Завтра была война подвиг молодого поколения. За что боролись герои повести Завтра была война



«Это ты, наша молодость…» Молодёжь, её судьба и подвиг в повести Б.Л. Васильева «Завтра была война».

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Д. Самойлов

Великая Отечественная война 1941-1945 годов принесла нашей стране не только блестящую победу над фашизмом, но и невиданные жертвы. Официально признано, что наша страна в этой войне потеряла двадцать семь миллионов человеческих жизней (по неофициальной версии намного больше). Двадцать семь миллионов! Целая страна погибших. Гибель многих из них вошла в историю, чтобы стать примером для следующих поколений. О многих написаны книги, о ком-то еще предстоит вспомнить. Теме связи поколений и вечной памяти тех, кто погиб, посвятил свою повесть «Завтра была война» Б. Васильев.

Герои этой повести пришли на войну из-за школьной парты. В военное время они были такими, какими выросли в непростые 30-е годы. Кто и как воспитал в них мужество и верность, бесстрашие и самоотверженность? Об этом размышляет писатель Б. Васильев.

«Завтра была война” - это повесть, которая может быть лишь условно отнесена к военной прозе. И всё же она о войне, хотя основное действие повести происходит в мирное время. Б.Л. Васильев развивает тему, которая всегда волновала его: в чем истоки мужества поколения, чья юность оборвалась войной, как могло выстоять в страшной войне поколение, в котором из каждых ста уцелели лишь трое (и сам Васильев был в числе этих троих). Но они и выстояли, и погибли, и победили!

«Завтра была война” - драматическая повесть о первой любви и дружбе, верности и чести. Написанная в 1972 году, она стала одним из самых лучших произведений о Великой Отечественной войне. Номера журнала «Юность» 1984 года, в которых опубликована эта повесть, были нарасхват.

Повесть называется - “Завтра была война”, но о войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно. Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы. Роман выверен хронологически, он заканчивается накануне 1941 года.

Юные герои повести - это поколение, оказавшееся на пороге взрослой жизни в канун Отечественной войны. Начало сороковых. Ребята учатся в советской школе, стараются быть правильными и идейными комсомольцами-активистами. В романе постоянно присутствует весь класс, с учителями, классным руководителем, директором школы, родителями. Класс самый обычный, самый типичный. И все-таки не пропустим слова Васильева - «горестно знаменитый». Здесь не только художественная особенность повествования, но и ключ к объяснению стойкости на войне учеников 9-го «Б». Полнокровно живут, любят, дружат, борются за справедливость непохожие друг на друга Искра, Вика, Зиночка, Лена, Артем, Жорка и другие ребята Коллективный герой романа - весь класс. Всё могло быть в этом классе, ученики которого только вступали в жизнь. Не могло быть только одного: предательства, измены в дружбе, низости и трусости. Никто не отступился от опального директора Николая Григорьевича, когда его чуть не сняли с работы, никто не отступился ни от Вики Люберецкой, ни от её арестованного отца в повести «Завтра была война». Думается, первоначальный замысел решения судьбы Люберецкого был страшнее. В предвоенные годы продолжались массовые репрессии работников именно такого уровня. Прямо написать об этом Васильев, видимо, не захотел (или не смог), ведь и без того повесть не публиковалась 12 лет (1972 – 1984). Одноклассники Вики уважали этого интеллигентного, умного человека, который успел дать почувствовать ребятам то, что не могли сделать другие взрослые: обаяние и силу культуры и знания. Именно они первыми не поверили, что он - враг народа.

Вика - отличница, красавица, сдержанно холодноватая, но глубокая, незаурядная натура, - кончает жизнь самоубийством. «Сознательно и добровольно», - как написала она в предсмертной записке.

Класс вздрогнул, всколыхнулся от ее смерти. Это было первое настоящее взрослое горе.

Всё, что произошло далее, и закономерно, и необычно. В эти страшные годы, когда и родные репрессированных, бывало, отказывались от такого родства, - от Вики, от её веры в невиновность отца не отказался никто из её товарищей. Поддержал Вику и директор школы Николай Григорьевич, сам едва уцелевший от репрессий, и родители многих ребят – рабочие люди, честные труженики, настоящие матери и отцы. Предавать, отступать нельзя!

Этому учила молодых людей вся их предвоенная жизнь, те прекрасные, честные люди, которые встретились им в юности: отец Жени, мама Искры, директор Николай Григорьевич, отец Вики, родители одноклассников. Ребята выросли достойными родителей.

Будущий Герой Советского Союза Жора Ландыс в школе меньше других похож на героя. Жора - заядлый филателист, книжник, конькобежец, мечтатель. У него личные счеты к фашизму, потому что фашизм был против бунтующей совести и сердечного тепла, света и человеколюбия, а герой без них не мыслил своего существования. Так и у других девятиклассников возникала непримиримая вражда ко всему, что нес фашизм со своим «новым порядком». Отсюда - их честнейшее поведение на фронте. Да, большинство из них погибло в огне Великой Отечественной, потому что они в любом деле, в любые минуты жизни не умели прятаться за чужие спины.

Они уверенно шли в бой, потому что боролись не за иллюзорные, а за постоянные, высшие, истинно человеческие ценности. Артема выгоняли из школы за честность и принципиальность, за то, что не хотел кривить душой. И, конечно, восстановили, потому что было кому защитить его - тому же любимому директору школы. Так мог ли такой бескомпромиссный человек искать легких путей на фронте? Он взорвал себя вместе с мостом, потому что иначе поступить не мог...

Писатель-фронтовик Б.Л.Васильев написал о том, как сформировалось поколение победителей фашизма. О том, почему наша победа была неизбежной. О том, какие уроки, какой опыт передали всем последующим поколениям юноши и девушки, шагнувшие из школ в войну в 1941 году.

Эта потрясающая своей простотой и правдивостью повесть рассказывает о самом трудном и прекрасном времени в жизни - о юности. Талант писателя выразился, главным образом, в том, что он смог удивительно точно описать этот период человеческой жизни, хотя сам был уже далеко не молодым человеком.

Эта повесть взволновала меня до глубины души, на многое открыла глаза, многое в жизни разъяснила и помогла понять. Она читается на одном дыхании и оставляет в душе неизгладимый след. Мне и моим сверстникам было весьма полезно взглянуть со стороны на собственную жизнь, что-то пересмотреть в своем мировоззрении.

Тип урока : урок-память «За себя и за того парня»

Такими были наши дали...

Цели урока : Знать содержание повести Б. Васильева «Завтра была война», проблемы, поставленные автором в произведении, знать историческую эпоху, изображенную на страницах повести.

Уметь самостоятельно ставить цели, задачи на различных этапах работы, обобщать, анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, уметь раскрыть истоки их мужества, героизма.

Развитие ассоциативного мышления, творческого воображения, чувства музыки, цветового восприятия. Приобщение к радости творчества, законам открытия нового, к самостоятельной творческой деятельностию.

Воспитывать личность духовно-нравственную, социально-значимую, воспитывать чувство любви к Родине.

Оформление: текст произведения, презентация, кадры из фильма «Завтра была война», музыкальное оформление.

Эпиграф:

Что проще может быть:

Не лгать.

Не трусить,

Верным быть народу.

Любить родную землю – мать,

Чтоб за нее в огонь и в воду,

А если –

То и жизнь отдать.

Такими были наши дали…

А. Твардовский

Ход урока:

Он : Я ухожу, чтоб возвратиться…

Смотри, уже пылает небо.

Я ухожу, чтоб возвратиться…

Над нашим счастьем поднят меч.

Она : Я верю, встреча повторится.

С тобою буду, где б ты ни был...

Я верю, встреча повторится

Как тысячи счастливых встреч!

Учитель: Ребята, о какой встрече идёт речь в прочитанных строчках.

Да, у нас сегодня удивительная встреча с прекрасным произведением, повестью Б.Л.Васильева «Завтра была война», встреча с героями этого произведениями.

Пишем тему урока. Просмотр эпизода фильма - эпилог.

Учитель: Ребята, что бы вам хотелось узнать о ваших ровесниках предвоенного времени

Перед нами стоит вопрос, в чём истоки мужества этих ребят, героев повести Б.Васильева «Завтра была война».

1). Истоки мужества. Как вы понимаете это выражение ? (версии детей).

Обратимся к толковому словарю

2-й слайд «Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности.

Источник – начало, первоисточник»

2). Подберите однокоренные слова к данному слову, ассоциативные слова (героизм, отвага, подвиг)

Наша задача, цель урока:

Проанализировать содержание повести,

на основе анализа множества тем данного произведения попробовать определить проблемы, которые поднимаются автором и разрешаются в повести. Для этого нам придётся дать оценку эпохе, изображенной в произведении, нарисовать портрет довоенного времени; пройтись по страницам повести и вспомнить наиболее яркие эпизоды, важные для раскрытия идеи текста. Ребята, расскажите о своих первых впечатленях по повести. Что вас заинтересовало, на что вы обратили внимание.

Название необычное.

Слово учителя : а что вы знаете об авторе произведения?

Поколение, к которому принадлежал Б.Л. Васильев, родившийся в 1924 году, сразу за школьным порогом ждала война. Борис Васильев, как и миллионы его сверстников, прежде чем стать кем – то, стал солдатом. Он ушел на фронт сразу после выпускного бала, прожив свои произведения в окопах, выстрадав под минометным огнем противника, теряя родных и близких. Жизни вчерашних школьников только начинались, обещали ярко развернуться и были жестоко оборваны.

Эта боль потерь не давала будущему писателю спокойно жить после войны. Одно за другим выходят из-под пера такие произведения, как «А зори здесь тихие..», «В списках не значился», «Встречный бой».

Сообщение о Б. Васильеве.

«Тема войны всегда будет болью отзываться в людской памяти, ибо нет на Руси семьи, не пострадавшей в годы Великой Отечественной войны. Борис Львович Васильев так сказал о повести «Завтра была война»: Я написал три книги о войне и хотел в них показать как бы три её лика. В повести «А зори здесь тихие» рассказать о войне как о жестоком испытании…

В романе «В списках не значился» хотелось сказать о том, что если человек с высокой нравственностью, если он живет и действует по совести, то в тяжелый для Родины час он станет героем, даже сражаясь в одиночку.

А повесть «Встречный бой» - протест против бессмысленных потерь на войне…

Когда эти три вещи были написаны, меня стал мучить вопрос: а кто же они были - те, кто вынес эту войну на своих плечах? Откуда они взялись, эти мальчишки и девчонки, максималисты, ушедшие на фронт со школьной парты? Как выросли такими? Так появился роман о предвоенной школе «Завтра была война». Роман был напечатан в 1987 году в журнале «Юность» В ответ на это произведение редакция получила тысячи писем. Писали чаще молодые, но много писем пришло и от людей немолодых, помнивших довоенную школу, чьи судьбы были схожи с судьбами героев Бориса Васильева. По роману поставлены спектакли, снят фильм.

Поэт Андрей Дементьев писал: «Я видел спектакль по повести в Театре имени Вл. Маяковского. В тот вечер в зале были почти одни школьники. Многие плакали. Я подумал: мир спасут слёзы - чистые, искренние слёзы юности».

Слово учителя: Повесть «Завтра была война» – яркое, уникальное явление не только в творчестве Б. Васильева, но и во всей русской литературе.

Давайте осмыслим название «Завтра была война».

1). Какое время предполагает слово завтра? (будущее)

2). А глагол какого времени стоит рядом? (прошедшего)

В названии парадокс. А что такое парадокс?

5-й слайд «Парадокс – 1. Это мнение, противоречащее здравому смыслу. 2.Странное мнение, не совпадающее с общепринятым.

3). Чем вызвано парадоксальное название? (Особенностями композиции)

4). Что такое композиция? (построение произведения)

Давайте посмотрим, как построено это произведение

6-й слайд.

Пролог 9 глав Эпилог

от 1-го лица от 3-го ли от 1-го

после войны воспоминания о былом судьбы

главных

Место действия - г. Воронеж

Какие части произведения называются эпилогом, прологом? (пролог – вводная часть, эпилог – заключительная).

Давайте вспомним, как называется такой вид композиции? (композиция с обрамлением)

6). О чем узнаем в прологе? (Знакомимся с действующими лицами)

Чтение учеником отрывка из эпилога со слов: «Наша компания …»

Учитель:

Свой первый бой герои книги выдержали еще до войны.

Что же за испытание, в ходе которого они сделали свой нравственный выбор, выпало на долю горестно знаменитого 9 «Б»в далеком 40-м.? Что же это за эпоха?

Назовите, пожалуйста, приметы времени...

  1. В ассоциативных словах передайте атмосферу времени, изображенного на страницах повести.

Вывод, к которому приходят дети : время, изображенное на страницах произведения, противоречивое, сложное, поэтому на героях лежит нравственный груз преодоления всего, что мешает проявлению истинно человеческих чувств. Любимая страна, самая лучшая в мире, любимые одноклассники, друзья, рядом несправедливость,сталинские репрессии, аресты верных делу революции людей, преданных партии и народу (отец Вики), подлость (классный руководитель Валентина Андроновна-Валендра, полное непонимание ребят, их интересов, клевета, предательство).

40-е годы – это годы великих строек. Люди живут мечтою о прекрасном будущем, но врывается сюда страшное настоящее. В это время происходило утверждение коммунистической идеологии. Об этом говорят цитаты из текста:

Готовьтесь к борьбе»..

-« И надо учиться любить и учиться ненавидеть. И это самые главные предметы в жизни…»

-«..враги используют сейчас любые средства, чтобы растлить нашу молодежь, чтобы оторвать ее от партии, чтобы вбить клин между отцами и детьми»

-«Честь- дворянское понятие. Мы ее не признаем.»

-«Человека вообще нет. Нет! Есть гражданин,обязанный верить. Верить!»

Вопросы классу:

1. Каково материальное положение населения в стране?

Пирожные «они привыкли есть только по великим праздникам..»

Сахара нет, будут давать по 2 кг»

2. Что нового вы узнали о школе того времени?

- «..спортзал- редчайшая вещь по тем временам».

Система оценок: «очень плохо», «посредственно», «отлично»

Запрет на Есенина

Чтение учителем отрывка из поэмы А.А. Ахматовой «Это было, когда улыбался только мертвый..на фоне тихо звучащей записи танго «Утомленное солнце.

«Черные маруси» - это машины, которые увозили арестованных отцов и матерей по доносам недоброжелателей, как врагов народа. Семья репрессированного автоматически выключалась из жизни общества, и ее члены должны были сделать выбор: либо отречься от него, либо пережить свой круг ада страданий и унижений. Так в одну темную осеннюю ночь увезли отца Вики Люберецкой, героя гражданской войны, директора авиазавода.

Ребята составим кластер по тематике, идейному содержанию и проблематике повести.

Повесть является доказательством общности, духовного родства бойцов революции, гражданской войны, т. е. отцов и будущих солдат Великой Отечественной. Если отец Зины Коваленко вышел из гражданской весь в шрамах, то мать Искры без них, но со шрамами на душе. (Зачитать отрывок из повести.) Послевоенное существование таких пламенных революционеров – это горькая разочарованность от крушения идеалов, за которые было пролито столько крови. Но для Искры они были идеалом. Да, у них, у отцов, учились подростки любви к родине, патриотизму. Об этом свидетельствует эпиграф:

Мне стал понятен смысл отцовских вех.

Отцы мои! Я следовал за вами,

С раскрытым сердцем, с лучшими словами, Глаза мои не обожгло словами,

Глаза мои обращены на всех.

***Родители – второстепенные персонажи повести. Они, воспитывая детей, создали свою точную копию, со своими чертами характера, но все они с пониманием восприняли взросление своих детей, их новое понимание действительности. И даже мать Искры, привыкшая командовать дочерью, как подчиненным, встретив отпор Искры, смиряется, поняв, что это должно произойти. Взросление идет своим особым путем.

Учитель: Давайте вспомним, какова система воспитания директора школы Николая Григорьевича Ромахина. (Версии детей). Видеоролик №1

(Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.)

Для ровесника той поры характерны мечтательность и действенность, полет фантазии и практицизм, любовь к добру и беспощадность, широта души и трезвый расчет, страстная любовь к радостям земным и самоограничение.

Вика (Люберецкая)

Красивая, уверенная

Читала, любила, не предала

Предана идеологии

Смерть.

1). Какой же выбор был у Вики? (отречься от отца и жить дальше)

2). Что выбрала Вика? (смерть)

Учитель: Это был страшный выбор. Жизнь закончилась,не успев начаться. Но не менее трудным был выбор у ее одноклассников: остаться с Викой до конца или отречься от неё.

Одноклассница Вики Искра Полякова тоже сделала свой выбор. Зачитать разговор с матерью.; сцена на кладбище

1). Почему нам важно отношение именно Искры Поляковой? Что это за человек?

Синквейн (Искра Полякова) Максималистка

2 Целеустремленная, справедливая

3. Пророчила.Организовывала. Сражалась

4. Была совестью класса

5.Подпольщица

Искра Полякова- одна из главных героинь произведения.Она объявила себя «Пифией», щедрой пророчицей: каждого ожидала куча детей и вагон счастья. В классе не только любили ее, но и слушали. Слушали все, но зато не прощали ничего. Искра всегда об этом помнила и немного гордилась, хотя оставаться совестью класса было порой нелегко. Характеристику Искре дает директор школы: «Хороший человек

Вика Люберецкая назвала Искру максималисткой, так как до общения с семьей Люберецких девочка знала все ответы на вопросы. Сомнений для нее не существовало, так как её мать – товарищ Полякова, убежденная коммунистка- считала все сомнения душевной слабостью. Трагедия Вики заставила Искру задуматься, разум и душа вступили в конфликт. Искра очень искренняя девочка, и Вика оценила это. Именно ей было адресовано прощальное письмо, где Вика объяснила причину своего поступка. Сила характера Искры проявляется в сцене похорон. Искра усердно занималась, читала стихи и неформулярные романы, играла в баскетбол, ходила в кино, регулярно выпускала стенгазету, поскольку была ее главным редактором.

Артем (Шефер)

Ловкий, увертливый

Дрался, влюбился, сражался

Умел постоять за себя, ничего не боялся,

Герой

    Чтение прощального письма с фронта

    Завет потомкам учащихся 9 «Б» класса

Рефлексия:

Судьба 9 «Б» класса подтвердила правильность выбранной ими жизненной позиции, в живых осталось девятнадцать человек, остальные погибли в войну, погибли, как герои.

Итак. Ребята, книга прочитана, наш разговор подошел к концу.

Я хочу еще раз напомнить разговор героев повести. Зиночка Коваленко говорит: «Искусство должно будить чувство.» Отец Вики добавляет: «Оно должно тревожить человека, заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть.А растревоженный человек пытлив и любознателен.»

И очень хочется, чтобы вы, ребята, читали больше, интересовались поэзией, чтобы, читая, вы становились великодушнее, добрее.

Работаем по принципу тройного дневника: что знаем- что узнали, прочитав повесть, - что хотим узнать.

Что знаем (тема)

Что узнали (идея)

Что хотим узнать (проблема)

Тема школы

Школа воспитывает детей, учит быть настоящими людьми, учит дружить, преодолевать трудности...

Проблема нравственного выбора

Тема отцов и детей

Для детей их родители - идеал, они гордятся ими, они не предадут их никогда...

Проблема понимания между отцами и детьми, проблема нравственного выбора

Тема истины

Тема комсомола

Тема дружбы

Тема любви

Тема взросления

Тема репрессий

Тема литературы

Сложны жизненные экзамены на человечность и нравственное мужество, которые пришлось выдержать девятиклассникам. Расскажите о них.

а)История с арестом отца Вики Люберецкой и самоубийством Вики
отношение к этим событиям одноклассников, классного руководителя,
директора школы, матери Вики; похороны Вики (прочитать о них).

б)Почему мать Искры запрещает ей участвовать в митинге на похоронах. (Годы культа личности Сталина. Люди гибли без суда и след­ствия...)

в)История с увольнением директора школы. Почему учащиеся при-
шли к Николаю Григорьевичу, чтобы сказать, что они верят ему?

г)Кто научил ребят вере в людей, умению жить честно, приходить
на помощь людям? (Перед их взором пример родителей, Николая Григорьевича, отца Вики Люберецкой, матери Искры...). Рассказ о матери Искры Поляковой.

д)Могли ли в будущем ребята поступать и жить по-другому?

е)Как вы считаете, почему Б. Васильев не рассказывает читателям том, как воевали его герои?

(В этом не было необходимости. Логика их характера, нрав­ственные принципы показали, что они уже выдержали провер­ку на человека. И на войне проявят себя достойно.)

Итак, ребята, какая проблема основная в повести. Проблема нравственного выбора, проблема воспитания патриотизма, мужества...

Вывод - каждому человеку хоть раз в жизни приходится делать свой нравственный выбор. В наше неспокойное время, когда понятие чести считается устаревшим, когда часто поступают в угоду собственному благополучию и спокойствию, книга Бориса Васильева служит неким нравственным ориентиром для всех нас.

Завтра была война... А что было послезавтра?
(О повести Б. Васильева)

Замечательная повесть Бориса Васильева "Завтра была война" опубликована в 1984 году в журнале "Юность", № 6, то есть ещё до начала перестройки. Тогда же некоторые особо смелые учителя литературы рисковали обсуждать её на уроках, правда, на уроках по внеклассному чтению.

Эта повесть - не только художественное произведение, но и картина предвоенной Советской России, описанная словами свидетеля того времени. Автобиографичные штрихи придаёт ей мемуарный характер. Перед нами советская страна 1940 года. Но страна - это не фрагмент суши, это люди, населяющие её. И вот как раз портреты этих людей видим мы в повести.

Персонажи повести - советские школьники. Мы, наше поколение 60-х - 70-х годов, тоже был советскими школьниками, но уже совсем иными. Главные герои произведения Васильева - это поколение наших родителей, а для нынешних школьников - это поколение их бабушек и дедушек. И книга показывает нам, какими те люди были на самом деле. А они были иными, совсем не такими, как мы. И для них тогда всё было предельно просто.

За их "великую истину" было пролито много крови и им в ней нельзя было сомневаться. Но в чём заключалась эта "великая истина" - знать не полагалось.

Им надо было "любить всех людей" и "ненавидеть врагов" этих самых "всех людей". И над парадоксальностью этих слов директора школы никто из них не задумывался.

И они не сомневаются в этой никому не ведомой истине и свято уповают на неё. Их жизнь была чиста и открыта. Читая книгу, завидуешь их младенческой вере в непонятно что и ужасаешься диктату, окружавшему этих чистых и светлых душой детей, подростков, юношей и девушек. Каждый из них в любой момент может оказаться "врагом народа", и школьникам нельзя ни в стенгазете написать, ни даже просто открыто сказать во всеуслышание то, что они думают, то, что считают правильным. Прекрасные люди и страшный мир. Но их завтрашний мир - ещё страшнее, ибо "Завтра была война".

Повесть охватывает поколение выпуска первого военного года, но главными её персонажами являются женские: это две девушки и обе трагически погибают в юности: одна - жертва репрессий, другая - фашистской оккупации. Рассказчик, от лица которого ведётся повествование, появляется только в начале повести, чтобы рассказать про свой класс, да в конце, чтобы доложить о результатах. Роль его настолько незаметна, что при экранизации повести рассказчиком сделали не ученика, а директора школы.

Перед этими юношами и девушками преклоняешься, но их и жалеешь одновременно. Преклоняешься потому, что мы, школьники 70-80 годов уже не имели их чистоты и веры. Мы - их дети, дети развитого социализма. "Великая истина" для нас была уже пустым символом, и мы цинично знали, что в этом символе ничего нет. И мы прекрасно знали, что говорить и писать, что ты думаешь - нельзя и в тайне мечтали не дожить до коммунизма. Но это уже - другая повесть.

Вернёмся к поколению, которое ушло на войну со школьной скамьи, к тому поколению, о котором написал своё замечательное произведение Борис Васильев. В повести есть эпилог, и это маленькое, на пару страниц книжного текста, заключение ошеломляет своего читателя.

Давайте начнём с того, что подсчитаем возраст персонажей и уточним года. Это не сложно сделать.

Школьники, которые в 1940 году учились в девятом классе, должны быть примерно 1924 года рождения. События, описываемые в эпилоге, происходят, по словам автора, через сорок лет, когда бывшим ученикам 9 "б" примерно по 56 лет (1940 год + 40 лет = 1980 год).

В эпилоге речь вновь ведёт наш рассказчик, который показывался читателю лишь в самом начале повести. Он едет в поезде на встречу одноклассников и с беспокойством ожидает этого свидания с юностью. Во время бессонной ночи в вагоне он вспоминает другую встречу одноклассников, которая произошла после окончания войны, в 1951 году. Он вспоминает, что его одноклассник Пашка Остапчук, потеряв на фронте ногу, постеснялся вернуться к своей прежней возлюбленной - Леночке Боковой, мечтавшей о сцене. Леночка, назло Пашке, вышла в сорок шестом замуж, то есть ей тогда 22 года, а через пять лет овдовела - это 1951 год, то есть ей и остальным по 27 лет. "Как раз в тот год, - продолжает рассказчик, - мы приехали на открытие мемориальной доски в школе..."

Кульминация этого эпизода-воспоминания - момент, когда директор, Николай Григорьевич Ромахин, "...зачитывал имена погибших перед замершим строем выживших..." Эпизод этот заставляет дрогнуть сердцем читателей, как и участников событий: "Мы без всякой команды стали на колени. Весь зал - бывшие ученики, сегодняшние школьники и учителя, инвалиды, вдовы, сироты, одинокие - все как один" , - пишет Васильев. Но то, что написано дальше поражает ещё сильнее и чувствительнее.

"...Его било и трясло, и не знаю, что случилось бы тогда с нашим Ромахиным, если бы не Зина. И, постарев, она не повзрослела: шагнула вдруг к нему, взяв за руки своих взрослых сыновей:

А это - мои ребята, Николай Григорьевич. Старший - Артем, а младший-Жорка. Правда, похожи на тех, на наших?

Бывший директор обнял ее парней, склоняя к себе их головы, и прошептал:

Как две капли воды…"

Умилительная сцена. Но это воспоминания событий 1951 года! Зиночке в этот момент, если она 1924 года рождения, двадцать семь лет. Становится страшно, что двадцатисемилетнюю девушку автор называет постаревшей. Что же должно было с ней произойти, когда в 27 лет она уже обратилась к старости? Писатель, правда, и детей её почему-то называет взрослыми, в то время как старшему из них в 1951 году физически не может быть более одиннадцати лет.

"Через полгода, в начале пятьдесят второго, Николай Григорьевич умер" - пишет Васильев. То есть директор умер, когда бывшим ученикам 9 "б" было по 28 лет.

Итак, одноклассники встречаются первый раз в 1952 году. Им примерно по 28 лет. Это даже не взрослость, это - поздняя юность. Они ещё юны, хотя и взрослы одновременно. И что же мы видим? Самые честные и принципиальные - погибли: Артём, Ландыс, Искра. А оставшиеся - Валька Александров, по прозвищу Эдиссон, ремонтирует часы, одноногий Пашка Остапчук женился на санитарке, что ухаживала за ним в госпитале. Зиночка - постарела в 27 лет, Леночка Бокова как-то неудачно вышла замуж... За всей нарисованной Васильевым печальнейшей картиной видятся преждевременные старики, пенсионеры, которые доживают - в будке ли ремонтера часов или где-то там, непонятно где в своей норке, чтоб было ни видно и ни слышно. Кем вы стали, когда закончилась война? Никем!

Выходит, что война была хотя и страшным временем, но она была звёздным часом этих юношей и девушек. Они рисковали, жертвовали, не отступали, погибали... Но вот война кончилась, и все они остались не у дел. Кто они? Доживающие неудачники, ожидающие пенсии?

Слово "доживающие" в отношении персонажей повести, употребляет и сам автор. Он пишет, про дальнейшие встречи выпускников, на которые исправно ходил Валентин Александров (Эдиссон): он "...гонял чаи с доживающими свой невеселый век мамами и стареющими одноклассницами, смотрел бесконечные альбомы, слушал рассказы и всем чинил часы."

"Доживающими" тут названы мамы, но и стареющие одноклассницы рядом с ними, разделяют их участь, т.е. доживают вместе с мамами.

В не менее страшном, чем война 1940 году, комсорг 9 "б" класса Искра Полякова говорит трусоватому Стамескину поразительные по своей прямоте и честности слова: "Как удобно, когда все вокруг старики! Все будут держаться за свои больные печенки, все будут стремиться лишь бы дожить, а о том, чтобы просто жить, никому в голову не придет. Не-ет, все тихонечко доживать будут, аккуратненько доживать, послушно: как бы чего не вышло. Так это все - не для нас! Мы - самая молодая страна в мире, и не смей становиться стариком никогда!"

Какие яркие, смелые слова! Пусть они немного максималистичны, но они полностью отражают мировоззрение и самой Искры и большинства её товарищей. Это была их позиция в жизни. Но почему же они изменили ей, когда война закончилась? Получается так, что эти честные и принципиальные девятиклассники, ушедшие на войну со школьной скамьи, теперь, после войны, как раз не живут, а именно доживают - незаметненько, тихонечко, держась за свою покалеченную ногу и обгорелые в танке уши. Да, у Павла Остапчука осталась только одна нога после ранения на фронте. Но отсутствие ноги не помешало мексиканскому генералу Хосе Санта Анне 10 раз избираться на пост президента и главнокомандующего, воевать с США; отсутствие глаза не помешало Кутузову победить Наполеона. Да, это очень плохо иметь какое-то ранение или физический ущерб, но это не повод, начиная с 28 лет уже "доживать" незаметненько ожидая пенсии.

Получается, те слова, что Искра говорила в юности - напрасны? И не Стамескину их нужно было говорить, а, напротив, всем остальным одноклассникам.

Желая показать Стамескина с отрицательной стороны, автор говорит о нём, что он после войны стал "директор, лауреат, депутат и пр." В общем, он - карьерист. Но получается так, что как раз он-то и живёт, а не отсиживается в будочке для ремонта. Именно он что-то делает, единственный из всех. Именно он делает эту жизнь, какая была тогда, а все остальные - отсиживаются. Пусть Стамескин делает её плохо, потому как автор его изначально показал, как человека трусоватого, беспринципного, приспособленца. Но Стамескин хотя бы что-то делает! И делает, как может. А другие - честные и принципиальные - самоустранились, отошли в стороночку, чтоб тихонечко там дождаться старости, начиная со своих двадцати восьми лет.

Кто ж виноват? Стамескин? Виноват в том, что не отсиживается в будочке и потому в глазах остальных, и своих одноклассников, и автора повести и её читателей, стал карьеристом? Ему тоже следовало отсиживаться в конурке "Изготовление ключей на заказ" или "Ремонт обуви" или какой-нибудь другой, и тогда справедливость бы восторжествовала? Нет, освобождение Стамескиным поста директора или депутата вряд ли подвигло бы остальных одноклассников на то, чтобы резко поменять свою жизнь. Все равно они бы продолжали отсиживаться.

Нет, беда не в том, что Стамескины становятся директорами и лауреатами, а в том, что остальные - прямые, честные и справедливые - норовят отсидеться. Можно сказать, что их сломало государство: коммунисты-тоталитаристы раздавили, распластали, показали, что герои нужны только в красивых фильмах, а в жизни нужны приспособленцы-Стамескины, но ведь жизнь не останавливалась даже в советское время, всё равно находились люди, которые создавали что-то новое и в науке и в искусстве и на производстве, но не отсиживались.

Этот странный эпилог повести действуют на читателя едва ли не сильнее, чем вся повесть. Это слишком мало - быть принципиальным в шестнадцать лет. Впереди ещё вся жизнь и хочется напоследок повторить слова Искры: "Не смей доживать!"

- 16.63 Кб

Анализ повести

Б. Л. Васильева «Завтра была война»

Повесть Бориса Львовича Васильева “Завтра была война” написана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя “А зори здесь тихие...” стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.

В своей повести Б. Васильев используют такой художественный метод как реализм.

Тема произведения взаимосвязь между поколениями отцов и детей.

Повесть начинается прологом и заканчивается эпилогом. Через пролог Васильев вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями и тому подобное. Одновременно писатель как бы размышляет, обдумывая и переоценивая все, что произошло с ним сорок лет назад.

Эпилог подытоживает повесть, резко, но, тем не менее, гармонично вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок лет вперед, в 1972 году, узнаем о дальнейшей судьбе героев книги и не только из воспоминаний рассказчика, но и из слов директора школы.

В центре повествования оказываются несколько одноклассников. Искра Полякова - бойкая и целеустремленная девочка, мечтающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стенгазеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры есть точный и меткий ответ, решение самых неразрешимых проблем и вопросов. Правда, в конце повести Искра сильно меняется, она начинает сомневаться в тех “истинах”, которые так старательно внушала ей мать. То есть Искра постепенно взрослеет.

Зина Коваленко - ветреная и непостоянная. Искра говорила, что она настоящая девчонка. Все свои вопросы Зина решает либо с помощью Искры, либо доверяясь безошибочной интуиции. Но и она начинает взрослеть, чувствует, что нравится мальчикам, и даже приобретает в конце повести самостоятельность и рассудительность Искры.

Вика Люберецкая - самая загадочная и непонятная для одноклассниц девочка. Она, похоже, была морально старше их и потому до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим отцом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное для нее - это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый человек.

Взросление девочек происходит сначала физически, а затем морально. Несколько по-другому взрослеют мальчики, они как бы тянутся за своими повзрослевшими одноклассницами. Так, хулигана Сашу Стамескина берет под свою опеку Искра, делает его отличником, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на авиазавод.

Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется в Вику и стремится повзрослеть. Тот же процесс происходит и с некоторыми другими ребятами.

В принципе можно сказать, что инициатором всех этих возрастных изменений невольно стал новый директор школы - Николай Григорьевич Ромахин. Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.

Антиподом Ромахина в повести является классная руководительница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра, как ее называют ребята). Ее не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спорила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя считать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно искренно верила в правильность своих убеждений, в то, что новый директор губит школу. И эта искренность в конце концов позволила ей найти общий язык с повзрослевшим классом и измениться.

Велико значение второстепенных персонажей в повести. Учителя литературы и директора нельзя отнести к ним, так как вокруг их взаимоотношений разворачивается основной конфликт повести. Второстепенные персонажи - это родители учеников и два учителя, не участвующие в конфликте. Родители, воспитывая своих детей, создали свою точную копию, со своими чертами характера, но все они с пониманием восприняли взросление своих детей, их новое понимание действительности. И даже товарищ Полякова - мать Искры, - “железная” женщина, привыкшая командовать дочерью, как подчиненным, встретив отпор повзрослевшей Искры, смиряется, поняв, что это должно было произойти. То же можно сказать и об отце Вики Люберецкой, который невольно изменил жизнь многих ребят, став их идеалом.

Тематика произведения выражается именно этим взрослением. Основной идеей, пронизывающей мыслью произведения является то, что ни в коем случае взрослым нельзя влиять на взросление детей, воспитывать их, конечно, необходимо, но взросление идет своим особым путем.

Впрочем, такая идея прослеживается лишь в основной части повести, а в прологе и эпилоге появляется новая идея. Тема пролога и эпилога - воспоминания автора о своей молодости. А идея выражается в том, что запоминается в жизни только самое прекрасное - юность. Повесть называется - “Завтра была война”, но о войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно.

Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы. Борис Васильев пишет, что разница между поколением его молодости и нынешним заключается в том, что они знали, что война будет, а мы знаем, что ее не будет, и искренне в это верим.

И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь, эти вечные девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горели в танке и шли в бой, а то, что было до этого.


Описание работы

Повесть Бориса Львовича Васильева “Завтра была война” написана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя “А зори здесь тихие...” стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.
В своей повести Б. Васильев используют такой художественный метод как реализм.
Тема произведения взаимосвязь между поколениями отцов и детей.

Повесть Бориса Львовича Васильева «Завтра была война» написана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя «А зори здесь тихие…» стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.

Эта потрясающая своей простотой и правдивостью повесть открывает глаза читателей на самое трудное и прекрасное время в нашей жизни - юность. Талант писателя выразился, главным образом, в том, что он смог удивительно точно описать этот период человеческой жизни, хотя сам был уже далеко не молодым человеком.

Повесть начинается прологом и заканчивается эпилогом. Через пролог Васильев вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями и тому подобное. Одновременно писатель как бы размышляет, обдумывая и переоценивая все, что произошло с ним сорок лет назад.

Основная часть - это рассказ о жизни автора, написанный так, будто он по цепочке вытаскивает одно за другим воспоминания из шкатулки своей памяти. Начиная описывать одноклассников или какое-нибудь происшествие, он переключается на более ранние события, затем вновь возвращается к нему и так далее. Вместе с писателем мы перемещаемся то в третий, то в пятый, то в девятый класс, вспоминая урывками прошедшие события. Несмотря на такую необычную и сложную структуру, эти воспоминания не запутывают нас, не позволяют заблудиться в довольно сложной цепочке рассуждений, потерять нить повествования, но, напротив, складываются удивительно ловко и точно, составляя завершенный характер повести, что, несомненно, свидетельствует о мастерстве писателя.

Эпилог подытоживает повесть, резко, но тем не менее гармонично вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок лет вперед, в 1972 году, размышляя вместе с автором над прошлым.

В центре повествования оказываются несколько одноклассников. Искра Полякова - бойкая и целеустремленная девочка, мечтающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стенгазеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры есть точный и меткий ответ, решение самых неразрешимых проблем и вопросов. Правда, в конце повести Искра сильно меняется, она начинает сомневаться в тех «истинах», которые так старательно внушала ей мать. То есть Искра постепенно взрослеет.

Зина Коваленко - ветреная и непостоянная. Искра говорила, что она настоящая девчонка. Все свои вопросы Зина решает либо с помощью Искры, либо доверяясь безошибочной интуиции. Но и она начинает взрослеть, чувствует, что нравится мальчикам, и даже приобретает в конце повести самостоятельность и рассудительность Искры.

Вика Люберецкая - самая загадочная и непонятная для одноклассниц девочка. Она, похоже, была морально старше их и потому до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим отцом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное для нее - это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый человек.

Взросление девочек происходит сначала физически, а затем морально. Несколько по-другому взрослеют мальчики, они как бы тянутся за своими повзрослевшими одноклассницами. Так, хулигана Сашу Стамескина берет под свою опеку Искра, делает его отличником, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на авиазавод.

Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется в Вику и стремится повзрослеть. Тот же процесс происходит и с некоторыми другими ребятами.

В принципе можно сказать, что инициатором всех этих возрастных изменений невольно стал новый директор школы - Николай Григорьевич Ромахин. Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.

Антиподом Ромахина в повести является классная руководительница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра, как ее называют ребята). Ее не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спорила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя считать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно искренно верила в правильность своих убеждений, в то, что новый директор губит школу. И эта искренность в конце концов позволила ей найти общий язык с повзрослевшим классом и измениться.

Велико значение второстепенных персонажей в повести. Учителя литературы и директора нельзя отнести к ним, так как вокруг их взаимоотношений разворачивается основной конфликт повести. Второстепенные персонажи - это родители учеников и два учителя, не участвующие в конфликте. Родители, воспитывая своих детей, создали свою точную копию, со своими чертами характера, но все они с пониманием восприняли взросление своих детей, их новое понимание действительности. И даже товарищ Полякова - мать Искры, - «железная» женщина, привыкшая командовать дочерью, как подчиненным, встретив отпор повзрослевшей Искры, смиряется, поняв, что это должно было произойти. То же можно сказать и об отце Вики Люберецкой, который невольно изменил жизнь многих ребят, став их идеалом.

Тематика произведения выражается именно этим взрослением (о котором я говорил выше, описывая героев отдельно). Основной идеей, пронизывающей мыслью произведения является то, что ни & коем случае взрослым нельзя влиять на взросление детей, воспитывать их, конечно, необходимо, но взросление идет своим особым путем.

Впрочем, такая идея прослеживается лишь в основной части повести, а в прологе и эпилоге появляется новая идея. Тема пролога и эпилога - воспоминания автора о своей молодости. А идея выражается в том, что запоминается в жизни только самое прекрасное - юность. Повесть называется - «Завтра была война», но о войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно. Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы. Борис Васильев пишет, что разница между поколением его молодости и нынешним заключается в том, что они знали, что война будет, а мы знаем, что ее не будет, и искренне в это верим.

И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь, эти вечные девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горели в танке и шли в бой, а то, что было до этого.

Эта повесть тронула меня до глубины души. На многое открыла глаза, многое в жизни разъяснила и помогла понять. Борис Васильев, безусловно, талантлив, так как повесть читается на одном дыхании и оставляет в душе неизгладимый след. Мне, как ребенку, хотя и взрослеющему, было весьма полезно взглянуть со стороны на собственную жизнь, что-то пересмотреть в своем мировоззрении.