублей, на периферии – около 15 тысяч рублей.

В этой профессии опыт имеет огромную значимость. Обычный клерк во время работы будет осваивать навыки, которые в будущем помогут дорасти до руководителя или депутата, причем любого уровня.

Государственное управление (англ. public administration ) - деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, - деятельности по формулированию политического курса.

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

  • правовой подход;
  • политический подход;
  • менеджеристский (управленческий) подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:

  • следования принципу верховенству права (правовой подход);
  • следования воле народа (политический подход);
  • следования цели получения нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).

Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.

Муниципальное управление - это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

Внутри муниципального управления, также, как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках главы (мэра), законодательная - в руках городского совета, и судебная - в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

Муниципальное , как и государственное, связано с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает глубоких различий, основные из которых заключаются в следующем:

  1. муниципальный орган не создает законов, это прерогатива государственных законодательных органов;
  2. государство управляет гражданами (через нормативные акты), муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.).

Согласно Положению об основах организации местного само­управления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденному Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г., выборный представительный орган местного самоуправления:

  • утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;
  • устанавливает местные налоги и сборы;
  • утверждает программы развития соответствующих территорий;
  • принимает положение (устав) о местном самоуправлении;
  • осуществляет контроль над деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).

Решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимаются выборным представительным органом местного самоуправления. Эти решения представляютcя и согласуются с главой местного самоуправления, соответствуют установленным в России межбюджетным отношениям.

Сравнение с частным предприятием. У муниципалитета много общего с частными предприятиями. Последние тоже управляют только своими сотрудниками и работниками, для чего используют организационные нормы, такие как устав или должностные инструкции, решения. Однако статус этих документов муниципального органа иной. Федеральный закон № 154 определяет акты, принимаемые ОМС и должностными лицами местного самоуправления, как правовые, то есть обладающие характером общеобязательности на территории муниципального образования, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет применение мер государственного принуждения.

Также муниципальное управление отличается от частного предприятия тем, что одним из источников его финансирования являются налоги. Муниципалитет является бюджетной, а не коммерческой общностью.

Еще одно отличие состоит в том, что частное предприятие поставляет товары на рынок, а муниципальная служба - только жителям определенной территории.

Наконец, частное предприятие может быть монопродуктовым, а муниципалитет всегда имеет множество служб.

Сама специальность «Государственное и муниципальное управление» начала формироваться со второй половины 90 годов. Тогда стало понятно, что для настоящего реформирования и обеспечения жизнедеятельности государства на любом, будь то на федеральном или на муниципальном уровне, нужны не узкопрофильные специалисты менеджмента, правоведения или финансирования, а профессионалы более широкой специализации, способные ориентироваться в тенденциях законотворчества, финансового и бюджетного планирования на основе всестороннего анализа как текущего момента, так и перспектив развития.

Уже на стадии абитуриента ВУЗа человек, который выбрал эту , должен, учитывая свои способности, определиться, в каком направлении деятельности он будет трудиться после окончания обучения.

За время введения обучения этой специальности на «злобу дня» стандарты обучения постоянно «модернизировались» и видоизменялись. Так, последний федеральный стандарт обучения государственному и муниципальному управлению был введен только в 2015 году. Нетрудно догадаться, что для обеспечения карьерного роста по этой специальности обучение вместе с получением «корочек» не закончится. Поэтому абитуриент должен осознавать, в первую очередь, свои возможности к постоянной самообучаемости широкому спектру знаний, для чего нужны природная любознательность и масштабный кругозор.

Немаловажные черты характера для будущего специалиста представляют коммуникабельность и умение работать в коллективе на ролях внимательного подчиненного, равного в команде единомышленников, и даже волевого руководителя подразделения. Кроме того, специалист государственного и муниципального управления бывает востребован на поприще связей его организации-работодателя с общественностью.

Специалисты государственного и муниципального управления после окончания учебы обычно востребованы по трем основным (но при этом абсолютно неравнозначным) направлениям деятельности. Рассмотрим подробнее каждое из них.

Естественно, это направление можно считать основным, так как эта вакансия предполагает обеспечение профессионалами государственных учреждений. Среди основных плюсов можно считать в этом направлении то, что работодателем является государство. Соответственно, своевременная выплата заработной платы и все сопутствующие гарантии специалисту обеспечены изначально. Что же касается материального благополучия, то человек выбравший после окончания ВУЗа чиновничью карьеру, должен запастись терпением.

На первых порах придется начинать с заработной платы около 20–25 тыс. рублей , если работа будет в центральных областях, с оклада в 13 тыс. рублей при работе на периферии, а то и вообще на волонтерских условиях .

Карьерный рост может оказаться не быстрым, но наиболее перспективным , так как именно здесь вы сможете получить тот самый бесценный личный опыт , приобрести базу навыков для дальнейшего развития от простого клерка до руководителя первого звена или депутата любого уровня. Но даже, если вы не отличаетесь креативностью или карьерными устремлениями, вы все равно сможете закрепиться на аппаратных должностях, где нужны добросовестные делопроизводители. По мере увеличения стажа заработная плата в государственных учреждениях будет повышаться автоматически.

В бизнесе, ориентированном на долгосрочную деятельность, а не созданном ради сиюминутной выгоды, руководители, как правило, также нуждаются в специалистах, которые имеют возможность проводить анализ:

  • рынка продукции или предоставляемых услуг, на которых специализируется предприятие с целью повышения конкурентоспособности компании;
  • законодательных актов (в том числе и в сфере налогообложения) для проведения оптимизации деятельности фирмы с целью снижения рисков и потерь.

Кроме того, в компетенции такого специалиста в частной структуре могут быть вопросы совместного сотрудничества предприятия с государственными структурами, внедрение программ взаимодеятельности с местными органами самоуправления, маркетинговая или рекламная работа в компании, различные имиджевые наработки для создания и продвижения положительного образа фирмы.

Нелишним будет пояснить, что перспективы продвижения в частной компании и, как следствие, повышение материального благосостояния специалиста несколько быстротечнее, чем в государственных структурах. Однако, «прийти с улицы» на вакансию в такого рода компанию практически маловероятно. Поэтому для доказывания своей потребности или незаменимости как будущего сотрудника, у вас может все же появиться возможность, например, при прохождении производственной практики во время процесса обучения специальности.

Все ВУЗы, которые ведут обучение по государственному и муниципальному управлению, остро нуждаются в подпитке свежими кадрами в связи с тем, что эта специальность новая, и, как ранее указывалось, постоянно находится в развитии.

Если выпускник на протяжении процесса образования проявлял достаточно большой интерес к знаниям, демонстрировал творческий подход к предмету обучения, имел положительные отзывы от преподавательского состава и с места прохождения практики, он имеет все шансы продолжить учебу в аспирантуре, с дальнейшим переходом в научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность как в своей «альма-матер», так и в других ВУЗах, в которых есть специальность «Государственное и муниципальное управление».

Только довольно крупные и зарекомендовавшие себя на протяжении длительного времени частные фирмы и компании могут позволить себе целые отделы специалистов, в которых могут работать выпускники государственного и муниципального управления.

Подавляющее же количество предпринимательских структур (особенно средний и малый бизнес) все еще не могут предоставить вакансию даже одному специалисту данной отрасли. Но ощущение требования идти в ногу со временем их также склоняет к необходимости длительного планирования на основании аналитических выкладок, предоставляемых консалтинговыми и аналитическими центрами, ядро которых составляют выпускники ВУЗов по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Изначально это не такие большие деньги, но если ваши прогнозы окажутся наиболее точными и полезными, вы вполне можете «сколотить» себе в этой профессии приемлемый имидж и выйти на более высокие уровни востребованности с достойным финансированием.

Какие экзамены сдавать

Для поступления в ВУЗы на специальность государственное и муниципальное управление обычно сдают экзамены по следующим предметам:

  • математика и русский язык (обязательные профильные предметы);
  • история или (на выбор ВУЗа);
  • информатик а и информационно-коммуникационные технологии либо иностранный язык (на усмотрение учебного заведения в зависимости от направления обучения конкретным профессиям в ВУЗе).