Личная жизнь писателя а калинина. Донской писатель анатолий калинин


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Ростовская область – край богатой и славной истории, щедрой природы, самобытной казачьей культуры, талантливых и гостеприимных людей. Слово «Дон» сродни удару колокола. Оно собирало и собирает людей, возвышает душу. Главное достояние Донского края – люди, проживающие на берегах великого Тихого дона и Азовского моря. Именно донская земля породила двух лауреатов Нобелевской премии в области литературы. Пожалуй, после Шолохова и Солженицына, особым уважением пользуется творчество донского писателя Анатолия Калинина.

3 слайд

Описание слайда:

КАЛИНИН АНАТОЛИЙ ВЕНИАМИНОВИЧ (22 августа 1916 года - 12 июня 2008 года) - известный русский и советский писатель, прозаик, публицист, критик, поэт и сценарист; выдающийся донской писатель, общественный деятель и гражданин.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

В годы Гражданской войны отец был членом волостного революционного комитета, участвовал в реквизиции имущества у богатых, налаживал занятия в школах. Отец у Калинина - сельский учитель, был новочеркасским казаком, мать - каменской казачкой. Дед пел в соборе в казачьем войсковом хоре, у него был такой редкий бас - профунда… С раннего детства писатель помнит, что вокруг все пели. В раннем детстве мальчик стал свидетелем нападения бандитов на их дом, выручила мать, первая выстрелившая из нагана. Места проживания семьи, всегда связанные с донской землей, обусловили близкое знакомство с бытовым укладом и культурой казачества. Позже Калинин вспоминал: «Если то, что обычно принято называть творчеством, начинается с поиска... гармонии музыки жизни с музыкой слова, то где же впервые и можно было вслушаться в эту гармонию, как не в казачьей песне». Впечатления раннего детства и стиль жизни семьи определили активную жизненную позицию Калинина. В 12-13 лет Калинин организовал пионерский отряд и стал первым его председателем, писал тексты для отрядной газеты. 16-летний Калинин сотрудничал в новочеркасской районной газете «Знамя Коммуны». Первые художественные публикации (стихи и рассказы) состоялись в краевой газете «Молот», но писатель впоследствии назвал их «плохими и поверхностными». В 1935 Калинина как способного журналиста пригласили на работу в «Комсомольскую правду». Он был собственным корреспондентом в Армении, Кабардино-Балкарии, на Украине, на Дону. В 1938-39 работает над первым романом «Курганы». А.Серафимович, прочитав его, сказал Калинин: «Ну, здравствуй, молодой Шолохов!» В 1939 Калинин работает военкором на финском фронте. По заданию редакции берет интервью у М.Шолохова. Неохотно раскрывая финальный замысел «Тихого Дона», которым так интересовался Калинин, в свою очередь Шолохов озабоченно расспрашивал о фронтовых делах. Знакомству суждено было продлиться на долгие годы.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

В 1941 Калинин вступает в Коммунистическую партию. В сент. 1941 командируется на Южный фронт как специальный военный корреспондент «Комсомольской правды». Работал Калинин очень плодотворно в разных жанрах: репортаж, очерк, путевые заметки, портрет. Впервые характерный калининский стиль проявился в очерке «Искры над Грозным» (окт. 1942), повествующем о кровопролитных боях под стратегически важным для немцев нефтяным редутом, лишь после взятия которого они должны были развернуть генеральное наступление на Сталинград. «Я помню время, когда слово «казак» не произносилось», - вспоминал Калинин. Он считал, что возрождение казачества, его традиций, его уклада жизни началось еще на полях Великой Отечественной. «Казачество во все времена было хребтиной России, - говорил писатель, - И я бы не сказал, что у нас в стране не любят казаков. Народ разбирается… А в том, что сегодня на Дону тихо, есть немалая заслуга и казачества». В 1944 он пишет роман «На юге». В основу романа легли боевые действия, в которых принимал участие казачий корпус. Воинской дружбе посвящен роман «Товарищи» (1945). В 1946 Калинина переезжает в хутор Пухляковский, работает над злободневными сельскохозяйственными очерками («На среднем уровне», «Лунные ночи», «Неумирающие корни», «В тылу отстающего колхоза», «Братья» и др.). Художественный мир Калинина постепенно заселяется его земляками, порой с реальными фамилиями, их судьбы вплетаются в военную тему. Так, в романе «Красное знамя» (1951), главными героями которого являются казаки, разворачивается широкая панорама военных действий на Южном фронте, жизни на оккупированных территориях, в лагере военнопленных. Проникнут нравственной тревогой роман Калинина «Суровое поле» (1958), органично соединяющий в своей композиции различные временные и пространственные пласты. Современность сочетается с военными ретроспекциями. Среди знакомых уже военных и деревенских персонажей живет писатель Михайлов, чье восприятие и воображение берет на себя сюжетообразующую функцию. Среди многочисленных положительных откликов о романе резко прозвучало осуждение Калинина за «моральную реабилитацию власовщины» в той части романа, где писатель сделал попытку дифференцированно подойти к проблеме вины военнопленных.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

В 1962 опубликован роман «Запретная зона», где писатель продолжает развивать тему о доверии к человеку, в данном случае - к заключенному. В 1963 увидела свет повесть «Эхо войны». Калинин исследует феномен предательства и, как в евангельском сказании, главной причиной этого зла называет своекорыстие, желание сохранить и приумножить свое богатство любым способом, даже ценой предательства. Варвара Табунщикова выдает немцам раненого солдата. Спустя годы после войны настигает Варвару возмездие за совершенный грех - она не выдерживает взгляда матери солдата, погибшего по ее вине, и падает, сраженная параличом. Казалось бы, этот эпизод мог бы стать эффектным концом повести, но Калинин продолжает повествование и рассказывает о том, как тяжело пришлось дочери Варвары - ухаживать за парализованной матерью, выполняя дочерний долг, и сносить при этом попреки окружающих (в первую очередь мужа) за то, что обихаживает «волчицу». Такая разомкнутость сюжета, размытость окончания оказывается сродни мифу. Преимуществами «разомкнутого» сюжета воспользуется Калинин в серии повестей «Цыган» . Корни этого произведения традиционно для Калинина уходят в военное время, которое во многом предрешает происходящие спустя годы события в жизни героев. Самым ярким достижением романа можно считать запоминающиеся образы главных героев - красивой, исполненной чувства собственного достоинства русской крестьянки Клавдии и благородного, не лишенного романтических черт цыгана Будулая. Высокий накал их зрелой, но трепетной любви делает убедительными самые невероятные хитросплетения сюжета. Повести «Эхо войны» и «Возврата нет» были удостоены Государственной премии РСФСР за 1973. В разные годы Калинин написал ряд статей о М.Шолохове, многие из них вошли в сборнике Калинина «Вешенское лето» (1975). Некоторые калининские герои обрели вторую жизнь на киноэкране; по роману "Цыган" создан многосерийный телефильм. Ряд произведений А.Калинина переведен на языки народов СССР, а также на английский, арабский, болгарский, вьетнамский, французский, хинди и другие.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

«Цыган» - это не просто кино про обрусевших кочевников, которые сменили странствия на оседлость, лихих коней - на домашний очаг. Это фильм про то, как люди, независимо от национальности, учились жить и выживать, лечить нанесенные войной раны и продолжать верить в лучшее. Это фильм про то, как самый одинокий и несчастный цыган с самыми «золотыми руками» на деревне обрел свое счастье и нашел родного сына без программ вроде «Жди меня». Это фильм про любовь, которая зарождается даже на выжженной войной, неблагодатной почве, про любовь, пускающую корни и излечивающую, помогающую справиться. Со всем. Даже с самым страшным. «Цыган» - кино про человека, который, несмотря ни на что, выстоит и пойдет дальше, даже если не осталось ни капли надежды. Кино про человека, который, будь он цыган или русский, до последней капли крови будет бороться за свой дом, где жить и умирать, где отметинами рассеяны могилы предков, за своих родных, за свою честь. «Цыган» - это даже не совсем кино, это отпечаток эпохи, в которой мы больше не живем, эпохи, куда очень хочется вернуться. Мы должны помнить об этой эпохе. Ведь не зная своего прошлого, не построишь будущего.

16 слайд

Описание слайда:

А.В.Калинин награжден орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов. Скончался Анатолий Вениаминович 12 июня 2008 года, в ст. Пухляковской. В доме, где он жил с 1946г., создан мемориальный музей.

Калинин Анатолий - советский писатель, поэт и публицист. Был удостоен премии имени Горького, а также награжден рядом медалей и орденов, среди которых: Отечественной войны I степени, Октябрьской революции, Красной Звезды, Дружбы народов и Трудового Красного Знамени. В течение 20 лет занимал пост депутата Верховного Совета России. О жизни и творчестве этого удивительного человека мы и поговорим в статье.

Биография

Анатолий Калинин (биография которого сейчас нами рассматривается) родился в 1916 году, 22 августа. Местом рождения будущего писателя стала станица Каменская (Ростовская область), которая сейчас превратилась в город Каменск-Шахтинский. Здесь же, на Дону, прошли детство и юность будущего писателя. Отец Анатолия Вениаминовича был из новочеркасских казаков и работал в сельской школе учителем, а мать его была каменской казачкой.

Дед Калинина пел в казачьем хоре при церкви, он обладал очень хорошим голосом. Вспоминая о своем детстве, писатель не может его представить без пения деда.

Беспокоило Калинина то, что слово «казак» в его детстве не произносилось. Писателя очень волновало возрождение традиций и уклада казачества. И когда во время Великой Отечественной войны Сталин издал указ о создании корпуса Донских казаков, Калинин понял, что казачество начинает возрождаться. На этой волне он опубликовал в 1943 году статью под названием «Донские казаки».

Первые публикации

Калинин Анатолий Вениаминович называл казачество «хребтом России», при этом он не делил самих казаков на «нереестровых» и «реестровых». Но это будет много позже, а пока Калинин был принят в пионеры. В столь юном возрасте он уже начал писать очерки о сельской жизни и колхозах на Дону для публикации в газетах «Пионерская правда» и «Ленинские внучата».

Будучи подростком, в 1930 году Калинин вместе с рабочей колонной ездил по станицам и хуторам Дона, проводя коллективизацию. А в 1931 году будущий писатель стал комсомольцем. После этого он начал работать на областные и районные газеты на Кубани, Дону, в Кабардино-Балкарии.

Калинин Анатолий в 1935 году становится корреспондентом «Комсомольской правды», который освещает проблемы Армении, Кабардино-Балкарии, Украины, Дона. А в 1941 году писатель ушел на фронт в качестве корреспондента именно этой газеты - почти всю Великую Отечественную он провел на южных фронтах.

Первый роман и Великая Отечественная война

Первое крупное произведение автора было опубликовано в 1940 году. Это оказался роман под названием «Курганы». В этом произведении Калинин Анатолий изобразил колхозную новь в краю казаков. Он писал о тех вещах, которые отлично знал с самого детства: казачьем быте, крестьянском труде, народном языке.

В военные годы главными героями произведений Калинина становятся казаки-колхозники, которые облачились в солдатские шинели, как только позвала их Родина. В это время Калинин посылает в различные газеты очерки о событиях, происходящих в Ростове, Моздоке, Сталинграде. А в 1943 году публикуется книга очерков автора под названием «Казаки идут на запад». В 1944 году на страницах журнала «Новый мир» издается военная повесть «На юге», а в 1945-м - произведение «Товарищи». Позже на основе этих двух повестей Калинин создает большой роман о героизме русских солдат - «Красное знамя». Произведение было издано в 1951 году в Ростове.

Послевоенный период

Когда Великая Отечественная война закончилась, Калинин переехал на донской хутор Пухляковский. Здесь автор создает ряд очерков об обитателях донских станиц: «Лунные ночи», «В тылу отстающего колхоза», «Неумирающие корни» и др. Герои этих произведений позднее встретятся во многих других романах и повестях Калинина.

В «Правде» в 1953 году писатель опубликовал произведение «На среднем уровне». В этом очерке Калинин смело рассуждает на злободневные темы, касающиеся развития деревни и стиля партийной власти. Сам автор высоко оценивал это произведение и последовавший за ним очерк «Лунные ночи». Писатель полагал, что именно они помогли ему убедиться в правильности выбранных для его творений тем. На эти очерки активно откликнулись и читатели - Калинин получил множество писем с поддержкой в свой адрес.

В 1962 году Калинин пишет роман «Запретная зона», в котором описывает строительство В произведении поднимают следующие проблемы: воспитание нового человека в духе коммунистических идеалов; осуждение явлений и поступков, которых не должно быть в социалистическом обществе; оценка происходящего с точки зрения коммунистической совести.

«Цыган»

Но не благодаря этим романам обрел широкую известность Анатолий Калинин. «Цыган» - вот то произведение, что прославило автора. Этот роман сложился из множества автобиографических деталей. Образ главного героя, цыгана Будулая, возник у писателя еще во время войны, когда в госпитале он увидел, как разведчику-цыгану вручает один из казачьих командиров. Тогда Калинин еще не думал о написании романа, но сам эпизод ему запомнился на всю жизнь. Затем, когда его отряд отступал под Малой Белозеркой, писатель увидел разбитую цыганскую кибитку. Вскоре он узнал, что какая-то женщина забрала младенца, оставшегося в живых, к себе. А уже после войны Калинин Анатолий жил по соседству с цыганом-кузнецом, у которого был младший брат по имени Будулай.

Писатель на протяжении всего творчества продолжает обращаться к военной теме, раскрывая связь между событиями прошлого и настоящего. К таким произведениям, кроме «Цыгана», относятся романы «Сухое поле», «Возврата нет», «Эхо войны». Основная идейная концепция этих произведений заключена в системе образов героев - писатель противопоставляет людей, порожденных советской системой, и тех, чьи души были искалечены стремлением к обогащению и власти.

Последние годы жизни

В 1967 году Калинин Анатолий Вениаминович пишет роман «Гремите, колокола!». Произведение было посвящено эстетическим и нравственным проблемам семьи и воспитания детей.

В литературе Калинин всегда воспринимался как продолжатель шолоховской традиции. Сам автор был согласен с этим, и даже в 1964 году выпустил книгу очерков о Шолохове под названием «Вешенское лето». Затем, уже в 1975 году, выходит в свет новый роман писателя - «Время «Тихого Дона». А с 1982 по 1983 год публикуется собрание сочинений Калинина.

Умер писатель в 2008 году, 12 июня, на хуторе Пухляковском. Был похоронен во дворе собственного дома.

Стихи Калинина Анатолия Вениаминовича

Поэзия Калинина не столь известна, как его проза. Тем не менее автор написал несколько поэм и стихотворений. Кроме того, в замыслах у него было написание романа о донских казаках в стихах. К сожалению, эта идея так и не была претворена в жизнь.

Стихи Калинина Анатолия Вениаминовича, как и его проза, были посвящены нравственным темам, коммунистическим идеалам, а также Великой Отечественной войне. В своих стихотворных строчках писатель призывает читателей следовать зову сердца, жить по совести и поступать по чести. Главным же для человека, по мнению Калинина, является его способность самозабвенно служить Родине. Тема самоотверженного служения, пожалуй, проходит красной нитью через все произведения писателя.

«Будулай, которого не ждут»

Этот фильм, являющийся экранизацией романа «Цыган», увидел свет в 1994 году. Режиссером картины стал Александр Фенько. Съемки проходили в станице Раздорской и на хуторе Каныгине (Ростовская область). Именно здесь родился и прожил большую часть своей жизни сам Калинин. Танцы и песни в фильме исполнили артисты из цыганского театра «Ромэн».

Однако изначально был снят мини-сериал «Цыганский остров», который вышел в 1993 году. И только через год на его основе смонтировали картину «Будулай, которого не ждут».

Главную роль в фильме сыграл Картина рассказывает о судьбе цыгана Будулая, который возвращается в донскую станицу после 10 лет тюрьмы.

Таким образом, очень интересную и насыщенную жизнь прожил Калинин. Что же касается творчества писателя, то оно пользуется популярностью и по сей день.

Анатолий Вениаминович Калинин родился 9 (22) августа 1916 года в донской столице Каменской (ныне г. Каменск-Шахтинский, Ростовской области). Но тут же семья переехала в хутор Березниковский, где учительствовали тогда отец, Вениамин Александрович, и мать, Евгения Ивановна . А потом – слобода Тарасовская, Миллерово.

В родном доме Калинина не было места мещанскому самодовольству, замкнутости быта. Родители его живо интересовались всем, что происходило в то переломное время. Дом Калининых был одним из оживленных "перекрестков", где встречались интересные люди. Мать Анатолия общалась с семьей революционеров Автономовых в Каменской и в Сулине. Отец Анатолия Калинина в 1918 году и в последующие годы был членом Тарасовского волревкома, участвовал в реквизиции имущества богатеев, налаживал занятия в школах. Мать преподавала и в школе, и в ликбезе, играла в красноармейском и слободском драмкружках.

Время было тревожное, суровое. В эти годы семья отчаянно голодала. Мать ходила по хуторам менять белье, ложки и вилки на муку. В школе, при которой одно время разместился тифозный госпиталь, мать ухаживала за больными. В коридоре на полу кишели вши. Вся семья переболела тремя тифами – сыпным, брюшным и возвратным.

Детские впечатления тех лет разнообразны, драматичны, порою жестоки. "На всю жизнь остался перед глазами самосуд, - рассказывал А. Калинин. – Украл один человек у состоятельных соседей буханку хлеба. И только помню, как я, подстегиваемый звериным детским любопытством, побежал смотреть этот самосуд, увидел этого человека, лежащего вниз лицом на улице, у каменной ограды, и то, как люди подходили к ограде, деловито снимали с нее камни и молча бросали на голову этого человека, - уже раздавленную этими камнями и давно уже превратившуюся в кровавое месиво. Я шарахнулся прочь, побежал – и это уже никогда не будет забыто".

Мальчик видел горящие бараки с больными и ранеными, подожженные при отступлении белыми. Тогда Тарасовка переходила из рук в руки, и учительская семья то уезжала из станицы, то возвращалась вновь. Несмотря на тревоги, голод и болезни, жили в семье Калининых весело. Всегда в доме было людно – учителя, члены Ревкома, - все молодые, голосистые. Здесь часто звучали песни – боевые, революционные и раздольные казачьи. У матери и отца были хорошие голоса и петь здесь любили. Столько в тех песнях было живого и близкого сердцу! Здесь слышал мальчик и рассказы о событиях бушевавшей кругом гражданской войны. Какие образы рождались в душе эти песни и эти рассказы – трудно сказать, но они остались в его памяти навсегда. Не прошли бесследно и впечатления от поездок с отцом. "Отец брал меня с собой в поездки по хуторам – в Колодезный, Каюковский, в Старую станицу, в станицу Митякинскую. Пески… ветряки на выездах из станиц и хуторов, пыльная дорога, летние дожди и орудийный гром, выстрелы…"

Чтобы верно судить о мире детства будущего писателя, надо ясно представлять себе, как близок образ жизни сельских учителей к образу жизни обычной крестьянской семьи. Поэтому помнятся игры с ребятами в садах и степных балках, рыбалки и работа на огороде, и шорох молочных струй по цибарке, когда мать на рассвете доит корову в сарайчике, и звуки эти пробиваются сквозь сон, сквозь дремоту.

В 1924 году семья Калининых переехала в степной городок Миллерово. В 12-13 лет Анатолий стал организатором пионерского отряда и первым председателем его совета. Они создали "живую" газету, для которой Анатолий Калинин писал тексты и сам был режиссером и одним из актеров.

Позже семья переехала в Новочеркасск, "столицу" донского казачества. В эти годы огромных перемен в деревне 16-летний Анатолий многое увидел и узнал. Он ездил с агитколонной по станицам и хуторам, бывал на первых колхозных сходках. Перед ним раскрывается сложная многоликая жизнь русской деревни на великом историческом рубеже. Тогда он начал работать литературным сотрудником районной газеты. Молодой писатель опубликовал свои первые рассказы и очерки в краевой газете "Молот". Также пробовал писать стихи. Рано пришло к Калинину осознание своего призвания, рано была избрана жизненная цель – стать писателем. "Ведь это же так интересно, надо только овладеть музыкой слов, вслушаться в нее, в сочетание этих слов. А знать-то я к этому времени по-настоящему ничего еще и не знал. Только чувствовал. И был покорен этим знанием и музыкой слова у Шолохова, у Маяковского, к которым прибавился Фадеев. Но, конечно же, и у Пушкина, - Толстым, Чеховым, Белинским я зачитывался позднее". Л.Федоров писал: "Почти детский, горячий порыв выразить свою взволнованность миром – только этим можно объяснить раннее рождение писателя…."

Работа молодого журналиста, его одаренность была замечена, и в 1935 году Анатолия Калинина пригласили работать в Москву, в "Комсомольскую правду" – он был собственным корреспондентом в Кабардино-Балкарии, затем в Армении, на Украине, на Дону. В 1938-1939 году, не отрываясь от журналистики, он много времени отдает работе над первым своим романом "Курганы", посвященным колхозной нови в донском казачьем крае. В романе явственно ощущается влияние шолоховской "Поднятой целины". Но и при всей очевидной зависимости от Шолохова нельзя было не заметить талантливости автора "Курганов". "Молодой Шолохов" – так назвал Калинина А.Серафимович. Роман вышел отдельным изданием в Ростове-на-Дону в 1941 году перед войной. Уже в первом произведении проявляются в зародыше характерные черты его манеры : определенность социально-исторических характеристик, стремление углубится в душевную жизнь героев, любовь к живописанию природы, склонность к психологическому письму, к передаче движений души человеческой.

Великая Отечественная Война. В этих словах соединилось все: неслыханные страдания, муки и не знающее пределов мужество; горе поражений и радость победы. Но война живет не только в памяти. С газетной полосы, со страниц журналов и книг звучат голоса ее участников, свидетельства ее современников. Возникла богатая чувствами и мыслями, благородная по своим устремлениям художественная литература о Великой Отечественной войне. А зарождалась она в дни сражений на страницах центральных и армейских газет, на полосах фронтовых листовок. Среди многочисленных военных корреспондентов был и Анатолий Калинин. Вот документ, который стал такой замечательной вехой в биографии писателя:

Командировочное удостоверение

Выдано специальному военному корреспонденту «Комсомольской правды»

тов. Калинину А.В. в том, что он командируется на Южный фронт согласно

пропуска Главного Политического управления РККА за №27224/105

Член редколлегии – Б. Бурков.

Всю войну передавались по телефону и телеграфу, посылались через фельдъегерскую связь корреспонденции и очерки Анатолия Калинина для родной "Комсомолки". За годы войны их опубликовано бесчисленное множество. Откроем, например, подшивку за январь 1943 года:

Также характерен для его манеры очерк "Искры над Грозным", отличающийся эмоциональной напряженностью, взволнованностью. Он написан в конце октября 1942 года, когда перед Тереком были остановлены фашистские дивизии, и уже третий месяц длилась героическая оборона Грозного. 17 февраля 1943 года А.Калинин пишет небольшой очерк "Руины Ростова", посвященный освобождению Ростова-на-Дону.

Военный корреспондент Анатолий К. большую часть своего воинского пути прошел с Донским пятым кавалерийским корпусом. Здесь Калинин близко узнал казаков. И удивительные эти люди, их судьбы вдохновили молодого писателя на создание романа "На юге", который был написан между боями в маленьком хуторке Искровка. В романе автор усовершенствовал свое мастерство. Об этом произведении одобрительно писал В.Перцов. Также роман понравился А. Серафимовичу: "…С большим интересом прочел я новый роман.…Еще первая книга "Курганы" была многообещающей его заявкой. Новая книга Калинина радует. Она говорит о росте писателя, о его большом даровании".

Калинина интересует не только поведение мирного человека на войне, но и духовная жизнь воюющих во всем ее многообразии. Анатолий Вениаминович считает, что война должна не разъединять воюющих за правое дело людей, а наоборот – должна очищать и сближать. В обстановке суровых испытаний, смертельной опасности человеческие души раскрывались навстречу друг другу – люди любили, дружили, мечтали о будущем. С "молчаливой" машинисткой Сашей Анатолий К. познакомился на войне. С тех самых пор, они живут неразлучно. Она уже жена и мать, Александра Юлиановна, так и печатает ему все, что он написал, упорно преодолевая его требовательное отношение к написанному им слову, освоив его лапидарный стиль письма.

Картины минувшей войны оживают в романе "Суровое поле"(1958), повестях "Эхо войны"(1963)," Возврата нет"(1971), "Цыган"(1960-1974) . В этих произведениях писатель раскрывает органическую связь, которая существует между прошлым и сегодняшними делами современников, между прошлыми и сегодняшними делами современников, между повседневным трудом советского человека и его недавним прошлым.

Анатолий Калинин широко известен как писатель – прозаик, однако он еще и поэт. Иногда Анатолий Вениаминович выступает с весьма оригинальными стихами. Первые из них появились в годы войны (Думы о родине", "Когда спаявшись в радости и грусти…" "Тиха украинская ночь", "Славлю друзей по оружию" и др.). Анатолий Калинин - один из наиболее ярких последователей шолоховских традиций в советской литературе.

Его гнетет тоска о "светлом друге, без которого сместилось в жизни все":

Заоблачных лампад струится вечный свет,

Над доном листопад, а Шолохова нет,

Вздымая гриву волн, бессмертной славе вслед,

К Азову рвется Дон, а Шолохова нет,

Причалив к яру струг, с серьгою в ухе дед,

Скликает всех на Круг, а Шолохова нет.

И так синит глаза лампасов вешний цвет,

Что катится слеза, а Шолохова нет.

Многие произведения Калинина переведены на языки народов СССР, а также на английский, болгарский, вьетнамский, французский и др. Некоторые герои обрели вторую жизнь на киноэкране, на сцене театра. А.В.Калинин награжден орденами и медалями, удостоен в 1973 году звания лауреата Государственной премии РСФСР имени М.Горького за повести "Эхо войны" и "Возврата нет".

После окончания войны писатель поселился и сейчас живет на Дону, в хуторе Пухляковском, Ростовской области.

калинин писатель публицист

1). Л. Федоров. "Читая Анатолия Калинина". – "Нева", 1959, №4.

2). В.М.Карпова. "Жизнь и творчество А.В.Калинина" (Удостоверение, сохранившееся в личном архиве А.В.Калинина.)

3). С. Гурвич. " У писателя-земляка". – Ростов-на-Дону, Ростовское кн. изд-во, 1959,стр.232.

4). Виктор Чеботников. "Новочеркасская неделя". №33, 2005г.

Родился 9 (22) августа 1916 года в станице Каменской (ныне город Каменск-Шахтинский Ростовской области) в семье учителя, происходившего из донских казаков.

После школы учился в техникуме, с 1932 года работал журналистом. Первый роман «Курганы» (1941) написал под влиянием «Поднятой целины» М. А. Шолохова. Фронтовой корреспондент «Комсомольской правды» (1941-1945), член СП СССР (1945), майор (1942).

Анатолий Калинин поддерживал молодых донских поэтов - Бориса Примерова, Бориса Куликова и других, некоторым из них он, можно сказать, дал «путёвку в жизнь». Одним из первых он откликнулся на публикацию стихов Ивана Ковалевского, сложенных им в фашистском плену. Также ему принадлежат статьи о творчестве донских писателей Александра Бахарева, Михаила Никулина и других.

Депутат ВС РСФСР. После распада СССР вступил в КПРФ и оставался в её рядах до конца жизни.

А. В. Калинин умер 12 июня 2008 года на хуторе Пухляковском Ростовской области. Похоронен там же во дворе своего собственного дома.

Оценки творчества

Библиография

Романы

  • Курганы (1938-1939)
  • Красное знамя (1951) (объединённые повести «На юге» (1944) и «Товарищи» (1945)), позже был ещё раз переработан в роман «Любя и враждуя» (1994))
  • Суровое поле (1958)
  • Цыган (1960-1974, последняя редакция - 1992)
  • Запретная зона (1962)

Повести

  • Эхо войны (1963)
  • Гремите, колокола! (1966)
  • Возврата нет (1971)

Пьеса

  • Тихие вербы (1947)

Поэмы

  • В саду Саида
  • Странный конокрад (послесловие к роману «Цыган»)
  • И вешних крыльев плеск

Книги очерков

  • «Неумирающие корни» (1949)
  • «На среднем уровне» (1954)
  • «Идущие впереди» (1958)
  • «Лунные ночи» (1960)
  • «Гранатовый сок» (1968)
  • «Вёшенское лето» (1964)
  • «Время „Тихого Дона“» (1975)
  • «Две тетради» (1979)

Экранизация произведений

  • Цыган (1967 год)
  • Цыган (1979 год)
  • Цыганский остров («Будулай, которого не ждут» - киновариант) (1993 год)
  • Будулай, которого не ждут («Цыганский остров» - ТВ) (1994 год)
  • Возврата нет (1973 год)

Либретто оперы

Награды

  • орден Ленина
  • орден Октябрьской революции
  • орден Трудового Красного Знамени
  • орден Отечественной войны I степени (29.01.1945)
  • орден Красной Звезды (29.4.1943)
  • орден Дружбы народов
  • медаль «За оборону Кавказа»
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1973) - за повести «Эхо войны» (1963) и «Возврата нет» (1971)

Близится 100-летие со дня рождения Анатолия Вениминовича Калинина.

Раздорский этнографический музей-заповедник не может не отметить эту дату и готовит торжественные мероприятия, посвящённые этому знаменательному событию. И такое внимание с нашей стороны не только потому, что А.В. Калинин прекраснейший донской писатель, поэт, прозаик, прославляющий свою великую казачью родину, а ещё и потому, что его с полным правом можно назвать крёстным отцом нашего музея-заповедника и Пухляковской картинной галереи!

Перед нами стоит большая задача - рассказать о великом донском писателе. В данный момент мы разбираем рукописи, изучаем письма, собираем публикации, анализируем фотографии - целый отдел высококвалифицированных специалистов работает, чтобы к 100-летию Анатолия Вениаминовича представить полную картину жизни этого прекрасного человека!

В течении всего времени, что осталось до этого знаменательного события мы будем делиться с вами нашими замечательными находками, а пока предлагаем ознакомиться с краткой биографией писателя.

Калинин Анатолий Вениаминович (22 августа 1916 года — 12 июня 2008 года) - известный русский и советский писатель, прозаик, публицист, критик, поэт и сценарист; выдающийся донской писатель, общественный деятель и гражданин.

В 1973 году он удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР имени Горького за повести «Эхо войны» и «Возврата нет»; более 20 лет был депутатом Верховного Совета России; награжден несколькими орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.

Родился Анатолий Вениаминович в семье учителя, в станице Каменская, ныне г. Каменск-Шахтинский Ростовской области. В школьные годы начал сотрудничать в газете «Ленинские внучата» (Ростов-на-Дону) и «Пионерская правда». С 1932 года работал в районных и областных газетах на Дону, Кубани, в Кабардино-Балкарии, с 1935 года - корреспондент «Комсомольской правды» в Кабардино-Балкарии, Армении, Крыму, на Украине, на Дону.

В 1941 году опубликовал роман «Курганы». В годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов Калинин - фронтовой корреспондент «Комсомольской правды». Героизму советских бойцов посвящены повести «На юге» (1944), «Товарищи» (1945) и созданный на их основе роман «Красное знамя» (1951).

После войны Калинин поселился на Дону, в х. Пухляковский, Усть-Донецкого района. На материале колхозной жизни им написаны здесь книги очерков: «Неумирающие корни» (1947), «На среднем уровне» (1954), «Лунные ночи» (1955), «Гранатовый сок» (1968). В романе «Запретная зона» (книга 1, 1962) повествуется о строительстве Волго-Донского канала.

Картины прошедшей войны оживают в повести Калинина «Эхо войны» (1963) и романе «Суровое поле» (1958). Калинину принадлежат также повесть «Цыган» (части 1-3, 1960-1970; одноименный фильм, 1967), роман «Гремите, колокола!» (1967), посвященный проблемам семейного воспитания, книга очерков о М.А. Шолохове «Вешенское лето» (1964) и другие.

Для произведений Калинина характерна постановка важных вопросов современной жизни. Калинин - последователь шолоховской традиции. Ряд его произведений переведён на иностранные языки. Награжден 3 орденами, а также медалями. Многие произведения А. Калинина экранизированы. Особенный успех выпал на долю телевизионной версии романа «Цыган». На радио в 1983, 1985 годах режиссером Э. Верником была осуществлена радиопостановка по мотивам романа «Цыган» с участием артистов: К. Лучко, Л. Маркова, А. Джигарханяна, Т. Пельтцер, А. Покровской, Л. Дурова, Р. Суховерко и других артистов московских театров.

В коллекции радиофонда есть также запись радиокомпозиции спектакля «Суровое поле» А. Калинина в исполнении артистов Театра-студии киноактера. В 1983 году корреспондентом радио была записана беседа с писателем - это был серьезный разговор о его творчестве, о замысле романа «Цыган», о войне. О донских песнях, оказавших сильное влияние на творчество писателя. А. Калинин читает свои стихотворения: «В стужу лютую…», «Твое ли это детство было…», «На тризне памяти военной».

Проходит время, но творчество Анатолия Калинина остается бессмертным среди читателей не только нашей страны, но и многих стран мира.


«…Со времен оттепели Калинин в известной мере пытался говорить правду. Чрезвычайно сильную полемику вызвал его роман «Суровое поле» (1958), в котором поднята неоднозначная проблема осуждения всех советских военнопленных, в особенности - состоявших какое-то время на немецкой службе (армия Власова); Калинин призывал вернуть доверие к людям, утраченное во времена Сталина. Тема человечности становится главной и в его романе «Запретная зона» (1962), рассказывающем о строительстве гигантского искусственного моря на Дону».

Во́льфганг Ка́зак (1927 - 2003)
немецкий славист и литературный критик.



Библиография

Романы

  • Курганы (1938-1939)
  • Красное знамя (1951) (объединённые повести «На юге» (1944) и «Товарищи» (1945)), позже был ещё раз переработан в роман «Любя и враждуя» (1994))
  • Суровое поле (1958)
  • Цыган (1960-1974, последняя редакция - 1992)
  • Запретная зона (1962)

Повести

  • Эхо войны (1963)
  • Гремите, колокола! (1966)
  • Возврата нет (1971)
  • Пьеса
  • Тихие вербы (1947)
Поэмы
  • В саду Саида
  • Странный конокрад (послесловие к роману «Цыган»)
  • И вешних крыльев плеск
Книги очерков
  • «Неумирающие корни» (1949)
  • «На среднем уровне» (1954)
  • «Идущие впереди» (1958)
  • «Лунные ночи» (1960)
  • «Гранатовый сок» (1968)
  • «Вёшенское лето» (1964)
  • «Время „Тихого Дона“» (1975)
  • «Две тетради» (1979)
Экранизация произведений
  • Цыган (1967 год)
  • Цыган (1979 год)
  • Цыганский остров («Будулай, которого не ждут» - киновариант) (1993 год)
  • Будулай, которого не ждут («Цыганский остров» - ТВ) (1994 год)
  • Возврата нет (1973 год)
Либретто оперы
  • «Цыган» - опера в 2-х актах, 4-х картинах, 2005.
    Награды
  • Орден Ленина №412947, 2 июля 1971 года.
  • Орден Ленина №451609, 16 ноября 1984 года.
  • Орден Ленина №459595, 21 марта 1986 года.
  • Орден Октябрьской Революции №78491, 20 августа 1976 года.
  • Орден Отечественной Войны 1-й степени №280917
  • Орден Отечественной Войны 2-й степени №1161070 11 марта 1985 года.
  • Орден Трудового Красного Знамени №0508496, 20. августа. 1966года.
  • Орден Красной Звезды №148098, 27 июля 1942 года.
  • Имеет много медалей.