Вселенная стругацких. Аркадий и Борис Стругацкие - Мир Полудня (сборник)


    Список второстепенных персонажей книг из цикла о Мире Полудня, написанных братьями Стругацкими. Содержание 1 Бадер, Август Иоганн Мария 2 Бромберг, Айзек … Википедия

    Эта статья об объекте вымышленного мира описывает его только на основе самого художественного произведения. Статья, состоящая только из информации на базе самого произведения, может быть удалена. Вы можете помочь проекту … Википедия

    Обложка аудиокниги издательства «Вокруг света», 2006 г. Мир Полудня литературный мир, в котором происходят события, описанные братьями Стругацкими в цикле романов, «представительской» книгой которого является «Полдень, XXII век» (от которого и… … Википедия

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/11 ноября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. В … Википедия

    Здесь представлен список профессий, которыми занимаются люди в Мире Полудня, созданном Аркадием и Борисом Стругацкими. Содержание 1 Предварительные замечания 2 Список профессий … Википедия

    Здесь представлен список профессий, которыми занимаются люди в Мире Полудня, созданном Аркадием и Борисом Стругацкими. Содержание 1 Предварительные замечания 2 Список профессий 2.1 Аграрии и … Википедия

    Значимость предмета статьи может быть не показана в её тексте. Однако существуют авторитетные источники, показывающие значимость (см. раздел Ссылки) Вы можете помочь проекту … Википедия

Bridgeman Images / Fotodom

Без преувеличения можно сказать, что «Полуденный цикл» Аркадия и Бориса Стругацких (это неофициальное название серия произведений о будущем полу-чила в честь повести «Полдень, XXII век») — самая человечная утопия за всю историю советской научной фантастики. После ходячих манекенов фантастов «ближнего прицела» Фантастика «ближнего прицела» — направление в советской научной фантастике 1940-50-х годов, к которому относится группа авторов, ставивших главной задачей «популяризацию достижений современной советской науки и техники и их развития в ближайшем будущем»: В. Немцов, В. Сапарин, В. Охотников, А. Казанцев и другие. , после холодных и совершенных постчеловеков Ивана Ефремова, далеко ушедших по пути духовной эволюции и внутреннего само-совершенствования, люди будущего, списанные, по словам Стругацких, с луч-ших из наших современников, рвали сложившийся шаблон. Научно-техниче-ский прогресс интересовал писателей куда меньше, да и то скорее этические и моральные тупики, подстерегающие человечество на этом пути, чем эпо-хальные достижения и открытия. Но когда требовалось описать предметный мир будущего, соавторы подходили к задаче не менее ответственно и вдум-чиво, чем к созданию образов героев.

1. Создание мобильного самообучающегося кибернетического устройства

По хронологии Мира Полудня Мир Полудня — выдуманный мир, в котором происходит действие многих произведений братьев Стругацких и полу-чивший название по книге «Полдень, XXII век». : около 1960 года

«Поведение Урма определяется его „мозгом“, необычайно сложным и тонким аппаратом из германиево-платиновой пены и феррита. Если у обычной цифровой машины десятки тысяч триггеров — элементар-ных органов, получающих, хранящих и отдающих сигналы, то в „мозгу“ Урма задействовано уже около восемнадцати миллионов логических ячеек. На них запрограммированы реакции на множество положений, на различные варианты изменения обстоятельств, предусмотрено выполнение огромного числа разнообразных операций».

«Спонтанный рефлекс»

После реабилитации кибернетики в 1950-х многие советские фантасты, от Анатолия Днепрова до Ильи Варшавского, всерьез увлеклись робото-техникой. Отдали должное этому поветрию и братья Стругацкие, однако ранний рассказ «Спонтанный рефлекс» так и остался для них проходным эпизодом. Хотя в Мире Полудня роботы занимают определенную нишу и даже могут сыграть ключевую роль в развитии сюжета (как Драмба в «Парне из преисподней»), по востребованности они не идут ни в какое сравнение с биомеханическими конструктами, подробно описанными на страницах повести «Попытка к бегству» (1962).

2. Выход человечества в космос и освоение ближнего Приземелья

По хронологии Мира Полудня: 1960-90-е годы

«К концу третьего десятилетия после первых лунных перелетов почти все объекты в пределах полутора миллиардов километров от Земли были уже знакомы человеку. Появились новые науки — планетология и планетография Луны, Марса и Меркурия, крупных спутников больших планет и некоторых астероидов. Межпланетники — особенно те, кому приходилось месяцами и даже годами работать вдали от Земли, — при-выкли к зыбким напластованиям вековечной пыли на равнинах Луны, к красным пустыням и худосочным рощицам марсианского саксаула, к ледяным пропастям и добела раскаленным горным плато на Мерку-рии, к чужим небесам со многими лунами, к Солнцу, похожему на яр-кую звездочку. Сотни кораблей пересекали Солнечную систему по всем направлениям».

«Страна багровых туч»

Самая заметная точка расхождения Мира Полудня с нашей реальностью. В 1957 году на страницах «Страны багровых туч» Стругацкие точно предска-зали год выхода человека в космос, однако дальше начинается чистая фан-та-стика: считаные годы отделяют первый пилотируемый полет от строи-тель-ства постоянно действующих баз на Луне и на Марсе, от сооружения орби-таль-ных заводов и создания целого межпланетного флота. Вопрос о том, откуда взялась ресурсная база, до сих пор служит предметом ожесточенных споров и регулярно порождает всё новые конспирологические теории.


Кадр из анимационного фильма Рене Лалу «Дикая планета». 1973 год Bridgeman Images / Fotodom

3. Успехи нейтринной акупунктуры

По хронологии Мира Полудня: 1970-е годы

«— Что такое нейтринная акупунктура? — сказал инспектор.
— Это идея Андрея Андреевича, — устало проговорил Горчин-ский. — Облучение нейтринными пучками некоторых участков коры вызывает появление… вернее, резкое возрастание сопротивляемости организма разного рода химическим и биологическим ядам. Заражен-ные и отравленные собаки выздоравливали после двух-трех нейтрин-ных уколов. Это какая-то аналогия с акупунктурой — китайским лече-нием иглоукалыванием. Отсюда и название метода. Роль иглы играет пучок нейтрино. Конечно, аналогия чисто внешняя…
<…>
<…> Андрей Андреевич полагает, что нейтринная акупунктура мо-билизует какие-то неизвестные нам силы организма. Не фагоциты, не нервная стимуляция, а что-то еще, несравненно более мощное».

«Шесть спичек»

Облучение мозга пучком нейтрино помогает излечиться от болезней и одновременно пробуждает скрытые возможности организма, вплоть до экстрасенсорных способностей, но после нервного срыва у ведущего специалиста Центрального института мозга инспектор Управления охраны труда прикрывает это направление исследований. Сюжет незатейливый, однако рассказ «Шесть спичек», опубликованный в 1959 году, можно назвать первым подходом братьев Стругацких к теме человеческого и сверхчеловечес-кого, не раз звучавшей в их более зрелых вещах — повестях «Трудно быть богом», «Гадкие лебеди», «Волны гасят ветер», романе «Отягощенные злом», в сольных произведениях «Дьявол среди людей» С. Ярославцева (Аркадия Стругацкого) и «Бессильные мира сего» С. Витицкого (Бориса Стругацкого) и не только.

4. Запуск двигателей, конвертирующих и накапливающих «энергию времени»

По хронологии Мира Полудня: 1980-е годы

«Речь шла о свойствах времени, о времени как о физическом процессе. По словам Беркута, это была необычайно сложная проблема. Много лет назад, при исследовании проблемы источников энергии звезд, была впервые выдвинута своеобразная, еще экспериментально не подтвер-жденная теория времени как физического процесса, связанного с энер-гией. В основу этой теории легли постулаты, рассматривающие время как материальный процесс, несущий определенную энергию. Потом были найдены (сначала теоретически, а затем и экспериментально) количественные характеристики условий освобождения энергии, связанной с ходом времени. Так родилась механика „физического вре-мени“, иначе называемая тау- или Т-механикой.
<…>
Семьдесят лет назад по решению Всемирного Ученого Совета были заложены и пущены в порядке эксперимента четыре такие системы, четыре псевдовечных двигателя, „двигатели времени“. Один — на Лу-не, в кратере Буллиальд, и три — на Земле: на Амазонке, в Антарктиде и здесь, в тайге».

«Забытый эксперимент»

На первый взгляд, чистая фантастика, остроумная выдумка. Однако в основу концепции «двигателей времени» положена популярная, наделавшая в свое время немало шума работа астрофизика Николая Козырева «Причинная ме-ханика». Доклад Козырева о физической природе времени, прочитанный в 1957 году в Пулковской обсерватории, произвел сильное впечатление на Бо-риса Натановича и послужил толчком к созданию рассказа. Впрочем, в других произведениях «Полуденного цикла» «двигатели времени» не упоминаются и значительной роли в «истории будущего», по Стругацким, не играют.


Кадр из анимационного фильма Рене Лалу «Дикая планета». 1973 год Bridgeman Images / Fotodom

5. Рождение первого ребенка на Марсе

По хронологии Мира Полудня: 1986 год

«Опанасенко шел быстро и думал, что больше так продолжаться не мо-жет. Независимо от того, убил Морган эту гадину или нет, послезавтра надо пойти на Базу и организовать облаву. На всех краулерах и вездехо-дах, с ружьями, динамитом и ракетами… Ему пришел в голову аргумент для несговорчивого Иваненки, и он улыбнулся. Он скажет Иваненке: „На Марсе уже появились дети, пора очистить Марс от всякой гадости“.
„Какова ночка! — думал Новаго. — Не хуже любой из тех, когда я заблудился в тайге. А самое главное еще и не начиналось и кончится не раньше чем к пяти утра. Завтра в пять, ну в шесть часов утра парень уже будет вопить на всю планету. Только бы Мандель не подкачал. Нет, Мандель не подкачает. Папаша Марк Славин может быть спокоен. Через несколько месяцев мы будем всей базой таскать парня на руках, одно-образно вопрошая: „А кто это у нас такой маленький? А кто это у нас такой пухленький?“ Только надо все очень тщательно продумать с центрифугой. И вообще пора вызывать с Земли хорошего педиатра… Парню совершенно необходим педиатр. Жаль вот, что следующие корабли будут только через год“».

«Полдень, XXII век»

Один из важнейших шагов на пути космической экспансии человечества, превращения человека разумного в человека космического — и один из самых неосуществимых прогнозов Стругацких. Пилотируемый полет на Марс перво-начально планировался в СССР на 1971 год, однако «битва за Луну» перечерк-нула планы, показав уязвимость проекта с технической и экономической точек зрения. Сегодня ближайший прогнозируемый срок марсианской экспедиции передвинут на начало четвертого десятилетия XXI века. Что же касается коло-низации планеты, то эксперты, наученные горьким опытом, не спешат с дол-госрочными прогнозами.

6. Массовое внедрение волновой психотехники

По хронологии Мира Полудня: 1990-е годы

«В конце века, когда наметились первые триумфы волновой психо-тех-ники и стали пустеть психиатрические лечебницы, в хоре вос-торжен-ных воплей научных комментаторов раздражающим дис-сонансом про-звучала брошюрка Криницкого и Миловановича. В заклю-чительной ее главке педагог Криницкий и инженер Милованович писали примерно следующее. <…> …Остаются основания предполагать и опасаться, что успехи психотехники приведут к таким способам волновой стимуляции мозга, которые подарят человеку иллюзорное бытие, яркостью и неожиданностью своей значительно превышающее бытие реальное. И если вспомнить, что фантазия позволяет человеку быть и разумным существом, и наслаждающимся животным, если добавить к этому, что психический материал для создания ослепительного иллюзорного бытия поставляется у Человека Невоспитанного самыми темными, самыми первобытными рефлексами, тогда нетрудно представить себе тот жуткий соблазн, который таится в подобных возможностях…»

«Хищные вещи века»

Собственно, волновая психотехника («метод воздействия на мозг с помощью электромагнитного излучения неоптического диапазона») понадобилась Стругацким исключительно для того, чтобы обосновать появление слега — высокотехнологичного наркотика, получившего широкое распространение на рубеже XX-XXI веков. Сторонники конспирологического прочтения «Полуденного цикла» связывают слег с гипноизлучателями планеты Саракш из повести «Обитаемый остров» (1969). В нашей реальности наукообразный термин «волновые технологии» остается достоянием адептов парамедицины и «альтернативных методов диагностики». Кроме того, волновые технологии используются в газо- и нефтеобработке, но к волновой психотехнике они отношения не имеют.


Кадр из анимационного фильма Рене Лалу «Дикая планета». 1973 год Bridgeman Images / Fotodom

7. Создание посадочной площадки на Венере

По хронологии Мира Полудня: 1991 год

«Быков ожидал увидеть то, что сотни и сотни раз описывалось в репор-тажах, очерках и романах: черно-фиолетовую бездну, испещренную ослепительными точками звезд. Вместо этого круглый провал люка озарился мутным желто-розовым светом. Планетолет висел над громад-ным, тускло освещенным туманным куполом. Сероватые тени ползли по блестящему оранжевому полю, медленно сближались и расходились, свивались в кольца и разрывались на неверные исчезающие пятна. Ближе к краям купол темнел, но границы его не были резкими, они как-то незаметно, размытыми лиловыми тонами переходили в полную непроглядную черноту. А в центре тончайшие розовые, желтые и серые дымчатые ленты переплетались между собой, но не смешивались — то ясные и отчетливые, то затянутые однообразной рыжей дымкой…
Вот она какая, Венера, „самая страшная планета в Солнечной системе“!»

«Страна багровых туч»

Природные условия на Венере (температура, давление, состав атмосферы) оста-вались загадкой для астрофизиков до конца 1950-х годов: тщательное исследо-вание планеты затрудняла плотная атмосфера, непроницаемая для оптических телескопов. В середине прошлого столетия писатели-фантасты в основном придерживались теории нобелевского лауреата Сванте Аррениуса, согласно которой Венера, одна из самых молодых планет Солнечной системы, проходит сейчас тот же этап развития, что и Земля в каменноугольный период. Стругац-кие предложили нетрадиционную, новаторскую для своей эпохи трактов-ку: в «Стране багровых туч» Венера — планета негостеприимная, абсолютно не-при-годная для колонизации. В 1950-х Борис Натанович Стругацкий, астро-ном по образованию, работал в Пулковской обсерватории и имел доступ к новей-шим астрофизическим исследованиям, что многое объясняет. Для посадки и взлета с Венеры в повести используется космический корабль серии «Хиус» с прямоточным фотонным двигателем, более мощным и маневренным, чем импульсные ракеты. Полевым испытаниям «Хиуса» посвящена почти половина книги — таких рискованных экспериментов Стругацкие больше никогда себе не позволяли.

8. Исследование Урана при помощи бомбозондов

По хронологии Мира Полудня: 1999 год

«— Схему надо менять, Алешенька, — сказал Михаил Антоно-вич. — Устарело это все — и фазоциклеры, и вертикальная раз-вертка, и телетакторы… Вот я помню, мы ходили к Урану на „Хиу-се-8“… в две тысячи первом…
— Не в две тысячи первом, а в девяносто девятом, — сказал Юр-ковский, не отрываясь от отчета. — Мемуарщик…
<…>
В девяносто девятом году экспедиционная группа Дауге и Юр-ковского впервые в истории науки открыла и исследовала бомбо-зондами так называемое аморфное поле на северном полюсе Урана. Следующее исследование пятна было проведено годом позже».

«Стажеры»

Уран — одна из самых необычных планет Солнечной системы. По многим параметрам она отличается от иных крупных космических тел: у Урана — необычная ось наклона и состав атмосферы, у него отсутствует внутренний источник тепла; в конце концов, он вращается вокруг Солнца в направлении, противоположном вращению большинства других планет, — словом, загадка на загадке. В Мире Полудня начало предметного изучения Урана — символиче-ская точка в летописи освоения Приземелья, недаром экспедиция «Хиуса-8» приходится на рубежный 1999 год. Эпоха героических свершений заканчивает-ся, Солнечная система исхожена вдоль и поперек, чудовища усмирены, на Мар-се рождаются дети, ну а человечество готовится совершить рывок к звездам…

P. S. «Главное — на Земле…» — думает Иван Жилин в повести «Стажеры». Эта фраза давно стала крылатой далеко за пределами круга читателей Стругацких. Однако большинство научных прорывов XX века в Мире Полудня, как нетруд-но заметить, связаны именно с освоением космического пространства. Впро-чем, противоречие это кажущееся. Не так уж сложно представить, какие имен-но технические инновации помогут нам достигнуть звезд. Куда сложнее разо-браться с вечными вопросами — и здесь нам вряд ли помогут даже самые наво-роченные гаджеты. Разве что Золотой Шар из «Пикника на обочине» — но, как говорится, это уже совсем другая история. 

Обложка аудиокниги издательства «Вокруг света», 2006 г.

Сейчас больше нет некоммунистов. Все десять миллиардов - коммунисты… Но у них уже другие цели. Прежняя цель коммуниста - изобилие и душевная и физическая красота - перестала быть целью. Теперь это реальность.

Одной из планет, населённых людьми, и их исторической родиной является Земля. Фактически, она идентична сегодняшней Земле , однако относится к XXII веку нашей эры. Наиболее подробно она описывается в романе «Полдень. XXII век» , хронологически первом из цикла о мире Полудня .

На Земле Полудня окончательно разрешены основные экономические, социальные и экологические проблемы. Успехи биоинженерии обеспечили материальное изобилие без перепроизводства и загрязнения окружающей среды. Появились технологии межзвездных перелётов , освоение далеких планет стало в порядке вещей. Установлены контакты с внеземными цивилизациями . Мировоззрение людей изменилось кардинальным образом. Труд на благо общества считается естественной обязанностью и потребностью каждого. Жизнь разумного существа признана безусловной и высшей ценностью, проявление агрессии и недоброжелательства по отношению к ближнему стало вопиющим исключением. Наука об обществе сделала качественный скачок (созданы теории исторических последовательностей и «вертикального прогресса»).

На Земле высшим авторитетным органом является Мировой Совет, членами которого являются самые известные ученые , историки , учителя и врачи . Как правило, Совет занимается лишь вопросами глобально-земного и галактического масштаба.

Романы

Цикл, посвящённый миру Полудня, включает в себя десять произведений (приведены по хронологии написания):

  • «Полдень, XXII век » ()
  • «Попытка к бегству » ()
  • «Далёкая Радуга » ()
  • «Трудно быть богом » ()
  • «Беспокойство » ( , опубл. -) - изначальный вариант повести «Улитка на склоне » (1965)
  • «Обитаемый остров » ()
  • «Малыш » ()
  • «Парень из преисподней » ()
  • «Жук в муравейнике » ( -)
  • «Волны гасят ветер » ( -)

Помимо вышеперечисленных книг, во вселенной Полудня происходит действие произведений:

  • «Страна багровых туч » ()
  • книг «Жилинского цикла»

Время учеников и другие вольные продолжения

В конце 1990-х был опубликован ряд произведений, созданных российскими фантастами на основе книг Стругацких (с разрешения Бориса Натановича) и названных собирательным именем «Время учеников ». Многие из этих повестей относились к миру Полудня. «Время учеников» - пять сборников рассказов и повестей, написанных различными авторами.

Персонажи

Прогрессоры

Термин «прогрессор» был изобретён братьями Стругацкими и изначально использовался исключительно в мире Полудня. В современной научно-фантастической литературе прогрессорами зовутся представители высокоразвитых разумных рас, в чьи обязанности входит способствование научному развитию цивилизаций, находящихся на более низком технологическом уровне, повышая тем самым общий уровень жизни их представителей. Прогрессоры Стругацких - совершенно особая профессиональная группа землян. Зачастую они действуют конспиративно, нелегально, при выполнении задания им приходится отступать от морального кодекса человека Полудня и воспринимать мораль и этику той цивилизации, в которую приходится внедряться - если потребуется, вплоть до способности к насилию и убийству. Это обстоятельство приводило к тяжёлым психологическим травмам для ранних прогрессоров. Поэтому прогрессор в ходе подготовки проходит процедуру «психического кондиционирования», подавляющую ряд моральных императивов и делающих его поведение адекватным обстановке, в которой придётся работать. После командировки прогрессор в обязательном порядке проходит на внеземной базе процедуру «рекондиционирования» - возврата к привычному психологическому облику землянина («Жук в муравейнике »).

Организации

Группа свободного поиска

В течение отрезка времени между 2114-м и 2193 годами (по мнению авторов «Времени учеников »; у самих Стругацких нет упоминаний, что в какой-то момент ГСП прекратила существовать) к ГСП относились все непрофессиональные первооткрыватели, уходившие в глубокий космос с целью находить и изучать новые планеты и звёзды. Чтобы стать членом ГСП, достаточно было получить пилотское право и зарегистрировать свой полет в . После этого пилот имел полное право приземлиться на указанной планете и изучать её любыми методами за исключением тех редких случаев, когда на планетах обнаруживалась местная цивилизация. В таком случае он был обязан немедленно покинуть планету, предварительно уничтожив все следы своего присутствия, и оповестить КОМКОН.

Согласно «Малышу» и «Жуку в муравейнике», ГСП играла роль своеобразной «социальной отдушины» для людей, не нашедших себя в организованной жизни человечества - в ГСП были, конечно, исследователи-энтузиасты, мечтающие принести пользу человечеству великими открытиями, но чаще в поиск уходили романтически настроенные пары, чтобы проводить всё время вместе, молодые люди, недавно закончившие школу, не имеющие никаких особых способностей и склонностей, позволяющих уверенно выбрать профессию, мизантропы. Работники ГСП пользовались популярностью разве что у младших школьников, для большинства взрослых землян «работник ГСП» - почти синоним «неудачника, не нашедшего себя в жизни»; таких людей скорее жалеют, чем восхищаются ими.

КОМКОН

Комиссия по контакту с иными цивилизациями (КомКон или КОМКОН) - организация, определяющая курс дипломатических отношений между Землёй и нечеловеческими цивилизациями, а также общие требования к деятельности прогрессоров по отношению к человеческим. Официально, все решения принимаются мировым советом Земли, однако как правило, именно КОМКОН определяет и ограничивает круг возможных решений.

КОМКОН-2

Открытому обществу Полудня, основанному на полном доверии между людьми, чужда идея всякой тайной деятельности. Тем не менее остаются вопросы, которые приходится решать без огласки. Особое место среди земных институтов занимает «Комиссия по контролю за научными исследованиями» - КОМКОН-2 (в отличие от первого КОМКОНа - комиссии по контактам с внеземными цивилизациями). Эта организация занимается исследованием вероятных угроз человечеству и защитой от них. С санкции Мирового Совета КОМКОН-2 может принимать довольно жесткие меры, например, засекречивать и прекращать целые направления научных исследований, если они признаны потенциально опасными для земного сообщества, или тайно вмешиваться в судьбу отдельных людей («дело подкидышей»). Одной из угроз считается и вмешательство в земную жизнь чужих прогрессоров. Отношение к деятельности КОМКОН-2 в обществе довольно неоднозначное, вплоть до открытой враждебности. Руководитель КОМКОН-2 Рудольф Сикорски в беседах с Камерером замечал, что многие земляне, включая большинство членов Мирового Совета, стали очень мягкотелы и идеалистичны и отказываются учитывать возможную угрозу, исходящую от внеземного разума. Неконтролируемый страх перед внешней угрозой получил даже специальное название - «синдром Сикорски». Проблематика, связанная с КОМКОНом-2, поднята в основном в повестях «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер».

Высший орган власти на Земле и её колониях - Мировой совет . Мировой совет Земли определяет общую политику цивилизации, а на Земле он также распределяет энергию и прочие ресурсы между предприятиями и научными организациями. Членами Мирового совета являются такие известные личности, как Август-Иоганн-Мария Бадер , Леонид Горбовский , Геннадий Комов и Рудольф Сикорски . Члены Мирового совета собираются на заседания по мере возникновения необходимости, значительную часть времени они проводят, занимаясь своей основной профессиональной деятельностью.

Технологии

Технологические новшества Мира Полудня, как эпохальные, изменившие облик общества, так и мелкие бытовые, описаны по большей части без подробностей, вскользь, как нечто само собой разумеющееся.

Космический транспорт

Фотонные планетолёты. Фотонный двигатель заменил прежние ракетные двигатели на жидком топливе в конце двадцатого - начале двадцать первого века. Принцип его действия основывается на комбинации элементарных реакций типа «вещество -антивещество » и так называемого «абсолютного отражателя» , зеркальной субстанции, способной полностью отражать любые (!) излучения (кроме нейтрино). С их помощью космическому кораблю можно придать импульс, достаточный, чтобы достичь релятивистских скоростей. См. «Страна багровых туч ». Широко использовались в ходе освоения Солнечной системы и в первых экспериментальных полётах за её пределы (Первая Межзвёздная экспедиция Ляхова на «Хиус-Молнии» не была звёздной экспедицией, но в её ходе был совершён выход из Солнечной Системы). Сведений о «фотонной эре» в межзвёздных перелётах у Стругацких немного. Известно минимум о трёх межзвёздных экспедициях (Быков на «Луче», Горбовский на «Тариэле», Петров на «Илье Муромце») (Рассказы_братьев_Стругацких#«Частные_предположения»), а также непреднамеренный рейс «Таймыра» («Полдень, XXII век »). Д-космолёты. Подпространственный переход заменил фотонный двигатель в XXI-ом веке. Дальние космические корабли этого периода используют деритринитацию - явление, предсказанное в начале XXI века Быковым-младшим и открытое в середине-конце XXI века. Деритринитация происходит при выполнении физическим телом движения с определённым набором ускорений вблизи светового барьера. Такое тело «прокалывает» пространство между двумя удалёнными друг от друга точками космоса и материализуется в конечном пункте. Эта технология напоминает скорее телепортацию, чем перелёт, однако в отличие от нуль-Т (см. ниже), она совершенно неприменима на поверхности планеты. См. «Попытка к бегству ». В 2020 году ненамеренная неуправляемая деритринитация исследовательского фотонного звездолёта «Таймыр» привела к его перемещению к одной из соседних звёзд - корабль вернулся только в XXII веке. Управляемая деритринитация стала первой технологией, обеспечившей перемещение в космосе со скоростью, превышающей скорость света . Космические корабли, реализующие этот принцип перемещения, назывались «Д-космолётами». Д-космолёты были основным видом дальнего космического транспорта до второй половины XXII века. Нуль-Т-космолёты («призраки»). Появились во второй половине XXII века, используют технологию нуль-Т (мгновенный прокол пространства без применения околосветовых скоростей) для перемещения в космосе. Такие аппараты («призраки») уже могли уходить в подпространство и выходить из него непосредственно у поверхности планеты, даже в непосредственной близости от жилых объектов («Парень из преисподней »).

Планетарный транспорт

Самодвижущиеся дороги - «технологический реликт», оставшийся от предыдущего этапа развития планеты. В первой половине XXII века это уже скорее символ достатка и богатства Земли, нежели необходимое средство передвижения. Принципы их действия неизвестны. Внешне дорога выглядит как толстая, чёрного цвета эластичная лента, лежащая на поверхности земли, напоминающая горизонтальные эскалаторы , но с неравномерной скоростью движения - в центре дорога движется очень быстро, ближе к краям - всё медленнее. Дороги пересекают континенты Земли во всех направлениях. Работающие дороги имели ширину около 20 метров. Помимо основной функции - передвижения, - они попутно выполняли очистку окружающей среды от вредных отходов и эмиссий. См. «Полдень. XXII век ». Во второй половине XXII века дороги остановились (причина не называется, можно предполагать, что либо просто истёк срок их службы, либо для их работы были необходимы те самые вредные вещества, которые они извлекали из окружающей среды и которые к этому времени исчерпались) и стали постепенно «усыхать», уменьшаясь в ширину. В «Парне из преисподней» остановившаяся дорога имеет ширину около 8 метров. В романе Клиффорда Саймака «Заповедник гоблинов » также упоминается такая дорога.

Глайдеры и флаеры - очень популярные в мире Полудня полуживые механизмы (см. ниже), предназначенные для перелётов по атмосфере планеты. Их конструкция позволяет развивать высокие скорости и, скорее всего, использует какую-то вариацию антигравитационных технологий. Подобные машины продолжали использоваться и после изобретения нуль-Т . Глайдеры более новая технология по сравнению с флаерами и в конце XXII века первые практически полностью вытеснили последних («Волны гасят ветер»).

Большое Откровение

Критика мира Полудня

Мир Полудня, созданный Стругацкими, подвергался и до сих пор подвергается постоянной критике со стороны как коллег-писателей, так и читателей. Зачастую она проявляется в виде литературных произведений, описывающих альтернативы миру Стругацких, или пародий на него.

Мнение авторов

На самом деле, мы вовсе не рассматривали проблем перехода от капитализма к коммунизму. Мы довольно быстро поняли, что тот мир, который мы описываем, Мир Полудня, практически недостижим. В наше время он недостижим вообще. Может быть, в будущем, когда (и если) создана будет и практически освоена Высокая система воспитания (способная каждого человеческого детёныша превратить в творческую личность), когда и если человечество почувствует потребность в такой системе воспитания (как в своё время оно ощутило необходимость поголовной грамотности), несколько поколений спустя, состоится переход к Миру Полудня. Сейчас же это никак теоретически не обоснованное (и не способное быть обоснованным) общественное устройство - Мир-в-котором-нам-хотелось-бы-жить. И не более того.

Полемика

Одним из примеров полемики с Миром Полудня (а также с миром, описанным Иваном Ефремовым в романе «Туманность Андромеды») является Мир Геометров Сергея Лукьяненко , описанный в дилогии «Звёзды - холодные игрушки ». Геометры, преследующие цель построения межзвёздного братства рас под руководством людей (фактически - формы империализма, не свойственного миру Полудня), подводят под свой уровень технологии все встреченные цивилизации (в том числе понижая, при необходимости, этот уровень; отсюда, наряду с прогрессорами, возникает сложная и весьма уважаемая в Мире Геометров профессия «регрессора») и предлагают им после этого «дружбу и братство». На собственной планете Геометров общество имеет основные внешние признаки «Мира Полудня» - Мировой Совет из наиболее авторитетных специалистов (в некоторых даже угадывается портретное сходство с определёнными персонажами Стругацких), ведущая роль Наставников, которую все принимают без возражений. Однако на практике это общество стоит на подавлении личности и крайне жёстко реагирует на любые попытки противодействия и даже сомнения. За ширмой добрых намерений и всеобщей дружбы и любви обнаруживается нетерпимость, тотальный контроль и даже концлагеря для «неизлечимых». Таким образом, общество Геометров, несмотря на сохранение внешней схожести с Миром Полудня, по сути, превращается в его противоположность. Ещё раз к Миру Полудня С. Лукьяненко обращается в произведении «Спектр», где жители некоей планеты в процессе построения «светлого будущего» утратили душу.

Андрей Лазарчук в повести «Всё хорошо», вышедшей в первом сборнике «Время учеников», полемизирует со Стругацкими не в отношении самого Мира Полудня, а в реальности его естественного достижения в процессе общественного развития. В его изложении Мир Полудня оказывается искусственным; выясняется, что на Земле в XXI веке было сделано именно то, что предлагалось сделать в повести «Трудно быть богом » на Арканаре : выведены на орбиту спутники-излучатели, излучение которых влияет на психику людей, превращая их в альтруистов, способных получать истинное удовольствие лишь от творческой работы на всеобщее благо, «больше всего на свете любящих труд и знание».

Жук в муравейнике

17.11.2012 Админ

"Понедельник начинается в субботу" - аудиокнига по самой известной и популярной книге - полной юмора и сатирических намеков фантастической сказочной повести. Книга воспитала не одно поколение читателей и была растаскана на цитаты.
Аудиокнига "Понедельник начинается в субботу" рассказывает о буднях (Научно-исследовательского института чародейства и волшебства) - места, где затейливо смешались быт представительного учреждения и сказочный фольклор. Об отделах Линейного счастья и Абсолютного знания, Предсказаний и пророчеств и Вечной молодости филиала Академии наук, а его штатных сотрудниках, которые могут проходить сквозь стены и становиться невидимыми. О драконе, над которым ставят опыты на полигоне, о курсе управления волшебной палочкой, занимающим восемь семестров и требующем основательного знания квантовой алхимии. О бабе Яге, работающей смотрителем музея старины, настоящее имя которой - Наина Киевна Горыныч. О неразменном пятаке, за использование которого можно запросто угодить в милицию…

Скачать бесплатно...

14.10.2012 Админ

"Малыш" - аудиокнига по удивительной повести , входящей в знаменитый цикл о мире Полдня, но очень отличающейся от всех предыдущих произведений авторов.
Аудиокнига "Малыш" повествует о космических исследователей, наткнувшихся очередной посещенной ими планете на непонятное существо ("космического Маугли"). Впоследствии выясняется, что малыш - это человеческий детеныш, которого воспитала некая супер-раса, живущая в недрах этой планеты. В повести "Малыш" поднимается педагогическая проблема контакта с земным ребенком, воспитанным негуманоидными инопланетянами. При ее решении земная цивилизация терпит моральное поражение.
История малыша начинается остро и динамично, как триллер, в кульминации поднимаются вселенские проблемы, идея «вертикального прогресса», а завершается сюжет мягко, лирично, с юмором… Не зря один из критиков после выхода в свет произведения назвал его поэтической фантастикой. Именно в этой повести Стругацкие достигли подлинного совершенства стиля.


Скачать бесплатно...

14.10.2012 Админ

"Волны гасят ветер" — аудиокнига, завершившая созданный популярный цикл о мире Полудня.
Повесть "Волны гасят ветер" является также и заключительной частью трилогии о Максиме Каммерере. Произведение написано в форме дневника 89-летнего Максима Каммерера, начальника сектора «Урал» КОМКОНа-2. Главный герой делится воспоминаниями о моментах жизни, связанных с Тойво Глумовым и их общей работой с начала 95-го по май 99-го года. Частично сюжет книги изложен в форме документов: рапорты-доклады агентов, личные письма, инструкции и т. п.
По истечению нескольких десятилетий после написания "Мира Полудня" стала очевидна вся продуманность и точность финальной части большой эпопеи, вся ее глубина, многозначность, актуальность по сей день и её, можно сказать, пророчество.

Скачать бесплатно...

14.10.2012 Админ

"Жук в муравейнике" — аудиокнига по научно-фантастическому детективу, принадлежащему перу , из цикла "Мир Полудня".
В аудиокниге "Жук в муравейнике" мы снова встречаемся с Максимом Каммерером. Идет 2178-й год. Прошло около двадцати лет, как Максим вернулся с планеты Саракш («Обитаемый остров»). Максиму сорок пять лет, он работает в КОМКОНе-2 («Комиссии по контролю научных достижений»), созданном с целью обеспечения безопасности человеческой цивилизации Земли.
В повести "Жук в муравейнике" авторы впервые устраивают настоящую проверку на прочность ими же придуманному безоблачному миру Полудня - миру высоких технологий и великолепных совершенных людей, миру покоренного космоса и благородных прогрессоров, оказывающих помогающь братьям по разуму. Но этой счастливой реальности угрожает глобальная опасность, со стороны загадочной цивилизации Странников. Но неожиданно оказывается, что на Земле спецслужбы никуда не исчезли, что они, как и в прежние времена, готовы пройти по головам отдельных людей во имя спасения абстрактного человечества.

Скачать бесплатно...

14.10.2012 Админ

"Парень из преисподней" — аудиокнига по повести , написанной в жанре научной фантастики, из цикла "Мир Полудня".
Повесть "Парень из преисподней", изначально задумывалась авторами как сценарий фильма. Но в дальнейшем она получила «собственную жизнь».
"Парень из преисподней" — повесть жесткая, яркая, написанная в весьма нехарактерном в принципе для творчества Стругацких жанре «молодежной фантастики». Вероятно, именно поэтому история юного Бойцового Кота Гага, спасенного Корнеем Яшмаа после кровопролитной стычки на планете Гиганда и доставленного на Землю, особенно интересна!


Скачать бесплатно...

14.10.2012 Админ

"Обитаемый остров" — аудиокнига по одному из самых увлекательных произведений в творчестве .
Действия фантастического романа "Обитаемый остров" разворачиваются в будущем. Космический исследователь из благополучного и светлого XXII века, молодой землянин Максим Каммерер случайно попадает на неизвестную планету Саракш в страну, где царит ужасный тоталитарный режим. Во время посадки на незнакомую планету корабль терпит крушение. Максим остается цел, но его корабль, как выяснилось впоследствии, в рамках программы зачистки территории от опасных устройств и механизмов был взорван аборигенами. Путь домой Максиму был отрезан. Максим очутился в лесу, атмосфера на планете пригодна для дыхания. Дальше события разворачиваются как в боевике, но боевике интеллектуальном. Благородный герой аудиокниги в отчаянном стремлении к справедливости не только совершает попытки изменения окружающего мира, но и хочет понять его законы. И Максиму удается сделать почти невозможное...


Скачать бесплатно...

14.10.2012 Админ

"Трудно быть богом" — аудиокнига по четвертому произведению из цикла "Мир Полудня" .
Действие повести "Трудно быть богом" разворачивается в будущем на далекой планете в государстве Арканар, в котором живет физически неотличимая от людей цивилизация. Но там царит глухое средневековье со всеми его жестокостями и лишениями. На планете за развитием цивилизации негласно наблюдают сотрудники земного Института экспериментальной истории.
Они превосходно экипированы и подготовлены, их физические возможности намного выше возможностей аборигенов. Но их действия ограничены стратегией «бескровного воздействия», согласно которой общество Арканара должно развиваться самостоятельно. А земляне имеют право лишь предотвращать явные исторические ошибки в развитии арканарцев. Ошибки, пережитые в своё время земной цивилизацией. Земные агенты в совершенстве владеют оружием, но они, как и все земляне XXII века не могут убить разумное существо, даже при самообороне, по моральным соображениям.
Главный герой аудиокниги "Трудно быть богом" Румата переживает глубокий внутренний конфликт: с одной стороны он не имеет права активно вмешиваться в происходивший в Арканаре государственный переворот и установление диктатуры Ордена. А с другой - начинает считать подобное вмешательство своим моральным долгом. Но это в условиях Арканара неминуемо повлечет за собой необходимость убивать…


Скачать бесплатно...

14.10.2012 Админ

"Далёкая Радуга" — аудиокнига по повести , продолжающий большой цикл романов о солнечном, радостном, в чём-то наивно-оптимистичном мире Полудня.
На планете Радуга ставятся эксперименты по новому способу перемещения в пространстве - так называемой нуль-транспортировке. Но вследствие очередного эксперимента возникает техногенная катастрофа, которая неизбежно должна уничтожить жизнь на далёкой Радуге. Всех эвакуировать на единственном средстве спасения - десантном звездолёте «Тариэль» - не удастся, т.к. он не сможет вместить всех людей планеты. Герои повести должны сделать страшный выбор, кого и как спасать в первую очередь. Вечная проблема выбора между бесчестьем и смертью…


Аркадий и Борис Стругацкие

Мир Полудня (сборник)

© А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий, наследники, 2013

© ООО «Издательство АСТ», 2016

Страна багровых туч

Часть первая

Седьмой полигон

Серьезный разговор

Секретарь поднял на Быкова единственный глаз:

– Из Средней Азии?

– Документы…

Он требовательно протянул через стол темную, похожую на клешню руку с непомерно длинным указательным пальцем; трех пальцев и половины ладони у секретаря не было. Быков вложил в эту руку командировочное предписание и удостоверение. Неторопливо развернув предписание, секретарь прочел:

«Инженер-механик гобийской советско-китайской экспедиционной базы Быков Алексей Петрович направляется Министерством геологии для переговоров о дальнейшем прохождении службы. Основание – запрос ГКМПС от…»

Затем он мельком проглядел удостоверение, вернул его и указал на дверь, обитую черной клеенкой:

– Пройдите. Товарищ Краюхин вас ждет.

Быков спросил:

– Предписание останется у вас?

– Предписание останется у меня.

В креслах вдоль стен приемной сидело несколько человек, ожидающих, по-видимому, своей очереди или вызова. Никто из них не обратил на Алексея Петровича никакого внимания. Это показалось ему странным – о нравах в приемных столичных учреждений он слыхал совсем другое. Но и одноглазый секретарь, и покладистые посетители мгновенно вылетели у него из головы, когда он перешагнул через порог кабинета.

В просторном и сумрачном кабинете окна были закрыты бамбуковыми шторами. Тускло отсвечивали голые пластмассовые стены. Пол был покрыт мягким красным ковром. Быков огляделся, ища глазами хозяина кабинета, и возле широкого и пустынного письменного стола увидел две лысины. Одна лысина, бледная, даже какая-то сероватая, неподвижно возвышалась над спинкой кресла для посетителей. Другая, светло-шафрановая, наклонилась над папками по другую сторону стола и раскачивалась, словно ее обладатель недоверчиво обнюхивал лежащие перед ним кальки и голубые светокопии чертежей.

Затем Быков увидел третью лысину: она принадлежала безобразно толстой фигуре в сером комбинезоне, развалившейся на ковре, неуклюже уткнувшись серой плешивой головой в угол между стеной и сейфом. От шеи под стол тянулась круглая веревка…

В конце концов, у каждого начальника свои привычки, но не зашел ли этот слишком далеко? Быков неловко переступил с ноги на ногу, снова подергал «молнию» куртки и тревожно оглянулся на дверь. В этот миг шафрановая лысина исчезла. Послышалось сопение, и глухой, простуженный голос удовлетворенно произнес: «Великолепно держит! Великолепно!» И над столом медленно выросла громоздкая сутулая фигура в рабочем нейлоновом комбинезоне.

Человек этот был огромного роста, чрезвычайно широк в плечах и, вероятно, очень тяжел. Лицо его, обтянутое бурой изрытой кожей, казалось маской, тонкогубый рот сжат в прямую линию, а из-под мощного выпуклого лба холодно и внимательно уставились на Быкова круглые, без ресниц глаза.

– Что вам? – сипло осведомился он.

– Мне нужно видеть товарища Краюхина, – сказал Быков, опасливо покосившись на лысую фигуру, распростертую на ковре.

– Я Краюхин. – Человек с круглыми глазами тоже покосился на фигуру и снова уставился на Быкова.

Лысина в кресле оставалась неподвижной. Быков поколебался секунду, сделал несколько шагов вперед и представился. Краюхин слушал, наклонив голову.

– Очень рад, – сдержанно сказал он. – Я ждал вас еще вчера, товарищ Быков. Прошу садиться. – Он указал громадной, словно лопата, ладонью в сторону кресла. – Сюда, пожалуйста. Освободите место и садитесь.

Ничего не понимая, Быков подошел к столу, повернулся к креслу и едва удержал нервный смешок. В кресле лежал странный, похожий на водолазный скафандр, костюм из серой упругой ткани. Круглый серебристый колпак с металлическими застежками выступал над спинкой.

– Снимите его, положите на пол, – сказал Краюхин.

Быков оглянулся на толстое чучело, лежавшее в углу возле сейфа.

– Это тоже спецкостюм, – нетерпеливо проговорил Краюхин. – Садитесь же!

Быков поспешно освободил кресло и сел, испытывая некоторое смущение. Краюхин не мигая глядел на него.

– Так… – Он побарабанил по столу бледными пальцами. – Ну что ж, товарищ Быков, будем знакомы. Зовите меня Николай Захарович, любите, так сказать, и жалуйте. Работать вам придется под моим руководством. Если, разумеется…

Резкий звонок прервал его. Он взял трубку.

– Одну минуту, товарищ Быков… Слушаю. Да, я…