Социал демократы и социал революционеры таблица. Лидеры эсеров


В отношении теории эсеры были плюралистами. Партия, считали они, не может уподобляться духовной секте, руководствоваться одной какой-то теорией. Среди них были и сторонники субъективной социологии Н.К.Михайловского, и последователи модных тогда учений махизма, эмпириокритицизма, неокантианства. Объединяло эсеров неприятие марксизма, прежде всего его материалистического и монистического объяснения общественной жизни. Последняя рассматривалась эсерами как совокупность явлений и событий, находящихся в равной зависимости и функциональной связи друг с другом. Они не признавали деление ее на материальную и идеальную сферы.

Необходимым условием пребывания в партии считалась лишь вера в ее конечную цель – социализм. Основу эсеровской идеологии составляла перенятая ими у старых народников идея о возможности особого пути России к социализму, не дожидаясь, когда предпосылки для этого будут созданы капитализмом. Эта идея порождена была благородным и искренним желанием избавить трудовой народ, прежде всего многомиллионное российское крестьянство, от мук и страданий капиталистического чистилища и поскорее приобщить его к социалистическому раю. Она основывалась на представлении о том, что человеческое общество в своем развитии не моноцентрично, а полицентрично. Отрицанием идеи монизма, верой в особый путь России к социализму народничество и эсеры в какой-то мере роднились со славянофилами. Но по социальной и идейной сути народники и тем более эсеры не были славянофилами или их наследниками. Особое положение России в мире и ее особый путь к социализму В.М.Чернов объяснял не такими искони присущими русскому народу иррациональными качествами, как духовность, соборность, православие, а сложившимся международным разделением труда: Россия представлялась ему “Евразией”, стоящей на грани между однобоко-индустриальными и примитивно-аграрными “колониальными” странами.

Эсеровская идея, что судьбу социализма в России нельзя связывать с развитием капитализма, базировалась на утверждении об особом типе российского капитализма. В российском капитализме, по мнению эсеров, в отличие от капитализма развитых промышленных стран, преобладали, особенно в земледелии, отрицательные, разрушительные тенденции. В связи с этим земледельческий капитализм не может подготовить предпосылки для социализма, обобществить землю и производство на ней.

Особенности российского капитализма, а также самодержавно-полицейский режим и сохранявшаяся патриархальщина определяли, на взгляд эсеров, характер и группировку социальных и политических сил на российской арене. Они делили их на два противостоящих лагеря. В одном из них объединялись под эгидой самодержавия высшая бюрократия, дворянство и буржуазия, в другом – рабочие, крестьяне и интеллигенция. Поскольку для эсеров деление общества на классы определялось не их отношением к собственности, а отношением к труду и источниками доходов, то в одном из названных лагерей мы видим классы, получавшие свои доходы, как считали социалисты, за счет эксплуатации чужого труда, а в другом – живущие своим трудом.

Дворянство рассматривалось эсерами как исторически обреченный класс, неразрывно связанный с самодержавием, диктующий ему свою политику. Консервативность российской буржуазии объяснялась ее якобы искусственным происхождением путем насаждения капитализма “сверху”, а также привилегиями, которые она получала от самодержавия, ее чрезмерной концентрированностью, порождавшей у нее олигархические наклонности, ее неспособностью конкурировать на внешнем рынке, где ее империалистические устремления могли быть осуществлены лишь с помощью военной силы самодержавия. Сказывалась и активность российского пролетариата, с самого начала выступившего под социалистическим знаменем. Высшая же бюрократия считалась непосредственной опорой самодержавия, при этом благосклонной не только к дворянству, но и к буржуазии. Самодержавие ввиду политической инертности дворянства и буржуазии играло при них роль не только опекуна, но и диктатора.

Главной силой второго, трудового лагеря эсеры считали крестьянство. Оно, в их глазах, было “немного не всем” по своей численности и по своему значению в хозяйственной жизни страны и “ничем” по своему экономическому, политическому и правовому положению. Единственный путь спасения для крестьянства виделся в социализме. В то же время эсеры не разделяли марксистскую догму, что путь крестьянства к социализму лежит обязательно через капитализм, через дифференциацию на сельскую буржуазию и пролетариат и борьбу между этими классами. В доказательство несостоятельности этой догмы утверждалось, что крестьянские трудовые хозяйства не являются мелкобуржуазными, что они устойчивы и способны противостоять конкуренции со стороны крупных хозяйств. Доказывалось также, что крестьяне по своему положению близки рабочим, что вместе с ними они составляют единый трудовой народ. Для трудового крестьянства, считали эсеры, возможен иной, некапиталистический путь развития к социализму. В то же время в связи с развитием буржуазных отношений в деревне у эсеров уже не было старонароднической безоговорочной веры в социалистическую природу крестьянина. Эсеры вынуждены были признать двойственность его природы, то, что он является не только тружеником, но и собственником. Это признание ставило их в затруднительное положение в поисках пути и возможностей приобщения крестьян к социализму. “Социализм, – писал В.М.Чернов, – должен сделаться силой в деревне – это легко сказать, но как это выполнить? Ведь социализм отрицает частную собственность, а крестьяне – частные собственники”. Эсеры надеялись использовать сохранявшиеся у крестьян общинные воззрения и привычки для внедрения в их сознание идеи обобществления земли, а артельные навыки и психологию мужика – для того, чтобы “постепенно, по линии наименьшего сопротивления освоить его ум с идеей общественной, социалистической организации производства”.

Эсеры отмечали, что уровень жизни российского пролетариата выше, чем у большинства крестьянства, и гораздо ниже, чем у западноевропейского пролетариата, что он не имеет гражданских и политических прав. Вместе с тем признавалось, что благодаря своей высокой концентрации в важнейших экономических и политических центрах и социальной активности он представляет постоянную и самую серьезную опасность для правящего режима. Особо подчеркивалась связь русских рабочих с деревней. Эта связь не рассматривалась как признак их слабости и отсталости, как препятствие для формирования у них социалистического сознания. Наоборот, такая связь оценивалась положительно, как одна из основ классового “рабоче-крестьянского единства”.

Главная миссия интеллигенции виделась в том, чтобы нести идеи социализма в крестьянство и пролетариат, помочь им осознать себя единым рабочим классом, увидеть в этом единстве залог своего освобождения. По эсеровским представлениям, интеллигенция являлась самостоятельной творческой социальной категорией, органически противостоящей самодержавно-полицейскому режиму с его стремлением все централизовать, контролировать и регламентировать, подавлять инициативу и творчество, идущие снизу. Российская интеллигенция считалась антибуржуазной по своей сути. Такой характер интеллигенции определялся опять же своеобразием российского капитализма. Преобладание в нем разрушительных тенденций над созидательными делало буржуазию консервативной, импотентной в духовной сфере и анемичной в области политики и морали, непривлекательной для интеллигенции, более того восстанавливало последнюю против нее, побуждало интеллигенцию обращаться к социализму и трудовым классам.

Программа

Выработка эсеровской программы началась летом 1902 г. Был опубликован лишь четвертый ее проект, появившийся в мае 1904 г. в 46-м номере “Революционной России”, Официально он значился как проект редакции этой газеты, но основная работа по его составлению была выполнена В.М.Черновым. Опубликованный проект программы с незначительными изменениями был утвержден в начале января 1906 г. I съездом партии. Эта программа оставалась главным руководящим документом эсеров до конца их существования.

Программа эсеров была построена по шаблону программ других тогдашних социалистических партий. В ней содержались четыре основных блока. Первый был посвящен анализу мировой системы капитализма; второй – противостоящему ему международному социалистическому движению; в третьем давалась характеристика своеобразных условий развития социализма в России; в четвертом излагалась конкретная программа этого движения.

Она делилась на программу-минимум и программу-максимум . В программе-максимум указывалась конечная цель партии – экспроприация капиталистической собственности и реорганизация производства и всего общественного строя на социалистических началах при полной победе рабочего класса, организованного в социально-революционную партию. Оригинальность эсеровской модели социализма заключалась не столько в представлениях о самом социалистическом обществе, сколько в том, каков должен быть путь России к этому обществу.

Важнейшим требованием про граммы-ми нимум был созыв Учредительного собрания на демократических началах. Оно должно было ликвидировать самодержавный режим и установить свободное народное правление, обеспечивающее необходимые личные свободы и защиту интересов людей труда. Политическую свободу и демократию эсеры считали предпосылкой для социализма и органической формой его существования. Предусматривалось установление демократической республики, политических и гражданских свобод, пропорционального представительства в выборных органах и прямого народного законодательства в виде референдумов, законодательных инициатив снизу и т. п. Будучи сторонниками широкой демократии, эсеры вместе с тем допускали “в случае надобности установление его [рабочего класса] временной революционной диктатуры”.

В вопросе о государственном устройстве новой России эсеры выступали за “возможно большее” применение федеративных отношений между отдельными национальностями, за признание за ними безусловного права на самоопределение, за широкую автономию местных органов самоуправления.

Центральным пунктом хозяйственно-экономической части эсеровской программы-минимум являлось требование социализации земли. Под социализацией земли имелись в виду отмена частной собственности на землю, превращение земли не в государственную собственность, а в общенародное достояние. Земля изымалась из торгового оборота, купля и продажа ее не допускались. Заведовать землей должны были центральные и местные органы народного самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями. Последние решали бы вопросы расселения и переселения крестьян, регулировали пользование лесами и реками. Недра земли должны были оставаться за государством. Земля обращалась в общенародное достояние без выкупа, а за теми, у кого она изымалась, признавалось лишь право на общественную поддержку на время, необходимое им для приспособления к новым условиям. Пользование землей предусматривалось уравнительно-трудовое. Это означало, что каждый гражданин имел право на землю при условии обработки ее своим трудом, единоличным или в товариществе. Землю можно было получить по потребительской или трудовой норме. Потребительская норма рассчитывалась лишь на удовлетворение необходимых потребностей ее владельца. Там, где не было земельной тесноты, за основу бралась трудовая норма, предусматривавшая наделение таким количеством земли, которое можно было обработать без применения наемного труда.

Социализация земли служила соединительным мостиком между эсеровскими программами минимум и максимум. Она рассматривалась как первая стадия в деле социализации земледелия. Отменяя частную собственность на землю и выводя ее из торгового оборота, социализация, как считали эсеры, пробивала брешь в системе буржуазных отношений, а обобществляя землю и ставя в равные условия по отношению к ней все трудовое население, создавала необходимые предпосылки для завершающей стадии социализации земледелия – обобществления производства с помощью различных форм кооперации.

Идея социализации земли принадлежала В.М.Чернову. В прежних программах революционных народников говорилось о национализации земли. Национализация земли означает, как известно, переход ее в собственность государства. Эта мера в программах старых революционных народников гармонировала с их идеей захвата власти. Переход власти к буржуазии после свержения самодержавия для них был неприемлем. Одним из главных отличий эсеров от своих предшественников был их отказ от идеи захвата власти. Они считали, что в решении вопроса о власти в революции должна соблюдаться последовательность: власть после самодержавия сначала должна была перейти к либералам, а затем к социалистам. Национализация земли только усилила бы буржуазное государство и затруднила бы мирное развитие революции к демократическому социализму. К тому же эсеры отрицательно относились к идее “государственного социализма”, осуществляемого реформами сверху, считали такой социализм “отчасти системой полумер для усыпления рабочего класса”, отчасти “государственным капитализмом”. В итоге замена идеи национализации земли идеей ее социализации не была простой формальностью. Она органически была связана с идеей отказа эсеров от захвата власти, логически вытекала из нее. Следует отметить, что идея социализации земли была воспринята в эсеровской среде не без сопротивления, а легальные народники, будущие народные социалисты, считая себя “государственниками”, остались верными идее национализации земли.

Программа социализации земли и всего сельскохозяйственного производства являлась сердцевиной эсеровской модели социализма, составляла ее национальную особенность, делала более “почвенной” в сравнении с социал-демократической моделью, являвшейся в основе своей сколком с социалистической модели германских социал-демократов. Политическая демократия и социализация земли, по мнению эсеров, должны были создать необходимые предпосылки и обеспечить условия для мирного, эволюционного перехода России к социализму, причем переход этот должен был начаться с деревни.

Целями эсеровской программы-минимум провозглашались также охрана духовных и физических сил рабочего класса в городе и деревне, увеличение его способности к дальнейшей борьбе за социализм. Конкретно выдвигались следующие требования: установление рабочего дня не более 8 часов и минимума заработной платы; страхование рабочих за счет государства и хозяев; законодательная охрана труда под наблюдением фабричной инспекции, избираемой рабочими; создание профессиональных рабочих организаций и обеспечение их права участвовать в организации труда на предприятиях.

В области финансовой политики предусматривалось введение прогрессивного налога на доходы и наследство при полном освобождении от налогов доходов ниже установленной нормы; уничтожение косвенных налогов (кроме налогов на предметы роскоши), покровительственных пошлин и всех вообще налогов на доходы от трудовой деятельности.

Партия выступала также за развитие всякого рода общественных служб и предприятий: за бесплатную медицинскую помощь; за земские агрономические и продовольственные организации; за предоставление государственного кредита трудовым хозяйствам, преимущественно на кооперативных началах; за коммунальную, земскую и государственную политику, благоприятствующую развитию коопераций на строго демократических началах; и т.д.

Подводя итоги, отметим, что программа эсеров была весьма привлекательна для широких масс своими социальными обещаниями, но она была утопична в своей конечной цели. Вряд ли можно признать ее состоятельной с точки зрения насущной для того времени проблемы модернизации страны. В ней практически не уделялось никакого внимания вопросам развития промышленного производства, а отрицание ею частной собственности на землю, ее купли-продажи, запрещение применения наемного труда, строго уравнительное владение землей не создавали условий и для прогресса в сельском хозяйстве. К тому же эсеры недооценивали роль и значение государства в деле преобразования страны. От своих предшественников, народников 70-х годов, они в какой-то мере унаследовали анархическое отношение к этому важнейшему общественному институту. В случае реализации эсеровской программы Россия была бы обречена оставаться сельскохозяйственной страной, и тогда она вряд ли сохранилась бы как великая мировая держава.

Представители интеллигенции стали той социальной базой , на основе которой в конце XIX начале XX в. формировались радикальные политические партии : социал-демократов и эсеров. Они оформились раньше либерально-оппозиционных партий, так как признавали возможность использования нелегальных методов борьбы, а либералы стремились действовать в рамках существовавшей политической системы.

Первые социал-демократические партии начали возникать в 80-90-х годах XIX в. в национальных районах России: Финляндии, Польше, Армении. В середине 90-х годов в Петербурге, Москве и других городах образовались "Союзы борьбы за освобождение рабочего класса". Они установили связь с бастующими рабочими, но их деятельность была прервана полицией. Попытка создать Российскую социал-демократическую рабочую партию на съезде 1898 г. не имела успеха . Ни программа, ни устав не были приняты. Делегаты съезда были арестованы.

Новая попытка сплотиться в политическую организацию была предпринята Г.В. Плехановым, Ю.О. Цедербаумом (Л. Мартов), В.И. Ульяновым (Ленин) и др. С 1900 г. они начали издавать за границей нелегальную политическую газету "Искра". Она объединила разрозненные кружки и организации. В 1903 г. на съезде в Лондоне были приняты программа и устав, оформившие образование Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). В программе предусматривалось два этапа революции. На первом программа минимум реализация буржуазно-демократических требований: ликвидация самодержавия, введение 8-часового рабочего дня и демократических свобод. На втором - программа максимум осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата.

Однако идейные и организационные разногласия раскололи партию на большевиков (сторонников Ленина) и меньшевиков (сторонников Л. Мартова). Большевики стремились превратить партию в узкую организацию профессиональных революционеров . Введение в программу идеи диктатуры пролетариата обособило их от других общественно-демократических течений. В понимании большевиков диктатура пролетариата означала установление политической власти рабочих для построения социализма и в будущем бесклассового общества. Меньшевики не считали Россию готовой к социалистической революции, выступали против диктатуры пролетариата и предполагали возможность сотрудничества со всеми оппозиционными силами . Несмотря на раскол, РСДРП взяла курс на разжигание рабоче-крестьянского движения и подготовку революции.

Программа: Они были за самоопределение наций . Россия – демократическая республика. Диктатура пролетариата. Рабочий вопрос: 8-часовой рабочий день, отмена штрафов и сверх работ. Аграрный вопрос: возврат отрезков, отмена выкупных платежей, национализация (Ленин)/ муниципализация (Мартов). Опора на студентов. Революционные методы, склонность к террору, «грабь награбленное».

Партия социалистов-революционеров (эсеров) сложилась в 1902 г. на основе объединения неонароднических кружков . Рупором партии стала нелегальная газета "Революционная Россия". Своей социальной опорой эсеры считали крестьян , однако состав партии был преимущественно интеллигентским . Лидером и идеологом эсеров был В.М. Чернов . В их программе предусматривалась экспроприация капиталистической собственности и реорганизация общества на коллективных, социалистических началах, введение 8-часового рабочего дня и демократических свобод. Главная идея эсеров заключалась в "социализации земли ", т.е. уничтожении частной собственности на землю, передачи ее крестьянам и разделе между ними по трудовой норме. Тактикой борьбы эсеры избрали террор. Путем террора эсеры пытались разжечь революцию и устрашить правительство.

Программа партии эсеров выдвигала широкий перечень демократических преобразований : свободу совести, слова, печати, собраний и союзов, свободу передвижений, неприкосновенность личности и жилища; обязательное и равное для всех общее и светское образование за государственный счет; полное отделение церкви от государства и объявление религии частным делом каждого; уничтожение армии и замена ее народным ополчением.

Отдельные положения программы касались будущего политического устройства России. Предусматривалось установление демократической республики с широкой автономией областей и общин; признание права наций на самоопределение; прямое народное законодательство; выборность, сменяемость и подсудность всех должностных лиц; всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина не моложе 20 лет при тайной подаче голосов.

В экономической части программы эсеров намечалось решение рабочего вопроса : охрана духовных и физических сил рабочего класса, введение 8-часового рабочего дня, установление минимального размера оплаты труда, создание на каждом предприятии фабричной инспекции, избираемой рабочими и следящей за условиями труда и исполнения законодательства, свободы профсоюзов и др.

Оценивая Россию как аграрную страну, в которой преобладало крестьянское население, эсеры признавали, что главным вопросом грядущей революции явится аграрный вопрос . Решение его они видели не в национализации всей земли после революции, а в ее социализации , то есть в изъятии ее из товарного оборота и обращения из частной собственности отдельных лиц или групп в общенародное достояние. Однако уравнительный принцип землепользования находился в прямом противоречии с реальной действительностью , поскольку исходя из потребительской нормы невозможно было определить наличные потребности в земле в разных районах страны, так как потребности крестьянских хозяйств были различны. В действительности никакого равенства в техническом оснащении крестьянских хозяйств не существовало.

Эсеры были уверены в том, что их социализация построена на психологии крестьянства, на давних его традициях , и она являлась гарантией развития крестьянского движения по социалистическому пути. При всех утопических издержках и отклонениях в сторону реформизма программа партии эсеров носила революционно-демократический, антипомещичий, антисамодержавный характер , а «социализация земли» представляла несомненное открытие эсеров, прежде всего В.М. Чернова, в области революционно-демократических аграрных преобразований. Их осуществление открыло бы путь к развитию фермерского крестьянского хозяйства.

Тактика эсеровских партий отражала настроение мелкобуржуазных слоев; неустойчивость, колебания, непоследовательность. Они активно поддерживали террор , что отличало их от других партий.

В конце XIX века Российская империя считалась могущественным государством в мире с сильной экономикой и устойчивой политической системой. Однако в новом столетии страну ожидала революция и длительная борьба за установление конкретной модели государственности.

В начале XX века в стране происходит засилье разнообразных партий с совершенно разными программами и политическими лидерами. Кто же возглавил будущее революционное движение, и какие партии вели наиболее интенсивную и длительную борьбу за власть?

Основные политические партии страны в начале XX века

Название политической партии и дата ее основания

Лидеры партии

Основные политические позиции

РСДРП (Б) или «Большевики» (дата образования — 1898, дата раскола — 1903 год).

В.У. Ленин, И.В. Сталин.

Большевики особенно ратовали за свержение самодержавия и отмену любых классовых сословий. По мнению лидера партии Ленина, существующая монархическая власть тормозит потенциальное развитие страны, а сословное деление демонстрирует все огрехи царских политических взглядов. Большевики настаивали на революционном решении всех проблем в стране, а также настаивали на необходимости диктатуры пролетариата. В дальнейшем, к убеждениям Ленина прибавилась необходимость внедрения всеобщего, доступного образования и проведения революции во всем мире.

РСДРП (М) или «Меньшевики» (дата основания партии - 1893 год, дата раскола - 1903 год)

Ю.О. Мартов, А.С. Мартынов, П.Б. Аксельрод

Несмотря на то, что сама партия РСДРП раскололась в 1903 году, у двух ее направлений сохранились преимущественно общие взгляды. Меньшевики также ратовали за всеобщее избирательное право, за отмену сословий и свержение самодержавия. Вот только меньшевики предлагали чуть более мягкую модель решения существующих политических проблем. Они считали что часть земель следует оставить государству, а часть раздать народу, что с монаршей властью нужно бороться путем последовательных реформ. Большевики придерживались более революционных и резких мер борьбы.

«Союз русского народа» (дата образования - 1900 год)

А.И. Дубровин, В.М. Пуришкович

Данная партия придерживалась куда более либеральных взглядов, чем большевики и меньшевики. «Союз русского народа» настаивал на сохранении существующей политической системы и укреплении самодержавия. Также они настаивали, что необходимо сохранить существующие сословия, а государственные реформы следует решать посредством последовательных и осторожных реформ.

Эсеры (дата образования - 1902 год)

А.Р. Гоц, В.М. Чернов, Г.А. Гершуни

Эсеры настаивали на актуальности демократической республики, в качестве наилучшей модели для управления страной. Также они настаивали на федеративном устройстве государства и на полном свержении самодержавия. По мнению эсеров, от всех классов и сословий следует избавляться, а землю необходимо передать в собственность народу.

Партия русских конституционных демократов или «кадеты» (дата основания - 1905 год)

П.Н. Милюков, С.А. Муромцев, П.Д. Долгоруков

Кадеты настаивали на необходимости последовательной реформации существующего государственного строя. В частности, они настаивали на сохранении монархии, но преобразовании ее в конституционную. Разделение власти на три инстанции, снижение существующей роли монарха и уничтожение сословного деления. Несмотря на то, что позиция кадетов была довольно консервативной, она нашла широкий отклик среди населения.

Д.Н. Шилов, А.И. Гучков.

Октябристы придерживались консервативных взглядов и ратовали за создание конституционного монархического строя. Для того чтобы повысить эффективность работы правительства, они настаивали на создании государственного совета и государственной думы. Также поддерживали идею сохранения сословий, но с некоторым пересмотром всеобщих прав и возможностей.

Прогрессивная партия (дата основания - 1912 год)

А.И. Коновалов, С.Н. Третьяков

Данная партия выделилась из «Союза 17 Октября» и настаивала на более революционном решении сложившихся государственных проблем. Считали, что необходимо отменить существующие сословия и подумать над демократическим строе общества. Данная партия имела немного последователей, но все же оставила свой след в истории.

Русская монархическая партия (дата основания - 1905 год)

В.А. Грингмут

Как понятно из названия партии, ее ставленники придерживались консервативных взглядов и настаивали на сохранении существующего государственного строя, делая лишь незначительные поправки. Члены партии считали, что Николай II должен сохранить все имеющиеся у него права, но при этом рассмотреть пути решения экономического кризиса в государстве.

Наличие разнообразных государственных партий, как с резко революционными, так и с либеральными взглядами на будущее страны, напрямую свидетельствовало о кризисе власти. В начале XX века Николай II еще мог изменить ход истории, добившись того, чтобы все названные партии прекратили свое существование. Однако бездействие монарха лишь дополнительно подстегивало политических активистов.

В результате, страна пережила две революции и буквальное раздирание на части со стороны меньшевиков, большевиков и эсеров. Победу в итоге удалось одержать большевикам, но лишь ценой многотысячных потерь, резкого ухудшения экономического состояния и снижения международного авторитета страны.

К началу XX века политическая активность в России достигла своего максимума. Все общественно-партийные организации, существовавшие на тот момент, делились на три основных ветви: социалистические течения, либеральные и монархические. Каждое из течений отражало настроения основных слоев населения.

Партия превратилась в крупнейшую политическую силу, достигла по своей численности миллионного рубежа, приобрела господствующее положение в местных органах самоуправления и большинстве общественных организаций, победила на выборах в Учредительное собрание . Её представителям принадлежал ряд ключевых постов в правительстве. Привлекательными были ее идеи демократического социализма и мирного перехода к нему. Однако, несмотря на всё это, эсеры оказались неспособными противостоять захвату власти большевиками и организовать успешную борьбу против их диктаторского режима.

Программа партии

Историко-философское миросозерцание партии обосновывалось трудами Н. Г. Чернышевского , П. Л. Лаврова , Н. К. Михайловского .

Проект программы партии был опубликован в мае г. в № 46 «Революционной России» . Проект с незначительными изменениями был утвержден в качестве программы партии на её первом съезде в начале января г. Эта программа оставалась главным документом партии на протяжении всего её существования. Основным автором программы был главный теоретик партии В. М. Чернов .

Эсеры являлись прямыми наследниками старого народничества , сущность которого составляла идея о возможности перехода России к социализму некапиталистическим путём. Но эсеры были сторонниками демократического социализма, то есть хозяйственной и политической демократии, которая должна была выражаться через представительство организованных производителей (профсоюзы), организованных потребителей (кооперативные союзы) и организованных граждан (демократическое государство в лице парламента и органов самоуправления).

Оригинальность эсеровского социализма заключалась в теории социализации земледелия. Эта теория составляла национальную особенность эсеровского демократического социализма и являлась вкладом в сокровищницу мировой социалистической мысли. Исходная идея этой теории заключалась в том, что социализм в России должен начать произрастать раньше всего в деревне. Почвой для него, его предварительной стадией, должна была стать социализация земли.

Социализация земли означала, во-первых, отмену частной собственности на землю, вместе с тем не превращение её в государственную собственность, не её национализацию, а превращение в общенародное достояние без права купли-продажи. Во-вторых, переход всей земли в заведование центральных и местных органов народного самоуправления, начиная от демократически организованных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями. В-третьих, пользование землёй должно было быть уравнительно-трудовым то есть обпеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе.

Важнейшей предпосылкой для социализма и органической его формой эсеры считали политическую свободу и демократию . Политическая демократия и социализация земли были основными требованиями эсеровской программы-минимум. Они должны были обеспечить мирный, эволюционный, без особой, социалистической, революции переход России к социализму. В программе, в частности, говорилось об установлении демократической республики с неотъемлемыми правами человека и гражданина : свобода совести , слова , печати, собраний , союзов, стачек, неприкосновенность личности и жилища, всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина с 20 лет, без различия пола, религии и национальности, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов. Требовались также широкая автономия для областей и общин как городских, так и сельских и возможно более широкое применение федеративных отношений между отдельными национальными регионами при признании за ними безусловного права на самоопределение . Эсеры раньше, чем социал-демократы , выдвинули требование федеративного устройства Российского государства. Смелее и демократичнее они были и в постановке таких требований, как пропорциональное представительство в выборных органах и прямое народное законодательство (референдум и инициатива).

Издания (на 1913 год): «Революционная Россия» (в 1902-1905 нелегально), «Народный вестник», «Мысль», «Сознательная Россия».

История партии

Дореволюционный период

Во второй половине 1890-х небольшие народническо-социалистические группы и кружки существовали в Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе. Часть их объединилась в 1900 году в Южную партию социалистов-революционеров, другая в 1901 - в «Союз эсеров». В конце 1901 «Южная партия эсеров» и «Союз эсеров» соединились, и в январе 1902 газета «Революционная Россия » объявила о создании партии. В неё влилась женевская «Аграрно-Социалистическая лига».

В апреле 1902 г. террористическим актом против министра внутренних дел Д. С. Сипягина заявила о себе Боевая организация (БО) эсеров. БО являлась самой законспирированной частью партии. За всю историю существования БО (1901-1908) в ней работали свыше 80 человек. Организация была в партии на автономном положении, ЦК лишь давал ей задание на совершение очередного террористического акта и указывал желательный срок его исполнения. У БО были своя касса, явки, адреса, квартиры, ЦК не имел права вмешиваться в её внутренние дела. Руководители БО Гершуни (1901-1903) и Азеф (1903-1908) являлись организаторами партии эсеров и самыми влиятельными членами её ЦК.

В 1905-1906 годах из партии вышло её правое крыло, образовавшее Партию Народных Социалистов и отмежевалось левое крыло - Союз Социалистов-Революционеров-Максималистов .

В годы революции 1905-1907 годов приходился пик террористической деятельности эсеров. В этот период было осуществлено 233 теракта, с 1902 по 1911 год - 216 покушений.

Партия официально бойкотировала выборы в Государственную Думу 1-го созыва , участвовала в выборах в Думу 2-го созыва , в которую было избрано 37 депутатов-эсеров, а после её роспуска снова бойкотировала Думу 3-го и 4-го созывов.

Во время мировой войны в партии сосуществовали течения центристское и интернационалистское; последнее вылилось в радикальную фракцию левых эсеров (руководитель - М. А. Спиридонова), позже примкнувших к большевикам.

Партия в 1917 году

Партия эсеров активно участвовала в политической жизни Российской Республики 1917 года, блокировалась с меньшевиками-оборонцами и была крупнейшей партией этого периода. К лету 1917 в партии было около 1 млн чел., объединенных в 436 организаций в 62 губерниях, на флотах и на фронтах действующей армии.

После Октябрьской революции 1917 г. партии социалистов-революционеров удалось провести в России лишь один съезд (IV, ноябрь - декабрь 1917 г.), три Совета партии (VIII - май 1918 г., IX - июнь 1919 г., X - август 1921 г.) и две конференции (в феврале 1919 г. и в сентябре 1920-го).

В состав Центрального Комитета на IV съезде ПСР было избрано 20 членов и 5 кандидатов: Н. И. Ракитников, Д. Ф. Раков, В. М. Чернов , В. М. Зензинов , Н. С. Русанов, В. В. Лункевич, М. А. Лихач, М. А. Веденяпин, И. А. Прилежаев, М. И. Сумгин, А. Р. Гоц , М. Я. Гендельман, Ф. Ф. Федорович, В. Н. Рихтер, К. С. Буревой, Е. М. Тимофеев, Л. Я. Герштейн, Д. Д. Донской, В. А. Чайкин, Е. М. Ратнер, кандидаты - А. Б. Ельяшевич, И. И. Тетеркин, Н. Н. Иванов, В. В. Сухомлин, М. Л. Коган-Бернштейн.

Партия в Совдепии

«Правые эсеры» были исключены из Советов всех уровней 14 июня 1918 г. решением ВЦИК. «Левые эсеры» сохраняли легальность до событий 6-7 июля 1918. По многим политическим вопросам «левые эсеры» расходились с большевиками-ленинцами. Такими вопросами были: Брестский мир и аграрная политика, прежде всего продразверстка и комбеды . 6 июля 1918 лидеры левых эсеров, присутствовашие на V съезде советов в Москве были арестованы, а партия запрещена (См. Левоэсеровские восстания (1918)).

К началу 1921 года ЦК ПСР фактически прекратил свою деятельность. Эсеры ещё в июне 1920 года сформировали Центральное Организационное Бюро, куда наряду с членами ЦК вошли некоторые видные члены партии. В августе 1921 года в связи с многочисленными арестами руководство в партии окончательно перешло к Центральному Бюро. К тому времени часть членов ЦК, избранного на IV съезде, погибли (И. И. Тетеркин, М. Л. Коган-Бернштейн), добровольно вышли из состава ЦК (К. С. Буревой, Н. И. Ракитников, М. И. Сумгин), уехали за границу (В. М. Чернов, В. М. Зензинов, Н. С. Русанов, В. В. Сухомлин). Оставшиеся в России члены ЦК ПСР почти поголовно находились в тюрьмах. В 1922 году «контрреволюционная деятельность» эсеров была «окончательно всенародно разоблачена» на московском процессе членов ЦК с.-р. партии (Гоца , Тимофеева и др.), несмотря на защиту их лидерами II Интернационала . По итогам этого процесса лидеры партии (12 человек) были условно приговорены к смертной казни.
Из всех лидеров левых эсеров спастись удалось лишь наркому юстиции в первом послеоктябрьском правительстве Штейнбергу. Остальные многократно арестовывались, долгие годы находились в ссылке, а в годы «Большого террора» были расстреляны .

Эмиграция

Начало эсеровской эмиграции положил отъезд Н. С. Русанова и В. В. Сухомлина в марте-апреле 1918 г. в Стокгольм, где они с Д. О. Гавронским образовали Заграничную Делегацию ПСР. Несмотря на то, что руководство ПСР крайне отрицательно относилось к наличию значительной эсеровской эмиграции, за границей в конце концов оказалось довольно много видных деятелей ПСР, в том числе В. М. Чернов, Н. Д. Авксентьев, Е. К. Брешко-Брешковская, М. В. Вишняк, В. М. Зензинов, Е. Е. Лазарев, О. С. Минор и другие.

Центрами эсеровской эмиграции стали Париж, Берлин и Прага. в 1923 г. состоялся первый съезд заграничных организаций ПСР, в 1928 г. - второй. С 1920 г. начинается выход периодических изданий партии за границей. Огромную роль в налаживании этого дела сыграл В. М. Чернов, уехавший из России в сентябре 1920 г. Сначала в Ревеле (ныне Таллин, Эстония), а затем в Берлине Чернов организовал издание журнала «Революционная Россия» (название повторяло заголовок центрального органа партии в 1901-1905 гг.). Первый номер «Революционной России» вышел в декабре 1920 г. Журнал издавался в Юрьеве (ныне Тарту), Берлине, Праге. Помимо «Революционной России» эсеры издавали в эмиграции ещё несколько печатных органов. В 1921 году в Ревеле вышло три номера журнала «За народ!» (официально он не считался партийным и именовался «рабоче-крестьянско-красноармейским журналом»), журналы политики и культуры «Воля России» (Прага, 1922-1932), «Современные записки » (Париж, 1920-1940) и другие, в том числе на иностранных языках. В первой половине 1920-х годов большинство этих изданий было ориентировано на Россию, куда нелегально доставлялась большая часть тиража. С середины 1920-х годов связи Заграничной Делегации ПСР с Россией слабеют, и эсеровская печать начинает распространяться главным образом в эмигрантской среде.

Литература

  • Павленков Ф. Энциклопедический словарь. СПб., 1913 (5-е изд.).
  • Эльцин Б. М. (ред.) Политический словарь. М.; Л.: Красная новь, 1924 (2-е изд.).
  • Дополненіе к Энциклопедическому словарю // В перепечатке 5-го издания «Энциклопедического словаря» Ф. Павленкова, Нью-Йорк, 1956.
  • Radkey O.H. The Sickle under the Hammer: The Russian Socialist Revolu-tionaries in the Early Months of Soviet Rule. N.Y.; L.: Columbia University Press, 1963. 525 p.
  • Гусев К. В. Партия эсеров: от мелкобуржуазного революционаризма к контрреволюции: Исторический очерк / К. В. Гусев. М.: Мысль, 1975. - 383 с.
  • Гусев К. В. Рыцари террора. М.: Луч, 1992.
  • Партия социалистов-революционеров после октябрьского переворота 1917 года: Документы из архива П. С.-Р. / Собрал и снабдил примечаниями и очерком истории партии в пореволюционный период Marc Jansen. Amsterdam: Stichting beheer IISG, 1989. 772 с.
  • Леонов М. И. Партия социалистов-революционеров в 1905-1907 гг. / М. И. Леонов. М.: РОССПЭН, 1997. - 512 с.
  • Морозов К. Н. Партия социалистов-революционеров в 1907-1914 гг. / К. Н. Морозов. М.: РОССПЭН, 1998. - 624 с.
  • Морозов К. Н. Судебный процесс социалистов-революционеров и тюремное противостояние (1922-1926): этика и тактика противоборства / К. Н. Морозов. М.: РОССПЭН, 2005. 736 с.
  • Суслов А. Ю. Социалисты-революционеры в Советской России: источники и историография / А. Ю. Суслов. Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007.

См. также

Внешние ссылки

  • Прайсман Л. Г. Террористы и революционеры, охранники и провокаторы - М.: РОССПЭН, 2001. - 432 с.
  • Морозов К. Н. Партия социалистов-революционеров в 1907-1914 гг. - М.: РОССПЭН, 1998. - 624 с.
  • Инсаров Эсеры-максималисты в борьбе за новый мир

Ссылки и примечания

Партия социал-революционеров (ПСР) - это политическая сила, объединявшая в себе все ранее разрозненные силы оппозиционеров, стремившихся свергнуть власть. Сегодня распространен миф, что ПСР - террористы, радикалы, которые методом борьбы выбрали кровь и убийство. Это заблуждение сложилось оттого, что в новую силу вошли многие представители народничества, которые действительно выбирали радикальные методы политической борьбы. Однако ПСР не состояла сплошь из ярых националистов и террористов, в ее структуру входили и умеренно настроенные члены. Многие из них занимали даже видные политические посты, являлись известными и уважаемыми людьми. Однако в партии все же существовала «Боевая организация». Именно она занималась террором и убийствами. Ее цель - посеять страх, панику в обществе. Частично им это удалось: были случаи, что политики отказывались от постов губернаторов, так как боялись быть убитыми. Но не все лидеры эсеров придерживались таких взглядов. Многие из них хотели бороться за власть законным конституционным путем. Именно лидеры эсеров станут главными героями нашей статьи. Но сначала скажем о том, когда официально появилась партия и кто в нее входил.

Появление ПСР на политической арене

Название «социал-революционеры» приняли представители революционного народничества. В этой партии они увидели продолжение своей борьбы. Они и составили костяк первой боевой организации партии.

Уже в середине 90-х гг. 19 века стали образовываться эсеровские организации: в 1894 году появился первый Саратовский союз русских социал-революционеров. К концу 19 века подобные организации возникли почти во всех крупных городах. Это Одесса, Минск, Петербург, Тамбов, Харьков, Полтава, Москва. Первым лидером партии был А. Аргунов.

«Боевая организация»

«Боевая организация» эсеров являлась террористической организацией. Именно по ней судят обо всей партии как о «кровавой». На самом деле подобное формирование существовало, однако оно было автономно от Центрального Комитета, часто ему не подчинялось. Ради справедливости скажем, что многие партийные деятели также не разделяли подобные методы ведения борьбы: существовали так называемые левые и правые эсеры.

Идея террора была не нова в русской истории: 19 век сопровождался массовыми убийствами видных политических деятелей. Тогда этим занимались «народники», которые к началу 20 века влились в ПСР. В 1902 «Боевая организация» впервые себя проявила как самостоятельная организация - был убит министр внутренних дел Д. С. Сипягин. Вскоре последовала череда убийств других видных политических деятелей, губернаторов и др. Лидеры эсеров не могли влиять на свое кровавое детище, которое выдвинуло лозунг: «Террор как путь к светлому будущему». Примечательно, но одним из главных руководителей «Боевой организации» был двойной агент Азеф. Он одновременно организовывал террористические акты, выбирал следующие жертвы, а с другой стороны, являлся тайным агентом охранки, «сливал» спецслужбам видных исполнителей, плел интриги в партии, не допускал смерти самого императора.

Лидеры «Боевой организации»

Лидерами «Боевой организации» (БО) были Азеф - двойной агент, а также Борис Савинков, оставивший мемуары о данной организации. Именно по его заметкам историки изучали все тонкости БО. В ней не было жесткой партийной иерархии, как, например, в ЦК ПСР. По словам Б. Савинкова, была атмосфера коллектива, семьи. В ней царила гармония, уважение друг к другу. Сам Азеф прекрасно понимал, что одними авторитарными методами не удержать БО в подчинении, он позволял активистам самим определять внутреннюю жизнь. Другие активные ее деятели - Борис Савинков, И. Швейцер, Е. Созонов - делали все, чтобы организация была единой семьей. В 1904 году был убит другой министр финансов - В. К. Плеве. После этого был принят Устав БО, но он никогда не выполнялся. По воспоминаниям Б. Савинкова, это была лишь бумажка, которая не имела никакой юридической силы, никто не обращал на нее никакого внимания. В январе 1906 года «Боевая организация» окончательно была ликвидирована на партийном съезде из-за отказа ее лидеров продолжить террор, а сам Азеф стал сторонником политической законной борьбы. В будущем, конечно, были попытки ее реанимировать с целью убийства самого императора, но Азеф все время нивелировал их вплоть до своего разоблачения и бегства.

Движущая политическая сила ПСР

Эсеры в надвигающейся революции делали упор на крестьянство. Это и понятно: именно аграрии составляли большинство жителей России, именно они терпели многовековое угнетение. Так считал и Виктор Чернов. К слову сказать, до первой русской революции 1905 года крепостничество фактически сохранялось в России в видоизмененном формате. Только реформы П. А. Столыпина освободили наиболее трудолюбивые силы от ненавистной общины, тем самым создав мощный толчок для социально-экономического развития.

Эсеры 1905 года скептически относились к революции. Они не считали Первую революцию 1905 года ни социалистической, ни буржуазной. Переход к социализму должен был быть мирным, поэтапным в нашей стране, а буржуазная революция, по их мнению, и вовсе не нужна, ибо в России большинство жителей империи - крестьяне, а не рабочие.

Своим политическим лозунгом эсеры провозгласили словосочетание «Земля и воля».

Официальное появление

Процесс формирования официальной политической партии был долгим. Причина заключалась в том, что лидеры эсеров имели разные взгляды как на конечную цель партии, так и на использование методов осуществления своих целей. Кроме того, в стране фактически существовали две независимые силы: «Южная партия эсеров» и «Союз эсеров». Они слились в единую структуру. Новый лидер партии эсеров в начале 20 века сумел собрать всех видных деятелей вместе. Учредительный съезд проходил с 29 декабря 1905 по 4 января 1906 года в Финляндии. Тогда это была не независимая страна, а автономия в составе Российской империи. В отличие от будущих большевиков, которые создавали свою партию РСДРП за границей, эсеры формировались внутри России. Лидером объединенной партии стал Виктор Чернов.

В Финляндии ПСР утвердили свою программу, временный устав, подвели итоги своего движения. Официальному оформлению партии способствовал Манифест 17 октября 1905 года. Он официально провозглашал Государственную думу, которая формировалась через выборы. Лидеры эсеров не хотели оставаться в стороне - они также начали официальную законную борьбу. Проводится широкая пропагандистская работа, выпускаются официальные печатные издания, активно привлекаются новые члены. К 1907 распускается «Боевая организация». После этого лидеры эсеров не контролируют своих бывших боевиков и террористов, их деятельность становится децентрализованной, численность их растет. Но с роспуском боевого крыла происходит, наоборот, рост террористических актов - всего их насчитывается 223. Самым громким из них считается взрыв кареты московского градоначальника Каляева.

Разногласия

С 1905 года начинаются разногласия между политическими группами и силами в ПСР. Появляются так называемые левые эсеры и центристы. Термин «правые эсеры» в самой партии не встречался. Этот ярлык придумали впоследствии большевики. В самой партии было разделение не на «левых» и «правых», а на максималистов и минималистов, по аналогии с большевиками и меньшевиками. Левые эсеры - это и есть максималисты. Они в 1906 году откололись от основных сил. Максималисты настаивали на продолжении аграрного террора, т. е. свержения власти революционными методами. Минималисты настаивали на борьбе законными, демократическими способами. Интересно, но почти так же разделилась партия РСДРП на меньшевиков и большевиков. Лидером левых эсеров стала Мария Спиридонова. Примечательно, что они слились впоследствии с большевиками, тогда как минималисты объединились с другими силами, а сам лидер В. Чернов входил во Временное правительство.

Женщина-лидер

Эсеры унаследовали традиции народников, видными деятелями которых некоторое время были женщины. В одно время, после ареста основных лидеров народовольцев, на свободе остался только один член исполкома - Вера Фигнер, руководившая организацией почти два года. Убийство Александра Второго также связано с именем другой женщины-народовольца - Софьи Перовской. Поэтому никто не был против, когда Мария Спиридонова стала во главе левых эсеров. Далее - немного о деятельности Марии.

Популярность Спиридоновой

Мария Спиридонова - символ Первой русской революции, над ее сакральным образом трудились много видных деятелей, поэтов, писателей. Мария не сделала ничего сверхъестественного, по сравнению с деятельностью других террористов, осуществлявших так называемый аграрный террор. Она в январе 1906 года совершила покушение на советника губернатора Гавриила Луженовского. Он «провинился» перед русскими революционерами во время 1905 года. Луженовский жестоко подавлял любые революционные выступления в своей губернии, был лидером тамбовских черносотенцев - националистической партии, которая отстаивала монархические традиционные ценности. Покушение для Марии Спиридоновой закончилось неудачно: ее зверски избили казаки и полицейские. Возможно, она была даже изнасилована, но эта информация неофициальная. Особо рьяных обидчиков Марии - полицейского Жданова и казачьего офицера Аврамова - настигла расправа в будущем. Сама же Спиридонова сделалась «великомученицей», пострадавшей за идеалы русской революции. Общественный резонанс по ее делу облетел все страницы иностранной прессы, которая уже в те годы любила говорить о правах человека в неподконтрольных им странах.

Журналист Владимир Попов сделал себе имя на этой истории. Он провел расследование для либеральной газеты «Русь». Дело Марии было настоящей пиар-акцией: описывались в газетах каждый ее жест, каждое сказанное на суде слово, опубликовывались письма родным и близким из тюрьмы. На ее защиту встал один из виднейших юристов того времени: член ЦК кадетов Николай Тесленко, возглавлявший Союз адвокатов России. Фотокарточка Спиридоновой распространялась по всей империи - эта была одна из самых популярных фотографий того времени. Находятся свидетельства, что тамбовские крестьяне молились за нее в специальной часовенке, поставленной во имя Марии Египетской. Все статьи о Марии переопубликовывались, каждый студент считал почетным иметь ее карточку в кармане, наряду со студенческим билетом. Система власти не выдержала общественного резонанса: Марии отменили смертную казнь, изменив наказание на пожизненную каторгу. В 1917 году Спиридонова примкнет к большевикам.

Другие лидеры левых эсеров

Говоря о лидерах эсеров, необходимо упомянуть еще нескольких видных деятелей этой партии. Первый - Борис Камков (настоящая фамилия Кац).

Один из создателей партии ПСР. Родился в 1885 году в Бессарабии. Сын земского врача-еврея, участвовал в революционном движении в Кишиневе, Одессе, за что и был арестован как член БО. В 1907 году бежал за границу, где и проводил всю активную работу. В годы Первой мировой войны придерживался пораженческих взглядов, т. е. активно желал поражения русских войск в империалистической войне. Входил в редакцию антивоенной газеты «Жизнь», а также в комитет помощи военнопленным. Вернулся в Россию только после Февральской революции, в 1917 году. Камков активно выступал против Временного «буржуазного» правительства и против продолжения войны. Убедившись, что он не сможет противостоять политике ПСР, Камков вместе с Марией Спиридоновой и Марком Натансоном инициировали создание фракции левых эсеров. В Предпарламенте (22 сентября - 25 октября 1917) Камков отстаивал свои позиции по миру и Декрету о земле. Однако они были отвергнуты, что привело его к сближению с Лениным и Троцким. Большевики решили выйти из Предпарламента, призвав левых эсеров последовать вместе с ними. Камков решил остаться, но заявил о солидарности с большевиками в случае революционного выступления. Таким образом, Камков уже тогда либо знал, либо догадывался о возможном захвате власти со стороны Ленина и Троцкого. Осенью 1917 года он стал одним из лидеров крупнейшей петроградской ячейки ПСР. После октября 1917 года пытался наладить взаимоотношения с большевиками, заявлял, что в новый Совет Народных Комиссаров должны войти все партии. Активно выступал против Брестского мира, хотя еще летом заявлял о недопустимости продолжения войны. В июле 1918 года начались левоэсеровские движения против большевиков, в которых Камков принял участие. С января 1920 года начинается череда арестов, ссылок, но он никогда не отказывался от верности к ПСР, несмотря на то что когда-то активно поддерживал большевиков. Только с началом троцкистских чисток Сталина 29 августа 1938 года был расстрелян. Реабилитирован прокуратурой РФ в 1992 году.

Другой видный теоретик левых эсеров - Штейнберг Исаак Захарович. Сначала так же, как и другие, был сторонником сближения большевиков и левых эсеров. Был даже народным комиссаром юстиции в Совете народных комиссаров. Однако так же, как и Камков, был ярым противником заключения Брестского мира. Во время эсеровскоско восстания Исаак Захарович находился за границей. После возвращения в РСФСР вел подпольную борьбу против большевиков, в результате чего был арестован ВЧК в 1919 году. После окончательного разгрома левых эсеров эмигрировал за границу, где вел антисоветскую деятельность. Автор книги «От февраля по октябрь 1917», которая издана в Берлине.

Еще одним видным деятелем, который поддерживал связь с большевиками, был Натансон Марк Андреевич. После Октябрьской революции в ноябре 1917 года инициировал создание новой партии - Партии левых эсеров. Это были новые «левые», которые не хотели примкнуть к большевикам, но и не вошли к центристам из Учредительного собрания. В 1918 году партия открыто выступила против большевиков, однако Натансон остался верным союзу с ними, отколовшись от левых эсеров. Было организовано новое течение - Партия революционного коммунизма, членом ЦИК которой являлся Натансон. В 1919 году он понял, что большевики не потерпят никакой иной политической силы. Боясь ареста, уехал в Швейцарию, где и умер от болезни.

Эсеры: 1917 год

После громких террактов 1906-1909 гг. эсеров считают главной угрозой империи. Против них начинаются настоящие облавы со стороны полиции. Февральская революция реанимирует партию, а идея «крестьянского социализма» находит отклик в сердцах людей, т. к. многие желали передела помещичьих земель. К концу лета 1917 года численность партии доходит до одного миллиона человек. В 62 губерниях формируются 436 партийных организаций. Несмотря на большую численность и поддержку, политическая борьба была довольна вялой: так, за всю историю партии проводилось всего четыре съезда, а к 1917 году так и не был принят постоянный Устав.

Быстрый рост партии, отсутствие четкой структуры, членских взносов, учета своих членов приводят к сильному разнобою в политических взглядах. Некоторые ее малограмотные члены и вовсе не видели разницы между ПСР и РСДРП, считали эсеров и большевиков одной партией. Частыми были случаи перехода от одной политической силы к другой. Также в партию вступали целыми деревнями, фабриками, заводами. Лидеры ПСР отмечали, что многие так называемые мартовские эсеры входят в партию исключительно с целью карьерного роста. Это подтвердилось массовым их уходом после прихода к власти большевиков 25 октября 1917 года. «Мартовские эсеры» почти все перешли к большевикам к началу 1918 года.

К осени 1917 года эсеры распадаюстя на три партии: правые (Брешко-Брешковская Е. К., Керенский А. Ф., Савинков Б. В.), центристы (Чернов В. М., Маслов С. Л.), левые (Спиридонова М. А., Камков Б. Д.).