Главный дом городской усадьбы Н.В. Игумнова


Был такой известный купец Николай Васильевич Игумнов, он владел Ярославской Большой мануфактуры, а в Сибири золотыми приисками. В 1888 г. он году подал прошение о строительстве нового каменного дома в конце улицы Якиманки, недалеко от Большого каменного моста. Проект был заказан молодому архитектору Николаю Поздееву, бывшему в то время городским архитектором Ярославля. Особняк в модном тогда псевдорусском стиле (Историческкий музей, ГУМ) был возведён в 1895 году на месте небольшого деревянного дома купца Николая Лукьянова. Кирпич для строительства выписывался из Голландии, а многоцветные изразцы для оформления фасада были изготовлены на заводе Кузнецова. Интерьеры дома были оформлены архитектором Петром Бойцовым и братом автора проекта, Иваном Поздеевым, который руководил завершением строительства дома после смерти Николая Поздеева в 1893 году.

Игумнов очень гордился своим домом и часто устраивал приемы. Однажды он выложил для приема пол одного из залов золотыми червонцами. А на червонцах, как известно, с одной стороны изображен император. Как гласит легенда, за это купец и был сослан в Абхазию в 1901 году. А может и за что другое, а может и сам уехал. Во всяком случае, и в Абхазии Игумнов развил кипучую деятельность и умер там в 1924 году.

После революции 1917 года дом поменял нескольких хозяев (лаборатория по переливанию крови, Московский институт мозга) пока в 1938 году не был передан в распоряжение французского правительства для размещения посольства, что благотворно сказалось на его сохранности. В 1979 году после переезда посольства в новое здание по соседству дом Игумнова стал официальной резиденцией Посла Франции. В настоящее время здесь проживают посол и некоторые сотрудники посольства, а также проводятся официальные мероприятия. Первое на что обращают внимание посетители - ажурная чугунная ограда.

Сложный силуэт, образованный крышами разных объемов дома, вызывает образы древнерусских палат. Фасады сочетают качественную кирпичную кладку, отделку натуральным светлым камнем и цветные изразцы фабрики Кузнецова. Рельефные изразцы были особенностью ярославской архитектуры XVII в. Рисунки изразцов сделаны художником-керамистом С.И. Масленниковым.

Часть интерьеров дома (входная часть) была выполнена также в русском стиле.

В жилых комнатах все было устроено в силе классицизма. Такое разнообразие было модным в конце XIX в. Современные интерьеры резиденции посла Франции конечно отличаются от 100-летней давности, но думаю не на много.

Дом купца Игумнова на Якиманке бросается в глаза причудливостью и вычурностью своих украшений. Построенный в 19-м веке, он практически в неизменном виде дошел до наших дней. Сегодня там постоянно обитает французский посол, потому просто так в гости к высокопоставленному чиновнику не пробраться.

Но дом Игумнова на Якиманке все же доступен для посещений, и открыть для себя все его пышное убранство и великолепие может каждый. Внешние прелести можно оценить, если прогуляться по району. Историю создания расскажет каждый кирпичик здания.

История особняка

Здание, внешне напоминающее старинный русский терем, построенный по поручению Николая Игумнова. Задумывался дом как московская резиденция владельца Ярославской мануфактуры. Хоть Игумнов и располагал большими средствами, но выбор района для новостройки пал на непрестижный, бедный. Свое предпочтение богач оправдывал тем, что он вырос в этих краях. Даже предостережения, что соседние убогие домишки подпортят впечатление от роскошного дворца, не убедили предпринимателя отказаться от задумки.


Для строительства был приглашен ярославский архитектор Николай Поздеев, земляк Игумнова. Желая подчеркнуть могущество хозяина, его состояние, был выбран самый популярный и яркий стиль в архитектуре того времени - псевдорусский. К слову, в таком же духе был построен и Теремной дворец. назывался из-за подражания старым деревянным теремам.

Не жалея денег на строительство, Игумнов заказал голландский кирпич, изразцы заказывались на фарфоровом заводе самого Кузнецова.

В здании, как на цыганском коне, было собрано все красивое, что существовало в русской архитектуре. От этого чрезмерного великолепия Поздеева заклеймили провинциальным, абсолютно лишенным вкуса архитектором. Над самим заказчиком потешались не меньше. Поддавшись критике и наслушавшись глумливых выпадов в сторону владельца, архитектор не выдержал и покончил жизнь самоубийством. Но не только критика добила художника. Дом купца Игумнова влетел в копеечку и превзошел изначальную смету. Сам заказчик отказался переплачивать за то, что не входило в первичный проект. Это и разорило Поздеева. Единственным выходом стала смерть.

Легенды дома Игумнова

Дом Игумнова овеян множеством тайн и легенд. Самой загадочной и по сей день является легенда о танцовщице. Согласно ей, богатый купец возвел дом для своей любовницы - изумительной красоты девушки, в которую был безумно влюблен. Но не ему одному радовала прелестница глаз и будоражила сознание. Падкая к роскошной жизни, она умудрялась принимать у себя любовников. Проведав об измене, разъяренный Игумнов не убил красавицу, а замуровал ее тело в стены здания. С тех пор поговаривают, что ночами странствует призрак белой беспокойной девушки. Но нынешний житель, посол Франции, не жаловался и дом Игумнова на Большой Якиманке покидать не намерен.


Еще одна небылица утверждает, что дом Игумнова едва не стоил ему жизни. Он приказал выложить пол одной из комнат золотыми монетами, изображением императорского профиля кверху. За такое необдуманное неуважение Николая едва не сослали, и ему пришлось бежать. Вероятно, купца нашли бы, но жизнь ему спасла революция.

Предназначение дома в разные годы

Всем известно, что сейчас дом Игумнова занимает посол Франции. Но так было не всегда, а только с 1938 года. Изначально предназначение дома овеяно тайнами: то ли это «дача», то ли квартира для любовницы. Но то, что строился он для личных нужд купца, точно.

Революция реквизировала особняк и предоставила его в распоряжение клуба фабрики Гознак. Через год после в 1925-м году, здание преобразилось благодаря новым жителям. Ими стали ведущие медики, основавшие Институт по изучению мозга. Исследователи пытались проникнуть в тайну гениальности Владимира Ильича. Затем перечень «выдающихся мозгов» пополнили и образцы серого вещества многих других великих людей.

Стиль дома Игумнова

Дом Игумнова соединил в себе элементы множества стилей. Декоративные элементы: колокольни, колонны, шатры - несоединимые до этого времени, сплелись в архитектурном ансамбле под мастерской рукой Поздеева. Хотя строение и получилось немного грузным, но иначе псевдорусский стиль и не представлялся.

Вопреки тому, что в таком стиле уже построен был Теремной дворец в Московском Кремле, общество не восприняло нового жителя - дом Игумнова. Художественные критики того времени характеризовали строение как винегрет из греческого классицизма, рококо, Ренессанса и готики.

Сейчас же дом Игумнова в Москве - архитектурный памятник и пример высокого искусства.

Экстерьер здания

В экстерьере здания использовано большое количество декоративных элементов, ранее не сочетаемых при постройке. Такой мнимый диссонанс достигался введением в украшение фасада резьбы по дереву, фигурной кладки из кирпича, металлической ковки и даже литья.

Тем не менее русский стиль - сквозной мотив во всех элементах, хотя здание, за исключением парадной лестницы и зала, к которому она ведет, принято считать выполненным в европейском стиле.

Дом Игумнова сохранил отделку фасадов, хотя начиная с 1938-го года и претерпел некое «офранцуживание». Архитекторы первыми признали великолепие здания и стремились привнести каплю французского шарма в русскую грузность.

Интерьер

Основным стилевым направлением в интерьере помещения является ампир, а каждый элемент отображает значение слова. Дом Игумнова вместил в себе широту русской души и умело соединил ее с классицизмом. Отделкой дома занимался Иван Поздеев - брат Николая Поздеева.

Каждый предмет мебели был украшен позолоченными элементами. Залы комнат освещены большими окнами, которые вставлены в Стены окрашены в цвет слоновой кости, вдоль них расположились пилястры.


Барельефы образуют рамы, внутри которых натягивался элитный шелк или вешались картины.

Мозг дома Игумнова

Немецкий нейробиолог Оскар Фогт стал руководителем лаборатории по поиску зон гениальности в мозге покойного Владимира Ленина. Помимо Фогта, в дом были поселены еще несколько специалистов, которые трудились над этим сложным заданием. Спустя некоторое время лаборатория переросла в Институт мозга.

Как известно, истина в сравнении познается, потому кроме выдающегося заспиртованного ума Ленина, в Институт начали свозить и другие, среди которых Луначарский, Цеткин, Белый, Маяковский и много других.

Продуцировать сверхлюдей планировалось в здании под бывшим названием «Дом Игумнова», Москва. На Якиманке готов был совершиться мировой переворот в области медицины. Но результативность была равна нулю, потому Институт превратился в музей, а затем и вовсе был ликвидирован.

Забавное совпадение

Рядом с современным Французским посольством в 1979-м году было построено здание посольской канцелярии. Великолепное современное строение. Угловатое, острое, похожее на пирамиду, окрашенное в темно-красный цвет. Ультрановое, оно тем не менее очень напоминает другое… Мавзолей, в котором покоится тело Ленина.


Некоторые историки связывают это загадочное совпадение с одной полулегендой. Поговаривают, что в конце 19 века некий юноша был настолько поражен величием дома Игумнова, что решил стать Этим молодым человеком якобы был Алексей Щусев - автор знаменитого Мавзолея на Красной площади в Москве.

Многим знакома история этого дома,но повторение- мать ученья,для тех кто не знал или забыл.
Купец Игумнов был очень богатым человеком. До сих пор на спутниковой карте Абхазии
в посёлке Алахадзы можно различить его инициалы: «ИНВ» - это кипарисовые аллеи,
фигурно высаженные сто лет назад. Николай Васильевич был совладельцем Ярославской
Большой мануфактуры, имел в Сибири золотые прииски.
В 1888 году он решил обустроить свою московскую резиденцию,
в которой сегодня располагается посольство Франции.

Место на Якиманке тогда никаким образом не относилось к престижным.
Ветхие домишки, удалённость от центра.
Игумнов обосновал свой выбор тем, что где-то здесь прошло его детство (история не сохранила ранних биографических данных, неизвестен даже год его рождения). По другим легендам, удалённость от центра требовалась для уединения от любопытных глаз, ведь дом задумывался не для обычной жизни.

Как бы то ни было, Игумнов выкупил у некого купца Николая Лукьянова деревянный домик,
снёс его и привлёк для новой стройки молодого талантливого городского архитектора Ярославля Николая Поздеева.
Зодчему на тот момент только исполнилось 33, но в Ярославле он уже получил признание благодаря целому ряду добротных построек. Кстати, нельзя исключать, что место у Калужской заставы заказчику посоветовал именно архитектор, чьё детство прошло под Малоярославцем, и знакомство с Москвой происходило именно отсюда.

Строился дом в виде сказочного дворца в псевдорусском стиле.
Игумнов хотел покорить Первопрестольную и не скупился.
Кирпич для строительства везли на стройплощадку непосредственно
из Голландии, изразцы и кафель заказывали на фарфоровых заводах
Кузнецова, отделку интерьеров доверили одному из самых популярных
тогда архитекторов Петру Бойцову. В единое целое удалось объединить
самые разнообразные и сложные компоненты: башенки, шатры, сводные
арки, колонны. Обнаруживается стилистическое сходство особняка
с шедевром московского зодчества тех же лет - Государственным
Историческим музеем. Сегодня здание является объектом культурного
наследия федерального значения, однако изначально московский
«свет» отнёсся к дворцу более чем прохладно.

Согласно легенде, расстроенный Игумнов отказался оплачивать всё,
что не было внесено предоплатой, после чего архитектор Поздеев
покончил с собой. По другой версии, зодчий умер от тяжёлой
болезни в 38-летнем возрасте. Этот проект стал его последней работой.

Богатого и успешного провинциала столица принимать не хотела.
Вскоре по городу поползли слухи, что в особняке у Николая Васильевича
жила молодая любовница-танцовщица. Однажды, не потерпев измены,
купец замуровал её заживо в стене.
Кто распускал слухи - неизвестно, но недоброжелатели у Игумнова
были весьма влиятельными.
Когда в 1901 году в доме на Якиманке купец решил устроить бал,
он по своей привычке хотел поразить гостей размахом.
Для этого пол танцевального зала был сплошь устлан новенькими
золотыми червонцами.
И уже на следующий день в Петербурге Николаю II доложили,
как московское купечество выплясывало на императорских профилях,
отчеканенных на монетах.
Реакция последовала незамедлительно: высочайшим распоряжением
Николай Игумнов был выслан из Первопрестольной, без права возвращаться в оную.

Место ссылки власти выбрали отнюдь не курортное: абхазское побережье
Сухумской области тогда было заболоченным, кишело малярийными комарами
и ядовитыми змеями. Осмотревшись, опальный купец приобрёл за бесценок
6 тысяч десятин местных болот и начал новую жизнь.
Первый успешный бизнес был создан с помощью выписанных с Дона рыбаков.
Игумнов освоил промысел и открыл первый на черноморском побережье консервный завод.

Работникам были созданы комфортабельные условия проживания: сезонникам предоставлялось общежитие с комнатами на двух человек и большими курительными залами, постоянные рабочие получали отдельные домики, которые через несколько лет переходили в их собственность.
Привёз Игумнов сюда эвкалипты и болотные кипарисы, которые быстро вытянули излишки влаги
из местных почв. С Кубани был доставлен чернозём, из Ярославля племенной скот,увлёкся купец садоводством. Его стараниями в этих землях появились плантации мандаринов, киви, манго, табак,
заработало предприятие «Абхазский бамбук», появились сохранившиеся поныне кипарисовые аллеи.

После революции Николай Васильевич отказался эмигрировать во Францию.
Он добровольно передал имущество в пользу государства и устроился агроном в цитрусовый совхоз имени Третьего Интернационала, которым стало именоваться его бывшее поместье.
Умер Николай Васильевич в 1924-м, похоронили его скромно, посадив на могилу любимые им кипарисы.

История порой любит гримасничать. Если император отобрал у купца дом за бал на монетах со своим изображением, то после революции и национализации, здание на несколько лет стало… клубом фабрики Гознак.
Следующий владелец дома на Якиманке соответствовал мрачным легендам, которые окружали особняк: в 1925 году здесь на 13 лет обосновалась лаборатория по изучению мозга
(с 1928 года - Институт мозга).
За это время здесь побывал мозг Ленина, Клары Цеткин, Цюрупы, Луначарского, Андрея Белого, Маяковского, Горького, Павлова, Мичурина, Циолковского, Калинина, Кирова, Куйбышева, Крупской…

В 1938-м особняк передали посольству Франции. В 1944 году президент Шарль де Голль вручал здесь награды лётчикам эскадрильи «Нормандия-Неман».
Здание из голландского кирпича поныне содержится в идеальном состоянии сотрудниками французской дипмиссии.

О призраке дома Игумнова.
Поговаривают,что до сих пор в здании французского посольства водится так называемая «белая женщина».
По легенде этот небольшой особнячок был подарен купцом Игумновым своей содержанке.
Сам он жил в Ярославле, а в столице бывал наездами. О приездах своих обычно предупреждал даму сердца через посланного слугу.
Но однажды приехал без предупреждения и застал возлюбленную с молодым корнетом...
Корнета хозяин выгнал в шею, а вот девушка после этого бесследно исчезла.
Ходили слухи, что купец в сердцах убил ее, а труп замуровал в стене особняка.

По другой легенде во всем виноват его молодой истопник. Парень якобы стал флиртовать с хорошенькой дочерью купца, за что вскоре был навсегда отлучен от богатого дома.
Правда, этим дело не завершилось. Молва утверждает, будто перед уходом обиженный истопник тайком набил дымоходы глиняными черепками.
В итоге, когда в тереме-дворце затапливались печи, то трубы и даже стены начинали издавать ужасные звуки (почему-то особенно по ночам), от которых хозяин невыносимо страдал.

Но вернемся к дому.Для постройки был выбран псевдорусский стиль,
очень модный в те времена (Исторический музей, здание магазина ГУМ и т.д.).
Этот стиль архитектуры черпал вдохновение из образа русских деревянных теремов,
самый знаменитый из которых - дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском -
сгорел в XVIII веке.

Другие элементы декора были взяты из церковной архитектуры
(Собор Василия Блаженного) или церквей Ярославля, в которых прекрасно
сочетались кирпич, камень и многоцветные изразцы.

На высокой кровле особняка давленый металл под черепицу,
керамические вставки. Над "красным крыльцом" (парадным входом
изящная двойная арка под старину.
Стены из привозного голландского кирпича. Окантовка окон из белого
подмосковного камня. Живописные колоколенки, луковичные маковки шатров,
дутые колонны.Многоцветная мозаика редчайших изразцов, специально
расписанных по рисункам русского живописца С. Масленникова
и изготовленных на знаменитом заводе Кузнецова.

Талант Поздеева сумел соединить в единое целое различные объемы,
увенчанные живописными шатрами, и многочисленные декоративные
детали разных жанров (колоколенки, сводчатые арки, дутые колонны и т.д.).
Результат получился гармоничным, хотя и немного массивным.


В день музеев мне посчастливилось попасть во внутрь! Фотографий будет много,чтобы вы могли сказать,что видели, как там- внутри.Прошу прощения за качество некоторых фотографий и людей в кадре. В рамках экскурсии трудно сделать идеальные снимки.

Интерьер также изобилует украшениями. Холл и парадная лестница - это шедевр многоцветья, прекрасно сочетающийся с внешним убранством здания.
"Древнерусский" зал с парадной лестницей.

Необычайно красивые двери
В холе их четыре и ни одной одинаковой

На фрагменте видно какой изначально была роспись.Есть идея освежить стены,которая мне совсем не нравится.


Поднимаемся на второй этаж.

Открываем массивную дверь и...попадаем из средневековья в интерьеры Людовика XV

Переход из одного века в другой мы совершаем по галерее в стиле ампир.Прием экстерьер в интерьере.
Отделка обычно используемая для фасадных работ.Зеркало в конце коридора бесконечно вытягивает помещение.

Со стороны коридора дверь самая простая,без отделки.


К сожалению ничего не нашла о интерьерах дома.Поэтому предлагаю посмотреть фотографии,а информацию
попробовать найти самостоятельно,может вам повезет больше.

Круглая,зеркальная комната.Очень яркая,кокетливая.

Гостеприимные хозяева приготовили нам чай-кофе.


Вид из окна на балкончик.

Дважды в год 18 апреля и 18 мая проходят дни исторического и культурного наследия. В эти дни открываются двери, закрытых для экскурсионного посещения в остальные дни, зданий посольств, расположенных в исторических особняках.

В 1893 году на Большой Якиманке появился дом, прославивший его владельца - ярославского фабриканта Николая Васильевича Игумнова. Хоромы красного фигурного кирпича, увенчанные разнообразными кровлями, украшали яркие изразцы. Кокошники над окнами и царское крыльцо создавали иллюзию государева терема

Экскурсии в другие посольства:

02 Живописный особняк, ограждённый уникальной кованой решёткой, в 1938 году был передан в распоряжение французского правительства, а спустя сорок один год стал официальной резиденцией посла Франции.

03 Архитектурный шедевр, соединивший "русский стиль" и французский вкус, и по сей день является центром взаимодействия культур двух стран

04 1880-е годы Большая Якиманка считалась улицей непрезентабельной. Телеги и экипажи громыхали по мостовой, вдоль которой тянулись глухие заборы Замоскворечья, скрывающие сады, амбары и неказистые особняки.

05 Когда глава Товарищества Ярославской Большой мануфактуры Николай Васильевич Игумнов подал в городскую управу прошение о строительстве в этой части города нового дома, все недоумевали.

06 В ответ невозмутимый богач пояснял, что сей постройкой он хотел бы увековечить место, где родился и вырос.

07 Строительство доверено было ярославскому городскому архитектору Николаю Ивановичу Поздееву, который к тому времени уже возвёл ряд храмов и купеческих домов, поклоняясь при этом "русскому стилю".

08 В 1893 году напротив церкви Иоанна Воина появился дивный двухэтажный терем из красного кирпича. Арочные окна с "гирьками", украшенные колонками-"бочками", вместе с разнообразными выложенными на фасаде узорами, изразцами с диковинными растениями и птицами - всё напоминало дворцовые покои Московской Руси.

09 С парадного крыльца гости попадали в переднюю. Низкие своды передней расписаны растительным орнаментом.

10 ...а затем поднимались по резной дубовой лестнице в жилые помещения. Из аванзала окованные медью двери вели в парадные залы или на детскую половину. Анфилада связывала гостиные, столовые, кабинет, будуар и спальни.

15 Великолепная дубовая дверь с крупной резьбой

16 Каждая ступень лестницы возносила человека из полумрака к миру света

24 Геометрический узор плитки образует на полу аванзала второго этажа подобие живописного ковра.

27 Открывается дверь и из русской сказки попадаешь в Версаль времен Людовика XV...

28 В доме было более сорока комнат, предназначенных для жизни семьи, деловых встреч, отдыха, досуга, образования и уединения. С 1938 года в доме Игумнова располагалось посольство Франции, а с 1979-го это резиденция посла. В парадных интерьерах, находящихся сегодня в распоряжении главы французского посольства, проходят дипломатические приёмы, коктейли, ужины, концерты и даже дефиле русской и французской моды.

34 В столовой сводчатые потолки в стиле древнерусских палат. Потолки белые, отсюда слухи о незавершенности отделки столовой.

37 Малая столовая представляет собой смесь дизайнерских подходов. Античный карниз и пилястры ионического ордера соседствуют с зеркалами во всю высоту стен, добавленными в интерьер современным французским архитектором

41 Потолок в стиле "Рококо" (раковина)

46 Большая гостиная. Роскошный карниз потолка служит основанием для скульптурных форм.

Резиденция французского посла, расположенная в доме купца Игумнова, является одним из самых красивых зданий Москвы . Особняк, сложенный из красного кирпича, находится на улице Большая Якиманка в доме номер 43, недалеко от метро Октябрьская радиальная.

Крупный промышленник Николай Васильевич Игумнов был мануфактурщиком, владельцем железных рудников и золотых приисков. Его жизнь, полная событий, вполне могла бы лечь в основу захватывающего романа. В 2012 году вышел фильм «Абхазская сказка» режиссера Павла Бортникова, в котором сюжетная линия затрагивает судьбу Игумнова.

В 1888 году Игумнов выкупил у купца Николая Лукьянова деревянный дом, распложенный в конце Якиманки, которая в то время была бедной окраиной Москвы. Для постройки нового особняка он пригласил молодого и талантливого архитектора Николая Поздеева. Очень уж ему понравились часовня и Сретенская церковь, возведенные Поздеевом в Ярославле и промышленник захотел возвести свой дом в таком же стиле. Особняк на Якиманке получился сказочным, напоминающим русский терем: псевдорусский стиль был очень популярен в то время. Для строительства использовали лучший кирпич голландского производства. Фасад украшали разноцветные изразцы по рисункам русского живописца С. Масленникова, изготовленные на заводе Кузнецова – крупнейшем предприятии по производству фарфорово-фаянсовых изделий в Российской империи. Интерьеры особняка были оформлены модным в то время архитектором Петром Бойцовым.


К сожалению, архитектор Поздеев умер слишком рано, в возрасте 38 лет от туберкулеза.
Основное архитектурное наследие он оставил Ярославлю , подарив Москве лишь один шедевр.


Дом Игумнова овеял легендами. Самая популярная из них рассказывает о любовнице купца, которую он уличил в измене и заживо замуровал несчастную в стене. По другой версии сначала он убил девушку, а труп заложил кирпичами.


Отличался Николай Васильевич оригинальностью и фантазии. В 1901 году он давал грандиозный бал в своем доме и, чтобы удивить гостей, усыпал пол танцевального зала золотыми червонцами с изображением Императора. Один из гостей донес на Игумнова за непочтительное отношение к Государю и купца выслали из Москвы без права возврата.



После революции 1917 года в стенах дома Игумнова располагался Государственный научный институт по переливанию крови, которым руководил Александр Богданов, автор теории омоложения через переливание крови. Теория превратилась в прах, когда Богданов умер после очередного опыта.
Затем в особняке находился Институт мозга, в котором в том числе изучали мозг скончавшегося Владимира Ленина.


В 1938 году дом Игумнова был передан французскому правительству для французского посольства. В 1944 году президент Шарль де Голль вручал здесь награды лётчикам эскадрильи «Нормандия-Неман».
В 1979 году, когда посольство переехало в новое здание, особняк стал официальной резиденцией Послов Франции. В настоящее время здесь проживают посол и некоторые сотрудники посольства, а также проводятся официальные мероприятия.


Интерьер дома Игумнова щедро украшен и богато декорирован. Холл и парадная лестница прекрасно сочетаются с внешним убранством здания. Изящной резьбой привлекают внимание двери.




По мере необходимости дом Игумнова реставрируют, несколько лет назад заменили металлическую кровлю, в этом году (2017 г.) планируют провести внутренние работы.