Матренин двор – анализ произведения. Анализ произведения солженицына матренин двор Отражение биографии в произведении матренин двор


История создания

После окончательного освобождения из лагеря (1953 г.) и ссылки (1956 г.) А. И. Солженицын устроился в селе Мальцево Владимирской области. Писатель жил в доме М. В. Захаровой, ставшей прототипом художественного образа. Этому периоду своей жизни Солженицын и посвятил рассказ «Матренин двор».

Рассказ был написан во второй половине 1959 г. В конце 1961 г. Солженицын отдал «Матренин двор» в редакцию «Нового мира». А. Твардовский (главный редактор) поначалу отказался от него. Однако после публикации «Одного дня Ивана Денисовича» редакция решила «пустить» «Матрену» (1963 г.).

Смысл названия

Авторское название произведения — «Не стоит село без праведника». Твардовский на редакционном обсуждении посчитал его слишком назидательным и предложил свой вариант — «Матренин двор». Солженицын был не против.

Изменение названия рассказа немного снизило его смысловое значение. С другой стороны, «Матренин двор» концентрирует внимание на судьбе одинокой крестьянской женщины. Дом Матрены выступает символом уходящего в прошлое традиционного уклада жизни, основанного на добре и милосердии. В широком смысле он олицетворяет собой всю Россию, ставшую объектом для проведения «социалистического эксперимента».

Тема

Основная тема рассказа — разрушение русской деревни.

Солженицын идеализировал дореволюционную патриархальную Русь. Он считал, что Советская власть нанесла непоправимый удар не только по крепкому крестьянскому хозяйству, но и по национальному самосознанию.

Образ Матрены — чудом уцелевший осколок старого мира. Одинокая бедная женщина выглядит анахронизмом среди остальных жителей села, озабоченных лишь накоплением «добра». Односельчане откровенно посмеиваются над простодушием и безотказностью Матрены. Едва сводящая концы с концами крестьянка с радостью готова оказать любую помощь, не требуя за это платы.

Рассказчик сразу же почувствовал симпатию к Матрене и ее скромному хозяйству: «пятнадцать соток песочка», фикусы, «колченогая кошка» и «грязно-белая коза». Матрена безропотно несет свой тяжелый крест. Не получая пенсию, она помогает колхозу. Единственный грех женщины состоит в воровстве торфа, но этим вынуждены заниматься все жители села.

Еще при жизни Матрены на ее скромное имущество алчно поглядывают три сестры и Фаддей. «Ненасытный» старик вынуждает ее немедленно отдать отдельную горницу, что и становится причиной трагедии.

Привычка Матрены мешаться в «мужичьи дела» (т. е. оказывать помощь всем без исключения) привела ее к страшной и нелепой гибели. Рассказчика поражает расчетливое «оплакивание» покойной, за которым скрывается материальный интерес. Даже единственная подруга Матрены, проплакавшись, не забывает об обещанной ей «вязаночке серой». Из всех собравшихся на поминки искренно плачет лишь приемная матренина дочь Кира.

Только после смерти Матрены рассказчик осознает, что вся ее невероятно трудная, бескорыстная трудовая жизнь была доказательством истинной праведности. Вопреки презрительному отношению односельчан без таких праведников не сможет устоять ни село, «ни вся земля наша».

Подобные Матрене праведники и в царской России выглядели «белыми воронами». Но в СССР они превратились в настоящих изгоев, которым нет места в четко регламентированной общественной системе. Официальное осуждение накопительства превратилось в пустой лозунг. В условиях массовой нищеты крестьянства жадность Фаддея уже не вызывает осуждения и одобряется односельчанами, так как терять имущество (добро) «перед людьми постыдно и глупо».

Проблематика

В раннем периоде творчества Солженицын по вполне понятным причинам еще не осмеливался открыто критиковать советскую власть. «Матренин двор» считается одним из первых произведений т. н. «деревенской прозы», поставившей проблему гибельного наступления новой эры под флагом научно-технического прогресса.

После ссылки рассказчик хочет «затеряться в самой нутряной России», но с изумлением видит, что такой «тихий уголок» уже не просто найти в многострадальной стране. Издевкой над великим русским языком выглядит название станции — Торфопродукт (реальная станция и поселок во Владимирской области).

Прогресс неуклонно вторгается и в самые глухие деревни: электричество, железная дорога, торфоразработки. Однако все это не облегчает крестьянскую жизнь, а налагает новые обязанности и создает трудности.

Летом 1956 г. в срединную Россию из азиатских лагерей возвращается герой рассказа Игнатьич. В рассказе он наделен функцией повествователя. Герой работает учителем в сельской школе и поселяется в деревне Тальново в избе шестидесятилетней Матрены Васильевны Григорьевой. Квартирант и хозяйка оказываются людьми, духовно близкими друг другу. В рассказе Игнатьича о повседневной жизни Матрены, в оценках окружающих ее людей, в ее поступках, суждениях и воспоминаниях о пережитом перед читателем раскрывается судьба героини и ее внутренний мир. Судьба Матрены, ее образ становятся для героя символом судьбы и образом самой России.

Зимой родственники мужа Матрены забирают у героини часть дома — горницу. При перевозке разобранной горницы Матрена Васильевна гибнет на железнодорожном переезде под колесами паровоза, пытаясь помочь мужчинам вывезти с переезда застрявшие сани с бревнами. Матрена предстает в рассказе как нравственный идеал, как воплощение вытесняемых ходом истории высоких духовных и нравственных начал народной жизни. Она — в глазах героя-повествователя — из тех праведников, на которых мир стоит.

Своими жанровыми особенностями рассказ Солженицына приближается к очерку и восходит к тургеневской традиции «Записок охотника». Наряду с этим, «Матренин двор» как бы продолжает традицию лесковских повествований о русских праведниках. В авторском варианте рассказ так и назывался — «Не стоит село без праведника», но впервые был опубликован под названием «Матренин двор».

Судьба героя-повествователя рассказа Солженицына «Матренин двор» соотнесена с судьбами героев рассказа «Один день Ивана Денисовича». Игнатьич как бы продолжает судьбу Шухова и его товарищей-лагерников. В его истории рассказывается, что ждет заключенных в жизни после освобождения. Поэтому первой важной проблемой в рассказе становится проблема выбора героем своего места в мире.

Игнатьич, проведший десять лет в тюрьме и лагере, после жизни в ссылке в «пыльной горячей пустыне», стремится обосноваться в тихом уголке России, «где не обидно бы и жить и умереть». Герой хочет найти такое место на родной земле, которое сохранило бы неизменными исконные черты и приметы народной жизни. Игнатьич надеется обрести в традиционном, устоявшем под разрушительным воздействием неумолимого хода истории, национальном укладе жизни духовную и нравственную опору, душевный покой. Он обретает его в деревне Тальново, поселившись в избе Матрены Васильевны.

Чем же объясняется такой выбор героя?

Герой рассказа отказывается принять страшный бесчеловечный абсурд существования, ставший нормой жизни современников и имеющий многообразные проявления в повседневном укладе жизни людей. Это с беспощадностью публициста показывает Солженицын в рассказе «Матренин двор». Одним из примеров являются безалаберные, разрушающие природу действия председателя колхоза, получившего за успешное уничтожение вековых лесов звание Героя Социалистического Труда.

Следствием ненормального хода истории, алогичного уклада жизни является и трагическая судьба героя. Абсурдность, противоестественность нового жизненного уклада особенно заметна в городах и промышленных поселках. Поэтому герой стремится в глубинку России, хочет «поселиться... навсегда» «где-нибудь подальше от железной дороги». Железная дорога — традиционный для русской классической литературы символ бездушной, несущей разрушение и гибель человеку современной цивилизации. В таком значении железная дорога предстает и в рассказе Солженицына.

Поначалу желание героя кажется неосуществимым. Он с горечью замечает и в жизни деревни Высокое Поле, и в поселке Торфопродукт («Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!» — говорит рассказчик о названии поселка) страшные реалии нового уклада жизни. Поэтому деревня Тальново, дом Матрены и сама она становятся для героя последней надеждой, последней возможностью осуществления его мечты. Матренин двор становится для героя желанным воплощением той России, найти которую было столь важно для него.

В Матрене Игнатьич видит духовный и нравственный идеал русского человека. Какие же черты характера, свойства личности Матрены позволяют видеть в ней воплощение вытесняемых ходом истории высоких духовных и нравственных начал народной жизни? При помощи каких приемов повествования создается в рассказе образ героини?

Прежде всего, мы видим Матрену в обыденной обстановке, в череде ежедневных забот и дел. Описывая поступки героини, рассказчик стремится проникнуть в их скрытый смысл, понять их мотивы.

В рассказе о первой встрече Игнатьича и Матрены мы видим искренность, простоту, некорыстолюбивость героини. «Я только потом узнал, — говорит рассказчик, — что год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги — за палочки». Но Матрена не стремится заполучить выгодного квартиранта. Она опасается, что не сумеет угодить новому человеку, что ему не понравится в ее доме, о чем прямо и говорит герою. Но Матрена довольна, когда Игнатьич все же остается у нее, потому что с новым человеком приходит конец ее одиночеству.

Матрене присущи внутренний такт и деликатность. Вставая задолго до постояльца, она «тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь, ходила доить козу», «к себе она гостей по вечерам не звала, уважая мои занятия»,— говорит Игнатьич. В Матрене отсутствует «бабье любопытство», она «не досаждала никакими расспросами» герою. Особенно подкупает Игнатьича доброжелательность Матрены, ее доброта раскрывается в обезоруживающей «лучезарной улыбке», преображающей весь облик героини. «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»,— заключает рассказчик.

«Дела звали к жизни»,— говорит о Матрене рассказчик. Работа становится для героини и способом восстановления мира в ее душе. «У нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа»,— отмечает повествователь.

Работая в колхозе, Матрена не получала за свой труд ничего, помогая односельчанам, отказывалась от денег. Ее труд бескорыстен. Работать для Матрены так же естественно, как дышать. Поэтому брать деньги за свой труд героиня считает неудобным и невозможным.

Новым способом создания образа Матрены становится введение в повествование воспоминаний героини. В них демонстрируются новые грани ее личности, в них героиня раскрывается сполна.

Из воспоминаний Матрены мы узнаем, что в молодости она, подобно героине Некрасова, остановила на скаку коня. Матрена способна на решительный, даже отчаянный поступок, но за этим стоит не любовь к риску, не безрассудство, а стремление отвести беду. Желанием отвести беду, помочь людям будет продиктовано поведение героини в последние минуты жизни перед гибелью, когда она бросилась помогать мужикам вытаскивать застрявшие на железнодорожном переезде сани. Матрена остается верна себе до конца.

«Но отнюдь не была Матрена бесстрашной», — отмечает рассказчик. «Боялась она пожара, боялась „молоньи“, а больше всего почему-то — поезда». От одного вида поезда Матрену «в жар бросает, коленки трясутся». Панический страх, испытываемый Матреной от одного вида поезда, вызывающий вначале улыбку, к концу рассказа, после гибели героини под его колесами, обретает значение трагически верного предчувствия.

В воспоминаниях героини о пережитом открывается, что она обладает чувством собственного достоинства, не может снести оскорбления и решительно протестует, когда муж поднял на нее руку.

Начавшаяся Первая мировая война разлучает ее с любимым человеком, Фаддеем, и предопределяет все последующее трагическое течение Матрениной жизни. За три года в жизни России происходят новые трагедии: «И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся». Перевернулась и жизнь Матрены. Как и вся страна, Матрена оказывается перед «страшным выбором»: она должна выбрать свою судьбу, ответить на вопрос: как жить дальше? К Матрене посватался младший брат Фаддея, Ефим. Героиня вышла за него замуж — начала новую жизнь, выбрала свою судьбу. Но выбор был ошибочен. Через полгода возвращается из плена Фаддей. В гибельной игре охвативших его страстей Фаддей готов убить Матрену и ее избранника. Но Фаддея останавливает нравственный запрет, еще существующий в жизни, — он не решается пойти против брата.

Для героини нет пути назад. Выбор Матрены не приносит ей счастья. Новая жизнь не складывается, брак ее бесплоден .

В 1941 г. вновь началась мировая война, и в жизни Матрены вновь повторилась пережитая в Первую мировую войну трагедия. Как в первую войну Матрена потеряла любимого, так во вторую теряет мужа. Неумолимый ход времени обрекает на гибель Матренин двор: «Гнила и старела когда-то шумная, а теперь пустынная изба — и старела в ней беспритульная Матрена».

Солженицын усиливает этот мотив, показывая, что страшный бесчеловечный абсурд существования, ставший нормой жизни людей в новую историческую эпоху и спасения от которого искал герой в доме Матрены, не миновал героиню. Новый уклад неотступно вторгается в жизнь Матрены. Одиннадцать послевоенных лет колхозной жизни были отмечены агрессивной бесчеловечной тупостью и цинизмом колхозных порядков. Кажется, что над Матреной и ее односельчанами проводился эксперимент на выживание: в колхозе не платили деньги за труд, «обрезали» личные огороды, не выделяли покосов для скота, лишали топлива на зиму. Торжеством абсурдности колхозной жизни предстает в рассказе перечисление имущества Матрены, многие годы проработавшей в колхозе: «грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы». Но Матрена сумела преодолеть все тяготы и лишения и сохранить неизменным мир своей души.

Дом Матрены, его хозяйка предстают противостоящими окружающему миру, утвердившемуся в нем алогичному и противоестественному укладу жизни. Мир людей чувствует это и жестоко мстит Матрене.

Этот мотив получает сюжетное развитие в истории разрушения Матренина двора. Вопреки судьбе, обрекшей ее на одиночество, Матрена десять лет воспитывала дочь Фаддея, Киру, и стала для нее второй матерью. Матрена решила: после ее смерти полдома, горница, должны перейти в наследство Кире. Но Фаддей, с которым Матрена хотела когда-то соединить свою жизнь, решает забрать горницу при жизни ее хозяйки.

В действиях Фаддея и его помощников Солженицын усматривает проявление торжества нового уклада жизни. Новый уклад сформировал особое отношение к миру, определил новый характер человеческих взаимосвязей. Страшная бесчеловечность и абсурдность существования людей раскрывается автором в утвердившейся в сознании современников подмене понятий, когда «добром» «страшно называет язык наш имущество наше». В сюжете рассказа это «добро» оборачивается всесокрушающим злом. Погоня за таким «добром», которое «терять считается перед людьми постыдно и глупо», оборачивается в рассказе иной, неизмеримо большей потерей добра подлинного и непреходящего: мир теряет доброго прекрасного человека — Матрену, в жизни утрачиваются высокие духовные и нравственные начала. Отчаянная и безоглядная погоня за «добром-имуществом» несет гибель душе человека, востребует к жизни страшные разрушительные свойства человеческой натуры — эгоизм, жестокость, алчность, агрессивность, жадность, цинизм, мелочность. Все эти низменные страсти проявятся в людях, окружающих Матрену, определяя их поведение в истории разрушения ее дома и гибели ее самой. Душа Матрены, ее внутренний мир противопоставляется душам и внутреннему миру окружающих ее людей. Душа Матрены прекрасна потому, считает Солженицын, что целью жизни Матрены было не добро-имущество, а добро-любовь.

Дом Матрены становится в рассказе Солженицына символом гармоничного традиционного уклада крестьянской жизни, высоких духовных и нравственных ценностей, хранительницей которых является Матрена. Поэтому она и дом неразделимы. Героиня интуитивно ощущает это: «жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. ...для Матрены было это — конец ее жизни всей»,— заключает рассказчик. Но иначе считает Фаддей и его помощники. Гибельные страсти героя уже ничто не сдерживает — на их пути больше нет прежде существовавших нравственных запретов. Они «знали, что ее дом можно сломать и при жизни».

Матренин двор, в котором герой рассказа обрел духовную и нравственную опору, становится последним оплотом традиционного национального уклада жизни, так и не сумевшего устоять под разрушительным воздействием неумолимого хода истории.

Разрушение дома Матрены становится в рассказе символом нарушения естественного хода исторического времени, чреватого катастрофическими потрясениями. Тем самым гибель Матренина двора становится обвинением новой исторической эпохе.

Заключительным аккордом в создании образа героини становится в финале рассказа, уже после гибели Матрены, сопоставление ее с окружающими людьми. Трагическая гибель Матрены должна была потрясти людей, заставить их задуматься, пробудить их души, стряхнуть пелену с глаз. Но этого не происходит. Новый уклад жизни опустошил души людей, их сердца очерствели, в них нет места состраданию, сопереживанию, подлинной скорби. Это показывает Солженицын на обрядах прощания, похорон, поминок Матрены. Обряды утрачивают свой высокий скорбный трагический смысл, от них осталась лишь окостеневшая форма, механически повторяемая участниками. Трагедия смерти не способна остановить в людях их меркантильных и тщеславных устремлений.

Одиночество Матрены при жизни после ее смерти обретает особый и новый смысл. Она одинока потому, что духовный и нравственный мир Матрены объективно, помимо воли героини, противостоит ценностям мира окружающих ее людей. Мир Матрены был для них чужд и непонятен, вызывал раздражение и осуждение. Так образ Матрены позволяет автору показать в рассказе нравственное неблагополучие и духовную опустошенность современного общества.

Знакомство повествователя с людьми, окружающими Матрену, помогает ему до конца понять высокое предназначение ее в мире людей. Матрена, не скопившая имущества, вынесшая жестокие испытания и устоявшая духом, есть «тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

АНАЛИЗ РАССКАЗА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР»

Цель урока: попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека» , разобраться в философском смысле рассказа.

Методические приемы: аналитическая беседа, сопоставление текстов.

ХОД УРОКА

1.Слово учителя

Рассказ «Матренин двор», как и «Один день Ивана Денисовича», написан в 1959 году, а опубликован в 1964 году. «Матренин двор» - произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 году Солженицын некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой (там он закончил первую редакцию «В круге первом»). Рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». Попробуем разобраться в феномене этого рассказа.

П. Проверка домашнего задания.

Сопоставим рассказы «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича».

Оба рассказа являются этапами осмысления писателем феномена «простого человека», носителя массового сознания. Герои обоих рассказов – «простые люди», жертвы обездушивающего мира. Но отношение к героям разное. Первый назывался «Не стоит село без праведника», а второй – Щ-854» (Один день одного зека)». «Праведник» и «зек» - это разные оценки. То, что Матрене предстает как «высокое» (ее извиняющая улыбка перед грозной председательшей, ее уступчивость перед наглым напором родни), в поведении Ивана Денисовича обозначается «подработать», «богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку», «пробежать по каптеркам, где кому надо услужить, подмести или поднести что-нибудь». Матрена изображена как святая: «Только грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки. Та – мышей душила…». Иван Денисович – обычный человек с грехами и недостатками. Матрена не от мира сего. Шухов – свой в мире ГУЛАГа, почти обжился в нем, изучил его законы, выработал массу приспособлений для выживания. За 8 лет отсидки он сросся с лагерем: «Уж сам он не знал, хотел он воли или нет», приспособился: «Это как положено – один работает, один смотрит»; «Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для дурака делаешь – дай показуху». Правда, удалось ему не потерять своего человеческого достоинства, не опуститься до положения»фитиля», что вылизывает миски.

Сам Иван Денисович не осознает окружающего абсурда, не отдает себе отчета в ужасе своего существования. Он покорно и терпеливо несет свой крест, как и Матрена Васильевна.

Но терпение героини сродни терпению святой.

В «Матренином дворе» образ героини дается в восприятии рассказчика, он оценивает ее как праведницу. В «Одном дне Ивана Денисовича» мир видится только глазами героя, оценивается им самим. Оценивает происходящее и читатель и не может не ужаснуться, не испытать потрясения описания «почти счастливого» дня.

Как раскрывается характер героини в рассказе?

Какова тема рассказа?

Матрена не от мира сего; мир, окружающие осуждают ее: « и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно…».

В общем, живет «в запущи». Бедность Матрены смотри из всех углов: «Многие годы ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные помогали ей мало. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусоренной книжке учетчика».

Но рассказ не только о страданиях, бедах, несправедливости, выпавшей на долю русской женщины. А.Т.Твардовский писал об этом так: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, ее душевный мир наделен таким качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Солженицын отвечал на это Твардовскому: «Вы указали самую суть – на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние». Писатели выходят на главную тему рассказа – «чем люди живы». Пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою « лучезарную улыбку» - какие же душевные силы нужны для этого!

Движение сюжета направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрена раскрывается не столько в обыденном настоящем, сколько в прошлом. Вспоминая свою молодость, она рассказывает: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов тяжелью не считала. Свекор кричал: «Матрена, Спину сломаешь!» Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец бревна на передок подсадить» Оказывается, Матрена когда-то была молодой, сильной, красивой, из тех некрасовских крестьянок, что «коня на скаку остановят»: «Раз конь с испугу сани понес на озеро, мужики отскакали, а я, правда, за узду схватила, остановили…» И в последний миг своей жизни она кинулась «пособлять мужикам» на переезде – и погибла.

И совсем с неожиданной стороны раскрывается Матрена, когда рассказывает о своей любви: «в первый раз совсем по-новому увидел Матрену», «В то лето… ходили мы с ним в рощу сидеть,- прошептала она. – Тут роща была… Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну… Пошел он на войну – пропал… Три года затаилась я, ждала. И не весточки, и ни косточки…

Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены – как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором».

Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрены. Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком. Тем острее чувство вины, которое испытывает рассказчик: « Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Завершающие слова рассказа возвращают к первоначальному названию- «Не стоит село без праведника» и наполняют рассказ о крестьянке Матрене глубоким обобщающим, философским смыслом.

Каков символический смысл рассказа «Матренин двор»?

Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой, образы-символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Матренина двора2. Да и само название «Матренин двор» носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены – то пристанище, которое обретает, наконец в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья: « Милей это места мне не приглянулось во всей деревне». Символическое уподобление Дома России традиционно, ведь структура дома уподоблена структуре мира. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны – германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали во младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Ветшает дом – стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека – «по ребрышкам», и « все показывало, что ломатели – не строители и не предполагают, чтобы Матрене еще долго пришлось здесь жить».

Словно противится разрушению дома сама природа – сначала долгая метель, непомерные сугробы, потом оттепель, сырые туманы, ручьи. И в том, что святая вода у Матрены необъяснимо пропала, видится дурное предзнаменование. Погибает Матрена вместе с горницей,с частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, - похоронили.

Символический характер носит и страх Матрены перед железной дорогой, ведь именно поезд, символ враждебного крестьянской жизни мира, цивилизации, расплющит и горницу, и саму Матрену.

Ш. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению должна основываться жизнь общества. По Солженицыну, смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души». С этой идеей связано понимание писателя роли литературы, ее связи с христианской традицией. Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповедовании истины, духовности, убежден в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ. Об этом он говорил в своей Нобелевской лекции: «В русской литературе издавна вроднились нам представления, что писатель может много в своем народе – и должен… Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель – не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он – совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом».

Фамилия Солженицына в наши дни ассоциируется исключительно с его романом «Архипелаг ГУЛАГ» и его скандальной славой. Однако свой путь писателя он начинал, как талантливый новеллист, изобразивший в своих рассказах судьбу простых русских людей середины двадцатого века. Рассказ «Матрёнин двор» является наиболее ярким примером раннего творчества Солженицына, в котором нашли отражение лучшие его писательские таланты. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.

История написания рассказа «Матренин двор» — это череда интересных фактов:

  • В основу рассказа легли воспоминания Солженицына о его жизни после возвращения из трудового лагеря, когда он некоторое время жил в деревне Мальцево, в доме крестьянки Матрёны Захаровой. Она и стала прототипом главной героини.
  • Работа над произведением началась летом пятьдесят девятого в Крыму, и была закончена в том же году. Публикация должна была состояться в журнале «Новый мир», но произведение прошло редакционную комиссию только со второго раза, благодаря помощи редактора А.Т. Твардовского.
  • Цензоры не хотели пропускать в печать рассказ с названием «Не стоит село без праведника» (это было первое название работы Солженицына). Они увидели в нем недопустимый религиозный подтекст. Под давлением редакции автор изменил название на нейтральное.
  • «Матренин двор» стал вторым произведением Солженицына после книги «Один день Ивана Денисовича». Оно породило много споров и разногласий, а после эмиграции автора его и вовсе запретили, как и все книги писателя-диссидента.
  • Читатели увидели рассказа только в 1989 году, в эпоху Перестройки, когда вступил в силу новый принцип политики СССР — гласность.

Направление и жанр

Рассказ «Матрёнин двор» был написан в рамках . Писатель стремится к достоверному изображению окружающей действительности. Созданные им образы, их слова и действия дышат достоверностью и натурализмом. Читатель может поверить, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр данного произведения можно определить, как рассказ. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя минимальное число персонажей. Проблема носит локальный характер и никак не влияет на мир в целом. Отсутствие какой-либо конкретики только подчёркивает типичность показанных событий.

Смысл названия

Изначально Солженицын дать своему рассказу заглавие «Не стоит село без праведника», которое подчёркивало основную мысль писателя о высокодуховной главной героине, которая бескорыстно жертвует собой ради окружающих и этим скрепляет ожесточенных нищетой людей вместе.

Однако в дальнейшем, чтобы избежать советской цензуры, Твардовский посоветовал писателю заменить название на менее провокационное, что и было сделано. «Матренин двор» — это и отражение развязки произведения (смерти героини и раздела ее имущества), и указание на основную тему книги — жизнь праведницы в деревне, истощенной войнами и грабительской политикой власти.

Композиция и конфликт

Рассказ делится на три главы.

  1. Первая глава отведена под экспозицию: автор представляет нам своего героя и рассказывает нам о самой Матрёне.
  2. Во второй главе происходит завязка, когда обнажается основной конфликт произведения, а также кульминация, когда конфликт достигает наивысшей точки.
  3. Третья глава отведена под финал, в котором все сюжетные линии логично завершаются.

Конфликт в произведении носит локальный характер между праведной старушкой Матрёной и окружающими, пользующимися её добротой в своих целях. Однако художественные особенности рассказа создают ощущение типичности данной ситуации. Таким образом, Солженицын придаёт этому конфликту всероссийский философский характер. Люди ожесточились из-за невыносимых условий жизни, и лишь единицы способны сохранить в себе доброту и отзывчивость.

Суть: о чём?

Повествование начинается с того, что рассказчик, проведя десять лет в ссылке в трудовом лагере, селится в деревне Торфопродукт, в доме Григорьевой Матрёны Васильевной.

Постепенно главный герой узнаёт всю историю жизни Матрёны, о её неудачном замужестве, о смерти детей и мужа, о её конфликте с бывшим женихом – Фаддеем, о всех трудностях, через которые ей пришлось пройти. Рассказчик проникается уважением к старушке, видя в ней ту опору, на которой держится не только местный колхоз, но и вся Россия.

В конце рассказа Матрёна под давлением семьи Фаддея отдаёт его дочери Кире, которую она воспитывала, как свою часть своей избы, завещанной ей. Однако, помогая перевозить разобранную горницу, погибает. Родственники Матрёны грустят лишь напоказ, радуясь возможности разделить наследство старухи.

Главные герои и их характеристика

Система образов в рассказе «Материнин двор» изложена Многомудрым Литреконом в формате таблицы.

герои рассказа «материн двор» характеристика
матрёна обычная русская крестьянка. добрая, отзывчивая и покорная старушка, всю свою жизнь жертвовавшая собой ради других. после того, как её жених – фаддей, без вести пропал, под давлением семьи вышла за муж за его брата – ефима. к сожалению, все её дети умерли, не прожив и трёх месяцев, так что многие начали считать матрёну «порченной». тогда матрёна взяла на воспитание киру – дочь фаддея от второго брака, и искренне полюбила его, завещав ей часть своей избы. она работала задаром и посвящала всю свою жизнь людям, довольствуясь малым.
кира простая деревенская девушка. до замужества воспитывалась матрёной и жила вместе с ней. единственный человек, кроме рассказчика, который искренне скорбит по погибшей. она благодарна старушке за любовь и доброту, а вот к своей семье относится холодно, ведь ее просто отдали как щенка чужой женщине.
фаддей шестидесятилетний русский крестьянин. был любимым женихом матрены, но попал в плен во время войны, и долгое время о нём ничего не было слышно. после возвращения возненавидел матрену за то, что та не дождалась его. женился во второй раз на женщине, которую также звали матрена. авторитарный глава семейства, не стесняющийся использовать грубую силу. жадный человек, стремящийся к накоплению богатств любой ценой.
рассказчик игнатьич

добрый и отзывчивый человек, наблюдательный и образованный, в отличие от деревенских жителей. сначала в деревне его не принимают из-за сомнительного прошлого, но матрена помогает ему влиться в коллектив и найти пристанище. автор неслучайно указывает точные координаты села, подчеркивая, что ему запрещено было приближаться на к городу на расстоянии 100 км. это отражение самого автора, даже отчество его похоже на отчество героя — исаевич.

Темы

Тематика рассказа «Материн двор» универсальна и является пищей для размышления всех поколений людей:

  1. Жизнь советской деревни – Солженицын изображает жизнь советских крестьян, как тяжёлое испытание. Деревенский быт тяжёл, а сами крестьяне в большинстве своём грубы, а их нравы жестоки. Человеку приходится прилагать огромные усилия, чтобы остаться собой в такой враждебной атмосфере. Рассказчик подчеркивает, что люди истощены вечными войнами и реформами в сельском хозяйстве. У них рабское положение и никаких перспектив.
  2. Доброта – сосредоточием доброты в рассказе выступает Матрёна. Автор искренне восхищается старухой. И, хотя в итоге добротой героини окружающие пользуются в корыстных целях, Солженицын не сомневается, что именно так и надо жить — отдавать себя всего во благо общества и народа, а не набивать мешки богатством.
  3. Отзывчивость – в советской деревне, по мнению писателя, нет места отзывчивости и душевности. Все крестьяне думают лишь о своём выживании и не заботятся о нуждах других людей. Только Матрена смогла сохранить в себе доброту и желание помогать ближним.
  4. Судьба – Солженицын показывает, что зачастую человек не способен контролировать свою жизнь и должен подчиняться обстоятельствам, как Матрена, однако душой человека распоряжается только он, и у него всегда есть выбор: озлобиться на мир и зачерстветь, или сохранить в себе человечность.
  5. Праведничество – Матрена, в глазах писателя, выглядит, как идеал праведного русского человека, который отдаёт всего себя на благо других людей, на котором и держится весь русский народ и Россия. Тема праведничества раскрывается в поступках и мыслях женщины, в ее нелегкой судьбе. Что бы ни случилось, она не унывает и не жалуется. Она жалеет только других, но не себя, хотя судьба не балует ее вниманием. В этом и есть суть праведника — сохранить нравственные богатства души, пройдя через все жизненные испытания, и вдохновить людей на нравственный подвиг.

Проблемы

Проблематика рассказа «Матренин двор» — отражение проблем развития и становления СССР. Победившая революция не сделала жизнь народа проще, а лишь усложнила ее:

  1. Равнодушие — основная проблема в рассказе «Матренин двор». Жители деревни равнодушны друг к другу, им безразличны судьбы односельчан. Каждый старается прибрать к рукам чужую копейку, заработать лишнее и жить сытнее. Все заботы людей лишь о материальном преуспеянии, а духовная сторона жизни безразлична им также, как и участь соседа.
  2. Нищета – Солженицын показывает невыносимые условия, в которых живут русские крестьяне, на которых свалились тяжёлые испытания коллективизации и войны. Люди выживают, а не живут. У них нет ни медицины, ни образования, ни благ цивилизации. Даже нравы людей похожи на средневековые.
  3. Жестокость – крестьянская жизнь в рассказе Солженицына подчинена сугубо практичным интересам. В крестьянском быту нет места доброте и слабости, он жесток и груб. Доброта главной героини воспринимается односельчанами как «чудачество» или даже недостаток ума.
  4. Жадность – сосредоточием жадности в рассказе выступает Фаддей, который готов уже при жизни Матрёны разобрать её избу, чтобы приумножить своё богатство. Солженицын осуждает такой подход к жизни.
  5. Война – в рассказе упоминается война, которая становится очередным тяжёлым испытанием для деревни и косвенно становится причиной многолетнего раздора Матрены и Фаддея. Она калечит жизни людей, грабит деревню и разоряет семьи, забирая лучших из лучших.
  6. Смерть – смерть Матрены воспринимается Солженицыным, как катастрофа национального масштаба, ведь вместе с ней умирает та идеалистическая христианская Русь, которой так восхищался писатель.

Основная идея

В своём рассказе Солженицын отобразил быт русской деревни середины двадцатого века без каких-либо прикрас со всей его бездуховностью и жестокостью. Этой деревне противопоставлена Матрёна, живущая жизнью настоящего христианина. По мнению писателя, именно за счёт таких самоотверженных личностей, как Матрёна, и живёт вся страна, забитая нищетой, войной и политическими просчетами. Смысл рассказа «Матренин двор» заключается в приоритете вечных христианских ценностей (доброты, отзывчивости, милосердия, щедрости) над «житейской мудростью» жадных и погрязших в быту крестьян. Свобода, равенство и братство не смогли заменить в сознании народа простых истин — необходимости духовного развития и любви к ближнему.

Главная мысль в рассказе «Матренин двор» — необходимость правиднечества в повседневной жизни. Люди не смогут жить без моральных ценностей — доброты, милосердия, щедрости и взаимовыручки. Даже если все теряют их, должен быть хотя бы один хранитель сокровищницы души, который будет напоминать всем о важности нравственных качеств.

Чему учит?

Рассказ «Матренин двор» пропагандирует христианское смирение и самопожертвование, которые продемонстрировала Матрёна. Он показывает, что такая жизнь не каждому под силу, однако подчёркивает, что именно так и должен жить настоящий человек. Это и есть мораль, заложенная Солженицыным.

Солженицын осуждает жадность, грубость и эгоизм, царящие в деревне, призывает людей быть добрее друг к другу, жить в мире и согласии. Такой вывод можно сделать из рассказа «Матренин двор».

Критика

Сам Александр Твардовский восхищался работой Солженицына, называя его настоящим писателем, а его рассказ — истинным произведением искусства.

К сегодняшнему приезду Солженицына перечитал с пяти утра его «Праведницу». Боже мой, писатель. Никаких шуток. Писатель, единственно озабоченный выражением того, что у него лежит «на базе» ума и сердца. Ни тени стремления «попасть в яблочко», потрафить, облегчить задачу редактора или критика, - как хочешь, так и выворачивайся, а я со своего не сойду. Разве что только дальше могу пойти

Л. Чуковская, которая вращалась в журналистских кругах, так охарактеризовала рассказ:

…А вдруг и Солженицына вторую вещь не напечатают? Мне она полюбилась более первой. Та ошеломляет смелостью, потрясает материалом, - ну, конечно, и литературным мастерством; а «Матрёна»… тут уже виден великий художник, человечный, возвращающий нам родной язык, любящий Россию, как Блоком сказано, смертельно оскорблённой любовью.

«Матрёнин двор» вызвал настоящий взрыв в литературной среде и зачастую зеркально противоположные отзывы. В наши же дни рассказ считается одним из самых выдающихся прозаических произведений второй половины двадцатого века и ярким примером творчества раннего Солженицына.

Анализ рассказа «Матренин двор» включает в себя характеристику его персонажей, краткое содержание, историю создания, раскрытие главной мысли и проблем, которые затронул автор произведения.

По утверждению Солженицына, рассказ основан на реальных событиях, «полностью автобиографичен».

В центре повествования – картина жизни русского села 50-х гг. ХХ века, проблема деревни, рассуждения на тему главных человеческих ценностей, вопросы добра, справедливости и сострадания, проблема труда, умение пойти на выручку ближнему, который оказался в трудной ситуации. Всеми этими качествами обладает праведник, без которого «не стоит село».

История создания «Матрёнина двора»

Изначально заглавие повести звучало так: «Не стоит село без праведника». Конечный вариант был предложен на редакционном обсуждении в 1962 году Александром Твардовским. Писатель отметил, что смысл названия не должен быть нравоучительным. В ответ Солженицын добродушно заключил, что ему не везет с названиями.

Александр Исаевич Солженицын (1918 — 2008)

Работа над рассказом велась в течение нескольких месяцев – с июля по декабрь 1959 года. Написал его Солженицын в 1961 году.

В январе 1962 года во время первого редакционного обсуждения Твардовский убеждал автора, а заодно и самого себя в том, что произведение не стоит печатать. И все же рукопись он попросил оставить в редакции. В итоге рассказ увидел свет в 1963 г. в «Новом мире».

Примечательно, что жизнь и смерть Матрены Васильевны Захаровой отражены в этом произведении максимально правдиво – именно так, как это было на самом деле. Настоящее название деревни – Мильцево, находится она в Купловском районе Владимирской области.

Критики тепло встретили работу автора, высоко оценив ее художественную ценность. Суть произведения Солженицына очень точно охарактеризовал А. Твардовский: необразованная, простая женщина, рядовая труженица, старая крестьянка… разве может такой человек привлекать столь большое внимание и любопытство?

Может, потому что ее внутренний мир очень богат и возвышен, наделен лучшими человеческими качествами, и на его фоне тускнеет все мирское, материальное, пустое. За эти слова Солженицын был очень признателен Твардовскому. В письме к нему автор отметил важность его слов для себя, а также указал на глубину его писательского взгляда, от которого не утаилась основная мысль произведения – история о любящей и страдающей женщине.

Жанр и идея произведения А. И. Солженицына

«Матренин двор» относится к жанру рассказа. Это повествовательный эпический жанр, основными признаками которого является малый объем и единство события.

Произведение Солженицына повествует о несправедливо жестокой судьбе простого человека, о быте деревенских жителей, о советских порядках 50-х годов прошлого века, когда после смерти Сталина осиротевший российский народ не понимал, как ему жить дальше.

Повествование ведется от лица Игнатьича, который на протяжении всего сюжета, как нам кажется, выступает лишь в роли отвлеченного наблюдателя.

Описание и характеристика главных героев

Список действующих лиц рассказа немногочисленный, сводится он к нескольким персонажам.

Матрена Григорьева – женщина преклонных лет, крестьянка, которая всю жизнь проработала в колхозе и которую освободили от тяжелого ручного труда ввиду серьезной болезни.

Она всегда старалась помогать людям, пусть даже незнакомым. Когда рассказчик приходит к ней, чтобы арендовать жилье, автор отмечает скромность и бескорыстие этой женщины.

Матрена никогда не искала жильца намеренно, не стремилась нажиться на этом. Все ее имущество состояло из цветов, старой кошки и козы. Самоотверженность Матрены не ведает границ. Даже ее супружеский союз с братом жениха объясняется желанием помогать. Так как мать у них умерла, работу по дому выполнять было некому, тогда Матрена взяла на себя эту ношу.

У крестьянки родилось шестеро детей, но все они умерли в раннем возрасте. Поэтому женщина занялась воспитанием Киры, младшей дочери Фаддея. Матрена работала с раннего утра да позднего вечера, но никогда и ни перед кем не выказывала своего недовольства, не жаловалась на усталость, не роптала на судьбу.

Ко всем она была добра и отзывчива. Она никогда не жаловалась, не хотела быть для кого-то в тягость. Подросшей Кире Матрена решала отдать свою горницу, но для этого нужно было разделить дом. Во время переезда вещи Фаддея застряли на железной дороге, и женщина погибла под колесами поезда. С этого момента не стало человека, способного на бескорыстную помощь.

Тем временем родственники Матрены думали только о наживе, о том, как разделить вещи, оставшиеся от нее. Крестьянка сильно отличалась от остальных жителей деревни. Это был тот самый праведник – единственный, незаменимый и такой незаметный для окружающих людей.

Игнатьич является прототипом писателя. В свое время герой отбывал ссылку, затем его оправдали. С тех пор мужчина задался целью отыскать тихий уголок, где можно провести остаток жизни в покое и безмятежности, работая простым школьным учителем. Свое пристанище Игнатьич нашел у Матрены.

Рассказчик – закрытый человек, которому не нравится излишнее внимание и долгие разговоры. Всему этому он предпочитает тишину и покой. Между тем с Матреной ему удалось найти общий язык, однако в силу того, что в людях он разбирался плохо, смысл жизни крестьянки он смог постичь только после ее смерти.

Фаддей – бывший жених Матрены, брат Ефима. В юности он собирался на ней жениться, но ушел в армию, и вестей о нем не было три года. Тогда Матрену отдали замуж за Ефима. Вернувшись, Фаддей чуть было не зарубил топором брата и Матрену, но вовремя образумился.

Герой отличается жестокостью и несдержанностью. Не дождавшись смерти Матрены, он стал требовать у нее часть дома для дочери с мужем. Таким образом, именно Фаддей виноват в гибели Матрены, которая попала под поезд, помогая родным растаскивать свой дом по частям. На похоронах его не было.

Рассказ поделен на три части. В первой говорится о судьбе Игнатьича, о том, что он является бывшим заключенным и теперь работает школьным учителем. Сейчас он нуждается в тихом пристанище, которое с удовольствием предоставляет ему добрая Матрена.

Во второй части рассказывается про тяжелые события в судьбе крестьянки, про юность главной героини и о том, что война забрала у нее возлюбленного и ей пришлось связать свою судьбу с нелюбимым человеком, братом ее жениха.

В третьем эпизоде Игнатьич узнает о смерти бедной крестьянки, рассказывает о похоронах и поминках. Родственники выдавливают из себя слезы, потому что того требуют обстоятельства. В них нет искренности, их мысли заняты лишь тем, как выгодней для себя разделить имущество погибшей.

Проблемы и аргументы произведения

Матрена – человек, который не требует награды за свои светлые дела, она готова на самопожертвование ради блага другого человека. Ее не замечают, не ценят и не стараются понять. Вся жизнь Матрены полна страданий, начиная с юности, когда ей пришлось соединить судьбу с нелюбимым человеком, пережить боль утраты, заканчивая зрелостью и старостью с их частыми болезнями и тяжелым ручным трудом.

Смысл жизни героини – в тяжелом труде, в нем она забывает обо всех горестях и проблемах. Отрадой для нее является забота о других, помощь, сострадание и любовь к людям. В этом и заключается основная тема рассказа.

Проблематика произведения сводится к вопросам нравственности. Дело в том, что в деревне материальные ценности ставятся выше духовных, они превалируют над человечностью.

Сложность характера Матрены, возвышенность ее души недоступны для понимания алчных людей, окружающих героиню. Ими движет жажда накопительства и наживы, которая застилает им взор и не дает увидеть доброту, искренность и самоотверженность крестьянки.

Матрена служит примером тому, что сложности и тяготы жизни закаляют сильного духом человека, сломить его они неспособны. После гибели главной героини все, что она выстраивала, начинает рушиться: дом растаскивают по кускам, разделяют остатки жалкого имущества, двор оставляют на произвол судьбы. Никто не видит, какая ужасная потеря произошла, какой прекрасный человек покинул этот мир.

Автор показывает бренность материального, учит не судить людей по деньгам и регалиям. Истинный смысл заложен в нравственном облике. Он сохраняется в нашей памяти даже после смерти человека, от которого исходил этот удивительный свет искренности, любви и милосердия.