Тема ума в комедии «Горе от ума. «Чацкий и Молчалин в комедии А.С
Образ Чацкого в комедии А. С, Грибоедова «Горе от ума»
Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», - писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам Грибоедов: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом его окружающим».
Совершенно иначе Чацкого оценивал Белинский, считая этот образ почти что фарсовым: «...Что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут, профанирующий все святое, о котором говорит. ...Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади...». Примерно так же этот образ оценивал и Пушкин. «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно Грибоедовым) и напитавшийся его остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно», - писал поэт в письме Бестужеву.
Кто же из критиков прав в оценке Чацкого? Попробуем разобраться в характере героя.
Чацкий - молодой человек дворянского круга, умный, способный, получивший хорошее образование, подающий большие надежды. Его красноречие, логика, глубина познаний восхищают Фамусова, считающего вполне реальной для Чацкого возможность блестящей карьеры. Однако Александр Андреевич разочарован в государственной службе: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - заявляет он Фамусову. По его мнению, надо служить «делу, а не лицам», «не требуя ни мест, ни повышенья в чин». Бюрократизм, чинопочитание, протекционизм и взяточничество, столь распространенные в современной ему Москве, для Чацкого не приемлемы. Он не находит общественного идеала в своем отечестве:
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Чацкий критикует закоснелость взглядов московского общества, его умственную неподвижность. Выступает он и против крепостничества, вспоминая о помещике, променявшем своих слуг, неоднократно спасавших его жизнь и честь, на трех борзых собак. За пышными, красивыми мундирами военных Чацкий видит «слабодушие», «рассудка нищету». Не признает герой и «рабского, слепого подражанья» всему иностранному, которое проявляется в чужевластье мод, в засилье французского языка.
Чацкий обо всем имеет свое собственное суждение, он откровенно презирает самоуничижение Молчалина, лесть и низкопоклонство Максима Петровича. Александр Андреевич оценивает людей по их внутренним качествам, независимо от чинов и богатства.
Характерно, что Чацкий, которому «дым Отечества сладок и приятен», не видит ровным счетом ничего положительного в современной ему Москве, в «веке минувшем», наконец, в тех людях, к которым он должен чувствовать любовь, уважение, благодарность. Покойный отец молодого человека, Андрей Ильич, вероятно, был близким другом Павла Афанасьевича. Детство и отрочество Чацкого прошли в доме Фамусовых, здесь же он испытал чувство первой любви... Однако с первой минуты своего присутствия практически все реакции героя на окружающих негативны, он саркастичен и язвителен в своих оценках.
Что же удерживает героя в обществе, которое он так ненавидит? Только любовь к Софье. Как замечает С. А. Фомичев, Чацкий бросился в Москву после какого-то особенного потрясения, отчаянно пытаясь обрести ускользающую веру. Вероятно, за время заграничного путешествия герой духовно повзрослел, испытал крушение многих идеалов, по-новому стал оценивать реалии московской жизни. И теперь он жаждет обрести прежнюю гармонию мироощущения - в любви.
Однако и в любви Чацкий далеко «не идеален», не последователен. Сначала он внезапно оставляет Софью, не подает о себе никаких известий. Вернувшись из дальних странствий через три года, он ведет себя так, как будто расстался с любимой женщиной лишь вчера. Бестактны вопросы и интонации Чацкого при встрече с Софьей: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?», «А тот чахоточный, родня вам, книгам враг...», «Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?» Как замечает И. Ф. Смольников, бестактность эту можно объяснить лишь духовной близостью, которую Чацкий ощущает по отношению к Софье, по старой привычке считая ее мировосприятие близким своему.
В глубине души Чацкий, вероятно, и мысли не допускает о том, что за время его отсутствия Софья могла полюбить другого. Не робкая надежда, а эгоизм и самоуверенность звучат в его словах:
Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!
Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.
Удивлены? и только? вот прием!
Чацкий не может поверить в любовь Софьи к Молчалину, и здесь он в известной степени прав. Софья лишь думает, что любит Молчалина, однако она заблуждается в своих чувствах. Когда же Александр Андреевич оказывается свидетелем несостоявшегося свидания героев, то он становится жестоким и язвительным:
Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом.
Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей -
Высокий идеал московских всех мужей.
Сам роман Софьи с Молчалиным Чацкий расценивает как личное оскорбление: «Вот я пожертвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил!» Возможно, Чацкий в какой-то степени мог бы понять Софью, если бы избранником ее был человек достойный, прогрессивных взглядов и принципов. В данной же ситуации героиня автоматически становится врагом Чацкого, не вызывая у него ни жалости, ни благородных чувств. Он совершенно не понимает внутреннего мира Софьи, предполагая ее примирение с Молчалиным «по размышленьи зрелом».
Таким образом, герой терпит крах как «на любовном поприще», так и на общественном. Однако, как замечает Н. К. Пиксанов, «эти две стихии не исчерпывают психологического и бытового облика Чацкого. В литературной критике уже давно отмечена еще одна черта Чацкого: дендизм. С Молчалиным он барски высокомерен. ...Как светский лев он держится с графиней-внучкой. Наконец, прелестный диалог Чацкого с Натальей Дмитриевной Грибоедов выдерживает в тоне флирта...».
Безусловно, гражданская позиция Чацкого была близка Грибоедову. Критика Чацким общественных порядков и жизненного уклада московского барства 20-х годов XIX века содержит в себе много верного и жизненно правдивого. Но весь свой «пыл» Чацкий растрачивает на декларирование гражданских взглядов и убеждений - в любви же он слишком сух, несмотря на искренность его чувств; ему недостает доброты и сердечности. Он чересчур идеологичен в отношениях с Софьей. И это самое главное противоречие в характере героя.
Григорьев А. По поводу издания старой вещи «Горе от ума». - В кн: А. Григорьев. Литературная критика. М., 1967. С. 503.
Грибоедов А. С. Письмо к П. А. Катенину. - В кн: Грибоедов А. С. Поли. собр. соч. Пг., 1917, т. 3. С. 167.
Белинский В. Г. Горе от ума. - В кн: В. Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу. М., 1987. С. 244.
Пушкин А. С. Письмо к А. А. Бестужеву. - В кн: А. С. Грибоедов в русской критике. М., 1958. С. 40.
Фомичев С. А. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. Книга для учителя. М., 1983. С. 193.
Пиксанов Н. К. Творческая история «Горя от ума». М., 1971.
Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает в себе черты уходящего классицизма с новыми художественными методами: реализмом и романтизмом. В связи с этим литературоведы отмечают особенности изображения героев пьесы. Если в комедии классицизма до этого все персонажи четко делились на плохих и хороших, то в «Горе от ума» Грибоедов, приближая действующих лиц к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами. Таков и образ Чацкого главного героя пьесы «Горе от ума».
Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»
В первом действии Александр Андреевич Чацкий возвращается из долгого путешествия по свету, куда он отправился «ума искать». Он, не заезжая домой, прибывает в дом Фамусова, ведь им движет искренняя любовь к дочери хозяина дома. Когда-то они воспитывались вместе. Но теперь они не виделись долгих три года. Чацкий еще не знает, что чувства Софьи к нему остыли, и ее сердце занято другим. Любовная интрига порождает впоследствии социальное столкновение Чацкого, дворянина передовых взглядов, с фамусовским обществом крепостников и чинопоклонников.
Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «чувствителен, и весел, и остер». Примечательно, что об этом герое Лиза вспомнила, когда разговор зашел об уме. Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого на фоне остальных персонажей.
Противоречия в характере Чацкого
Если проследить развитие конфликта между главным героем пьесы «Горе от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, можно понять, что характер Чацкого неоднозначен. Приехав в дом Фамусова, он начал беседу с Софьей с расспросов о ее родственниках, используя при этом язвительный тон и сарказм: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
Действительно, в пьесе «Горе от ума» образ Чацкого представляет довольно вспыльчивого, в некоторых моментах бестактного молодого дворянина. Софья на протяжение всей пьесы укоряет Чацкого за его привычку высмеивать пороки других людей: «Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».
Оправдать его резкий тон может только то, что героя искренне возмущает безнравственность того общества, в котором он оказался. Бороться с ней – дело чести для Чацкого. Для него не является целью уколоть собеседника. Он удивленно вопрошает Софью: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?» Дело в том, что все затрагиваемые вопросы находят отклик в душе героя, он не может совладать со своими эмоциями, со своим возмущением. У него «ум с сердцем не в ладу». Поэтому герой расточает свое красноречие даже на тех, кто явно не готов к восприятию его доводов. А.С. Пушкин после прочтения комедии высказался так по этому поводу: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» А И.А. Гончаров, напротив, полагал, что речь Чацкого «кипит остроумием».
Своеобразие мировоззрения героя
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным. В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».
Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами. Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.
Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.
В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться. А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.
Чувства и особенности внутренних переживаний героя
При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении. К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством. Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвился».
Значение образа Чацкого
К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило. Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.
Приведенная характеристика образа главного героя рекомендуется к прочтению учащимся 9 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»»
Тест по произведению
Тема:Образ Чацкого в системе образов комедии «Горе от ума»
Цели урока:
- продолжать формирование навыков анализа драматического произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
- развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся;
- воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).
Ход урока
I. Организационный момент урока.
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения на те или иные вещи.
II. Проверка домашнего задания.
Вопросы:
III. Беседа по ранее изученному материалу
Вопросы:
- К какому направлению принадлежит комедия? Почему? Вспомните – 4 действия, прототипы героев, живой язык, 3 единства, говорящие фамилии;
- В каком явлении и действии появляется Чацкий? Закономерно ли это?;
- Почему в I действии так много места отводится описанию дома Фамусова?;
- Кого бы вы отнесли к “веку нынешнему”, а кого к “веку минувшему”? Что для них является главным, мы с вами могли узнать из презентации;
- Кому из героев вы симпатизируете? Какими нравственными качествами обладает этот персонаж?
IV. Изучение новой темы
1/Характеристика главного героя по плану
- Личная драма Чацкого.
- Против чего протестует Чацкий; каковы его собственные идеалы?
- Одинок ли Чацкий?
- Кто Чацкий – победитель или побеждённый?
- Значение образа Чацкого.
1.Слово учителя (запись темы в тетрадях)
Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Нужны ли они обществу?
1 Чацкий взволнован, оживлён, счастлив. Его появление вызывает симпатии. Но он не знает, что Софья его не любит.
Что вызывает гнев Чацкого? | Что провозглашает Чацкий? |
||
Крепостное право; жестокость помещиков. | Гуманность, уважение к простому русскому человеку. |
||
Карьеризм, чинопочитание. | Службу делу, а не лицам. |
||
Невежество. | просвещение |
||
Рабская мораль, безгласие. | Свободу мысли и высказываний. |
||
Пренебрежение к национальной культуре | Уважение к национальным нравам, языку; развитие национальной культуры. |
- Чацкий в борьбе со старым миром.
: Казалось бы порок не наказан, и добродетель не торжествует в комедии. Однако читатель твёрдо убеждён в моральной победе Чацкого над старым миром.
- Чтение фрагмента статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Чацком.Слайд 7
- Слово учителя о значении образа Чацкого.
Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ясно выражены: он требует освобождения закрепощённой личности, уважения к простому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справедливой оценки человека по его качествам.
- Одинок ли Чацкий?
С первого взгляда кажется, что Чацкий совершенно одинок. Но если вчитаться в пьесу, можно увидеть, что за Чацким стоят его единомышленники. Кроме двоюродного брата Скалозуба, князя Фёдора и профессоров Педагогического института, «упражняющихся» «в расколах и безверьи», к ним относятся и те студенты, которые обучались у этих профессоров.
Итак, круг единомышленников Чацкого шире, чем кажется на первый взгляд.
- Чацкий – образ типичный. Таких людей, как он, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми – будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.
4. Работа класса с таблицей.
Ребята работают с таблицей “ Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина” (подводят выводы 2 учащихся).
Сопоставительные признаки | ||
Происхождение | ||
Воспитание, образование | Свободное, в доме Фамусова | |
“ И награжденья брать и весело пожить” |
||
Отношение к Софье | “ И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека” |
|
Отношение к фамусовскому обществу | Не приемлет мораль фамусовского общества |
Физминутка (проводит учитель).
5. Обобщение по всей теме
Выводы. Жить так, как Молчалин, неприемлемо (постоянно угождать всем, быть нечестным, постоянно обманывать и т.п.). “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - такова позиция Чацкого. Естественно, мы видим различия между этими представителями молодого поколения. Человек сам выбирает тот путь, которому он будет следовать…
V. Итоги урока.
Вопросы:
- Почему представители фамусовского общества не принимают Чацкого?
- Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?
- Кто из героев комедии нам должен быть ближе?
- Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?
- Чем запомнился вам сегодняшний урок? Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке, написать сочинение, если таковая тема будет заявлена?
VI. Домашнее задание:
- анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно.характеристика образа Чацкого на основе монологов
- статья уч.с.152-157
VII.Выставление мотивированных оценок учащимся за урок.
Само название комедии «Горе от ума» знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум — синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими.
Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия — это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы «Горе уму», которое писатель потом заменит на «Горе от ума».
Ещё до приезда Чацкого в доме Фамусова витает идея безумия. Связана она с отрицательным отношением к образованию, просвещению. Фамусов прямо Софье говорит, что проку в чтении не видит. Каждый герой комедии выскажет своё мнение по поводу учёности. Но все они сойдутся в одном: «Ученье — вот чума». Вот так просто «фамусовская Москва» объяснит причину безумия Чацкого, не принимая его критику, высмеивания их образа жизни.
У каждого из героев комедии есть своё определение умного человека.
Для Фамусова умён тот, кто практичен. Чацкого он считает умным, но совсем неподходящей партией для своей дочери. А вот Скалозуб — это то, что надо: «И золотой мешок, и метит в генералы». Именно со Скалозубом Фамусов будет говорить об опасности таких умников в обществе, как Чацкий. Ведь Чацкий, по мнению Фамусова, не умеет использовать полученные знания: ни богатства, ни чинов знания не помогли ему добиться. У Фамусова даже есть идеал умного человека — Максим Петрович. Фамусов о нём говорит: «По-нашему смышлён». А вся смышлёность Максима Петровича заключалась в умении отважно жертвовать своим затылком в надежде на царское внимание. Благодаря этой своей «смышлёности», то есть умению «сгибаться вперегиб», прислужить, где надо, Максим Петрович и добился чинов и богатства.
У Молчалина, секретаря Фамусова, тоже своё представление об уме. Это — ум практический. У Молчалина есть мечта: стать каким-нибудь высоким чиновником или генералом. Ради этого он готов на многое. Не иметь своего мнения, показать, что способен выполнить любую работу, унижаться перед кем угодно, льстить всем подряд. Молчалин — человек без веры, без идей, без мыслей. У Молчалина своя программа действий. И он следует ей, не задумываясь, какими средствами можно достичь цели. Он — воплощение идеи Фамусова: «угождать всем людям без изъятья», жить, «как делали отцы». Да и Софью он любит «по должности».
Чацкий — полная противоположность Молчалина. Он умён, у него есть сердце, при этом он безукоризненно честен. Речь Чацкого метка и выразительна, полна иронии и негодования. Любовь его к Софье бескорыстная и честная. Герой — патриот, верящий в силы русского народа, его талантливость. Его раздражает подражание всему иностранному. Он хочет служить настоящему делу, а не унижаться ради чинов. Ум Чацкого — это ум передового человека. Но общество не принимает его взгляды, так как они противоречат укладу московского дворянства.
Софья — девушка неглупая. Ум её тоже практический. Ведь все знания о жизни она черпает из французских сентиментальных романов. Поэтому её возлюбленным становится Молчалин. Всё, как в романах: бедный юноша, которого полюбила девушка из знатной семьи.
В пьесе представлен ещё один тип ума — природный, житейский ум простолюдинки. Воплощён он в образе служанки Лизы. Это именно она говорит о Чацком, что он «чувствителен, и весел, и остёр». О Фамусове Лиза скажет, что «как все московские желал бы зятя он с звездами да с чинами». Конечно, Лиза умна, хитра, находчива, но всё же очень предана своей хозяйке.
Итак, в комедии «Горе от ума» Грибоедовым представлены разные типы ума: от ума практического до житейски мудрого. А воплощением ума передового стал Чацкий. Но фамусовское общество такой ум пугает, и лучше представителя прогрессивного ума объявить сумасшедшим и заставить покинуть Москву.
- Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» - одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы. Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького. Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего […]
- Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» происходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел подчеркнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мнения, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он известный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
- Прочитав комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума" и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: "Какой же он, Чацкий"? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
- Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
- Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», - писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
- «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
- А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
- Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
- В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
- ЧАЦКИЙ - герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии - Чадский). Вероятные прототипы образа - ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
- Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
- Само название комедии парадоксально: "Горе от ума". Первоначально комедия носила название "Горе уму", от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы - "перевертыш" русской пословицы: "дуракам счастье". Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб... ...А? как по-вашему? по-нашему - смышлен. И сам […]
- Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» - «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
- Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
- В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку...». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
- Знаменитая комедия АС.Грибоедова "Горе от ума" создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к "высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии "Горе от ума", удачно сочетающей […]
- Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
- Молчалин - характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно "-с". К Фамусову - почтительно, к Хлёстовой - льстиво, вкрадчиво, с Софьей - с особой скромностью, с Лизой - не стесняется в выражениях. Особенно […]
- Галерея человеческих характеров, удачно подмеченных в комедии «горе от ума» актуальна и сегодня. В начале пьесы автор знакомит читателя с двумя молодыми людьми, во всем противоположными друг другу: Чацким и Молчалиным. Оба персонажа представлены нам таким образом, что о них складывается обманчивое первое впечатление. О Молчалине, секретаре Фамусова, мы судим из слов Сони, как о «враге дерзости» и человеке, который «за других себя забыть готов». Молчалин впервые предстает перед читателем и влюбленной в него Соней […]
- При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что - чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]
Тема:Образ Чацкого в системе образов комедии «Горе от ума»Цели урока:
продолжать формирование навыков анализа драматического произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся;
воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).
Ход урока
I. Организационный момент урока.
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения на те или иные вещи.
II. Проверка домашнего задания.
Вопросы:
III. Беседа по ранее изученному материалу
Вопросы:
К какому направлению принадлежит комедия? Почему? Вспомните – 4 действия, прототипы героев, живой язык, 3 единства, говорящие фамилии;
В каком явлении и действии появляется Чацкий? Закономерно ли это?;
Почему в I действии так много места отводится описанию дома Фамусова?;
Кого бы вы отнесли к “веку нынешнему”, а кого к “веку минувшему”? Что для них является главным, мы с вами могли узнать из презентации;
Кому из героев вы симпатизируете? Какими нравственными качествами обладает этот персонаж?
IV. Изучение новой темы
1/Характеристика главного героя по плану
Личная драма Чацкого.
Против чего протестует Чацкий; каковы его собственные идеалы?
Одинок ли Чацкий?
Кто Чацкий – победитель или побеждённый?
Значение образа Чацкого.
1.Слово учителя (запись темы в тетрадях)
Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Нужны ли они обществу?
1 Чацкий взволнован, оживлён, счастлив. Его появление вызывает симпатии. Но он не знает, что Софья его не любит.
2
Что вызывает гнев Чацкого? Что провозглашает Чацкий?
1 Крепостное право; жестокость помещиков. 1 Гуманность, уважение к простому русскому человеку.
2 Карьеризм, чинопочитание. 2 Службу делу, а не лицам.
3 Невежество. 3 просвещение
4 Рабская мораль, безгласие. 4 Свободу мысли и высказываний.
5 Пренебрежение к национальной культуре 5 Уважение к национальным нравам, языку; развитие национальной культуры.
Чацкий в борьбе со старым миром.
: Казалось бы порок не наказан, и добродетель не торжествует в комедии. Однако читатель твёрдо убеждён в моральной победе Чацкого над старым миром.
Чтение фрагмента статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Чацком.Слайд 7
Слово учителя о значении образа Чацкого.
Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ясно выражены: он требует освобождения закрепощённой личности, уважения к простому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справедливой оценки человека по его качествам.
Одинок ли Чацкий?
С первого взгляда кажется, что Чацкий совершенно одинок. Но если вчитаться в пьесу, можно увидеть, что за Чацким стоят его единомышленники. Кроме двоюродного брата Скалозуба, князя Фёдора и профессоров Педагогического института, «упражняющихся» «в расколах и безверьи», к ним относятся и те студенты, которые обучались у этих профессоров.
Итак, круг единомышленников Чацкого шире, чем кажется на первый взгляд.
Чацкий – образ типичный. Таких людей, как он, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми – будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.
4. Работа класса с таблицей.
Ребята работают с таблицей “ Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина” (подводят выводы 2 учащихся).
Сопоставительные признаки
Происхождение
Воспитание, образование Свободное, в доме Фамусова Жизненные ценности “ И награжденья брать и весело пожить”
Отношение к Софье “ И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека”
Отношение к фамусовскому обществу Не приемлет мораль фамусовского общества Физминутка (проводит учитель).
5. Обобщение по всей теме
Выводы. Жить так, как Молчалин, неприемлемо (постоянно угождать всем, быть нечестным, постоянно обманывать и т.п.). “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - такова позиция Чацкого. Естественно, мы видим различия между этими представителями молодого поколения. Человек сам выбирает тот путь, которому он будет следовать…
V. Итоги урока.
Вопросы:
Почему представители фамусовского общества не принимают Чацкого?
Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?
Кто из героев комедии нам должен быть ближе?
Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?
Чем запомнился вам сегодняшний урок? Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке, написать сочинение, если таковая тема будет заявлена?
VI. Домашнее задание:
анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно.характеристика образа Чацкого на основе монологов
статья уч.с.152-157
VII.Выставление мотивированных оценок учащимся за урок.