Определение анималистический жанр. Презентация «Анималистический жанр в изобразительном искусстве


А нималистика — жанр в изобразительном искусстве, посвященный братьям нашим меньшим. Героями произведений художников-анималистов выступают звери и птицы (animal — с лат. «животное»). Любовь к жизни и природе, восприятие себя как частички живого мира — вот что движет кистью творцов, склоняющих головы перед созданиями, которым премного обязан человек.


История анималистики в живописи

Анималисты в своих работах пытаются соблюсти точность изображения животного и в то же время добавить образу художественной выразительности. Часто зверя наделяют человеческими чертами, поступками и эмоциями. Истоки этого вида искусства лежат ещё в первобытном мире, когда в наскальных рисунках древние люди пытались передать анатомию животного, его красоту и опасность для человека.

От истоков древности

Скульптурные памятники животных и анималистическая керамика являются неотъемлемой частью истории Древней Африки, Америки и Востока. В Египте боги часто изображались с головами птиц и зверей. На древнегреческих вазах также присутствуют декоративные образы животных. Анималистика была одинаково развита во всех странах.


Средневековье

Средние века добавили изображениям животных аллегоричности и сказочности. Любимыми персонажами мастеров того времени были собаки. Верные друзья окружали человека в быту, на прогулке, охоте. Известный венецианский живописец XVI века, Веронезе, вводит образ собаки в религиозные сюжеты — звери идут следом за ногой Спасителя.


Эпоха Возрождения

Мастера эпохи Возрождения старались писать животных с натуры, что было довольно сложно. Никакого зверя не заставишь замереть и позировать. В XVII-XVIII веках анималистическая живопись развивается быстрыми темпами в Нидерландах, Франции и России. Образы зверей можно встретить на картинах Рембрандта, Рубенса и Леонардо да Винчи . В русском творчестве особым смыслом наделил изображения животных Серов — его иллюстрации к басням Крылова с неподражаемой живостью и сатирой передают идеи поучительных текстов.

На пороге тысячелетий

XIX-XX века немного отдалили анималистов от романтизма и возвышенности в создании образов зверей. Реализм становится характерной чертой эпохи. Живописцы стараются точно передать анатомию животного.Окрас, поза, повадки — все настолько фотографично в картинах, что порой трудно разглядеть след кисти художника. Позднее в анималистике получил распространение гиперреализм, когда мелкие детали выставляются на первый план по воле мастера, желающего сделать акцент на одном из качеств животного.




Известные картины и художники анималистического жанра. Творцы Востока

Одним из первых представителей анималистики в живописи — китайский художник И Юаньцзи, творивший в начале XI века. Он прославился уникальными изображениями обезьян в сюжетах, пронизанных стилем Востока. Продолжил его идеи император Сюаньдэ из династии Мин. Рисование обезьян и собак было его любимым занятием.


Живописцы Европы и мира

Известный немец Альбрехт Дюрер , творивший в эпоху Возрождения, оставил многочисленные акварели и литографии, довольно реалистично передающие образы животных («Лев», «Кролик», «Аист» и другие).

Поистине выдающимся анималистом считается фламандец Франс Снайдерс (XVI-XVII вв.). Его натюрморты с охотничьими трофеями — настоящие шедевры, украшающие многочисленные галереи и выставочные залы Европы. Одни из наиболее популярных картин художника — «Оленья охота», а также «Лиса и кошка».


Анималистика не была в то время популярным жанром живописи, однако буржуа любили заказывать картины с изображениями лошадей и других домашних животных. На портретах людей в стиле барокко часто присутствовали образы птиц и зверей.

Также невозможно не вспомнить одного из сильнейших художников анималистов XX века — канадца Роберта Бейтмана. Его зубры, слоны, львы, олени и леопарды смотрят на зрителя из окошка живой природы, приоткрытого на полотне мастера.


Русские художники

Россия открыла миру немало великих анималистов. Василий Ватагин посвятил свою жизнь изучению повадок и пластики животных. Его работы в графике, акварели и карандаше настолько пронзительны, что чувствуешь на себе дыхание и взгляд животного. Прекрасные примеры работ в анималистическом жанре Серова — «Купание коня» и «Волы» .


Еще один непревзойденный мастер русской анималистики — Константин Савицкий. Это его знаменитые мишки попали на картину Шишкина «Утро в сосновом бору». Евгений Чарушин, Константин Флеров, Андрей Марц — представители советcкого периода в развитии направления.

Анималистическая живопись в современном мире очень близка к искусству фотографии. Тонкое мастерство и большая любовь к живым существам требуется для создания таких шедевров. Художники будто стучатся в человеческое сердце с просьбой: «Берегите этот мир природы, он уходит от нас».


Жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных в живописи, графике, скульптуре и декоративном искусстве. Является одним из древнейших жанров живописи . Основным видом деятельности древнего человека была охота. Изучение характера животного, его повадок имело практическую ценность. Все это получило отражение в наскальных и настенных росписях первобытных людей.

Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом . Он уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передает его анатомическое настроение.

В книжной графике, иллюстрациях к сказкам, басням, аллегорическим и сатирическим произведениям, животное часто «очеловечивается», т. е. наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями, одевается в костюмы.

Для скульптуры и мелкой пластики, декоративного и народного искусства (резьбы по дереву, кости, камню, глиняной игрушки, вышивки) особенно существенна декоративная выразительность фигуры, силуэта, фактуры, цвета животного. В русском искусстве сложилась большая группа художников, создавших яркие образы животных: Е. Лансере, П. Клодт, В. Серов, В. Ватагин, И. Ефимов, Е. Чарушин, Е. Рачев, Ю. Васнецов и др.

ПРИМЕРЫ:

В.А.Ватагин. «Молодые антилопы». «Набросок слона». «Cтpayc». «Жирафа». Бумага, карандаш

Самое главное в зарисовках животных - передача их характерных особенностей. Например, у слона главное - его массивность, неторопливая походка. Набросок слона художник выполнил мягкими, широкими, неторопливыми линиями. Эти линии имеют разное освещение - где-то они яркие, где-то едва заметные. Такой приём в рисовании помогает передавать объём предмета.

В творчестве Ватагина можно встретить своеобразные портреты животных. Например, рисунок красавицы жирафы. Её огромные блестящие глаза, вздрагивающие губы, изящные уши, высокая шея вызывают восхищение!

Молодые антилопы изящны и пластичны. Художник любуется их грациозными формами. С любовью он прорисовывает линии шеи, плавно переходящие в туловище. Линия словно струится от нижней части мордочки к уху и опять падает на шею. Необыкновенно выразителен набросок страуса! Птица идёт в наступление: раскрытые мощные крылья, быстрый шаг крепких ног, и кажется даже, что слышен ее крик.

В изобразительном искусстве является, пожалуй, самым древним в истории. Наши предки на стенах своих пещер острыми камнями выскабливали именно изображения животных. Доказательством тому служит во Франции.

С тех пор прошло много веков. Живопись, рисунок и скульптура обзавелись богатой историей, а анималистический жанр - картины известных художников тому свидетельство - стал менее популярен. Однако, несмотря на появление новых объектов изображения, таких как люди, архитектура, пейзажи и многое другое, анимализм не перестал пользоваться спросом как среди художников, так и среди любителей искусства.

Анималистический жанр в изобразительном искусстве: картины, изображающие животный мир

Анимализм - это изображение животных на предметах искусства. Этот жанр не ограничен рисунком и живописью, а активно применяется в ряде других видов искусства. Многие художники и критики считают анимализм самым универсальным в мире жанром, поскольку изображения животных свойственны людям всех эпох и культур.

Изображения животных свойственны и произведениям искусства, созданным в другом жанре. Например, знаменитая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу». Шишкин - величайший из пейзажистов в истории русского искусства, и «Утро в сосновом лесу», без сомнения, является пейзажем, но с элементами анималистического жанра. Стоит отметить, что Шишкин не писал своих знаменитых мишек, они были выполнены художником-анималистом Константином Савицким.

Такая практика была необыкновенно популярна среди анималистов. Например, Франс Снайдерс - один из самых знаменитых художников анималистического жанра - часто рисовал животных на картинах Рубенса. Примечательно, что не все художники, даже самые знаменитые, могли справиться с изображением животных и птиц.

История анималистического жанра

Изображение животных - самый древний пыл к которому не угасал вплоть до Ренессанса и централизации фокуса на человеке с его классическими идеалами. Примечательно, что и в эпоху классицизма животные изображались на вазах, мозаиках и фресках с завидной регулярностью.

Наши ранние предки, выскабливая на каменных стенах своих грубых жилищ фигуры тех животных, на которых охотились, и тех, от кого убегали, стремились систематизировать жизнь и окружающую среду, обучить потомков, отдать дань уважения природе. Стоит отметить, что фигуры животных часто были изображены гораздо более детально, нежели фигуры людей-охотников. Этот ранний анимализм принято называть животным стилем.

Позднее в культуре древнего Египта, Месопотамии, Индии и других регионов популярно было изображать божеств в форме животных либо обожествлять самих представителей фауны. Таким образом изображения животных оказывались на предметах культа, стенах гробниц и драгоценностях.

Как ни странно, анималистический жанр в изобразительном искусстве стал принимать современные черты именно в период Возрождения - эпоху, когда живопись была преимущественно религиозной. Хотя стоит отметить, что большинство жанров оформилось благодаря Ренессансу.

Анималистический жанр: художники

Первыми представителями анималистического жанра в искусстве являются китайский художник И Юаньцзи (начало XI века), прославившийся изображением обезьян, и китайский император Сюаньдэ из (середина XV), который в качестве хобби рисовал обезьян и собак.

В Европе эпохи Возрождения анималистический жанр развил один из величайших представителей Северного Ренессанса Альбрехт Дюрер. В то время как его современники писали религиозные сюжеты, Дюрер активно изучал флору и фауну; его акварели, рисунки и литографии говорят о том, что одного из столпов искусства Возрождения интересовал анималистический жанр. Картины известных художников того времени нечасто отходили от принятых норм живописи, однако даже на полотнах Леонардо и Рафаэля, пусть редко, все же фигурируют животные и птицы.

Самым выдающимся и знаменитым художником-анималистом является фламандский живописец Франс Снайдерс. Он особенно прославился своими натюрмортами с охотничьими трофеями.

Анималистика в живописи

В период Возрождения, барокко, классицизма, романтизма и последующих стилей анимализм никогда не являлся не то что доминирующим, но даже популярным жанром. Однако талантливые художники-анималисты могли обеспечить себе достойное проживание, сотрудничая с другими художниками, как, например, Франс Снайдерс.

Аристократы и буржуазия, особенно в Англии, заказывали изображения ведущих лошадей на скачках или своих любимцев. На многих портретах эпохи все того же барокко фигурировали люди с домашними животными. В военном портрете необходимо было изображать предводителей на коне. Зачастую многие аристократы предпочитали быть изображенными на портретах в седле. Анималистический жанр в живописи пользовался популярностью и у буржуазии, особенно это касалось изображений охоты и пойманной дичи.

Анималистический жанр в скульптуре

Изображения животных в скульптуре очень популярны по всему миру. От «Капитолийской волчицы» и «Брауншвейгского льва» до «Медного всадника» и «Берлинского медведя» - скульптуры животных часто становятся символами городов и исторических событий.

Особенно среди скульпторов-анималистов выделяется Антуан-Луи Бари, творивший в эпоху романтизма. Его скульптуры отличаются характерными для романтиков драматизмом и энергетикой. Бари, однако, был необычайно талантливым скульптором, подробно изучавшим анатомию и пластику животных. По его словам, изображение животного в движении требует особенной наблюдательности, потому что одной анатомии тут недостаточно. Каждое животное обладает своей пластикой, манерой движения и характерными повадками, которые необходимо уловить, чтобы изображение получилось естественным.

Другие виды анимализма

Анималистический жанр в не обошел и фотографию. Сегодня множество профессиональных фотографов и талантливых любителей обращают внимание на природную красоту и силу животных. Особенно это актуально на фоне современных проблем окружающей среды и стремления многих людей и организаций обратить на них внимание и предотвратить возможные бедствия, грозящие нам потерей прекрасных и очаровательных видов животных, таких как амурский тигр, панда, коала и западная горилла.

Анималистика (Анималистический жанр), иногда также Анимализм (от лат. animal - животное) -

жанр изобразительного искусства

Основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре, графике и реже в декоративном искусстве. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями (например, басни).


Из скульптуры имеет распространение

анималистическая керамика

Стилизованные фигуры животных имеются среди памятников звериного стиля (en), в искусстве Древнего Востока, Африки, Океании, древней Америки, в народном творчестве многих стран.

История анималистики

Художники, работающие в анималистическом жанре, называются анималистами. Животные в живописи, в графике вызывают такой же интерес у зрителей, как портреты известных людей. И это не случайно. С анималистики, когда в эпоху палеолита, более 30 тысяч лет назад, люди начали изображать на скалах животных, началось мировое искусство. Уходит корнями в глубокое прошлое и традиция сохранять на память изображения домашних животных, а также животных и птиц, считавшихся священными. До нас дошли барельефы собак, львов, быков и лошадей древней Ассирии, барельефы и фрески с собаками, кошками, ибисами, крокодилами, павианами, змеями, шакалами, соколами Древнего Египета, керамика с рисунками собак и лошадей Древней Греции и Древнего Рима, скульптурные изображения ягуаров, змей и других животных у ацтеков и майя. Высочайшего уровня достигло изображение животных в Древнем Китае. Известны изображения собак, похожих на чау-чау, более чем двухтысячелетней давности. Мы и сегодня любуемся анималистической графикой китайских мастеров. У европейской аристократии интерес к анимализму появился в эпоху Возрождения. С тех времен вплоть до ХХ века на многих портретах человек изображался с животным, к которому он был привязан — лошадью, собакой, кошкой. Картины кисти таких известных художников, как Паоло Веронезе, Жан-Батист Удри, Ван Дейк, Гейнсборо, Тициан Вечеллио, Антонио Моро, Розальба Каррьера, Джордж Стаббс, Анри-Франсуа Ризенер и многих других, запечатлевших людей с их животными-любимцами, — хоть эти художники никогда не позиционировали себя как анималисты, — входят в коллекцию шедевров мировой живописи.

Проявляла интерес к анимализму и российская элита. В Историческом музее несколько лет назад экспонировались портреты собак, подаренных русским царям. С левретки Екатерины Великой была сделана скульптура, хранящаяся сейчас в Петергофе. А на картине Боровиковского императрица запечатлена с другой своей левреткой. Граф Орлов собрал коллекцию портретов своих борзых и лошадей. Портрет человека с животным писали Брюллов, Маковский, Серов, Серебрякова, другие знаменитые русские художники, причем не только с собакой, но и с лошадьми, и даже с прирученными дикими животными. Во всем мире известны и русские художники-анималисты, то есть те, кто пишет в основном животных, — Степанов, Ватагин, Ефимов, Лаптев, Чарушин. Во второй половине ХХ века в Европе мастеров реалистического портрета, в том числе и анималистического, стали теснить представители «современного искусства». В художники анималисты попал, например, Херст, экспонирующий законсервированных в формалине корову, акулу и пр. Зато интерес к анимализму в реалистической манере получил развитие в США — на проходящих там выставках экспонируются работы множества художников-анималистов



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Вид занятий: Беседа об искусстве.

Цель: расширение знаний у учащихся о разнообразии видов и жанров изобразительного искусства, а также знакомство с выдающимися произведениями этого искусства и великими мастерами.

Задачи:

  • Образовательные :
    • закрепить знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
    • продолжать работу над развитием умения различать виды и жанры изобразительного искусства;
    • познакомить учащихся с отдельными жанрами, особенностями их выражения в произведениях изобразительного искусства (анималистический жанр),выработать у учащихся интерес к работам художников-анималистов;
    • знакомить учащихся с техникой изображения животного в движении;
  • Коррекционно-развивающие :
    • осуществлять коррекцию недостатков сенсорного развития учащихся;
    • формировать умения воспринимать и различать величину, форму, положение геометрических фигур при изображении и передаче движения животного;
    • устранять недостатки владения техникой рисования.
  • Воспитательные :
    • продолжать воспитывать любовь к изобразительному искусству;
    • способствовать повышению эстетической культуры воспитанников;
    • прививать любовь к животным.

Форма работы на занятии: совместно-индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование и материалы: мультимедийная аппаратура (слайды репродукций картин, кроссворд), репродукции картин, рисунки и скульптуры В.Ватагина, стихотворения о жанрах изобразительного искусства, музыкальные записи, простой карандаш, альбомный лист, резинка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1) Приветствие учащихся.

2) Проверка психологической готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы занятия, повторение ранее изученного

Учитель. Ребята, мы сегодня с вами превратимся в юных художников. Оденьте, пожалуйста, эти беретки и шарфы. Будем выглядеть настоящими художниками. Вы готовы к уроку? Садитесь удобно и внимательно слушайте меня.

(Стук в дверь. Заносят посылку с письмом.)

Ой, какая-то посылка и письмо. Давайте-ка прочитаем письмо.


Я приготовила подарки для тех ребят, которые активно будут работать на уроке, хорошо и правильно будут отвечать на вопросы учителя. Удачи вам!

Ну, ребята, давайте постараемся заслужить подарки Белки. А что там, мы узнаем в конце урока.
Итак, сейчас мы продолжим говорить с вами о видах и жанрах изобразительного искусства.
С древнейших времен, по мере развития изобразительного искусства, выделялись его виды . Давайте вспомним, что такое вид ? Нам неоднократно доводилось видеть рисунки, выполненные карандашом или углем на бумаге; картины, написанные красками на холсте, памятники – гранитные или мраморные; здания храмов и музеев. Как вы знаете, все это – произведения изобразительного искусства различных его видов .
Мы с вами на уроках рассматривали различные картины, отгадывали кроссворды в ноутбуке, а сегодня у нас в классе большой экран. И нам всем будет очень хорошо видны все картины и задания.
Просмотрите, пожалуйста, на экран и определите, к какому виду мы отнесем представленное изображение.

(Слайд 1. «Живопись») Ответы детей: Работа выполненная в цвете, красками, на плоскости.
(Слайд 2. «Графика») Ответы детей: Работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок.

– А теперь взгляните на изображения различных сооружений, зданий и определите, к какому виду они относятся.

(Слайд 3. «Архитектура») Ответы детей: Искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений.

(Слайд 4. «Скульптура») Ответы детей: Работа выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки.

– Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили виды изобразительного искусства, которые изучали. А сейчас перейдем к жанрам изобразительного искусства, с которыми мы знакомы.
Давайте вспомним, что такое жанр .

Жанр – это несколько особенных признаков, присущих произведениям искусства, по которым мы отличаем одни из них от других. И в зависимости от того, что изображено на картине, можно определить ее жанр. Другим словом, отличаем мы жанры картин по их содержанию.

– Ребята, прослушайте, пожалуйста, стихотворение и отгадайте, о каком жанре изобразительного искусства идет речь.

(Слайд 7. «Пейзаж»)

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
пейзаж . (Изображение природы)

(Слайд 8. «Натюрморт»)

– Давайте все вместе прочитаем это стихотворение, громко и четко произнося слова.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – натюрморт . (Изображение предметов: цветов, дичи, утвари)

(Слайд 9. «Портрет»)

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется портрет . (Изображение человека)

(Слайд 10. «Батальный»)

Если видишь на картине танки
В бой лавиною пошли
Или быстрые тачанки,
Или в море – корабли
Иль штыков мерцая сталью,
В бой пехота поднята –
Называется … (батальным )
Жанр картин таких всегда. (Изображение военных действий)

(Слайд 11. «Исторический»)

Жанр изобразительного искусства, посвященный знаменательным событиям прошлого и настоящего. (Изображение исторических событий)

(Слайд 12. «Марина»)

Жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа.

(Слайд 13. «Бытовой»)
Если видишь на картине
Повседневный труд людской
За прилавком в магазине
Или в швейной мастерской,
На заводе или в школе,
Это навсегда усвой –
Жанр картины – …(бытовой )

III. Предъявление нового материала

– Сегодня мы на уроке узнаем еще об одном жанре изобразительного искусства. Называется этот жанр – анималистический . (Слайд 14)
Как вы понимаете это слово? Может где-то слышали вы его (Ответы детей) . Телевизор любите смотреть? Есть кабельное телевидение? Канал «Animal» смотрите? И кого там постоянно показывают? (Ответы детей) Да, животных. Поэтому и назвали этот канал «Animal» т.е. в переводе с английского языка – животные.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение. (Слайд 15)

Если видишь на картине
Нарисован слон,
Крокодил, жираф, горилла,
Кошка, иль питон,
Или звери Аргентины,
Иль пингвин Арктический,
Значит, жанр такой картины –
Анималистический . (Изображение животных)

Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и в скульптуре древнейших времен. Картины, где изображены животные, называют анималистическим , а художников – анималистами .
Давайте все вместе прочитаем это слово с доски.
Животных изображали карандашом, красками, углем и одним из русских художников-анималистов был Василий Ватагин, который очень любил животных и всю свою жизнь изучал их повадки и пластику, восхищаясь их цветовой окраской, гибкими движениями, выразительностью силуэтов

(Слайд 16. В. Ватагин).

– Вы знаете, что у каждого животного есть свой характер? Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые.

(Слайды 17, 18, 19 с работами художника В. Ватагина. Рассматривание и обсуждение.)

– Обратите внимание на то, как художник, верно, передает всю пластику и выразительность образа животного с его характером (рассматривание картин). Характер зверя выражается через движение и форму тела, стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего (пантера, крокодил, медведь), изящного или могучего; через пропорции: большая голова, длинные ноги и короткие лапы, выгнутая спина, большие и маленькие глаза; через выразительные детали: лохматую и гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз. Художник не просто копирует, но эмоционально усиливает то, что выражает характер, делает видимым то, что понял, почувствовал. Именно поэтому художник внимателен к своим ощущениям.

Мир животных величественный и гордый. Ребята, вы смотрели мультфильм «Маугли»? Вот этот мультфильм иллюстрировал художник-анималист В.Ватагин. (Слайд 20)
Рассмотрим следующие работы художника.
В одном рисунке художник В.Ватагин создал суровый и грозный образ зверя, а в другом – печальный.

(Слайд 21. В.Ватагин. Пантера. Тушь. Перо.)

На этом рисунке в образе грозной пантеры художнику удалось выразить свое отношение: он любуется ее силой, мощным телом и решительным характером.

(Слайд 21. В.Ватагин. Бегемот. Карандаш)

А на этом рисунке художник изобразил бегемота медлительным и неповоротливым. Ему удалось нарисовать животного грустным и печальным.

– Ребята, мы сегодня с вами узнали еще об одном жанре изобразительного искусства, где изображаются животные. Как он называется? (Ответы детей).
– А как называют художников, которые изображают животных? (Ответы детей).

Физкультминутка (Слайд 22)

– Сейчас мы с вами отгадаем кроссворд и проверим наши знания о видах и жанрах изобразительного искусства.

(Кроссворд «Жанры изобразительного искусства» на слайдах)

– Молодцы, ребята! Мы еще не раз будем возвращаться к этим терминам и использовать их на занятиях и в жизни.

IV. Актуализация знаний учащихся

– Скажите, пожалуйста, ребята. Вы любите животных? У вас есть домашние животные? Мы с вами уже говорили, что художник В.Ватагин очень любил животных и рисовал только их. Давайте мы с вами тоже попробуем нарисовать своих любимых животных. Мы выполним графическую работу. А какие материалы нам для этого нужны? (Ответы детей) .

Возьмите листочки (1/2 альбомного листа), простой карандаш, резинку и попытайтесь нарисовать свое любимое животное. Приступая к работе, не забывайте о правилах изображения (напоминаются правила: не нажимать на карандаш, не махать карандашом, чтобы не поранить соседа).

Итак, расположите лист вертикально или горизонтально, кому как удобно.

Я люблю кошку. (Слайд 23) Посмотрите, как я буду рисовать ее. Кошка может быть ласковой и доброй. Но если ее котятам грозит опасность, она всем своим видом как бы говорит: «Не подходи, берегись!» (Слайд 24, 25)

Сначала мы рассмотрим ее (Рассматриваем игрушечную кошку). Сравним, на какие геометрические фигуры похожи части ее тела: голова, туловище, уши. Голова в форме круга, туловище в виде овала, уши в виде треугольников.

(Педагогический рисунок на доске. Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах)

Каким образом мы должны превратить эти геометрические фигуры в кошку и передать пластичность кошки? (Ответы детей).

Плавными линиями я соединяю эти геометрические фигуры и дорисовываю необходимые детали животного.

V. Практическая работа детей

Задания: выполнить графический рисунок любимого животного, используя геометрические фигуры (используется простой карандаш).

Целевые обходы педагога:

1) Проверка организации учащимися рабочего места.
2) Наблюдение за правильностью выполнения приемов работы.
3) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
4) Контроль за объемом и качеством выполненной работы.

– Молодцы, ребята! Вы сегодня все очень хорошо поработали. Наведите порядок на рабочем месте.

VI. Итог занятия

1) Выставка работ учащихся.

2) Самоанализ деятельности учащихся.

3) Беседа по вопросам:

– Что вы нового узнали на уроке?
– Смогли ли вы решить сложную задачу изображения животного с помощью геометрических фигур?
– Были ли у вас затруднения в работе, как вы их преодолевали?
– Довольны ли вы своей работой?
– Какой из представленных рисунков вам понравился более всего и почему?

– Ну, думаю, что пора нам узнать, что за подарки приготовила нам Белка.

«Здравствуйте, юные художники!
Я приготовила подарки для тех ребят, которые активно будут работать на занятии, хорошо и правильно будут отвечать на вопросы учителя. Удачи вам!
С наилучшими пожеланиями Белка»