Определение анималистический жанр. Презентация «Анималистический жанр в изобразительном искусстве
А нималистика — жанр в изобразительном искусстве, посвященный братьям нашим меньшим. Героями произведений художников-анималистов выступают звери и птицы (animal — с лат. «животное»). Любовь к жизни и природе, восприятие себя как частички живого мира — вот что движет кистью творцов, склоняющих головы перед созданиями, которым премного обязан человек.
История анималистики в живописи
Анималисты в своих работах пытаются соблюсти точность изображения животного и в то же время добавить образу художественной выразительности. Часто зверя наделяют человеческими чертами, поступками и эмоциями. Истоки этого вида искусства лежат ещё в первобытном мире, когда в наскальных рисунках древние люди пытались передать анатомию животного, его красоту и опасность для человека.
От истоков древности
Скульптурные памятники животных и анималистическая керамика являются неотъемлемой частью истории Древней Африки, Америки и Востока. В Египте боги часто изображались с головами птиц и зверей. На древнегреческих вазах также присутствуют декоративные образы животных. Анималистика была одинаково развита во всех странах.
Средневековье
Средние века добавили изображениям животных аллегоричности и сказочности. Любимыми персонажами мастеров того времени были собаки. Верные друзья окружали человека в быту, на прогулке, охоте. Известный венецианский живописец XVI века, Веронезе, вводит образ собаки в религиозные сюжеты — звери идут следом за ногой Спасителя.
Эпоха Возрождения
Мастера эпохи Возрождения старались писать животных с натуры, что было довольно сложно. Никакого зверя не заставишь замереть и позировать. В XVII-XVIII веках анималистическая живопись развивается быстрыми темпами в Нидерландах, Франции и России. Образы зверей можно встретить на картинах Рембрандта, Рубенса и Леонардо да Винчи . В русском творчестве особым смыслом наделил изображения животных Серов — его иллюстрации к басням Крылова с неподражаемой живостью и сатирой передают идеи поучительных текстов.
На пороге тысячелетий
XIX-XX века немного отдалили анималистов от романтизма и возвышенности в создании образов зверей. Реализм становится характерной чертой эпохи. Живописцы стараются точно передать анатомию животного.Окрас, поза, повадки — все настолько фотографично в картинах, что порой трудно разглядеть след кисти художника. Позднее в анималистике получил распространение гиперреализм, когда мелкие детали выставляются на первый план по воле мастера, желающего сделать акцент на одном из качеств животного.
Известные картины и художники анималистического жанра. Творцы Востока
Одним из первых представителей анималистики в живописи — китайский художник И Юаньцзи, творивший в начале XI века. Он прославился уникальными изображениями обезьян в сюжетах, пронизанных стилем Востока. Продолжил его идеи император Сюаньдэ из династии Мин. Рисование обезьян и собак было его любимым занятием.
Живописцы Европы и мира
Известный немец Альбрехт Дюрер , творивший в эпоху Возрождения, оставил многочисленные акварели и литографии, довольно реалистично передающие образы животных («Лев», «Кролик», «Аист» и другие).
Поистине выдающимся анималистом считается фламандец Франс Снайдерс (XVI-XVII вв.). Его натюрморты с охотничьими трофеями — настоящие шедевры, украшающие многочисленные галереи и выставочные залы Европы. Одни из наиболее популярных картин художника — «Оленья охота», а также «Лиса и кошка».
Анималистика не была в то время популярным жанром живописи, однако буржуа любили заказывать картины с изображениями лошадей и других домашних животных. На портретах людей в стиле барокко часто присутствовали образы птиц и зверей.
Также невозможно не вспомнить одного из сильнейших художников анималистов XX века — канадца Роберта Бейтмана. Его зубры, слоны, львы, олени и леопарды смотрят на зрителя из окошка живой природы, приоткрытого на полотне мастера.
Русские художники
Россия открыла миру немало великих анималистов. Василий Ватагин посвятил свою жизнь изучению повадок и пластики животных. Его работы в графике, акварели и карандаше настолько пронзительны, что чувствуешь на себе дыхание и взгляд животного. Прекрасные примеры работ в анималистическом жанре Серова — «Купание коня» и «Волы» .
Еще один непревзойденный мастер русской анималистики — Константин Савицкий. Это его знаменитые мишки попали на картину Шишкина «Утро в сосновом бору». Евгений Чарушин, Константин Флеров, Андрей Марц — представители советcкого периода в развитии направления.
Анималистическая живопись в современном мире очень близка к искусству фотографии. Тонкое мастерство и большая любовь к живым существам требуется для создания таких шедевров. Художники будто стучатся в человеческое сердце с просьбой: «Берегите этот мир природы, он уходит от нас».
Жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных в живописи, графике, скульптуре и декоративном искусстве. Является одним из древнейших жанров живописи . Основным видом деятельности древнего человека была охота. Изучение характера животного, его повадок имело практическую ценность. Все это получило отражение в наскальных и настенных росписях первобытных людей.
Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом . Он уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передает его анатомическое настроение.
В книжной графике, иллюстрациях к сказкам, басням, аллегорическим и сатирическим произведениям, животное часто «очеловечивается», т. е. наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями, одевается в костюмы.
Для скульптуры и мелкой пластики, декоративного и народного искусства (резьбы по дереву, кости, камню, глиняной игрушки, вышивки) особенно существенна декоративная выразительность фигуры, силуэта, фактуры, цвета животного. В русском искусстве сложилась большая группа художников, создавших яркие образы животных: Е. Лансере, П. Клодт, В. Серов, В. Ватагин, И. Ефимов, Е. Чарушин, Е. Рачев, Ю. Васнецов и др.
ПРИМЕРЫ:
В.А.Ватагин. «Молодые антилопы». «Набросок слона». «Cтpayc». «Жирафа». Бумага, карандаш
Самое главное в зарисовках животных - передача их характерных особенностей. Например, у слона главное - его массивность, неторопливая походка. Набросок слона художник выполнил мягкими, широкими, неторопливыми линиями. Эти линии имеют разное освещение - где-то они яркие, где-то едва заметные. Такой приём в рисовании помогает передавать объём предмета.
В творчестве Ватагина можно встретить своеобразные портреты животных. Например, рисунок красавицы жирафы. Её огромные блестящие глаза, вздрагивающие губы, изящные уши, высокая шея вызывают восхищение!
Молодые антилопы изящны и пластичны. Художник любуется их грациозными формами. С любовью он прорисовывает линии шеи, плавно переходящие в туловище. Линия словно струится от нижней части мордочки к уху и опять падает на шею. Необыкновенно выразителен набросок страуса! Птица идёт в наступление: раскрытые мощные крылья, быстрый шаг крепких ног, и кажется даже, что слышен ее крик.
В изобразительном искусстве является, пожалуй, самым древним в истории. Наши предки на стенах своих пещер острыми камнями выскабливали именно изображения животных. Доказательством тому служит во Франции.
С тех пор прошло много веков. Живопись, рисунок и скульптура обзавелись богатой историей, а анималистический жанр - картины известных художников тому свидетельство - стал менее популярен. Однако, несмотря на появление новых объектов изображения, таких как люди, архитектура, пейзажи и многое другое, анимализм не перестал пользоваться спросом как среди художников, так и среди любителей искусства.
Анималистический жанр в изобразительном искусстве: картины, изображающие животный мир
Анимализм - это изображение животных на предметах искусства. Этот жанр не ограничен рисунком и живописью, а активно применяется в ряде других видов искусства. Многие художники и критики считают анимализм самым универсальным в мире жанром, поскольку изображения животных свойственны людям всех эпох и культур.
Изображения животных свойственны и произведениям искусства, созданным в другом жанре. Например, знаменитая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу». Шишкин - величайший из пейзажистов в истории русского искусства, и «Утро в сосновом лесу», без сомнения, является пейзажем, но с элементами анималистического жанра. Стоит отметить, что Шишкин не писал своих знаменитых мишек, они были выполнены художником-анималистом Константином Савицким.
Такая практика была необыкновенно популярна среди анималистов. Например, Франс Снайдерс - один из самых знаменитых художников анималистического жанра - часто рисовал животных на картинах Рубенса. Примечательно, что не все художники, даже самые знаменитые, могли справиться с изображением животных и птиц.
История анималистического жанра
Изображение животных - самый древний пыл к которому не угасал вплоть до Ренессанса и централизации фокуса на человеке с его классическими идеалами. Примечательно, что и в эпоху классицизма животные изображались на вазах, мозаиках и фресках с завидной регулярностью.
Наши ранние предки, выскабливая на каменных стенах своих грубых жилищ фигуры тех животных, на которых охотились, и тех, от кого убегали, стремились систематизировать жизнь и окружающую среду, обучить потомков, отдать дань уважения природе. Стоит отметить, что фигуры животных часто были изображены гораздо более детально, нежели фигуры людей-охотников. Этот ранний анимализм принято называть животным стилем.
Позднее в культуре древнего Египта, Месопотамии, Индии и других регионов популярно было изображать божеств в форме животных либо обожествлять самих представителей фауны. Таким образом изображения животных оказывались на предметах культа, стенах гробниц и драгоценностях.
Как ни странно, анималистический жанр в изобразительном искусстве стал принимать современные черты именно в период Возрождения - эпоху, когда живопись была преимущественно религиозной. Хотя стоит отметить, что большинство жанров оформилось благодаря Ренессансу.
Анималистический жанр: художники
Первыми представителями анималистического жанра в искусстве являются китайский художник И Юаньцзи (начало XI века), прославившийся изображением обезьян, и китайский император Сюаньдэ из (середина XV), который в качестве хобби рисовал обезьян и собак.
В Европе эпохи Возрождения анималистический жанр развил один из величайших представителей Северного Ренессанса Альбрехт Дюрер. В то время как его современники писали религиозные сюжеты, Дюрер активно изучал флору и фауну; его акварели, рисунки и литографии говорят о том, что одного из столпов искусства Возрождения интересовал анималистический жанр. Картины известных художников того времени нечасто отходили от принятых норм живописи, однако даже на полотнах Леонардо и Рафаэля, пусть редко, все же фигурируют животные и птицы.
Самым выдающимся и знаменитым художником-анималистом является фламандский живописец Франс Снайдерс. Он особенно прославился своими натюрмортами с охотничьими трофеями.
Анималистика в живописи
В период Возрождения, барокко, классицизма, романтизма и последующих стилей анимализм никогда не являлся не то что доминирующим, но даже популярным жанром. Однако талантливые художники-анималисты могли обеспечить себе достойное проживание, сотрудничая с другими художниками, как, например, Франс Снайдерс.
Аристократы и буржуазия, особенно в Англии, заказывали изображения ведущих лошадей на скачках или своих любимцев. На многих портретах эпохи все того же барокко фигурировали люди с домашними животными. В военном портрете необходимо было изображать предводителей на коне. Зачастую многие аристократы предпочитали быть изображенными на портретах в седле. Анималистический жанр в живописи пользовался популярностью и у буржуазии, особенно это касалось изображений охоты и пойманной дичи.
Анималистический жанр в скульптуре
Изображения животных в скульптуре очень популярны по всему миру. От «Капитолийской волчицы» и «Брауншвейгского льва» до «Медного всадника» и «Берлинского медведя» - скульптуры животных часто становятся символами городов и исторических событий.
Особенно среди скульпторов-анималистов выделяется Антуан-Луи Бари, творивший в эпоху романтизма. Его скульптуры отличаются характерными для романтиков драматизмом и энергетикой. Бари, однако, был необычайно талантливым скульптором, подробно изучавшим анатомию и пластику животных. По его словам, изображение животного в движении требует особенной наблюдательности, потому что одной анатомии тут недостаточно. Каждое животное обладает своей пластикой, манерой движения и характерными повадками, которые необходимо уловить, чтобы изображение получилось естественным.
Другие виды анимализма
Анималистический жанр в не обошел и фотографию. Сегодня множество профессиональных фотографов и талантливых любителей обращают внимание на природную красоту и силу животных. Особенно это актуально на фоне современных проблем окружающей среды и стремления многих людей и организаций обратить на них внимание и предотвратить возможные бедствия, грозящие нам потерей прекрасных и очаровательных видов животных, таких как амурский тигр, панда, коала и западная горилла.
Анималистика (Анималистический жанр), иногда также Анимализм (от лат. animal - животное) -
жанр изобразительного искусства
Основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре, графике и реже в декоративном искусстве. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями (например, басни).
Из скульптуры имеет распространение
анималистическая керамика
Стилизованные фигуры животных имеются среди памятников звериного стиля (en), в искусстве Древнего Востока, Африки, Океании, древней Америки, в народном творчестве многих стран.
История анималистики
Художники, работающие в анималистическом жанре, называются анималистами. Животные в живописи, в графике вызывают такой же интерес у зрителей, как портреты известных людей. И это не случайно. С анималистики, когда в эпоху палеолита, более 30 тысяч лет назад, люди начали изображать на скалах животных, началось мировое искусство. Уходит корнями в глубокое прошлое и традиция сохранять на память изображения домашних животных, а также животных и птиц, считавшихся священными. До нас дошли барельефы собак, львов, быков и лошадей древней Ассирии, барельефы и фрески с собаками, кошками, ибисами, крокодилами, павианами, змеями, шакалами, соколами Древнего Египета, керамика с рисунками собак и лошадей Древней Греции и Древнего Рима, скульптурные изображения ягуаров, змей и других животных у ацтеков и майя. Высочайшего уровня достигло изображение животных в Древнем Китае. Известны изображения собак, похожих на чау-чау, более чем двухтысячелетней давности. Мы и сегодня любуемся анималистической графикой китайских мастеров. У европейской аристократии интерес к анимализму появился в эпоху Возрождения. С тех времен вплоть до ХХ века на многих портретах человек изображался с животным, к которому он был привязан — лошадью, собакой, кошкой. Картины кисти таких известных художников, как Паоло Веронезе, Жан-Батист Удри, Ван Дейк, Гейнсборо, Тициан Вечеллио, Антонио Моро, Розальба Каррьера, Джордж Стаббс, Анри-Франсуа Ризенер и многих других, запечатлевших людей с их животными-любимцами, — хоть эти художники никогда не позиционировали себя как анималисты, — входят в коллекцию шедевров мировой живописи.
Проявляла интерес к анимализму и российская элита. В Историческом музее несколько лет назад экспонировались портреты собак, подаренных русским царям. С левретки Екатерины Великой была сделана скульптура, хранящаяся сейчас в Петергофе. А на картине Боровиковского императрица запечатлена с другой своей левреткой. Граф Орлов собрал коллекцию портретов своих борзых и лошадей. Портрет человека с животным писали Брюллов, Маковский, Серов, Серебрякова, другие знаменитые русские художники, причем не только с собакой, но и с лошадьми, и даже с прирученными дикими животными. Во всем мире известны и русские художники-анималисты, то есть те, кто пишет в основном животных, — Степанов, Ватагин, Ефимов, Лаптев, Чарушин. Во второй половине ХХ века в Европе мастеров реалистического портрета, в том числе и анималистического, стали теснить представители «современного искусства». В художники анималисты попал, например, Херст, экспонирующий законсервированных в формалине корову, акулу и пр. Зато интерес к анимализму в реалистической манере получил развитие в США — на проходящих там выставках экспонируются работы множества художников-анималистов
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Вид занятий: Беседа об искусстве.
Цель: расширение знаний у учащихся о разнообразии видов и жанров изобразительного искусства, а также знакомство с выдающимися произведениями этого искусства и великими мастерами.
Задачи:
- Образовательные
:
- закрепить знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
- продолжать работу над развитием умения различать виды и жанры изобразительного искусства;
- познакомить учащихся с отдельными жанрами, особенностями их выражения в произведениях изобразительного искусства (анималистический жанр),выработать у учащихся интерес к работам художников-анималистов;
- знакомить учащихся с техникой изображения животного в движении;
- Коррекционно-развивающие
:
- осуществлять коррекцию недостатков сенсорного развития учащихся;
- формировать умения воспринимать и различать величину, форму, положение геометрических фигур при изображении и передаче движения животного;
- устранять недостатки владения техникой рисования.
- Воспитательные
:
- продолжать воспитывать любовь к изобразительному искусству;
- способствовать повышению эстетической культуры воспитанников;
- прививать любовь к животным.
Форма работы на занятии: совместно-индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование и материалы: мультимедийная аппаратура (слайды репродукций картин, кроссворд), репродукции картин, рисунки и скульптуры В.Ватагина, стихотворения о жанрах изобразительного искусства, музыкальные записи, простой карандаш, альбомный лист, резинка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1) Приветствие учащихся.
2) Проверка психологической готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы занятия, повторение ранее изученного
Учитель. Ребята, мы сегодня с вами превратимся в юных художников. Оденьте, пожалуйста, эти беретки и шарфы. Будем выглядеть настоящими художниками. Вы готовы к уроку? Садитесь удобно и внимательно слушайте меня.
(Стук в дверь. Заносят посылку с письмом.)
Ой, какая-то посылка и письмо. Давайте-ка прочитаем письмо.
Я приготовила подарки для тех ребят, которые
активно будут работать на уроке, хорошо и
правильно будут отвечать на вопросы учителя.
Удачи вам!
Ну, ребята, давайте постараемся заслужить
подарки Белки. А что там, мы узнаем в конце урока.
Итак, сейчас мы продолжим говорить с вами о
видах и жанрах изобразительного искусства.
С древнейших времен, по мере развития
изобразительного искусства, выделялись его виды
.
Давайте вспомним, что такое вид
? Нам
неоднократно доводилось видеть рисунки,
выполненные карандашом или углем на бумаге;
картины, написанные красками на холсте,
памятники – гранитные или мраморные; здания
храмов и музеев. Как вы знаете, все это –
произведения изобразительного искусства
различных его видов
.
Мы с вами на уроках рассматривали различные
картины, отгадывали кроссворды в ноутбуке, а
сегодня у нас в классе большой экран. И нам всем
будет очень хорошо видны все картины и задания.
Просмотрите, пожалуйста, на экран и
определите, к какому виду мы отнесем
представленное изображение.
(Слайд 1. «Живопись») Ответы детей: Работа
выполненная в цвете, красками, на плоскости.
(Слайд 2. «Графика») Ответы детей: Работа
выполненная линиями, штрихами, на плоскости без
красок.
– А теперь взгляните на изображения различных сооружений, зданий и определите, к какому виду они относятся.
(Слайд 3. «Архитектура») Ответы детей: Искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений.
(Слайд 4. «Скульптура») Ответы детей: Работа выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки.
– Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили виды
изобразительного
искусства, которые изучали. А сейчас перейдем
к жанрам изобразительного искусства, с которыми
мы знакомы.
Давайте вспомним, что такое жанр
.
Жанр – это несколько особенных признаков, присущих произведениям искусства, по которым мы отличаем одни из них от других. И в зависимости от того, что изображено на картине, можно определить ее жанр. Другим словом, отличаем мы жанры картин по их содержанию.
– Ребята, прослушайте, пожалуйста, стихотворение и отгадайте, о каком жанре изобразительного искусства идет речь.
(Слайд 7. «Пейзаж»)
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
пейзаж . (Изображение природы)
(Слайд 8. «Натюрморт»)
– Давайте все вместе прочитаем это стихотворение, громко и четко произнося слова.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – натюрморт . (Изображение предметов: цветов, дичи, утвари)
(Слайд 9. «Портрет»)
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется портрет . (Изображение человека)
(Слайд 10. «Батальный»)
Если видишь на картине танки
В бой лавиною пошли
Или быстрые тачанки,
Или в море – корабли
Иль штыков мерцая сталью,
В бой пехота поднята –
Называется … (батальным )
Жанр картин таких всегда. (Изображение военных действий)
(Слайд 11. «Исторический»)
Жанр изобразительного искусства, посвященный знаменательным событиям прошлого и настоящего. (Изображение исторических событий)
(Слайд 12. «Марина»)
Жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа.
(Слайд 13. «Бытовой»)
Если видишь на картине
Повседневный труд людской
За прилавком в магазине
Или в швейной мастерской,
На заводе или в школе,
Это навсегда усвой –
Жанр картины – …(бытовой )
III. Предъявление нового материала
– Сегодня мы на уроке узнаем еще об одном жанре
изобразительного искусства. Называется этот
жанр – анималистический
. (Слайд 14)
Как вы понимаете это слово? Может где-то слышали
вы его (Ответы детей)
. Телевизор любите
смотреть? Есть кабельное телевидение? Канал
«Animal» смотрите? И кого там постоянно показывают? (Ответы
детей)
Да, животных. Поэтому и назвали этот
канал «Animal» т.е. в переводе с английского языка –
животные.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение. (Слайд 15)
Если видишь на картине
Нарисован слон,
Крокодил, жираф, горилла,
Кошка, иль питон,
Или звери Аргентины,
Иль пингвин Арктический,
Значит, жанр такой картины –
Анималистический . (Изображение животных)
Изображения животных встречались еще на стенах
пещер, в рисунках и в скульптуре древнейших
времен. Картины, где изображены животные,
называют анималистическим
, а
художников – анималистами
.
Давайте все вместе прочитаем это слово с доски.
Животных изображали карандашом, красками, углем
и одним из русских художников-анималистов был
Василий Ватагин, который очень любил животных и
всю свою жизнь изучал их повадки и пластику,
восхищаясь их цветовой окраской, гибкими
движениями, выразительностью силуэтов
(Слайд 16. В. Ватагин).
– Вы знаете, что у каждого животного есть свой характер? Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые.
(Слайды 17, 18, 19 с работами художника В. Ватагина. Рассматривание и обсуждение.)
– Обратите внимание на то, как художник, верно, передает всю пластику и выразительность образа животного с его характером (рассматривание картин). Характер зверя выражается через движение и форму тела, стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего (пантера, крокодил, медведь), изящного или могучего; через пропорции: большая голова, длинные ноги и короткие лапы, выгнутая спина, большие и маленькие глаза; через выразительные детали: лохматую и гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз. Художник не просто копирует, но эмоционально усиливает то, что выражает характер, делает видимым то, что понял, почувствовал. Именно поэтому художник внимателен к своим ощущениям.
Мир животных величественный и гордый. Ребята,
вы смотрели мультфильм «Маугли»? Вот этот
мультфильм иллюстрировал художник-анималист
В.Ватагин. (Слайд 20)
Рассмотрим следующие работы художника.
В одном рисунке художник В.Ватагин создал
суровый и грозный образ зверя, а в другом –
печальный.
(Слайд 21. В.Ватагин. Пантера. Тушь. Перо.)
На этом рисунке в образе грозной пантеры художнику удалось выразить свое отношение: он любуется ее силой, мощным телом и решительным характером.
(Слайд 21. В.Ватагин. Бегемот. Карандаш)
А на этом рисунке художник изобразил бегемота медлительным и неповоротливым. Ему удалось нарисовать животного грустным и печальным.
– Ребята, мы сегодня с вами узнали еще об одном
жанре изобразительного искусства, где
изображаются животные. Как он называется? (Ответы
детей).
– А как называют художников, которые изображают
животных? (Ответы детей).
Физкультминутка (Слайд 22)
– Сейчас мы с вами отгадаем кроссворд и проверим наши знания о видах и жанрах изобразительного искусства.
(Кроссворд «Жанры изобразительного искусства» на слайдах)
– Молодцы, ребята! Мы еще не раз будем возвращаться к этим терминам и использовать их на занятиях и в жизни.
IV. Актуализация знаний учащихся
– Скажите, пожалуйста, ребята. Вы любите животных? У вас есть домашние животные? Мы с вами уже говорили, что художник В.Ватагин очень любил животных и рисовал только их. Давайте мы с вами тоже попробуем нарисовать своих любимых животных. Мы выполним графическую работу. А какие материалы нам для этого нужны? (Ответы детей) .
Возьмите листочки (1/2 альбомного листа), простой карандаш, резинку и попытайтесь нарисовать свое любимое животное. Приступая к работе, не забывайте о правилах изображения (напоминаются правила: не нажимать на карандаш, не махать карандашом, чтобы не поранить соседа).
Итак, расположите лист вертикально или горизонтально, кому как удобно.
Я люблю кошку. (Слайд 23) Посмотрите, как я буду рисовать ее. Кошка может быть ласковой и доброй. Но если ее котятам грозит опасность, она всем своим видом как бы говорит: «Не подходи, берегись!» (Слайд 24, 25)
Сначала мы рассмотрим ее (Рассматриваем игрушечную кошку). Сравним, на какие геометрические фигуры похожи части ее тела: голова, туловище, уши. Голова в форме круга, туловище в виде овала, уши в виде треугольников.
(Педагогический рисунок на доске. Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах)
Каким образом мы должны превратить эти геометрические фигуры в кошку и передать пластичность кошки? (Ответы детей).
Плавными линиями я соединяю эти геометрические фигуры и дорисовываю необходимые детали животного.
V. Практическая работа детей
Задания: выполнить графический рисунок любимого животного, используя геометрические фигуры (используется простой карандаш).
Целевые обходы педагога:
1) Проверка организации учащимися рабочего
места.
2) Наблюдение за правильностью выполнения
приемов работы.
3) Оказание помощи учащимся, испытывающим
затруднения.
4) Контроль за объемом и качеством выполненной
работы.
– Молодцы, ребята! Вы сегодня все очень хорошо поработали. Наведите порядок на рабочем месте.
VI. Итог занятия
1) Выставка работ учащихся.
2) Самоанализ деятельности учащихся.
3) Беседа по вопросам:
– Что вы нового узнали на уроке?
– Смогли ли вы решить сложную задачу изображения
животного с помощью геометрических фигур?
– Были ли у вас затруднения в работе, как вы их
преодолевали?
– Довольны ли вы своей работой?
– Какой из представленных рисунков вам
понравился более всего и почему?
– Ну, думаю, что пора нам узнать, что за подарки приготовила нам Белка.
«Здравствуйте, юные художники!
Я приготовила подарки для тех ребят, которые
активно будут работать на занятии, хорошо и
правильно будут отвечать на вопросы учителя.
Удачи вам!
С наилучшими пожеланиями Белка»