Капитанская дочка составить вопросы по главам. Тесты по произведению А


Сегодня практически все дети знают буквы и алфавит уже в раннем детстве. Однако, учить буквы рекомендуется, не называя буквы так, как они звучат в алфавите. Буквы надо учить звуками. Говоря о букве «Б», необходимо называть ее [б], а не «бэ». Это нужно для того, чтобы ребенку потом было легче объединять буквы в слоги и слова.

Однако мир звуков на этом не ограничивается. И когда малыш подрастет, ему предстоит освоить и такие понятия, как гласные звуки, твердые, мягкие, парные, глухие и звонкие согласные. Приглашаю поговорить сегодня о таких разных звуках. Мы поговорим об этом в сказочной форме, в форме наиболее близкой для детского восприятия. Приглашаю вас в фонетическую сказку . Это дополненная версия сказки о звуках, представленная в .

Итак, дружные буквы живут в гостеприимном . А звуки создали большое Королевство, которое называется Фонетика.

Королевство звуков — Фонетика

В королевстве звуков русского языка Фонетика дружно жили - поживали гласные и согласные звуки. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Но крыши всех домиков были белыми и менялись сами по себе, когда звуки ходили друг к другу в гости.

Всего в королевстве 42 жителя : 6 гласных звуков [а],[э],[о],[у],[и],[ы] и 36 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг другу в гости. И каждый раз когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов.

Гласные звуки любили петь. Поэтому в их домиках всегда звучала музыка. А вот у согласных звуков петь совсем не получалось. Зато они были очень податливыми и всегда и во всем «соглашались» с гласными. При этом они могли становиться твердыми или мягкими . Вот например, звук [п]. В слове «пила» звучит мягко, а в слове «пыль» - твердо. А все потому, что звук [и] смягчил [п], а звук [ы] наоборот придал твердости.

Вот так согласные звуки, берясь за руки с гласными, становятся по их просьбе мягкими или твердыми.

Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в синих домиках и назывались согласными, они ни в какую меняться не хотели. А произошло это в день, когда праздно сидя на скамеечках, они заспорили кто же главнее: гласные или согласные звуки. И звуки [ж] ,[ш] и [ц] решили стать независимыми и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. Они провозгласили себя твердыми звуками, которые никогда ни при каких обстоятельствах не станут мягкими! И в доказательство своего твердого решения они выкрасили белые крыши своих домиков в темно-синий цвет.

Но уступчивые и неконфликтные звуки [щ] ,[й] и [ч] очень расстроились и испугались, что в королевстве будет нарушен баланс соотношения звуков и решили остаться навсегда мягкими. А чтобы все жители Фонетики знали об этом, покрасили крыши своих домиков в зеленый цвет.

Однако, вскоре в королевстве Фонетики появились еще 2 жителя — мягкий и твердый знаки. Но и они не нарушили единства звукового мира. Мягкий знак помогал согласным становиться мягкими, а твердый — твердыми. Они построили себе белые домики и все зажили мирно и дружно.

Но не только своими твердыми и мягкими характерами славились жители Королевства Фонетики. У многих из них были и есть свои особые предпочтения. Одни звуки любили шум листопада, а другие звон дождя. Они даже построили себе отдельные кварталы так, что в одном — всегда звонко бьет колокольчик, а в другом — как под куполом — глухо и шумно... Так появились звонкие и глухие согласные . А между кварталами протекает речка.

Так в квартале с колокольчиком поселились звуки [р], [л], [м], [н], [й], [б], [г], [в], [д], [ж], [з]. А в тихом квартале — [п], [ф], [т], [ш], [с], [к], [х], [ц],[ч],[щ]. И некоторые буквы так сдружились, что соединили свои домики мостиками. Так есть мостик между звуками п-б, ф-в, т-д, ш-ж, с-з и к-г. Это парные согласные .

Вот так и живет удивительное Королевство Фонетики. Звуки ходят друг к другу в гости, меняются, подстраиваются, шумят, кричат, поют... Весело у них. А в этом веселье рождаются слова, из них предложения, которые составляют нашу речь. Кстати, речь бывает... А впрочем, об этом поговорим в другой раз.

Как выучить мягкие и твердые согласные

Вот такие непростые взаимоотношения у звуков. Чтобы сыну легче было рисовать фонетические схемы слов, мы с ним делали очень удобные облачки. По ним определять твердость или мягкость согласных звуков очень просто.

О том, как с помощью облачек мы учили твердые и мягкие согласные читайте в .

Как различать звонкие и глухие согласные

А облегчить ребенку различие между звонкими и глухими согласными нам помогал очень простой прием. Называя звук, прижмите ладонь к шее. Если звук звонкий, то ощущается вибрация (дрожание) голосовых связок. Если звук глухой — вибрации не будет.

Для этих же целей мы использовали картинку с домиками и мостиками через речку, которую вы видели выше.

Приятного вам знакомства с миром Фонетики!

Всего самого доброго!

1. Выделить звуки ф и в из слов в начальной позиции (по предметным картинкам).

2. Сравнить звуки по артикуляции (сходство, различие).

3. Соотнести звуки с буквами ф, в.

5. Закончить предложение, выбрав подходящее слово: (влаги, флаги)

На домах развевались.... На полях достаточно....

6. Дифференциация ф - в словах - устно (поднять соответствующую букву):

фыркал, ворона, фиалки, флейта, повар, завернул, фокус, фургон, паровоз, провода, свитер, лифтер, сейф, посевы, туфельки, физкультура, форточка, портфель, телефон.

7. Словарный диктант (записать слова в две колонки по наличию 0 или ф):

ворот, фары, фрукты, ватный, фант, картофель, коврик, кефир, шкафы, правда, кофе, клюква, финики, весна, веет, фея, фабрика, фасоль.

а) коро-а, с-ёкла, -утбол, -олейбол, про-иль, про-ессия, кон-ерт, кон-ета, не-ть, -артук, кла-иши, про-ерка, бу-ет, сло-а, ли-т, пла-ал, шар-ик, жира-ы, -онтан;

б) -а-ли, -е-рапь, -ы-их, -ести-аль, -у-айка, -ы-еска, с-ойст-о, -о-ремя, -ле-о, -ыли-ать, -альши-ый, -ое-ода, -ар-op, -ере-очка, по-орачи-ай, -тофа-ия, -одо-орот, -одоем, -доба-ок, -ехто-ание, -еще-ой, -до-оль, -ещест-о, -ейер-ерк, ал-а-ит.

(Предварительный анализ проходит с громким проговариванием слов, подниманием соответствующих букв, устным составлением словосочетаний или предложений.)

9. Работа с цифровым рядом: определение места данного звука в словах (выдвинуть соответствующую цифру):

в - соловушка, перевод, водовоз, водопровод, вдевал, нефтепровод, вывел, волевой, выплывает, вывихнул, вовлечь, завинтить, вывинтить, взрывы, выровнял, выводы, взвод, проветривал, фарфоровый, шефство;



ф - филин, нефть, профессия, фуфайка, фланель, туфли, шлифует, кофейник, патефон, цифра, муфта, зефир, шарфы, шкафы, кофта, фарфор, фотография, конфеты, вафли, платформа, шофёр, телеграф, салфетка, телефон, светофор.

10. Предложения для анализа и записи:

Вера варит фасоль. У Вали фиалки. У Феди новая фуражка. Феня видела филина. Мы вышли к новой ферме. Фабрика выпускает много обуви. Вещи внесли в лифт. В августе поспевают овощи и фрукты. На фасоли и моркови появились вредители. Воют вьюги в феврале. Вьются флаги у ворот.

1. Выделение звуков л и б из слов в начальной позиции (по предметным картинкам).

2. Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие).

3. Соотнесение звуков с буквами п и б.

4. Чтение слоговой таблицы; запись слогов под диктовку.

5. Устный диктант (услышав слово, поднять соответствующую букву - п, б):

грибной, разбудил, плакаты, ступени, колобок, рябина, справка, колбаса, дупло, плавал, близко, пляска, рапорт, терпение, теребил, суббота, облака, плакал, каблук.

6. Словарный диктант (записать слова в две колонки по наличию п и б):

слабый, грубый, крупный, буквы, спорил, собрал, забота, платок, бумаги, пакет, букет, бант, пальто, сапоги, трубы, пастух, лопата, капли.

7. Выборочно записать из ряда диктуемых слов те, которые содержат:

п - свобода, плотник, борода, брюки, пшено, лампа, заботливый, кипит, пружина, лебедь;

б - правда, бужу, работал, поровну, зубной, зоопарк, забыл, запах, компот, клубок, скрипач.

8. Рассмотреть ряд предметных картинок, содержащих в названиях звуки п и б в четкой позиции. Проговаривая хором слова-названия, ученики вычленяют парные согласные, поднимая букву, после чего записывают этот ряд (15–20 картинок) заданными буквами, например:

9. После проверки можно выполнить обратное задание: собранные, перемешанные картинки вызванные ученики должны расставить так, чтобы картинки соответствовали готовой записи, например:

сапоги, альбом, библиотека...

10. Работа с цифровым рядом - определение места звука в слове (выдвинуть соответствующую цифру):

п - рапорт, лампа, апрель, попытка, покупал, пропуск, перепёлка, пропал, перепрыгнул, поспал, переползти, потеплело, пепел, потоп, припомнил, поторопился, прописка;

б - заботливый, приборы, бубен, барабан, победа, бабочка, белобока, бобровый, попробуй, подобрал, пробубнил, безопасный, безоблачный, безработица, безошибочный.

11. Вписать пропущенный слог па или ба:

Лю -, ры -, тро -, ли - , -ран, -латка, сдо -, -лец, -зар, - бушка, тру-, -рус, ло-та, при-вил, за-вы, -кет, -намка.

12. Дописать предложения, выбрав подходящее по смыслу слово:

13. Записать глаголы с приставкой по-.

Образец: бежал - побежал.

Белил, бывал, болел, благодарил, беспокоил, боялся, бродил, брился.

голу-ой, -лавал, цара-ал, глу-окий, за-латил, -ри-авить, -о-еда, -ри-оры, -алу-а, -ро-овал, -о-ро-овал, -ро-лыл, -о-орол, -у-ен-цы, -од-ородок, -лаго-олучно, -асно-исец.

В -арке -ыли -ольшие ли-ы. Ре-ята -о-лыли к -ерегу. -очка -о морю -лывет. -ора -о-елить -отолки. В -оле зреют хле-а. У -елки -ередние ла-ы короткие, -осле -олезни -рат осла-ел. Выросла ре-а -олыиая, -ре-ольшая.

1. Выделение парных звуков из слов по предметной картинке (в начальной позиции), например дрова, труба.

2. Сравнение д и т по артикуляции (сходство и различие).

3. Сопоставление этих звуков с их графическим изображением.

4. Дифференциация г - д в слогах (устно и письменно).

5. Рассматривание парных картинок. Анализ слов-паронимов по смыслу и по звучанию. Составление предложений с ними (устно).

дачка - тачка

душ - тушь

удочка - уточка

дочка - точка

кадушка - катушка

6. Вписать пропущенные буквы т,д. С полученными словами составить предложения.

7. Закончить предложения, выбрав подходящее слово:

У Алёнушки на сердце....

На крыльце подгнила... . (тоска, доска )

Ветер... последние листья.

Придвинь гостю.... (стул, сдул )

Брат... экзамен.

Я... хорошим учеником. (стал, сдал )

8. Найти ошибку в стихотворении:

Поэт, придумав строчку,

в конце поставил дочку.

9. Записать слова под диктовку в две колонки (по наличию т,д):

Ведро, ветры, туча, подул, стук, нарядный, страны, ударил, туман, задремал, двери, свисток, труба, подруга, трава.

10. Запись слов выборочная: только со звуком т: добежал, труба, ветка, одуванчик, вытри.

11. Добавить недостающий слог та или да.

б) письменно:

лопа -, приро -, ребя -, воро-, горо -, мач -, боро-, гуся-, темно - , меч-, посу-, глухо-, свобо -, просту -, звез -, забо -, холо -, бесе -, кар -.

12. Записать глаголы с приставкой до-. Устно составить с ними предложения.

Образец: тянул - дотянул.

Тащил, топил, топал, держал, дежурил, делал.

Подчеркнуть буквы г, л цветными карандашами.

13. Определить место звука в словах (выдвинуть соответствующую цифру из ряда):

г - трактор, стрела, стрелять, тетради, табурет, торопит, тревожит, поступит, придут, приведут, дует, дремота, стыдно, продукты, тронут, оттуда, подросток;

д - борода, дудочка, градусник, заводной, дрозды, дождался, додумался, дожидались, добыча, раздобыл, отобедал, трудно, простуда, водосток, водопроводный, подбородок.

Т" - Д" (мягкие варианты)

1. Выделить мягкие фонемы из слов в начальной позиции.

те - де; те - де - те; ади - ати...

3. Записать их под диктовку.

4. Сопоставить слова-паронимы по смыслу и звучанию: день - тень дело - тело следит - слетит ходите - хотите

5. Выделить мягкие фонемы из слов - поднять соответствующие буквы:

затихли, задел, тени, стёкла, дивный, стихи, сеять, делить, девять, мать, лебеди, молодец, тетерев, надевать, дежурить, множитель, вдеть.

6. Записать слова под диктовку в две колонки (по наличию т"-д")

ветер, девочки, стирка, водичка, декабрь, дерево, тёмный, стенка, деньки, гости, летит, неделя, октябрь, картина, середина, пластинка, лошади, разбудил.

7. Определить место в слове (выдвинуть цифру из ряда):

г"- растение, потемнеть, стены, дети, протянул, победитель, ребятишки, кровать, стебель, сырость, прелесть, спать, скорость, спортивный, растирать, тетерев, делитель;

д"- придём, разбуди, сидеть, переделать, победил, студень, трудился, одежда, стадион, ведёрко, разделить, лебеди, смородина, продержит, самодельный.

8. Изменить слова по образцу:

а) устно - с перекидыванием мяча;

б) письменно.

Образец: войти - войдите.

Погляди - иди - найди - отойди - приходи - уведи - проследи - наряди -зайди - перейди погоди...

Т-Д; Т"-Д"

9. Четко произнести чистоговорку:

Дятел на суку сидит, дятел дерево долбит.

День долбит, два долбит - носом в небо угодит.

И-ё-, гу-еЗеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи расхо-и-ся

в-руг ве-ер верховой:

качнё- кус-ы ольховые,

по-нимепыль цве-очную,

как облако: всё зелено,

и воз-ух, и во-а!..

Как молоком обли-ые,

с-ояса-ы вишнёвые,

тихохонько шумя-;

пригре-ы -ёплым солнышком,

шумяповеселелые

сосновые леса;

а ря-ом новой зеленью

лепечупесню новую

и липа бле-нолис-ая,

и белая берёзонька

с зелёною косой!

Шуми-рос-инка малая,

шумивысокий клён...

11. Списать, вставляя пропущенные буквы:

а) -е-и гос-или у -ё-и в -еревне. -я-я угос-ил -е-ей мё-ом. Ребя-ишки пус-или ло-очку по во-е. Скоро при-ё- ле-о. -е-и пой-ув лес за яго-ами. -у-убы. Бу-уи желу-и.

б) -е-и си-япод с-арым -убом. В пол-ень -ам гус-ая -ень. И-ё- с -опором -я-я Ви-я. Он бу-еруби-ь сухие сучки, «-е-и, о-ой-и-е от -ерева. Сук упа-ё-».

12. Слуховой диктант:

а) Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. Птицы дружными стаями летят в тёплые страны. В лесу стоит тишина. День стал короток.

б) Долго стоит в средней полосе тоскливая осень. Дожди, ветры, холода. Даль задёрнута сизой дымкой тумана. Падают с деревьев последние листочки. Стаи птиц готовы к дальним перелётам. Всё живое ждёт, когда же придёт матушка-зима.

13. Вписать в данные ниже глаголы пропущенную приставку от-; подчеркнуть т, д.

Дышался

У ро-и-елей и -е-ок вся о-еж-а из моне-ок. (Рыбы.)

(В. Фетисов.)

15. Тексты для графического диктанта.

Тают льдинки на стекле. Дикая утка ведет утят. Сова видит в темноте.

а) Море покрыто льдом. И остановились быстроходные пароходы. Нет им дальше дороги. А ледокол идёт. Подминает под себя льдины, ломает их. Среди льдов теперь длинный коридор. Идут за ледоколом пароходы.

б) Сады тяготились плодами. Плоды жались друг к другу, как птенцы в гнезде. Садовник ходит от дерева к дереву. Он снимает спелые плоды и кладёт в корзину. Корзину накрывают скатертью и несут в машину. Там её ставят на переднее сиденье. Эти чудесные яблоки отправляют в столицу на выставку.

а) поднять соответствующую букву;

б) впивать буквы в прорези текста, отпечатанного на карточке.

Ри -ня -ул мокрый ве-ер, съе-ая снег. Ночью, наконец, хлынул -ож-ь, и так зас-учало в окно, что Никита проснулся, сел в крова-и и слушал, улыбаясь.

Чу-есен шум ночного -ож-я. «Спи, спи, спи», - -оропливо с-учал он по с-ёклам. И ве-ер в -емно-е порывами рвал -ополя пере-омом.

Ники-а перевернул по-ушку холо-ной с-ороной вверх, лёг опя-ь и ворочался поо-еялом, ус-раиваясь у-обнее.

К у-ру -ож-ь прошёл, но небо еще было в -яжёлых -учах. От снега не ос-алось и сле-а. Широкий -вор был покрысиними лужами. Весь ос-рый, чис-ый, воз-ух был полон шумом па-ающей во-ы...

Ломая лёд, река выхо-ила из берегов, кру-ила ль-ины, вырванные с корнем кус-ы, шла высоко через пло-ину и па-ала в ому-ы. (По А. Толстому )

1. Выделить звуки с и з из слов в начальной позиции.

3. Соотнести звуки с буквами с, з.

5. Дифференцировать с и з в словах (устно, поднимая буквы): заявление, событие, самовар, узнал, присяду, позвони, присвоил, слагаемое, разность, отрезок, действие, признак, слоги, звуки,

мимоза, озорник, растение, незабудка, капризный, карусель.

6. Записать слова в две колонки (по наличию с, з):

зонт, свекла, глаза, закат, восемь, сентябрь, август, узнал, уснул, зрелый, спелый, успел, весло, везла, весна, осень, класс, присел, спасибо, увязли, тазик, песок, паста, змейка, смелый.

7. Определить место звука в слове (выдвинуть цифру из ряда):

а) посёлок, спасли, спаслись, свисток.собрался, касса, смастерил, класс, самосвал, расписание, рассадил, соскучился, страус;

б) засмеялся, записка, засорился, развесил, взвесил, заслонился, приспособился, здесь, пустозвон, рассказал, застеснялся, сосед, присоседился, разносился;

а) зазвали, паровозы, заноза, заказал, завязал, развязал, зазвенел, разрезал, заморозил, замазал, звезды, разузнал, зазвонил, рюкзак, разгрузил, разморозил;

б) заскочил, зазнался, здравствуй, скользит, слезы, послезавтра, сказал, разрисовал, растрезвонил, сознание, сразу, сюрпризы, сообразил, совхозы.

8. Образовать отданных глаголов новые посредством приставки за-:

Образец: вязать - завязать

светить - ... солить-... стелить - ... нести - ... звонить - ... возить -

носить - ... сыпать - ... сорить - ... просить - ... сунуть - ... ползти - ...

Устно составить словосочетания с некоторыми из глаголов.

9. Четко повторить:

На скамейку Зоя села,

справа - Слава, Сева - слева.

Ослик был сегодня зол -он узнал, что он осёл.

Поля -а-еяли ов-ом и кукуру-ой. В -овхо-е -о-рели арбу-ы. У о-ера гу-тые -аро-ли. -де-ь пока-али-ь -елёные в-ходы. Ра-дал-я -ильный -тук. -агремел -а-ов. В -о-новом ле-у -моли-тый -апах. Одели-ь -еленью ку-ты, -апели -вонко -оловьи. -а-крипел под поло-ьями -нег. -иние -треко-ы в-летали над о-окой.

1. Выделить звуки к, г из слов (в начальной позиции).

2. Сравнить по артикуляции (сходство, различие).

3. Соотнести звуки с буквами к, г.

4. Дифференцировать звуки в слогах типа: га - ка - га ака - ага и др. (устно и письменно).

горка - корка

галька - калька

игра - икра

гость - кость

грот - крот

Включить их в предложения (устно).

6. Устный диктант слов (поднять букву к или г по наличию звука):

согнул, крепость, кирпич, около, лягушка, магазин, огромный, грачи, крапива, глубина, кувшин, приказ, газовый, рукавицы, слагаемое, бумага, главный.

7. Записать слова в две колонки (по наличию к, г):

загар, крыша, грозный, глаза, прыгал, прыжок, кино, закат, молоко, берега, глина, сказал, гром, берлога, грубый, крупный.

8. Определить место звука в словах (с опорой на цифровой ряд):

г - Гриша, Григорий, глагол, загадка, гигант, прыгалки, гогочет, круглый, разгрыз, разогнул, заглавие, гагара, пригрелся, маргаритки, кругом, разговор, разбегусь, пуговица, велогонка, килограмм;

к - кубики, коврик, крепкий, коробок, крыша, крышка, каблуки, морковь, морковка, крокодил, клубок, сказка, глубоко, колокол, колокольчик, гармошка, глазки, грелка, клубника, скороговорка, заголовок.

9. Вставить пропущенный слог га или ка:

а) устно с перекидыванием мяча;

б) письменно:

ду -, ру-, но - , -пуста, доро -, гор - , - зета, вил - , загад -, раду - ,- вет-, ро -, бо -тыри, голуб - , -тер, -лоши, -раж, верев -, заряд-, сто-, отва-, палат-, - мыши, -лит-, -пель-, -нав -.

10. Дописать недостающее слово:

Весь чердак уже …

бьются голуби.... (в окне, в огне)

Раздался детский....

Золотился на солнце каждый... . (колосок, голосок)

11. Повторить хором загадку, запомнить, разгадать.

Летели галки, стояли палки.

Если на каждой палке сядет по галке,

то для одной галки не хватит палки.

Если на каждой палке сядет по две галки, то одна из палок останется без галок.

Сколько было палок? Сколько было галок?

(Ответ: три и четыре.)

12. Прослушать стихотворение:

Пишет Миша-Михаил:

«Дед Герасим гол забил».

Все читают, восклицают:

Ай да старый, гол забил!

Дать во все газеты дедовы портреты!

Нет, - сказал сердито дед, -

Мишкин дайте в них портрет!

Писал диктовку в школе,

а думал о футболе.

Оттого-то КОЛ превратился в ГОЛ,

И за этот ГОЛ получил он КОЛ!

(С. Погореловский.)

В чем заключалась ошибка Михаила? Какие два значения имеет слово кол?

13. Объяснить смысл пословицы; записать ее по памяти:

Не гони коня кнутом,

а гони коня овсом.

14. Предложения для графической записи:

За окном гудит вьюга. Декабрь год кончает. Волк скрылся в глубоком овраге. Иголки мы кладём в коробку. На пригорке краснеют ягодки. Мы любим играть в городки и кегли. Ёжик надел на колючки яблоко. Рябины покрыты гроздьями красных ягод.

15. Отгадать загадку, записать графически ее текст под диктовку (диктуется построчно):

На пригорке у пеньков

много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелёк

держит красный огонёк.

Разгибаем стебельки,

собираем огоньки.

(Земляника ) (В. Фетисов.)

1. Выделить звуки ш и ж из слов в начальной позиции.

2. Сравнить по артикуляции (сходство, различие).

3. Соотнести звуки с буквами ш, ж.

4. Дифференцировать звуки в слогах (в произношении; по слуху; в записи).

5. Сопоставить слова-паронимы по смыслу и звучанию:

шить - жить

шаль - жаль

шесть - жесть

крушил - кружил

тушил - тужил

Составить предложения с ними (устно).

6. Дифференциация ш и ж в словах:

а) устно (поднять соответствующую букву):

жаворонок, порошок, полушубок, прожил, пришить, макушка, мужество, прошумел, сложение, инженер;

б) письменно (записать в две колонки):

кружил, груши, жаба, ждать, галоши, шуба, слушать...

7. Определить место звука в слове (выдвигая цифру из ряда):

ж - ножницы, жажда, жжёт, жижа, пожиже, жужжал; важный, оружие, желток, вежливо, бережок;

ш - шашка, шалаш, шуршит, шуршишь, шишки, шалунишка, шелушить, нарушаешь, крошишь, шепчешь.

И про на-их двух чи-ей,

двух е-ей и двух у-ей

знают в на-ем новом доме

все двенадцать эта-ей.

(С. Михалков.)

9. Повторить правило написания слогов ши и жи, вписать указанные слоги в данные ниже слова:

После до-дя боль-ие лу-и. Мы на-ли е-а под ёлкой, принесли домой в ко-ёлке. Рань-е всех чи-и встают. В небе кру-ит кор-ун. Стер-ень каранда-а кро-ится. Умно-ение мо-но заменить сло-ением. Дер-ите голову вы-е, ды-ите глуб-е.

Пу-истая вата плывёт куда-то.

Чем вата ни-е, тем до-дик бли-е. (Облака )

Оглушение звонких согласных

Тема . Оглушение звонких согласных в середине слова.

Цель . Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания, упражнять учеников в проверке сомнительных согласных.

1. Рассмотреть и назвать предметные картинки (попарно):

а) чашка - ложка

б) ветка – лодка

В каждой паре слов выделить третий звук:

а) в обоих словах слышится (произносится) ш;

б) в обоих словах слышится (произносится) г. Сравнить написание рассмотренных слов.

Выяснить в беседе, что оглушение звонких согласных ж и д в словах ложка, лодка объясняется соседством глухого согласного к. Если устранить это соседство," звуки зазвучат звонко, без искажения: ложечка, лодочка. Прояснению согласных способствует соседний гласный (е, о).

Оглушение может происходить с любым из парных звонких согласных. В этом случае звонкий согласный произносится как его парный глухой согласный (см.табл.):

2. Рассмотреть примеры оглушения звонких согласных в словах (когда за звонким следует глухой согласный):

3. В середине слов чашка, ветка встретились два глухих согласных: шк, тк. Чтобы убедиться в том, что здесь нет противоречия между произношением и правописанием, обратимся за помощью к тем же гласным: чашечка, веточка.

4. Проверить сомнительные согласные в словах:

…-Лавка

…-полоска

Шубка

…-селедка

…-Матрешка

…-обложка

…-Тетрадка

…-сказка

…-Плитка

Стоит избу-ка на курьих но-ках. В ка-ке дождевая вода. Собака спит в бу-ке. На этой гря-ке растёт морко-ка. На опу-ке зеленеют берё-ки. На выру-ке поспела сла-кая малина. Бегут по доро-ке доски да но-ки. (Лыжи.)

6. Вставить после проверки пропущенные согласные:

Ры-ка мелка, да уха сла-ка. Садись ря-ком да поговори ла-ком. На мы-ку и ко-ка зверь.

По у-кой доро-ке гусиным ша-ком гусиное войско шагает гу-ьком.

Явился в жёлтой шу-ке прощайте, две скорлу-ки! (Цыплёнок.)

Падают с ве-ки золотые моне-ки. (Листья .)

Похлопочет над цве-ком и поделится ме-ком. (Пчела .)

(А. Рождественская.)

7. Подобрать слова, соответствующие данным схемам. Устно проверить согласный в середине слов:

Шка (чашка, кошка, вышка, мышка, кашка,сушка, пышка)

Шка (клюшка, плошка, брошка, плюшка, крошка, крышка)

Шка (рубашка, катушка, подушка, лягушка, окрошка, засушка)

Шка (братишка, покрышка, верхушка, картошка, старушка)

Жка (ножка, ложка)

Жка (пряжка, стёжка, кружка)

Жка (стрижка, фуражка, стружка, сережка, варежка, обложка)

Жка (сыроежка, застёжка, подножка)

Дка (лодка, кадка, будка, дедка)

Дка (грядка, грудка, сводка, прядка)

Дка (загадка, соседка, отгадка, посадка, беседка)

Дка (разведка, проводка)

Тка (нитка, сетка, ветка, ватка, детка)

Тка (клетка, плитка, глотка, плётка)

Тка (пилотка, палатка, попытка)

Тка (таблетка, конфетка, кроватка)

Ска (краска, сноска, описка)

Ска (коляска, записка, полоска, вывеска)

Ска (прописка, колбаска, подвеска, подписка)

Зка (вязка)

Зка (указка, смазка, слёзка, сказка, связка)

Зка (берёзка, завязка, вырезка, замазка)

Зка (погрузка, подрезка)

8. Наблюдение за оглушением звонких согласных в конце слов проводится аналогично изложенному ранее рассмотрению случаев оглушения в середине слов.

Проверить сомнительный согласный в конце слова:

а) устно - с перекидыванием мяча либо с подниманием соответствующей согласной буквы;

б) письменно (выборочно).

Образец: лёд - ледок (д).

п - б - суп, краб, зуб, сугроб, прорубь, залп, ястреб, сруб;

д - т - сад, завод, крот, мёд, народ, невод, лёд, труд, пилот;

ш - ж - малыш, шалаш, рожь, ландыш, нож, ёрш, ёж;

с - з - мороз, арбуз, рассказ, груз, нос, глаз, воз, трус;

ф - в - клюв, шкаф, обувь, шарф, морковь, посев, жираф, бровь;

к - г - стук, утюг, овраг, флаг, берег, шаг, друг, фартук.

Слова для справок:

лев, лов; рад, род, ряд; снег, стог, слёг, слог; враг, визг; глаз, груз, грыз; след, стыд, свод; горб, гриб, герб, груб, грёб; друг, долг.

Образец: цветущий луг (луга), горький лук (луковица).

Пруд - прут, плод - плот, молод - молот, лёд - лёт, рот - род, сток - стог, серб - серп, гриб - грипп.

Кто любит тру-, того люди чтут. Бро-ь да гларя-ком живут. На языке мё-, а под языком лё-. Спасибо, моро-, что снегу нанё-. Без ру-, без но-, а рисовать умеет. Пей, ешь, а правду ре-ь. Какокорень, такои пло-.

Три мудреца в одном тазу

пустились по морю в грозу.

Бу-ь попрочнее старый та-,

длиннее был бы мой расска-.

(С. Маршак.)

Восемь но-, как восемь ру-,

вышивают шёлком кру-.

Мастер в шёлке знает тол-.

Покупайте, мухи, шёл-! (Паук.)

(В. Фетисов.)

12. Выписать после проверки сомнительных согласных данные ниже слова в две колонки по наличию звонкого или глухого согласного:

а) кни-ка, кры-ка, ча-ка, ко-ка, бума-ка, сапо-ки, кату-ка, сырое-ка, пря-ка, теле-ка, покры-ка, серё-ка, доро-ка, опу-ка, кру-ка, стру-ка;

б) була-ка, кно-ка, коро-ка, попра-ка, су-ки, мо-ки, клу-ки, про-ка, лоша-ка, ве-ка, коля-ка, ре-кий, ни-кий, ре-кий, сле-ки, шка-чик, рука-чик, бли-ко, гла-кий;

в) но-, гла-, страу-, голо-, докла-, сапо-, кру-, вол-, вра-, стол-, мое-, тор-, малы-, бага-, похо-, камы-, гара-, солда-, шар-, уло-, прили-, рука-, рыболо-.

Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.

33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме - обозначить с помощью транскрипции - [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.

36 согласных звуков: [б], [з], [в], [д], [г], [ж], [м], [н], [к], [л], [т], [п], [т], [с], [щ], [ф], [ц], [ш], [х], [ч], [б"], [з"], [в"], [д"], [й"], [н"], [к"], [м"], [л"], [т"], [с"], [п"], [р"], [ф"], [г"], [х"].

Согласные звуки делятся на:

  • мягкие и твердые;
  • звонкие и глухие;

    парные и непарные.

Мягкие и твердые согласные звуки

Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.

В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.

Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:

  • если буквы а, о, у, э, ы следуют после них - [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
  • после них стоит другой согласный звук - [ворс], [град], [брак];
  • если звук стоит в конце слова - [мрак], [друг], [стол].

Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль - [мол’], мел - [м’эл], калитка - [кал’итка], пир - [п’ир].

Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные - только [ш], [ц], [ж].

Согласный звук станем мягким, если после него стоит "ь" и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген - [г"эн], лён - [л"он], диск - [д"ыск], люк - [л"ук], вяз - [в"яз], трель - [тр"эл"].

Звонкие и глухие, парные и непарные звуки

По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].

Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].

Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ"ука], [хор], [цар"], [ч"ан].

К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] - [п], [ж] - [ш] , [г] - [х], [з] - [с]. [д] - [т], [в] - [ф]. Примеры: быль - пыль, дом - том, год - код, ваза - фаза, зуд - суд, жить - шить.

Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].

Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] - [р"], [п] - [п"], [м] - [м"], [в] - [в"], [д] - [д"], [ф] - [ф"], [к] - [к"], [з] - [з"], [б] - [б"], [г] - [г"], [н] - [н"], [с] - [с"], [л] - [л"], [т] - [т"], [х] - [х"]. Примеры: быль - бель, высь - ветвь, город - гепард, дача - дело, зонт - зебра, кожа - кедр, луна - лето, монстр - место, палец - перо, руда - река, сода - сера, столб - степь, фонарь - ферма, хоромы - хижина.

Таблица для запоминания согласных звуков

Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.

Таблица. Согласные: твердые и мягкие

Твердые - перед буквами А, О, У, Ы, Э

Мягкие - перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я

Твердые и мягкие согласные
б бал б" битва
в вой в" веко
г гараж г" герой
д дыра д" дёготь
з зола з" зевок
к кум к" кеды
л лоза л" листва
м март м" месяц
н нога н" нежность
п паук п" песня
р рост р" ревень
с соль с" сено
т туча т" терпение
ф фосфор ф" фирма
х худоба х" химия
Непарные ж жираф ч чудо
ш ширма щ лещина
ц цель й войлок

Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.

Таблица. Согласные: звонкие и глухие
Парные Звонкие Глухие
Б П
В Ф
Г К
Д Т
Ж Ш
З С
Непарные Л, М, Н, Р, Й Х, Ц, Ч, Щ

Детские стихи для лучшего освоения материала

Буквы ровно 33 в русском алфавите,

Чтоб узнать, сколько согласных -

Десять гласных отнимите,

Знаки - твердый, мягкий -

Сразу станет ясно:

Получается число ровно двадцать одно.

Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,

Но вовсе не опасные.

Если произносим с шумом, то они глухие.

Звуки согласные гордо говорят:

Они по-разному звучат.

Твердые и мягкие

На деле очень легкие.

Одно простое правило запомни навсегда:

Ш, Ц, Ж - тверды всегда,

А вот Ч, Щ, Й - только мягки,

Как кошачьи лапки.

А другие смягчим так:

Если добавим мягкий знак,

Тогда получим ель, моль, соль,

Какой же хитрый знак такой!

А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,

Получим мягкую согласную.

Знаки-братья, мягкий, твердый,

Мы не произносим,

Но чтоб слово изменить,

Их помощи попросим.

Всадник скачет на коне,

Кон - используем в игре.