Базаров испытание любовью. Базаров и одинцова, испытание любовью


Тема любви в романе "Отцы и дети" раскрывается на примере взаимоотношений следующих четырех пар: Базарова и Одинцовой, Павла Петровича и княгини Р., Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. В этой статье мы кратко охарактеризуем чувства этих героев. Тема любви в романе "Отцы и дети" помогает понять характер персонажей. Испытание этим чувством раскрывает особенности личности каждого из них.

Самым ярким персонажем произведения является Базаров. Автор поставил этого героя в центр повествования, а истории его взаимоотношений с Анной Сергеевной отводится значительное место. Поэтому мы начнем именно с него.

Чувство Базарова к Одинцовой

Высказывания о любви Базарова и его чувство к Одинцовой выдают противоречия в натуре Евгения. Возможно, в какой-то степени иронией автора является изображение победы над нигилизмом вспыхнувшего романтического чувства. Однако настоящий смысл этой ситуации представляется обратным. Дело в том, что для Тургенева настоящая любовь всегда была критерием высокой личности. Автор отнюдь не стремился унизить Евгения, напротив, он хотел возвысить его. Тургенев пытался показать, что в черствых и сухих нигилистах скрыта мощная сила чувства, такого, на которое не способен Аркадий во взаимоотношениях с Катей.

Однако любовь в судьбе разночинцев-демократов редко играла роковую роль, как, например, в жизни Павла Петровича. То, что случилось с Евгением, - скорее, исключение. Именно поэтому Тургенев в своем произведении отводит второстепенную роль любовному сюжету.

Базаров в начале романа относится к этому чувству как к романтической чепухе. Он считает, что это "пустота" и "распущенность". Рассказ о чувстве, которое испытывал к княгине Р. Павел Петрович, введен Тургеневым как предупреждение Базарову, этому заносчивому юноше. Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" становится роковой.

Образ Анны Сергеевны

Анна Сергеевна - вот виновница больших перемен, произошедших с главным героем. Это красавица, аристократка, молодая вдова 28 лет. Одинцова многое пережила и прочувствовала. Это гордая, независимая и умная женщина, которая обладает решительным и свободным характером. Безусловно, Евгений поразил ее воображение. И Анна Сергеевна заинтересовала героя свободой суждений, безмятежным спокойствием, начитанностью, незаурядностью, демократизмом. Однако Одинцова не может ответить Базарову таким же сильным чувством. Безусловно, в глазах читателя она проигрывает Евгению, который оказывается выше нее.

Можно сказать, что благодаря ей в душе Евгения Базарова произошел перелом. Любовь к ней является началом трагического возмездия Базарову. Это чувство как будто раскалывает на две половины его душу.

Перелом в душе Евгения Базарова

В герое с этого момента живут два человека. Первый и них является противником романтических чувств. Духовная природа любви отрицается им. Второй - одухотворенно и страстно любящий человек, который столкнулся с таинством этого чувства. Евгений обычно не придает внешнему виду человека большого внимания, однако его поразила красота Одинцовой, и он увлекся ей. Отрицавший ранее красоту герой теперь становится захвачен ею. Базаров, отвергавший любовь, начинает испытывать это чувство. Сам Евгений осознает, что бороться с собой - безнадежное дело!

Одиночество Базарова в любви

Базаров в любви одинок. Герой раскрывается в горьком чувстве к Анне Сергеевне как глубокая, страстная и сильная натура. Автор показывает, как любовь сломила Евгения, В конце произведения это уже не тот человек, что был в начале. Базаров испытывает тяжелый душевный кризис. У него все начинает валиться из рук. Даже заражение как будто неслучайно: находящийся в подавленном состоянии человек становится неосторожным. Однако Базаров все-таки не отказывается от борьбы и не унижается перед Анной Сергеевной. Всеми силами он пытается побороть отчаяние и боль.

Сходство историй Евгения Базарова и Павла Кирсанова

Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" показана как на противопоставлении (чувство Аркадия к Кате и Базарова к Одинцовой), так и на сходстве. Можно заметить, что истории Евгения Базарова и Павла Кирсанова очень похожи. И тот, и другой знакомятся со своими возлюбленными на балу. И Базаров, и Кирсанов несчастны в своем чувстве. Оба они раньше были "охотниками до женщин", однако вдруг изменились, полюбив. Павел Петрович, привыкший к победам, скоро добился своей цели и в отношении к княгине Р. Однако эта победа не охладила его. Евгений же скоро осознал, что от Анны Сергеевны "не добьешься толку", однако не смог не думать о ней. И для Павла Петровича, и для Базарова любовь не простое влечение. Она становится для них настоящей мукой. Кирсанов со временем не только не охладел к княгине, но и "еще мучительнее" к ней привязался. Эта история любви в романе "Отцы и дети" проходит через всю его жизнь. Базарова тоже "мучила и бесила" любовь, от которой его спасла только смерть. И этом можно найти сходство историй двух героев. Любовь и в том и в другом случае оказывается связанной со смертью. Павел Петрович не смог разлюбить княгиню и после того, как она скончалась. И Кирсанов потерял все. Автор отмечает, что "исхудалая голова" Павла Петровича лежала на подушке, будто голова мертвеца. Полюбив Анну Сергеевну, Базаров тоже умирает. Не так, как Павел Петрович, а физически.

Любовь в жизни Николая Петровича

Как же раскрывается тема любви в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" в отношении следующего героя, Николая Петровича? Для него это чувство - движущая сила и опора. Тема любви в романе "Отцы и дети" Тургенева получает новое освещение, когда речь идет о Николае Петровиче или его сыне. Для них это не роковое чувство, как для Павла Петровича или Базарова. Это нежная привязанность, естественная потребность души, с которой они не пытаются бороться.

Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и трогательное чувство. Супруги практически не расставались. Так прошло 10 лет, а затем жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло 10 лет, прежде чем его сердце смогло вместить новую любовь.

Фенечка не равна ни по общественному положению, ни по возрасту Николаю Петровичу. Однако это не остановило Кирсанова. Героиня родила ему второго сына. Эта дочь бывшей экономки Николая Петровича смогла наполнить дом радостью и осветить жизнь Кирсанова на склоне лет.

Взаимоотношения Аркадия и Кати

Тема любви в романе "Отцы и дети" представлена также взаимоотношениями сына Николая Петровича и Кати. В отношении Аркадия нужно сказать, что перед его глазами был пример глубокой и нежной любви родителей. У него было совершенно другое представление об этом чувстве, чем у Базарова. Поэтому этот герой возмущался, когда Евгений высмеивал тайну отношений между мужчиной и женщиной. Стоило Аркадию отдалиться от своего друга, как в нем стала преобладать потребность в любящем и близком человеке. Незаметно в его жизнь вошла Катя. В отношениях между Катей и Аркадием автор разоблачает нигилизм, несвойственный натуре сына Николая Петровича. Катя прямо заявляет, что берется переделать его. И девушке удается претворить эти слова в жизнь. Через некоторое время Аркадий отказывается от нигилистической идеологии и становится примерным семьянином.

Заключение

Очень широко представлена тема любви в романе "Отцы и дети" Тургенева. Сочинение по этому произведению написать не сложно. Для раскрытия темы любви можно выбрать взаимоотношения двух героев или же представить общий обзор, как в нашей статье. Страницы романа "Отцы и дети" Тургенева буквально пронизаны духом этого вечного чувства. Характер героев наиболее полно раскрывается как раз во время испытания любовью. Безусловно, тема любви в романе "Отцы и дети" - одна из ключевых в этом произведении.

«…Любовь…сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь…»

(И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Воробей»)

Разве мы властны влюбляться или не влюбляться? И разве, влюбившись, мы властны поступать так, словно бы этого не случилось? (Д. Дидро)

Тайны человеческой жизни велики, а любовь - самая недоступная из этих тайн. (И. С. Тургенев)

Предмет: литература.

Тема: «Испытание любовью».

Цели урока:

образовательные

·выявить понимание обучающимися внутреннего мира главного героя и особенностей его отношения к любви;

развивающие

· продолжить формирование умений анализировать художественный текст;

аргументировано доказывать собственное суждение;

воспитательные

·формировать систему нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие).

Методы работы на уроке:

  • репродуктивный;
  • частично-поисковый;
  • эвристический.

Материально-техническое оснащение:

· компьютер;

· мультимедийный проектор;

· презентация «Испытание Базарова любовью»

· фрагмент видеофильма “Отцы и дети”;

· информационные листы, тесты;

· тетради по литературе;

· стенд с фотографиями по творчеству писателя, иллюстрации к произведению;

Тип урока: урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).

Педагогическая технология: технология проблемного обучения.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная;
  • парная;
  • индивидуальная.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент Ребята, мы с вами продолжаем изучать и анализировать роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”. А вот тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду:

“ Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

О чем говорил Тургенев?

Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока – «Базаров и Одинцова:испытание любовью».

Записываем. Тему и Эпиграф к уроку - слова самого Тургенева:

“Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героя любовью к женщине.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Но прежде чем начать наш разговор, проверим, насколько внимательно вы

прочитали роман. Вам выданы листочки, подпишите их. Проведем небольшой тест.(работа на 3 мин,в это время будет звучать известная вам уже композиция)

Тест по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

1.Кто из персонажей романа «Отцы и дети» прямо не участвует в действии?

А) Фенечка

Б) Катя

В) Одинцова

г) княгиня Р.

2.Основой конфликта романа Тургенева является:

А. Ссора между Базаровым и Кирсановым П. П.

Б. Конфликт между Базаровым и Николаем Петровичем.

В. Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.

Г. Борьба между монархистами и народом.

3. Кого из героев романа называют «нигилистом»?

А. Е. Базарова . В. Николая Петровича.

Б Аркадия Кирсанова. Г. Другого персонажа.

4. Какова будущая специальность Е. Базарова?

А. Революционер. В. Дипломат.

Б. Врач . Г. Банкир.

5. Кто был главным оппонентом в спорах Е. Базарова?

А. Кукшина. В. Одинцова.

Б. Павел Петрович . Г. Аркадий.

6. Какой момент в биографии Базарова был переломным в осознании им своей

Личности?

А. Знакомство с Фенечкой. В. Разрыв с Аркадием.

Б. Спор с П. Кирсановым . Г. Любовь к Одинцовой .

7. Кому принадлежат слова:

«Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от безобразного состояния общества, одним словом, - исправьте общество, - и болезней не будет»?

А. Аркадию Кирсанову . В. Е. Базарову .

Б. Н. П. Кирсанову. Г. П. П. Кирсанову.

Итак, мы с вами сказали,что речь на сегодняшнем уроке пойдет, конечно же, о любви. Кто-то ищет ее, как героиня Островского, стремится познать настоящую, искреннюю; кто-то бежит от нее, считая величайшей бедой для себя. Но в любом случае она оказывает на человека огромное влияние, помогает ему понять, оценить, изменить себя . Именно поэтому тема сегодняшнего урока звучит так – «Базаров и Одинцова:испытание любовью»

III. ВВЕДЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Способность глубоко любить И.С.Тургенев считал одним из важнейших качеств человека. Почти все тургеневские герои проходят «испытание любовью». А как вы понимаете смысл этого выражения?

Что значит испытание? (Проверка).

Что же проверяется в человеке любовью,какие качества? (Дух, сила воли, жизнеспособность, характер...) Словом, любовью в человеке проверяется человек!

Сегодня мы поговорим о том, как любовь воздействует на человека. Нам предстоит раскрыть отношения героев друг к другу, понять причину перемен, происходящих в душе Базарова, проследить, как герой проходит это испытание.

1.Выдерживает ли Базаров испытание любовью? Как заканчивается для Базарова это испытание?

IV. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ

Ответы обучающихся

: 1) В романе “Отцы и дети” главный герой выдерживает проверку любовью. Базаров пожертвовал всем ради любви, не убежал от своего страстного чувства и не отверг даже на смертном одре.

Выдержал ли Базаров испытание любовью? И да, и нет . Любовь в нем победила отрицание, но, победив, сломала, покачнула уверенность, лишила желания жить.

Прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему?

Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине вообще, опираясь на текст романа.

Для этого ОБРАтимся К ИНФОРМАЦИОННЫМ ЛИСТАМ С ЦИТАТАМИ ; прочитайте и скажите,кому принадлежат эти слова? Зачитаем

“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

“И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.

“Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

Кто готов ответить? Базарову

Опираясь на эти цитаты,скажите:

1) Как относится Базаров к чувству любви между мужчиной и женщиной?

У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила.

2) С каким из утверждений Базарова вы бы согласились и почему?

Слушаем ответы,затем запишем вывод:

Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.

Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения.

3) Что это за встреча? Кто эта женщина?

Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова.

4) Где Базаров впервые видит Одинцову?

Впервые она появляется на балу у губернатора.

Давайте посмотрим отрывок из кинофильма(она входит стоп кадр ОНА в дверях)

5) Обратимся к портрету героини и попытаемся выделить главные черты её облика.

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Каково первое впкчатление о ней у Аркадия? У Базарова?(стр 324)

(Обращение к портрету Одинцовой, выделение главного в облике героини: красота, спокойствие , женственность, уверенность в себе):

Аркадий оглянулся и увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица. Одинцовой пошел двадцать девятый год, но в ее присутствии Аркадий чувствовал себя школьником, студентиком, точно разница лет между ними была гораздо значительнее. Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист; со всем тем Аркадий решил, что он еще никогда не встречал такой прелестной женщины. Звук ее голоса не выходил у него из ушей, и движения ее были особенно плавны и естественны в одно и то же время. Аркадий ощущал на сердце некоторую робость, но спокойствие Одинцовой сообщилось и ему. Одинцова слушала его с вежливым участием, слегка раскрывая и закрывая веер. Сама она говорила мало ,

Но знание жизни сказывалось в ее словах; по иным ее замечаниям Аркадий заключил, что эта молодая женщина уже успела перечувствовать и передумать многое ...

V. Давайте проверим эту гипотезу

Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

СООБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩ ихся

Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге .

6) Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, ведет себя цинично. Меняется ли его отношение к ней впоследствии?

Это что за фигура? На остальных баб не похожа.

Тургеневский герой, отвергающий отношения мужчины и женщины, попадает в сети любви.

Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Цинизм – конфуз – испуг – стремление понравиться - интерес – мучительное чувство.

Цинизм – конфуз – интерес – стремление понравиться – испуг - мучительное чувство (правильно)

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

С приезда в поместье Одинцовой начинается смятёние Базарова. Про себя он замечает: “Какой я смирненький стал”. За это время, проведённое в имении Одинцовой, Базаров изменился: “…что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал…”

Давайте обратимся к информационным листам. Прочитаем вслух цитаты Работа с текстом:

“Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.

“Сердце у него действительно так и рвалось”.

“Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.

8) Как вы думаете, что же поселилось в душе, в сердце Базарова? (Евгений не может уехать, он полюбил. Трудно бороться с самим собой, но он таит свою любовь, мечтает о нежности)

Очень не легко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начинает происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”.

9) Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

Слушаем ответы,записываем вывод:

(Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой)

ЗАДАНИЕ ГРУППЕ:

Обратимся к сцене признания (глава 16). ПРОСМОТР ЭПИЗОДА

10) А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием? (С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать)

11) Почему Одинцова решила “не шутить”? (Анна Сергеевна испугалась. Она уже всё испытала в жизни. Грубость, необузданность Базарова её страшили. Одинцова привыкла к спокойной размеренной жизни. Даже заметила, что боится Евгения. Одинцова выбирает комфорт, прежний образ жизни для себя, покой: то равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.)

12) Кто виноват в том, что любовь не состоялась? (Базаров захвачен целиком “страсть в нём билась”. Одинцова же дошла до “известной черты” и спокойно отступила.)

  1. Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным.
  2. Финал романа.

Конечно, нельзя окончить разговор без последней встречи умирающего Базарова с Одинцовой.

Состоялось последнее объяснение (Опять при свете лампады).

Одинцова приехала к умирающему Базарову. Садится в опасной близости от него, целует его.

Давайте зачитаем этот отрывок стр 418

Может быть она, любила его по-настоящему? Несмотря на то, что Базаров вынес ей вердикт: «Вы не можете полюбить»? Или?

«Базаров умолк и стал ощупывать рукой свой стакан. Анна Сергеевна подала ему напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша »

О чем говорят эти детали?.

Посмотрим отрывок из кинофильма

Как прошло испытание? Как ведет себя Базаров? (Он решителен, мужествен. Но силы покидают, и Евгений это ощущает. Все испытания выдерживает с честью. Теперь не нужно притворяться. Он просит задуть свечу и подарить прощальный поцелуй.)

- Чем был по сути поцелуй Одинцовой ? (Поцелуй в лоб. Прощание с покойником).

Базаров попал под колесо, с горькой иронией называет себя червяком полураздавленным. Одинцову же называет красивой, славной, великодушной.

Заканчивается …их поединок роковой. Базарова нет.

Кто, по-вашему, одержал победу в этом поединке? (Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение.

Во-первых , отвергнуты его чувства и он сам.

Во-вторых , он начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь, теряет почву под ногами, смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь . Но это и победа : любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, онначинает понимать, что жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.

Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило её уверенность в себе.!!!

В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства, гораздо менее живой , чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее сердце»)

ИТАК,Выдерживает ли испытание любовью эта героиня? (Как помещица – барыня – да! Как женщина – нет! Предпочла любви спокойствие, уют, комфорт, порядок...)

«Кто не знал любви, тот всё равно, что не жил!» - говорил великий французский драматург Ж.Б.Мольер.

  • Почему Базаров оказался «выше» Одинцовой? (Сумел полюбить искренне, умирал, как будто «совершая подвиг» (Писарев)).

Выдерживает ли Базаров испытание любовью?

  • -Как нигилист – нет!
  • -Как человек – да! Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем.

ВЫВОД (запишем )

Испытание любовью становится для героя решающим. Только любовь раскрыла в нём глубокого человека, самосгорающего в чувстве и ещё более сильного. В любящем Базарове просыпается чувствующая душа, таящая бурю страстей. Он не только сломлен. Он сильный. Смерть дала возможность Базарову быть таким, не боящимся, умеющим любить.

Sine ira et studio P.C. Tacitus
(Без гнева и пристрастия П. К. Тацит)

В «Отцах и детях» Тургенев применил уже отработанный в предыдущих повестях («Фауст» 1856, «Ася» 1857) и романах способ раскрытия характера главного героя. Сначала автор изображает идейные убеждения и сложную духовную и умственную жизнь героя, для чего включает в произведение беседы или споры идейных противников, потом создаёт любовную ситуацию, и герой проходит «испытание любовью», которое Н.Г.Чернышевский назвал «русский человек на rendez-vous». То есть героя, уже продемонстрировавшего значительность своего характера и идей, Тургенев помещает в жизненные обстоятельства, требующие характера и применения идей на практике — для преодоления конкретных жизненных препятствий. При этом ни в одном из тургеневских произведений обстоятельства «испытания любовью» не повторяются.

Так, Дмитрия Рудина в одноимённом романе (1855) полюбила замечательная девушка Наталья Ласунская. Она первая признаётся в любви, и тут Рудин, который и сам влюблён, отступает. Он не уверен, что сможет устроить достойную жизнь для Натальи, боится взять на себя ответственность за её судьбу, поэтому советует ей покориться воле матери-аристократки, которая никогда не согласится на брак своей дочери и нищего философа Рудина. «Покориться! Так вот как вы применяете на деле ваши толкования о свободе, о жертвах...» (IX), — подводит итог возвышенным рудинским призывам Наталья. Сцена последнего объяснения у заброшенного пруда доказывает жизненную несостоятельность Рудина, прекрасного оратора и неуверенного в себе, беспомощного в реальных обстоятельствах человека.

Фёдор Лаврецкий в романе «Дворянское гнездо» (1858) изображён зрелым человеком, много повидавшим (Россию и Францию, столицы и провинцию), много передумавшим (идеи западников и славянофилов, отношения дворянства и народа), много пережившим (любовь к жене и её измену). Лаврецкий знакомится с Лизой Калитиной, отличающейся необыкновенной душевной и нравственной чуткостью. Он влюбляется в Лизу сначала безнадёжно, а после известия о смерти жены начинает мечтать о личном счастье. Но внезапный приезд жены (известие о её смерти оказалось ложным) разбивает все его надежды. Герой и не пытается что-нибудь предпринять в сложившейся ситуации, сразу смиряется со своей трагической судьбой, о чём свидетельствует последнее свидание-прощание главных героев (ХLII). Лиза уходит в монастырь, а Лаврецкий остаётся одиноким, неприкаянным человеком.

Главным героем романа «Накануне» (1859) становится бедный студент Московского университета, болгарин по национальности Дмитрий Инсаров, человек с сильным характером, целеустремлённый, воодушевлённый великой идеей борьбы за свободу родины. Этот герой противостоит «грызунам, гамлетикам, самоедам» — русским дворянам-интеллигентам, героям первых романов Тургенева. В Инсарова влюбляется молодая дворянка Елена Стахова, покорённая героической личностью болгарина, его страстной любовью и одновременно гордой скромностью, уверенностью в себе (чего не было в Лаврецком), отсутствием позёрства (чем грешил Рудин). В сцене объяснения в любви Инсаров заявляет, что не может отказаться от главной цели своей жизни — борьбы за освобождение Болгарии от турецкого ига, но Елена, одобряя эту высокую и благородную цель, готова разделить вместе с ним все трудности опасной героической борьбы (XVIII). Так Инсаров и Елена находят счастье, не противопоставляя свою любовь другой важной цели — борьбе за свободу Болгарии.

Итак, главные герои рассмотренных романов Тургенева, кроме болгарского патриота Инсарова, «испытание любовью» не прошли. Что же в этом отношении можно сказать о Базарове?

До встречи с Одинцовой Базаров вообще плохо понимал, что такое любовь. Услышав от Аркадия историю Павла Петровича и княгини Р., молодой нигилист язвительно вопрошает: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. (...) Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество» (VII). Иными словами, в любви он предполагает чистую физиологию, а духовную близость, сердечное влечение влюблённых друг к другу отрицает. Пока в женщинах его привлекает только внешняя красота. Встретив в саду Фенечку, он сразу спрашивает у Аркадия: «Кто это? Какая хорошенькая!» (IX); услышав от Ситникова об эмансипе Кукшиной, уточняет: «Хорошенькая она?» (XII); разглядев на балу красавицу Одинцову, резюмирует своё впечатление: «Кто бы она ни была — просто ли губернская львица, или «эманципе» вроде Кукшиной, только у неё такие плечи, каких я не видывал давно» (XIV).

Но вот, прожив две недели в усадьбе Одинцовой, он чувствует, что влюбился не на шутку, причём теперь он оценил не только красивые плечи, но и сильный характер, тактичное поведение, интеллект, заботу о младшей сестре Кате, то есть душевные качества Анны Сергеевны. Он, вопреки своим теоретическим убеждениям, поддался тому самому романтическому чувству любви, которое «называл белибердой, непростительной дурью» (XVII). Отказаться от прежних взглядов на любовь гордому, самоуверенному Базарову нелегко, но молодой нигилист недолго носился со своей обидой на жизнь, которая опровергла его убеждения насчёт любви. «Идеальная» (то есть духовная) любовь существует, и Базаров, не тратя много времени на романтические колебания и бесплодные томления (как это делали влюблённые герои предыдущих произведений Тургенева), объясняется Одинцовой в любви. Так, благодаря своей решительности, Базаров достойно выдержал первое, но не главное «испытание любовью».

Всё намеченное он исполняет. Думается, не случайно Аркадий выслушивает следующее рассуждение Базарова: « ...по-моему — лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. (...) Мужчине некогда заниматься такими пустяками» (XIX). Погостив с Аркадием три дня у родителей, Базаров возвращается в Марьино, где оставил «все свои препараты» (XXI) и где без помех может продолжить своё настоящее дело — исследовательские опыты. Там же молодой нигилист пытается «добиться толку» (XVII) от Фенечки, которая была с ним ласкова и показалась ему простой и нетребовательной в амурных делах. Однако и здесь он ошибся: поцелуй в беседке оскорбил Фенечку: «"Грешно вам, Евгений Васильевич", — шепнула она уходя. Неподдельный упрёк слышался в её шёпоте. Базаров вспомнил другую недавнюю сцену, и совестно ему стало, и презрительно досадно» (XXIII).

Чтобы победить свою несчастную любовь, герою нужна не только личная решимость, но и время, которое, как известно, лечит всё. А Тургенев не даёт молодому нигилисту времени: примерно через месяц после объяснения с Одинцовой Базаров заражается трупным ядом и, проболев неделю, умирает. Только разобравшись в обстоятельствах болезни героя, можно решить, выдержал Базаров «испытание любовью» или нет. Если при вскрытии тифозного трупа герой порезался случайно, то логично предположить, что он мог бы перебороть в душе любовь к Анне Сергеевне, не «киснуть» до конца жизни, как Павел Петрович, а заняться более важным делом, к которому себя готовил. Поскольку он имел душевные силы сопротивляться смертельной болезни, постольку и несчастную любовь сумел бы со временем победить.

Но в обстоятельствах заражения Базарова есть странные детали. Герой порезался, хотя постоянно препарировал лягушек и, следовательно, поддерживал свои хирургические навыки. Кроме того, когда у уездного лекаря не оказалось адского камня, Базаров почему-то не воспользовался другим спасительным средством — не прижёг порез железом. Возникает подозрение, что герой сознательно заразился и предпочёл умереть, чтобы не терзаться душевными муками из-за безответной любви. Стало быть, он не выдержал «испытание любовью».

Итак, в «Отцах и детях» Тургенев применил свой любимый сюжетный ход — раскрытие характера героя (его нравственных и деловых качеств) через историю любви. Для литературных героев 30-40-х годов XIX века — «лишних людей» (именно к этому типу героев относятся Рудин и Лаврецкий) — «наука страсти нежной» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», 1, VIII) составляла главный, если не единственный, интерес в жизни. Для героев 60-х годов — «новых людей» — кроме любви, а иногда и помимо неё, в жизни существуют другие заманчивые цели: общественная и предпринимательская деятельность, наука, художественное творчество и т.д. Вопреки этим различиям прежних и современных героев, Тургенев склоняет Базарова, убеждённого демократа, перед «всесильной любовью». Писатель показывает даже, как романтическое чувство к прекрасной аристократке Одинцовой поколебало не только взгляды героя на любовь, ной его общественные и философские убеждения.

Базаров уже засомневался, следует ли ему тратить силы на мужиков Филиппа или Сидора, которые когда-нибудь будут жить в белых избах, а о Базарове даже не вспомнят (XXI). Он начинает думать о смерти («Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может...» — XIX), о ничтожности человека («...часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет...» — там же).

При всём том Тургенев понимал разницу между «лишними» и «новыми людьми», поэтому Базаров, в отличие от Рудина и Лаврецкого, пытается достойно выдержать «испытание любовью», победить свои романтические чувства, раз уж они безответные. Правда, пытается безуспешно, потому, может быть, что писатель дал герою слишком мало времени. Таким образом, Базаров в сравнении с прежними тургеневскими героями представлен более мужественным, волевым человеком, новее равно он трагически обречен, как, впрочем, и Инсаров, хотя последний безусловно выдержал своё «испытание любовью». Так проявилось сложное отношение автора к нигилисту Базарову — уважение его личных качеств и неприятие его общественной программы.

(литературный час в помощь изучению романа
И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
10 кл.

«Любовь - вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин»

И.С. Тургенев

Любовь у Тургенева – первая и едва ли не самая глубокая жизненная тайна. Прелесть ее и трагизм – в поэтическом ощущении непостижимой, недосягаемой красоты.

Испытание героев любовью – излюбленная ситуация тургеневских романов. В описании этого необыкновенно поэтического, священного чувства Тургенев - великий мастер. И всегда на этих страницах мы ощущаем присутствие самого автора, который следит за своими героями «с непонятным участием и болезненным трепетом».

Эти чувства были заложены в детские годы, слишком много обид и несправедливости довелось ему пережить.

«Мне нечем помянуть моего детства, - говорил много лет спустя Тургенев.- Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк – одним словом, муштровали как рекрута. Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявила: «Тебе об этом лучше знать, догадайся».

Трудно представить себе более непохожих людей, чем родители будущего писателя.

Мать – Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была он небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие.

Рано потеряв отца, Варвара Петровна воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Не выдержав притеснений, она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, Ивана Ивановича Лутовинова, человека сурового и нелюдимого. На свою племянницу он мало обращал внимания, однако держал ее в строгости, за малейшее ослушание грозил выгнать дому. Внезапная смерть дяди неожиданно превратила забитую приживалку в одну из самых богатых невест в округе, владелицу огромных поместий и почти пяти тысяч крепостных крестьян.

Ей было уже под тридцать, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев для закупки лошадей с ее завода. Варвара Петровна сразу в него влюбилась: отличался он редкостной красотой. Она пригласила его бывать запросто без дела. Сергей Николаевич стал появляться в Спасском. В 1816 году она вышла за него замуж. Через год у них родился сын Николай, затем Иван, а позднее Сергей.

Трудное детство и юность матери, постоянное ощущение зависимости и в то же время незаурядный ум и большие способности, сильная воля, гордость, стремление к независимости в атмосфере отсутствия любви превращались в желание властвовать, распоряжаться судьбами людей. Варвара Петровна была женщина с тяжелым, деспотичным, капризным характером, и в то же время была одаренной и со своеобразным обаянием. По отношению к троим сыновьям - заботливой и нежной, но это не мешало ей тиранить их и наказывать по любому поводу. Черты матери узнаваемы в барыне из рассказа «Муму», Глафире Петровне из романа «Дворянское гнездо», властной бабушке из повести «Пунин и Бабурин». Дневник матери, обнаруженный после смерти, потряс Тургенева. Всю ночь не мог заснуть, думал о ее жизни: «Какая женщина!.. Да простит ей Бог все! Но какая жизнь!»

Может быть, именно от матери противоречия Тургенева в отношении к женщине: поклонение и непреодолимое неприятие семьи, брака, стабильного «мещанского счастья».

Однажды, вернувшись из-за границы, в свое имение Спасское-Лутовиново, Иван Сергеевич получил письмо от женщины, с которой его связывала многолетняя сердечная дружба. Письмо было грустное, в нем говорилось о разрыве отношений, так как не осталось никакой надежды на взаимность со стороны Тургенева. Да, действительно, сердце его принадлежало другой женщине, но все равно было грустно. Возвращаясь поздней осенью из Лутовинова, вспоминая грустные строки письма и дорогие ему лица, созерцая унылый пейзаж, Иван Сергеевич и написал знаменитое стихотворение “В дороге”. Позднее на эти стихи и был написан романс “Утро туманное”.

Этим же объясняется и странная любовь к Полине Виардо (Мишель Фернанд Паулина Гарсиа). Красота голоса 22-летней певицы в роли Розины из «Севильского цирюльника» покорила Тургенева. В письме к ней читаем: «Ах, мои чувства к Вам слишком велики и могучи. Я не могу больше жить вдали от Вас, я должен чувствовать Вашу близость, наслаждаться ею; день, когда мне не светили Ваши глаза, - день потерянный!» Ее обликом навеяно стихотворение в прозе «Стой!».

«До самой старости Тургенев любил избранницу своего сердца свежо и молодо, весенним чувством первой любви, в которой чувственность поднималась до чистейшего духовного огня.

Я скажу определеннее и резче, чтобы выразить мысль свою: что с момента встречи с Виардо, еще ранее, чем он мог оценить ее «духовные красоты», Тургенев как бы пал под ноги этой женщины... и остался так недвижим до конца жизни. В этой странной физической, но именно, однако, физической связи... пьедестала и статуи, канделябра и свечи. Она горит, светит... Он - ничего. Она счастлива, цветет... Он - смотрит на ее счастье. Она вполне живет. Он вполне не живет... Именно «не живет», поскольку любит и оттого, что любит ее. Он вовсе не живет для себя».

Василий Васильевич Розанов

Первая встреча с истинной любовью у Тургенева безответная. Ему предпочли другого. «Другим» оказался отец Сергей Николаевич. Сын не возненавидел отца, а изобразил его в повести «Первая любовь» «трепетно и влюбленно».

Испытав полуребенком чувства высокие и блаженно-мучительные, в зрелости создал из них лучшее свое произведение.

«Неразделенная любовь» - так начиналась жизнь изящнейшего, умнейшего, очень красивого человека и великого художника.

Анализируя роман И.С.Тургенева “Отцы и дети”, мы чаще всего выдвигаем на первый план именно социальные, идеологические проблемы и, конечно же, конфликт поколений.

Да, действительно, все эти проблемы представлены достаточно убедительно. Однако не только эти вопросы волнуют автора. В романе раскрываются и проблемы вечные: семья, дружба, взаимоотношения человека с природой и любовь. Вот эти-то главные ценности человеческого бытия в качестве сквозных мотивов прошли через все творчество И.С.Тургенева. Именно любовь и помогает вывести роман “Отцы и дети” за рамки социально-политических и идеологических споров на уровень вечных понятий красоты и истины.

В романе «Отцы и дети» четыре любовных сюжета, четыре взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке. Практически все герои романа «Отцы и дети» испытывают или испытали любовь.

Но для двоих – Павла Петровича и Базарова – это чувство становится роковым. Любовная история Базарова очень похожа на любовную историю Павла Петровича. Павел Петрович знакомится с княгиней Р. на балу, Базаров тоже встречает Одинцову на балу.

Несмотря на различие характеров, вкусов и взглядов героев, в их положении много общего.

Во-первых, для обоих любовь – это бурная, всепоглощающая страсть, которая перевернула их жизнь, заставила по-иному посмотреть на окружающий мир.

Во вторых, и Павел Петрович, и Базаров несчастны в любви, потому что страстно обожаемые женщины (может быть, именно эта слепая страсть их и испугала) отвергли чувства героев.

Тургенев наказал обоих героев столь сильным чувством именно потому, что они к нему никогда не стремились: один вел жизнь светского щеголя, фата, получавшего удовольствие оттого, что «женщины от него с ума сходили», другой «был великий охотник до женщин и женской красоты», не придававший серьезного значения отношениям с противоположным полом. Но, полюбив по-настоящему, они меняются. «Привыкший к победам Павел Петрович и тут (с княгиней Р.) скоро достиг своей цели, но легкость торжества не охладила его». Базаров скоро понял, что от Одинцовой «не добьешься толку», а «отвернуться, к своему изумлению, не имел сил».

В-третьих, это была любовь на всю жизнь, которую невозможно забыть и перед лицом смерти. Для обоих любовь становится мукой. Старший Кирсанов со временем «еще мучительнее привязался к княгине», любовь «мучила и бесила» Базарова.

В начале романа Базаров осуждает Павла Петровича: «…Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, а когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина». (Интересно, что Базаров играет с Одинцовой в карты и проигрывает ей!) Но, вернувшись в деревню к родителям в последний раз, Базаров худеет, молчит, «сокрушая» своим настроением отца. «Лихорадка работы» сменилась «тоскливой скукой и глухим беспокойством». Базаров раскисает точно так же, как Павел Петрович. Любовь в обоих случаях приводит к кризису, жизненному и духовному.

Несчастная любовь Павла Петровича и Базарова вызывает одно чувство – жалость. Аркадий, рассказывая о дяде Базарову, говорит: «Он скорее сожаления достоин, чем насмешки». После признания Базарова «Одинцовой стало и страшно и жалко его»; при прощании с Базаровым, в последний раз покидающим ее дом, ей опять «стало жалко» его.

Базаров и Павел Петрович, способные на испепеляющую душу страсть, не могут быть счастливы и осчастливить возлюбленную.


В юности Павел Петрович был самоуверен и насмешлив. Его ожидала славная будущность, блестящая карьера. Но у жизни есть свои резоны: вдруг все изменилось, роковая любовь налетела как вихрь, разметала надежды и планы. Холодный аристократ полюбил женщину, в которой бушуют страстные силы жизни.

Любовь Павла Петровича – это неудовлетворенное, томительное стремление познать ее загадку. Таинственное «что-то», «заветное и недоступное» - главная прелесть жизни, главный источник любви. Как только этот источник иссякнет, жизнь потускнеет и угаснет любовь. Разгадывается одна загадка, но вслед за нею возникает другая. В этом трагизм любви. Она своенравна, человек не властен над нею, но власть любви над ним безгранична: как вихрь налетает она и так же внезапно бросает. «Когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал, не давал ей покою… Года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением теряя ее из виду; он стыдился самого себя, он негодовал на свое малодушие, но ничто не помогало».

Женщина, что коренным образом изменила судьбу Павла Петровича необычна, о такой говорят – «роковая». Хотя герой «скоро достиг своей цели», но только «легкость торжества не охладила его». «Напротив, он еще мучительнее, еще крепче привязался к этой женщине». И причиной этому являлось «что-то заветное и недоступное» в ее душе, «куда никто не мог проникнуть».

В образе княгини Р. полновластно присутствует тайна, связанная с ее двойной – дневной и ночной – жизнью. Днем она была «легкомысленной кокеткой», «с увлечением предававшейся всякого рода удовольствиям» «танцевала до упаду, хохотала и шутила» и «точно бросалась навстречу всему, что могло доставить ей малейшее удовольствие».

Княгиня могла бы остаться незамеченной, подобно многим, если бы не «загадочный взгляд», который был одновременно «быстрый и глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния». Вообще глаза этой женщины жили отдельной, независимой жизнью; светящееся в них «что-то необычайное» не имело ничего общего с дневной светской куклой, чей язык «лепетал самые пустые речи».

И только ночь сменяла день, как в героине просыпается некое терзаемое неведомыми страстями существо: «они играли ею как хотели». Ночными часами она «плакала и молилась, не находя нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная над псалтырем». И эта женщина стала счастьем и несчастьем Павла Петровича, превратила его в свою тень, сделала на всю жизнь одиноким.


В вашем браузере отключен JavaScript


Эта любовь - любовь-наваждение, которая «сломала» жизнь Павла Петровича, он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Он потерял все; автор говорит, что его «исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Эта любовь не приносит ничего людям, кроме муки.

Автор раскрывает нам еще одну тайну Павла Петровича. В действительности он далеко не тот самоуверенный аристократ, какого разыгрывает из себя перед Базаровым. Подчеркнуто аристократические манеры Кирсанова вызваны внутренней слабостью, тайным сознанием своей неполноценности, в чем Павел Петрович, конечно, боится признаться даже самому себе. Но мы-то знаем его тайну, его любовь не к загадочной княгине Р., а к милой простушке Фенечке. Еще в самом начале романа Тургенев дает понять, как одинок и несчастен этот человек в своем «аристократическом» кабинете с мебелью английской работы, с камином и библиотекой в стиле ренессанс. А потом, в комнате Фенечки, мы увидим его среди простонародного быта: баночки варенья на окнах, чиж в клетке, растрепанный том «Стрельцов» Масальского на комоде, темный образ Николая Чудотворца в углу. И здесь он тоже посторонний со своей странной любовью на закате дней без всякой надежды на взаимность.

«Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе»,- говорит Евгений Базаров.

Таким человеком неожиданно оказывается обаятельная женщина. Не секрет, что моральная сущность мужчины часто обнаруживается в его отношениях с женщинами. Базаров – не исключение. Перед ним пасуют все действующие лица, все, кроме Одинцовой. Отношения с ней - не курортный роман, не происшествие, а событие, определяющее переворот в психологии, в настроении, взглядах, в жизни человека, в его судьбе. Мы увидели героя в новом свете, в столкновении сухой теории и «зеленого дерева жизни», в распахнутости глубоко спрятанных от самого себя чувств и желаний. Любовь – чувство стихийное, и все-таки важно, кого и как любит человек и кто любит его; это так же, как дружба, характеризует любящего и любимого.


В вашем браузере отключен JavaScript


Полюбив, Базаров начинает с горечью понимать, что его убеждения не имеют ничего общего с действительностью: раньше он считал все романтическое «белибердой», а теперь «с негодованием сознавал романтика в самом себе». В начале романа он смеялся над Павлом Петровичем, плененным «загадочным взглядом» княгини, А, полюбив Одинцову, сам говорит ей: «может быть, точно, всякий человек – загадка. Да хотя вы, например…» (До этого он считал: «…Все люди друг на друга похожи, как телом, так и душой»).

Сцена признания Базарова в любви Одинцовой противопоставлена их прощанию в последний приезд Базарова в Никольское. В первой после рассказа Базарова о своих чувствах «Одинцова протянула вперед обе руки», а через несколько мгновений Базаров «быстро обернулся и схватил ее обе руки», а во второй – попросив его остаться, «с участием протянула ему руку», но он все понял и не принял руки. В первой сцене, не поняв жеста Одинцовой, взволнованный Базаров бросился к ней, а во второй – поняв смысл протянутой руки, отказался от нее. (То, как Базаров ждал разговора с Одинцовой в свой третий приезд в Никольское, показывает деталь:

«… оказалось, что он уложил свое платье так, что оно у него было под рукой».)

Основное чувство Базарова в романе с Одинцовой – злость: «он отправлялся в лес и бродил по нему, ломая ветки и браня вполголоса и ее и себя», «это страсть в нем билась, сильная и тяжелая, - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»

Евгений борется с собой и страдает. К концу он отступается почти от всех своих убеждений. Уже любя Одинцову, он раздражается, когда Аркадий сравнивает засохший листок с мотыльком, и просит его не говорить красиво. А, умирая, он сам говорит красиво: «…Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Человек, к которому обращены последние слова Базарова – Анна Сергеевна. Любовь к ней он уносит в могилу.

Так что же представляет собой женщина, поразившая умного, несокрушимого и самоуверенного Евгения Васильевича? Обворожительная красавица, царица. Но неужели могла она привлечь Базарова только внешностью?

Что Одинцова – не раскрашенная кукла, не модель и не пустышка, ясно с первых тургеневских строк о ней: «спокойно и умно» глядели ее глаза, «какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». По контрасту с лжеэмансипированными Кукшиной и Ситниковым, Анна Сергеевна представлена на балу у губернатора неторопливой, неговорливой («сама она говорила мало», два раза тихо засмеялась), с достоинством осанки, в непринужденном разговоре с неким сановником.

Прозорливый Базаров сразу выделил ее из массы светских дам. Чем же? Невозможным, по его представлениям и убеждениям, сочетанием в женщине независимости, красоты и ума: «По моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды». Перед его глазами было первое живое опровержение его представлений; первое, но не последнее.

«Баба с мозгом», оказалось, многое испытала в своей жизни, многое знала, многим интересовалась, охотно читала хорошие книги (с плохими, случайными, засыпала) и «выражалась правильным русским языком».

Неудивительно, что Базаров нашел в ней, в женщине собеседницу (и не только), с которой он мог вполне серьезно, без высокомерия и без кокетства говорить о «предметах полезных», начиная с устройства российского («безобразного устройства») и продолжая вопросами медицины, ботаники, живописи, музыки, наконец, проблемами психологии, счастья, любви, будущности самого Базарова. Трудно представить себе, с кем из обитателей романа он мог бы столь уважительно вести беседы о действительно важных проблемах.

Почему же прелестная и умная женщина, увлеченная необычной личностью и добившаяся признания от сурового отрицателя любви, не ответила ему тем же, не вышла за него замуж? Прежде всего, они не настолько уж «однородны», как полагала Одинцова. Скорее, прав был Базаров: «… между вами и мною такое расстояние…» Да, расстояние социальное, мировоззренческое, психологическое, материальное и тому подобное. Но мы знаем немало случаев, когда люди успешно преодолевают это расстояние при одном условии – при условии взаимной большой любви. Была ли такая любовь у прекрасной «аристократки»?

Но дело в том, что она никого в жизни не любила – то ли неспособна была, то ли не везло ей – и оттого страдает, полюбить хочется, да так, чтобы «жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою…» И Базарова, «человека не из числа обыкновенных», хочется ей полюбить. И что-то в душе и в сердце ее происходит. Когда Базаров, еще до признания, обмолвился, что намерен уехать к отцу, «она побледнела, словно ее что в сердце кольнуло, да так кольнуло, что она удивилась и долго потом размышляла о том, что бы это значило». С холодными и безразличными к мужчине женщинами такое не случается. И уже готова была Анна Сергеевна сказать Евгению Васильевичу «одно слово», пытаясь удержать его, но Базаров, у которого «сердце так и рвалось», стремительно покинул ее. И долго еще женщина будет решать для себя этот роковой гамлетовский вопрос, мысленно произносить: «Или?», оценивать свои чувства: «Я и себя не понимала». И даже у постели умирающего она все еще не в состоянии ответить определенно, «точно ли любила» этого человека. И где она, эта мера любви? Может быть, влечение к Базарову – это и есть потолок любовных возможностей Одинцовой, не знавшей другой любви. А страх, который она временами испытывает при мыслях о «нигилисте», объясним: покойного мужа, «ипохондрика, пухлого, тяжелого и кислого» она едва выносила, вышла за него по расчету, натерпелась, как говорится, обожглась и теперь, будучи свободной, осмотрительнее решает свою судьбу, вглядывается в малознакомого, но поразившего ее воображение мужчину и пытается понять свои непривычные чувства. Можно ли в этом упрекнуть ее?

Дмитрий Писарев считал, что отпугнуло Анну Сергеевну и то, что «в чувстве Базарова нет той внешней миловидности, joli a voir (красиво по внешности, миловидно), которые Одинцова совершенно бессознательно считает необходимыми атрибутами всякого любовного пафоса». Возможно, и это сыграло роль. Не забудем, что наша дама, при некоторой демократичности в быту, - представительница княжеского рода (по матери). Что-то в облике и манерах Базарова пугало ее. Однако она умела преодолевать свой страх. Что заставило ее прийти к умирающему человеку, поцеловать его, несмотря на предупреждение о заразной болезни? Чувство вины? Или благодарности? Или…?

Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова на первый взгляд похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не «растоптала» Базарова, после объяснения Базаров с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь «низводит» Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.

Рядом с историей отношений Базарова с Одинцовой, где нарочитое отчуждение разрешается порывом сокрушительной страсти, изображается другая история о сближении Аркадия и Кати, история о дружбе, постепенно перерастающей в спокойную и чистую любовь.

С Катей Аркадий учится быть самим собой и постепенно отдается увлечениям, которые отвечают природе его мягкого, художественно восприимчивого характера. Он читает Кате стихи и прозу, музицирует, наслаждается созерцанием природы.

Аркадий добродушен, бесхитростно прост и, в сущности, сердечно привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям традиционной культуры. Увлечение Аркадия нигилизмом достаточно поверхностно. Рядом с базаровской страстью к Одинцовой – огромной и мучительной – почти по-детски выглядит способность Аркадия примириться с безнадежностью своего чувства к той же женщине. Но именно эта способность как раз и открывает перед ним возможность тихого семейного счастья.

Катя – младшая сестра Анны Сергеевны - первоначально кажется всего лишь милой, застенчивой барышней. Но постепенно в ней обнаруживается самостоятельность и душевная сила. Катя внутренне освобождается от деспотической власти старшей сестры и помогает Аркадию свергнуть деспотическую власть над ним его «учителя» Базарова. Именно благодаря ей оба они становятся самими собою и переживают чувства, способные сделать их счастливыми. Объяснившись, «он едва стоял на ногах и только твердил: «Катя, Катя…», а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда может быть счастлив на земле человек».


В вашем браузере отключен JavaScript


Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви похожи отец и сын.

В своих объяснениях по поводу романа Тургенев настоятельно подчеркивал, что в лице братьев Кирсановых он показал лучших представителей культурного дворянства. Не случайно же, подыскивая прототипы своим героям в реальной жизни, Тургенев писал: «…Николай Петрович – это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович – Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники». Заметим: Тургенев не стыдится здесь своей близости к Николаю Петровичу, более того, он сближает с ним без всякого риска даже Н.П.Огарева, соратника А.И.Герцена. Мы видим, что в характере Николая Петровича Тургенев действительно запечатлел очень много автобиографического, что отношение писателя к этому герою было в высшей степени сочувственным.

Николай Петрович - человек уже немолодой, переживший немало бедствий, но не сломленный ими. Идеалист, с романтическими вкусами и наклонностями, он стремится трудиться, пытается преобразовать в духе времени помещичье хозяйство, устанавливает новые отношения с крестьянами, ищет счастья в любви с молоденькой дочкой своей экономки Фенечкой. Сначала она его дичилась. «Постепенно она стала привыкать к нему, но все еще робела в его присутствии, как вдруг ее мать Арина умерла от холеры. Куда было деваться Фенечке? Она унаследовала от своей матери любовь к порядку, рассудительность и степенность; но она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный… Остальное досказывать нечего».

У них родился маленький Митя, чему оба были рады. Но сомнения не оставляли Николая Петровича: как-то посмотрят на это брат Павел Петрович и сын Аркадий. Но кроткое терпение Николая Петровича и сыновняя любовь Аркадия делают свое дело: в конце романа отец и сын сближаются и оба достигают семейного счастья.


В вашем браузере отключен JavaScript


Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки - это, прежде всего, семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.

И еще об одной любви нельзя не сказать. К мрачному, замкнутому Евгению тщетно рвется теплая волна беззаветной родительской любви. Щедрые души, «старички» Базаровы идут на любые жертвы ради сына, родители готовы исполнить любое его желание, любой каприз. Несчастный Василий Иванович, зная, что Евгений не любит душевные излияния, напускает на себя такую суровость, какая ему явно не по плечу: «А у самого и губы и брови дергало, и подбородок трясся… но он, видимо, желал победить себя и казаться чуть не равнодушным». В доме «старичков» Базаровых совершенно исчезает всякий повод для враждебности, но тут-то и обнажается во всем трагическом его существе полное душевное одиночество нигилиста. По ряду психологических штрихов мы чувствуем, что Базаров любит своих родителей, но он делает все возможное, чтобы скрыть от себя и окружающих эту любовь. Ведь любовь по его понятиям, чувство напускное, отживающее свой век. И потому он боится «рассыропиться», дать своему чувству ход. Любящий своих родителей, Базаров теряет опыт сердечной общительности, культура сыновних чувств в нем иссыхает, атрофируется. В обращении с отцом и матерью он как-то угловат и беспомощен: ни приласкать, ни успокоить. Он целый день молчит, не зная, что сказать отцу в оправдание, решившись на очередной отъезд. И наконец, прощаясь в кабинете, «он проговорил с натянутым зевком: «Да, чуть было не забыл тебе сказать… Вели-ка завтра наших лошадей к Федоту выслать на подставу». Не зря глаза Арины Власьевны, неотступно обращенные на Базарова, выражают «не одну преданность и нежность»: в них «виделась грусть» и «какой-то смиренный укор». Как и в истории с Одинцовой, Базаров безжалостно давит в себе чувство сыновней любви, и чем больше оно сопротивляется, тем сильнее это раздражает героя. В поведении Базарова с родителями нарушаются извечные и непреложные законы нравственности и культуры.


Базаров и Одинцова, испытание любовью.
Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".

"Отцы и дети" И.С. Тургенева, на мой взгляд, можно назвать не только романом-полемикой, но и "романом испытаний".
Изучая своего героя, кардинально не соглашаясь с его жизненной философией, автор проводит Базарова - яркого представителя нигилизма - через несколько важных испытаний.
Таким образом, я думаю, Тургенев проверяет жизнеспособность взглядов Евгения Васильевича, их возможность существовать в реальной жизни.
Мне кажется, самым важным испытанием для Тургенева стало испытание любовью.
Мы видим, что до знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров, как истинный нигилист, презирал любовь, не верил в нее.
Отношения между мужчиной и женщиной в представлении этого героя ограничивались лишь физической стороной, физиологией.
Все остальное же, что существует между двумя людьми, этот нигилист считал чепухой, романтическими выдумками аристократов-бездельников.
Именно поэтому разговор об отношении двух полов у Базарова насквозь был пронизан цинизмом.
Именно цинизм сначала преобладал во фразах героя, направленных в сторону Одинцовой.
Впервые Евгений Васильевич увидел эту женщину на балу у губернатора.
Едва войдя в залу, Анна Сергеевна сразу притянула к себе внимание присутствующих мужчин: "увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий..."
Одинцова отличалась не только красотой и чувством собственного достоинства.
Она, несомненно, была умна: "спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба..." В целом, от героини веяло "ласковой и мягкой силой".
Безусловно, Базаров, как умный и тонкий человек, не мог не почувствовать этого. Больше того, Одинцова произвела на героя сильное впечатление. Однако он тут же надел привычную маску цинизма. Первыми фразами нигилиста об Анне Сергеевне были: "Ну, а по-твоему, что она, точно - ой-ой-ой?", "у ней такие плечи, каких я не видывал давно" и "Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа".
Но мы уже понимаем, что Одинцова, равная Базарову по интеллекту, образованности и силе характера, в значительной мере повлияет на его судьбу, станет важным человеком в жизни героя. На это нам намекает и автор. Еще при первом упоминании имени Анны Сергеевны, у Кукшиной, Базаров невольно сближает Одинцову и любовь: "- Нет, зачем говорить о любви, - промолвил Базаров, - а вот вы упомянули об Одинцовой... Так, кажется, вы ее назвали? Кто эта барыня?" Мы чувствуем, что герой как бы отталкивает от себя возможность полюбить, но эта участь его не минует. Так, в лице Анны Сергеевны, Базарова настигнет сама жизнь. Настигнет и разрушит всю его умозрительную философию.
Мы видим, что, познакомившись с Одинцовой, побеседовав с ней, герой все больше начинает уважать эту женщину как умного и блестящего собеседника. Больше того, Базарову было комфортно и интересно в доме Одинцовой, в окружении ее и ее семьи. И как-то неожиданно для самого себя Евгений Васильевич...влюбился!
Кульминационной в развитии отношений двух героев является сцена признания. Анна Сергеевна, женщина умная, но сдержанная и холодная, сама увлеклась Базаровым. И вот, как будто ненароком, когда она и Базаров достаточно сблизились, чтобы говорить о "внутренних" вещах, Одинцова заводит разговор о счастье.
Она признается, что чувствует себя несчастной, потому что не видит перед собой цели, не знает, для чего ей нужно жить: "Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу". Базаров тут же выводит причину бед героини: "Вам хочется полюбить, - перебил Базаров, - а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье".
И действительно, Одинцова слишком ценит состояние внутреннего равновесия и комфорта, чтобы отдаться чувству.
Но человеческая природа такова, говорит Тургенев, что она не может существовать без любви.
Без любви человек чувствует себя несчастным, он рано стареет, у него нет жизненной цели.
Именно в такую женщину суждено было влюбиться Евгению Базарову.
Героиня выудила из него признание: "Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились".
Больше того, она и сама могла ответить герою взаимностью ("Она не тотчас освободилась из его объятий"), но выбрала другое.
А в душе Базарова произошел переворот. Он понял, что способен полюбить.
Это значило, что любовь существует.
Следовательно, вся система взглядов, философия этого героя была разрушена. Можно сказать, что он потерял жизненную основу, потерял всяческие ориентиры.
Но, кроме того, Базаров потерял и веру в себя. Ведь он влюбился, как самый ничтожный аристократишко, бездельник, которых он так презирал.
Это значит, что он, Евгений Базаров, самый обыкновенный человек, со всеми слабостями и недостатками.
Таким образом, в жизни героя наступил очень серьезный кризис, преодолеть который он не смог.
Базаров не смог принять ценностей "отцов", не смог ответить на коренные вопросы бытия, которые стали приходить к нему.
Поэтому его гибель стала логичным завершением его жизненной истории.
Мы видим, что на страницах романа "Отцы и дети" Тургенев подвергает своего героя самому главному испытанию - испытанию любовью.
Базаров не справляется с ним и погибает.
Так писатель развенчивает популярную в его время нигилистическую теорию и утверждает приоритет незыблемых культурных и этических принципов.